Проект 667 – Подводные лодки проекта 667А «Навага» — Википедия

Содержание

расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Классическая тройка из тяжелых бомбардировщиков межконтинентального применения, ракет наземного базирования и субмарин с баллистическими ракетами на борту формируют ядерный потенциал Российской Федерации. Ниже будет приведена подробная информация об истоках ПЛ с ядерным оружием, а именно об атомоходах проекта 667а.

Содержание статьи

История создания

Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооружённой баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

  • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
  • Ethan Allen;
  • Will Rogers;
  • Lafayette.

Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времён), будучи вооружёнными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.

Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.

После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.

В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

Описание

Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

  • носовой отсек торпедного вооружения;
  • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
  • центральный пост;
  • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 «сухого» типа;
  • дизельный отсек;
  • отсек атомного реактора;
  • два отсека с паротурбинным оборудованием;
  • отсек для электродвигателя.

В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.

Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

Подготавливая проект, конструкторы позаботились об условиях для экипажа.

Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

Тактико-технические характеристики «Наваги»

Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.

На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.

Экипаж может находиться в подлодке до 60 дней.

Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.

Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.

От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещённые во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.

На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.

В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.

Вооружение

Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с размещенными в них ракетами РСМ-25, массой 14,2 т. Дальность полета ракеты 2400 км, подготовка к запуску занимает до 8 минут по нормативам, высота траектории до 620 км. Сами ракеты имеют отделяющую моноблочную боеголовку мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.

Ракетный комплекс Д-5 позволяет вести залповый огонь с интервалом в 8 секунд, что успешно испытывалось на практике. Пуск совершался с глубины 40-50 метров.

Из торпедного оружия на ПЛ 667а установлены два типа торпедных аппаратов на носу. 4 крупнокалиберных (533 мм) ТА для противокорабельных торпед и 2 меньших по калибру аппарата (450 мм) для противолодочных торпедо-ракет. Общий боекомплект составлял 20 единиц.

Для защиты с воздуха использовались передвижные ЗРК типа «Стрела», работающие с воздушными целями.

Модификации

Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» — это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.

Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошён полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.

Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».

Основное применение АПКр «Груша» находила у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение новых технологий гидролокации в этой стране позволило обнаруживать субмарину, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.

Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.

Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершён на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Ещё один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту ещё один искусственный спутник Земли.

АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идёт перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.

Видео

warbook.club

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»

РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин»
К-18 «Карелия», 1 января 1994 года
Основные характеристики
Тип корабляРПКСН
2-го/3-го поколения
Обозначение проекта667БДРМ «Дельфин»
Разработчик проектаЦКБМТ «Рубин»
Главный конструкторС. Н. Ковалёв
Классификация НАТОDelta-IV
Скорость (надводная)14 узлов
Скорость (подводная)24 узла
Рабочая глубина погружения
320 … 400 м
Предельная глубина погружения550 … 650 м
Автономность плавания80 … 90 суток
Экипаж135 … 140 человек
Размеры
Водоизмещение надводное11 740 т
Водоизмещение подводное18 200 т
Длина наибольшая (по КВЛ)167,4 м
Ширина корпуса наиб.11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ)8,8 м
Силовая установка
  • 2 реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт,
  • 2 ППУ ОК-700А,
  • 2 ГТЗА-635,
  • 2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л.с. (44 100 кВт),
  • 2 турбогенератора ТГ-3000 по 3 000 кВт,
  • 2 дизельгенератора ДГ-460 по 460 кВт,
  • 2 ЭД экономического хода по 225 л.с.,
  • 2 гребных вала,
  • 2 пятилопастных гребных винта
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4 носовых ТА калибра 533 мм
Боекомплект (торпед): 12
533-мм торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion»)
до 24 мин вместо части торпед.
Ракетное вооружение16 баллистических ракет Р-29РМ или Р-29РМУ2 (класс. NATO — SS-N23-«Skiff»)
ПВО4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
Изображения на Викискладе
Внешний вид первых корпусов.

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

История проекта

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года.[1] Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 год было построено 7 субмарин этого проекта, 6 из них находятся в составе ВМФ России, и одна — на переоборудовании. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Конструкция

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.

Корпус

По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали менее склонной к хрупкому разрушению[2]. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.

Движители

Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.

Вооружение

Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными МБР.

Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.[3]

Военное применение

Крейсеры проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный несколькими сотнями километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С.В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат».[4] Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.[5] Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.

28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск»[6].

20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

[7][8].

Мирное применение

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

Представители

Тактический номерСтроительный номерзакладкаспуск на водуввод в стройподписание приемного акта после среднего ремонта[9][10]
К-51 «Верхотурье»37923 февраля 19817 марта 198429 декабря 1984 25 декабря 1999
модернизируется
К-84 «Екатеринбург»38017 февраля 198217 марта 198530 декабря 1985на восстановлении с 2011 по 2014[11]
К-64 (БС-64)38118 декабря 19822 февраля 198623 декабря 1986на переоборудовании
К-114 «Тула»38222 февраля 198422 января 198730 октября 198712 января 2006
К-117 «Брянск»38320 апреля 19858 февраля 198830 сентября 198811 февраля 2008
К-18 «Карелия»3847 февраля 19862 февраля 198910 октября 198922 января 2010
К-407 «Новомосковск»3852 февраля 198728 февраля 199027 ноября 199027 июля 2012

Современное состояние

По состоянию на 2008 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Корабли предыдущего проекта, 667БДР «Кальмар», снимаются с вооружения, а новейшие крейсера проекта 955 «Борей» ещё не вошли в состав флота.

БС-64 находится на переоборудовании. Остальные субмарины проходят или прошли средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. «Тула», «Брянск», «Карелия» и «Новомосковск» уже прошли модернизацию, «Верхотурье» — завершает уже последующий ремонт и вернётся в строй к ноябрю 2012 года[12]. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре[13] и ремонтируется на Севмаше. Она вернётся в строй к 2014 году.[14] Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.

Перспективы

Служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2011—2015 годов. Называются сроки службы до 2020 года.[15] Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим ведутся работы по оснащению «Дельфинов» новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева»[16].

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025—2030 года[17].

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин озвучил планы по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет

[18], что соответствует началу вывода кораблей из состава флота в 2019 году.

Сравнительная оценка


Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4-8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 65-85 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м.[19]

При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10км[20]

Источники

  1. Операция «Бегемот-2», Александр Железняков, cosmoworld.ru со ссылкой на «Секретные материалы», № 12, июнь 2005
  2. Энциклопедия кораблей/Ракетные ПЛ/Россия/667БДРМ Дельфин
  3. Баллистическая ракета подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54), makeyev.msk.ru
  4. Александр Железняков. Операция «Бегемот-2».
  5. «Синева» поднимется над морем. Дмитрий Литовкин, «Независимая газета». nvo.ru (12.05.2000). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 18 декабря 2011.
  6. АПЛ ТОФ запустила межконтинентальную баллистическую ракету из Охотского моря. РИА Новости (28.10.2010). Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  7. Новый успех макеевцев
  8. За «Синевой» пустили «Лайнер»
  9. История предприятия. star.ru. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 февраля 2010.
  10. Выведен из эллинга РПКСН К-18 «Карелия». star.ru. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 февраля 2010.
  11. Пострадавшую от пожара АПЛ «Екатеринбург» вернут флоту через два года, interfax.ru, 30 июля 2012 года
  12. В России отмечают День моряка-подводника. www.tass-ural.ru (19 марта 2012). Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 19 марта 2012.
  13. Эксперт: АПЛ «Екатеринбург» вернут в строй после ремонта гидроакустики | Оборона и безопасность | Лента новостей «РИА Новости»
  14. АПЛ «Екатеринбург» поставили в ремонтный док — Алексей Михайлов — «»Екатеринбург» встал на ремонт» — Российская газета — Атомная ракетная подлодка «Ека …
  15. «Борей» — владыка морей?, rosbalt.ru, 2008.03.21
  16. Известия. Ру: Ракетный комплекс «Синева» принят на вооружение ВМФ России
  17. Стратегические подлодки перевооружат на «Лайнер»  (рус.). Lenta.ru (9 февраля 2012). — Все российские стратегические АПЛ будут перевооружены на ракеты «Лайнер». Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 9 февраля 2012.
  18. Срок службы подлодок проекта «Дельфин» продлят до 35 лет. lenta.ru (26 марта 2012). Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 26 марта 2012.
  19. http://www.armscontrol.ru/subs/snf/snf03221.htm
  20. Ильин В., Колесников А. Отечественные атомные подводные лодки (рус.) // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра…. — М., 2000. — № 5-6, май-июнь. — С. 69.

См. также

Предшествующая модификация:

Ссылки

dic.academic.ru

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — WiKi

Слово «Дельфин» имеет и другие значения.

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ, и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева», Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин»

К-18 «Карелия», 1 января 1994 года
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН 2-го/3-го поколения
Обозначение проекта 667БДРМ «Дельфин»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО Delta-IV
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 … 400 м
Предельная глубина погружения 550 … 650 м
Автономность плавания 80 … 90 суток
Экипаж 135 … 140 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 11 740 т
Водоизмещение подводное 18 200 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
167,4 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
8,8 м
Силовая установка
  • 2 реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт,
  • 2 ППУ ОК-700А,
  • 2 ГТЗА-635,
  • 2 паровых турбины суммарной мощностью 44 100 кВт,
  • 2 турбогенератора ТГ-3000 по 3 000 кВт,
  • 2 дизельгенератора ДГ-460 по 460 кВт,
  • 2 ЭД экономического хода по 165 кВт,
  • 2 гребных вала,
  • 2 пятилопастных гребных винта
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4 носовых ТА калибра 533 мм
Боекомплект (торпед): 12
533-мм торпеды САЭТ-60М[1], 53-65М[2][3], ПЛУР «Водопад»
до 24 мин вместо части торпед.
Ракетное вооружение 16 баллистических ракет Р-29РМ, Р-29РМУ2 или Р-29РМУ2.1«Лайнер»
ПВО 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
 Категория на Викискладе

История проекта

  Внешний вид первых корпусов.

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года[4]. Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта[5], и еще одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Конструкция

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.

Корпус

По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению[6]. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.

Движители

Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.

Вооружение

Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными БРПЛ.

Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе[7].

Военное применение

РПКСН проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный в нескольких сотнях километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С. В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат»[8]. Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39[9]. Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.

28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск»[10].

20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер»[11][12].

Мирное применение

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

Представители

Современное состояние

По состоянию на 2018 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».

БС-64 была переоборудована в носитель ГС[20]. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре[21]. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта[16].

Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2018 год переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.

Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.

Перспективы

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет[22][23].

Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева»[24].

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года[25].

Сравнительная оценка

Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4−8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 65−85 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м[26].

При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30 км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10 км[27]

См. также

Предшествующая модификация:

Примечания

  1. ↑ САЭТ-60 / САЭТ-60М | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
  2. ↑ Моремход — Советский подводный флот 1945-1990 часть7
  3. ↑ 53-65 / 53-65А | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
  4. ↑ Операция «Бегемот-2», Александр Железняков, cosmoworld.ru со ссылкой на «Секретные материалы», № 12, июнь 2005
  5. ↑ Атомная субмарина «Екатеринбург» передана флоту после ремонта. Пресс-служба Центра судоремонта «Звездочка» (19 декабря 2014 года).
  6. ↑ Энциклопедия кораблей/Ракетные ПЛ/Россия/667БДРМ Дельфин
  7. ↑ Баллистическая ракета подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54), makeyev.msk.ru
  8. ↑ Александр Железняков. Операция «Бегемот-2».
  9. ↑ «Синева» поднимется над морем. Дмитрий Литовкин, «Независимая газета». nvo.ru (12.05.2000). Проверено 18 декабря 2011. Архивировано 28 августа 2011 года.
  10. ↑ АПЛ ТОФ запустила межконтинентальную баллистическую ракету из Охотского моря. РИА Новости (28.10.2010). Архивировано 12 февраля 2012 года.
  11. ↑ Новый успех макеевцев
  12. ↑ За «Синевой» пустили «Лайнер»
  13. ↑ История предприятия. star.ru. Проверено 22 февраля 2010. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  14. ↑ Выведен из эллинга РПКСН К-18 «Карелия». star.ru. Проверено 22 февраля 2010. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  15. ↑ www.severinform.ru // АПЛ «Верхотурье» возвращается на Северный флот
  16. 1 2 АПЛ «Екатеринбург» передали флоту после ремонта
  17. ↑ РИА Новости. АПЛ «Подмосковье» вернулась в боевой состав ВМФ. 26.12.2016
  18. ↑ Атомная подлодка «Подмосковье» вышла на ходовые испытания после модернизации
  19. ↑ РИА Новости. Атомную подлодку «Подмосковье» передадут ВМФ в декабре 2016 года
  20. ↑ Атомная подлодка «Подмосковье» передана в состав ВМФ России (рус.), Interfax.ru (26 декабря 2016). Проверено 18 августа 2017.
  21. ↑ Эксперт: АПЛ «Екатеринбург» вернут в строй после ремонта гидроакустики | Оборона и безопасность | Лента новостей «РИА Новости»
  22. ↑ Срок службы подлодок проекта «Дельфин» продлят до 35 лет. lenta.ru (26 марта 2012). Проверено 26 марта 2012. Архивировано 4 июня 2012 года.
  23. ↑ Корабелы Северодвинска продлят сроки службы всех ПЛАРБ проекта 667БДРМ до 35 лет
  24. ↑ Известия. Ру: Ракетный комплекс «Синева» принят на вооружение ВМФ России
  25. ↑ Стратегические подлодки перевооружат на «Лайнер» (рус.). Lenta.ru (9 февраля 2012). — Все российские стратегические АПЛ будут перевооружены на ракеты «Лайнер». Проверено 9 февраля 2012. Архивировано 4 июня 2012 года.
  26. ↑ What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
  27. Ильин В., Колесников А. Отечественные атомные подводные лодки (рус.) // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра…. — М., 2000. — № 5-6, май-июнь. — С. 69.

Ссылки

ru-wiki.org

Проект 667БДРМ — ядерные подводные лодки, описание, вооружение и ТТХ, ракетоносцы Верхотурье, Екатеринбург, Тула, Новомосковск и Брянск

В Советском Союзе прекрасно понимали насколько важно иметь в постоянной боевой готовности мощный ракетно-ядерный подводный флот, способный в любой момент нанести вероятному противнику невосполнимый ущерб. Начатая в середине 70-х годов работа по созданию подводного ракетоносца нового поколения была ответом СССР на создание в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо». В сентябре 1975 года правительственным решением дан старт работ в этом направлении, результатом которых стал проект отечественного ракетоносца третьего поколения 667БДРМ.

Рождение проекта и программа строительства советских ракетоносцев третьего поколения

Для скорейшего достижения поставленной цели конструкторы ЦКБМТ «Рубин» не стали изобретать велосипед. Основные усилия были приложены к модернизации уже существующего проекта ракетоносца проекта 667БДР «Кальмар».

Эта подводная лодка относился к кораблям второго поколения, однако по многим техническим и технологическим параметра конструкция корабля позволяла добиться существенной модернизации. Внеся существенные коррективы в существующий проект, советским конструкторам удалось получить практически новый боевой корабль. Основными акцентами в новом проекте стали:

  • внедрение технических средств уменьшения гидроакустической шумности лодки;
  • адаптация корпуса и систем лодки под новые виды вооружений;
  • установка новых навигационных систем, средств управления и обнаружения целей.

С этой целью специалистами КБ и судостроителями было изготовлено огромное количество экспериментальных стендов, на которых проходили проверку новые звукопоглощающие устройства, средства снижения виброизоляции. Активно велись работы по снижению гидролокационной заметности отдельных частей конструкции. Новые подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин по расчетным данным должны были лишить преимущества американцев в области ударных стратегических вооружений.

Помимо этого, новая субмарина получила новый корпус, поверхность которого была покрыта специальным изоляционным материалом. В корпусе появилась дополнительная конструкция — длинный горб, протянувшийся на весь корпус позади рубки. Этот элемент стал фирменной фишкой отечественных ракетоносцев, отличавший их от всех существующих кораблей этого класса. В этой части корпуса размещались 16 баллистический межконтинентальных ракет дальностью свыше 8 тыс. км.

Первый корабль проекта 667БДРМ, получивший название К-51, был заложен в 1981 года на верфи Северодвинского машиностроительного завода. Строительство лодки велось три года. Зимой 1984 года лодка была спущена на воду, а в декабре того же года корабль вошел в состав ВМФ Советского Союза. Корабль поражал своими размерами и внешним видом, напоминавшим огромное горбатое морское животное. Огромная сигара имела длину 167 метров и водоизмещение свыше 10 тыс. тонн. Еще в момент постройки советскому ракетоносцу на Западе присвоили код «Delta IV», отнеся корабль к разряду подводных ракетоносцев с огромной боевой мощью.

Вслед за головной лодкой в строй вошли еще 6 однотипных субмарин. В период с 1984 года по декабрь 1990 года Советский Союз обзавелся целой флотилией сильнейших подводных кораблей, ставших важнейшим элементом ракетно-ядерного щита страны. После развала Советского Союза на эти корабли выпала доля стать основными элементами морской компоненты ядерной триады Российской Федерации. Шесть кораблей, пройдя в определенное время профилактический и капитальный ремонт, находятся на сегодняшний день в строю и несут боевое дежурство. Корабли входят в состав 31-1 дивизии подводных лодок и базируются на ВМБ Гаджиево. Одна субмарина К-64, получившая в последствие номер БС-64, была переоборудована в носитель малых подводных лодок.

Несмотря на то, что самый первый корабль проекта 667БДРМ, лодка К-51 «Верхотурье» была спущена на воду более 30 лет назад, субмарина сегодня находится в полной боевой готовности. После капитального ремонта, проведенного на заводе «Звездочка», обновленная и модернизированная субмарина в конце 2012 года вернулась в строй. Ее более молодые сестры, подводные лодки К-114 «Тула» и К-117 «Брянск» ранее прошли средний ремонт и находятся сейчас на боевом дежурстве.

Особенности проекта 667БДРМ

Российский ВМФ в виде подлодок проекта 667БДРМ получил хорошее наследство. Благодаря своей конструкции, субмарины оказались живучими. Несколько серьезных аварий, которые сопутствовали боевой службе кораблей, были достаточно быстро устранены. К тому же сама конструкция лодки позволяла без особых конструктивных изменений проводить ее модернизацию в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми новыми видами вооружений. Основная причина такой универсальности — высокие конструктивные характеристики кораблей, вобравшие в себя все самое лучшее, чего сумели достичь отечественные корабелы за годы постройки кораблей подобного класса.

Ряд технических решений, используемых в конструкции субмарины, можно сравнить с технологиями космических программ. Чего только стоит система подавления шумов подводного корабля. По этим характеристикам советские, а теперь и российские подводные ракетоносцы, считаются самыми малошумными. Во время несения боевого дежурства отследить местоположение корабля практически невозможно. Еще в процессе конструирования основным районом действия новых кораблей были определены полярные области нашей планеты. Действуя на границе кромки ледяного панциря и чистой воды, советские субмарины могли долгое время находиться вне зоны досягаемости гидролокаторов кораблей ВМС США и стран НАТО. Обнаружение отечественных ракетоносцев класса Delta IV становилось для вероятного противника большой проблемой.

Действуя в прибрежных районах и находясь под постоянным прикрытием надводных сил флота, лодки проекта 667БДРМ становится практически неуязвимыми. В таких условиях территория потенциального противника становилась беззащитной от ответного ракетно-ядерного удара.

Следует отметить, что ракетные крейсера проекта 667БДРМ стали первыми отечественными лодками, с которых осуществлялся полноценный ракетный залп всего боекомплекта, находящегося на борту. Несмотря на неудачу, подготовительные мероприятия и последующие действия по ликвидации аварийной обстановки легли в основу целой программы совершенства живучести подводного корабля.

Рассматривая проект в целом, следует отметить особенности конструкции лодки. Главная деталь – увеличенная высота ограждения ракетных шахт. Это было сделано ввиду последующей установки на боевые суда баллистических жидкостно-топливных ракет Р-29РМ. Трехступенчатая ракета достигала высоты 14,8 метров при массе свыше 40 тонн. На субмарине было установлено 16 таких ракет с двумя вариантами оснащения боеголовки – десятиблочной и четырехблочной.

В связи с увеличившимися размерами ракетного вооружения, потребовалось увеличить измерения прочного корпуса. Легкий вариант получил новые обводы и конфигурацию в районе 1-3 отсеков. В связи с высокими требованиями по шумности корабля, в ряде его отсеков были установлены специальные устройства – звукопоглотители и виброкомпенсаторы. Сталь, используемая в конструкции легкого и прочного корпуса, позволяла субмарине опускаться на рабочую глубину 400 метров. Предельно допустимая глубина погружения корабля составляла 650 метров.

Энергетическая установка на субмаринах проекта 667БДРМ была представлена двумя ядерными реакторами марки ВМ-4СГ, которые обладают суммарной мощностью 180 МВт. Оба ядерных реактора приводят в действие основную газо-энергетическую турбинную установку мощностью 60 тыс. л/с. Подводный корабль приводился в движение двумя пятилопастными винтами, сообщавшими кораблю подводную и надводную скорость 24 и 14 узлов соответственно.

Для энергообеспечения корабля в автономном режиме на лодке были установлены два дизельных генератора и два турбогенератора, обеспечивающие электроэнергией системы жизнеобеспечения корабля и движения малых ходом.

Заслуживает внимания внутренняя компоновка корабля, в которой постарались учесть все аспекты повышения уровня комфорта для экипажа субмарины. На лодках этого типа появились сауны, солярий и спортивные и тренажерные залы. Качественно изменилась система регенерации воздуха, позволяющая поддерживать безопасный химический состав воздуха во внутренних помещениях субмарины.

Система вооружений

Говорить много о главном оружии кораблей проекта 667БДРМ не приходится. Сегодня все шесть кораблей, находящиеся в составе российского флота переоборудованы под новые модернизированные модификации баллистических ракет Р-29РМУ2 и Р-29РМУ2.1 типа «лайнер». Количество ракет осталось прежним — 16 шт., однако все боевые части имеют четыре боевых блока. Ракетный комплекс Д-9РМ, которыми оснащаются российские ракетоносцы проекта 667БДРМ, считается за океаном одним из самых мощных ракетно-ядерных систем. Ракетный залп может осуществляться из подводного положения корабля на глубине до 55 метров.

В качестве тактического оружия, лодки оборудованы минно-торпедными комплексом, состоящим из 4-х торпедных аппаратов калибра 533 мм. Лодка может вести огонь всем существующим на сегодняшний момент торпедным оружием, включая ракето-торпеды. Запас торпед составляет 12 шт. Управление огромным кораблем осуществляется через центр БИУС «Омнибус-БДРМ». Через этот комплекс осуществляется обработка поступающей информации о целях и условиях для маневрирования и последующего боевого применения средств вооружения корабля. Серьезным преимуществом, которым обладают модернизированные лодки проекта 667БДРМ, является наличие нового гидроакустического комплекса «Скат». Новый ГАК оснащается крупногабаритной антенной, защищенной стеклопластиковым обтекателем.

Противовоздушная оборона корабля возложена на зенитно-ракетные комплексы 9К310, находящиеся в распоряжении членов экипажа. Управление кораблем осуществляет экипаж из 140 человек.

Ближайшее будущее корабля

Исходя из потребности российского ВМФ, иметь в строю до 10 боеспособных подводных ракетоносцев, на самом высоком уровне принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высокой степени технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, находящихся в составе 31-й дивизии, на данный момент удовлетворительное. Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла в 2010 году капитальный ремонт. По предварительным данным срок службы корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные мероприятия коснулись и других субмарин проекта 667БДРМ. Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.

Помимо несения боевого дежурства, российские подводные лодки в целях поддержания боеготовности на высоком уровне, участвуют в запуске коммерческих грузов в рамках освоения космических программ. Для запуска искусственных спутников используются ракеты Р-29РМ. Благодаря таким программам, удается не только поддерживать ракетный комплекс на должном уровне, но и осуществлять мониторинг всех систем корабля.

Перспективы российских подводных ракетоносцев на сегодняшний день выглядят не совсем радужно. Остро встает вопрос об обеспечении технической базы действующих кораблей, ресурс которых естественным образом подходит к концу. В планах командования ВМФ по модернизации отечественного флота, подводные лодки проекта 667БДРМ занимают сегодня важное место. Именно они должны обеспечить обороноспособность страны на переходный период до тех пор, пока в строй не войдут новые подводные лодки, пока не закончится модернизация субмарин других классов.

warways.ru

Подводные лодки проекта 667БД «Мурена-М» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2018; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
РПКСН проекта 667БД «Мурена-М»
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН 2 поколения
Обозначение проекта 667БД «Мурена-М»
Кодификация НАТО «Delta-II»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 390 м
Предельная глубина погружения 450 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 135 человек
Размеры
Водоизмещение надво

ru.wikipedia.org

АПЛ проект 667 | Вооружение России и других стран Мира


Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ

Российский Военно-морской флот имеет семь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДРМ («Дельфин») вооружённых межконтинентальными баллистическими ракетами. Эти корабли были разработаны (ЦКБ «Рубин», г. С-Петербург, главный констуктор – Ковалев С.Н.) и строились параллельно РПКСН проекту 941 «Акула» (небезызвестные «Тайфуны»). Конструкторские работы были начаты в 1975г. Строительство осуществлялось в Северодвинске в период с февраля 1981 по февраль 1992 г. Первый РПКСН проекта, K51, был вступил в строй в декабре 1985. Подводные лодки дислоцируются на военно-морской базе Сайда-Губа, Северный Флот (по др. данным – губе Оленья (г.Гаджиево)). По натовской классификации именуются Дельта 4 (Delta IV)

Конструкция проекта 667

Конструкция РПКСН проекта 667БДРМ подобна проекту 667БДР (Delta III). По сравнению с проектом 667БДР был увеличен диаметр корпуса и удлинена носовая часть. В результате водоизмещение выросло на 1200 тонн, а длина – на 12 метров. Субмарина имеет двухкорпусную конфигурацию с ракетными шахтными пусковыми установками, размещенными во внутреннем корпусе. Для усиления прочности корпуса при строительстве применялись специально обработанные высокопрочные стали. Корпус имеет 10 отсеков. Операционная глубина погружения – 320 метров, максимальная – 400 метров. Двигательная установка обеспечивает скорость 24 узл. в надводном и подводном положении. Запасы позволяют совершать походы продолжительностью до 80 дней.

В процессе разработки РПК СН проекта 667BDRM были приняты несколько мер, чтобы уменьшить уровень шумности. Механизмы и оборудование зафиксированы на общей основе, изолированной от прочного корпуса, отсеки где размещается ЭУ также изолированы. Б Была увеличена эффективность антигидроакустических покрытий наружного корпуса и внутренних прочных корпусов. Используются новые семилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками.

Ракетное вооружение

РПКСН проекта 667БДРМ оснащены баллистическими ракетами межконтинентального радиуса действия с ядерными боеголовками, предназначенными для поражения военных и промышленных объектов противника. Подводные лодки несут ракеты РСМ-54 разработки КБ Макеева (натовское обозначение: SS-N-23 Скиф) – трехступенчатые жидкостно-реактивные баллистические ракеты с дальностью поражения 8,300 километров. В состав боеголовки входит от четырёх до десяти разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью 100 кТ каждый. Наведение инерциальное по звёздам, вероятное отклонения (возможный радиус от заданной точки поражения) составляет 500 метров. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

Кроме того могут приниматься противокорабельные ракеты «Новатор» (SS-N-15).

Торпедное вооружение

Представлено 4-мя 533-мм торпедными аппаратами, предназначенными для запуска любого типа торпед, включая противолодочные торпеды и устройства – акустического противодействия. Имеется система быстрой перезарядки торпедных аппаратов. Боезапас составляет 18 ракет и/или торпед. Торпедное вооружение расположено в носовой части корпуса.

Средства РЭБ

Имеется датчик оповещения о радиолокационном облучении.

Средства обнаружения

РПКСН оснащён радиолокационной станцией обнаружения надводных целей.

Средства акустического обнаружения включают гидроакустический комплекс который оперирует в низком и среднем диапазоне частот в активном и пассивном режимах поиска и атаки. Также есть активный гидролокатор работающий на высокой частоте, пассивный низкочастотный гидролокатор и буксируемый акустический комплекс.

Средства связи

Имеется два плавающих радиобуя для принятия радиограмм, данных целеуказания и кораблевождения с использованием навигационных спутников при нахождении подводной лодки под водой на безопасной глубине.

Энергетическая установка

РПКСН проекта 667БДРМ имеют атомная ЭУ типа ОК-700 (и модификации) с двумя водо-водяными реакторами типа ВМ-4, с тепловой мощностью – 2 х 90 МВатт. Двигательная установка приводит в движение два вала с семи-лопастными винтами с фиксированным шагом.

Состояние проекта 667

Операционная продолжительность службы этих РПКСН, составляет 20-30 лет, хотя, чтобы использовать корабль в течение этого периода требуется раз в 7-8 лет производить капитальный ремонт. В противном случае, срок службы сокращается до 10-15 лет. Четырехлетние ремонтные работы на первом РПКСН проекта 667 БДРМ (K-51) были закончены в ноябре 1999 на судоремонтном заводе «Звёздочка» в Северодвинске. Предполагается, что после этого субмарина будет нести службу еще 5-7 лет.

 

Названия и даты

НазваниеМесто постройкиДата закладкиДата спускаВступил в стройДальнейшая судьба
К-51ПО «Севмаш», г. Северодвинск23.02.1981янв. 198529.12.1986В 1996-1999гг. прошла ремонт на ПО «Звёздочка», по состоянию на август 2000 г. находится в составе СФ.
К-84ПО «Севмаш», г. Северодвинскнояб. 1984дек. 1985фев. 1986Находится в составе СФ.
К-64ПО «Севмаш», г. Северодвинскнояб. 1985дек. 1986фев. 1988Находится в составе СФ.
К-114ПО «Севмаш», г. Северодвинскдек. 1986сент. 1987фев. 1989Находится в составе СФ.
К-117ПО «Севмаш», г. Северодвинсксент. 1987сент. 1988март 1990Находится в составе СФ.
К-18ПО «Севмаш», г. Северодвинсксент. 1988нояб. 1989фев. 1991Находится в составе СФ.
К-407 «Новомосковск»ПО «Севмаш», г. Северодвинскнояб. 1989янв. 199120.02.1992Находится в составе СФ.
 

ХАРАКТЕРИСТИКА

Проект 667

Размеры
Водоизмещение, тНадводное – 11740 Подводное – 18200
Длина, м167
Ширина, м11,7
Осадка, м8,8
Энергетическая установка
Тип2 водяных реактора мощностью 90 МВт каждый, две паровые турбины мощностью по 20000 л.с. каждая.
Количество валов2
Мощность, л.с.40000
Скорость, дальность плавания
Скорость, узлНадводная – 14 Подводная – 24
Глубина погружения, мОперационная – 320 Предельная – 400
Автономность, сут80
Вооружение16 ПУ баллистических ракет РСМ-54 (Ракетный комплекс Д-9РМ) 4 х 533 мм. ТА (боезапас – 18 торпед)
Команда, чел135
 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Читайте также:

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 (по НАТОвской терминологии — Typhoon)имеют атомную энергетическую установку и являются самыми большими в мире подводными …

ДАЛЕЕ

В 1980-х годах КБ «Рубин» разработало подводные лодки 3-го поколеня с крылатыми ракетами на вооружении — проекта 949 («Гранит», по НАТОвской классификации «Oscar-I») и проект 949А («Антей», НАТО …

ДАЛЕЕ

Атомные подводные лодки проектов 705, 705К («Лира») В 1957 г. Советский ВМФ сформулировал требования по 1500-тонной подводной лодке — «перехватчику», способной развивать скорость до 40 узл. Замысел был такой: …

ДАЛЕЕ

Спасательные подводные лодки проекта 940 («Ленок») Спасательных подводных лодок (СПЛ) в мире две, обе принадлежат ВМФ Российской Федерации — это СПЛ проекта 940. В отечественном Военно-морском Флоте намерение построить …

ДАЛЕЕ

Со второй половины 50-х гг. ХХ в. военно-морской флот США пополнили атомные субмарины. Это были торпедные, многоцелевого назначения, и ракетоносные, типов «Джордж Вашингтон» и «Итен Аллен». Последние несли …

ДАЛЕЕ

Противолодочный крейсер проект 1123


корабли, подводные лодки

worldweapon.ru

Подводные лодки проекта 667АМ «Навага-М»

РПКСН проекта 667А «Навага»
Основные характеристики
Тип корабляРПКСН
Обозначение проекта667А «Навага»
Разработчик проектаЛПМБ «Рубин»
Главный конструкторА. С. Кассациер, С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО«Yankee»
Скорость (надводная)15 узлов
Скорость (подводная)28 узлов
Рабочая глубина погружения320 м
Предельная глубина погружения450 м
Автономность плавания90 суток
Экипаж119 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов,
Размеры
Водоизмещение надводное7 760 т
Водоизмещение подводное11 500 т
Длина наибольшая (по КВЛ)128 м
Ширина корпуса наиб.11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ)7,9 м
Силовая установка
Главная
  • 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4
  • 2 паротурбинных установки ОК-700
  • 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
  • 2 турбогенератора
Вспомогательная
  • 2 дизель-генератора ДГ-460
  • 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ
  • 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)[1].
Ракетное вооружениеракетный комплекс Д-5, 16 ПУ БРПЛ Р-27 (РСМ-25)
Изображения на Викискладе

Подводные лодки проекта 667А «Навага» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту.

История создания

Работа по созданию подводного ракетоносца второго поколения была начата в 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А. С. Кассациера. Основное вооружение лодки должно было состоять из 8 жидкотопливных ракет пускового комплекса Д-4, или 8 твёрдотопливных ракет пускового комплекса Д-6, которые разрабатывались параллельно.

Проект был разработан в ЛПМБ «Рубин», Генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв.

Конструкция

Корпус

Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:

  1. торпедный отсек;
  2. аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
  3. центральный пост, пульт ГЭУ;
  4. ракетный отсек;
  5. ракетный отсек;
  6. дизель-генераторный отсек;
  7. реакторный отсек;
  8. турбинный отсек;
  9. турбинный отсек;
  10. электродвигательный отсек.

Вооружение

Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5, включающий 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27, имеющими массу по 14.5 тонн и дальность действия 2 400 км. Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, в том числе 4 калибра 533 мм для стрельбы противокорабельными торпедами и 2 калибра 450 мм для стрельбы противолодочными торпедами. Общий боекомплект составляет 22 торпеды, в том числе две торпеды с ядерными боеголовками. В особых случаях дополнительный торпедный боекомплект может быть принят в помещение переоборудованной офицерской кают-компании.

Радиоэлектронное оснащение

Радиоэлектронное оборудование проекта включает: Гидроакустический комплекс «Рубикон»

  • ГАС миноискания МГ-509,
  • радио­локационный комплекс РЛК-101 «Альбатрос»

и др.

Навигационное оборудование

Первые четыре корабля имели на вооружении навигационный комплекс «Сигма». На кораблях, построенных позже 1972 года взамен него устанавливался комплекс «Тобол». Корабли поздней постройки также несли систему спутниковой навигации «Циклон».

Содержание металлов

При полной утилизации АПЛ было извлечено лома металлов[2]:

  • более 3500 тонн стального (300 тонн нержавеющей, 1100 тонн маломагнитной, 1900 тонн без сорта)
  • 322 тонны цветного
    • 50 тонн медного
    • 70 тонн латунного
    • 70 тонн бронзового
    • 30 тонн медно-никелевого
    • 5 тонн алюминиевого.

Вооружение

Основная статья: Р-27

Основным вооружением лодок базового проекта 667А «Навага» являлись 16 баллистических ракет Р-27 (РСМ-25) с моноблочной боеголовкой 1 Мт и дальностью стрельбы до 2400 км. Старт ракет — только подводный. 6 торпедных аппаратов и 22 торпеды против подлодок и надводных кораблей, 2 из них — с ядерными зарядами.

Модификации

Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций.

Выводимые по договору ОСВ-1 РПКСН использовались в ряде экспериментальных проектов. Из РПКСН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам.

Назначение проектов:

  • Проект 667АУ «Налим» — установка усовершенствованного ракетного комплекса Д-5У, 9 лодок.
  • Проект 667АМ «Навага-М» — модернизация К-140 для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31.
  • Проект 667М «Андромеда» — модернизация К-420 для проведения испытаний стратегических сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с дальностью более 5000 км.
  • Проект 667АТ «Груша» — модернизация К-253, К-395, К-423 для использования в качестве носителей дозвуковых стратегических крылатых ракет РК-55 «Гранат», запускаемых из торпедного аппарата. По этому проекту планировалась, но не была проведена модернизация: К-408, К-236, К-399.[3]
  • Проект 09774 (667АН) — модернизация К-411 в носитель сверхмалых подводных лодок, с установой аппаратуры для проведения научных исследований.
  • Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2» — последовательные модернизации К-403 «Казань» для испытания ГАК подводных лодок 3-го и 4-го поколения соответственно.

Проект 667АУ «Налим»

10 июня 1971 года вышло постановление правительства предусматривающее разработку модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, с увеличенной до 3000 км. В конце 1972 года 31-я дивизия получила первый подводный крейсер проекта 667АУ — К-245, с новым усовершенствованным ракетным комплексом Д-5У. В ходе отработки комплекса в сентябре 1972 — августе 1973 года были проведены испытания ракеты Р-27У. Все 16 пусков с борта К-245 прошли удачно, последние два пуска были произведены из района боевого патрулирования в конце боевой службы. 4 января 1974 г комплекс Д-5У был принят на вооружение.

Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла РГЧ «рассеивающего» типа, оснащённую тремя боевыми блоками по 200 кт, без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.

На лодке К-245 прошёл испытания новый навигационный комплекс «Тобол» с инерциальной системой. Для проверки его возможностей в конце 1972 года корабль выполнил поход в район экватора.

В 1972—1983 гг. флот получил ещё восемь РПКСН: К-219, К-228, К-241, К-430, К-426, К-444, К-446 и К-451, модернизированных или достроенных по проекту 667АУ.

Проект 667АМ «Навага-М»

Основная статья: К-140

Проект разрабатывался в Ленинградском КБ «Рубин» для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31. Разработка проекта велась под руководством главного конструктора О. Я. Марголина.

Для переоборудования по проекту 667АМ был выделен второй корабль проекта 667А — К-140. Из-за большей массы твердотопливной ракеты число ракетных шахт было сокращено до 12. Увеличилось полное водоизмещение. Внешние отличия заключались в уменьшенной длине и увеличенной высоте кормовой надстройки.

Работы по модернизации начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря.

В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет Р-31 методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно. 17 декабря 1990 года К-140 была отправлена в Северодвинск для утилизации.

Проект 667М «Андромеда»

Основная статья: К-420

В соответствии с постановлением правительства от 9 декабря 1976 года началась разработка нового класса морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с КР ЗМ25 с дальностью более 5 000 км. Дальность КР выбиралась с учетом глубины активной противолодочной обороны США и расположения возможных целей.

Работы велись в КБ В. Н. Челомея, параллельно в СССР велась разработка дозвуковых стратегических крылатых ракет РК-55, предназначенных для запуска из торпедных аппаратов.

Для испытания нового ракетного комплекса в Северодвинске в 1982—1985 годах была переоборудована К-420. В ходе модернизации вырезался пятый ракетный отсек, вместо него встраивался новый удлинённый отсек с формой сечения близкой к прямоугольной. С каждой стороны отсека, между прочным и лёгким корпусом размещалось по 6 сверхзвуковых КР.

Первый пуск КР с борта подводной лодки состоялся в Баренцевом море 26 декабря 1983 года. В 1984 году была проведена серия из 21 испытательного пуска. В начале 1990-х годов работы по проекту были прекращены.

Проект 667АТ «Груша»

Лодка проекта 667АТ

Для дозвуковых стратегичесих крылатых ракет РК-55 «Гранат», была разработана модификация 667АТ «Груша» на базе подводных лодок 667-го проекта. Лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями этих КР.

Модернизация проводилась в Северодвинске. У подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533 мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении ТА устанавливались под углом, в средней части подлодки.

На корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставлялись с минимальными изменениями.

Основное вооружение корабля этой модификации составили 32 стратегические КР РК-55 «Гранат», запускаемые из восьми 533-мм ТА, расположенных в 5-м отсеке. Вместо КР ТА могли использоваться для запуска дальноходных торпед.

Основные характеристики
  • длина — 141,7 м;
  • ширина — 12,8 м;
  • осадка — 7,8 м;
  • водоизмещение надводное — 8880 т;
  • водоизмещение подводное — 9684 т;
  • подводная скорость — 26 узлов;
  • надводная скорость — 16 узлов;
  • экипаж — 121 человек;
  • Основные характеристики РК-55 «Гранат»:
    • стартовая масса — 1700 кг;
    • длина — 8,09 м;
    • диаметр корпуса — 0,51 м;
    • ядерная БЧ мощностью 100 кт;
    • скорость 880 км/ч;
    • максимальная дальность — 2500 км;
    • система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.

Соответствующие базовому проекту:

  • рабочая глубина погружения — 320 м;
  • предельная глубина погружения — 400 м ;
  • автономность — 70 суток;
  • Торпедное вооружение первого отсека:
    • четыре 533-мм ТА с 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65,
    • два 400-мм ТА с боекомплектом 8 торпед СЭТ-73.
Представители

Всего по проекту 667АТ были модернизированы три АПЛ проекта 667:

  • К-253 — вступила в строй в 1969 году, модернизация завершена в 1988 году;
  • К-423 — модернизация завершена в 1986 году;
  • К-395 — модернизация завершена в 1991 году;

Все три АПЛ входили в состав СФ. К-395 была исключена из боевого состава флота 1 сентября 2002 года.

Проект 09774 (667АН)

БАПЛ К-411 «Оренбург». Оленья Губа. 2000 год

В 1990 году была завершена модернизация РПКСН К-411 «Оренбург» проекта 667А. В ходе модернизации крейсер был пе­реоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. Был вырезан пятый ракетный отсек, вместо него вставлен блок, в котором размещены научно-исследовательская аппаратура и оборудование, каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В результате корпус корабля был удлинен до 162,5 м, торпедное воору­жение демонтировано не было.

Была существенно увеличена автономность плавания, для этого было предусмотрено размещение большего количества запасов и улучшены условия для жизнедеятельности экипажа и исследователей. Переоборудование осуществлялось МП «Звездочка» в кооперации с ПО «Севмашпредприятие», которое изготовило новый блок корпуса.

Подводную лодку поставили в эллинг МП «Звездочка» в октябре 1983 года, а спустили на воду — в июне 1990 года. В 1991 году была принята в состав ВМФ.

25 марта 2009 года на утилизируемой атомной подлодке спецназначения БС-411 «Оренбург» загорелись остатки резинового покрытия носовой части корабля.[4]

Проект 667АК «Аксон-1»

Основная статья: К-403 «Казань»

В 1979—1983 годах К-403 была переоборудована в лодку специального назначения по проекту 667АК «Аксон» и использовалась для испытаний гидроакустического комплекса для АПЛ 3-го поколения[5].

Проект 09780 «Аксон-2»

Основная статья: К-403 «Казань»

Для испытания ГАК для подводных лодок 4-го поколения в 1985 году в ЦКБМТ «Рубин» был разработан технический проект переоборудования проекта 667А в 09780 «Аксон-2».[6] В 1988 году для уменьшения финансовых затрат был подготовлен скорректированный проект по переоборудованию 667АК после завершения испытаний по программе «Аксон-1».[6] В 1991—1995[6] годах лодка прошла модернизацию по усовершенствованному проекту «Аксон-2». В 1996—2000 годах подводная лодка служила базой для испытаний гидроакустического комплекса для АПЛ 4 поколения.[7] 9 декабря 2005 года спущен Андреевский флаг, передана гражданскому экипажу в ожидании утилизации.[7]

«Преемника» для проведения новых испытаний у проекта нет — это связано с отсутствием средств на модернизацию или строительство новой подводной лодки.[8] Завершение эксплуатации К-403 «Казань» связано с тем, что

в настоящее время энергоресурс ядерной энергетической установки «Аксона» на исходе, спецификационные сроки службы атомного реактора, корпуса подлодки, основных механизмов, систем автоматики и корабельных кабелей давно истекли. Безаварийная эксплуатация корабля в таком состоянии не может гарантироваться даже при самых «щадящих» режимах его использования…[8]

Список построенных ПЛАРБ

Примечание:

  • * обозначает лодки, модернизированные по пр.667АУ «Налим»
  • ** обозначает лодки, модернизированные по пр.667АМ
  • *** обозначает лодки, модернизированные по пр.667АТ
  • **** обозначает лодки, модернизированные по пр.667М
  • ***** обозначает лодки, модернизированные по пр.09774

Сноски и источники

  1. http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/667A/list.htm
  2. Утилизация АПЛ, bellona.ru со ссылкой на «Северный рабочий», 23.03.95
  3. «Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”)». deepstorm.ru. Проверено 5 октября 2007.
  4. В Северодвинске горел «Оренбург», Газета «Коммерсантъ» № 53(4108), 26.03.2009
  5. ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ: ИНФОРМАЦИЯ, Выпуск # 42, 2005, 7 декабря — 14 декабря
  6. 1 2 3 Атомные подводные лодки специального назначения, ckb-rubin.ru
  7. 1 2 К-403, КС-403, «Казань» проект 667АК, 09780, deepstorm.ru
  8. 1 2 Прощание с «Казанью», vdvsn.ru, 2005/12/12

Ссылки

Проект 667АМ «Навага-М»

Проект 667М «Андромеда»

«Проект 667М „Андромеда“ (NATO — Yankee-Sidekar)», ruspodlodka.narod.ru

Проект 667АТ «Груша»

«ПЛАРК — Проект 667АТ „Груша“», submarine.id.ru

Проект 09774 (667АН)

http://olproekt.narod.ru/index.html «Сайт экипажа К-411 «Оренбург»

К-26*** | К-32 | К-137* | К-140** | К-207 | К-210 | К-214* | К-216 | † К-219* | К-228* | К-236 | К-241* | К-245* | К-249 | К-252* | К-253*** | К-258* | К-389 | К-395*** | К-399*** | К-403 | К-408*** | К-411***** | К-415 | К-418 | К-420**** | К-423*** | К-430* | К-426 | К-434 | К-436* | К-444* | К-446* | К-451

† — затонула в 1986, в результате аварии, * — модификация 667АУ «Налим», ** — модификация 667АМ, *** — модификация 667АТ, **** — модификация 667М, ***** — модификация 09774

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *