Объект 740 — aviArmor
Разработчик: КБ завода №100
Год начала работ: 1944
Год выпуска первого прототипа: 1945
Серийно не строился из-за технической недоработанности.
Пока шли работы над самоходными установками ИСУ-122-1, ИСУ-152-1 и ИСУ-130 в недрах КБ №100 созрел ещё один проект САУ, получивший индекс «Объект 740». Новая самоходка должна была отличаться более мощным бронированием и вооружаться 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20СМ, проектированние которое начали в КБ Грабина в конце 1943 года. От стандартной МЛ-20С она отличалась,главным образом, отстутствием дульного тормоза, что позволило бы увеличить мощность выстрела. Сейчас эта машина более известна как ИСУ-152 образца 1945 года.
Конструкция новой ИСУ-152 была сочетанием отдельных угрегатов от тяжелого танка ИС-3 и САУ ИСУ-152, а также новых разработок. Броневой корпус самоходной установки был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить наилушую снарядостойкость. Для этого броневые листы рубки сваривались под очень большими углами наклона (особенно по бортам), что придавало САУ характерные только её «ромбические» формы при виде спереди. Лобовой лист корпуса был выполнен в виде цельной бронеплиты толщиной 120 мм установленной под углом 50°, нижний лист имел толщину 100 мм и устанвливался под углом 55°. Верхние бортовые листы толщиной 90 мм имели угол наклона 60°. Толщина бронирования маски пушки составила 160 мм, что вместе с защитой противооткатных устройств и лобовым листом корпуса дало суммарное толщину брони 320 мм. При этом высота САУ составила всего 2240 мм, при увеличении боевой масы всего на 1300 кг.
Ходовая часть была заимствована у тяжелого танка ИС-3 и состояла из 12 сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колес зубового зацепления. Каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.
Гаубица-пушка МЛ-20СМ монтировалась в рамке на лобовой бронеплите рубки. Баллистика орудия была аналогична предыдущему варианту МЛ-20. С орудием спаривался крупнокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. Спаренная установка монтировалась в рамке на лобовой бронеплите рубки по осевой линии машины. Её вертикальные углы наводки составляли от -1°45′ до +18°, горизонтальная наводка ограничивалась сектором в 11°. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5-3 м составляла 800-1000 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы — около 13 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска, практическая скорострельность — 1-2 выстрела в минуту. Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки.
Для защиты от нападения с воздуха САУ оснащалась вторым зенитным крупнокалиберным пулемётом ДШК на вращающейся турели у люка заряжающего с коллиматорным прицелом К-10Т. Боекомплект к спаренному и зенитному пулемётам составлял 300 патронов.
Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались четыре прибора МК-IV. Стрельба из орудия осуществлялась при помощи телескопического прицела ТШ-17К (прямой наводкой) и панорамы Герца (с закрытых позиций). Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.
В кормовой части корпуса устанавливался 12-цилиндровый 4-тактный двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с. Пуск двигателя обеспечивался электрическим стартёром СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 10 л в боевом отделении машины. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа “Мультициклон”. Общая ёмкость внутренних топливных баков составляла 540 л. Самоходка также оснащалась двумя наружными дополнительными топливными баками (каждый по 90 л), не связанными с топливной системой двигателя.
Трансмиссия машины состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, 4-ступенчатой КПП с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад), двух бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами и двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов. Средства связи включали в себя радиостанцию 10РК-26 и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента.
Экипаж самоходки состявлял 5 человек. Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через четыре люка на крыше рубки. Круглый люк слева от орудия также использовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Испытания ИСУ-152 начались весной 1945 года и не принесли желаемых результатов. Из-за больших углов установки бронелистов увеличилась теснота боевом отделении. Отказ от дульного тормоза привел к тому, что откат увеличился до 900 мм, из-за чего пришлось перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Кроме того, с орудием МЛ-20СМ самоходка не могла нести на борту десант.
Все эти недостатки, а также ряд других конструктивных недоработок привел к тому, что ИСУ-152 образца 1945 года на вооружение принята не была. Единственный прототип сейчас демонстрируется в музее бронетанковых войск в Кубинке.
Источники:
Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Г. “Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг.”. Москва, Экспринт, 2005
А.В.Карпенко “Тяжёлые советские САУ” (Танкомастер № 4, 2001)
М.Свирин «Самоходки Сталина Сталина. История советской САУ 1918-45 гг.» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2008
Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЯЖЕЛОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Объект 740 обр.1945 г.
БОЕВАЯ МАССА | 47300 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 9050 |
Ширина, мм | 3070 |
Высота, мм | 2240 |
Клиренс, мм | 450 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 152-мм пушка-гаубица МЛ-20СМ обр.1945 г., один 12,7-мм пулемет ДШК спаренный с пушкой и один зенитный ДШК |
БОЕКОМПЛЕКТ | 22 выстрела раздельного заряжания и 300 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | смотровой прибор MK-IV телескопический прицел ТШ-17К панорама Герца |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса (верх) — 120 мм лоб корпуса (низ) — 100 мм борт корпуса (верх) — 90 мм борт корпуса (низ) — 90 мм корма рубки — 60 мм крыша рубки и корпуса — 30 мм маска пушки — 160 мм днище — 20 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | В-2ИС, V-образный, 4-тактный, 12-цилиндровый, дизельный, мощностью 520 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа с 5-скоростной КПП и демультиплкатором |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 6 сдвоенных опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками |
СКОРОСТЬ | 37 км\ч по шоссе 10-12 км\ч по проселку |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 220 км по шоссе 120 км по проселку |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | 32° |
Высота стенки, м | 1,00 |
Глубина брода, м | 1,50 |
Ширина рва, м | 2,50 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 10РК-26 и переговорное устройство ТПУ-4Бис-Ф |
aviarmor.net
ПТ-76 (Объект 740) — Советский плавающий танк 1951—1967
ПТ-76, или Объект 740 – это плавающий танк послевоенного периода.
История создания
Еще до Второй мировой в СССР активно разрабатывались плавающие танки. К началу войны работы по ним прекратили, так как перед конструкторами появились куда более важные задачи. К 1941 году у СССР был крупнейший в мире парк плавающих танков, однако уже в начале войны практически все они были потеряны. Да и надежность и боевые возможности этих машин оставляли желать лучшего.
После окончания войны проблему отсутствия амфибийной техники надо было решать. Особенно актуально это было потому, что в случае конфликта с Европой сражаться бы пришлось на их территориях, где очень много водных преград.
В 1949 году начались работы сразу над двумя новыми машинами: плавающим танком Объект 740 и плавающим бронетранспортером Объект 750, который позже стал БТР-50.
К весне 1950 года был завершен опытный образец плавающего танка, и его сразу же отправили на государственные испытания. Также к этому же времени был завершен аналогичный танк с другого завода – К-90.
На сравнительных испытаниях Объект 740 показал, что он гораздо проходимее К-90, и при этом превосходит выданные требования практически по всем параметрам. В итоге в 1951 году Объект 740 приняли на вооружение, назвав его ПТ-76, Плавающий Танк с 76-мм орудием.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация — лёгкий плавающий танк;
- Боевая масса — 14,5 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Количество выпущенных – 3039 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6910 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 7625 мм;
- Ширина корпуса – 3140 мм;
- Высота – 2195 мм;
- База – 4080 мм;
- Колея – 2740 мм;
- Клиренс – 370 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная гомогенная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 10 / 80° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) — 10 / 45° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 10 / 45-90° мм/град;
- Борт корпуса (верх) – 10 мм;
- Борт корпуса (низ) – 8 мм;
- Корма корпуса (верх) – 6 мм;
- Корма корпуса (середина) — 6 / 45° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 6 / 45-90° мм/град;
- Днище – 5 мм;
- Крыша корпуса — 6 / 85-90° мм/град;
- Лоб и борт башни — 15 / 35° мм/град
- Корма башни — 10 / 35° мм/град;
- Крыша башни – 6 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 76-мм Д-56Т;
- Тип пушки — нарезная пушка;
- Боекомплект пушки – 40;
- Углы ВН,: −4…+30°;
- Углы ГН: 360°;
- Дальность стрельбы – до 12 км;
- Прицел — телескопический ТШК-66;
- Пулемет — 7,62-мм СГМТ.
Подвижность
- Тип двигателя – В-6 шестицилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
- Мощность двигателя – 240 л.с.;
- Скорость по шоссе — 44 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Скорость на плаву — 10,2 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 240-260 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 180-210 км;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт — 0,5 кг/см²
- Преодолеваемый подъём — 38°;
- Преодолеваемая стенка – 1,1 м;
- Преодолеваемый ров – 2,8 м.
Модификации
- ПТ-76 модель 1, с установленным орудием Д-56Т;
- ПТ-76 модель 2, с установленным орудием Д-56ТМ и модернизированным дульным тормозом на пушке;
- ПТ-76 модель 3, с орудием Д-56ТМ и двухкамерным дульным тормозом на пушке;
- ПТ-76Б, глубоко модифицированная модель ПТ-76 с пушкой Д-56ТС, увеличенным водоизмещением, большим запасом топлива, стабилизатором орудия и другими усовершенствованиями. В последствии стала даже популярнее обычныхПТ-76;
- ПТ-76М – экспериментальная машина, сделанная в единственном экземпляре;
- В 1990-е годы в Индонезии ПТ-76 модернизировали, установив на них 90-мм пушки, а также новые трансмиссии и двигатели. В западных источниках эти машины называют ПТ-2000.
Также на базе ПТ-76 производился ряд опытных и серийных бронетранспортеров в СССР и Китае.
Применение в бою
ПТ-76 после своего выпуска широко использовались не только СССР, но и множеством других стран, куда они были проданы или подарены.
ПТ-76 активно применяли в нескольких вооруженных конфликтах: во Вьетнамской войне, в 1967 и 1973 годах в конфликтах между Сирией, Египтом и Израилем, в индо-пакистанской войне, в войне в Югославии 1991-1995 годов. Несколько раз ПТ-76 участвовали в боевых действиях в Чечне.
3 марта 1969 года произошло первое крупное столкновение американских танков с вьетнамскими. Американский лагерь Бен-Хет был атакован 4-м батальоном 202-го танкового полка, в котором было 12 ПТ-76 и несколько БТР-50ПК. К сожалению, атака оказалась неудачной и захлебнулась после потери одного БТР и двух ПТ-76.
В 1971 году индийские ПТ-76 принимали участие в войне с Пакистаном. Они воевали в районе Восточной Бенгалии и были весьма эффективным в дельте Ганга большим количеством водных преград.
В 1976 году ПТ-76 участвовали в войне в Египте, однако их применяли без особого успеха и не по назначению. В боях было подбито около 29 машин, причем их бросили прямо на поле боя. А несколько десятков ПТ-76 были переданы Армии обороны Израиля, где их модифицировали, установив новые радиостанции, пулеметы и двигатели.
В 1973 году ПТ-76 принимали участие в войне Судного дня, причем они были у обеих враждующих сторон.
Сегодня ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении у некоторых стран, а в 2004 году около сотни машин даже было в армии России.
Память о танке
Поскольку ПТ-76 – это достаточно новая машина, сегодня его можно увидеть во многих городах России и мира в качестве монумента, например, в Севастополе. Также он выставлен в целом ряде музеев: В Бронетанковом музее в Кубинке, музее БТТ в Сомюре, в музее Великой Отечественной войны в Киеве и др.
Фотографии танка
Танк в культуре
ПТ-76 присутствует в еще не выпущенной многопользовательской игре про современную бронетанковую технику Armored Warfare.
comments powered by HyperCommentstanki-tut.ru
ПТ-76 | |||||
ПТ-76 в парке «Патриот». | |||||
ПТ-76 обр. 1952 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Классификация | лёгкий плавающий танк | ||||
Боевая масса, т | 14,5 | ||||
Компоновочная схема | классическая | ||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||
История | |||||
Производитель | Волгоградский тракторный завод | ||||
Годы производства | 1951—1967 | ||||
Годы эксплуатации | с 1951 | ||||
Количество выпущенных, шт. | 3039[1] | ||||
Основные операторы | |||||
Размеры | |||||
Длина корпуса, мм | 6910 | ||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 7625 | ||||
Ширина, мм | 3140 | ||||
Высота, мм | 2195 | ||||
База, мм | 4080 | ||||
Колея, мм | 2740 | ||||
Клиренс, мм | 370 | ||||
Бронирование | |||||
Тип брони | стальная катаная гомогенная высокой твёрдости | ||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 10 / 80° | ||||
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 10 / 45° | ||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 10 / 45—90° | ||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 10 / 0° | ||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 8 / 0° | ||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 6 / 0° | ||||
Корма корпуса (середина), мм/град. | 6 / 45° | ||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 6 / 45—90° | ||||
Днище, мм | 5 | ||||
Крыша корпуса, мм | 6 / 85—90° | ||||
Лоб башни, мм/град. | 15 / 35° | ||||
Борт башни, мм/град. | 15 / 35° | ||||
Корма башни, мм/град. | 10 / 35° | ||||
Крыша башни, мм | 6 | ||||
Вооружение | |||||
Калибр и марка пушки | 76-мм Д-56Т | ||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||
Боекомплект пушки | 40 | ||||
Углы ВН, град. | −4…+30° | ||||
Углы ГН, град. | 360° | ||||
Дальность стрельбы, км | до 12 | ||||
Прицелы | телескопический ТШК-66 | ||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМТ | ||||
Подвижность | |||||
Тип двигателя | В-6
|
ru-wiki.ru
ПТ-76 | |||||
ПТ-76 в парке «Патриот». | |||||
ПТ-76 обр. 1952 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Классификация | лёгкий плавающий танк | ||||
Боевая масса, т | 14,5 | ||||
Компоновочная схема | классическая | ||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||
История | |||||
Производитель | Волгоградский тракторный завод | ||||
Годы производства | 1951—1967 | ||||
Годы эксплуатации | с 1951 | ||||
Количество выпущенных, шт. | 3039[1] | ||||
Основные операторы | |||||
Размеры | |||||
Длина корпуса, мм | 6910 | ||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 7625 | ||||
Ширина, мм | 3140 | ||||
Высота, мм | 2195 | ||||
База, мм | 4080 | ||||
Колея, мм | 2740 | ||||
Клиренс, мм | 370 | ||||
Бронирование | |||||
Тип брони | стальная катаная гомогенная высокой твёрдости | ||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 10 / 80° | ||||
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 10 / 45° | ||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 10 / 45—90° | ||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 10 / 0° | ||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 8 / 0° | ||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 6 / 0° | ||||
Корма корпуса (середина), мм/град. | 6 / 45° | ||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 6 / 45—90° | ||||
Днище, мм | 5 | ||||
Крыша корпуса, мм | 6 / 85—90° | ||||
Лоб башни, мм/град. | 15 / 35° | ||||
Борт башни, мм/град. | 15 / 35° | ||||
Корма башни, мм/град. | 10 / 35° | ||||
Крыша башни, мм | 6 | ||||
Вооружение | |||||
Калибр и марка пушки | 76-мм Д-56Т | ||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||
Боекомплект пушки | 40 | ||||
Углы ВН, град. | −4…+30° | ||||
Углы ГН, град. | 360° | ||||
Дальность стрельбы, км | до 12 | ||||
Прицелы | телескопический ТШК-66 | ||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМТ | ||||
Подвижность | |||||
Тип двигателя | В-6
|
ru-wiki.ru
Лёгкий танк ПТ-76 ПТ-76 — советский плавающий танк, лёгкий по массе. Принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено около 12 000 ПТ-76, а также ряд машин на его базе. Танк состоял на вооружении Советской Армии, однако впоследствии был в основном заменён БМП. Тем не менее, ещё до 100 танков этого типа по состоянию на 2004 год состояло на вооружении вооружённых сил России. Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий. По состоянию на начало 2008 года, всё ещё остаётся на вооружении в ряде стран. Предпосылки к созданию ПТ-76 В предшествовавшие Второй мировой войне годы, в СССР был накоплен значительный опыт разработки плавающих танков. С началом Великой Отечественной войны, однако, работы по ним, как и производство уже разработанных образцов, были прекращены, так как перед конструкторами встали более важные задачи. На 1941 год, СССР обладал крупнейшим в мире парком плавающих танков, но в последовавших боях начального периода войны, подавляющее большинство из них было уничтожено. В результате, к началу продвижения советских войск на запад в 1943 году, Красная Армия осталась лишь с относительно небольшим парком устаревших и отличавшихся невысокой надёжностью машин, чьи боевые возможности явно не соответствовали требованиям армии. Помимо этого, в 1944-1945 годах советские войска испытывали значительную потребность в переправочных средствах, преодолевая многочисленные водные преграды во время наступления по Восточной Европе. Однако, самоходные переправочные средства собственного производства отсутствовали, а ещё сохранившиеся в частях плавающие танки довоенной постройки для этой цели не годились, поскольку из-за невысокой плавучести, принимать на себя дополнительную нагрузку они не могли. Всё это приводило к тому, что солдатам Красной Армии, до прибытия не поспевавших за темпом наступавших войск возимых понтонных мостов, приходилось использовать для переправы подручные средства, обычно исключавшие перевозку сколько-нибудь тяжёлого вооружения. Это существенно замедляло темпы наступления и приводило к повышенным потерям. После окончания войны, проблема отсутствия на вооружении Советской армии амфибийной техники всё ещё оставалась острой. В случае возможного конфликта с Западом, основным театром военных действий становилась бы Центральная Европа, которая, с её значительным количеством водных преград, доставила бы немало сложностей советским войскам. В связи с этим, уже к концу 1940-х годов, был разработан и принят на вооружение целый ряд как возимых переправочных средств, так и плавающих автомобилей и транспортёров. Разработка амфибийной бронетехники, однако, шла не столь успешно. Сразу по окончании войны, было разработано техзадание на создание плавающих танка и бронетранспортёра с максимальной степенью унификации. Танк должен был быть вооружён 76-мм пушкой, и вдобавок быть способен перевозить на плаву десант из 20 человек на броне. Разработанный заводом «Красное Сормово» в 1946-1948 годах танк Р-39, схожий по конструкции с плавающими танками довоенной разработки, отличался слабым бронированием и показал на испытаниях недостаточные надёжность, скорость на воде и запас плавучести, что привело к прекращению работ над ним. Объект 740 Разработка нового плавающего танка была постановлением от 15 августа 1949 года поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50. Согласно уточнённому техническому заданию, танк должен был иметь массу в 13—14 тонн, вооружение из 76-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и бронирование до 10 мм. Двигатель В-6 должен был обеспечивать танку скорость в 40 км/ч на суше и 10 км/ч на плаву. Уже к концу 1950 года конструкторское бюро было обязано предоставить опытный образец танка на испытания. Сравнительные испытания объекта 740 и К-90 были проведены с 5 по 29 июля 1950 года. На испытаниях, объект 740 показал значительно лучшую проходимость, чем К-90, также приёмной комиссией было отмечено, что по целому ряду параметров, в частности, по толщине брони, удельному давлению на грунт, скорости на суше и запасу хода, новый танк даже существенно превосходит выданные заданием требования. В заключении государственной комиссии говорилось: Установленный на предъявленном плавающем танке ряд конструктивно новых агрегатов и узлов, ранее не применявшихся на плавающих танках, как то: водомётные движители, эжекционная система охлаждения, воздухоочистка с автоматическим удалением пыли, гидравлические амортизаторы и др., обеспечивает следующие преимущества: В результате, 6 августа 1951 года, постановлением Совета Министров СССР объект 740 был принят на вооружение Советской Армии под обозначением ПТ-76 (плавающий танк с 76-мм орудием). Компоновка Внутреннее пространство танка разделено на три отделения. В носовой части корпуса размещено отделение управления. Рабочее место механика-водителя с сидением, установленным на продольной оси машины, оснащено органами управления движением (педали и рычаги), приборами наблюдения, контрольно-измерительными приборами, курсоуказателем и средствами связи (аппарат танкового переговорного устройства). Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым листом. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона и автомат системы противопожарного оборудования, часть ЗИП и др. оборудование. ВООРУЖЕНИЕ На танках ПТ-76 ранних выпусков (до 1957 года) установлена 76-мм пушка Д-56Т. Ствол орудия состоит из трубы-моноблока, казенника, муфты, накладки, обоймы, ресивера и щелевого дульного тормоза реактивного типа. Затвор пушки клиновой, с опускающимся вниз клином и полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька питая, обойменного типа. В башне танка люлька устанавливается на цапфах, которые входят в ее цапфенные гнезда. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и накатников гидропневматического и веретенного типа. Штоки тормоза и накатника закреплены в приливе люльки, а их цилиндры — в обойме ствола и при выстреле откатываются вместе с ним. На танках ПТ-76, выпущенных после 1957 года, установлена 76-мм пушка Д-56ТМ (2А16), которая отличается от пушки Д-56Т наличием двухкамерного дульного тормоза, эжекционного устройства для продувки канала ствола и конструкцией крышек цилиндров противооткатных устройств. В качестве вспомогательного вооружения на танке установлен 7,62-мм пулемет СГМТ (станковый модернизированный пулемет обр.1943 г. конструкции Горюнова, танковый), спаренный с пушкой. Боекомплект пушки состоит из 40 унитарных выстрелов, из которых 24 с осколочно-фугасными гранатами, четыре с бронебойно-трассирующими, четыре с подкалиберными и восемь с кумулятивными снарядами. Боеприпасы размещены в двух стеллажных укладках (на 24 и 14 выстрелов) на вращающемся полу боевого отделения, причем вторая укладка соединяет своими основаниями пол и верхний погон башни. Еще два выстрела расположены в хомутиковой укладке на правом борту башни. Защищенность Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10 мм имеет большой угол наклона от вертикали (80,5 градусов). Нижний лист большей толщины (13 мм) наклонен на 45 градусов. Борта корпуса вертикальные, верхние их части имеют толщину 13, а нижние 10 мм. Вертикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6 мм имеет два больших круглых окна, в которых установлены патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продольных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Крыша корпуса сварена из 4-х листов — подбашенного, правого и левого задних боковых листов и заднего листа. На подбашенном листе на шариковой опоре установлена башня. Она сварена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с пушкой. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка. Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими являются механизмы закрывания воздухоподводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни. Избыточное давление создается нагнетателем, установленным на подбашенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Он представляет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха. Отсепарированные частицы пыли через специальную трубку выбрасываются наружу. При отсутствии радиоактивного заражения местности нагнетатель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Ходовая часть Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из шести пустотелых штампованных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на 1-м и 6-м катках. Ведущие колеса заднего расположения — литые с двумя зубчатыми венцами по 13 зубьев в каждом. Направляющее колесо — пустотелое с металлическим ободом. Гусеницы металлические мелкозвенчатые цевочного зацепления. В каждой гусенице 96 траков шириной 360 мм, шаг траков в гусенице 128 мм. Боевое применение ПТ-76 широко использовались в ряде вооружённых конфликтов, в том числе во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанской войне 1971 года, эпизодически — в ходе боевых действий в Чечне. |
3v-soft.clan.su
Плавающий танк ПТ-76 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Территория СССР и европейски театр военных действий изобилует большими и малыми реками, поэтому необходимо было приложить все силы к тому, чтоб при необходимости максимально быстро эти преграды преодолеть.
Еще в 30-х годах 20-го века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, однако растерянные на начальном периоде войны, к 1943 году, когда перед армией уже действительно встала задача форсирования водных преград, они не применялись.
Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой, решение которой всегда приводило к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая этот печальный опыт, в 1946 г. руководством страны было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера.
Плавающий танк ПТ-76
Создание плавающего танка ПТ-76
Новый плавающий танк вооружался 76-мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород).
Уже к 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. Впрочем оба не выдержали испытаний, после чего проектирование танка было перепоручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), а предприятием-изготовителем назначен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на Жозефа Яковлевича Котина (в годы войны под его началом создавали тяжелые САУ), ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин.
К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы «объекта 740«. В чрезвычайно сложных условиях сравнительных испытаний «объекта 740» и плавающего танка К-90 (ремзавод №2, г.Москва, руководитель проекта А.Ф. Кравцов), «объект» наголову превзошел конкурента, с блеском пройдя все преграды.
6 августа 1951 г. «объект 740» постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием легкий плавающий танк ПТ-76.
Конструкция плавающего танка ПТ-76
Плавающий танк ПТ-76
Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое — в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке.
Серийное производство танка было организовано в том же 1951 году и продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц, однако оценки истинного количества выпущенных машин разнятся. В настоящее время танк ПТ-76 снят с вооружения.
Модификации и спецмашины на базе танка ПТ-76
- В 1957 г. на танке установили 76 мм пушку Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом и эжектором, радиостанцию Р-113, внутренние переговорное устройство Р-120, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, термодымовое устройство ТДА. Высота корпуса была увеличена на 13 мм.
- В 1959 г. на танк стали устанавливать 76 мм орудие Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором СТП-2П и фильтрветиляционную установку. Танки произведенные после 1959 г. стали называться ПТ-76Б. В 1962 г. на ПТ-76Б устанавливается гирополукомпас ГПК-59.
- С 1967 г. на танках ПТ-76 и ПТ-76Б в ходе капитальных ремонтов курсовые пулеметы СГМБ заменяются на ПКТ, радиостанции Р-113 заменяются на Р-123. В Советской Армии танк состоял на вооружении в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена, а также в морской пехоте.
- На базе ПТ-76 были созданы и серийно производились бронетранспортер БТР-50П, пусковые установки тактических ракетных комплексов 2К1 «Марс» и 2К6 «Луна», дивизионная установка разминирования УР-67.
чертеж плавающего танка ПТ-76
Легкие плавающие танки ПТ-76 активно экспортировались в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Трофейные египетские танки использовались армией Израиля, а в Китае аналог ПТ-76 производился под собственным индексом «тип 63».
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
armedman.ru
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76 (объект 740)
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76 (объект 740)
Состояние принят на вооружение в 1952 г.
Разработчик . КБ ЧКЗ
Изготовитель . СТЗ
Производство . серия с 1951 г.
Боевая масса, т 14,0
Длина, мм
– с пушкой вперед 7625
– корпуса 6910
Ширина, мм 3140
Высота, мм . 2195
Клиренс, мм 370-400
Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,47
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град 38
– крен, град 18
– ров, м 2,8
– стенка, м 1,1
– брод, м . плавает
Тип двигателя дизель В-6
Максимальная мощность, л.с 240
Удельная мощность, л.с/т 17,1
Максимальная скорость, км/ч 44
Скорость на плаву, км/ч 10,2
Запас топлива, л . 250
Запас хода, км . 240-260
Бронирование, мм:
– лоб корпуса . „13
– лоб башни 15
Средства постановки дымзавес. нет
Противоатомная защита нет
Экипаж, чел 3
Вооружение:
– число х калибр и тип
орудия 1 х 76,2 мм Д-56Т
(боекомплект, шт.) . (40)
– число х калибр и тип
пулеметов 1 х 7,62 мм СГМТ
(боекомплект, шт.) . (1000)
Прицел ТШК-66
Ночной прицел нет
Стабилизатор вооружения нет
Радиостанция . 10-РТ-26Э,
Навигационная аппаратура ГПК-481
Дополнительные сведения: Разработан в 1949-51 гг. Ведущий конструктор – Н.В.Шашмурин. Впервые применен водометный движитель оригинальной разработки. В ходе производства неоднократно модернизировался (замена пушки на Д-56ТМ, радиостанции на Р-113, внедрение приборов ночного видения, ТДА и др.). На базе танка созданы бронетранспортер БТР-50П, пусковая установка тактических ракет «Марс» и др.
Легкий плавающий танк ПТ-76 с пушкой Д-56Т.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
tech.wikireading.ru