Боинг ch 47 чинук – Вертолет Boeing CH-47 Chinook (Чинук), Обзор Характеристик и Вооружения с Фото

Содержание

Вертолет Boeing CH-47 Chinook (Чинук), Обзор Характеристик и Вооружения с Фото

Из заявок, которые подали пять компаний по выпуску вертолетов Boeing CH-47, американские внутренние вооруженные силы отдали предпочтение варианту Boeing Vertol Model 114, как более соответствующего требованиям, предъявляемым к мобильному вертолету для фронта. Он должен быть снабжен оборудованием для полетов в разную погоду, выносить нагрузку 1814 килограмм внутри фюзеляжа или 7250 килограмм на тросе с внешней стороны, перевозить до сорока военнослужащих, обладать возможностью непосредственной загрузки в хвосте фюзеляжа, быть приспособленным для проведения эвакуации раненых и перевозки любой составляющей ракетной системы Martin Marietta Pershing. В июне 1959 году заключили первый контракт на 5 вертолетов YCH-1B. Позднее их обозначили CH-47A Chinook.

История вертолета Boeing CH-47 Chinook

Вертолет Boeing CH-47 Chinook, подобный образцу модели 107 — СН-46 в увеличенном виде, имел неубирающееся четырехопорное шасси, а с любой стороны части снизу фюзеляжа были расположены обтекаемые гондолы, поделенные по подотсекам, имеющие герметизацию.

Первая модель YHC-1B поднялась в воздух двадцать первого сентября 1961 года, к этому моменту заключили контракт серийного выпуска вертолетов СН-47А. Сперва Boeing CH-47 имели турбовальные двигатели Lycoming Т55-L-5 мощностью 1631 киловатт (две тысячи двести литров в секунду), а потом турбовальные двигатели T55-L-7 мощностью на валу 1976 (2650 литров в секунду). Поставлять вертолеты CH-47A начали в декабре 1962 года.

Обзор вертолета

С того времени выпустили не один вариант, в том числе СН-47В, имеющие турбовальные двигатели Т55-L-7C мощностью на валу две тысячи сто двадцать пять киловатт (две тысячи восемьсот пятьдесят литров в секунду), с новой конструкцией лопастей на несущем винте. Первая модель поднялась в атмосферу воздуха в октябре 1966 года, поставлять её начали 10 мая 1967 года. За ним следовала модель СН-47С, имеющая два турбовальных двигателя Т55-L-11C и мощность две тысячи семьсот девяносто шесть киловатт (3750 л.с.), усиленную трансмиссию и большую емкость баков для топлива. Первая модель такого вертолета совершила полет 14 октября 1967 года, а в начале 1968 года начали поставлять серийные машины.

Девять аппаратов, подобных модели CН-47C, построили для канадских Вооруженных сил, обозначив СН-147. Поставлять начали в сентябре 1974 года. Эту модель оборудовали последними системами безопасности и управления полетом, оптимальная масса во время взлета с земли составляла 22268 килограмм, а во время аварийного взлета с воды — 20865 килограмм. Помимо того, в кабине могли расположиться пять стрелков, в распоряжении любого был пулемет с калибром 12,7 или 7,62 миллиметров, помещенный на гибкую направляющую. Соответственно программе развития армии Америки, по одному вертолету всякой модели — СН-47А, СН-47В, а также СН-47С демонтировали до главного каркаса с дальнейшим проведением реконструкции для получения совершенствованного стандарта, который стал в качестве опытного образца СН-47D.

Эти совершенствованные вертолеты имели более мощные турбовальные двигатели, трансмиссию с увеличенным числом передачи и новым оборудованием электронного типа, а их конструкцию подвергли многим изменениям. На них используют вспомогательную силовую установку и тройную систему крюков для того, чтобы подвесить груз. После того, как были завершены летные испытания этих опытных моделей Американская фирма Боинг Вертол начала выполнять программы по переделке вертолетов СН-47А по стандарту СН-47D, и первый из них поставили в 1982 году. Британские внутренние силы сделали заказ на 33 вертолета, подобных варианту СН-147 Канады, обозначение его Chinook НС.Mk I. Они имеют британское оборудование и несколько специально предназначенных приспособлений. Первое устройство поставили в августе 1980 года, а в начале 1982 года осуществили поставку всех тридцати трех машин. Начиная с 1970 года вертолеты Чинук начали выпускать в Италии для заказчиков.

Видео о вертолете

militaryarms.ru

Boeing CH-47 Chinook — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Разработан на основе CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Сменил в Армии США вертолёт H-37, позже — и CH-54. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта[1]).

История

YHC-1B Chinook на стадии разработки[4]

Видео по теме

Модификации

Военные модификации

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет
    [5]
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C[6].
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление
    [7]

Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Боевое применение

Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.

США

За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом[8][9]. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A[9]

Всего использовалось 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов

[8]. Потеряно по боевым и эксплуатационным причинам, по разным данным, от 170 до 200 машин (из них 136 из состава армии США)[8][10] Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами[9] Несколько десятков «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.

За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно[11].

В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент

[12].

25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер» поставленного американцами ещё против советских вертолётов подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».

Италия

Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд[13].

Иран

В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.

Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25[14][15][16][17].

Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж[18].

Фолклендская война

Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November[en]. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов[19]. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен[20][21].

Прочие значимые происшествия

  • Инцидент с иранскими «Чинуками» (1978)
  • 11 сентября 1982 года на авиашоу в Мангейме (Германия) разбился американский CH-47C (серийный номер 74-22292), несущий парашютистов. Погибли 46 человек. Причиной стала блокировка смазки подшипников трансмиссии из-за накопления измельчённой скорлупы грецкого ореха, использовавшейся для чистки механизмов
    [22]
    .
  • 6 ноября 1986 года британский «Чинук» компании British International Helicopters[en], возвращаясь с платформы месторождения Брент в Северном море, после взрыва рухнул в море в четырёх километрах к востоку от аэропорта Самборо. 45 человек погибло, двое были спасены вертолётом береговой охраны[23].
  • 30 марта 1987 года CH-47C ливийских ВВС был угнан в Египет[24].
  • В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе[25].
  • 2 июня 1994 года по невыясненной причине «Чинук» Королевских ВВС Великобритании врезался в склон мыса Малл-оф-Кинтайр. Погибли все 4 члена экипажа и 25 пассажиров, сотрудников MI5.
  • 29 мая 2001 года «Чинук» южнокорейской армии при установке скульптуры на Олимпийском мосту
    [en]
    в Сеуле задел её несущим винтом. Фюзеляж разломился, одна часть упала в реку, вторая — на мост и загорелась. Все три члена экипажа погибли[26][27].
  • 11 сентября 2004 года «Чинук», принадлежавший греческой армии, потерпел крушение в северной части Эгейского моря. Погибло 17 человек.

Эксплуатанты

Военные

Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама
  • Вьетнам
  • Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год[32]
  • Голландия — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2016 год[33] Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2019 г.[34]
  • Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год[35]
  • Индия — в 2015 году заказано 15 CH-47F[34]
  • Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
    [36]
  • Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2016 год[37]
  • Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2016 год[38] Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.[39]
  • Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2016 год[40]
  • Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2016 год[41]
  • Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2016 год[42]
  • ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2016 год[43]
  • Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год[44]
  • США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год[45]
  • Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2016 год[46]
  • Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2016 год[47]
  • Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2016г[48]
  • Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
    [49]
  • Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2016 год[50]

Гражданские

Тактико-технические характеристики

Британский CH-47 перевозит катер с морскими пехотинцами на учениях

Приведённые характеристики соответствуют модификации MH-47E. Источник данных: Jane’s [51].

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)

Габариты грузовой кабины

  • Длина: 9,19 м
  • Ширина: 2,51 м
  • Высота: 1,98 м
  • Площадь пола: 21,0 м²
  • Полезный объём: 41,7 м³

Отражение в культуре

CH-47 эвакуирует ливийский Ми-24, Чад, 1988
  • «Чинук» появляется в компьютерных играх ArmA 2: Operation Arrowhead, Arma 3, Battlefield Vietnam, Operation Flashpoint, Call of Duty: Black Ops, Command & Conquer: Generals — Zero Hour, Joint Operations: Typhoon Rising, DCS: Ка-50 Чёрная акула, Lock On: Горячие скалы 2, Command & Conquer: Renegade, Medal of Honor, Warface, GTA V, Wargame: Red Dragon и Wargame: Airland Battle.

См. также

Примечания

  1. 1 2 Jane’s, 2004.
  2. ↑ Boeing Marks 50 Years of Delivering Chinook Helicopters
  3. ↑ «United States Department of Defense Fiscal Year 2012 Budget Request: Program Acquisition Costs by Weapon System» Архивировано 21 января 2012 года., p. 1-13. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller)/CFO. February 2011.
  4. ↑ New Transport Helicopter. // Military Review. — October 1959. — Vol. 39 — No. 7 — P. 79.
  5. ↑ HELICOPTERS: Chinooks may serve an extra six years. // Strategic Digest. — July 1993. — Vol. 23 — No. 7 — P. 1171 — ISSN 0970-017X.
  6. ↑ Boeing MH-47D Model Chinook Helicopters (англ.)
  7. ↑ Boeing Launches New «Super D» Chinook — Mar 5, 1998
  8. 1 2 3 Boeing Vertol CH-47 Chinook
  9. 1 2 3 Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
  10. ↑ Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
  11. ↑ SABER RPG Report August 2008
  12. ↑ Афганистан: гибель «Чинука» и перспективы военной кампании // «Голос Америки»](10 августа 2011)
  13. ↑ Losses & Ejections 2014
  14. ↑ Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
  15. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  16. ↑ Потери ВВС Ирана
  17. ↑ Second death of IraF
  18. ↑ Потери ВВС Ирана
  19. ↑ Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
  20. ↑ British aircraft lost
  21. ↑ Argentine aircraft lost
  22. ↑ Air crash disaster at Mannheim Germany on 9/11/82 (англ.)
  23. ↑ Boeing CH-47 Chinook (англ.)
  24. ↑ Three Libyans seek asylum third defection in 5 months
  25. ↑ Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
  26. ↑ S. Korean Helicopter Crashes Into Bridge, 3 Killed (англ.) // People’s Daily (30 мая 2001)
  27. ↑ Crew killed as Korean helicopter hits sculpture (англ.) // The Telegraph (30 мая 2001)
  28. 1 2 Boeing H-47 Chinook. Эксплуатанты // Мировая авиация : журнал. — 2011. — № 131. — С. 14. — ISSN 2071-1131.
  29. ↑ The Military Balance 2016,p.233
  30. ↑ The Military Balance 2016,p.153
  31. ↑ The Military Balance 2016,p.162
  32. ↑ The Military Balance 2016,p.104
  33. ↑ The Military Balance 2016,p.123
  34. 1 2 The Military Balance 2016,p.160
  35. ↑ The Military Balance 2016,p.326
  36. ↑ The Military Balance 2016,p.328,330
  37. ↑ The Military Balance 2016,p.140
  38. ↑ The Military Balance 2016,p.111
  39. ↑ The Military Balance 2016,p.159
  40. ↑ The Military Balance 2016,p.302
  41. ↑ The Military Balance 2016,p.343
  42. ↑ The Military Balance 2016,p.346
  43. ↑ The Military Balance 2016,p.359
  44. ↑ The Military Balance 2016,p.288
  45. ↑ The Military Balance 2016,p.41
  46. ↑ The Military Balance 2016,p.293
  47. ↑ The Military Balance 2016,p.291
  48. ↑ The Military Balance 2016,p.161
  49. ↑ The Military Balance 2016,p.268,269
  50. ↑ The Military Balance 2016,p.261,263
  51. ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.

Литература

  • Роман В. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 17—21. — ISSN 0130-2701.
  • Роман В., Котлобовский А. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 1. — С. 18—19. — ISSN 0130-2701.
  • Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Jackson, Paul. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.

Ссылки

wikipedia.green

Вертолет Boeing CH-47 Chinook — Мастерок.жж.рф

Кому интересна тема Авиации, может вспомнить наши прошлые самолетные посты.  А я сегодня увидел в интернете споры и обсуждения индийского тендера между «Чинуком» и Ми-26 и решил рассмотреть его поближе. А потом посмотрим и на наш Ми-26, сравним и узнаем в чем причина такого решения или такого сообщения в СМИ 🙂

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. В марте 1959 года командование Армии США, рассмотрев предложения от пяти американских вертолетостроительных компаний, выбрало Boeing Vertol Model 114 в качестве наиболее подходящего под требования к перспективному

армейскому транспортному вертолету. Он должен быть всепогодным, иметь задний грузовой люк, поднимать до 1814 кг груза в кабине или до 7258 кг на внешней подвеске, брать на борт не менее 40 десантников в полной экипировке и с оружием, иметь возможность перевозить любой из элементов ракетной системы Martin Marietta Pershing, а также быть приспособленным для эвакуации раненых.

  В июне 1959 года был выдан контракт на сборку пяти предсерийных YHC-1B, которые после поступления в войска переименовали в YCH-47A Chinook.


Model 114 представлял собой фактически увеличенный и более мощный вариант спроектированного этой же компанией вертолета Model 107, отличаясь четырехопорным вместо трехопорного шасси, полностью герметичной по всей длине нижней частью фюзеляжа и наличием наплывов по обоим бортам – за счет этого удалось обеспечить плавучесть машины и возможность посадки и взлета с водной поверхности.

  Первый YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 года, к тому времени компания-разработчик уже получила первый контракт на поставку партии серийных CH-47A.

В качестве силовой установки были выбраны два двигателя LycomingT55-L-5 мощностью по 2200 л. с, позже замененных на модель T55-L-7 мощностью 2650 л. с. Поставка CH-47A начата в августе 1962 года, всего были заказаны 354 вертолета.


К настоящему времени на основе базовой модели разработано и построено целое семейство вертолетов Chinook. Первым из них стал CH-47B, отличавшийся двумя двигателями T55-L-7C мощностью 2850 л. с, несущими винтами с лопастями с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем, а также имевший ряд других усовершенствований. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в октябре 1966 года, а поставки начаты 10 мая 1967 года. Всего поставлены 108 вертолетов данной модификации.

  Следующим представителем семейства стал CH-47C (экспортное обозначение Model 234 или Model 414), имевший двигатели T55-L-1 1А мощностью 3750 л. с, усиленную трансмиссию и увеличенный запас топлива. Первая машина поднялась в воздух 14 октября 1967 года, поставки заказчику начаты в начале 1968 года. Поставлены 270 таких вертолетов, из которых 182 позже были модернизированы за счет установки более стойкой к повреждениям топливной системы и композитными лопастями несущих винтов. Девять подобных машин были построены по заказу ВС Канады и получили обозначение CH-147 (поставки начаты в сентябре 1974 года).

Во время вьетнамской войны были выпущены четыре ACH-47A, представлявшие собой CH-47A с бронированием кабины экипажа и жизненно важных частей вертолета, а также комплексом вооружения из 40-мм автоматического гранатомета М5, установленного в носовой части на вращающейся турели, и размещенных на пилонах 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета или блока на 19 неуправляемых ракет. Кроме того, в кабине – по бортам и в задней части – располагались пять турелей с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. Три таких вертолета активно использовались в интересах сил спецопераций во Вьетнаме, но дальнейшего развития программа не получила.

  Вертолеты семейства Chinook до сих пор являются основными в американской Армии, причем имевшиеся на вооружении вертолеты модификаций CH-47A, CH-47B и CH-47C неоднократно проходили модернизацию. В частности, в рамках одной из программ, разработанной для увеличения ресурса и грузоподъемности этих вертолетов, по одной из машин всех трех модификаций были подвергнуты капитальному ремонту и модернизации – они стали прототипами новой модификации CH-47D. Первый из трех опытных прототипов поднялся в воздух 11 мая 1979 года, а первый серийный CH-47D – 26 февраля 1982 года. Новая модель оснащалась более мощными двигателями T55-L-712 мощностью 4500 л. с, были внедрены еще более десятка усовершенствований – усилена трансмиссия, установлены новые несущие винты и вспомогательная силовая установка, усовершенствованы электронное и гидравлическое оборудование и системы заправки топливом в полете, а также усилена конструкция планера. Компания “Boeing” получила контракт стоимостью более 3,5 млрд долларов на модернизацию 472 ранее построенных вертолетов, первый модернизированный вертолет поставлен заказчику в мае 1982 года.

Британские ВВС заказали 33 вертолета под обозначением Chinook HC.Mk 1, строившихся по стандарту канадских CH-147, но получивших британские авионику и другое оборудование. Позже их модернизировали до стандарта Chinook HC.Mk 1В. Первый вертолет передан заказчику в августе 1980 года, а затем их парк в Великобритании был доведен до 41 машины. Следующим шагом стала модернизация британских вертолетов до стандарта Chinook HC.Mk 1 А, а 32 машины позднее модернизировали в вариант Chinook HC.Mk 2 (аналог американского CH-47D), в том числе путем установки двигателей T55-L-712F. Дополнительно британские военные заказали 17 вертолетов: два Chinook HC.Mk 2, четыре Chinook HC.Mk 2А, остальные в модификации Chinook HC.Mk 3, схожей с используемым Силами специальных операций ВС США вертолетом MH-47E. Впрочем, машины последней модификации в эксплуатацию сразу не попали – ввиду возникших проблем с авионикой их поместили на складское хранение, но в 2008 году приступили к переоборудованию в вариант HC.Mk 2/2А (поставка первых запланирована на 2010 год).

  В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии – они поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск приобрела компания “Elicotteri Meridionali”. В июле 2008 года лицензия перешла к компании “AgustaWestland” – для итальянской армии она должна собирать модернизированные CH-47F.

  Экспортный вариант вертолета выпускался компанией “Boeing Vertol” (затем “Boeing Helicopters”, позже – просто “Boeing”) под обозначением CH-47D International Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске вертолетов модификации CH-47F.

Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония (CH-47J, лицензионная сборка компанией “Kawasaki”), Ливия, Марокко, Нидерланды, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд.

  Летом 1978 года компания “Boeing” объявила о разработке гражданского варианта Chinook, планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском, “комби”, или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными баками, установленными в кабине.


Программа Model 234LR была начата в ноябре 1978 года после подписания контракта с “British Airways Helicopters” на три машины (позже заказ увеличен до шести), которые предполагалось задействовать для перевозки пассажиров и срочных грузов из Шотландии на морские нефтедобывающие платформы. В пассажирском варианте такой вертолет мог брать до 44 человек.

  На гражданских машинах устанавливались двигатели Avco Lycoming AL 5512, причем в чрезвычайной ситуации оба несущих винта могли работать от одного двигателя. В наплывах фюзеляжа были установлены дополнительные топливные баки большой емкости. Эти же наплывы обеспечивали вертолету достаточно хорошую плавучесть.

  Первый Model 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980 года, в программе испытаний были задействованы также еще два вертолета, а в эксплуатацию первая машина поступила 1 июля 1981 года.

Вертолеты семейства Chinook часто переоборудовались для решения различных задач в интересах сил спецопераций. Так, в начале 1990-х годов “Boeing” выпустила 26 оснащенных двигателями T55-L-714 вертолетов MH-47E для спецназа Армии США, где они работали в тесном взаимодействии с переоборудованными серийными машинами CH-47D SOA (Special Operations Aircraft) и MH-47D SOA. Вертолеты имели бронирование, наступательное и оборонительное вооружение, дополнительный запас топлива и систему дозаправки топливом в полете. Машины также получили новейшую авионику, системы РЭБ и всепогодные навигационные системы (в том числе очки ночного видения, ИК-камеру переднего обзора, инерциальную навигационную систему с приемником сигналов GPS и РЛС APQ-174).

С конца 1990-х годов “Boeing” вела работы по оснащению вертолета CH-47F двигателями мощностью 5000 л. с, новыми несущими винтами, топливными баками повышенной емкости и новой авионикой. Первый полет новая машина совершила 25 июня 2001 года, она имела двигатели Honeywell T55-714A – на 25% большей мощности по сравнению с двигателями вертолета CH-47D. Предполагается, что Армия США закупит 513 машин новой модификации – из них 452 будут новыми, а остальные модернизированы из имеющихся на вооружении. Последние получили обозначение MH-47G.

  Первое подразделение было полностью перевооружено на модификацию CH-47F в июле 2007 года, а к середине следующего года компания-разработчик получила заказы от Австралии, Канады и Нидерландов. Интерес к данному вертолету проявили Турция и Индия.

“Boeing” также разработала модернизированный вариант HH-47 в ответ на требования, выпущенные ВВС США к новому вертолету для замены парка MH-53M Pave Low (программа CSAR-X). Предложение было направлено командованию ВВС в ноябре 2005 года, а в ноябре 2006 года “Boeing” была объявлена победителем в тендере на перспективный вертолет. Соперниками “Boeing” выступали вариант на базе S-92 компании “US101″ и вертолет разработки “Lockheed Martin”. Эти компании подали протест, не согласившись с результатами тендера, – в итоге в ноябре 2007 года ВВС США были вынуждены вновь объявлять свои требования к перспективной машине и по состоянию на август 2009 года решение по выбору того или иного вертолета объявлено не было.

  В августе 2007 года представители “Boeing” объявили о наличии планов по созданию увеличенной версии CH-47F, которая будет отличаться увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. Запуск данной программы может быть осуществлен уже в 2010 году.

В 2011 году Армия США и американский авиастроительный концерн Boeing начали вырабатывать требования к модернизированной версии тяжелого военно-транспортного вертолета CH-47 Chinook, сообщает Flightglobal. Как ожидается, предварительный список требований может быть составлен уже в 2011 году. В 2019 году Boeing поставит Армии США последний из заказанных CH-47G, после производственную линий необходимо будет либо закрывать, либо переориентировать на выпуск новых машин.

Существует три варианта дальнейшей модернизации вертолетной платформы, используемой американскими военными с 1962 года. Первый вариант, разработанный Армией и Boeing совместно, предполагает незначительное изменение конструкции и бортовых систем вертолета. Кроме того, грузоподъемность машины может быть увеличена с 12 до 13 тонн. Для этого не придется вносить изменения ни в конструкцию воздушных винтов, ни в силовые установки вертолета.

Армия США склоняется ко второму варианту, который предусматривает увеличение грузоподъемности на 30 процентов – максимальная взлетная масса модернизированного Chinook составит 29,5 тонны против нынешних 22,7 тонн. Для этого потребуется пересмотреть конструкцию воздушных винтов, а также установить на вертолет новые двигатели с мощностью на валу в 7500 лошадиных сил. В настоящее время на CH-47 стоят турбовальные двигатели Honeywell T55-GA-712 с мощностью на валу в 4868 лошадиных сил.

Третий вариант предлагает Boeing. В рамках этого варианта модернизации ширина корпуса может быть увеличена. Кроме того, предполагается пересмотр конструкции винтов и установка более мощных двигателей. Благодаря этому максимальная взлетная масса вертолета увеличится на 50 процентов до 34 тонн. Правда в этому случае будет нарушено одно из требований к транспортному вертолету – CH-47 должен помещаться в грузовой отсек военно-транспортного самолета C-17 Globemaster III.

Концерн Boeing предложил несколько измененный вариант модернизации CH-47 министерству обороны Германии. Совместно с европейской компанией Eurocopter Boeing планирует продать немецкому военному ведомству транспортные вертолеты Chinook с более широким корпусом и грузоподъемностью в 33 тонны. В настоящее время поиском нового тяжелого транспортного вертолета также занимается министерство обороны Франции.

CH-47 Chinook способен развивать скорость до 315 километров в час и совершать полеты на расстояние до 741 километра. Вертолет предназначен для перевозки 55 десантников или 24 пары носилок с ранеными и трех врачей, или десяти тонн грузов (у CH-47F/G – 12 тонн).

За время службы британские вертолеты Chinook прошли через множество военных конфликтов. Широко применялись эти машины в составе британского контингента в ФРГ. В 1982 году Chinook HC.Mk 1 получили боевое крещение, обеспечивая действия британских экспедиционных сил во время конфликта с Аргентиной за Фолклендские острова. Три из них погибли на борту контейнеровоза «Атлантик Конвейер», пораженного аргентинской ПКР «Экзосет». Во время операции «Буря в пустыне» помимо транспортных задач вертолеты привлекались для обеспечения действий Сил специальных операций. Для этого несколько машин получили экспериментальный «ночной камуфляж», систему спутниковой связи и бортовое вооружение. После окончания боевых действий Chinook за-действовались для оказания гуманитарной помощи курдским племенам. Во время конфликта в Боснии шесть модернизированных HC.Mk 2, получивших бронеза-щиту и бортовые комплексы обороны, обеспечивали действия 27-й аэромобильной бригады. Два вертолета 7-й эскадрильи британских ВВС летали в Сербской Крайне под флагом ООН, а в июне 1999 года восемь машин приняли участие в операции войск НАТО в Косово. С 2003 года ос-новной боевой задачей для британских транспортных вертоле-тов стало обеспечение действий войск в Ираке и Афганистане, где они применяются и в настоящее время.

Кресло командира расположено с правого борта, второго пилота—с левого. В проходе находится откидное сиденье третьего члена экипажа. Как и все вертолеты британских ВВС и армейской авиации, Chinook HC.Mkl оснащены навигационной системой Decca. Кабины некоторых вертолетов ВВС были приспособлены для действий экипажа в очках ночного видения. Один из них — с бортовым обозначением BN (Bravo November) — во время Фолклендского конфликта избежал гибели на борту переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер» и до конца войны осуществлял перевозки в интересах британских войск.

Первые поступившие на вооружение британских ВВС вертолеты Chinook HC.Mkl оснащались металлическими лопастями несущих винтов и турбовальными двигателями Textron Lycoming T55-L-11Е. В ходе модернизации на вертолеты установили двигатели T55-L-712, мощностью 3750 л.е., разработанные для модификации CH-47D (HC.Mk 2) и новую систему пожаротушения. Лопасти винтов были заменены на угле-пластиковые с титановой передней кромкой, с увеличенной до 64 см (на 12,5 см) хордой и возросшим до 3000 часов ресурсом, что позволило значительно снизить стоимость эксплуатации машин.


Вертолет оснащен неубираемым четырехопорным шасси. Все стойки оборудованы масляно-пневматической амортизацией. Давление в шинах около 6 атм. Спаренные колеса передних стоек оборудованы однодисковыми гидравлическими тормозами. При необходимости возможна установка съемных лыж.

Лебедка

По правому борту вертолета над дверью грузовой кабины может устанавливаться лебедка с гидравлическим приводом. Несущие винты отбрасывают вниз мощный поток воздуха, и зависание обычно производится на достаточно большой высоте. Над морем эта операция практикуется редко для предотвращения коррозии машины.

Точки заправки

Заправка вертолета топливом может осуществляться как через заливные горловины отдельных баков, так и через расположенный с правого борта узел централизованной заправки. Такая конструкция топливной системы позволяет выполнять как общую, так и выборочную заправку баков машины.

Вертолет оснащен тремя грузовыми замками, что значительно повышает его возможности по перевозке грузов. Средний замок является основным и рассчитан на нагрузку в 11 300 кг, что позволяет перевозить на внешней подвеске даже гаубицу FH-70. Передний и задний замки, рассчитанные на максимальную нагрузку около 9000 кг каждый, могут использоваться как по раздельности, так и совместно. В последнем случае машина способна поднять стандартный грузовой контейнер, или даже другой Chinook. Хотя если вы помните в Афганистане российские Ми-26 не раз эвакуировали подбитые и неисправные вертолеты Chinook 🙂

Фюзеляж

Цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41.7м3, в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную, тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9.19 х 2.29 х 1.98м и площадью пола 21м2 имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1.68 х 0.9м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11970кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140кг каждый.

Несущие винты

Трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7.43м2 каждая и хордой 0.81м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама – для регулировки конусности. Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0.85 – профиль VR-8) и линейную крутку -12. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215м/с.

Электросистема состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.

Радиоэлектронное оборудование стандартное, включает УКВ-радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания “свой-чужой” Бендикс АРХ-100, всенаправленный УКВ-маяк ARM-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-6A.

Гидравлическая система модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20МПа, скорость протекания смеси 53л/мин, имеется сферический резервуар емкостью 5.32л с давлением 0.17МПа. В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23МПа, скорость протекания смеси 51.5л/мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7л с давлением 0.39МПа.

Система управления бустерная, усовершенствованная, фирмы “Хануиэлл”, обеспечивающая выдерживание положения и скорости полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.

Военные модификации

  • СН-47А: базовый транспортный вертолёт.
  • ACH-47A
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: варианты для RAF.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F
  • MH-47G
  • СН-47J: вариант для ВС Японии.
  • HH-47
  • MH-47D

Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model

Технические характеристики

Экипаж: 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Пассажировместимость: 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Длина: 30,14 м

Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)

Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)

Высота: 5,59 м

Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²

База шасси: 7,87 м

Масса пустого: 12210 кг

Нормальная взлётная масса: 22680 кг

Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)

Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714

Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)

Габариты грузовой кабины

Длина: 9,19 м

Ширина: 2,51 м

Высота: 1,98 м

Площадь пола: 21,0 м²

Полезный объём: 41,7 м³

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 285 км/ч

Крейсерская скорость: 259 км/ч

Боевой радиус: 935 км

Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок: 3090 м

Статический потолок:  

с использованием эффекта земли: 1675 м

без использования эффекта земли: 2985 м

Скороподъёмность: 9,35 м/с

Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)

15 октября 2009 Подбитый недалеко от Кандагара «Чинук» был эвакуирован на внешней подвеске вертолетом Ми-26, принадлежащим компании Вертикаль-Т

Авиакатастрофа вертолёта НАТО 6 августа 2011 года: 6 августа 2011 года в Афганистане во время операции против боевиков в провинции Вардак, к юго-западу от Кабула транспортный вертолет был сбит ракетой (по другой информации — выстрелом из гранатомета). Жертвами крушения вертолета международных сил стали 38 человек, в их числе 30 военнослужащих США, бойцы афганского спецназа, военные авиадиспетчеры, гражданский переводчик и кинолог с собакой.

Указывают, что это самая крупная единовременная потеря американских войск за время афганской войны. Президент США Барак Обама на военной базе в Довере лично принял участие в церемонии прощания с тридцатью американскими военнослужащими, находившимися на борту вертолета.

</div>
источник


masterok.livejournal.com

Boeing ch-47 Chinook: технические характеристики вертолета

Boeing CH-47 «Chinook» — американский военный транспортный вертолет. Его проект создан и воплощен в жизнь известной компанией «Boeing Vertol». Он был разработан специально для обеспечения военных нужд США.

История разработки

Боинг CH-47 «Чинук» создали на основе «Модели 114», которая представляет собой двухвинтовой вертолет. В ней изменили не только оснащение, но и определенные конструкционные элементы. Над разработкой проекта трудилась фирма «Вертол». Работы по созданию проводили в 1958 году.

В 1960 г. фирма «Боинг» купила компанию «Вертол», и объявила об их слиянии. Все права на разработку «Чинука» теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После проведения летных испытаний воздушное военное судно переименовали в YCH-47A.

В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на службу в ВВС США. С их помощью транспортировали военных.

Интересный факт! Во время Вьетнамской войны на таких вертолетах было перевезено с полей боя около 10 000 сбитых воздушных суден различной модификации.

Доставка такого груза выполнялась посредством внешних подвесок.

За все время производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Разрешение на производство получили страны Италия и Япония. Первое государство выпустило больше 200 вертолетов «Чинук», Япония — 54 модели.

Особенности и преимущества

Вертолет оснастили новой электропроводкой. Она была разработана специально согласно его потребностям. По сравнению с базовой моделью на «Чинуке» была усовершенствована несущая система, оборудованная втулками из эластомера.

Силовая установка также претерпела значительные изменения. Она представлена двигателями марки T55-GA-714A. При этом была увеличена полезная нагрузка на 226 кг. Выбор этих двигателей основан на их надежности. В условиях работы при повышенных или пониженных температурных режимах они способны развивать мощность на 25% больше. Это позволяет воздушному судну быстро преодолеть неблагоприятные климатические условия.

Интересно. В условиях повышенной работоспособности эти двигатели расходуют топлива на 5% меньше, чем при обычной эксплуатации.

В вертолете «Chinook» установили три дополнительных топливных бака. Их общая емкость составляет 3028 л. Также в оснащении была применена новая система глобального управления судном. В нее входят различные авиационные приборы и устройства, управлять которыми можно одной кнопкой. Эта система работает в комплексе с инерциальной и спутниковой навигационными системами.

Приборная доска и оборудование самолета выполнено по принципу «стеклянной кабины». Панель кабины пилота оснащена различными электронными дисплеями. Чтобы оборудованием было легко управлять, предусмотрены специальные механические указатели. На них отображается вся необходимая информация. Такое конструкционное оснащение позволяет пилотам во время боевого задания концентрировать свое внимание на более важной информации.

Примечание. «Стеклянная кабина» в значительной мере упрощает управление самолетом, и позволяет отказаться от бортинженера.

Конструкция

Вертолет Боинг CH-47 оснащен цельнометаллической полумоноковой конструкцией. У нее прямоугольное сечение с округленными углами. В фюзеляже находится кабина для экипажа. Она рассчитана на 2-х человек. С каждой стороны этой кабины монтированы аварийные двери. Их сбрасывают в случае необходимости.

За этим отсеком идет грузовая кабина. Ее объем — 41,7 куб.м. В ней монтировано 44 кресла. 33 из них являются основными, 11 — дополнительными. Последние расположены возле центрального прохода.

В хвостовой части находится грузовой люк. Он оснащен погрузочной рампой, которая состоит их трех откидных секций. Также в нем размещены пилоны несущих винтов. Размер грузового отсека: 9,19×2,29×1,98 м. Общая площадь — 21 кв.м.

Интересно. В грузовой кабине предусмотрены дополнительные аварийные люки.

При необходимости грузовой отсек переоборудуется. В нем размещают до 24 тяжелораненых. Сопровождать их могут только 2 санитара. Если необходимо транспортировать пассажиров, в салоне устанавливают 44 кресла по схеме 2+2 с центральным проходом.

Военный вертолет может перевозить крупногабаритные грузы. Для этого в его конструкции предусмотрены специальные крюки и внешние подвески. Центральные выдерживают нагрузку до 11970 кг, передняя и задняя — до 7140 кг каждая.

Технические характеристики

Вместимость вертолета «Чинука»: 2 пилота и бортпроводник (или командир). Длина фюзеляжной конструкции — 15,87 м. Ее высота — 5,59 м. Масса пустого воздушного судна достигает 12210 кг. Вертолет взлетает при весе 24494 кг.

Максимальная скорость — 285 км/ч, крейсерская по приборам — 259 км/ч. Боевой радиус действия достигает 935 км. В оснащении воздушного судна присутствует стрелково-пушечное оружие: 2 пулемета, расположенных в дверях, 1 — на рампе.

Модификации вертолета

На базе CH-47 были разработаны такие модели боевых воздушных суден:

  • ACH-47A — оснащен бронированным фюзеляжем и современным оружием.
  • CH-47B — в вертолете установили усовершенствованные двигатели, оснащенные лопастями.
  • CH-47C — воздушное судно с новыми силовыми установками.
  • CH-47D — вертолет с улучшенными летными и техническими характеристиками.
  • CH-47J — модель разработана и сконструирована специально для Сил самообороны Японии.
  • CH-47F — получил новые двигатели, планер и авионику.
  • CH-47SD — в вертолете установлены увеличенные топливные баки и модернизированное цифровое управление.
  • C/MH-47E — многофункциональный вертолет. У него увеличена дальность полета, а также предусмотрена возможность дозаправки. Он оборудован новым вооружением.
  • MH-47G — вертолет предназначен для проведения спецопераций. В нем установлена новая авионика.
  • HH-47G — воздушное судно предназначено для проведения спасательных работ.
  • MH-47D — вертолет может совершать дозаправку непосредственно в полете. Он предназначен для выполнения спецопераций. Конструкторы установили в нем системы десантирования.
  • HC.Mk.1 и Mk.1B — оба вертолета сконструированы для ВВС Англии.

Кроме этих моделей существуют другие воздушные судна, которые сконструированы на базе «Чинука». Они предназначенны для эксплуатации на гражданских авиалиниях.

Кем эксплуатируется

CH-47 — тяжелый вертолет, предназначенный для выполнения боевых заданий. Его модели находятся на вооружении в более чем в 15-ти странах. В гражданских авиалиниях его используют Норвегия, Эквадор, КНР, Тайвань, Великобритания, США и Канада.

Новости и перспективы

Конструкторы воздушного судна постоянно вносят изменения в оснащение «Chinook». В 2014 году они провели испытания нового несущего винта. Его планировали установить на новые и уже эксплуатируемые модели. В 2018 году планируется поставка модернизированных вертолетов этой серии Индии.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму

aviawiki.com

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Экспедиция Джексона — Хармсворта (англ. The Jackson-Harmsworth Expedition) 1894—1897 годов на Землю Франца-Иосифа — британская арктическая экспедиция под началом Фредерика Джорджа Джексона, финансировавшаяся газетным магнатом Альфредом Хармсвортом и поддержанная Королевским географическим обществом.

После исследований Пайера в 1874—1875 годах учёный мир был в убеждении, что Земля Франца-Иосифа — это южные отроги крупного полярного архипелага, простирающегося, возможно, до Северного полюса. Предполагалось, что это удобный и относительно краткий путь для достижения полюса. Джексон отказался от размещения исследовательского отряда на корабле и основал стационарную базу на мысе Флора, откуда совершались санные и шлюпочные походы. В результате деятельности экспедиции выяснилось, что архипелаг невелик и не простирается к северу далее 82° с. ш. Джексон был убеждён в полезности применения пони как тягловой силы в полярных экспедициях, результатом стало использование лошадей в британских экспедициях в Арктику и Антарктику в течение последующих двух десятилетий. В то же время достижения Джексона были в значительной степени перечёркнуты успехом экспедиции Нансена, лидер которой вместе с Я. Йохансеном вышел к зимовью Джексона летом 1896 года.

Хорошая статья

Бахаэддин Умур-бей Айдыноглу (тур. Umur Bey Aydınoğlu ; 1309—1348) — второй эмир (бей) эмирата (бейлика) Айдын на побережье Эгейского моря. Сын основателя бейлика, Мехмеда-бея Айдыноглу. Европейцы называли Умура [O]marbassanus (Марбашан — Умур-паша). Умур был известен своими морскими пиратскими экспедициями. Он был верным другом и союзником византийского императора Иоанна Кантакузина и оказывал ему помощь в военных кампаниях, особенно во время византийской гражданской войны 1341—1347 годов. Умур помог Кантакузину в войне против Момчила.

При Умуре эмират Айдын обладал флотом из 350 кораблей и армией из &&&&&&&&&&070000.&&&&&070 000 человек. Пиратская деятельность и нападения Умура на христианские суда привели к объявлению против него в 1343 году крестовых походов папой Климентом VI. В 1348 году флот Умура был уничтожен союзным флотом Венеции, рыцарей Родоса и Кипра. Умур был убит стрелой в 1348 году, когда пытался вернуть захваченную в 1334 году госпитальерами Смирну.

Изображение дня

Toyota Land Cruiser на залитом водой солончаке Уюни

wiki.sc

Boeing CH-47 Chinook — это… Что такое Boeing CH-47 Chinook?

CH-47 Chinook
CH-47D Королевских ВВС Нидерландов.
Типвоенно-транспортный вертолёт
РазработчикBoeing Vertol
ПроизводительBoeing (Ридли Парк,
Пенсильвания)
Agusta
Kawasaki
Первый полёт21 сентября 1961[1]
Начало эксплуатациидекабрь 1962
Статусэксплуатируется,
в производстве
Основные эксплуатантыАрмия США
Годы производствас 1962
Единиц произведено1179[2]
Стоимость единицыCH-47: US$ 28,9 млн (2012)[3]
 Изображения на Викискладе

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Сменил в Армии США вертолёт CH-54 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и в Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54[1] вертолёта).

Модификации

Военные модификации

  • СН-47А: базовый транспортный вертолёт.
  • ACH-47A
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: варианты для RAF.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F
  • MH-47G
  • СН-47J: вариант для ВС Японии.
  • HH-47
  • MH-47D

Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Эксплуатанты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 июня 2010.

Военные

Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook

Гражданские

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации MH-47E.

Источник данных: Jane’s [4].

Технические характеристики

Габариты грузовой кабины

  • Длина: 9,19 м
  • Ширина: 2,51 м
  • Высота: 1,98 м
  • Площадь пола: 21,0 м²
  • Полезный объём: 41,7 м³

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)

Интересные факты

CH-47 эвакуирует ливийский Ми-24, Чад, 1988
  • «Чинук» появляется в компьютерных играх Battlefield Vietnam, Command & Conquer: Generals — Zero Hour, Call of Duty: Black Ops, ArmA 2: Operation Arrowhead, Lock On: Горячие скалы 2, Medal of Honor, Joint Operations: Typhoon Rising, Call of Duty 4: Modern Warfare.
  • В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км, проведя одну дозаправку в воздухе[5].
  • 15 октября 2009 Подбитый недалеко от Кандагара «Чинук» был эвакуирован на внешней подвеске вертолетом Ми-26, принадлежащим компании Вертикаль-Т [1]
  • Авиакатастрофа вертолёта НАТО 6 августа 2011 года: 6 августа 2011 года в Афганистане во время операции против боевиков в провинции Вардак, к юго-западу от Кабула транспортный вертолет был сбит ракетой (по другой информации — выстрелом из гранатомета). Жертвами крушения вертолета международных сил стали 38 человек, в их числе 30 военнослужащих США, бойцы афганского спецназа, военные авиадиспетчеры, гражданский переводчик и кинолог с собакой.
    Указывают, что это самая крупная единовременная потеря американских войск за время афганской войны[6]. Президент США Барак Обама на военной базе в Довере лично принял участие в церемонии прощания с тридцатью американскими военнослужащими, находившимися на борту вертолета.

См. также

Примечания

Литература

  • Роман В. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 17-21. — ISSN 0130-2701.
  • Роман В., Котлобовский А. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 1. — С. 18-19. — ISSN 0130-2701.

Литература

  • Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Jackson, Paul. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591-594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2

Ссылки

dic.academic.ru

CH-47 Чинук Фото. Видео. Характеристики. Вооружение

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Разработан на основе CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Сменил в Армии США вертолёт H-37, позже — и CH-54. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта).

Вертолет CH-47 Чинук — видео

В 1956 г. по контракту с армией США фирма «Боинг-Вертол» начала разработку среднего военно-транспортного вертолета двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД. Армией были заданы следующие требования к вертолету: перевозимая нагрузка 2725 кг при статическом потолке без учета влияния земли 1850 м и температуре окружающею воздуха 35‘С, максимальная крейсерская скорость 240 км/ч, тактический радиус действия 185 км с перевозкой на обратном пути половины нагрузки (1363 кг).

Первый из пяти опытных вертолетов YCH-47A с двумя П Д Лайконинг T55-L-5 мощностью по 1640 кВт/2200 л. с. совершил первый полет 21 сентября 1961 г, а серийное производство вертолетов СП-47 началось в 1962 г. Всего фирмой «Боинг-Вертол» было поставлено 752 военно-транспортных вертолета СП-47 всех модификаций для армии США, а также 136 военных вертолетов для других стран, включая 5 вертолетов для Аргентины, 12 для Австралии, 41 для Великобритании, 19 для Испании, 9 для Канады, 6 для Нидерландов, 6 для Сингапура, 6 для Таиланда, 5 для Тайваня и 2 для Японии. Дополнительно поставлено 13 гражданских вертолетов.

Вертолеты СН-47 производились с 1970 г. по лицензии в Италии фирмами Агуста и «Меридионали», которые произвели более 200 вертолетов, в том числе 41 вертолет армии Италии, 68 Ирану, 15 Египту, 10 Греции, 20 Ливии, 9 Марокко, а также 11 вертолетов для национальной гвардии США. Кроме того, 43 вертолета произведены по лицензии в Японии фирмой «Кавасаки».

Конструкция

Вертолет двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси.

Фюзеляж

Цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41,7 м³ , в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9,19 х 2,29 х х 1,98 м и площадью пола 21 м² имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1,68 х 0,9 м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11 970 кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140 кг каждый.

Несущие винты

Трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7,43 м² каждая и хордой 0,81 м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама – для регулировки конусности. Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0,85, – профиль VR-8) и, линейную крутку -12°. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215 м/ с.

Силовая установка

Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном. Вспомогательная силовая установка Comp Т-62Т-2В мощностью 71 кВт/95 л. с. используется для привода вспомогательных агрегатов, а на земле обеспечивает работы электросистемы, гидроусилйтелей системы управления, шасси, гидравлических насосов и других агрегатов.

Трансмиссия

Состоит из центрального редуктора, редукторов несущих винтов, редукторов двигателей и соединительных валов. Передаточное Отношение от двигателя к несущим винтам 1: 67.

Системы охлаждения и смазки редукторов

Усовершенствованы: воздух для охлаждения подается из воздухозаборника, расположенного в носовой части заднего пилона. Маслосистема дублирована. Трансмиссия рассчитана на максимальную мощность 5590 кВт/7500 л. с. и на 330 мин работы без масла. Емкость маслобака 14 л.

Топливная система

Включает шесть самогерметизирующихся, заправляемых под давлением топливных баков (по три в боковых обтекателях) общей емкостью 3900 л. Возможна установка в грузовой кабине трех дополнительных топливных баков по 3025 л каждый.

Шасси

Неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые. Все колеса имеют пневматики с давлением 0,45 мПа/4,6 кг/см² и дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Предусмотрена установка на колеса съемных лыж. База шасси 6,86 м, колея 3,2 м.

Система управления

Бустерная, усовершенствованная, фирмы «Хануиэлл», обеспечивающая выдерживание положения и скорости, полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.

Гидравлическая система

Модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20 МПа/207 кг/см² скорость протекания смеси 53 л/ мин, имеется сферический резервуар емкостью 5,32 л с давлением 0,17 мПа/1,72 кг/см² . В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23 мПа/230 кг/см² , скорость протекания смеси 51,5 л/ мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7 л с давлением 0,39 мПа/3,86 кг/см² .

Электросистема

Состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.

Радиоэлектронное оборудование

Стандартное, включает УКВ- радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания «свой-чужой» Бендикс АРХ-100, всенаправленный уКВ-маяк ARN-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-бА.

Модификации

СН-47А — базовый вариант.

ACH-47A — «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.

СН-47В — модификация с новыми двигателями и лопастями.СН-47С — модификация с новыми двигателями.

CH-47D — модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик.

СН-47D International Chinook (Model 414—100) — первая экспортная модификация CH-47DНС.

Мк.1 и Мк.1В — вариант СН-47 для ВВС Англии

MH-47D — вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.

С/МН-47Е — многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.

CH-47F — развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.

MH-47G — вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.

HH-47 — спасательная модификация MH-47G.

СН-47J — вариант для Сил самообороны Японии.

CH-47SD (Супер D) — дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление.

Тактико-технические характеристики CH-47 Чинук

— Начало эксплуатации: декабрь 1962 года
— Единиц произведено: 1 200+ (на 2012)

СтоимостьCH-47 Чинук

— US$ 28,9 млн (2012)

Экипаж CH-47 Чинук

— 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Вместимость CH-47 Чинук

— 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Габаритные размеры CH-47 Чинук

— Длина: 30,14 м
— Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)
— Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)
— Высота: 5,59 м
— Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²
— База шасси: 7,87 м

Габариты грузовой кабины

— Длина: 9,19 м
— Ширина: 2,51 м
— Высота: 1,98 м
— Площадь пола: 21,0 м²
— Полезный объём: 41,7 м³

Вес CH-47 Чинук

— Масса пустого: 12210 кг
— Нормальная взлётная масса: 22680 кг
— Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Грузоподъемность CH-47 Чинук

— Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Объем баков CH-47 Чинук

— Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)
— Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Двигатели CH-47 Чинук

— Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714
— Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)
— Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Скорость CH-47 Чинук

— Максимальная скорость: 285 км/ч
— Крейсерская скорость: 259 км/ч
— Скороподъёмность: 9,35 м/с

Дальность полета CH-47 Чинук

— Боевой радиус: 935 км
— Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок CH-47 Чинук

— 3090 м

Статический потолок CH-47 Чинук

— Статический потолок с использованием эффекта земли: 1675 м
— Статический потолок без использования эффекта земли: 2985 м

Вооружение CH-47 Чинук

— Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)

 

Фото CH-47 Чинук

Сбитый CH-47 Чинук

 

Кабина CH-47 Чинук

Кабина CH-47F Chinook

 

Кабина CH-47D Chinook

 

Внутри CH-47 Chinook

CH-47С Chinook

 

CH-47D Chinook

 

CH-47J Chinook

 


Добавить комментарий

oruzhie.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *