Булава ракета – Булава — твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета

Содержание

Булава - твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета

Критика
• Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

• Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

• По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
• Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими — в 1,5…2 раза.

• Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

• Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

• Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

fishki.net

Баллистическая ракета "Булава": технические характеристики. Справка

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что комплекс морских стратегических ядерных сил "Булава" будет принят на вооружение.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р30 3М30 "Булава-30" (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS NX 30 – по классификации НАТО) - новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Решение о разработке такой ракеты было принято в 1988 году.

Создание ракеты было поручено Московскому институту теплотехники (МИТ). Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Разработка "Булавы" в Московском институте теплотехники заняла в два раза меньше времени, чем это бывает обычно (до 15 лет).

МБР "Булава" полностью разработана и изготовлена на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, а также максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения "Тополь-М".

Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава" предназначена для вооружения новейших атомных подводных лодок проекта 955 (типа "Борей"), к которым относится АПЛ "Юрий Долгорукий", имеющая 12 ракетных шахт.

Основные технические характеристики:

Радиус действия – 8 тыс км.
Стартовая масса - 36,8 т.

Ракета может нести от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.

Количество ступеней – 3.
Тип головной части - ядерная разделяющаяся.
Длина в пусковом контейнере - 12,1 м.
Максимальный диаметр – 2 м.

Маршевые двигатели первой и второй ступени ракеты выполнены твердотопливными. Третья ступень для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории оснащена жидкостным двигателем.

Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на "ходу".

Испытания ракеты начались в 2004 году. Принять "Булаву" на вооружение планируется в 2009 году - вместе с подлодкой "Юрий Долгорукий", которая уже спущена на воду.

Всего до 2015 года в России планируется построить восемь АПЛ, которые будут оснащены новейшими видами вооружения, в том числе и баллистическими ракетами "Булава".

По материалам РИА Новости, газеты "Известия" за 15.03.2006 и сайта "Оружие России"

ria.ru

Булава (ракета) — Википедия

Р-30 «Булава-30»
Общие сведения
Страна Россия Россия
Индекс 3М30
Код СНВ РСМ-56
Классификация НАТО SS-N-30
Назначение БРПЛ
Разработчик МИТ (ракета), ЛОМО (СУО)
Изготовитель Воткинский завод
Основные характеристики
Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 12,1 м[1]
Длина (без ГЧ) 11,5 м[1]
Диаметр 2 м [1]
Стартовая масса 36,8 т[1]
Забрасываемый вес 1150 кг[1]
Вид топлива твёрдое смесевое
Максимальная дальность 8 000[2]-9 300[3] км
Тип головной части РГЧ ИН, термоядерная
Количество боевых блоков 10[4]
Мощность заряда 150 кт
Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования 941УМ «Акула» — испытания 955 «Борей» — штатный носитель
История запусков
Состояние принята на вооружение
Места запуска Белое море
Число запусков 32
 • успешных 25
 • неудачных 7
 • частично неудачных 2
Принята на вооружение 2018[5]
Принята на вооружение в странах Россия Россия
Первый запуск 27 сентября 2005
Последний запуск 22 мая 2018

Р-30 «Булава́-30» (индекс УРАВ ВМФ — 3М30, код СНВ-III — РСМ-56, по классификации МО США и НАТО — SS-N-30; «Булава-М», «Булава-47») — российская твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955[6]. Считается, что установка нового ракетного комплекса на строящиеся лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодок проекта 941 «Акула» (впрочем, в 2012 году от модернизации было решено отказаться[7]) восстановит изменившийся баланс сил в российской ядерной триаде. Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на качественно новую ступень.

[8].

Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». До сентября 2010 года генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов. В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский[9].

История разработки и производства

В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учётом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать Московскому институту теплотехники (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.

[10] Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.[10]

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение[11] о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[12]. «Воткинский завод» в 2008 году, до принятия на вооружение, начал серийное производство ракеты.[13]

По словам Юрия Соломонова, «Булава» разрабатывается как «корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения — проекта 941 „Акула“ и проекта 955 „Борей“».[14] При этом перенос сроков принятия на вооружение ракетного комплекса делал невозможным использование по прямому назначению трёх стратегических АПЛ проекта 941 «Акула» и ставил под вопрос целесообразность строительства новых стратегических ракетоносцев класса 955 «Борей».[15]

В июне 2012 года Главком Военно-морского флота Виктор Чирков заявил: «Ракета „Булава“ де-факто принята на вооружение. Де-юре идет техническое оформление документации.»[16]

В конце ноября 2013 года в Североморске на губе Окольной началось возведение хранилищ для стратегических ракет «Булава»

[17].

Всего на начало 2014 года было изготовлено 46 ракет, 19 из которых были запущены во время испытаний.[18]

В январе 2017 года сообщалось о разработке перспективной версии МБР «Булава», которая будет отличаться несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой.[19]

В июне 2018 года появилась информация о принятии «Булавы» на вооружение по результатам успешных испытаний[5].

Видео по теме

Испытания

К настоящему времени произведено 32 испытательных пуска «Булавы», 22 из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 22 мая 2018 года.

24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.[20][21]

При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки.

[22] Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.[10]

23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования ракеты с подводных лодок.[23]

Второй испытательный запуск (или первый запуск натурного изделия) был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Акула», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.[23]

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск был осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.[23]

Четвёртый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск БРПЛ был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.[23]

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.[23]

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (в надводном положении) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.[23]

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск был произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился удачно — Как заявил начальник службы информации ВМФ Игорь Дыгало, «Булава» была запущена из акватории Белого моря по полигону Кура, расположенному на Камчатке. По его словам, «головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон».[24]

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полёт ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» [25]

Девятый пуск. 28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошёл полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск баллистической ракеты «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые была выполнена полностью. «Пуск произведён из подводного положения в рамках программы государственных лётно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.[26]

Десятый пуск. Произведён 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчётной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учётом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счёту из девяти проведённых.[23]

Одиннадцатый пуск. 15 июля 2009 года был проведён очередной (первый в 2009-м году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта[27]. По предварительным данным комиссии, занимавшейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привёл дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты[28]. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учётом двух «частично успешных» пусков).

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооружённых сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства «Булавы» с Воткинского завода на другое предприятие[29]. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями МО[30], разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ «Дмитрий Донской» проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября.[31][32] 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам Интерфакса: «Ракетная подводная лодка стратегического назначения „Дмитрий Донской“ вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска „Булавы“. Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего».[31] Предположительно, ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.[31]

Двенадцатый пуск был произведён 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошёл технический сбой[33]. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

По информации агентства ИТАР-ТАСС, очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» были запланированы на лето 2010 года. С борта АПЛ «Дмитрий Донской» планировалось выполнить как минимум два пуска этой ракеты, сообщили в Главном штабе Военно-морских сил России. «Если эти пуски „Булавы“ пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта её „штатного носителя“ — атомного подводного крейсера „Юрий Долгорукий“», — сказали в Главном штабе ВМФ. Там уточнили, что сначала пройдёт одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск (ракеты стартуют одна за другой с интервалом в несколько секунд). «Самое плохое в испытаниях „Булавы“ состоит в том, что мы столкнулись с „плавающим“ сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте, — сказал представитель Главного штаба ВМФ. — Последний раз в декабре дала сбой третья ступень „Булавы“».[23]

21 мая 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков, находившийся с визитом в Риме, заявил, что лётные испытания ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведётся работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трёх ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты», — сказал Сердюков[34].

Тринадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Пуск был произведён 7 октября 2010 года, из подводного положения. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура.[35]

Четырнадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Был произведён 29 октября 2010 года в 5:30 мск с РПКСН «Дмитрий Донской», из акватории Белого моря по полигону Кура. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок[36].

Пятнадцатый пуск был признан успешным. Был произведён 28 июня 2011 года (планировался на 17 декабря, однако был перенесён из-за сложной ледовой обстановки в Белом море, где проходят испытания[37]) и стал первым испытательным пуском «Булавы» со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий»[38]. Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке[39].

Шестнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 27 августа 2011 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» и был выполнен, по заявлению Министерства обороны, в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты.[40][41]. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей[3]. Эти испытания, по информации некоторых СМИ, должны были состояться ещё 20 августа, но не были осуществлены в связи с техническими неисправностями на борту подлодки[42]. Однако официальные представители Министерства обороны и завода «Севмаш» (изготовителя РПКСН типа «Борей») опровергли данную информацию, заявив, что соответствующий «…выход /„Юрия Долгорукого“/ являлся плановым и предусматривался для отработки ряда задач, одной из которых являлась проверка защиты основного комплекса при определённых нештатных ситуациях…»[43].

Семнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 28 октября 2011 года (первоначально был намечен на 20 октября[44]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура. По словам официального представителя Минобороны РФ полковника Игоря Конашенкова, боевые блоки ракеты в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля[45].

Восемнадцатый и девятнадцатый пуски завершились успешно. Залповый пуск двумя ракетами был произведён 23 декабря 2011 года (первоначально был намечен на 22 октября[44]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий», находившейся в подводном положении в акватории Белого моря. Боевые блоки успешно достигли полигона Кура.[46]

Двадцатый пуск завершился неудачно. Был произведён 6 сентября 2013 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря. Ракета, которая должна была поразить цель на полигоне Кура, штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и она упала в Северный Ледовитый океан.[47]

Двадцать первый пуск завершился успешно. Был произведён 10 сентября 2014 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Во время стрельбы на борту субмарины находились члены комиссии по государственным испытаниям АПЛ.[48]

Двадцать второй пуск завершился успешно. Был произведен 29 октября 2014 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[49].[50]

Двадцать третий пуск завершился успешно. Был произведен 28 ноября 2014 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[51]

Двадцать четвёртый и двадцать пятый пуски были произведены 14 ноября 2015 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Оба пуска признаны успешными.[52]

Двадцать шестой и двадцать седьмой пуски были произведены 27 сентября 2016 года. По данным Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.[53]

Двадцать восьмой пуск 26 июня 2017 года. Ракетный подводный крейсер Северного флота проекта 955 «Юрий Долгорукий» произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.[54]

Двадцать девятый, тридцатый, тридцать первый и тридцать второй пуски 22 мая 2018 года. РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий" успешно провел залповый пуск четырех ракет "Булава" из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения[55].

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критиковали разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большую долю неудачных испытаний. Но, по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

При проведении лётных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полёте, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях.[56]

По мнению вице-премьера Сергея Иванова, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий»[57]. По словам главного конструктора подводных лодок проекта 941 «Акула» С. Н. Ковалёва, это связано с отсутствием необходимых стендов[22]. По мнению неназванных представителей оборонной промышленности, причиной неудач является недостаточно высокое качество комплектующих и сборки[58], было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы»[59].

Многократные неудачи в испытаниях новой ракеты не являются чем-то уникальным. Ракета Р-39, которой были вооружены АПЛ «Акула» проекта 941, из первых 17 пусков «запорола» больше половины. Но после доработок прошла испытания ещё 13 пусками (из них 11 успешных) и была принята на вооружение[60].

После шестого неудачного пуска из 11 проведённых журналисты стали возлагать ответственность на представителей Министерства Обороны, обвиняя их в кумовстве и кулуарности принятия решений[61].

Юрий Соломонов, после серии неудачных запусков в 2009 году, ушёл в отставку с поста генерального директора государственного предприятия «Московский институт теплотехники», но остался генеральным конструктором «Булавы».[62][63]

Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в июле 2009 заявил: «Мы обречены на то, что она всё равно полетит. Тем более что программа испытаний до конца ещё не выполнена. „Булава“ — новая ракета, при её испытаниях приходится сталкиваться с различными препятствиями, ничто новое сразу не идёт».[64]. Позднее главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий признал, что ситуация с разработкой оружия для нового поколения подводных лодок сложная, но не безнадёжная и связана с кризисом в развитии технологий в России[65].

Статистика испытаний советских и российских БРПЛ

Ракетный комплекс бросковые испытания пуски с наземного стенда пуски с ПЛ
всего успешные % всего успешные % всего успешные %
Д-5 (Р-27)[66] 12 12 100 17 11 65 24 24 100
Д-9 (Р-29)[66] 7 6 86 20 10 50 34 30 88
Д-9Р (Р-29Р)[66] 18 7 39 52 47 90
Д-19 (Р-39)[66] 16 ? ? 17 >8 >50 13 11 85
Д-9РМ (Р-29РМ)[66] 9 8 89 16 10 63 42 31 74
Д-30[67] (Р-30 «Булава») 1 1 100 32 25[68] 78

ТТХ

  • Максимальная дальность — 8000 — 11000 км;
  • Стартовый вес — 36,8 т;
  • Общий забрасываемый вес — 1150 кг
  • Длина пускового контейнера — 12,1 м;
  • Диаметр контейнера — 2,1 м;
  • Диаметр первой ступени — 2,0 м;

Ракета трёхступенчатая, по первым двум ступеням все источники утверждают, что они твердотопливные. Масса первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 м[69], данные второй ступени не сообщались. По третьей ступени существует два мнения: твердотопливная ступень[70] и жидкостная ступень.[69]

«Булава» способна нести 6 боевых блоков[71] индивидуального наведения с возможностью маневра по рысканию и тангажу. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Известия сообщают о наличии системы преодоления противоракетной обороны противника[72]. Возможна доставка десяти ядерных блоков ракетой «Булава». По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На ракете «Булава» же применили принцип «виноградной грозди» (по терминологии США, где такой принцип используют давно, это «школьный автобус»). Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель (ракету «Булава» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у ракеты «Булава» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия[72].

В рамках межгосударственных соглашений с США, Россия представила информацию о технических характеристиках ракеты «Булава».

Носители

Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения:

Существует также возможность использования «Булавы» и в составе наземного ракетного комплекса. Безусловно, по отдельным элементам конструкции, даже при полномасштабном использовании ракеты «Булава» необходимо будет кое-что приспосабливать для применения в наземных условиях. Но это будет незначительная часть элементов конструкции, в стоимостном выражении — не более 10 %.[78]

Оценка проекта

Наиболее часто дискутируется в источниках, насколько оправдано снижение максимальной дальности и забрасываемого веса за счет преимущества сокращения «активного участка» разгона ракеты как средства защиты от ПРО.

Проблема снижения дальности и забрасываемого веса

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» снизит потенциал ядерного сдерживания из-за снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой»[79].

Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты Трайдент I 1979 года и уступает ракетам Трайдент II, составляющим основу морского сегмента стратегических сил США[80][81]. Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с РГЧ на 6ББ равна 5600 км, то есть на 40 % м

wiki2.red

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». Справка | Справка | Вопрос-Ответ

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка  «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.

Что представляет собой ракета?

«Булава» (SS NX 30 — по классификации НАТО) — российская трёхступенчатая твердотопливная ракета морского базирования, разработанная Московским институтом теплотехники. Устанавливается на лодки проекта 955 «Борей» * 

Особенностью ракеты является то, что она оснащена гиперзвуковыми боеголовками, позволяющими осуществлять маневр по высоте и курсу. Ракета на активном участке** может уходить от противоракеты.

Изготовитель — Воткинский завод.

Количество боевых блоков — от 6 до 10 общей массой 1,15 т.

Радиус действия — 8 тыс. км.

Стартовая масса — около 36,8 т.

Забрасываемый вес — 1150 кг.

Длина — 12,1 м.

Максимальный диаметр — 2 м.

Максимальная дальность полёта — от 8 до 9 тыс. км.

Двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем.

Все компоненты «Булавы» производятся в России, что гарантирует независимость от мировой политической конъюнктуры. 

«Булава» должна составить основу перспективной группировки морских стратегических ядерных сил России до 2040-2045 годов. 

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Фото: РИА Новости

История запусков 

Испытания ракеты начались в 2004 году. Всего было произведен 22 испытательных запуска «Булавы», 13 из них признаны успешными.

24 мая 2004 года — при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошёл взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был успешно произведён учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года был осуществлён успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, ракета поразила все предназначенные цели на полигоне.

21 декабря 2005 года был произведён успешный пуск из подводного положения по полигону Кура.

7 сентября 2006 года с борта крейсера «Дмитрий Донской» был произведён запуск «Булавы» с подводного положения в направлении Камчатки. Запуск был неудачным. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведён неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведён неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. Через несколько минут полёта из-за отказа двигателя третьей ступени ракета самоликвидировалась.

28 июня 2007 года в Белом море был произведён частично удачный пуск, третья боеголовка не достигла цели.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвёл успешный пуск ракеты по полигону Кура на Камчатке.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

15 июля 2009 года состоялся неудачный пуск ракеты, ракета самоликвидировалась.

9 декабря 2009 года пуск закончился неудачей, при работе третьей ступени произошёл технический сбой.

7 октября 2010 года пуск прошёл в штатном режиме. Ракета поразила все заданные цели на полигоне Кура.

29 октября 2010 года пуск из акватории Белого моря по полигону Кура прошёл в штатном режиме. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.

28 июня 2011 года был впервые произведён успешный пуск со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

27 августа 2011 года в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий».

28 октября 2011 года был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура.

23 декабря 2011 года пуск ракеты завершился успешно с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки достигли полигона Кура.

6 сентября 2013 года пуск с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря завершился неудачно. Ракета вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и ракета упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014 года был успешно произведён с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

29 октября 2014 года был произведён успешный запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке с атомной подлодки «Юрий Долгорукий».

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.


 *Проект 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвёртого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» — в составе Тихоокеанского флота, третий — «Владимир Мономах» — прошёл государственные испытания, готовится к передаче флоту. Четвёртый — «Князь Владимир» — и пятый — «Князь Олег» — находятся в стадии постройки. На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6–10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок.

 Борей — в греческой мифологии бог бурного северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари).

**Активный участок полёта — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель, как правило — ракетный. Скорость, угол наклона к горизонту и высота полёта ракеты в конце активного участка определяют дальность её полёта.

www.aif.ru

Ракета Булава - это... Что такое Ракета Булава?

Р-30 «Булава-30»

Общие сведения

Страна Россия
Индекс 3М30
Код СНВ РСМ-56
Классификация НАТО SS-NX-30
Назначение БРПЛ
Разработчик МИТ

Основные характеристики

Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 12,1 м[1]
Длина (без ГЧ) 11,5 м[1]
Диаметр 2 м [1]
Стартовая масса 36,8[1]
Забрасываемый вес 1150[1]
Вид топлива твёрдое смесевое
Дальность полета 8000[2] км
Тип головной части разделяющаяся, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков 6 [1]
Мощность заряда 6x150 кт
Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования 955 «Борей» (941УМ «Акула»)

История запусков

Состояние разрабатываемая
Принята на вооружение 2009[3](план)

Р-30 3М30 «Булава́-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонова. Предположительная дата принятия на вооружение: 2009 год.

История создания

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня[4] 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[5].

Испытания

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.[6]

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было.[7] Данное обстоятельство дало повод ряду лиц начать распространение недостоверных слухов о пятом подряд неудачном запуске «Булавы»[7][8].

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично.[9] По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракетоносителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.[10]

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало. [11]

Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

[12]ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на своей базе.[12]

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941УМ используемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».[13]

ТТХ

Стартовый вес 36,8 тонн. Длина пускового контейнера 12,1 м, диаметр контейнера 2,1 м, диаметр первой ступени 2,0 м.

Ракета трёхступенчатая, по первым двум ступеням все источники утверждают, что они твердотопливные. Масса двигателя первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 м[14], данные второй ступени не сообщались. По третьей ступени существует два мнения: твердотопливная ступень[15] и жидкостная ступень[14] В пользу версии о жижкосной третьей ступени приводятся аргументы о возможности обеспечения маневрирования на заключительных участках траектории полёта.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по курсу и высоте. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Сообщается о наличии системы преодоления противоракетной обороны противника.

Информация о ядерных блоках «Булавы» противоречива. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель («Булаву» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия. [16]

Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

В рамках межгосударственных соглашений Россия представила информацию о технических характеристиках своей новейшей ракеты «Булава»: http://informacia.ru/russia/bulava.htm

В открытых источниках употребляются различные обозначения. Тем не менее, о различиях модификаций «Булава», «Булава-30», «Булава-М», «Булава-47» не сообщается.

Носители

Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения:

  • модернизированного проекта 941 «Акула»: «Дмитрий Донской»[17], «Архангельск» и «Северсталь»[18];
  • проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (заложен в 2004 году) и «Владимир Мономах» (проект 955 «А», заложен в 2006 году). Всего до 2017 года предполагается построить восемь субмарин проекта 955 и 955 «А». Первые две АПЛ будут нести 16 твердотопливных ракет типа «Булава» с разделяющейся головной частью, последующие (начиная с «Владимира Мономаха») - по 20 ракет.

Критика

Американцы считают, что по всем своим характеристикам «Булава» практически полностью совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая[19]. Но это совершенно не соответствует действительности, так как ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и максимальную дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

Однако исходя из известных ТТХ отлично видно что Булава является аналогом всего лишь ракеты Трайдент-1 1979 года выпуска также морально устаревшей и снятой с вооружения и никак не может соперничать на равных с ракетой D-5 "Трайдент-2" составляющей основу морского сегмента стратегических сил США. [20][21]

По оценкам некоторых экспертов замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой» [22].

Однако, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов[23], довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракетоносители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в качестве топлива в современных жидкостных ракетах используются крайне высокотоксичные вещества (например, гептил). Таким образом, переход на твердотопливные ракетоносители обеспечивает повышение отказобезопасности и снижение риска аварийности эксплуатации МБР морского базирования.

Сравнительные характеристики

Тактико-технические характеристики Р-29РМ Р-39 Булава Трайдент I Трайдент II M51 JL-2
Год принятия на вооружение 1986 1984 2012(план) 1979 1990 2010(план) 2009(план)
Максимальная дальность стрельбы, км 8300 8250 8000 7400 11300 >8000 7200-8000
Забрасываемый вес, кг 2800 2250 1150 1360 2800 ? ?
Количество боевых блоков 4..10 (100 кт) 10 (200 кт) 6 (до 150 кт) 8 W76 (100 кт) 8 W88 (475 кт) или 14 W76 (100 кт) 6 TN 75 (100 кт) ?
КВО, м 250 500 военная тайна 380 90-120 200-250 ?
Противодействие ПРО РГЧ, ? РГЧ, ? сокращённый активный участок,
настильная траектория,
маневрирующие РГЧ, ?
РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ? ?
Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5 52,0 42
Длина, м 14,8 16,0 11,5 10,3 13,4 12,0 13,0
Диаметр, м 1,9 2,4 2 1,8 2,11 2,3 2,0
Тип старта заполнение водой сухой (АРСС) сухой сухой (мембрана, уравнивание давлений) сухой (мембрана, уравнивание давлений) ? ?

Следует отметить, что сравнение не учитывает такие важные параметры, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её траекторию, продолжительность активного участка (что может сильно сказываться на забрасываемом весе).

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большой процент неудачных испытаний. Но по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

При проведении летных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полете, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях.[24]

По мнению вице-премьера Сергея Иванова,юриста по образованию, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий».[25] По данным «Новой газеты» это связано с отсутствием у МИТ необходимых стендов[25]. По мнению неназванных представителей оборонной промышленности причиной неудач являются недостаточное качество комплектующих и сборки[26], было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы»[27].

Интересные факты

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Россия обнародовала характеристики «Булавы», cnews.ru, 06.04.06
  2. «Грани.ру», «Масорин: "Булаву" пустят в серийное производство:Справка», 5 августа 2007
  3. Ракетный комплекс «Булава» будет принят на вооружение ВМФ 1 декабря 2009 года, rian.ru, 19/09/2008 nvo.ng.ru, 2008-01-25]
  4. rian.ru, В России принято решение о серийном производстве ракеты «Булава-М», 5 августа 2007
  5. Серийная «Булава-М». На одну из трех АПЛ типа «Тайфун» установят ракетный комплекс.. gzt.ru (05.08.2007). Проверено 20 сентября 2007.
  6. Третья боеголовка ракеты не достигла цели, nvo.ng.ru, 2007-07-20
  7. 1 2 Когда «Долгорукий» взмахнет «Булавой»?, izvestia.ru, 18.02.08
  8. Ни «булавы», ни головы, mk.ru/blogs, 29.11.2007
  9. Испытания ракеты были успешными, но не до конца, kommersant.ru, 22.09.08
  10. Испытания баллистической ракеты РСМ-56 «Булава» оказались лишь частично успешными, lenta.ru, 22.09.08
  11. Девятый запуск «Булавы» выполнен идеально. rian.ru; 28.11.2008
  12. 1 2 Проект «Булава» признан неудачным, Новый Регион — Челябинск, 10.12.07
  13. «Севмаш» завершил испытания модернизированной подлодки, lenta.ru, 26.08.2008
  14. 1 2 Сайт «Оружие России».
  15. Проект Клермонтского Института, Калифорния, США
  16. <http://www.izvestia.ru/armia2/article3123053/> Булава сняла шляпу. 01.12.2008 "Известия.ру"
  17. Используется для проведения испытаний.
  18. Из-за отсутствия боекомплекта ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004 году выведены в резерв. Возможно будут модернизированы под РК «Булава».
  19. enwl.net.ru, «Национальные особенности президентской рыбалки»
  20. http://www.vif2.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=846
  21. http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=49569
  22. maponz.info, Дорогостоящие «Тополь» и «Булава» втрое снижают потенциал ядерного сдерживания, 21 февраля 2007
  23. Не сносить нам «Булавы». Московский комсомолец
  24. Перспективы развития ракетных стратегических ядерных сил России, Игорь КОРОТЧЕНКО, ВПК № 13 (179) , 4-10 апреля 2007 года
  25. 1 2 ГЛОНАСС и «Булаву» признали неэффективными, ng.ru, 2009-01-27
  26. http://www.vz.ru/society/2009/2/22/258851.html
  27. http://www.actualcomment.ru/news/1633.html
  28. На самой большой подлодке в мире открылся музей «Куликово поле». Правда.Ру (26.01.2008). Проверено 29 января 2008.
  29. «Булава-30», МБР Р-30 3М30, (SS-NX-30), межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования. Правда.Ру. Проверено 15 ноября 2008.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава". Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 июня 2017 г. Минобороны РФ сообщило, что ракетный подводный крейсер проекта 955 "Юрий Долгорукий" Северного флота ВМФ России произвел пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура (Камчатка).

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей" и "Борей-М", испытания также проводились на модернизированной субмарине ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Разработка и пуски

В начале 1990-х гг. планировалось, что на новые российские РПКСН будут устанавливаться ракеты Р-39УТТХ ("Барк") КБ им. Макеева (Миасс, Челябинская обл.), однако их разработка была прекращена в 1998 г. из-за неудачных испытаний и проблем с финансированием.

Спецпроект на тему

Было принято решение о начале работ над новым пусковым комплексом. В 1998 г. Московский институт теплотехники начал разрабатывать "Булаву". Первые публикации о новой ракете появились в 1999 г. Первоначально планировалось, что она будет принята на вооружение уже в 2004 г. Успешные запуски массогабаритного макета из надводного и подводного положения состоялись 11 декабря 2003 г. и 23 сентября 2004 г. соответственно. Первый запуск ракеты был осуществлен 27 сентября 2005 г.: по официальным заявлениям, "Булава" была запущена из надводного положения и поразила цель на полигоне Кура (Камчатка).

Всего с 2005 г. по 26 июня 2017 г. были произведены 27 испытательных пусков, из них 12 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 г. уже вошли в состав ВМФ России. Такая ситуация не является уникальной для отечественного кораблестроения - так, первые две подводные лодки проекта 941 "Акула" вступили в состав флота в 1981 и 1983 гг., а предназначенный для них ракетный комплекс Д-19 был принят на вооружение лишь в 1984 г.

Тактико-технические характеристики

Точные тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1 тыс. 150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - 10 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

tass.ru

оружие сверхдержавы или деньги на ветер?

Что бы ни говорилось о сотрудничестве в рамках мирового сообщества, о демократических принципах и международном праве, реалии современной политики свидетельствуют, что, как и во все времена, прав тот, кто сильнее. В этой связи значение фактора обороноспособности как инструмента мировой политики не только не падает, но в некоторых аспектах даже растёт. Поэтому вопрос укрепления отдельными странами и военными боками своих вооружённых сил остаётся актуальным. Одним из приоритетов военного развития российских вооружённых сил на данном этапе считается баллистическая ракета «Булава», которая должна в ближайшее время стать на вооружение стратегических подводных лодок.

Чем опасна «Булава»

Твёрдотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава-30» разрабатывается Московским институтом теплотехники с 1998 года. Именно тогда Совет Безопасности России передал МИТ право на разработку баллистических ракет нового поколения, предназначенных для запуска с атомных подводных лодок. Связано это было с тем, что предназначавшийся для этих целей прежде комплекс баллистических ракет типа «Барк» в результате трёх испытаний подряд показал неудовлетворительные результаты. В своё время это решение правительства с подачи экспертов Министерства обороны вызвало определённую критику. Связана она была с двумя обстоятельствами: во-первых, Московский институт теплотехники прежде никогда не занимался разработкой баллистических ракет. Во-вторых, строящиеся на тот момент атомные подводные лодки уже были спроектированы с расчётом на установку на них ракетных комплексов «Барк», так что возникала необходимость изменения уже запущенных проектов.

 

Однако после серии испытаний в 2007 году серийное производство ракет Р-30 «Булава» и их дальнейшая постановка на вооружение армии и флота России были официально одобрены.

 

Технические характеристики ракеты «Булава», по мнению правительственных военных экспертов, позволяют решать широкий комплекс боевых задач, отвечающий современным требованиям. Правда, ключевые показатели ракеты, касающиеся ядерных боеголовок, являются засекреченными. Известно лишь, что «Булава» является трёхступенчатой ракетой, первые две ступени которой точно работают на твёрдом топливе, относительно третьей возможны варианты.

Стартовый вес ракеты составляет почти 37 тонн, из которых 1150 килограмм приходится на 10 ядерных зарядов. На ракете установлена система преодоления противоракетной обороны возможного противника. Радиус действия «Булавы» составляет не менее 8 тысяч километров. Запуск ракеты должен осуществляться с одной из 9 атомных подводных лодок: одна из них относится к модернизированному проекту «Акула» (АПЛ «Дмитрий Донской»), оставшиеся восемь будут относиться к проекту «Борей» и «Борей-А».

Запуск ракеты «Булава»: не «русская рулетка», но тоже дело азартное

За десять лет с момента первого испытательного пуска ракеты «Булава» осуществлено 20 запусков. Из них более половины, одиннадцать были признаны успешными, два – частично успешными, семь закончились неудачно. Вот более список удачных запусков «Булавы»:

  • первый запуск 23 сентября 2004 года – пуск весогабаритного макета ракеты из подводного состояния;
  • второй запуск 27 сентября 2005 года – ракета была запущена из акватории Белого моря из надводного положения, за 14 минут преодолела 5,5 тысяч километров и успешно поразила цели на камчатском полигоне Кура;
  • третий запуск 21 декабря 2005 года – успешный запуск ракеты по цели на Камчатке из подводного положения;
  • девятый запуск 28 ноября 2008 года – запуск ракеты из подводного положения, «Булава» в штатном режиме выполнила всю программу испытаний и достигла полигона Кура;
  • тринадцатый (7 октября 2010 года), четырнадцатый (29 октября 2010 года) и пятнадцатый (28 июня 2011 года) запуски ракеты – все запуски были осуществлены в штатном режиме и закончились успешным поражением цели на камчатском полигоне;
  • шестнадцатый запуск 27 августа 2011 года – в ходе этого запуска ракета преодолела максимальное расстояние, пролетев от места запуска до цели около 9 тысяч 300 километров;
  • семнадцатый запуск 28 октября 2011 года – запуск был осуществлён в штатном режиме;
  • восемнадцатый запуск 23 декабря 2011 года – впервые был проведён успешный залповый пуск ракеты: атомная подводная лодка выпустила из подводного положения сразу две ракеты, обе из которых поразили заданные цели;
  • двадцатый запуск 10 сентября 2014 года – успешный запуск, прошедший в штатном режиме.

Так ли надёжна «Булава»?

Относительно надёжности, технических и боевых характеристик ракеты Р-30 «Булава-30» уже не первый год ведутся серьёзные споры между специалистами. Часть экспертов критикует «Булаву» за те неудачные испытания, которые имели место, и на их основании делают выводы о будущих проблемах с серийным производством этих ракет. Однако большинство специалистов признают, что частые неудачные пуски испытываемых новых ракет это дело обычное, в том числе и для образцов, которые в дальнейшем показывают себя как весьма эффективные. Другой вопрос это негативная оценка технических и боевых характеристик «Булавы».

Наибольшие вопросы у скептиков вызывают радиус действия ракеты и забрасываемый вес находящихся на её борту ядерных боеголовок. Указывается, что показатель в 8 тысяч километров уступает аналогичному показателю самых современных американских баллистических ракет. Точно также и забрасываемый вес боеголовок «Булавы» не дотягивает до лучших показателей американских вооружений. В связи с этим критикуется решение конструкторов сделать «Булаву» твёрдотопливной, так как жидкотопливные ракеты способны нести больший груз на большее расстояние.

 

Защитники боевого потенциала «Булавы» указывают на то, что её характеристик вполне достаточно для выполнения всех нужных боевых задач.

 

Радиуса действия в 8 тысяч километров (а испытания показали, что ракеты способна лететь свыше 9 тысяч километров) достаточно для поражения любой цели на территории США или Китая. Меньший забрасываемый вес боеголовок компенсируется более точной системой их наведения. Твёрдое топливо было выбрано для ракет по двум основным причинам: во-первых, ракеты такого типа гораздо дольше находятся в эксплуатации, во-вторых, они обладают большей устойчивостью в условиях ядерного взрыва, то есть повышаются шансы выполнения боевой задачи.

Александр Бабицкий


Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *