Ясень 855 проект – Проект 885 Ясень. Неизвестные факты о самой дорогой подводной лодке

Проект 855 "Ясень". «Атомные подводные лодки СССР»

 

Советский Союз одновременно с Америкой в 1977 году начал формировать облик атомных подводных лодок 4-го поколения. Предполагалось создание нескольких типов: многоцелевой, противолодочной, противоавианосной. Позднее ограничились проектом единой многоцелевой лодки, но способной решать максимально возможный круг задач. Проектировщиком стало КБ «Малахит», имевшее богатый опыт создания удачных многоцелевых АПЛ.

НОВАЯ ЛОДКА проекта 885 получила шифр «Ясень» (НАТО – «Gra-nay»). Закладка головного корабля с именем «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на Севмашпредприятии в городе Северодвинске. Вскоре из-за минимального финансирования строительство замедлилось.

Лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус – стальной. Ядерную энергетическую установку «Ясеня» относят к реакторам 4-го поколения, выполненным по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в корпусе моноблока, а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. По мнению ряда специалистов, новые корабельные реакторы будут без перезарядки служить намного большее время, чем используемые сейчас. Известно, что современные энергетические установки могут работать лет 25-30. Иными словами, жизнь реактора сопоставима с продолжительностью жизни самой лодки.

Приведем основные характеристики АПЛ проекта 885: длина наибольшая – 120, ширина наибольшая – 15, осадка – 10 метров. Водоизмещение полное – 11800 тонн. Скорость подводная – 30 узлов. Экипаж – 85 человек. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа.

По сообщению ряда российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства. Однако другие источники указывают, что в качестве движителя на лодках используются малошумные винты новой конструкции. Да и сами обводы новой лодки в различных источниках весьма отличны.

Корабль будет оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение проекта 885, как утверждают открытые источники, размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

ОКБ «Новатор» разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так и с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

litresp.ru

Названы основные направления модернизации подлодок проекта 855 "Ясень"

Что изменилось с момента закладки в 1993 году головной подводной лодки проекта 855 "Ясень"? Чем будет отличаться от нее идущая второй "Казань" и завершающий, седьмой в этой же серии, подводный крейсер "Ульяновск"? Будет ли это и через двадцать лет все тот же "Ясень" - пусть и "Ясень-М"? Или уже принципиально иной по начинке корабль? С такими вопросами "Российская газета" обратилась к генеральному директору Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимиру Дорофееву. Ответ не заставил себя ждать.

- Тут два различающихся момента, - пояснил Дорофеев. - Головная АПЛ 885-го проекта - это подлодка "Северодвинск" - в силу известных причин, действительно, строилась долго. Но что произошло за время строительства? Тот корабль, что закладывался на стапеле в 1993 году - его технический облик, и тот, что вышел в море, принят ВМФ и уже совершил несколько успешных боевых служб, - это совершенно разные корабли. Из-за того, что корабль долго строился, на нем были полностью изменены комплексы радиоэлектронного вооружения, что обеспечило повышение его боевой эффективности. Если мы говорим о подводной лодке модернизированного проекта 885М, то модернизация шла по двум направлениям. Первое - это оснащение новыми комплексами радиоэлектронного вооружения, интегрированными системами боевого управления, включение в состав корабля новых видов оружия...

Напомним: ради того, чтобы добиться снижения уровня подводного шума и повысить эффективность гидроакустического комплекса, на кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носового отсека, где они обычно находились.

"В результате была сформирована "акустически чистая" носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн", - подчеркнул Владимир Дорофеев. А подводная лодка в целом превратилась из преимущественно противолодочной в ударную. Это стало результатом оснащения АПЛ четвертого поколения вертикальными пусковыми установками, которые позволяют применять ракетное оружие различного назначения.

Признак нового поколения, по словам Владимира Дорофеева, это существенное (в теории - скачкообразное) изменение боевых возможностей подводной лодки и/или ее эксплуатационных качеств за счет качественного изменения материальной базы самого корабля - конструкции, боевых и технических средств.

- А в рамках одного поколения, - объяснил руководитель проектного бюро, - происходит эволюционное совершенствование АПЛ за счет создания их модернизированных модификаций. Корабли более поздней постройки оснащаются более совершенными техническими средствами, на них внедряются новые проектно-конструкторские решения по улучшению боевых и эксплуатационных качеств - например, по скрытности, живучести и т.д.

Полную версию интервью с Владимиром Дорофеевым читайте в ближайшем номере "Российской газеты".

rg.ru

rulibs.com : Проза : Классическая проза : Проект 855 "Ясень" : Автора Без : читать онлайн : читать бесплатно

Проект 855 "Ясень"

Советский Союз одновременно с Америкой в 1977 году начал формировать облик атомных подводных лодок 4-го поколения. Предполагалось создание нескольких типов: многоцелевой, противолодочной, противоавианосной. Позднее ограничились проектом единой многоцелевой лодки, но способной решать максимально возможный круг задач. Проектировщиком стало КБ «Малахит», имевшее богатый опыт создания удачных многоцелевых АПЛ.

НОВАЯ ЛОДКА проекта 885 получила шифр «Ясень» (НАТО – «Gra-nay»). Закладка головного корабля с именем «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на Севмашпредприятии в городе Северодвинске. Вскоре из-за минимального финансирования строительство замедлилось.

Лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус – стальной. Ядерную энергетическую установку «Ясеня» относят к реакторам 4-го поколения, выполненным по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в корпусе моноблока, а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. По мнению ряда специалистов, новые корабельные реакторы будут без перезарядки служить намного большее время, чем используемые сейчас. Известно, что современные энергетические установки могут работать лет 25-30. Иными словами, жизнь реактора сопоставима с продолжительностью жизни самой лодки.

Приведем основные характеристики АПЛ проекта 885: длина наибольшая – 120, ширина наибольшая – 15, осадка – 10 метров. Водоизмещение полное – 11800 тонн. Скорость подводная – 30 узлов. Экипаж – 85 человек. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа.

По сообщению ряда российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства. Однако другие источники указывают, что в качестве движителя на лодках используются малошумные винты новой конструкции. Да и сами обводы новой лодки в различных источниках весьма отличны.

Корабль будет оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение проекта 885, как утверждают открытые источники, размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

ОКБ «Новатор» разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так и с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э, являющаяся развитием ракеты «Гранат», состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически «несбиваемой» средствами ПВО ближнего рубежа. Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей (до 300 км) дальностью и более мощной (400 кг) боевой частью.

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства – ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотомера при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Эти ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки 885-го проекта «Малахит» совместно с НПО машиностроения, НПО «Новатор» и НИИ ВМФ № 28 выполнили ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс «Оникс», оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия. Это существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям. По теме «Сопряжение» было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети компьютеров всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ «Штиль» была начата работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 километров.

650-мм и 533-мм торпедные аппараты «Ясеня» вынесены из носовой оконечности лодки, где размещена антенна ГАК, и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из аппаратов могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые екатеринбургским ОКБ «Новатор». Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности головной лодки проекта 885 «Северодвинск» будет соизмерим с уровнем лучшей американской АПЛ «Seavolf». В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности. Наличие же на борту оружия, какого пока нет в арсенале американских моряков, вообще выводит «Северодвинск» в число самых современных лодок мира. Но это еще не все. Предполагается, что после введения в строй первого корабля проекта 885 будут построены еще шесть однотипных. Американцы же свою программу «Seavolf» сворачивают из-за дороговизны, поскольку каждая такая лодка обходится заокеанскому налогоплательщику почти в 4 миллиарда долларов. На смену «морским волкам» в США придут лодки типа «Virginia». Они проще и дешевле. В то же время, со ссылкой на военно-морскую разведку США, сообщается, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом проекта 885, обладающим еще большей скрытностью. Американцы склонны считать, что Российский флот в обозримом будущем может получить многоцелевую лодку пятого поколения. А такие субмарины нигде в мире еще не разрабатывались.

Помимо прочего, наблюдатели отмечают, что новая российская лодка отличается от своих ракетных «предков», в том числе 949А и 971 проектов, как по дальности действия вооружения, так и по размерам, и возможностям. Получается, проект 885 не предназначен для замены какой-либо устаревшей серии, а заполняет имеющуюся «нишу» в подводной обороне России. Такой «нестандартный для русских» подход весьма настораживает западных аналитиков.

Эксперты предполагают, что подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.

Первой отечественной твёрдотопливнй БР стала РСМ-45, размещенная на опытной ПЛАРБ переоборудованной из пр.667А (позже ликвидирована в соответствии с договором ОСВ-1). Следующей и пока последней МБР на твердом топливе стала РСМ-52. Эта МБР поступила на вооружение новой стратегической системы СССР "Тайфун" основу которой составляет ПЛАРБ пр.941, шифр "Акула" (по классификации НАТО-“Typhoon”), главным конструктором которой был С.Н.Ковалев, а главным наблюдающим от ВМФ был капитан 1 ранга В.Н.Левашов. Создание этой ПЛАРБ формально явилось своего рода ответной мерой на строительство в США ПЛАРБ типа "Огайо", вооруженных 24 МБР "Трайдент-1" и "Трайдент-2" (дальность стрельбы 7400-12000 километров). Однако с учетом того, что в составе ВМФ СССР уже имелось 43 ПЛАРБ с МБР, создание новой стратегической ядерной системы морских МБР, как кажется сегодня, было явным излишеством.

ПЛАРБ пр.941 является носителем двадцати 3-ступенчатых твердотопливных МБР РСМ-52 с дальностью полета более 8300 км и с 10-ю боеголовками индивидуального наведения. По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр – 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.

Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение ТА, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус.

Вооружение состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, В качестве боеприпасов могут применяться практически все типы торпед и ракето-торпед данного калибра. Боекомплект состоит из более чем 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР "Водопад" и ракето-торпед “Шквал”. Также ТА могут применяться для постановки мин. Кроме того для защиты в надводном положени от низколетящих целей имеются восемь комплектов ПЗРК “Игла”. Внизу, под торпедным отсеком, находится антенна ГАК. Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков – ГКП и отсек радиотехнического вооружения. В корме, между главными корпусами, расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на ПЛАРБ – 19 отсеков. Такое оригинальное "катамаранное" конструктивное решение продиктовано, в основном, невозможностью "вписать" в прочный корпус ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы. Достаточно сказать, что их стартовый вес составил более 9О т. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля.

Главная энергетическаяустановка лодки состоит из двух эшелонов – по одному в каждом главном корпусе. В каждый эшелон входит водоводяной реактор на тепловых нейтронах ОК-650 (аналогичный устанавливаемым на атомных ледоколах типа "Сибирь") и "турбозубчатый" агрегат мощностью 50000 л.с. На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля. АЭУ оснащается системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически приводиться в действие при исчезновении электропитания. На компенсирующие органы установлен механизм “самохода”, который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики, что обеспечивает полное “глушение” реактора. Импульсная аппаратура позволяет контролировать состояние реактора при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии.У корабля развитое кормовое оперение, причем горизонтальные рули размещены непосредственно за винтами. Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт. АПЛ оснащена подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подольдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах (лодка способна проламывать лёд толщиной более 2.5 м), носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус. По обоим бортам в основании рубки смонтированы две всплывающие спасательные камеры.

Подводная лодка (Подводный линкор наших дней) оснащена новым навигационным комплексом “Симфония”, боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 “Арфа”, эхоледомером МГ-518 “Север”, радиолокационным комплексом МРКП-58 “Буран”, телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи “Молния-Л1” с системой спутниковой связи “Цунами”.

Цифровой гидроакустический комплекс типа “Скат-3”, включающий в себя четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями. Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор. Лодка оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, на глубинах до 150 м и подо льдом.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению её гидроакустического шума. Корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия.

Благодаря этому РПКСН пр. 941 по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ – РПКСН.

Основные ТТХ ПЛАРБ пр.941

Длина наибольшая – 172,0 м

Ширина наибольшая – 23,3 м

Осадка по КВЛ – 11,0 м

Водоизмещение: надводное – 23200 т

Водоизмещение: подводное – 48000 т

Скорость полная. надводная – 12 узл.

Скорость полная. подводная – 25 узл.

Предельная глубина погружения – 500 м

Рабочая глубина погружения – 380 м

Экипаж всего(офицер.) – 160 (52)

Автономность – 120 сут.

Как это уже установилось, комфортное размещения экипажа – офицеры размещены в двух и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы – в маломестных кубриках. Имеется спортивный зал, бассейн, солярий, сауна, живой уголок и т.д..

Новизна разработки, сжатые сроки создания, традиционное пренебрежение вопросам развития стационарной системы базирования в ВМФ СССР (требование получения минимальной осадки в надводном положении для захода в существующие базы, вместо строительства новых, как это делали в США для ПЛАРБ "Огайо", привело к необходимости иметь огромный запас плавучести) и громадная масса новых МБР (почти в 2.5 раза больше чем РСМ-50) привело поистине к фантастическим решениям, что в конечном итоге дало громадное водоизмещение превосходящее все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение "Акулы" – около 50000 т превосходит таковое у авианосца "Адмирал Горшков" Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего "лодку" саркастически окрестили "водовозом". Это цена, до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому. В результате "Акула" стала самой большой подводной лодкой в мире (занесена а книгу рекордов Гиннесса). Для постройки этих кораблей на СМП (Северном машиностроительном предприятии) был специально построен новый цех – самый большой крытый эллинг в мире.

Головная ПЛАРБ пр.941 ТК-208 была заложена на СМП в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, вступила в строй в конце 1981 года, практически одновременно с ПЛАРБ ВМС США "Огайо". Первым ТАПКР командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза.

Даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию АПЛ пр.941

Наименование Заводской номер Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй


ТК-208 711 30.06.1976 23.09.1979 12.12.1981

ТК-202 712 01.10.1980 26.04.1982 28.12.1983

ТК-12 713 27.09.1982 01.1984 11.1984

ТК-13 724 05.01.1984 30.04.1985 30.12.1985

ТК-17 725 24.02.1985 08.1986 06.11.1987

ТК-20 727 06.01.1986 07.1988 08.1989


ТК-210 728 1986 Разобран в 1990 г..

Всего было заложено 7 ПЛАРБ пр.941, но из-за договора по ОСВ строительство их было ограничено 6 кораблями и последний – ТК-210 был разобран недостроенным на стапеле. Одновременно со строительством ПЛАРБ пр.941 было развернуто строительство системы специального плавучего тылового обеспечения.

rulibs.com

Подводная лодка "Казань": фото и технические характеристики

Весной 2017 года, 31 марта, на воду была спущена первая российская многоцелевая подводная лодка «Казань». Бутылку шампанского о ее борт разбил командир - капитан 1 ранга Бекетов Александр. Россия вышла на уровень допостсоветского количества ходовых суток в море для подводного флота. И новая подводная лодка «Казань» без дела не останется.

«Казань» - сестра «Северодвинска»

Эта лодка является «младшей сестренкой» атомной подлодки «Северодвинск» из проекта «Ясень». Последняя прошла целых 17 лет проектировки и строительства до спуска на воду в 2010 году. А вот подводная лодка «Казань» 855 родилась всего за восемь лет. И разница в возрасте значительна – такая гидроакустика и малошумность и не снились старшей сестре. Атомная подводная лодка «Казань» - гибрид подводного охотника проекта 971 типа «Гепард» и подводного крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А типа «Курск» воистину многоцелевая и очень опасная.

«Казань» - история

С 1977 года в Советском Союзе над созданием подводных лодок четвертого поколения трудилось три конструкторских бюро со следующими фирменными цветами: красный «Рубин» (г. Санкт-Петербург), зеленый «Малахит» (г. Санкт-Петербург) и синий «Лазурит» (г. Горький). Первое специализировалось на лодках с противокорабельным вооружением, второе – разрабатывало многоцелевые лодки, а третье - работало над противолодочной системой. Но субмарины обходились государству все дороже, поэтому было принято решение объединить усилия всех бюро в «малахитовском» проекте «Ясень». Базовая подводная лодка проекта К-560 - «Северодвинск». А подводная лодка «Казань» К-561 первая в модернизированном проекте 855 «Ясень-М». В планах еще пять лодок – «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

«Ясень» 855

Проект наследовал множество черт предшественников этих подводных лодок: каплевидная форма корпуса и уникальное ограждение рубки, присущее всем лодкам КБ «Малахит». Но внутренняя начинка корабля нарушила традиции советского кораблестроения и стала исключением из правил. Сегодня данный проект остается самым секретным во всем военно-промышленном комплексе. Информация об установленном оборудовании малочисленна, но основные тактические характеристики известны.

Характеристики подводной лодки «Казань»

Тип корабля

ПЛАРК

Проект

«Ясень» 855

Надводная скорость

16 узлов

Подводная скорость

31 узел

Автономное плавание

100 суток

Экипаж

64 человека

Силовая установка

Водно-водяной реактор ОК-650В

Глубина погружения

Рабочая

520 метров

Максимальная

600 метров

Размеры субмарины

Длина

139,2 метра

Ширина

13 метров

Осадка средняя

9,4 метра

Водоизмещение

Надводное

8,6 тонн

Подводное

13,8 тонн

Вооружение

Торпедно-минное

Десять 533-х миллиметровых торпедных аппарата, торпеды УСЭТ-80

Ракетное

8/4 пусковых установок «Оникс» и «Калибр»

Конструкторские решения

В отличии от подлодок третьего поколения, лодки четвертого имеют не двухкорпусную, а полуторакорпусную конструкцию. Легкий корпус закрывает только часть подводной лодки «Казань» - носовую часть и надстройки ракетных шахт. Корпус и винт с семью серповидными лопастями выполнены их маломагнитной стали. В носовой части располагается сферическая антенна гидроакустической станции «Амфора» комплекса нового поколения «Иртыш». Из-за такого размещения из носовой части убраны торпедные аппараты.

Силовая установка

Подводная лодка «Казань» оснащена водно-атомным реактором с интегральной компоновочной схемой и трубопроводами первого контура, расположенными в корпусе реактора. Эта конструкция существенно снижает вероятность возникновения аварий и нештатных ситуаций. Информационно-управляющая система постоянно мониторит уровень радиации. Кроме того, это существенно снижает уровень шума, даже при скорости в 25 узлов. Срок эксплуатации сопоставим со сроком службы субмарины, и составляет 30 лет. С целью снижения шумов все узлы и агрегаты подлодки снабжены системами его подавления. А на не больших скоростях лодка имеет возможность идти на электромоторах, что также делает ее малозаметной на радарах противника.

Отсеки корпуса

Корпус субмарины разделен на девять отсеков.

  • Первый – центральный пост и выход на всплывающую спасательную камеру, где может поместиться весь экипаж.
  • Второй – торпедный.
  • Третий – технологический, где расположено оборудование общекорабельных систем.
  • Четвертый – жилой.
  • Пятый – ракетный.
  • Шестой – тут находится реактор и уравнительная цистерна, которая удерживает лодку на глубине во время стрельб.
  • Седьмой и восьмой – технологический, здесь расположены цистерны основного баланса.
  • Девятый – крестообразное хвостовое оперение.

«Убийцы городов» - соперничество США и СССР

Подводное кораблестроение с середины прошлого века стало главным между двумя супердержавами. Именно атомные подлодки являются самой опасной частью ядерной триады любой армии. Обнаружить подводную субмарину с баллистическими ракетами на борту и сегодня не так просто. Подводную лодку «Казань» К-561 (по классификации НАТО Graney) ставят на одну ступень с американскими SeaWolf и Virginia, хотя наша лодка считается более многофункциональной. По уровню шума она не уступает американским соперницам, а по вооружению она их превосходит и больше схожа с субмаринами Ohio («Огайо» класс SSBN/SSGN).

Вторая «Казань»

Субмарина К-561 не первая с таким названием. Подводная лодка К-403 также называлась «Казань». Эта атомная лодка второго поколения, состоящая в Северном флоте ВМФ Союза Советских Социалистических Республик, а затем и Российской Федерации, прослужила верой и правдой с 1971 по 2005 годы и выполнила множество испытательных и боевых рейдов. Сегодня рубка К-403 установлена как мемориал в Парке Победы города Казани. Хочется пожелать и К-561 – первой модернизированной «Казани» четвертого поколения российских атомных подводных лодок - такой же длительной, почти безаварийной жизни и семь футов под килем!

Секретная, но известная

Несмотря на секретность проекта, атомная субмарина «Казань» уже стала популярной в массовой культуре. Она уничтожила два фрегата, но была потоплена в романе «Верховный главнокомандующий» Марка Грени. А вот в исторической саге Джона Шеттера «Киров» ее жизнь дольше – на протяжении трех томов она участвует в боях на Карибах, топит авианосец «Джордж Вашингтон» и гоняется за мятежным капитаном крейсера «Киров».

fb.ru

Проект 855 "Ясень"

Советский Союз одновременно с Америкой в 1977 году начал формировать облик атомных подводных лодок 4-го поколения. Предполагалось создание нескольких типов: многоцелевой, противолодочной, противоавианосной. Позднее ограничились проектом единой многоцелевой лодки, но способной решать максимально возможный круг задач. Проектировщиком стало КБ «Малахит», имевшее богатый опыт создания удачных многоцелевых АПЛ.

НОВАЯ ЛОДКА проекта 885 получила шифр «Ясень» (НАТО - «Gra-nay»). Закладка головного корабля с именем «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на Севмашпредприятии в городе Северодвинске. Вскоре из-за минимального финансирования строительство замедлилось.

Лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус - стальной. Ядерную энергетическую установку «Ясеня» относят к реакторам 4-го поколения, выполненным по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в корпусе моноблока, а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. По мнению ряда специалистов, новые корабельные реакторы будут без перезарядки служить намного большее время, чем используемые сейчас. Известно, что современные энергетические установки могут работать лет 25-30. Иными словами, жизнь реактора сопоставима с продолжительностью жизни самой лодки.

Приведем основные характеристики АПЛ проекта 885: длина наибольшая - 120, ширина наибольшая - 15, осадка - 10 метров. Водоизмещение полное - 11800 тонн. Скорость подводная - 30 узлов. Экипаж - 85 человек. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа.

По сообщению ряда российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства. Однако другие источники указывают, что в качестве движителя на лодках используются малошумные винты новой конструкции. Да и сами обводы новой лодки в различных источниках весьма отличны.

Корабль будет оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение проекта 885, как утверждают открытые источники, размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

ОКБ «Новатор» разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так и с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э, являющаяся развитием ракеты «Гранат», состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически «несбиваемой» средствами ПВО ближнего рубежа. Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей (до 300 км) дальностью и более мощной (400 кг) боевой частью.

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства - ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотомера при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Эти ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки 885-го проекта «Малахит» совместно с НПО машиностроения, НПО «Новатор» и НИИ ВМФ № 28 выполнили ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс «Оникс», оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия. Это существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям. По теме «Сопряжение» было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети компьютеров всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ «Штиль» была начата работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 километров.

650-мм и 533-мм торпедные аппараты «Ясеня» вынесены из носовой оконечности лодки, где размещена антенна ГАК, и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из аппаратов могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые екатеринбургским ОКБ «Новатор». Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности головной лодки проекта 885 «Северодвинск» будет соизмерим с уровнем лучшей американской АПЛ «Seavolf». В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности. Наличие же на борту оружия, какого пока нет в арсенале американских моряков, вообще выводит «Северодвинск» в число самых современных лодок мира. Но это еще не все. Предполагается, что после введения в строй первого корабля проекта 885 будут построены еще шесть однотипных. Американцы же свою программу «Seavolf» сворачивают из-за дороговизны, поскольку каждая такая лодка обходится заокеанскому налогоплательщику почти в 4 миллиарда долларов. На смену «морским волкам» в США придут лодки типа «Virginia». Они проще и дешевле. В то же время, со ссылкой на военно-морскую разведку США, сообщается, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом проекта 885, обладающим еще большей скрытностью. Американцы склонны считать, что Российский флот в обозримом будущем может получить многоцелевую лодку пятого поколения. А такие субмарины нигде в мире еще не разрабатывались.

Помимо прочего, наблюдатели отмечают, что новая российская лодка отличается от своих ракетных «предков», в том числе 949А и 971 проектов, как по дальности действия вооружения, так и по размерам, и возможностям. Получается, проект 885 не предназначен для замены какой-либо устаревшей серии, а заполняет имеющуюся «нишу» в подводной обороне России. Такой «нестандартный для русских» подход весьма настораживает западных аналитиков.

Эксперты предполагают, что подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.

submarinaa.narod.ru

АПЛ "Северодвинск" (проект 855 шифр "Ясень", по классификации НАТО GRANAY)

Как сообщил первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ России Олег Бурцев, в 2010 году Военно-морской флот начнет испытание новейшей многоцелевой атомной подводной лодки проекта 855 (шифр "Ясень"). Этот корабль уникален тем, что качественно отличается от всех, созданных до него. Более того, он - первый полностью созданный в России в постсоветский период.

Вывод новой лодки намечен на 7 мая. На Северодвинском машиностроительном предприятии идут последние приготовления. Корабль, получивший имя "Северодвинск", будет не только тише самой современной американской многоцелевой АПЛ "Си Вульф" (The Seawolf class attack submarine (SSN), но и значительно мощнее ее по составу вооружения.

В настоящее время на АПЛ завершается монтаж общекорабельных систем, идут малярно-изоляционные работы. Достройку и испытания корабля обеспечивает экипаж под командованием капитана 1 ранга Сергея Митяева.

Многоцелевая АПЛ четвертого поколения спроектирована морским бюро машиностроения "Малахит" в Санкт-Петербурге и заложена на "Севмаше" в 1993 г. Длительный период строительства связан с экономическими трудностями и принципиально новыми архитектурой корпуса и вооружением.

"Северодвинск" - двухкорпусная одновальная АПЛ с пониженным уровнем акустического поля. Ее рубка имеет обтекаемую овальную форму, прочный корпус разделен на 10 отсеков. Он несет необычайно мощный комплекс вооружения, способный решать задачи борьбы практически с любыми современными надводными и подводными кораблями. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста. Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса "Иртыш".

Для ракетного оружия предназначены 8 вертикальных пусковых установок. Мощный комплекс вооружения включает сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты 3М55 "Оникс" разработки НПО машиностроения (8х3=24)и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды. Корабль имеет и новейшие комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой и водометом вместо винта. Водоизмещение корабля - от 8,6 до 9,5 тыс.т., длина около 120 м.

АПЛ предназначена для поражения ударных корабельных группировок противника на дальности до 300 км в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия. Набор вооружения и малошумность делают их идеальным оружием для действий в дальней океанской зоне. По заявлениям командования ВМФ, "Северодвинск" пополнит российский флот в 2011 году.

24 июля 2009 г. на стапельном цехе "Севмаша" заложена вторая АПЛ проекта 885М (шифр "Ясень-М") - "Казань".

Всего же в рамках реализации госпрограммы вооружений на 2007-2015 годы, как отметил Олег Бурцев, планируется развернуть серийное производство и ввести в состав флота восемь ракетных подлодок стратегического назначения проекта 955 типа "Борей", которые станут основой морских стратегических ядерных сил России после 2018 года. Головной корабль "Юрий Долгорукий" сейчас проходит испытания в Белом море. Еще три АПЛ в разной степени готовности находятся в цехах "Севмаша". Каждый такой атомоход будет нести до 20 межконтинентальных баллистических ракет типа "Булава".

Вообще же Военно-морскому флоту России необходимо иметь в идеале в своем боевом составе порядка 50 атомных подводных лодок, считает Олег Бурцев. В настоящее время в боевом составе ВМФ России находится около 60 стратегических, многоцелевых и дизельных подводных лодок. Во флотах Франции, Великобритании и США постоянно находятся на боевом дежурстве в море девять АПЛ. "Для противодействия им необходимо нам иметь в море две-три АПЛ. Это является оружием сдерживания. Они должны знать, что мы готовы ответить на любой удар", - сказал Бурцев.

vladimir-pelevin.blogspot.com

Проект 885 «Ясень» подводная лодка

Проект 885 «Ясень» подводная лодка.

Многоцелевая ударная АПЛ проекта 885 (0885) «Ясень» с противокорабельными КР (МПЛАТРК) относится к лодкам четвертого поколения» (по кодификации США и НАТО — Grana). Она предназначена для уничтожения ПЛ и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и иных целей.

«Северодвинск» — первая МПЛАТРК этого проекта, которую планируется принять на вооружение уже в 2013 г. Заложена вторая лодка этого же, но существенно модернизированного проекта — «Казань» (885М). До 2020 г. планируется ввести в состав флота десять АПЛ проекта.

«Северодвинск» получил принципиально новое вооружение и архитектуру, в частности сверхзвуковые КР «Оникс». Лодки проекта 885 совмещают в себе лучшие качества малошумных быстроходных торпедных АПЛ с боевыми возможностями подводных ракетных крейсеров. Они оснащены новейшими комплексами навигации и связи, имеют принципиально новые ядерные силовые установки.

Конструкция.
Данная АПЛ полуторакорпусного типа. Она изготовлена по одновальной схеме. Корпус из маломагнитной высокопрочной стали имеет противоакустическое резиновое покрытие. Использование новых материалов и технических решений (например, установка системы активного гашения шумов) привели к снижению шумности на 15 дБ.

В носовой части установлен гидроакустический комплекс «Иртыш», оснащенный габаритной сферической антенной «Амфора». Совместно с ней работают конформные бортовые гидроакустические антенны, размещенные практически по всему корпусу. Увеличение размеров антенны привело к тому, что на российской ПЛ впервые ТА установлены за обтекателем под передними горизонтальными рулями и под углом к диаметральной плоскости лодки. АПЛ состоит из восьми отсеков. В первом отсеке — центральный пост и спасательная камера, которая позволяет единовременно эвакуировать весь экипаж лодки в случае необходимости. В пятом размещено восемь универсальных шахтных вертикальных ПУ, предназначенных для пусков КР, находящихся в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). В каждой шахте по четыре ракеты.

Силовая установка.
АПЛ проекта «Ясень» оснащают принципиально новыми моноблочными ядерными энергетическими установками четвертого поколения, паропроизводящей установкой (ППУ) КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП 200. Однако «Северодвинск» из-за производства именно для него блочной паротурбинной установки старой конструкции (лодка была заложена в 1993 г.) получил блочную ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11 (тепловая мощность — 190 МВт). Лодки проекта 885М получат штатные установки, мощность которых превышает 200 МВт.

Системы управления.
Все технические и боевые системы «Ясеня» объединены в автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) «Округ», что позволяет оператору получать информацию о фактическом состоянии всех систем АПЛ в реальном времени. Система ведет электронные вахтенные журналы и организует личный состав в случае наступления аварийной ситуации. АСБУ построена по принципу открытой архитектуры, что существенно снижает ее себестоимость и предоставляет широчайшие возможности для модернизации.

В конструкции проекта 885 реализована серия перспективных РЭС, например подводная связь на большие дальности или спутниковая связь «Синтез». Перископы заменены оптронными мачтами, установлены телевизионная система МТК-115-2 и принципиально новый комплекс РЛС МРКП-59 «Радиан-У».

Еще одна новинка данной АПЛ — это цифровой, гидроакустический комплекс 3П05 «Иртыш». Он эксплуатируется в комплекте со сферической антенной «Амфора». Совместно с 3П05 работают буксируемая низкочастотная пассивная гидроакустическая антенна и комплекс конформных гидроакустических средств, являющихся вспомогательными.

Кроме гидроакустики освещение подводной обстановки осуществляется и неакустическими средствами, например МНК-200-2 «Тукан» (обнаруживает кильватерный след).

Вооружение.
В центральной части АПЛ смонтировано восемь вертикальных шахтных ПУ СМ-346 (два ряда по четыре шахты, в каждой из которых по четыре ракеты) для запуска КР, хранящихся в ТПК СМ-324. Основное оружие проекта 885 — ПКР 3М55 «Оникс» (в СМИ часто называется «Яхонт»). Дальность стрельбы этими ракетами — от 120 до 350 км, что позволяет выполнять боевые задачи без привязки к внешним целеуказаниям, космическим или авиационным. БЧ ПКР проникающего действия массой 200 кг позволяет одной такой ракетой уничтожить корабль класса «крейсер», а несколькими — «авианосец». Эффективность ракет многократно возрастает благодаря новой СУ, установленной на ней. Они запускаются по крупной цели залпом (от двух до восьми ракет с минимальным интервалом), а дальше действуют по принципу волчей стаи. Ракеты самостоятельно определяют главную цель и распределяют между собой обязанности. Одни подавляют ПРО корабля противника, другие ставят активные помехи во всех возможных диапазонах обнаружения воздушной цели. Третья группа (обычно из одной-двух ракет) на сверхмалой высоте атакует и поражает выбранную цель. За эти боевые возможности ПКР лодкам проекта «Ясень» присвоили неофициальный титул «убийца авианосцев».

Для поражения наземных объектов как в глубине территории противника, так и в прибрежной зоне используется комплекс С-14 «Калибр-ПЛ», оснащенный стратегической КР 3М14. Эта КР может оснащаться как ядерной, так и обычной БЧ (кассетной либо осколочно-фугасной) массой 450 кг с дальностью стрельбы до 3000 км. Высота полета над морем — 20 м, над сушей — 50-150 м. Через ТА дополнительно возможно проводить запуски сверхзвуковых ПККР 3М54 «Бирюза» и ПЛКР 91Р, осуществлять постановку мин.

Для проекта 885 создана единая перспективная 533-мм торпеда УГСТ, предназначенная для надводных и под­ водных целей. Она оснащена комплексной системой наведения и может наводиться на цель по кильватерному следу, с использованием акустического самонаведения или телеуправления. Для осуществления самообороны на АПЛ установлены системы активной противоторпедной защиты, включающие малогабаритные антиторпеды, отводители и разнообразные ловушки.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *