Дельфин подводная лодка – Дельфин (подводная лодка) — Википедия

Содержание

Подводная лодка «Дельфин» — трудная судьба первенца


Знак подводника

6 (19) июня 1904 года — ввод в строй первой русской боевой подводной лодки «Дельфин». К этому времени она прошла ходовые испытания, были устранены выявленные недостатки и произведены первые серьезные доработки проекта. Имя «Дельфин» ей было присвоено 31 мая 1904 года, а 6 июня она как учебный корабль вошла в состав Балтийского флота.

Несмотря на неизбежные для первенца недостатки, служившие на ней моряки с энтузиазмом и самоотверженностью отрабатывали правила и приемы повседневной эксплуатации и боевого применения подводных лодок. О том, насколько трудно и опасно это было говорит история этого корабля, который перенес несколько аварий, дважды тонул, но каждый раз его снова вводили в строй. Примерно такой же период постоянного напряжения, связанного с авариями и борьбой за живучесть, прошли 50 лет спустя советские подводники при создании атомного, ракетно-ядерного подводного флота страны. Смотрите статью о подводной кругосветке наших АПЛ.

Постройка

Лодку построили на Балтийском заводе в Петербурге по отечественному проекту, вобравшему в себя все лучшее из мирового опыта подводного кораблестроения. Она прослужила 15 лет на Балтике, Тихом и Северном Ледовитом океанах. Во время Русско-Японской войны принимала участие в боевом патрулировании на подступах к Владивостоку. На «Дельфине» прошло подготовку первое поколение российских подводников. Постройка и эксплуатация этой подводной лодки дали богатый материал для создания последующих серий подводных кораблей «русского» типа.

В конце XIX века Россия уже имела определенный опыт в строительстве подводных лодок и их главного оружия — торпед (подробнее читайте здесь). Особый интерес тогда представлял иностранный опыт использования электромоторов в качестве основного двигателя подводного хода лодки. Для всестороннего изучения и освоения этого новшества решили построить у нас небольшую подводную лодку. Из соображений секретности ее стали именовать «полуподводным миноносцем».

Для реализации этой идеи в Петербурге 19 декабря 1900 года была создана комиссия во главе с И.Г. Бубновым. В нее вошли также инженер-электрик М.Н. Беклемишев и инженер-механик И.С. Горюнов. Морское министерство поручило комиссии создать корабль, который решал бы относительно скромные задачи прибрежной обороны, но не уступал по своим тактико-техническим характеристикам зарубежным аналогам. С этой комиссии ведет свою историю современное ЦКБ морской техники «Рубин», по проектам которого было построено около тысячи подводных лодок различного класса.

Уже в начале июля 1901 года на Балтийском заводе заложили «Миноносец № 113», позже переименованный в «Миноносец № 150». Из-за задержек в поставках иностранного оборудования постройка корабля затягивалась, и только в начале июня 1903 года начались его ходовые испытания. К этому времени был подобран экипаж корабля. В него вошли два офицера и восемь матросов. Командиром был назначен капитан 2-го ранга Беклемишев. На испытаниях «миноносец» ровно держал заданную глубину, уверенно погружался до 24 метров и показал хорошую мореходность.


Показ императору Николаю II подводной лодки «Дельфин»
С картины художника А.А. Тронь

Полное водоизмещение лодки составляло 123 тонны, длина — 20 метров, расчётная глубина погружения — 55 метров. В надводном положении использовался бензиновый двигатель, который обеспечивал скорость 9 узлов. В подводном положении на электромоторе скорость достигала 6 узлов. Дальность плавания 28 миль. Вооружение: два внешних торпедных аппарата.

В 1904 году в связи с началом русско-японской войны в нашем флоте началось ускоренное освоение подводных лодок, как отечественного производства, так и заказанных за границей. Срочно потребовались обученные экипажи. Важная роль в их подготовке отводилась «Дельфину». Уже в июне он начал учебные погружения, имея на борту от 30 до 45 человек, чтобы приучить их к обстановке подводного плавания. Казалось, всё шло гладко, и сложная по тем временам техника покорялась людям.

Первые трудности

Однако и тяжелые испытания не заставили себя долго ждать. Очередное учебное погружение состоялось на Неве всего в нескольких метрах от стенки Балтийского завода и закончилось катастрофой. Беклемишев в этот день отсутствовал, его обязанности исполнял лейтенант Черкасов. Вот как описывает эту катастрофу ветеран русского подводного флота М.М. Тьедер. Началось погружение. Осталось только закрыть крышку люка. Но в это время недалеко проходил пароход, волна от него накрыла лодку и ворвалась в открытый люк. Этого было достаточно, чтобы лодка пошла ко дну.

Огромная опасность быстро вывела людей из оцепенения. Закрыть люк не удалось, поскольку в нем застряло тело матроса, пытавшегося выскочить на поверхность. Вода прибывала. Электричество горело недолго. Становилось тяжело дышать. Люди были по грудь в воде, но отчаянная борьба со смертью продолжалась. Полностью открыли крышку люка. Через него судьба выбрасывала избранных на поверхность. Так спаслось двенадцать человек. Погибли 24 матроса и командир. Он мог спастись, но не воспользовался этим, что говорит о его чести.

Авария высветила роль психологической подготовки подводников к любым неожиданностям. Несмотря на пережитое, никто из спасшихся не пожелал оставить подплав. Не уменьшилось и число желающих служить на подводных лодках. Сравнительно небольшая глубина реки (около 7 метров) и близость завода позволили поднять «Дельфин» через несколько часов. Во время откачки воды из прочного корпуса произошел взрыв гремучего газа (смесь водорода из аккумуляторных батарей кислорода воздуха), а еще через 5 часов — второй взрыв. При этом пострадало четыре человека.

При расследовании причин аварии никто не обратил внимания на существенный конструктивный недостаток корабля. При погружении воздух из заполняемых водой цистерн стравливался внутрь лодки. Чтобы избежать значительного повышения давления в корпусе приходилось закрывать верхний люк в самый последний момент. На этот раз своевременно закрыть люк не удалось. Вся вина за катастрофу была возложена на лейтенанта Черкасова. «Дельфин» достаточно быстро ввели в строй, и боевая подготовка продолжилась.

Боевые действия подводной лодки «Дельфин»

В конце 1904 года для участия в боевых действиях против японцев решили сформировать во Владивостоке отряд из нескольких подводных лодок. Их перевозили по Транссибирской железной дороге. Каждый эшелон формировался из двух транспортеров с лодками, штабного вагона и двух-трех вагонов «теплушек» для личного состава. Так во Владивосток доставили «Сом», «Дельфин», «Щуку», «Осетр» и «Кефаль». Лодки базировались в бухте Золотой Рог, имея главной задачей оборону ближних подступов к Владивостоку.


Подводная лодка Дельфин
С картины художника В.С. Емышева

Весной 1905 года началось изучение театра боевых действий. Лодки выходили в море в любую погоду, отрабатывали применение оружия и правила маневрирования. «Дельфин» совершил несколько дальних походов, а 28 апреля отряд подводных лодок («Сом», «Дельфин» и «Касатка») вышел в море на перехват японских кораблей. «Сом» имел боевое столкновение с двумя японскими миноносцами, но они успели уйти. Наличие боеспособного отряда подводных лодок учитывалось японским командованием при принятии решения об отказе от блокады Владивостока.

Во время боевого похода 4 мая 1905 года на лодке возникла неисправность вертикального руля. После возвращения в базу, для доступа к приводу руля была вскрыта горловина топливной цистерны. Бензин откачали и начали вентиляцию лодки. Весь личный состав был переведен в казармы, остался только один вахтенный матрос. Он решил показать лодку своему другу — матросу со стоявшего рядом эсминца. Во время «экскурсии» 10 мая произошел взрыв, после чего «Дельфин» затонул на глубине около 12 метров. При этом гость погиб, а вахтенный был ранен, но смог выбраться.

При подъеме «Дельфина» произошел второй взрыв гремучего газа. Подъем пришлось прекратить, а затем начать вновь, но работы вновь были прерваны взрывом. Так повторялось пять раз. Ремонт лодки был закончен лишь в октябре 1905 года — после окончания войны с Японией. На следующий год 6 (19) марта 1906 года по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки. В Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания, а «Дельфин» продолжал свою службу на Дальнем Востоке.

В 1916 году лодку перевезли по железной дороге в Архангельск, а затем на буксире перевели в Александровск (ныне город Полярный) и включили в дивизион подводных лодок флотилии Северного Ледовитого океана. В боевых порядках русского флота «Дельфин» находился до августа 1917 года. Затем явно устаревший корабль, к тому же длительное время находившийся без надлежащего ухода, был исключен из списков судов флота. Не менее интересна судьба и первой русской дизельной подводной лодки «Минога», смотрите статью День моряка-подводника.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Э.П. Игнатьев. Статья «Первые ПЛ во Владивостоке». По материалам ЦГАВМФ. ф. 418.
  • Н. Каланов. Статья «Имена подводных кораблей России».
  • Г.А. Аммон. Морские памятные даты. Москва 1987 г.
  • Материалы рассылки «Вести из Кубрика» март 2006 года.
  • М. Тьедер «На подводной лодке» из книги «Из бездны вод» Москва. 1990 г.

История российского подплава представляет большой интерес, она часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

korvet2.ru

Подводная лодка "Дельфин"

Подводная лодка "Дельфин"

Тип "Морж" Рассмотрев публикации в американских журналах и полагаясь на опытность русских инженеров-кораблестроителей, морское ведомство 19 декабря 1900 г. создало комиссию для проектирования подводных судов в составе:

- старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов

- старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов

- лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев

Комиссия, получившая отдельную секретную комнату в помещении Опытового судостроительного бассейна, приступила к работе и 3 мая 1901 года представила проект "миноносца № 113" (класса подводных лодок в Военно-морском флоте России еще не существовало). 5 июля проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку. Строителем "миноносца № 113" назначили И.Г. Бубнова.

В основу создания подводной лодки были положены следующие соображения:

1. Принцип наименьших затрат, исходя из которого водоизмещение подводной лодки должно было быть минимальным.

2. Надводная скорость лодки должна быть достаточной для нападения на суда, проходящие мимо нее, либо стоящие на якоре, либо двигающиеся у входа в гавань малым ходом.

Составление рабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) конструкторскому бюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отдел подводного плавания ("Подпла"). Сменив последовательно ряд названий и претерпев многочисленные преобразования, это старейшее подводное бюро существует и в настоящее время - это Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин".

Комиссия была привлечена в "Подпла" к разработке деталей и руководству при постройке лодки. Инженер-механик И.С. Горюнов не смог более принимать участие в работах и его сменил инженер-механик Долголенко.

Общество Путиловского завода поставило листовую и профильную сталь, Обуховский сталелитейный завод - воздушные баллоны, основное корабельное оборудование изготавливал сам Балтийский завод. Бензиновый мотор, конструкции русского по происхождению инженера Луцкого, заказали фирме Даймлер, где он работал главным инженером (с его же помощью М.Н. Беклемишев побывал в США на одной из подводных лодок фирмы Holland). Аккумуляторы и электромоторы заказали во Франции.

Клепаный корпус имел в сечении круглую форму по всей длине, его подкрепляли 32 наружных шпангоута и 8 внутренних стрингеров по пазам обшивки. Наружные шпангоуты составлялись из двух половин, соединявшихся посредством кузнечной сварки, усиливавшейся клепаной накладкой. Поперечных водонепроницаемых переборок и отсеков предусмотрено не было.

Снаружи прочный корпус был обшит досками из лиственницы, в районе миделя была приклепана прочная цилиндрическая рубка, имевшая входной люк с крышкой, в носовой части корпуса располагался прямоугольный люк для погрузки аккумуляторов и другого оборудования.

Цистерны главного балласта располагались в оконечностях подводной лодки. Рулевое устройство состояло из вертикального и трех пар горизонтальных рулей, причем средние горизонтальные рули использовались для гашения остаточной положительной плавучести и обычно перекладывались на постоянный угол. Вооружение состояло из двух наружных (решетчатых) аппаратов Джевецкого и двух торпед образца 1898 года.

Предполагалось, что после испытаний подводной лодки будет рассмотрена возможность увеличения количества торпедных аппаратов Джевецкого до четырех.

В марте 1902 года "миноносец № 113" был зачислен в списки флота как "миноносец № 150".

В мае 1903 года подводная лодка была спущена на воду и в октябре этого же года были закончены ходовые испытания. Дату окончания испытаний 14 октября 1903 года можно считать днем рождения подводных сил России. Назначенный ее командиром М.Н. Беклемишев докладывал:

- возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностью до 1 фута;

- скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта с поворотными лопастями;

- практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль при скорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи, вентиляция и освещение;

- возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;

- не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих на лодке, переносят подводное плавание спокойно...

До 11 марта 1906 года подводные лодки России числились в классе миноносцев, 31 мая 1904 года всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелению были присвоены имена и "миноносец № 150" стал называться "Дельфин".

Надо отдать должное тщательности, с которой Беклемишев подбирал экипаж для "Дельфина", - он выбирал "людей технически образованных, здорового сложения, хорошего поведения, некурящих", а также желающих служить на этой подводной лодке.

Первая и до осени 1904 года единственная русская подводная лодка "Дельфин" стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить на подводных лодках.

16 июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 м (22 фут).

В конструкции "Дельфина" имелись недоработки. При погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. После команды "наполнить цистерны" Черкасов опоздал с задраиванием люка. Из-за его ошибки лодка ушла под воду с незакрытым люком и затонула. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.

18 июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран и лодка была поднята. После ремонта 15 ноября 1904 года подводная лодка "Дельфин" была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первый выход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905 года. "Дельфин" совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.

5 мая 1905 года на "Дельфине" произошла серьезная авария. Для устранения возникшей накануне неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и начали вентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжали вентилировать под наблюдением двух вахтенных. На борту остались рулевой Соткин и машинный машинист Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10:20 к подводникам пришел машинный квартирмейстер с одного из крейсеров. Он хотел перейти на службу к подводникам и ему интересно было узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это решило все. Они спустились в лодку, а через 20 секунд грянул взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалил густой черный дым и, хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). "Дельфин" медленно погрузился кормой вперед в воду на глубину 14 м. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки.

При подъеме лодки произошел взрыв гремучих газов; лодку притопили, при следующих подъемах взрывы повторились 5 раз. Капитальный ремонт закончился лишь в конце года после окончания войны.

9 декабря 1914 года на подводной лодке "Дельфин" произошел еще один взрыв при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку.

До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии (так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке).

В 1916 году для защиты Кольского залива было решено организовать в Александровске (ныне Мурманск) дивизион подводных лодок особого назначения. В этот отряд должны были войти подводные лодки № 1 и №2 (малые подводные лодки, построенные по проекту 27-В американской фирмы Голланда на Невском заводе, предназначались для защиты морских крепостей), а также "Дельфин" и "Св. Георгий".

23 мая "Дельфин" отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегрузили на баржу, в которой доставили до Архангельска, откуда на буксире отправили в Александровск.

В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин" был сильно поврежден штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о подводную лодку № 1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды. Подводная лодка № 1 затонула.

Учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб 8 августа 1917 года принял решение лодки не восстанавливать и сдать их к порту, что и было выполнено 10 августа того же года.

Тактико-технические элементы

Длина, м 19,5

Ширина, м 3,35

Осадка, м 2,9

Водоизмещение надводное/подводное, т 113 / 124

Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х300 / 1х120

Скорость надводного/подводного хода, узл. 10 / 5-6

Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 243 / 28

Глубина погружения, м 50

Вооружение

Решетчатые торпедные аппараты Джевецкого 2

mirznanii.com

создание проекта, постройка, назначение, выполнение заданий, конструкция и история подлодки

Первая боевая подводная лодка «Дельфин» послужила прототипом для дальнейшего развития отечественных кораблей данного класса до 1917-го. Постройка носила экспериментальный характер и большой боевой ценности не имела, но явилась началом развития отечественного подводного судостроения.

Подлодки в Российской империи

История подводного кораблестроения в Российской империи начинается с попытки создания плотником Ефимом Никоновым «потаенного судна» в 1718 году. Спустя несколько лет опытный образец был испытан в присутствии Петра I на галерном дворе. При спуске у подлодки повредилось дно. Адмиралтейств-коллегия приказала работы прекратить, а изобретателя отправить в Астрахань на работы по специальности.

В последующее столетие строительство подводных судов не производилось, но интерес к подводному мореплаванию сохранялся. Это подтверждается тем, что в 1825 году в журнале «Московский телеграф» в рубрике «Новые изобретения и открытия» были напечатаны статьи, подробно рассказывающие о заграничных изобретателях подлодок. В ответ на это появилась статья В. Берха «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году». Это был первый печатный труд по истории русского подводного кораблестроения.

Подводная лодка К. Шильдера была построена в 1843 году. Дальнейший период (до изобретения И. Бубновым и М. Беклемишевым проекта русской подводной лодки «Дельфин») характеризовался исключительным интересом русского общества к созданию первых подлодок. В инженерное ведомство и Морское министерство, к высокопоставленным лицам то и дело обращались и инженеры, и военные офицеры, и ученые, малограмотные крестьяне, и гимназисты, и иностранные граждане. Некоторые идеи впоследствии воплотились в жизнь, но больше было, конечно, технически малограмотных и несостоятельных предложений.

Первая российская подводная лодка

В конце девятнадцатого века военное командование и высшее руководство Российской империи пришли к выводу, что необходимо ввести в состав флота подводные лодки. Рассматривался вариант покупки вооружения за границей или создания подводного флота собственными усилиями. К тому времени в США добились успехов фирмы Лэка и Голланда, во Франции несколько подлодок были построены изобретателями Ромацотти, Губэ, Зеде, строились итальянские подводные лодки. В России же не было выдающихся специалистов в этой области.

Наиболее успешные работы по конструированию подводных лодок в те годы велись в США. В 1900 году российское правительство вело переговоры о возможной постройке лодок для России американской фирмой Джона Голланда. Американцы поставили условие — покупка минимум десяти лодок. Это оказалось неприемлемым, так что намеченное сотрудничество сорвалось.

Разработка русской подлодки

В 1900 году Морское Ведомство организовало комиссию, которая занималась вопросами разработки проекта. Главный инспектор Н. Кутейников включил в состав комиссии старшего помощника по кораблестроению И. Бубнова, старшего инженера-механика И. Горюнова, лейтенанта по электротехнике М. Беклемишева. Комиссии необходимо было изучить зарубежный опыт и разработать погружающее судно для береговой обороны.

История проектирования и строительства

Работы над опытным образцом велись в Опытовом судостроительном бассейне. Проект был секретным. Для сокращения расходов инженеры по возможности уменьшали размеры лодки. Ожидаемая глубина погружения — 50 метров с повышенным запасом прочности. Для обеспечения обтекаемости была выбрана конструкция веретенообразной формы.

В мае 1901 года И. Бубнов доложил о завершении разработки, а через несколько дней комитет рассмотрел проект и признал, что к строительству можно приступать немедленно. Проектную комиссию безотлагательно преобразовали в Строительную в том же составе. Заказ на постройку корпуса был выдан Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге.

Первая подводная лодка «Дельфин» строилась на специально оборудованном стапеле Балтийского завода. Профильную и листовую сталь поставили с Путиловского завода, баллоны (воздушные) были изготовлены Обуховским сталелитейным заводом. Аккумуляторные батареи и электромоторы заказали во Франции.

Опыт зарубежных коллег

Инженер-электромеханик направлялся в командировку в США, чтобы ознакомиться со строящимися на верфи Холланда подлодками. Ему было выдано разрешение на участие в пробном погружении. По возвращении из командировки Беклемишев доложил, что российская подводная лодка «Дельфин» (фото выше) не уступает зарубежным аналогам. Более того, некоторые российские решения не имеют аналогов за рубежом.

Зачисление в списки флота

Экипаж был сформирован в начале 1902 году путем отбора добровольцев. Штат решено было сделать аналогичным субмаринам производства Холланда: командир судна и его помощник, квартирмейстеры (восемь человек), двое рулевых, двое машинистов и четверо специалистов минного дела.

В списки флота подводная лодка «Дельфин» была зачислена в марте 1902 года. По результатам пробных испытаний возникла необходимость поиска альтернативы двигателю, для чего инженер посетил завод во Франции. Окончательно был принят двигатель фирмы «Даймлер». На первых ходовых испытаниях подлодка «Дельфин» развила скорость в пять узлов.

Конструкция и технические характеристики

Веретенообразный корпус подводной лодки «Дельфин» был выполнен из высокопрочной стали (толщина 8 мм) и рассчитан на глубину до 50 м. Для погружения использовались три цистерны: в носовой оконечности, в центральной части корпуса, на кормовой оконечности. Система осушения состояла из поршневой электрической помпы и малой ручной.

Ход обеспечивался бензиновым двигателем мощностью 300 л. с. Общий запас топлива достигал 5,3 т. Гребной электромотор мощностью 120 л. с. размещался соосно бензиновому. Электробатареи размещались в носовой части на специальных стеллажах. Предусматривалось пятьдесят элементов с общей емкостью 5 тыс. А\ч, но по факту было установлено шестьдесят четыре элемента (3,6 тыс. А\ч).

Вследствие удешевления конструкции подводная лодка «Дельфин» получилась очень тесной. Комфортные условия жизни экипажа не были первоначальной задачей. Щиты из дерева, закрывающие аккумуляторы, могли служить для отдыха. В носовой части размещалось три розетки для подключения электрических чайника, кофейника и переносной электроплиты. Запас питьевой воды — 20 ведер.

Основным вооружением подводной лодки «Дельфин» были наружные торпедные аппараты образца 1898 года. Вооружение размещалось попарно, было направлено по курсу движения и находилось ближе к корме. Управление осуществлялось при помощи специальных приводов изнутри.

Служба на Балтике, в Тихом океане и на Севере

В 1904 подводная лодка «Дельфин» официально получила такое название. До этого разработка значилась под кодовым наименованием «Миноносец № 150». Во время первых занятий с экипажем субмарина затонула у стены завода. Причиной тому стало несвоевременное закрытие рубочного люка и неадекватная реакция экипажа на поступление внутрь воды. Из тридцати шести человек не смогли спастись двадцать четыре. Авария случилась из-за особенностей конструкции.

Первый выход в море после ремонта состоялся в 1905 году. «Дельфин» патрулировал воды Тихого океана, но встреч с японскими кораблями не было. В мае для проведения ремонтных работ на «Дельфине» производили вентиляцию, но произошел взрыв и субмарина затонула. Погиб один военнослужащий. Ремонт подводной лодки «Дельфин» закончился уже после окончания Русско-Японской войны.

В 1916 году субмарина прибыла в Архангельск. Позже подводную лодку «Дельфин» перевели в Александровск. В сентябре прибыл в распоряжение флота, базирующегося на Северном Ледовитом океане, и был включен в его состав. В 1917 году подводная лодка «Дельфин» зачислена в отряд судов для патрулирования Кольского залива.

В 1917-м из-за небрежного несения вахты во время шторма подводная лодка затонула. В том же году подлодка была разоружена в связи с износом большинства механизмов. Корпус сдали порту для разделки на металл. Части субмарины были окончательно утилизированы только в 1920 году.

Подлодки проекта 667-БДРМ «Дельфин»

Проект 667-БДРМ начали разрабатывать в сентябре 1975 года. Генеральным конструктором являлся С. Ковалев. В проекте использовались разработки в области систем обнаруживания и управления, вооружения, средства снижения шумов. Активное применение получили звукопоглощающие и виброизолирующие устройства.

Конструкция подлодок проекта 667

Подводные лодки проекта 667-БДРМ «Дельфин» по сравнению со своими предшественниками (подлодками проекта «Кальмар») имеют увеличенную высоту ограждения шахт вооружения, увеличенные кормовую оконечность и длину носовой части. В общем проект имеет классическую компоновку для субмарин этого класса. В разработке применялись новые гребные винты с улучшенными характеристиками. Поток воды выравнивался специальным устройством.

В составе проекта в разные года разрабатывалось несколько подлодок, так что и технические особенности различаются. Надводная скорость субмарин «Дельфин» составляет 14 узлов, подводная — 24 узла. Предельная глубина погружения ограничивается 550-650 метрами, рабочая — 320-400 м. Субмарины способны проводить в автономном плавание 80-90 суток. Экипаж составляет 135-140 человек.

Вооружение: мирное и боевое использование

Новым вооружением стали межконтинентальные ракеты Р-29РС, которые имели увеличенную дальность стрельбы. Все ракеты могли быть запущены в одном залпе. Подводные лодки проекта «Дельфин» регулярно принимали участие в учебных стрельбах и совершали походы. Как правило, учения производились в водах Баренцева моря. Целью служил полигон Кура на Камчатке (несколько сотен километров от Петропавловска-Камчатского).

С подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» было осуществлено два запуска на околоземные орбиты искусственных спутников. В 1998 году впервые в мире был выполнен запуск ИСЗ «Тубсат-Н» из подводного положения.

Подлодки проекта «Дельфин»: представители

Подводные лодки «Дельфин» (667) являются основой стратегической ядерной триады Россия. Постепенно суда передают эту роль подлодкам проекта «Борей». Из числа субмарин проекта можно перечислить: К-51 «Верхотурье», К-64 «Подмосковье» (переоборудована в носитель сверхмалых подлодок), К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-407 «Новомосковск», К-117 «Брянск», К-18 «Тула».

Подводная лодка проекта «Верхотурье» совершала поход в Арктику с боевыми ракетами на борту, выполнила всплытие в точке Северного полюса. Подлодка К-84 получила свое название после установления над ней шефства администрации города Екатеринбурга. Крейсер «Брянск» стал тысячным среди подлодок, построенных на российских верфях. Так, у каждой субмарины этой серии своя история.

Начиная с 2012-го «Дельфины» активно перевооружаются. По состоянию на текущий год происходит переоборудование «Брянска», а «Карелия» и «Новомосковск» ждут своей очереди. В скором времени планируется переоборудовать все подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». Перевооружение позволит значительно продолжить срок службы подводных лодок (до 2025-2030 годов). Все действующие крейсеры этого класса сейчас находятся в составе тридцать первой дивизии подводных лодок, базируются в бухте Ягельная.

Радиоуправляемая подводная лодка

Подводная лодка «Дельфин» М10 выпускается фирмами по производству детских игрушек. Это не игрушечный аналог российской разработки. При этом подводная лодка Mioshi «Дельфин» М10 станет отличным подарком ребенку (от шести лет), интересующемуся подводным флотом. На примере такой игрушки можно рассказать юному конструктору принцип движения субмарин и общие конструктивные особенности. Возможно, ребенок когда-то задумается в карьере инженера и сделает открытие, важное для обеспечения мощи отечественного флота.

fb.ru

Дельфин (подводная лодка) Википедия

«Дельфин»
миноносец № 150

«Дельфин» в период испытаний, 1903 год
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Либава, Владивосток, Мурманск
Спуск на воду май 1903
Выведен из состава флота 8 августа 1917
Современный статус разделан на металл
Основные характеристики
Тип корабля малая подводная лодка
Обозначение проекта миноносец № 113
Разработчик проекта КБ Балтийского завода
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) 9 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 50 метров
Экипаж 10-20 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 113,0 т
Водоизмещение подводное от 124 т до 135,5 т[1]
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,6-20,0 м[1]
Ширина корпуса наиб. 3,66 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
Бензин-электрическая, бензиновый двигатель 320 л.с., электромотор 138,6 л.с., аккумуляторные батареи 50 элементов
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
2 ТА Джевецкого, 2 торпеды образца 1898 года
 Категория на Викискладе

ru-wiki.ru

От "Дельфина" до "Моржа": первые подводные лодки российского флота

Примечательно, что ее создатель зарабатывал на жизнь не инженерными науками, а рисованием и фотографией. Фотоателье Александровского считалось лучшим в Санкт-Петербурге. Идея создания подложки пришла в голову к изобретателю, после поездки в Англию в 1853-м, когда он своими глазами увидел мощный флот англичан, противопоставить которому Российской империи было нечего. Однако, уже на первых порах разработки проекта Иван Федорович бросает его, по причине боязни быть обвиненным в плагиате. Ведь подобный аппарат в то же время начинает разрабатывать изобретатель Вильгельм Бауэр. Правда, увидев лодку Бауэра в Кронштадте в 1856, Александровский посчитал ее совершенно негодной и вновь садиться за свой проект.

Несмотря на то, что 14 июля 1862 года особым Высочайшим повелением изобретателю разрешено было строительство подводной лодки по его проекту и предоставлено право выбора частного заводчика для этого строительства, первый спуск в 1865 году показал множество недоделок и ошибок. Их исправляли вплоть до 1866 года. После чего подлодка начала первые погружения. 14 сентября этого же года глубинный корабль осматривает император Александр Второй. После его одобрения, в октябре того же года Александровскому присваивают звание титулярного советника.

Но судьба явно не простила изобретателю его слабости в начале создания проекта. Полноценные ходовые испытания, показали существенные отклонения от проектных характеристик. Внесенные Александровским изменения не помогли. А в 1871 году лодка в ходе очередной серии тестов просто утонула. Поднять ее смогли только в 1873, но всерьез проект уже не воспринимали.

"Единственное, но зато весьма существенное преимущество лодки господина Александровского перед прежними изобретениями этого рода заключается в том, что и сам он не утонул еще и спускавшиеся с ним люди живы. Господин Александровский справедливо гордится этим", — написали о подводном аппарате в "Сборнике морских статей и рассказов" 1878 года.

Несмотря на неудачу, изобретатель еще не раз пытался представить свои проекты развития подводного флота. Но отклика у властей они не нашли. Сам Александровский к концу века разорился и умер в больнице для бедных.

ria.ru

Подводная лодка Дельфин

Рассмотрев публикации в американских журналах и полагаясь на опытность русских инженеров-кораблестроителей, морское ведомство 19 декабря 1900 г. создало комиссию для проектирования подводных судов в составе:

- старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов

- старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов

- лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев

Комиссия, получившая отдельную секретную комнату в помещении Опытового судостроительного бассейна, приступила к работе и 3 мая 1901 года представила проект "миноносца № 113" (класса подводных лодок в Военно-морском флоте России еще не существовало). 5 июля проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку. Строителем "миноносца № 113" назначили И.Г. Бубнова.

В основу создания подводной лодки были положены следующие соображения:

1. Принцип наименьших затрат, исходя из которого водоизмещение подводной лодки должно было быть минимальным.

2. Надводная скорость лодки должна быть достаточной для нападения на суда, проходящие мимо нее, либо стоящие на якоре, либо двигающиеся у входа в гавань малым ходом.

Составление рабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) конструкторскому бюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отдел подводного плавания ("Подпла"). Сменив последовательно ряд названий и претерпев многочисленные преобразования, это старейшее подводное бюро существует и в настоящее время - это Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин".

Комиссия была привлечена в "Подпла" к разработке деталей и руководству при постройке лодки. Инженер-механик И.С. Горюнов не смог более принимать участие в работах и его сменил инженер-механик Долголенко.

Общество Путиловского завода поставило листовую и профильную сталь, Обуховский сталелитейный завод - воздушные баллоны, основное корабельное оборудование изготавливал сам Балтийский завод. Бензиновый мотор, конструкции русского по происхождению инженера Луцкого, заказали фирме Даймлер, где он работал главным инженером (с его же помощью М.Н. Беклемишев побывал в США на одной из подводных лодок фирмы Holland). Аккумуляторы и электромоторы заказали во Франции.

Клепаный корпус имел в сечении круглую форму по всей длине, его подкрепляли 32 наружных шпангоута и 8 внутренних стрингеров по пазам обшивки. Наружные шпангоуты составлялись из двух половин, соединявшихся посредством кузнечной сварки, усиливавшейся клепаной накладкой. Поперечных водонепроницаемых переборок и отсеков предусмотрено не было.

Снаружи прочный корпус был обшит досками из лиственницы, в районе миделя была приклепана прочная цилиндрическая рубка, имевшая входной люк с крышкой, в носовой части корпуса располагался прямоугольный люк для погрузки аккумуляторов и другого оборудования.

Цистерны главного балласта располагались в оконечностях подводной лодки. Рулевое устройство состояло из вертикального и трех пар горизонтальных рулей, причем средние горизонтальные рули использовались для гашения остаточной положительной плавучести и обычно перекладывались на постоянный угол. Вооружение состояло из двух наружных (решетчатых) аппаратов Джевецкого и двух торпед образца 1898 года.

Предполагалось, что после испытаний подводной лодки будет рассмотрена возможность увеличения количества торпедных аппаратов Джевецкого до четырех.

В марте 1902 года "миноносец № 113" был зачислен в списки флота как "миноносец № 150".

В мае 1903 года подводная лодка была спущена на воду и в октябре этого же года были закончены ходовые испытания. Дату окончания испытаний 14 октября 1903 года можно считать днем рождения подводных сил России. Назначенный ее командиром М.Н. Беклемишев докладывал:

- возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностью до 1 фута;

- скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта с поворотными лопастями;

- практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль при скорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи, вентиляция и освещение;

- возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;

- не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих на лодке, переносят подводное плавание спокойно...

До 11 марта 1906 года подводные лодки России числились в классе миноносцев, 31 мая 1904 года всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелению были присвоены имена и "миноносец № 150" стал называться "Дельфин".

Надо отдать должное тщательности, с которой Беклемишев подбирал экипаж для "Дельфина", - он выбирал "людей технически образованных, здорового сложения, хорошего поведения, некурящих", а также желающих служить на этой подводной лодке.

Первая и до осени 1904 года единственная русская подводная лодка "Дельфин" стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить на подводных лодках.

16 июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 м (22 фут).

В конструкции "Дельфина" имелись недоработки. При погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. После команды "наполнить цистерны" Черкасов опоздал с задраиванием люка. Из-за его ошибки лодка ушла под воду с незакрытым люком и затонула. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.

18 июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран и лодка была поднята. После ремонта 15 ноября 1904 года подводная лодка "Дельфин" была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первый выход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905 года. "Дельфин" совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.

5 мая 1905 года на "Дельфине" произошла серьезная авария. Для устранения возникшей накануне неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и начали вентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжали вентилировать под наблюдением двух вахтенных. На борту остались рулевой Соткин и машинный машинист Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10:20 к подводникам пришел машинный квартирмейстер с одного из крейсеров. Он хотел перейти на службу к подводникам и ему интересно было узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это решило все. Они спустились в лодку, а через 20 секунд грянул взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалил густой черный дым и, хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). "Дельфин" медленно погрузился кормой вперед в воду на глубину 14 м. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки.

При подъеме лодки произошел взрыв гремучих газов; лодку притопили, при следующих подъемах взрывы повторились 5 раз. Капитальный ремонт закончился лишь в конце года после окончания войны.

9 декабря 1914 года на подводной лодке "Дельфин" произошел еще один взрыв при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку.

До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии (так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке).

В 1916 году для защиты Кольского залива было решено организовать в Александровске (ныне Мурманск) дивизион подводных лодок особого назначения. В этот отряд должны были войти подводные лодки № 1 и №2 (малые подводные лодки, построенные по проекту 27-В американской фирмы Голланда на Невском заводе, предназначались для защиты морских крепостей), а также "Дельфин" и "Св. Георгий".

23 мая "Дельфин" отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегрузили на баржу, в которой доставили до Архангельска, откуда на буксире отправили в Александровск.

В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин" был сильно поврежден штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о подводную лодку № 1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды. Подводная лодка № 1 затонула.

Учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб 8 августа 1917 года принял решение лодки не восстанавливать и сдать их к порту, что и было выполнено 10 августа того же года.

 Тактико-технические элементы

Длина, м 19,5

Ширина, м 3,35

Осадка, м 2,9

Водоизмещение надводное/подводное, т 113 / 124

Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х300 / 1х120

Скорость надводного/подводного хода, узл. 10 / 5-6

Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 243 / 28

Глубина погружения, м 50

Вооружение

Решетчатые торпедные аппараты Джевецкого 2

Торпеды образца 1898 г. калибра 380 мм 2

coolreferat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *