F 4 phantom – Самолет «Фантом» (McDonnell Douglas F-4 Phantom II): описание, технические характеристики, фото

Содержание

Самолет Фантом (Phantom) F-4 характеристики, фото, видео

ТипИстребитель-бомбардировщик
Максимальная скорость2585 км/ч
Практический потолок18,9 км
Боевой радиус1120 км

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II)

Истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения.

Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.

Общие сведения

Самолёт был создан по заказу Военно-морского флота США, в основном, с целью защиты кораблей и был предназначен для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того, на самолёт возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость, большую чем у F-104 «Старфайтер», состоявшего в то время на вооружении ВВС США, последние также проявили к этой машине самый большой интерес и впоследствии заказали «Фантом» и для себя.

Первоначально F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который эксплуатировался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.

F-4 был оснащён новейшей электроникой. Он первым среди американских машин был способен без участия наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами видимости.

На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полёта в 30040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости — 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на малой высоте — 1452 км/час, который не был побит в течение 16 лет.

Обладая способностью легко достигать скорости, в два раза превышающую скорость звука, «Фантом» являлся довольно сложной в пилотировании машиной, по большому счёту из-за плохих штопорных характеристик.

«Фантом» состоял в производстве с 1958 по 1979 и всего было создано 5195 машин. 5057 из них были построены в Сент-Луисе, Миссури, США и ещё 138 изготовлены по лицензии на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства самолёта F-4 пришёлся на 1967 год, когда завод МакДоннела выпускал 72 машины в месяц. ВВС США имели на вооружении 2874 Фантомов, в то время как ВМС и Корпус морской пехоты — 1264 самолёта.

Постоянно дорабатываясь и обновляясь, «Фантомы» состояли на вооружении в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Великобритании «Фантомы» несли службу одновременно в ВВС и на Флоте начиная с 1968 года и последний самолёт был

снят с вооружения в январе 1992 года. В США Фантом ушёл из активной службы в 1996. К этому времени самолёты данного типа налетали более 2735000 километров. В 1998 году, когда отмечалось его 40-летие, «Фантом» всё ещё состоял на вооружении девяти стран: Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. При этом Германия, Греция, Египет, Израиль, Турция, Южная Корея и Япония планируют провести модернизацию своих F-4, для того, чтобы эти самолёты продолжали свою службу вплоть до 2015 года.

Боевое применение
США
Война во Вьетнаме

За всю войну во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт по подробной статистике из американского альманаха (касающегося только ВВС США, данных по ВМС и КМП там нет) 106,5 (66 МиГ-21, 33,5 МиГ-17(1 совместный) и 8 МиГ-19 и еще 1 китайский МиГ-17) побед в воздушных боях. Джон Шервуд заявляет о 277 победах, не приводя никаких подробностей. Потери F-4 составили, по некоторым данным, 122 самолёта (103 сбили вьетнамские МиГ-21, 14 МиГ-17, 3 МиГ-19 и ещё 2 сбили китайские МиГ-19, но по другим сведениям из американского альманаха, ВВС США потеряли в воздушных боях 67 самолётов всех типов (не только «Фантомов», а и вообще всех, участвовавших в боях над Северным Вьетнамом).

Во время воздушных боёв ракеты «воздух-воздух» показали достаоточно невысокую точность, что заставило вернуть на вооружение самолётам пушки. В начале войны у истребителей F-4C/D эффективность ракет AIM-9E составила всего 13,2%. Из 612 выпущенных за всю войну ракет AIM-7 поразило цель 57(9,3%). У AIM-4 за всю войну эффективность составила 10,4%. У северовьетнамцев за первый год применения поразили цель 34,7% из выпущенных ракет Р-3С.

2 декабря 1966 года- «Чёрная пятница» Вьетнамской войны. Северовьетнамским ПВО сбиваются 8 американских самолётов, в том числе 5 F-4 «Фантом».

Для противодействия зенитным ракетам активно применялись средства РЭП, которые снижали эффективность применения ЗРК по «Фантомам».

«Фантомы» во Вьетнаме стали фигурантами нескольких очень значительных инцидентов.

29 июля 1967 года произошёл крупный инцидент на американском авианосце «Форрестол». С готовящегося к нанесению удара по территории Вьетнама F-4B произошёл самопроизвольный запуск неуправляемой ракеты «Зуни», которая поразила топливный бак самолёта A-4 «Скайхок». В результате крупного пожара погибли 134 человека и 161 был ранен, было уничтожено 29 самолётов, из них 7 «Фантомов», и ещё 42 летательных аппарата получили очень серьезные повреждения. Авианосец был отправлен на капитальный ремонт.

В июне 1968 года американские F-4 по ошибке потопили свои же два патрульных катера типа «Свифт» и нанесли повреждения одному американскому крейсеру и австралийскому эсминцу. Пилоты «Фантомов» посчитали флот ведущий огонь по побережью «низколетящими северовьетнамскими вертолётами» и выпустили по ним ракеты AIM-7E.

18 мая 1969 года F-4B протаранил в лоб топливный заправщик KC-130, который в это время заправлял два «Фантома». «Геркулес», виновник трагедии и один из заправляющихся моментально упали в море, вернуться удалось лишь одному изрешечённому осколками «Фантому».

За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 892 F-4, больше чем любых других самолётов.

Столкновения с советскими разведчиками-ракетоносцами

В 1970 году произошло столкновение советского разведывательного Ту-16 с F-4 американских ВМС. В результате столкновения «Фантом» был потерян.

4 октября 1973 года советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу.

Поднимались американские «Фантомы» и на перехват советских разведчиков Ту-95. В одном из таких перехватов над Атлантикой тройка «Фантомов» пошла на сближение с Ту-95 и один из американских самолётов разбился о крыло советского.

«Буря в пустыне»

Данные самолёты участвовали в операции «Буря в пустыне». Один F-4G разбился из за недостатка горючего после того как иракским снарядом были пробиты топливные баки. Ещё по одному F-4 были потеряны до начала и после окончания боевых действий по небоевым причинам. В воздушных боях «Фантомы» лишь «отметились», когда F-4G поразил ракетой свой же бомбардировщик B-52 Stratofortress. За время войны F-4G уничтожили 254 иракских радара.

ВВС Израиля
Первая война на истощение

11 сентября 1969 года израильским Фантомом был уничтожен первый египетский МиГ-21. 17 ноября 1969 года, при нанесении бомбового удара по позиции иорданской РЛС ДО, был потерян израильский F-4E, пилоты смогли катапультироваться. Этот случай стал первой боевой потерей «Фантома» в израильских ВВС. 9 декабря в воздушном бою с египетским МиГ-21 был сбит израильский «Фантом».

12 февраля 1970 года израильские «Фантомы» разбомбили гражданский металлургический завод в египетском городе Абу-Забала. 70 рабочих погибло и более 100 ранено. 8 апреля 1970 года «Фантомы» израильских ВВС совершили бомбовый налёт на начальную школу в египетском городе Бахр ель-Бакар. На школу было сброшено 5 бомб и запущены 2 ракеты, в результате которых погибло 46 детей, еще более 50 получили ранения различной степени тяжести. Такого рода инциденты привели к прямому вмешательству СССР. Уже 13 апреля советские лётчики (на МиГ-21) осуществили перехват двух израильских «Фантомов». Согласно некоторым источникам «Фантомы» были уничтожены, по другим произошёл только перехват. 8 июня 1970 года, по израильским данным два «Фантома» было сбито египетскими МиГ-21.

Вмешательство СССР

После трагических случаев с гражданскими объектами, египетские ПВО были усилены советскими частями. До 18 июля советские зенитчики сбили 5 израильских «Фантомов», осуществлявших боевые вылеты на территорию Египта, шесть пилотов и операторов были взяты в плен. 3 августа, незадолго до подписания перемирия, ещё два «Фантома» были подбиты советскими ракетами С-125, пилоты первого смогли катапультироваться и попали в плен, второй самолёт всё же смог дотянуть до аэродрома.

Катастрофа Boeing 727 под Исмаилией

21 февраля 1973 года пара израильских «Фантомов» перехватила над территорией египетского города Исмаилия, ливийский пассажирский лайнер Boeing 727. Истребители расстреляли самолёт из пушек, вследствии чего поврежденный Boeing начал совершать экстренную посадку в пустыне. Самолёт упал в дюны, из 113 пассажиров выжило только пятеро.

Сентябрь 1973

13 сентября 1973 года израильскими F-4 было уничтожено 7 сирийских истребителей МиГ-21, в свою очередь сирийские МиГ-21 записали на свой счёт две неподтверждённые победы над F-4 в этот день.

Война Судного дня

Израильские «Фантомы» принимали участие в отражении арабского наступления в период 6-24 октября 1973 года. В общей сумме, в воздушных боях(всех самолётов) по арабским данным количество побед было 2-1,5 к 1 в их пользу, израильская же сторона утверждала о сотнях сбитых арабских самолётах при своих незначительных потерях. По данным ACIG израильские «Фантомы» на египетском фронте одержали 35 подтверждённых побед (14 вертолётов Ми-8, 13 истребителей МиГ-21 и 8 МиГ-17), при этом потеряли 14 подтверждённых самолётов (все сбиты МиГ-21). На сирийском фронте было одержано 13 подтверждённых побед (в том числе 12 МиГ-21), при потере 13 уничтоженных и 3 повреждённых подтверждённых самолётов (все сбиты или повреждены МиГ-21). Также «Фантомы» уничтожили 2 иракских МиГ-21, при этом один F-4 был сбит иракским МиГ-17. Кроме этого один «Фантом» был по ошибке уничтожен израильским истребителем.

В первый день войны два «Фантома» полетели на перехват 28 египетских истребителей над Синайским полуостровом. В неравном воздушном бою над Офирой они сбили семь или восемь МиГ-17, после чего вернулись на свой аэродром.

На второй день войны «Фантомы» провели операцию «Дугман-5» по уничтожению сирийской ПВО. Операция завершилась полным провалом: 6 израильских самолётов было сбито и 6 повреждено, уничтожен 1 сирийcкий комплекс ЗРК.

8 октября израильские «Фантомы» нанесли одновременный налёт по сирийским аэродромам. Во время отражения налёта сирийские летчики сбили 10 «Фантомов» (по данным веб-сайта skywar.ru за день 8 октября ВВС Израиля потеряли на сирийском фронте один «Фантом», по данным ACIG известно о четырех «Фантомах», сбитых сирийскими МиГ-21).

Всего в ходе войны «Фантомы» совершили 3300 боевых вылетов. В ходе которых безвозвратно потерянно 32—55 самолётов и более 30 повреждённо. Погибло по разным израильским данным 12—15 пилотов и более 20 были захвачены в плен.

Вторая война на истощение

В ходе боёв за гору Хермон в апреле 1974 года известно о двух F-4 сбитых сирийцами (один ЗРК, другой МиГом-21). По данным ACIG известно ещё о двух «Фантомах» сбитых сирийскими МиГ-23.

Так же были потери по техническим причинам, 20 апреля,во время подготовки к вылету на аэродроме Тель-Ноф, из за возгорания топлива взорвался израильский F-4E. Взрывом было уничтожено несколько зданий на территории аэродрома, погибло несколько человек.

Гражданская война в Ливане

F-4 Phantom II использовался ВВС Израиля во время гражданской войны в Ливане, в период с конца 70-х по начало 90-х годов. Роль истребителя завоевания господства в воздухе досталась новым самолётам F-15 и F-16, поэтому «Фантом» стал использоваться для наземных операций, ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. Тем не менее бои с истребителями всё же имели место. 4 января 1981 года «Фантом» в воздушном бою сбил иракский МиГ-21. 26 апреля один F-4 был серьёзно повреждён зенитным огнём во время атаки лагерей палестинцев в районе Ад-Дамура и Сайды в Ливане.

В 1982 году израильские «Фантомы» принимали участие в крупномасштабной наступательной операции «Мир Галилее» на территории Ливана. В первые дни операции F-4 использовались в уничтожении сирийской группировки ПВО «Феда». Начиная с 9 июня имели место несколько крупных воздушных боёв, в которых «Фантомы» приняли небольшое участие. 10 июня «Фантом» сбил сирийский МиГ-21, в этот же день, по некоторым данным, один F-4, был сбит «двадцатьпервым» (израильские источники потерю подтверждать не стали, несмотря на то что были найдены кокпит и обломки сбитого «Фантома» и продемонстрированы западным исследователям, судьба пилотов сбитого самолёта осталась неизвестной). 11 июня было подписано перемирие, но продлилось оно совсем недолго. 11 июля израильский «Фантом» был сбит сирийским ЗРК. 12 июля «Фантомы» совершили налёт на город Дамур в 15 км южнее Бейрута и на деревню Нами ? 5 убитых и более 25 раненых. 24 июля один «Фантом» был уничтожен ЗРК «Оса». В октябре один разведчик RF-4E был повреждён ракетой, выпущенной сирийским МиГ-21. После этого боевые действия пошли на спад. В Сирию начали поставляться новые истребители МиГ-23МЛ, которые по их заявлениям в 1982 или 1983 году сбили один израильский «Фантом» (израильской стороной данная информация не подтверждена). 16 октября 1986 года разбился один F-4 — сброшенные им бомбы взорвались в воздухе, в непосредственной близости от самолёта, по одной из версий, из-за неисправности взрывателя одной из бомб, по другим данным от вражеского огня, один пилот спасся, другой попал в плен.

ВВС Ирана
1970-е

28 ноября 1973 года советский МиГ-21СМТ, пилотируемый Г.Елисеевым перехватил иранский разведчик RF-4, нарушивший воздушную границу. После безуспешного пуска ракет советский пилот пошёл на таран. Пилоты «Фантома» катапультировались.

Иранские «Фантомы» использовались для борьбы с советскими высотными разведчиками МиГ-25. Истребителям модификации F-4D ни разу не удалось перехватить нарушителей, однако более совершенные F-4E повредили один МиГ-25Р в 1976 или 1977 году ракетой AIM-7E, прежде чем упасть МиГ успел долететь до территории СССР.

Ночью с 18 на 19 сентября 1976 года, пара иранских F-4 вылетела на перехват неизвестного летающего объекта прямо над Тегераном. Первый «Фантом» с напарником пилотировал генерал Джаханбади, второй л-т Джафари и 2-й л-т Кейван. Во время перехвата Кейвану захотелось катапультироваться, но в последний момент он передумал. Генерала Джаханбади казнили во время революции в 1979 году.

В этом же году ещё один иранский разедчик RF-4 был уничтожен над СССР советскими истребителями.

В середине 1970-х иранские «Фантомы» совершали разведывательные вылеты над территорией Йемена. Три разведчика были уничтожены йеменскими зенитчиками и истребителями.

17 августа 1979 года курды, рядом с приграничным городом Павех, огнём ЗУ-23-2 сбили иранский F-4E, лётчик и оператор погибли.

Ирано-иракская война

К началу войны Иран имел 188 самолётов F-4D/E и 14 RF-4E. Кроме того, в рамках соглашения через Парагвай было предоставленно 23 F-4E непосредственно из наличного состава ВВС США. Один иранский «Фантом» был сбит иракским истребителем ещё до начала войны. В начале войны иракские самолёты совершили налёты по четырём аэродромам и другим военным объектам. На аэродроме Мехрабад в результате удара иракских МиГ-23БН были уничтожены два иранских F-4. 29 ноября 1980 года одним «Фантомом» были потоплены несколько иракских ракетных катеров «Оса» производства СССР.

По западным подсчётам, за первые 9 месяцев войны Иран потерял 60 «Фантомов». По иракским данным, только за первые дни войны (к началу октября 1980) было сбито 180 «Фантомов».

За период 1980-1988 годы «Фантомы» одержали 53—82 воздушные победы (в том числе 13 МиГ-23БН, 11—19 Су-20/Су-22, 9—29 МиГ-21, 4 МиГ-23М, 4 Mirage F1, 2 Ан-26ТВ, 1 Ту-22Б, 1 МиГ-27, 1 Super Etendard, 1 Ми-25 и 1 Bell 214), при потере 38 — 55 самолётов (в том числе 11 — 16 сбили МиГ-21, 10 — 19 МиГ-23М, 9-10 Mirage F1, 3 МиГ-25, 0 — 1 Ми-24 и 1 Су-20). Также 2-3 F-4 было уничтожено в боях с американскими F-14 и саудовскими F-15 (незадолго до боя с F-15, иранские F-4 безуспешно обстреляли саудовский заправщик KC-130H и перехватили один F-15, тогда «Иглы» вступать в бой не стали). F-4 себя плохо показал в ближнем манёвренном бою с иракскими истребителями, такими как МиГ-23М и Mirage F1.

4 апреля 1981 года иранские «Фантомы» осуществили успешный налёт на иракский комплекс военных баз H-3. Рано утром восьмёрка «Фантомов» вылетела с воздушной базы расположенной в городе Тебриз. Пара «Томкэтов» патрулировала границу на низкой высоте. В это время из Турции вылетело два самолёта-заправщика Boeing 707. Совершая полёт на низкой высоте над Северным Ираком, танкеры заправили «Фантомы» и стали возвращаться. F-4 атаковали базу с разных направлений, ни один иракский перехватчик не был готов к взлёту. Были уничтожены взлётно-посадочные полосы, две радарные станции и несколько ангаров с самолётами. Иранцы заявили об уничтожении и повреждении 48 иракских ЛА во время налёта. По американским данным 27 ЛА советского и французского производства было уничтожено и 11 повреждено. Все иранские «Фантомы» успешно вернулись на базу.

Иранские F-4 стали первыми самолётами, предпринявшими попытки налётов на иракский ядерный реактор «Озирак». За первые восемь месяцев войны было совершено 10 налётов, но только лишь в одном случае удалось частично повредить внешнюю систему охлаждения, в остальных истребители-бомбардировщики были уничтожены огнём ПВО.

12 июля 1986 года иранский «Фантом» с помощью ракеты «воздух-поверхность» AGM-65A Maverick уничтожил стоящий на нефтяной платформе иракский тяжёлый десантный вертолёт SA.321GV.

8 августа 1987 года иранский F-4E перехватил и выпустил ракету по патрульному самолёту P-3C ВМС США. Ракета AIM-7 не смогла поразить цель.

Иранские пилоты периодически угоняли «Фантомы» в Ирак. Известно как минимум 6 случаев угона самолётов. Угнавший F-4 в конце 1986 года иранский полковник рассказал что в пригодном для полётов состоянии ни осталось ни одного разведчика RF-4E.

За всю войну были уничтожены и выведены из строя практически все «Фантомы», количество боеспособных F-4 всех модификаций сократилось до 10 — 20 самолётов.

Дальнейшая служба

5 апреля 1992 года восьмерка иранских «Фантомов» нанесла удар по тренировочному лагерю антиисламской оппозиционной группировки «Муджахеддин эль-Халк» на территории Ирака. В результате налёта погиб один боец группировки — механик Хуссейн Никпейман. Ответным огнём 23-мм установки ЗУ-23-2 был подбит один самолёт.

15 марта 2013 года иранский F-4 попытался совершить перехват американского БПЛА MQ-1 Predator над Персидским заливом, но был отогнан двумя американскими истребителями.

Другие конфликты
Турецко-греческий конфликт

Турецкие истребители неоднократно встречались c греческими в 80-е и 90-е годы.

В 1985-1986 годах имели место перехваты и маневрирование между греческими F-4E и турецкими F-104G, по неподтвержденной информации во время этих перехватов было потеряно два «Старфайтера».

2 сентября 1994 года греческий F-4E, над Эгейским морем, по ошибке атаковал и сбил другой греческий F-4E.

20 октября 1995 года турецкий разведывательный RF-4E был перехвачен неизвестным греческим истребителем. Во время маневрирования турецкий самолёт разбился.

28 декабря 1995 года греческий F-16C вступил в воздушный бой с турецким F-4E. Во время маневрирования турецкий самолёт рухнул в море.

5 ноября 1997 года разбился турецкий F-4E после воздушного боя с неизвестным греческим истребителем.

Турецко-сирийский конфликт

22 июня 2012 года F-4 турецких ВВС был уничтожен силами ПВО Сирии.

Сравнение с аналогами
СССР Су-7 США McDonnell Douglas F-4 Phantom II США Republic F-105 Thunderchief Великобритания Hawker Hunter Франция Dassault Super Mystere Франция Dassault Etendard Индия HAL HF-24 Marut
Год принятия на вооружение 1960 1961 1958 1956 1958 1962 1967
Годы производства 1957-1972 1958-1979 1957-1964 1953-? 1957-1960 1960-1965 1961-1985
Выпущенно, единиц 1874 5195 833 примерно 2000 180 90 147
Масса пустого, кг 8370 12701 12181 6405 6932 5900 6195
Масса боевой нагрузки, кг 1200 7275 6400 3400 1360 1800
Пушка 2х 30-мм НР-30 1х 20-мм M61 Vulcan 1х 20-мм M61 Vulcan 4х 30-мм ADEN 2х 30-мм DEFA 552 2х 30-мм DEFA 552 4х 30-мм ADEN
Максимальная взлётная масса, кг 13043 20230 23970 11160 11660 10200 10910
Силовая установка 1х АЛ-7Ф-1 2х General Electric J79-GE-8 1х Pratt & Whitney J75-P-19W 1х Rolls-Royce Avon 207 1х SNECMA Atar 101G 1х SNECMA Atar 8B 2х Bristol Siddeley Orpheus Mk 703
Тяга двигателя (форсаж), кН 1х 94,1 2х 79,4 1х 117,9 1х 45,1 1х 43,1 1х 43,2 2х 21,6
Максимальная скорость, км/ч 2120 2585 2208 1150 1250 1100 1128
Практический потолок, м 15000 18898 12558 15240 17000 15500 13750
Практическая дальность (без ПТБ), км 1130 2380 1240 1175 1100
Модификации

Изначально самолёты для ВМС обозначались F4H, а самолёты для ВВС — F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений летательных аппаратов в вооружённых силах США все «Фантомы» получили обозначение F-4.

Варианты для ВМС и морской пехоты США

-F4H-1F (F-4A) — первая модификация, принятая на вооружении ВМС США. Построено 45 машин.


-F4H-1 (F-4B) — истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или ?8B). Произведено 649 машин.


-RF-4В (F4Н-1Р) — безоружный фоторазведчик на базе F-4В (первый полёт 12.03.1965).


-F-4G (не следует путать с F-4G «Wild Weasel») — модификация самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963). Переоборудовано 12 машин.


-F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).


-F-4N — палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (первый полёт 04.06.1972).


-F-4S — палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

Варианты для ВВС США

-F-4С — первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально имела обозначение F-110A.


-RF-4С (RF-110А) — невооружённый разведчик на базе F-4С (первый полёт 18.05.1964).


-F-4D — улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).


-F-4Е — усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967), масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В, на ряде истребителей F-4Е в носке правой консоли крыла была оборудованна телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», дающая возможность опознавать самолёты противника на большом удалении.


-F-4G Wild Weasel V (не следует путать с F-4G для ВМС) — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).

Варианты на экспорт

-F-4EJ — F-4E, производившиеся по лицензии в Японии корпорацией «Мицубиси дзюкогё».


-F-4F — модификация экспортных F-4E для ВВС ФРГ. В отличие от F-4E, не имели топливного бака N7, что позволило уменьшить массу машины до 13300 кг. В июне 1971 года заказаны 175 машин, в мае 1973 года первый выпущенный истребитель поднялся в воздух, в 1976 году по программе «Peace Rain» была начата модернизация, в 1983 году — стартовала вторая программа модернизации (ICE), которая была закончена в 1990 году. В 2012 году на вооружении оставалось 21 F-4F, последний был снят с вооружения 30 июня 2013


-F-4K — вариант для Королевских ВМС Великобритании. Сконструировано 50 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FG.1 (обозначение F-4K не использовалось).


-F-4M — вариант для Королевских ВВС Великобритании. Построено 116 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FGR.2 (обозначение F-4M не использовалось).

ТТХ

-Экипаж: 2 чел
-Макс. скорость: 2585 км/ч
-Боевой радиус: 1120 км
-Дальность полёта: 2380 км
-Практический потолок: 18898 м


-Размеры:

-Длина: 17,78 м
-Высота: 4,95 м
-Размах крыла: 11,7 м
-Площадь крыла: 49,23 кв.м.
-Макс. взлётная масса: 20230 кг


-Силовая установка:


-Двигатели: 2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8
-Тяга двигателя(форсаж), кН: 2 х 79,4


-Вооружение:


-Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20 мм М61 Vulcan
-Боезапас: 725
-Кол-во точек подвески: 10
-Масса подвесных элементов: 7275 кг
-Подвесные вооружения: AIM-7, AIM-9, AGM-12,
-свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы
-до пяти 1401 литровых ПТБ

wartools.ru

Самолет «Фантом» (McDonnell Douglas F-4 Phantom II): описание, технические характеристики, фото

Многие боевые самолеты по результатам своего применения или оказывались забытыми за свои невысокие качества, или же становились настоящими легендами, о которых знают даже те люди, которые к авиации не имеют никакого отношения. К последним можно отнести как, к примеру, наш Ил-2, так и значительно более поздний американский самолет «Фантом».

Пожалуй, это наиболее известная из всех американских машин 1960-1980 годов техника, причем ее название на долгие годы стало нарицательным для всех истребителей ВВС США. Его изюминкой была многофункциональность, которой наши авиаконструкторы смогли добиться несколько позже. Вообще самолет «Фантом» — не менее яркий символ холодной войны, чем, к примеру, бомбардировщик Б-52.

Особенностью этой техники было то, что в бомболюках машины могли быть размещены ракеты средней дальности перехвата. Интересно, что отечественные их аналоги, впоследствии используемые для вооружения МиГ-23, их сильно напоминали по конструкции и ТТХ. Китайцы же и вовсе «под копирку» создали свой самолет JH-7. Схожесть – не только во внешнем виде, но также в практически идентичных двигателях и даже РЛС. Неудивительно, что «Фантом» – самолет, фото которого можно до сих пор увидеть во многих журналах, посвященных тематике вооружений.

Начало разработки

Первоначальные работы стартовали в 1953 году, когда ВВС США остро озаботились отсутствием малейших наработок в области создания сверхзвукового палубного истребителя. Первой была фирма «Макдоннелл», но тот проект не полностью соответствовал требованиям военных. Впрочем, на базе опытного образца впоследствии был создан истребитель-бомбардировщик АН-1.

Впрочем, неудача «первопроходца» была связана не с неудачностью концепции, а в полностью пересмотренном в 1955 году техническом задании на новый самолет: дело в том, что адмиралы к тому времени выявили желание иметь на авианосцах чисто палубный истребитель-перехватчик, способный разгоняться до М=2, вооруженный исключительно ракетами.

Кстати, а кто создал самолет «Фантом»? Уже упомянутая нами «Макдоннелл». Набравшись опыта, ее инженеры смогли создать машину, полностью отвечающую всем требованиям заказчика. Причем последняя вышла настолько удачной, что до сих пор стоит на вооружении многих стран мира.

Первые прототипы

Уже в середине лета того же года был создан первый прототип, получивший обозначение F4H-1F, а через три года он полетел. За штурвалом сидел летчик-испытатель Р. С Литтл. Самолет использовал движки J79-3A (2х6715 кгс), но после первой полусотни полетов было принято решение поменять их на J79-GE-2. Спустя еще немного времени, последние также уступили место модели J79-GE-2A (2х7325 кгс). Так появился самолет «Фантом» второй модели.

В 1960 году на нем уже был достигнут абсолютный рекорд скорости 2583 км/ч. Но тут американцы пошли на небольшую техническую хитрость: в камеру компрессоров впрыскивалась под давлением смесь воды и этилового спирта, которая позволяла эффективно охладить лопатки турбин и не допустить их термического разрушения. Эта модификация получила обозначение F-4A, всего было выпущено 23 самолета такой модели.

Все они использовались исключительно для летных испытаний, на вооружение ВВС США не поступали. Вообще, «Фантом» – самолет (фото его есть в статье), в истории которого было не менее десятка модификаций. Учитывая, что на вооружении непосредственно США он стоял сравнительно недолго, это вполне можно считать рекордом! Если вы не знаете, как выглядит «Фантом» (самолет), то удовлетворить свое любопытство сможете, прочтя эту статью!

Начало производства, модификации

Производство этих машин было начато в декабре 1960 года. К 1967-му на вооружении ВВС США стояло около 637 самолетов данной модели. Впоследствии на базе этих разновидностей был создан разведчик. Впоследствии было произведено не менее 500 «чистых» «Фантомов», некоторое количество старых самолетов (кроме опытных партий) переделывалось в новые модификации.

Интересно, что решение о принятии «Фантома» на вооружение в качестве многоцелевого истребителя было принято только в 1962 году. Во многом такая неторопливость была связана с проходившими в то время обсуждениями о роли будущей машины. Некоторые конструкторы предлагали сразу же сделать ее аналогом штурмовика с задатками истребителя, другие же настаивали на варианте создания чисто истребительной техники, которая на тот момент была наиболее востребована ВВС США.

Техническое оснащение и вооружение

Аэродинамическая схема – нормальная, крыло низкорасположенное, трапециевидное, особенностью его являлось наличие складных консолей. Хвостовое оперение сделано стреловидным для максимального сопротивления воздушному потоку и повышения маневренности самолета.

В отличие от основных истребителей тех лет, самолет «Фантом» отличался развитой механизацией, ряд модификаций имели на борту систему УПС. Чтобы самолет мог садиться на палубу авианосца, используется тормозной гак. Он выдерживает приземление машины массой до 17 тонн. Разумеется, что такие посадки доступны только наиболее опытным летчикам, идеально чувствующим свой самолет.

В конструкции машины была применена РЛС модели AN/APQ-120, за прицеливание отвечал комплекс AN/ASQ-26, система AN/AJB-7 отвечала за навигацию и точный выход самолета к точке бомбометания. Для сброса бомб самолет фантом Ф-4 применял оборудование марки AN/ASQ-9L. Радиолокационное излучение от радаров противника обнаруживалось принимающей аппаратурой AN/APR-36/37, за обнаружение РЭБ-помех отвечал комплекс AN/ALQ-71/72/87.

В состав пилотажно-навигационной системы F-4E входит ИНС AN/ASN-63, счетно-решающее устройство AN/ASN-46 и радиовысотомер малых высот AN/APN-155. Для связи, радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик TACAN.

Вооружение. На девяти узлах внешней подвески самолет фантом Ф-4 может нести разнообразное вооружение, в том числе четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу». Есть возможность несения вооружения в нишах фюзеляжа, самолет также может использовать авиационные пушки модели М61А1 (боекомплект 1200 патронов на орудие). На борту имеются блоки с НАР, стандартные бомбы, выливные самолетные приборы (ВАП) на крыльевых подвесках.

Самолет «Фантом» (характеристики, фото которого есть в статье) имеет возможность нести на борту две ядерные бомбы модели: Mk43, Мк.57, Мк.61 или Мк.28. Полная масса возможного вооружения составляет около семи тонн, но при такой загрузке взлететь машина может только если топливные баки не были полностью заправлены. Это – один из ключевых недостатков данной модели, который наиболее ярко проявился во Вьетнаме, где американцы встретились с советскими МиГами. У наших самолетов тяговые показатели по отношению к весу и вооружению были заметно выше.

Сведения о производстве

Выпуск «Фантомов» для покрытия нужд американских военных шел вплоть до 1976 года (всего было поставлено около 4000 самолетов, причем около 1300 пошли на нужды ВМФ). Помимо этого, еще около полутора тысяч машин передали на экспорт. Но здесь следует отметить, что некоторая часть экспортированных аппаратов была передана непосредственно из состава ВМФ/ВВС США.

