Межконтинентальные баллистические ракеты США | Военное оружие и армии Мира
В 1954 г. американская фирма «Конвэр» (Consolidated Vultee Aircraft – Convair) получила заказ на разработку первой баллистической ракеты большой дальности, которая впоследствии получила наименование «Атлас» («Atlas»). В июне 1957 г. на Восточном ракетном полигоне начались испытания БР «Атлас-А» (всего было изготовлено 8 таких ракет). Из восьми проведенных пусков этих ракет шесть закончились взрывами и отказами. Поэтому годом позже, в 1958 г., на испытания поступила ракета «Атлас-В» (этот вариант использовался для комплексных испытаний системы в целом), а в конце 1958 г. состоялся первый пуск МБР следующей модификации – «Атлас-С» (предсерийный вариант) и по итогам испытаний было принято решение о начале серийного производства и развертывания МБР «Атлас-D».
Ракета «Атлас-D» – жидкостная, ее дальность стрельбы составляла 10300 км, точность (КВО) – 2,8 км. Первоначально ракета была оснащена моноблочной головной частью Мк-2 (мощность – 1,45 Мт, вес 2,5 т). Ракета находилась в вертикальном положении на открытой стартовой площадке. С 1959 г. было развернуто всего 3 таких МБР.
Примерно через один год на вооружение поступила ракета «Атлас-D», оснащенная новой головной частью Мк-3 (таблица 1.7). Ракета хранилась в железобетонном ангаре на пусковой установке в горизонтальном положении. Перед стартом крыша ангара раздвигалась и ракета с помощью домкратов приводилась в вертикальное положение, заправлялась компонентами ракетного топлива. Техническая готовность к пуску ракеты составляла 15-20 минут.
Конструкция МБР «Атлас-D» представляла собой «пакетную» схему. Ее двигательная установка состояла из маршевого двигателя, двух стартовых ускорителей и двух рулевых двигателей малой тяги. При запуске ракеты все двигатели начинали работать одновременно и при достижении определенной скорости происходило отделение ускорителей.
С января 1958 г. началось формирование первой ракетной эскадрильи в составе САК США. Личный состав эскадрильи приступил к изучению ракеты «Атлас-D» на авиабазе Ванденберг. Одновременно шла подготовка еще двух эскадрилий, развертывание которых планировалось на авиабазе Уоррен (шт. Вайоминг).
Первые МБР «Атлас-D» (с ГЧ Мк-2) были поставлены на боевое дежурство, начиная с сентября 1959 г. (всего к маю 1961 г. было развернуто 30 таких ракет, из них 3 – с ГЧ Мк-2 и 27 – с ГЧ Мк-3). В 1964 г. все МБР «Атлас-D» были сняты с боевого дежурства.
В начале 1960-х годов были созданы и приняты на вооружение еще две модификации – «Атлас-Е» (развернуто 32 ракеты) и самая совершенная модификация «Атлас-F» (на боевое дежурство с 1962 г. по 1964 г. было поставлено 74 ракеты). Они имели усовершенствованную систему управления, более совершенное боевое оснащение, измененный стартовый комплекс, что позволило существенно ускорить процедуру заправки ракеты топливом и её запуск. Ракета «Атлас-F» оснащалась головной частью Мк-4 (мощность 4,0-4,5 Мт), хранилась в шахте в частично заправленном состоянии (с заправленным баком горючего, а заправка окислителем осуществлялась перед стартом ракеты. При этом от начала дозаправки до пуска ракеты проходило 17 минут, в последующем это время было доведено до 5 минут). Ракета размещалась в шахте глубиной 53 м, которая сверху закрывалась железобетонной двухстворчатой крышей массой 126 т. Непосредственно перед стартом ракета в уже заправленном состоянии поднималась из шахты на поверхность с помощью специального лифта.
К концу 1963 г. МБР типа «Атлас» стали считаться морально устаревшими и не отвечавшими требованиям руководства Стратегического авиационного командования (САК). К концу 1964 г. с вооружения были сняты ракеты «Атлас-D», а в 1965 г. – все ракеты более поздних модификаций (все они были заскладированы на авиабазе Нортон, шт. Калифорния, и впоследствии интенсивно использовались в качестве ракет-носителей в рамках различных программ освоения космоса).
Практически параллельно с разработкой МБР «Атлас» велись работы и над созданием другой ракеты. Командование ВВС США решило «продублировать» создававшуюся первую американскую ракету «Атлас» путем выбора другой группы основных подрядчиков и иных конструктивных решений.
В 1955 г. командование ВВС США разработало тактико-технические требования на создание тяжелой ракеты, способной нести мощную термоядерную ГЧ, обеспечивающую поражение крупных административных и экономических центров. Летом 1959 г. начались испытания тяжелой МБР, получившей наименование «Титан-1» («Titan-1»). Испытания новой ракеты продолжались до октября 1961 г. (всего был проведен 41 пуск, из них 31 – успешный или частично успешный).
Первая эскадрилья, имевшая на вооружении новые МБР «Титан-1», приступила к боевому дежурству в апреле 1962 г. (всего было развернуто 54 ракеты на 5 авиабазах). МБР «Титан-1» простояли на боевом дежурстве всего 3 года (к апрелю 1965 г. все они были сняты с боевого дежурства, заскладированы и использовались для различных экспериментов).
Ещё в период отработки МБР «Титан-1» стало ясно, что её тактико-технические характеристики можно значительно улучшить за счет внедрения новых технологий, применения самовоспламеняющихся компонентов топлива, форсированных двигателей на обеих маршевых ступенях. В ноябре 1959 г. началась разработка, а в марте 1962 г. – летно-конструкторские испытания новой модификации ракеты – «Титан-2», которая уже в июне 1963 г. была принята на вооружение, хотя контрольные и учебно-боевые пуски ракеты продолжались (всего с начала испытаний по апрель 1964 г. с Западного ракетного полигона было проведено 30 пусков на различную дальность). К январю 1964 г. 54 МБР «Титан-2» были поставлены на боевое дежурство.
Ракета «Титан-2» отличалась целым рядом преимуществ по сравнению с предшествующими ракетами. В частности, после получения команды на пуск система управления ракеты обеспечивала автоматическое проведение предстартовой подготовки и пуск, при этом можно было ввести одно из трех возможных полетных заданий. Ракета находилась в шахтной пусковой установке в заправленном состоянии, что позволяло довести её техническую готовность к пуску до 1,5 минут. Ракета оснащалась моноблочной ГЧ Мк-6 мощностью 9 Мт, а также комплексом средств преодоления ПРО (ложные цели и дипольные отражатели). Она отличалась достаточно высокой точностью стрельбы, её КВО составляло 1,6 км, а после дважды проведенной (в 1968 г. и 1979 г.) модернизации КВО было доведено до 900 м.
Первоначально планировалось поставить на боевое дежурство 108 МБР «Титан-2», однако впоследствии планы были пересмотрены и на боевое дежурство было поставлено 54 ракеты. МБР «Титан-2» состояли на вооружении до конца 1986 г.
В конце 1950-х годов в США начались работы над первым проектом легкой твердотопливной МБР «Минитмен» («Minuteman»), относящейся к межконтинентальным баллистическим ракетам второго поколения. В сентябре 1959 г. сенат США объявил программу «Минитмен» программой с «наивысшим национальным приоритетом». Основной задачей ставилось создание простой, относительно дешевой ракеты, в конструкцию которой без изменения конструктивно-компоновочной схемы можно было бы вносить различные усовершенствования, касающиеся силовой установки, системы управления и наведения, боевого оснащения.
Переход на твердое топливо резко сокращал время подготовки ракет к пуску (они могли быть запущены через 30 сек после получения команды). В феврале 1961 г. на Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг) был осуществлен первый испытательный пуск МБР «Минитмен-1А» (ракета пролетела 7400 км). Однако, вскоре стало ясно, что «Минитмен-1А» не сможет летать на дальность свыше 9500 км и в октябре 1961 г. фирма «Боинг» приступила к работам по усовершенствованию ракеты с целью улучшения её боевых характеристик (позже эта модификация получила наименование «Минитмен-1В»). Тем не менее, ВВС США не отказались от развертывания МБР «Минитмен» серии «А» и конце 1962 г. было принято решение о постановке на боевое дежурство на ракетной базе ВВС Мальмстрем (шт. Монтана) 150 МБР «Минитмен-1А».
В начале 1963 г. закончились испытания «Минитмен-1В» и в конце того же года эта ракета стала поступать на вооружение.
В июле 1962 г. фирма «Боинг» получила заказ на разработку МБР «Минитмен-2», которая должна была иметь более высокие ТТХ по дальности и точности стрельбы, стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, чем «Минитмен-1», и в то же время она не должна была значительно отличаться от предшественницы, особенно по длине.
В 1964 г. начались летные испытания «Минитмен-2», в 1965 г. ракета была принята на вооружение, а в январе 1966 г. началось её развертывание. К началу 1971 г. вся группировка МБР «Минитмен-2» с моноблочными ГЧ была полностью развернута. Первоначально планировалось поставить в ВВС 1000 ракет «Минитмен-2» (200 – новых и 800 – модернизированных «Минитмен-1»). Однако эти планы были изменены и на боевое дежурство было поставлено 500 ракет «Минитмен-2» (200 – новых и 300 – модернизированных). Всего было закуплено 688 ракет, их производство было завершено в 1969 г. На начало 1991 г. в боевом составе СЯС США числилось 450 развернутых «Минитмен-2» и около 50 ракет находились в резерве.
МБР «Минитмен-2» интенсивно использовались для проведения учебно-боевых пусков. Всего было проведено 211 пусков «Минитмен-2» (по заявлению американских специалистов, количество неудачных пусков составило менее 6%).
С конца 1993 г. начался вывод МБР «Минитмен-2» из боевого состава. К началу 1996 г. все они были сняты с вооружения.
В конце 1960-х годов американские специалисты закончили разработку разделяющейся головной части индивидуального наведения, пригодной для размещения на МБР. Такой ракетой стала МБР «Минитмен-3», к проектированию которой фирма «Боинг» приступила в конце 1966 г. в рамках программы совершенствования ракетной системы «Минитмен».
С 1983 г. в США началась разработка малогабаритной высокоточной МБР наземного мобильного базирования «Миджитмен» (“Mitgetman”). Трехступенчатая твердотопливная ракета длиной примерно 14 м и массой около 17 т (масса пусковой установки с ракетой – 80-90 т) должна была доставлять на дальность 11 тыс. км ядерную боеголовку Мк-21 мощностью около 300 кт, прикрытую средствами преодоления ПРО.
Ракета должна была запускаться методом «холодного старта» (выброс ракеты из пусковой установки на высоту около 30 м с последующим запуском маршевого двигателя первой ступени). Пуск ракеты мог осуществляться с пунктов постоянной дислокации и маршрутов боевого патрулирования. Пусковая установка представляла собой седельный тягач с полуприцепом (собственно ПУ) на многоосном колесном шасси. Контейнер с ракетой, а также все проверочное пусковое оборудование размещались внутри полуприцепа и прикрывались металлическими раскрывающимися створками. При подготовке ракеты к пуску пусковая установка опускалась на грунт и за счет силы тяжести врезалась в него, автоматически стопорилась с использованием специальных буров и штырей, а тягач отводился в сторону.
Первый пуск МБР «Миджитмен», проведенный в 1989 г., был неудачным. Второй пуск, осуществленный с Западного ракетного полигона (авиабаза Ванденберг) в апреле 1991 г., прошел успешно. Ракета пролетела 7300 км и достигла заданного места падения. Всего предполагалось провести 16 пусков. Министерство обороны США планировало развернуть на инфраструктуре ракетных комплексов «Минитмен», начиная с 1992 г., не менее 100 МБР «Миджитмен». Однако, в сентябре 1991 г. было принято решение о приостановке разработки мобильных вариантов МБР. Эти программы были законсервированы и перенос усилий был сделан в сторону преимущественного развития ПЛАРБ типа «Огайо» с ракетами «Трайдент-2», а также на ускоренную разработку высокоточных систем обычного оружия.
В 1972 г. в США специальная правительственная комиссия занималась исследованием перспектив развития стратегических ядерных сил до конца ХХ века. По результатам её работы было выдано задание на разработку перспективной МБР, значительно превосходящей МБР «Минитмен» по своим боевым возможностям (в основном за счет увеличения количества и мощности боеголовок, а также повышения точности стрельбы). Программа создания такой ракеты получила наименование Missiele experiment («МХ»).
Этап исследований продолжался 6 лет. За это время было рассмотрено полтора десятка проектов ракет со стартовым весом от 27 до 143 т, представленных различными фирмами. В результате конкурсного отбора был выбран вариант 3-ступенчатой твердотопливной ракеты массой около 90 т, способной размещаться в модернизированных ПУ МБР «Минитмен».
В июне 1979 г. было принято решение о начале полномасштабной разработки МБР «МХ» (“Peacekeeper”), а через четыре года, в июне 1983 г., начались её летные испытания. Одновременно велись проработки вариантов возможного базирования ракеты. Рассматривались четыре концептуальных варианта: шахтный, мобильный наземный, мобильный подземный (ипподромный) и воздушный. В итоге выбор был сделан в пользу шахтного и мобильного железнодорожного вариантов базирования.
При создании МБР «МХ» были использованы все новинки в области материаловедения, приборостроения и электроники. Впервые в США для МБР «МХ» был разработан «минометный старт» – ракета с помощью твердотопливного газогенератора выбрасывалась на высоту 30 м от уровня защитной крыши, после чего включался маршевый двигатель 1-й ступени. Ракета отличалась высокой точностью стрельбы – КВО точек падения боеголовок составляло около 90 м. Двигательная установка системы разведения РГЧ обеспечивала разведение боеголовок по целям, находящимся в пределах площади 800 х 400 км.
В 1986 г. МБР «МХ» поступила на вооружение. К тому времени было принято решение развернуть 100 МБР «МХ», из которых 50 ракет – в ШПУ и 50 – в железнодорожном варианте. В 1988 г. на ракетной базе Уоррен закончилось развертывание 50 ракет в шахтном варианте.
В мобильном варианте (железнодорожное базирование) ракетный комплекс «МХ» проходил испытания до 1991 г. В состав комплекса входили: вагон – пусковая установка, вагон боевого управления, оснащенный необходимыми средствами управления и связи, а также другие вагоны, обеспечивающие функционирование всего комплекса. По завершении этих испытаний планировалось развернуть 25 поездов по две пусковые установки в каждом (все поезда в мирное время должны были находиться в пунктах постоянной дислокации, а с переводом в высшие степени готовности – рассосредотачиваться по железнодорожной сети США). В сентябре 1991 г. президент США Дж.Буш объявил о прекращении работ по железнодорожному варианту МБР «МХ».
Всего было закуплено 114 ракет «МХ». К середине 1995 г. 31 МБР была использована для проведения пусков с различными целями.
В состав головной части ракеты «МХ» входят: 10 боеголовок и средства преодоления ПРО, размещенные на платформе и прикрытые аэродинамическим обтекателем; ступень разведения, включающая систему управления ракетой и жидкостную двигательную установку (ДУ) ступени разведения (основной двигатель и 8 двигателей ориентации). После завершения в сентябре 2005 г. вывода из боевого состава всех МБР «МХ» в вооруженных силах США осталась одна стационарная ракетная система наземного базирования «Минитмен-3».
Боевое оснащение МБР
Все первые МБР США имели моноблочные головные части, не оснащались либо оснащались простейшими средствами преодоления ПРО. Затем, в связи с успехами в разработке средств противоракетной обороны, стали предусматриваться меры по повышению эффективности преодоления головными частями системы ПРО, одной из которых стал переход от моноблочных головных частей к разделяющимся ГЧ. Первой МБР с РГЧ индивидуального наведения боеголовок (Multiple Independently targetable Reentry Vehicle – MIRV) стала МБР «Минитмен-3». Появлению таких ГЧ во многом способствовал достигнутый к тому времени прогресс в ракетостроении и ядерной технике, сопровождавшийся, в частности, повышением точности стрельбы, удельной мощности ядерных зарядов, освоением систем управления с БЦВМ.
353warfor.me
Ракеты США | Журнал Популярная Механика
Эпоха ядерного оружия еще не закончилась. Америка держит в постоянной боевой готовности сотни ракет с ядерными боеголовками. Правда, чтобы это оружие действительно можно было использовать как фактор сдерживания, ракеты, поставленные на боевое дежурство еще в 1970-х, должны иметь гарантированную надежность. А как можно проверить, действует ли вся эта техника, как действовала 40 лет назад? Просто запустить одну из ракет, чтобы она облетела половину земного шара и поразила учебную цель.
Джо Паппалардо
На лужайке рядом с шахтой для старта баллистических ракет аппетитно шкворчат на гриле бургеры и сосиски. Десяток офицеров ВВС в зеленых летных комбинезонах толпятся вокруг переносной «барбекюшницы», намазывая на булки кетчуп и горчицу. За этой живописной группой раскинулась столь же идиллическая калифорнийская панорама: поросшие шалфеем холмы, разбросанные там и сям пальмы и белая полоска пляжа, отороченная кружевом океанского прибоя. В небе кружат чайки, а в песке сидят в своих гнездах встревоженные морские зуйки. Идиллическую картину немного портят лишь установленные на пляже предостерегающие знаки: «Опасно — акулы», «Купание и серфинг под вашу личную ответственность» и «Все побережье под контролем электронных систем слежения».
На тайном жаргоне, которым пользуются ракетчики, Glory Trip (GT) (в вольном переводе на русский — «Tриумфальный марш»), — это испытательный пуск ракеты наземного базирования (GM). Здесь мы расскажем о пуске, имеющем порядковый номер 209. Ракета будет, соответственно, иметь обозначение GT-209, и ее «хозяином» является 91-е ракетное крыло (MW) Глобального Ударного Командования ВВС США. Крыло базируется в городе Майнот, штат Северная Дакота. Пуск будет проводить 576-я испытательная эскадрилья (FLTS) — ее представители сядут за пульт в бункере, размещенном на военно-воздушной базе Ванденберг. Эти испытания, в ходе которых к целям будут доставлены три учебные боеголовки, получили кодовое имя «Цербер» (Cerberus). Цербером, как известно, звали трехглавого пса, охранявшего, согласно греческой мифологии, врата ада. На фото — база ВВС Ванденберг, 3:01 утра. Баллистическая ракета только что показалась над жерлом шахты. Еще одна минута полета, и ракета поднимется на высоту 30 км — снизу она будет выглядеть как крошечная световая точка на черном небе.
Это военно-воздушная база Ванденберг, расположенная в сотне с лишним километров от Санта-Барбары (штат Калифорния), а парней в летных комбинезонах местный персонал называет «гостями с севера, присланными, чтобы нажимать на красные кнопки» (по-английски это звучит как key turners from up north). Симпатичные, приветливые ребята, все моложе 30 лет, они почти весь рабочий день проводят в пусковых капсулах, расположенных в ракетных шахтах на 20-метровой глубине. Сюда, в Калифорнию, этих парней собрали с разных баз ВВС, раскиданных по глуши Монтаны и Северной Дакоты. Их задача — провести запуск ракеты Minuteman III, это единственный тип МБР наземного базирования, стоящий на вооружении в США.
А метрах в двухстах от этого невинного пикника офицеры наземной службы ВВС с помощью гражданского персонала спускают 20-метровую ракету в шахту, носящую название «Пусковая установка № 10». Гражданские специалисты, работающие на базе Ванденберг, проявляют крайнюю осторожность и никого даже близко не подпускают к зоне проведения работ. Если вдруг взорвется топливо, погибнут все, кто окажется рядом. Расчеты, которые по штатному расписанию не участвуют в процессе установки ракеты, должны в эти минуты держаться подальше от «Пусковой № 10». Одна лишь монтажная команда, убедившись, что вокруг нет никого из посторонних, аккуратно вынет ракету из подтянутого тягачом контейнера и спустит ее в шахту. Тем же, кто нажимает на «красные кнопки», видеть процесс установки ракеты и вовсе необязательно.
Офицеры ВВС, которым доверено запускать баллистические ракеты с ядерными боеголовками, зовутся здесь «хозяевами ключей» (в советской терминологии это «электроогневой взвод»). На фото: второй лейтенант Ивэн Фэй.
Познакомимся с одним из парней, которых пока еще не пускают внутрь железной ограды. Первый лейтенант Лукас Райдер сейчас несет службу в 90-й эскадрилье оперативной поддержки, а в прежней жизни успел побывать и скаутом, достигнув гордого звания «орла», и участником в телешоу «Опра ищет новую телезвезду». Впрочем, в ВВС он служит уже три года. Как и большая часть его коллег, о межконтинентальных баллистических ракетах он вообще не знал ничего и впервые услышал эти слова от офицера-вербовщика, когда ему объяснили, где он будет проходить курс начальной военной подготовки.
«Я даже переспросил. Ракетные части? А что это значит? — вспоминает сейчас Райдер. — Я и в самом деле не знал, что такие существуют». Так оно начиналось, а сейчас Райдеру подчиняется самое страшное оружие из всех когда-либо созданных на Земле.
На фото: первый лейтенант Лукас Райдер.
Не пройдет и месяца, как первый лейтенант Райдер будет удостоен высочайшей чести, какая может выпасть на долю молодого военного — ему доверят запуск ракеты. «Я не могу выразить своих чувств, ведь примерно через месяц мне разрешат повернуть тот самый ключ», — говорит молодой лейтенант, оглядываясь на шахту. Три раза в год командование ВВС выбирает одну из ракет, стоящих на боевом дежурстве по всей стране, составляет команду для ее запуска и отправляет ее вместе с ракетой туда, где и будет производиться испытательный пуск. (Разумеется, сами боеголовки испытываются только с помощью программ-симуляторов, установленных на суперкомпьютерах.) Испытательный запуск принято в среде ракетчиков называть «Триумфальным маршем», и сейчас на базе готовятся к GT-209 — 209-му такому запуску, если считать от первого, произведенного в 1970 году.
Забытые, но не заброшенные
Уже больше 20 лет прошло с момента завершения холодной войны, однако мы продолжаем жить в той реальности, где человечество все так же сохраняет за собой право на полное взаимоуничтожение. Это право все так же продолжает служить весьма эффективным механизмом взаимного сдерживания. Окончание холодной войны не отменило ядерной угрозы. Более того, к этой угрозе подключается все больше и больше стран, способных обзавестись своими собственными ракетами большого радиуса действия. «Как бы мы на это ни смотрели, — заметил в прошлом году обозреватель «Би-би-си» Кевин Коннолли, — обладание ядерным оружием позволяет многим странам занять более солидные места за столом международных переговоров».
На фото: первый лейтенант Натан Ларсон.
Среди таких честолюбцев есть и державы, с давних пор противостоящие США на геополитической арене. Возьмем хотя бы Россию, у которой имеется 1800 ядерных ракет, а в октябре 2013 года там было испытано сразу четыре ракеты класса МБР. Специалисты предполагают, что в непрерывно растущем арсенале Китая уже имеется 60 МБР, способных достичь территории США, причем некоторые из них долетят и до западного, и до восточного побережья. В это число не включаются баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а они, как считается, поступят на вооружение китайской армии уже в нынешнем году.
Северная Корея уже сейчас располагает некоторым числом баллистических ракет, а подземные толчки в недрах этой страны в феврале 2013 года могут служить знаком того, что северокорейцы заняты разработкой небольшой ядерной боеголовки, которую можно было бы устанавливать на эти ракеты.
Межконтинентальная баллистическая ракета ICBM
В Пентагоне убеждены, что лишь угроза ответного ядерного удара может служить надежным средством для предотвращения атомной войны, которую мог бы кто-нибудь развязать против США или их союзников. О механизмах сдерживания говорят и профессионалы-ракетчики. Генерал-майор Майкл Кэри, командовавший 20-м соединением ВВС, отвечавшим за все наземные ракетно-ядерные базы, во время своего визита в редакцию журнала Popular Mechanics (это было в июле 2013 года) озвучил официальную позицию по этому вопросу: «Наши силы направлены на то, чтобы удерживать крышку, из-под которой готова вырваться наружу Третья мировая война».
По данным, опубликованным в «Бюллетене ученых-атомщиков» (Bulletin of the Atomic Scientists), Америка располагает сейчас действующими ядерными боеголовками в количестве 2130 штук. В частности, на базах ВВС, расположенных в отдаленных уголках США, несут боевое дежурство 450 баллистических ракет с ядерными боеголовками. Вот некоторые из этих баз: Уоррен в штате Вайоминг, Мальмстром в штате Монтана и Майнот в Северной Дакоте. Раз в сутки два офицера ВВС спускаются на лифте в бункер, где следят за состоянием десяти снаряженных ядерными боеголовками баллистических ракет Minuteman III, стоящих в пусковых шахтах в радиусе 10−15 км от бункера с пультом управления. Получив «приказ о неотложных действиях», они должны приступить к осуществлению запуска.
Четыре сопла полутораметровой ширины, установленные на первой ступени ракеты Minutemen III, создают тягу 95 т.
Множество стран обзаводится новыми средствами для доставки ядерных зарядов, в то время как в Америке предпочитают держать на боевом дежурстве старые, хоть и модернизированные, ракеты. При таком подходе необходима полная уверенность, что в нужный момент эти ракеты не подведут. Баллистические ракеты Minuteman III первоначально рассчитывались всего на десять лет службы. Сейчас предполагается, что они будут сняты с боевого дежурства в 2030 году (на тот момент им будет уже по 70 лет). Разумеется, столь древнюю технику необходимо регулярно испытывать в реальной обстановке.
Тут-то на помощь приходит «Триумфальный марш». Баллистические ракеты, взлетающие с базы Ванденберг, мчатся на расстояние 7700 км. Затем учебные боеголовки падают в Тихий океан у берегов крошечного атолла Кваджалейн. Эти боеголовки представляют собой, конечно, не ядерный заряд, а блок с телеметрической аппаратурой.
При исполнении миссии GT-209 специалисты-инженеры из ВВС и министерства энергетики должны отследить, как в полете работала вся система управления. Особое внимание обращается на функционирование маятниковых интегрирующих гироскопических акселерометров (у нас это называлось «гироплатформа». — Прим. перев.). Кроме того, важно проверить, как работают двигатели (на их замену было потрачено $7 млрд, и эта программа была завершена в 2010 году). Получив эти данные, можно будет непрерывно оценивать процесс старения техники.
Гироплатформа. Это устройство, смонтированное в цилиндрическом контейнере, определяет скорость ракеты по всем координатам, используя для этого смещения подвешенных масс и движения гироскопов, закрепленных в кардановых подвесах. Эта информация необходима для автономной работы всей системы управления.
У министерства энергетики свои интересы. Его задача — оценить аэродинамические параметры и управляемость головок при возвращении в плотные слои атмосферы. Агентство противоракетной обороны собирает свой пакет данных, который поможет в защите от боеголовок и баллистических ракет потенциального противника. И наконец, «комиссия по оценке надежности», действующая при ВВС, должна оценить точность попадания.
У «Триумфальных маршей» есть и еще одна функция. Они должны повышать боевой дух, служить наградой для лучших ракетных расчетов. Миссия GT-209 подоспела в самый момент — для американских стратегических ядерных сил 2013 год триумфальным никак не назовешь. Два лица из их высшего руководства, а среди них и упоминавшийся здесь генерал Кэри, буквально через три месяца после того, как он навестил редакцию Popular Mechanics, были освобождены от обязанностей за личные провинности, а некоторые из «ракетных крыльев» во время проверок не смогли показать требуемый уровень боевой готовности. (В нынешнем году ситуация выглядит еще хуже — сейчас, когда эта статья готовилась в печать, командование ВВС сообщило, что на базе Малмстром 34 офицера, отвечавших за пуски ракет, были уличены в жульничестве во время ежемесячных проверок на профпригодность).
www.popmech.ru
Межконтинентальная баллистическая ракета Википедия
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — баллистическая ракета класса «земля — земля» с дальностью, согласно ст. 2 договора ОСВ-2, не менее 5500 километров[1].
Ракеты этого класса, как правило, оснащаются ядерными боевыми частями и предназначены для поражения стратегически важных объектов противника, расположенных на больших расстояниях и на удалённых континентах.
Распространение
Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была успешно испытана в СССР 21 августа 1957 года, принята на вооружение в 1960 году. Американская межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas была успешно испытана в 1958 году, принята на вооружение в 1959 году (на год раньше, чем Р-7). В настоящее время межконтинентальные баллистические ракеты имеются на вооружении России, США, Великобритании, Франции и Китая.
Израиль в вопросе наличия у него ракет межконтинентальной дальности придерживается той же политики, что и в вопросе обладания ядерным оружием — не подтверждает и не отрицает наличия таких ракет. Таким образом, Израиль извлекает из ситуации двойную выгоду: не присоединяясь к международному договору по контролю за распространением ракетных технологий и одновременно держа в напряжении страны региона относительно своих реальных возможностей[2]. При этом, как российские источники, так и источники в других странах, учитывая наличие у этой страны отработанной трёхступенчатой твердотопливной космической ракеты-носителя Шавит, не сомневаются в возможностях Израиля по созданию МБР[3][4]. Первые две ступени РН «Шавит» имеют «боевое» происхождение, в качестве таковых использованы ступени баллистической ракеты средней дальности Иерихон-2. Достоверные данные о характеристиках ракеты Иерихон-3, считающейся межконтинентальным боевым вариантом РН «Шавит», отсутствуют.
Ведут разработку своих МБР Индия, КНДР и Пакистан, причём:
- Индия в апреле 2012 года успешно провела первое лётное испытание МБР типа Агни-V, её полномасштабное производство и принятие на вооружение были запланированы на 2014 год[5], а возможности небоевых индийских космических ракет-носителей (например, GSLV) давно превышают требуемые для МБР массо-энергетические характеристики;
- Северокорейская МБР Тэпходон-2[en], начало работ над которой относят к 1987 году[6], считается рядом источников испытанной под видом космических ракет-носителей серии «Ынха».
Иран, по мнению некоторых обозревателей[каких?], при помощи программы освоения космоса разработает технологии, позволяющие создать собственную МБР. В частности, иранская космическая ракета-носитель Сафир-2 при запуске по суборбитальной траектории может доставить боезаряд на расстояние 4000-4500 км.
ЮАР для противостояния как странам советского блока, так и Запада в 1980-х годах разрабатывала МБР RSA-3 (при содействии Израиля), но отказалась от принятия её на вооружение после краха режима апартеида.
История
Вторая мировая война
Первой из стран, приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала Нацистская Германия. Летом 1942 года под руководством Вернера фон Брауна стартовал проект «Америка» по созданию ракеты A9/A10. Это была двухступенчатая ракета на жидком топливе весом в 100 тонн с заявленной дальностью около 5 000 км. Хотя по современной классификации A9/A10 формально относится к ракетам средней дальности, она создавалась как межконтинентальное оружие, способное нанести удар по восточному побережью США. Технически, A9/A10, тем не менее, не относилась к баллистическим ракетам, так как включала верхнюю крылатую ступень, де-факто представляющую собой сверхзвуковую крылатую ракету.
Наведение ракеты в начале и середине полёта осуществлялось при помощи радиомаяков, заранее установленных на цель и активируемых в определённый момент, на завершающей части — пилотом, который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане после того как совершал суборбитальный космический полёт[7] По некоторым источникам, испытания в рамках создания A9/A10 проводились как минимум дважды — 8 и 24 января 1945 года, однако до боевого применения дело не дошло.[8] По другим источникам, работы по программе никогда не продвинулись далее эскизов (что более вероятно). Из-за недооценки немцами сложности планирующего полета на сверхзвуковых скоростях (что было ключевым элементом проекта), вероятно, система A9/A10 никогда бы не смогла функционировать.
После разгрома Германии США и СССР вывезли к себе большое количество специалистов, документации и материальной базы по ракетным разработкам.
Холодная война
Межконтинентальные баллистические ракеты на жидком топливе
В США работы по созданию дальнобойных (впоследствии — межконтинентальных) баллистических ракет велись с 1946 года в рамках программы Convair RTV-A-2 Hiroc. В 1948 году было осуществлено несколько запусков небольшого прототипа перспективной МБР, однако, ввиду слабого внимания ВВС США к баллистическим ракетам, программа была закрыта. Однако, в дальнейшем программа послужила основой для создания первой американской МБР SM-65 Atlas
Ракета с индексом SM-65D после продолжительной серии испытаний трёх прототипов была запущена 14 апреля 1959 года, а на вооружение была принята уже в сентябре 1959. Эта ракета, а также американский «Титан», принятый на вооружение в 1961 году, размещались изначально на незащищённых пусковых комплексах, но впоследствии стали развертываться сначала в заглубленных железобетонных бункерах (SM-65E, с 1960 года), а затем в надёжно защищённых шахтах (SM-65F, с 1961 года). Подготовка ракет к запуску занимала от 15 минут до получаса.
В Советском Союзе научные изыскания по поводу возможности создания МБР начались в 1950 году. В 1953 году был готов эскизный проект такой ракеты. В 1954 году непосредственное создание ракеты с индексом Р-7 было поручено ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Двухступенчатая «Семёрка» была способна доставить один 3-мегатонный ядерный заряд на расстояние 8 800 км. Её первое успешное испытание (после трёх неудач) состоялось 21 августа 1957 года. C 1954 года основные работы по созданию межконтинентальных баллистических ракет в СССР были переданы во вновь образованное ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля. В 1959 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-12, ставшая основой созданного отдельного рода войск — РВСН, а в 1962 году — ракета Р-16, модификация которой стала первой советской ракетой, базирующейся в шахтной пусковой установке и первой в мире ракетой, стартующей из шахты (американские SM-65 Atlas только хранились в шахтах, перед запуском поднимаясь на поверхность лифтом).
Межконтинентальные баллистические ракеты на твёрдом топливе
В том же 1962 году в ВВС США поступила на вооружение первая МБР на твёрдом топливе: LGM-30A. Преимущества твёрдотопливных МБР — простота и безопасность обслуживания и хранения, постоянная готовность к запуску — были таковы, что в 1960-х США развернули более 800 МБР LGM-30A, полностью заменив ими старые жидкотопливные ракеты «Атлас» и «Титан-I»[9]. В дальнейшем США не предпринимали более попыток разработки жидкотопливных ракет.
В СССР для получения опыта в области твёрдотопливных ракет дальнего действия в 1959 году были начаты работы по трёхступенчатой твердотопливной ракете РТ-1 (8К95) на баллиститном порохе (из-за отсутствия технологий по смесевым топливам), однако из стадии испытаний данный проект не вышел (аварийность пусков была высокой), хотя и позволил отработать ряд технологий, так, модификация РТ-1-63 использовалась для отработки верхних ступеней первой советской твёрдотопливной МБР РТ-2 (8К98), работы по которой были начаты одновременно с РТ-1, в рамках одного комплексного постановления. РТ-2 была принята на вооружение только в 1968 году.
Ракеты с разделяющимися боеголовками
Важным этапом в развитии ракетной техники было создание систем с разделяющимися головными частями. Первые варианты реализации не имели индивидуального наведения боевых блоков: выгода от использования нескольких небольших зарядов вместо одного мощного заключается в большей эффективности при воздействии по площадным целям, а также затрудняло действия возможной противоракетной обороны противника. Так, в 1970 году Советским Союзом были развёрнуты ракеты Р-36 с тремя боевыми блоками по 2,3 Мт.
В том же году США поставили на боевое дежурство первые комплексы Minuteman III, которые обладали совершенно новым качеством — возможностью разведения боеголовок по индивидуальным траекториям для поражения нескольких целей. Для этой цели, ракета оснащалась блоком разведения: дополнительной ступенью с маневровыми двигателями, которая одну за другой, выводила боеголовки на курс.
В СССР были приняты на вооружение первые мобильные МБР: Темп-2С на колёсном шасси (1976 год) и РТ-23 УТТХ железнодорожного базирования (1989 год). В США также велись работы по аналогичным комплексам, но ни один из них не был принят на вооружение.
Особым направлением в развитии межконтинентальных баллистических ракет являлись работы по «тяжёлым» ракетам. В СССР такими ракетами стали Р-36, и её дальнейшее развитие Р-36М, принятые на вооружение в 1967 и 1975 годах, а в США в 1963 году на вооружение встала МБР «Титан-2». В 1976 году КБ «Южное» приступило к разработке новой МБР РТ-23, тогда как в США с 1972 года велись работы по ракете MX; они были приняты на вооружение в 1989 (в варианте РТ-23УТТХ) и 1986 годах, соответственно. Р-36М2, поступившая на вооружение в 1988 году, является самой мощной и самой тяжёлой в истории ракетного оружия: 211-тонная ракета при стрельбе на 16 000 км несёт на борту 10 боевых блоков мощностью 750 кт каждый.
Принцип действия
Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения[10]. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17-20 % тяги двигателя[10][11]. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.
К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°[12][13], а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.
При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров[14] и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.
После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.
На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.
Классификация
Способ базирования
По способу базирования межконтинентальные баллистические ракеты делят на:
Первый способ базирования вышел из употребления ещё в начале 1960-х гг., как не отвечающий требованиям защищённости и скрытности. Современные ШПУ обеспечивают высокую степень защиты от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяют достаточно надёжно скрывать степень боеготовности стартового комплекса. Остальные три варианта являются мобильными, а значит более трудно обнаруживаемыми, однако накладывают существенные ограничения на размеры и массу ракет.
МБР компоновки КБ им. В. П. МакееваНеоднократно предлагались и другие способы базирования МБР, призванные обеспечить скрытность развёртывания и защищённость стартовых комплексов, например:
- на специализированных самолётах и даже дирижаблях с запуском МБР в полёте;
- в сверхглубоких (сотни метров) шахтах в скальных породах, из которых транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с ракетами должны перед пуском подниматься к поверхности;
- на дне континентального шельфа во всплывающих капсулах;
- в сети подземных галерей, по которым непрерывно движутся мобильные пусковые установки[источник не указан 922 дня], но ни один из подобных проектов не был доведён до практической реализации.
Двигатели
Ранние варианты МБР использовали жидкостные ракетные двигатели и требовали длительной заправки компонентами ракетного топлива непосредственно перед запуском. Подготовка к запуску могла длиться несколько часов, а время поддержания боевой готовности было весьма незначительным. В случае применения криогенных компонентов (Р-7) оборудование стартового комплекса было весьма громоздким. Всё это значительно ограничивало стратегическую ценность таких ракет. Современные МБР используют твердотопливные ракетные двигатели или жидкостные ракетные двигатели на высококипящих компонентах с ампулизированной заправкой. Такие ракеты поступают с завода в транспортно-пусковых контейнерах. Это позволяет им храниться в готовом к старту состоянии в течение всего срока службы. Жидкостные ракеты доставляют на стартовый комплекс в незаправленном состоянии. Заправка производится после установки ТПК с ракетой в ПУ, после чего ракета может находиться в боеготовом состоянии многие месяцы и годы. Подготовка к запуску занимает обычно не более нескольких минут и производятся дистанционно, с удалённого командного пункта, по кабельным или радиоканалам. Так же осуществляются периодические проверки систем ракеты и ПУ.
Современные МБР обычно имеют разнообразные средства преодоления ПРО противника. Они могут включать в себя маневрирующие боевые блоки, средства постановки радиолокационных помех, ложные цели и др.
Показатели
Точность стрельбы МБР (круговое вероятное отклонение, КВО) является очень важной характеристикой, так как повышение точности в 2 раза позволяет использовать в 5 раз менее мощный боезаряд. Точность ограничивается точностью навигационной системы и имеющейся геофизической информацией. Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации. Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности.
Максимальная дальность полёта МБР 16 тыс. км, обеспечивая практически глобальную досягаемость для ракетного удара вне зависимости от расположения пусковой установки. Стартовая масса — 16—200 т, полезная нагрузка — до 10 тонн, апогей траектории — до 1000 км.
Спуск к цели происходит на скорости более 6 км/сек. Полетное время МБР наземного базирования от России до США лежит в диапазоне 25-30 мин. Для ракет подводного базирования полетное время может быть значительно меньше: до 12 мин[15].
Орбитальные ракеты (Р-36орб) имеют неограниченную дальность, но они сняты с вооружения по договору ОСВ-2.
Запуск ракеты «Днепр»Мирное использование
В СССР и США отслужившие свой срок МБР используются как ракеты-носители для вывода космических объектов на низкие круговые околоземные орбиты.
Например, при помощи американских МБР Атлас и Титан осуществлялись запуски космических кораблей Меркурий и Джемини. А советские МБР PC-20, PC-18 и морская Р-29РМ послужили основой для создания ракет-носителей Днепр, Стрела, Рокот и Штиль.
См. также
Примечания
Литература
- «Ракеты и люди» — Б. Е. Черток, М: «Машиностроение», 1999г, — ISBN 5-217-02942-0;
- «Байконур. Королёв. Янгель.» — М. И. Кузнецкий, Воронеж: ИПФ «Воронеж», 1997г, ISBN 5-89981-117-X;
- «Испытание ракетно-космической техники — дело моей жизни» События и факты — А. И. Осташев, Королёв, 2001 г.[1];
- «Оглянись назад и посмотри вперёд. Записки военного инженера» — Ряжских А. А., 2004 г. Кн. первая, издательство «Герои Отечества» ISBN 5-91017-018-X.
Ссылки
wikiredia.ru
Баллистические ракеты для подводных лодок США
Оснащенные ядерными боевыми частями баллистические ракеты — главное ударное оружие стратегических атомных подводных ракетоносцев ВМС США.
Разработка баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ) началась в США в 1950-е годы. Вначале предлагалось доработать «сухопутную» жидкостную баллистическую ракету «Юпитер», разработанную под руководством Вернера фон Брауна, но ввиду больших габаритов ракеты и применения в ее двигательной установке в качестве окислителя взрывоопасного жидкого кислорода эта идея была отвергнута, и в 1956 году командованием ВМС было решено создавать «собственную морскую баллистическую ракету». Вскоре под руководством контр-адмирала Уильяма Рэборна в рамках программы «Поларис» была начата разработка одноименной БРПЛ. Причем в целях обеспечения повышенной безопасности и упрощения эксплуатации ракеты ее решено было делать только твердотопливной.
«ПОЛАРИС»
Разработкой новой ракеты занималась компания «Локхид», а разработку двигателей поручили «Аэроджет». Поскольку запуск двигателей ракеты внутри подлодки специалисты считали слишком опасным, был применен «холодный старт» — ракета выбрасывается из ракетной шахты за счет избыточного давления газов, а двигатель запускается уже в воздухе.
Программа предусматривала постройку 41 подводного ракетоносца — каждый с 16 ракетами. Первую серию из пяти ПЛАРБ, тип «Джордж Вашингтон», построили в 1959-1961 годах. Данные субмарины вооружались БРПЛ «Поларис А1» (обозначение ракеты с июня 1963 года — UGM-27A), первый успешный пуск которой состоялся в 1959 году. ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» с ракетами «Поларис А1» вышла на первое боевое дежурство в 1960 году.
В дальнейшем для ВМС США разработаны модификации «Поларис А2» (UGM-27B; боеготовность первой ПЛАРБ — 1962 год; на вооружении 13 ПЛАРБ) и «Поларис А3» (UGM-27С; боеготовность первой ПЛАРБ — 1964 год; на вооружении 33 ПЛАРБ), отличавшиеся некоторыми конструктивными доработками, массогабаритными характеристиками и дальностью пуска. Кроме того, «Поларис А3» оснащалась боевой частью с тремя боевыми блоками, тогда как на первых двух модификациях стояла моноблочная боевая часть. Все ракеты системы «Поларис» являлись двухступенчатыми твердотопливными и оснащались инерциальной системой управления, а модификация «Поларис А-3Т» имела повышенную защиту от электромагнитного импульса.
Ракеты «Поларис А-3» поступили на вооружение ПЛАРБ британских ВМС и затем прошли модернизацию («Поларис А-3ТК»). В 1961-1962 годы проводились испытательные пуски БРПЛ «Поларис» с итальянского крейсера «Джузеппе Гарибальди».
«ПОСЕЙДОН»
В рамках программы модернизации БРПЛ «Поларис В3» была создана новая ракета, которой присвоили обозначение «Посейдон С3» (UGM-73A). Ракета — двухступенчатая, твердотопливная, с разделяющейся головной частью, в состав которой входили боевые блоки индивидуального наведения — главное отличие новой БРПЛ от предшественниц. Система управления — инерциальная. На данную БРПЛ в 1970-1978 годах был перевооружен 31 ракетоносец типа «Лафайет». Первая ПЛАРБ с данным ракетным комплексом вышла на боевое патрулирование в апреле 1971 года.
«ТРАЙДЕНТ»
В ноябре 1966 года для определения направлений дальнейшего развития стратегических ядерных сил в США создается комитет «Старт X», который рекомендовал создать для ВМС новый ракетный комплекс с БРПЛ с дальностью стрельбы не менее 9-10 тыс. км, а также ее носитель — ПЛАРБ с 20-24 ракетами на каждой.
В итоге в рамках программы «Трайдент», начатой в 1973-1974 годах, на первом этапе были созданы ПЛАРБ типа «Огайо» (построено 18 подлодок) и «промежуточная» БРПЛ «Трайдент I» С-4 (UGM-96A), на которую также были перевооружены 12 подлодок типа «Лафайет», а в рамках второго этапа — более совершенная БРПЛ типа «Трайдент II» D-5 (UGM-133A). БРПЛ семейства «Трайдент» — трехступенчатые, твердотопливные, с разделяющейся головной частью, с боевыми блоками индивидуального наведения и астроинерциальной системой управления. Первое боевое дежурство ПЛАРБ системы «Трайдент» — в октябре 1979 года.
«Трайдент II» остается единственной БРПЛ на вооружении ВМС США и Великобритании и благодаря высокой точности может использоваться как оружие первого удара.
3817warfor.me
США беззащитны против новых российских баллистических ракет
Новые баллистические ракеты России способны «разорвать в клочья» ПРО США. Об этом 19 февраля заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в программе «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым. По словам вице-премьера, российские ядерные силы сдерживания состоят из разных ракет, в том числе из «старых советских классических ракет» «Воевода», называемых на Западе «Сатана», но уже разрабатываются новые образцы.
«Это оружие скоро также появится в нашей армии. Это оружие, которое способно преодолеть и сегодняшнюю, и завтрашнюю, и послезавтрашнюю противоракетную оборону США. Мы разорвем эту оборону. Она не представляет для нас на сегодняшний день, кроме провокации, серьезной военной угрозы», — подчеркнул Рогозин.
МБР «Воевода»
Поясним: новое оружие — это, прежде всего, баллистическая ракета «Сармат», прототип которой был готов еще осенью 2015 года. Она должна заменить на боевом дежурстве жидкостную МБР шахтного базирования Р-36М2 «Воевода» (SS-18 по западной квалификации). Заметим, что «Сармат» вдвое легче («Воевода» на старте весит внушительные 210 тонн), и может нести к цели больше ядерных боевых блоков индивидуального наведения (по данным открытых источников — до 15, против 10 боеголовок мощностью 750 килотонн каждая у «Воеводы»). Более того, боеголовки «Сармата» будут обладать гиперзвуковой скоростью, менять траекторию полета по курсу и высоте, огибать рельеф местности. Совладать с ними действительно не сможет никакая ПРО — ни нынешняя, ни перспективная.
На настоящий момент прошли успешные огневые испытания двигателей «Сармата». Как заявил командующий Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев, новая ракета поступит на вооружение в 2019—2020 годах.
Кроме того, на вооружении РВСН еще остается двухступенчатая жидкостная ракета шахтного базирования УТ-100НУТТХ, прозванная в народе «соткой» (SS-19, или Stiletto). На боевых позициях их меняют твердотопливные ракетные комплексы РС-24 «Ярс», которые имеют, по данным открытых источников, по три боеголовки мощностью 150−300 килотонн, летящих к цели с гиперзвуковой скоростью. Кроме того, в «Ярсе» будут реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования.
Твердотопливные «Ярсы» шахтного базирования уже стоят на боевом дежурстве во Владимирской ракетной дивизии, а мобильные комплексы «Ярс» поступили в 2016 году в полки РВСН в Тейково, Нижнем Тагиле и Новосибирске.
Наконец, на базе «Ярса» создан еще один ракетный комплекс — «Рубеж». Предполагается, что он обладает усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью. Такие ракеты будут запускать только с подвижных комплексов — возможно, с боевого железнодорожного ракетного комплекса, который был снят с боевого дежурства в конце XX века.
Словом, со стратегическими аргументами дела у России обстоят неплохо. Что принципиально, все изменения в составе РВСН проходят в рамках договора СНВ-3, который был подписан с США в 2010 году.
Что может противопоставить этому Америка?
— ПРО США включает в себя три основных элемента, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Прежде всего, это система GBI (Ground-Based Interceptor — «перехватчик наземного базирования»). Теоретически GBI может перехватывать боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) — цели, движущиеся по баллистической траектории со скоростью до 7 км/сек. Причем, делать это на границе атмосферы с космосом — на высоте 120−200 км.
В результате такого подхода, сам агрегат перехвата — ракета — получается трехступенчатой и тяжелой. Ее невозможно установить на мобильные носители, включая корабли.
Второй элемент в системе ПРО США — наверное, важнейший, — это комплекс Aegis. На деле, это корабельная система боевого управления, которая также управляет и противоракетным комплексом на базе ракет SM-3. Этот комплекс постоянно развивается — сейчас, например, испытываются ракеты SM-3 в модификации Block 2А.
Aegis может перехватывать баллистические цели, двигающиеся со скоростью до 5 км/сек. Это все-таки не МБР, а максимум ракеты средней дальности. Соответственно, и высоты перехвата значительно меньше — в диапазоне 40−60 км.
Наконец, третий элемент — мобильная система THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), которая является ПРО театра военных действий. Мобильна она только в том смысле, что может самостоятельно перемещаться в другие позиционные районы. Смонтирована THAAD на прицепах и полуприцепах, и чтобы развернуть ее на новой огневой позиции требуется значительное время.
THAAD работает по баллистическим целям, которые имеют скорость полета 3−3,5 км/сек (в новейших версиях — до 5 км/сек). Это оперативно-тактические ракеты, так называемой промежуточной дальности.
THAAD развернута в Сухопутных войсках США. Кроме того, в планах американцев перевести одну из батарей в Южную Корею для защиты от потенциального удара северокорейских баллистических ракет.
«СП»: — Насколько надежна американская ПРО?
— Когда элементы американской ПРО проходят испытания, то пуски мишеней, имитирующих боевые блоки ракет различного класса — от оперативно-тактических до ракет средней дальности, — проводят с заранее известного направления. Зачастую и время пуска известно, поэтому ПРО — связка из спутников глобальной системы обнаружения, плюс система Aegis, которая с «подсказки» спутников обнаруживает боевой блок на траектории, — работает в условиях информационной определенности. Но даже при этом средняя вероятность перехвата составляет 80−90%.
Перехват, надо заметить, во всех системах ПРО осуществляется кинетической головной частью противоракеты. Другими словами, противоракета не имеет взрывчатого вещества, в ней есть только микрореактивные двигатели для коррекции траектории, которые и обеспечивают точное попадание в цель. Скорость соударения получается более 10 км/сек. Понятно, энергия при этом выделяется такая, что никакой взрывчатки не требуется.
Но никто не знает — потому что ПРО США в реальных условиях никогда не испытывалась, — что будет, когда возникнет необходимость осуществить перехват не одиночной баллистической ракеты, а хотя бы группового удара — от 5 ракет и больше. Такая ситуация лишь моделируется на компьютерах, и результаты ее держатся в тайне. Тем не менее, известно, что американская информационно-аналитическая корпорация RAND (Research and Development — «Исследования и разработка») считает эти результаты неудовлетворительными.
А ведь речь идет о моделировании, а не о реальном перехвате, осуществить который на порядок сложнее. На деле, никто не может предсказать, удастся ли американской ПРО перехватить в реальной ситуации хотя бы одиночную ракету.
«СП»: — Получается, отразить массированный удар МБР американская ПРО гарантировано не способна?
— Об отражении массированного удара вопрос не ставится даже теоретически — это невозможно. Есть еще момент. «Изделия» всех эшелонов американской ПРО работают исключительно по целям, движущимся по баллистическим траекториям. Перехват основан на вычислении параметров траектории цели, и пуске противоракеты в заранее рассчитанную точку.
Но если боевой блок маневрирует — по курсу, по высоте, — его перехват существующими средствами вообще невозможен.
«СП»: — Другими словами, Рогозин прав и не преувеличивает?
— Да, безусловно. Хотя речь здесь, в первую очередь, идет не о новейших ракетах, а об их боевой нагрузке. Эта нагрузка включает и средства преодоления ПРО — например, ложные цели, имитирующие боевые блоки. Если среди пяти целей, которые появляются на информационных экранах американской системы ПРО, только одна представляет собой реальный блок с ядерным зарядом, можно взять справочник по математике и посчитать: что останется от вероятности перехвата 80−90%, которая заявлена по одиночному блоку. Ответ, в два слова, — ничего не останется.
Добавлю к этому, что сейчас у нас разрабатывается так называемое гиперзвуковое оружие. В том числе, есть разработки гиперзвуковых боевых блоков МБР, осуществляющих маневры на траектории. Такой блок даже теоретически невозможно перехватить.
— США понимают, что система ПРО ничего не гарантирует, и пытаются военно-политическими методами нивелировать преимущество РФ в стратегических вооружениях, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Именно в этом заключается основной смысл американской политики сдерживания. Неслучайно президент США Дональд Трамп озвучил наивное, на первый взгляд, предложение разменять часть ядерного потенциала РФ на сворачивание антироссийских санкций.
С другой стороны, Вашингтон ориентируется на прецедент холодной войны — надрыв экономики СССР от гонки вооружений с США. Пытаясь сегодня принизить роль ядерного оружия, США намеренно втягивают нас в новую гонку, поскольку на разработку и производство новейших высокоточных вооружений требуется в десятки раз больше средств, чем на модернизацию ядерной триады России.
Думаю, Вашингтон и дальше будет играть против Москвы по этим двум направлениям. И наша задача — четко выдерживать свою линию, и не вестись на провокации.
/Андрей Полунин, svpressa.ru/
army-news.ru
Межконтинентальная баллистическая ракета — Википедия РУ
Распространение
Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была успешно испытана в СССР 21 августа 1957 года, принята на вооружение в 1960 году. Американская межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas была успешно испытана в 1958 году, принята на вооружение в 1959 году (на год раньше, чем Р-7). В настоящее время межконтинентальные баллистические ракеты имеются на вооружении России, США, Великобритании, Франции и Китая.
Израиль в вопросе наличия у него ракет межконтинентальной дальности придерживается той же политики, что и в вопросе обладания ядерным оружием — не подтверждает и не отрицает наличия таких ракет. Таким образом, Израиль извлекает из ситуации двойную выгоду: не присоединяясь к международному договору по контролю за распространением ракетных технологий и одновременно держа в напряжении страны региона относительно своих реальных возможностей[2]. При этом, как российские источники, так и источники в других странах, учитывая наличие у этой страны отработанной трёхступенчатой твердотопливной космической ракеты-носителя Шавит, не сомневаются в возможностях Израиля по созданию МБР[3][4]. Первые две ступени РН «Шавит» имеют «боевое» происхождение, в качестве таковых использованы ступени баллистической ракеты средней дальности Иерихон-2. Достоверные данные о характеристиках ракеты Иерихон-3, считающейся межконтинентальным боевым вариантом РН «Шавит», отсутствуют.
Ведут разработку своих МБР Индия, КНДР и Пакистан, причём:
- Индия в апреле 2012 года успешно провела первое лётное испытание МБР типа Агни-V, её полномасштабное производство и принятие на вооружение были запланированы на 2014 год[5], а возможности небоевых индийских космических ракет-носителей (например, GSLV) давно превышают требуемые для МБР массо-энергетические характеристики;
- Северокорейская МБР Тэпходон-2[en], начало работ над которой относят к 1987 году[6], считается рядом источников испытанной под видом космических ракет-носителей серии «Ынха».
Иран, по мнению некоторых обозревателей[каких?], при помощи программы освоения космоса разработает технологии, позволяющие создать собственную МБР. В частности, иранская космическая ракета-носитель Сафир-2 при запуске по суборбитальной траектории может доставить боезаряд на расстояние 4000-4500 км.
ЮАР для противостояния как странам советского блока, так и Запада в 1980-х годах разрабатывала МБР RSA-3 (при содействии Израиля), но отказалась от принятия её на вооружение после краха режима апартеида.
История
Вторая мировая война
Первой из стран, приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала Нацистская Германия. Летом 1942 года под руководством Вернера фон Брауна стартовал проект «Америка» по созданию ракеты A9/A10. Это была двухступенчатая ракета на жидком топливе весом в 100 тонн с заявленной дальностью около 5 000 км. Хотя по современной классификации A9/A10 формально относится к ракетам средней дальности, она создавалась как межконтинентальное оружие, способное нанести удар по восточному побережью США. Технически, A9/A10, тем не менее, не относилась к баллистическим ракетам, так как включала верхнюю крылатую ступень, де-факто представляющую собой сверхзвуковую крылатую ракету.
Наведение ракеты в начале и середине полёта осуществлялось при помощи радиомаяков, заранее установленных на цель и активируемых в определённый момент, на завершающей части — пилотом, который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане после того как совершал суборбитальный космический полёт[7] По некоторым источникам, испытания в рамках создания A9/A10 проводились как минимум дважды — 8 и 24 января 1945 года, однако до боевого применения дело не дошло.[8] По другим источникам, работы по программе никогда не продвинулись далее эскизов (что более вероятно). Из-за недооценки немцами сложности планирующего полета на сверхзвуковых скоростях (что было ключевым элементом проекта), вероятно, система A9/A10 никогда бы не смогла функционировать.
После разгрома Германии США и СССР вывезли к себе большое количество специалистов, документации и материальной базы по ракетным разработкам.
Холодная война
Межконтинентальные баллистические ракеты на жидком топливе
В США работы по созданию дальнобойных (впоследствии — межконтинентальных) баллистических ракет велись с 1946 года в рамках программы Convair RTV-A-2 Hiroc. В 1948 году было осуществлено несколько запусков небольшого прототипа перспективной МБР, однако, ввиду слабого внимания ВВС США к баллистическим ракетам, программа была закрыта. Однако, в дальнейшем программа послужила основой для создания первой американской МБР SM-65 Atlas
Ракета с индексом SM-65D после продолжительной серии испытаний трёх прототипов была запущена 14 апреля 1959 года, а на вооружение была принята уже в сентябре 1959. Эта ракета, а также американский «Титан», принятый на вооружение в 1961 году, размещались изначально на незащищённых пусковых комплексах, но впоследствии стали развертываться сначала в заглубленных железобетонных бункерах (SM-65E, с 1960 года), а затем в надёжно защищённых шахтах (SM-65F, с 1961 года). Подготовка ракет к запуску занимала от 15 минут до получаса.
В Советском Союзе научные изыскания по поводу возможности создания МБР начались в 1950 году. В 1953 году был готов эскизный проект такой ракеты. В 1954 году непосредственное создание ракеты с индексом Р-7 было поручено ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Двухступенчатая «Семёрка» была способна доставить один 3-мегатонный ядерный заряд на расстояние 8 800 км. Её первое успешное испытание (после трёх неудач) состоялось 21 августа 1957 года. C 1954 года основные работы по созданию межконтинентальных баллистических ракет в СССР были переданы во вновь образованное ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля. В 1959 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-12, ставшая основой созданного отдельного рода войск — РВСН, а в 1962 году — ракета Р-16, модификация которой стала первой советской ракетой, базирующейся в шахтной пусковой установке и первой в мире ракетой, стартующей из шахты (американские SM-65 Atlas только хранились в шахтах, перед запуском поднимаясь на поверхность лифтом).
Межконтинентальные баллистические ракеты на твёрдом топливе
В том же 1962 году в ВВС США поступила на вооружение первая МБР на твёрдом топливе: LGM-30A. Преимущества твёрдотопливных МБР — простота и безопасность обслуживания и хранения, постоянная готовность к запуску — были таковы, что в 1960-х США развернули более 800 МБР LGM-30A, полностью заменив ими старые жидкотопливные ракеты «Атлас» и «Титан-I»[9]. В дальнейшем США не предпринимали более попыток разработки жидкотопливных ракет.
В СССР для получения опыта в области твёрдотопливных ракет дальнего действия в 1959 году были начаты работы по трёхступенчатой твердотопливной ракете РТ-1 (8К95) на баллиститном порохе (из-за отсутствия технологий по смесевым топливам), однако из стадии испытаний данный проект не вышел (аварийность пусков была высокой), хотя и позволил отработать ряд технологий, так, модификация РТ-1-63 использовалась для отработки верхних ступеней первой советской твёрдотопливной МБР РТ-2 (8К98), работы по которой были начаты одновременно с РТ-1, в рамках одного комплексного постановления. РТ-2 была принята на вооружение только в 1968 году.
Ракеты с разделяющимися боеголовками
Важным этапом в развитии ракетной техники было создание систем с разделяющимися головными частями. Первые варианты реализации не имели индивидуального наведения боевых блоков: выгода от использования нескольких небольших зарядов вместо одного мощного заключается в большей эффективности при воздействии по площадным целям, а также затрудняло действия возможной противоракетной обороны противника. Так, в 1970 году Советским Союзом были развёрнуты ракеты Р-36 с тремя боевыми блоками по 2,3 Мт.
В том же году США поставили на боевое дежурство первые комплексы Minuteman III, которые обладали совершенно новым качеством — возможностью разведения боеголовок по индивидуальным траекториям для поражения нескольких целей. Для этой цели, ракета оснащалась блоком разведения: дополнительной ступенью с маневровыми двигателями, которая одну за другой, выводила боеголовки на курс.
В СССР были приняты на вооружение первые мобильные МБР: Темп-2С на колёсном шасси (1976 год) и РТ-23 УТТХ железнодорожного базирования (1989 год). В США также велись работы по аналогичным комплексам, но ни один из них не был принят на вооружение.
Особым направлением в развитии межконтинентальных баллистических ракет являлись работы по «тяжёлым» ракетам. В СССР такими ракетами стали Р-36, и её дальнейшее развитие Р-36М, принятые на вооружение в 1967 и 1975 годах, а в США в 1963 году на вооружение встала МБР «Титан-2». В 1976 году КБ «Южное» приступило к разработке новой МБР РТ-23, тогда как в США с 1972 года велись работы по ракете MX; они были приняты на вооружение в 1989 (в варианте РТ-23УТТХ) и 1986 годах, соответственно. Р-36М2, поступившая на вооружение в 1988 году, является самой мощной и самой тяжёлой в истории ракетного оружия: 211-тонная ракета при стрельбе на 16 000 км несёт на борту 10 боевых блоков мощностью 750 кт каждый.
Принцип действия
Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения[10]. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17-20 % тяги двигателя[10][11]. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.
К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°[12][13], а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.
При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров[14] и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.
После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.
На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.
Классификация
Способ базирования
По способу базирования межконтинентальные баллистические ракеты делят на:
Первый способ базирования вышел из употребления ещё в начале 1960-х гг., как не отвечающий требованиям защищённости и скрытности. Современные ШПУ обеспечивают высокую степень защиты от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяют достаточно надёжно скрывать степень боеготовности стартового комплекса. Остальные три варианта являются мобильными, а значит более трудно обнаруживаемыми, однако накладывают существенные ограничения на размеры и массу ракет.
МБР компоновки КБ им. В. П. МакееваНеоднократно предлагались и другие способы базирования МБР, призванные обеспечить скрытность развёртывания и защищённость стартовых комплексов, например:
- на специализированных самолётах и даже дирижаблях с запуском МБР в полёте;
- в сверхглубоких (сотни метров) шахтах в скальных породах, из которых транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с ракетами должны перед пуском подниматься к поверхности;
- на дне континентального шельфа во всплывающих капсулах;
- в сети подземных галерей, по которым непрерывно движутся мобильные пусковые установки[источник не указан 922 дня], но ни один из подобных проектов не был доведён до практической реализации.
Двигатели
Ранние варианты МБР использовали жидкостные ракетные двигатели и требовали длительной заправки компонентами ракетного топлива непосредственно перед запуском. Подготовка к запуску могла длиться несколько часов, а время поддержания боевой готовности было весьма незначительным. В случае применения криогенных компонентов (Р-7) оборудование стартового комплекса было весьма громоздким. Всё это значительно ограничивало стратегическую ценность таких ракет. Современные МБР используют твердотопливные ракетные двигатели или жидкостные ракетные двигатели на высококипящих компонентах с ампулизированной заправкой. Такие ракеты поступают с завода в транспортно-пусковых контейнерах. Это позволяет им храниться в готовом к старту состоянии в течение всего срока службы. Жидкостные ракеты доставляют на стартовый комплекс в незаправленном состоянии. Заправка производится после установки ТПК с ракетой в ПУ, после чего ракета может находиться в боеготовом состоянии многие месяцы и годы. Подготовка к запуску занимает обычно не более нескольких минут и производятся дистанционно, с удалённого командного пункта, по кабельным или радиоканалам. Так же осуществляются периодические проверки систем ракеты и ПУ.
Современные МБР обычно имеют разнообразные средства преодоления ПРО противника. Они могут включать в себя маневрирующие боевые блоки, средства постановки радиолокационных помех, ложные цели и др.
Показатели
Точность стрельбы МБР (круговое вероятное отклонение, КВО) является очень важной характеристикой, так как повышение точности в 2 раза позволяет использовать в 5 раз менее мощный боезаряд. Точность ограничивается точностью навигационной системы и имеющейся геофизической информацией. Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации. Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности.
Максимальная дальность полёта МБР 16 тыс. км, обеспечивая практически глобальную досягаемость для ракетного удара вне зависимости от расположения пусковой установки. Стартовая масса — 16—200 т, полезная нагрузка — до 10 тонн, апогей траектории — до 1000 км.
Спуск к цели происходит на скорости более 6 км/сек. Полетное время МБР наземного базирования от России до США лежит в диапазоне 25-30 мин. Для ракет подводного базирования полетное время может быть значительно меньше: до 12 мин[15].
Орбитальные ракеты (Р-36орб) имеют неограниченную дальность, но они сняты с вооружения по договору ОСВ-2.
Запуск ракеты «Днепр»Мирное использование
См. также
Примечания
Литература
- «Ракеты и люди» — Б. Е. Черток, М: «Машиностроение», 1999г, — ISBN 5-217-02942-0;
- «Байконур. Королёв. Янгель.» — М. И. Кузнецкий, Воронеж: ИПФ «Воронеж», 1997г, ISBN 5-89981-117-X;
- «Испытание ракетно-космической техники — дело моей жизни» События и факты — А. И. Осташев, Королёв, 2001 г.[1];
- «Оглянись назад и посмотри вперёд. Записки военного инженера» — Ряжских А. А., 2004 г. Кн. первая, издательство «Герои Отечества» ISBN 5-91017-018-X.
Ссылки
http-wikipediya.ru
Что представляет собой американская баллистическая ракета Minuteman-III? | Справка | Вопрос-Ответ
26 апреля Военно-воздушные силы (ВВС) США провели успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) LGM-30G Minuteman III с базы Ванденберг (штат Калифорния). По данным издания LA Times со ссылкой на военное командование американской армии, целью испытаний была демонстрация военного потенциала страны.
Сообщается, что Minuteman III без ядерного заряда пролетела около 6800 километров, после чего поразила тренировочную цель на полигоне Кваджалейн на Маршалловых островах.
История
LGM-30 Minuteman (в переводе с англ. «ополченец») — семейство американских твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования.
LGM-30G Minuteman III — это третья модель семейства. Её разработка началась в 1966 году. С 1970 года ракеты стоят на вооружении американской армии (с 1962 года — Minuteman-I, с 1965 года — Minuteman-II).
В феврале 1977 года 39 президент США Джимми Картер отдал распоряжение о прекращении производства МБР Minuteman III. Последняя, 830-я выпущенная МБР была принята ВВС в ноябре 1978 года на базе Хилл, штат Юта. Всего же было изготовлено 2423 МБР Minuteman всех модификаций. В 1978 году было принято решение о модернизации системы управления Minuteman III с целью повышения точности стрельбы и устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва. В частности, была усовершенствована электроника, заменены отдельные боевые части ракеты. В 1998-2009 гг. на всех ракетах была осуществлена программа замены ракетного топлива на более современные составы, что позволило продлить расчётный период эксплуатации до 2030-х годов.
В начале 2000-х годов США в одностороннем порядке начали переоснащать ракеты LGM-30G Minuteman III с трёх боевых блоков на один. Таким образом, США продемонстрировали стремление к снижению международного напряжения. К 2014 году все МБР ВВС США были оснащены одной боевой частью.
После снятия в 2002-2005 гг. с боевого дежурства всех МБР Peacekeeper LGM-30G Minuteman III осталась единственной МБР в составе американских национальных стратегических ядерных сил. По последним данным, на вооружении ВМС США находится около 450 ракет Minuteman III с ядерными боеголовками. Они несут боевое дежурство на авиабазах Малмстром (штат Монтана), им. Фрэнсиса Уоррена (Вайоминг) и Минот (Северная Дакота). Ракеты этого типа запускают из подземных шахт.
Тактико-технические характеристики Minuteman III
Год принятия на вооружение |
1970 |
Максимальная дальность стрельбы, км |
15000 |
Количество ступеней |
3 |
Стартовая масса, т |
34,5 |
Забрасываемый вес боеголовки, т |
1,15 |
Длина ракеты без головной части, м |
14,6 |
Длина ракеты с головной частью, м |
18,3 |
Максимальный диаметр ракеты, м |
1,67 |
Количество боеголовок, шт |
1-3 |
Мощность боевого заряда, Мт |
0,3-0,6 |
Точность стрельбы, м |
210 |
Вид топлива |
твёрдое |
Способ базирования |
шахтный |
Разработчик |
Boeing |
Смотрите также:
www.aif.ru