122-мм гаубица М-30 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
К 30-м годам 20-го века основой дивизионной артиллерии РККА составляли орудия созданные ещё до Первой Мировой войны — 76-мм пушка образца 1902 г. и 122-мм гаубицы образца 1909 и 1910 гг., уже устаревшие и не отвечавшие концепции маневренной войны. Их нельзя было буксировать на скорости более 10 км/ч, дальность стрельбы была «дореволюционной», а быстрый маневр огнем, из-за конструкции лафита, был задачей на грани невозможного.
Модернизация имеющихся пушек и гаубиц проведенная в 1930 г. в какой-то мере повысила их тактико-технические характеристики, однако полностью проблему не решила, орудия по-прежнему не были приспособлены к буксировке средствами механизированной тяги, конструкция лафета оставалась прежней.
История создания 122-мм гаубицы М-30
Первая попытка разработать проект 122-мм гаубицы в конце 20-х годов не увенчалась успехом. Вторая попытка была предпринята в 1931-1932 гг. и была связана с развитием сотрудничества Наркомата тяжелой промышленности и немецкой компании «Рейнметалл» в области проектирования и производства артиллерийских систем. В рамках такого сотрудничества в 1930 г. в г. Москве было организованно совместное конструкторское бюро № 2.
К 1932 г. под руководством начальника КБ Л.А. Штимана и немецкого конструктора Фохта была разработана 122-мм гаубица «Лубок», впоследствии принятая на вооружение РККА под названием «122-мм гаубица образца 1934 г.» Однако, лафет «Лубка» был сконструирован по старой однобрусной схеме, на нем отсутствовало подрессоривание боевого хода, и буксирование на мехтяге для него также было невозможно.
Было предпринято ещё несколько попыток, однако 122-мм гаубица конструкторам «не давалась». Дошло до того, что вместо 122-мм калибра, конструкторы предложили 107-мм, мотивируя решение наличием 105-мм гаубиц на вооружении дивизионной артиллерии в армиях почти всех европейских государств. Однако руководство Генерального Штаба РККА твердо стояло на своем — калибр новой гаубицы должен был быть только 122-мм и не миллиметром ниже.
122-мм гаубица М-30
Проект отдельной конструкторской группы КБ завода № 172 (под индексом М-30) поступил для рассмотрения и утверждения в артиллерийское управление РККА в середине декабря 1937 г. и после его рассмотрения, было решено считать его приоритетным. Конструкция ствола и элементов противооткатных устройств М-30 были заимствованы из проекта гаубицы «Лубок», на орудие устанавливался поршневой затвор системы Шнейдера, а конструкция боевого хода была заимствована от дивизионной пушки Ф-22.
Применение и модернизации 122-мм гаубицы М-30
Первый опытный образец гаубицы был представлен на заводские испытания 31 марта 1938 г., однако провалил их. Доработанная М-30 была допущена к государственным испытаниям лишь в начале сентября 1938 г., которые тоже закончились провалом. Только с четвертой попытки, августе 1939 г. гаубица прошла испытания успешно и 29 сентября того же года принята на вооружение как «122-мм гаубица образца 1938 г.
Серийное производство 122-мм гаубицы образца 1938 г. было организованно в 1940 г. на заводах № 92 и № 9 и продолжалось до 1955 г. Всего было произведено 19250 гаубиц, из них около 1850 — в послевоенное время.
В конце 70-х годов 122-мм гаубица М-30 прошла модернизацию, в ходе которой были установлены пневматические колеса от автомобиля ЗИЛ-131, на щите (справа от ствола) помещен плафон с лампой стоп-сигнала. На основе узлов и механизмов лафета орудия в 1943 г. была создана 152-мм гаубица образца 1943 г. Д-1, а немного измененная качающаяся часть гаубицы устанавливалась на 122-мм самоходной артиллерийской установке СУ-122.
Гаубица М-30 поставлялась в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Албанию, Афганистан, Бангладеш, Боливию, Вьетнам, Гвинею-Бисау, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджу, Конго, КНР, КНДР, Лаос, Ливан, Ливию, Монголию, Танзанию, Югославию, Эфиопию. В Китае производилась под названием «Тип 54». На вооружении некоторых зарубежных стран состоит до сих пор.
Маршал артиллерии Одинцов оценивая систему, произнес: «Лучше ее уже ничего не может быть».
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
armedman.ru
122-мм гаубица образца 1910/30 годов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2017; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску 122-мм гаубица образца 1910/30 годов в финском музее г. Хямеэнлинна | |
Калибр, мм | 121,92 |
Экземпляры | до 5900 |
Расчёт, чел. | 7 |
Скорострельность, выстр/мин | 5,6 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | до 6 (на металлических колёсах до 12) |
Высота линии огня, мм | 1110 |
Ствол | |
Длина ствола, мм/клб | 1560/12,8 |
Длина канала ствола, мм/клб | 1535/12,6 |
Масса | |
Масса в походном положении, кг | 2510 |
Масса в боевом положении, кг | 1466 |
Габариты в походном положении | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм |
ru.wikipedia.org
122-мм гаубица образца 1909/37 годов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2014; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2014; проверки требуют 5 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску122-мм гаубица образца 1909/37 годов | |
---|---|
122-мм гаубица образца 1909/37 годов в финском музее г. Хямеэнлинна | |
Калибр, мм | |
Экземпляры | до 900 |
Расчёт, чел. | 7 |
Скорострельность, выстр/мин | 2 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | до 7 |
Высота линии огня, мм | ? |
Ствол | |
Длина ствола, мм/клб | 1690/14 |
Длина канала ствола, мм/клб | ? |
Масса | |
Масса в походном положении, кг | 2480 |
Габариты в походном положении | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм |
ru.wikipedia.org
122-мм гаубица обр.1910/30 гг. Гаубица двух войн.
122-мм гаубица обр.1910/30гг., — советская гаубица, модернизация более раннего орудия — российской 122-мм гаубицы обр.1910 г французского происхождения. Находилась в штатах дивизионной артиллерии наряду с 76-мм пушками обр.1902/30, Ф-22, УСВ, 122-мм гаубицами М-30, а также 152-мм тяжелыми гаубицами. Активно использовалась в предвоенных конфликтах, а также в начале Отечественной войны. Помимо СССР состояла на вооружении Финляндии и Германии.
Основания модернизации.
Анализ опыта применения артиллерии в ходе ПМВ, Гражданской войны и вскоре последовавшей советско-польской, а также мировые тенденции развития артиллерии выявил необходимость совершенствования советских дивизионных гаубиц. Основными направлениями считались:
- увеличение дальнобойности;
- увеличение огневой маневренности;
- увеличение могущества отдельного выстрела;
- улучшение маневренных качеств, путем внедрения механической тяги.
В 1928 году принято решение о конструировании нового орудия на замену гаубицам обр. 1909 и 1910 гг. Однако, учитывая реальное тяжелое положение в промышленности, наличие более важных военных программ , а также загруженность заказами из народного хозяйства, было решено модернизировать 122-мм гаубицу обр.1910 гг.
Резервы, заложенные в конструкцию этой дивизионной гаубицы, позволяли улучшить ее ТТХ, главным образом дальнобойность. Модернизация должна была проходить силами КБ Мотовилихинского завода, который и занимался выпуском гаубицы обр.1910 гг. Одной из главных фигур предстоящей модернизации должен стал известный конструктор Сидоренко В.Н.
Улучшения 122-мм гаубицы обр.1910/30гг в ходе модернизации.
Основным направлением модернизации выбрано увеличение дальнобойности 122-мм гаубицы, путем введения боеприпасов со снарядом дальнобойной формы. Стрелять из гаубицы обр.1910 гг., таким было возможно исключительно на четвертом заряде, который состоял единственно из основного пакета пороха. Снаряды дальнобойной формы были длиннее старых на 0,64 калибра. Причем эта разница в основном была в запоясковой части, которая у снарядов старого образца практически отсутствовала.
Попытка выстрелить полным снарядом приводила к разрыву ствола, поскольку при наличии всех пучков отсутствовал внутренний объем необходимый для расширения пороховых газов, резко росла температура и давление. Поэтому стреляли, убрав все пучки за исключением основного пакета. Для исправления ситуации необходимо было удлинить зарядную камору. Что и сделали, расточив ее на один калибр.
Стрельба новыми снарядами сопровождалась увеличением отдачи, вследствие чего пришлось усилить противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Усиление лафета 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг произошло на этапе серийного производства. Вероятно, этот недостаток выявила эксплуатация в войсках. Стрельба дальнобойной гранатой приводила к увеличению динамических нагрузок, по сравнению с прежним артиллерийским выстрелом. Даже стрельба старым снарядом и вновь введенным метательным зарядом №1 существенно превышала динамические характеристики допустимые для не модернизированной гаубицы.
Упрочнение лафета естественно сказалась на массе гаубицы обр.1910/30гг ее масса увеличилась до 1466 кг, тогда как не модернизированная 122-мм гаубица весил 1331кг. Наложение расточенного ствола на старый лафет, а также использование старых салазок и противооткатных устройств было запрещено.
Чтобы исключить эту возможность модернизированные лафеты, противооткатные и стволы стали в обязательном порядке маркировать надписями «упрочненный», «обр.1910/30гг», «удлиненная камора».
Увеличение дальности стрельбы 122-мм гаубицы обр.1910/30гг заставило изменить прицельные приспособления. Для обр. обр.1910/30гг приняли «нормализованный» прицел. Данный прицел использовался для самых разных артиллерийских систем и отличался только креплением, да нарезкой дистанционных шкал под баллистику конкретного орудия.
Подвижность и огневая маневренность 122-мм гаубицы обр.1910/30гг остались на прежнем уровне, поскольку сам однобрусный лафет, в также колесный ход не претерпели существенных изменений конструкции. Механизм горизонтальной наводки гаубицы остался прежним. Скорость возки, как и раньше, не превышала шести километров в виду отсутствия какого либо подрессоривания и наличия деревянных колес с металлическим ободом.
На протяжении 1930 года модернизация полностью завершена. 122-мм гаубица обр.1910/30гг прошла испытания, запущена в производство Мотовилихским заводом и поступила в войска.
Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .
Конструкция орудия состояла:
- ствола;
- поршневого затвора;
- лафета.
Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.
Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.
Однобрусный лафет состоял:
- противооткатных устройств установленных в салазках;
- люльки;
- станка;
- орудийного щита;
- механизмов наведения
- прицельных приспособлений
При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.
Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.
Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:
- запирающего механизма;
- выбрасывающего механизма;
- предохранительного;
- ударного механизма;
- облегчения заряжания;
- удержания гильзы.
Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.
Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.
Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.
Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг — секторный.
Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.
Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.
Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.
Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.
Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.
Оценка гаубицы.
Модернизация гаубицы, которая коснулась только увеличения дальности стрельбы, не смогла существенно улучшить боевые ее свойства. Тактическая подвижность орудия ограничивалась отсутствием подрессоривания, маневр огнем ограничивал оставшийся неизменным лафет. Орудие получилось неустойчивым, и стрелять полным зарядом при углах менее двадцати градусов запрещено. Дальнобойность гаубицы уступала таковой у современных орудий, таких как 10,5 cm leFh28. Из положительных качеств 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг на начало войны можно назвать лишь ее малый вес.
Однако сам факт модернизации парка устаревших орудий следует считать правильным, соответствующим реалиям отечественной промышленности и соответствующим тенденциям развития артиллерии том числе и зарубежной.
ТТХ 122-мм гаубицы обр 1910/30 .
122-мм гаубица обр. 1910/30 гг | |
Ствол | |
Калибр, мм. | 121.92 |
Длина ствола. мм/кал. | 1560/12,8 |
Длина канала, мм/клб. | 1535/12,6 |
Длина нарезной части, мм. | 1140 |
Длина патронника, мм. | 287 |
Длина затворной части, мм. | 133 |
Угол нарезки: | |
в начале прогрессивной части, мм | 4021″ |
у дула | 8056« |
Длина хода нареза у дула, клб. | 20 |
Число нарезов | 36 |
Глубина нарезов, мм. | 1,015 |
Ширина нареза, мм. | 7,6 |
Ширина поля, мм. | 3,04 |
Вес затвора, кг. | 32,8 |
Вес ствола с затвором, кг. | 422-426 |
Лафет | |
УВН | от -30 до + 440 |
УГН | 407« |
Длина отката, мм. | |
нормальная | 985-1050 |
предельная | 1067 |
Высота линии огня,мм. | 1110 |
при сдвинутых станинах , мм. | 7400 |
Длина от центра боевой оси до опоры сошников, мм. | 3300 |
Ширина хода, мм. | 1549-1475 |
Высота по щиту, мм | 1841 |
Клиренс по щиту,мм. | 406 |
Толщина щита,мм. | 3,5-4 |
Весовая сводка | |
Колесо, кг. | 122 |
Щит, кг. | 74 |
Вес откатных частей, кг. | 150 |
Вес вращающейся части, кг. | 570 |
Лафет без ствола, кг. | 1040 |
Вес системы в походном положении, кг. | 2510 |
Вес системы в боевом положении, кг | 1466 |
Эксплуатационные данные | |
Скорострельность, выст/мин. | 5-6 |
Время перехода в боевое положение, с. | 30-40 |
Число лошадей для возки гаубицы | 6 |
Число лошадей для возки гаубицы зарядного ящика | 4 |
Скорость возки км/ч на деревянных колесах | до 6 |
Скорость возки км/ч на металлических с грузошиной | до 12 |
Боеприпасы.
ww2tanki.ru
122-мм гаубица образца 1909/37 годов
122-мм гаубица образца 1909/37 годов | |
---|---|
Калибр, мм | 121,92 |
Экземпляры | до 900 |
Расчёт, чел. | 3 (7?) |
Скорострельность, выстр/мин | 2 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | до 7 |
Высота линии огня, мм | ? |
Ствол | |
Длина ствола, мм/клб | 1690/14 |
Длина канала ствола, мм/клб | ? |
Масса | |
Масса в походном положении, кг | 2480 |
Габариты в походном положении | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | ? |
Клиренс, мм | ? |
Углы обстрела | |
Угол ВН, град | от -1° до +43° |
Угол ГН, град | 4° |
122-мм гаубица образца 1909/37 годов — советская гаубица периода Второй мировой войны.
Описание конструкции
Орудие было получено путём модернизации русской 122-мм гаубицы образца 1909 года времён Первой мировой войны, изначально разработанной немецкой оружейной фирмой «Крупп» (Krupp). Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20° до +45° выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась клиновым горизонтальным затвором, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Тормоз отката откатывается вместе с люлькой, дульный тормоз отсутствует. Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные.
История создания
В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времён Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и 122-мм гаубицу образца 1909 года. Проведённая в 1937 году на Пермском заводе модернизация заключалась в следующем:
- Расточена (удлинена) камора до размеров каморы 122-мм гаубицы обр. 1910/30 г.;
- Установлен нормализованный прицел;
- Упрочнён лафет;
- Боевая ось приварена к станку.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «122-мм гаубица обр. 1909/37 г.»
Производство
Производство гаубиц обр. 1909/37 г., судя по всему, не велось, все орудия были переделаны из 122-мм гаубиц обр. 1909 г., имевшихся в войсках. Точное количество переделанных гаубиц выяснить не удалось, скорее всего их было от 800 до 900 шт. Переделка гаубиц производилась на Пермском заводе.
Организационно-штатная структура
122-мм гаубица обр. 1909/37 года в музее Hameenlinna, Финляндия. Вид сзади.Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.
В горнострелковых дивизиях в 1939-1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.
В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.
До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.
122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).
Служба и боевое применение
122-мм гаубица образца 1909/37 года была не самой многочисленной в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), но и экзотическим орудием её назвать трудно, как и её предшественницу. Так, на 1 октября 1936 года имелось 920 гаубиц обр. 1909 г. (в том числе требующих ремонта — 55, учебных — 16). С 1937 года модернизированная гаубица начинает активно вытеснять предшественницу, к началу Великой Отечественной войны гаубиц обр. 1909 г. в войсках не было. Гаубица принимала участие в советско-финской войне 1939−1940 г. На 1 июня 1941 года гаубиц обр. 1909/37 имелось, по разным источникам, 778[1] или 881[2] либо 800[3] шт., для сравнения, новых гаубиц М-30 было 1667 шт. 122-мм гаубица обр. 1909/37 года активно использовалась в первый период войны, однако к середине войны это не очень многочисленное орудие из-за больших потерь встречалось в войсках в небольших количествах.
122-мм гаубица обр. 1909/37 г. за рубежом
В 1941-1942 годах немецкой армией было захвачено некоторое количество этих гаубиц, принятых на вооружение вермахта под индексом 12,2 cm le.F.H.386(r).
Финская армия захватила несколько таких гаубиц в советско-финскую войну и ещё 21 гаубицу — в ходе Великой Отечественной войны. Финское обозначение гаубицы — 122 H/09-37. Орудия активно использовались в ходе боевых действий, несколько из них было потеряно. Интересно, что изучение трофейных гаубиц вдохновило финнов на проведение подобной модернизации всех имеющихся у них со времён гражданской войны 122-мм гаубиц обр. 1909 г. Модернизированные орудия получили индекс 122 H/09-40 (122-мм гаубица обр. 1909/40 г.). Всего было модернизировано около 30 гаубиц, принявших активное участие в боевых действиях 1941-1944 годов.
Оценка проекта
122-мм гаубица обр. 1909/1937 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:
- неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия
- устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной)
Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой лёгкой гаубице 10.5 cm le.F.H.16 (8,9 км против 10,7 км). При выходе к огневым позициям танков противника 122-мм гаубицы обр. 1909/37 гг. становились полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим.
В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса на тонну меньше, чем у М-30, и на 500 кг меньше, чем 10,5 cm le.F.H.16). По совокупности боевых качеств она незначительно уступала близкой по характеристикам 122-мм гаубице обр. 1910/30 г., в основном, из-за меньшей скорострельности.
Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. В то время СССР ещё не был способен создавать новые современные орудия. Так, 122-мм гаубица обр. 1934 г. «Лубок», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Удовлетворительную современную 122-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.
Характеристики и свойства боеприпасов
Орудие имело 6 зарядов (№ 1-5 и полный). Стальная осколочно-фугасная граната ОФ-462 создавала 1000 убойных осколков и поражала живую силу в радиусе 30 м или оставляла воронки до 1м глубиной и до 3м в диаметре. Стрельба кумулятивным снарядом из этого орудия была крайне малоэффективной. Как утверждается в [4], баллистические характеристики орудия были идентичны 122-мм гаубице обр. 1910/30 г., что вызывает определённые сомнения, носкольку орудия несколько различались длиной ствола и максимальным углом возвышения. Тем не менее, другой информации обнаружить не удалось.
Номенклатура боеприпасов | |||||
Тип | Индекс ГАУ | Вес снаряда, кг | Вес ВВ, кг | Начальная скорость, м/с (при полном заряде) | Дальность табличная, м |
Кумулятивные снаряды | |||||
Кумулятивный (на вооружении с мая 1943) | 53-БП-460А | ? | ? | ? | ? |
Осколочно-фугасные снаряды | |||||
Стальная осколочно-фугасная граната | 53-ОФ-462 | 21,76 | 3,67 | 364 | 8910 |
Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой | 53-О-462А | 21,7 | ? | 364 | 8910 |
Осколочная граната сталистого чугуна | 53-О-460А | ? | ? | ? | ? |
Старая граната | 53-Ф-460 | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460 | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460Н | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460У | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460К | ? | ? | 344 | 7550 |
Шрапнель | |||||
Шрапнель с трубкой 45 сек. | 53-Ш-460 | ? | ? | 343 | 7230 |
Шрапнель с трубкой Т-6 | 53-Ш-460Т | ? | ? | 342 | 7240 |
Осветительные снаряды | |||||
Осветительный | 53-С-462 | ? | ? | 340 | 6800 |
Агитационные снаряды | |||||
Агитационный | 53-А-462 | ? | ? | 364 | 7000 |
Дымовые снаряды | |||||
Дымовой стальной | 53-Д-462 | ? | ? | 364 | 8910 |
Дымовой сталистого чугуна | 53-Д-462А | ? | ? | ? | ? |
Химические снаряды | |||||
Осколочно-химический | 53-ОХ-462 | ? | ? | 364 | 8950 |
Химический | 53-Х-462 | 21,8 | ? | 366 | 8477 |
Химический | 53-Х-460 | ? | ? | 358 | 7700 |
Примечания
- ↑ А. Исаев Антисуворов, 2004
- ↑ http://www.soldat.ru/doc/mobilization/mob/table17.html
- ↑ А. Иванов Артиллерия СССР во Второй Мировой войне, 2003
- ↑ А. Широкорад Энциклопедия отечественной артиллерии, 2000
Литература
- Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. ISBN 985-433-703-0
- Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.,ООО «Издательство АСТ», 2002. — 576 с.: 32 л. ил. ISBN 5-17-015302-3
- Иванов А. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. — СПб., Издательский дом «Нева», 2003. — 64 с. ISBN 5-7654-2731-6
- Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с., ISBN 985-433-469-4
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dvc.academic.ru
122-мм гаубица образца 1910/30 годов
122-мм гаубица образца 1910/30 годов | |
---|---|
Калибр, мм | 121,92 |
Экземпляры | до 5900 |
Расчёт, чел. | 7 |
Скорострельность, выстр/мин | 5,6 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | до 6 (на металлических колёсах до 12) |
Высота линии огня, мм | 1110 |
Ствол | |
Длина ствола, мм/клб | 1560/12,8 |
Длина канала ствола, мм/клб | 1535/12,6 |
Масса | |
Масса в походном положении, кг | 2510 |
Масса в боевом положении, кг | 1466 |
Габариты в походном положении | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | 1841 |
Клиренс, мм | 298 (по сошнику) |
Углы обстрела | |
Угол ВН, град | от -3° до +45° |
Угол ГН, град | 4°71́ |
Гаубица обр. 1910/30 г. в военном музее, Хельсинки. Вид сзади
122-мм гаубица образца 1910/30 годов — советская гаубица периода Второй мировой войны.
Описание конструкции
Орудие было получено путём модернизации русской 122-мм гаубицы образца 1910 года времён Первой мировой войны, изначально разработанной французской оружейной фирмой «Шнейдер». Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20° до +45° (при стрельбе полным зарядом и с углом возвышения менее 20° орудие опрокидывалось) выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа, гидравлическим тормозом отката и воздушно-гидравлическим накатником. Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует. Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные, но с 1936 года часть гаубиц получила металлические колеса с литыми резиновыми шинами.
История создания
В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времён Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 122-мм гаубицу образца 1910 года.Проведённая в 1930 году на Пермском заводе модернизация заключалась в следующем:
- Расточена (удлинена) на один калибр камора;
- Установлен нормализованный прицел;
- Упрочнён лафет;
- Упрочнён подъёмный механизм;
- Произведён ряд небольших изменений в противооткатных устройствах.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.»
Производство
Производство орудия велось на Пермском заводе с 1930 по 1941 год. Точное количество изготовленных гаубиц выяснить не удалось, имеется статистика производства с 1937 года.
Производство 122-мм гаубиц обр. 1910/30 г., шт. (с 1937) | |||||
1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | Итого за 1937—1941 |
230 | 711 | 1294 | 1139 | 21 | 3395 |
Кроме нового производства, в гаубицы обр. 1910/30 г. было переделаны 762 гаубицы обр. 1910 г., то есть большинство имеющихся орудий этого типа. С 1940 года орудие заменяется в серийном производстве новой 122-мм гаубицей образца 1938 года (М-30).
Организационно-штатная структура
122-мм гаубица обр. 1910/30 года в музее Helsinki, ФинляндияКазённик с затвором 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов
Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.
В горнострелковых дивизиях в 1939-1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.
В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.
До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.
122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).
Служба и боевое применение
122-мм гаубица обр. 1910/30 года на боевой позиции
Гаубица обр. 1910/30 г. в военном музее. Вид сзади
До 1942 года 122-мм гаубица образца 1910/30 года была самой распространённой в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). С 1930 года она начинает активно вытеснять свою немодернизированную предшественницу из частей. На 1 октября 1936 года имелось 2383 гаубицы обр. 1910/30 гг. (в том числе требующих ремонта — 20, учебных — 5), и всего 44 гаубицы обр. 1910 г., из которых годных было лишь 2 орудия. Соответственно, гаубица принимала активное участие во всех предвоенных конфликтах СССР, в частности, в боях на реке Халхин-Гол (при этом потери составили 31 орудие, в том числе 5 безвозвратно)[1] и в советско-финской войне 1939−1940 г.. С 1940 года начинается серийное производство новой, более совершенной гаубицы М-30, однако к началу Великой Отечественной войны гаубица обр.1910/30 продолжала оставаться главной дивизионной гаубицей РККА — на 1 июня 1941 года их имелось, по разным источникам, 5578[2] или 5680[3] либо 5900[4] шт, новых же гаубиц М-30 было 1667 шт. 122-мм гаубица обр. 1910/30 года активно использовалась в течение всей войны, хотя с 1942 года её доля в войсках сильно снизилась по причине больших потерь и массового поступления в части новых гаубиц М-30.
Самоходные артиллерийские установки
122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. были установлены на шасси лёгкого танка Т-26. Получившаяся в результате САУ получила название СУ-5 и являлась единственной довоенной советской САУ, принятой на вооружение. На 1 июня 1941 года в войсках имелось 28 таких САУ, которые приняли участие в боях.
122-мм гаубица обр. 1910/30 г. за рубежом
В 1941-1942 годах вермахт захватил значительное количество (несколько сотен) этих гаубиц, которые были приняты на вооружение вермахта под индексом 12,2 cm le.F.H.388(r). К 122-мм советским трофейным гаубицам немцы даже развернули крупномасштабное производство боеприпасов — так, в 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. — 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно.
Около 30 орудий этого типа было захвачено армией Финляндии в советско-финской войну 1939−1940 г. и 145 — в Великую отечественную войну. Ещё 72 гаубицы обр. 1910/30 гг. было куплено на правах союзника в Германии в 1944 году. Финское обозначение орудия — 122 H/10-30. В целом финские артиллеристы оценивали гаубицу образца 1910/30 гг. как хорошее орудие, но отмечали слабость противооткатных устройств. По их мнению гаубица обр. 1910/30 гг. была лучше, чем гаубица 1909/30 гг. того же калибра. В ходе боёв с Красной Армией гаубицы обоих этих типов дали 369744 выстрела (данные по финской статистике) и 20 гаубиц обр. 1910/30 гг. было потеряно. После Великой Отечественной войны эти орудия довольно долго находились в резерве финской армии. После снятия с вооружения некоторая их часть была передана в артиллерийские музеи в Хельсинки и Хямеэнлинне. Интересно, что изучение трофейных гаубиц вдохновило финнов на проведение подобной модернизации большинства из 40 имевшихся у них со времён гражданской войны 122-мм гаубиц обр. 1910 г. Модернизированные орудия получили индекс 122 H/10-40 (122-мм гаубица обр. 1910/40 г.). Модернизированные гаубицы приняли активное участие в боевых действиях 1941-1944 годов, несколько из них было потеряны.
Оценка проекта
122-мм гаубица обр. 1910/1930 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:
- неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия
- устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной)
Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой лёгкой гаубице 10.5 cm leFH 18 (8,9 км против 10,7 км). При выходе к огневым позициям танков противника 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. становились полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим.
В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Например, в отчёте по опыту финской войны сказано: «122-мм гаубица обр. 1910/30 г. очень вынослива (по заявлению командиров). Никакие нормы стрельбы не соблюдались». Орудие было очень лёгким (боевая масса на тонну меньше, чем у М-30, и на 500 кг меньше, чем 10,5 cm le.F.H.16), быстро (за 30-40 секунд) переводилось из походного положения в боевое. Благодаря эти качествам, орудие пользовалось большой популярностью в РККА.
Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. В то время СССР ещё не был способен создавать новые современные орудия. Так, 122-мм гаубица обр. 1934 г. «Лубок», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Удовлетворительную современную 122-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.
Характеристики и свойства боеприпасов
Снаряды и заряды к гаубице в ящике
Орудие имело 6 зарядов (№ 1-5 и полный). Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 создавала 1000 убойных осколков и поражала живую силу в радиусе 30 м или оставляла воронки до 1м глубиной и до 3м в диаметре. Стрельба кумулятивным снарядом из этого орудия была крайне малоэффективной.
Номенклатура боеприпасов | |||||
Тип | Индекс ГАУ | Вес снаряда, кг | Вес ВВ, кг | Начальная скорость, м/с (при полном заряде) | Дальность табличная, м |
Кумулятивные снаряды | |||||
Кумулятивный (на вооружении с мая 1943) | 53-БП-460А | ? | ? | ? | ? |
Осколочно-фугасные снаряды | |||||
Стальная осколочно-фугасная граната | 53-ОФ-462 | 21,76 | 3,67 | 364 | 8910 |
Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой | 53-О-462А | 21,7 | ? | 364 | 8910 |
Осколочная граната сталистого чугуна | 53-О-460А | ? | ? | ? | ? |
Старая граната | 53-Ф-460 | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460 | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460Н | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460У | ? | ? | 344 | 7550 |
Старая граната | 53-Ф-460К | ? | ? | 344 | 7550 |
Шрапнель | |||||
Шрапнель с трубкой 45 сек. | 53-Ш-460 | ? | ? | 343 | 7230 |
Шрапнель с трубкой Т-6 | 53-Ш-460Т | ? | ? | 342 | 7240 |
Осветительные снаряды | |||||
Осветительный | 53-С-462 | ? | ? | 340 | 6800 |
Агитационные снаряды | |||||
Агитационный | 53-А-462 | ? | ? | 364 | 7000 |
Дымовые снаряды | |||||
Дымовой стальной | 53-Д-462 | ? | ? | 364 | 8910 |
Дымовой сталистого чугуна | 53-Д-462А | ? | ? | ? | ? |
Химические снаряды | |||||
Осколочно-химический | 53-ОХ-462 | ? | ? | 364 | 8950 |
Химический | 53-Х-462 | 21,8 | ? | 366 | 8477 |
Химический | 53-Х-460 | ? | ? | 358 | 7700 |
Примечания
- ↑ М.Коломиец. Бои у реки Халхин-Гол// Фронтовая иллюстрация, №2, 2002
- ↑ А.Исаев Антисуворов, 2004
- ↑ http://www.soldat.ru/doc/mobilization/mob/table17.html
- ↑ А.Иванов Артиллерия СССР во Второй Мировой войне, 2003
Литература
- Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. ISBN 985-433-703-0
- Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.,ООО «Издательство АСТ», 2002. — 576 с.: 32 л. ил. ISBN 5-17-015302-3
- Иванов А. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. — СПб., Издательский дом «Нева», 2003. — 64 с. ISBN 5-7654-2731-6
- Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с., ISBN 985-433-469-4
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
122-мм гаубица образца 1910/30 годов Википедия
122-мм гаубица образца 1910/30 годов | |
---|---|
122-мм гаубица образца 1910/30 годов в финском музее г. Хямеэнлинна | |
Калибр, мм | 121,92 |
Экземпляры | до 5900 |
Расчёт, чел. | 7 |
Скорострельность, выстр/мин | 5,6 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | до 6 (на металлических колёсах до 12) |
Высота линии огня, мм | 1110 |
Ствол | |
Длина ствола, мм/клб | 1560/12,8 |
Длина канала ствола, мм/клб | 1535/12,6 |
Масса | |
Масса в походном положении, кг | 2510 |
Масса в боевом положении, кг | 1466 |
Габариты в походном положении | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | 1841 |
Клиренс, мм | 298 (по сошнику) |
Углы обстрела | |
Угол , град | от −3 до +45° |
Угол , град | 4°74′ |
122-мм гаубица образца 1910/30 годов на Викискладе |
122-мм гаубица образца 1910/30 годов — советская гаубица периода Второй мировой войны.
Описание конструкции[ | ]
Орудие было получено путём модернизации
ru-wiki.ru