меч Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#28904808 — 150 Year Old Bible With Sword
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40533547 — Medieval sword isolated on white
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#15279542 — 3D illustration of a high quality medieval sword in fire
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#28904812 — 150 year old Bible with a sword
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#28904819 — 150 Year Old Bible With Sword
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38745069 — Set of medieval swords, shields and design elementsПохожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
7 легендарных мечей (8 фото)
Меч — не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.
Экскалибур
Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.
Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» — сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.
По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.
За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).
Дюрандаль
Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.
Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» — твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.
Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.
Щербец
Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.
Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.
Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.
Меч Святого Петра
Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.
Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.
Меч Довмонта
Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.
Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.
До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия — 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.
Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.
Кусанаги-но цуруги
Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.
Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.
Семизубый меч
Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.
Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Главные мечи в истории человечества (7 фото)
До появления огнестрельного оружия на поле битвы задавал тон старый добрый стальной меч. Оружие знати, оружие храбрых воинов, способных сойтись лицом к лицу с любым противником, даже если последний будет выходцем из преисподней. В мировой истории существует много легенд о знаменитых мечах, принадлежавших великим героям — удивительно, что почти в каждой полумифической басне можно найти известную долю истины. Для вас мы собрали семь главных мечей в истории человечества, на которые до сих пор можно взглянуть своими глазами.
Меч Святого Петра
Небольшой польский городок Познань славен своим музеем, где в постоянной экспозиции выставлен меч самого Святого Петра — именно им апостол отрезал ухо солдату, пришедшему арестовывать Иисуса Христа. В 968 году епископ Иордан привез это орудие праведного гнева в родную страну.
Меч Уильяма Уоллеса
Знаменитый бунтарь, поднявший против Англии гордых шотландских горцев, тактическим военным советам предпочитал рукопашную схватку. После победы на Стерлингском мосту Уоллес обтянул рукоять своего огромного двуручника кожей казначея Хью де Крэссингема, который чрезмерно увлекался сбором налогов для ненавистных англичан. Полюбоваться на великий артефакт может каждый: меч выставлен в Британском историческом музее.
Меч Гоуцзяня
В 1965 году при вскрытии одной из древних китайских гробниц археологи нашли удивительный меч. Его клинок не тронула ржавчина, несмотря на окружающую сырость. Один из археологов чуть не потерял палец, проверяя остроту заточку. Радиоуглеродный анализ показал, что мечу уже 2,5 тысячи лет. Владельцем клинка историки склонны считать Гоуцзяня — одного из легендарных ванов царства Юэ.
Семизубый меч
Считается, будто Семизубый меч был преподнесен в дар демонами полумифической императрице Дзингу. Его клинок отличается странной и не практичной формой, что не характерно для японских мастеров.
Дюрандаль
Согласно легенде, Дюрандалем владел знаменитый Роланд, паладин Карла Великого. После гибели храброго рыцаря меч воткнули в стену аббатства, где он и обретается до сих пор. Правда, существует и другая версия, по которой Дюрандалем орудовал сам Гектор еще под Троей.
Клинки Мурамасы
Знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI веке, умел создавать клинки непревзойденной прочности. По преданию, Мурамаса умолил богов наделить его мечи неутолимой жаждой крови. Те прислушались к мастеру и вселили в каждый клинок демонический дух истребления всего живого. Вот только скучать демону хозяин меча позволить не мог: заскучав без дела, опасный клинок заставлял хозяина идти на убийство близких людей.
Жуайез
Владельцем легендарного Жуайеза был не менее легендарный основатель Священной римской империи, Карл Великий. Предание гласит, что волшебный меч менял цвет тридцать раз в день, а яркость его лезвия затмевала Солнце. Чудесные свойства оружию сообщала частичка Копья Лонгина, будто бы добавленная мастером-кузнецом к стали.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Самурайские мечи (11 фото + 1 видео) . Чёрт побери
О мечах, которыми владели самураи
Если речь заходит об «идеальном мече» — таким сразу называют целое семейство мечей нихонто (яп. 日本刀) и конкретно катану. На самом деле не бывает идеального меча или универсального меча, потому как в римском щитовом строю катану не удастся даже вынуть из ножен, а средневековый рыцарь проскачет сквозь дюжину самураев, не заметив их. Форма меча продиктована тактическими приёмами своего войска и войск противника, доспеха противника и особенностей построения частей. Когда монголы высадились в Японии, смаураи были ошеломлены тем, что те действуют в строю, осуществляют организованный манёвр, без должного перечисления титулов и заслуг каждого, врубаясь в разрозненные группки и выкашивая самураев быстро и эффективно (если бы не буря и откровенный китайско-корейский саботаж с подсовыванием речных судов, был бы ещё один улус). Нихонто, не был никогда чем-то выдающимся, существовали подобные саблетесаки в Азии, его нельзя отнести ни к сабле, ни к мечу, он, как многие клинки в Азии совмещал много функциональных и типологических особенностей. Японцы не пытаются классифицировать свои нихонто в европейском стиле, у них просто есть общее название клинкового оружия – то:кэн 刀剣 [とうけん], буквально – «саблямеч». Качество этих мечей, мягко говоря, невысокое, имеются единичные высококачественные экземпляры, но когда речь шла о массовом производстве, то потом эти мечи переплавляли как син-гунто после войны, в отличие от европейских оружейников – качество их массовой продукции ценят коллекционеры всего мира.
Чтобы понять ситуацию с мечами Японии, нужно обратить свой взор на континент, то есть на Китай, откуда в Японию завозилось всё, от ватника до ушу, они потом творчески перерабатывались в нежизнеспособные за пределами островов искусства и вещи, имеющие, безусловно, большую эстетическую ценность и крайне малую практическую. Индия, конечно, настаивает, что Шаолинь возник после того, как китаец освоил Каларипая́тту (малаял. കളരിപയറ്റ്), не специалист, не знаю, но то, что большинство боевых искусств Японии произошло от кунг-фу, произошедшего от ушу, не отрицают даже сами японцы. То же произошло с нихонто, их прототипы прибыли с континента: в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). После экспорта в Японию они стали прототипом японских мечей, чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.
Железо и бронза были завезены в Японию из континентального Китая одновременно в III веке до н. э. Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи. Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку. Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века, сохранились мечи VII века, а первый похожий на катану меч Когарасу-Мару датируется 703 годом работы Кокадзи Мунэтика. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям, в широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытесняется термином кэн для обозначения прямого меча. Меч тати мастера Ясуцуна — самый древний из сохранившихся в Японии, предшественник и боевой собрат катаны, относится к периоду Хэйан, XI век. Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч»). Тати подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку, тати не повседневный и не парадный, а военный меч. Изредка богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Тати обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая. Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч, со временем стала нарицательным названием вообще любого меча. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀(«изогнутый меч с односторонним клинком). Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным. До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс, в это время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси, набор мог дополняться специальным кинжалом танто (дословно короткий меч, нож – хамоно, а встраиваемый хозяйственный нож в ножнах вакидзаси — когатана). Вакидзаси могли использовать купцы и ремесленники, танто носили и женщины.
Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао, подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закаливания, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие. Катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г., толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трёх видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком, металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.
Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса, в случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке, в состоянии боевой готовности, либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии.
Из-за низкого качества стали, её приходилось многократно проковывать, что характерно для всех мечей того времени, никаких легендарных «сварок временем» из миллиона слоёв фольги за столетия никто не видал. Сталь японских мечей довольно посредственная, особенно поздних заводских образцов, истинные клинки немногочисленны, находятся в музеях и крайне редко в частных коллекциях, непритязательные коллекционеры обладают в основном разного качества подделками из Китая. Национальное сокровище (кокухо), этот титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее двух десятков. К настоящим мечам прилагается сертификат «Общества по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. Кричное железо — очень неоднородный продукт, который является смесью углерода, железа, шлака и других элементов, — каждый кусок тамахаганэ уникален. Искусство кузнеца состоит в выборе кусков крицы, которые содержат как можно меньше шлака и имеют между 0,8-1,3 % углерода. Методы выплавки до открытия границ и индустриализации Японии было собственно намного примитивнее, чем в Европе (где с XIV века вошла в употребление доменная печь), что и вызвало потребность в долгой и тщательной рафинации стали, дабы удалить все вредные примеси. Ценность японской стали тем самым заключалась не в (весьма посредственном) качестве тамахаганэ, а в умении кузнецов изготовить из посредственного сырья продукт хорошего качества. В этой связи становится понятно, почему начиная с XVI века японские кузнецы очень охотно применяли европейскую привозную сталь.
В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твёрдой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Как во всех европейских клинках из-за низкого качества стали, клинок составной: сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а зонально, за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря чему достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости. После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.
За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча. В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) — он делается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.
В полном монтаже катаны имеются следующие части:
хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)
цуба (гарда)
сэппа (шайбы под цубой и над ней)
фути (муфта между цубой и рукоятью)
самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или морского животного)
цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шёлк)
мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)
касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.
В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.
Очень часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно обозначая, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Так же японским мечам приписываются несвойственные им качества рубить скалы, всадника с конём напополам, более дешёвые клинки, в общем всё на свете – как все мечи их берегли и лишний раз старались ими не стучать даже друг о друга, чтобы не повредить. Многие приёмы боя направлены на увод клинка от столкновения с другим клинком.
Таким образом, видно, что японские мечи, приходящиеся внуками китайским мечам, являются своеобразным, но отнюдь не выдающимся видом меча, мало чем отличающимися как по устройству, так и по технике изготовления от европейских. Развитая мишура специальных терминов, особое украшательство, обилие ритуалов является скорее красивой легендой, на самом деле самураи были обычными, пусть привилегированными солдатами императора с простым и функциональным для их местности и задач комплексом наступательно-оборонительного вооружения. На мой взгляд, поскольку Китай и Япония были легко и непринуждённо завоёваны частными купеческими отрядами наёмников из Европы, о высокой эффективности японских и китайских мечей говорить не приходится. Самураи никогда не сталкивались ни с римской пехотой, ни с викингами, ни тем более с рыцарской конницей, их успешно били корейцы своими пушечными кораблями-броненосцами с пушками и китайцы в пешем строю (вторжение в Корею или Имдинская война 1592 года). Огнестрельное оружие в начале «открытия» Японии не было таким совершенным, тем более даже японские крестьяне были вооружены охотничьими фитильными ружьями (танегасима), не говоря про самураев, в общем-то бывших аркебузирами и мушкетёрами(!) Но европейские наёмники, вооружённые абордажными саблями и шпагами, в самый рассвет клинкового азиатского оружия, легко подавили любое сопротивление будущих колоний и далее успешно контролировали эти территории небольшими контингентами второсортных солдат. Вот таким является оружие Японии, а так же бытовые и политические реалии того времени.
chert-poberi.ru
Полуторный меч: виды, размеры, фото
В позднем Средневековье полуторный меч был одним из самых распространенных видов оружия. Он отличался практичностью, а в руках умелого бойца становился смертоносным для противника.
История термина
Средневековый полуторный меч был распространен в Европе в XIII-XVI вв. Главная особенность этого оружия заключалась в том, что в бою оно держалось двумя руками, хотя баланс и вес позволял при острой необходимости брать его одной рукой. Такое универсальное свойство сделало данный меч крайне популярным в позднем Средневековье.
Сам термин появился только в XIX веке, когда коллекционеры оружия создали его новую современную классификацию. В средневековых источниках использовалось простое название — меч, или полуторный меч-бастард. Также данное оружие считалось двуручным. Это название долго использовалось не только в исторических хрониках, но и в художественной литературе.
Основные характеристики
Что представлял собой полуторный меч? Длина его составляла 110-140 сантиметров, причем около метра приходилось на клинковую часть. Данные мечи были промежуточным видом между одноручными и двуручными. Характеристики рукояти такого оружия могли варьироваться в зависимости от места и времени производства. Однако были у всех разновидностей и общие черты. Рукоять имела специфическое узнаваемое деление. Она состояла из двух элементов.
Первая – это цилиндрическая часть у гарды, которая предназначалась для защиты рук от ударов врага. Для воина не было более важной части тела. Именно с помощью рук он использовал полуторный меч. Получить ранение означало стать уязвимым для противника. Гарда появилась с развитием фехтования в позднем Средневековье. Хотя первым ее получил полуторный меч, сегодня больше всего эта узнаваемая часть оружия ассоциируется со шпагами, появившимися в последующие столетия. Вторая часть была конической и располагалась около навершия.
Интересной была эволюция дисковой головки полуторного меча. В XV веке стал распространенным готический стиль. Он принес новый дизайн со стремящимися вверх и узкими формами. С другой стороны, такие новшества появлялись не только из-за перемен в эстетике, а из-за насущной практической пользы. Рифленые и грушевидные головки мечей-бастардов были удобнее для второй руки, которая в бою сжимала эту часть оружия.
Классификация
За несколько столетий своего существования полуторный меч обзавелся несколькими подвидами. Самым распространенным был боевой. Его также называли тяжелым. Такой меч был длиннее и шире своих аналогов. Он использовался исключительно в бою и лучше всего подходил для смертоносных рубящих ударов. Облегченная версия – меч-бастард. Это оружие лучше всего подходило для самозащиты и повседневного ношения. Данные виды полуторных мечей были особенно популярны у рыцарей и латников и составляли основу их амуниции.
Первые их экземпляры появились в конце XIII века во Франции. Тогда размеры полуторных мечей еще не устоялись, у них было множество модификаций, но все они были известны под общим названием — мечи войны, или боевые мечи. Данные клинки вошли в моду в качестве атрибута седла лошади. Прикрепленные таким образом, они были удобны в походах и путешествиях и часто спасали жизнь своим владельцам в случае внезапной атаки разбойников.
Узкие мечи-бастарды
Одним из самых примечательных видов полуторных мечей был меч-бастард узкой формы. Его клинок сильно сужался, а лезвие было почти прямым. Такое оружие предназначалось в первую очередь для колющих ударов. Рукоять была удобной для использования как одной, так и двумя руками. Таким мечом можно было буквально «сверлить» противника.
Самым известным клинком этого типа было оружие Черного принца Англии Эдуарда Плантагенета, жившего в XIV веке и запомнившегося участием в Столетней войне против Франции. Его меч стал одним из символов битвы под Креси в 1346 году. Это оружие долгое время висело над могилой принца в Кентерберийском соборе, пока его не украли в XVII столетии, в эпоху правления Кромвеля.
Французские и английские разновидности
Французские боевые мечи подробно изучались английским историком Эвартом Оукшоттом. Он сравнил множество разновидностей средневекового холодного оружия и составил собственную классификацию. Он отметил тенденцию постепенного изменения назначения, которым обладал полуторный меч. Длина также варьировалась, особенно после того, как французская модификация стала популярна в других странах Западной Европы.
В начале XIV века схожее оружие появилось в Англии. Там его называли большим боевым мечом. Его не возили при седле, а носили на поясе в ножнах. Отличия всевозможных разновидностей также заключались в форме кромок клинка. При этом вес оружия нигде не превышал 2,5 килограмма.
Искусство боя
Примечательно, что полуторные мечи 15 века, вне зависимости от места их производства, использовались согласно канонам всего двух школ фехтования – итальянской и немецкой. Секреты владения грозным оружием передавались из уст в уста, но некоторые сведения сохранились и в манускриптах. Например, в Италии пользовалось популярностью учение мастера Филлипо Вадиса.
Больше гениев искусства боя оставила Германия. В ней было написано большинство книг по этому предмету. Такие мастера, как Ханс Тальхофер, Зигмунд Рингэкк, Аулус Кал, стали авторами распространенных пособий о том, как нужно использовать полуторный меч. Для чего он нужен и как им пользоваться, знали и простые горожане, пусть даже в самых простых представлениях. В то время оружие нужно было всем, потому что только с ним можно было чувствовать себя спокойно в повседневности, когда нападения грабителей и других лихих людей были привычной нормой.
Центр тяжести и баланс
Хотя полуторные мечи на Руси и вообще в Европе были достаточно легкими, чтобы сражаться с их помощью, требовалась немалая атлетическая сила. В основном этим оружием владели рыцари, а для них война была профессией. Такие воины тренировались обращаться со своим оружием каждый день. Без регулярных занятий человек терял свои боевые качества, что почти всегда заканчивалось фатально для его жизни. Средневековые сражения подразумевали самый близкий контакт с противником, какой только может быть. Бои всегда шли в быстром темпе и без остановок.
Поэтому важной характеристикой становился даже не вес оружия или его острота, а баланс. Полуторные мечи на Руси имели центр тяжести в точке чуть выше рукояти. Если клинок выковывался неправильно, то его брак обязательно сказывался на поле боя. При центре тяжести, слишком сместившимся наверх, меч становился неудобным, хотя его рубящий удар продолжал оставаться смертоносным.
Дефекты оружия
Хорошее оружие должно было легко управляться в движении. Высокий темп сражения не оставлял шанса мешкающим воинам. На скорость и силу удара обязательно влиял вес на определенном расстоянии от руки, которая держала полуторный меч. Название, которое рыцари часто давали своему оружию, могло отражать и его боевые качества. Если клинок был предназначен только для рубящих ударов, то масса могла быть распределена по длине только равномерно. В случае если кузнец допускал ошибку при изготовлении, оружие становилось практически бесполезным в бою против правильно вооруженного противника.
Плохие мечи вибрировали в руках при ударе по другому мечу или щиту. Дрожь в клинке передавалась в рукоять, что неизбежно мешало владельцу. Поэтому хорошее оружие всегда прочно лежало в руке. В нем обязательно были свободные от вибрации зоны, которые назывались узлами и располагались в правильных с точки зрения физики местах.
Развитие военного дела
К началу XIV века в европейском военном деле произошли значительные изменения, которые повлияли как на оружие, так и на доспехи. Фото полуторных мечей разных столетий подтверждают этот факт. Если до этого главной силой на поле боя были рыцари, то теперь они стали терпеть поражения от пеших воинов. Улучшившиеся доспехи позволили последним использовать уменьшенный щит или вовсе отказаться от него. А вот фото полуторных мечей показывают, что как раз в начале XIV века они стали значительно длиннее своих предшественников.
Появившиеся новые модели обладали рукоятью, которой гораздо проще было управляться одной рукой, чем двумя. Поэтому часто такие мечи-бастарды использовались в паре с небольшим щитом или кинжалом. Такое двойное вооружение позволяло атаковать противника еще опаснее.
Полуторный клинок и пластичный доспех
С появлением пластичного доспеха специально против них была разработана техника «половины меча». Заключалась она в следующем. Сражаясь против неприятеля в такой экипировке, владелец меча должен был угодить колющим ударом в зазор между пластинами. Для этого воин левой рукой охватывал середину клинка и ею помогал направлять оружие к цели, в то время как правая, лежавшая на рукояти, придавала атаке необходимую для успеха силу. Достаточно вольным, но схожим по принципу действия, будет сравнение с игрой в бильярд.
Если бой принимал именно такой оборот, то меч обязательно должен был иметь заточенное острие. При этом остальная часть клинка оставалась затупленной. Это позволяло рукой в перчатке выполнять вышеописанные приемы. Мечи делались легкими во многом по подобию доспехов. Существует устоявшийся стереотип о том, что в них было практически невозможно двигаться. Говоря так, люди путают турнирные и боевые доспехи. Первые действительно весили около 50 килограммов и сковывали владельца, в то время как вторые весили в два раза меньше. В них можно было не только бегать, но и делать гимнастические упражнения, а также кувыркаться. Раз в изготовлении доспехов мастера старались придать им наибольшую легкость и простоту в эксплуатации, то те же самые качества переносились и на мечи.
fb.ru
Меч двуручный боевой: история и фото
Несмотря на габариты, вес и неповоротливость, меч двуручный в средневековье широко использовался в сражениях. Клинок обычно имел в длину больше 1 м. Для такого оружия характерна рукоять свыше 25 см с навершием и массивное удлиненное перекрестие. Общий вес с рукоятью в среднем составлял от 2,5 кг. Рубиться таким оружием могли только сильные воины.
Двуручные мечи в истории
Большеразмерные клинки появились сравнительно поздно в истории средневековых войн. В практике сражений непременным атрибутом воина в одной руке был щит для защиты, второй он мог рубить мечом. С появлением доспехов и началом прогресса в металлургическом литье стали набирать популярности длинные клинки с рукоятью для хвата двумя руками.
Такое оружие было дорогим удовольствием. Его могли себе позволить хорошо оплачиваемые наемники или телохранители знати. Обладатель двуручного меча должен был не только иметь силу в руках, но и уметь с ним управляться. Вершиной мастерства рыцаря или воина на охранной службе было доскональное владение таким оружием. Мастера фехтования оттачивали технику владения двуручными мечами постоянно и передавали опыт элитному сословию.
Назначение
Двуручный меч, вес которого — свыше 3-4 кг, мог быть использован в бою только сильными и рослыми воинами. Их выставляли на передний край в определенный момент. Постоянно находиться в арьергарде они не могли, так как при стремительном схождении сторон и уплотнении людской массы в рукопашной схватке не хватало свободного пространства для маневра и замахов.
Чтобы наносить рубящие удары, такое оружие должно быть идеально сбалансировано. Использоваться в ближнем бою двуручные мечи могли для пробивания брешей в глухой обороне противника либо же при отражении наступления плотно сомкнутых рядов пикировщиков и алебардщиков. Длинные клинки применяли, чтобы подрубить их древки и таким образом дать возможность легковооруженной пехоте сблизиться с рядами противника.
В схватке на открытой местности двуручный меч применялся для рубящих ударов и для пробивания доспехов уколом при помощи длинного выпада. Перекрестие часто служило дополнительным боковым острием и использовалось в ближнем бою для коротких ударов в лицо и незащищенную шею противника.
Особенности конструкции
Меч – оружие ближнего боя с обоюдной заточкой лезвия и острым концом. Классический клинок с хватом для двух рук — эспадон («большая шпага») — отличается наличием неотточенного участка лезвия (рикассо) у перекрестия. Это делалось для того, чтобы можно было перехватить меч другой рукой для облегчения замаха. Часто этот участок (до трети длины клинка) в дополнение для удобства обтягивался кожей и имел дополнительное перекрестие для защиты руки от ударов. Двуручные мечи не комплектовались ножнами. Они не были нужны, так как клинок носили на плече, его невозможно было закрепить на поясе из-за веса и габаритов.
Другой, не менее популярный двуручный меч – клеймор, родиной которого является Шотландия, не имел выраженного рикассо. Воины орудовали таким оружием хватом двумя руками за рукоять. Перекрестие (гарда) отковывалось мастерами не прямое, а под углом к лезвию.
Изредка встречавшийся меч с волнистым лезвием – фламберг — существенно не отличался характеристиками. Рубил он не лучше обычных прямых клинков, хотя вид имел яркий и запоминающийся.
Меч-рекордсмен
Самый большой боевой двуручный меч, сохранившийся до нашего времени и доступный для обозрения, находится в нидерландском музее. Изготовлен он предположительно в 15-м веке германскими мастерами. При общей длине 215 см весит великан 6,6 кг. Его дубовая рукоять покрыта цельным куском кожи из шкуры козы. Этот двуручный меч (фото см. ниже), по легенде, был захвачен у немецких ландскнехтов. Они использовали его как реликвию для церемоний и не применяли в сражениях. На клинке меча имеется клеймо Inri.
По той же легенде, позже его захватили повстанцы, и он достался пирату по прозвищу Большой Пьер. Благодаря телосложению и силе он использовал меч по назначению и, как утверждается, мог срубить им сразу несколько голов с одного удара.
Боевые и парадные клинки
Вес меча 5-6 кг и более свидетельствует, скорее, о его ритуальном назначении, чем о применении для боевых сражений. Такое оружие использовалось на парадах, при посвящениях, преподносилось в дар для украшения стен в покоях вельмож. Простые в исполнении мечи также могли быть использованы наставниками-фехтовальщиками для отработки силы рук и техники владения клинком при подготовке воинов.
Реальный боевой двуручный меч редко достигал веса 3,5 кг при общей длине до 1,8 м. На рукоять приходилось до 50 см. Она должна была служить балансиром, чтобы максимально уравновесить общую конструкцию.
Идеальные клинки даже при солидном весе в руках лежали не просто металлической болванкой. Таким оружием можно было при достаточных навыках и постоянной практике легко рубить головы на приличной дистанции. При этом вес клинка в различных его положениях чувствовался и ощущался рукой практически одинаково.
Хранящиеся в коллекциях и музеях настоящие боевые образцы двуручных мечей при длине лезвия 1,2 м и ширине 50 мм имеют вес 2,5-3 кг. Для сравнения: одноручные образцы достигали до 1,5 кг. Переходные клинки с рукоятью в полтора хвата могли весить 1,7-2 кг.
Национальные двуручные мечи
У народов славянского происхождения под мечом понимают обоюдоострый клинок. В японской культуре меч – это режущее лезвие с изогнутым профилем и односторонней заточкой, удерживаемое за рукоять с защитой от встречного удара.
Самым известным мечом в Японии считается катана. Это оружие предназначено для ближнего боя, имеет рукоять (30 см) для хвата обеими руками и лезвие до 90 см. В одном из храмов хранится большой двуручный меч но-тати длиной 2,25 м с рукоятью 50 см. Таким клинком можно разрубить человека пополам с одного удара или остановить скачущую лошадь.
Китайский меч дадао отличался большей шириной лезвия. Оно, как и у японских клинков, имело изогнутый профиль и одностороннюю заточку. Носили оружие в ножнах за спиной на подвязке. Массивный китайский меч, двуручный или одноручный, широко использовался солдатами во Второй мировой войне. Когда не хватало боеприпасов, с этим оружием красные части шли в рукопашную атаку и часто достигали успеха в ближнем бою.
Меч двуручный: преимущества и недостатки
Минусами использования длинных и тяжелых мечей являются низкая маневренность и невозможность вести бой с постоянной динамикой, так как вес оружия существенно влияет на выносливость. Хват двумя руками исключает возможность использования щита для защиты от встречных ударов.
Меч двуручный хорош в защите тем, что им можно с большой эффективностью перекрыть больше секторов. В атаке же можно нанести урон противнику с максимально возможного расстояния. Вес клинка позволяет нанести мощный рубящий удар, отразить который часто бывает невозможно.
Причина, по которой двуручный меч не имел широкого распространения, – нерациональность. Несмотря на явный прирост в силе рубящего удара (в два раза), значительная масса клинка и его габариты приводили к увеличению затрат энергии (в четыре раза) во время поединка.
fb.ru