Герб россии описание и значение для школьников – .

2 класс. Окружающий мир. Государственная символика России - Государственная символика России

Комментарии преподавателя

Про­чи­тай­те по­сло­ви­цы:

Род­ная сто­ро­на как мать: и на­кор­мит, и при­лас­ка­ет.

Род­ная сто­ро­на – мать, чужая – ма­че­ха.

 

Рус­ский народ срав­ни­ва­ет ро­ди­ну с ма­те­рью. Вы ведь зна­е­те имя своей мамы? Так же уве­рен­но вы долж­ны знать и на­зва­ние вашей ро­ди­ны, ведь она за­бо­тит­ся о вас.

Стра­на, в ко­то­рой мы живем, на­зы­ва­ет­ся Рос­сия.

Рис. 1. Карта Рос­сии

Рос­сия – самая боль­шая в мире стра­на. Когда на за­па­де, в Москве, вечер, на во­сто­ке, на Чу­кот­ке, на­чи­на­ет­ся новый день. Чтобы до­е­хать на по­ез­де от Вла­ди­во­сто­ка до Моск­вы, вам по­на­до­бит­ся целая неде­ля.

По­смот­ри­те на карту мира.

 

Рис. 2. По­ли­ти­че­ская карта мира

На ней изоб­ра­же­но много раз­ных стран. А от­ли­чить одну стра­ну от дру­гой можно по цвету.

У каж­до­го го­су­дар­ства есть свои от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки – сим­во­лы.

Сим­вол – это услов­ный знак, обо­зна­че­ние. На­при­мер, го­лубь – сим­вол мира, якорь – сим­вол на­деж­ды.

 

Рис. 3. Го­лубь – сим­вол мира

 

 

Рис. 4. Якорь – сим­вол на­деж­ды

Вспом­ни­те спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния. У каж­до­го иг­ро­ка на груди есть эм­бле­ма.

Эм­бле­ма – это услов­ное изоб­ра­же­ние че­го-ли­бо.

Герб – это изоб­ра­же­ние, ко­то­рое в услов­ной форме по­ка­зы­ва­ет ис­то­ри­че­ские тра­ди­ции го­су­дар­ства или го­ро­да.

Гербы по­яви­лись очень давно. Их изоб­ра­же­ния были най­де­ны на мо­не­тах, ме­да­лях и пе­ча­тях раз­лич­ных древ­них го­су­дарств и го­ро­дов.

Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с гер­бом нашей ро­ди­ны Рос­сии.

 

Рис. 5. Герб Рос­сии.

Изоб­ра­же­ние герба вы­пол­нил ху­дож­ник Ев­ге­ний Ильич Ух­на­лёв.

Орел сим­во­ли­зи­ру­ет непо­бе­ди­мость и силу. По­че­му у него две го­ло­вы, спро­си­те вы? Дву­гла­вый орел, охра­няя го­су­дар­ство, смот­рит од­но­вре­мен­но и на запад, и на во­сток. Ко­ро­на на го­ло­ве орла сим­во­ли­зи­ру­ет за­кон­ность. Это озна­ча­ет, что стра­на живет по за­ко­нам чести и спра­вед­ли­во­сти. В одной лапе орла – 

ски­петр, сим­вол вла­сти, а в дру­гой лапе – зо­ло­той шар, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся дер­жа­ва. Если ски­петр сим­во­ли­зи­ру­ет власть, то дер­жа­ва  - мо­гу­ще­ство стра­ны.

Гербу нашей ро­ди­ны Рос­сии более 500 лет. В нашей стране уже давно не пра­вят цари, но ко­ро­на, ски­петр и дер­жа­ва оста­ют­ся сим­во­ла­ми мо­гу­че­го и древ­не­го го­су­дар­ства – Рос­сия.

В цен­тре герба изоб­ра­жен еще один герб, это герб Моск­вы. Он рас­по­ло­жен в цен­тре рос­сий­ско­го герба, по­то­му что Москва – сто­ли­ца Рос­сии.

Взгля­ни­те на карту мира. На ней много го­су­дарств, морей, рек. А если мы уви­дим где-ни­будь на вод­ных про­сто­рах нашей пла­не­ты вот такой вот ко­рабль?

 

Рис. 6. Ко­рабль под рос­сий­ским фла­гом

Из ка­ко­го он го­су­дар­ства? Пра­виль­но. Он из Рос­сии. Мы можем это по­нять, взгля­нув на флаг, ко­то­рый на нем раз­ве­ва­ет­ся. Это флаг нашей ро­ди­ны.

Флаг Рос­сии бе­ло-сине-крас­ный. Его днем рож­де­ния счи­та­ют 20 ян­ва­ря 1705. В этот день царь Петр I издал указ – «При­ка­зы­ваю. Счи­тать флаг, со­сто­я­щий из го­ри­зон­таль­ных полос бе­ло­го, ла­зо­ре­во­го и алого цвета, офи­ци­аль­ным на­ци­о­наль­ным фла­гом Рос­сии».

 

Рис. 7. Царь Петр I 

А что озна­ча­ют эти цвета? Белый цвет – это сим­вол мира. Наша стра­на – ми­ро­лю­би­вое го­су­дар­ство. Синий цвет – это цвет неба, веры, вер­но­сти. Крас­ный цвет – сим­вол огня, му­же­ства, го­тов­но­сти за­щи­щать нашу ро­ди­ну.

Где же можно уви­деть флаг? На­при­мер, на зда­нии пра­ви­тель­ства. Еще с фла­га­ми идут на ми­тин­ги, флаг под­ни­ма­ют в честь стра­ны-по­бе­ди­те­ля на спор­тив­ных со­рев­но­ва­ни­ях.

 

Когда на со­рев­но­ва­ни­ях на­сту­па­ет тор­же­ствен­ная ми­ну­та на­граж­де­ния, ко­ман­ды вы­хо­дят и вста­ют на по­чет­ный пье­де­стал. Про­хо­дит на­граж­де­ние, под­ни­ма­ют флаг, и зву­чит тор­же­ствен­ная песня – гимн. Гимн слу­ша­ют стоя. Слова гимна Рос­сии на­пи­са­ны по­этом Сер­ге­ем Ми­хал­ко­вым на му­зы­ку Алек­сандра Алек­сан­дро­ва.

По­слу­шай­те гимн нашей ро­ди­ны. Он очень кра­си­вый. Вот его текст:

Рос­сия — свя­щен­ная наша дер­жа­ва, Рос­сия — лю­би­мая наша стра­на. Мо­гу­чая воля, ве­ли­кая слава — Твоё до­сто­я­нье на все вре­ме­на!

Славь­ся, Оте­че­ство наше сво­бод­ное, Брат­ских на­ро­дов союз ве­ко­вой, Пред­ка­ми дан­ная муд­рость на­род­ная! Славь­ся, стра­на! Мы гор­дим­ся тобой!

От южных морей до по­ляр­но­го края Рас­ки­ну­лись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хра­ни­мая Богом род­ная земля!

Славь­ся, Оте­че­ство наше сво­бод­ное, Брат­ских на­ро­дов союз ве­ко­вой, Пред­ка­ми дан­ная муд­рость на­род­ная! Славь­ся, стра­на! Мы гор­дим­ся тобой!

Ши­ро­кий про­стор для мечты и для жизни Гря­ду­щие нам от­кры­ва­ют года. Нам силу даёт наша вер­ность От­чизне. Так было, так есть и так будет все­гда!

Славь­ся, Оте­че­ство наше сво­бод­ное, Брат­ских на­ро­дов союз ве­ко­вой, Пред­ка­ми дан­ная муд­рость на­род­ная! Славь­ся, стра­на! Мы гор­дим­ся тобой!

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/gde-my-zhivyom/gosudarstvennaya-simvolika-rossii?seconds=0&chapter_id=2289

источник презентации - http://900igr.net/zip/okruzhajuschij-mir/Znachenie-gosudarstvennykh-simvolov-Rossii.html

источник видео:

www.kursoteka.ru

Занятие для учащихся начальных классов "Символы России"

Фрагмент песни «Россия» (видеоряд слайдов)

Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
А как вы понимаете слово «Родина»?(ответы учеников)
• Это и великая страна с великой историей
• Это и то место на земле, где ты родился и рос
• Место, где ты познал первые радости и неудачи

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом Край, где мы с тобой живем,
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб И рубиновые звезды-
По которой мы идем. За праздничным столом. Звезды мира над Кремлем.


Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, а как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация. Это добровольное объединение равноправных территорий и народов. Двадцать одна республика входит в состав России. Вот их названия в алфавитном порядке:Адыгея АлтайБашкирия (Башкортостан)БурятияДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКалмыкияКарачаево-ЧеркесияКарелияКомиМарий ЭлМордовияСеверная Осетия — АланияТатарстан ТуваУдмуртияХакасияЧечняЧувашияСаха (Якутия).

В России давно живут вместе десятки больших и малых народов. Россияне — это не только русские, но и татары, башкиры, евреи, удмурты, чуваши, якуты, чукчи, адыгейцы, осетины, буряты, калмыки...

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн
Что такое герб?(ответы учеников)
• Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый
на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

• Слово «герб» в переводе означает «наследство».
• В нем отражена история страны.

Герб — эмблема государства, и конечно же свой герб есть у России. Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.

Вероятно, ты уже знаешь, что он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите? Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.

Наша страна — самая большая в мире. Она занимает одну шестую часть земной суши и превышает семнадцать миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Посмотри, как широко простёр свои крылья орёл на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

Обрати внимание, что в самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона. Догадываешься, что означает этот герб в гербе? Маленький герб со всадником-змееборцем — герб Москвы, столицы нашего государства.

Москва — сердце России. Она сыграла очень большую роль в истории, и потому по праву эмблема великого города (святой Георгий Победоносец, разящий змея) присутствует на государственном гербе страны. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".(Далее просмотр мультфильма «Исторические заклепки. Россия. Герб)

А теперь вспомни: где ты мог видеть герб России? На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы. И в дальнейшем в повседневной жизни герб постоянно будет твоим спутником. Когда тебе исполнится четырнадцать лет и ты как гражданин России получишь паспорт, там, на обложке и внутри, есть оттиск — золотой орёл на красном фоне.

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

О каких символах России еще говорится в стихотворении кроме герба?(ответы учеников)

Слово "Флаг” – голландского происхождения и означает "корабельное знамя”.Закон о Государственном флаге был принят так же в декабре 2000 года.
21 августа установлен День Государственного флага России.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.
Подбор цветов не случаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её красной — красивой. Красный в их понимании был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве издавна зовётся Красной.

Синий — это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Чем больше погожих дней с синим небом, тем лучше для земледельцев. А земледелие было главным занятием наших предков.

Белый цвет — особый, божественный. За синим небом — белые чертоги Бога, Божье царство. Люди верили, что Русская земля находится под защитой самого Господа — Творца мира, и белый цвет передавал это представление.

Получается, что красный цвет — это земное, синий — небесное, белый — божественное.

Но это ещё не всё.

Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие.(просмотр мультфильма «Сказка о том, как Петр-царевич цвета для флага добывал»)

Видишь, три полосы на нашем флаге оказались не случайно. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас. Цвета российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории, или, другими словами, о прошлом нашей Родины.

Флаг — это отличительный знак, символ государства. Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов. Значит, если сегодня на Земле больше двухсот стран, то у каждой из них свой флаг.

И еще один символ страны – это гимн. Когда звучит величественная музыка гимна, то все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству.
Звучит фонограмма гимна.

Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях. Вероятно, тебе приходилось слышать гимн России, когда наши спортсмены побеждали на олимпиаде или других международных соревнованиях? И наверняка, слыша торжественную музыку и видя, как поднимается на флагштоке бело-сине-красное полотнище, ты испытывал чувство гордости за нашу страну!

(Фрагмент мультфильма «Исторические заклепки. Россия. Флаг. Герб. Гимн»)


• Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
• Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
• Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
У гимна тоже своя история, с ней вы познакомитесь позднее. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.


Итак, мы с вами познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.


А сейчас, давайте проверим, что вы запомнили. Проведем небольшую викторину.

Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

Теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд:

Посмотрите, если вы правильно разгадали кроссворд, то в выделенной вертикальной строке у вас должно получиться название нашей страны (Россия)!

Заключение. Ребята, все мы любим свою Родину и помним, что каждый из нас – её частичка!
На свете много разных стран, На свете много разных стран,
Но есть одна страна – Но есть одна страна –
От белых льдов до тёплых рек Её мы Родиной зовём,
Раскинулась она! И Родина – Одна!

Дальше можно предложить раскраски с символами Родины.

intolimp.org

ИСТОРИЯ ГЕРБА РОССИИ - ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Как в XVIII веке изменился один из главных символов России

История герба России восходит к концу XV века, времени правления Ивана III, когда впервые на печати государя появилось изображение двуглавого орла. Именно эта эмблема и стала главным элементом герба, со временем претерпевшего различные изменения.

К началу XVIII века государственный герб России представлял собой двуглавого орла с раскрытыми и поднятыми крыльями, увенчанного тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и щитком с изображением всадника-змееборца на груди (окружающие орла символы на государственных печатях второй половины XVII века носили отчасти «факультативный» характер и в XVIII веке не прослеживаются).

Петровская эпоха внесла несколько существенных изменений во внешний облик государственного герба, что было связано с очевидным западноевропейским влиянием.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного на портрете Семена Мордвинова. Фрагмент картины Карла Людвига Христинека. 1771 год, © Wikimedia Commons

Во-первых, на государственных печатях петровского времени по крайней мере с 1710-х годов появилось изображение цепи ордена Святого апостола Андрея Первозванного — высшей награды России, учрежденной Петром I после возвращения из поездки в Европу в составе Великого посольства. Эта цепь могла охватывать как весь щит с государственным гербом, так и центральный щиток с изображением всадника. Второй вариант в итоге устоялся и впоследствии был официально утвержден.

Орден Св. Андрея Первозванного был единственным орденом Российской империи, имевшим шейную цепь. Апостол Андрей Первозванный имел большое значение для Петра не только как покровитель России (согласно легенде, зафиксированной в «Повести временных лет»), но и как покровитель моряков и мореходства. Введение знака высшего государственного ордена укрепляло статус государственного герба и устанавливало параллели с традицией западноевропейской государственной геральдики.

Фрагмент штандарта Петра I с корабля «Ингерманланд». 1710-е годы, © Центральный военно-морской музей Министерства обороны РФ

Во-вторых, также с 1710-х годов на государственных печатях короны над головами орла вместо прежних царских венцов принимают вид западноевропейских корон императорского типа — из двух полушарий с обручем посередине. Тем самым, по-видимому, подчеркивался имперский статус Российского царства, официально утвержденный в 1721 году после окончания Северной войны.

В-третьих, также с 1710-х годов на печатях на крыльях орла начинают помещаться изображения шести основных титульных гербов — Киевского, Владимирского, Новгородского, царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Это новшество также находит параллели в европейской геральдике, в том числе в государственной геральдике Священной Римской империи германской нации. Впоследствии в российской государственной геральдике эта традиция закрепилась (хотя состав титульных гербов в XIX веке изменился).

В-четвертых, начиная с 1710-х годов формируется (в том числе и самим Петром I) представление о всаднике-змееборце как Св. Георгии Победоносце. Это сопряжение объяснялось близостью иконографических типов изображений всадника и Георгия Победоносца и отходом от прежней, светско-кратологической трактовки змееборца XVI–XVII веков.

После создания в 1722 году Герольдмейстерской конторы — официального органа, занимавшегося в том числе и вопросами официальной геральдики, первый профессиональный геральдист в России граф Ф. М. Санти разработал новый проект государственного герба, в соответствии с которым герб был утвержден указом Екатерины I о государственной печати от 11 марта 1726 года. Описание герба было следующим: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, в нем ездец в красном поле».

Изображение знамени, пожалованного императрицей Елизаветой Петровной Дондук-Даши при провозглашении его ханом Калмыцким. 1757 год, © Wikimedia Commons

Таким образом определилась цветовая гамма российского герба — черный орел в золотом поле — подобно двуглавому орлу в государственном гербе Священной Римской империи.

Российская империя в геральдическом отношении становилась вровень с ведущим государством тогдашней Европы и в какой-то степени вступала с ним в «диалог» об имперском наследии вообще. Изображение всадника-змееборца в качестве Св. Георгия Победоносца было признано московским гербом в 1730 году. Утверждение этого герба состоялось уже при Екатерине II в 1781 году: «Святый Георгий на коне, в красном поле, поражающий копием черного змия».

Во второй половине 1730-х годов работавший в России швейцарский гравер И. К. Гедлингер создал новую государственную печать, использовавшуюся на протяжении всего XVIII века. На ней помещено весьма живописное изображение двуглавого орла с поднятыми крыльями и головами, цепь ордена Св. Андрея Первозванного охватывает щиток с московским гербом, а вокруг орла расположены шесть щитков с основными титульными гербами.

В дальнейшем вплоть до начала царствования Павла I никаких изменений в российском государственном гербе не произошло.

Фрагмент иллюстрации из «Манифеста о Полном гербе Всероссийской империи». 1800 год, © the.heraldry.ru

Павел I, будучи увлечен рыцарской тематикой, оказал огромное влияние на развитие в России геральдики, попытавшись превратить ее в стройную и логичную систему.

Как известно, уже в начале своего царствования он принял звания протектора, а затем и гроссмейстера (великого магистра) Мальтийского ордена — Ордена Св. Иоанна в Иерусалиме рыцарей Родоса и Мальты (в российской литературе утвердилось неверное наименование этого ордена — Св. Иоанна Иерусалимского). Этот статус был отражен и в государственном гербе.

10 августа 1799 года в новый вариант герба были введены белый восьмиконечный мальтийский крест и корона магистра Мальтийского ордена. Корона помещалась над щитком со Св. Георгием Победоносцем (московским гербом), который, в свою очередь, висел на андреевской ленте на груди двуглавого орла и был наложен на мальтийский крест.

16 декабря 1800 года Павел I утвердил «Манифест о Полном гербе Всероссийской империи», представлявшем собой сложную геральдическую композицию, созданную, вероятно, по образцу прусского государственного герба. Одной из особенностей этого нового варианта герба было объединение в нем всех титульных гербов Российской империи в числе почти полусотни. Однако этот герб так и остался проектом, не будучи введен в употребление. После восшествия на престол Александра I государственная геральдика России была возвращена к тому виду, который она имела до 1796 года.

По материалам журнала Арзамас, автор: Евгений Пчелов


Читайте также: 

ВСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ — ХОЧУ ЗНАТЬ

ЦЕРКОВЬ, ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОБЩЕСТВО

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (3-4 классы) "Государственная символика России"

9


КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(3- 4 классы)

Государственная символика России

Аннотация:

Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач. Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к школе, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.

В ходе работы над этой проблемой в нашем классе создан уголок патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, Президент России, а также герб столицы России и города Твери, Спировского района.

Цель: познакомить учащихся с главными символами (гимн, флаг, герб) и расширить представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.

Задачи:

-воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

-усвоение нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности

-воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.

Оборудование: карта России, изображение государственного герба, флага, запись гимна России, фото президента России,

Ход занятия:

1. Вводная беседа:

Учитель начинает занятие со слов великого русского поэта А.С.Пушкина:

« Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

-Как вы понимаете эти слова?

- Как называется страна, в которой мы живем?

-Давайте узнаем о происхождении названия «Русь»

( Учащийся выступает с сообщением: Одни ученые полагают, что оно является производным от названия реки Рось ( приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. В.Даль в « Толковом словаре» писал, что « Русь- мир, белсвет…».)

- Русский поэт И.Никитин написал замечательные строчки о Руси:

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами…

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася !…

-Как называется наша страна сейчас?

2.Знакомство с флагом.

- В любом государстве есть свои государственные символы. Как вы считаете, зачем стране нужна символика?

-Из чего она состоит?

-Назовите символы нашей страны.

-Зачем нужен герб?

-Зачем нужен флаг?

-Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких местах?

(Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб- двуглавого орла. Герб можно найти на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях.)

- Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный)

-Какое значение имеет каждый цвет флага? (Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу.)

-Во все времена цвету придавали особый смысл. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду. Эти цвета часто использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

- Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, изучающая государственную символику — геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.

- Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждает Государственная дума и Президент.

– Где вы видели Государственный флаг в нашем поселке?

(Флаг развивается над Администрацией нашего поселка. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах.)

– А еще где можно увидеть Государственный флаг?

(Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.)

Практическая работа:

Предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя).

3. Знакомство с гербом

-Что изображено на гербе России?

-Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.

-Опишите, как выглядит Государственный Герб России.

-На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава, Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете?

-Действительно, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Вот такая версия.

- Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов - русских. украинцев и белорусов. Скипетр и держава в конях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла, защищенная шитом с изображением Св. Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на «собирательницу и защитницу земель русских».

4.Знакомство с гимном.

Проблемная ситуация:

Однажды вечером Миша и Лена вместе с мамой играли в настольную игру «Лото». Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. На экране показали заседание Государственной думы. Выступал Президент Российской Федерации.

(Учитель обращает внимание детей на фотографию президента РФ).

И вдруг заиграла музыка, и все встали. Миша и Лена в один голос спросили у папы:

– А почему все встали?

– Потому что звучит гимн. – Ответил папа.

– А что такое гимн и почему его слушают стоя?

-Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства.- начал свой рассказ папа.

-У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну, можно определить из какого государства приехали гости. Вот такая история.

– Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего государства?

Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.

Слушание гимна (запись).

-Гимн России был написан композитором А.В.Александровым и поэтом С.В.Михалковым.

Во время исполнения гимна все поворачивают голову в сторону Государственного флага.

(Показ иллюстрации, фотографий).

Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству. Гимн исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны' люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио.

Детям читается текст Государственного гимна Российской Федерации

-О чем поется в гимне? (о любви к Родине - России, о красоте ее природы, о гордости к ее истории, надежде на будущее.)

-К следующему занятию подберите пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

Дети слушают гимн России, могут подпевать его слова, записанные на слайдах.

-Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?

5.Знакомство с Конституцией

-Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?

-Что такое Конституция?

-Законы — это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником пашей страны - красным днем календаря.

-Какие права и обязанности есть у граждан России?

(Право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав, у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном Законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.)

6. Итог

-Для чего нужны государственные символы?

-Назовите символы России?

- Подберите информацию к следующему занятию об истории российского флага, герба, гимна (по желанию на выбор)

Список литературы

1. В.Васькин. Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.

2. Е.К.Ривина. «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.

3. О.Н.Баранникова. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».

4. журнал « Начальная школа» №7 , 2001 год (с. 3-8.) Т.С.Голубева «Государственная символика России»

doc4web.ru

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ (ФЛАГ И ГЕРБ) - «Дошколенок.ру»

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

 

Младший дошкольный возраст.

Учитывая возрастные особенности детей, ознакомление с гербом и флагом должно осуществляться в процессе повседневной жизни. Если ребенок, увидев изображение герба или флаг, задает вопрос, то можно объяснить, зачем они нужны. Однако навязывать в этом возрасте знания о символике не стоит.

С детьми можно наблюдать в праздничные дни развешанные флаги, рассмотреть их.

Средний дошкольный возраст.

В начале знакомства необходимо выяснить, какие знания есть у детей о гербе и флаге. Для этого можно в свободной детской деятельности провести с детьми разговоры на эту тему, рассмотреть иллюстрации, наблюдать на прогулке развешанные флаги. Если знаний мало лучше ограничиться задачами формирования эстетического, положительного отношения к государственным символам на основе русского фольклора и народного декоративно-прикладного искусства.

 

Старший дошкольный возраст.

Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся личностям, к объектам материальной культуры : значкам, монетам, флагам и др. Поэтому детей уже можно познакомить с различными видами флагов, гербов, их функциями и значением.

 

Разговор с детьми о Государственном гербе России.

 

Рассказать, что мы живем в России. Наша страна очень большая и очень красивая. Как и все государства мира, Россия имеет свои отличительные знаки - герб и флаг. Предложить ребенку рассмотреть герб.

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом, драгоценными камнями. В его левой лапе – держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головой орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла очень похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. В старинных русских песнях и сказках говорилось о том, что солнце днем ездит по небу в сияющей золотой колеснице, запряженной парой крылатых коней или птиц. Образ солнечной колеснице сохранился в народном искусстве, в русской вышивке. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Обязательно следует подчеркнуть в разговоре с ребенком , что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

 

Разговор с ребенком о Государственном флаге России.

 

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушки пучки травы или веток, конский хвост, окрашенный в яркий цвет. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли, села, города. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Потом стяги стали делать из ткани и над ними появилось железное навершие – острожник. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали краской изображения святых – “знамения” (“священные знаки”). Так появилось слово “знамя”. Они имели разные цвета.

Флаг России бело-сине-красный. (Рассмотрите с ребенком флаг)

И в старые времена и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим – синее море, белый свет, весна красна, красна девица, употребляя слово “красный” в значении красивый. Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани. Из белых, красных, синих тканей чаще всего шили нарядную одежду. Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Флаг означает единство страны и ее независимость от других стран.

 

blog.dohcolonoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *