К 22 подводная лодка – К-22 — Википедия

На гвардейской «К-22»

Подробности
Категория: Нам пишут

№10 (10257)   18 марта  2016

Отрывок из воспоминаний подводника-североморца
В. М. Мелехова «Служба на Севере»

В январе 1976 года я приехал в гарнизон Западная Лица и направился в губу Нерпичья, где в то время базировалась седьмая дивизия на знакомую мне уже лодку «К-22». Начались рабочие будни: тщательное изучение устройства ПЛ (подводной лодки), ракетного комплекса. Вскоре стало известно, что в конце лета предстоит боевая служба. Был назначен новый командир – капитан 1 ранга Н. И. Максимов (В. М. Черникова назначили командиром части в Росту). Запомнилось знакомство с новым командиром. Экипаж располагался на финской ПКЗ (плавучей казарме). Сначала представили офицеров и мичманов. Все стояли в парадной форме, а в конце строя стоял мичман Ю. Н. Колпаков – старшина команды мотористов в старом поношенном кителе. Командир дошел до него, мичман представился. Командир спрашивает: «Товарищ мичман! Судя по возрасту, вы уже служите давно. Где же ваши медали?» Мичман запустил руку в карман и достал горсть медалей. Пауза, потом хохот офицеров и мичманов…  


Выполнили все курсовые задачи и в начале августа ушли в плавание. Благополучно пришли в район боевой службы в Средиземном море, начали патрулирование, все проходило в штатном режиме. Всему экипажу запомнилась дата – 28 августа 1976 года. День заканчивался, предстоял сеанс связи, а потом ужин. Внезапно прозвучала команда: «Срочное погружение!» Лодка начала погружаться, через некоторое время мы почувствовали сильный толчок, я свалился с ЗИПовского ящика на палубу (ЗИП расшифровывается как запасные части и принадлежности). Вахтенный поста микроклимата ракетного комплекса объявил: «Аварийная тревога! Поступление забортной воды в первый контейнер!». Вскоре заметили поступление воды в отсек по системе газоанализа пусковых установок, объявили аварийную тревогу, доложили в центральный пост, погружение подводной лодки остановили. С наступлением темноты всплыли в надводное положение, наверх вышел командир, заместитель, командир БЧ-2 (ракетной боевой части), осмотрелись, насколько это было возможно, потом снова погрузились на небольшую глубину. На следующий день всплыли в заданном квадрате, разрешили выход наверх. Я вышел наверх и опешил. Обтекатель рубки с антенной «Аргумент» отсутствовал, несколько обломков потом нашли в кормовых газоотбойниках. В носовой части легкого корпуса в районе торпедных аппаратов были рваные отверстия, а также обнаружили повреждение правого бортразъема первого контейнера, через который и была затоплена ракета. При осмотре бортразъема нашли несколько обломков инородного материала. Мы уже знали, что произошло столкновение с американским надводным кораблем, в бортразъеме остались обломки его винта. Я хотел оставить один обломок себе на память, но он был изъят оперуполномоченным особого отдела КГБ.

Наше всплытие обеспечивали два надводных корабля Черноморского флота: ПКР (противолодочный корабль) «Москва», а название второго – не помню. С другого борта можно было наблюдать американский фрегат, периодически над нами пролетал натовский самолет. На борт был доставлен командир седьмой дивизии капитан 1 ранга В. С. Калашников. Вскоре подошел спасатель «Бештау», тамошние специалисты наварили нам подобие обтекателя на рубку. Погрузились, провели ходовые испытания. Когда всплыли, от наваренного железа ничего не осталось. Провели еще раз сварочные работы, погрузились, походили в подводном положении, всплыли, на этот раз сварка выдержала. Со стороны обтекатель выглядел непривычно: с острыми углами. В общей сложности провели в надводном положении около 10 суток, успели и загореть, и получить солнечные ожоги, купались в притопленных кормовых газоотбойниках. Личный состав ракетной боевой части в напряженном режиме занимался восстановлением ракетного комплекса, так как помимо затопленной пусковой установки морская вода проникла и в значительное количество корабельной аппаратуры. Сменившись с вахты, мы вскрывали приборы и тщательно промывали их спиртом и, в конце концов, смогли привести часть ракетного комплекса в рабочее состояние. Пополнив запас продуктов, погрузились и находились в районе, пока нам на замену не пришла ПЛ «К-47», после чего своим ходом пошли на Север. Вернулись в базу в начале октября, лежал снег. Пришли ночью. Торжественной встречи, как бывает после возвращения с боевой службы, не было. Когда пошли на выгрузку оружия, приезжал командующий Северным флотом адмирал Егоров, так как поврежденная ракета была с ЯБП (ядерным боеприпасом). После этого восемь месяцев находились в Росте на СРЗ-35 (судоремонтном заводе). Были восстановлены обтекатель с антенной «Аргумент», легкий корпус подлодки. Поврежденную пусковую установку восстанавливать не стали, приварили носовую крышку, а заднюю демонтировали. И стал «Красногвардеец» семиракетным.
Вернулись после ремонта в дивизию, командование корабля к этому времени уже сменилось. Командиром был назначен капитан 3 ранга Г. И. Шевченко, заместителем командира по политчасти капитан-лейтенант Н. А. Пиньков. Экипаж начал отрабатывать курсовые задачи и готовиться на боевую службу. Проходили они, как правило, без приключений, поставленные задачи выполнялись успешно. Хотя одна автономка (длительное плавание) запомнилась очень нервным началом. Шла первая неделя похода, был обед. И вдруг: «Аварийная тревога! Задымленность в первом отсеке!». Быстро разобрались, в чем дело, провентилировали. Как выяснилось, кто-то пошел в гальюн, включил вентилятор, а реостат был оставлен во включенном положении предыдущим посетителем. Он-то и задымился. Народу в отсеке в обед обычно много, все включились в ПДУ (портативное дыхательное устройство). Пришлось начхиму (начальнику химической службы) после аварии выдать им новые.
На второй неделе похода, когда уже находились в Атлантике, специалисты электротехнического дивизиона проводили ремонт насоса в трюме девятого отсека. Слили масло в банку из-под регенерации и поставили на камбузе рядом с электроплитой, оставили вахтенного для присмотра. Тому через какое-то время наскучило там стоять, и он отлучился. Шов банки от нагревания начал плавиться, масло попало на нагревательный элемент и воспламенилось, началось задымление отсека. Объявили аварийную тревогу, рабочий по камбузу схватил огнетушитель, направил на горящую банку, она опрокинулась на плиту, задымление усилилось. Вентилирование по замкнутому циклу ощутимых результатов не давало, было принято решение всплывать в надводное положение и вентилировать в атмосферу, что и было сделано. Нам повезло: пока шло вентилирование аварийного отсека, поблизости не оказалось ни одного корабля, ни самолета. По окончании вентилирования погрузились и пошли дальше. ПДУ на всех уже не хватало, кому-то пришлось ходить с ИП-46 (изолирующим противогазом), а несколько человек были вынуждены ходить с ИДА-59 (индивидуальным дыхательным аппаратом). Постепенно успокоились, дальше уже все шло в штатном режиме. Вернувшись с боевой службы в 1985 году, узнали, что подводная лодка пойдет в Северодвинск на модернизацию, что вскоре и произошло. С дивизией расставаться не хотелось, поэтому в начале 1986 года я перевелся на подводную лодку «К-131»…
P.S. Осенью 2016 года планировалась встреча членов экипажа ПЛАРК «К-22» и фрегата ВМС США «Voge», столкнувшихся 28 августа 1976 года в Средиземном море. Инициатива исходила от американцев. Но, в силу непростых отношений, сложившихся между РФ и США в последнее время, эта встреча, скорее всего, не состоится…

Совет Западнодвинского местного отделения Союза ветеранов ВМФ Тверской области поздравляет западнодвинцев, проходивших службу в Подводных Силах СССР и РФ, со 110-й годовщиной Подводного флота России, желает всем крепкого флотского здоровья, успехов, счастья!

В ветеранских организациях

6 марта 2016 г. прошли отчетно-выборные собрания в Западнодвинском местном отделении Тверской региональной общественной организации Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский Союз ветеранов» и в Западнодвинском местном отделении Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации. В объединенный Совет были избраны ветераны: В. С. Беляев, А. С. Зябкин, В. В. Израелев, В. М. Мелехов, Ю. К. Орлов, В. Н. Антонов, В. В. Чижевский. Председателем Западнодвинского местного отделения избран В. М. Мелехов, ревизором – ветеран Н. Я. Нестеров.
31 марта 2016 г. состоится Конференция Тверского областного союза ветеранов, посвященная 60-летию образования Российского Союза ветеранов. Делегатами на конференцию избраны ветераны В. М. Мелехов и Ю. К. Орлов.

В. М. МЕЛЕХОВ, председатель Западнодвинского местного отделения ТРОО ОООВ «Российский Союз ветеранов», председатель Комитета Западнодвинского местного отделения ТРО Общероссийской общественной организации ветеранов ВС РФ

Comments:

avangard-zdv.ru

«Лихие» русские подводники против беспечных «америкосов» :: Флот



«Лихие» русские подводники против беспечных «америкосов»


2012-04-30 12:57 Юбилей

Так, к примеру, он раздумывал над тем, стоит ли поведать широким читательским кругам подробности о столкновении в Средиземном море нашего эсминца «Бравый» с английским авианосцем «Арк Ройял». В конечном счете, в книгу «На Средиземноморской эскадре», а затем в новую работу П. Дубягина «Минка помнит многое…» вошло описание этого одновременно и примечательного, и трагического, и позорного события…

Сомневался опытный адмирал и в том, стоит ли включать в книгу описание менее известного случая – столкновение советской атомной подводной лодки К-22 с американским фрегатом «Водж». Поводов для сомнений было несколько. Во-первых, хотя этот случай и описан (посмотрите хотя бы публикации в Интернете), тем не менее, ряд принципиальных моментов, связанных с этим навигационным происшествием, приведшим к серьезной аварии, огласке до сих пор не предан. Во-вторых, на официальном уровне (Министерства обороны СССР, Генерального штаба и Главкомата ВМФ) резонанс этого столкновения был максимально приглушен. Сделано это было немедленно, без соответствующих тяжести случившегося кадровых, организационных и иных выводов. В-третьих…

В общем, Павел Романович решил эпизод столкновения нашей субмарины с американским надводным кораблем в свои воспоминания не включать. Правда, он оставил в моем архиве фотографии, красноречиво свидетельствующие о степени и масштабах происшедшего…

«Ревущая корова» «противоавианосной» системы

ОБЩЕИЗВЕСТНО: советский подводный флот был самым многочисленным и мощным в мире. По ряду показателей наши «витязи подводных глубин» опережали «супостата», но в то же время в чем-то и уступали. В определенной мере этот проигрыш был обусловлен достигнутым уровнем отечественного военного кораблестроения и нашим отставанием в освоении и использовании новейших технологий. Потому наши подводные лодки, оснащенные уникальным ракетным оружием, проигрывали «конкурирующей фирме» в радиотехническом оснащении, уступали в обеспечении скрытности и др. К примеру, атомоходы одного из самых многочисленных, 675-го проекта (различных модификаций всего построено 29 ед.) из-за их шумности называли «ревущими коровами» (отрицательно на эффективности их действий сказывалась значительная шумность из-за высокой виброактивности механизмов атомной энергетической установки АПЛ первого поколения и высокой частоты вращения гребных винтов, а также из-за наличия плохо обтекаемых газоотводных выгородок).

Несмотря на это, наши подводники успешно решали ответственные боевые задачи, в том числе в Средиземном море, в акватории которого иногда находилось до трех американских авианосных многоцелевых групп. Действовали здесь АМГ и других НАТОвских держав – Великобритании и Франции. В сущности, ПЛАРК (подводная лодка атомная с крылатыми ракетами) пр. 675 (Echo II) и была предназначена для «убийства» авианосцев вероятного противника.

ПЛАРК пр. 675 легли в основу создаваемой во второй половине 50-х годов советской военно-морской «противоавианосной» системы, которая должна была действовать надежно, быстро и эффективно, что не требует особых объяснений: авианосцы США, находившиеся у наших берегов, являлись платформой для многих десятков палубных самолетов – носителей ядерного оружия. Подняв свою авиацию в воздух в кратчайший срок, авианосец выполнял свою боевую задачу и, соответственно, значение, как цель, утрачивал. Таким образом, его следовало уничтожить до взлета авиации…

 

  Смятый легкий корпус в носу АПЛ К-22 и поврежденный обтекатель ГАС. Средиземное море, район острова Крит. 29 августа 1976 г.

 
Ракетный «Аргумент» от Никиты Хрущева

К РУБЕЖУ 60-х годов в знаменитом ОКБ В.Н. Челомея на базе ракетного комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели – авианосцы ВМС США – имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150–200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении американцев новых истребителей-перехватчиков F-4 «Фантом», оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух-воздух AIM-7 «Спэрроу», а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Хоукай», глубина обороны сил вероятного противника должна была возрасти до 250–300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность.

Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н. Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности. Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованным в НПО «Гранит»), возглавляемым Н.А. Чариным.

Создание «противоавианосной» системы с использованием подводных лодок было невозможным без обеспечения надежной разведки и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО «Квант») под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева была создана авиационная разведывательная система «Успех», размещенная на специально разработанных носителях ТУ-16РЦ и ТУ-95РЦ (ОКБ А.Н. Туполева). На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу. Прием мог осуществляться как в надводном, так и подводном положении ПЛАРК.

 Таким образом, в нашей стране впервые в мире создавалась разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные).

Система эта была не только уникальной, но и весьма эффективной. Корабельная автоматизированная система «Аргумент» решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей.

 Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛАРК радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе – не более четырех).

Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки от заданного направления оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности, выработанной корабельной системой управления, по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции, полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она по команде оператора переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели также вводился режим самонаведения в вертикальной плоскости).

Следует отметить: существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения в надводном положении ПЛАРК с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т.к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Кроме того, программа активно поддерживалась лично Н.С. Хрущевым, сын которого работал у Челомея. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675-го проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей.


Залпом – по авианосцу

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТОМОХОДА, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ «Рубин». Главным конструктором подводных лодок проекта 675 был П.П. Пустынцев, главными наблюдающими от ВМФ на начальном этапе М.С. Фаддеев, в последующем – В.Н. Иванов. В октябре 1958 г. технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение.

Конструктивно ПЛАРК проекта 675 – двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22–35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов.

Прочный корпус разделялся на 10 отсеков. Шпангоуты изготавливались из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 240 мм. Шпация – 600 мм. Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4–16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием. ГЭУ по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подвергалась. Энергетическая установка (35000 л.с.) включала два реактора ВМ-А (2×70 мВт).

Особо отметим: антенна управления системы «Аргумент» размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения.

 ОСНОВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ЛОДКИ – восемь крылатых ракет П-6 (4К88) – размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14О (поэтому лодки этих проектов называли «раскладушками»). Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении.

 Ракета имела длину 10,8 м, максимальный диаметр корпуса – 0,9 м, размах крыла – 2,5 м и стартовую массу – 5300 (5200) кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовыми твердотопливными ракетными двигателями. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35–380 км, максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400–7500 м, перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100 м.

 На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. ПЛАРК, обнаружив цель по данным ГАК, всплывала для ракетной стрельбы, которая осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты в залпе. После подъема ракетных контейнеров и открывания крышек производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет. Одновременно в рабочее положение (на 180О) разворачивалось установленная в носовой части ограждения рубки антенна системы управления и наведения ПКР на цель «Аргумент».

 

 «Рваный» легкий корпус советского атомохода.

После всплытия в надводное положение ПЛ на предстартовую подготовку до пуска первой ракеты первого залпа требовалось три минуты. Второй четырехракетный залп мог производиться через 12 минут. При проведении предстартовой подготовки ПЛ в любой момент могла ее прервать и начать погружение, даже с незакрытыми крышками не более чем у трех ракетных контейнеров. Продувание предусмотренных для этих целей аварийно-балластных цистерн компенсировало потерю плавучести ПЛ в подводном положении при плавании с затопленными водой контейнерами.

Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа – за 20–30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.

Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533 мм (максимальная глубина стрельбы – 100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы – 250 м). Суммарный боекомплект – 20 торпед.

 Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом «Арктика-М», комплексом навигационных систем «Сила-Н-675», гирокомпасом «Маяк», астронавигационной системой «Лира-11» и другим оборудованием.

 СТРОИТЕЛЬСТВО ЛОДОК 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. Таким образом, от приема правительственного решения до ввода в строй прошло всего 7 лет!

 Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. Хотя боевая эффективность этих ПЛ была относительно невелика из-за надводного старта ПКР и необходимости телеуправления ими, а также из-за уязвимости ракет от средств ПРО группировок крупных надводных кораблей, тем не менее, свою сдерживающую роль в 60–70-е годы они выполнили.

 Эти лодки были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей советского флота. Первой улучшенной модификацией проекта 675 был проект 675К, на котором было установлено устройство «Касатка», обеспечивавшее прием и обработку данных по целеуказанию от искусственных спутников Земли. По этому проекту была модернизирована одна ПЛАРК (К-48). Остальные модификации предполагали использование других ракетных комплексов и систем целеуказания. 675МК предусматривала замену крылатых ракет комплекса П-6 ракетами комплекса П-500 («Базальт»). На проекте 675МУ была установлена система целеуказания «Успех». Проект 675МКВ предусматривал применение крылатых ракет комплекса «Вулкан». ПЛ КС-86 являлась модернизированной по проекту 675Н (ПЛ – носителем подводных пловцов).

25 ЯНВАРЯ 1963 г. подводная лодка К-22 (ПЛАРК пр. 675) была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 6 сентября 1965 г. лодка вошла в состав Северного флота. В марте 1967 года она уходила в дальний поход в составе Экваториальной экспедиции особого назначения. 25 октября 1967 года Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков передал на вечное хранение экипажу этого подводного ракетоносца гвардейский Военно-морской флаг с подлодки Д-3 («Красногвардеец»). Глубоко символичен тот факт, что гвардейские знаки и ленточки всему личному составу экипажа вручил на торжественном собрании прославленный подводник-североморец Герой Советского Союза контр-адмирал И.А. Колышкин. Соответственно, К-22 было присвоено почетное наименование «Красногвардеец». В связи с 50-летием Великого Октября награждена Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР.

 

  «Разбор маневров». Справа начальник политотдела 5-й эскадры контр-адмирал П.Р. Дубягин. Спиной стоит комэск контр-адмирал В.И. Акимов. Слева — улыбающийся в состоянии прострации «герой»-подводник.

 Небольшое, но интересное и нужное отступление

21 МАРТА 1942 года подводная лодка Щ-421 Северного флота вышла в свой шестой боевой поход. Ей было поручено обеспечивать фланговое охранение шедшего в Мурманск союзного конвоя PQ-13, а затем действовать на коммуникациях противника. В этом походе лодкой командовал капитан-лейтенант Ф.А. Видяев. На лодке также находился командир дивизиона капитан 2 ранга И.А. Колышкин. 28 марта, патрулируя в районе Порсангер-фьорда, лодка обнаружила конвой противника, состоящий из большого, вместимостью около 7000 брутто-регистровых тонн, транспорта в охранении двух сторожевых кораблей. Щ-421 атаковала транспорт двумя торпедами, на лодке слышали взрыв, но, уклоняясь от атак кораблей охранения, Видяев результата не видел. За два с половиной часа вражеские сторожевики сбросили на лодку 44 глубинные бомбы. Постоянно маневрируя, лодка оторвалась от противника и осталась на позиции.

4 АПРЕЛЯ на лодку поступила радиограмма из штаба флота о награждении Щ-421 орденом Красного Знамени. Все ждали возвращения домой, но в 20 часов 58 минут 8 апреля, на двадцатые сутки крейсерства, когда лодка в подводном положении шла на подзарядку батарей, под кормой раздался взрыв антенной мины. Экипаж спас лодку от гибели, и ей удалось всплыть в 5 милях от вражеского берега, однако взрыв полностью лишил ее хода. Ветром и приливным течением лодку начало сносить на прибрежные камни. Послав на базу радиограмму о своем положении, подводники по предложению капитан-лейтенанта A.M. Каутского сшили из чехлов дизелей парус и подняли его на перископе. Почти 13 часов подгоняемая благоприятным ветром лодка под парусом медленно удалялась от вражеского берега.

9 апреля в 10 часов 50 минут к месту аварии пришла подводная лодка К-22, ставшая гвардейской в одном приказе с награждением Щ-421. Из-за сильного ветра и большой волны буксировать Щ-421 не удалось. Когда над лодками появился вражеский самолет, спасательные работы пришлось прекратить, а экипаж Щ-421 перевести на К-22. После этого командир К-22 капитан 2 ранга В.Н. Котельников потопил аварийную лодку торпедой. На следующий день К-22 благополучно вернулась на базу в Полярный.

Щ-421 стала единственной за всю войну подводной лодкой Северного флота, погибшей без человеческих жертв. Ф.А. Видяев 10 июня 1942 года был назначен командиром Щ-422. На ней он совершил 6 боевых походов. В июле 1943 года Щ-422 на базу не вернулась… В честь командира этой подлодки его именем была названа плавбаза подводных лодок, решавшая боевые задачи в том числе в Средиземном море и являвшаяся флагманским кораблем 5-й эскадры.


Боевая тревога у острова Крит

28 АВГУСТА 1976 г. на флагманский корабль Средиземноморской эскадры пришло тревожное радио: произошла авария нашей подводной лодки.

Командир эскадры, «подводник от Бога» контр-адмирал Владимир Ильич Акимов, оторвавшись от просмотра кинофильма, сразу же объявил «боевую тревогу». Корабли экстренно снялись с якоря и направились в точку нахождения аварийного атомохода – благо, было недалеко…

В ЭТОТ ДЕНЬ советская гвардейская атомная подводная лодка К-22 («Красногвардеец») выполняла боевую задачу в Средиземном море у острова Крит. Подводный корабль находился в 150 милях юго-западнее острова. При всплытии (очевидно, на сеанс связи), в 16 часов 28 минут, командир К-22 обнаружил в перископ фрегат ВМС США «Моинестер» (FF-1097) типа «Нокс», находившийся на кормовых курсовых углах. Командир безрасчетно, «на глаз» определил пеленг ( П –183О) и дистанцию (40–50 кабельтовых) до цели  (фактически пеленг – 192О, дистанция – 20 кабельтовых). Вместо уклонения от американского противолодочника командир решил в учебных целях поддерживать с ним контакт. Глубина моря в районе маневрирования составляла 2900 метров, волнение моря – 1–2 балла, сила ветра (280О) – 3 м/сек, видимость полная дневная.

В 16 часов 36 минут лодка, погрузившись на глубину 140  метров, повернула на курс 110О и на скорости 17 узлов стала приводить американский фрегат на носовые курсовые углы.

Между тем командир атомохода, посчитав себя обнаруженным, используя переменные хода, стал выполнять маневр отрыва. Своими неграмотными действиями он создавал неблагоприятные условия для работы своей гидроакустики и, получая отрывочные данные по целям, не имел ясного представления о надводной обстановке. Маневрируя рядом с фрегатом «Моинестер», он недопустимо сблизился с ним на дистанцию около 17,5 кабельтовых (курс –50О). В этих условиях командир трижды (в 16 часов 50 минут, в 17 часов 38 минут и в 17 часов 53 минуты) подвсплывал под перископ. Однако, как оказалось, находившийся рядом второй американский фрегат «Водж» визуально так и не обнаружил.

Отметим особо: командир атомохода дал устное приказание не вести вахтенный журнал, не объявил «тревогу», не привлек, в том числе к расчетам элементов движения цели, ни старшего помощника, ни штурмана, ни боевой информационный пост. В свой замысел и дальнейшие планы он никого не посвятил. Он постоянно допускал ошибки в определении дистанции и неоднократно сближался на большой скорости в слое скачка (до 3–5 кабельтовых) с фрегатом «Моинестер».

В 17 часов 53 минуты командир справа от себя обнаружил фрегат (по пеленгу 62О на дистанции 7 кабельтовых) и, резко отвернув влево, начал маневрировать зигзагом. Атомоход шел генеральным курсом 320О, подвсплывая на глубину 4–5 метров, при этом рубка лодки появлялась над поверхностью воды. Из-за маневра и сильной вибрации наблюдение в перископ было затруднено и потому командир несколько раз терял фрегат из вида. Окончательно он его потерял в 18 часов 15 минут. Однако через десять минут командир неожиданно обнаружил в непосредственной близости второй американский фрегат («Водж»). В 18 часов 25 минут он дал команду: «Срочное погружение! Перископ – вниз!» Эта мера запоздала, и атомоход на 18-узловой скорости через минуту ударил «американца» в левый борт под корму в районе вертолетного ангара.


Справка

Фрегат ВМФ США «Водж» (FF-1047) типа «Гарсия» (всего в 60-е годы было построено 11 единиц).

Водоизмещение: 2624 т/3403 т.

Главные размерения:

длина – 126,3 м; ширина –13,4 м; осадка – 7,3 м.

Вооружение:

1х8 – ПЛУР «Асрок»,

2х1 – 127-мм универсальное орудие.

2х1 – 480-мм ТА; 2х3 – 324-мм ТА ПЛО.

Скорость: 27 узлов.

Экипаж: 241 чел.

Входил в ВМС США в 1966–1989 гг. В 2001 г. продан на слом.


Угробленный «Аргумент» и… повышение по службе

УДАР БЫЛ ДВОЙНЫМ – сначала носовой частью ПЛ, а затем ограждением рубки. С палубы фрегата за борт вылетело несколько человек, которых потом подобрали вертолеты. Удар был настолько сильным, что корабль потерял ход и был отбуксирован в порт Ханья (остров Крит), а затем на ремонтную базу в Тулон (не мудрено – единственный гребной винт фрегата раскололся, как грецкий орех). Ремонт у французов обошелся американцам в 600 тыс. долларов.

Нашей лодке тоже досталось. Советский атомоход получил повреждения легкого корпуса в носовой части, были повреждены выдвижные устройства, ракетный контейнер № 1, разбиты антенны гидроакустического комплекса «Керчь», радиолокационная станция управления ракетным оружием «Аргумент», смяты ограждение рубки и правый горизонтальный руль. При этом русским подводникам достался «боевой трофей» – часть гребного винта американского фрегата, торчащая в рубке. Имело место поступление забортной воды в прочный корпус через внутреннюю полость подъемно-мачтового устройства «Аргумента» в количестве 2–3 т/час.

Лодка, естественно, была вынуждена всплыть, что для атомохода на боевой службе недопустимо.

 

 Брезентовый камуфляж, прикрывший повреждения нашего атомохода.

Прибывшие на К-22 для разбора «маневров» командир эскадры, особист и начальник политического отдела обнаружили, мягко говоря, много странного в поведении командира, который находился в состоянии психологической прострации. Выяснилось: старпом пытался вмешаться в неадекватные действия «гвардейского» командира, но сделать это не удалось. Очевидно, командир в это время находился «подшофе» и в чужих аргументах не нуждался, угробив общий лодочный «Аргумент»…

ПОКИНУВ РАЙОН аварии своим ходом в сопровождении советских кораблей, лодка встала в «косметический ремонт» в точке якорной стоянки у острова Китира (Греция). После этого небоеспособный корабль, наспех залатанный и подкрашенный, был досрочно возвращен на базу для капитального ремонта в Северодвинске, где он пробыл несколько месяцев.

Самое интересное заключалось в том, что «делу» не был дан ход – в Москве командиру почему-то очень сильно благоволили. В результате за все эти «маневры» он был всего лишь переведен на берег на должность… заместителя начальника штаба флотилии в Гремихе. Наверное, обучать боевому мастерству и тактике современного боя молодых командиров…

Сама К-22, которой впоследствии был присвоен тактический номер Б-22, в 1994 году была исключена из боевого состава ВМФ и хранилась у причала отстоя в Губе Ара. За свою служебную биографию лодка прошла 223108 миль за 26834 ходовых часа.

 

 Повреждения в спешном порядке были заделаны листами железа. В таком виде потерявший боеспособность ракетоносец ушел на Северный флот.

Командиру американского фрегата повезло меньше – он был снят с должности за «пассивность». То есть, наблюдая странные маневры советской субмарины, обескураженный, он, бедолага, не предпринял никаких действий для уклонения и недопущения столкновения. За что и поплатился. В принципе, для его фрегата и членов экипажа дело могло закончиться гораздо хуже. Впрочем, как и для нашей субмарины…

Разумеется, о произошедшем активно писала западная пресса – некоторые экземпляры газет с объемными статьями и красноречивыми фотографиями были переданы нашими дипломатами командованию Средиземноморской эскадры во время заходов советских кораблей с визитами в иностранные порты.


* * *

Подобного рода происшествия, к сожалению, не были единичными. К примеру, 19 сентября 1984 года АПЛ К-53 Северного флота при форсировании Гибралтара столкнулась с транспортом «Братство» Черноморского пароходства. Судно, везшее канадскую пшеницу, чудом не утонуло. Испанские спасатели отбуксировали его к своему берегу. После разгрузки «Братство» было продано на слом. Наш атомоход в сопровождении СКР «Разительный» был возвращен на Север.

Нечто подобное происходило и с надводными кораблями. Так, 3 августа 1983 г. кипрский сухогруз «Атлас-III», вышедший из Лимасола, протаранил стоявшую на якоре группу кораблей (СКР «Разительный», МТЩ «Рулевой» и МРЗК «Курс»). Пострадали сторожевик и тральщик. Слава Богу, обошлось без жертв…



Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий


    Последние публикации
Chatham House рекомендует подрывать православие в Молдове осторожно и изнутри. Рецепты британских аналитиков по борьбе с Россией
Для Молдовы доклад лондонского Chatham House (он же – Королевский институт международных отношений, Royal Institute of International Affairs >>>
Le Temps: украинский комик хочет стать президентом. А мнения киевлян разделились
В новогоднюю ночь украинцев ждал сюрприз – известный юморист и телеведущий Владимир Зеленский объявил о своём решении побороться за пост гл >>>
Молдова готовится к выборам парламента. Спектр предпочтений молдавских избирателей
Компания социологических исследований IMAS в преддверии парламентских выборов в Молдове, которые состоятся 24 февраля 2019 года, прогнозирует, что >>>
Сомнительная кампания: чего ждать от Украины в 2019 году. Почему Киев неизбежно продолжит политику провокаций
2019 год на Украине пройдет под знаком двойных выборов: в марте должны пройти президентские, а в октябре — парламентские. Именно избирател >>>
Чем обернется автокефалия для Украины
Президент Украины Пётр Порошенко получил от стамбульского патриарха Варфоломея томос – документ о церковном самоуправлении. У киевских власте >>>
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Р >>>
Константинопольский патриарх подписал томос для украинской «новой церкви»
Константинопольский патриарх Варфоломей в субботу, 5 декабря, подписал томос для новой украинской церковной структуры – так называемой Правос >>>
Экспресс-доставка: военные водолазы станут быстроходными. Силы специальных операций впервые получат катер с глубоководным оборудованием
Силы специальных операций получат два быстроходных катера. Они станут площадкой для работы водолазов. На катерах будет установлен комплекс >>>
ЦИК Украины зарегистрировал пять кандидатов в президенты
ЦИК Украины зарегистрировал пять кандидатов в президенты страны, передает в пятницу агентство УНН . «Первым официальным кандидатом стал экс-мин >>>
Из Ростова в Крым можно будет добраться на теплоходе. Маршрут пассажирского судна свяжет донскую столицу, Тамань и Керчь
У жителей донского региона появится новый способ добраться до Крымского полуострова. Предполагается, что в будущем между Ростовской областью и Крымо >>>

blackseafleet-21.com

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. — «Б–22») пр. 675

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. — «Б–22») пр. 675

Она была заложена 14 октября 1963 г. на Северном машиностроительном предприятии. 22 октября 1964 г. лодке присвоено гвардейское звание, она унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг подводной лодки «К–22» XIV серии СФ. Спущена на воду 29 ноября 1964 г, приемный акт подписан 7 августа 1965 г, 6 сентября 1965 г. включена в состав СФ. Приказом командующего СФ от 3 ноября 1967 г. лодке присвоено почетное наименование «Красногвардеец».

Водоизмещение: надводное 4415 т, подводное 5760 т; длина 115,4 м, ширина 9,3 м, осадка 7,1 м; глубина погружения 300 м; мощность 32 000 л.с.; скорость: надводная 14,0 уз., подводная 23,0 уз.; вооружение: 8 пусковых установок ракет «П–5Д», четыре 533–мм носовых торпедных аппарата, два 406–мм кормовых торпедных аппарата; автономность 60 суток, экипаж 105 человек.

В 1966 г. «К–22» совершила первый автономный поход на боевую службу.

В период с 1970 по 1973 г. на предприятии «Звездочка» она проходила средний ремонт. 28 августа 1976 г. при несении боевой службы в Средиземном море АПЛ столкнулась с фрегатом ВМС США «VOGE» и, получив повреждения корпуса и устройств, была поставлена на аварийный ремонт. С 1985 по 1990 г. на предприятии «Звездочка» лодка проходила средний ремонт и модернизацию по пр. 675 МКВ. Всего «К–22» выполнила семь автономных походов на боевую службу. 15 июля 1994 г. лодка была исключена из состава ВМФ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. — «Б–22») пр. 675

Она была заложена 14 октября 1963 г. на Северном машиностроительном предприятии. 22 октября 1964 г. лодке присвоено гвардейское звание, она унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг подводной лодки «К–22» XIV серии СФ. Спущена на воду 29 ноября 1964 г, приемный акт подписан 7 августа 1965 г, 6 сентября 1965 г. включена в состав СФ. Приказом командующего СФ от 3 ноября 1967 г. лодке присвоено почетное наименование «Красногвардеец».

Водоизмещение: надводное 4415 т, подводное 5760 т; длина 115,4 м, ширина 9,3 м, осадка 7,1 м; глубина погружения 300 м; мощность 32 000 л.с.; скорость: надводная 14,0 уз., подводная 23,0 уз.; вооружение: 8 пусковых установок ракет «П–5Д», четыре 533–мм носовых торпедных аппарата, два 406–мм кормовых торпедных аппарата; автономность 60 суток, экипаж 105 человек.

В 1966 г. «К–22» совершила первый автономный поход на боевую службу.

В период с 1970 по 1973 г. на предприятии «Звездочка» она проходила средний ремонт. 28 августа 1976 г. при несении боевой службы в Средиземном море АПЛ столкнулась с фрегатом ВМС США «VOGE» и, получив повреждения корпуса и устройств, была поставлена на аварийный ремонт. С 1985 по 1990 г. на предприятии «Звездочка» лодка проходила средний ремонт и модернизацию по пр. 675 МКВ. Всего «К–22» выполнила семь автономных походов на боевую службу. 15 июля 1994 г. лодка была исключена из состава ВМФ.

Гвардейская АПЛ с крылатыми ракетами «К–56» (с 1992 г. — «Б–56») пр. 675

Заложена 30 мая 1964 г. на «Заводе имени Ленинского комсомола» в Комсомольске–на–Амуре. Спущена 10 августа 1965 г., вступила в строй 26 августа 1966 г. и 9 сентября вошла в состав ТОФ. Лодка унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг от подводной лодки «С–56» пр. IX бис ТОФ.

В 1967–1970 гг. выполнила два автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 98 суток.

14 июня 1973 г. «К–56» возвращалась в базу после успешного выполнения зачетной стрельбы. На лодке была выключена РЛС. В районе мыса Поворотного сигнальщики обнаружили огни встречного судна, а через две минуты произошло столкновение с НИС «Академик Берг». Судно ударило в борт лодки в стык 1–го и 2–го отсеков, сделав пробоину около 5 х 1 м. Командир лодки капитан 2–го ранга Л.П. Хоменко посадил ее на отмель в районе мыса Гранитного, это спасло лодку и людей от гибели. На следующий день «К–56» сняли с мели и отбуксировали в док. В результате аварии погибли 27 человек: 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов и гражданский специалист из Ленинграда. Спаслись 140 человек.

14 июля 1977 г. на глубине 80 м произошла авария турбогенератора. В 1978–1986 гг. лодка прошла модернизацию по пр. 675 К. В 1988 г. «К–56» выполнила автономный поход на боевую службу продолжительностью 215 суток с пополнением запасов в море. 3 июля 1992 г. исключена из состава ВМФ.

Ее гвардейский флаг был передан АПЛ «К–152».

Звания гвардейских АПЛ не только передавались от подводных лодок Великой Отечественной. В ноябре 1985 г. директивой главкома ВМФ командующему Северным флотом была поставлена задача подготовить две атомные подводные лодки для перехода на ТОФ одним из южных маршрутов. Было решено выделить для участия в походе ракетоносец «К–116», а также торпедную лодку «К–133» проекта 627А. 2 февраля 1966 г. корабли начали движение. Дистанция между кораблями, следовавшими в подводном положении, составляла 60 миль. Иногда они сближались для связи по УКВ или каналу звукоподводной связи.

Выйдя из Западной Лицы, лодки оставили позади Норвежское море, пересекли с севера на юг Атлантику. Через пролив Дрейка они обогнули Южную Америку и преодолели Антарктику. Затем прошли вдоль Южной Америки, пересекли Тихий океан и 20 марта, преодолев почти 25 тыс миль, подводные лодки вошли в Авачинскую бухту на Камчатке. Переход получил большой политический резонанс. В мирное время обе лодки получили звание гвардейских.

Гвардейская многоцелевая торпедная АПЛ «К–133» пр. 627 А

Заложена 3 июля 1961 г. на Северном машиностроительном предприятии. Спущена 5 июля 1962 г., 14 ноября 1962 г. включена в состав СФ.

Водоизмещение надводное 3100 т, подводное 4069; длина 107,4 м, ширина 7,96 м, осадка 6,42 м; глубина погружения 300 м; мощность 35 000 л.с., скорость: надводная 15,5 уз., подводная — 28 уз., вооружение 8 носовых 533–мм торпедных аппарата; экипаж 110 человек.

В 1963 г. впервые в ВМФ СССР совершила поход на полную автономность в экваториальные воды Атлантики для несения боевой службы. В период со 2 февраля по 26 марта 1966 г. совместно с крейсерской подводной лодкой «К–116» впервые в мире без всплытия совершила групповой трансокеанский межфлотский переход через два океана южным маршрутом. Перечислена в состав ТОФ.

14 апреля 1966 г. за успешное выполнение этого задания «К–133» была удостоена гвардейского звания. 23 мая 1966 г. командир корабля капитан 2–го ранга Л.Н. Столяров, заместитель командира по политической части капитан 2–го ранга Н.В. Усенко и флагманский механик инженер–капитан 2–го ранга И.Ф. Морозов были удостоены звания Героя Советского Союза. В период с 1968 г. по 1971 г. проходила на заводе «Звезда» средний ремонт и модернизацию. 30 мая 1989 г. исключена из состава ВМФ. Гвардейский флаг был передан АПЛ «К–295».

studopedia.net

Л-22 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Л-22

Часть боевой рубки Л-22 в музее Северного флота
История корабля
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Полярный
Спуск на воду 25 сентября 1939
Выведен из состава флота 21 мая 1959
Современный статус разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля подводный минный заградитель
Обозначение проекта серия XIII-1938 «Ленинец»
Скорость (надводная) 16,2 узла
Скорость (подводная) 8 узлов
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м

ru.wikipedia.org

Подводные лодки типа «Крейсерская» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2017; проверки требуют 5 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
ДПЛ серии XIV /
типа «Крейсерская» («К»)

Краснознаменная подводная лодка «К-21»
Основные характеристики
Тип корабля Крейсерская ДПЛ
Обозначение проекта

ru.wikipedia.org

Подводные лодки проекта 675 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2017; проверки требуют 4 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
ПЛАРК проекта 675
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРК 1 поколения
Обозначение проекта 675
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор П. П. Пустынцев
Кодификация НАТО «Echo-II»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *