Космодром на мысе Канаверал
Американский космодром на мысе Канаверал (другие названия: Восточный ракетный полигон или Космический центр имени Кеннеди) является главным американским космодромом, с которого были осуществлены первые американские запуски в космос, все пилотируемые и почти все межпланетные запуски США, а так же все американские запуски на геостационарную орбиту. Расположение космодрома на западном побережье Атлантического океана позволяет осуществлять запуски на орбиты с наклонением от 28 до 57 градусов.
Общие сведения
Расположение космодрома
К настоящему времени с космодрома произведено 904 запусков в космос, что делает его самым интенсивно используемым американским космодромом, и третьим в мире после Плесецка и Байконура (1624 и 1483 запусков соответственно). Для сравнения со второго американского космодрома Ванденберги в Калифорнии осуществлено 690 запусков в космос. Космодром удерживал первое место по числу ежегодных космических запусков в мире в течение 10 лет космической эры (в 1958-1960, 1995-1998, 2001, 2003 и 2016-2017 годы). В то же время космодром был далеко не каждый год самым эксплуатируемым американским космодромом (число космических запусков с Ванденберга превышало аналогичный показатель мыса Канаверал в 1961-1972, 1974, 1980, 1987-1988 годах, а в 1983 году с мыса Канаверал и Ванденберга было совершено одинаковое количество запусков в космос). Максимальное количество запусков с мыса Канаверал на орбиту было выполнено в 1966 году — 31.
Космодром на географической карте штата Флорида
Кроме того космодром на мысе Канаверал интенсивно использовался для запусков более 4 тысяч суборбитальных ракет (для сравнения с космодрома Ванденберг осуществлено лишь чуть более тысячи суборбитальных запусков). К числу запускаемых суборбитальных ракет из области космодрома мыса Канаверал относятся, как исследовательские метеорологические и геофизические ракеты, так и различные типы военных баллистических и крылатых ракет наземного, морского и воздушного базирования.
Создание ракетного полигона
Родоначальником космодрома стала авиабаза “Банана Ривер” для морской авиации, которая была основана в 1938 году. 1 июня 1948 года территория базы была передана ВВС США для организации ракетного полигона для испытания ракет большой дальности.
Первой на будущем космодроме была построена площадка LC3. С неё 24 и 29 июля 1950 года были осуществлены запуски двух американских баллистических ракет Bumper-WAC. Эта ракета состояла из двух ступеней (первая ступень являлась трофейной немецкой ракетой Фау-2). Масса ракеты достигала 13 тонн, а высота 17 метров при диаметре в 1.6 метра. Максимальная высота полета ракеты достигала 250 км. 24 июля был осуществлен 7-ой запуск Bumper-WAC (до этого её полеты осуществлялись на ракетном полигоне “Белые пески“ в Нью-Мексико). Первый запуск с мыса Канаверал окончился неудачей: первая ступень взорвалась на 16 км полета. С другой стороны перед взрывом второй ступени удалось отделиться, пролететь дополнительные 24 км и достигнуть максимальной высоты в 20 км. Второй запуск 29 июля прошел успешно: ракета поставила рекорд максимальной скорости на тот момент – 2.5 км в секунду. Максимальная высота полета составила 50 км при дальности полета в 305 км.
Позже до 1959 года с площадки LC3 осуществлялись несколько десятков запусков зенитных ракет Bomarc (высота полета до 20 км), экспериментальной баллистической ракеты Х-17 и прототипов баллистических ракет морского базирования Polaris для подводных лодок. Х-17 была предназначена для изучения процессов, возникающих при входе в атмосферу. Трехступенчатая ракета массой 3.4 тонны и высотой в 12 метров во время полета достигала высоты в 500 км. Во время тестового запуска 1 декабря 1955 года была достигнута высота в 100 км, 20 января 1956 года 132 км, 8 сентября 1956 года 394 км. Позже эта ракета использовалась для высотных ядерных взрывов в атмосфере при запуске с морской платформы, находящейся в южной части Атлантического океана.
Рядом с площадкой LC3 в 50-х годах 20 века были построены 29 дополнительных стартовых площадок (LC1, LC2, LC4, LC4A, LC5, LC6, LC9, LC10, LC11, LC12, LC13, LC14, LC15, LC16, LC17A, LC17B, LC18A, LC18B, LC19, LC20, LC21/1, LC21/2, LC22, LC25A, LC25B, LC26A, LC26B, LC29A, LC43) с целью испытания баллистических, крылатых и зенитных ракет. Несколько десятков стартовых площадок, вытянувшихся в одну линию вдоль атлантического побережья, получили в 60х годах 20 века название “ракетный ряд”. Снимок стартовых площадок ракетного полигона от 13 ноября 1964 года:
Начало космической эры
Площадки LC1 и LC2 использовались для испытательных запусков межконтинентальной крылатой ракеты Snark, а площадки LC4, LC5, LC6, LC26A и LC26B для испытаний баллистической ракеты средней дальности “Редстоун”. Эта ракета стала первой американской баллистической ракетой, разработанной на основе изучения технологий Фау-2 и второй американской баллистической ракетой средней дальности принятой на вооружение после ракеты “Тор”. Одноступенчатая ракета, работающая на жидком топливе, обладала массой в 28 тонн и длиной в 21 метр. Её возможностей хватало для запуска 3.5 тонной боеголовки на 320 км (максимальная высота полета 100 км). Добавление к ракете дополнительной ступени позволило создать первые американские РН “Юпитер” (трехступенчатый вариант) и “Юнона“ (четырех- и пяти- ступенчатый вариант). При запуске “Юпитера-С“ с площадки LC5 20 сентября 1956 года была достигнута рекордная дальность полета в 5300 км. При этом высота полета составила 1100 км, скорость 7 км в секунду, а масса полезной нагрузки всего 39.2 кг. 1 февраля 1958 года эта же РН при запуске с площадки LC26A вывела на орбиту первый американский спутник “Эксплорер-1“ массой в 5 кг. Всего в 1953-1967 годах было проведено 100 запусков ракет семейства “Редстоун“, из них 62 запуска с мыса Канаверал, но лишь 6 из них были орбитальными полетами. 5 запусков “Редстоуна” с площадки LC5 в 1960-1961 годах представляли собой суборбитальные полеты капсулы “Меркурий“, предназначенной для орбитальных полетов, и стали последними запусками “Редстоуна” из Флориды. Стоимость разработки ракет “Юпитер-С” составила 92.5 млн. долларов 1959 года, а запуск одной ракеты около 2 млн. долларов 1956 года.
В дополнение на площадке LC4 проходила испытания крылатая ракета средней дальности Matador, на площадках LC4 и LC4A испытывалась зенитная ракета Bomarc, а на площадках LС9 и LC10 проходили испытательные полеты межконтинентальной крылатой ракеты Navaho. На площадках LC21/1, LC21/2 и LC22 испытывались крылатые ракеты средней дальности Goose и Mace. Площадки LC25A, LC25B, LC29A и LC29B использовались для испытаний баллистических ракет подводных лодок Polaris. В 1967 году были построены дополнительные площадки LC25С и LC25D для испытаний баллистических ракет подводных лодок следующего поколения – “Посейдон” и “Трайдент”. Площадки LC25А, LC25В и LC25D использовались только в 60х годах 20 века, а площадки LC25C, LC29A и LC29B до 1979 года. Кроме того в 60х годах 20 века с площадки LC25А произведено несколько запусков ракеты Х-17.
Первой американской МБР стала жидкотопливная 1,5-ступенчатая ракета “Атлас“ (при запуске у неё отделялись 2 из 3 двигателей). Ракета со стартовой массой в 118 тонн обладала высотой в 23 метра, и была способна доставить боеголовку весом в 1,3 тонны на дальность в 10 тысяч км. Ракета обладала настолько тонкими стенками топливных баков, что их прочность обеспечивалась только надувом топливных баков азотом под избыточным давлением. Для испытаний ракеты “Атлас” на мысе Канаверал было построено 4 стартовых площадки (под номерами 11-14). По причине того, что жидкотопливные американские МБР уже к 1963 году были заменены на твердотопливные МБР “Минитмен” в дальнейшем “Атласы” преобразованы в носители космических аппаратов через добавление дополнительных ступеней. Эти ракеты вывели в космос первые американские зонды к Луне (серии “Пионер” и “Рейнджер”), Венере и Марсу (серия “Маринер”). “Атласы”запустили первые американские пилотируемые корабли ”Меркурий”. В начале 1960х годов для запусков космических ракет “Атлас“ построили два дополнительных стартовых комплекса LC36A и LC36B. Комплексы LC11, LC12 и LC14 использовали до 60х годов 20 века, комплекс LC13 до 70х годов века, а комплексы LC36A и LC36B до 00х годов 21 века. Недавно на территории комплекса LC13 компанией SpaceХ была построена посадочная площадка LZ-1 для первых ступеней ракеты Falcon-9. В 2015 году стартовый комплекс LC36 был передан компании Blue Origin для запусков будущей тяжелой многоразовой РН “Новый Гленн“.
С целью подстраховки почти параллельно с созданием “Атласа“ была создана другая американская МБР “Титан”. В её разработке конструкторы отказались от сверхлегких топливных баков, в результате чего ракета стала двухступенчатой. Для её испытаний на мысе Канаверал были построены так же 4 стартовых площадки (под номерами 15, 16, 19 и 20). Жидкотопливные “Титаны“ аналогично “Атласам” начали сниматься с вооружения с 1963-1983 годы, в результате чего эти ракеты стали использоваться как космические носители для запусков спутников. В частности с помощью “Титанов“ с LC19 производились запуски второго поколения американских пилотируемых кораблей “Джемини”. Позже в 60х годах 20 века для запусков космических модификаций ракеты “Титан” на мысе Канаверал были построены две дополнительные стартовые площадки: LC40 и LC41. Кроме того планировалась постройка дополнительной площадки L42, но она была отменена из-за близости к площадке LC-39A, которая в те годы использовалась для пилотируемых полетов к Луне. Площадки LC15 и LC19 использовались только в 60х годах 20 века, площадка LC14 до 1988 года (позже на ней испытывались баллистические ракеты средней дальности “Першинг”), а площадка LC20 до 2000 года (в дополнение с неё запускались метеорологические ракеты). Площадка LC40 использовалась для запусков последних модификаций РН “Титан-4“ до 2005 года, с 2010 года на ней начались запуски РН “Falcon-9” компании SpaceХ. Похожая судьба постигла и площадку LC41: с неё до 1999 года запускались “Титаны“, а с 2002 года она начала использоваться для запусков РН “Атлас-5”.
Для испытаний баллистических ракет средней дальности “Першинг” в начале 60х годов 20 века была построена отдельная площадка LC30. Двухступенчатые ракеты “Першинг” были одними из первых американских твердотопливных ракет, которые обладали огромным преимуществом перед жидкотопливными ракетами (возможность длительного хранения и безопасной транспортировки).
В 60х годах в США были созданы и первые твердотопливные МБР – трехступенчатые ракеты “Минитмен”, масса которых была снижена до 35 тонн. Для испытаний этой МБР на мысе Канаверал в 60х годах 20 века были построены площадки LC31A, LC31B, LC32A и LC32B с шахтными пусковыми установками. Использование почти всех этих площадок было прекращено к 1970 году (кроме площадки LC31A, которая использовалась в 1973 году для испытаний ракет “Першинг”). В 1986 году шахты площадки LC31 были использованы для захоронения обломков взорвавшегося челнока “Челленджер“.
Площадки LC17A, LC17B и LC18B первоначально были построены для испытания американской баллистической ракеты средней дальности “Тор“, которая стала первой подобной ракетой США принятой на вооружение. Эта одноступенчатая жидкотопливная ракета обладала массой в 50 тонн при высоте в 20 метров и дальности 2400 км. На базе этой ракеты было создано целое семейство РН “Дельта”. Эти ракеты космического назначения запускались с площадок LC17 до 2011 года. Площадка LC18B в 60х годах 20 века несколько раз использовалась для суборбитальных запусков легкой РН “Скаут” предназначенных для изучения магнитосферы Земли, во время которых высота полета достигала 225 тыс. км.
Семейство ракет класса Thor / Delta
В конце 1945 года Военно-морская лаборатория США начала разработку американской одноступенчатой метеорологической ракеты “Викинг“, которая должна была иметь высоту полета сравнимую с “Фау-2“, но при этом обладать массой, которая в 3 раза меньше массы “Фау-2”. В 50х годах 20 века было решено на основе “Викинга” создать космический носитель “Авангард” путем добавления двух дополнительных ступеней. Длина новой ракеты составила 23 метра при общей массе в 10 тонн. Для запусков “Авангарда” на мысе Канаверал была построена площадка LC18A. Первые три запуска в 1956-1957 годах были проведены по суборбитальной траектории. 6 декабря 1957 года была осуществлена первая попытка запуска искусственного спутника в США (“Авангард-1А” массой в 1 кг). Всего было произведено 11 запусков спутников с помощью “Авангарда”, из них 8 были неудачными (ещё один запуск частично-неудачный). Стоимость одного запуска ракеты составляла 5.7 млн. долларов 1985 года. Позже площадка LC18А в 60х годах 20 века несколько раз использовалась для суборбитальных запусков легкой РН “Скаут”.
Сравнение некоторых используемых американских РН с российским Протоном
Интенсивное использование космодрома для запусков в космос привело к строительству в конце 50х годов площадки LC43, предназначенной для запусков метеорологических ракет. С 1959 по 1984 годы с неё было произведено больше двух тысяч запусков ракет. Высота запускаемых ракет с этой площадки была ограничена 100 км, их масса не превышала нескольких десятков килограмм, а длина ограничиваюсь 3 метрами. В 1987 году рядом с площадкой LC43 была построена площадка LC46, предназначенная для наземных испытаний новой баллистической ракеты “Трайдент II”. В результате этого запуски метеорологических ракет были перенесены на площадку LC47 (полтысячи пусков в период с 1987 по 2008 годы).
Материалы по теме
Испытательные запуски на LC46 продолжались до 1989 года (было проведено 19 запусков). После этого в 1998-1999 годах площадка LC46 использовалась для двух запусков твердотопливной РН “Афина-1” и “Афина-2”. В ходе одного из этих запусков в космос отправился лунный зонд “Лунар Проспектор”. Позже существовали планы использования этой площадки для новой твердотопливной РН “Минотавр-4”, представляющей собой трехступенчатую твердотопливную МБР “Миротворец” с добавленной четвертой ступенью. С 2018 года планируется использование площадки LC46 для запусков небольшой РН “Вектор-Р” (полезная нагрузка 50 кг, длина 12 метров и масса 5 тонн).
Кроме наземных пусковых установок космодрома для запусков ракет активно используется и прибрежная акватория мыса Канаверал. C 1959 по 2016 годы оттуда с подводных лодок выполнено 977 пусков твердотопливных баллистических ракет. Если дальность первой американской баллистической ракеты для подводных лодок (Polaris A1) составляла 1900 км, то у ракеты “Трайдент-2” она достигает 11100 км. Большинство запусков баллистических ракет производит в сторону острова Вознесения, который находится в центральной части Атлантического океана на расстоянии в 9200 км от космодрома. Этот остров принадлежит Великобритании, и на нем находится крупный радар для отслеживания падающих боеголовок.
Траектория запусков американских МБР с побережья Флориды в сторону острова Вознесения в Атлантическом океане
В дополнение активно используется для запусков ракет и воздушное пространство космодрома. В 1993-2016 года с мыса Канаверал осуществлены запуски шести твердотопливных трехступенчатых РН “Пегас” с целью вывода спутников с борта самолетов NB-52B и L-1011 (для их взлета использовались полосы космодрома RW15/33 и RW13/31).
Лунная программа NASA и программа Спейс Шаттл
12 сентября 1961 года американский президент Джон Кеннеди объявил о том, что до конца текущего десятилетия американцы высадятся на Луну. Новая космическая программа, получившая название “Аполлон“ должна была вернуть лидерство США в космосе, утраченное после запуска СССР первого спутника и первого космонавта. Ограниченные сроки программы “Аполлон” привели к тому, что бюджет NASA в 60х годах 20 века достиг максимальных показателей, как в абсолютных цифрах, так и относительно ВВП США. Штат Флорида стал одним из важнейших звеньев программы, в связи, с чем NASA c 1963 года приобрело остров Мерритт площадью в 570 квадратных километров, который находится вблизи мыса Канаверал. До этого все запуски с космодрома осуществлялись ВВС США с мыса Канаверал. NASA решила использовать для своих нужд только 10 процентов территории острова Меритт, остальная территория была преобразована в заповедник. Космическая инфраструктура NASA после убийства Д. Кеннеди получила название Космический центр Кеннеди, сейчас там работает до 15 тысяч гражданских специалистов.
Остров Мерритт (область белого цвета) и мыс Канаверал (область зеленого цвета) на карте
Для лунной программы в космическом центре Кеннеди в краткие сроки было построено множество огромных объектов с рекордными габаритами:
- Здание вертикальной сборки высотой в 160 метров, длиной в 218 метров и шириной в 158 метров. Здание обладает самыми высокими воротами в мире, по занимаемому объему (4 млн. м3) находится на 6-ом месте в мире, а по высоте является самым высоким зданием в США вне городской черты. Огромные размеры нового здания были вызваны небывалыми размерами ракеты “Сатурн-5” для лунной программы: высотой больше 110 метров.
- Для транспортировки ракеты с пусковой установкой общей массой в несколько тысяч тонн от здания вертикальной сборки до места старта были построены два огромных гусеничных транспортера. Каждый из них весит почти 4 тысячи тонн, обладает длиной в 40 метров, шириной в 35 метров и способен перевозить грузы до 6 тысяч тонн. Скорость движения транспортеров в загруженном состоянии не превышала 2 км в час, в результате чего длительность перевозки ракеты на дистанцию 6 км составляла 12 часов. Диаметр первой и второй ступени ракеты “Сатурн-5“ в результате чего её было невозможно перемещать по автомобильным или железнодорожным дорогам. В итоге ступени начали строить вблизи Нового Орлеана и Лос-Анджелеса и транспортировать на космодром с помощью барж:
Изображение взято с сайта NASA
- Стартовый комплекс 39. Первоначально планировалось построить пять пусковых установок (A,B, С, D и E), но в итоге были построены только две из них (A и В).
Расстояние между стартовыми площадками составило 2.6 км, на каждой из них было построено по одной заправочной башне высотой 120 метров и одной мобильной башне обслуживания высотой в 125 метров.
Снимок стартового комплекса перед запуском Апполон-11.
Для отвода выхлопных газов стартующих ракет под каждой из стартовых площадок был вырыт ров длиной в 137 метров, шириной в 18 метров и глубиной в 13 метров. Для направления в ров выхлопных газов использовался 635-тонный железобетонный пламеотражатель высотой в 12 метров, шириной в 15 метров и длиной в 23 метра. Кроме того в те годы разрабатывался проект ещё более крупной ракеты “Нова” для пилотируемого полета к Марсу.
Испытания первых баллистических и орбитальных ракет проходили через множество аварийных запусков. Учитывая огромные размеры и массу новой ракеты “Сатурн-5” для лунных запусков в американском космическом агентстве решили провести как тщательную наземную отработку двигателей и ступеней ракеты, так и провести испытательные запуски уменьшенной версии ракеты, получившей название “Сатурн-1“. Кроме того дополнительная ракета потребовалась для испытания космического корабля “Аполлон“ на околоземной орбите. Для запусков РН “Сатурн-1” были построены три стартовых площадки LC34, LC37А и LC37B. Во время предстартовой подготовки в результате пожара 27 января 1967 года на LC34 погиб экипаж корабля Апполон-8. Со стартовых площадок LC34 и LC37B были осуществлены 19 успешных запусков РН “Сатурн-1” в 1961-1978 годах, после чего в 1972 году все три стартовых площадки были демонтированы. С 2002 года площадка LC37B стала использоваться для запусков новой ракеты “Дельта-4“. К настоящему времени с неё осуществлено 29 запусков этих ракет. 5 декабря 2014 года с площадки L37B был осуществлен первый испытательный беспилотный запуск пилотируемого корабля “Орион”.
Запуски РН “Сатурн-1”
В 1967 году пришел черед ракете “Сатурн-5”. За период с 1967 по 1973 год исполинская ракета 13 раз запускалась с 39 площадки, из которых 10 были пилотируемыми полетами к Луне (6 из них с высадкой на поверхность), а во время последнего запуска на околоземную орбиту была выведена массивная орбитальная станция “Скайлэб”. Во время запусков “Сатурн-5” площадка LC37В использовать только раз (для запуска “Апполон-10”).
Запуски РН “Сатурн-5”
Потребность пилотируемых полетов к “Скайлэб“ привела к необходимости нескольких запусков “Сатурн-1“ c 37 площадки (к этому времени стартовые установки для нее на LC34 и LC37 были разобраны). Чтобы поместить сравнительно небольшую ракету на огромном стартовом комплексе использовалась арматурная подставка:
Таким образом, в 1973-1975 годах было осуществлено четыре запуска “Сатурн-1” с LC39В (из них три были полетами к “Скайлэб“, а последний полет осуществлен в рамках первого советско-американского совместного полета “Союз-Аполлон”). Сейчас о лунной программе на космодроме напоминает неиспользованная ракета Сатурн-5, которая выставлена для всеобщего обозрения.
Сатурн-5
После закрытия лунной программы возник вопрос использования построенной инфраструктуры. После недолгих раздумий NASA решило использовать здание вертикальной сборки со стартовыми комплексами 39 площадки и огромными транспортерами для запуска многоразовых кораблей “Спейс Шаттл”. В дополнение для посадок кораблей на острове Мерритт была построена посадочная полоса длиной в 4.6 км. Стартовый комплекс был преобразован в конструкцию с поворотным механизмом.
В итоге с 1981 по 2001 годы с 39 площадки были совершены 135 запусков, лишь один из которых был неудачным (взрыв “Челленджера” 28 января 1986 года). С 39А было произведено 82 запуска шаттлов, с 39В 53 запуска. После закрытия программы “Спейс Шаттл” в 2011 году NASA решило использовать в дальнейшем только один стартовый комплекс LC39В. С него в 2009 году был произведен испытательный пуск Ares I-X, а с 2019 года планируется его использование для запусков сверхтяжелой РН SLS. Второй стартовый комплекс LC39В в 2013 году был передан в аренду на 20 лет компании SpaceХ для запусков многоразовых ракет “Falcon-9” и “Falcon Heavy”. К настоящему времени с этого комплекса произведено 10 запусков “Falcon-9” (все из них в 2017 году), и готовится первый запуск “Falcon Heavy”.Компания SpaceX не планирует использовать здание вертикальной сборки NASA, так как она является единственным нероссийским участником пускового рынка, который использует горизонтальную сборку ракет. Преимуществом горизонтальной сборки ракет является небольшая высота зданий для сборки ракеты, а её недостаток заключается в повышенной прочности и массы ракеты на изгиб. По аналогичному пути собирается пойти и компания Blue Original при сборке своей тяжелой многоразовой ракеты New Glenn. Кроме того при сборке РН “Дельта-4” первую и вторую ступень соединяют горизонтально, и боковые ускорители пристыковывают в вертикальном положении. Другой особенностью горизонтальной сборки является упрощение стартового комплекса (к примеру, башен обслуживания), которое с одной стороны приводит к удешевлению запусков, а с другой затрудняет исправление выявленных неисправностей перед запуском.
Инфраструктура и будущие перспективы космодрома
За всю историю космодрома на нём было построено 50 наземных площадок для запусков различных типов ракет, и планировалась постройка ещё 7 наземных стартовых площадок. Кроме того к территории космодрома относится акватория, предназначенная для запусков баллистических ракет с подводных лодок и три зоны для запусков ракет воздушного базирования. На территории космодрома находится три взлетно-посадочных полосы (RW15/33, RW30/12, RW31/13), которые использовались как для посадок космических кораблей многоразового использования, так и для взлетов самолетов с ракетами “Пегас”, предназначенными для запуска спутников на орбиту. К настоящему времени из наземных стартовых площадок осталось только 4 действующих площадок для запусков в космос, в недалеком будущем планируется использование ещё 3 стартовых площадок для космических запусков.
Детальная схема космодрома
В настоящее время максимальное наклонение при запусках спутников с мыса Канаверал составляет 57 градусов. Однако в начале космической эры использовалась особая траектория по направлению к Кубе с полетом мимо Майями, которая позволяла выводить спутники на полярные орбиты. При запуске 22 июня 1960 года навигационный спутник Транзит-2А был выведен на орбиту с наклонением в 66 градусов, но при запуске 30 ноября 1960 года следующего навигационного спутника Транзит-3А произошло внеплановое отключение первой ступени, в результате чего упавшая ракета убила корову на Кубе. После этого запуски по кубинской траектории были прекращены. В то же время в 1965-1969 годах были осуществлены пять запусков метеорологических спутников (Тирос-9, Тирос-10, ESSA-1, ESSA-2 и ESSA-9) на орбиты с наклонениями в 92-102 градусов путем дополнительных включений верхней ступени. Космический корабль “Атлантис“ во время миссии STS-36 в 1990 году выходил на орбиту с наклонением в 62 градусов с целью вывода военного спутника KH 11-10. В последние годы появляются предложения по повторному использованию кубинской траектории по причине частых и разрушительных лесных осенних пожаров в Калифорнии вблизи другого американского космодрома Ванденберг. В настоящее время количество запусков на полярные орбиты из Ванденберга является сравнительно небольшим в связи, с чем перенос этих запусков на мыс Канаверал привел бы к значительной экономии средств. Для запусков по кубинской траектории потребуется оборудовать ракеты системой автоматического самоуничтожения, которая будет срабатывать в случае отклонения ракеты от плановой траектории. При запусках по новой траектории первая ступень будет падать в проливе между Флоридой и Кубой.
Действующие и будущие американские РН. Для сравнения указан российская РН “Союз”.
В 2018 году планируется осуществить 35 запусков с флоридского космодрома, что почти в 2 раза больше, чем было осуществлено в 2017 году (19 запусков). В это число войдут учебные запуски баллистических ракет “Трайден” с подводных лодок. Ожидается, что к 2020-2023 годам число ежегодных запусков с мыса Канаверал может достичь 48. Тем самым космодром во Флориде выйдет на самую большую интенсивность запусков за всю свою историю (до этого наибольшее количество запусков в космос с космодрома было осуществлено в 1966 году — 31).
Будущее космодрома является безоблачным, так как в его инфраструктуру продолжают вкладывать миллиарды долларов как государственное агентство NASA, так и крупный частный бизнес (компании SpaceX и Blue Origin). В ближайшее время космодром начнет использоваться для запусков тяжелых многоразовых РН “Falcon Heavy” и “New Glenn” и американских пилотируемых кораблей “Драгон-2” и “Орион”. Последний из названных кораблей будет запускаться с помощью сверхтяжелой одноразовой РН SLS. С другой стороны большой проблемой на мысе Канаверал по сравнению с другими американскими космодромами являются частые ураганы и молнии.
Экспозиция ракет, выставленная на мысе Канаверал ( стартовая площадка №26). Среди них есть Atlas D, Atlas F, Atlas F, Thor-Able, Delta-B, Jupiter-C, Redstone, Mercury-Redstone, Titan II.
Сильный ветер приводит к регулярному повреждению зданий на космодроме и частым переносам запусков, молнии вынуждают тратить большое количество ресурсов на противомолниевую защиту стартовых площадок и инфраструктуры, а высокая влажность ведет к быстрой деградации стартовых сооружений космодрома.
comments powered by HyperComments
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Просмотров записи: 2078
Запись опубликована: 23.01.2018
Автор: Борислав Славолюбов
spacegid.com
Космодром на мысе Канаверал | OMyWorld
Космодром на мысе Канаверал в США – это космический центр имени Джона Кеннеди и база ВВС, являющаяся подразделением Космического командования ВВС Соединенных штатов.
Космический Центр Кеннеди расположился на острове Меррита, находящемся в непосредственной близости от самого мыса Канаверал. НАСА стала скупать здесь земли в начале 1960-х годов, после того, как в США началась активная работа над лунной программой. Сегодня размеры Центра Кеннеди – 55 км в длину и примерно 10 км в ширину, а общая площадь — 567 км².
На территории Центра находятся несколько стартовых площадок, отсюда, из стартового комплекса № 39, производится запуск шаттлов. Небольшая часть Центра отведена для посетителей: здесь разместился специальный комплекс, в котором оборудованы музеи, а также два кинотеатра IMAX, где можно посмотреть главные моменты программы «Аполлон». Специальные автобусные туры Центра рассчитаны на то, чтобы познакомить гостей с закрытыми местами комплекса. Кроме того, здесь же находится памятник «Космическое зеркало» – мемориал, посвященный погибшим астронавтам.
База ВВС, находящаяся непосредственно на мысе Канаверал, не участвует в запуске космических челноков. Однако, и отсюда прежде начинались важные для США космические исследования. Так, в 1958 году с территории базы ВВС был запущен первый в Америке спутник Земли «Эксплорер-1», отсюда в 1967 году улетел в космос первый экипаж из трех человек «Аполлон-7», а в период с 1962 по 1977 году были запущены автоматические межпланетные станции для исследования планет Солнечной Системы. Сегодня на территории базы находятся стартовые комплексы для запуска самых мощных американских беспилотных ракет, как действующие, так и уже не активные.
omyworld.ru
Мыс Канаверал. Ближе к звездам
Мыс Канаверал, штат Флорида, — именно здесь расположена главная стартовая площадка Восточного ракетного полигона — основной космический порт Соединенных Штатов.
Среди сахарного тростника
Высадившиеся в 16-м веке на побережье Флориды европейцы дали мысу название Cañaveral, что в переводе с испанского означает «заросли сахарного тростника». После изгнания коренного населения — индейских племен тимакуа, калусов и семинолов — на землях мыса обосновались разрозненные фермерские хозяйства, а на побережье — рыбаки и заготовители креветок.
К середине прошлого века зарождающейся американской космонавтике потребовался полигон для испытания ракет. С 1948 года стали проводиться работы по реорганизации военно-морской станции «Банана Ривер» (ВМС США) и созданию на ее основе базы ВВС США и испытательного центра. Месторасположение было выбрано не случайно. Малонаселенность и близость Атлантического океана сводили к минимуму опасность для окружения в случае неудачных суборбитальных стартов.
Если отыскать мыс Канаверал (космодром) на карте, бросится в глаза довольно низкая широта местности — 28˚с.ш. Для сравнения: Байконур — 45˚с.ш. Это гарантирует дополнительные преимущества:
Первые запуски
Первый корабль двухступенчатый носитель космодром на мысе Канаверал отправил в небо в июле 1950 года. Разгонный аппарат ракеты «Бампер-2» позволял достигнуть рекордной на тот момент высоты — 400 км. А вот попытка вывести на околоземную орбиту первый искусственный спутник в декабре 1957 года завершилась неудачей — взрыв топливных баков уничтожил ракету-носитель «Авангард TV-3» спустя две секунды после старта. В 1958 г. работы по исследованию космического пространства и по созданию научно-технической базы возглавило вновь созданное ведомство федерального правительства — NASA.
Эксплуатация стартового комплекса выявила и негативные факторы местности: мыс Канаверал изобиловал сильными ураганами и грозами. Дважды стартовые сооружения были частично разрушены природными катаклизмами, а для обустройства молниезащиты пришлось дополнительно выложить несколько десятков миллионов долларов.
Мыс Канаверал — космодром или база ВВС?
В 1962 году Национальное Агентство начало строительство собственных стартовых установок, получивших название Центра запусков, а с ноября 1963 г. (после убийства 35-го президента США) они были переименованы в Космический центр Кеннеди. Всего на территории мыса и соседнем острове Мерритт-Айленд, связанных общей инфраструктурой, было возведено более тридцати пусковых площадок.
В прессе довольно часто космодромом на мысе Канаверал именуют, по сути, два административных подразделения, принадлежащих разным правительственным структурам. Все запуски до 1965 г. выполнялись с базы ВВС. Наиболее известные миссии:
- Вывод на орбиту первого американского спутника (1958 г.).
- Первый американский суборбитальный (1961 г.) и орбитальный (1962 г.) полет астронавта.
- Запуск первого американского экипажа из двух (1964 г.) и из трех (1968 г.) человек.
- Исследование космических тел Солнечной системы межпланетными автоматическими станциями.
От «Джемини» до «Шаттла»
Началу звездной эпопеи Центра им. Кеннеди дал старт пилотируемого аппарата серии «Джемини» с двумя астронавтами на борту. Всего в этой миссии было выполнено 12 космических рейсов. Основным достижением стал выход в открытый космос астронавта Э. Уайта.
Мыс Канаверал провожал в полет всех астронавтов, побывавших на естественном спутнике Земли. Все старты по программе подготовки и осуществления пилотируемого полета и высадки на Луну («Аполлон») производились пусковыми площадками Центра.
Отсюда же начинали свой путь на околоземные траектории пять американских «Шаттлов» — космических челноков. С 1981 по 2011 г. было выполнено 135 рейсов. Доставлено на орбиту 1,6 тыс. тонны полезных грузов и оборудования, проведена масса научно-исследовательских и ремонтно-монтажных работ.
Сегодня и завтра
С 2011 года мыс Канаверал не осуществляет пилотируемых запусков. В связи с сокращением финансирования космических программ в рабочем состоянии поддерживается только четыре стартовые площадки. Часть комплексов переоборудуется и модернизируется для запуска новых носителей. Например, установка LC-39А (впервые с 2011 г.) готовится отправлять в космос ракеты серии Falcon 9FT. На февраль-март 2017 года запланировано три старта.
Разрыв экономических связей с Россией ставит под вопрос некоторые звездные проекты США. Все большее значение приобретают разработки частных космических агентств. Так, проекты Dragon и Falcon-9 от компании SpaceX призваны снизить зависимость отрасли от комплектующих из России. Между тем НПО «Энергомаш» подтвердило готовность поставить в США в течение двух лет 14 ракетных двигателей РД-181 по заключенному ранее соглашению.
fb.ru
США, Флорида. | Блог Глеба и Валерия Савченко
Прошел еще один год. Будто вчера мы кричали Happy New Year на озере Инле в Мьянме, а вот уже канун 2016 года!
В Орландо мы арендуем Шевроле, устраиваемся в отеле и начинаем новогоднее исследование местных достопримечательностей. Первым в нашем списке знаменитый мыс Канаверэл, с расположенным на нем космическим центром имени Кеннеди. Если быть точнее, центр расположен на острове Меррит, который в свою очередь находится на мысе Канаверэл, но это детали. Главное, что с 1964 года название мыса стало мировым синонимом слова космодром. Также как наш советский Байконур. Космический центр Кеннеди это комплекс сооружений для запуска космических аппаратов и управления полётами, принадлежащий НАСА. От Орландо до космодрома чуть более 120 километров, которые пролетают совершенно незаметно и бодро, хотя в нашем привычном часовом поясе сейчас ночь и организм должен хотеть спать. В центре Кеннеди много удивительных вещей и я с удовольствием поделюсь нашими впечатлениями.
Первая площадка — rocket garden — сад ракет.
Здесь представлены Juno I, Mercury-Redstone, Thor, Mercury-Atlas, Gemini-Titan II. На заднем плане горизонтально — гигант Saturn IB. Меркурий — первая пилотируемая космическая программа США. С 1959 по 1963 годы выполнено 6 пилотируемых полетов одноместных аппаратов Меркурий. Джемини — вторая программа США на космических кораблях серии Джемини, значительно превосходивших тип Меркурий (2 члена экипажа, большее время автономного полёта). По программе Меркурий были отработаны методы сближения и стыковки, впервые в истории осуществлена стыковка. В 1965-1966 годах совершено 10 пилотируемых полетов. Огромная ракета Сатурн обслуживала лунные программы Аполлон, но о ней поговорим позже.
Это интересно, но я спешу рассказать про главную экспозицию центра — музей орбитальных шаттлов.
А именно многоразового транспортного космического корабля НАСА и первого экземпляра корабля системы «Спейс шаттл», летавшего в космос. Прямо у входа в выставочный ангар находится образец того самого гениального технического решения, которое позволило вывести в космос многотонную громадину шаттл — система твердотопливных ускорителей с внешним топливным баком.
Твердотопливные ускорители (две ракеты по бокам),оказывается тоже используются многократно. Перед стартом над океаном начинают воздушное патрулирование специальное вертолетное подразделение космодрома с водолазами на борту. Их основная задача определить место падения в океан корпусов этих твердотопливных ускорителей, подлететь к ним, спустить в воду водолазов, которые, в свою очередь, должны прикрепить к ним буксировочные тросы для того, чтобы отбуксировать корпуса на космодром и использовать их в дальнейшем при последующих стартах. Единственная часть которую не удается использовать повторно – «вторая ступень» «оранжевая сигара», на которой крепится шаттл во время старта, и которая собственно и выводит корабль на орбиту после отделения первых ускорителей. Эта часть ракеты после выработки топлива и отделения от шатла сгорает в плотных слоях атмосферы.
А вот модель того как выглядит космический челнок в сборе:
В ангаре начинается шоу — на огромном экране демонстрируется фильм о том, как создавался челнок, от идеи и до воплощения, в фильме реальные инженеры и конструкторы рассказывают как они изобретали это невероятное творение. Потом заинтригованные люди переходят в следующую огромную аудиторию, стены которой представляют собой сферический экран. Начинается вторая часть фильма. На экранах воссоздается момент запуска космического челнока. Ощущение полностью реалистичны, и звук и картинка. Такое ощущение, что наблюдаешь старт по настоящему.
Затем на сферическом экране короткими роликами, соединенными в одну сюжетную нить перед глазами зрителей предстает вся героическая эпопея многочисленных космических миссий, особое внимание конечно уделяется главному мировому событию — выведению орбитального телескопа Хаббл на околоземную орбиту. Лектор рассказывает про потрясающие и малоизвестные факты работы астронавтов в космосе. Перед глазами проходят старты и приземления и вот наконец в голосе рассказчика слышаться грустные нотки, он повествует о последнем полете. На экране громадина корабля несущегося на взлетно-посадочную полосу, он несется прямо на нас и вдруг…. Американцы конечно из всего могут сделать феноменальное шоу, в этом они просто неподражаемые мастера. Пока мы сентиментально проживаем эмоцию печали завершившейся космической Одиссеи, представшей перед глазами, экран незаметно поднимается открывая вход в следующий ангар в котором в точно таком же положении, как в последнем кадре фильма находится … тот самый легендарный шаттл. Размер корабля который был показан на экране соответствует размеру настоящего корабля и от этого иллюзия полного присутствия совершенна. Кажется, что ты был свидетелем этих необыкновенных космических событий. Потрясенные, мы переходим в следующую часть комплекса.
Я даже представить не мог, что увижу тот самый «Атлантис», о котором грезил в школьном возрасте, завороженно глядя на экран телевизора. Вот это ДА! С ума сойти можно, невероятно.
С октября 1985 по июль 2011 года шаттл «Атлантис» совершил 33 космических полёта, провёл на орбите 307 суток, пролетел в общей сложности 202,6 млн километров, совершил 4848 витков вокруг земли, в состав его экипажей входило 189 человек.
Рядом расположены реальные тренажеры на которых пилоты закрепляли навык взлета и посадки. Мы можем повторить те же действия по приземлению на мысе Канаверал, там где мы сейчас находимся. Разве это не чудо?
В этом же павильоне находится телескоп Хаббл (наверное это макет, ведь настоящий Хаббл все еще в космосе), выводил его на орбиту шаттл Дискавери, но техническое обслуживание проводилось с Атлантиса, я помню фантастический сюжет об этом по телевизору. Размещенный в космосе, телескоп даёт возможность регистрировать электромагнитное излучение в диапазонах, в которых земная атмосфера непрозрачна; в первую очередь — в инфракрасном диапазоне. Благодаря отсутствию влияния атмосферы разрешающая способность телескопа в 7—10 раз больше, чем у аналогичного телескопа, расположенного на Земле.
Также здесь можно посмотреть интереснейшие экспонаты, например настоящие скафандры и системы к которым крепились астронавты, работая в открытом космосе.
Следующая не менее удивительная экскурсия прямо на космодром к самому большому в мире одноэтажному зданию в мире. Здание для сборки кораблей Vehicle Assembly Building (VAB) занимает 3,25 гектара площади. Его габариты:
— 160 метров в высоту (для примера, статуя Свободы в Нью Йорке — 93 метра)
— 218 метров в длину
— 158 метров в ширину
— внутренний объем 3 664 883 кубометров (Пентагон — 2 181 117 кубометров)
На фасадной стене размещен самый большой флаг США в мире :handup: (64х33 метра).
Здание было построено специально для сборки ракет, доставлявших экспедиции Апполо на Луну. А это были (да и есть) самые большие ракеты в истории человечества. Ракеты должны были выезжать из этого здания в «снаряженном положении» т.е. вертикально. Именно этим фактом и объясняются размеры здания. В нем 4 двери по 4 секции для заезда/выезда ракет и каждая состоит из четырех секций. Общая высота дверей 139 метров (это была высота ракеты Апполон :fear2: ) Для того, чтобы сегодня завезти вывести шатл достаточно открыть всего 2 секции из 4-х. Дорога от «сборочного цеха» до стартовой площадки всего 2 мили, но чтобы их преодолеть тягачу с кораблем требуется более 8-ми часов.
Очередное шоу: воссозданная до мелочей история запуска громадного Сатурна на Луну в реальном Центре управления полетов. В том самом, где и проходило это эпохальное событие. В центре управления полетом включаются компьютеры, за которыми работали операторы, загораются, табло с видеотрансляцией (как-бы прямой), электронные счетчики, таймеры. Начинает звучать металлический голос, подающий команды для синхронизации работы. Идет обратный отчет времени 4,3,2,1… пуск. Бункер ЦУПа начинает дрожать, стекла в окнах дребезжать и наконец небо за окном (на самом деле жидкокристаллические экраны ) окрашивается в багровый цвет. И снова ощущение персонального присутствия при знаменательном запуске Сатурна.
Выходим из ЦУПа и снова попадаем в громадный ангар, в котором расположен детище гениального конструктора Вернера фон Брауна, грозный великан Сатурн-5. Это ракета до сих пор остается самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она доставила на Луну 47 тонн полезного груза и она же доставила на наш естественный спутник первого человека.
Такая громадина выводила на орбиту вот такую крохотную капсулу, в которой находились астронавты. Сложно представить, что должны испытывать люди, которых уносила в космос, непостижимая уму мощь… И ведь человек, находящийся в этой капсуле ничем не управлял, он полностью находился в руках специалистов Центра управления полетов.
Следующая экспозиция скафандры. От самых первых, примитивных
опытных (довольно смешных) экземпляров,
и до современных.
Есть даже прототипы скафандров, разрабатываемых для марсианской миссии.
Марсу, как наиболее близкой перспективе посвящен отдельный павильон. Там множество интерактивных стендов, экспонатов, конструкторских разработок. Работа идет полным ходом и НАСА спешит популяризировать эту работу.
А мы продолжаем осматривать павильон с Сатурном-5. Тут же находится лунный модуль.
и еще одно технологичное шоу посвященное высадке человека на луне. Все это происходит в в IMAX — кинотеатре, но на поверхность, имитирующую поверхность луны опускается реальный модуль, потом появляется астронавт и устанавливает американский флаг на фоне изображенного на экране огромного диска Земли. И вот уже перед нами картинка со знакомого каждому современнику фотографии.
Все увиденное нами переводит меня в какое-то иное состояние сознания, я не могу понять, как с уровнем технологий конца 60-х годов удалось запустить с Земли громадного, даже по сегодняшним меркам, монстра с тремя астронавтами, да еще и с луноходом в придачу, вывести этот корабль на лунную орбиту, отделить от корабля специальный спускаемый аппарат-ракету с двумя астронавтами (и с тем же самым луноходом в придачу), прилунить этот корабль на Луну, провести определенную работу на нашем спутнике, взлететь с Луны, пристыковаться к орбитальному кораблю и, в конце концов, вернуться на Землю. Я даже не про деньги говорю, с этим все понятно (только на программу Сатурна было потрачено 47,25 миллиардов долларов в ценах 2014 года), как вообще это смогли сделать? Неужели все таки это было правда? Я не могу в это поверить… не могу!
Ну и в заключение, мы фотографируемся на память с настоящим астронавтом НАСА, полковником армии США, совершившим ТРИ!!!!! космических полета, на шаттлах: STS-38 (1990, «Атлантис»), STS-48 (1991, «Дискавери») и STS-62 (1994, «Колумбия»). Так что прощаемся до следующего репортажа и остаемся навеки ваши,
Глеб, полковник Чарлз Доналд Гемар и Валерий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Космический центр Кеннеди так потряс меня, что хочу еще раз для себя перечислить этапы американской космонавтики.
1. В 1961 году президент Кеннеди формулирует задачу запуска к концу десятилетия человека на Луну. Конгресс США одобрят программу Аполлон, и образованное в 1958 году Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического простра́нства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) начинает масштабный проект расширения базы на Мерритт-Айленд для запуска космических аппаратов.
2. С 1959 по 1963 годы выполнено 6 пилотируемых полетов одноместных аппаратов Меркурий.
3. В 1965-1966 годах совершено 10 пилотируемых полетов Джемини (программа с более высоким уровнем сложности и 2 членами экмпажа.
4. Лунная программа Аполлон, 13 запусков, 6 миссий по полету людей на луну.
5. с 1981 по 2011 год было произведено 135 пусков космических челноков Спейс-шаттл.
6. С 14 апреля 2014 SpaceX занимается проектами ракеты-носителей Falcon 9 v1.1 и Falcon Heavy, а также пилотируемым космическим кораблем Dragon V2. Другую стартовую площадку LC-39B планируется использовать для пусков ракеты-носителя SLS с пилотируемым космическим кораблем Орион.
Интересные факты про мыс Канаверал:
1. Почему космодром размещен именно здесь. Ответ заключается в том, что экономически запуски должны производится как можно ближе к экватору. Ближе на юг есть еще Майами (300 км.), но погодные условия там слишком сложны, очень часты ураганы
2. Как ни странно, но мыс Канаверал является еще и заповедником.Так что деятельность НАСА строго регламентирована. Запрещено мешать жизни дикой природы, за исключением вопросов жизнедеятельности космодрома. Это означает, что цивилизация здесь только в близи построек и дорог, а все остальные огромные площади — это просто нетронутая флора и фауна. Полностью запрещена любая охота и рыбалка и благодаря этому везде огромное количество непуганной дичи. Пока мы объезжали космодром на автобусе, несколько раз видели дремавших у обочин крокодилов (во Флориде вообще и на Канаверале в частности много болот и речек). Так же тут живут дикие кабаны, пантеры, олени, медведи, еноты и орлы.
3. Летом тут часты штормы, смерчи, грозы и молнии. Если это происходит во время посадки шаттла, то то его направляют на посадочную полосу военной базы Andrews в Калифорнии. И в этом случае NASA вынуждено тратить 5 млн долларов на транспортировку шаттла обратно во Флориду.
4. Во время запусков, (а они тут бывали очень часто) свободно продаются билеты на то, чтобы увидеть это незабываемое зрелище своими глазами.
5. НАСА поздравляет всех с 2016 годом!
УРА!
sav4enko.ru
Kennedy Space Center — Экскурсия на мыс Канаверал NASA
Космодром на мысе Канаверал в США открыт для свободных посещений и экскурсий. Не упустите свой шанс коснуться своей детской мечты. Специализированный Kennedy Space Center создан в рамках образовательной и просветительской программы. Возможно, мы знаем о космосе больше. Но доступности к настоящим космическим объектам в России нет, кроме павильона Космос в ВДНХ.
Экскурсия на мыс Канаверал покажет события 50 летней давности и позволит попробовать испытать на себе лично ощущения космонавтов при взлете космического шаттла. К сожалению, эксперименты с шаттлами на сегодняшний день приостановлены, хотя идея космического челнока с возможностью пилотируемого многоразового запуска – гениальна и весьма перспективна. В России данные технологии реализованы в проекте «Буран».
Экскурсия в космический центр NASA
Мы все хотя бы немного бредим космосом и мечтаем о межзвездных полетах. Слова спутник, луноход и Гагарин без изменений вошли в сотни языков мира. Несколько десятилетий на вопрос кем ты хочешь стать, миллионы мальчишек и девчонок отвечали – «космонавтом!». И это было правдой и настоящей, реальной мечтой. Не всем известно, что космический центр НАСА на мысе Канаверал открыл двери для свободного посещения.
Возможно, история о первых людях на Луне – всего лишь легенда и эффектная павильонная съемка, выполненная гениальным Кубриком. Но Америка, как и СССР, имеет свою, вполне реальную космическую историю. И лунный реголит в лабораториях – вполне реален. Может быть, он привезен автоматическими модулями, а может быть и правда, рифленые ботинки американских астронавтов коснулись пыльного лунного грунта, оставив следы в истории человечества.
Экскурсия на остров Меррит позволяет прикоснуться к американской части истории освоения космоса.
Что смотреть на экскурсии: музей и аттракционы
Для экскурсий на космодроме предлагается развлекательная и обучающая программа. Можно посмотреть видео стартов и уникальную тематическую подборку по работам в космосе, наблюдать за стапелями для вертикальной сборки ракет и действующей техникой. Особое внимание уделено космической программе Аполлон и стыковке кораблей Союз – Аполлон, международной космической станции и реальной работе астронавтов.
Аттракцион «старт шаттла» имитирует перегрузки, вид из иллюминатора и даже мгновения невесомости с максимальной точностью. Аттракцион продолжается 12 минут и космонавты, которым довелось пережить реальный взлет на шаттле, подтверждают его реалистичность.
Расположение
На поле стоят 8 настоящих космических ракет в качестве наглядного пособия, иллюстрирующего развитие инженерной мысли в области космического ракетостроения.
Космодром на мысе Канаверал расположен на берегу Атлантики, примерно в 3 часах езды от Майами. Объектов для пристального рассмотрения очень много, многое разрешают потрогать руками. Это потрясающие и незабываемые ощущения.
Обратите внимание, космодром действующий. Можно стать реальным свидетелем пуска ракет со стартовой площадки. Что особенно приятно – это профессионализм экскурсоводов, готовых поговорить и о Циолковском, показать дополнительные материалы, объяснить реальные инженерные решения.
Программа маршрута
Автомобильная экскурсия на мыс Канаверал, где находится Космический центр НАСА, позволит вам побывать на единственном в западном полушарии космодроме и увидеть своими глазами историю освоения космоса.
Космический центр имени Джона Кеннеди был построен для запуска космических аппаратов и управления полетами. В 2008 году здесь работало 13,5 тыс. специалистов.
Экскурсия на мыс Канаверал включает посещение уникального выставочного комплекса при космодроме. Ваше внимание обязательно привлекут 8 ракет, наглядно демонстрирующих развитие космических программ США. Здесь можно даже посидеть в точно скопированном Шаттле и почувствовать себя настоящим космонавтом.
Экскурсионный маршрут пройдет рядом со знаменитой стартовой площадкой LC-39, с которой запускались все шаттлы. Далее автобус доставит вас до Центра Аполлон-Сатурн-V, где демонстрируется наиболее мощная лунная ракета Сатурн-V. В Музее космонавтики вы сможете подержать в руках кусочек красной планеты. У вас будет шанс ощутить на себе силу гравитации на тренировочных симуляторах в Музее астронавтов.
Перенестись на станцию «Мир» в команде космонавтов поможет просмотр фильмов в трехмерном формате в кинотеатре IMAX. Экскурсия в Космический центр НАСА, который является закрытой зоной, оставит незабываемые впечатления.
Продолжительность экскурсии | 10-12 часов |
---|---|
Стоимость | $699 |
Иные условия | Билеты экскурсоводу оплачиваются дополнительно |
Заказать экскурсию
Адрес | Kennedy Space Center Visitor Complex: SR 405, Kennedy Space Center, FL 32899 |
---|---|
Телефон | +1-866-737-5235 |
Стоимость билетов | Взрослые
Взрослые: $29.99 Взрослые: $25
Взрослые: $89
|
Режим работы | Kennedy Space Center Visitor Complex — 7 дней в неделю с 9:00 — 17:00; The U.S. Astronaut Hall of Fame — 7 дней в неделю с 12:00 — 17:00. |
Веб сайт | Посетить сайт |
americanbutler.ru
Мыс Канаверал (космодром) Википедия
Авиабаза Мыс Канаверал | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: нет – ИКАО: KXMR– Внутр. код: XMR | |||||||
Информация | |||||||
Тип | военный | ||||||
Страна | США | ||||||
Высота НУМ | +3 м | ||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
База ВВС США на мысе Канаверал (англ. Cape Canaveral Air Force Station) (CCAFS) — военная база США, подразделение Космического командования ВВС США (Air Force Space Command), 45-я космическая эскадрилья (45th Space Wing).[1] Штаб-квартира — авиабаза Патрик, Флорида (Patrick Air Force Base).
Расположенная на мысе Канаверал в штате Флорида, база является главной стартовой площадкой Восточного ракетного полигона (Eastern Range)[3] с четырьмя ныне активными стартовыми столами. Сооружения находятся к югу-юговостоку от Космического центра Кеннеди (НАСА) на прилегающем острове Мерритт-Айленд, с двумя связанными мостами и дамбами. Аэропорт Cape Canaveral Air Force Station Skid Strip имеет взлётно-посадочную полосу длиной 10’000 футов (3,048 м)[4] вблизи стартовых комплексов для воздушной доставки тяжёлых и негабаритных полезных грузов.
Шаттлы стартовали только со стартовых площадок LC-39, которые расположены на соседнем острове Меррит космического центра имени Кеннеди[5] и организационно не принадлежат базе ВВС США на мысе Канаверал. В СМИ в этой ситуации мыс Канаверал упоминается как метоним[6]. Военная база начиналась как Объединенный Полигон Дальнего Действия (англ. Joint Long Range Proving Ground).
Космические запуски
Несколько крупных американских космических исследований впервые осуществлялись с мыса Канаверал, включая:
История
Ракета Bumper V-2 была первой ракетой, запущенной с мыса Канаверал 24 июля 1950 г.Территория базы стала использоваться правительством США с 1949 года, с того момента как президент Гарри Трумэн основал Объединенный Полигон Дальнего Действия (англ. Joint Long Range Proving Ground) на мысе Канаверал для испытания ракет. Расположение полигона было одним из наиболее пригодных в США для этой цели, поскольку позволяло запускать ракеты через Атлантический океан. Поскольку полигон находился ближе к экватору, чем значительная часть территории США, это позволяло ракетам развить более высокую скорость за счёт вращения Земли.
1 июня 1948 г. военно-морские силы США передали бывшую военно-морскую станцию «Банана Ривер» (Naval Air Station Banana River) военно-воздушным силам США. База была переименована из Joint Long Range Proving Ground (JLRPG) 10 июня 1949 года. 1 октября 1949 г. база Joint Long Range Proving Ground была передана от команды авиационной техники (Air Force Materiel Command) подразделению ВВС Joint Long Range Proving Ground. 17 мая 1950 г. база была переименована в Long Range Proving Ground, а через три месяца — в авиабазу Патрик (Patrick Air Force Base) в честь генерал-майора Мейсона Патрика (Mason Patrick).[7] В 1951 г. ВВС США основали центр испытания ракет Eastern Test Range.
Ранние американские суборбитальные запуски ракет выполнялись с мыса Канаверал с 1956 года.[8]
Эти полеты производились вскоре после некоторых суборбитальных полетов на White Sands Missile Range, например, Викинг-11 (Viking 11) 24 мая 1954 г.[9]
Вслед за успешным запуском в СССР Спутника-1 США произвели 6 декабря 1957 неудавшуюся попытку своего первого запуска искусственного спутника с мыса Канаверал — ракета-носитель Авангард TV3 (Vanguard TV3) взорвалась на стартовой площадке.
НАСА было основано в 1958 году, и военно-воздушные силы запускали ракеты для НАСА с мыса Канаверал. Все ракеты Редстоун (Redstone), Юпитер (PGM-19 Jupiter), Першинг-1А (MGM-31 Pershing), Поларис (Polaris), Тор (Thor), Атлас (Atlas), Титан (Titan) и Минитмен (LGM-30 Minuteman) были испытаны с этой площадки. Ракета Тор стала основой для ракеты-носителя Дельта (Delta), при помощи которой был запущен спутник Телстар (Telstar 1) в июле 1962 г.
Ряд площадок для запуска ракет Титан (Titan) (LC-15, LC-16, LC-19, LC-20) и Атлас (Atlas) (LC-11, LC-12, LC-13, LC-14) стал известен как «Ракетный ряд» (Missile Row) в 1960-е гг.
Ранние запуски по пилотируемым программам НАСА Меркурий и Джемини производились специалистами ВВС США со стартовых площадок базы на мысе Канаверал LC-5, LC-14 и LC-19.
ВВС решили расширить возможности ракет-носителей Titan для возможности подъема тяжелых грузов. ВВС были построены стартовые комплексы LC-40 и LC-41, чтобы запускать ракеты Титан-3 (Titan III) и Титан-4 (Titan IV) южнее космического центра Кеннеди. Титан-3 имеет примерно такую же грузоподъемность, как Сатурн-1Б (Saturn IB), со значительной экономией средств. Пусковые комплексы LC-40 и LC-41 использовались для запуска военно-разведывательных, коммуникационных и метеорологических спутников и планетарных миссий НАСА. ВВС также планировали запустить два пилотируемых космических проекта с площадок LC-40 и LC-41. Это пилотируемые орбитальные ракетные самолёты Дайна-Сор (X-20 Dyna Soar) (программа отменена в 1963) и пилотируемая орбитальная лаборатория (Manned Orbital Laboratory, MOL) ВВС США — пилотируемая разведывательная космическая станция (программа отменена в 1969).
В 1974—1977 гг. мощные носители Титан-Центавр стали новыми носителями тяжелых грузов для НАСА. С их помощью были произведены запуски космических аппаратов серий «Викинг» и «Вояджер» со стартового комплекса LC-41. Позднее, комплекс LC-41 стал площадкой для запуска самых мощных беспилотных американских ракет, разработанных ВВС США — Титан-4.
Объекты
Из многих стартовых комплексов, построенных с 1950 г., только четыре остались активными с двумя запланированными для будущего использования. Стартовый комплекс SLС-17 — площадка для запуска ракет Дельта-2 (Delta II).[10] Стартовые комплексы SLС-37 и SLC-41 в настоящее время были изменены для запуска EELV Дельта-4 (Delta IV) и Атлас-5 (Atlas V) соответственно.[11] Так, со стартового комплекса № 41 22 апреля 2010 года РН «Атлас-5» 501 впервые выведен на орбиту многоразовый челнок военного назначения Boeing X-37 (посадка совершена 3 декабря 2010-го на База Ванденберг, Западный ракетный полигон). 5 марта 2011 года с того же стартового комплекса осуществлен второй экспериментальный запуск челнока, продолжительность полета которого составила 469 сут.
Эти новые ракеты-носители заменят все ранние ракеты «Дельта», «Атлас» и «Титан». Стартовый комплекс SLC-47 используется для запуска метеорологических ракет-зондов. Стартовый комплекс SLC-46 Космопорта Флориды зарезервирован для будущего использования.[12] С космического стартового комплекса SLC-40 состоялся первый запуск ракет Фалькон-9 (Falcon 9) по программе SpaceX в июне 2010.[13]
В случае запусков на орбиту низкого наклонения (геостационарную) широта 28°27′N имеет небольшой недостаток перед другими стартовыми площадками, расположенными ближе к экватору. Дополнительная скорость за счет вращения Земли составляет примерно 405 м/с на Мысе Канаверал против примерно 465 м/с на космодроме Куру́ Гвианского космического центра во Французской Гвиане (Южная Америка).[14]
В случае запусков на орбиту высокого наклонения (полярную) широта не имеет значения, но мыс Канаверал не подходит из-за наличия населённых пунктов под траекториями запуска в этом направлении, поэтому для таких запусков используется База Ванденберг (Vandenberg Air Force Base) на противоположном Западном побережье США.
На территории стартового комплекса LC-26 расположен Военно-воздушный и ракетный музей.[15]
Аэродром
В состав авиабазы входит одноимённый военный аэродром.
Галерея
-
База ВВС США на мысе Канаверал (показана тёмно-зелёным цветом).
-
Вид на север в направлении ряда стартовых площадок (Missile Row) в 1960-е.
-
Меркурий-Редстоун-3 (первый американский суборбитальный пилотируемый запуск в 1961 году с площадки LC-5.
-
Суда «Liberty Star» и «Freedom Star» у ангара базы ВВС США на мысе Канаверал
См. также
- Portal:United States Air Force
- List of Cape Canaveral and Merritt Island launch sites
Ссылки
- ↑ 1 2 Patrick Air Force Base — FAQ Topic. Patrick Air Force Base. Архивировано 9 мая 2012 года.
- ↑ Cape Canaveral Air Force Station. Florida Heritage Tourism Interactive Catalog (недоступная ссылка — история). Florida’s Office of Cultural and Historical Programs (September 23, 2007). Архивировано 14 декабря 2007 года.
- ↑ CAST 1999, p. 1-12.
- ↑ World Aero Data: Cape Cnaveral AFS Skid Strip — XMR. Проверено 31 августа 2008. Архивировано 9 мая 2012 года.
- ↑ Launch Complex 39 (англ.). НАСА. Архивировано 9 мая 2012 года.
- ↑ Metonymy (англ.). reference.com. — см. примеры метонимов внизу статьи.. Архивировано 9 мая 2012 года.
- ↑ CAST 1999, p. 1-5.
- ↑ Cape Canaveral LC5 Архивировано 14 апреля 2009 года.
- ↑ Encyclopedia Astronautica Архивировано 21 февраля 2007 года.
- ↑ CAST 1999, p. 1-26.
- ↑ CAST 1999, p. 1-31.
- ↑ CAST 1999, p. 1-35.
- ↑ SpaceX Corp. Dragon/ Falcon 9 Update, SpaceX (October 23, 2009). Проверено 10 ноября 2009.
- ↑ ASP: Up, Up, and Away
- ↑ CAST 1999, pp. 1-29 to 1-30.
Источники
Ссылки
wikiredia.ru
Мыс Канаверал (космодром) Википедия
Авиабаза Мыс Канаверал | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: нет – ИКАО: KXMR– Внутр. : XMR | |||||||
Информация | |||||||
Тип | военный | ||||||
Страна | США | ||||||
Высота НУМ | +3 м | ||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
Космодром на мысе Канаверал | |
---|---|
Подразделение Космического командования ВВС (Air Force Space Command, AFSPC) | |
Расположение | США США, Флорида |
Обозначение | CCAFS |
Руководящий орган | Министерство обороны США[1] |
Основан | 1950+[2] |
База ВВС США на мысе Канаверал на Викискладе |
База ВВС США на мысе Канаверал (англ. Cape Canaveral Air Force Station) (CCAFS) — военная база США, подразделение Космического командования ВВС США (Air Force Space Command), 45-я космическая эскадрилья (45th Space Wing).[1] Штаб-квартира — авиабаза Патрик, Флорида (Patrick Air Force Base).
Расположенная на мысе Канаверал в штате Флорида, база является главной стартовой площадкой Восточного ракетного полигона (Eastern Range)[3] с четырьмя ныне активными стартовыми столами. Сооружения находятся к югу-юговостоку от Космического центра Кеннеди (НАСА) на прилегающем острове Мерритт-Айленд, с двумя связанными мостами и дамбами. Аэропорт Cape Canaveral Air Force Station Skid Strip имеет взлётно-посадочную полосу длиной 10’000 футов (3,048 м)[4] вблизи стартовых комплексов для воздушной доставки тяжёлых и негабаритных полезных грузов.
Шаттлы стартовали только со стартовых площадок LC-39, которые расположены на соседнем острове Меррит космического центра имени Кеннеди[5] и организационно не принадлежат базе ВВС США на мысе Канаверал. В СМИ в этой ситуации мыс Канаверал упоминается как метоним[6]. Военная база начиналась как Объединенный Полигон Дальнего Действия (англ. Joint Long Range Proving Ground).
Содержание
- 1 Космические запуски
- 2 История
ru-wiki.ru