Неудивительно, что самолет Ф4 «Фантом» стал одним из наиболее массовых в секторе реактивных истребителей того времени, так как всего успели выпустить более пяти тысяч штук. Наконец, с 1971 по 1980 годы в Японии построили 138 самолетов, являвшихся лицензионной копией американского «Фантома», отличавшихся от базовой версии некоторыми изменениями в составе вооружения и бортового оборудования.

Технические характеристики

Общий размах крыла составлял 11,7 метра, длина фюзеляжа — 19,2 метра, максимальная высота корпуса равнялась 5 метрам, площадь крыла 49,2 квадратных метра. Максимальная масса взлета варьировалась от 25 до 26 тонн. Пустой самолет F 4 «Фантом» (без топлива и подвешенного вооружения) весил 13 760 кг, во внутренних топливных баках помещалось шесть тонн топлива, еще четыре тонны можно было залить в подвесные баки.

Моторы и летные характеристики

В качестве силовой установки использовались два ТРДФ Дженерал Электрик. Моделей также было две: J79-GE-8 (с максимальной тягой 7780 кгс), J79-GE-17 (наивысшая тяговая характеристика которого составляла 8120 кгс).

В свое время самолет «Фантом», технические характеристики которого есть в статье, стал настоящей легендой американских ВВС именно по той причине, что его летные данные были очень хороши. Самолет мог разгоняться до 2300 км/ч, максимально достижимая на практике высота подъема составляла 16 600 метров, ускорение разгона — 220 м/с, дальность полета 2380 километров.

Длина разбега перед взлетом составляла 1340 метров, с тормозным парашютом машина полностью останавливалась за 950 метров. На авианосцах, где использовался гак, американский самолет «Фантом» останавливался примерно за 30-40 метров. Максимальная скоростная перегрузка, достигнутая за время практической эксплуатации, составляла 6,0G.

Значимость и боевое применение

Американцы очень любили самолет «Фантом» (характеристики которого нами уже описаны), так как аппараты этой модели очень долго оставались основным средством завоевания превосходства в воздухе ВВС и ВМС. Первый известный эпизод боевого применения состоялся 2 апреля 1965 года, в ходе боевых действий во Вьетнаме. Там самолеты этой модели столкнулись с истребителями МиГ-17Ф, которые были поставлены Северному Вьетнаму нашей страной.

С 1966 года в эпизодах противостояния участвовали уже МиГ-21Ф, также поставлявшиеся СССР. ВВС и ВМС США предполагали, что «Фантомы» быстро начнут завоевывать превосходство в воздухе, так как на их стороне было достаточно мощное бортовое вооружение, качественная РЛС, а также хорошие характеристики разгона и маршевой скорости. Все эти обстоятельства давали надежду на хорошие результаты воздушных боев.

Достоинства и недостатки

Но на практике оказалось, что в столкновении с более маневренными машинами характеристики американских самолетов оказались не слишком востребованными. У них была меньшая скорость, на крыло приходилась большая эксплуатационная нагрузка, свою роль вносили также ограничения по перегрузкам (6,0 против 8,0 у МиГов). Выяснилось также, что у американских машин меньший угол разворота при несколько худшей практической управляемости. Тяга на единицу веса вооружения у советских самолетов также была лучше.

К достоинствам относился быстрый разгон (разница с МиГом – около семи секунд в пользу американца), машина быстрее набирала высоту, наши летчики высоко оценивали обзорность из кабины трофейных «Фантомов», а также наличие второго члена экипажа. Последний значительно разгружал самого летчика, так как постоянно следил за областью задней полусферы и мог предупредить командира о возникшей там угрозе.

Прочие места боевого использования

Считается, что наиболее результативным экипажем времен Вьетнамской войны стал пилот С. Ричи и штурман Ч. Бельвью, на боевом счету которых, по данным самих американцев, было пять вьетнамских МиГов. С конца 60-х годов прошлого века самолеты этой модели начали массово передаваться израильским союзникам Америки. В составе израильских ВВС машины зарекомендовали себя очень хорошо.

Но и там при столкновениях с египетскими МиГ-21, за штурвалом которых сидели советские летчики, выяснились все те же самые недостатки. Проблемы оказались настолько велики, что израильтяне наладили на своей территории выпуск французских истребителей «Мираж», причем для этого они не побрезговали даже похитить часть технической документации. В дальнейшем «Фантомы» были переориентированы на решение штурмовых задач, с которыми самолеты этой модели справлялись без всяких нареканий.

Впрочем, сами летчики не были от этого в восторге, так как «Фантомы», применявшиеся в качестве штурмовых машин, несли заметные потери (до 70% парка этих машин). Опять-таки, объяснялся этот факт не высокими профессиональными качествами египетских летчиков, а хорошими навыками советских расчетов советских же ЗРК.

В дальнейшем самолеты использовались в ходе конфликта Ирана с Ираком (1980-1988 годы), но хоть какие-то подробности боевого применения их в те годы до сих пор остаются неизвестными. Впрочем, к тому времени относится первый воздушный бой между самолетом и вертолетом, когда Ми-24 Иракских ВВС смог подбить атаковавший его «Фантом» ракетами «воздух-воздух».

Также известно, что в 2012 году ВВС Сирии сбили «Фантом» Турции, который последняя использовала в качестве разведчика.

Некоторые специалисты в области техники и вооружения считают, что самолет «Фантом» — истребитель-бомбардировщик США «третьего» поколения, на момент своего создания серьезно смогший обогнать свое время. Некоторые предпосылки для такого мнения есть, так как модель получилась весьма удачной, а некоторые ее характеристики остаются востребованными и поныне.

Сегодня самолеты этого типа остаются на вооружении ВВС: Египта (примерно два десятка машин), у греков имеется около полусотни модернизированных «Фантомов», есть они также у Ирана, но все иранские самолеты относятся к 60-м годам постройки, и количество остающихся исправными машин неизвестно. Использует самолета этого типа Турция, на вооружении которой есть не менее полутора сотен модернизированных «Фантомов», Южная Корея (около полусотни), Япония (сто самолетов). Отметим, что японцы применяют образцы собственной постройки, о которых мы уже упоминали выше.

Современные перспективы

Сегодня оставшиеся у ВВС США машины массово переоборудуются в тяжелые ударные БПЛА, а также в радиоуправляемые мишени, предназначенные для обучения экипажей ВВС и расчетов ПВО. Сами американцы пишут, что последний эпизод полета «человеческого» «Фантома» произошел в середине апреля 2013 года (имеется в виду полет над территорией США). До того «последним из могикан» считалась машина с бортовым номером 68-0599, совершившая свой полет на базу в пустыне Мохаве 18 января 1989 года, и не летавшая с тех пор.

Но в настоящее время Министерство обороны США прогнозирует, что в скором времени все «Фантомы», к настоящему времени находящиеся на хранении, будут сниматься с консервации и массово переоборудоваться. Известно, что, по состоянию на сегодняшний день, с хранения уже было снято не менее 316 машин этого типа.

Что будут делать с «Фантомами»?

Американская корпорация BAE Systems занимается капитальным ремонтом этих самолетов с их последующей переделкой в радиоуправляемую мишень QF-4C. Известно, что в конечном счете все машины будут переданы 82-й отдельной эскадрилье радиоуправляемых мишеней (Aerial Targets Squadron — ATRS). Базируется она в штате Флорида.

По внешним признакам «роботизированные» самолеты легко отличить от обычных, так как законцовки их крыльев и киля окрашены в ярко-красный цвет (вы можете посмотреть на фото самолета «Фантома» этого типа в статье). Уже известно о паре сотен заказанных и находящихся в постройке аппаратов. Ценно такое переоборудование тем, что машины могут быть использованы в качестве боевых.

Для демонстрации боевых возможностей переоборудованных «Фантомов» в январе 2008 года с борта одного из них впервые был осуществлен показательный запуск ракеты типа «Воздух-земля». Считается, что переделанные в БПЛА самолеты можно будет эффективно применять с целью подавления средств ПВО противника. Даже несмотря на эффективность самой техники, потерей пилотов при их сбивании не произойдет, что позволит сохранить жизни обученных летчиков.

Скорее всего, в ближайшее десятилетие последние «Фантомы» на «человеческом приводе» будут окончательно сняты с эксплуатации во всех странах, где такие машины еще остаются на вооружении. И тогда посмотреть на легендарный аппарат можно будет или в музеях, или же при посещении частных авиационных коллекций. Наконец, фото самолета «Фантома» вы всегда сможете увидеть на страницах этой статьи.

У наших летчиков была возможность оценки трофейных «Фантомов». Нужно сказать, что советские специалисты высоко отзывались об этой машине сразу по нескольким показателям, особенно отмечая общее качество изготовления, отличную электронику, удобство посадки и работы летчика. Также в самолетах этой модели была грамотно основана «защита от дурака». Так, в посадочном режиме было невозможно запустить ракету или по ошибке использовать иное вооружение. Увы, но подобное иногда случалось с летчиками наших МиГов, которые, будучи уставшими, могли просто не туда нажать…

fb.ru

F-4 Phantom II

Характеристики F-4 Фантом II
 F-4F-4BF-4CF-4DF-4E/JF-4FF-4GF-4MF-4SRF-4E
РазработчикМакДоннел Дуглас, США         
Год196019611963196519671973197819681977 
Экипаж, чел2         
Размеры
 F-4F-4BF-4CF-4DF-4E/JF-4FF-4GF-4MF-4SRF-4E
Размах крыла, м11,711,7  11,77 (11,781)     
Длина, м19,217,76  19,19 (19,201)     
Высота, м54,96  5,02     
Площадь крыла, м249,249,2  49,2     
Массы
 F-4F-4BF-4CF-4DF-4E/JF-4FF-4GF-4MF-4SRF-4E
Масса пустого самолета, кг1376012808  13760     
Взлетная масса, кгнормальная 2086020000 18818 (208001; 215001)     
максимальная 24800247702477028000 (263301; 275002)2630026400252002537026330
Полезная нагрузка, кг 7250  7250     
Удельн. нагр. на крыло, кг/м2нормальная 424  382     
максимальная 503  570     
Силовая установка»)
 F-4F-4BF-4CF-4DF-4E/JF-4FF-4GF-4MF-4SRF-4E
Двигатели2 x ТРДФ Дженерал Дайнемикс J79-GE-17         
Тяга, кГс (кН)нефорсажная2×5400 (2×53,0)         
форсажная2×8120 (2×79,6) 2×77002×77002×81202×85002×81202×96002×8070 
Тяговооруженностьнормальная 0,72  0,85     
максимальная 0,61  0,57     
Лётные данные
 F-4F-4BF-4CF-4DF-4E/JF-4FF-4GF-4MF-4SRF-4E
Максимальная скорость, км/чу земли1200 (M=1,15)1300  1460 1400   
на высоте2300 (M=2,2)2400255021602300 (24141)2400230021602500 
Максимальное число Маха 2,27  2,27     
Посадочная скорость, км/ч 240  240     
Скороподъемность, м/с 152175 200 (1521)     
Максимальная скороподъёмность, м/с 245   220 140200 
Потолок, м 19000  19685 (166001; 184201)     
Практическая дальность 3700 (23801)370037004000 (31841; 25901)3700318030003700 
Радиус действия, км 1450-1600  1266     
Длина разбега, м13401525  1369-1792     
Длина пробега с тормозным парашютом, м950         
Посадочная дистанция, м 1704  1704     
Максимальная эксплуатационная перегрузка6   7,38    
Число узлов подвески9         
    1. — по другим данным
    2. — в перегруз

Описание

После не очень удачной для американских ВВС войны в Корее (там советские МиГи доказали свое преимущество над «Сейбрами») в США была поставлена задача создать истребитель, способный обеспечить Соединенным Штатам безоговорочное преимущество в воздухе. Им должен был стать «Фантом» II фирмы «Макдоннел». И если достигнуть этой цели в полной мере так и не удалось, то все же одним из самых распространенных истребителей мира «Фантом» стал. F-4 — наиболее массовый многоцелевой реактивный истребитель. Имеет высокие лётные характеристики, подтверждённые серией мировых рекордов. В период с 1950 по 1969 год на «Фантоме» было установлено 16 мировых рекордов (скорости, высоты подъёма, скорости по замкнутым 100- и 500-километровым маршрутам и др.). Более пяти лет продолжалась его разработка до первого вылета, который состоялся 27 мая 1958 года. За это время было затрачено 6,8 млн. человеко-часов. 5000 из них заняли испытания в аэродинамической трубе, где сняли характеристики с более чем 100 моделей оперения и 75 моделей крыла. В результате «Фантом» получил действительно оригинальные и несущие поверхности и оперение, которые выделяют его из всех существующих самолетов. В соответствии с тактико-техническими требованиями «Фантом» проектировался как всепогодный сверхзвуковой многоцелевой истребитель с большим радиусом действия, способный выполнять самые разнообразные задания на больших и малых высотах, в широком диапазоне скоростей и при этом мог бы базироваться как на стационарных аэродромах, так и на авианосцах. Это ограничило габариты машины, а требование повышенной безопасности предопределило выбор двухдвигательной схемы. Еще одно отличие — экипаж из двух человек. Среди истребителей это достаточно редкое явление. Разработчики посчитали, что на тот период это наиболее верный способ обеспечить высокую эффективность обнаружения и уничтожения любых целей (как скоростных воздушных, так и наземных) и прорыва противовоздушной обороны противника. Причем в модификации для Военно-морских сил (F4H-1) во второй кабине размещался оператор бортовой радиолокационной станции, а для ВВС (F-110A) — второй летчик с задублированной системой управления. Серийное производство обеих модификаций началось в 1961 году. В следующем, из-за изменения системы обозначений «Фантом» был переименован просто в F-4. Под этим индексом он и стал известен во всем мире. В общей сложности до 1980 года построили более 5000 «Фантомов» различных модификаций. По лицензии они производились также в Японии и ФРГ. Его цена постоянно росла. Если в 60-х годах он стоил 2,3 млн. долл., то в 1975 году уже 4,5 млн. долл. Как истинно многоцелевой самолет «Фантом» выпускался модификации истребителя-бомбардировщика (F-4A, F-4B, F-4C, F-4D, F-4J, F-4K, F-4N, F-4S), дальнего истребителя сопровождения (F-4E и F-4F), перехватчика (F-4EJ), самолета радиолокационной борьбы (РЭБ F-4G). В 1974 году был подготовлен даже экспериментальный образец (F-4CCV) с дополнительным оперением в носовой части фюзеляжа. На этой машине проводились исследования перспективной системы управления.

Конструкция

Конструкция самолёта выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж самолёта — полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины лётчика, вмещающей двух членов экипажа. Крыло самолёта (стреловидность по передней кромке 45°) составлено из профилей NACA 0006.4-64M в корневой части и NACA 0003.0-64 на конце. Особенностью конструкции крыльев и вертикального оперения является использование толстой обшивки (10-20 мм), оно обусловлено требованиями аэроупругости и боевой живучести. Самолёт оборудован системой автоматического управления AN/ASA-32. Система кондиционирования воздуха в кабинах обеспечивает полёт без скафандров на высоте до 19 км.

Целевое оборудование

В состав системы управления оружием самолёта входит: импульсно-допплеровская РЛС AN/APQ-120 (способна обнаруживать цели до 70 км только на фоне свободного пространства), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счётно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Многие модификации были оснащены БРЛС AN/APG-59 Средства РЭБ включают приёмники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALQ-71/72/87. В состав пилотажно-навигационной системы F-4E входит ИНС AN/ASN-63, счётно-решающее устройство AN/ASN-46 и радиовысотометр малых высот AN/APN-155. Для связи, радионавигации и опознования имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приёмопередатчик TACAN. Целевое оборудование дополнялось контейнерами с лазерными дальномерами-целеуказателями. На F-4D/E, (по-моему еще во Вьетнаме — [YG]), применялся AN/AVQ-12 Pave Spike («Пэйв Спайк»), по другим данным он маркировался как AN/AVQ-23 (или это два разных ??). На F-4E позднее применялся AN/AVQ-26 Pave Tack («Пэйв Тэк»), в котором кроме ЛЦУ была еще ИК-станция переднего обзора.

Вооружение

Встроенное: 1 шестиствольная пушка M61-A1 «Вулкан» калибра 20-мм с боекомплектом в 639 патронов (на F-4E и F-4F встроенная, на остальных — только в подвесном варианте). Подвесное «воздух-воздух»:четыре или шесть УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нишах под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер», «Фалкон» на подкрыльевых узлах подвески. Германские F-4F/ICE (пока единственные из Фантомов) вооружены AIM-120 AMRAAM. Английские Фантомы вместо «Спэрроу» несли ее английский вариант — «Скай Флэш». Подвесное «воздух-поверхность»:, «Булпап» или «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также блоки с НАР, свободнопадающие бомбы. «Фантомы» могут нести по две ядерные бомбы Mk.43, Mk.57, Mk.61 или Mk.28. Контейнеры обеспечивали применение лазерных УАБ GBU-10, GBU-12, GBU-16. Кроме того, во Вьетнаме Фантомы применяли GBU-8 и GBU-9 с телевизионным наведением. Также в составе вооружения Фантомов УАБ AGM-62 Walleye и GBU-15/AGM-130. Для действий по наземным целям — шесть УР AGM-65 «Мэйврик». Самолёт F-4G берёт на борт две противорадиолокационные УР AGM «Шрайк», или две AGM-78 «Стандарт», или две AGM-88 HARM.

Модификации

  • AH-1 — Прототип F-4 «Phantom»2. Контракт выдан 18 ноября 1954 года.
  • F-4A — первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис
  • F-4B — улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г.
  • F-4C — «сухопутная» модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C)
  • F-4D — улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее.
  • F-4E — усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах.
  • F-4EJ Kai — вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки.
  • F-4G «Wild Weasel» («Уайлд Уизл») — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel.
  • F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта).
  • F-4К — Phantom FGR.1
  • F-4M — Phantom FGR.2
  • F-4N — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.).
  • F-4S — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18
  • RF-4C — невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.).
  • RF-4E — невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация «Фантома», оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке.
  • Phantom FGR.2 (F-4M) — перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado.
  • Phantom-2000 — F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности — нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты «воздух-земля» «Попай» и «воздух-воздух» «Питон-3» и «Питон-4». Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции.
Производство самолётов «Фантом» 2 для ВВС, ВМС и КМП США продолжалось до 1976 года. Самолёт F-4 стал наиболее массовым реактивным истребителем. Его модификации закупили 11 стран: Австралия, Великобритания, Греция, Египет, Израиль, Иран, Испания, Турция, ФРГ, Южная Корея и Япония. Всего в США было построено 5195 самолётов «Фантом».

Источники

  • Юрий Голдаев
  • Н.И.Рябинкин. «Современные боевые самолёты»
  • Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия

Ссылки

Фотогалерея

  • [ x] «Wild Weasel» — самолёт РЭБ// Corel Professional Photos CD-ROM: Air Force.
  • [ x] Залп. «Фантом» наносит удар НУРами//
  • комментарии (2)
     

    www.airbase.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *