Авианосец адмирал кузнецов внутри фото – Обновленный крейсер «Адмирал Кузнецов»: зенитно-ракетный «Клинок» и армада истребителей (ФОТО)

Как угоняли авианосец — Мастерок.жж.рф

Угон автомобиля отнюдь не редкое событие в нашей жизни. Угоняют, хотя и гораздо реже, самолеты. Мы вот недавно обсуждали с вами, как из Франции корабли угоняли. А вот в 1991 году российские моряки угнали из Крыма целый авианосец «Адмирал Кузнецов», на который заявила свои права Украина.

Или может быть бегство — такое определение, пожалуй, наиболее точно отражает обстановку, которая вынудила командование Военно-Морского флота России, мягко выражаясь, тайком увести ТАВКР «Адмирал Кузнецов», находившийся на государственных испытаниях под Феодосией, а попросту говоря, приказать командиру авианосца бежать в Заполярье от ставших негостеприимными украинских берегов. Это было непростое и по международным меркам скандальное решение, продиктованное смутным временем, охватившим сухопутные войска, военно-воздушные силы и военный флот некогда могучего Советского Союза. Распадалась огромная страна, бывшие союзные республики лихорадочно делили боевую технику, объявляли своей собственностью воздушные армии, военно-морские базы, полигоны, делили самолеты, ракетные комплексы, корабли…

О том, как уходил из Севастополя российский авианосец и рассказывает участник тех событий капитан 2 ранга Виктор Леонидович Канишевский.

Немного истории:

Корабль был заложен на верфи в Николаеве в 1982 году. Время его строительства пришлось на буйные перестроечные годы, что отразилось уже в многочисленных переименованиях корабля. В проекте это был «Советский Союз», закладывалась «Рига», спускался на воду «Леонид Брежнев», проходил испытания уже «Тбилиси».

ТАВКР «Тбилиси» 1990

В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.

Официально «Адмирал Кузнецов» не был первым авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Однако корабли предыдущих серий были носителями самолетов вертикальных взлета и посадки. По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты традиционной схемы с неподвижным крылом. Он был первым и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.

В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.

Официально «Адмирал Кузнецов» не был первым авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Однако корабли предыдущих серий были носителями самолетов вертикальных взлета и посадки. По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты традиционной схемы с неподвижным крылом. Он был первым и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт, провозглашавший Украину независимым государством. Вместе с Актом было принято постановление, подчинявшее все военные формирования, дислоцированные на территории Украины, новообразованному государству.

В ноябре 1991 года крейсер проходил испытания под Феодосией. В один из последних дней осени командир получил телеграмму за подписью Леонида Кравчука, объявлявшего крейсер собственностью Украины и предписывающий оставаться ему на рейде Севастополя до вынесения соответствующего правительственного решения. Офицеры недоумевали: зачем Украине с ее Черным морем океанский крейсер? И на каком основании она заявляет права на корабль, приписанный к российскому Северному флоту?

 

 

Возвращаемся к воспоминаниям Виктора Леонидовича. Вот что он говорит:

Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове», по возвращению из полигона, где летчики палубной авиации в ходе летно-конструкторских и государственных испытаний отрабатывали взлеты и посадки на авианосец, получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде. Разбившись группами по каютам, офицеры да и просто матросы гадали, как на это отреагируют президент России Б. Ельцин, Главком ВМФ В. Чернавин, командующий Северным флотом Ф. Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск» — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1 ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1 ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывала своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве.

В Заполярье, действительно, обслуживать «Кузнецова» было некому. Но у нас в Североморске остались семьи, потому как авианосец со дня закладки предназначался для Северного флота и комплектовался североморцами. Мы, естественно, рвались в Заполярье — домой. И таких было большинство. В их числе оказался и я. А главное — мы во что бы то ни стало хотели вернуть авианосец России.

— Подумаешь, будем стоять не на теплом Севастопольском рейде, а на Североморском, — горячился мой сосед по каютам капитан 3 ранга Павел Сторчак. В Североморске у него осталась жена-красавица Елена и дочь, по которым он очень скучал и с которыми почти ежедневно переговаривался по телефону космической связи. Телефон этот, кстати, очень хорошая штука. За сутки записываешься, и тебе на пять минут корабельные связисты дают возможность поговорить с теми, кого ты хотел услышать.

Несмотря на полученный из Киева запрет, мы на рассвете все же покинули рейд и прибыли в район Феодосийского полигона для отработки посадок и взлетов палубных самолетов, летчики которых обычно ночевали на берегу. Испытания осуществлялись в динамике. Авианосец шел заданным курсом, к нему приближались взлетевшие с аэродрома в Саках палубные истребители Су-33к и МиГ-29к, гасили скорость, точно нацеливались на срез кормы «Кузнецова» и, ухватившись специальным крюком за аэрофинишер, с ревом турбин садились на палубу, пробежав по ней всего несколько десятков метров.

Несмотря на то, что такая работа продолжалась уже не один месяц, нельзя было равнодушно смотреть как стреловидная железная птица сначала опускается с неба или на форсаже устремляется к «трамплину» на носу авианосца и, промчавшись 80 метров по палубе, взмывает в голубую высь. Еще более красочной картиной были ночные полеты. За два месяца такой работы более сотни «сушек» и «мигов» осуществили 500 посадок и взлетов на стальную палубу. Мы уже по «почерку» знали, как садится пилот-легенда, пионер палубной авиации заслуженный летчик испытатель Виктор Пугачев, командир авиадивизии полковник Иван Бахонко, командир эскадрильи Константин Кочкарев, летчики Ярослав Чибир, Игорь Кожин, Виктор Дубовой и другие.

В такие моменты особенно остро испытываешь гордость за первый у нашей Родины авианосец, служить на котором не только престижно, но и считалось за честь: отбор офицеров и мичманов проводился на конкурсной основе, а все воинские звания по должности на ступень выше. Первым командиром «Кузнецова» стал капитан 1 ранга Виктор Павлович Ярыгин. На этом плавучем авиагородке, способном нести на себе смешанную авиадивизию, включая вертолетный полк, у меня была должность помощника командира ТАВКР по живучести. Другими словами отвечал за то, чтобы громадный корабль длиной 302 , шириной 70 метров и водоизмещением более 55 тысяч тонн, населенный 6-ю тысячами моряков и летчиков, в самых критических ситуациях оставался на плаву.

Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радио депеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. В Севастопольскую бухту нас не пускали после того как ТАКР » Адмирал Горшков» под напором шквального ветра чуть не разворотил своей мощной кормой всю причальную стенку. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией и украинскими корнями, что тогда, замечу, даже не вызывало у офицеров ТАКВРа никаких раздумий, распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснить, что две трети офицеров и мичманов, а так же сдаточная команда остались на берегу и прибудут катерами завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил рыжий гость. И добавил. — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Ф. Громова, но и самого Главкома ВМФ В. Чернавина. А, может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро!» Словом, офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя, вчера еще взаимозависимыми, столицами. В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой включили ходовые огни.

К турецкому проливу шли 30-ти узловым ходом. На рассвете показались предместья Стамбула, а затем и его знаменитый мост через Босфор, на подходе к которому к нам пристроился тихоходный буксир-спасатель с советским Военно-морским флагом. Заявки турецким властям на проход проливной зоны, которые, согласно Конвенции о режиме черноморских проливов, заключенной в швейцарском местечке Монтре в 1936 году, наше консульство в Стамбуле не подавало. Об этом, конечно, Устименко знал, как знал, что нет в этой конвенции и статей, категорически запрещающих проход без заявок. Он приказал сбавить ход до 20 узлов и идти с такой скоростью. В это время я находился в центральном командном пункте, расположенном на десять этажей ниже ходового мостика. Но три десятка наружных телекамер давали полную картину происходящего вокруг «Кузнецова». Громада авианосца, почти впритык с берегами, как между Сциллой и Харибдой, прошла под мостом и устремилась в Мраморное море. Турки проходу не препятствовали. Даже привычный в таких случаях катер-разведчик под турецким флагом отсутствовал. Вдоль борта сновали только мелкие катера. Нас фотографировали, приветствовали взмахами рук, улыбались. Чувствовалось, что владельцы суденышек поражены необычными контурами «Кузнецова».

Особенно «трамплином» на баке — изобретением отечественных конструкторов, позволяющее взлетать самолетам без катапульты. Уже на выходе из пролива с буксира подали сигнал «Человек за бортом». Оказывается, несколько моряков с авианосца сбросили спасательный плотик и попытались вплавь добраться до турецкого берега. Команда буксира их выловила и доставила на «Кузнецов». Беглецы, а ими оказались матросы срочной службы, были посажены в карцер, где и находились до самого прихода в поселок Видяево. Позже все они дослужили свой срок и уехали на Украину. Один из них, как мне известно, через год или два написал на корабль покаянное письмо и очень сожалел, что не остался в России. Так как почти две трети офицеров и мичманов остались в Севастополе, то нагрузка на оставшихся на авианосце моряках, естественно, возросла. Во многих подразделениях была отработана взаимозаменяемость, потому особых проблем с несением вахт не было. Средиземное море «полуэкипаж», можно сказать, проскочил на одном дыхании. Но перед Гибралтаром произошла непредвиденная задержка. Авианосец на все четыре винта намотал сорванные штормом рыболовные сети да так плотно, что потерял ход и бросил якорь. Четверо суток корабельные водолазы и часть офицеров, в том числе и я, поочередно спускались под воду, чтобы срезать водолазными ножами капроновые путы.

За Гибралтаром нас встретил американский авианосец «Джордж Вашингтон», экстренным порядком вышедший из Норфолка. Его, в отличие от нас, сопровождало полтора десятка кораблей охранения. Не церемонясь, они развернули масштабные учения, начали имитировать атаки. Их самолеты проносились на опасной высоте над настройками «Кузнецова», а в нескольких десятках кабельтовых по курсу и на траверзе вспучивались фонтаны от учебных бомбометаний. Один из американских вертолетов даже предпринял попытку сфотографировать через кормовое открытие внутренности авиационного ангара «Кузнецова». В азарте он чуть было не влетел внутрь гигантского помещения. Но в это время крейсер резко увеличил ход и вертолет закачало на спутной волне воздуха за кормой авианосца. Но и после этого американцы не свернули необъявленные двусторонние маневры. На волнах закачались противолодочные буи, сбрасываемые вертолетами с «Джордж Вашингтона» по курсу «Кузнецова». Наверное, думали, что нас сопровождает атомная подводная лодка. Никакой подлодки, разумеется, не было — мы шли в гордом одиночестве. С каким сожалением мы вспоминали в эти минуты наши «сушки» и «миги». Эх, их бы сюда! С каким бы азартом наши асы продемонстрировали янки свое мастерство — на Атлантической волне уверенно седлать стальной плавучий аэродром. Чтобы хоть как-то оградить себя от нахальных выпадов, мы подали сигнал «Провожу учения» и подняли два имевшихся на борту вертолета Ка-27пс. Тем временем встретивший нас в назначенной точке за Гибралтаром СКР «Задорный» стал азартно охотиться за американскими буями, делая порой весьма дерзкие циркуляции вокруг кораблей охранения. Наконец, американский авианосец с эскортом ушли на запад, передав эстафету слежения английскому фрегату. Тот «вел» нас до Норвежского моря, где его сменил уже норвежский сторожевик, который и шел с нами до Нордкапа. А до Кольского залива мы постоянно наблюдали на траверзе большой разведывательный корабль норвежских ВМС «Марьятта».

Весь переход от «негостеприимных украинских берегов» до Заполярья занял 27 суток. Встретили нас в поселке Видяево как героев все командование Северного флота, объединения и соединения. Среди заснеженных сопок Заполярья играл духовой оркестр. Звучали торжественные приветствия и слова благодарности за высокую профессиональную подготовку и верность воинскому долгу…
К дню прихода , оказывается, в Видяево для «Кузнецова»успели установить плавучий причал, который строили северодвинские корабелы. На целых три года он стал родным домом для авианесущего крейсера и всего экипажа. А то, что «Кузнецов» — единственный в мире авианосец, базирующийся в Заполярье, вызывал у нас чувство гордости и какой-то неопределенности.

В украинских СМИ эпопея с крейсером до сих пор именуется как кража россиянами украинского корабля. Но моряки считают, что «Адмиралу Кузнецову» выпала просто прекрасная судьба. Достаточно посмотреть, как Украина распорядилась доставшимся ей богатством.

 

 

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» Украина продала Китаю, сделавшего из него увеселительный аттракцион с отелем и рестораном.

 

ТАВКР «Варяг», май 1999

 

На 2/3 построенный «Варяг» продали китайцам под самое большое в мире плавучее казино. Китайцы не стали делать из корабля игорный дом, а достроили судно и переименованный в «Ляонин»

«Варяг» стал первым авианосцем ВМС КНР – гордостью Поднебесной и головной болью Тихоокеанского флота США.

 


Угадайте, за сколько Украина продала авианосец с готовностью выше 90%? Не угадаете. В 1998 году тяжелый авианесущий крейсер продан за 23 миллиона долларов (Ан-142 стоит 30 миллионов, танк 2-3 миллиона). Даже думать не хочу сколько десятков миллионов взяток положили в карманы участники продажи.

Заложенный на николаевской верфи однотипный с «Адмиралом Кузнецовым» «Ульяновск» украинские власти, так и не сумев достроить, разрезали на металлолом.

И только «Адмирал Кузнецов» гордо бороздит моря и океаны под родным Андреевским флагом, и радуется, что в свое время не достался Украине.

 

 

Сегодняшний день

 

«Севмаш получил серьезный опыт по ремонту и модернизации авианосцев благодаря «Викрамадитье». Этот завод сегодня абсолютно готов к нормальному ремонту «Кузнецова», — сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Пока поддержание технической готовности российского авианесущего крейсера проводится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске. «Адмирал Кузнецов» ходит в море без капитального ремонта уже более 20 лет и по-прежнему является надежным кораблем.

«Качество проектирования и создания кораблей в Советском Союзе было потрясающим. Конечно, «Кузнецов» будет поставлен в ремонт через три или четыре года. Я думаю, что это, безусловно, будет «Севмаш», — сказал источник.

По его словам, «это будет серьезный ремонт и модернизация сроком не менее трех лет».

 

[источники]

источники

http://road-crimea.narod.ru/2003/admiral.htm

http://cont.ws/post/74044

http://legion.wplus.net/typhoon/1999/kuz.shtml

 

А еще мы с вами подробно изучали, что такое Авианосная ударная группировка (АУГ), а так узнавали про Вторую жизнь для ТАРК «Адмирал Нахимов» и что за корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков». А вот Разоблачаем ! Монгольский авианосец ? и вот такой Летающий авианосец и Как строят авианосец Gerald R. Ford. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=58909

masterok.livejournal.com

Авианосец «Адмирал Кузнецов» пройдет модернизацию на «Севмаше» через несколько лет

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», через три-четыре года придет на ремонт и модернизацию на предприятии «Севмаш». Об этом ИТАР-ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. 

«»Севмаш» получил серьезный опыт по ремонту и модернизации авианосцев благодаря «Викрамадитье». Этот завод сегодня абсолютно готов к нормальному ремонту «Кузнецова», — сказал источник. Пока поддержание технической готовности российского авианесущего крейсера проводится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске.

«Адмирал Кузнецов» ходит в море без капитального ремонта уже более 20 лет и по-прежнему является надежным кораблем. «Качество проектирования и создания кораблей в Советском Союзе было потрясающим. Конечно, «Кузнецов» будет поставлен в ремонт через три или четыре года. Я думаю, что это, безусловно, будет «Севмаш», — сказал источник. По его словам, «это будет серьезный ремонт и модернизация сроком не менее трех лет».

«Палубную авиацию есть где учить — для этого есть палубный тренажер НИТКА в Ейске и, если потребуется, возможно возвращение в строй комплекса НИТКА в Крыму. Морские летчики не должны потерять свои навыки», — пояснил источник.
 

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5  

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) пр.1143.5 разработан Невским проектно-конструкторском бюро на основе пр.1143.4 («Баку», позднее «Адмирал Горшков») с использованием опыта создания кораблей пр.1153 и 1160. Эскизное проектирование начато в 1977 году, завершено в июле 1980 года и окончательно проект утвержден в мае 1982 года.   

Фото: ru.wikipedia.org


Главными конструкторами при проектировании и строительстве корабля были О.П. Ефимов (1977 год), А.Б. Морин (лето 1979 год), В.Ф. Аникеев (декабрь 1979 год), П.А. Соколов (1986 год) и Л.В. Белов (1989 год).  

Изначально проектом предусматривалась установка на корабле паровой катапульты, позднее проект был переработан под трамплин. Строительство ТАВКР («Рига», заводской №105) начато 1.09.1982 году на Черноморском судостроительном заводе №444 (город Николаев), 26.07.1982 года зачислен в списки кораблей ВМФ, 26.11.1982 года переименован в «Леонид Брежнев», 6.12.1985 года спущен на воду, 11.08.1987 года переименован в «Тбилиси», а 4.10.1990 года — в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Вступил в строй 25.12.1990 год., а 20.01.1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного флота.   Доводочные работы продолжались до 6.05.1991 года. От ТАВКР «Адмирал Горшков» пр.1143.4 отличался большим водоизмещением (58500 т. против 40000 т.) и меньшей скоростью (30 узлов против 32 узлов).

На крейсере планировалось разместить около 50 единиц самолетов типа Су-33 (основной), МиГ-29K, Су-27К, Су-25, Су-25УТГ, вертолетов типа Ка-27 (Ка-28, Ка-29, Ка-32), а также специально построенных двух самолетов РЭБ/ДРЛОУ — модифицированный транспортный самолет с двойными турбинами Ан-72 (Madcap) и Як-44 с двойным турбовинтовым двигателем (внешне напоминал E-2 “Хокай”).     

На ТАВКР были испытаны истребители-бомбардировщики МиГ-27, Су-24, Су-25 и Су-27. Самолеты для ТАВКР пр.1143.5 дорабатывались на наземном испытательно-тренировочном комплексе авиации (НИТКА, аэродром Ново-Фёдоровка, г. Саки, Крым) со стальным лётным полем в виде корабельной палубы.   

Первая посадка самолета на палубу ТАВКР пр.1143.5 («Тбилиси») произведена 1.11.1989 года (истребитель Су-27К, лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О. Аубакиров).  

Фото: ru.wikipedia.org

Фото: ru.wikipedia.org


В августе 1990 года. начались государственные испытания, в ходе которых корабль прошел 16200 миль с выполнением 454 полётов самолётов. В декабре 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы на Северный флот, где был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево.

Полеты 279 иап (командир Герой РФ Т.А. Апакидзе) с палубы ТАВКР были освоены в 1994 году.   С августа 1998 года обеспечивал боевую подготовку палубной авиации, в октябре 1999 года — лётные испытания самолёта Су-27КУБ. Осенью 2000 года прошёл ремонт на СРЗ-35, а 27.09-24.10.2004 г. участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике.  

Фото: ru.wikipedia.org

Фото: ru.wikipedia.org


Тяжелый авианесущий крейсер пр.1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания поддержки морским десантам и наземным войскам. Самый крупный боевой корабль ВМФ России.   

По архитектуре ТАВКР пр.1143.5 представляет собой гладкопалубный корабль с угловой полетной палубой (ПП, площадь 14700 кв. м.) и развитой надстройкой по правому борту. Трамплин в носовой оконечности ПП (угол схода 14 град.) выполнен интегрально с корпусом корабля, имеющим 7 палуб по высоте и две платформы.  

Главная энергетическая установка (ГЭУ) с увеличенным запасом топлива (в отличие от пр.1143.4) выполнена в виде четырехвальной котлотурбинной установки (КТУ) в составе 8 главных паровых котлов (КВГ-4) и 4 паровых турбин мощностью по 50000 л.с. каждая, размещенных в двух машинно-котельных отделениях. Ход корабля обеспечивается четырьмя валами с винтами фиксированного шага.  

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» обеспечивает базирование на борту до 26 самолётов (типа Су-27К, МиГ-29К, Як-141, Су-33) и 18-24 вертолёта (типа Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31) в различных вариантах.  Они размещаются в ангаре (153x26x7,2 м) под главной палубой, который в противопожарном отношении может разделяться огнестойкими складными шторами на 4 отсека.

Перемещение авиатехники по ангару обеспечивается полуавтоматической системой цепной транспортировки, на платформы лифтов – тягачами.   

Ракетно-артиллерийское вооружение корабля включает:

  • 12 пусковых установок ПКРК «Гранит» (Shipwreck)
  • 4 корабельных зенитных ракетных комплекса (ЗРК) «Кинжал» («Клинок», 24 ПУ, 192 ракеты)
  • 8 боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) «Кортик» («Каштан», 256 ракет)
  • 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установки АК-630М (48000 снарядов)

Противолодочное и противоторпедное вооружениекрейсера представлено реактивным комплексом противолодочной и противоторпедной защиты (РКПТЗ) «Удав-1» (60 реактивных глубинных бомб).  

Радиоэлектронное оборудование корабля включает боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Лесоруб», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трёхкоординатную РЛС «Фрегат-М2» для обнаружения воздушных и надводных целей, РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Бейсур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полётами «Резистор», средства радиоэлектронной борьбы «Созвездие-БР», гидроакустическую станцию «Звезда-М1», навигационную систему и средства связи, др. средства.  

Находится на боевой службе в составе Северного флота, принимает участвует в его боевой учебе.  

Фото: ru.wikipedia.org

Тактико-технические показатели

Основной разработчик ОАО «Невское ПКБ» 
Основной производитель Черноморский судостроительный завод (г. Николаев)
Скорость полного хода, уз. 30
Дальность плавания максимальная ходом 18 узлов, мили    18000 
Автономность, сут.  45
Вооружение:
ракетное:
ПУ ПКР «Гранит»12
ЗРК «Кинжал»4
ЗРАК «Кортик»8
радиотехническое:

БИУС «Лесоруб»

РЛС «Марс-Пассат»

«Фрегат-М2»

«Подкат» «Резистор»

Энергетическая установка:Энергетическая установка: 4 вальная котлотурбинная установка, 200000 л.с 4 ВФШ
Главные размерения, м304,5х72х10,5
  

www.arms-expo.ru

Что представляет собой авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группировки российских кораблей выйдет на боевую службу в восточной части Средиземного моря. Об этом в среду, 21 сентября, сообщил министр обороны России Сергей Шойгу.

«В настоящее время в российскую корабельную группировку восточной части Средиземноморья входит не менее шести боевых кораблей и трёх – четырёх судов обеспечения из состава всех флотов. Для наращивания боевых возможностей в группировке планируем включить в её состав корабельную авианосную группу с крейсером „Адмирал Кузнецов“», — сказал Шойгу.

По словам министра, авианосец отправят в регион с целью реализации национальных интересов и поддержания мира.

«Напомню, что в 1967 году нахождение в данном районе 5-й оперативной эскадры позволило не допустить разрастания вооружённого арабо-израильского конфликта и в дальнейшем явилось важным сдерживающим фактором для недружественных акций против Советского Союза», — сказал глава оборонного ведомства.

Что представляет собой авианосец?

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» построен по проекту 1143.5. На этапе проектирования его планировалось назвать «Советский Союз», но впоследствии он был заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1 сентября 1982 года под наименованием «Рига». В процессе строительства и испытаний он трижды переименовывался: сначала в «Леонида Брежнева», потом в «Тбилиси», в 1990 году же корабль получил своё нынешнее название в честь Николая Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.

В состав флота официально введён в январе 1991 года.

Авианосец предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Он входит в состав Северного флота. На борту корабля, оснащённого взлётным трамплином, базируется авиагруппа из 26 истребителей Су-27К (Су-33) или МиГ-29К, а также вертолётов Ка-27 и Ка-31.

В июле 2016 года сообщалось, что «Адмирал Кузнецов» в ходе подготовки к дальнему походу впервые после длительного перерыва начал принимать на борт самолёты палубной авиации из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Морской авиации Северного флота. Палубная авиация с авианосца «Адмирал Кузнецов» будет участвовать в нанесении ударов по боевикам в Сирии из восточной части Средиземного моря в октябре 2016 – январе 2017 года.

До недавнего времени авианосец находился на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности.

Технические характеристики

Длина — 305,0 м.

Длина по ватерлинии — 270 м.

Ширина наибольшая — 72 м.

Ширина по ватерлинии — 35,0 м.

Осадка — 10,0 м.

Стандартное водоизмещение — 43 тыс. т.

Полное водоизмещение — 55 тыс. т.

Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. т.

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4×50 тыс. л. с.

Количество котлов — 8.

Количество винтов — 4.

Мощность турбогенераторов — 9×1500 киловатт.

Максимальная скорость — 29 узлов (58км/ч).

Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль.

Скорость — 29 узлов.

Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов (33 км/ч).

Автономность плавания — 45 суток.

Вооружение

14 палубных истребителей Су-33.

10 палубных истребителей МиГ-29К.

2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ.

2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ.

15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС.

2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31.

12×ПКРК 4К80 «Гранит».

24×ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).

8×ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет).

2×РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

6×АК-630.

Экипаж

Экипаж — 1960 человек

www.aif.ru

Для чего авианосец «Адмирал Кузнецов» пойдет в Средиземное море (ФОТО, ВИДЕО)

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» завершает подготовку к дальнему походу в Средиземное море, который запланирован на осень 2016 года и продлится около четырех месяцев.

На судоремонтном заводе в Мурманске осуществлен один из этапов модернизации корабля, перешагнувшего 25-летие. В частности, погреба авианосца оборудуют под новые виды авиационных боеприпасов. Техническая готовность авианосца восстановлена в ходе плановых мероприятий и проверена в море.

Свое мастерство совершенствовали палубные летчики, в том числе летчики-истребители нового авиаполка. По проекту корабельная авиагруппа должна состоять из 26 истребителей Су-27К (Су-33) или МиГ-29К, а также вертолетов-Ка-27 и-Ка-31.

В Средиземноморье авиакрыло ТАКР «Адмирал Кузнецов» подключится к уничтожению позиций террористических группировок в Сирии, то есть усилит российскую авиагруппу, базирующуюся на аэродроме Хмеймим.

В 2015 году корабль уже выполнял задачи в этом регионе.

Корабли ВМФ России участвуют в операции по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада. Между тем в регионе проявляют активность государства, практикующие нелегитимное применение силы. Так, США ранее направляли в Средиземное море свои авианосцы «Гарри Трумэн» и «Дуайт Эйзенхауэр».

Возможности «Адмирала Кузнецова» позволяют использовать его в качестве корабля управления Средиземноморской эскадрой ВМФ России, и это вызывает тревогу на Западе.

6-й флот ВМС США напрягся

Авторитетный американский журнал Foreign Policy (тираж — более 100 тыс. экземпляров) сомневается: «Выдержит ли путинский авианосец сирийскую миссию?». И далее отмечает: «Корабль будет использоваться для нанесения авиаударов в интересах российского союзника президента Сирии Башара Асада. Это будет первая военная миссия корабля и первое испытание в боевых условиях его истребителей МиГ-29К. Это станет также первым и, пожалуй, лучшим шансом продемонстрировать возможности палубных истребителей потенциальным клиентам, например, Индии».

Некий американский чиновник сравнивает появление авианосца «Адмирал Кузнецов» в Средиземноморье с использованием Россией крылатых ракет в Сирии осенью 2015 года, то есть «для создания эффекта, для видимости».

Вылет сверхзвукового истребителя Су-27К с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Здесь хочется уточнить: какие могут быть претензии к боевой эффективности российских КР «Калибр-НК»? Эти ракеты могут уничтожить даже тех, кто в них не верит. Полагаю, и демонстрация способности наносить удары с моря — побочный эффект операции в Сирии.

Тревога американцев понятна. В последнее время военных моряков США в Мировом океане третируют все кому не лень. И, если авианосцу «Гарри Трумэн» создавал проблемы один российский сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», то можно легко представить, насколько омрачит будни 6-го флота ВМС США в Средиземном море авианосная ударная группа ВМФ РФ.

Российский ВМФ ни на кого не собирается нападать первым. Авианосец в составе группы кораблей способен обеспечивать присутствие России и предотвращать конфликты в самых опасных и удаленных регионах планеты, защищать интересы страны в любой точке Мирового океана. Даже если это кому-то не нравится или кажется вызовом.

Россия всегда открыта для взаимодействия. 5 сентября начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов в ходе рабочего визита в Анкару обсудил с турецкими коллегами сирийскую тематику и перспективы военного сотрудничества.

Особенности проекта 1143.5

«Адмирал Кузнецов» — не классический авианосец. К примеру, относительно беззащитные американские плавучие аэродромы в море прикрывает значительная группа кораблей. Российский авианесущий крейсер обладает мощным ракетным вооружением, даже без учета возможностей кораблей сопровождения (авианосной ударной группы).

Авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Наряду с истребителями Су-27К (короткого взлета и посадки) ТАКР «Адмирал Кузнецов» располагает противокорабельными крылатыми ракетами комплекса ударного ракетного оружия (УРО) «Гранит» (12 подпалубных пусковых установок размещены у основания трамплина), зенитными ракетными комплексами «Кинжал» (4 модуля — 192 ракеты), «Кортик» (8 модулей — 256 ракет и 48 тыс. снарядов). Модули обеспечивают надежную систему ПВО.

Это единственный в России авианесущий крейсер, способный нести на борту тяжелые палубные истребители Су-33, и единственный в мире корабль, с борта которого летчики-истребители поднимаются в заполярных широтах.

Длина палубы ТАКР «Адмирал Кузнецов» — 306 м, ширина — 75 м, водоизмещение корабля — 60 тыс. тонн. Дальность плавания при скорости 29 узлов — 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов — 8 тыс. 417 миль (более 15 тыс. км). Экипаж — 1 960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.

Корабль успешно выполнил задачи семи дальних походов в Атлантике и Средиземном море в 1995 — 2014 годах. В 2017-м «Адмирал Кузнецов» встанет на ремонт на два года. Предстоит обновление авиагруппы. Четверть века — это не возраст для боевого корабля.

Опыт эксплуатации ТАКР проекта 1143.5 используется в создании принципиально нового авианосца России водоизмещением около 100 тысяч тонн.

Александр Хроленко

rusvesna.su

в сети обсуждают фото буксировки российского авианосца — Офтоп на TJ

3 ноября в сети появилось фото российского авианосца «Адмирал Кузнецов», которого предположительно тянет буксир. Интернет-пользователи не упустили случая поиронизировать насчёт технического состояния корабля и выяснить, что же на самом деле случилось с авианосцем. По данным некоторых СМИ, снимок и вовсе является фейком.

Авианосец «Адмирал Кузнецов». Фото Getty Images

По данным некоторых СМИ, авианосец «Адмирал Кузнецов» взят на буксир и предположительно был направлен в греческий порт, после того как Испания и Мальта не позволили ему произвести дозаправку в своих портах для дальнейшего следования к берегам Сирии, где Россия проводит военную операцию. Ранее Минобороны РФ опровергало заявление, что авианосец просился в иностранные порты на дозаправку.

«Лента.ру», ссылаясь на неназванного военного эксперта, заявила, что на фото не буксирование авианосца, а его дозаправка. РИА «ФАН» и вовсе попыталось доказать, что снимок — подделка украинских СМИ, также утверждая, что «Адмирал Кузнецов» на фото дозаправляют в море.

Министерство обороны и МИД фотографию пока никак не прокомментировали. Зато среди интернет-сообщества нашлось немало желающих заявить, что буксировка авианосца является позором для России.

«Адмирал Кузнецов» плывёт в Сирию на буксире.
ФОТОФАКТ! https://t.co/gShSwglJFp Позор российского военно-морского флота, авианосец «Адмирал Кузнецов», на буксире. Тащат к Сирии!
28 октября 2016,… https://t.co/J8cFDl6w7Q ФОТОФАКТ! «Адмирал Кузнецов» почти доплыл до Сирии: https://t.co/t2tNDCoBdq

В октябре 2016 года сообщалось, что единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов» действительно отправился в Сирию в сопровождении буксира на случай возникновения проблем.

По данным журналистов, несмотря на внешнее величие и мощь, авианосец имеет массу технических проблем, оставшихся ещё со времён СССР. Одна из технических проблем — валящий из трубы чёрный дым, который недавно уже привлекал внимание российских и зарубежных СМИ.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

tjournal.ru

Обновленный крейсер «Адмирал Кузнецов»: зенитно-ракетный «Клинок» и армада истребителей (ФОТО)

С 1 июля этого года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» должен приступить к решению задач боевой службы после проведенного на нем планового ремонта. Задачу обеспечить своевременное возвращение корабля в строй поставил в ходе недавнего селекторного совещания с руководящим составом Вооруженных Сил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу, сообщает ТК «Звезда».

При этом, как подчеркнул министр обороны, корабль должен быть готов к испытаниям самолетов и вертолетов, которые будут базироваться на крейсере. Уже известно, что обновленную авиагруппу могут составить, в том числе, машины, построенные в рамках Гособоронзаказа самолетостроительной корпорацией «МиГ».

Сервис для авианосца

Даже легковому автомобилю время от времени требуется техническое обслуживание. Что говорить о корабле водоизмещением в несколько десятков тысяч тонн с огромным количеством систем, агрегатов, с постоянным нахождением в агрессивной морской среде. К тому же нельзя сбрасывать со счетов необходимость обновления выработавшего свой ресурс бортового вооружения, устаревающего радиоэлектронного и навигационного оборудования, общекорабельных систем жизнеобеспечения.

Минувший год стал годом масштабного планового ремонта российского авианосца. В течение трех месяцев, пока корабль находился в сухом доке 82-го судоремонтного завода в Росляково, были проведены очистка и покраска его корпуса, отремонтированы агрегаты и оборудование электромеханической боевой части, выполнено сервисное обслуживание. Да, для такого внушительного исполина, коим является этот крейсер, регулярный плановый сервис необходим.

В августе авианосец окинул док и занял свое место на стоянке у причальной стенки судоремонтного завода в Мурманске. К слову, гигантские размеры корабля сказались даже на такой стандартной процедуре, как вывод из заводского плавдока. У авианесущего крейсера этот процесс занял внушительные 20 часов — без малого сутки! Все это время экипаж находился на своих постах, контролируя спуск на воду, в том числе постоянно оценивая герметичность корпуса. Борьба за живучесть корабля – боевая задача для моряков даже в мирное время.

Разящий «Клинок»

По информации пресс-службы Северного флота, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в течение последних нескольких месяцев уже выполнил ряд плановых задач боевой подготовки, в том числе — с выходом в полигоны Баренцева моря. Здесь прошла проверка бортовых радиотехнических систем и оборудования, состоялись облеты корабля самолетами корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота Су-33 и Су-25 с аэродрома Североморск-3. Летчики совершали полеты без посадок на палубу, действуя на различных высотах и дистанциях.

Экипаж крейсера также отработал прием грузов с судов обеспечения, потренировался отражать атаки подводных диверсантов на незащищенном рейде. Ну и самое главное — были выполнены боевые упражнения по поражению морских целей из зенитного ракетного комплекса «Клинок». Этот ЗРК — основное оружие ПВО не только «Кузнецова», но и атомного крейсера «Петр Великий», а также больших противолодочных и сторожевых кораблей.

На авианосце размещены 24 пусковых модуля таких ракет, всего — около двухсот штук. Их особенность в возможности поражения всех средств воздушного нападения противника — не только противокорабельных или противорадиолокационных ракет, но и управляемых и неуправляемых авиабомб. Вскрывать объекты противника комплекс может в автоматическом режиме на дальности до 45 км, при этом на «мушке» оказываются сразу четыре цели.

МиГ для «Адмирала Кузнецова»

В январе этого года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отметил 25-летие подъема военно-морского флага. Крейсер уникален хотя бы своими габаритами: длина палубы — свыше трехсот метров (три футбольных поля), ширина — 75, высота — примерно с 20-этажный дом. Подсчитано, что общая длина внутренних коридоров авианосца превышает 16 километров. Одновременно на такой махине может находиться целая воздушная армада — до полусотни самолетов и вертолетов, а численность экипажа корабля составляет почти две тысячи моряков. Не случайно одно время должность командира крейсера была адмиральской.

На сегодня это единственный в России корабль, способный нести тяжелые палубные истребители Су-33. А еще это единственный в мире авианосец, с борта которого наши летчики-истребители поднимаются в воздух в заполярных широтах. Кстати, шестеро авиаторов отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота за освоение крейсера были удостоены звания Героя России.

Один из них — генерал-майор Игорь Кожин, ныне возглавляющий морскую авиацию ВМФ России, недавно сообщил о планах вооружить российский авианосец новыми многофункциональными истребителями МиГ-29К/КУБ. Такой контракт уже реализуется авиастроительной корпорацией «МиГ»: всего морскую авиацию должны пополнить свыше дух десятков самолетов этого типа. Будет сформирован и новый корабельный истребительный авиаполк, который получит на вооружение такие машины.

К слову, на днях стало известно о том, что обновленные МиГи приступили к боевой службе на индийском авианосце «Викрамадитья». Индийские заказчики весьма придирчиво испытывали российские самолеты. К примеру, во время одного из этапов проверки они решили протестировать, под силу ли истребителю совершить посадку на палубу корабля на одном работающем двигателе. МиГ справился с этой задачей блестяще, чем еще раз подтвердил свое реноме одной из лучших машин для палубной авиации.

По меркам современного боя

О том, что обновленный российский авианосец получит новое авиакрыло и новые возможности заявил и начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1 ранга Владимир Тряпичников. Он подтвердил, что «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» сможет использовать новые истребители МиГ-29К/КУБ, а также другие самолеты.

«По опыту послевоенных лет, авианосцы активно применяются в вооруженных конфликтах и локальных войнах различного масштаба, — отмечает доктор военных наук, член-корреспондент РАРАН, капитан 1 ранга запаса Константин Сивков. — Они будут одной из главных компонент группировок противостоящих флотов с началом боевых действий между ними».

По мнению эксперта, в авианосцах отражены наивысшие достижения в области не только кораблестроения, но и авиации. Говоря о возможностях российского крейсера, Константин Сивков подчеркивает, что для него, как и для других типов авианосцев, приоритетными станут задачи уничтожения авианосных ударных и многоцелевых групп противника, поражение крупных групп надводных кораблей, борьба с подводными лодками, отражение ударов средств воздушного нападения, а также огневое воздействие на наземные объекты.

При этом, отмечает эксперт, российский авианосец, как показывают расчеты на основе открытых данных, может оперировать своей авиагруппой в течение пяти-шести суток, выполнив за это время до 350 вылетов, в том числе до 150 — самолетами Су-33 и МиГ-29К/КУБ, обеспечив перехват воздушного противника силами 12–14 авиагрупп.

Дмитрий Сергеев

rusvesna.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *