Форма вмсу – Пользователей рассмешила новая форма украинских моряков » Военное обозрение

Содержание

Командование ВМСУ изучает рынок иностранных многофункциональных катеров

Преимущества современных американских MARK VI и израильской SUPER DVORA MK3 — скорость, маневренность, оснащение оружием, способным наносить прицельный удар по целям противника, малозаметность — вполне органично вписываются в концепцию развития «москитного флота» ВМС Украины.

По словам заместителя начальника штаба Командования ВМС ВС Украины по евроатлантической интеграции капитана 1 ранга Андрея Рыженко, руководство национального флота изучает рынок иностранных многофункциональных катеров. Сегодня американские катера Mark VI по своим мореходными характеристикам являются одними из лучших патрульных катерных платформ в мире.

Почему же военных моряков заинтересовали именно эти катера? Прежде всего потому, что на сегодня в условиях ограниченных ресурсов на первый план выходят такие критерии, как качество малотоннажных катерных платформ, их боевые возможности и, конечно, стоимость.

К примеру, американский катер Mark VI имеет схожие с нашим малым бронированным артиллерийским катером (МБАК) типа «Гюрза-М» размеры и практически одинаковую цену (стоимость одного — около 8-10 млн долларов), но у него значительно выше боевые возможности и значительно эффективнее мореходные характеристики.

— Патрульные катера Mark VI задейстуются в операциях в заливах, реках, бухтах и ​​прибрежных участках моря, — рассказывает капитан 1 ранга Андрей Рыженко. — Их главная задача — обеспечение безопасности торговых портов, объектов морской инфраструктуры и поддержка операций основных сил ВМС. Патрульные катера Mark VI могут иметь различные конфигурации оборудования: десантно-штурмовую, противодиверсионную и противоминную. То есть мы сможем использовать их для выполнения различных задач. Экипаж — 5 человек, при необходимости дополнительно привлекаются еще 2 человека. Также катер может вместить 11 десантников, что позволит осуществлять транспортировку подразделений морской пехоты или Сил специальных операций. Вооружен двумя 25-миллиметровыми пушками Mk 38 Mod 2, плюс есть пулеметы, гранатометы, ракеты BGM-176B Griffin, другое оружие и тому подобное.

Его водоизмещение всего 72 тонны, что делает катер очень маневренным. В то же время Mark VI устойчив к качке на море. Одной из его особенностей является то, что он может вести эффективный прицельный огонь по морским целям даже во время шторма.

Силовую установку Mark VI составляют два дизельных двигателя и два водомета, которые обеспечивают катеру максимальную скорость в 45 узлов. Дальность хода этого катера при крейсерской скорости в 30 узлов — около 750 миль. С учетом длины береговой линии Украины это может стать серьезным аргументом для флота во время выполнения заданий в Азово-Черноморском регионе.

Кроме того, катер Mark VI имеет алюминиевый корпус, а его ходовая рубка, двигатели и топливный бак защищены броней, способной выдержать попадание из стрелкового оружия.

— Важно, что американские катера имеют большой запас для модернизации. Есть возможность установить специальное оборудование, например, подводные и надводные аппараты для ведения эффективного мониторинга морской обстановки и поиска взрывоопасных предметов в акватории моря, противоминных и гидроакустических средств и тому подобное. В помещениях катера можно разместить пострадавших или раненых во время проведения эвакуации, то есть эти катера вполне реально можно применять даже в ходе поисково-спасательных операций, — отмечает капитан 1 ранга Андрей Рыженко.

По мнению представителя штаба Командования ВМС ВС Украины, 7-8 патрульных катеров Mark VI в составе отечественного флота обеспечат постоянное присутствие наших надводных сил в ближней морской зоне Азово-Черноморского региона.

Еще один перспективный представитель многофункциональной «москитной» платформы в мире — израильский скоростной катер Super Dvora Mk3. В период 2004-2016 годов компанией Israel Aerospace Industries построено 19 таких катеров для ВМС Израиля и Шри-Ланки. Их габариты близки к нашей «Гюрзе-М», размеры 27,4 х 5,5 м, водоизмещение 60 тонн. Скорость достигает 50 узлов, кроме того у израильского катера улучшенные возможности маневрирования на высокой скорости. Дальность плавания составляет 700-1000 миль. Автономность — 4 суток. Предназначен для доставки подразделений сил спецопераций или морской пехоты, патрулирования и перехвата кораблей противника в море. Катер может дозаправляться в море, способен действовать как в прибрежных водах, так и на океанском просторе, поскольку устойчив к качке. Благодаря осадке 1,2 метра может доставлять десант на практически не оборудованное побережье. Вооружение катера составляют орудия типа Typhoon, тяжелые пулеметы, 40-мм гранатометы, ракеты AGM-114 Hellfire, системы наблюдения и применения оружия Raytheon и Elbit / El-Op. Катер имеет модульную конструкцию, чтооблегчает замену вооружения и оборудования. Экипаж — 9-12 человек.

— Такие характеристики позволяли бы ему доминировать в своем классе катеров и на Азове, и на Черном море, уступая только новейшему американскому катеру Mark VI, — добавил капитан 1 ранга Андрей Рыженко.

В настоящее время есть два варианта их получения: закупить за рубежом уже готовые катерные платформы Mark VI или Super Dvora Mk3 или приобрести лицензии на их производство, подготовить специалистов и начать строительство на собственных судостроительных предприятиях. Такой опыт кооперации уже давно используют ведущие морские державы мира.

Напомним, что в Государственной программе развития вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины до 2020 года четко указано, что на краткосрочную перспективу корабельно-катерный состав ВМС Украины должны пополнить малотоннажные, скоростные, малозаметные и хорошо вооруженные катера различного функционального назначения, построенные на украинских судостроительных предприятиях или закупленные за рубежом.

Виталий Панчишин,

«Народна армія»

sprotyv.info

Реформа ВМСУ | Журнал «Судостроение и судоремонт»

Будущее ВМСУ – «москитный флот»?

От редакции.
Что нужно для возрождения Военно-морских сил Украины? На самом деле требуется все – стартовать приходится фактически с нуля. Речь идет о больших проектах и больших деньгах. И здесь, несмотря на определенную закрытость темы, необходим общественный и независимый профессиональный контроль. Особенно с учетом неоднозначных предложений и решений в отношении флота, которые появляются время от времени.

Журнал «Судостроение и судоремонт» решил внести свою лепту в этот процесс — сейчас готовится цикл публикаций по тематике возрождения флота, в создании которого мы предлагаем принять участие ветеранам и действующим офицерам ВМС, представителям украинских и зарубежных верфей и конструкторских бюро, производителям оборудования и комплектующих.

Начало этим публикациям положит статья, присланная в «СиС» офицером штаба командования ВМСУ.

Отрадно сознавать, что отечественные военные моряки весьма здраво оценивают направления и перспективы формирования нового состава украинского флота. Пожалуй, единственное, что хотелось бы еще увидеть в этом материале – предложения по беспилотным морским системам, которые сегодня разрабатывает, в частности, Израиль.

Безусловно, боевыми катерами, о которым пойдет речь, все проблемы ВСМУ исчерпать не удастся. Стране нужно морское ракетное оружие, подводный флот – этот список можно продолжить.

Очень важно выбрать правильную тактику и стратегию постройки кораблей и судов. Закладывать их нужно на отечественных заводах, но при обязательном участии зарубежных партнеров. И здесь очень важно наладить грамотную коммуникацию – сегодня в Украине работают несколько крупнейших европейских судовых конструкторских бюро, на многих западных верфях также на разных уровнях представлены наши судостроители – их опыт, знания и связи могут существенно оптимизировать процесс создания нового флота.

 Взгляд на развитие надводных сил ВМС ВС Украины

Капитан 1 ранга Андрей РЫЖЕНКО, заместитель начальника штаба командования ВМСУ по вопросам евроатлантической интеграции

После выхода из оккупированного Крыма практически сразу началась работа по восстановлению и развитию ВМС Украины.

В целом с 2014 года ВМСУ значительно нарастили войска береговой обороны, что позволило создать рубежи защиты побережья и выполнять задачи в АТО по обороне Мариуполя. В 2016 году первые подразделения береговой обороны были перемещены в пункты постоянной дислокации на побережье Азовского моря. Кроме того, подняли «на крыло» морскую авиацию, которая ежедневно выполняет боевые задания. Также в  ВМСУ была восстановлена система подготовки и военного образования личного состава всех категорий тактического звена.

Но самой большой проблемой остаются боевые возможности надводных сил, поскольку самые боеспособные корабли были захвачены РФ и находятся в Крыму. Численность плавсостава составляет всего 6% от общего количества военнослужащих Военно-морских сил.

Поэтому так важно сформировать реалистичную стратегию реформирования Военно-морских сил Украины в направлении восстановления надводного флота.

Концептуальным решением этой проблемы является создание «москитного флота», состоящего из быстрых, маневренных и малозаметных катеров, которые способны действовать в ближней морской зоне, уничтожать надводные корабли и подводные лодки противника, охранять важные объекты морской инфраструктуры, базы и порты, обеспечивать рейдовые и специальные действия морской пехоты и сил специальных операций, а также вести противоминные действия.

В условиях существующих угроз и имеющегося финансового ресурса этот вариант является самым действенным «асимметричным» ответом значительно превосходящим силам агрессора.

Применение «москитов» хорошо известно в истории войны на море. Их роль возрасла с увеличением эффективности основной ударной корабельной оружия: ракет и торпед.

Вероятно наиболее известный «москит» — это торпедный катер PТ-109 ВМС США, который участвовал в боевых действиях на Тихом океане под командованием капитан-лейтенант Джона Кеннеди в 1943-44 г.г.

Рис.1 Самый известный «москит» — торпедный катер PT-109, которым командовал Джон Кеннеди в 1943-44 годах

Торпедные катера типа «Шнельбот» активно использовались флотом Германии во время второй мировой войны. Они потопили 109 транспортов, 11 эсминцев, 22 траулера, подводную лодку, 12 десантных кораблей, а также многочисленные боевые корабли и катера иных классов. Хотя на долю «шнелльботов» приходится не более 1,3% тоннажа, потопленного немцами, эти катера не сильно отстали от крупных надводных кораблей Кригсмарине.

Более современный пример — ракетный катер пр.183Р (шифр Комар) – «москит», который стал героем арабо-израильской войны. В октябре 1967 года группа именно этих катеров уничтожила эсминец «Ейлат» залпом из четырех ракет П-15, что стало первым в мире боевым применением противокорабельного ракетного вооружения. К слову, основу военных флотов Египта и Израиля тогда составляли как раз «москиты» — носители торпед и ракет.

Таким образом, можно утверждать —  «москиты», действующие в прибрежных водах (до 100 миль) – относительно недороги (одна платформа — 2-15% от стоимости кораблей класса «корвет» — «фрегат»), быстроходны, действуют внезапно, достаточно вооружены, способные держать противника в постоянном напряжении.

Потому не удивительно, что в ближайшие четыре года ядром надводных сил ВМСУ должны стать три основных типа платформ «москитов»: поисково-ударные, патрульно-рейдовые и противоминные, способные выполнять задачи всех типов морских операций в прибрежной зоне — согласно Морской доктрины НАТО AJP-3.1 (рис. 2)

Рис.2 Типы платформ «москитного» флота

Сравнение присущих принципов морских операций (определенные в AJP-3.1) позволяет сделать вывод, что во время действий в прибрежных водах корветы и фрегаты не имеют значительного преимущества над меньшими по размерам катерами, и даже наоборот.

Рис.3 Сравнение по принципам морских операций

На рис. 4 приводится сравнение отдельных финансовых и временных показателей строительства и обслуживания катеров «москитного флота» и кораблей «классического флота».

Рис.4 Сравнение финансовых и временных показателей

Очевидно, что для Украины, в условиях ограниченного финансового ресурса и времени на строительство (приобретение) надводных сил для действий в ближней морской зоне, четко вырисовываются реалистичность и явные преимущества катеров «москитного флота» в сравнении с  кораблями «классического флота». С точки зрения создания необходимого пакета сил, «москиты» быстрее и дешевле в строительстве, они имеют больше боевых возможностей, и их можно построить больше за одинаковые с «классическим флотом» средства. Они дешевле в эксплуатации и обслуживании, у них более гибкая логистика (с использованием гражданских сервисных центров), есть возможность их доставки в районы боевых действий наземным транспортом. Кроме того, они требуют не так много личного состава.

В сравнении с «классикой» у боевых катеров есть явные операционные преимущества — высокая скорость и маневренность, которые позволяют контролировать значительно большие районы. Тактическая группа из нескольких «москитов» может применяться по цели с разных направлений. Модульность построения и современное высокотехнологичное вооружение позволяют катерам быть многофункциональными и выполнять практически весь спектр морских операций, в первую очередь против слабых сторон противника.

Ну и, в конце концов, наличие значительного количества таких катеров заставляет принимать контрмеры и истощает его экономику противоборствующей стороны.

Можно считать, что первые шаги по созданию боевых катеров в Украине уже сделаны. На рис. № 5 — малый бронированный артиллерийский катер типа «Гюрза-М», который можно отнести к «москитному» флоту (но с определенными ограничениями, в основном — из-за скорости). Показатели мореходности, живучести и вооружения говорят о том, что районом его  применения в перспективе станет Азовское море.

Рис. 5 МБАК «Гюрза-М»

Два таких катера уже есть в составе ВМСУ, еще четыре строятся и ожидаются к передаче летом 2017 года. Заложены также два десантных катера типа «Кентавр» для доставки подразделений морской пехоты. Их поступление также планируется в этом году.

Следует также учитывать, что будущее ВМСУ во многом зависит от тесной кооперации украинских судостроительных предприятий с иностранными компаниями.

Очень впечатляющим примером патрульно-рейдовой «москитной» платформы является композитный катер турецкого производства MRTP-24 (компания JV «Jonca Onuk»). Его длина 24 метра, скорость более 50 узлов, дальность плавания 500 миль.  MRTP-24 отличает высокая маневренность, он может брать на борт до 16 человек (спецназовцы, морские пехотинцы, водолазы, досмотровая команда), имеет современное радиолокационное оборудование, связь, боевой ракетно-артиллерийский модуль для уничтожения морских и воздушных целей, а также огневой поддержки действий сил на берегу. Стоит он примерно столько же, сколько катер типа «Гюрза». За счет возможного переноса технологий на отечественные предприятия (строительство по лицензии) цена может быть еще снижена.

Рис.6 Патрульно-рейдовый катер «MRTP-24»

Другим вариантом подобных платформ иностранных производителей является десантный катер CB90 производства Швеции (рис. 7). Он способен на высокой скорости (45 узлов) доставить 21 бойца в район амфибийных или диверсионных операций. Начиная с 1990 года, для военно-морских сил семи различных стран мира построено более 230 таких катеров (стоимость одного — около €5 млн.).

Рис.7 Десантный катер CB90 (сзади, справа) на учениях, в составе отряда речных катеров ВМС США

Концепция катера СВ90 оказалась очень удачной — многие страны приняли ее за основу разработки собственной платформы. Сравнение шведского катера СВ90 с разработанным в Украине катером «Кентавр» приведено на рис. 8. Следует отметить, что очень критичным для отечестыенной платформы станет подтверждение (после постройки) заявленного показателя скорости.

Рис.8 Сравнение шведского катера CB90 с катерами «Раптор» (РФ) и «Кентавр» (Украина)

Опыт ВМС иностранных государств (включая ВМС США) показывает, что для действий по патрулированию рек и их дельт эффективно использование и меньших по размерам 7-11-метровых катеров типа Rigged Hull Inflatable Boat (RHIB – см. рис. 7 (слева на переднем плане), и рис. 8). Их скорость — более 45 узлов, каждый из них способен доставлять 10-18 бойцов сил специальных операций или морской пехоты для патрульных, диверсионных и рейдовых действий. Доступная цена на рынке ($0,3-1.0 млн.) и положительный опыт эксплуатации в ВМС Украины в течение последних 8-10 лет подтверждают целесообразность этого направления.

Рис.9 11-метровый (34 футовый) катер Sea Ark из состава 421 морского экспедициионного отряда кораблей США на патрулировании реки Йорк

В сегменте поисково-ударного типа «москитов», главной задачей которых является поиск и уничтожение надводных кораблей и подводных лодок противника, надо отметить отечественный проект ракетного катера «Лань-М» (рис. 10), который будет нести ударное ракетное и противолодочное вооружение, артиллерию 76 мм, зенитно-ракетный комплекс малой дальности. Практически он имеет вооружение перспективного корвета пр.58250, но стоит в 5-7 раз меньше(до $50 млн.). Цену «Лань-М» можно еще более оптимизировать, если заменить кормовую (очень дорогую) 35-мм артиллерийскую систему.

Можно надеяться, что этот проект будет полностью реализован в жизнь, как запланировано в ближайшие 3-4 года, особенно в вопросах его главного вооружения.

Рис. 10 Ракетный катер типа «Лань-М»

Имеющийся ресурс до 2020 года (около 8 млрд. гривен) позволяет н пополнить боевой состав ВМС Украины примерно 30 единицами «москитного флота». (Кстати, если не говорить о «москитном флоте», этой суммы достаточно только для завершения строительства одного корвета пр. 58250, стоимость первого корпуса которого оценивается в €325 млн.).

Очень актуальными для Украины являются и противоминные платформы, занимающие особое в структуре любых ВМС. Технологии гибридной войны рассматривают минную опасность как дешевый и эффективный способ нейтрализации экономики и военного потенциала противника. Поэтому они для применения в условиях существующих военных реалий, а также для нейтрализации  многочисленных взрывоопасных «подарков» времен Первой и Второй мировых войн. Недавно это было подтверждено во время совместных противоминных маневров рейдового тральщика U360 «Геническ» и кораблей постоянно действующей противоминной группы ВМС НАТО.

К сожалению, опыта строительства противоминных кораблей на украинских предприятиях нет. Учитывая определенный «дефицит» и относительно высокую стоимость противоминных кораблей (€80-110 млн.) на рынке вооружений, развитие отечественных противоминных сил можно провести за счет модернизации существующих платформ современными средствами поиска, идентификации и уничтожения морских мин, а также закупки мобильных роботизированных систем для подразделений подводно-диверсионной защиты портов и баз, с возможностью их развертывания автомобильным транспортом. Такие системы есть за рубежом, они сейчас изучаются, в том числе и на условиях перспективы внедрения этих технологий в Украине.

После создания «москитных» надводных сил для гарантированной защиты в прибрежной зоне, после 2020 года можно будет начать следующий этап — построение более крупных кораблей для действий в открытом море.

Хорошим и эффективным примером для Украины по созданию корабля «открытого моря» является опыт ОАЭ, которые недавно завершили строительство для своих ВМС шестого в серии корвета типа «Бейнунах».

Рис. 11 Корвет типа «Бейнунах» ВМС ОАЕ

Еще 20-25 лет назад эта страна вообще не имела никакого опыта кораблестроения. Однако,  благодаря грамотной государственной политике, этот проект был оперативно и качественно разработан совместно с французской компанией CMN (на базе пр.Combatante BR70) и построен на местной верфи. По размерениям «Бейнунах» – практически как украинский корвет «Тернополь» (900 тонн, 70 метров), Но насколько крепче и современнее он выглядит! Кстати, его цена — меньше половины стоимости корвета пр.58250 (втрое большего по водоизмещению и количеству экипажа), но при этом оружия на «арабском скакуне» — не меньше.

С учетом всех приведенных фактов можно утверждать — «москитный флот» — реалистичное, эффективное и наиболее оптимальное  решение для обеспечения постоянного присутствия ВМС Украины в море для защиты национальных интересов. Есть собственные наработки, есть желание партнеров помогать. Надо осуществлять перемены.

Читайте журнал «Судостроение и судоремонт» в Facebook и Twitter

sudostroy.com

ВМС Украины — это… Что такое ВМС Украины?

Військово-морські сили України
Военно-морские силы Украины

Эмблема ВМС Украины с 20.06.2007
Год формирования1991
СтранаУкраина
ПодчинениеМинистерство обороны Украины
В составеВооружённые силы Украины
ТипВоенно-морские силы
Роль
Размер
Часть
Pазмещение
Прозвище{{{прозвище}}}
Покровитель
Девиз
Цвета
Марш
Талисман
Снаряжение
Войны{{{войны}}}
Участие в{{{сражения}}}
Знаки отличия
Командиры
Нынешний командирАдмирал Игорь Тенюх
укр. Адмірал Ігор Тенюх[1]
Известные командиры

Флаг ВМС Украины с 20.06.2007

История

Штандарт командующего ВМС Украины с 20.06.2007

Военно -морские силы Украины (ВМСУ) созданы на базе Черноморского флота СССР после распада последнего осенью 1991 г.

Согласно современной официальной украинской историографии, история ВМСУ ведет отсчет с создания Черноморской флотилии Украинской державы — государственного собразования созданного при непосредственной поддержки Германии на территориях Украины занятых интервентами в 1918 г.

В период 1992—1997 г. де факто существовали в качестве самостоятельного компонента Вооруженных Сил Украины. Корабли бывшего КЧФ ВМФ СССР формально осуществляли свою боевую службу под совместным командованием России и Украины, фактически являлись Черноморским флотом Российской Федерации.

После подписания «Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота» (Киев, 28 мая 1997 г.) был осуществлен последний раздел ЧФ, больше кораблей от бывшего СССР в состав ВМС Украины не передовалось.

Корабельный состав ВМС Украины в основном формировался из кораблей достроенных на украинских верфях после развала СССР — в 1992 г. ксн «Славутич», в 1993 г. скр «Гетман Сагайдачный», мдквп «Донецк», в 1994 г. мпк «Луцк», в 2006 г. крв «Тернополь»; принятых от Государственной пограничной службы Украины в 1995 г. — мпк «Винница», мпк «Чернигов»; принятых от Черноморского флота Российской Федерации в 1995 г. (бдк «Константин Ольшанский», сдк «Кировоград», крв «Хмельницкий», срзк «Симферополь» и др.) и в 1997 г. (фр «Севастополь», мтщ «Черкасы», мтщ «Желтые Воды» и др.).

На сегодняшний день Военно-морские силы Украины насчитывают 20 тысяч человек личного состава, из них 15 тысяч военнослужащих и располагают более чем 30 боевыми кораблями и судами обеспечения, 4 противолодочными самолётами и 8 противолодочными вертолётами, 39 танками, 178 боевыми бронированными машинами и 66 артиллерийскими системами калибра свыше 100 мм, а так же двумя береговыми батареями противокорабельных ракетных комплексов.

Командующий ВМС Украины: адмирал Тенюх Игорь Иосипович.

Система базирования

Штаб и главная база украинского флота расположены в Севастополе.

Также Военно-Морские Силы Украины базируются на Одесса, Очаков, Черноморский, Новоозёрный, Донузлав, Николаев, Евпатория и Феодосия.

Состав Военно-Морских Сил Украины

  • Надводные силы
  • Подводные силы (одна подводная лодка в состоянии ремонта)
  • Войска береговой обороны
  • Морская авиация
  • Части и подразделения специальных войск

Организация

  • Командование
  • Центр морских операций
  • Военно-морские базы и пункты базирования.

— Южная военно-морская база (пгт.Новоозерное)

— Западная военно-морская база (г.Одесса) — 1 бригада надводных кораблей — 5 бригада надводных кораблей — 801 отряд ППДСС — 25 обрдн

Силы вспомагательного флота: — 18 дивизион судов обеспечения (г.Севастополь) — 8 дивизион судов обеспечения (пгт.Новоозерное) — 1 дивизион охраны и обеспечения (г.Одесса)

  • Морская авиационная бригада
  • Центр войск береговой обороны
  • Части и подразделения специального назначения

— 1-й отряд подводного минирования (в составе каждого отряда — 2 роты)

— 2-й отряд подводного разминирования и прорыва противодесантных заграждений

— 3-й отряд разведки и противодиверсионной борьбы

— центр поисковых и аварийно-спасательных работ (г. Севастополь)

— 73 центр морских спецопераций (Очаков, бывшая 7 БрСпН):

— подразделения боевого и тылового обеспечения. Возможно в состав центра входит 1 (?) Ан-2 (см. авиабригада ВМС)

  • Части и учреждения боевого, технического, тылового и медицинского обеспечения
  • Севастопольский военно-морской институт, учебный и научный центры

Списочный состав (на 2009 г.)

n-в строю

() — в ремонте или модернизации\в резерве

+ — в постройке

ТипБортовой номерНаименованиеВ составе флотаСостояниеПримечания
Крейсера  — (+1)
Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»«Україна»Заложен на ССЗ «Имени 61-го коммунара» (г. Николаев) в 1984 г.

Спущен на воду 11.08.1990 г.

С 01.09.1993 г. в собственности Украины.

17.02.1998 г. официально принято решение о достройке.

Формально в составе ВМС Украины. В состоянии 95-ти %-ой готовности находится у достроечной стенки Николаевского ССЗ. В последние несколько лет муссируется вопрос о продаже корабля России.Ex.

«Комсомолец», Ex. «Адмирал Флота Лобов»

Фрегаты  — 1
Пограничный сторожевой корабль проекта 1135.1 «Нерей»[2]U130«Гетьман Сагайдачний»05.10.90 заложен на ССЗ «Залив» (г. Керчь)для МЧПВ КГБ СССР.

Спущен на воду 29.03.92.

В июне 1992 г. перешел в собственность ВМСУ, переклассифицирован в фрегат и переименован, вступил в строй 4 июня 1993 года

В строю. Флагман ВМСУЕх.

«Киров»

Корветы (противолодочные и ударные) — 4 (2)
Малый противолодочный корабль проекта 1124-М «Альбатрос»[3]U200«Луцьк»Заложен 26.12.1992 на ССЗ «Ленинская кузня» (г. Киев)

Спущен на воду 22.05.1993 г.

Вступил в строй 30 декабря 1993 года[4]

В строю.

Базируется на Донузлав.

Малый противолодочный корабль проекта 1124-М «Альбатрос»U209«Тернопіль»Заложен на ССЗ «Ленинская Кузня» 23.04.1991 г.

Спущен на воду 15.03.2002 г.

Вступил в строй 15 февраля 2006 года[5]

В строю.

Один из самых «ходовых» кораблей ВМСУ.

Пограничный сторожевой корабль проекта 1124П

(вариант Малого противолодочного корабля проекта 1124-М «Альбатрос»)

U206«Вінниця»Заложен на Зеленодольском ССЗ 23.12.1975 для МПЧ КГБ СССР

Спущен на воду 12.09.1976 г.

Вступил в строй 31.12.1976 г.

В июне 1992 г. передан ВМС Украины переклассифицирован в корвет и переименован

В строю.

Базируется на Донузлав.

Ех.

«Днепр

Малый противолодочный корабль проекта 1241.2 «Молния-2»

( вариант БРК проекта 1241 «Молния»)

U208«Хмельницкий»Заложен 20.10.1983 на Ярославском ССЗ.

Спущен на воду 26.01.1985.

Вступил в строй 09.09.1985 и 12.11.1985 включен в состав КЧФ.

01.08.1997 передан ВМС Украины, переклассифицирован в корвет и переименован

Выведен в резервЕх.

«МПК-116»,

Большой ракетный катер пр. 12411ТU155«Придніпров’я»Заложен 21.04. 1981 г. на Средне-Невском ССЗ.

Спущен на воду 18.12.1982 г.

Вступил в строй 30.12.1983 г.

В 1997 году передан Украине переклассифицирован в ракетный корвет и переименован.

В строюЕх.

«Краснодарский Комсомолец, Ех.»Р-54″

Ex. «Никополь»

Большой ракетный катер пр. 12411ТU156«Кременчук»Выведен в отстой в ожидании капитального ремонта.

Возможно, на слом.

Минно-тральные корабли  — 5
Морской тральщик проекта 266М «Аквамарин»U310«Чернігів»
Морской тральщик проекта 266М «Аквамарин»U311«Черкаси»Заложен на Средне-Невском ССЗ (г. Ленинграде)

Вступил в строй в 1976 г.

05.08.1997 г. передан Украине

Базируется на Донузлав.Ех.

«Разведчик»

Базовый тральщик проекта 1265U330«Мелітополь»Заложен на Петрозаводском ССЗ «Авангард».

Вступил в строй в 1979 г.

10.01.1996 г. передан Украине

В строю.

Базируется на Донузлав.

Ех.

«Одесский Комсомолец»

Ех. «БТ-79»

Базовый тральщик проекта 1265U331«Маріуполь»Заложен на Петрозаводском ССЗ «Авангард».

Вступил в строй в 1978 г.

10.01.1996 г. передан Украине

В строюЕх.

«Оренбургский Комсомолец»

Ех. «БТ-126»

Рейдовый тральщик проекта 1258 «Корунд»U360«Генічеськ»В строю.

Базируется на Одесса.

Ракетные катера — 2
Ракетный катер пр. 206МРU153«Прилуки»В строюЕх.

«Р-262»

Ракетный катер пр. 206МРU154«Каховка»Заложен на Невском заводе (г. Ленинград)

Вступил в строй в 1980 г.

30.12.1995 г. передан Украине

В строю.

По н.д. имеются проблемы с силовой установкой.

Ех.

«Комсомолец Татарии»

Артиллерийские катера  — 1
Катер проекта 1400М «Гриф»U120«Скадовськ»В строю.

Базируется на Очаков.

Предназначен для обеспечения действий спецподразделений на море.

Используется 73-м. центром морских спецопераций

Десантные корабли  — 2 (1)
Средний десантный корабль проекта 773U401«Кіровоград»Заложен 21.04.1970 г. на Полночной верфи (г. Гданьск Польша)

Спущен на воду 31.12.1970 г. 31.05.1971 г. вошел в состав ВМФ

С 10.01.1996 г.-в составе ВМСУ

В строюЕх.

«СДК-137»[6]

Большой десантный корабль проекта 775U402«Костянтин Ольшанський»Заложен на Полночной верфи (г. Гданьск Польша)

Вступил в строй в 1985 году.

С 27.03.1996 года входит в состав ВМСУ

В строю

Один из самых «ходовых» кораблей ВМСУ.

Малый десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр» (проект 1232.2)[7]U420«Донецьк»Заложен на ССЗ «Море» (г. Феодосия)

Вступил в строй 26.06.1993 г.

С 2001 года находится на отстое в Феодосии.

По н.д. была попытка продать корабль Греции, но заказчик не принял его в виду плачевного технического состояния.

23. 07. 2008 г. распоряжением Кабинета Министров Украины N999-р исключен из состава ВМСУ.

Корабли управления — 1 (1)
Корабль управления проекта 1288.4U510«Славутич»Заложен в 1990 г.на Николаевской судоверфи как плавбаза по разгрузке и обезвреживанию атомных реакторов.

Спущен на воду в 1992 г.

Построен и вошел в состав ВМСУ как корабль управления.

Первый и единственный корабль такого класса специальной постройки за всю советскую и пост-советскую историю.

В строю.

Один из самых «ходовых» кораблей ВМСУ

Плавучая мастерская пр.304U500«Донбасс»Заложен на Щецинской ферфи (Польша)

Вступил в строй в 1970 г.

В 1997 году был передан ВМС Украины и переименован. Впоследствии, перестроен в корабль управления переклассифицирован и переименован.

В резерве.Ex. «Краснодар»
Подводные лодки — (1)
Подводная лодка проекта 641U01«Запоріжжя»Заложена на Ново-Адмиралтейском заводе (г. Ленинград) 24.03.1970

Спущена на воду 29.05.1970 Вступила в строй ВМФ 06.11.1970

В 1997 г. передана Украине.

С 1997 г на капитальном ремонте и модернизации на заводе «Металлист» (г. Балаклава).

В 2003 г. переведена на судоремонтный завод № 13 КЧФ РФ.

Де-факто, формально в составе ВМСУ. Находится в полуразобранном состоянии, последний выход в море датируется еще 1993 г.

Неоднократно поднимался вопрос о списании лодки, продаже в третьи страны или перестройки корабля в музей.

Тем не менее на начало 2009 г. ремонтные работы активизировались, корабль введен в сухой док.

Ех.

«Б-435»

Вспомогательные корабли и суда
  • Разведывательный корабль U511 «Симферополь» (не в строю).
  • Транспорт U754 «Джанкой» (не в строю)
  • Морской водоналивной транспорт U756 «Судак»( не в строю)
  • Малый морской танкер U760 «Фастов».
  • Малый морской танкер U759 «Бахмач».
  • Судно размагничивания U811 «Балта».
  • Судно контроля физических полей U812″Северодонецк» (не в строю)
  • Килекторное судно U852 «Шостка».
  • Спасательное буксирное судно U705 «Кременец».
  • Спасательное буксирное судно U706 «Изяслав» (не в строю).
  • Морской буксир U830 «Корец».
  • Рейдовый буксир U947 «Красноперекопск».
  • Рейдовый буксир U953 «Дубно».
  • Большой гидрографический катер U635 «Сквира».
  • Противопожарный катер U722 «Борщив»
  • Медицинский катер U782 «Сокаль»
  • Учебный катер U541 «Смила»
  • Учебный катер U542 «Новая Каховка»

и другие плав.единицы.

Морская авиация

-самолётная эскадрилья: 2 Бе-12 (по одному ПЛ и ПС), 2 Ан-26. Готовятся к вводу в строй ещё 2 Бе-12. В составе ВМС также фигурирует как минимум 1 Ан-2, но входит ли он в состав бригады — не ясно, его использует 73-й центр морских спецопераций.

— вертолётная эскадрилья: 8 вертолётов (?? Ми-14, 2 (?) Ка-27, ?? Ка-29ТБ, ?? Ми-8Т (?)). В их числе 1 Ка-27ПС, который находится на борту фрегата «Гетьман Сагайдачный».

Силы береговой обороны

Обозначение формирования или частиВооружение и оснащениеМесто расположения
36-я отдельная механизированная бригада береговой обороныНа вооружении (по открытым данным):

— 39 танков Т-64Б,

— до 178 ББМ

— до 66 артустановок различных калибров.

Штаб — Симферополь.

Батальон МП — в Феодосии

  1-й батальон морской пехоты40 БТР-80

— 8 минометов БМ-37

— до 8 ПУ ПТУР

— до 8 ПУ ПЗРК «Игла»

-стрелковое оружие

Феодосия
  84-й батальон Береговой обороны
  127-й батальон Береговой обороны
  Береговой стационарный ракетный дивизион «Объект 100»ПКРК «Утёс» с 4 ПУ (две сдвоенные установки)

ПКР 3М44 «Прогресс».

Боезапас дивизиона — 16 ракет.

Дальность стрельбы — 200 км, б/ч −1000 кг

Гончарное, возле Балаклавы
  25-ый береговой мобильный ракетный дивизион2 ПКРК «Рубеж» — 4 (две сдвоенных) ПУ

ПКР П-15М «Термит-Р»

2 ТЗУ с 4 ракетами.

Боезапас дивизиона — 8 ракет

Дальность стрельбы −80 км б\ч.- 513 кг.

7-й километр

Войска Специального назначения

73 морской центр специальных операций 73 МЦСпО , г. Очаков Николаевская обл.

Современное состояние и перспективы ВМС Украины

Согласно «Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота» (Киев, 28 мая 1997 г.) образованным ВМС Украины передавалось более 70 кораблей и судов бывшего ЧФ ВМФ СССР. Тем не менее, по состоянию на сегодняшний день абсолютное большинство переданных единиц было выведено из боевого состава ВМСУ и списано. За годы независимости украинское руководство так и не определилось с ответами на ключевые вопросы: Зачем Украине Военно-Морской Флот? Что он должен из себя представлять? Каким образом будет осуществляться его строительство и поддержание в боеготовом состоянии?


По состоянию на конец 2008 г. ВМС Украины (наиболее боеспособное ядро которых составляют: фрегат, 4 корвета(1 из них ударный), 2 десантных корабля, 5 тральщиков, корабль управления) являются де — факто флотилией, пособной решать ограниченный комплекс задач, связанных прежде всего с погранично-патрульной службой, эскортированием конвоев, десантными операциями небольшой сложности и масштаба, минными постановками и противоминной борьбой,участием в совместных миротворческих операциях, причем эти задачи требуют напряжения сил ВСЕГО флота и теснейшего взаимодействия с другими родами войск ВС Украины.


Подводная компонента флота отсутствует, в основном корабли вооружены артиллерийскими, противолодочными (бомбометы и торпедные аппараты) и зенитно-ракетными системами, при отсутствие современных противокорабельных установок.


Только 4 корабля из состава флота являются ударными (при этом как минимум один из них на сегодня не боеспособен).Их удельный вес «залпа главного калибра» составляют 12 ПКР П-15У «Термит» разработанные в середине 50-х годов двадцатого века и уступающие современным противокорабельным ракетным системам прежде всего в дальности стрельбы (35-40 км у не модернизированных ракет).


Тем не менее, начиная со второй половины 2000-ых годов украинское правительство (похоже, под угрозой исчезновения ВМФ как такового), начинает изыскивать средства на боевую учебу и поддержание в боеспособном состоянии имеющегося корабельного состава.

Так, за последние несколько лет, график учений и стрельб, в целом, выполнен, а по некоторым показателям даже перевыполнялся. Впервые с 1999 года выполнены стрельбы противокорабельным береговым ракетным комплексом «Рубеж», реанимируются самолёты ПЛО, решается вопрос об их вооружении противолодочным оружием (ВМС Украины Бе-12 достались без вооружения). Однако, поскольку ни торпед, ни гидроакустических буёв для этих самолётов давно не выпускают, то Бе-12 предполагается применять для патрулирования и отработки пилотами навыков противолодочных действий. Согласно планам военного строительства до 2011 года должен сформироваться ещё один батальон морской пехоты, более того, ведуться разговоры о восстановлении бригады МП. По официальным данным МО Украины, в 2008 г.средняя наплаваность кораблей ВМС достигла 30 суток за год.


Тем не менее, в долгосрочной перспективе будущее ВМСУ представляется достаточно туманным. За годы экономической разрухи, судостроительная отрасль Украины фактически разрушена (часть плановых ремонтых работ для ВМСУ выполняют предприятия МО РФ), основные производители корабельного оборудования и вооружений находятся за пределами государства. Средств на закупку кораблей, корабельных систем и вооружений в дальнем зарубежье у независимой Украины нет, отношения с Россией продолжают ухудшаться.


В конце 2008 г. планировалась передача ВМС Украины несколько списанных боевых кораблей из состава US Navy (речь шла, очевидно, о 3 фрегатах типа «Оливер Х.Перри») но на начало 2009 г. поставка была сорвана из-за отсутствия средств у украинской стороны.


С начала 2000-ых годов украинским руководством предпринимаются попытки создать современное отечественное военное кораблестроение, в частности, существует перспективная программа строительства корветов для ВМС Украины. Проектируется корабль, во многом схожий с русским сторожевым кораблем проекта 20380 типа Стерегущий, представляющий собой нечто среднее между корветом и фрегатом с модульным вооружением. По планам, к весне 2009 года должно быть закончено техническое проектирование. Первый корвет планируется спустить на воду к 2010—2011 годам. Однако, возможность реализации данного проекта, сейчас под большим вопросом.

Командующие ВМСУ

  • апрель 1992 — октябрь 1993 — Б. Б. Кожин
  • октябрь 1993 — октябрь 1996 — В. Г. Бескоровайный
  • октябрь 1996 — май 2003 — М. Б. Ежель
  • май 2003 — 23 марта 2006 — И. В. Князь
  • 23 марта 2006 — И. И. Тенюх

История

Список кораблей, которые должны были перейти в распоряжение Украинского Государства по договору с Германией:

  • Линейный корабль (дредноут) «Воля» (Бывший «Император Александр III»)
  • Крейсер «Кагул»,
  • 11 миноносцев,
  • несколько подводных лодок,
  • 7 линейных кораблей старого типа:
  • несколько транспортов и вспомогательных судов,
  • транспорт-мастерская «Кронштадт»

Кроме того, подняный со дна моря линкор «Мария», который должен был быть отремонтирован и введён в строй.

Префикс кораблей и судов

Введен «западный» стандарт, по которому корабль или судно обозначаются латинской буквой «U» и цифровым обозначением. Например, «U130» — фрегат «Гетман Сагайдачный», и т.п.

Флаги кораблей и судов

Флаг кораблей и судов ВМС Украины

Гюйс кораблей и судов ВМС Украины

Флаги должностных лиц

Галерея

Знаки различия

Адмиралы и офицеры

Мичманы и матросы

Знаки на на головные уборы

Адмиральская кокарда ВМС

Офицерская кокарда ВМС

Кокарда рядового и сержантского состава ВМС

Знак ВМС на берет

Знак Морской пехоты на берет, приказ №109 от 25.05.93

Вымпел ВМС на берет, приказ №150 от 12.06.95

Вымпел на берет 2-й выпуск

Примечания

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добро пожаловать в журнал Ростовского Орла

В продолжении темы о создании в ВМСУ Корпуса морской пехоты появилась такая информация вообще об перспективах морской пехоты этой страны.

полковник Сергей Тартаковский
гуглоперевод с газеты Народна армия»
Морскую пехоту усилят танки Т-80 и модернизированные БМП

 6 января 2018
До конца 2018 боевой потенциал морской пехоты значительно возрастет. Завершится перевооружение танкового батальона бригады морской пехоты, а другой батальон получит модернизированные БМП

Государство наращивает усилия по обеспечению морских пехотинцев новейшими и модернизированными образцами вооружения и военной техники.

Так, танковый батальон бригады морской пехоты полностью укомплектуют танками Т-80. Эти танки довольно маневренные, скоростные, с мощными боевыми возможностями. До войны на Востоке Украины морская пехота не имела на вооружении танков, но опыт АТО продемонстрировал, что использование в бою танков в разы повышает эффективность выполнения боевых задач.

Кроме того, батальон морской пехоты, в Бердянске, получит модернизированные БМП. Также в будущем отдельный батальон морской пехоты из Мариуполя, возможно, усилят ротой танков.

— Из-за угрозы широкомасштабной агрессии России одновременно на различных стратегических направлениях, а это не только Азовская операционная зона с Крымом, но и Приднестровский направление, южные районы Одесской области (Бессарабия), ведь агрессор не отказался от своих планов дестабилизировать эту часть Украины, командование флота планирует создать еще одну бригаду морской пехоты. Обе бригады морской пехоты будут действовать совместно с подразделениями ствольной и реактивной артиллерии ВМС Украины и фактически закрывать все морское побережье страны — от города Рени, что на реке Дунай, в Новоазовска Донецкой области, — отмечает начальник отдела морской пехоты Командования ВМС ВС Украины полковник Сергей Тартаковский .

В перспективе, как рассказал полковник Сергей Тартарковський, в составе каждой бригады морской пехоты будет «тяжелый» батальон, вооруженный танками и БМП, и «легкие» батальоны, подразделения которых выполнять задания разного спектра боевого применения.

Например, «легкие» роты морпехов будут действовать автономно по различным направлениям: попадать в район выполнения задач парашютным способом с воздуха, на вертолетах, высаживаться на побережье с десантных кораблей и катеров или механизированным способом на бронемашинах. При надлежащей огневой поддержки других штатных подразделений морской пехоты или приданных сил они должны эффективно действовать на любой местности, включая море, дельты рек, горы, и в городах. Их способности позволят действовать с отрывом от основных сил.

Те задачи, которые когда-то выполнял батальон, отныне должны быть по силам одной роте, задача которой уже берет на себя взвод. То есть сейчас морская пехота учится достигать цели значительно меньшими силами. Иными словами, для выполнения конкретного тактической задачи будет создаваться тактическая группа, которая будет оптимальную численность, хорошо обученных бойцов и мощное вооружение. Например, для ведения поисково-рейдовых действий в случае выявления незаконных бандформирований или противодействия высадке десанта на морском побережье автономно работать тактическая группа морпехов одного состава. А, например, для защиты острова Змеиный от высадки подразделений агрессора нужен совсем другой комплект сил и вооружения, так и подготовка военнослужащих будет соответствующая.

По словам полковника Сергея Тартаковского, в ближайшее время морпехи восстановят боевые способности по проведению морской десантной подготовки с фактическим выходом бронетранспортеров с твиндека корабля в открытое море и преодоления его вплавь. Такая система подготовки на сегодня крайне необходима, поскольку не всегда корабль сможет подойти к побережью или же, например, угроза поражения кораблей в уреза воды. К аннексии Крыма морская пехота такие возможности малые успешно десантировалась в нескольких километрах от берега как с большого десантного корабля «Константин Ольшанский», так и со среднего десантного корабля «Кировоград» (сейчас «Юрий Олефиренко»).

eagle-rost.livejournal.com

украинским морякам пошили форму, скопированную со списанной американской (ФОТО) — Новости Новороссии

15.10.2016 — 12:51

Украинские моряки наденут форму, копирующую неудачный американский образец, который в США недавно списали.

Новой разработкой украинских дизайнеров на этой неделе похвастался командующий Военно-морским силами Украины (ВМСУ) вице-адмирал Игорь Воронченко.

Известно, что ВМСУ уже заказало 1,5 тыс. комплектов новой формы, которые скоро поступят на флотские склады. Эту форму украинские экипажи будут носить «во время походов и боевых операций», а также на территории своих баз, пояснил адмирал.

Примечательно, что новая форма украинских моряков очень напоминает так называемый Type I обмундирования ВМС США, который выводится из обращения в Соединенных Штатов с 1 октября 2017 года. Причина такого решения руководства американского флота — в неудачном сине-черном сочетании цветов

«Данная форма дает большую „маскировку“, если вы упадете за борт», — объяснил причину отказа от нее представитель ВМС США Рэй Мабус.

Пользователи соцсетей уже дали новой украинской форме нелестные оценки: «Похоже на одежку охранника в магазине», «В сочетании с тельником вообще взрыв мозга», «Забавный пример идиотского „карго-культа“» («Карго-культ» — поклонение папуасов Новой Гвинеи предметам пользования европейцев; за неимением таких предметов, папуасы изготавливают их сами, например, подобие самолета из тростника — прим. РВ.).

Напомним, ранее в Сети высмеяли новую парадную форму ВСУ, особенно зимнюю шапку, напоминающую «мазепинку» (она же «бандеровка», она же «свиные уши»).


Для сравнения: форма ВМС США, которая подлежит списанию

Источник

novorossiy.info

Военно-морские силы Украины — Крымология

Военно-морские силы Украины — один из видов вооружённых сил Украины. Предназначены для сдерживания, локализации и нейтрализации вооружённого конфликта, а при необходимости — пресечения вооружённой агрессии с моря как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами Вооружённых сил Украины, воинскими формированиями и правоохранительными органами, в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины и другими нормативно-правовыми актами, исходя из принципов международного права и общих принципов военного искусства.

Свой профессиональный праздник, День флота Украины (укр. День флоту України), украинские военные моряки празднуют в последнее воскресенье июля.

История ВМС Украины

Флаг ВМС Украины с 20.06.2007 Штандарт командующего ВМС Украины с 20.06.2007

Военно-морские силы Украины (ВМСУ) созданы на базе Черноморского флота СССР после распада последнего осенью 1991 г[источник?].

Согласно современной официальной украинской историографии, история ВМСУ ведет отсчет с создания Черноморской флотилии Украинской державы — государственного образования, созданного в 1918 г. на территориях Украины под покровительством Центральных держав.

В период 1992—1997 г. де факто не существовали в качестве самостоятельного компонента Вооруженных Сил Украины. Корабли бывшего КЧФ ВМФ СССР формально осуществляли свою боевую службу под совместным командованием России и Украины.

После подписания «Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота» (Киев, 28 мая 1997 г.) был осуществлен окончательный раздел ЧФ, больше кораблей от бывшего СССР в состав ВМС Украины не передовалось.

Корабельный состав ВМС Украины, в основном формировался, из кораблей достроенных на украинских верфях после развала СССР, принятых от Государственной пограничной службы Украины и принятых от Черноморского флота Российской Федерации .

На сегодняшний день Военно-морские силы Украины насчитывают 20 тысяч человек личного состава, из них 15 тысяч военнослужащих и располагают более чем 30 боевыми кораблями и судами обеспечения, 4 противолодочными самолётами и 8 противолодочными вертолётами, 39 танками, 178 боевыми бронированными машинами и 66 артиллерийскими системами калибра свыше 100 мм, а так же двумя береговыми батареями противокорабельных ракетных комплексов.

Согласно «Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота» (Киев, 28 мая 1997 г.) образованным ВМС Украины передавалось более 70 кораблей и судов бывшего ЧФ ВМФ СССР. Тем не менее, по состоянию на сегодняшний день абсолютное большинство переданных единиц было выведено из боевого состава ВМСУ и списано. За годы независимости украинское руководство так и не определилось с ответами на ключевые вопросы: Зачем Украине Военно-Морской Флот? Что он должен из себя представлять? Каким образом будет осуществляться его строительство и поддержание в боеготовом состоянии?


По состоянию на конец 2008 г. ВМС Украины (наиболее боеспособное ядро которых составляют: фрегат, 4 корвета(1 из них ударный), 2 десантных корабля, 5 тральщиков, корабль управления) являются де — факто флотилией, пособной решать ограниченный комплекс задач, связанных прежде всего с погранично-патрульной службой, эскортированием конвоев, десантными операциями небольшой сложности и масштаба, минными постановками и противоминной борьбой, участием в совместных миротворческих операциях, причем эти задачи требуют напряжения сил ВСЕГО флота и теснейшего взаимодействия с другими родами войск ВС Украины.


Подводная компонента флота отсутствует, в основном корабли вооружены артиллерийскими, противолодочными (бомбометы и торпедные аппараты) и зенитно-ракетными системами, при отсутствие современных противокорабельных установок.


Только 4 корабля из состава флота являются ударными (при этом как минимум один из них на сегодня не боеспособен).Их удельный вес «залпа главного калибра» составляют 12 ПКР П-15У «Термит» разработанные в середине 50-х годов двадцатого века и уступающие современным противокорабельным ракетным системам прежде всего в дальности стрельбы (35-40 км у не модернизированных ракет).


Тем не менее, начиная со второй половины 2000-ых годов украинское правительство (похоже, под угрозой исчезновения ВМФ как такового), начинает изыскивать средства на боевую учебу и поддержание в боеспособном состоянии имеющегося корабельного состава.

Так, за последние несколько лет, график учений и стрельб, в целом, выполнен, а по некоторым показателям даже перевыполнялся. Впервые с 1999 года выполнены стрельбы противокорабельным береговым ракетным комплексом «Рубеж», реанимируются самолёты ПЛО, решается вопрос об их вооружении противолодочным оружием (ВМС Украины Бе-12 достались без вооружения). Однако, поскольку ни торпед, ни гидроакустических буёв для этих самолётов давно не выпускают, то Бе-12 предполагается применять для патрулирования и отработки пилотами навыков противолодочных действий. Согласно планам военного строительства до 2011 года должен сформироваться ещё один батальон морской пехоты, более того, ведуться разговоры о восстановлении бригады МП. По официальным данным МО Украины, в 2008 г.средняя наплаваность кораблей ВМС достигла 30 суток за год.


Тем не менее, в долгосрочной перспективе будущее ВМСУ представляется достаточно туманным. За годы экономической разрухи, судостроительная отрасль Украины фактически разрушена (часть плановых ремонтых работ для ВМСУ выполняют предприятия МО РФ), основные производители корабельного оборудования и вооружений находятся за пределами государства. Средств на закупку кораблей, корабельных систем и вооружений в дальнем зарубежье у независимой Украины нет, отношения с Россией продолжают ухудшаться.


В конце 2008 г. планировалась передача ВМС Украины несколько списанных боевых кораблей из состава US Navy (речь шла, очевидно, о 3 фрегатах типа «Оливер Х.Перри») но на начало 2009 г. поставка была сорвана из-за отсутствия средств у украинской стороны.


С начала 2000-ых годов украинским руководством предпринимаются попытки создать современное отечественное военное кораблестроение, в частности, существует перспективная программа строительства корветов для ВМС Украины. Проектируется корабль, во многом схожий с русским сторожевым кораблем проекта 20380 типа Стерегущий, представляющий собой нечто среднее между корветом и фрегатом с модульным вооружением. По планам, к весне 2009 года должно быть закончено техническое проектирование. Первый корвет планируется спустить на воду к 2010—2011 годам. Однако, возможность реализации данного проекта, сейчас под большим вопросом.

Система базирования

Штаб и главная база украинского флота расположены в Севастополе.

Также Военно-Морские Силы Украины базируются на Одесса, Очаков, Черноморский, Новоозёрный, Донузлав, Николаев, Евпатория и Феодосия.

Состав Военно-Морских Сил Украины

  • Надводные силы
  • Подводные силы (одна подводная лодка в состоянии ремонта)
  • Войска береговой обороны
  • Морская авиация
  • Части и подразделения специальных войск

Организация

— Южная военно-морская база (пгт. Новоозерное)

— Западная военно-морская база (г. Одесса) — 1 бригада надводных кораблей — 5 бригада надводных кораблей — 801 отряд ППДСС — 25 обрдн

Силы вспомагательного флота: — 18 дивизион судов обеспечения (г. Севастополь) — 8 дивизион судов обеспечения (пгт. Новоозерное) — 1 дивизион охраны и обеспечения (г. Одесса)

  • Морская авиационная бригада
  • Центр войск береговой обороны
  • Части и подразделения специального назначения

— 1-й отряд подводного минирования (в составе каждого отряда — 2 роты)

— 2-й отряд подводного разминирования и прорыва противодесантных заграждений

— 3-й отряд разведки и противодиверсионной борьбы

— центр поисковых и аварийно-спасательных работ (г. Севастополь)

— 73 центр морских спецопераций (Очаков, бывшая 7 БрСпН):

— подразделения боевого и тылового обеспечения. Возможно в состав центра входит 1 (?) Ан-2 (см. авиабригада ВМС)

  • Части и учреждения боевого, технического, тылового и медицинского обеспечения
  • Севастопольский военно-морской институт, учебный и научный центры

Списочный состав (на 2009 г.)

n-в строю

() — в ремонте или модернизации\в резерве

+ — в постройке

ТипБортовой номерНаименованиеВ составе флотаСостояниеПримечания
Крейсера — (+1)
Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» «Україна»Заложен на ССЗ «Имени 61-го коммунара» (г. Николаев) в 1984 г.

Спущен на воду 11.08.1990 г.

С 01.09.1993 г. в собственности Украины.

17.02.1998 г. официально принято решение о достройке.

Формально в составе ВМС Украины. В состоянии 95-ти %-ой готовности находится у достроечной стенки Николаевского ССЗ. В последние несколько лет муссируется вопрос о продаже корабля России.Ex.

«Комсомолец», Ex. «Адмирал Флота Лобов»

Фрегаты — 1
Пограничный сторожевой корабль проекта 1135.1 «Нерей»[2]U130«Гетьман Сагайдачний»05.10.90 заложен на ССЗ «Залив» (г. Керчь)для МЧПВ КГБ СССР.

Спущен на воду 29.03.92.

В июне 1992 г. перешел в собственность ВМСУ, переклассифицирован в фрегат и переименован, вступил в строй 4 июня 1993 года

В строю. Флагман ВМСУЕх.

«Киров»

Корветы (противолодочные и ударные) — 4 (2)
Малый противолодочный корабль проекта 1124-М «Альбатрос»[3]U200«Луцьк»Заложен 26.12.1992 на ССЗ «Ленинская кузня» (г. Киев)

Спущен на воду 22.05.1993 г.

Вступил в строй 30 декабря 1993 года[4]

В строю.

Базируется на Донузлав.

Малый противолодочный корабль проекта 1124-М «Альбатрос»U209«Тернопіль»Заложен на ССЗ «Ленинская Кузня» 23.04.1991 г.

Спущен на воду 15.03.2002 г.

Вступил в строй 15 февраля 2006 года[5]

В строю.

Один из самых «ходовых» кораблей ВМСУ.

Пограничный сторожевой корабль проекта 1124П

(вариант Малого противолодочного корабля проекта 1124-М «Альбатрос»)

U206«Вінниця»Заложен на Зеленодольском ССЗ 23.12.1975 для МПЧ КГБ СССР

Спущен на воду 12.09.1976 г.

Вступил в строй 31.12.1976 г.

В июне 1992 г. передан ВМС Украины переклассифицирован в корвет и переименован

В строю.

Базируется на Донузлав.

Ех.

«Днепр

Малый противолодочный корабль проекта 1241.2 „Молния-2“

(вариант БРК проекта 1241 „Молния“)

U208„Хмельницкий“Заложен 20.10.1983 на Ярославском ССЗ.

Спущен на воду 26.01.1985.

Вступил в строй 09.09.1985 и 12.11.1985 включен в состав КЧФ.

01.08.1997 передан ВМС Украины, переклассифицирован в корвет и переименован

Выведен в резервЕх.

„МПК-116“,

Большой ракетный катер пр. 12411ТU155„Придніпров’я“Заложен 21.04. 1981 г. на Средне-Невском ССЗ.

Спущен на воду 18.12.1982 г.

Вступил в строй 30.12.1983 г.

В 1997 году передан Украине переклассифицирован в ракетный корвет и переименован.

В строюЕх.

„Краснодарский Комсомолец, Ех.“Р-54»

Ex. «Никополь»

Большой ракетный катер пр. 12411ТU156«Кременчук»Выведен в отстой в ожидании капитального ремонта.

Возможно, на слом.

Минно-тральные корабли — 5
Морской тральщик проекта 266М «Аквамарин»U310«Чернігів»
Морской тральщик проекта 266М «Аквамарин»U311«Черкаси»Заложен на Средне-Невском ССЗ (г. Ленинграде)

Вступил в строй в 1976 г.

05.08.1997 г. передан Украине

Базируется на Донузлав.Ех.

«Разведчик»

Базовый тральщик проекта 1265U330«Мелітополь»Заложен на Петрозаводском ССЗ «Авангард».

Вступил в строй в 1979 г.

10.01.1996 г. передан Украине

В строю.

Базируется на Донузлав.

Ех.

«Одесский Комсомолец»

Ех. «БТ-79»

Базовый тральщик проекта 1265U331«Маріуполь»Заложен на Петрозаводском ССЗ «Авангард».

Вступил в строй в 1978 г.

10.01.1996 г. передан Украине

В строюЕх.

«Оренбургский Комсомолец»

Ех. «БТ-126»

Рейдовый тральщик проекта 1258 «Корунд»U360«Генічеськ»В строю.

Базируется на Одесса.

Ракетные катера — 2
Ракетный катер пр. 206МРU153«Прилуки»В строюЕх.

«Р-262»

Ракетный катер пр. 206МРU154«Каховка»Заложен на Невском заводе (г. Ленинград)

Вступил в строй в 1980 г.

30.12.1995 г. передан Украине

В строю.

По н.д. имеются проблемы с силовой установкой.

Ех.

«Комсомолец Татарии»

Артиллерийские катера — 1
Катер проекта 1400М «Гриф»U120«Скадовськ»В строю.

Базируется на Очаков.

Предназначен для обеспечения действий спецподразделений на море.

Используется 73-м. центром морских спецопераций

Десантные корабли — 2 (1)
Средний десантный корабль проекта 773U401«Кіровоград»Заложен 21.04.1970 г. на Полночной верфи (г. Гданьск Польша)

Спущен на воду 31.12.1970 г. 31.05.1971 г. вошел в состав ВМФ

С 10.01.1996 г.-в составе ВМСУ

В строюЕх.

«СДК-137»[6]

Большой десантный корабль проекта 775U402«Костянтин Ольшанський»Заложен на Полночной верфи (г. Гданьск Польша)

Вступил в строй в 1985 году.

С 27.03.1996 года входит в состав ВМСУ

В строю

Один из самых «ходовых» кораблей ВМСУ.

Малый десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр» (проект 1232.2)[7]U420«Донецьк»Заложен на ССЗ «Море» (г. Феодосия)

Вступил в строй 26.06.1993 г.

С 2001 года находится на отстое в Феодосии.

По н.д. была попытка продать корабль Греции, но заказчик не принял его в виду плачевного технического состояния.

23. 07. 2008 г. распоряжением Кабинета Министров Украины N999-р исключен из состава ВМСУ.

Корабли управления — 1 (1)
Корабль управления проекта 1288.4U510«Славутич»Заложен в 1990 г.на Николаевской судоверфи как плавбаза по разгрузке и обезвреживанию атомных реакторов.

Спущен на воду в 1992 г.

Построен и вошел в состав ВМСУ как корабль управления.

Первый и единственный корабль такого класса специальной постройки за всю советскую и пост-советскую историю.

В строю.

Один из самых «ходовых» кораблей ВМСУ

Плавучая мастерская пр.304U500«Донбасс»Заложен на Щецинской ферфи (Польша)

Вступил в строй в 1970 г.

В 1997 году был передан ВМС Украины и переименован. Впоследствии, перестроен в корабль управления переклассифицирован и переименован.

В резерве.Ex. «Краснодар»
Подводные лодки — (1)
Подводная лодка проекта 641U01«Запоріжжя»Заложена на Ново-Адмиралтейском заводе (г. Ленинград) 24.03.1970

Спущена на воду 29.05.1970 Вступила в строй ВМФ 06.11.1970

В 1997 г. передана Украине.

С 1997 г на капитальном ремонте и модернизации на заводе «Металлист» (г. Балаклава).

В 2003 г. переведена на судоремонтный завод № 13 КЧФ РФ.

Де-факто, формально в составе ВМСУ. Находится в полуразобранном состоянии, последний выход в море датируется еще 1993 г.

Неоднократно поднимался вопрос о списании лодки, продаже в третьи страны или перестройки корабля в музей.

Тем не менее на начало 2009 г. ремонтные работы активизировались, корабль введен в плавучий док.

Ех.

«Б-435»

Вспомогательные корабли и суда
  • Разведывательный корабль U511 «Симферополь» (не в строю).
  • Транспорт U754 «Джанкой» (не в строю)
  • Морской водоналивной транспорт U756 «Судак»(не в строю)
  • Малый морской танкер U760 «Фастов».
  • Малый морской танкер U759 «Бахмач».
  • Судно размагничивания U811 «Балта».
  • Судно контроля физических полей U812″Северодонецк» (не в строю)
  • Килекторное судно U852 «Шостка».
  • Спасательное буксирное судно U705 «Кременец».
  • Спасательное буксирное судно U706 «Изяслав» (не в строю).
  • Морской буксир U830 «Корец».
  • Рейдовый буксир U947 «Красноперекопск».
  • Рейдовый буксир U953 «Дубно».
  • Большой гидрографический катер U635 «Сквира».
  • Противопожарный катер U722 «Борщив»
  • Медицинский катер U782 «Сокаль»
  • Учебный катер U541 «Смила»
  • Учебный катер U542 «Новая Каховка»

и другие плав.единицы.

Морская авиация

-самолётная эскадрилья: 2 Бе-12 (по одному ПЛ и ПС), 2 Ан-26. Готовятся к вводу в строй ещё 2 Бе-12. В составе ВМС также фигурирует как минимум 1 Ан-2, но входит ли он в состав бригады — не ясно, его использует 73-й центр морских спецопераций.

— вертолётная эскадрилья: 8 вертолётов (?? Ми-14, 2 (?) Ка-27, ?? Ка-29ТБ, ?? Ми-8Т (?)). В их числе 1 Ка-27ПС, который находится на борту фрегата «Гетьман Сагайдачный».

Силы береговой обороны

Обозначение формирования или частиВооружение и оснащениеМесто расположения
36-я отдельная механизированная бригада береговой обороныНа вооружении (по открытым данным):

— 39 танков Т-64Б,

— до 178 ББМ

— до 66 артустановок различных калибров.

Штаб — Симферополь.

Батальон МП — в Феодосии

   1-й батальон морской пехоты40 БТР-80

— 8 минометов БМ-37

— до 8 ПУ ПТУР

— до 8 ПУ ПЗРК «Игла»

-стрелковое оружие

Феодосия
  84-й батальон Береговой обороны
  127-й батальон Береговой обороны
  Береговой стационарный ракетный дивизион «Объект 100» ПКРК «Утёс» с 4 ПУ (две сдвоенные установки)

ПКР 3М44 «Прогресс».

Боезапас дивизиона — 16 ракет.

Дальность стрельбы — 200 км, б/ч −1000 кг

Гончарное, возле Балаклавы
  25-ый береговой мобильный ракетный дивизион 2 ПКРК «Рубеж» — 4 (две сдвоенных) ПУ

ПКР П-15М «Термит-Р»

2 ТЗУ с 4 ракетами.

Боезапас дивизиона — 8 ракет

Дальность стрельбы −80 км б\ч.- 513 кг.

7-й километр

Войска Специального назначения

73 морской центр специальных операций 73 МЦСпО , г. Очаков Николаевская обл.

Командующие ВМСУ

История

Основная статья: Флот Центральной Рады

Основная статья: Украинский Державный Флот

Униформы Украинского Державного флота от 31 августа 1918. Эскиз.

Список кораблей, которые должны были перейти в распоряжение Украинского Государства по договору с Германией:

  • Линейный корабль (дредноут) «Воля» (Бывший «Император Александр III»)
  • Крейсер «Кагул»,
  • 11 миноносцев,
  • несколько подводных лодок,
  • 5 эскадренных броненосцев:
  • несколько транспортов и вспомогательных судов,
  • транспорт-мастерская «Кронштадт»

Префикс кораблей и судов

Введен «западный» стандарт, по которому корабль или судно обозначаются латинской буквой «U» и цифровым обозначением. Например, «U130» — фрегат «Гетман Сагайдачный», и т. п.

Флаги кораблей и судов

  • Vms flag.jpg

    Флаг кораблей и судов ВМС Украины

  • Гюйс кораблей и судов ВМС Украины

Флаги должностных лиц

Галерея

Знаки различия

Адмиралы и офицеры

Мичманы и матросы

Знаки на головные уборы

  • Kokadmiralbolukr.jpg

    Адмиральская кокарда ВМС

  • Kokvmfofukr.jpg

    Офицерская кокарда ВМС

  • Koksoldukr.jpg

    Кокарда рядового и сержантского состава ВМС

  • Знак ВМС на берет

  • Знак Морской пехоты на берет, приказ №109 от 25.05.93

  • Ukraina1.jpg

    Вымпел ВМС на берет, приказ №150 от 12.06.95

  • Ukraina2.jpg

    Вымпел на берет 2-й выпуск

Примечания

Примечания и ссылки на источники

  1. ↑ [Сетевой ресурс: ak-inzt.net/ukrarmy/1180-27-07-2012 Командувач Військово-Морських Сил Збройних Сил України ]
  2. ↑ [Сетевой ресурс: skr-razitelnyi.narod.ru/nerei.htm Пограничные сторожевые корабли проекта 1135.1 «Нерей»]
  3. ↑ [Сетевой ресурс: www.atrinaflot.narod.ru/3_cutters/02_mpk_1124/0_1124_1.htm Проект 1124 «Альбатрос» • Grisha-I/III class]
  4. ↑ [Сетевой ресурс: fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=1184 «Флот України»]
  5. ↑ [Сетевой ресурс: fleet.sebastopol.ua/morskaderzhava/index.php?article_to_view=140 Корвет «Тернопіль» — новий «альбатрос» українського флоту]
  6. ↑ [Сетевой ресурс: flot.sevastopol.info/ship/desant/sdk137.htm Средний десантный корабль «СДК-137»]
  7. ↑ [Сетевой ресурс: commi.narod.ru/bmc/mk1dk/dk11.htm Десант на «подушке»]
  8. ↑ [Сетевой ресурс: www.dcz.gov.ua/sev/control/uk/publish/article;jsessionid=E10F078B7D15E3405749E101E683B92E?art_id=5345&cat_id=5678 Військова частина А1100 — морська авіаційна бригада Військово-Морських Сил Збройних Сил України]

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.mil.gov.ua/index.php?lang=ua&part=structure&sub=vms Официальная страница ВМС Украины]  (укр.)  (англ.)
  • [Сетевой ресурс: fleet.sebastopol.ua/morskaderzhava/index.php?article_to_view=71 ВІЙСЬКОВО-МОРСЬКА ПОЛІТИКА УКРАЇНСЬКОЇ ЦЕНТРАЛЬНОЇ РАДИ]  (укр.)
  • [Сетевой ресурс: fleet.sebastopol.ua/morskaderzhava/index.php?article_to_view=44 ДІЯЛЬНІСТЬ МІНІСТЕРСТВА МОРСЬКИХ СПРАВ УНР]  (укр.)
  • [Сетевой ресурс: flot.sevastopol.info/photos/photo_vmsu.htm Фотографии кораблей и судов ВМС Украины]
  • [Сетевой ресурс: www.uarmy.com.ua/ALMANAH/ALMANAH03/article12/art12.html KOРАБЛІ УKРАЇНСЬKOЇ ФЛOТИ (1917—1918 рр.)]  (укр.)
  • [Сетевой ресурс: ukrlife.org/main/prosvita/_zmist.html ФЛОТОВОДЦІ УКРАЇНИ]  (укр.)
  • [Сетевой ресурс: www.vexillographia.ru/ukraine/flot.htm Флаги Военно-Морских сил Украины]
  • [Сетевой ресурс: www.flot2017.com Актуальні проблеми перебування ВМФ Росії на теритоії України]
  • [Сетевой ресурс: legion.wplus.net/guide/navy/nk/dk/12322.shtml#R4 Проект 12322 «Зубр»]
  • [Сетевой ресурс: sammler.ru/index.php?showforum=573 Сигнуманистика Украины -> ВМС Украины]
  • [Сетевой ресурс: www.flagchart.net/flags/ua~1918.html Исторические флаги УД и УНР Ч.1]
  • [Сетевой ресурс: www.flagchart.net/flags/ua~1918a.html Исторические флаги УД и УНР Ч.2]
  • [Сетевой ресурс: www.flagchart.net/flags/ua_htman.html Исторические флаги УД и УНР Ч.3]

См. также

krymology.info

«Вышгород», «Кременчуг», «Лубны» и «Никополь»

Сегодня, 5 декабря, накануне Дня ВСУ, состоялась церемония присвоения названий 4-м новопостроенным для Военно-Морских Сил ВС Украины малым бронированным артиллерийским катерам. Учитывая ходатайство территориальных общин, катера проекта 58155 получили именные названия — «Вышгород», «Кременчуг», «Лубны» и «Никополь».

 

В мероприятии приняли участие представители командования ВМС ВС Украины, органов государственной и местной власти, городские головы населенных пунктов, названия которых получили катера, правление ПАО «Завод «Кузница на Рыбацком», ветераны, волонтеры, общественность.

 

Уже в ближайшее время в боевом составе ВМС Украины будет 6 малых бронированных артиллерийских катеров. На трех построенных боевых единицах командирами являются лейтенанты — выпускники Института ВМС Национального университета «Одесская морская академия».

 

Сейчас в Черном море проводится тактическое учение малых бронированных артиллерийских катеров в составе 6 единиц, за которым, находясь на борту фрегата «Гетман Сагайдачный» наблюдает командующий ВМС ВС Украины, сообщает пресс-центр Командования ВМС ВС Украины.

 

sprotyv.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *