Экраноплан спасатель – «Каспийский монстр» превращается в «Спасателя»: Россия собирается расправить свои крылья в Арктике | Военное дело | ИноСМИ

Летучий корабль — экраноплан «Спасатель» проекта 903, Красное Сормово: lana_sator

Сегодня я расскажу вам про недостроенный экраноплан, который вот уже много лет в буквальном смысле пылится в одном из цехов крупного судостроительного предприятия.

Это — экраноплан проекта 903, получивший название «Спасатель». Работы по нему были заморожены в 90-х годах на высокой стадии готовности, и довольно долго про него никто не вспоминал. Относительно недавно активисты из Нижнего Новгорода начали деятельность в направлении превращения экраноплана в памятник. К чему это приведет остаётся только гадать, ну а о нынешнем состоянии экраноплана предлагаю прочитать в моей записи.

Для начала, немного вводной информации из открытых источников.

Эффект экрана был обнаружен авиаторами почти 100 лет назад, в середине 1920-х. Они тогда заметили, что при взлёте и особенно при посадке самолета подъемная сила крыльев как будто увеличивается, заходящий на посадку самолет как бы не желает садиться, продолжая полет над поверхностью.
Позднее, в 1930-х годах во время экспериментальных полетов тяжёлого самолёта на небольшой высоте над морем было замечено уменьшение аэродинамического сопротивления и расхода топлива.

Экранный эффект — это по сути воздушая подушка, создаваемая не специальными устройствами, а набегающим потоком воздуха. Повышенное давление под нижней плоскостью летательного аппарата возможно лишь на небольших высотах, — когда попадающий под судно воздух будет отражаться от поверхности и поднимать «самолет».

Активное теоретическое и практическое изучение экранного эффекта началось одновременно в нескольких странах сразу же в 1930-е годы. Однако же мало в каких государствах правительство согласилось поддерживать проекты разработок, потому как конструкторские фирмы сталкивались с рядом сложностей и технических проблем, касающихся выбора антикоррозийных материалов и способов поддержания устойчивости в полете. Пытаться воплощать задуманное на свой страх и риск конструкторы не особенно рвались, поэтому многие разработки так и остались в статусе чертежей.

В Советском Союзе разработки велись в разных конструкторских бюро, и разделить их можно на три группы, основные из которых — конструкции Алексеева и конструкции Бартини. Историю жизни Ростислава Алексеева можно прочитать здесь http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=214 — не пожалейте времени, это в самом деле интересно.

Перепрыгивая несколько ступеней эволюции в строительство экранопланов (об этом можно почитать много где в интернете, даже в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD ), сразу переключусь на 1987 год — тогда был спущен на воду заложенный в 1983 году первый (из восьми планировавшихся) экранполан проекта 903, называвшийся «Лунь». Это был ударный экраноплан-ракетоносец, предназначенный для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной его целью являлись авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров мог подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Испытания «Луни» продлились до конца 1989 года, а в наачле 1990 он был передан в опытную эксплуатацию, которая продлилась всего лишь год. Экраноплан был списан с флота и законсервирован в доке завода Дагдизель (город Каспийск, Дагестан), где и находится до сих пор. Интересные иллюстрированные обзоры с «Луни» есть у пользователя igor113 вот здесь http://igor113.livejournal.com/51213.html и здесь http://igor113.livejournal.com/52174.html

Второй экземпляр проекта 903 также закладывался как ракетоносец, однако распад Советского Союза негативно сказался на финансировании ВПК, в результате чего завершение его постройки планировалось в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95 % степени готовности судна.

***

Чтобы увидеть экраноплан на заводе, не зная конкретного расположения, вам пришлось бы долго бродить по огромной территории в поисках нужного цеха

В одном из цехов вам бы встретилась обстановка, сравнимая с антуражем фильмов про войну или конец света

В другом пришлось бы столкнуться с диковинной огромной бочкой желтого цвета — испытательной установкой для агрегатов, работающих под высоким давлением

В третьем и вовсе строится гигантский танкер

Но вот и нужный нам цех. Первое, что видим — еще один корабль, вроде бы в состоянии консервации. Что за корабль и почему его не достроили — загадка.

За ним, у дальнего конца цеха, дожидается нечастых посетителей «Спасатель»

У него здоровый блестящий хвост

И такое же здоровое всё остальное

Летать ему полагалось на восьми турбореактивных двигателях, которые расположены группами по 4 штуки с каждой стороны

Вообще, хоть цех и довольно большой, — экраноплан имеет неожиданно немаленькие размеры. Поэтому в объектив некса, к которому я всё никак не привыкну, он не помещается. Отличные внешние снимки есть у коллеги rapidfixer вот здесь http://rapidfixer.livejournal.com/3162.html — например, такое вот фото

Ну а у меня есть более-менее сносные фотки изнутри, которыми я охотно поделюсь с читателями.

Возле входной двери размещен план эвакуации, по котором становится понятна конфигурации осматриваемой штуковины

Несколькими перегородками этот летучий госпиталь разделен на отсеки, в которых расположено множество подвесных коек-носилок

Также на борту было встречено аж два гальюна, каждый на два очка и один умывальник

Судя по количеству проводов, тут должна была быть смонтирована многочисленная аппаратура…

Хвост

Из хвоста есть подъем наверх, где должна была распологаться РЛС

Двинемся назад мимо входа, в сторону кабины. Снова отсеки с койками

Второй гальюн

И такая вот развилка: вниз и наверх

Наверху всевозможные системы обеспечения полета и пустые жилые отсеки, а также кабина пилотов

И даже тут койки!

И собственно кабина, в сильно некомплектном состоянии

А внизу очередные свободные места под некую аппаратуру

В целом, довольно сложно согласиться с тем, что вот это — это 95% готовность

Но, во всяком случае, он пока еще не распилен на алюминий и имеет некоторые шансы превратиться в памятник.
К сожалению, его грандиозный предок под названием «КМ» (корабль-макет, а в интерпретации иностранцев — «каспийский монстр») этого шанса лишен — после того, как он затонул на испытаниях в Каспийском море, попытки подъема не предпринималось.

Благодарю за внимание!

lana-sator.livejournal.com

Летучий корабль – экраноплан «Спасатель» (65 фото)

Это – экраноплан проекта 903, получивший название «Спасатель». Работы по нему были заморожены в 90-х годах на высокой стадии готовности, и довольно долго про него никто не вспоминал. Относительно недавно активисты из Нижнего Новгорода начали деятельность в направлении превращения экраноплана в памятник.

К чему это приведет остаётся только гадать, ну а о нынешнем состоянии экраноплана предлагаю прочитать в этом посте

Чтобы увидеть экраноплан на заводе, не зная конкретного расположения, вам пришлось бы долго бродить по огромной территории в поисках нужного цеха

В одном из цехов вам бы встретилась обстановка, сравнимая с антуражем фильмов про войну или конец света

В третьем и вовсе строится гигантский танкер

Но вот и нужный нам цех. Первое, что видим – еще один корабль, вроде бы в состоянии консервации. Что за корабль и почему его не достроили – загадка.

Размеры, конечно, поражают. Чувствуешь себя муравьём. Хотя на «Антонове» цеха, кажется, побольше

Кораблестроение тут имеется как большое, так и маленькое

За кораблём мы неожиданно обнаружили кое-что более неожиданное – экраноплан!

На экранопланы возлагались большие надежды в своё время, особенно военными. Планировалось выпускать десятки экранопланов, вооружённых противокорабельными ракетами, однако дальше постройки нескольких различных опытных моделей дело не пошло. В частности, все, пожалуй слышали про «Орлёнок», «Лунь» и «Каспийский монстр».

Этот экраноплан изначально строили для военных нужд, однако, в связи с изменением обстановки на земном шаре пришлось перепрофилировать его в более востребованный спасательный воздушный корабль. Собственно, и называется он «Спасатель».

У «Спасателя» 8 турбореактивных двигателей с максимальной тягой 13 тонн каждый. В случае кораблекрушения «Спасатель» отправляется в район бедствия, приводняется, на крыльях экраноплана разворачивают надувные шлюпки, которые используются для спасения людей. Кроме того, на борту есть небольшой госпиталь.

К сожалению, на практике «Спасатель» ни разу не взлетал – он и по сей день стоит в законсервированном состоянии. Как видно, крылья и килевое оперение демонтированы. Решается вопрос о том, чтобы сделать из него музей – но пока с этим ничего не ясно. Так что, чтобы посмотреть на диковинку, приходится проникать на оборонный завод нелегально

У него здоровый блестящий хвост

Летать ему полагалось на восьми турбореактивных двигателях, которые расположены группами по 4 штуки с каждой стороны

Более-менее сносные фотки изнутри, которыми я охотно поделюсь с читателями.

Возле входной двери размещен план эвакуации, по котором становится понятна конфигурации осматриваемой штуковины

Несколькими перегородками этот летучий госпиталь разделен на отсеки, в которых расположено множество подвесных коек-носилок

Также на борту было встречено аж два гальюна, каждый на два очка и один умывальник

Судя по количеству проводов, тут должна была быть смонтирована многочисленная аппаратура…

Из хвоста есть подъем наверх, где должна была располагаться РЛС

Двинемся назад мимо входа, в сторону кабины. Снова отсеки с койками

Второй гальюн

И такая вот развилка: вниз и наверх

Наверху всевозможные системы обеспечения полета и пустые жилые отсеки, а также кабина пилота

И даже тут койки!

И собственно кабина, в сильно некомплектном состоянии

А внизу очередные свободные места под некую аппаратуру

В целом, довольно сложно согласиться с тем, что вот это – это 95% готовность

Но, во всяком случае, он пока еще не распилен на алюминий и имеет некоторые шансы превратиться в памятник.

К сожалению, его грандиозный предок под названием «КМ» (корабль-макет, а в интерпретации иностранцев – «каспийский монстр») этого шанса лишен – после того, как он затонул на испытаниях в Каспийском море, попытки подъема не предпринималось.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

В России разрабатывают сверхтяжелый экраноплан «Спасатель»

Уменьшенные макеты «Спасателя» уже прошли испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ в подмосковном Жуковском, а также в специальном бассейне. Получено положительное заключение экспертов, защищен технический проект, сформирована производственная кооперация. В планах — создание полномасштабного макета с пилотской кабиной, местами операторов. Силовую установку для «Спасателя» разработает самарская компания «Кузнецов». Предстоит создать опытные образцы для статических и динамических испытаний. Поднять аппарат в воздух планируется в 2022–2023 годах, закончить испытания — в 2025 году.

Предполагается, что дальность полета «Спасателя» составит несколько тысяч километров, при этом машина сможет садиться не только на воду, но и на ровную твердую поверхность. Для этого она будет оснащена колесным шасси и развитой механизацией крыла.

Экранопланы советской постройки шасси не имели и садились только на воду, как гидросамолеты. Это сильно ограничивало их эксплуатацию. Новые машины могут найти активное применение в Арктике, а также в Тихом океане.

Новый экраноплан будет оснащаться рампой, облегчающей погрузку и выгрузку бойцов и техники. Он сможет перевозить до 500 человек с вооружением со скоростью 550 км/ч. По мобильности «Спасатель» намного превзойдет обычные десантные корабли. К тому же экранопланам не страшны минные заграждения и торпеды противника, а из-за малой высоты полета их трудно обнаружить радаром.

Как рассказал «Известиям» военно-морской эксперт Александр Мозговой, возвращение экранопланов на службу станет большим достижением для России.

— Это можно только приветствовать. Экранопланы гораздо экономичнее самолетов, можно будет оперативно перебрасывать больше груза на большее расстояние, — отметил эксперт. — Если удастся оснастить их шасси на воздушной подушке, то они смогут садиться даже на снежные торосы.

Александр Мозговой подчеркнул, что постройка такого большого экраноплана — исключительно амбициозный проект.

— Машина по своей уникальности будет сопоставима со знаменитым «Каспийским монстром», — отметил специалист. — Для ее создания нужны высококлассные специалисты и производственные мощности. Потребуется задействовать очень значительные научно-технические и финансовые ресурсы.

Экранопланы относятся к гибридным транспортным средствам. Благодаря воздушной подушке такая машина может скользить над поверхностью воды, ледяным или снежным полем, тундрой, степью или пустыней.

Экраноплан проекта 903 «Лунь» с легкой руки иностранных разведок был прозван «Каспийским монстром». При взлетной массе в 380 т «монстр» был вооружен шестью противокорабельными ракетами «Москит». В настоящее время проект «Лунь» законсервирован.

defence.ru

Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». — Российская авиация

Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (проект 903).

Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева под руководством В.Н.Кирилловых. Заложили первый экраноплан «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький (Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 года первый экраноплан-ракетоносец «Лунь», несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами «Москит», был достроен и поступил на испытания. Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов.

26 декабря 1987 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году. Экраноплан «Лунь» входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.

Но начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов печальную участь. Обвальное сокращение вооруженных сил, нарастающие экономические трудности поставили на прикол экранопланы «Орленок», а «Лунь» пытались переделать в специализированный поисково-спасательный вариант «Спасатель», но потенциальных заказчиков эта машина не нашла. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.

Экраноплан «Лунь» создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.

Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Новая противокорабельная ракета (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я.Березняка, не имеет аналогов в своем классе. Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы типа «Современный». Экранопланы, использую свою высокую скорость, могли бы наносить удары по кораблям противника на просторах Черного и Балтийского морей и легко уходить от преследования.

ЛТХ:

Модификация: «Лунь»
Размах крыла, м: 44,00
Длина, м: 73,80
Высота, м: 19,20
Площадь крыла,м2: 550,00
Масса, кг
-пустого самолета: 243000
-макс. взлетная: 380000
Тип двигателя: 8 х ТРД НК-87
Тяга, кгс: 8 х 13000
Макс. скорость, км/ч: 500
Практическая дальность, км: 2000
Высота полета на экране, м: 1-5
Мореходность, баллов: 5-6
Экипаж, чел: 10
Вооружение: 6 х ПУ ПКР ЗМ-80 «Москит».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Пуск ПКР «Москит».

Экраноплан «Лунь» на консервации.

Кабина экраноплана «Лунь».

Кабина экраноплана «Лунь». Место бортинженера.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.

Проекции экраноплана «Лунь». Рисунок.

Экраноплан «Лунь». Схема.

.

.
Список источников:
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России.
Издательство «Машиностроение» 2002 г. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Морская коллекция. Корабли умеющие летать. Экранопланы советского ВМФ.
Центр Экранопланных технологий «Алсин». История развития экранопланов.
НИА «Нижний Новгород» (www.niann.ru). Недостроенный экраноплан «Спасатель» выведен из цеха на отстой.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Экраноплан спасатель


7-го апреля 1989 года, в норвежском море погибала атомная подлодка «Комсомолец». Оставшиеся в живых члены команды, покинули горящую лодку. До своего берега было 1000 км, ветер, ледяная вода, шторм.Гидросамолёты сесть не могли, плавбаза не успевала.

Сброшенные авиацией спасательные плоты, разметало ветром. Погибло 42 человека.

После этой катастрофы правительством было принято решение о создании для ВМФ опытного поисково-спасательного экраноплана (ПСЭ).

За основу ПСЭ был взят ракетный экраноплан Лунь. Корпус очередного экраноплана Лунь и основные системы движения на тот период были уже смонтированы, но дальнейшая постройка, ввиду конверсии производства, прекращена. К 1991 г. был закончен технический проект ПСЭ, выполнявшийся параллельно с доработкой и переоборудованием экраноплана в эллинге.

В средней части ПСЭ расположен медицинский блок, состоящий из операционной, реанимационной и послеоперационной палат, перевязочной и других медицинских помещений с соответствующим оборудованием, в том числе, противогопотермическим и для дезактивации спасенных.
В «кормовой» части — помещения для спасенных, оборудованные авиационными креслами и специальными койками-носилками, а также помещение для спасенных на платформе в носовой части корпуса.

В перекрестии киля и стабилизатора расположено помещение поста наблюдения, из которого осуществляется приборный и визуальный поиск объектов и людей, а также управление спасательной операцией после посадки экраноплана на воду.

Поисковое оборудование ПСЭ состоит из оптической, телевизионной, инфракрасной поисковой аппаратуры, двух радиолокационных станций, одна из которых имеет высокую разрешающую способность, радиолокационных и связных пеленгаторов, мощных прожекторов и др. ПСЭ Спасатель оборудован автоматизированным навигационным комплексом.

 

Для ПСЭ Спасатель разработана схема применения экраноплана в поисково-спасательной операции:

1) дежурный экраноплан находится в пункте базирования с готовностью выхода в море 15 мин.

2) по тревоге на экраноплан принимается команда медработников и команда спасателей (в зависимости от типа аварии).

3) после получения приказа на выход в море экраноплан выруливает на гидродром, взлетает и осуществляет перелет в экранном режиме в район аварии.

4) при приближении к району нахождения аварийного объекта экраноплан выполняет подлет на высоту 100—300 м и производит поиск объекта подобно самолету.

5) после обнаружения аварийного объекта и обозначения его радиолокационными буями-ответчиками экраноплан совершает посадку.

6) затем экраноплан подходит на расстояние несколько десятков метров к аварийному объекту, ложится в дрейф и разворачивает спасательные работы, используя самоходные надувные спасательные шлюпки для подбора и доставки потерпевших в район закрылков экраноплана.

7) здесь при помощи посадочных пневматических устройств спасатели и медработники поднимают людей на крыло и размещают в помещениях.

Базирование экраноплана с целью обеспечения выхода в море в кратчайший срок предусмотрено на плаву у стационарных или плавучих причалов.


sea-transport.ru

Недостроенный экраноплан «Спасатель» выведен из цеха на отстой

Как сообщило 11 августа 2016 года информационное агентство НИА «Нижний Новгород», недостроенный экраноплан «Спасатель» (С-33) проекта 09037 покинул цех на территории нижегородского АО «Судостроительный завод «Волга» и переведен на смежную территорию АО «Завод «Красное Сормово».

На предприятии «Волга» агентству сообщили, что экраноплан выводился, вероятнее всего, в связи с перестановками в цеху. Собеседник заявил, что экраноплан в ближайшее время территорию завода «Красное Сормово» не покинет. Разговоры о том, чтобы придать объекту статус музейного экспоната, также в настоящее время не ведутся.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» (С-33) проекта 09037, выведенный из цеха АО «Судостроительный завод «Волга» и переведенный на смежную территорию АО «Завод «Красное Сормово». Нижний Новгород, 11.08.2016 (с) Никита Афанасьев / www.niann.ru

Комментарий bmpd. Напомним, что «Спасатель» (C-33) является вторым экранопланом, заложенным на заводе «Волга» еще в 1986 году в качестве ракетного по проекту 903 (шифр «Лунь») разработки ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. С 1991 года дострравивался по проекту 09037 в качестве поисково-спасательного под шифром «Спасатель» (полное водоизмещение 400 т). Строительство было окончательно прекращено в середине 1990-х годов при 75 % общей готовности. С тех пор законсервированный недостроенный экраноплан оставался в цеху завода «Волга». Сейчас, он, видимо, выведен для освобождения цеха.



Недостроенный экраноплан «Спасатель» (С-33) проекта 09037, выведенный из цеха АО «Судостроительный завод «Волга» и переведенный на смежную территорию АО «Завод «Красное Сормово». Нижний Новгород, 11.08.2016 (с) Никита Афанасьев / www.niann.ru

bmpd.livejournal.com

В РФ разрабатывается сверхтяжелый экраноплан » Военное обозрение

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» разрабатывает сверхтяжелый транспортно-десантный экраноплан, который планируется использовать в Арктике и на Тихом океане для спасательных операций и доставки грузов на отдаленные базы, сообщают Известия. «Каспийский монстр» КМ-4
Сообщается, что по своим габаритам машина будет сопоставима со знаменитым в советское время «Каспийским монстром».

В компании рассказали, что речь идет о создании базовой платформы под рабочим названием «Спасатель». Масса воздушного судна составит порядка 600 т при длине 93 м и размахе крыла 71 м. Решение в пользу крупногабаритного экраноплана было принято потому, что такие аппараты могут летать при волнении моря в 5-6 баллов.

«Уменьшенные макеты «Спасателя» уже прошли испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ в подмосковном Жуковском, а также в специальном бассейне. Получено положительное заключение экспертов, защищен технический проект, сформирована производственная кооперация. В планах — создание полномасштабного макета с пилотской кабиной, местами операторов. Силовую установку для «Спасателя» разработает самарская компания «Кузнецов»», – говорится в материале.

Поднять аппарат в воздух планируется в 2022-2023 годах, закончить испытания – в 2025 году.

Новый экраноплан будет оснащен рампой, облегчающей погрузку и выгрузку бойцов и техники. Он сможет перевозить до 500 человек с вооружением со скоростью 550 км/ч.

По словам военно-морского эксперта Александра Мозгового, возвращение экранопланов на службу станет большим достижением для России.

Это можно только приветствовать. Экранопланы гораздо экономичнее самолетов, можно будет оперативно перебрасывать больше груза на большее расстояние. Если удастся оснастить их шасси на воздушной подушке, то они смогут садиться даже на снежные торосы. Машина по своей уникальности будет сопоставима со знаменитым «Каспийским монстром. Для ее создания нужны высококлассные специалисты и производственные мощности. Потребуется задействовать очень значительные научно-технические и финансовые ресурсы,

сказал эксперт.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *