Многоцелевой ударный вертолет Ми-24Д. — Российская авиация
Многоцелевой ударный вертолет Ми-24Д.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1972 г.
Опыт эксплуатации Ми-24А в частях выявил выявил серозный недостаток — неудовлетворительный обзор из кабины летчика. Устранением его ОКБ начало заниматься в 1971 году, спроектировав принципиально новую носовую часть: летчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях (обе кабины имели бронестекла). При этом удалось избавиться от затенения элементами конструкции прибора наблюдения системы «Радуга-Ф» и антенны командной радиолинии управления в секторе ±60° по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа. Размещавшийся на Ми-24А в кабине патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.
Кроме того, летчики жаловались, что на некоторых режимах полета (например, висении с левым боковым ветром в условиях влияния земли) им не хватает запаса путевого управления. Эта проблема была решена в 1974 году переносом рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли, зато, за счет изменения направления вращения его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта, в результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так окончательно сложился внешний облик вертолета Ми-24.
Два опытных прототипа Ми-24 были оснащены новой носовой частью на опытном производстве МВЗ в начале лета 1972 года. На них, помимо высокотемпного пулемета, предусматривалась установка нового противотанкового комплекса со сверхзвуковыми ПТУР «Штурм-В». Поэтому изначально первым вертолетам с раздельными кабинами было присвоено название Ми-24В. К сожалению, доводка серийного комплекса «Штурм» затянулась, и в серийное производство в 1973 году поступил вариант вертолета с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на Ми-24Б. Этот промежуточный вариант получил обозначение Ми-24Д.
Госиспытания Ми-24Д проходили с февраля по ноябрь 1974 года. Ведущими по машине были инженер Г.И.Кузнецов, летчики-испытатели С.В.Петров, М.В.Разомазов и Л.З.Татарчук.
Годом раньше к серийному производству Ми-24Д подключились сразу два завода — в Арсеньеве и Ростове-на-Дону. Приказ о запуске в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе Ми-24Д вышел 13 февраля 1972 года, а в 1973 году ростовчане сдали заказчику первые пять серийных вертолетов Ми-24Д. Всего до 1977 года построили около 350 Ми-24Д. В 1980 году появилась учебная модификация Ми-24ДУ, полученная путем переделок, аналогичных примененным при создании Ми-24У на базе Ми-24А. На экспорт вертолет Ми-24Д шел с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25.
Необходимо отметить, что вертолет Ми-24Д в НИИ ВВС прошел широкий спектр испытаний и исследований. С положительными результатами завершились испытания вертолета и его противообледенительной системы в условиях естественного обледенения в Заполярье. Исследованы возможности Ми-24Д и отработаны рекомендации по выполнению взлетов и посадок в горных условиях при высоких температурах воздуха. Проведены исследования по выполнению прерванного и продолженного взлета, выполнению посадок с одним работающим и двумя отказавшими двигателями. Наконец, в полном объеме были завершены войсковые испытания Ми-24Д. Все это естественно распространялось и на последующие модификации.
На боевом вертолете Ми-24Д отработали широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и другие.
Модификации :
Ми-24Д — основная модификация.
Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-35П — экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-24РХР — вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной, химической, бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной системами в носовых обтекателях.
ЛТХ:
Модификация: Ми-24Д
Диаметр несущего винта, м: 17,30
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 21,50
Высота, м: —
Размах крыла, м: 6,66
Масса, кг
-пустого: 8340
-нормальная взлетная: 11100
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 х ТВаД ТВ3-117
-мощность, л.с.: 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1125
Боевая дальность, км: 595
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1300
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально — 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение: 1 х 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 (на подвижной установке УСПУ-24, БК=1470 патронов).
Боевая нагрузка: до 2400 кг на 6 узлах подвески — 4 х ПТУР 9М17П «Фаланга-ПВ», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.
Опытный Ми-24Д.
Опытный Ми-24Д.
Опытный Ми-24Д.
Ударный вертолет Ми-24Д.
Носовая часть Ми-24Д.
Ми-24Д. Вид спереди.
Ми-24Д. Вид спереди.
Ми-24Д ВВС Польши.
Ми-24Д ВВС Польши.
Ми-24Д на стоянке авиамузея.
Вид из пилотской кабины Ми-24Д.
Пилотская кабина Ми-24.
Кабина стрелка-оператора Ми-24Д.
Кабина стрелка-оператора Ми-24Д.
Кабина стрелка-оператора Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д. Вид на пилотскую кабину.
Ми-24Д ВВС СССР. Рисунок.
Проекции Ми-24Д ВВС ГДР. Рисунок.
Ми-24Д ВВС СССР. Вид верх-низ. Рисунок.
Ми-24Д ВВС СССР. Вид спереди. Рисунок.
Ми-24ДУ. Рисунок.
.
.
Список источников:
Авиация и Время. Вадим Михеев. Винтокрылый штурмовик Миля.
Эспринт. Николай Секач. Боевой вертолет Ми-24.
Авиация и Время. Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Под сенью знамен боевых.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-24.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
Авиация и Время. Юрий Григорьев. Исторический очерк боевого вертолета.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Ми-24Д
Госиспытания Ми-24Д (изделие 246) проходили с февраля по ноябрь 1974 г. Ведущими по машине были инженер Г.И. Кузнецов, лётчики-испытатели С.В. Петров, М.В. Разомазов и Л.3. Татарчук. Одним из основных отличий Ми-24Д от предыдущей серийной модификации стало применение пулемета ЯкБ. Постановление Совета Министров о создании для В-24 высокотемпных 12,7-мм и 7,62-мм пулемётов вышло в декабре 1968 г. Разработка крупнокалиберного пулемёта, получившего шифр ТКБ-063, поручалась ЦКИБ СОО, а 7,62-мм четырёхствольного ТКБ-621 — КБП.
Уже в декабре 1968 г. заказчик одобрил проект четырёхствольного 12,7-мм пулемёта с газоотводной автоматикой и скорострельностью 5000 выстр./мин, разработанный П.Г. Якушевым. «Изюминкой» конструкции был механический стартёр, состоявший из торсиона и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов. Это позволило отказаться от электродвигателя, используемого для этого в иностранных многоствольных образцах.
Через три месяца после защиты технического проекта началась отработка пулемёта стрельбой. Серьёзной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Её обеспечили, применив лейнер из кобальтового сплава КВН-2 и патроны с флегматизированным порохом. После испытаний ТКБ-063 в НИИ-61 в 1971 — 1972 гг. конструкцию доработали и в сентябре 1972 г. передали три образца пулемёта для проведения наземных госиспытаний. Их успешно завершили в августе 1973 г.
Параллельно конструктор пулемёта П.Г. Якушев и его ученик Б.А. Борзов совершенствовали своё детище. Сложный четырёхпоршневой газовый двигатель, состоявший из 88 деталей, они заменили однопоршневым из 12 деталей. В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО провели испытания двух пулемётов с этой новинкой. Конструкция стала более надёжной и удобной в эксплуатации.
Летом 1974 г. пулемёт ТКБ-063, доработанный по результатам госиспытаний 1973 г., выдержал контрольные наземные испытания в НИИ-61 и был запущен в серийное производство на КМЗ в Коврове.
После смерти Якушева в 1973 г. его дело продолжили Б.А. Борзов и В.И. Волков. В 1975 — 1977 гг. пулемёт, смонтированный в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, прошёл с положительной оценкой лётные испытания на Ми-24Д и Ми-24В. В марте 1976 г. постановлением Совета Министров авиационный пулемёт ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева -Борзова был принят на вооружение.
Противотанковый комплекс 9П145 «Фаланга-ПВ» с полуавтоматическим наведением создали в КБ «Точмаш» под руководством главного конструктора А.Э. Ну-дельмана. В 1970 г. этот ПТРК успешно прошёл госиспытания и в мае 1972 г. был принят на вооружение.
Эффективность Ми-24Д с ПТРК «Фаланга-ПВ» выросла, а процесс наведения ракеты в реальном бою упростился: вероятность прямого попадания ракеты 9М17П в танк превышала 80%. Оператор мог использовать комплекс и с ручным наведением, которое применялось при световых помехах, выполнении пусков в сумерках, отказах аппаратуры полуавтоматического режима и использовании ракет 9М17М. При этом минимальная дальность пуска увеличивалась до 0,6 км.
В 1973 г. на КМЗ приступили к крупносерийному выпуску ПТУР 9М17П. От ранее применявшейся на Ми-24А ракеты 9М17М она отличалась установкой новых трассёров-ламп увеличенной мощности, обеспечивших равномерную интенсивность излучения на всей траектории полёта. Дальность пуска составляла 0,45 -4 км, стартовая масса — 31,6 кг, средне-траекторная скорость полёта — 170 м/с.
С 1973 г. Ми-24Д строились двумя заводами — в Арсеньеве и Ростове-на-Дону. Приказ о его запуске в серийное производство на ростовском заводе вышел 13 февраля 1972 г., а в следующем году ростовчане сдали заказчику пять первых боевых вертолётов. Эти машины комплектовались двигателями ТВЗ-117 2-й серии с ресурсом 300 ч, в апреле 1976 г. установили межремонтный ресурс в 500 ч, при общем назначенном — 1000 ч. Выпустили около 2000 двигателей 2-й серии, значительная часть из них эксплуатируется до сих пор
Всего до 1977 г. в Арсеньеве и Ростове было построено около 340 вертолётов Ми-24Д. Для поставок за рубеж разработан экспортный вариант, названный Ми-25. Эти машины, выпускавшиеся на РВЗ, отличались упрощённой комплектацией оборудования и ПТРК «Скорпион» -экспортным вариантом «Фаланги-П».
techno-story.ru
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
Модификации А, Б и ДПервая модификация боевого вертолёта, Ми-24А (изделие 245), запущенная в серийное производство в 1971 г., оснащалась комплексом вооружения К-4В, заимствованным от Ми-4АВ: крупнокалиберным пулемётом А-12.7А в установке НУВ-1 и ПТРК 9П146М «Фаланга-МВ» с РКСН. Наведение ПТУР 9М17М, установленных на направляющих 2П32М/К-4В, оператор осуществлял вручную через оптический визир 9Ш121 с широким и узким полями зрения и соответственно с двумя коэффициентами усиления изображения. Комплекс «Фаланга-МВ» имел низкую эффективность. Минимальная дальность пуска равнялась 1 км, максимальная -4 км. Вероятность попадания ракеты в танк не превышала 30%.
Ми-24А в музее 344-го ЦБП и ПЛС, Торжок
Пулемёт А-12.7А конструкции Н.М. Афанасьева был принят на вооружение в сентябре 1953 г. и модернизирован в 1966 г. Скорострельность его ограничивалась 900 выстр./мин; от полученных при госиспытаниях 1400 выстр./мин отказались из-за низкой живучести ствола.
В состав вооружения Ми-24А входили также блоки УБ-32А-24 с НАР С-5 и бомбы калибром до 500 кг на балочных держателях БДЗ-57КрВ. Пуск НАР осуществлял лётчик, использовавший прицел ПКВ, бомбометание — оператор с помощью ОПБ-1Р.
При освоении первых серийных Ми-24А строевые лётчики обратили внимание на его хорошую манёвренность и управляемость. Машина послушно выполняла развороты на горке, боевые развороты с креном, превышающим 60°, и набирала высоту с углом тангажа до 50°, что существенно превышало установленные ограничения.
Рекордный вертолёт А-10Ми-24А в Центральном музее Вооружённых сил, Москва
Размещение вооружения на левой консоли: ПТУР 9М17М «Фаланга-М» на пусковом устройстве 2П32М-К-48 и блоки НАР
Ми-24А ВС Вьетнама
Ми-24А ВС Эфиопии
Ми-24А в Афганистане
Ми-24А в ЮАР
Но выявился и ряд недостатков. Из-за высокой удельной нагрузки на площадь, ометаемую несущим винтом, при отказе обоих двигателей вертолёт не обеспечивал безопасную посадку в режиме авторотации в условиях высокогорья и при повышенных температурах воздуха.
Много нареканий вызывали «сырые» двигатели ТВЗ-117 с ресурсом, не превышавшим 50 ч. Завод в Запорожье изготовил до конца 1972 г. 60 ТВЗ-117 «нулевой» серии, которые сдали с рядом отклонений и ограничений. Они использовались для освоения серийного производства Ми-24 в Арсеньеве, а также для эксплуатационных испытаний вертолётов в различных условиях. Впоследствии ТВЗ-117 «нулевой» серии списали, не обременяя заводы первым капитальным ремонтом. По результатам анализа эксплуатации первых ТВЗ-117 ОКБ С.П. Изотова разработало ряд мероприятий, направленных на совершенствование двигателя. В августе 1972 г. успешно завершились госиспытания доработанного ТВЗ-117. Он стал образцом для 1-й серии; таких двигателей изготовили около 200.
За специфический вид армейские острословы окрестили Ми-24А «Крокодилом». Это название потом перешло и на другие модификации. Освоение машины не обходилось без курьёзов. Это был первый отечественный вертолёт с убирающимся шасси. Запамятовав об этом, пилоты часто забывали убрать шасси после взлёта и выпустить перед посадкой.
Ми-24А
Ми-24Б
Ми-24Д
Ми-25
Параллельно с Ми-24А в 1971 г. появилась его модификация с усовершенствованным вооружением — Ми-24Б (изделие 241). Пулемёт А-12.7А в НУВ-1 заменили на ЯкБ-12,7 в подвижной дистанционной установке УСПУ-24 с прицельной станцией КПС-53АВ. В качестве ПТРК использовали 9П145 «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической РКСН «Радуга-Ф».
Опытные образцы Ми-24Б в 1971 -1972 гг. успешно выдержали первый этап лётных испытаний, но дальнейшие работы по нему свернули: эксплуатация Ми-24А подтвердила предыдущее заключение военных о неудовлетворительном обзоре с мест пилота и оператора. Во время ночных полётов на малой высоте в плоских стёклах фонаря отражались наземные огни, что приводило иногда к потере лётчиком пространственной ориентации.
Ми-24Б на испытаниях, 1971 г.
ОКБ им. М.Л. Миля разработало новый вариант носовой части вертолёта с расположенными на разных уровнях отдельными кабинами пилота и оператора с существенно улучшенным обзором. Летом 1972 г. изготовили две опытных машины с новыми кабинами, получившие обозначение Ми-24В (изделие 242). 23 сентября того же года Ми-24В совершил первый полёт. Разработка ПТРК 9К113 «Штурм-В» отставала от графика, поэтому ВВС предложили промежуточный вариант, Ми-24Д, с новой кабиной экипажа, но с вооружением по типу Ми-24Б.
МИ-24Д
Госиспытания Ми-24Д (изделие 246) проходили с февраля по ноябрь 1974 г. Ведущими по машине были инженер Г.И. Кузнецов, лётчики-испытатели С.В. Петров, М.В. Разомазов и Л.3. Татарчук. Одним из основных отличий Ми-24Д от предыдущей серийной модификации стало применение пулемета ЯкБ. Постановление Совета Министров о создании для В-24 высокотемпных 12,7-мм и 7,62-мм пулемётов вышло в декабре 1968 г. Разработка крупнокалиберного пулемёта, получившего шифр ТКБ-063, поручалась ЦКИБ СОО, а 7,62-мм четырёхствольного ТКБ-621 — КБП.
Опытный образец Ми-24Д
Установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ и антенна РКСН кРадуга-Ф» на пусковом устройстве 2П32М-К-48 и блоки НАР
Ми-24Д в Центральном музее Великой Отечественной войны
Габаритный макет ПТУР 9М17П на пусковом устройстве 2П32М-К-4В
Контейнер УПК-23-250 и блок УБ-32А-73
Уже в декабре 1968 г. заказчик одобрил проект четырёхствольного 12,7-мм пулемёта с газоотводной автоматикой и скорострельностью 5000 выстр./мин, разработанный П.Г. Якушевым. «Изюминкой» конструкции был механический стартёр, состоявший из торсиона и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов. Это позволило отказаться от электродвигателя, используемого для этого в иностранных многоствольных образцах.
Через три месяца после защиты технического проекта началась отработка пулемёта стрельбой. Серьёзной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Её обеспечили, применив лейнер из кобальтового сплава КВН-2 и патроны с флегматизированным порохом. После испытаний ТКБ-063 в НИИ-61 в 1971 — 1972 гг. конструкцию доработали и в сентябре 1972 г. передали три образца пулемёта для проведения наземных госиспытаний. Их успешно завершили в августе 1973 г.
Параллельно конструктор пулемёта П.Г. Якушев и его ученик Б.А. Борзов совершенствовали своё детище. Сложный четырёхпоршневой газовый двигатель, состоявший из 88 деталей, они заменили однопоршневым из 12 деталей. В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО провели испытания двух пулемётов с этой новинкой. Конструкция стала более надёжной и удобной в эксплуатации.
Летом 1974 г. пулемёт ТКБ-063, доработанный по результатам госиспытаний 1973 г., выдержал контрольные наземные испытания в НИИ-61 и был запущен в серийное производство на КМЗ в Коврове.
После смерти Якушева в 1973 г. его дело продолжили Б.А. Борзов и В.И. Волков. В 1975 — 1977 гг. пулемёт, смонтированный в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, прошёл с положительной оценкой лётные испытания на Ми-24Д и Ми-24В. В марте 1976 г. постановлением Совета Министров авиационный пулемёт ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева -Борзова был принят на вооружение.
Противотанковый комплекс 9П145 «Фаланга-ПВ» с полуавтоматическим наведением создали в КБ «Точмаш» под руководством главного конструктора А.Э. Ну-дельмана. В 1970 г. этот ПТРК успешно прошёл госиспытания и в мае 1972 г. был принят на вооружение.
Эффективность Ми-24Д с ПТРК «Фаланга-ПВ» выросла, а процесс наведения ракеты в реальном бою упростился: вероятность прямого попадания ракеты 9М17П в танк превышала 80%. Оператор мог использовать комплекс и с ручным наведением, которое применялось при световых помехах, выполнении пусков в сумерках, отказах аппаратуры полуавтоматического режима и использовании ракет 9М17М. При этом минимальная дальность пуска увеличивалась до 0,6 км.
В 1973 г. на КМЗ приступили к крупносерийному выпуску ПТУР 9М17П. От ранее применявшейся на Ми-24А ракеты 9М17М она отличалась установкой новых трассёров-ламп увеличенной мощности, обеспечивших равномерную интенсивность излучения на всей траектории полёта. Дальность пуска составляла 0,45 -4 км, стартовая масса — 31,6 кг, средне-траекторная скорость полёта — 170 м/с.
С 1973 г. Ми-24Д строились двумя заводами — в Арсеньеве и Ростове-на-Дону. Приказ о его запуске в серийное производство на ростовском заводе вышел 13 февраля 1972 г., а в следующем году ростовчане сдали заказчику пять первых боевых вертолётов. Эти машины комплектовались двигателями ТВЗ-117 2-й серии с ресурсом 300 ч, в апреле 1976 г. установили межремонтный ресурс в 500 ч, при общем назначенном — 1000 ч. Выпустили около 2000 двигателей 2-й серии, значительная часть из них эксплуатируется до сих пор
Всего до 1977 г. в Арсеньеве и Ростове было построено около 340 вертолётов Ми-24Д. Для поставок за рубеж разработан экспортный вариант, названный Ми-25. Эти машины, выпускавшиеся на РВЗ, отличались упрощённой комплектацией оборудования и ПТРК «Скорпион» -экспортным вариантом «Фаланги-П».
Ми-24Д ВС Венгрии
Ми-24Д ВС ГДР
Ми-24Д ВС Кубы
Ми-24Д ВС Мали
Ми-24Д ВС Польши
Ми-24Д ВС Словакии
Продолжение следует …
topwar.ru
Многоцелевой ударный вертолет Ми-24П. — Российская авиация
Многоцелевой ударный вертолет Ми-24П.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.
После войны отечественные авиаконструкторы довольно быстро перешли от пулеметного к пушечному вооружению самолетов. Исключение составляли лишь учебно-тренировочные машины и вертолеты. Несмотря на высокие удельные характеристики пулемета ЯкБ-12,7, он все же предназначался для поражения живой силы и небронированной техники противника. Бороться же с мало-мальски защищенными укрытиями противника, а тем более с его бронетехникой было бесполезно и без пушки здесь не обойтись.
В 1974 году ОКБ им. Миля приступило к работе по оснащению Ми-24 автоматической пушкой. Выбор пал на авиационную 30-мм пушку ГШ-30К (Грязева-Шипунова). Трудность заключалась в ее установке на боевую машину, поскольку ее вес и сила отдачи при стрельбе не допускали размещения на старой подвижной установке. Орудие устанавливали как на истребителе — неподвижно, а боевую кнопку вывели на ручку управления машиной на рабочем месте летчика. Так же пришлось конструкторам оружия удлинить стволы пушки и оснастить их специальными насадками, выводящими очаг образования дульной волны за габариты вертолета.
Пушку ГШ-30К разместили на установке У-280 по правому борту вертолета и в 1975 году начали испытания, которые из-за доводки оружия затянулись более чем на пять лет. Лишь в апреле 1981 года Ми-24П запустили в серийное производство. Как показало реальное применение Ми-24П, в ряде случаев мощь ГШ-30К оказалась чрезмерной, для выполнения некоторых операций вполне достаточной была бы пушка калибра 23 мм. На экспорт вертолет поставлялся под обозначением Ми-35П.
ЛТХ:
Модификация: Ми-24П
Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 1,50
Длина, м: 17,51
Высота, м: 3,90
Размах крыла, м: 6,66
Масса, кг
-пустого: 8570
-нормальная взлетная: 11300
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1000
Боевая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок
Вооружение: одна двухствольная 30-мм пушка ГШ-30К (250 снарядов)
Боевая нагрузка: до 2400 кг на 6 узлах подвески — 8 х ПТУР 9К113 «Штурм-В», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР типа С-5: С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО, С-5-О), 4 х Б-8В20А (80 НАР типа С-8: С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 Х Б-13Л1 (20 НАР С-13, С-13Т, С-13-0Ф), 4 х С-24, 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500. Возможна установка поставщика мин ПФМ-1.
Ми-24П на рулежке.
Ми-24П взлетает.
Ми-24П после взлета.
Ми-24П в полёте.
Ми-24П. Высадка десанта в горах.
Ми-24П ВВС Нигерии.
Ми-24П из войскового контингента ООН.
Ми-24П на летном поле. На втором плане ещё один заходит на посадку.
Носовая часть Ми-24П.
Проекции Ми-24П. Рисунок.
Ми-24П ВВС СССР. Рисунок.
Ми-24П ВВС СССР. Рисунок.
Ми-24П ВВС СССР. Рисунок.
Ми-24П погранвойск СССР. Рисунок.
Ми-24П из состава ВВС Кот-д’Ивуара. Рисунок.
Ми-24П. Схема.
.
.
Список источников:
Авиация и Время. С.Г.Марюхин, Вадим Михеев. Винтокрылый штурмовик Миля.
Экспринт. Н.Секач. Боевой вертолет Ми-24.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-24.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
Крылья Родины. Евгений Яблонский. Ми-28 против «Черной акулы».
Авиация и Время. Юрий Григорьев. Исторический очерк боевого вертолета.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Ударный вертолёт Ми 24 — Авиация России
Такой боевой машины, как Ми 24 не было нигде, за плотный огонь на высокой скорости афганские моджахеды прозвали его «дьявольской колесницей». У лётчиков он получил кличку «крокодил».
Оснащённый грозным вооружением класса «воздух – земля» Ми 24 превращался в непревзойдённого противника на поле боя. Этот боевой ударный вертолёт до сих пор остаётся на вооружении многих стран в мире.
История создания
Идея по созданию «летающей боевой машины пехоты» созрела у генерального конструктора М.Л. Миля ещё в начале 60-х годов прошлого века. Он предполагал, что вертолёт будет не только прикрывать наземные подразделения мощным огнём, но и доставлять небольшие армейские группы к месту назначения.
Макет многоцелевой боевой машины, получившей индекс В-24, изготовили в 1966 году, а после постановления правительства в мае 1968 года приступили к проектированию и эскизам вертолёта. Прототип изготовили к июню 1969 года, используя в конструкции новой машины двигатели и агрегаты вертолётов Ми 8 и Ми 14, что позволило значительно ускорить процесс.
Ми 24
Осенью 1969 года состоялся первый облёт нового вертолёта, а в 1970 году с середины лета машина проходила лётные испытания. Начиная с 1971 года, вертолёты начали поступать в армейские подразделения. Комплекс вооружения «Штурм», готовящийся для установки на Ми 24 не успели довести до конца и решили разместить на новой машине пулемёт А-12,7 на платформе НУВ-1 и ПТРК «Фаланга». Официально, лишь после постановления правительства от 1972 года Ми 24 был взят на вооружение. Арсеньевский авиазавод на продолжение пятилетки выпустил свыше 240 вертолётов.
Описание вертолёта
Аэродинамическая компоновка машины представляет собой традиционную схему с одним несущим винтом из пяти лопастей и рулевым трёхлопастным толкающим. Впоследствии хвостовой винт перенесли на левый борт и он стал не толкающим, а тянущим.
Высокое расположение крыла с отрицательным поперечным V выбрано из соображения размещения на нём подвесок для вооружения. Но, основная функция крыла предназначена для аэродинамической разгрузки машины, в установившемся полёте небольшой размах крыла принимал на себя 20% веса вертолёта.
Кабина Ми 24 выполнена по тандемной схеме для двух человек – командира и оператора вооружения. Бронезащита кабины состоит из бронелистов, защищающих экипаж сбоку и снизу, пуленепробиваемого остекления фонаря пилотов. В середине фюзеляжа располагалась кабина для десантников на восемь мест или 1.5 тонны груза. Эти два отсека создавали замкнутое герметичное пространство, не дающее проникать внутрь заражённому воздуху.
Ми 24 кабина пилота
Когда оператор вооружения был занят наведением и пуском ПТУР, командир управлял машиной и вёл огонь из носового пулемёта и оружия, располагающегося на подкрыльных подвесках. Позднее в экипаж Ми 24 входил бортовой техник.
Трёхстоечное шасси вертолёта было выполнено убирающимся. Протектированные внутренние ёмкости пяти баков вмещали весь запас топлива, подача которого не прекращалась при повреждении любого из них.
Модификаций Ми 24 было выпущено много, если начальный вариант Ми 24А имел кабину экипажа по типу «веранда», то поступивший в войска Ми 24Д был оснащён раздельными кабинами. После доработки ПТРК «Штурм-В», установки автоматического прицела АСП-17В и размещения дополнительных ёмкостей для топлива вертолёт получил индекс Ми 24В, а для экспорта как Ми 35.
В 1975 году машину оснастили 30-мм пушкой ГШ-30К. Двухствольное орудие было установлено с правой стороны фюзеляжа и закреплено неподвижно. Этот вариант получил индекс Ми 24П. Практика применения армейских Ми 24 в Афганистане показала, что необходимо заменить имеющиеся двигатели ТВ-117 на высотные ТВ-117В с более эффективной защитой от пыли и экранно-выхлопными устройствами.
Ми 24 в бою
Афганская война заставила усилить бронезащиту машины и в топливных баках применить пенополиуретановый наполнитель. Вооружение Ми 24 усилили, установив пушечные контейнеры универсального типа УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23. В 90-е годы были выпущены машины с двигателями от Ми 28, несущим и хвостовым винтом от этого нового вертолёта, которые вышли в серию под индексом Ми 24ВМ.
Тактико-технические данные
Диаметр несущего винта | 17,3 м |
Диаметр хвостового винта | 3,908 м |
Высота при вращающихся винтах | 5,47 м |
Экипаж | 3 чел. |
Размах крыла | 6, 4 м |
Вес пустой машины | 7580 кг |
Максимальный взлётный вес | 11500 кг |
Вес полезной нагрузки | 2400 кг |
Запас топлива в баках | 2100 кг |
Двигатели | 2 х ТВ-117 |
Мощность двигателей | 2 х 2200 л.с. |
Количество десантников | 8 чел или 2 легко раненых и 2 тяжело раненых и один медработник |
Максимальная горизонтальная скорость | 335 км/ч |
Крейсерская скорость | 270 км/ч |
Практическая дальность | 450 км |
Перегоночная дальность | 1000 км |
Динамический потолок | 4950 м |
Стрелково-пушечное вооружение | В зависимости от модификации |
Количество точек подвески | 6 |
УР | Штурм-В, Атака-М , Гермес-А |
Неуправляемые ракеты | С-5, С-8, С-13, С-24 |
Ракеты «воздух – воздух» | Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака» |
Бомбовое вооружение | Бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг |
Интересным фактом биографии Ми 24 является массовость производства. Из 2300 единиц произведёнными нашими заводами, 1500 вертолётов поступили в армейские подразделения ВС России.
Ми 24 компоновочная схема
Применение Ми 24В Сирии
Ранее Ми 24 имел название «Стакан» по аналогии с остеклением кабины, грани которой походили на этот сосуд. Со временем за ним установилось прозвище «Крокодил» с каковым и столкнулись боевики ИГИЛ в Сирии. Эта машина прошла через Афганистан, Чечню и Южную Осетию, она прекрасно приспособлена к жаркому климату и не боится пылевых бурь.
Наряду с огневой мощью, которой обладает этот вертолёт, он больше всех других ударных машин может оказать действенную помощь в вызволении экипажей, терпящих бедствие на сирийском театре военных действий, так как обладает транспортным отсеком, подходящим для перевозки экипажей и раненных.
По огневой мощи с Ми 24 может сравниться только, пожалуй, Ка 52 и правильно решило российское МО, отправив в сирийскую пустыню проверенный боевой вертолёт.
Ми 24
aviarf.ru
История создания МИ-24. С новой кабиной (МИ-24Д)
Одновременно с внедрением в серийное производство вертолета МИ-24А В ОКБ М.Л. Миля велись работы по совершенствованию комплекса вооружения, постепенно, по мере готовности нового вооружения и оборудования, подтягивая вертолет к заданному еще при разработке уровню.
В 1971 году на испытания вышла новая модификация — Ми-24Б (изделие 241). От Ми-24А она отличалась заменой установки НУВ-1А с одноствольным пулеметом на более совершенную пулеметную установку УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12.7, прицельной станцией и аналоговым вычислителем. Кроме того, Ми-24Б оснащался ПТРК «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической системой наведения. Под кабиной справа разместили подвижную антенну радиолинии, а справа от нее под обтекателем — оптическую систему наведения ракет. Реализация полуавтоматического наведения ПТУР повышала вероятность попадания ракеты в цель в три-четыре раза. Несколько опытных Ми-24Б в период с 1971 по 1972 год прошли первый этап испытаний, но вскоре их доводка была приостановлена.
Опыт эксплуатации Ми-24А в строевых частях выявил серьезный дефект вертолета. Из-за просторной кабины экипажа образовывались большие «мертвые» зоны. Летчик- оператор закрывал командиру вид вперед — вправо, а сам не имел возможности обозревать левую заднюю полусферу. Блики от стекол мешали наблюдению, а наличие лишь небольшого лобового бронестекла делала защиту кабины недостаточной. Кроме того, общее «жизненное пространство» повышало вероятность одновременного вывода из строя как командира, так и летчика-оператора.
Исходя из этого, в ОКБ с начала 1971 года велись работы над принципиально новой носовой частью. «Веранда» распадалась на две узкие и хорошо защищенные кабины, каждая со своим отдельным фонарем, большим лобовым бронестеклом и дверью у командира и люком у оператора. Теперь экипаж размещался тандемом: в носовой части летчик-опе¬ратор, выше него командир, а для техника нашлось место за его спиной в проходе между кабиной командира и грузовым отсеком, через двери которого он попадал на свое рабочее место. Борта и пол кабин был дополнительно усилен броней.
Обзор, который открывался из новой кабины Ми-24 был предметом зависти всей фронтовой авиации и был, пожалуй, эталоном в ВВС как среди вертолетов, так и среди летательных
С новой кабиной изменилась вся эстетика машины. Она перестала напоминать транспортный вертолет, приобретя хищный и агрессивный внешний вид. Фюзеляж вытянулся в мощное удлиненное тело, буквально «влитое» в обтекающий его воздух. За это Ми-24Д и последующие варианты у строевиков получили уважительное прозвище «крокодил». Не в смысле уродства, как говорят о некоторых дамах, а в смысле силы и грозных «зубов».
В начале лета 1972 года новой передней частью были доработаны два опытных В-24. На них предусматривалась установка уже отработанного на Ми-24Б пулемета ЯкБ-12,7 «Штурм-В». Поэтому новому вертолету в случае его серийного производства было первоначально присвоено название Ми-24В. Однако доводка ПТРК, который не имел пока серийного аналога, как обычно затянулась. В качестве временной меры было решено запустить в серийное производство промежуточный (между Мн-24А и Ми-24В) вариант вертолета. За основу взяли конструкцию Ми-24В, добавив комплекс вооружения Ми-24Б. Так появился Ми-24Д (изделие 246), выпуск которого несмотря на его «промежуточность» превысил этот показатель у Ми-24А.
Совместные государственные испытания Ми-24Д прошел в период с февраля по ноябрь 1974 года. Их провели летчики-испытатели С.В. Петров, Л.З. Татарчук и М.В. Разомазов. Ведущим инженером по машине был Г.И. Кузнецов.
Первые пять серийных машин были выпущены на заводе в Арсеньеве в 1973 году. Для расширения выпуска к производству Ми-24Д был подключен и Ростовский вертолетный завод в Ростове-на-Дону. Приказ об этом вышел 13 февраля 1972 года, а уже в следующем году из ворот завода вышли первые серийные машины. Кроме раздельных кабин в полностью перекомпонованной носовой части фюзеляжа на МИ-24Д изменениям подверглась и носовая опора шасси. Теперь она не убиралась полностью в фюзеляж, а в полуутопленном положении выступала из него. Кроме того, под носовой частью установили новую посадочную фару.
В носовой части разместилась унифицированная стрелковая пулеметная установка УС-ПУ-24 с четырехствольным крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7 (9А624 или ТКБ-063) созданным под руководством П.Г. Якушева и Б.А. Борэова специально для Ми-24 согласно Постановлению СМ СССР № 1044-381 от 26 декабря 1968 года. Пулемет имел техническую скорострельность 4000 — 5000 выстрелов в минуту и «метал» 45-граммовые пули со скоростью 810 м/с. Его вес составлял 45 кг, а боекомплект 1470 патронов в боевом и 750 в транспортном или санитарном вариантах загрузки. Установка позволяла вести стрельбу в сторону на ± 60°, вниз на 60° и вверх на 20°, позволяя успешно поражать живую силу, легкобронированные цели, и, как впоследствии показала практика, вертолеты и даже истребители противника.
Номенклатура неуправляемых средств поражения не отличалась от применяемой на Ми-24А, а вот комплекс управляемого оружия был взят с Ми-24Б. Крупносерийный выпуск ПТУР 9М17П ПТРК «Фаланга-ПВ» был развернут в Коврове с начала 1973 года. Конструктивно ракета состояла из отдельных блоков и узлов, стыкуемых при ее окончательной сборке: боевой части, стартового и маршевого порохо¬вых зарядов, воспламенителей, трассеров-ламп и ракетной части. Выполненная по схеме «без хвостка» ПТУР имела развитые крылья с прямоугольными рулевыми поверхностями, расположенными на их задней кромке. В целом они конструктивно отличалась от ранее используемой на Ми-24А 9М17М установкой новых трассеров-ламп 9X419 с увеличенной мощностью, что обеспечило равномерную интенсивность излучения на всем протяжении полета ракеты.
В ходе серийного выпуска уже с середины 1974 года Ми-24Д стали выпускаться с «левым» рулевым винтом и радиостанцией Р-828 «Эвкалипт М-24». Фотопулемет С-13 был перенесен
в обтекатель на левую законцовку крыла. В дальнейшем машины комплектовались бортовым магнитофоном МС-61 «Лира», место радиостанции «Перо-I» заняла более совершенная Р-863 (что было внешние заметно по антеннам), а старый «Карат М-24» был заменен новой станцией «Ядро-П».
Опыт эксплуатации Ми-24А на полевых аэродромах заставили конструкторов искать пути борьбы с таким неприятным явлением, как абразивный износ лопаток компрессора ГТД от попадания а них пыли и песка. В 1975 году на опытных вертолетах прошли отработку и были рекомендованы к применению пылезащитные устройства (ПЗУ), устанавливаемые на воздухозаборники. С 1977 года их начали ставить на серийные Ми-24Д с двигателями ТВЗ-117 Ш серии (ресурс их подняли до 750 ч). ПЗУ, иногда шутливо называемые острыми на язык техниками «противозачаточными устройствами», отбирали для своей работы у 220 л.с. мощности двигателей, обеспечивали степень очистки воздуха в пределах 70 — 75% — хуже, чем у американцев (90-95%), но уже кое-что. Комплект весил 55 кг и снижал дальность полета вертолета на 1,5-2%.
В 1980 году был создан и учебный вариант вертолета Ми-24ДУ (изделие 249), отличающийся от боевого варианта наличием полного двойного комплекта управления и отсутствием носового пулемета. Все остальное вооружение, включая и ПТРК было сохранено.
Боевой вертолет Ми-24Д, в отличие от Ми-24А, был официально принят на вооружение Советской армии, на что было оформлено Постановление от 29 марта 1976 года. Что интересно, по этому постановлению он вошел в строй с более поздним Ми-24В.
Всего до 1977 года два завода выпустили около 340 машин в версии «Д». Для поставок на экспорт в третьи страны были разработаны экспортные варианты Ми-25 (базовый Ми-24Д) и учебный Ми-25У. Эти машины, выпускаемые на Ростовском вертолетном заводе, отличались упрощенной комплектацией оборудования и установкой экспортного варианта ПТРК «Фаланга» поставляемого под шифром «Скорпион».
Из книги И.Мороз, И.Приходченко » Боевой вертолет МИ-24″
www.vertopedia.ru
Советский многоцелевой вертолет Ми-24Д, СССР, 1973 год
     «Летающяя боевая машина пехоты», многоцелевой вертолет Ми-24 (обозначение НАТО – Hind), был разработан в середине 1960-х годов, в КБ М.Л. Миля.
     Основными предназначениями нового вертолета были непосредственная поддержка наземных войск, борьба с танками противника, а так же высадка десантов (восемь десантников с личным вооружением и боеприпасами) в зоне прорыва и при захвате плацдармов, сопровождение десантно-транспортных вертолетов и прикрытия их при высадке десантов, транспортировка груза и эвакуация раненых (двух лежачих и двух сидячих с одним сопровождающим), борьба с вертолетами противника. Экипаж вертолета состоит из летчика и стрелка-оператора систем вооружения и, в случае необходимости, бортмехаником, находившимся в грузовом отсеке.
     Новый вертолет имел внешнюю компоновку и динамическую схему как у Ми-8, классическую одновинтовую схему с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Несущий винт Ми-24 меньшего диаметра, чем у Ми-8,
но большей удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую обшивку, многие элементы конструкции выполнены из алюминиевого сплава. Ось вала винта (и всей силовой установки) наклонена влево на 2,5°. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Фюзеляж типа полумонокок, более узкий, чем у Ми-8. Свободнонесущее высокорасположенное крыло имело небольшой размах с большим отрицательным углом поперечного V (-12°). Консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. За счет создания дополнительной подъемной силы крылья позволяют разгрузить несущий винт. На каждой консоли этого крыла могли размещаться различные варианты вооружения. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж.
     Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-24.
     Запас топлива размещён в 5 мягких топливных баках. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в
фюзеляже и подвеска 2 или 4 ПТБ по 400 л под крылом.
     В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении тягами и служат трапами. Окна могут открываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия. На борт вертолет может взять 1500 кг груза.
     При эксплуатации Ми-24А в частях выявился серьезный недостаток – неудовлетворительный обзор из кабины экипажа. Из-за относительно просторной кабины образовались большие «мертвые» зоны: оператор закрывал летчику вид вперед — вправо, не имея,
в свою очередь, возможности обозревать левую заднюю сферу. Стекла «бликовали». Кроме того, размещение летчиков в общей кабине повышало опасность их одновременного вывода из строя в боевой ситуации. Поэтому уже в 1971 году в ОКБ им. М.Л Миля была спроектирована принципиально новая носовая часть фюзеляжа: летчик и оператор располагались тандемно, в изолированных кабинах на разных уровнях, летчик находится выше и имеел возможность аварийно покинуть вертолет после сбрасывания фонаря или через грузовую кабину. Фонари кабины выполнены из оргстекла. Обе кабины были оснащены системой герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения. На случай выхода пилота из строя в кабине штурмана-оператора установлен второй комплект управления.
     Удалось избавиться от затенения элементами конструкции прибора наблюдения системы «Радуга-Ф» и антенны командной радиолинии управления в секторе 60° по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа.
Патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.
     Кроме того, в начальный период эксплуатации Ми-24А было выявлено, что на некоторых режимах полета (например, висении с левым боковым ветром в условиях влияния земли) вертолет имеет недостаточную путевую управляемость. Эта проблема была решена в 1974 году, путем переноса рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли, зато, за счет изменения направления вращения, его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта, в результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так окончательно сложился внешний облик вертолета Ми-24.
     В начале лета 1972 года на опытном производстве МВЗ два опытных Ми-24 были оснащены новой носовой частью. По мимо высокотемпного пулемета, на них предусматривалась установка нового противотанкового комплекса со сверхзвуковым ПТУР «Штурм
-В». Изначально, новым вертолетам был присвоен индекс «В», однако доводка серийного комплекса «Штурм» затянулась, и в серийное производство поступил вертолет с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на опытном Ми-24Б, с предыдущим вариантом носовой части. Этот промежуточный вариант получил обозначение Ми-24Д.
     В состав оборудования входят — оптико-электронная (ТВ для низких уровней освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ, приемник предупреждения о РЛ облучении, оптико-электронной обзорно-прицельной системой, система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский
измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная курсовая система «Гребень-1». В состав приборного оборудования входят командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию «Карат», самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65.
     Алюминиевые лопасти винта были заменены на композитные из стали и фибергласса. Так же были заменены на стальные и титановые многие алюминиевые части и узлы. Вооружение вертолета включало пулеметную установку УСПУ-24 с дистанционным
управлением, включающюю в себя четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 мм конструкции Якушева-Борзова (12.7мм, 4000 выстр/мин, 1400 патронов) с вращающимся блоком стволов. с боекомплектом 1400 патронов, и ПТУР Фаланга-П, объединенной с системой наведения Радуга-Ф. Это привело к практически двойному увеличению точности попадания.
     Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могут быть установлены УР ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с НАР С-5 (32х57мм или 20х57мм) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР С-13 калибра 130мм, пусковые установки НАР С-24 калибра 250мм, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л (калибр 23мм, боекомплект 250 патронов), контейнеры ГУВ с двумя пулеметами ТКБ-621 калибра 7.62мм и одним ЯкБ-12.7 калибра 12.7мм или гранатометами АГС-17 «Пламя» калибра 30мм, до 1500кг обычных или химических бомб, универсальные контейнеры для разбрасывания мин, блоки осветительных ракет и другое вооружение. Вертолет может осуществить посадку и перезарядить оружие с помощью боезапасов в кабине.
     Ми-24Д защищала 4-5-мм стальная броня, прикрывавшая кабину экипажа, коробку приводов и маслобаки двигателей, редуктор и гидробак, задерживала более 2/3 попадавших пуль. Бронестекла кабин во всех случаях вообще ни разу не были пробиты, хотя наибольшее число попаданий Ми-24 получал именно спереди, во время атаки, и больше всего доставалось рабочему месту оператора (однажды в лобовом стекле насчитали 6 пулевых отметин). Высокая боевая живучесть вертолета обеспечивается бронированием кабины и жизненно важных агрегатов, а также дублированием систем и применением средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях.
     Госиспытания нового вертолета проходили с февраля по ноябрь 1974 года. Ведущими по машине были инженер Г.И.Кузнецов, летчики-испытатели С.В.Петров, М.В.Разомазов и Л.З.Татарчук. В НИИ ВВС вертолет прошел широкий спектр испытаний и исследований. С положительными результатами завершились испытания вертолета и его противообледенительной системы в
условиях естественного обледенения в Заполярье. Исследованы возможности Ми-24Д и отработаны рекомендации по выполнению взлетов и посадок в горных условиях при высоких температурах воздуха. В процессе испытаний был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и т.д. Проведены исследования по выполнению прерванного и продолженного взлета, выполнению посадок с одним работающим и двумя отказавшими двигателями. Наконец, в полном объеме были завершены войсковые испытания Ми-24Д. Все это естественно распространялось и на последующие модификации.
     Приказ о запуске в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе Ми-24Д вышел 13 февраля 1972 г., а в 1973 г.
заказчику были сданы первые пять серийных вертолета Ми-24Д. 29 марта 1976 года Ми-24Д принят на вооружение Советской Армии.
     Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, с начала боевых действий в котором началась бесконечная череда модернизаций вертолета. Уже летом 1980 года начались доработки, включавшие перерегулировку заводскими бригадами топливной автоматики двигателей, призванную компенсировать падение мощности в разреженном жарком воздухе, и установку пылезащитных устройств (ПЗУ). На «особый период» подняли допустимую температуру газов перед турбиной, предпочитая возможность прогара недобору мощности. «Заглушки» ПЗУ, отсеивавшие песок и пыль на входе в двигатели, очищали воздух на 70-75%, снижая износ лопаток компрессора в 2,5-3 раза. С 1981 года в Афганистан начали поступать Ми-24В, оснащенные новыми высотными двигателями ТВЗ-117В, которые имели на 15-20% большую мощность в условиях жаркого высокогорья. При ремонтах этими двигателями стали оборудовать и Ми-24Д.
     Была предпринята неудачная попытка установить боковые бронестекла, но 35-кг рамы ухудшили обзор и уменьшили полезный объем кабины, буквально не давая повернуть головы. Топливные баки стали заполнять пенополиуретановой губкой. Эта мера хоть и прибавила 40 кг к массе вертолета, зато позволила свести на нет случаи пожара на борту из-за повреждения топливной системы, ставших причиной гибели до 45% всех сбитых машин. Побочным эффектом этого решения стали участившиеся случаи загрязнения фильтров крошками губки (вначале заполнитель был бельгийского производства, затем из-за отказа в поставках его заменили отечественным, более ломким).
     На Ми-24 продолжали обходиться прикрытием стрелка-борттехника, использовавшего окна десантного отсека. Чтобы увеличить сектор обстрела, ввели раздельное открытие только верхних створок дверей, в которых можно было свободнее орудовать пулеметом (прежде они распахивались вместе с нижними и стрелку не на что было опереться). Обычно использовали уважаемый за дальность и
точность боя пулемет ПК (ПКТ), а иногда и пару, чтобы не тратить время на перебрасывание оружия с борта на борт.
     Был выполнен комплекс доработок для защиты от ПЗРК. Они включали установку экранно-выхлопных устройств (ЭВУ). ЭВУ, смешивая горячие выхлопные газы с наружным воздухом, снижали тепловой фон двигателей в 2-3 раза, однако из-за большого сопротивления и неудобства в эксплуатации они прижились не сразу и стали обязательными лишь с 1983 года, когда угроза ПЗРК стала ощутимой.
     Кассеты ИК-ловушек АСО-2В устанавливали вначале под хвостовой балкой, а с 1987 года – блоками по три на фюзеляже за крылом, «растопырив» их в стороны для создания за вертолетом широкого шлейфа ложных целей. Комплекс защиты увенчала станция активных помех СОЭП-В1А «Липа», оказавшаяся очень эффективной: с вертолетов не раз наблюдали, как обманутая «Липой» и ловушками ракета начинала метаться в стороны и разрывалась в отдалении. «Липа» работала от взлета до посадки, а при ее отказе
вертолет пристраивался над другим, прикрываясь его работающей станцией. АСО использовались не только при штурмовке цели, но и при пролете опасных районов.
     Оборудование Ми-24Д впрыском воды на вход двигателей, призванное компенсировать минусы доработок (только ПЗУ отбирали 5-6% номинальной мощности, столько же съедали «уши» ЭВУ), приносило новые проблемы. Например, включение системы, повышавшей производительность и массовый расход компрессора, сопровождалось «взрывным» приростом мощности, с которым трудно было освоиться (в Кабуле на взлете один вертолет даже перевернулся), к тому же обычная вода быстро забивала форсунки отложениями солей, а требуемой дистиллированной взять было негде.
     Всего с 1973 по 1977 на заводах в Ростове-на-Дону и Арсеньеве было построено около 350 Ми-24Д. В 1980 г. появилась учебная модификация Ми-24ДУ, полученная путем переделок, аналогичных примененным при создании Ми-24У на базе Ми-24А.
     На экспорт вертолет Ми-24Д поставлялся с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25. Вертолет поставлялся в страны Юго-Восточной Азии, Индокитая, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки не говоря уже о страна бывшего Варшавского Договора. Первые экспортные Ми-25 поступили в конце 1978 года в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию.
     На фото вертолет с номером Ми-24Д из 254-й овэ Кундуз, Афганистан, июль 1980 года. Но на модели установлены появившиеся гораздо позже ЭВУ, а так же ПТУР «Штурм-В» и блоки Б8В20.
     Модель «ЗВЕЗДА», масштаб 1:72
ЛТХ Ми-24Д
Диаметр главного винта, м………………………………… Диаметр хвостового винта, м………………………………… Длина,м…………………………… Высота ,м……………………………….. Масса, кг     пустого……………………………     нормальная взлетная…………………………..     максимальная взлетная………………………….. Внутренние топливо, кг……………………………….. ПТБ………………………………. Тип двигателя…………………………. Мощность, кВт………………………………. Максимальная скорость, км/ч……………………………… Крейсерская скорость, км/ч……………………………… Практическая дальность, км……………………………….. Дальность действия, км……………………………….. Скороподъемность, м/мин…………………………….. Практический потолок, м………………………………… Статический потолок, м………………………………… Экипаж, чел………………………………. Полезная нагрузка:…………………………. |
155ts.livejournal.com