10 легендарных военных кораблей, изменивших представление о ВМФ
История военно-морской техники прошла путь от простейших плотов до гигантских судов, используемых сегодня. Двигатель этой истории — инновации, которые меняли представления о военно-морском флоте. Рассказываем про 10 новаторских кораблей, повлиявших на кораблестроение.
Кобуксон, 1592 — известный также как «Корабль-черепаха» — можно назвать первым кораблем-броненосцем. Своим названием судно обязано своей отличительной броне, напоминающей панцирь. Крыша корабля состояла из деревянных досок, покрытых металлическими шипами, что значительно затрудняло абордаж. Кобуксон — корейский корабль, сыгравший важную роль в победе над японским флотом во время Имджинской войны с Японией в 16-м веке. Кобуксоны не были главными судами, используемыми для боевых действий, но дали толчок для новых идей в области военно-морского кораблестроения. Через три века, во время американской гражданской войны, появится полноценный броненосец — и в этом немалая заслуга корейского кобуксона.
«Виктори», HMS Victory, 1765 — линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании, одно из самых известных судов, которые все еще на плаву. Корабль был спущен на воду в 1765 году и принимал участие во многих морских боях, включая знаменитое Трафальгарское сражение. 104 пушки, которыми оборудовано судно, делали его непобедимым. В 1805 году во время Трафальгарского сражения «Виктори» был головным кораблем левого дивизиона британских кораблей, атаковавших превосходящий по силам франко-испанский флот. В этой решающей битве Великобритания не потеряла ни одного корабля, а Франция и Испания — 22 судна. На борту легендарного «Виктори» был смертельно ранен вице-адмирал Нельсон. Сегодня «Виктори» превращен в музей, являясь главной достопримечательностью Портмута.
«Конститьюшн», USS Constitution — старейший в мире парусный корабль, находящийся на плаву и все еще числящейся в боевом составе американского флота. История «Конститьюшн» не менее выдающаяся, чем «Виктори». Корабль «Конститьюшн» получил прозвище «Железнобокий старина» (Old Ironsides) благодаря тому, что ядра противника отскакивали от его бортов. «Железнобокий старина» выиграл 33 боя, ни разу не потерпев поражения. Самой заметной стала победа в Англо-американской войне 1812—1814 гг, в частности — сражение, в котором он разгромил британский корабль HMS Guerriere.
«Наполеон», Napoleon, 1852 — французский винтовой линейный корабль второго ранга. На его борту было 90 огнестрельных орудий, а сам он был оборудован невиданной на тот момент технологией: винтовой двигательной системой. Использование паровой тяги для военно-морских судов изменили морские сражения. В течение 10 лет после появления «Наполеона» и французский, и английский флоты построили более 100 подобных судов с механическими двигателями. По сути, «Наполеон» ознаменовал конец эпохи парусных военных кораблей. Военные суда стали оснащать паровым двигателем, жертвуя при этом местом для потенциальных пушек. Несмотря на то что их огневая мощь снизилась, корабли стали более быстрыми и маневренными.
«Ханли», CSS H. L. Hunley, 1863 — подводная лодка Конфедерации, построенная во время гражданской войны в США. Это не первое подводное судно в мире, но одно из первых, успешно проявивших себя в бою. Скачок в развитии подводного флота ждал мир через несколько лет, а подлодка «Ханли» стала исключением для своего времени. Субмарина представляла собой стальную «сигару» длиной около 12 м (и 1,17 м шириной). Лодка была вооружена шестовой миной, содержащей 41 кг черного пороха, прикрепленной к деревянному шесту в носовой части. Экипаж состоял из 8-и человек. Первая (и последняя) атака «Ханли» состоялась в 1864 году против 12-пушечного винтового шлюпа ВМС США «Хаусатоник» (USS Housatonic), который осуществлял морскую блокаду города в 8 км от берега. Субмарина успешно атаковала судно — оно погрузилось на дно в течение 5-и минут. Подлодка подала сигнал о возвращении, погрузилась, но после этого так и не всплыла. Возможно, ее погубили механические повреждения, возникшие после взрыва.
«Дредноут», HMS Dreadnought, 1906 — британский линкор, без сомнения, революционер военно-морского дела, и практически каждое предложение о нем можно начинать со слова «впервые». Так, «Дредноут» (от dreadnought — «неустрашимый») стал первым в мире судном, в котором использовался принцип all-big-gun, т. е. «только большие пушки», его вооружение состояло из десяти орудий 305-мм калибра. Это первый линкор с паротурбинной силовой установкой, благодаря которой он мог развивать огромную по тем временам скорость в 21 узел (38,8 км/ч). Быстрый и оснащенный мощным оружием, «Дредноут» был не столько неустрашимым, сколько устрашающим. После появления «Дредноута» все морские державы стали производить подобные ему линейные корабли, и все они получили нарицательное имя «дредноуты», а гонка военно-морского вооружения тех лет вошла в историю как «дредноутная лихорадка».
«Арк Ройял II», HMS Ark Royal II, 1937 — британский авианосец времен Второй мировой войны. Первые авианосцы представляли собой военные суда, переоборудованные в авианосцы. «Арк Ройял II» — первое в мире судно, изначально созданное как авианосец. На борту «Арк Ройял II» в двух ангарах могло разместиться от 60-и до 72-х самолетов шести отдельных эскадрилий. «Арк Ройял II» участвовал во многих операциях в ходе Второй мировой войны, но был торпедирован немецкой подводной лодкой U-81, затонув на следующий день после атаки.
«Айова», USS Iowa, 1942 — головной корабль серии из 4-х линкоров типа «Айова» ВМС США, разработанный для сопровождения и защиты тяжелых ударных авианосцев типа «Эссекс». Линкор был вооружен девятью крупнокалиберными пушками 406-мм, двадцатью артиллерийскими орудиями 127-мм калибра и зенитной установкой. «Айова» до сих пор сохраняет статус самого большого, быстрого и мощного линкора, когда-либо использованного в бою. За свои военно-морские заслуги судно «Айова» получило 9 боевых звезд во время Второй мировой войны и еще две звезды за время войны в Корее. Линкор был выведен из состава боевых кораблей в 1990 году, а в 2012 году превращен в музей, находясь на вечной стоянке в порту Сан-Педро (Калифорния). «Айова» — последний в истории флота линейный корабль, находившийся в строю.
«Наутилус», USS Nautilus, 1954 — первая в мире атомная подводная лодка, спущенная на воду в США в 1954 году. Субмарина «Наутилус» никогда не участвовала в боевых действиях, но совершила переворот в военно-морской технике. Ее успешное тестирование, в частности, использование атомного двигателя, побили многочисленные рекорды. «Наутилус» — первое судно, преодолевшее сперва 200 тыс миль (321 тыс км), а затем и все 300 тыс миль (482 тыс км). Подлодка «Наутилус» достигла Северного полюса и стала первым кораблем, прошедшим своим ходом эту точку Земли. В 1980 году «Наутилус» была выведена из состава ВМС США и в 1986 году открыла свои двери для посетителей в качестве корабля-музея.
«Замволт», USS Zumwalt, 2008 — ракетный эскадренный миноносец «Замволт» ВМС США. «Замволт» был разработан, чтобы сменить линейные корабли класса «Айова», которые были выведены из состава ВМС в 1990-е годы. Корабль имеет средства малозаметности, оснащен крылатыми ракетами Томагавк и артиллерийской системой. Артиллерийские установки обеспечивают дальность до 148 км. Судно имеет необычную форму, чтобы быть малозаметным на радарах противника: плоские скошенные поверхности отражают излучения от РЛС, причем нос «Замволта» скошен, словно волнорез. Трапецевидная форма миноносца обманывает радар, производя впечатление судна гораздо меньших размеров. «Замволт» обошелся Пентагону в более чем $ 3 млрд. Корабли типа «Замволт» эксплуатируются вместе с более дешевыми эсминцами «Арли Берк». И хотя сегодня на воду спущено только два эсминца типа «Замволт», они значительно усилили военно-морские силы США. Эскадренные миноносцы типа «Замволт» призваны служить своего рода полигоном для испытаний новых судовых технологий и военно-морского оборудования, что, безусловно, даст толчок к последующим инновациям.
Топ-10: самые большие и знаменитые военные корабли мира
Человек очень давно начал осваивать водную стихию. Ученые считают, что первые плавательные средства человек изобрел 50-60 тыс. лет назад. Это были плоты из связок камыша или бревен, однако это не мешало нашим отчаянным предкам пускаться на таких утлых суденышках к новым островам и даже континентам. В давние времени море не разделяло людей, а, наоборот, связывало разные культуры и цивилизации.
Древние люди использовали морские просторы для торговли, перевозки грузов, поиска новых территорий и для войны. Очень скоро море стало еще одной ареной ожесточенных сражений. Уже в древнем мире появились первые специализированные боевые корабли, начали происходить масштабные морские баталии. Крупнейшим из них стало Саламинское сражение между персами и греками, произошедшее в Эгейском море в 480 г. до н. э.
В девятнадцатом столетии в кораблестроении произошла настоящая революция. Если ранее все корабли (в том числе и военные) передвигались, используя энергию ветра и человеческую мускульную силу, затем им на смену пришли паровые двигатели. Дерево – основной строительный материал, который использовали корабелы с древнейших времен, был заменен на сталь.
В двадцатом веке стремительное развитие военно-морского флота продолжилось. Появились первые авианосцы, подводные лодки, ракетные и торпедные катера. В настоящее время ВМС – это самый высокотехнологичный и самый дорогой вид вооруженных сил.
В этом материале рассказывается про самые большие военные корабли в мире. В нашем рейтинге собраны не только современные корабли, но и суда, построенные в другие исторические периоды. Главным критерием является не только размер корабля, но и история его применения и влияние, оказанное им на развитие военно-морского дела. В топ-10 вошли корабли, построенные в разных странах: в России, СССР, США, Великобритании.
Итак, топ-10: самые большие корабли в мире.
10. МДКВП «Зубр» (СССР/Россия)
Открывает наш рейтинг 10 самых больших кораблей судно на воздушной подушке. Этот корабль хотя и носил официальное название «малый десантный корабль», но это не должно вводить вас в заблуждение: водоизмещение «Зубра» 555 тонн, а длина составляет более 57 метров. Однако наибольшее достоинство корабля – это его скорость, которая может достигать 60 узлов.
Корабль был разработан в Советском Союзе, принят на вооружение в 1988 году. МДКВП «Зубр» может принимать на борт три основных боевых танка (до 150 тонн) и 140 десантников. Сегодня подобные корабли стоят на вооружении ВМС России и Греции.
9. Линкор «Ямато» (Япония)
На девятом месте топ-10 находится японский суперлинкор периода Второй мировой войны. «Ямато» является крупнейшим военным кораблем, потопленным неприятелем. Он был спущен на воду в 1939 году. «Ямато» участвовал в боях на Тихом океане и был уничтожен американской авиацией, так и не успев сделать ни единого залпа из пушек своего главного калибра.
Размеры этого корабля действительно впечатляют: длина – 263 метра, полное водоизмещение – более 72 тыс. тонн. Он был вооружен девятью 460-мм пушками главного калибра, которые могли вести огонь на дистанцию до 45 километров.
8. Линкоры типа «Айова»
Это серия американских линейных кораблей, строительство которых началось перед Второй мировой войной. На сегодняшний день линкоры этого проекта являются крупнейшими существующими кораблями своего класса. Всего было построено четыре линкора, они принимали участие в боевых действиях на Тихом океане, потом оказывали поддержку сухопутным войскам во время Корейской и Вьетнамской войны.
Три линкора превращены в плавучие музеи, а еще один входит в состав Резервного флота США.
Длина каждого из этих кораблей составляет 270 метров, водоизмещение – более 57 тыс. тонн. Артиллерийское вооружение состоит из девяти 406-мм орудий и двадцати 127-мм пушек.
7. Линкор «Бисмарк» (Германия)
На седьмом месте топ-10 самых больших кораблей находится еще один легендарный линкор Второй мировой войны — «Бисмарк». Этот корабль был настоящей гордостью военно-морского флота Третьего Рейха. Он был спущен на воду в 1939 году, имел водоизмещение более 50 тыс. тонн. По своим размерам и калибру орудий главного калибра он уступал только «Ямато» и «Айове».
В первом же рейде «Бисмарк» был потоплен объединенными силами британского королевского флота. Однако перед этим немецкий линкор смог пустить на дно флагман англичан – линейный корабль «Худ».
6. Линейный парусный корабль Santisima Trinidad («Святейшая Троица», Испания)
На шестом месте топ-10 находится испанский боевой парусный корабль, который считается крупнейшим в истории. Он был построен на Кубе в 1769 году и находился на вооружении военно-морских сил Испании около 35 лет.
Для своего времени линкор «Святейшая Троица» был настоящим гигантом. Весь корпус, включая обшивку и палубу, был изготовлен из очень прочного и дорого материала – кубинского красного дерева, а на мачты использовали сосну из Мексики. Линкор был вооружен 140 пушками разных калибров, его водоизмещение составляло 5 тыс. тонн, а команда – 1200 человек.
Из-за больших размеров корабль был очень неповоротлив, однако толщина бортов в 60 см делала линкор практически непотопляемым. С этим кораблем в бою неоднократно сталкивался прославленный адмирал Нельсон. Последний раз это случилось во время Трафальгарского сражения: с испанским линкором одновременно сражались семь английских линейных кораблей, но они так и не смогли потопить его. После выигранной битвы англичане хотели отбуксировать гиганта в Британию, но по дороге он затонул.
5. Крейсер «Петр Великий» (Россия)
Это самый большой из неавианесущих кораблей, он относится к серии кораблей проекта 1114 «Орлан», первый из которых был спущен на воду в 1977 году. «Петр Великий» был принят на вооружение ВМФ России в 1996 году.
Водоизмещение «Петра Великого» составляет 25860 тонн, его длина – 250 метров, самым грозным оружием корабля являются противокорабельные ракеты «Гранит», которые могут поражать противника на расстоянии 550 км. В настоящее время крейсер является флагманом Северного флота России.
4. Подводная лодка проекта 941 «Акула» (СССР/Россия)
На четвертом месте топ-10 находится атомная подводная лодка проекта 941 «Акула», вооруженная стратегическими баллистическими ракетами. Эта субмарина была спроектирована еще в Советском Союзе, первая лодка этой серии была спущена на воду в 1981 году.
Подводный крейсер «Акула» имеет поистине впечатляющие размеры: длину – 172,8 м, подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн. Подлодка может погружаться на глубину в 500 метров. Ее экипаж составляет 160 человек. Кроме торпедного вооружения, на борту корабля находятся 20 БРПЛ Р-39 или Р-30 «Булава». Сегодня в состав ВМФ России входят три подводные лодки проекта 941.
3. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (СССР/Россия)
«Адмирал Кузнецов» единственный авианесущий корабль, который в настоящее время входит в состав ВМФ России. Он был спущен на воду в 1985 году, а в 1991 году зачислен в состав Северного флота России. Кроме боевой авиации, он вооружен противокорабельными ракетами «Гранит», что является нехарактерным для авианосцев.
В отличие от американских авианосцев «Адмирал Кузнецов» оснащен котлотурбинной силовой установкой, что несколько снижает его возможности. Длина российского авианосца – 270 метров, наибольшее водоизмещение превышает 61 тыс. тонн.
2. Линкор HMS Dreadnought («Неустрашимый», Великобритания)
На втором месте топ-10 находится корабль, название которого дало имя целому подклассу линкоров. Его появление произвело настоящую революцию в военно-морском деле.
«Неустрашимый» был спущен на воду в 1906 году, основным отличием этого корабля от броненосцев того времени стало увеличение количества орудий главного калибра и отказ от пушек промежуточных калибров. Это давало кораблю значительные тактические преимущества. Кроме того, на «Дредноуте» впервые была использована паротурбинная силовая установка, которая обеспечивала ему скорость в 21 узел.
После появления этого корабля и другие ведущие морские державы стали строить подобные линкоры, все они получили нарицательное имя «дредноут». К началу Первой мировой войны морские просторы уже бороздили «супердредноуты», вооруженные еще более мощными артиллерийскими системами.
1. Авианосцы типа «Нимиц» (США)
На первом месте топ-10 находятся самые большие и самые мощные из ныне действующих военных кораблей – американские авианосцы типа «Нимиц». Головной корабль этой серии был спущен на воду в далеком 1972 году, а последний – в 2006 году.
Водоизмещение этих плавучих гигантских аэродромов составляет около 100 тыс. тонн, длина – около 330 метров. Все корабли этой серии оснащены ядерной силовой установкой. Площадь взлетной палубы составляет более 18 тыс. кв. метров. Авианосцы этой серии могут принимать на борт до 90 самолетов и вертолетов различных типов.
Подобный корабль в одиночку может решить исход военного конфликта с небольшой страной, что наглядно показала война с Югославией и Ираком. Существующее противокорабельное оружие практически бессильно против подобных авианосцев – только применение ядерных ракет может уничтожить этого морского монстра. На сегодняшний день «Нимиц» — это действительно полноправный хозяин океанов.
militaryarms.ru
Традиции выбора имен для кораблей российского флота
Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.
31 марта судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге спустил на воду новейший сторожевой корабль ближней морской зоны «Сообразительный». Многоцелевой корвет «Сообразительный» стал вторым кораблем, построенным по проекту 20380 разработки ЦМКБ «Алмаз».
Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.
Традиция давать судам имена восходит ко временам Древнего Египта: суда фараонов «Явление в Мемфисе» и «Дикий бык» наводили трепет на средиземноморские берега еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли, так как во время боевых действий было необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили, и кто вышел в итоге победителем. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века.
В России традиция давать имена кораблям окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль «Фредерик», построенный в 1636 г. в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского. Первый русский боевой корабль назывался «Орел». В указе царя Алексея Михайловича по этому поводу говорилось: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же».
Петр I придавал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота.
Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства. Но с некоторых пор монархи стали выносить свое решение на основании подготовленных для них материалов. Лишь в редких случаях название корабля утверждала Адмиралтейств‑коллегия (с 1827 г. – Адмиралтейств-совет) от имени главы государства.
Также Петром I были заложены основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно‑морского флота. Он в большинстве случаев стремился найти гармонию имен, каждое из которых должно было соответствовать назначению, размерам, боевым и мореходным качествам корабля, иметь определенный идеологический смысл. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими, скампавеи (малые галеры), галеры и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.
Позже корабли стали называть именами представителей дома Романовых, именами древнерусских князей. Эти названия предназначались, как правило, для кораблей высших рангов, в основном линейных кораблей и фрегатов.
Создание новых классов и типов кораблей в эпоху парового флота вызвало появление новых групп названий. Так, паровые канонерские лодки Балтийского флота получили названия, связанные с явлениями в атмосфере и на море, с оружием, со сказочными персонажами, с морскими рыбами, птицами и насекомыми («Молния», «Гром», «Метель», «Меч», «Панцирь», «Русалка», «Домовой», «Ерш», «Копчик», «Коршун», «Комар», «Шмель»), а пароходофрегаты и парусно‑винтовые корветы стали называться именами русских богатырей и князей («Илья Муромец», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Дмитрий Донской», «Александр Невский»).
С 1902 г. стали давать эскадренным миноносцам в качестве названий имена прилагательные.
Появились корабли с именами «Скорый», «Страшный», «Осторожный», «Легкий», «Храбрый», «Правый», «Счастливый», «Спешный». Такие имена были призваны символизировать мужественный дух нации или государства, выраженный в боевых качествах этих кораблей.
Одной из главных традиций, заложенной Петром I, является преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях. Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии «одноименцев». За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: «Штандарт» и «Гангут» по 5 раз, «Ингерманланд» – 6, «Не тронь меня» и «Азов» – 7, «Полтава» и «Самсон» – 8, «Выборг» – 10, «Меркурий» – 11, «Нарва» – 14, «Москва» – 18, «Надежда» –22.
К 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена. Она подчинялась четким правилам, основанным не столько на государственных указах, сколько на традициях флота. Основная особенность системы заключалась в беспрекословном требовании гармонии имени и ранга судна.
По этой классификации подводные лодки «как новый вид оружия» должны были носить «наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные». Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок ‑ скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения. Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли «Кашалот», «Кит», «Ерш», «Угорь», «Вепрь», «Гепард», «Тигр» и даже мифический «Единорог».
В годы революции и гражданской войны на флот пришли новые имена. В 1920-1930х гг. новым и старым кораблям стали присваивать в основном имена государственных, партийных и военных деятелей того времени, а также названия, отражающие революционные завоевания.
Практика наименования кораблей в честь политических деятелей часто давала сбои. Каждая волна репрессий, проносившаяся по высшим эшелонам власти, заставляла переименовывать корабли. Поэтому чтобы прекратить частые на флоте переименования кораблей, в середине 1938 г. Главный совет ВМФ принял решение, чтобы впредь не присваивать собственные имена подводным лодкам и эскадренным миноносцам, а давать им только литерно-цифровые наименования.
В то же время легкие боевые единицы флота называли прилагательными, которые определяли их качественные характеристики, т.е. была продолжена традиция царской России.
В 1930-е гг. специально для нужд пограничных частей НКВД были построены четыре пограничных сторожевых корабля, получивших названия драгоценных камней – «Бриллиант», «Рубин», «Жемчуг» и»Сапфир». Традиция называть пограничные корабли «именами» драгоценных камней была продолжена и после Великой Отечественной войны. В середине 1970-х гг. специально для морских частей погранвойск СССР строилась серия кораблей проекта 1124П: «Изумруд», «Бриллиант», «Жемчуг», «Рубин», «Аметист» и «Сапфир».
В годы Великой Отечественной войны стали называть корабли в честь комсомольских организаций, собравших средств на их постройку. Многие из этих «комсомольских» кораблей героически воевали, а после войны передали свои имена новым.
В послевоенные годы в системе названий кораблей было несколько направлений. Во-первых, стали называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, вернулись к названиям кораблей дореволюционного флота. В-третьих, называли корабли в честь героев Великой Отечественной войны.
Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось.
Так корабли 1 ранга – большие противолодочные корабли, крейсера и авианосцы, называли в честь выдающихся людей, именами городов или стран.
Например, имена «Москва», «Ленинград», «Киев», «Минск» носили противолодочные и авианесущие крейсера, а атомные ракетные крейсера – «Киров», «Фрунзе», «Калинин», «Юрий Андропов» (Указом Президента России эти крейсера переименованы в «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» соответственно). Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент».
У кораблей 3-2 ранга, сторожевых и эсминцев, традиция другая, их называли прилагательными: «Сметливый», «Быстрый», «Боевой», «Смелый» и т.д.
Свои традиции закрепились и за кораблями малых и вспомогательных классов. Например, малым ракетным кораблям стали давать названия, связанные с именами всяких погодных явлений («Тайфун», «Вихрь»).
Все типы кораблей называли именами людей и погибших в боях кораблей.
Но есть серии, где отсутствует всякая система, например, в одной из серий, несмотря на то, что головной корабль назвали «Кронштадт», остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев российского и советского флота, а также советских маршалов. Еще в одной серии головной корабль назван «Удалой», а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и… города Симферополь. Также есть серия ракетных крейсеров с названиями «Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин» и «Варяг», другая ‑ «Слава», «Маршал Устинов», «Червона Украина».
В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Например, двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Более 100 лет назад в русском флоте уже существовали корабли с такими названиями, таким образом была восстановлена историческая преемственность. Ранее эти корабли имели номерные названия.
В 2005 г. дизельной подводной лодке было присвоено наименование «Святой Николай Чудотворец» в связи с установлением шефских связей над ней Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца.
В Северодвинске выпустили серию подводных лодок, названных именами русских князей – «Дмитрий Донской», «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».
В настоящее время там же начинают строить новый атомный подводный крейсер, который будет носить имя Николая Чудотворца. Подлодка «Святитель Николай» войдет в серию подлодок нового стратегического вооружения.
При названии нового пограничного сторожевого корабля было решено продолжить традицию советских времен, он получил имя «Рубин».
Во флоте продолжают поддерживать старую традицию: когда корабли стареют и уходят на слом, их названия передают новым. В то же время появляются и новые традиции, например, называть корабли названиями фирм. В 2003 г. дизель-электрической подводной лодке было присвоено имя «Алроса».
Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются. Новому артиллерийскому кораблю присвоили имя города Астрахани. Тип этого корабля не знает аналогов в мире, потому что корабль проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги.
Первые корабли серии фрегатов носят имена создателей океанского военного флота страны («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов»), хотя по советской классификации они относятся к сторожевым кораблям.
Серия новейших корветов называется именами прилагательными («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий»).
Но в то же время новейший сторожевой корабль типа фрегат получил имя «Ярослав Мудрый», хотя головной корабль этой серии называется «Неустрашимый».
А кораблю связи Балтфлота присвоено имя адмирала Федора Головина.
В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается «свидетельство о рождении».
Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
Топ-10: самые большие и знаменитые военные корабли мира
Человек очень давно начал осваивать водную стихию. Ученые считают, что первые плавательные средства человек изобрел 50-60 тыс. лет назад. Это были плоты из связок камыша или бревен, однако это не мешало нашим отчаянным предкам пускаться на таких утлых суденышках к новым островам и даже континентам. В давние времени море не разделяло людей, а, наоборот, связывало разные культуры и цивилизации.
Древние люди использовали морские просторы для торговли, перевозки грузов, поиска новых территорий и для войны. Очень скоро море стало еще одной ареной ожесточенных сражений. Уже в древнем мире появились первые специализированные боевые корабли, начали происходить масштабные морские баталии. Крупнейшим из них стало Саламинское сражение между персами и греками, произошедшее в Эгейском море в 480 г. до н. э.
В девятнадцатом столетии в кораблестроении произошла настоящая революция. Если ранее все корабли (в том числе и военные) передвигались, используя энергию ветра и человеческую мускульную силу, затем им на смену пришли паровые двигатели. Дерево – основной строительный материал, который использовали корабелы с древнейших времен, был заменен на сталь.
В двадцатом веке стремительное развитие военно-морского флота продолжилось. Появились первые авианосцы, подводные лодки, ракетные и торпедные катера. В настоящее время ВМС – это самый высокотехнологичный и самый дорогой вид вооруженных сил.
В этом материале рассказывается про самые большие военные корабли в мире. В нашем рейтинге собраны не только современные корабли, но и суда, построенные в другие исторические периоды. Главным критерием является не только размер корабля, но и история его применения и влияние, оказанное им на развитие военно-морского дела. В топ-10 вошли корабли, построенные в разных странах: в России, СССР, США, Великобритании.
Итак, топ-10: самые большие корабли в мире.
10. МДКВП «Зубр» (СССР/Россия)
Открывает наш рейтинг 10 самых больших кораблей судно на воздушной подушке. Этот корабль хотя и носил официальное название «малый десантный корабль», но это не должно вводить вас в заблуждение: водоизмещение «Зубра» 555 тонн, а длина составляет более 57 метров. Однако наибольшее достоинство корабля – это его скорость, которая может достигать 60 узлов.
Корабль был разработан в Советском Союзе, принят на вооружение в 1988 году. МДКВП «Зубр» может принимать на борт три основных боевых танка (до 150 тонн) и 140 десантников. Сегодня подобные корабли стоят на вооружении ВМС России и Греции.
9. Линкор «Ямато» (Япония)
На девятом месте топ-10 находится японский суперлинкор периода Второй мировой войны. «Ямато» является крупнейшим военным кораблем, потопленным неприятелем. Он был спущен на воду в 1939 году. «Ямато» участвовал в боях на Тихом океане и был уничтожен американской авиацией, так и не успев сделать ни единого залпа из пушек своего главного калибра.
Размеры этого корабля действительно впечатляют: длина – 263 метра, полное водоизмещение – более 72 тыс. тонн. Он был вооружен девятью 460-мм пушками главного калибра, которые могли вести огонь на дистанцию до 45 километров.
8. Линкоры типа «Айова»
Это серия американских линейных кораблей, строительство которых началось перед Второй мировой войной. На сегодняшний день линкоры этого проекта являются крупнейшими существующими кораблями своего класса. Всего было построено четыре линкора, они принимали участие в боевых действиях на Тихом океане, потом оказывали поддержку сухопутным войскам во время Корейской и Вьетнамской войны.
Три линкора превращены в плавучие музеи, а еще один входит в состав Резервного флота США.
Длина каждого из этих кораблей составляет 270 метров, водоизмещение – более 57 тыс. тонн. Артиллерийское вооружение состоит из девяти 406-мм орудий и двадцати 127-мм пушек.
7. Линкор «Бисмарк» (Германия)
На седьмом месте топ-10 самых больших кораблей находится еще один легендарный линкор Второй мировой войны — «Бисмарк». Этот корабль был настоящей гордостью военно-морского флота Третьего Рейха. Он был спущен на воду в 1939 году, имел водоизмещение более 50 тыс. тонн. По своим размерам и калибру орудий главного калибра он уступал только «Ямато» и «Айове».
В первом же рейде «Бисмарк» был потоплен объединенными силами британского королевского флота. Однако перед этим немецкий линкор смог пустить на дно флагман англичан – линейный корабль «Худ».
6. Линейный парусный корабль Santisima Trinidad («Святейшая Троица», Испания)
На шестом месте топ-10 находится испанский боевой парусный корабль, который считается крупнейшим в истории. Он был построен на Кубе в 1769 году и находился на вооружении военно-морских сил Испании около 35 лет.
Для своего времени линкор «Святейшая Троица» был настоящим гигантом. Весь корпус, включая обшивку и палубу, был изготовлен из очень прочного и дорого материала – кубинского красного дерева, а на мачты использовали сосну из Мексики. Линкор был вооружен 140 пушками разных калибров, его водоизмещение составляло 5 тыс. тонн, а команда – 1200 человек.
Из-за больших размеров корабль был очень неповоротлив, однако толщина бортов в 60 см делала линкор практически непотопляемым. С этим кораблем в бою неоднократно сталкивался прославленный адмирал Нельсон. Последний раз это случилось во время Трафальгарского сражения: с испанским линкором одновременно сражались семь английских линейных кораблей, но они так и не смогли потопить его. После выигранной битвы англичане хотели отбуксировать гиганта в Британию, но по дороге он затонул.
5. Крейсер «Петр Великий» (Россия)
Это самый большой из неавианесущих кораблей, он относится к серии кораблей проекта 1114 «Орлан», первый из которых был спущен на воду в 1977 году. «Петр Великий» был принят на вооружение ВМФ России в 1996 году.
Водоизмещение «Петра Великого» составляет 25860 тонн, его длина – 250 метров, самым грозным оружием корабля являются противокорабельные ракеты «Гранит», которые могут поражать противника на расстоянии 550 км. В настоящее время крейсер является флагманом Северного флота России.
4. Подводная лодка проекта 941 «Акула» (СССР/Россия)
На четвертом месте топ-10 находится атомная подводная лодка проекта 941 «Акула», вооруженная стратегическими баллистическими ракетами. Эта субмарина была спроектирована еще в Советском Союзе, первая лодка этой серии была спущена на воду в 1981 году.
Подводный крейсер «Акула» имеет поистине впечатляющие размеры: длину – 172,8 м, подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн. Подлодка может погружаться на глубину в 500 метров. Ее экипаж составляет 160 человек. Кроме торпедного вооружения, на борту корабля находятся 20 БРПЛ Р-39 или Р-30 «Булава». Сегодня в состав ВМФ России входят три подводные лодки проекта 941.
3. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (СССР/Россия)
«Адмирал Кузнецов» единственный авианесущий корабль, который в настоящее время входит в состав ВМФ России. Он был спущен на воду в 1985 году, а в 1991 году зачислен в состав Северного флота России. Кроме боевой авиации, он вооружен противокорабельными ракетами «Гранит», что является нехарактерным для авианосцев.
В отличие от американских авианосцев «Адмирал Кузнецов» оснащен котлотурбинной силовой установкой, что несколько снижает его возможности. Длина российского авианосца – 270 метров, наибольшее водоизмещение превышает 61 тыс. тонн.
2. Линкор HMS Dreadnought («Неустрашимый», Великобритания)
На втором месте топ-10 находится корабль, название которого дало имя целому подклассу линкоров. Его появление произвело настоящую революцию в военно-морском деле.
«Неустрашимый» был спущен на воду в 1906 году, основным отличием этого корабля от броненосцев того времени стало увеличение количества орудий главного калибра и отказ от пушек промежуточных калибров. Это давало кораблю значительные тактические преимущества. Кроме того, на «Дредноуте» впервые была использована паротурбинная силовая установка, которая обеспечивала ему скорость в 21 узел.
После появления этого корабля и другие ведущие морские державы стали строить подобные линкоры, все они получили нарицательное имя «дредноут». К началу Первой мировой войны морские просторы уже бороздили «супердредноуты», вооруженные еще более мощными артиллерийскими системами.
1. Авианосцы типа «Нимиц» (США)
На первом месте топ-10 находятся самые большие и самые мощные из ныне действующих военных кораблей – американские авианосцы типа «Нимиц». Головной корабль этой серии был спущен на воду в далеком 1972 году, а последний – в 2006 году.
Водоизмещение этих плавучих гигантских аэродромов составляет около 100 тыс. тонн, длина – около 330 метров. Все корабли этой серии оснащены ядерной силовой установкой. Площадь взлетной палубы составляет более 18 тыс. кв. метров. Авианосцы этой серии могут принимать на борт до 90 самолетов и вертолетов различных типов.
Подобный корабль в одиночку может решить исход военного конфликта с небольшой страной, что наглядно показала война с Югославией и Ираком. Существующее противокорабельное оружие практически бессильно против подобных авианосцев – только применение ядерных ракет может уничтожить этого морского монстра. На сегодняшний день «Нимиц» — это действительно полноправный хозяин океанов.
big-army.ru
Крупный боевой корабль — Википедия
Крупный боевой корабль — боевой корабль большого (в настоящее время — свыше 5000 метрических тонн) или среднего (в настоящее время — >2500-5000 тонн) полного водоизмещения (для подводных лодок — подводного водоизмещения) — то есть крупнее корвета по международной классификации — предназначенный для действий в океане или в открытом море, или для операций против побережья противника (включая морские десантные операции) на удаленных океанских или морских театрах военных действий.[источник не указан 412 дней] В настоящее время в Военно-Морском Флоте Российской Федерации (как ранее и в ВМФ СССР) к крупным боевым кораблям относят боевые корабли (включая десантные) 1-го и частично — 2-го рангов, а в Береговой охране Пограничной службы ФСБ России — пограничные сторожевые корабли (ПСКР) 1-го ранга (по классификации ВМФ России они относятся к боевым кораблям 2-го ранга).
Следует отметить, что отношение судна к крупным боевом кораблям по параметру водоизмещения не является неизменным критерием. Если условная «планка» в 5000 метрических тонн для крупного боевого корабля большого водоизмещения является устоявшейся ещё с времён Первой Мировой войны, то данный параметр для крупных боевых кораблей среднего водоизмещения куда более «пластичен». Например, на время распада СССР в НАТО (кроме Франции) считались крупными боевыми кораблями среднего водоизмещения корабли полным/подводным водоизмещением более 1200 метрических тонн, во Франции — более 2000 метрических тонн, в ВМФ СССР — нормальным/подводным водоизмещением (нормальное водоизмещение корабля больше, чем его стандартное водоизмещение) более 1500 метрических тонн, а по состоянию на 1968 год эта цифра в ВМФ СССР составляла всего 1000 тонн[1].
Содержание
- 1 Крупные боевые корабли ВМФ Российской Федерации
- 1.1 Крупные боевые надводные корабли ВМФ России в настоящее (на август 2016 года) время
ru.wikipedia.org
Какие были традиции выбора имени для кораблей российского флота?
Фраза из м/ф «Приключения капитана Врунгеля»
указывает, насколько важно, чтобы каждый корабль имел своё имя и что соответствие имени кораблю имеет большое значение для его дальнейшей судьбы.
Историю происхождения корабельных названий, традиции и системы наименований на флотах изучает новая историческая дисциплина КАРОНИМИКА .
Основные принципы и традиции наименования кораблей русского морского флота были заложены его
создателем — Петром Первым, хотя первое корабельное имя в отечественном морском флоте было дано
в 1667 г., когда по Указу царя Алексея Михайловича 3-х мачтовый 22-х пушечный галиот получил название
«Орел» (см.фото).
Эту привилегию главы государства — давать имена военным морским кораблям — Петр Первый впоследствии закрепил законом.
Во время «Великого посольства» по странам Западной Европы наряду с другими вопросами Петр Первый
изучал кораблестроение и систему иностранной геральдики.
По его заказу в Амстердаме была переведена на русский книга «Символы и эмблематы», в которой было
более 800 рисунков с девизами и краткими аннотациями-разъяснениями символики и элементов геральдики.
С помощью этой книги Петр Первый составлял геральдику каждого нового корабля, которая включала
название корабля, герб, девиз и флаги.
Таким образом, с началом массового строительства кораблей российского военно-морского флота начала складываться и система именования кораблей.
Линейным кораблям и фрегатам Петр Первый давал названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали победы, в честь святых, а также аллегорические и иностранные имена.
Гребные или парусно-гребные суда, галеры — получали названия зверей, птиц и рек.
Петр Первый стал основателем одной из главных традиций каронимики —
преемственности корабельных имен, в первую очередь тех, которые героически зарекомендовали себя
в боях: «Нарва», «Выборг», «Шлиссельбург», «Азов», «Надежда», «Москва», «Штандарт», «Меркурий» и многие другие.
Эта традиция применяется и в настоящее время при наименовании кораблей.
От петровских времён до 1917 г. на российском флоте была создана стройная система **подбора
названий кораблей, учитывающая их класс, назначение, боевые и мореходные** качества.
Например, крейсеры назывались легендарными именами: «Олег», «Аскольд», «Рюрик», «Варяг», «Витязь», «Дмитрий Донской» и др.
Легкие крейсеры — «адмиральские» имена — «Нахимов», «Корнилов» и др.
Подводные лодки — рыбы, морские животные и хищные звери.
Таким образом, по одному названию можно определить тип и класс морского судна.
Подобная система каронимики применяется и сейчас с небольшими изменениями.
www.bolshoyvopros.ru
Название кораблей и его исторический смысл
В кораблестроительстве каждый вновь рождённый корабль получает своё имя. Название кораблей отражает нравы и вкусы, историю, политический и государственный уклад определённой эпохи человечества.
Даже тот, кто никогда не интересовался вопросом возникновения имён, знаком с легендарными названиями из сказок, мифов, древних сказаний. Знаменитое судно Садко «Сокол», судно фараонов «Явление в Мемфисе», викингов – «Большой зубр» или мифический корабль «Арго».
Если великие мастера прошлого наделяли свои первые творенья качествами животных (к примеру, нарисованные в носовой части корпуса глаза хищника помогали лучше разглядеть опасность в море), то великие мореплаватели XV-XVII веков выбирали название кораблей в духе Средневековья. Они несли имена святых или почитаемых религиозных праздников. «Сан Габриель», «Сан Рафаэль» (Португалия), «Сан Кристобаль», «Санкти Эспиритус» (Испания), «Санта Мария де ла Виктория», «Санкти Эспиритус». Или знаменитая «Виктория» из флотилии Фернандо Магеллана — единственный спасшийся корабль в результате трагического плавания в Испанию.
Традиции, определяющие название морских кораблей на Руси, дают свои корни в эпоху правления Пётра I. Уже тогда начали формироваться принципы присвоения имён: они должны соответствовать классу, назначению, технологическим и боевым качествам. Присвоение номинации кораблю было в компетенции только главы государства. Уделялось значение историческим и героическим именам. Имя морского судна отражало политический устрой государства, его достижения и победы, идеологию, нравы правящих кругов. Но помимо этого, имя должно было отражать престиж государства как в глазах других государств, так и у собственных жителей. Каждый представитель родной страны должен чувствовать гордость за свой корабль, за свою страну.
Но в начале, во времена формирования Азовского флота, когда особых боевых достижений не наблюдалось, имена брались из понятий православной Церкви: «Рождество Христово», «Преображение Господне». Последующие названия парусных кораблей носили боевой дух: «Цвет войны», «Безбоязнь», «Лев», «Геркулес», «Крепость», «Флаг» и «Скорпион». Бомбардирские корабли времён Пётра I носили не менее звучные имена: «Гром», «Громовая стрела», «Молния», «Бомба».
Во времена создания Балтийского флота появляются названия в честь царских династий: «Принцесса Анна», «Принцесса Елизавета», «Наталья». Особенностью в этот период стала преемственность имён. Название кораблей, которые отслужили свою службу, переходило к новым суднам.
С изменением типов и классов кораблей стали изменятся и имена. Они стали приобретать символические названия птиц и зверей, природных явлений, сказочных героев: «Ураган», «Вещун», «Илья Муромец», «Русалка», «Смерч».
При создании Черноморского флота вернулись к традиции давать престижные имена: «Екатерина II», «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец», «Ростислав». Первый миноносец был назван вполне точным названием «Взрыв» (1877).
В начале XX века, во время русско-японской войны, самоотверженность моряков нашла своё отражение и в названиях военных кораблей. Им вернули дух патриотизма и веру в боевые исторические традиции: «Севастополь», «Петропавловск», «Императрица Екатерина II».
С начала Октябрьской революции и во все последующие советские годы в порядке присвоения имён суднам и кораблям произошли существенные изменения. Исчезли все привычные названия, имеющие отношение к православной Церкви или царской династии. Все названия сменились на слова или набор слов, имеющих отношение к революции и партии: «Гражданин», «Демократия», «Красный Октябрь», «Ленинец», «Сталинец», «Советская Украина». Основной проблемой этих названий стала частая смена политических лидеров. Названия, пытаясь передать дух патриотизма, потеряли своё историческое предназначение.
В послевоенные годы опять стали возвращаться к старым традициям. Появились названия, посвящённые героям войны, известным полководцам, великим городам: «Варяг», «Стойкий», «Александр Суворов», «Адмирал Макаров», «Москва».
Очень важно, обдумывая название кораблей, руководствоваться здравым смыслом и историческим чувством. Это избавит нас от безликих, бессмысленных и не красящих морской флот названий.
В наше время этому вопросу уделяется немалое значение. Каронимика — наука, изучающая название судов и кораблей, — особое внимание уделяет этапам развития возникновения тех или иных имён, структуре, традициям. Она помогает избежать ошибок при составлении новых имён для новых кораблей.
fb.ru