Форма в одежде – 1. Одежда и костюм — Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды

Форма одежды в образе человека

Народная пословица гласит: «встречают по одежке, провожают по уму». Следовательно в первую очередь происходит визуальное восприятие одежды и в целом образа человека. При сканировании определяющими являются форма одежды и цветовая палитра, и только потом мы начинаем рассматривать картинку в деталях. Форма одежды в образе человека производит определенное впечатление на окружающих и многое может сказать о характере, стиле и даже настроении хозяина.

Важным свойством костюма является связь его формы с фигурой человека. Одеждой можно подчеркнуть то, что нужно или наоборот скрыть либо скорректировать. Форму костюма как правило связывают с геометрическими фигурами, так как она относится к пространственному восприятию образа. Такими фигурами являются: треугольник, овал, круг, квадрат и прямоугольник. Также используют ассоциативные определения с какими-либо предметами: рыбка, бочонок, фонарик, тюльпан, колокольчик, песочные часы и т. д. Поговорим о каждом отдельно.

Треугольник (или трапеция)  характеризует динамику и движение. Его острые углы, направленные в разные стороны  создают ощущение агрессии, боевого настроя и оптимизма. Треугольник сравнивают с желтым цветом и символом мысли, излучающим себя по трем направлениям. Это очень женственная форма: узкие плечи, широкие бедра. С помощью расклешенных сарафанов, юбок, можно создать легкомысленный или романтичный образ. Усеченный треугольник превращается в трапецию, которая  является очень выигрышным вариантом для  фигуры без ярко выраженной талии. Боковые линии, расходящиеся лучами вниз только очерчивают фигуру, но не облегают ее.

Такая форма была очень актуальна в 1960-х годах , она характерна для платья, юбок, костюмов и пальто. Первая коллекция Ив Сен — Лорана была гимном А-силуэту. Очень хорошо такой силуэт сочетается с геометрическими мотивами в костюме. Если вы взяли эту форму за основу, но при этом не предполагаете украшать платье всевозможными декорациями, то подберите красивую ткань с интересной фактурой. Для более яркого выражения  трапецивидной формы подойдут более плотные ткани, такие как жаккард или гобелен. Трапеция это один из силуэтов, который удобно носить женщине любой комплекции и любого роста, главное выбрать нужную длину платья. Юбка треугольной формы давно стала классикой и всегда сможет подчеркнуть вашу талию и скрыть бедра. Ее вы смело можете использовать с разными стилями: классическим, молодежным, деловым.

Если перевернуть треугольник основанием вверх, то получим новый силуэт с расширенным плечевым поясом. Чаще такая форма присутствует в мужской одежде. Визуально она создает ощущение уверенности и силы. Сложно создать такой силуэт без накладных плечиков,что придает фигуре еще более внушительный вид. Ширину плеч зачастую диктует мода, но это можно сделать и определенным стилем. Появившись впервые в 1940-х годах и пережив настоящий триумф  в 1980-х   треугольный силуэт периодически выходит на лидирующие позиции.

Овал — это достаточно обтекаемая форма одежды, расширенная в талевой зоне и постепенно сужающаяся кверху и книзу. Она также хорошо скрывает недостатки фигуры и подходит склонным к полноте людям с покатыми плечами  и широкими бедрами. В 1930-е годы такая форма была в фаворе у великого Поля Пуаре, а в 1950-е  прославили Кристобаля Баленсиагу. Овальная форма удобна, располагает к отдыху и неформальному общению. Практически каждая женщина будет чувствовать себя уютно в пальто такой формы. В цветовой палитре ей соответствует фиолетовый цвет.

Круг — это правильная форма, стабильная и замкнутая. Он ассоциируется с диском и полной луной, обладает большой зрительной массой и ассоциируется с постоянным движением. Подобно овальному образу этот силуэт создает ощущения спокойствия и не напряженности.  В чистом виде совершенно круглый силуэт в одежде не используется, только лишь в деталях. Конечно можно создать его намеренно с помощью фактурных материалов, но согласитесь,что выглядеть это будет немного комично и неестественно. Хотя округлые формы, используемые в элементах  композиции всегда вносят в костюм мягкость и легкость. С кругом ассоциируется синий цвет.

Квадрат — форма, говорящая об уверенности и стабильности. Внешне ассоциируется с крепким, тяжелым, твердо стоящим на ногах человеком. Если вы обладатель такой фигуры, то не стоит надевать  жакеты по форме напоминающие квадрат, тем более в клетку. В области цвета этой форме соответствует красный.

Прямоугольник — это линейная форма, которая ассоциируется с логическим мышлением и организованностью. Если вы любитель строгого, делового стиля и хотите придать своему костюму серьезность и сдержанность , то прямоугольная форма  должна стать вашим выбором. «Прямоугольные»  вещи должны выглядеть так, словно сняты с чужого плеча. С помощью этого эффекта появляется свобода в выборе формы нарядов и изменении пропорций. Чаще всего прямоугольный силуэт используется в бизнес-стиле. Наличие вертикальных линий будет способствовать вытягиванию фигуры.

Если сравнивать формы друг с другом, то можно визуально оценить их зрительную массу. У круга и квадрата она самая большая. Минимальными массами обладают линейные формы. Также восприятие массы зависит от плотности  заполнения и фактуры формы. Если поверхность гладкая, то зрительно одежда  выглядит меньше, чем если она выполнена, например, из меха.  Визуальное восприятие формы изменяется при наличии большого количества деталей (клапаны, карманы).

При разработке костюма надо соизмерять размеры отдельных элементов,чтобы они смотрелись пропорционально. Цвет и размер рисунка на ткани также  имеет значение. С помощью правильного выбора формы одежды можно изменить зрительное восприятие. В одном костюме можно сочетать две формы, главное правильно выбрать соотношения между частями учитывая тип телосложения. Например, хорошо будет смотреться короткий жакет и длинная трапецивидная   юбка правильной длины. Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали и определяются в процентном соотношении.

Надеюсь, что эти знания Вам пригодятся, и Вы сможете без труда создавать правильные пропорциональные комплекты.

Оставляйте свои комментарии и делитесь полезной информацией с друзьями!

Подписывайтесь на новости, чтобы узнавать еще больше интересного!

С уважением, Ирина Широкова.

fusion-of-styles.ru

Форма и масса в одежде.

Творческая работа художника модельера над композицией костюма должна быть направлена на выражение и воплощение содержания, которая вкладывается в модель костюма с учетом его назначения.
Каждый отдельный предмет состоит из геометрического вида формы.
Величина и масса фигуры в целом и ее частей, а так же цвета, рисунка, фактуры материала. Эти элементы служат основным и первичным материалом в работе художника модельера в композиции.
Многообразие элементов фигуры и безграничные возможности их сочетания, дают художнику возможность находить новые художественные решения.

Геометрические формы:

Каждый в форме определяется тремя характерами:
-степень объемности
-контурами фигуры в целом и ее частями
-поверхностью(прямолинейными, кривыми, ломанными)

Степень объема зависит от соотношения измерений фигуры трем координатам в пространстве. В форме одежды степень объема имеет ограничения в предметах, возможности ее формы. Но в этих предметах степень объемности разнообразна.

Например:
форма вытянутого прямоугольника, треугольника, треугольник может быть разной формы, равнобедренный равносторонний, односторонний.

  Форма треугольника

Форма четырехугольника 

Форма трапеции может быть самой разнообразной
Форма трапеции получается на усеченном треугольнике.Основание трапеции может быть расположено внизу или вверху.
Трапеция может быть вытянутой или укороченной.

 Форма трапеции

Форма вытянутого эллипса

 

Форма эллипса может быть более вытянутой,сплющенной формы
может быть укороченный эллипс,приближенный к кругу

 Форма круга и овала.

Форма круга может быть уменьшенной или увеличенной.
Форма овала может быть оформлена с разных сторон.

 Квадрат

Контур одежды,рассматриваемый со всех сторон выражает ее объемность.
Плоскостное зрительное восприятие объемных форм ограниченных контурами
дает представление о силуэте одежды.Следовательно,форма и силуэт взаимно-связаны.
Общая форма,а следовательно и силуэт одежды обуславливаются в первую очередь практичным назначением одежды, а ее обязательной ролью украшать человека, т.е.соответствовать его индивидуальным внешним данным.
Форма и силуэт зависит так же от направления моды.
Форма и силуэт одежды уже сами по себе могут выражать художественный замысел, но они могут одновременно служить и основой и фоном различных декоративных решений, использование декоративных элементов(клапаны, хлястики).
Требуют их соподчинения с формой и силуэтом одежды.
Форму и силуэт одежды можно изобразить плоскостным или контурным рисунком.
Поверхность формы одежды может состоять из прямолинейных или криволинейных плоскостей(выпуклых или вогнутых).

Они могут быть так же гладкими или ломанными.
Ломанную поверхность формы образуют формы образуют различные драпировки, складки, плиссе, гофре,рюши.

контурная и плоскостная

драпировки и складки

плиссе и гофре

волан

рюша

 

Величина формы.
Этот элемент выражает соотношения одежды с фигурой человека, и так же отдельных форм одежды между собой.

 

Величины форм могут быть разнообразными и от них зависит степень объемности, зрительная легкость или тяжесть формы одежды 
(прозрачный капрон, шифон; бархат, плюш-зрительную тяжесть)

 

Геометрические формы могут соединяться и создавать другой вид формы. Это хорошо проявляется при создании форм одежды. Разница двух или более форм по величине наиболее заметна при их сопоставлении. Общая форма многих видов легкого и верхнего платья состоит из двух и более частей(лиф, юбка, рукав, воротник)

 

В моделировании одежды в работе над композицией часто используют эффект противопоставления больших и малых величин, при этом величина формы в целом будет зрительно увеличиваться или уменьшаться.
Например:
-мелкие детали расположенные на большой форме, подчеркивают ее объем и зрительно еще больше увеличивает.
-крупные детали на той же форме уменьшают зрительно величину формы в целом.

  

 

Масса в одежде.
Масса — зрительное весовое количество формы одежды в целом и ее составных частей:
Ширина плеч, обхват груди, талии бедер, размеры рукавов, воротника и др.
Все перечисленные элементы формы взаимосвязаны, изменение формы одного элемента влечет за собой изменение других показателей формы.

 

Меняется форма по величине, меняется и ее масса (больше или меньше).
Масса зависит от геометрического вида формы, силуэта одежды.

Форма, приближенная к вертикали имеет меньшую массу. Максимальную массу имеют форму, приближенная к форме куба или шара, следовательно, масса зависит от степени объемности.

 

На объем и массу формы так же влияет степень заполняемости формы конструктивными и декоративными линиями (много линий – меньше масса, мало линий декора — масса больше).

 

На зрительное восприятие массы влияют и детали (карманы, чем они меньше, тем больше масса и наоборот, чем больше карманы, тем меньше масса).

 

Цвет, рисунок и фактура материала.
Эти элементы оказывают существенное влияние на внешний вид формы одежды и ее выразительность, цвет обладает свойством зрительно увеличивать или уменьшать форму одежды, придавать ей легкость или тяжесть, успокаивать или утомлять человека.

Светлые тона больше по объему, легче.
Темные тона малые по объему, тяжелее.

Материал, оформленный рисунком, имеет различное заполнение поверхности, от этого зависит
величина и масса формы одежды.
Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды, а уплотненный, сгущенный рисунок уменьшает величину и массу одежды.

Фактура ткани.

Имеет большое значение для выявления степени объемности и массы одежды.
Фактура ткани с ярко выраженной рельефностью, зрительно увеличивает форму и массу ( букле, ворсовые). Эти ткани увеличивают объемность, а так же тяжесть формы.
Гладкие, прозрачные, блестящие поверхности наоборот зрительно уменьшают объем и придают легкость одежде
Ткани с длинным ворсом и завитковый мех обладают свойством придавать форме монолитность

т.к. благодаря усиленной фактуре соединение отдельных частей незаметны.
  

ideimaste.ru

Форма одежды

Первое зрительное впечатление от одежды — это ее форма. Уже с первого взгляда можно определить, широкая одежда или узкая, длинная или короткая, подходит она человеку или нет. История моды знала облегающие, зауженные формы одежды и формы, приближающиеся к квадрату, шару. Контурное очертание форм одежды называется силуэтом. Каждая мода предлагает свои силуэты. По ним можно проследить изменения моды за определенный период времени. Следовательно, силуэт является выразителем моды.

Условно силуэты сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник (рисунок 8). Иногда обозначают буквами: «Х», «А», «Н». Разновидности силуэтов можно сравнить с бочонком, тюльпаном, зонтиком, кларнетом.

Форма одежды должна соответствовать фигуре человека и направлению моды. А мода дает право выбора. Приталенный силуэт подчеркнет линию талии. (Можем ли мы себе это позволить?) Прямой — очень удобный и комфортный, но он скрывает очертания фигуры. Силуэт трапеция с большим количеством фалд пойдет не каждому. А вот полуприлегающий лишь слегка намечает контуры фигуры и подходит почти всем. Полные женщины предпочитают именно этот вариант.

Важным моментом при выборе формы является определение длины изделия. Длина зависит от направления моды и фигуры человека. Меняется направление моды меняется и длина. В последние годы мода стала демократичнее. Предлагаемая длина- от мини до макси. Всегда важно найти «свою» длину, только тогда можно чувствовать себя уверенно. Нужно помнить, что длинная одежда может сделать человека стройным или, наоборот, тяжелым, короткая — подчеркнет маложавость или откроет не совсем стройные ноги. Найти правильную длину, значит определить правильные пропорции одежды. Но пропорции — это не только отношение длины изделия к фигуре человека, но и длины юбки к длине жакета, ширины рукава к лифу и всему силуэту и т.д. Все это мы обдумываем заранее, а потом уточняем на примерке. Правильные пропорции и красивые формы одежды приближают фигуру к идеалу, предложенному модой.

Форму одежды создают конструктивные и декоративные линии — вытачки, рельефы различных конфигураций, сборки, буфы, драпировки, защипы, подрезы, фалды, клеш. Конструктивными линиями соединяют составные части и детали одежды. Это — соединительные швы, вытачки, контуры деталей одежды.

Оформление одежды не должно быть случайным, оно должно соответствовать силуэту и составлять с ним единое целое.

Вытачка может быть расположена с краю детали или в ее середине, быть закрытой и открытой, простой и фигурной (рисунок 9).

Рельефные швы — это соединительные швы, которые являются одновременно элементом оформления. В моделировании одежды рельефные швы имеют большое значение. Они могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне материала или на изнаночной, строго вертикальными или фигурными, приутюженными или заутюженными на ребро, выходить из плечевого шва или проймы и т.п, На рисунке 10 показаны разнообразные виды рельефов.

Немаловажное значение имеют и складки. Они бывают односторонними, встречными и бантовыми (рисунок 11). Кроме объемной формы складки создают определенный рельеф на поверхности, особенно такой вид складок, как плиссе, гофре.

Сборки также создают объемность и получаются при стягивании материала одной или двумя параллельно расположенными нитями. Они широко применяются при моделировании в самых разных частях одежды.

Буфы используют для создания в одежде свободного лифа и располагают у плечевого шва. Буфы создают рельеф на поверхности материала и поэтому являются одновременно отделкой.

Объемную форму со своеобразным рельефом поверхности создает и драпировка — свободно лежащие или падающие складки различного характера с их последующим закреплением (рисунок 12). Выполняют ее обычно на тонких эластичных тканях крепового переплетения из шелка и шерсти. Чтобы получить плавные гибкие складки, ткань лучше раскраивать в косом направлении нити.

3ащипы — это многочисленные мелкие, близко отстоящие одна от другой складочки или вытачки. Они частично застрачиваются и заканчиваются мягкими складочками (рисунок 13). С помощью защипов, как и с помощью сборок, можно получить свободные формы изделий.

Интересным приемом является и подрез. Для этой цели ткань частично разрезается, излишки ее с одной стороны собираются в сборку или группу складок, после чего оба края подреза стачиваются соединительным швом. Подрез может создать выпуклость на груди или бедрах и в то же время является своеобразным художественным оформлением изделия (рисунок 14).

При создании изделия очень часто используется покрой клеш. Он получается выкраиванием детали воронкообразной формы под углом 45″ к нитям основы, в результате чего на фигуре под тяжестью ткани образуются мягкие фалды (рисунок 15).

Изделия оформляются различными видами отделки. Это тоже линии, но декоративные. Распространенной отделкой одежды являются воланы, оборки, рюши, жабо, кокилье.

Воланы (рисунок 16) бывают двух видов. Иногда это прямые полосы ткани, выкроенные по косой нити. Притачиваемую сторону собирают или закладывают частыми мелкими складочками. В других случаях их выкраивают полосами по спирали или по кольцу и притачивают к изделию внутренними срезами. Такие воланы обычно выполняют в нарядных изделиях из шелковых тканей.

Оборки (рисунок 17) представляют собой различной ширины полосы материала, присборенные с одной стороны и этой же стороной пришитые к изделию. Оборки выкраивают по прямой.

Рюши (рисунок 18) — это тоже полосы материала, присборенные посередине. Края в них должны быть обработаны на машине или вручную. Рюши выполняют как из материала изделия, так и из различных отделочных материалов.

Жабо (рис, 19) — съемная или втачанная в горловину отделочная деталь. В крое представляет собой неполный круг или форму капли. В готовом виде жабо укладывается равномерными фалдами.

Кокилье (рисунок 20) — это отделочная деталь, образованная двумя окружностями, проведенными из одной точки с плавным уменьшением радиусу до пересечения внешней окружности с внутренней. Кокилье прикрепляют к середине переда внутренним срезом. Внешний срез свободно драпируется под тяжестью ткани.

sevia.ru

Форма одежды — это… Что такое Форма одежды?

Униформа Российской армии

Фо́рма, унифо́рма (лат. formа «форма», лат. uniformis «единообразный») — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани служебная одежда для создания единого облика в общественности.

Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Области применения

Форма единого образца принята в армиях практически всех стран мира, при этом существует два вида формы: полевая и парадная. Также форма используется в различных «силовых» ведомствах: милиции (полиции), таможенной службе, у пожарных и т. д.

Кроме того, форма может быть обязательной и для представителей сугубо гражданских профессий, например, у железнодорожников, почтальонов, работников общественного транспорта. В дорогих отелях специальную форму носит персонал (швейцары, лифтёры, носильщики). Как правило цвет такой формы — красный.

Ранее форма была обязательна для учащихся начальных и средних учебных заведенений, однако сейчас во многих странах от школьной формы отказались. Школьная форма и сейчас используется во многих школах Великобритании, а также в Японии и, возможно, в других странах. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Также форму носят спортсмены на соревнованиях для того чтобы выделить свою команду. На соревнованиях достаточно высокого уровня, например Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, форма является обязательным атрибутом, более того, она должна быть уникальной для каждой команды и легко различимой по телевидению.

История

форма флота США XVIII столетия

Военной униформой называют одежду, установленного правилами или специальными указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск.

Униформа появилась относительно недавно, с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны (1618-1648). Идея создания униформы не принадлежит какой-нибудь одной стране или одному человеку, так как она была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству.

Традиции всегда играли важную роль в развитии униформы, что характерно для всех эпох. Даже современный вид униформ несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.

Штатская мода также оказывала влияние на развитие униформы, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было мене значительным, чем можно предположить.

В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы – белый, а войны Германской империи – крест Святого Андрея или бургундский крест.

Позднее кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года, что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбурского дома. В 1625 году, вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбурского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.

В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и войны Германской империи носили красные шарфы, французы – белые, голландцы – оранжевые, а саксонцы – зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники – командиры и владельцы полка – приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производится централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.

яркие цвета униформ

Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а воинские части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые воинские части, такие, как, например, гусары, сохранили своё особое обмундирование.

Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.

1918

Форма для парадов и торжественных случаев

Довольно яркие цвета униформ не изменялись, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели незначительную дальнобойность. Позднее повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с новой стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было незаметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также едва заметных значков и окантовки.

Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни. Во многих странах солдат имеет обычное, или полевое, обмундирование, которое служит повседневной одеждой в мирное и военное время, а также комплект обмундирования, предназначенное только для парадов и торжественных случаев.

Литература

  • Канник П. Военная униформа: Все страны мира. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002

Примечания

Ссылки

См. также

Примеры

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Основные свойства формы костюма

Форма костюма

При создании костюма необходимо знать его назначение и условия пользования им. Костюм должен быть удобен, практичен и красив. Поэтому его форма, конструктивное решение, выбор материалов, отделки и цвета подчиняются основным его функциям: практической и эстетической.

Современный костюм многослоен. Отдельные его части по разному соотносятся друг с другом: одни надеваются на другие, целиком или частично покрывая собою другие (сорочка, жилет, жакет), или же надеваются последовательно одни в продолжение других (сорочка, шорты, гольфы, кеды).

На протяжении определенного отрезка времени костюм обладает устойчивой организацией отдельных частей одежды, обуви, головного убора и дополнений, то есть характеризуется определенной структурой. Внешнее проявление структуры есть форма костюма.

Костюм создается с учетом сложившихся традиций и представлений о способе деятельности и характере поведения человека в определенных условиях. Расширение сферы деятельности человека влечет за собой появление новых специальностей, а это требует разработки новых типов костюма, форма которых должна характеризоваться не только удобством и целесообразностью, но и быть эстетически выразительной, олицетворять собой этот новый вид деятельности человека. Примерами могут служить костюмы космонавта, стюардессы, костюм студенческих строительных отрядов.

Форма костюма становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном ее решении: четкости силуэта, точности пропорциональных отношений частей костюма, ясности ритмического строя деталей, соответствии цветового строя костюма его назначению. Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственный объект, имеющий три измерения.

Форму костюма характеризует его силуэт.

Силуэтом костюма принято называть плоскостное выражение объемной формы, акцентирующее ее особенности. Не случайно смена модных направлений в костюме характеризуется сменой силуэтов. Силуэт костюма зависит от характера линий плеча н становой части изделия, головки рукава, уровня линий талии и низа.

Как правило, форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты.

В начале XX века в связи с переходом на индустриальную основу производства одежды и общим упрощением форм в костюме утвердилось три ведущих силуэта: прямой, полуприлегающий и приталенный. А к середине 60-х годов установилось деление силуэта по возрастному признаку: силуэт костюма девушки-подростка, силуэт костюма молодой женщины и силуэт костюма женщины зрелого возраста.

Костюм девушки-подростка, по-спортивному энергичной, отличается динамичностью, «разомкнутостью» силуэта

Костюм молодой женщины лиричный (хотя и спортивная подтянутость этому возрасту также присуща), имеет силуэт изящный, прихотливый или собранный, уравновешенный.

Костюм женщины зрелого возраста сдержанный, элегантный, как правило, отличается пластичной замкнутостью силуэта.

Эстетическое восприятие и выразительность силуэта во многом определяются качеством технической проработки формы костюма. Конструктивная построенность формы определяет характер силуэта. Но возможна и обратная связь — один и тот же силуэт можно в ряде случаев получить разными конструктивными решениями.

Силуэты можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре (полуприлегающий, приталенный, свободный, расширенный, зауженный книзу) и по виду геометрической формы, которой он может характеризоваться или к которой приближается (прямоугольный, трапециевидный, овальный, в виде двух треугольников с усеченными вершинами — Х-образный).

По этим признакам можно сопоставлять силуэты, сравнивать формы костюма. За всеми наслоениями отделок, деталей в основных частях костюма всегда можно видеть, если не точно, то, но крайней мере, приблизительно, ту или иную геометрическую форму.

Признаком изменения силуэта является изменение геометрического вида формы, который меняется не только по конфигурации, но и по величине.

Изменение одного элемента формы влечет за собой изменение и других ее элементов. Зрительное восприятие массы формы, ее тяжести будет зависеть не только от изменения размеров отдельных частей формы, но и от степени их заполненности различными линиями, отделками, от цвета и характера рисунка или фактуры ткани, от размеров отдельных деталей.

Соотношение этих характеристик оказывает существенное влияние на восприятие размеров фигуры человека при отклонении их от среднестандартных размеров.

Таким образом, форма костюма характеризуется определенным геометрическим видом, размерами, массой, силуэтом, поверхностью.

sevia.ru

Форма (одежда) — это… Что такое Форма (одежда)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Форма. Военная форма одежды (парадная) военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации, Париж, Франция, 8 мая 2005 года.

Фо́рма, унифо́рма (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный»), мунди́р — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика в общественности.

Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Области применения

Форма единого образца принята в армиях практически всех стран мира, при этом существует два вида формы: полевая и парадная. Также форма используется в различных «силовых» ведомствах: милиции (полиции), таможенной службе, у пожарных и т. д.

Кроме того, форма может быть обязательной и для представителей сугубо гражданских профессий, например, у железнодорожников, почтальонов, работников общественного транспорта. В дорогих отелях специальную форму носит персонал (швейцары, лифтёры, носильщики). Как правило, цвет такой формы — красный.

Ранее форма обычно была обязательна для учащихся начальных и средних учебных заведений, однако сейчас во многих странах от школьной формы отказались. Школьная форма и сейчас используется во многих школах Великобритании, а также в Японии и, возможно, в других странах. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Также форму носят спортсмены на соревнованиях, для того чтобы выделить свою команду. На соревнованиях достаточно высокого уровня, например Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, форма является обязательным атрибутом, более того, она должна быть уникальной для каждой команды и легко различимой по телевидению.

История

форма флота США XVIII столетия

Военной униформой называют одежду, установленного правилами или специальными указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск.

Еще в римской армии солдатам выдавали одинаковое оружие и доспехи. В Средневековье на щитах было принято изображать герб города, королевства или феодала, особенно это отразилось на щитах арбалетчиков — мантелетах. Подобие униформы было в гвардиях королей (королевские мушкетеры во Франции, стрельцы Ивана Грозного)

Униформа в ее настоящем виде появилась относительно недавно, с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны (1618—1648). Идея создания униформы не принадлежит какой-нибудь одной стране или одному человеку, так как она была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству.

Традиции всегда играли важную роль в развитии униформы, что характерно для всех эпох. Даже современный вид униформ несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.

Штатская мода также оказывала влияние на развитие униформы, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было менее значительным, чем можно предположить.

В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы — белый, а войны Германской империи — крест Святого Андрея или бургундский крест.

Позднее кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года, что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбурского дома. В 1625 году, вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбурского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.

В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и войны Германской империи носили красные шарфы, французы — белые, голландцы — оранжевые, а саксонцы — зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники — командиры и владельцы полка — приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производиться централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.

яркие цвета униформ

Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а воинские части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые воинские части, такие, как, например, гусары, сохранили своё особое обмундирование.

Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.

1918 Форма для парадов и торжественных случаев

Яркие цвета униформы применялись до тех пор, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели невысокую точность стрельбы, незначительную дальнобойность и скорострельность. Позднее, повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с иной стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было менее заметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также малозаметных на расстоянии значков и окантовки.

Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни. Во многих странах солдат имеет обычное, или полевое, обмундирование, которое служит повседневной одеждой в мирное и военное время, а также комплект обмундирования, предназначенное только для парадов и торжественных случаев.

Примеры

См. также

Литература

  • Канник П. Военная униформа: Все страны мира. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002

Ссылки

dic.academic.ru

Силуэтные формы в одежде — Клуб рукоделия «Украиночка»

Если спроецировать объемную форму на плоскость, то можно получить ее силуэт. В основе силуэтной формы одежды лежит простейшая гео­метрическая фигура — прямо­угольник, треугольник, цилиндр, трапеция, овал и др. За все время развития одежды было создано множество вариантов силуэтов, но при этом их можно свести к нескольким основным видам. Рассмотрим их более подробно.

 

Прямой силуэт — один из самых популярных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры.

 

Трапециевидный силуэт характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание — это линия плеча, а нижнее — линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще силуэтом «А».

 

Полуприлегающий силуэт — характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте.

 

Прилегающий силуэт — прекрасно подходит для стройных людей, подчеркивая достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумеваются две формы, которые принято называть силуэт «X» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкой талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.

Силуэт «X» напоминает две трапеции (лиф и юбка), соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талией. Одежда силуэта «X» хорошо подходит высоким стройным женщинам.

Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт больше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

 

Силуэт «овал» встречается гораздо реже, чем описанные выше силуэтные формы. По сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта — это область талии и бедер. Сужение книзу можно получить за счет конструктивных деталей, например, вытачек или притачного пояса, или же стянув низ изделия шнуром или резинкой. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.

 

 

xn—-9sbkephcff1au7ad8o.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *