технические характеристики (ТТХ), грузоподъёмность, расход топлива на 100 км, военный автомобиль с КУНГом
Трехосный вездеход ЗиЛ-131 составлял основу автомобильного парка в Советской Армии и армиях стран-участниц Варшавского Договора. Машины, оснащенные кабиной с панорамным ветровым стеклом, угловатыми передними крыльями и знаменитым КУНГом можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара.
Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для установки и различных других различных надстроек кроме КУНГа. О мастерстве советских конструкторов, разработавших эту машину, говорит хотя бы тот факт, что она выпускалась с 1966 по 2002 год.
Содержание статьи
История создания
Разработка вездехода ЗиЛ-131 началась одновременно с началом работ по модернизации грузовика ЗиС-151, которые привели к созданию ЗиЛ-157. Для отработки решений были построены два опытных автомобиля под обозначением ЗиС-128 и 128А. Эти машины стали основой для первого опытного экземпляра ЗиЛ-131, построенного в 1956 году.
Особенностью нового вездехода стала широкая унификация узлов с перспективной гражданской машиной ЗиЛ-130. Проект предусматривал две модификации вездехода – тягач ЗиЛ-131 для артиллерийских частей и бортовой грузовик ЗиЛ-131А, предназначенный для доставки личного состава с вооружением. Изначально проект не предусматривал системы подкачки колес в движении.
Опытные машины оснащались перспективным 6-цилиндровым мотором ЗиЛ-Э130, который не удалось довести до серийного производства. По этой причине на вездеход стал устанавливаться мотор, позаимствованный у ЗиЛ-130.
Из-за особых требований заказчика по преодолению бродов, узлы трансмиссии ЗиЛ-131 имели герметизацию стыков специальной пастой, и применялось электрооборудование, способное выдерживать водные преграды.
Выпускной коллектор двигателя отливался из ковкого чугуна и собирался из трех частей. За счет этого он выдерживал резкие изменения температуры, неизбежные при движении вездехода через брод.
Приемочные испытания ЗиЛ-131 и 131А прошли в 1959 году, причем индексы модификаций поменялись местами. Армия отказалась от применения тягача, и в серии строился только бортовой вариант автомобиля ЗиЛ-131. Обозначение 131А появилось в производственной программе завода в 1971 – его присвоили гражданскому варианту.
Освоение ЗиЛ-131 шло долго – первые партии машин завод отправил заказчику только в конце 1966 года. Сборка машин шла в Москве до 1994 года. Помимо этого, с 1987 по 2002 год вездеходы собирались в Новоуральске на заводе УАМЗ.
С 1994 года производился вездеход ЗиЛ-4334, который отличался кабиной и мог комплектоваться различными двигателями. Последние машины были собраны в 2016 году.
Описание конструкции
Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.
Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.
Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.
В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.
Двигатель
На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.
Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.
На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.
Гидравлика и рулевое управление
Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.
Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.
При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.
Трансмиссия
Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.
От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.
Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.
Электрическая система
Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.
Тормозная система
На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.
Варианты надстроек
Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.
По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.
Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.
Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.
Технические характеристики
ЗиЛ-157К | ЗиЛ-131 | Урал-375Д | |
---|---|---|---|
Масса пустого, кг | 5540 | 6375 | 8400 |
Масса с полной нагрузкой, кг | 10190 | 10425 | 12900 |
Скорость, км/ч | 65 | 80 | 75 |
Расход топлива, л/100 км | 42 | 40 | 50 |
Колея, мм | 1755/1750 | 1820 | 2000 |
Длина, мм | 6684 | 7040 | 7350 |
Ширина, мм | 2315 | 2500 | 2690 |
Высота (бортовой вариант), мм | 2360 | 2480 | 2680 |
База, мм | 3120 | 3350 | 3525 |
Применение
Вездеходы ЗиЛ-131 стали одной из основных машин для создания пожарной техники. На базе машины изготовлялись автоцистерны, рукавные автомобили, лестницы.
В армии шасси вездехода применялось для размещения установок залпового огня, зенитных ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗиЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.
Грузовики имели штатные точки крепления, позволявшие устанавливать машину в грузовом отсеке самолета. Армейские седельные тягачи применялись совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.
Модернизации
Вездеход ЗиЛ-131 претерпел в ходе производства одну модернизацию, которая произошла в 1986 г. Изменения коснулись двигателя, который стал расходовать меньше топлива. Параллельно сократилось количество вредных выбросов отработаных газов. Использовавшийся брезентовый тент заменили на более дешевый и прочный синтетический, унифицированный с изделиями для грузовиков КамАЗ.
Выросла на 250 кг грузоподъемность при движении по грунтовым дорогам. Модернизированные армейские вездеходы получили обозначение ЗиЛ-131Н, а гражданские – 131АН.
Гражданские машины лишились дополнительного топливного бака.
Силами автосборочного завода в городе Чита строились вездеходы ЗиЛ-131С, предназначенные для работы в условиях крайнего Севера. Кабина имела дополнительную изоляцию и двойные стекла. Машины комплектовались противотуманными фарами, системой предпускового подогрева, автономным отопителем. Резинотехнические изделия сохраняли работоспособность при температуре до минус 60⁰С.
Видео
warbook.club
Грузовой автомобиль ЗИЛ 131: описание
Когда в начале 60-х годов появилось принципиально новое семейство грузовиков ЗиЛ-130 с современным дизайном и мощным 8-ми цилиндровым двигателем, то на его базе был разработан и новый автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131, призванный заменить ЗиЛ-157. Однако по ряду причин начало производства затянулось, и массовый выпуск начался лишь в 1967 году. Тем не менее, на конвейере ЗиЛа он стоял до начала 90-х годов (впоследствии его собирали на Урале). Автомобиль получился очень удачным.
Кабина ЗиЛ-130 с передовым для того времени дизайном, в военном варианте с плоскими крыльями и изменённой облицовкой и сейчас не выглядит устаревшей. В ЗиЛ-131 очень удачно сочетаются изящество и рационализм, простота конструкции и современные технические решения. Этот замечательный автомобиль заслуживает того, чтобы поговорить о нём подробнее. Поскольку ЗиЛ-131 разрабатывался на базе ЗиЛ-130, то по основным узлам и агрегатам (двигатель, сцепление, коробка передач, рулевое управление, элементы тормозной системы, кабина) он унифицирован с ним.
Разумеется, эти агрегаты не одинаковы абсолютно, имеют характерные особенности, обусловленные специфическими условиями эксплуатации. Двигатель ЗиЛ-131 приспособлен для работы при значительных продольных и поперечных кренах. С этой целью в картере имеется углубление, в котором находится неподвижный масло-приёмник. Предусмотрена возможность отключения вентиляции картера с целью создания избыточного давления в картере, чтобы исключить попадание воды в двигатель при движении вброд. Для облегчения преодоления брода привод вентилятора и водяного насоса разделены, что позволяет отключать вентилятор, снимая ремень. Водяной насос при этом продолжает работать.
Насос гидроусилителя руля и компрессор также остаются включёнными. Площадь охлаждения радиатора увеличена. Предусматривалась также возможность установки компенсационного (расширительного) бачка. В этом случае клапаны, устанавливаемые обычно в пробке радиатора, находились в пробке бачка. Когда автомобиль штурмует водную преграду, выпускной коллектор двигателя, имеющий наиболее высокую температуру, резко охлаждается. Для того, чтобы избежать его разрушения, на двигателе ЗиЛ-131 устанавливался составной выпускной коллектор.
Ещё одно новшество — на ЗиЛ-131 применён пенно-масляный воздушный фильтр с трёхступенчатой очисткой воздуха. Он гораздо лучше очищает воздух при движении по пыльным степным дорогам, а также в пустынях. Тормозной компрессор тоже получает воздух из этого фильтра. В системе питания производительность бензонасоса увеличена со 140 до 180 л/мин, что обеспечивает бесперебойную работу в жару, когда возможно образование паровоздушных пробок в системе. Пробки топливных баков сделаны глухими, без клапанов.
А клапаны устанавливались в отдельном герметичном корпусе, который связывался с атмосферой специальной трубкой. Eё конец находился выше уровня максимального брода. Чтобы вода не попадала в картер сцепления, вилка его выключения уплотнена. А отверстие вентиляции картера сцепления при преодолении бродов закрывалось специальной глухой пробкой, которая при обычных условиях находилась на крышке картера редуктора переднего моста. Особенность коробки передач — система вентиляции через сапун с трубкой, конец которой находится выше уровня максимального брода.
Как мы видим, на ЗиЛ-131 самое пристальное внимание было уделено возможности эксплуатации в экстремальных условиях. С учётом этого выполнено и электрооборудование автомобиля. Такие приборы, как стартер, распределитель и катушка зажигания герметизированы. В стартере использованы специальные резиновые прокладки, чтобы исключить попадание воды. Вообще, к стартерам военных автомобилей предъявляются особые требования. В случае, если двигатель заглохнет, например, при преодолении брода, стартер должен обеспечить возможность выезда на сушу, приборы зажигания экранированы, в цепи катушки зажигания и регулятора напряжения включены специальные фильтры.
Но самым интересным местом у полно-приводного автомобиля является трансмиссия. На ЗиЛ-131 нашла применение трансмиссия с проходным средним мостом.
При этом значительно упрощается раздаточная коробка, которая становится 3-х вальной. Высшая передача в ней — прямая, что повышает КПД. Упрощается и карданная передача, являющаяся сквозной. Передний мост включается автоматически при включении понижающей передачи в раздаточной коробке, для этого служит электропневмопривод. В случае необходимости передний мост можно включить и при прямой передаче в раздаточной коробке с помощью выключателя. Раздаточная коробка имеет люк для установки различных типов коробок отбора мощности.
Отдельного масло-насоса для этого не требуется, главные передачи ЗиЛ-131 — двойные: пара конических и пара цилиндрических шестерен. Редуктор среднего моста, как уже говорилось, проходной. Редуктор переднего моста расположен горизонтально, редукторы среднего и заднего мостов вертикально. Ось поворотной стойки ЗиЛ-131 имеет поперечный наклон. Конструкция остальных систем ЗиЛ-131 является достаточно традиционной и не отличается принципиально от конструкции аналогичных систем обычных грузовых автомобилей.
Были у ЗиЛ-131 и модификации, наиболее известной из которых является седельный тягач ЗиЛ-131В, существовал и топливозаправщик АТЗ-3,4-131. Большая часть ЗиЛ-131 предназначалась для службы в армии. На его шасси были созданы различные спецмашины, в том числе спаренная установка зенитных ракет, машины с радиотехническим оборудованием (для этого электрооборудование военных грузовиков экранировалось). Была и модификация ЗиЛ-131А без экранированного электрооборудования.
Но самой интересной его модификацией являлся ЗиЛ-137 — активный автопоезд, с полуприцепом, имеющим привод на колёса от двигателя тягача. Привод осуществлялся при помощи гидроподъёмной передачи. Помимо службы в армии, автомобили ЗиЛ-131 активно применялись в народном хозяйстве, в основном в труднопроходимых местах, в тайге, для геологоразведочных, буровых работ, на Cевере (существовала специальная северная модификация ЗиЛ-131С), в горных районах, в болотистой местности. Благодаря системе централизованного регулирования давления в шинах, автомобиль уверенно двигался по зыбучим пескам, по рыхлому снегу, по заболоченному грунту.
Что касается военной службы, то ЗиЛ-131 и сегодня находится на вооружении армий многих стран. Его можно увидеть и на военных парадах. Если ЗиЛ-157 являл собой образ хоть и рационального, но предельно простого, аскетичного, неприхотливого автомобиля, обладавшего хорошей проходимостью, то в ЗиЛ-131 высокая проходимость сочеталась с гораздо большим уровнем комфорта, современными решениями и современным дизайном. Дизайн кабины ЗиЛ-130 с развитым панорамным стеклом, в своё время революционный, оказался исключительно удачным. Даже сейчас, спустя полвека, эта кабина радует глаз.
Появившаяся позже кабина 4331 по дизайну явно ей проигрывает. И полноприводный грузовик с этой кабиной, хотя и был схож по конструкции с ЗиЛ-131, выглядел куда менее привлекательно. Производство ЗиЛ-131 в начале девяностых годов было передано на Уральский филиал ЗиЛа. Его шасси с дизельным двигателем под названием АМУР (Автомобили и моторы Урала) выпускается до сих пор. Таким образом, ЗиЛ-131 по долгожительству превзошёл своего предшественника ЗиЛ-157, который собирали 36 лет. А уникальную кабину ЗиЛ-131 на том же заводе устанавливают и на обычное шасси ЗиЛ-130.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!truck-auto.info
ЗИЛ-131 Википедия
ЗИЛ-131 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие данные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы произодства | 1966—2002 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ЗИЛ (Москва, СССР) ЗИЛ (Москва, Россия) АМУР (Новоуральск, Россия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, полноприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массово-габаритные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 7040 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 2500 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 2480 (с тентом 2970) мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 330 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 3350+1250 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1820 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1820 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рынке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | КрАЗ-255Б, Урал-375Д, Урал-4320 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другое | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 5000 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 2×170 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗИЛ-131 на Викискладе |
ЗИЛ-131 — советский и российский
ru-wiki.ru
Грузовик Зил-131
В годы существования СССР, довольно много внимания уделялось Советской Армии. Много внимания, в частности уделялось тем машинами, которые применялись для снабжения армии, перемещения боеприпасов, солдат, продовольствия и прочих грузов. Чтобы успешно выполнять такие задачи, особенно учитывая местность бывшего СССР, машина должна была иметь высокий уровень по проходимости. Так в 1966 году, было начато производство грузового автомобиля
Зил-131. Эта машина обладала полным приводом, а также весьма уверенным клиренсом. Автомобиль прекрасно справлялся со всеми поставленными на него задачами. В 2002 году выпуск этих машин был завершен, однако Зил-131, и сегодня выполняет работу как для армий стран бывшего СССР, и других регионов, так и в гражданском секторе.
Эти машины имели трехосную систему компоновки. Привод грузовика был полным, соответственно все три моста его были ведущими. Подвеска машины была зависимой, рессорной по конструкции. Передний мост также оснащался амортизаторами, а два задних моста оборудовались балансирной системой. Основой машины служила рама. ВАЗ Приора фото покажет все нюансы этого автомобиля и наглядно продемонстрирует ее эстетический вид.
Технические характеристики
Сердце машины, то есть её двигатель, применялся бензиновый мотор, с карбюраторной системой питания, он работал на атмосферном режиме. Мотор имел компоновку типа V8, и имел мощность в 150 лошадиных сил, при объеме в 6.000 литров. Крутящий момент мотора был равен 402 Нм. Мотор агрегатировался с механической КПП, которая имела пять передач. Ходовая часть очень мощная. Также для обеспечения распределения момента по мостам, применялась традиционная раздаточная коробка, которая имела пониженную, а также повышенную передачу. Кроме того коробка оборудовалась системой блокировки дифференциала межосевого типа. Автомобиль затрачивал вплоть до 50 литров бензина на 100 км. Чтобы обеспечить запас хода, на раму машины устанавливались два бака по 170 литров. Сегодня машины, оказавшиеся в гражданском секторе, не редко переводят на газ.
Грузоподъемность этого грузовика 3500 килограмма. Кабина машины была капотной, что облегчало работу при обслуживании мотора. В кабине были установлены два кресла, одно водительское, и одно большое на двоих пассажиров. Кабина машины оснащалась панорамным стеклом, что давало возможность получать хорошую обзорность. В салоне была «печка», чтобы можно было эксплуатировать грузовик в мороз. Рулевая система машины оснащалась гидроусилителем. Тормоза применялись пневматические, барабанного типа на всех колесах.
ladarus.ru
технические характеристики и устройство :: SYL.ru
«ЗИЛ-131» — это военный автомобиль. Он состоял на вооружении армии Советского Союза. Данный автомобиль обладает высокой проходимостью и предназначался для езды при отсутствии дорог. Сегодня его можно встретить и в обычной, гражданской жизни. Однако основное предназначение «ЗИЛа» – все же работа в оборонной сфере.
История создания
Выпуск этого автомобиля начался в 1966 году на автозаводе имени Лихачева в Москве. Кузов грузовика представлял собой платформу, изготовленную из дерева. Платформа была военного или армейского типа, а задний борт откидывался. Боковые решетки борта были снабжены также откидными скамейками на 16 человек.
Производилось несколько модификаций машины «ЗИЛ-131». Выпускались бортовые автомобили с лебедкой и без нее, серии с неэкранированным электрическим оборудованием – 131А, так называемый седельный тягач 131В.
Далее, в 1986 году, на заводах начали выпускать еще одну версию на базе 131-ой модели. Это был автомобиль 131Н. В 1994 производство этих машин свернули, потому что начался выпуск более новых моделей. Однако на заводах УАМЗ производство не прекратилось и продолжалось вплоть до 2002 года.
Разработка и производство модели
Вместе с созданием полноприводного грузового автомобиля для армии инженеры завода имени Сталина, а позже завода им. Лихачева, решили, что необходимо создать принципиально новую машину. Принципы и идеи, которые лежали в основе будущего 131-го, были уже досконально опробованы на специальном, созданном в виде эксперимента, транспортном средстве «ЗИС-128». В нем выявили определенные недостатки, после испытаний проект закрыли, а на основе проекта создали первый опытный экземпляр автомобиля. Это получился унифицированный грузовик с большими перспективами.
Получилось так, что «ЗИЛ-131» появился немного ранее, нежели «ЗИЛ-130». Поэтому разработчики оснастили его 6-ти цилиндровым двигателем. Затем производители столкнулись с трудностями, которые заключались в изготовлении эксклюзивных деталей. Поэтому была выпущена переходная модель — «ЗИЛ-165». Автомобиль имел черты 157-ой модели и нового опытного автомобиля 130-й модели.
Разработчики и инженеры в ходе многочисленных испытаний выяснили, что конструкция снова несовершенна. Именно поэтому в серию этот автомобиль не пошел. Инженеры, в свою очередь, стали усиленно дорабатывать 131-ую модель.
В 1959 году проходили испытания машины. На следующее три года были большие планы по запуску серийного производства. Однако из-за возникших временных трудностей производство пришлось отсрочить. Затем 130-ый попал на конвейеры лишь в 1967 году. Это промедление начала производства пошло на пользу новому «ЗИЛу». Конструкторы и инженеры сумели очень усовершенствовать конструкцию. После этих доработок машина стала обладать гораздо большей грузоподъемностью, увеличенной скоростью. Также специалисты сумели снизить расход топлива, уменьшили радиус поворота на один метр. Кабина стала гораздо удобней, а подвеска — мягче.
«ЗИЛ-131», устройство которого постоянно менялось, был награжден знаком качества. Эта дата (февраль 1974 года) была знаковой в истории завода им. Лихачева.
Какие имеет «ЗИЛ-131» технические характеристики?
Колесная формула автомобиля — 6×6. Также он был оснащен трехместной цельнометаллической кабиной. Платформа бортов изготовлена из дерева и усилена металлическими деталями. Задний борт откидывается, есть скамейки.
Двигатель
«ЗИЛ-131» оснащался одной силовой установкой. Это был восьмицилиндровый карбюраторный агрегат. Мощность, которой обладает данный мотор, составляет 150 л. с. При этом количество оборотов — 3200 об./мин. Крутящий момент двигателя при 2000 об./мин. – 41 кГм. Расход топлива – 240 гр./ч на одну лошадиную силу. В среднем на «сотку» он потребляет от 30 до 50 литров бензина. По сегодняшним меркам это довольно много. Но в те времена о расходе топлива никто сильно не задумывался в силу его дешевизны.
Трансмиссия
КПП здесь пятиступенчатая, механическая, раздаточного типа. Также автомобиль снабжен тремя карданными валами. Ведь все три моста в машине являются ведущими. Сцепление выполнено в виде однодискового сухого типа. КПП оснащено инверторными синхронизаторами, которые позволяют включать вторую, третью, четвертую, пятую передачи. Переключения осуществляется при помощи рычага.
Колеса и резина
Первые выполнены в виде дисков. Обод закреплен при помощи 8-ми шпилек. Шины предполагают автоматическую регулировку давления.
Подвеска
Подвеска спереди; она зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
Механизм рулевого управления представляет собой винт, шариковую шайбу и рейку, которая зацепляется с зубчатым сектором вала. Есть гидроусилитель руля.
Электрическая часть и грузоподъемность
Напряжение аккумулятора – 12 В. Также есть генератор. Зажигание представлено системой «Искра».
Грузоподъемность этого автомобиля составляет 3750 кг, при условии движения по большинству дорог. Если дорога представляет собой хороший асфальт, а машина без прицепа, то грузоподъемность увеличивается и составляет около 5000 кг. Масса снаряженного автомобиля составляет 10185 кг.
Как уже было написано выше, автомобиль выпускался в различных модификациях. И если большинство автомобилей выпускались под бензин, то в 1986 году стали сходить с конвейера грузовики «ЗИЛ-131» дизель. Грузовик такой модификации получил в название модели букву «Н».
Модификации автомобилей
Удачные технические характеристики позволили использовать базу этих машин для многочисленных модификаций. Так, автомобили в базовой комплектации выпускались с 67 по 86 год. Затем на заводах начали выпускать модель 131А, которая характеризовалась наличием неэкранированного электрического оборудования. Она отличалась отсутствием средней скамейки в кузове и выпускалась с 71 г.
Седельный тягач 131В отличался более короткой рамой, а также наличием седельно-сцепного устройства. Модель была укомплектована парой запасных колес. Тягач предназначался для буксировки полуприцепов.
Затем появилась на свет опытная модель 131Д. В будущем на ее базе выпустят «ЗИЛ-131» самосвал дизель. Второй такой же имел на борту агрегат марки «Катерпиллер». Модель была разработана в 1992 году.
Модель 131Н была оснащена новым двигателем, другим светом и оптикой, а также тентом. Ресурс машины значительно увеличился. Было несколько таких машин. 131Н1 имел дизельный двигатель и 105 л. с. Модель Н2 была также с дизелем, но несколько мощнее, 132 л. с.
Модели 131АС производились в основном для использования в условиях северных холодов. Эти автомобили отличались хорошей теплоизоляцией, отоплением, специальными противотуманными фарами, теплоизоляцией аккумуляторов, специальной, морозостойкой резиной. В такой модификации автомобиль «ЗИЛ-131» можно использовать даже при температуре воздуха до -60 градусов.
Мощная машина, обладающая колесной формулой 6×6, может свободно перевозить более 5000 кг груза. Кабина имеет капотный тип, что, возможно, и позволило этому автомобилю стать таким популярным в качестве военного транспорта. Грузовик обладает повышенной проходимостью, по сути, это вездеход. Проходимость обеспечивают одинаковые передние и задние колеса, широкопрофильная резина и клиренс в 315 мм. Такое сочетание технологических решений, как, например, автоматическая подкачка шин прямо на ходу, дифференциалы кулачкового типа с возможностью автоматической блокировки, пятиступенчатая коробка передач, наличие в некоторых моделях лебедки, позволило использовать грузовик «ЗИЛ-131» в любых условиях, в работе по любому бездорожью. Автомобиль обладает низким центром тяжести, а двигатель скрывает в себе огромные запасы мощности. Он может развить мощность в 115 л. с. Именно благодаря такому двигателю автомобиль смело едет по ровному шоссе со скоростью до 90 км/ч, забирается на подъемы до 30 градусов, а также преодолевает неглубокие реки и броды.
Данный грузовик отлично показал себя в тяжелейших условиях работы, а также получил признание и уважение водителей и автолюбителей, как гражданских, так и военных. Хоть производство этой модели закончилось в 2002 году, «ЗИЛ-131» (дизель и бензин) можно часто видеть на дорогах и в военных частях. В основном сейчас он используется в сельском хозяйстве.
Итак, мы выяснили, какие имеет «ЗИЛ-131» технические характеристики двигателя и грузоподъемность. Как видите, этот автомобиль зарекомендовал себя как одно из самых надежных транспортных средств с высокой мощностью, большим клиренсом и отличными показателями проходимости.
www.syl.ru
Описание и технические характеристики ЗИЛ 131 | Зил бычок
ЗИЛ 131 бы специально разработан для советской армии, вместо устаревшего ЗИЛа 157. 1966 год был годом начала выпуска грузового автомобиля этой марки. В течении 20 лет без перебоев выпускался ЗИЛ 131. Но в 1986 году разработали еще более усовершенствованную модель, которая стала называться ЗИЛ 131Н. Эта модель выпускалась, как с бензиновым двигателем ЗИЛ 131Н1, так и с несколькими вариантами дизельных двигателей.
Такие грузовики, в зависимости от дизельного мотора, имели следующую маркировку: ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2.
Выпускались ЗИЛы 131 в нескольких вариантах. К ним можно отнести грузовики, в которые встроено неэкранированное негерметичное электрооборудование. Также ЗИЛ 131 выпускался, как автомобиль для перевозки ракет, и разрабатывались специально для зенитно-ракетный войск. Такой автомобиль имел маркировку 131В. ЗИЛ не обошел вниманием и седельные тягачи ЗИЛ 131В и ЗИЛ 131НВ, которые также начали выпускаться с 1986 года. Производство ЗИЛов 131 было рассчитано и на экспорт, основная страна была ГДР.
Салон зил 131
Для регионов, где в основном преобладали низкие температуры, выпускались следующие модели ЗИЛ 131: ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС. также шасси ЗИЛ 131 было разработано таким образом, чтобы на него можно было установить спецоборудование, такое как цистерну, топливозаправщики и маслозаправщики.
Габариты зил 131
Грузовой автомобиль ЗИЛ 131 выпускался в Москве и на Урале. В Москве было прекращено производство ЗИЛ 131 в 1994 году, потому что была разработана новая модель ЗИЛ 4334. На Уральском же заводе ЗИЛ 131Н выпускали до 2002 года. Там его также сменила модель ЗИЛ 433420. Но сейчас Уральский автомоторный завод выпускает грузовые автомобили марки АМУР 521320, с шасси, разработанным для специализированной техники, такой, как пожарные автомобили и прочее.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Грузоподъемность:
по всем видам дорог и местности 3750 кг.
по дорогам с асфальтобетонным покрытием (без прицепа) 5000 кг.
Снаряж. масса (без лебедки) 6135 кг.
В том числе:
на переднюю ось 2750 кг.
на тележку 3385 кг.
Полная масса 10185 кг.
В том числе:
на переднюю ось 3060 кг.
на тележку 7125 кг.
Допустимая полная масса прицепа при массе груза автомобиля 3750 кг:
по всем видам дорог и местности 4150 кг.
по дорогам с асфальтобетонным покрытием 6500 кг.
Приведенные ниже показатели даны для автомобиля полной массой 10185 кг и автопоезда с прицепом полной массой 4150 кг.
Макс, скорость автомобиля 85 км/ч.
То же, автопоезда 75 км/ч.
Время разгона автомобиля до 60 км/ч 50 с.
То же, автопоезда 80 с.
Выбег автомобиля с 50 км/ч 450 м.
Макс. преодолеваемый подъем автомобилем 60 %
То же, автопоездом 36 %
Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч 25 м.
То же, автопоезда 25,5 м.
Контрольный расход топлива, л/100 км, при скорости 60 км/ч:
автомобиля 35,0 л.
автопоезда 46,7 л.
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении воздуха в тинах:
без подготовки 0,9 м.
с предварительной подготовкой (автомобиля ЗИЛ-13 1Н) продолжительностью не более 20 мин 1,4 м.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 10,2 м.
габаритный 10,8 м.
Так вот, этот АМУР является точной копией ЗИЛ 131.
Теперь поговорим о технических характеристиках грузового авто ЗИЛ 131. ЗИЛ 131 имеет 6 колес, все они являются ведущими.
Масса снаряженного автомобиля с лебедкой составляет 6.375 т., без лебедки – 6.135 т.
Полная масса с лебедкой составляет 10 т. 425 кг., без лебедки соответственно на 240 кг. меньше.
Максимальный груз, который допустимо перевозить ЗИЛу 131 достигает 3.5 тонн, но по грунтовым дорогам.
Двигатель зил 131
Если грузовики ЗИЛ 131 оснащены прицепом, то максимальная масса загруженного прицепа должна быть не больше 4 т., если автомобиль ездит по грунту, и не больше 6.5 тонн, если перевозка проходит по дорогам. Расстояние от земли до передней оси составляет 33 см., а до задней – 35.5 см. На передних колесах установлены обычные рессоры, а на задних — балансирные. Одна заправка рассчитана на 850 км. При скорости 60 км/ч, грузовик потребляет 49.5 литров топлива на 100 км. Радиус разворота имеет 10.8 метров. Расстояние, пройденное грузовиком с начала торможения при скорости 50 км/ч, до полной остановки составляет 29 метров. Максимальная скорость разгона составляет 85 км/ч.
Тюнинг зил 131
Грузовой автомобиль ЗИЛ 131 имеет раздаточную коробку с 2-мя передачами, а также коробку передач с 5-ю ступенями. Двигатель состоит из 8 цилиндров. При желании можно отключить переднюю ось, и ведущим будут только задние мосты.
В качестве кузова используется деревянная платформа, на которой установлены откидные скамейки, а также съемная скамейка, предусмотренная в середине кузова. Общая пассажировместимость, с учетом съемной скамейки, составляет 24 человека. Кузов также можно накрыть тентом в ненастную погоду, используя специальные установочные дуги.
Хоть автомобиль и снят с производства, его часто можно встретить на улицах города.
www.zil-bychok.ru
ЗИЛ-131 — легенда автопрома
ЗИЛ-131 – автомобиль с военной выправкой
Люди старшего поколения, которые проходили военную службу в рядах Советской Армии, хорошо помнят и знают, что представляет собой этот грузовой автомобиль. Ведь значительная часть этих машин выпускалась именно для военных нужд, что естественным образом сказалось на их технических характеристиках.
Производство в промышленных масштабах наладили в 1966-м году. Тогда, после принятия в 1959-м году на 21 внеочередном съезд КПСС следующего семилетнего плана, наметилась тенденция отставания отечественного автопрома от автомобильной промышленности Запада. Поэтому на разработку новой машины с повышенным индексом проходимости были брошены немалые силы и средства.
Новый грузовик так понравился военным, что его выпуск закончился в 1986-м году. Однако он дал толчок к развитию богатого «потомства», на базе модификаций этого автомобиля было построено огромное количество разных моделей.
ЗИЛ-131. Технические характеристики
В качестве двигателя была выбрана проверенная на предыдущей машине ЗИЛ-130 бензиновая V-образная «восьмерка» (8-цидиндровая). Однако инженеры внесли в нее полезное изменение – был установлен предпусковой подогреватель, что ускоряло запуск силового блока в условиях холодных температур окружающего воздуха.
Практически заново создана ходовая часть. ЗИЛ-131 получил три оси, все ведущие. Однако конструкторы постоянно ведущими сделали только две задние, передняя включается автоматически или принудительно посредством электропневмопривода.
Передачу силового момента от двигателя к 5-ступенчатой механической коробке переключения передач осуществляет механизм сухого однодискового сцепления.
Для облегчения работы водителя в трудных дорожных условиях на автомобиле работает гидроусилитель руля. Тормозная система пневматическая.
Хорошо зарекомендовала себя подвеска. Ее основа – полуэллиптические рессоры, сглаживать колебания им помогают гидравлические амортизаторы. У ЗИЛ-131 система подвески за годы эксплуатации машин заслужила немало положительных отзывов.
Надежный помощник солдата…
На базе шасси ЗИЛ-131 было построено множество модификаций. Например, были установлены системы залпового огня, походные ремонтные мастерские или бочки с топливом. Топливозаправщики особенно нравились военно-воздушным силам, поэтому в каждом аэропорту были эти машины.
Кроме Советского Союза, эта модель работала на территории многих стран Азии, Африки, Европы, так как большое количество автомобилей были экспортированы.
… и предпринимателя
После распада СССР автомобили стали массово выкупать для своих нужд коммерческие структуры. С грузовиков снималось оборудование, ненужное мирному человеку, и они продолжали нести «вахту».
Для улучшения качеств и с учетом изменения запросов, цен на топливо, многие предприниматели стали менять заводской бензиновый двигатель ЗИЛ-131. Дизель стал более приемлемым и желанным вариантом. Существуют даже специализированные СТО, занимающиеся подобными работами.
Надежный и мощный военный «старичок» бодро ездит по дорогам в наши дни. И, судя по всему, на пенсию явно не собирается.
fb.ru