Индийские доспехи и оружие (часть 1) » Военное обозрение
А было так, что сразу несколько посетителей ВО обратились ко мне с просьбой рассказать о доспехах и вооружении воинов Индии минувших эпох. Оказалось, что информации для этого вполне достаточно. Причем даже и не на один материал. И к тому же целый ряд фотографий самобытного индийского оружия не только из европейских, но и, собственно, из индийских музеев, и хотя высоким качеством они и не отличаются, посмотреть на них будет, несомненно, интересно. Ну, а дальше все будет вот так:«С колесницами и слонами, и всадниками, и множеством кораблей»
(Первая книга Маккавейская 1:17)
«He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном…» – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет. Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе! Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия. Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но… металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!
Боевой слон. Музей искусств Филадельфии.
В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку. Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.
Чакра. Индийское метательное кольцо. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли кутар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Кутары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!
Кутар с гардой для защиты руки XVI в. Вес 629,4 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
В Индии в какой музей ни зайдешь – кутары на каждом шагу!
Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны. Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.
Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.
Кому и зачем мог в XVIII в. понадобиться вот такой меч? (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.
Малайский крис. (Музей в Джокьякарте, Индонезия)
Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.
Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.
При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.
Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.
Меч ханда – справа.
В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.
Шамшир – сабля ирано-индийского образца, начала XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. Длина 98,43 см. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.
Бахтерец XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.
Индийский щит (дхал) XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. (Королевский музей Онтарио, Канада)
Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя. (Королевский музей Онтарио, Канада)
Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.
Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».
Доспех из Индии XVIII – XIX вв. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.
Индийский лук и стрелы.
Кроме того, использование огнестрельного оружия не слишком хорошо соответствовало морально-этическим взглядам индусов. Так, в одном из санскритских текстов того времени было сказано: «Полководец не должен употреблять на войне никакого лукавства (подлости), не должен употреблять отравленных стрел, ни огненных орудий больших или малых, ни каких бы то ни было огнебойных приспособлений».
Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.
Что же касается того, насколько рыцарским было положение индийских воинов, служивших в тяжеловооруженной коннице, то здесь все было точно так же, как и в других регионах Евразии. Для касты воинов выделялись земельные наделы амарам, которые давались пожизненно при условии выставления определенного количества хорошо вооруженных воинов. В свою очередь, эти крупные земельные наделы их владельцы по частям передавали своим вассалам, а те получали доходы с крестьян. Фактическая независимость крупных князей приводила к бесконечным раздорам между ними, чем постоянно пользовались иноземные завоеватели. Только один из них – саманидский правитель Мухмуд Газневи в одном из походов на север Индии захватил 57 тысяч рабов и 350 боевых слонов, не считая золота, драгоценных камней и другой добычи.
Доспехи для всадника и коня. Иран, Индия. Около 1450 – 1550 гг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
В 1389 году Индия очень сильно пострадала от вторжения Тамерлана, который захватил и разграбил Дели, и увел в плен многих его жителей.
Мечи прямые, но с несколько изогнутым на конце клинком. Для средневековой Индии это нормально!
Но самый жестокий удар власти делийских султанов нанесли их же собственные вассалы, которые из-за своего недовольства правлением султана Ибрагима Лоди в 1525 году призвали на помощь правителя Кабула султана Бабура.
Потомок Тамерлана и сам опытный полководец Бабур разбил Ибрагим-шаха и захватил его престол. Решающая битва между ними произошла при Панипате 21 апреля 1526 года. Несмотря на численное превосходство делийской армии, имевшей к тому же 100 боевых слонов, Бабур одержал полную победу благодаря умелому использованию своей многочисленной артиллерии. Причем, для защиты пушек и мушкетеров Бабур умело использовал укрепления из повозок, которые для этого связывались ремнями.
Как и полагается правоверному мусульманину, свои успехи Бабур приписал воле Аллаха: «Как я и надеялся, – писал он в своих записках «Бабур-наме», – великий Господь не заставил нас страдать и терпеть напрасно и помог нам одолеть сильного врага и завоевать столь обширное государство, как Хиндустан».
Шлем 1700 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Поскольку Бабур пришел в Индию с территории, называвшейся тогда Моголистаном, да еще считал себя потомком Чингисхана, то и его, и всех, кто пришел с ним, индусы стали называть моголами, а его государство – державой Великих Моголов.
Конница, как и раньше, оставалась главной ударной силой могольской армии, поэтому чтобы пресечь своевольство феодалов, не желавших выставлять положенного количества конных воинов и присваивающих причитающееся им жалование, один из правителей ввел обязательное клеймение лошадей. Теперь войска, выводимые на смотр, должны были обязательно иметь коней с тавром каждого владетельного князя.
Спустя 30 лет индусы восстали, и вновь во втором сражении при Панипате 5 ноября 1556 года их войско, насчитывавшее 100 000 человек и 1500 боевых слонов, было разбито 20-тысячной армией султана Акбара. Исход боя и на этот раз решил перевес моголов в артиллерии. Под огнем пушек атаковавшие моголов слоны обратились в бегство и смяли ряды войска индусов, что и привело их к полнейшему разгрому.
Шлем из ткани с набивкой XVIII в. Вес 598, 2 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Именно артиллерия господствовала и на полях сражений в междоусобных войнах претендентов на престол в империи Великих Моголов, которые индийский историк Саркар характеризовал как «спор меча с ружейным порохом». А французский врач Бернье (1625 –1688), пробывший в Индии 12 лет, в своей книге «История последних политических переворотов в государстве Великого Могола» писал: «Он (Аурангзеб) приказал выстроить в первом ряду все пушки, связав их одну с другой цепями, чтобы преградить путь кавалерии. Позади пушек он выстроил большое количество легких верблюдов, привязав у них спереди маленькие орудия величиной с двойной мушкет…, так что человек, сидящий на спине верблюда, может заряжать и разряжать эти пушки, не спускаясь на землю…».
Портрет шаха Аурангзеба верхом на коне. Около 1650 г. (Музей искусств Сан-Диего).
Несколькими страницами далее Бернье детализировал организацию тогдашней индийской артиллерии: «Артиллерия делится на два рода. Первый – это крупная или тяжелая артиллерия, вторая – легкая, или, как они ее называют, стремянная. Что касается тяжелой артиллерии, то припоминаю, что… эта артиллерия состояла из 70 пушек, большей частью чугунных… преимущественно литых, причем некоторые из них такие тяжелые, что нужно 20 пар быков, чтобы тащить их, а к некоторым приставлять слонов, чтобы они помогали быкам, подталкивая и таща колеса тележек своими хоботами и головами, когда пушки застревают или когда приходится взбираться на крутую гору…
Осада крепости Ратхамбор. Акбарнаме. Ок. 1590 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Стремянная артиллерия, показавшаяся… очень изящной и хорошо обученной, состояла из 50 или 60 маленьких полевых бронзовых орудий, помещенных каждое на маленькую тележку, хорошо сделанную и хорошо окрашенную, с сундучком спереди и сзади для снарядов; ее везли две прекрасные лошади; кучер управлял ею как коляской; она была украшена маленькими красными лентами, и при каждой была еще третья лошадь, которую вел под уздцы помощник кучера-канонира…». «Артиллерия восторжествовала здесь над кавалерией», – подвел итог Бернье.
Юшман. Индия 1632 – 1633 г. Вес 10,7 кг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Таким образом, выясняется такой любопытный момент, как роль самих животных в сражении и связанная с ней специфика их боевого применения. Понятно, почему главным боевым животным человека сделалась лошадь: она достаточно сильна, чтобы везти на себе тяжеловооруженного всадника, и при соответствующей выучке может очень хорошо помогать ему в сражении. Кстати, именно индийцы были первыми, кто начал заниматься дрессировкой лошадей на Востоке. Самые ранние письменные сведения по уходу за лошадьми и их дрессировке оставил нам Киккули – конюший хеттского царя примерно в 1400 году до н. э. Сохранившиеся тексты написаны хеттскими письменами и вавилонской клинописью на глиняных табличках и содержат подробные указания, как следует приручать лошадей, ухаживать за ними и запрягать в колесницы. Однако некоторые специфические термины и цифровые данные говорят о том, что многие из этих сведений в трактате Киккули были заимствованы хеттами у индусов.
topwar.ru
Чакрам — оружие древнее индийское: описание, особенности и история
Современная молодежь в большинстве своем даже не представляет, что такое чакрам. Поколение постарше помнит, что это удивительное металлическое кольцо, которым мастерски пользовалась Зена, принцесса-воин из популярного одноименного сериала 90-х. И уж совсем немного людей знает: чакрам – древнее индийское оружие. Совершенное, как считали сикхи и другие воины прошлых веков.
Наследие Богов
Народ Индии в жизни, быту и на поле боя всегда опирался на древние священные учения и трактаты. Как и многие другие атрибуты, метательное оружие чакра, как его называют на родине, было подражанием могущественному огненному диску с отверстием внутри, которое использовалась в войнах богов, демонов и людей в индийских эпосах «Махабхарате» и «Рамаяне». Согласно легендам, его создали боги: раздувал огонь для него сам Брахма, Вишну вложил частичку божественного гнева и передал заготовку Шиве, наделившему оружие силой своего третьего глаза и спрессовавшему своей ногой все это в пламенный диск, который отсек голову самому демону Джаламдхару.
Чакрам – оружие древности
К сожалению, простые смертные не обладают силой богов. Несмотря на красивую легенду, до сих пор нет точного понимания, откуда в традициях Индии взялось это смертоносное кольцо. Споры, связанные с его происхождением, не утихают до сих пор. Согласно основной гипотезе, еще в эпоху неолита древние люди использовали камень как метательный снаряд, а уже в каменном веке этот предмет обзавелся отшлифованными острыми краями по всему периметру. Подтверждением этой гипотезе служат недавние находки на археологических раскопках севера страны. Таким образом, чакрам – оружие, проделавшее путь от обычного камня до совершенной металлической формы.
Материалы, размеры, виды
Смертоносный диск стал неотъемлемой частью индийской культуры и техники боя. Для изготовления чакры использовали медные или стальные полосы, ширина которых варьировалась от 10 до 40 мм, а толщина достигала 3,5 мм. Соответственно, диаметр готового изделия мог составлять 120-300 мм. Если обратиться к трактату Фахр-аль-Дина «Искусство войны», который был написан в XIII веке, мы узнаем, что в нем указывалось, что сам диск бы двух типов: более легкий с отверстием и более тяжелый — без отверстия. А вот необычный вид этого древнего оружия использовали на Цейлоне. Его можно было бы охарактеризовать ёмким словосочетанием «шипастый чакрам», так как он имел зазубренную внешнюю кромку, но на местном наречии его название звучало как «пара валалла».
Настоящее мастерство
Путешественники тех веков, да и все остальные, кто видел и описывал возможности грозного диска в бою, восхищались его смертоносной силой, гармоничным совершенством и техникой применения. Индийское метательное оружие чакрам могло отсечь врагу конечность, а дальность его полета могла достигать ста метров, хотя наиболее удобное расстояние для удара – 50 метров. Искусство владения чакрамом не было общедоступным, это была привилегия лишь аристократических родов, отпрыски которых начинали свое обучение с раннего детства. Совершенно естественно, что в неумелых руках смертоносный диск мог принести больше вреда, нежели пользы, и покалечить не столько противника, сколько самого метателя и его окружающих. Техника метания чакры тоже имела свои нюансы. Так, существовало несколько способов броска. Воин мог раскрутить метательный диск на среднем пальце или стержне и направить в сторону врага, в другом случае кольцо зажималось между ладонью и большим пальцем, как современная летающая тарелка. А еще, благодаря множеству различных приемов, воины метали чакрамы не только горизонтально, но и вертикально, и даже сериями.
Искусство войны
Еще один трактат о военном деле под названием «Дханурведа» описывал индийское каноническое метательное и стрелковое оружие, и одним из двенадцати видов был чакрам. Оружие, которое убивало на расстоянии, без контакта самого воина с жертвой, было в Индии наиболее почитаемым, ведь оно не отягощало карму, что очень важно для столь религиозной народности. Это также одна из причин, почему смертоносные диски были столь востребованы и уступали лишь луку, который считался более совершенным. Овладение пятью видами оружия входило в обязательную программу обучения юношей из знатных семей, их обучали правильной техникой владения с ранних лет. Строго определялась и последовательность применения того или иного оружия по мере приближения к противнику. Первым был лук, вторым – чакра, дальше использовались меч и копье, совсем близко – булава и нож. На самый крайний случай изучались и приемы боя без оружия.
От превосходства к забвению
Вплоть до XII века уникальные смертоносные диски были на вооружении у армии, но постепенно военачальники стали перенимать технику боя у других народностей, в частности, турок, персов, а чакра — национальная гордость и достояние — осталась лишь аристократическим увлечением и не применялась в настоящем бою. Однако полностью искусство владения этим древним оружием не было забыто. Так дела обстояли вплоть до XVI века, когда техника боя с чакрой не вернулась к жизни и не получила второе дыхание, а все благодаря сикхам, последователям новой религии из Пенджаба. Их история неотделима от войны, причем партизанской, потому как их противников всегда было заведомо больше.
Тактика сикхов неразрывно связана с внезапными нападениями из засад, ошеломлением противника, смертоносной атакой и молниеносным отступлением, чтобы враг не смог отреагировать и понять, откуда вновь ждать наступления. И потому совершенно неудивительно, что в качестве своего основного оружия сикхи выбрали чакрам. Ими была разработана даже особая тактика – залповое метание отточенных колец, причем передний ряд метал от плеча из ладони, а задний – вращением с пальцев над головами первых. Постепенно чакрам (оружие) стал настоящим символом сикхов. Особенно в этом отличились ниханги – члены радикальной ветви сикхов. Его изображение присутствовало и на главной эмблеме этого течения – кханде. По значимости его можно сравнить с мусульманским полумесяцем или иудейской звездой Давида.
Кроме того, чакрамы и сикхи, и ниханги носили на себе в качестве украшения, их надевали на «дастар бунга» – национальный остроконечный тюрбан, носили за спиной, а самые большие экземпляры – на шее. Особенно рьяно сикхи противостояли колонизации Индии Британией. Сражались долго и отчаянно, но в 1957 году англичане подавили восстание, сломили и разоружили мятежников, уничтожив все их арсеналы. Со временем искусство владения чакрой потеряло свою значимость и постепенно забылось. Последнее упоминание об их использовании датируется 40-ми годами прошлого века, в то время их иногда применяли уличные грабители. В наше время грозное оружие является лишь культурным наследием и символом сикхов.
Аналоги в других культурах
Чакры – метательное оружие Индии, но и другие древние народности создавали нечто подобное. Наиболее близкий аналог – это китайские метательные пластины, называемые «монетами бедных людей», изготавливаемые из бронзы и достигающие в диаметре 60 мм. Иногда их также затачивали по краю.
«Фэй Пан Бяо» — еще одно творение китайцев. Эти пластины напоминают современные диски циркулярной пилы, она ближе к «шипастым чакрамам» Цейлона. Также в Стране восходящего солнца есть свои аналоги смертоносных дисков, причем получившие большую известность, нежели чакры. Это многолучевые звезды — сюрикены. Однако самым большим различием между этими видами оружия является не форма, а способ применения. Метательные пластины других стран использовали скрытно, в тени, это орудие наемных убийц, в том время как чакры были широко распространены, применялись открыто и масштабно — в крупных сражениях и не только.
fb.ru
Индийское Холодное Оружие, Виды: Боевой, Охотничий, Декоративный и Пата, История Появление, Применение, Современное Использование
31.05.2018
Катар – оружие древних индийцев, относится к классу ножей-кастетов или тычковых ножей. Такая форма оружия — не редкость и встречалась в Китае, Индонезии и даже в некоторых странах Европы. Однако только в Индии он имеет символическое и религиозное значение. Название «катар» можно перевести как язык или клинок бога смерти. Особенно катар почитали раджпу́ты (считавшие себя потомками военной касты кшатриев) и использовали его как дополнительное оружие для левой руки, по аналогии с европейской дагой.
Судя по письменным источникам, пик популярности катаров пришёлся на период с 16 по 18 века, хотя это оружие намного древнее. Первые упоминания встречаются в 14 веке, хотя эти записи сделаны путешественниками, которые точно не знали, на протяжении скольких веков до этого коренное население использовало это оружие.
Виды катаров и их основные элементы
Катары были различных форм, с разной длиной лезвия, и состоял из следующих элементов:
- Главной частью катара был клинок длиной от 10 до 100 сантиметров. Форма клинка классического катара напоминала равнобедренный треугольник. Иногда встречались клинки с волнистым лезвием, которые наносили незаживающие раны. Впрочем ромбовидное сечение клинка в сочетании с шириной лезвия делало любую глубокую рану смертельной. Иногда встречались катары с двумя или тремя лезвиями;
- От начала клинка отходят две железные пластины, которые защищают предплечья и запястья. При достаточном мастерстве ими можно было ставить блоки для защиты от ударов саблей или мечом. Естественно, что о жёстком парировании не может быть и речи, имеется ввиду блокировка скользящих ударов, когда защита подставляется под определённым углом;
- На определённом расстоянии от клинка защитные пластины скрепляются между собой двумя поперечными рукоятками. Иногда поперечина могла быть и одна, но это не всегда обеспечивало нужную жёсткость конструкции.
С развитием огнестрельного оружия катары знатных людей стали комбинировать с двумя пистолетами. Данная конструкция была весьма травмоопасной для своего владельца, а точность выстрела оставляла желать лучшего.
Известны случаи, когда перед боем катар крепили к руке верёвками или специальными ремнями. Привязанный к руке катар не терялся ни при каких обстоятельствах. Хотя для древних индусов привязывание оружия к руке имело несколько иной смысл и означало готовность принять смерть в бою или биться до полной победы.
Существовали специальные военные образцы катаров, которые отличались более ромбовидным сечением и толщиной клинка. Предназначались они для пробивания вражеских доспехов. Для того, чтобы укрепить острие при ударе по металлу, бронебойные катары имели утолщение клинка возле острия.
Как видно из особенности строения, катар не предназначался для нанесения режущих ударов. Желая исправить этот недостаток, мастера оружейники создавали специальные образцы катаров с изогнутым лезвием, хотя это больше гражданские варианты, предназначенные для нанесения нелетальных ран. Колющие свойства при этом практически терялись.
Нестандартные катары
Существовала очень интересная модель катара «джамадхар селикани» или катар с тремя клинками. В сложенном состоянии он представляет собой классический однолезвийный катар. При нажатии на поперечины задействуется механизм, открывающий клинок наподобие бутона цветка. Две половинки расходятся в разные стороны как ножницы, а посередине открывается третий клинок.
В литературе часто высказывается мнение, которое характеризует такой катар как оружие смерти, что лезвия раскрывали внутри тела противника, разрезая его внутренние органы. Сложно представить себе пружины такой силы, которые могли бы заставить катар раскрыться внутри тела человека. Да и сам удар должен быть нанесён на всю длину лезвия, а это будет точно смертельная рана.
Более правдоподобной версией выглядит теория использования раскрывающегося катара для захвата и удерживания клинка противника, чтобы нанести ему удар основным оружием в правой руке. Вряд ли можно было вырвать или сломать клинок сабли или меча использую такой катар, но задержать его на пару секунд вполне реально. В смертельном поединке пара секунд может дать возможность самому нанести смертельный удар и выйти из боя победителем. Многочисленные находки трёхлезвийных катаров свидетельствуют об их популярности (неэффективное оружие просто не могло долго существовать, так как его создатель погибал в первых же боях).
В 15 веке на юге Индии появились катары новой конструкции – имеющие специальный защитный щиток, наподобие защиты рапиры. Со свойственной индусам любовью всё украшать щитки часто были сделаны в форме головы кобры с раздутым капюшоном. Назывались они не менее красиво, чем выглядели – «приносящие смерть». Такие катары использовались в бою как оружие для основной руки. Создание защитной гарды послужило толчком к эволюции катара. В результате было изобретено ещё одно специфическое оружие «пата».
Меч пата, как виток эволюции катара
В процессе эволюции боевой катар с защитной гардой развился в новое оружие – меч пата. В отличие от катара, пата была оружием, предназначенным в основном для пробития доспехов. Длинный узкий клинок прекрасно справлялся с этой задачей. Защитные пластины катара эволюционировали в чашу паты, которая закрывала большую часть кисти, и достигали предплечья.
Особенности конструкции катара
Первые образцы катаров были выполнены в виде цельных конструкций клинка и рукояти. Скорее всего, такие модели были военными. На гражданских, украшенных золотом и рисунками образцах обычно встречается конструкция на заклёпках. Это понятно, ведь военным моделям не нужны различные излишества, это простые и надёжные орудия для убийства. Гражданские же модели наоборот, больше подчёркивали статус владельца, чем служили в качестве оружия.
Большая часть катаров изготавливалась из индийского булата, который продавался на вес серебра. В сочетании с длиной и толщиной клинка катара этот факт прямо указывает на то, что катар был оружием для богатых воинов и знати.
Несмотря на высочайшее качество булата, используемого для производства катаров, клинки дополнительно усиливались при ковке специальными рёбрами жёсткости. Желобки на клинках позволяли снизить вес оружия, расширить клинок за счёт экономии материала и провести различную закалку на отдельных местах лезвия. Красивые булатные узоры на клинке появлялись в результате травления и полировки поверхности клинка.
Встречались булатные клинки, на острие которых были наварены наконечники из другой стали. Скорее всего, это результат боевых поломок и последующего ремонта оружия.
Катары для простых воинов
Несмотря на высокую цену булатных катаров, некоторые простые воины тоже имели их в своём арсенале. Изготавливали простые катары из сломанных мечей и сабель, расковывая клинки у основания для придания формы треугольника. Существовала масса катаров, с клинками из европейских мечей и сабель. В основном они встречались на территориях Индии, которые вели активную торговлю с европейцами. Тогда скупали сломанные и непригодные мечи, по цене чуть выше цены железного лома. Индия в то время обладала самыми развитыми металлургическими знаниями, и местные кузнецы с лёгкостью превращали негодные мечи в новые катары.
Охотничьи катары
Существует легенда, что катары использовались для охоты на тигров. Действительно, множество картин и иллюстраций того времени показывает охотников с катарами, а на одной — катар используется в битве с тигром. Похожая легенда существует и по поводу боевого ножа кукри. Любой здравомыслящий человек поймёт, что охота на тигра с кинжалом, ножом или катаром – это чистое самоубийство. Особо бесстрашные охотники могли добить израненного хищника ножом, но не более того. Рисунки же говорят лишь о том, что охотник пытается спасти свою жизнь, использую катар как последний шанс.
Декоративная отделка катаров
В связи с кастовым строем, в Индии оружием владела лишь группа воинских каст и знати, поэтому большинство индийского оружия богато отделано драгоценными металлами, резьбой по кости и украшено камнями. Мастера в Индии умели делать насечку золотом или серебром. Знали технологию чеканки и эмалировки. Существовал обычай дарить богато отделанное оружие правителям или богатым землевладельцам.
Для украшения катаров чаще всего использовали технику «кофтгари» — насечки золотом. Её проводили следующим способом:
- Острой иглой наносился рисунок из глубоких царапин;
- В царапины укладывается золотая проволока;
- Проволока вколачивается молотком;
- Поверхность нагревается и снова вколачивается;
- Проводится полировка.
На старинных картинах можно увидеть, что катар является неизменным спутником богатых и знатных воинов. Даже на пирах и официальных приёмах все воины изображены с катарами.
Техника боя
Классический катар использовался как оружие для левой руки в сочетании с саблей. На дистанции катаром ставили блоки и парирования, при сближении наносили короткий смертельный удар. Сикхи использовали катар как основное оружие, в паре с небольшим щитом. Воины сикхи любили катар именно за его способность убить с одного удара. Их кодекс запрещал убивать без необходимости (тем более причиняя жертве страдания).
На юге Индии катар использовали как оружие для густых зарослей и тесных помещений. Катар носили слева на поясе, перед саблей.
Техника работы катаром сохранилась до сих пор в штате Керал. В ней используются колющие удары по различным траекториям. При уколе клинок катара поворачивается плоскостью к земле. Это помогает ему входить между рёбрами, а при ударах в шейную область поражает множество кровеносных артерий. Рубящая техника слабо развита, хотя многие мастера её используют. Удары в этом случае аналогичны технике карате «рука-меч», и выполняются с вложением корпуса в удар. Также существует техника ударов на возврате оружия, обоюдоострая заточка позволяет их проводить без разворота клинка.
Катар до сих пор в Индии считается символом воинской доблести. В 19 веке раджпуты рисовали катар в конце своей подписи. В 19 веке изображение катара попадалось на рупиях и первых марках.
Знамя княжества Мевар также украшено катаром, что символизирует борьбу за независимость.
Благодаря любви индийцев к своим традициям, найти катары можно по всей Индии, а желающий освоить технику боя катаром может научиться у местных мастеров, передающих своё искусство на протяжении многих веков.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Холодное оружие и доспехи Индии (42 фото ) . Чёрт побери
«He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном…» – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет. Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе! Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия.
Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но… металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!
В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку.
Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.
Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли катар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Катары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!
Маду. Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны.
Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.
Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.
Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.
Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.
Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.
При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.
Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.
Кора, Кхора или Хора — тяжелый ударный меч из Непала и северной Индии, используемый как в боевых, так и в ритуальных целях.Боевые и ритуальные кора очень похожи, только жертвенный меч шире и тяжелее. Он имеет очень тяжёлое расширенное навершие, так как должен добавлять вес лезвию и обезглавливать приносимого в жертву животного одним ударом. Клинок кора имеет характерный профиль «утиной лапки», тонкий возле рукояти, с расширяющимся к острию клинком со слегка изогнутым лезвием. Массивный клинок имеет изогнутую форму, заточенную на внутренней стороне. Иногда применяется дол в виде широкого желоба, расположенного по всей длине клинка и заменяющий ребро. Наличие нескольких граней позволяет наносить удары разными частями меча. Общая длина меча 60-65 см, длина клинка 50 см. Гарда кольцеобразная, делается из металла и имеет форму диска. Часто гарда ставится как со стороны клинка, так и со стороны навершия, и защищает руку с обеих сторон.
Кора обычно украшены символом глаза или другой буддийской символикой, которая размещается на каждой стороне лезвия. Ножны из натуральной кожи. Существуют два типа ножен для кора: ножны, приспособленные к форме меча, расстёгивающиеся посредством пуговиц, расположенных по всей длине ножен. В другом варианте ножны большого размера выглядят как футляр для переноски. Существует модель кора с более длинным и лёгким лезвием.
Мел путтах бемох
Двуручный меч или шпага с длинным узким прямым клинком и двумя рукоятями, разделенными гардами в форме крестовин или чашек. Впервые упоминается в трактатак XVI века «Ниханг-нама» и «Нуджум ал-Улум». Сохранилось несколько экземпляров подобных мечей. Один из них имеет общую длину 165 см и длину клинка — 118 см. Рукоять разделена на две части, каждая из которых снабжена чашевидной гардой. Клинок достаточно узкий, схож с клинком шпаги.
Есть мнение, что эти мечи возникли в XVI веке, возможно, под влиянием немецких цвайхандеров, а позднее были вытеснены оружием кханда. Однако,мел путтах бемох имеет важное отличие от европейских двуручников — узкий и сравнительно лёгкий клинок, что было не столь эффективно для нанесения рубящих ударов.
В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.
Тальвар – индийская сабля. Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов.
Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см. Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной.
Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.
Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия.
Кроме военного, у тальвара есть и определенное сакральное назначение. Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов, с помощью которых силы добра воевали с демонами и прочим злом.
Пата или пуддха — индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.
Пата — это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки.
Клинки пата были от 60 до 100 см с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 — 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки.
Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки — мифический лев Яли, заглатывающий слона.
По всей видимости, пата развилась в свое время из катара (индийский кинжал), пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. Сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. «Перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа — из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных.
По другой версии наоборот — вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катар и пата были на вооружении в один и тот же период истории.
Бхудж (также кутти, гандаса) — индийское оружие типа глефы. Состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа или тесака. Таким образом, это оружие схоже с короткими вариантами пальмы или дадао.
В классическом варианте клинок бхуджа был довольно широким и имел полуторную заточку, при этом отличался двойным изгибом: ближе к рукояти был вогнутым, а к острию — выгнутым, так что остриё было направлено вверх относительно рукояти. По центру клинка от острия до уровня, на котором начинался обух, шло ребро жёсткости. Рукоять изготавливалась чаще из металла (стали, бронзы, меди), реже из дерева. В некоторых случаях к бхуджу полагались ножны, сделанные, как правило, из дерева и обтянутые бархатом.
Благодаря массивному клинку, этим оружием можно было наносить мощные рубящие удары, поэтому одно из его названий означало «нож-топор». Кроме этого, место соединения клинка с рукоятью иногда выполнялось в виде декоративной головы слона, откуда происходит другое название — «слоновий нож».
Название «бхудж» производится от одноимённого города в Гуджарате, откуда это оружие и происходит. Оно имело широкое распространение по всей Индии, особенно на севере. Встречались также более редкие варианты, например, имевшие рукоять с гардой, или отличавшиеся другой формой клинка. Известен также бхудж, комбинированный с капсюльным пистолетом, ствол которого расположен над обухом клинка; в противоположный клинку конец рукояти вставляется стилет. В южной Индии применялся аналог бхуджа — верчеворал, который отличался вогнутым клинком и использовался для прорубания зарослей.
Загнал — клевец, применявшийся в Индии в XVI — XIX веках.
Его название происходит от персидского слова, означающего «вороний клюв», поскольку такую форму имела боевая часть загнала. Клюв был выполнен из стали в виде довольно тонкого кинжального клинка, как правило, с ребром жёсткости или долами. Остриё иногда загибалось вниз, к рукояти, в других случаях клинок был прямым. На обухе иногда располагалась декоративная бронзовая фигурка, изображающая, например, слона. Реже вместо неё делался небольшой топор — такое оружие называлось табар-загнал.
Реже встречались чеканы других типов. В частности, имели хождение клевцы с круглым в сечении или гранёным клювом. Сохранились и довольно экзотические артефакты, один из которых имеет сразу 8 клювов, закреплённых так, что в каждую из четырёх сторон было направлено по 2, а между ними крепятся полотна топоров. Другой экземпляр схож с топором тонги с двойным направленным вперёд остриём.
Рукоять чеканов загнал изготовлялась из дерева из металла. Иногда в полую металлическую рукоять с противоположной боевой части стороны мог вставляться стилет. Эти чеканы были одноручным оружием. Их общая длина составляла от 40 до 100 см.
Кинжал халади.
У халади было два обоюдоострых лезвия, соединённых рукояткой. Это было оружием атаки, хотя немного изогнутое лезвие могло было легко использовать для парирования. Некоторые типы халади были сделаны из металла, и носились подобно кастетам, где мог быть расположен ещё один шип или лезвие. Такие типы халади были, возможно, первыми в мире кинжалами с тремя лезвиями.
Уруми ( букв. — скрученное лезвие) — традиционный меч, распространённый в Индии в северной части Малабара Представляет собой длинную (обычно около 1,5 м) полосу чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти. Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.
В некоторых случаях длина такого меча могла достигать шести метров, хотя стандартом можно считать полтора метра. Ранее такие гибкие мечи носили ассасины, оставаясь незамеченными на предмет вооруженности. Ведь меч этот, как уже говорилось, очень гибкий, и его можно обматывать вокруг пояса.
Гибкий меч — довольно опасное оружие, которое требует воинского искусства. Он может работать и как обычная плеть, и как меч. Интересно, что уруми может иметь не одну полосу, а несколько, что делает его мощным и очень опасным оружием в руках настоящего мастера.
Владение этим мечом требовало хороших навыков. Ввиду того, что уруми был очень гибким, для владельца существовал серьёзный риск самоповреждения. Поэтому новички начинали тренировки с длинными кусками ткани. Владение уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.
Каларипаятту, как боевое искусство, получило свое развитие во второй половине 16-го века, несмотря на запреты колонизаторов-англичан, опасающихся появления неконтролируемой боевой структуры. Но, несмотря на запреты, школы продолжали готовить бойцов каларипаятту. Первостепенным правилом боевого искусства для воина было совершенное владение своим телом. Сражение проходило в условиях непрекращающегося движения, мгновенных выпадов и уклонов, прыжков, переворотов и кульбитов в воздухе.
Вооружался боец каларипаятту саблей или кинжалом, трезубцем или пикой со стальным наконечником. Некоторые виртуозно владели длинным обоюдоострым мечом. Но самым страшным оружием был меч уруми. От рукояти отходили несколько гибких лезвий, острых как бритва, длиной около двух метров. Поединок мог закончиться на первой же секунде, поскольку движение уруми было совершенно непредсказуемым. Один взмах меча разносил лезвия в стороны и их дальнейшее движение было непредсказуемо, особенно для противника.
Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.
Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.
Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.
Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.
Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя.
Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.
Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».
Бахтерцовый доспех для боевого слона, Индия, 1600 г.
Это самый знаменитый доспех для боевого слона. Он выставлен в Королевской оружейной в английском городе Лидс. Изготовили его примерно в 1600 году, а на берега Туманного Альбиона он попал 200 лет спустя.
Слоны сражались в этом доспехе на территории Северной Индии, Пакистана и Афганистана. На сегодня это крупнейший слоновий доспех в мире, что официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннеса.
Чешуйчатый доспех для боевого слона, Индия, 17-18 вв
Металлические пластины нашиты на некую основу, например, кожу. Часть пластин сделаны из желтого металла, подобно черепице. Каждая пластина перекрывает собой несколько соседних, что позволяет получать защиту крепче,а пластины делать тоньше. Благодаря более тонким и легким пластинам, вес всей брони так же снижается.
Латный доспех для боевого слона
chert-poberi.ru
Индийское оружие
приготовление оружия хотя и не составляет собственно искусства, но украшения на оружии находятся в связи с чеканным и резным искусством и работами ниелло и инкрустации. За два столетия до Р. Хр. с высот Гималаев пришли первые кузнецы в Пенджаб, откуда железное дело и распространилось в Сиам, Китай, Японию, Персию, Аравию и Финикию. Во времена Александра Великого индийская сталь высоко ценилась и продавалась неотделанной; она принимала необыкновенно тонкую политуру и называлась у древних «ferrum candidum». И. оружие вывозилось в большом количестве в Европу отчасти через Адол (Аден), отчасти через Дамаск. Уже Аристотель упоминает об изготовлении в Индии дамасских клинков, сделанных из булата (см.). Но окончательно сложилось и развилось И. оружейное искусство уже в начале христианской эры, образовав сразу несколько местных ветвей. По своему разнообразию и художественному достоинству вооружение И. составляет важный отдел восточного искусства. Вооружение и оружие в Индии выработалось в техническом и орнаментальном отношении в период царства Великого Могола. Со времен Бабера в Индию привлекались лучшие мастера; искусство выделки и украшения достигло высшего совершенства в XII в., в конце которого — в правление Акбара — был устроен арсенал, достаточный для вооружения целой армии, описание которого сообщает туземные имена всех видов оружия. В XV и XVI ст. Индия занимает первое место по ковке и отделке оружия; до сих пор еще у индийцев чеканка является наиболее развитым металлическим производством и употребляется там, где для европейского искусства возможна лишь отливка. В Пенджабе, Лагоре, Шахпуре и Кашмире делают великолепно орнаментированное оружие. По характеру искусства Индию делят на северную и южную; в последней господство туранского элемента, в северной — арийского, или общего с Персией, или принесенного в Индию царством Могола. Наиболее чистый стиль орнаментовки геометрической и растительной господствует в сев.-зап. провинциях — Кашмире и Пенджабе; ветви этого арийского стиля простираются в Синд, Раджпутану, Центральную Индию и Декан. Наиболее распространенное украшение — местная флора и птицы; реже рельефные фигуры богов, охоты на тигров, слонов и т. п. Оружие сев.-зап. Индии сохранилось наиболее от эпохи Великого Могола. Дели была резиденция царства и большая мастерская оружия. Военный строй страны сложился в полурелигиозной, полудружинной организации сикхов Пенджаба. Из предметов их оружия особенного внимания заслуживают: 1) куйтсы — круглые и серпообразные ножи, поражающие на полете и носимые в конических войлочных тюрбанах, иногда по десятку, вместе с тигровыми когтями, небольшими ножами и проч., и 2) мару — пара рогов антилопы со стальными остриями, связанных вертикально концами — в пункте соединения — с кинжалом и маленьким щитом для прикрытия руки. Все оружие И. можно разбить на восемь групп: I. Туземное оружие Центральной И., Гималаев и рассеянных на Андаманских о-вах дравидийских племен: бумеранги и палицы, луки, топоры, копья и секиры (последние крайне разнообразны). II и III. Южн. Индия: жезлы, палицы, бумеранги (даже из слоновой кости), катари (копья), луки, кинжалы (кунары), ножи, мечи, рапиры и щиты (dhal). IV. Горцы Ассама, Бирмании и Тибета. V. Сиам. VI. Малайский полуостров и И. архипелаг: главный тип — крис, кинжал с пламенеобразным лезвием; исключительно колющее оружие; крисов более 50 видов или имен. VII. Непал — единственная часть С. Индии, куда не проникло магометанство. Национальное оружие: кукри — кривой нож, для просекания пути в джунглях; кора — широкий нож; кутар или джамдар-куттар — кинжал с двойным клинком; анкус — стрекало для слона и каргас — нож для жертвоприношений. VIII. Раджпутана. Оружие крайне разнообразно: ханда — национальный меч с латной рукавицей; кунда — сабля древнейшего типа, с оправой, украшенной бархатом; тальвар — прямая сабля; пюлуар — кривая; табар — топор и проч. Оружие этой группы представляет наибольшее разнообразие из всего И. искусства. Великолепны кольчатые доспехи (см. табл. к ст. Доспех).
П. ф. Винклер.
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru
Отечественное оружие Индии
Делать качественное оружие довольно трудно. Для его создания необходима война, в крайнем случае военные конфликты низкой интенсивности. Оружие невоюющих держав, почти всегда низкого качества. Да есть качественные образцы, от невоюющих держав, но как правило оно слишком дорого. В мире есть несколько индустриальных стран, которые воюют почти непрерывно. Россия, США, и Израиль. Поэтому оружие этих стран, постоянно совершенствуется и другие могут только покупать их разработки. Большие технологически очень сложные комплексы, типа самолетов последних поколений, не может освоить даже Израиль. Ну и верх сложности и масштабности, авианосцы, не доступны и России.
К примеру Япония попыталась создать самолет 5 поколения Mitsubishi X-2 Shinshin. потратили 12 лет миллиарды долларов. Создали летный прототип, через год с трудом прототип взлетел. Увы. Получился уродец 13 тонн вместо планируемых 9 пустого. Двух двигателей XF5 не хватает для тяги. А уж если заполнить горючим и подвесить вооружение , то он и летать не сможет. Японцы плюнули и будут закупать американские самолеты. Теперь выдвигают гипотезы , что они Shinshin создавали чтобы сбросить цену. Как будто есть альтернативы.
Индия решила пойти другим путем, создавать самолет с Россией. в 2010-2011 Индия заплатила 295 млн долл только за эскизный проект FGFA. Эскиз им отдали и Россия попросила оплатить половину расходов 5 миллиардов долларов из 10 миллиардов. Индусов задавила жаба, и они начали торговаться. Наши не спеша стали делать самолет самостоятельно . И вот сделав 10 прототипов, Россия выходит на серийное производство.
Начались скандалы, типа делали вместе эскиз.
Власовцы уже начали писать, о некачественном российском оружии:
Индия прошла долгий путь от просто закупок советских вооружений до четких требований к модернизации российских вооружений как устаревших до мирового рынка и далее к четкой работе заказчика. Много скандалов было из-за попыток поставить в Индию авианосец в бракованном виде, много скандалов было из-за попыток поставить заведомо устаревшие виды вооружения. Теперь Индия перешла к нормальной, рыночной форме заказа проектных работ — оплатим проектные работы, опытные образцы, но обеспечьте качество согласно заявленным требованиям.
На самом деле, Индия нарушила все договоренности.
Не сдала 5 миллиардов баксов, в 2011 на НИОКР. Не сдала в начале 2016 году обговоренные 3,7 млрд долл. для дальнейшего развития FGFA путем постепенного учета требований ВВС Индии. FGFA на базе на основе российского истребителя пятого поколения ПАК ФА, так никто и не сделал. И придется им покупать наши СУ-57 вместо эксплуатации своих FGFA произведенных на индусских заводах. Ну и индусский флаг им в руки. Не первый раз. Сами они ничего не могут сделать, деваться им некуда. Только нервы трепать с тендерами пытаясь снизить цену.
Индийский автомат INSAS
Сделан на базе АК-74 с элементами FN FAL.
Калибр мелкий, натовский 5,56, причем патроны приходится закупать в Израиле. Пластмасса в Гималаях от мороза трескается. Внутрянка боится всего, что воды, что пыли. Индусы даже автомат Калашникова умудрились испортить.
Промучившись с INSAS, индусы попросили построить Россию в Индии пару заводов для производства АК-103 под русский патрон 7,62 х 39 мм. Производственный комплекс в Тиручирапалли на юге Индии и Rifle Factory Ishapore в Ишапуре.
Боевой танк «Арджун»
Сначала индусы по английской лицензии Vickers Defence Systems выпускали танк «Победитель» (Vidjajanta).
Потом замахнулись на свой танк «Арджун». Задумали его в 1972, потом 30 лет проектировали, пытаясь скрестить немецкие французские и израильские куски. Первоначально хотели сделать 2000 танков «Арджун» типа в 2005 как сказал индусский премьер «превосходивших Т-90. С 2000 по 2011 год умудрились произвести аж 124 штуки. После чего было заявлено о завершении 37-летней программы его разработки, и принятии на вооружение 45 танков «Арджун». Это сколько бабла распилили за 37 лет.
Оказалось, что танк весит больше 60 тонн и не может ездить по горным дорогам на границах Пакистана и Китая. При 40 градусах тепла отказывается работать, снаряды импортные, дорогие. А все мосты в Индии пришлось переделывать под 67 тонн «Арджун -2 «. Это начался новый попил. Ну а пока пришлось закупить или произвести по русской лицензии несколько тысяч русских танков Т-90С «Бхишма»(Грозный)
Зенитно-ракетный комплекс «Акаш» (Эфир)
Представляет собой ЗРК «Куб», точнее его экспортную версию еще советского ЗРК «Квадрат», которую СССР наладил в 1983 году производить в Индии.
Полностью устаревший комплекс, пытались заменить на тендере израильского Рафаля (с SPYDER), Рособорнэкспорта (с TOR M1) и Saab (с BAMSE SRSAM) Денег было мало, индусы решили продолжить делать еще 2 полка «Акаш». Типа отечественные. Так сказать до первой войны. Потом придется покупать русский «Панцирь».
Многоцелевой легкий вертолет «Дхрув» (Твердый)
Начали проектировать по лицензии Messerschmitt в 1984 году. В 2002 году начали летать. Всего вертолетов сделали 200 штук, 30 уже разбилось. С 2007 по 2014 год Эквадор потерял 4 из 7 закупленных машин и отказался эксплуатировать оставшиеся. В ВВС Индии еще не разбилось 60 штук «Дхрув» . При 280 всяких российских МИ-8,17,26,35
Многоцелевой легкий истребитель «Теджас» (Бриллиант)
Проектировать начали в 1983 в кооперации с Францией, прототип полетел в 2001. В 2012 поставили на вооружение. Распилили за это время 1,5 миллиарда долларов. Оказалось что палубный вариант не может взлететь с российского индийского авианосца «Викрамадитья». Ныне в ВВС поступили 110 самолетов Теджас. Что ж, он наверно лучше 226 индийских МиГ-21, древних 1950-х годов. Воевать индусы будут на Мигах и Су, которых закупили 421 штуки, не считая МиГ -21.
Вот такая вот индийская оборонная промышленность, сроки проектирования 20 лет. От прототипа к серии 10 лет. Потом штук 100 изделий, и полное разочарование от устаревания.
А ведь индусы уже вышли по тратам на оборону почти на российский уровень.
genby.livejournal.com
novorusmir.ru
Чакрам — древнее индийское оружие | Совершенное оружие
Индийская мифология гласит, что три главных божества этой древней страны решили подарить людям необычное оружие в виде обруча с очень острым внешним краем.
Имя этому оружию — чакра (другие названия — чакрам, чакра). Чакре приписывается особое значение.
В соответствии с мировоззрением жителей Индии считалось, что применение чакры не несёт отрицательного воздействия на карму использующего её человека, поскольку в момент поражения противника отсутствует прямой физический контакт непосредственно с оружием.
Чакра разит врага на расстоянии от своего владельца и словно бы сама по себе. Применялись чакры посредством метания.
Одной из самых распространённых и безопасных для самого владельца было раскручивание обруча на пальце или специальном стержне и затем бросок.
Заточенные края с лёгкостью могли оставить противника без руки или ноги.
Размеры чакр составляли до 30 сантиметров в диаметре. Самые первые упоминания об этом оружии были найдены в древнеиндийских трактатах, повествующих о Махабхарате и Рамаяне.
Искусству обращения с чакрой обучали юношей из аристократических семей; затем, в 12-м веке, индийские полководцы принялись за изучение тактик сражений у соседних народов.
Таким образом многим традиционным для Индии видам оружия перестали находить практическое применение, и чакра, постепенно перестав быть действующей армейской наукой, стала считаться чем-то вроде изысканного развлечения.
Лишь небольшое количество придворных воинов и отдельные религиозные секты продолжали использовать эти убийственные обручи по назначению.
Возрождение искусства метания чакры состоялось в 16-м столетии: она стала едва ли не главным оружием у сикхов, помогая им вести партизанские войны против значительно превосходящего по силам и куда лучше вооружённого противника.
Сикхи применяли «тактику двух с половиной ударов», заключающуюся в том, чтобы быстро сблизиться с врагом, не показываясь ему на глаза, стремительно атаковать, вызвав шок и растерянность, и молниеносно скрыться, не дав возможности ударить в ответ.
И при таком способе ведения боя чакра, способная поражать противника на расстоянии, оказывалась очень кстати и во многом определяя исход шокирующей атаки.
В таком качестве чакра существовала до середины 19-го века, а затем англичане, закончив войну с сикхами и подавив восстание, принялись массово уничтожать оружие у местного населения.
Множество арсеналов было опустошено и разорено; искусство владения чакрой снова пришло в упадок. Но вплоть до 40-х годов 20-го столетия в Индии случались отдельные случаи применения чакр.
topweapon.ru