Самый современный российский истребитель – Почему Россия затягивает выпуск истребителя пятого поколения. И нужен ли нам ПАК ФА вообще

В США определили самые опасные боевые самолеты России — Российская газета

Американский военно-политический журнал «National interest» опубликовал рейтинг самых опасных для противника российских боевых самолетов. В пятерку лучших попали четыре истребителя и стратегический ракетоносец.

Господин завоеватель

Первое место в списке занимает тяжелый истребитель Су-27 (по классификации НАТО Flanker — так называется фортификация, прикрывающая фланг). Предназначенный для завоевания господства в воздухе самолет создавался в 70-е годы как ответ на появление у США истребителей F-16. Перед советскими конструкторами была поставлена задача превзойти американцев и они с задачей справились.

Су-27 быстрее конкурентов: 2525 километров в час против 2200 у F-16 и 1900 у F/A-18, — обладает внушительным боевым радиусом в 750 километров и способен нести большой арсенал, среди которого «National Interest» особо выделяет ракету класса «воздух-воздух» среднего радиуса действия R-27R1 с радарной головкой самонаведения.

Подтверждением достоинств самолета является его популярность на международном рынке: Индия и Китай купили лицензии на производство Су-27, а в России на его базе создали палубный истребитель Су-33 и фронтовой бомбардировщик Су-34.

Мастер маневра

Вторую позицию в списке занимает легкий истребитель МиГ-29. Он не может состязаться с Сухим в размерах, дальности или скорости. Зато МиГ намного маневреннее «старшего брата» и его заокеанских конкурентов — это его свойство в годы «холодной войны» подтвердили специалисты ВВС Германии. Маленький истребитель может вертеться с перегрузками до девяти единиц, имея на семи точках подвески более двух тонн ракет и бомб. А в ближнем бою, где маневренность становится решающим преимуществом, в ход идет 30-миллиметровая скорострельная пушка.

Fulcrum — точка опоры, так МиГ-29 назвали в НАТО, — оказался очень динамичной платформой, отмечает издание. С 1983 года самолет адаптирован под множество боевых задач, прошел десяток войн и локальных конфликтов, стоит на вооружении ряда стран. ВВС России перевооружаются на МиГ-29СМТ с современной авионикой и расширенными возможностями.

Сверхманевренный

Каким бы маневренным не был МиГ-29, до Су-35 ему далеко. Этот истребитель стал первым в мире серийным самолетом, обладающим сверхманевренностью — благодаря двигателям с управляемым вектором тяги. Формально самолет относится к поколению 4++, хотя отвечает большинству требования пятого поколения.

Су-35 немного медленнее Су-27, зато его боевой радиус шире более чем вдвое, а на 12 точках подвески он способен унести восемь тонн оружия — в том числе очень быструю самонаводящуюся ракету Р-77. А использованные в конструкции самолета поглощающие материалы делают его малозаметным для вражеских радаров.

Перспективный

Особое внимание «National Interest» уделяет перспективному самолету ПАК ФА. Новейший самолет летает в той же лиге, что и американские F-22 Raptor и F-35 Lighting II, оставив далеко позади все другие боевые самолета, пишет издание. А с максимальной скоростью в 2600 километров в час ПАК ФА обгоняет, по данным представителей Пентагона, и F-35. Правда, американские военные уточняют, что скорость — не главное достоинство Lighting II.

Русский перспективный истребитель создавался как многоцелевой самолет и вооружен соответственно: ракеты «воздух-воздух» различного радиуса действия, ракеты для уничтожения радаров и полуторатонные бомбы, чтобы топить корабли.

Стратегический

Замыкает список сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 (по классификации НАТО BlackJack). Он невероятно быстр для своего класса — 2200 километров в час, — и способен перелетать океаны, что регулярно демонстрирует. Вооружен самолет 12 ракетами Х-55, летящими на 3000 километров и несущими термоядерные боевые блоки по 200 килотонн каждый.

Особую озабоченность Запада вызывают планы Москвы строить обновленные Ту-160М2 с радиоэлектроникой нового поколения и современным оружием — в том числе гиперзвуковыми ракетами. Одновременно ведутся работы по созданию принципиально нового ракетоносца ПАК ДА.

rg.ru

Десятка самых грозных самолетов России

На днях в авторитетном американском издании The National Interest вышла статья под красноречивым названием «Пять самых опасных российских военных самолетов».

 

 

Американские патриоты подчеркнули свое якобы превосходство, но и признали, что и у России есть серьезные вещи, которых к тому же куда больше, чем пять.

 

Авторы «Национального интереса» выразили свое личное мнение относительно того, что еще со времен бомбардировок Германии в годы Второй мировой «Западный мир» лидирует в воздухе, да и сегодня ни у кого в строю, мол, нет ничего подобного американским F-22 и F-35. Но при этом Россия создает, по признанию американских экспертов, вполне приличные воздушные машины, которые к тому же пользуются популярностью в различных странах за пределами Европы и Северной Америки…

 

Воздушный паритет — тема особая. Когда-то мы о нем уже говорили, и при случае — вернемся к этой теме. По скромному мнению автора этих строк, воздушное преимущество США — во многом уже мнимое, а в случае реализации Министерством обороны России программы по перевооружению — весы и вовсе могут качнуться в другую сторону.

 

Сейчас предлагаю сказать пару слов о российских (и советских) самолетах — как отмеченных экспертами The National Interest, так и не вошедших в их подборку. Начнем с того, что поразило американцев.

 

СУ-27 — многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Имеет много модификаций. Хотя его разработка началась в конце 1960-х — начале 1970-х, а производство — в 1980-е, это по сей день неплохая машина. Основное вооружение — режима воздух-воздух. Вооружение режима воздух-земля есть только на отдельных модификациях.

 

 

СУ-27 с модификациями — один из основных самолетов ВВС России. Состоит на вооружении также на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Китае, Узбекистане, Анголе, Вьетнаме, Эфиопии, Эритрее, Индонезии. Два самолета были проданы Украиной в США (в частное пользование).

 

Экипаж — в большинстве модификаций 1 человек (СУ-27 УБ — 2). Максимальная скорость на высоте 11 км — 2500 км/ч. Максимальный потолок у различных модификаций — от 17250 до 22500 метров. Большинство модификаций вооружено пушками и ракетами «воздух-воздух», некоторые — дополнительно авиабомбами и ракетами «воздух-земля».
МиГ-29 — многоцелевой истребитель четвертого поколения. Разработка 1970-х, производство было начато в 1980-е. По задумке военных теоретиков, самолёты МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям советской моторизированной армии, пока СУ-27 занимаются воздушным поиском и уничтожением передовой техники НАТО.

 

 

Состоит на вооружении примерно в 30 странах (в том числе и в некоторых странах НАТО). По мнению экспертов, в отдельных модификациях МиГ-29 превосходил все аналогичные по классу западные истребители, но на сегодняшний день он уже морально устаревает. Экипаж — 1 или 2 человека, скорость на высоте — 2450 км/ч, практический потолок 18 километров, вооружен пушкой, ракетами «воздух-воздух», авиабомбами.

 

СУ-35 — российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Объективно по своим характеристикам (за исключением СТЕЛС и АФАР) соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам 5 поколения. Машина — «свежая», по сути является глубокой переработкой СУ-27.

 

 

Первый полет СУ-35 совершил в 2008 году. Начало эксплуатации — 2014 год. В ВВС России сегодня в строю 34 серийных СУ-35С, в ближайшее время планируется поставка еще ряда машин. Экипаж — 1 человек, скорость на высотке — 2500 км/ч, вооружен пушкой, ракетами «воздух-воздух», боеприпасами «воздух-земля», в том числе — высокоточными.

 

Т-50 (ПАК ФА) — российский многоцелевой истребитель 5 поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. В 2013 году начато мелкосерийное производство, с 2016 планируется серийное. В перспективе заменит в российских ВВС СУ-27.

 

 

Совместно с Индией создается экспортная модификация. Работы по проекту были начаты в 2002, а первые испытания прошли в 2010. Большая часть информации по самолету пока что является секретной. Экипаж — 1 человек, предельная скорость на высоте — 2600 км/ч, практический потолок 20000 метров. Вооружен авиационной пушкой и боеприпасами «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Крупнейший и самый мощный сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, самый скоростной бомбардировщик. Разработка велась в 1970-е годы, первый полет прототипа состоялся в 1981.

 

 

10 июня 2010 года два Ту-160 установили рекорд полёта на дальность за сутки: 18 тысяч километров. На вооружении — только в ВВС России (16 самолетов), украинские машины были по большей части распилены. Экипаж — 4 человека, скорость на высоте — 2300 — 2500 км/ч. Практический потолок — 21000 метров.
Но помимо названных американцами, у нас есть еще любопытные машины!

 

СУ-34 — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик). Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Поколение: 4+. Разработка — второй половины 1980-х. Первый полет — 1990.

 

 

СУ-34 — основной ударный самолет ВВС РФ (на сегодняшний день — 69 машин, поставки продолжаются). Экипаж — 2 человека, скорость на высоте — 1900 км/ч, практический потолок — 17000 метров, боевой радиус — 1100 километров. Помимо ракетно-бомбового вооружения на нем установлена авиационная пушка и знаменитый комплекс РЭБ Хибины.
МиГ-35 — перспективный российский истребитель поколения 4++. До 2020 года планируется выпуск 30 МиГ-35. Максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч, практический потолок — 17500 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, противокорабельные, противорадиолокационные боеприпасы, бомбы.

 

СУ-30 — многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+, созданный на базе СУ-27. Разработка — 1980-х, начало эксплуатации — 1992. Помимо России используется в Индии, Китае, Алжире, Вьетнаме, Венесуэле, Индонезии, Малайзии, других странах. Самолет вызывает большой интерес у иностранных заказчиков. Максимальная скорость на высоте — 2125 км/ч, практический потолок — 17300 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, бомбы, возможны различные комбинации боеприпасов.

 

 

МиГ-31 — первый отечественный истребитель 4 поколения. Двуместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый полет — 1975 год, начало эксплуатации — 1981. Эксплуатируется в России, Казахстане, Китае. В России — ряд самолетов проходит модернизацию. Скорость на большой высоте — 3000 км/ч, практический потолок — 20600 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, возможен огонь боеприпасами «воздух-поверхность.

 

Перспективный стратегический бомбардировщик (ПАК ДА) — находится на стадии разработки и должен будет сменить в строю Ту-95 и упомянутые выше Ту-160. Работы ведутся в условиях строжайшей секретности, известно только, что самолет, скорее всего, будет дозвуковым, но при этом — понесет больше вооружения, чем его предшественники. Изготовлен он будет по конструкции «летающее крыло». Известно, что проект ПАК ДА включен в государственную программу вооружений на 2016-2025 годы.


В общем, с одной стороны, нам есть, чем похвастаться. С другой -значительная часть нашего авиапарка стремительно морально устаревает (впрочем, это можно сказать и о американцах).

 

Америка имеет некоторое преимущество, обогнав нас в постановке в строй самолетов 5 поколения, но в условиях обороны это полностью компенсируется наличием у нас самолетов 4++ и самой совершенной, по мнению ряда экспертов, системой ПВО, которая продолжает модернизироваться.

 

Тем не менее, расслабляться не стоит. Несмотря на дороговизну, американцы продолжают строить истребители 5 поколения, плюс проектируют новый стратегический бомбардировщик, который, по имеющейся информации, будет иметь просто огромный радиус действия.

 

В общем, все, как всегда: «Хочешь мира — готовься к войне»…

 

Политическая Россия

 

 


news-front.info

Топ-5 российских истребителей — ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство

25 марта ВКС России отметили День истребительной авиации. 25 марта 1916 года были сформированы первые авиаотряды в нашей стране. За 100 лет эволюции истребитель превратился в многоцелевую машину, способную уничтожить любого противника. В нашем материале мы расскажем про самые современные истребители российских ВВС.

В 1915 году в России был принят на вооружение специальный тип самолета – истребитель. Самой первой такой машиной оказался проект С-16 знаменитого русского авиаконструктора Игоря Сикорского. Спустя всего год, 25 марта 1916 года, был подписан приказ, в соответствии с которым было начато формирование первых штатных истребительных авиационных отрядов.

Истребители начала прошлого века развивали скорость полета до 150 км/ч, а их экипаж состоял из пилота и штурмана. Заметив самолет противника, пилот подлетал к нему сверху, а штурман сбрасывал пушечные ядра, металлические бруски и даже гири. Немного позже метод был усовершенствован: штурман вооружился револьвером и стрелял в пилота вражеского самолета.

Истребитель С-16 конструкции Игоря Сикорского / Фото: Ростех


В конце 1930-х годов истребители уже развивали скорость около 450 км/ч. Из фанерных бипланов они превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами, а револьверы уступили место пулеметам.

Современный истребитель подразумевает сложную конструкцию, мощные двигатели и радиоэлектронное бортовое оборудование. Благодаря своей универсальности он способен выполнять и множество других задач, то есть быть многоцелевым.

Су-35: на грани двух поколений

Истребитель Су-35 – это 30-миллиметровая пушка, 12 точек подвески для ракет и бомб, более 3500 км без дозаправки, обнаружение целей за несколько сот километров. Как недавно написало американское издание The National Interest, «исключительно легкоуправляемый и укомплектованный очень мощным вооружением Су-35 может иметь дело с лучшими западными самолетами, даже с F-22 Raptor».

Су-35 признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. Впрочем, поколение «4++», к которому он относится, является достаточно условным: за исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.

 

Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией (РЛС) «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн». Данные двигатели удовлетворяют требованиям пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Несмотря на отсутствие АФАР, радиолокационная станция «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них. «Ирбис» находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство западных РЛС.

МиГ-29: «точка опоры» российской авиации

МиГ-29 поступил на вооружение в 1983 году. Пилотажные характеристики истребителя потрясли многих западных пилотов, управлявших им. В НАТО истребитель получил громкое имя Fulcrum, что в переводе с английского означает «точка опоры». Уже тогда МиГ-29 обладал рядом уникальных особенностей.

Радиолокационная станция позволяла обнаруживать воздушные цели на больших дистанциях, в том числе и низколетящие цели. Кабина была оснащена системой отображения информации на фоне лобового стекла, а также нашлемной системой целеуказания и индикации (НСЦИ). Последняя позволяет пилоту мгновенно произвести захват цели, лишь только посмотрев на нее. Кстати, нашлемная система целеуказания «Щель» на советских истребителях МиГ-29 считается первой в мире серийно выпускаемой НСЦИ.

Особое внимание уделялось безопасности на борту. Катапультируемое кресло позволяло пилоту в критической ситуации покинуть машину даже на нулевой высоте. Была также встроена система речевой индикации, именуемая пилотами «Рита», которая предупреждала об опасном режиме полета или угрозе со стороны противника.

МиГ-29 / Фото: Ростех


Сверхманевренный МиГ-29 отличается большой скороподъемностью – 330 м/с. Для сравнения: у американского F-16 она составляет 270 м/с. Своими пилотажными возможностями МиГ-29 не раз удивлял зрителей многочисленных авиашоу.

Кстати, в 1988 году именно МиГ-29 стал первым советским боевым самолетом, который продемонстрировали на зарубежном авиасалоне «Фарнборо». Некоторые фигуры высшего пилотажа, показанные там нашими «МиГами», до сих пор являются «русским эксклюзивом» и названы в честь наших пилотов. Именно тогда на МиГ-29 Анатолий Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа «Колокол».

Дебют на «Фарнборо» стал значимым для МиГ-29 еще по одной причине.

МиГ-29 пилоьажной группы «Стрижи» / Фото: Ростех


Тогда впервые для «двадцать девятых» придумали оригинальную раскраску – на них появились стрижи. Эти птицы дали название легендарной российской пилотажной группе «Стрижи».

Су-34: грозный «утенок»

Новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34 с одинаковой легкостью может как выполнять фигуры высшего пилотажа, так и наносить ракетно-бомбовые удары. За такие возможности Су-34 на Западе был прозван Fullback, что в переводе значит «защитник». В российской же армии он ласково прозван «Утенком» – за форму носового обтекателя кабины.

Су-34 / Фото: Ростех


Фронтовой бомбардировщик Су-34 отличается от своего прототипа Су-27 меньшей скоростью – 1900 км/ч против 2420 км/ч – и несколько худшей маневренностью. Но этот «гибрид» истребителя и бомбардировщика имеет одно явное преимущество – намного большую взлетную массу, до 45 т. При этом общая масса боевой нагрузки Су-34 составляет 8 т. Номенклатура вооружения достаточно широкая: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного оружия на основе корректируемых авиабомб и различных по массе и назначению ракет класса «воздух-поверхность».

Кроме ударного вооружения, самолет может нести на внешних узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Все передаваемые в ВКС РФ самолеты Су-34 оснащаются разработанным КРЭТ многофункциональным комплексом РЭБ «Хибины».() Установка таких контейнеров РЭБ позволяет за считаные минуты превратить любой строевой Су-34 в специальный самолет – постановщик помех, способный обеспечить эффективную защиту целых авиационных групп от разведки и поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами. Вся прикрываемая таким самолетом авиагруппа просто пропадет с радаров противника.

РЭБ «Хибины» на крыле Су-34 / Фото: Ростех


Еще одно из ключевых отличий истребителя-бомбардировщика – двухместная кабина, в которой летчик и штурман сидят плечом к плечу, а не друг за другом. По части комфорта Су-34 в своем классе, пожалуй, нет равных. На борту «тридцать четвертого» имеются санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине достаточно пространства для отдыха. У пилотов есть возможность встать со своего места, распрямиться во весь рост. Пока самолет не поднимется на 11 000 м, пилоты практически не ощущают перегрузок и могут большую часть маршрута не пользоваться кислородной маской.

МиГ-31: «охотник» на высоте

Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 попал на третью строчку в списке лучших российских военных самолетов по версии американского издания The National Interest.

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31, стоящий сегодня на вооружении ВВС России, был разработан в 1970-е годы. Он стал первым советским боевым самолетом четвертого поколения. Характеристики МиГ-31 действительно уникальны. В мире существовало всего два самолета, способных выполнять перехват на высоте до 20 км со скоростями до 3000 км/ч, – это МиГ-31 и его предшественник МиГ-25.

МиГ-31 / Фото: Ростех


Основу системы управления вооружением самолета МиГ-31 составляет радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова. Кстати, МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащенным БРЛС с фазированной антенной решеткой, и оставался единственным таким серийным истребителем до 2000 года.

Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, а его серийное производство прекратилось в 1994 году. Недавно будущее МиГ-31 обсуждалось на уровне Военно-промышленной комиссии. В итоге самолет было решено модернизировать до МиГ-31БМ.

Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то модернизированный МиГ способен поражать как воздушные, так и наземные цели. Эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Боевые возможности истребителя расширит также новая РЛС «Заслон-М». Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения – до 280 км.

ПАК ФА: истребитель пятого поколения

ПАК ФА (Т-50) считается первым полностью «цифровым» истребителем российских ВКС. Первый полет самолет совершил в 2010 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов для испытания, а серийные поставки в войска ожидаются в 2017 году.

Большая часть информации о первом российском истребителе пятого поколения является секретной. Поэтому известны лишь приблизительные характеристики самолета. ПАК ФА полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункционален, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой.

 

Новейшие системы для истребителя пятого поколения создаются и на предприятиях Ростеха. Среди них и многофункциональная радиолокационная система с активными фазированными антенными решетками. Она будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. На самолете будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других станций по всей поверхности самолета, фактически составляя «умную обшивку».

На ПАК ФА будет установлено катапультное кресло пятого поколения производства НПП «Звезда». Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолета. То есть в автоматическом режиме анализируются скорость самолета, высота полета, углы тангажа, крена и другие параметры. При этом учитываются многие другие данные, в том числе рост и вес летчика – от 44 до 111 кг.

ПАК ФА Т-50 / Фото: Ростех


На первых серийных образцах ПАК ФА – турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 производства НПО «Сатурн». Этот двигатель позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления.

Истребитель оснащен 30-миллиметровой авиапушкой 9А1-4071К, разработанной специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-миллиметровой авиационной пушки ГШ-30-1, производимой с 1980-х годов.

МОСКВА, Ростех
12      

Оригинал

www.arms-expo.ru

описание, история и интересные факты :: SYL.ru

Постоянное развитие боевой техники вынуждает правительства разных стран совершенствовать как свои средства нападения, так и защиты. Истребитель стоит отнести как раз к последним. Он применяется для того, чтобы исключить возможность превосходства в воздухе у врага. Учитывая количество авиации у потенциального противника, российские истребители – одно из основных средств защиты нашей страны.

История

К моменту начала Первой мировой войны человечество подошло с только зарождающейся авиацией. Самолеты использовались только для разведки и в боевых действиях в первое время участия не принимали. В ходе сражений возникла потребность убрать наблюдателей противника с неба, но наземное вооружение на это не было способно. Тогда пилоты брали с собой что-то тяжелое, поднимались над самолетом врага и бросали на него свой груз. Учитывая невысокую прочность конструкции, этого было достаточно. Разумеется, долго так продолжаться не могло и позже второй член экипажа начал вооружаться пистолетом или даже пулеметов. С того момента началось развитие авиации в том виде, в котором мы видим ее сейчас. Российская Империя особыми достижениями на этом поприще похвастаться не могла.

Нереактивные самолеты

Вторая мировая война стала логичным продолжением первой, ведь практически ни одна страна не решила в ее рамках своих проблем. К ее началу авиация уже была сравнительно развитой, и у каждой страны было чем «порадовать» неприятеля. Российские истребители (советские тогда еще) не только не отставали от аналогов у врагов, но и кое в чем превосходили.

Легендарный Як-9, который на время войны стал наиболее применяемым самолетом такого класса, обладал просто потрясающими характеристиками. Несмотря на невысокую мощность вооружения, этот истребитель отлично справлялся с немецкими пилотами. Особенно ярко его возможности выражались на небольших высотах. Самолет мог буквально виться вокруг противника, постоянно оказываясь недоступным для него. Правда, на большой высоте, за счет не слишком мощного двигателя, он показывал себя гораздо хуже. Не отставали от этого истребителя и Ла-5, а также Ла-7. К сожалению, их было выпущено значительно меньше.

Первое поколение

С момента появления реактивных самолетов их стали разделять на отдельные группы. Назвали их «поколения». Российские истребители данной группы: МиГ-9, 15 и 17, а также Як-15, 17 и 25. Для всех таких самолетов было характерно отсутствие радара, который кое-как заменялся специальным радиоприцелом. Скорость редко превышала звук, а в качестве основного оружия применялись пушки, а не ракеты, как сейчас.

Второе поколение

Начиная с 1950-1960 годов стали появляться более совершенные самолеты. Лучший российский истребитель тех лет – МиГ-21. Он, к слову, был и самой востребованной машиной, способной летать на сверхзвуковой скорости за всю историю человечества. Помимо резко возросшей скорости (до 2-х махов), для летающей техники тех лет характерны стреловидное крыло, встроенный радар и форсажное ускорение. Вооружение сместилось в сторону ракет, которые стали самонаводящимися или управляемыми пилотом отдельно.

Третье поколение

Российские истребители до 1980 года выпуска, которые и относятся к этой группе, представлены в основном МиГами версии 23, 25 и 27. Для них характерна еще более высокая скорость, превышающая 2 маха, встроенные радары с повышенной мощностью, улучшенный двигатель все с тем же форсажем и ракетное вооружение. Пушки тоже остались, но они перестали играть значительную роль. Ракеты, в свою очередь, начали разделяться на две категории по своей дальности: средние и ближние. Малый радиус охватывался пушками. Ракеты в ближнем бою далеко не всегда успевали навестись и среагировать на противника.

Четвертое поколение

Такая техника выпускалась вплоть до 2010 года. Перехват российских истребителей стал еще более сложным. МиГ-35 даже сейчас остается опасной машиной, не говоря уже о том, насколько смертоносен он был, когда только появился. В этой «эпохе» летающей техники применяются системы улучшенной маневренности, особо мощные двигатели, потребляющие меньше топлива, продвинутое оборудование и так далее. Кроме всего прочего, истребители четвертого поколения обладали возможностью «превращаться» в многоцелевые самолеты. В этом случае они получали способность к нанесению ударов не только по всему, что летает, но и наземной технике противника.

Пятое поколение

Это то, что используется сейчас. Обзор истребителей пятого поколения сложно завершить, так как регулярно появляются новые образцы. Из отечественных аналогов стоит отметить великолепный Су-57. Уже в 2018 он начнет массово поступать в войска, став непреодолимой преградой для техники противника. В США самолеты 5-го поколения используются еще с 2005 года, однако учитывая непрерывное развитие техники, наш Су-57 будет значительно превосходить все аналоги, включая и F-35, поступивший на службу лишь в 2015. К слову, кроме нас и американцев, авиация пятого поколения есть только у Китая. Их J-20 лишь в 2017 году начал доставляться в войска. Фактически, от предыдущей группы техники отличия не столь существенны. Используются еще более доработанные приборы, и активно применяется технология стелс.

Шестое поколение

Фактических, таких самолетов еще не существует. Однако есть разработанная концепция, позволяющая хотя бы примерно представлять, чем же будет выделяться шестое поколение. Так, управлять самолетом будет необязательно. По крайней мере, находясь в его кабине. Современные технологии позволяют обеспечивать качественный дистанционный контроль, что позволяет беречь пилотов, тренировать которых все же значительно дольше, чем строить самолет. Кроме того, предполагается возможность использования энергетического оружия.

Эффективность существующих аналогов пока не слишком высока, однако разработки ведутся, и это позволяет надеяться на скорый результат. Разумеется, приборы будут еще более продвинутыми и модернизированными, буквально погружая пилота в виртуальную реальность, в которой он сам станет самолетом. Помимо всего прочего, скорее всего шестое поколение будет оснащаться инновационными вариантами покрытия, которое одновременно обеспечит высокий уровень защиты и отличную скрытность от радаров противника. Новейший российский истребитель, судя по заявлению Владимира Михайлова (глава дирекции военной авиации), будет очень быстрым, невероятно маневренным, многофункциональным и невидимым для врага.

Интересные факты

  • В 1989 году с польского аэродрома взлетел истребитель СССР МиГ-23. В процессе полета техника показала какую-то неисправность. Пилоту показалось, что отключился двигатель, благо на скорости полета этих машин невозможно реально оценить картину, и во избежание несчастного случая он катапультировался. Как выяснилось позже, двигатель то ли вообще не отключался, то ли потом включился и абсолютно никем не управляемый аппарат пролетел еще 900 км, упав в Бельгии из-за банальной нехватки топлива. К сожалению, в данной истории все же есть жертва – Вим Деларе, на ферму которого и рухнул истребитель.
  • Некоторые модели самолетов были далеки от совершенства. На отечественном И-16 не предусмотрели возможность автоматически поднимать шасси, и для этого приходилось крутить специальную лебедку. Пилоту, не отвлекаясь от управления, надо было сделать целых 44 оборота, что даже для очень сильных летчиков было неслабым испытанием.
  • Все приборы истребителя МиГ-25 были помещены в специальные вакуумные колбы. В теории, это должно было помочь технике и пилоту пережить даже ядерный взрыв. К счастью, на практике это проверять не пришлось.
  • С момента образования истребителя серии МиГ было построено 45 тысяч таких машин и еще 14 тысяч создано по лицензии за рубежом. Фактически, в пик своего расцвета этот самолет использовался для защиты воздушного пространства в 40 странах мира. Это самые распространенные российские истребители.
  • МиГ-25 считается самым быстрым управляемым военным самолетом. Он развивает скорость до 3395 километров в час. Существуют и более скоростные летательные аппараты, но они управляются только дистанционно, так как человек не в состоянии пережить подобные ускорения.
  • Отечественный пилот смог поставить рекорд высоты, забравшись на своем самолете на 37 тысяч 650 метров. Для большинства других видов летательной техники такой рубеж просто недоступен.
  • Наш АН-2, также известный как «кукурузник», считается самым распространенным самолетом в мире.

Заключение

Сбитый российский истребитель во время операции в Сирии является одной из немногих потерь военной авиации. Подробности этого дела сейчас, конечно же, не разглашаются, но из того, что известно, пилот, скорее всего, просто не ожидал такого действия от Турецкой ПВО. В остальных случаях аварии связаны обычно с тестированием прототипов или какими-то редкими случайностями, не влияющими на общее качество нашей авиации. К примеру, у американцев подобные аварии возникают регулярно, но афишируются намного меньше.

www.syl.ru

Современные, Российские истребители — Авиация и фотография

  Собрал небольшую подборочку с прошлого МАКСа 2013.
Решил освежить в памяти «как это было», а за одно и показать мощь Российской авиации.
Лучшие, одни из лучших, должны стать лучшими в Мире, ааа, какая разница! Главное что они НАШИ!:)))

1. Су-35С.
Как считают аналитики многих стран мира это лучший истребитель в мире для завоевание превосходства в воздухе. Поколение 4++. Он уступает новейшим истребителям Америки, в основном, большей радиолокационной заметностью по сравнению с F-22 Raptor. Но кому это нужно, когда в дальнем бою ракетное вооружение С-35С более эффективное и разрушительное чем у птенца Штатов? Да и перейти в ближний бой крайне сложно, когда радиус поражения Российских ракет воздух-воздух почти в 2 раза больше, чем у оппонента. В ближнем бою сверхманевренность истребителя Су-35 дает так же большее преимущество в бою, чем у F-22.
Более близкие аналоги по 4му поколению, такие как F-16, F-15 и F-18 безнадежно устарели для этой машины.

2. Су-34.
Новейший фронтовой бомбардировщик Российских ВВС, способный так же выполнять функцию истребителя.
Впитал в себя самое лучшие от Су-24 и добавил кучу современных новшеств. По праву считается лучшим фронтовым бомбардировщиком в Мире. Активно поставляется в ВС РФ.
Конструкторы разработали и воплотили в жизнь успешную концепцию универсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полёта с другой.

3. МиГ-35
Кто не знает самолет МиГ-29? Наверное таких людей в стране очень мало. Даже самый далекий человек от авиации хоть раз, да слышал об этой машине.
МиГ-35 это дальнейшая, глубокая модернизация самолета МиГ-29.
Одноместная и двухместная версии самолетов МиГ-29М / МиГ-29М2 являются принципиально новыми машинами с повышенной дальностью полета, современным бортовым оборудованием, четырехкратно резервированной трехканальной цифровой электродистанционной системой управления, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.

4.ПАК ФА или Т-50
Суперсовременный, Российский истребитель.
Насколько он нужен и насколько эффективен покажет только время, испытания и эксплуатация этой машины.
А пока он только проходит испытания.
Чем же он должен быть хорош?
Малозаметностью, высокой маневренностью. тяжелой тяговооруженностью, новым бортовым радиолокационным комплексом на основе фазированной антенной решетки, что позволяет одновременно вести и атаковать большое количество целей, а так же большей экономичностью двигателей, что должно быть достигнуто новыми двигателями, которые обеспечат сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме.
Пока ПАК ФА летает на «старых» двигателях с отклоняем вектором тяги, что дает ему высокую тяговооруженность и высокую маневренность, но не снижает радиолокационную заметность, а эта характеристика стоит в основе истребителя 5-го поколения.

5. Су-27
Старичок или заслуженный ветеран ВВС РФ!. До сих пор один из лучших истребителей в мире, положивший начало целому ряду новых и уникальных машин, таких как Су-30См, Су-30МК, Су-34, Су-35С, Су-33 и еще много различных модификаций.

6. Су-35 в вертикальном наборе высоты. Благодаря повышенной тяге двигателей самолет имеет невероятные летные показатели!

7. МиГ-29
Такой же ветеран, как и Су-27 и такой же отличный самолет! Это легкий, ударный самолет ПВО. Маленький радиус действия, но отличные летные характеристики в совокупе с современным вооружением под крыльями делает его отличным охотником и средством воздушной обороны.
На базе него так же было выпущено множество различных модификаций.

8. На ПАК ФА будет реализована новая кабина пилота, которая повышает обзор летчика до 360 градусов.

9. Летчики в кабине Су-34 находятся «плечом к плечу», в отличие как в аналогичных машинах используется размещение экипажа «друг за другом». Это делает более эффективную работу летчиков фронтового бомбардировщика.

10. МиГ-35 с дымовыми ракетами под крыльями демонстрирует высший пилотаж для зрителей Международного Аэро-Космического Салона 2013.

11. Су-35С, может развернутся, буквально, на месте. Такие маневры может сделать далеко не каждый самолет

12. Плоский, как летающая тарелка, Т-50 сделан, чтобы снизить его заметность радарами противника

13. Резкий набор высоты истребителя Су-35 всегда завораживает и восхищает!

14. Виртуозная посадка летчиков-испытателей лии им. Громова на самолете МиГ-35

15. Аэродинамическая схема самолета Су-34 не только высокоэффективная для его нужд, но и еще в определенную погоду выдает вот такие красивые потоки влажного воздуха

16. Самолет 5-го поколения закладывает вираж

17. Су-35 касается взлетно-посадочной полосы лии им Громова

18. Очень красивая машина Т-50!

19. МиГ-29 использует довольно шумные и «дымящие» двигатели.

20. Фокусы с низкой облачностью и высокой влажностью

21. То же самое умеет делать и самолет Су-35С
+

22. «Вспотел» ПАК ФА. Так старается удивить зрителей:)

23. Для повышения праздничного настроения у зрителей, для масштабности зрелищности, пилотажная группа «Стрижи» на самолетах МиГ-29 отстреливает тепловые ловушки. Смотрится очень эффектно и красиво!
В условиях военный действий эти ловушки это активная защита летчика и самолета от вражеских ракет. Ловушки выступают в роли ложных целей для ракеты неприятеля «заманивая» их на себя и отводя от самолета.

24. ПАК ФА тоже умеет «подымить». К сожалению еще не придумали экологически чистых двигателей да еще с такими же характеристиками, как у используемых в нынешнее время.

25. Су-35С проходит под перистыми облаками

26. Т-50 производит посадку после демонстрационного полета

27. Летчики на истребители МиГ-35 «закручивают небо в узелок»!:)

28. Пилотажная группа «Русские Витязи» на истребителях Су-27 пролетают облачную пелену

29. Еще вираж на Т-50

30. Су-30СМ
По пути в ангар натыкается на засаду ДПС в кустах аэродрома)))

31. Вот так, еще совсем недавно, перевозили по аэродрому новый самолет пятого поколения ОКБ «Сухой».
Чтобы ни один шпиЁн ничего не увидел лишнего!)))


Вот и все на сегодня.
Спасибо за просмотр!
Хорошего дня и мирного неба над головой!

falcrumx.livejournal.com

Самые современные истребители мира

Самые современные истребители мира (продолжение, начало)

5. F-18 (США)

F-18 это палубный истребитель, способный выполнять функции штурмовиков, может быть дозаправлен в полете.
F/A-18 Hornet — это многоцелевой самолет, который  может взлетать с авианосцев или земли.
F/A-18 может выполнять следующие функции: обеспечение превосходства в воздухе, функции истребителя сопровождения, подавление ПВО противника, разведка, управления воздушным боем, поддержка наземных войск с воздуха.
Истребитель F/A-18 Hornet заменил F-4 Phantom II, A-7 Corsair II, а также  A-6 Intruder, поскольку эти самолеты были сняты с вооружения в 1990 году.
F/A- 18 Hornet изначально разработан, что бы выполнять боевые миссии воздух-воздух и воздух-земля.
F/A-18 имеет хорошее сочетание  тяги к массе, тем самым обеспечивая маневренность и непревзойденную боеспособность.
Модели самолетов с индексом А, В, и C имеют  радары AN/APG-65, B и D модели имеют радары  AN/APG-73. AN/APG-65 и AN/APG-73 бортовые РЛС обеспечивают ближнюю и дальнюю возможность поиска целей и определения координат.
F/A-18 также инфракрасный (FLIR) для пассивной локации.
F/A-18 состоит на вооружении ВМС США, Корпуса морской пехоты США, военно-воздушных сил Канады, Австралии, Испании, Кувейта, Финляндии, Швейцарии и Малайзии.
С мая 1999 года пилоты этого самолета налетали более 3,7 млн. летных часов.
Ключевым аспектом популярности Hornet среди пилотов является легкость, с которой самолет может быть преобразован из истребителя в штурмовик и обратно.
Hornet был разработан, чтобы быть надежным и легко ремонтируемым. Эти факторы приводят к значительному снижению эксплуатационных расходов по сравнению с другими самолетами ВМС США.
Живучесть является еще одной ключевой особенностью Hornet.
F/A-18 использует различные системы и технологии что быть незамеченным.
F/A-18 имеет систему цифрового управления, которая позволяет пилотам сконцентрироваться на выполнении боевых задач поражения огнем.
F/A-18 оказалась идеальным самолетом, испытанным за два десятилетия эксплуатации.
Только три Hornet были потеряны во время войны в Ираке, один из них в результате несчастного случая.
В 1991 году на F/A-18s начали устанавливать двигатели F404-GE-402 в замен двигателям F404, это дало возможность увеличить тягу на 20%.

Технические характеристики F/A-18

Принят на вооружение: 7 января 1983
Всего построено: более 1800

Характеристики

Макс. скорость на высоте: 1915 км/ч
Боевой радиус:     740—1065 км
Дальность полёта с ПТБ: 3 340 км
Практический потолок:     15 240 м

Масса

Пустой: 11 200 кг
Снаряжённый: 16 850 кг
Макс. взлётная: 23 400 кг

Силовая установка

Двигатели: Дженерал Электрик F404-GE-400
Тяга (мощность): 2×4900 кгс
Тяга форсажная: 2×7260 кгс

Вооружение

Стрелково-пушечное вооружение: 1×20 мм
Боезапас: 570 патр.
Кол-во точек подвески: 9
Масса подвесных элементов: 7030 кг

4. Су-30/35

Су-30М представляет собой многоцелевой двухместный истребитель, в целом сопоставимый с американскими F-15E.
Су-30МК является экспортным вариантом самолета. Истребитель представляет собой глубокую модернизацию Су-27 (Flanker), разработанный в ОКБ им. Сухого г. Москвы.
Самолет оснащен авионикой и обладает тягой для превосходной боевой ловкости и маневренности.
Самолет вооружен ракетами с дальность пуска 120 км.
Индийские ВВС заказали 40 самолетов в 1996 году и еще десять самолетов в 1998 году.
Первые десять Су -30МКИ с усиленным вектором тяги и новым радаром поступили в ВВС сентябре 2002 года.
Подписан контракт на строительство 140 самолетов для Индии в период между 2003 и 2017 годом, на основе лицензионного соглашения.
24 самолета Су-30МК2, находятся на вооружении китайских ВВС.
В 2003 году Малайзия заказала 18 самолетов Су-30МКМ. Первые два были поставлены в мае 2007 года. Еще четыре были поставлены в 2007 году и четыре марте 2008.
Кроме того, в 2003 году, Индонезия заказала два Су-30МКК. Еще три Су-30МК2 были заказаны в августе 2007 года. В марте 2006 года Алжир разместил заказ на 28 истребителей Су-30МКА. Первый был поставлен в декабре 2007 года.
В июле 2006 года Венесуэла разместила контракт на 24 самолета Су-30МКИ. Первые восемь были поставлены в мае 2007 года.

Технические характеристики

Масса
        
пустого: 19000 кг
нормальная взлётная масса: 25500 кг
максимальная взлетная масса: 34500 кг
масса топлива: 11500 кг

Двигатель

тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
модель: «АЛ-41Ф1С»

Тяга двигателя:

максимальная: 2 × 8800 кгс
на форсаже: 2 × 14500 кгс
масса двигателя: 1520 кг

управление вектором тяги:

углы отклонения вектора тяги: ±15°
скорость отклонения вектора тяги: 60 °/сек

Лётные характеристики

Максимальная скорость

на высоте: 2500 км/ч
у земли: 1400 км/ч (1,17 М)
    
Максимальная бесфорсажная скорость: >1300 км/ч (на первом прототипе, при ускорении без использования форсажа — 1,1 М)

Дальность полета

на высоте: 3600 км (без ПТБ, 4500 с ПТБ)
у земли: 1580 км

Практический потолок: 18000 м
Длина разбега/пробега: 400/650 м
   
Вооружение

Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1
Боевая нагрузка: 8000 кг
Точки подвески: 12
   

3. F-35

F-35 Lightning II — ударный истребитель объединяет передовые технологии Стелс, сверхзвуковую скорость, маневренность. Относится к самолетам пятого поколения, который обеспечивает пилоту с беспрецедентную информативность и выживаемость.
F-35 является самым передовым многоцелевым истребителем в мире.
Ожидается принятие на вооружение после 2020 года
F-35B короткого взлета / вертикальной посадки – для ВМФ США.
Самолет имеет только один двигатель.
На февраль 2-13 года произведено 56 боевых самолетов.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Масса

пустого:

F-35A: 13290 кг
F-35B: 14650 кг
F-35C: 15785 кг

нормальная взлётная масса:

F-35A: 24350 кг
F-35B: 22240 кг
F-35C: 25896 кг

максимальная взлетная масса:

F-35A: около 31750 кг
F-35B: около 27215 кг
F-35C: около 31750 кг
     
Двигатель

тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)

Тяга

максимальная: 1 × 13000 кгс
на форсаже: 1 × 19500 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: около 1900 км/ч (около 1200 миль в час или 1,6 М с полным вооружением во внутренних отсеках) 1,2 М без включения форсажной камеры
Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)
Дальность полета:

максимальная

F-35A: 2200 км
F-35B: 1670 км
F-35C: 2520 км

Боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе

F-35A: 1080 км
F-35B: 865 км
F-35C: 1140 км

Продолжительность полёта: 2,6 ч
Практический потолок: 18200 м
   
Вооружение

Пушечное:

F-35A: 1 × 25-мм встроенная авиационная четырёхствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами
F-35B: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
F-35C: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
    
Боевая нагрузка:

F-35A: 8150 кг
F-35B: 6800 кг
F-35C: 8150 кг

Точки подвески:

внутренних: 4
внешних: 6

Ракетное вооружение:
        
УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM

2. T-50

Развитие легких фронтовых истребителей в России резко ускорилось после того, как ВВС России определило свои приоритеты на ближайшие 10 лет.
Работы начались в 1999 году, самолет должен был  быть принят на вооружение в 2005 году как, основной фронтовой истребитель России.
Но работы продолжились.
В начале 2002 КБ Сухого было выбрано в качестве генерального подрядчика для разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации)

Этот самолет меньше чем Су-27 и будет характеризоваться большим радиусом действия, сверхзвуковой крейсерской скоростью, низкой видимостью для радара, супер маневренностью и способностью совершать короткие взлеты и посадки.
В соответствии с техническими требованиями, ПАК ФА должен иметь нормальный взлетный вес 20 тонн, что близко к средним взлетным весам двух американских самолетов, F-35 JSF (17,2 тыс. тонн) и F-22 (24 тонн).
Новый истребитель (средний вариант) будет иметь традиционную форму крыла, хотя опыт, накопленный во время полетов будет приниматься во внимание при проектировании истребителя.
Предполагается, что он будет создаваться с использованием технологии Стелс, оснащен двумя двигателями АЛ-41Ф, РЛС с активной фазированной решетчатой антенной (судя по всему, она будет производиться в НИИР Фазотрон) и высокоточным оружием.
26 апреля 2002 года правительственная комиссия выбрало КБ Сухого в качестве главной компании по разработке и производству истребителя пятого поколения.
Первые поставки, как для вооруженных сил России и на экспорт, планировались в 2011-2012 гг., то есть создать новый самолет от макета до производственной единицы за 9 лет. Исторически сложилось так, что истребители четвертого и пятого поколения не в развитых странах не менее 15 лет. Правительство России пообещало выделить 1,5 миллиарда долларов для ПАК ФА в 2010 году.
По некоторым данным, Россия и Индия договорились о совместной разработке этого истребителя пятого поколения. На февраль 2013 года выпущено 5 летающих прототипов.

Тактико-технические характеристики (прогноз)

Технические характеристики

Экипаж: 1 человек

Масса

пустого: 18500 кг
нормальная взлётная масса:
с 63 % топлива: 26510 кг
со 100 % топлива: 30610 кг
максимальная взлётная масса: 37000 кг
       
Двигатель:

Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
Модель: «АЛ-41Ф1» (на прототипе и самолётах первых партий[83], двигатель «второго этапа» имеет заводское обозначение «Изделие 129»)

Тяга:

максимальная: 2 × 8800 (около 10900 на «Изделии 129») кгс
на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Изделии 129») кгс
       
Управление вектором тяги:

Углы отклонения вектора тяги: ±20° в плоскости
Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
 
Лётные характеристики (заявленные)

Предельная скорость на высоте: 2125—2600 км/ч (2,0—2,45 М)
Максимальная бесфорсажная скорость: 1300—2100 км/ч (1,1—2,0 М)

Практическая дальность

на крейсерской скорости:
            
с 63 % топлива: 2700 км
со 100 % топлива: 4300 км
с 2 ПТБ: 5500 км
        
на бесфорсажной сверхзвуковой скорости:

с 63 % топлива: 1200 км
со 100 % топлива: 2000 км
Продолжительность полёта: до 5,8 ч
Практический потолок: 20000 м
Скороподъёмность: 350 м/с
Длина разбега/пробега: 350 м

Вооружение

Пушечное: 30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
Боевая нагрузка: 1310—10000 кг
для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)
против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)
Точки подвески:
внутренние: 8 или 10
внешние: 8 или 2

1. F-22

F-22A Raptor передовой тактический истребитель поступил на вооружение ВВС США в декабре 2005 года, для замены F-15. Разработан в авиационном Systems Center, Wright-Patterson Air Force Base, штат Огайо.
F-22A Raptor является сверхзвуковым истребителем, с двумя двигателями.
В апреле 2009 года производство F-22 было официально прекращено. Тогда министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что Пентагон будет увеличивать объем производства нового Strike Fighter.
Наличие дешевого и более универсального истребителя F-35 привело к прекращению производства F-22 истребитель.
Первый истребитель F-22 был показан в апреле 1997 года и получил название Raptor. При изготовлении были широко использованы композиты из углеводородного волокна.
В сентябре 2002 года ВВС США решили изменить название самолета на  F/A -22, которое отражают его многоцелевой возможности в роли штурмовика, а также задач воздух-воздух. Позже было изменено на F-22A.
Начальные эксплуатационные испытания начались в апреле 2004 года, и был успешно завершены в феврале 2005 года.
ВВС США, в общей сложности заказало 243 самолетов, но финансирование выделено только на строительство 187. По состоянию на сентябрь 2009 года, около 145 самолетов были отправлены в ВВС США.
F-22A продемонстрировал способность устойчиво держать более 1,5 Маха без использования форсажа.

Начало

mostinfo.su

лучший в мире? » Военное обозрение

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, — заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.

В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?


По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может. Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным. Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.

А если говорить о физических кондициях пилотов — нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?

Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1−1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени — например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.

5-е поколение — это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?

Да, нагрузка на пилота как оператора вырастает значительно. Номенклатура вооружения самолета 4-го поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием (несколько видов ракет) и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Т-50 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения. Оружие с телевизионным наведением, радиолокационное прицеливание по морским и наземным целям… Каждый вид оружия имеет свое информационное обеспечение, свои индикаторы. И это еще не все — летчик еще может управлять целой группой самолетов. Ведя свой бой, он должен распределять задачи для подчиненных экипажей.

Пришлось разработать такие алгоритмы выдачи информации, чтобы летчик безошибочно считывал ее и принимал грамотные решения. Только работа ученых из Института космической медицины совместно с конструкторами, летчиками-испытателями, военными летчиками привела к тому, что алгоритмы были оптимизированы, управляющее поле стало неконфликтующим. Но все равно нагрузка на летчика ложится колоссальная. Поэтому на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна. Выполняя прицеливание, летчик может отвлекаться от пилотирования, бросать ручку управления даже с отключенным автопилотом. Автоматика самолета «знает», что машиной не управляют, и, если истребитель находится, например, в режиме крена и снижения, самолет сам убирает крен и переходит в горизонтальный полет. Главное — управление оружием.

Правда ли, что боевые самолеты будущих поколений будут беспилотными?

Пилот существует не для того, чтобы геройствовать и получать награды. Его главная функция — выполнение боевой задачи. Если та или иная боевая задача может выполняться без участия человека, значит, пилота заменит автоматика, тем более что пилотируемый самолет по определению дороже беспилотника, а рисковать жизнью высококвалифицированного летчика без особой нужды нельзя. Другое дело, что переход на беспилотную боевую авиацию не произойдет одномоментно. БПЛА постепенно будут передаваться те или иные функции (разведка, доразведка, нанесение ударов). Поначалу в небе будут сражаться смешанные группы. Летчик в пилотируемом летательном аппарате станет управлять группой БПЛА, ставить им задачи. Вспомним, что поначалу люди охотились без посторонней помощи, загоняли зверя самостоятельно, но потом приручили собак, и собакам были отданы функции, связанные с наибольшим риском. Так будет происходить и в боевой авиации, пока искусственный интеллект окончательно не вытеснит человека, а пилот не превратится в наземного оператора.

Небо. Человек. Истребитель

Эксплуатация многофункциональных истребителей (МФИ) 5-го поколения ставит человека в условия запредельного уровня перегрузок — физических, психологических, информационных. Не зря говорят, что МФИ будет последним пилотируемым самолетом подобного класса. Далее последуют еще более крутые ЛА, находиться в которых человеку будет небезопасно, да и просто противопоказано.

МФИ 5-го поколения задуман и реализуется как «сетевой солдат» системы C4I (Computers, Command, Control, Communications, Intelligence). По существу, C4I — это глобальная система скоординированных групповых действий, но в ней, несмотря на интеллектуальные компьютерные технологии, главным решающим звеном остается человек: ему разбираться в ситуации, принимать решения и ему же самому их исполнять.


И это в условиях не только запредельных информационных, но и физических, и психологических нагрузок тоже. Перегрузка под 10 g становится обычным режимом маневрирования. Самолет порой принимает необычные пространственные положения: он способен даже неподвижно зависать в небе. Сюда же можно отнести боковые перегрузки во время боковых плоских маневров, с чем прежде не сталкивались. Все эти новые явления стали наблюдаться в авиации после того, как самолет получил систему всеракурсного управления вектором тяги двигателя — УВТ, от чего и приобрел новое качество сверхманевренного «верткого», по английской терминологии (agility), самолета. И на agility-самолетах могут летать только «верткие» agility-пилоты.

Решением является эффективный интерактивный антропоцентричный интерфейс. Он должен обеспечить пилоту возможность справиться с окружающим экстримом, когда пребывание в состоянии психологического стресса и работа с запредельными объемами информации при дефиците времени становятся обычным делом для человека, сидящего в кабине.

Кабина истребителя поколения 5 — это «стеклянная кабина», похожая на кабины многих современных самолетов. Но ее информационно-управляющее поле (ИУП) относится к новому типу. В нем вместо набора многофункциональных индикаторов используется единый сенсорный интерактивный экран, занимающий всю переднюю приборную панель кабины.

Вся необходимая информация от бортовой авионики, а также видеоинформация от бортовых сенсоров, дополненная прицельно-пилотажной символикой, выводится на информационные окна этого экрана. Работа с экраном облегчает представление информации в цветных «картинных» форматах, понятных и наглядных для человека и однозначно быстро воспринимаемых. Большой размер экрана, а это 500 х 200 мм у F-35 и 610 х 230 мм у Су-35С и Т-50, на стандартном расстоянии наблюдения 500−700 мм легко охватывается взглядом. Поддержка бинокулярности и высокая четкость картинки способствуют созданию известного по бытовому HD-телевидению эффекта присутствия внутри события.

Последнее очень важно для пилота как руководителя выполнения сетевого задания, а не просто как оператора при бортовых датчиках. Именно поэтому вся информация выводится на экран в заранее обработанном виде и появляется только в нужные моменты, что удобно для человека и существенно увеличивает своевременную ситуационную осведомленность. Особое место в составе ИУП кабины занимает нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ), которая также помещает пилота внутрь события.

Вся необходимая информация в удобных для работы бинокулярных формах выводится на смотровой щиток шлема и всегда, несмотря на повороты головы, находится перед глазами пилота, для чего постоянно отслеживается положение его головы. Шлем обладает функцией дополненной реальности, поэтому пилот может как бы видеть сквозь кабину и быть более информированным о том, что происходит вокруг самолета.

Такие шлемы уже есть на головах пилотов F-35 — это HMDS Gen II «Божий глаз» американской компании VSI. А в скором времени они будут и у европейских пилотов: шлем Striker II производит британская компания BAE Systems. Аналогичные разработки ведутся и для наших Су-35С и Т-50.

Особенности воздействия на организм пилота МФИ 5-го поколения

Скольжение и резкие разгоны и торможения на больших углах атаки вызывают новые, ранее неизвестные иллюзии, приводящие к дезориентации, дискомфорту и тошноте.

Маневрирование с перегрузкой 10 g приводит к потере пространственной ориентации и возникновению зрительно-вестибулярных иллюзий при восприятии закабинного пространства: перегрузки нестандартно воздействуют на вестибулярный аппарат, а он в ответ формирует ощущения кажущейся вертикали. Врожденный механизм пространственной ориентации перестает работать.

Полет с высокими перегрузками усугубляется сопутствующими проблемами: ухудшением зрительных функций, травмами мышц спины, связок и позвонков, физическим дискомфортом и болями.

Дефицит времени в скоростных боях с мгновенными переходами из одного пространственного состояния в другое вызывает, как говорят пилоты, ощущение, когда «скорее чувствуешь, чем понимаешь происходящее», что также является новым психологическим феноменом.

Скоротечность воздушного боя может вызвать ощущения когнитивного диссонанса при работе с высокодинамичными форматами кабинных дисплеев вплоть до потери с ними информационного контакта.

Ведение боя в сжатых границах воздушного пространства с резкими изменениями угловых скоростей линии визирования цели требует интенсивных поворотов головы в шлеме с системой прицеливания, от чего возникают добавочные иллюзии пикирования, кабрирования и крена в зависимости от движений головы.

Добавленная реальность на щитке шлема, позволяющая видеть «сквозь кабину», вызывает иллюзию самостоятельного полета вне самолета, что затрудняет работу с кабинными органами управления.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *