И 16 тип 27 – 16 — самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Истребитель И-16 тип 27. — Российская авиация

Истребитель И-16 тип 27. aviator 2018-03-14T19:45:42+00:00

Истребитель И-16 тип 27.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.

Дальнейшая модификация типа 17 с заменой двигателя М-25В на М-62. Все конструктивные изменения коснулись винтомоторной установки подобно типу 18.

ЛТХ:

Модификация: И-16 тип 27
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 6,07
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1434
-взлетная: 1830
Тип двигателя: 1 х ПД М-62
-мощность, л.с.: 1 х 800
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 413
-на высоте: 461
Практическая дальность, км: 485
Cкороподъемность, м/мин: 1034
Практический потолок, м: 9300
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

Истребитель И-16 тип 27 на стоянке перед вылетом. Район г. Одессы. Лето 1941 г.

Летчик 84-го ИАП А.Худяков у истребителя И-16 тип 27.

Снимок пушечного истребителя И-16 тип 27.

Поврежденный при посадке истребитель И-16 тип 27.

Носовая часть И-16 тип 27.

И-16 тип 27. Рисунок 1.

И-16 тип 27. Рисунок 2.

.

.

Список источников раздела:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Сайт «Уголок неба».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

И-16 тип 27. Истребители Поликарпова Часть 2

И-16 тип 27 заменил вооруженный пушками, И-16 тип 17 на поточных линиях заводах №№21 и 153. Конструкция И-16 тип 27 была основана на планере истребителя И-16 тип 18, с двигателем М-62, но с использованием вооружения от И-16 тип 17.

Из-за того, что М-62 имел больший расход топлива, на И-16 тип 27 была предусмотрена подвеска дополнительных 200 литровых топливных баков.

Как и более ранний И-16 тип 17, новый истребитель И-16 тип 27 был вооружен двумя 20 мм пушками ШВАК (с боезапасом по 150 снарядов на каждую крыльевую пушку) и парой синхронизированных пулеметов ШKAC (с боезапасом по 650 патронов на ствол), установленных в передней верхней части фюзеляжа.

Первые И-16 тип 27 были выпушены в первой половине 1939 года и участвовали в боевых действиях в Монголии против японцев. Из-за нехватки пушек ШBAK для оснащения И-16, было построено только ограниченное количество И-16 тип 27.

В ходе Великой Отечественной войны, И-16 тип 27 использовался в качестве самолета для поддержки наземных войск.

Предсерийный истребитель И-16 тип 29 во время Государственных испытаний. Самолет песет дополнительные топливные баки, направляющие для реактивных снарядов и мачту радиоантенны.

Истребитель И-16 тип 29 (тактический номер «75», белый) из 71-го истребительного полки несет двухцветную камуфляжную окраску на верхних поверхностях планера. Самолет вооружен двумя реактивными снарядами РС-82 под каждым крылом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

С. Иванов — Истребители Поликарпова Часть 2

Наземный обслуживающий персонал выполняет проверку И-16 тип 24 на полевом аэродроме, лето 1940 года. Этот самолет несет под крылом дополнительные топливные баки емкостью 200 литров.

Государственные испытания И-16 тип 24 начавшиеся в первой половине 1940 года, показали, что не было получено никакого существенного улучшения летных характеристик но сравнению с И-16 тип 18, а фактически маневренность даже несколько снизилась. Возросший вес усиленной конструкции крыла и фюзеляжа «съел» дополнительную мощность, полученную в результате установки двигателя М-63. Полный вес И-16 тип 24 увеличился до 1882 кг. Максимальная скорость оказалась незначительно выше, чем у И-16 тип 18 – 470 км/час на высоте 4800 метров. Скороподъемность 984 м/мин была несколько ниже, чем у И-16 тип 18 – 1097 м/мин. Единственное реальное преимущество, которое обеспечивал двигатель М-63, был больший потолок, который увеличился до 11300 метров (10812 м для И-16 тип 24). Увеличенный расход топлива М-63, привел, однако к снижению дальности полета до 440 км.

Несмотря на свои недостатки, И-16 тип 24 был запущен в серийное производство, и вскоре заменил И-16 тип 18 на сборочных линиях заводов №№ 21 и 153.

На 1 октября 1938 года, советские ВВС имели на вооружении 1763 истребителей И- 16, а к 10 февраля 1939 года, их количество увеличилось до 2004 шт. Большинство из этих истребителей базировалось в Ленинградском, Киевском, Московском, Белорусском, Забайкальском военных округах и на Дальнем Востоке.

И-16 тип 27 готовят к боевому вылету. С самолета сняты щитки стоек шасси, это была обычная практика при действиях с полевых аэродромов. Тип 27 стал последней пушечной модификацией И-16, строящейся серийно.

И-16 тип 24

И-16 тип 29

И-16 тип 27

И-16 тип 27 заменил вооруженный пушками, И-16 тип 17 на поточных линиях заводах №№21 и 153. Конструкция И-16 тип 27 была основана на планере истребителя И-16 тип 18, с двигателем М-62, но с использованием вооружения от И-16 тип 17.

Из-за того, что М-62 имел больший расход топлива, на И-16 тип 27 была предусмотрена подвеска дополнительных 200 литровых топливных баков.

Как и более ранний И-16 тип 17, новый истребитель И-16 тип 27 был вооружен двумя 20 мм пушками ШВАК (с боезапасом по 150 снарядов на каждую крыльевую пушку) и парой синхронизированных пулеметов ШKAC (с боезапасом по 650 патронов на ствол), установленных в передней верхней части фюзеляжа.

Первые И-16 тип 27 были выпушены в первой половине 1939 года и участвовали в боевых действиях в Монголии против японцев. Из-за нехватки пушек ШBAK для оснащения И-16, было построено только ограниченное количество И-16 тип 27.

В ходе Великой Отечественной войны, И-16 тип 27 использовался в качестве самолета для поддержки наземных войск.

Предсерийный истребитель И-16 тип 29 во время Государственных испытаний. Самолет песет дополнительные топливные баки, направляющие для реактивных снарядов и мачту радиоантенны.

Истребитель И-16 тип 29 (тактический номер «75», белый) из 71-го истребительного полки несет двухцветную камуфляжную окраску на верхних поверхностях планера. Самолет вооружен двумя реактивными снарядами РС-82 под каждым крылом.

И-16 тип 29

Появлению И-16 тип 29 способствовал тот факт, что советскими оружейниками был разработан новый, более эффективный пулемет УБ конструкции Березина, калибра 12,7 мм. КБ Поликарпова получило задание установить новый пулемет УБ на истребитель И- 16. Новая машина была обозначена как И-16 тип 29, Она прошла Государственные испытания в 1940 году, и была запущена в серийное производство на заводах №№ 21 и 153.

И-16 тип 29 разрабатывался на базе планера И-16 тип 24, и главное его отличие состояло в новом вооружении. Пулемет УБ имел скорострельность 700- 800 выстрелов в минуту, скорость пули 840 метров в секунду. Имелось два основных варианта пулемета УБ: пулемет Березина УБС (синхронизированный) и пулемет Березина УБК (крыльевой). Пулемет мог вести огонь боеприпасами трех типов: с обычной пулей (головка черно-желтого цвета), трассирующей пулей (фиолетово-красная головка) и зажигательной пулей (черно-красная головка).

Установка нового пулемета УБС в нижней части фюзеляжа, под капотом двигателя привела к необходимости переместить нижний воздухозаборник на правую сторону. Поэтому если воздухозаборник на И-16 тип 24 был «Т» – образной формы, то И-16 тип 29, имел увеличенный совок заборника с правой стороны капота.

Многие И-16 тип 29 прямо на сборочной линии оборудовались радиостанцией РСИ-3. Самолет с радиостанцией мог быть идентифицирован по мачте антенны на правой стороне фюзеляжа, перед козырьком кабины пилота.

Большинство И-16 тип 29 использовалось в роли самолетов поддержки наземных войск, поэтому под крыльями имелись крепления для шести направляющих РО-82 (по три под каждым крылом). Эти направляющие использовались для установки реактивных снарядов РС-82. Хотя стандартной считалась установка трех направляющих, многие И-16 тип 29 были оборудованы четырьмя такими направляющими.

Значительное количество И-16 тип 29 имело также бомбодержатели, размещенные на крыле с внутренней стороны от РО-82. На них могли подвешиваться бомбы до 100 кг. Типы бомб включили фугасную ФАБ-50 или бомбы ФАБ-100, АО-10, АО-20М или ФАБ-50М, или зажигательные бомбы ЗАБ-50ТГ. Эти бомбы обычно окрашивались в серый цвет, а тип бомбы указывался цветной маркировкой на ее носу. Бронебойные бомбы имели желто-красные полосы, фугасные – зеленые и синие полосы. Эти И-16 могли также нести химические бомбы, типа ЧАБ-25, АОЧ-15. Химические бомбы, маркировались желто-синей полосой. Полностью загруженный в И-16 тип 29, с подкрыльевыми топливными баками и вооружением имел максимальную скорость 382 км/час на уровне моря и 429 км/час на высоте. По сравнению с современным ему немецким Messerschmiit Bf-109F, истребитель И-16 тип 29 имел существенно более низкие летные данные, за исключением маневренности в ближнем бою.

И-16 шип 29 выруливает со стоянки, осень 1941 года. Самолет имеет два бомбодержателя, которые видны с внешней стороны стоек шасси.

Персонал Luftwaffe осматривает стоящий ни козлах И-16 тип 29 (тактический номер «2», белый). Этот самолет имеет фотокамеру под правым крылом.

Развитие И-16 главным образом определялось появлением новых двигателей. В процессе развития от первоначального И- 16 тип 5 к завершающей модификации тип 29, максимальная скорость увеличилась очень незначительно, тогда как скороподъемность улучшилась боле заметно, благодаря более мощным двигателям М-62 и М-63 и воздушному винту переменного шага АВ- 1. Платой за это стало постепенное ухудшение горизонтальной маневренности, что было вызвано увеличением веса истребителя. Основной причиной, того, что максимальная скорость, никогда резко не увеличивалась, являлось то, что новые двигатели давали относительно небольшое приращение мощности. За весь период производства И-16, мощность его двигателя была увеличена примерно только на 12%, в то время как мощность двигателя немецкого истребителя Messerschmitt Bf-109 увеличилась на 67%. Хотя двигатели М-62 и М-63 и были лучшими из семейства однорядных радиальных двигателей воздушного охлаждения, они не имели никакой дальнейшей перспективы развития.

И-16 тип 29 в Румынии

Вскоре после начала Великой Отечественной войны один из советских пилотов дезертировал на своем истребителе И-16 тип 29 в Румынию, приземлившись в поле около города Дорохов, 8 июля 1941 года.

Строй истребителей И-16 авиации Балтийского флота, осень 1943 года, район Ленинграда. И-16 тип 29 (тактический номер «12», белый) не имеет кока винта. Следующий самолет в строю (тактический номер «9», белый) – это тип 27.

profilib.org

И-16 тип 27 «Ишак» — War Thunder Wiki

И-16 тип 27 «Ишак»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

3.0/2.7/3.3БР

1 человекЭкипаж

1,7 тоннВес пустого

2,2 тоннВзлётный вес

Лётные характеристики

9 950 мМаксимальная высота

сек17,6/17,6/16,5Время виража

176 км/чСкорость сваливания

Швецов М-63Двигатель

Радиальныйтип

воздушнаясистема охлаждения

Скорость разрушения

700 км/чконструкции

250 км/чшасси

Курсовое вооружение

300 снарядовбоезапас

800 выстрелов/минскорострельность

1 300 снарядовбоезапас

1 800 выстрелов/минскорострельность

Подвесное вооружение

2 x 100-кг бомба ФАБ-100счНабор 1

2 x 50-кг бомба ФАБ-50счНабор 2

6 x ракеты РС-82Набор 3

6 x ракеты РБС-82Набор 4

Экономика

14 000 исследование55 000 покупка1 944 / 2 459/3 150 / 3 984/1 180 / 1 492ремонт16 000 обучение экипажа55 000 эксперты320 асыx 1,30 награда за бой

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения самолёта, а также о его ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования — важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.

Живучесть и бронирование

Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.

Вооружение

Курсовое вооружение

Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Подвесное вооружение

Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените самолёт по совокупности его характеристик и боевой эффективности. Отметьте достоинства и недостатки в маркированном списке.

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main. В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Airwar.ru;
  • другая литература.


wiki.warthunder.ru

Истребитель И-16. — Российская авиация

«…И как же нам, фронтовикам-лётчикам, обидно слышать теперь необъективные, пренебрежительные слова об этом истребителе. Ведь это неуважение не только к отличной для своего времени машине, но и к сражавшимся на ней лётчикам. Ведь именно на И-16 они в первые месяцы войны вогнали в землю не одну сотню фашистских самолётов, которые по многим параметрам превосходили нашего «ишачка». Нельзя забывать, что на войне многое решает не просто техника, а в первую очередь вера в справедливость и правоту своего дела, мастерство и мужество».

В.Ф.Голубев, Герой Советского Союза, командир 4-го ГвИАП КБФ.

.

Основные различия серийных модификаций И-16.

До сих пор по истребителю И-16 во всех его модификациях не существует эталонных чертежей. Нет полных комплектов калек и конструкторских комплектов синек. При переходе от одной модификации к другой завод не создавал полного комплекта чертежей на эту машину, а вносил исправления в старые чертежи.

И-16 тип 4 с мотором М-22. Первый серийный И-16, основное отличие — цилиндрический капот NACA. Понятие цилиндрический достаточно условно, ибо обрез задней кромки огибал контур фюзеляжа с постоянной выходной щелью, поэтому капот имел небольшую конусность.

И-16 тип 5 с мотором М-25А. Серийное производство продолжалось с середины 1935 года по февраль 1938 года. По сути своей этот самолет представлял собой тип 4 с новым двигателем. Машины первых выпусков внешне отличались только капотированием двигателя и наличием кока-обтекателя воздушного винта. В ходе серийной постройки на тип 5 поэтапно установили колеса 700 x 150, неподвижный козырек вместо сдвигаемого фонаря, отъемные консоли с более частым шагом нервюр и уменьшенным по размаху элероном. Эти внесенные изменения объясняются тем, что тип 5 продолжал выпускаться параллельно с более поздними типами.

И-16 тип 6. Истребитель с двухпулемётным вооружением, двигателем М-25А (750 л.с.) и неподвижным козырьком кабины с каркасом из нержавеющей стали. На некоторых машинах оптический прицел ОП-1 (копия британского прицела «Aldis») был заменён на коллиматорный прицел ПАК-1 (копия французского прицела «Claire»).

И-16 тип 10 с мотором М-25В. Этот самолет явился крупной модификацией И-16 после трех лет серийного выпуска и имел следующие основные отличия:
1. Поставлен двигатель М-25В увеличенной мощности.
2. Вооружение дополнилось двумя верхними синхронными пулеметами «ШКАС», заключенными в выступающие обтекатели.
3. Сдвижной фонарь заменен неподвижным козырьком с каркасом из нержавеющей стали.
4. Оптический прицел ОП-1 («Альдис») заменен на коллиматорный прицел ПАК-1.
5. Планер самолета подвергся значительным изменениям. Зашивка консоли крыла дюралем увеличена до 44,5% сверху и до 14,5% снизу. Количество нервюр на верхней поверхности крыла увеличено.
6. Убран механизм зависания элеронов. Уменьшение посадочной скорости достигается установкой посадочных щитков. В связи с этим, размах элеронов уменьшился. Большая часть самолетов тип 10 выпускалась с посадочными щитками, открываемыми при помощи воздушной системы. Начиная с весны 1939 года, с самолета № 102175 ставится механический выпуск посадочных щитков.
7. Усиление планера самолета в соответствии с нормами прочности 1937 года коснулось усиления управления самолетом. Поставлена новая, более прочная ручка управления.
8. Изменена маслосистема, поставлен маслорадиатор диаметром 6 дюймов. В связи с этим в нижней части капота появился подводящий патрубок скоростного напора для охлаждения радиатора.

И-16 тип 12 с мотором М-25А. Малочисленная модификация самолета, на базе тип 5 с установленными дополнительно к пулеметам «ШКАС» двух крыльевых пушек «ШВАК».

И-16 тип 14 с мотором М-22 (УТИ-2). Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения.

И-16 тип 15 с мотором М-25А — 25В (УТИ-4). Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Ручное управление самолетом и мотором двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси установлены в задней кабине. В связи с отсутствием вооружения, на центроплане отсутствуют люки его обслуживания. В ходе серийного изготовления УТИ-4 подвергался некоторым изменениям. Машины с М-25В имели патрубок маслорадиатора на лобовой части капота, шасси со шлицевой стойкой впоследствии заменены на шасси с двузвенником, костыль с резиновой амортизацией — на костыль с амортизацией масляно-пневматической. Часть УТИ-4 оснащалась воздушным винтом АВ-1 с законтренным механизмом изменения шага. Начиная с машины №1521109, на УТИ-4 устанавливались небольшие центропланные бензобаки емкостью 35 л каждый. Часть УТИ-4 с января 1939 года была выпущена с оборудованием для ночных полетов и неубираемыми шасси.

И-16 тип 17 с мотором М-25В. Явился разновидностью типа 10 с заменой крыльевых пулеметов «ШКАС» пушками «ШВАК». Питание пушек осуществляется через рукава, проложенных за первой рамой фюзеляжа, и далее вдоль переднего лонжерона центроплана. В верхней части фюзеляжа расположен люк для укладки снарядной ленты, для этой же цели над люком сделан вырез в задней кромке верхней части капота. В связи с установкой пушек центроплан подвергся усилению, верхний оружейный люк удлинился с 650 мм до 744 мм. Начиная с типа 17 стали устанавливаться убираемые в полете лыжи (в том числе и на типе 10). В связи с этим в нижней части капота, в месте сопряжения с крылом, появились выколотки для носков лыж. В связи с последним — исчезли нижние окна для патрубков 5 и 6 цилиндров.

И-16 тип 18 с мотором М-62. Модификация представляет тип 10 с новым более мощным мотором. Переделки коснулись усиления моторамы, установки протектированного бензобака, значительного изменения маслосистемы. Добавлен дополнительный маслобак 12 л (в связи с уменьшением емкости основного до 23 литров). Маслорадиатор увеличен до 8 дюймов, установка его несколько ниже, отчего капот в нижней части слегка «провис». Патрубок (заборник) маслорадиатора увеличен. Вверху появился патрубок скоростного напора карбюратора. Выколотка на кольце капота под тендер стягивающей ленты перенесена снизу на бок, напротив выколоток под лыжи. Первая партия машин типа 18 была оборудована винтом фиксированного шага (ВФШ) — в этом случае кок винта ставился с типа 10. На машины, оборудованные винтом изменяемого шага (ВИШ), кок ставился новый, специально сделанный для этого винта. На последних машинах винт ставился АВ-1, кок при этом был уже новый с типа 24. Электрооборудование двухпроводное с напряжением 24 вольта. Источник электроэнергии — аккумуляторная батарея типа 12А-10 устанавливалась между третьей и четвертой нервюрами центроплана. Доступ к ней обеспечивался через люки в нижней обшивке центроплана.

И-16 тип 24 с мотором М-63. Дальнейшая модификация типа 18, в соответствии с нормами прочности 1937 года.
1. Установлен ВИШ АВ-1 и новый кок-обтекатель.
2. Мотор оборудован регулятором постоянства оборотов «Р-2», дающим возможность пилоту держать нужное число оборотов.
3. Поставлена амортизационная стойка шасси с двузвенником, вместо ранее применявшегося шлицевого соединения. Одновременно увеличена эффективность амортизации, ход амортизатора увеличен до 96 мм по сравнению с 30-36 мм у предыдущего варианта.
4. Костыль на типе 24 обрел небольшое колесо и масляно-пневматическую амортизацию.
5. Введены посадочные щитки с механическим управлением. Рукоятка располагалась слева за сиденьем пилота.
6. Установлен второй откидной борт кабины пилота с правой стороны. Хотя откидной борт на правой стороне официально вводился на типе 24, встречалось подобное усовершенствование и на других типах.
7. Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа. На правом борту фюзеляжа между шпангоутами №7 и №8 прорезан люк для рации.

И-16 тип 27 с мотором М-62. Дальнейшая модификация типа 17 с заменой двигателя М-25В на М-62. Все конструктивные изменения коснулись винтомоторной установки подобно типу 18.

И-16 тип 28 с мотором М-63. Дальнейшая модификация типа 27 с двигателем М-63. Изменения общие, в соответствии с типом 24.

И-16 тип 29 с мотором М-63. Установлен крупнокалиберный пулемет «БС» (Березина синхронный) калибра 12,7 мм в нижней части фюзеляжа, в пространстве между нишами шасси, крыльевое вооружение отсутствует. Маслорадиатор перенесен в пространство между четвертым и пятым цилиндром мотора. Подводящий патрубок маслорадиатора перенесен соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Часть И-16 тип 29 не имела патрубка, подвод воздуха осуществлялся через прорезные жалюзи. В связи с переносом маслорадиатора снят ручной запуск мотора «РИ». Высота шасси уменьшена на 32 мм. Ниши шасси раздвинулись — расстояние от вертикальной оси до оси колес в убранном положении увеличилось с 380 до 421 мм. Пространство между нишами шасси закрыто съемным обтекателем, отчего тип 29 слегка снизу «пополнел». В связи с перечисленными переделками, изменилась обшивка центроплана. Радиофицированные самолеты имели мачтовую антенну, установленную на правой части капота. Воздушный винт уменьшен до диаметра 2,7 м. Подвесные баки и ракетное вооружение («PC») могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24, 27, 28. И-16 тип 29 оборудовались установками «PC» и узлами подвески сбрасываемых бензобаков. Район установки «PC» на нижней части крыла и соответствующий участок элеронов обшивались дюралевым листом.

 

               

И-16 по типам. Схема 1.

И-16 по типам. Схема 2.

И-16 по типам. Схема 3.

 

Хронология И-16.

1932 год — Поликарпов по собственной инициативе начинает создавать истребитель-моноплан.

Май 1933 года — Руководство ВВС, ознакомившись с проектом, выдает на него задание.

22 ноября 1933 года — Приказ НКАП о запуске И-16 в серийное производство.

30 декабря 1933 года — Летчик-испытатель авиазавода № 39 Валерий Чкалов впервые поднял в воздух ЦКБ-12 с двигателем М-22..

18 февраля 1934 года — Взлетел второй прототип, ЦКБ-12 с двигателем Wright «Cyclone» F-2 (невысотный вариант) и трехлопастным воздушным винтом «Гамильтон Стандарт».

1, 2 марта 1934 года — Испытания ЦКБ-12 на штопор (летчик-испытатель В.П.Чкалов).

22 марта 1934 года — Начало эксплуатационных испытаний на Каче.

14 апреля 1934 года — Авария второго прототипа ЦКБ-12 (при посадке «сложилось» шасси).

1 мая 1934 года — Пролет И-16 М-22 над Красной площадью.

7 сентября-12 октября 1934 года — Государственные испытания (аэродром Щелково, НИИ ВВС).

Декабрь 1934 года — Начаты доработки И-16 под закупленный во Франции двигатель Gnome-Rhone «Mistral Major» (будущий М-85).

Март 1935 года — Построены специально подготовленные И-16 для первой «красной пятёрки» (летчики: Коккинаки, Шевченко, Супрун, Евсеев, Преман).

1 мая 1935 года — Демонстрационные полеты «Красной пятёрки» над Москвой.

28 августа-3 ноября 1935 года — Войсковые испытания десяти самолетов И-16 выпуска завода № 39 в 107-й АЭ Брянской авиабригады (ведущий летчик — А.Губенко).

1935 год — Демонстрация И-16 на международной авиационной выставке в Милане.

25 октября 1936 года — В Испанию прибыла первая партия истребителей И-16 тип 5 (16 машин).

9 ноября 1936 года — Первый бой истребителей И-16. Сбито 4 He.51 без потерь.

13 ноября 1936 года — Первая потеря И-16 в бою. Сбит командир группы Сергей Тархов (умер от ран в госпитале).

Октябрь 1937 года — Отправка первых И-16 с летчиками в Китай.

21 ноября 1937 года — Первый бой И-16 с японцами (район Нанкина). Первая боевая потеря И-16 в японо-китайской войне (во время бомбежки уничтожен самолет Као Чи-Хана, командира IV татуя, лётчик погиб).

1 марта 1938 года — Начало официальных поставок И-16 Китаю.

Март 1938 года — Первый захваченный врагом И-16 (Испания, И-16 тип 5).

Март 1938 года — Начало поставок И-16 тип 10 в Испанию.

23 марта 1938 года — Первый бой И-16 тип 10: сбито без потерь четыре самолёта противника.

31 мая 1938 года — Таран Антона Губенко в небе Китая.

Август 1938 года — Постройка в Испании истребителей И-16 с двигателем Wright «Cyclone» F-54.

20 октября 1938 года — Облёт трофейного И-16 тип 5 в испытательном центре люфтваффе в г. Рехлине.

Май 1939 года — Захват японцами И-16 в Западной Маньчжурии.

22 мая 1939 года — Первое столкновение И-16 с японскими истребителями в период конфликта на Халхин-Голе. Сбит один И-16, лётчик И.Т.Лысенко погиб.

11 августа 1939 года — Между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве в районе Урумчи завода по сборке И-16.

20 августа 1939 года — Первое боевое применение авиационных реактивных снарядов. В районе халхин-гольского конфликта лётчики звена истребителей-ракетоносцев в составе пяти И-16 произвели пуск снарядов РС-82 по японским истребителям с расстояния около километра. Сбито два вражеских самолёта.

1 декабря 1939 года — Первый воздушный бой между ВВС РККА и финской авиацией. Потери сторон — один финский истребитель Бристоль «Бульдог».

5 мая 1940 года — Истребителями И-16 из 67-го ИАП сбит румынский истребитель «Харрикейн».

13 сентября 1940 года — Первый бой китайских И-16 с японским истребителем А6М «Зеро».

22 июня 1941 года — И-16 и «Мессершмитт-109» снова встретились в небе. В 3.30 над Брестом звеном л-та Мочалова (33-й ИАП ЗапВО) сбит один Bf.109 (возможно, первый в этой войне). В районе 4.00 обер-лейтенант Олейник (JG.1) сбивает И-16 (первая воздушная победа люфтваффе во время войны с СССР).

24 июня 1941 года — Первая победа ВВС СФ: командир эскадрильи ст.л-т Сафонов (72-й СмАП) на И-16 тип 24 сбил немецкий бомбардировщик Ju-88.

25 июня 1941 года — Первая победа ВВС КБФ: лётчик-инспектор 13-го ИАП к-н Антоненко на И-16 тип 29 сбил немецкий бомбардировщик Ju-88.

8 июля 1941 года — Пилотам И-16 Жукову Михаилу Петровичу, Здоровцеву Степану Ивановичу и Харитонову Петру Тимофеевичу (все из 158-й ИАП ЛенВО) первым в Великой Отечественной войне были присвоены звания Героев Советского Союза.

8 сентября 1941 года — Финнами в районе реки Свирь захвачен УТИ-4. Сейчас он находится в авиационном музее в Хельсинки и является единственным в мире сохранившимся УТИ-4.

1942 год (?) — Первые «ишачки» поступили на вооружение ВВС Монголии.

6 июня 1943 года — Возможно, последняя победа И-16 в Китае (над Бирманской дорогой командиром 41-го чаньтая Чэнем Чжаоцзи сбит японский армейский истребитель Ki.43 «Hayabusa»).

28 ноября-1 декабря 1943 года — Две эскадрильи истребителей И-16 481-го ИАП выполняют задачу по воздушному сопровождению советской делегации во главе с И.В.Сталиным на встречу союзников в Тегеран.

Апрель 1943 года — 4-й ГвИАП КБФ, один из самых успешных полков на И-16, прошёл переучивание на истребитель Ла-5.

Середина 1945 года — 888-й ИАП Дальневосточного фронта, последний в СССР полк на И-16, прошёл переучивание на истребитель P-63 «Кингкобра».

1948 год — В Центральном военно-морском музее открыт доступ к экспонату «Истребитель И-16 Дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова».

15 августа 1953 года — Последний полет боевого И-16 (франкистская Испания, лётчик Мигель Энтрена).

1988 год — В Карелии найдены остатки И-16, предположительно воевавшего в составе 197-го ИАП и сбитого в 1941 г. Этот момент можно считать началом работ по восстановлению «ишачков» в рамках новозеландского проекта.

9 сентября 1995 года — Поднялся в воздух первый «новозеландский» И-16.

Сентябрь 2005 года — В Испанию доставлен «новозеландский» И-16 № 39, получивший код CM-249.

Апрель 2006 года — Первый полёт И-16 в небе над Испанией после пятидесятитрёхлетнего перерыва.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Истребитель И-16 тип 17. — Российская авиация

Истребитель И-16 тип 17.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.

И-16 тип 17 с мотором М-25В явился разновидностью типа 10. Когда появился тип 10 с форсированным двигателем М-25В и синхронными пулеметами ШКАС в фюзеляже, переставлено было оружие и в пушечной машине. С двигателем М-25В, с фюзеляжными пулеметами как у типа 10 и крыльевыми пушками ШВАК, этот И-16 получил обозначение тип 17. Питание пушек осуществляется через рукава, проложенных за первой рамой фюзеляжа и далее вдоль переднего лонжерона центроплана. В верхней части фюзеляжа расположен люк для укладки снарядной ленты, для этой же цели над люком сделан вырез в задней кромке верхней части капота.

В связи с установкой пушек центроплан подвергся усилению, верхний оружейный люк удлинился с 650 мм до 744 мм. Начиная с типа 17, стали устанавливаться убираемые в полете лыжи (в том числе и на типе 10). В связи с этим в нижней части капота, в месте сопряжения с крылом, появились выколотки для носков лыж. В связи с последним — исчезли нижние окна для патрубков 5 и 6 цилиндров.

Оба типа самолетов выпускались в течение 1938 года и испытания проходили в боевых условиях в Испании. Государственные испытания обе машины проходили в феврале 1939 года, на аэродроме НИИ ВВС в Шелково. Особенностью этих испытаний явилось то, что самолеты были оборудованы убирающимися лыжами типа «Р-39».

Дальнейшей модификацией типа 17 стала версия И-16 тип 27 с заменой двигателя М-25В на М-62. Все конструктивные изменения коснулись винтомоторной установки подобно типу 18. Продолжением работ на самолетом стала модификация И-16 тип 28 с мотором М-63. В конструкцию самолета были внесены общие изменения, в соответствии с типом 24.

ЛТХ:

Модификация: И-16 тип 17
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 6,07
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1160
-взлетная: 1718
Тип двигателя: 1 х ПД М-25В
-мощность, л.с.: 1 х 750
Макс. скорость, км/ч
-у земли: 385
-на высоте: 425
Практическая дальность, км: 417
Cкороподъемность, м/мин: 688
Практический потолок, м: 8240
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

Истребитель И-16 тип 17 выруливает на старт. Осень 1941 г.

Истребитель И-16 тип 17 на лыжном шасси.

Истребитель И-16 тип 17 на лыжном шасси.

Летчики у истребителя И-16 тип 17 на стоянке.

Летчики морской авиации на стоянках у истребителей И-16 тип 17.

Линейка истребителей И-16 тип 17, авиации КБФ, 1938 г.

Ст.л-нт Г.С.Жуйков у истребителя И-16 тип 17.

И-16 тип 17 выруливает со стоянки.

Пушка ШВАК на истребителе И-16 тип 17.

Установка пушки ШВАК в крыло И-16.

Козырек с прицелом ПАК-1 на И-16 тип 17.

И-16 тип 17. Рисунок.

И-16 тип 17. Схема 1.

И-16 тип 17. Схема 2.

И-16 тип 17. Схема 1.

Истребитель И-16 тип 17 в бою.

.

.

Список источников раздела:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Сайт «Уголок неба».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Истребитель И-16 тип 28. — Российская авиация

Истребитель И-16 тип 28. aviator 2017-12-22T00:56:55+00:00

Истребитель И-16 тип 28.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.

Дальнейшая модификация типа 27 с двигателем М-63. Изменения общие, в соответствии с типом 24, но не касающиеся вооружения.

ЛТХ:

Модификация: И-16 тип 28
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 6,07
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1434
-взлетная: 1830
Тип двигателя: 1 х ПД М-63
-мощность, л.с.: 1 х 900
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 413
-на высоте: 461
Практическая дальность, км: 485
Cкороподъемность, м/мин: 1034
Практический потолок, м: 9300
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

Истребитель И-16 тип 28.

Истребитель И-16 тип 28 на стоянке.

Истребитель И-16 тип 28 с повреждениями.

Командир звена 8-го ИАП авиации Черноморского Флота М.А.Дмитрусенко у истребителя И-16 тип 28.

И-16 тип 28. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Рисунок Aircraft illustrations by Basil Zolotov.
Сайт «Уголок неба».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *