Эскадренный миноносец — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эска́дренный миноно́сец (сокр. эсми́нец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений, а также дымовых завес.
Русское название «миноносец» происходит от того, что в дореволюционной России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение же «эскадренный» указывает на способность кораблей этого класса действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Это название пришло в русский язык из французской терминологии конца XIX — начала XX века (torpilleur d’escadre).
За рубежом, включая современный французский язык, наибольшее распространение получили кальки с английского названия англ. Destroyer («разрушитель») — фр. destroyer, нем. Zerstörer, польск. niszczyciel, и так далее. Этот термин, в свою очередь, изначально являлся сокращением от
ru.wikipedia.org
Эскадренные миноносцы | Военное оружие и армии Мира
Появление торпедного оружия в 70-х годах XIX века привело к революционным изменениям в военно-морской тактике. Если раньше для могучих броненосцев представляли угрозу лишь их столь же мощные сородичи, то теперь у них появился новый серьезный противник — крошечные миноносцы, вооруженные торпедами. Или, как их тогда именовали, «самодвижущимися минами»…
Массовое строительство миноносцев, развернувшееся в 80-х годах позапрошлого века, вынудило искать средства борьбы с ними. Так во флотах разных стран появились минные крейсера, торпедные канонерские лодки и просто миноносцы увеличенного водоизмещения с усиленным артиллерийским вооружением, которые должны были атаковать неприятельские броненосцы в открытом море, а также успешно бороться со своими более мелкими собратьями в прибрежных водах. Однако эти корабли остались экспериментальными или мелкосерийными, поскольку не во всем удовлетворяли моряков. Требовался новый, более радикальный проект.
В марте 1892 года английский адмирал Джон Фишер поставил задачу спроектировать корабли нового класса, которые он назвал torpedoboat destroyers — «истребители», или «разрушители», миноносцев.
Их водоизмещение должно было составлять около 300 т, скорость хода — 26 узлов, вооружение — одна 76-мм, три 57-мм пушки и три торпедных аппарата. Для сравнения: самые крупные миноносцы того времени имели водоизмещение не более 150 т, а калибр их артиллерии не превышал 47 мм.
Первый в мире «разрушитель» миноносцев «Хэвок» официально вошел в состав британского флота в январе 1894 года, а вскоре развернулось массовое строительство кораблей этого класса. По боевым возможностям — скорости хода, вооружению, дальности плавания — они настолько превосходили миноносцы предыдущих типов, что последние мгновенно потеряли всякую ценность.
Примечательно, что в Российском флоте первый корабль такого класса, получивший имя «Сокол», появился уже в 1895 году. Он был заказан в Англии компании «Ярроу» и стал прототипом большой серии торпедных кораблей, строившихся уже на отечественных верфях. Некоторое время последователи «Сокола» формально продолжали числиться миноносцами, но их обычно именовали истребителями (вольный перевод английского слова destroyer). В 1907 году их официально переименовали в эскадренные миноносцы, или, сокращенно, эсминцы.
КОРАБЛИ-УНИВЕРСАЛЫ
Опыт Русско-японской войны 1904-1905 годов показал, что истребители, они же эсминцы, могут выполнять гораздо более широкий круг задач, чем это предполагалось ранее. Как следствие, размеры кораблей стали быстро расти, существенно усилилось их артиллерийское вооружение. Если водоизмещение первых «дестройеров» составляло 240-300 т, то к 1914 году у многих представителей данного класса оно превысило 1000 т. В 1899 году в Англии был построен эсминец «Вайпер» с экспериментальной паротурбинной энергетической установкой; примерно в это же время начались опыты по применению на миноносцах котлов с нефтяным отоплением.
К началу Первой мировой войны практически все новые проекты эсминцев предусматривали наличие турбин и использование жидкого топлива. Калибр их артиллерии вырос до 100-120 мм, а число торпед в залпе — до 6-10.
Одним из самых мощных и быстроходных для своего времени эсминцев стал российский «Новик», вступивший в строй в 1913 году. Его нормальное водоизмещение составило 1296 т, мощность — 42 000 л. с, а скорость на испытаниях достигла 37,3 узла. Вооружение корабля состояло из четырех 102-мм дальнобойных орудий и такого же числа двухтрубных 450-мм торпедных аппаратов. «Новик» стал родоначальником нескольких серий российских эсминцев, находившихся в строю вплоть до 50-х годов XX века.
В годы Первой мировой войны у эскадренных миноносцев появились новые задачи: противолодочная, а затем и противовоздушная оборона корабельных соединений и конвоев. Для борьбы с подводными лодками эсминцы начали оснащать гидрофонами и вооружать глубинными бомбами. Первый пример успешного применения нового оружия — уничтожение немецкой субмарины UC-19 глубинной бомбой, сброшенной английским эсминцем «Лльюэлин» 4 декабря 1916 года.
Этапным кораблем в эволюции класса эскадренных миноносцев стал японский «Фубуки», вошедший в строй в 1928 году. Он отличался необычной архитектурой и чрезвычайно сильным вооружением. При стандартном водоизмещении в 1780 т «фубуки» нес шесть 127-мм орудий в трех спаренных башнях и три трехтрубных торпедных аппарата с самыми мощными в мире 610-мм кислородными торпедами типа 93. Корабль настолько превосходил своих зарубежных «одноклассников», что впоследствии проектировщики эсминцев так или иначе ориентировались на его технические характеристики.
Боевой опыт двух мировых войн показал, что торпедные атаки неприятельских эскадр — далеко не главное предназначение эскадренных миноносцев. Корабли этого класса стали настоящими универсалами: они охраняли конвои, обеспечивали разведку, ПЛО и ПВО корабельных соединений, совершали набеговые операции, то есть выполняли функции, которые раньше отводились легким крейсерам. Неудивительно, что и водоизмещение большинства эсминцев к 1945 году достигло величины 2500-3000 т, а калибр артиллерии на некоторых кораблях дорос до 150 мм.
ЭСМИНЦЫ РАКЕТНОЙ ЭРЫ
Последними классическими эсминцами принято считать советские корабли проекта 56, вступившие в строй в 1955-1957 годах. Это были красивые и весьма совершенные корабли, однако к моменту завершения их постройки они морально устарели. Развитие радиолокации и появление ракетного оружия делало торпедную атаку (даже ночную) против надводных кораблей невозможной.
На всех последующих эсминцах, строившихся в разных странах мира, торпедное вооружение уже было чисто противолодочным, а концепция боевого применения кораблей — совсем иной. Эскадренными миноносцами они именовались лишь по традиции. В настоящее время во многих флотах (французском, германском, голландском, испанском и др.) класс эсминцев вообще упразднен. Тем не менее строящиеся для американского флота мощнейшие ударные корабли типа «Замволт» водоизмещением более 15 000 т в ВМС США отнесены к классу эсминцев (destroyers), хотя их с равным успехом можно было назвать крейсерами.
4087warfor.me
Эскадренные миноносцы типа «Бурраск» | |
---|---|
Bourrasque Classe torpilleurs | |
Эскадренный миноносец «Ураган» типа «Бурраск» | |
Проект | |
Страна |
|
Операторы |
|
Последующий тип | «Л’Адруа» |
Годы постройки | 1923—1928 |
Годы в строю | 1926—1950 |
Построено | 14 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 1319 т полное — 1900 т |
Длина | 99,53/105,77 м |
Ширина | 9,64 м |
Осадка | 4,3 м |
Двигатели | 2 ТЗА 3 паровых котла |
Мощность | 31 000 — 33 000 л. с. |
Скорость хода | 33 узлов |
Дальность плавания | 2150 миль на 14 узлах |
Экипаж | 138 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 1 — 130-мм/40 |
Зенитная артиллерия | 1 × 1 — 75-мм/50 2 × 2 — 8-мм |
ru.wikipedia.org
Эскадренные миноносцы типа «Каунти» | |
---|---|
Проект | |
Страна |
|
Предшествующий тип | Крейсерский эсминец (не реализован) Тип «Дэринг» |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 5440 тонн (стандартное) 6200—6800 тонн (полное) |
Длина | 158,7 м |
Ширина | 16,5 м |
Осадка | 6,3 м |
Двигатели | 2 ПТ Babcock & Wilson, 4 ГТД Rolls-Royce Olympus G6 |
Мощность | 30 000 л. с. |
Скорость хода | 30 узлов (полная) |
Дальность плавания | 4000 узлов (на экономической скорости) |
Экипаж | 471 человек (в том числе 33 офицера) |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | РЛС обнаружения надводных целей типа 992Q + типа 1022, РЛС обнаружения воздушных целей типа 965М + типа 278 |
Арт |
ru.wikipedia.org
Эскадренные миноносцы типа 45 — Википедия
Эскадренные миноносцы типа 45 (англ. type 45 destroyer; также известные как эсминцы типа «Дэринг», от имени головного корабля — HMS Daring) — тип современных эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием, строящихся с 2003 года для Военно-морских сил Великобритании. Являются видоизменённой версией эскадренных миноносцев проекта «Горизонт». Всего построено шесть эскадренных миноносцев этого типа, последний из которых вошел в состав флота 26 сентября 2013 года[1]. Эсминцы данного типа являются самыми большими и самыми мощными эсминцами ПВО, построенными для ВМС Великобритании. Они станут одним из основных компонентов формируемых «Перспективных сил 2020». Новые корабли предназначены для замены эсминцев типа 42, принятых на вооружение в 1978 году.
История разработки
Эсминец D-33 Dauntless во время учений UNITAS, 2012 г.Работы по созданию нового проекта эскадренных миноносцев УРО, способного заменить постепенно устаревающие эскадренные миноносцы типа 42, находящиеся в составе ВМС Великобритании с 1978 года, велись первоначально в русле общеевропейской программы по строительству эсминцев 1990-х гг. «Горизонт» (англ. Horison).
Видео по теме
Вооружение
Вооружение новых английских эскадренных миноносцев типа 45 является чисто оборонительным, что объясняется главной задачей новых эсминцев — ПВО морских группировок ВМС. Боевые системы корабля способны управлять действиями авиации и координировать действия ПВО оперативных флотских соединений. Экипаж корабля сравнительно небольшой по сравнению с другими кораблями класса — 235 человек, полное водоизмещение — 8000 т. На эсминце отсутствует ударное вооружение, но есть возможность увеличения УВП до 72, и до 8 ракет «Гарпун», «Томагавк» [2].
Зенитное ракетное вооружение
Основу вооружения эсминцев составляет зенитный ракетный комплекс PAAMS, разработанный в сотрудничестве с Францией и Италией. Британская версия отличается от франко-итальянской применением новейшего британского радара Sampson.
Для предупреждения о воздушном нападении, эсминцы проекта 45 используют РЛС с активной ФАР S1850, расположенную на кормовой мачте эсминца. РЛС обеспечивает обнаружение целей на дистанции до 400 км в атмосфере и ближнем Космосе, и одновременное отслеживание до 1000 целей. Также утверждается, что система чрезвычайно эффективна в обнаружении малозаметных целей.
Сопровождение целей и наведение зенитных ракет выполняется с помощью РЛС Sampson на носовой мачте эсминца. Радар обеспечивает поиск, обнаружение, сопровождение как высоко-, так и низколетящих целей, в том числе малозаметных, в радиусе до 400 км. За счет высокого расположения антенны, Sampson обладает большой дальностью обнаружения низколетящих целей, в том числе двигающихся над самой поверхностью воды, значительно превосходя в этом систему «Иджис». Одновременно выполняется целеуказание по шестнадцати различным целям, в том числе атакующим с разных направлений.
Поражение взятых на сопровождение целей осуществляется с помощью зенитных ракет Aster, располагающихся в пусковых установках Sylver. В настоящее время, эсминцы несут одну пусковую установку Sylver A50 на 48 ячеек, но предусмотрено место для установки дополнительных пусковых, с целью доведения числа ячеек до 62—72. Пусковые установки заряжаются зенитными ракетами малого и среднего радиуса действия Aster 15, обеспечивающими поражение цели на дистанции до 30 км, и большого радиуса действия Aster 30, обеспечивающими поражение цели на дистанциях до 120 км.
Ракеты Aster обеих моделей оснащены инерциальной системой наведения на маршевом участке (с радиокомандной коррекцией курса по сигналам РЛС Sampson) и активной радиолокационной системой наведения на участке атаки. За счет наличия активного самонаведения, ракеты эффективны при поражении низколетящих целей, скрытых за радиогоризонтом от корабля-носителя. Комбинация аэродинамических рулей и управляемого вектора тяги позволяет ракетам маневрировать с перегрузкой до 60 g. Система Aster 30 также может применяться против баллистических ракет малого и среднего радиуса действия на участке входа в атмосферу.
В настоящее время, эсминцы типа 45 имеют наиболее эффективную систему противовоздушной обороны из существующих, обеспечивающую уверенную защиту корабельного соединения от всех видов ракетных и воздушных атак. Основными преимуществами системы являются:
- высокая эффективность РЛС раннего обнаружения и предупреждения S1850;
- высокая эффективность многоканальной РЛС Sampson, способной одновременно осуществлять целеуказание по нескольким целям;
- удачное расположение антенного поста РЛС Sampson высоко над поверхностью моря, что существенно расширяет радиус обнаружения низколетящих целей;
- наличие в арсенале зенитных ракет Aster 15 и Aster 30 с активными головками самонаведения, что облегчает поражение низколетящих, малозаметных и маневрирующих целей.
Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение корабля состоит из стандартной 114-мм 55-калиберной универсальной пушки BAE Systems Mark 8. Орудие располагается в носовой части эсминца: примененная на кораблях тип 45 версия установки выполнена с применением технологии снижения радиолокационной заметности и не нарушает силуэта корабля.
Орудие обеспечивает поражение наземных, надводных и воздушных целей на дистанции до 22 км. Скорострельность составляет от 22 до 26 выстрелов в минуту. В боекомплект входят осколочно-фугасные, дальнобойные (до 27,5 км), заградительные (распыляющие дипольные отражатели) и осветительные снаряды. Стандартные осколочно-фугасные снаряды задействуются для поражения как наземных/надводных, так и воздушных целей. Перед выстрелом, детонатор снаряда автоматически выставляется в соответствующий режим: контактного подрыва для наземных/надводных целей, дистанционного подрыва для воздушных целей. Современные модели детонаторов также имеют режим подрыва с задержкой, что увеличивает их эффективность против военных кораблей и зданий. Боекомплект на орудие составляет 800 выстрелов.
В настоящее время рассматривается вопрос замены орудия более мощными образцами.
Для ближней противовоздушной обороны, корабль оснащен двумя 30-мм орудиями «Эрликон» в одноствольных установках DS-30B (побортно) и двумя 20-мм автопушками Mark 15 Phalanx CIWS (аналогично). Установки эффективно дополняют друг друга: обладающий большей огневой мощью «Эрликон» обеспечивает поражение как летательных аппаратов так и легких надводных целей, а обладающий минимальным временем реакции и большой точностью «Фаланкс» обеспечивает дострел прорывающихся к кораблю ракет.
Вспомогательное вооружение корабля состоит из двух управляемых вручную пулеметов M134 Minigun калибром 7,62 мм, предназначенных для самообороны от диверсантов, взрывающихся катеров и ближней огневой поддержки. Также возможна установка до шести 7,62-мм пулеметов FN MAG.
Противолодочное вооружение
Эсминцы тип 45 оснащены мощным сонаром MFS-7000, но не располагают каким-либо бортовым противолодочным вооружением. Это связано с британской доктриной разделения функций, в которой задачи ближней противолодочной обороны соединения возлагаются на фрегаты.
В плане самообороны от торпедной атаки, британцы предпочитают полагаться на высокую маневренность эсминцев и систему противоторпедной обороны SSTD.
Авиационное вооружение
Летная палуба корабля позволяет принимать крупногабаритные вертолеты, вплоть до Boeing CH-47 Chinook. Ангарные мощности в кормовой надстройке рассчитаны на один тяжелый вертолет Merlin или два легких Lynx.
Вертолеты предназначены для организации противолодочной обороны соединения, при помощи спускаемых сонаров, гидроакустических буев, глубинных бомб и авиационных самонаводящихся противолодочных торпед Stingray. Возможно также ударное применение вертолетов, при котором они оснащаются легкими ракетами Sea Skua.
Средства радиоэлектронного противодействия
Корабли типа 45 имеют развитый комплекс средств электронного противодействия. В основе его лежит система РЭБ Seagnat, представляющая собой комплекс пусковых установок для различных типов ложных целей и имитаторов:
- маскирующих Mk. 214 (выставляющих заслон дипольных отражателей для закрытия корабля),
- уводящих Mk. 216 (создающих плотное облако дипольных отражателей, имитирующих корабль),
- инфракрасных Mk. 254 (имитирующих тепловой фон корабля),
- активных станций постановки помех Mk. 251, выстреливаемых на некоторое расстояние от корабля и автоматически настраивающихся на частоты РЛС атакующих ракет.
Система дополнена плавающими ложными мишенями DSI300, которые представляют собой плавучий комплекс уголковых отражателей, точно имитирующих радиолокационную сигнатуру корабля.
Наконец, для защиты корабля от акустических самонаводящихся или управляемых по кабелю торпед, эсминцы оснащены системой противоторпедной обороны SSTD. Данная система состоит из:
- буксируемого акустического локатора, выполняющего задачу предупреждения о торпедной атаке;
- буксируемой акустической ловушки, имитирующей шумы винтов корабля на значительном отдалении от него;
- двух пусковых установок (побортно), снаряженных каждая восемью ложными акустическими целями, выстреливаемых для введения в заблуждение систем наведения торпед и акустиков подводных лодок.
Дополнительные возможности
Корабли типа 45 имеют значительное зарезервированное место и мощности для перспективной установки дополнительных систем вооружения. Так, в 2013 г. было принято решение установить на четырёх эсминцах типа 45 по две счетверенные ПУ противокорабельных ракет «Гарпун», снятых со списываемых фрегатов типа 22.
Все корабли имеют место (впереди основного комплекса ВПУ Sylver) для размещения 12 пусковых установок увеличенной длины: Sylver A70 или Mk. 41. Эти пусковые установки не могут быть соединены с системой PAAMS — то есть не могут использоваться для размещения зенитных ракет — но в них могут быть установлены модели крылатых ракет, запускаемых против наземных целей. В качестве таковых рассматривается состоящий на вооружении ВМФ Великобритании «Томагавк» (для Mk. 41) или разрабатываемая тактическая крылатая ракета SCALP Naval на базе авиационной крылатой ракеты Storm Shadow. Оснащение подобными пусковыми позволит придать кораблям типа 45 возможности поражения наземных целей.
Все эсминцы типа 45 оснащены для применения в качестве флагманских кораблей, имеют дополнительные помещения и системы связи для размещения адмирала и штаба. Также каждый корабль имеет резервы места и запасов для постоянного размещения роты королевской морской пехоты.
Список эскадренных миноносцев «Тип-45»
Недостатки
Согласно обзору «The Sunday Times», эсминцы грохочут «как ящик с гаечными ключами» и слышны подлодкам за 100 миль. Двигатели не приспособлены для работы в жарком климате, из-за чего один из кораблей в 2016 году потерял ход в Персидском заливе[9].
См. также
Примечания
Литература
- Александров Ю. И, Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX—XXI веков. Ч. II. Авианосцы, крейсера, эскадренные миноносцы. Т. II. Эскадренные миноносцы. — СПб.: Галея-Принт, 2004. — 222 с. — ISBN 5-8172-0081-3.
Фильм
- Эсминец 21 века / 21st Century Warship Год выпуска: 2009 Жанр: Документальный фильм Страна: Великобритания
Ссылки
wiki2.red
Эскадренные миноносцы типа «Акри» | |
---|---|
Эсминец CT Acre | |
Проект | |
Страна |
|
Операторы |
|
Предшествующий тип | Эскадренные миноносцы типа «Марсилио Диас» (или тип M) |
Годы постройки | 1940-50 |
Годы в строю | 1949-1973 |
Запланировано | 6 |
Построено | 6 |
В строю | выведены из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Acre и Ajuricaba стандартное: 1340 дл. т полное: 1800 дл. т остальные ???? |
Длина | 95,1 м (по ватерлинии) 98,45 м (наибольшая) |
Ширина | 10,6 м |
Осадка | 3,89 м |
Двигатели | 3 котла (Acre и Ajuricaba − 2), паровые турбины Parsons |
Мощность | Acre и Ajricaba 34 600 л. с. (25,4 МВт) остальные 42 800 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | Acre и Ajuricaba 33,5 узла остальные 36 узлов |
Дальность плавания | Acre и Ajricaba 3800 морских миль на ходу 20 узлов |
Экипаж | 230 человек |
Вооружение | |
Артиллери |
ru.wikipedia.org
Эскадренные миноносцы типа «Моми» — WiKi
Заказаны тремя группами: по программам 1918 года — 8 единиц («Моми», «Кая», «Нирэ», «Наси», «Такэ», «Каки», «Кури», «Цуга»), 1919 года — 5 единиц («Фудзи», «Кику», «Аои», «Хаги», «Сусуки») и 1920 года — 8 единиц («Аси», «Цута», «Вараби», «Хасу», «Хиси», «Сумирэ», «Ёмоги», «Тадэ»).
Дальнейшее развитие эсминцев типа «Момо». Во многом повторяя предыдущий проект, корабли типа «Моми» имели планировку машинно-котельных отделений и размещение орудий, аналогичную используемым на английских эсминцах серии «S»(что, в частности, привело к очень малым углам обстрела орудия № 2). На эсминцы было установлено значительно более совершенное вооружение, чем на типе «Эноки»: три 120-мм орудия Тип 3 с длиной ствола 45 калибров(в одиночных установках, прикрытые броневыми щитами), два 7,7-мм зенитных пулемёта, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, кроме того, имелось тральное оборудование и съёмные рельсы для установки мин.
Силовая установка состояла из двух паровых турбин прямого действия конструкции Брауна-Кёртисса («Кая», «Вараби» и «Тадэ»), Золи («Сумирэ» и «Ёмоги»), Парсонса(«Хиси» и «Хасу»), Мицубиси(«Каки») и Кампон (остальные 13 кораблей). В силу несовершенства последних не все эсминцы на испытаниях развили проектную скорость, в частности, «Кури» достиг всего 35,2 узла. В котельных отделениях было установлено три паровых котла «Кампон» (18,3 кг/см²; 300°С; «Ро-Го», малая версия) с нефтяным питанием (один в носовом и два в кормовом), дым от них отводился в две дымовые трубы (носовая была сдвоенной).
Недостаточная мореходность не позволяла эсминцам действовать в открытом океане, хотя в прибрежных водах они показали себя с лучшей стороны.
В 1921—1923 годах также было построено ещё 8 кораблей по изменённому проекту (тип «Вакатакэ»).
Вступив в строй в 1919—1922 годах, эсминцы типа «Моми» ввиду своей многочисленности (21 единица) и высоких на тот момент тактико-технических характеристик стали основой миноносных сил Объединённого флота, занимаясь патрулированием прилегающих к метрополии вод Восточно-Китайского, Японского и Жёлтого морей.
В середине 20-х годов корабли прошли модернизацию, в ходе которой была установлена улучшенная система управления огнём, на ходовом мостике был размещён дальномер, находившийся там ранее прожектор перенесли на площадку за второй трубой, а оба пулемёта разместили на первом ярусе носовой надстройки. После окончания работ эсминцы типа «Моми» стали практически полностью идентичны более поздним типа «Вакатакэ».
24 августа 1927 года «Вараби» был потерян в результате столкновения с крейсером «Дзинцу» у Майдзуру. Погибло 106 членов экипажа.
Ко времени начала боевых действий в Китае два дивизиона, составленных из эсминцев этого типа: 15-й («Фудзи», «Хаги», «Сусуки», «Цута») и 27-й («Аси», «Хиси», «Сумирэ») входили в состав 1-й эскадры эскадренных миноносцев, а 28-й дивизион («Тадэ», «Хасу», «Ёмоги») находился в составе Китайской эскадры.
В связи с ограничением тоннажа флота Вашингтонским и Лондонским морскими договорами, в 1932-39 годах из состава флота исключили «Моми», «Кая», «Наси», «Каки», «Нирэ», «Такэ», «Сумирэ» и «Аси», чтобы высвободить лимит под более совершенные корабли. На слом при этом были сданы только три первых, а остальные переклассифицировали в тендеры.
В 1937 году на семи единицах («Фудзи», «Сусуки», «Хиси», «Хасу», «Цука», «Ёмоги», «Тадэ») увеличили высоту дымовых труб и установили на них козырьки.
В 1939—1940 годах девять эсминцев переоборудовали в патрульные корабли. Вместо названий они получили номера: «Кику» — № 31, «Фудзи» — № 36, «Аои» — № 32, «Хиси» — № 37, «Хаги» — № 33, «Ёмоги» — № 38, «Сусуки» — № 34, «Тадэ» — № 39, «Цута» — № 35. В качестве вооружения были установлены два 120-мм орудия, шесть 25-мм зенитных автоматов и 60 глубинных бомб. Носовой котёл был демонтирован, а вместо него был размещён балласт для улучшения остойчивости и дополнительные топливные цистерны. Также была установлена гидроакустическая аппаратура. Водоизмещение после этого увеличилось до 935/1162 тонн, мощность силовой установки снизилась до 12000 л. с., а скорость до 18 узлов. В начале войны на № 31 (бывший «Кику») дополнительно поставили два 25-мм автомата.
Пять единиц, ранее классифицировавшихся как тендеры («Каки», «Нирэ», «Такэ», «Сумирэ» и «Аси»), в 1940 году переоборудовали в учебные корабли. С них сняли носовой торпедный аппарат и одну-две 120-мм пушки. Носовое котельное отделение ликвидировали, водоизмещение уменьшилось до 755 тонн, мощность до 7000 л. с., а скорость до 14 узлов. Зенитное вооружение не устанавливалось, так как их предполагалось использовать в зоне береговой ПВО.
Ко времени вступления Японии во Вторую Мировую войну только «Хасу», «Кури» и «Цуга» сохранили свою принадлежность к классу эсминцев. К тому моменту с них было демонтировано тральное оборудование, а минные рельсы были заменены бомбосбрасывателями с 36 глубинными бомбами. Использовались эти корабли на вторых ролях, благодаря чему им удавалось почти до самого конца войны избегать бомб и торпед противника. Первая потеря произошла только 15 января 1945 года, когда самолеты 38-го оперативного соединения потопили «Цуга» в гавани Макунга на Пескадорских островах. «Кури» и «Хасу» капитулировали в сентябре 1945 года, но первый 8 октября подорвался на мине у корейского порта Пусан. Второй был повреждён во время налёта 16 января в Гонконге, стоял в ремонте и в 1946 году его разобрали в Сасебо.
Переоборудованные в патрульные корабли единицы активно использовались в боевых действиях на Тихом океане и понесли тяжёлые потери. Уже 23 декабря 1941 года во время высадки десанта на атолл Уэйк выбросились на берег и были уничтожены американской береговой артиллерией № 32 («Аои») и № 33 («Хаги»). Спустя месяц,24 января 1942 года № 37 («Хиси») был потоплен артиллерией американских эскадренных миноносцев «Поуп» и «Паррот» у Баликпапана. Позже его подняли и сдали на слом. 2 сентября 1942 года американская армейская авиация потопила № 35 («Цута») в гавани Лаэ на Новой Гвинее.
Уцелевшие пять кораблей в 1942-43 годах переоборудовали в носители 14-метровых десантных катеров «Дайхацу». Надводный борт в кормовой части срезали до ватерлинии, чтобы обеспечить последним плавный спуск на воду. Корабли могли нести по одному катеру, 150 десантников или 18 глубинных бомб, сбрасываемых из 4 бомбомётов.
6 марта 1943 года № 34 («Сусуки») получил тяжёлые повреждения при столкновении с кораблем-целью «Якадзэ» (бывший эсминец типа «Минэкадзэ»). Был отбуксирован на Трук для ремонта, где его 3 июля 1944 года и потопила американская палубная авиация.
23 апреля 1943 года сопровождавший конвой № 39 («Тадэ») был потоплен американской подводной лодкой «Сивулф» северо-восточнее Тайваня.
30 марта 1944 года в результате атаки палубных самолётов 58-го оперативного соединения в районе Палау был потоплен № 31 («Кику»).
25 ноября 1944 года севернее мыса Энганьо на Лусоне в результате торпедной атаки американской подводной лодки «Атул» затонул № 38 («Ёмоги»).
№ 36 («Фудзи»), повреждённый 17 мая 1945 года в Сурабае самолётами с британского авианосца «Илластриес» и американского «Саратога», пережил войну, был передан Нидерландам и в 1947 году разобран на металл.
Пять единиц, исключенных из состава флота и ранее переклассифицированных в тендеры, использовались как учебные корабли. Четыре из них сменили названия («Нирэ» стал «Томариура № 1», «Аси» — «Томариура № 2», «Сумирэ» — «Митака», «Каки» — «Осу»). «Осу» и «Митака» (бывшие «Каки» и «Сумирэ») в 1944 году полностью разоружили, а на их палубах соорудили обширные деревянные надстройки, в которых разместились учебные классы. Эти корабли использовались для подготовки специалистов по торпедному и противолодочному вооружению, а также пилотов-смертников для катеров «Синъё». Все пять единиц благополучно пережили войну и были сданы на слом в 1947—1948 годах.
ru-wiki.org