Платье мундир – Мундирные платья императриц

Мундирные платья императриц

По традиции, зародившейся в XVIII веке, монархи регулярно надевали военную форму. Однако большую часть того же века российский престол занимали женщины. И при императорском дворе возникло такое специфическое явление, как дамские мундиры. Екатерине II, которая их и ввела, подобные платья помогли создать образ не просто императрицы, но и командующей войсками. Вспоминаем, как женщины царской семьи носили мундирные платья в XVIII–ХХ веках.

XVIII век: мужской костюм стал женским

Виргилиус Эриксен. Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте. 1762. Большой Петергофский дворец

Неизвестный художник. Портрет княгини Екатерины Дашковой. Год неизвестен

Георг Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743. Государственная Третьяковская галерея

В то время существовало четкое разграничение между женским и мужским костюмом. Нарушение этих границ общество не одобряло. Правда, европейские дамы все чаще заимствовали элементы мужской одежды. Она была более удобной, чем женская, особенно в путешествии и на охоте. Так сформировался женский охотничий костюм, состоявший из кафтана и камзола. От мужского он отличался наличием юбки и тем, что плотнее облегал фигуру. Носили его и в России.

Иногда на маскарадах дамы появлялись в полных мужских нарядах, включая и короткие штаны-кюлоты. Особенно популярными стали такие переодевания при императрице Елизавете. Она была неравнодушна к мужскому костюму вообще и к мундирам в частности. Обладая пышными формами, Елизавета тем не менее отлично выглядела в узких обтягивающих штанах и часто демонстрировала стройные ноги. Однако любовь императрицы к мундирам объяснялась не только желанием покрасоваться. Военная форма была способом поддержать ту популярность, которой она пользовалась среди гвардейцев, выразить им свою благосклонность.

Екатерина тоже стремилась получить поддержку у армии. Во время совершения государственного переворота она была в мундире Семеновского полка. Подруга императрицы княгиня Екатерина Дашкова вспоминала: «Императрица позаимствовала мундир у капитана Талызина, а я взяла для себя у поручика Пушкина — оба эти офицера-гвардейца были приблизительно одного с нами роста». В таком виде Екатерина, возглавив войска, и отправилась в Петергоф — брать власть. В первые годы царствования императрица часто носила мужской костюм, например для прогулок верхом. Однако нужно было соблюдать приличия. Женские мундирные платья стали компромиссом между необходимостью — или желанием — надеть военную форму и не нарушить правила.

Мундирное платье Екатерины II. Фотография: pavlovskmuseum.ru

Мундирное платье Екатерины II. Фотография: pavlovskmuseum.ru

Мундирное платье Екатерины II. Фотография: pavlovskmuseum.ru

До наших дней сохранилось шесть экземпляров мундирных платьев Екатерины, однако, возможно, их было больше. Самый старый из них был создан по форме Преображенского полка и относится, вероятно, к 1763 году. Последний — 1796 года — по форме Морского флота. Судя по дворцовым записям, называли их просто «мундирами» или «длинными мундирами». Каждый соответствовал определенному полку. При всем разнообразии, эти наряды объединяют несколько признаков. Во-первых, цвет — такой же, как у обычного мундира соответствующего воинского подразделения. Во-вторых, крой рукавов, спинки и воротника напоминал мужской. Хотя они и представляли собой распашные платья, под которые надевались либо комбинация из лифа и юбки, либо нижнее платье. Отделка была в военном стиле — форменное шитье и пуговицы.

С годами Екатерина отказалась от кроя, который подчеркивал талию. Под верхнее платье, ставшее более свободным, она надевала нижнее, напоминающее сарафан. С одной стороны, такой фасон помогал скрыть полноту, с другой, Екатерина, немка по происхождению, пользовалась возможностью подчеркнуть свою приверженность русским традициям.

В 1783 году она писала Григорию Потемкину: «По-моему, нет одеяния почетнее и дороже мундира». Она носила мундиры в дни полковых праздников, на военных смотрах, в дни праздника Крещения Господня и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (день павших защитников отечества), в годовщины военных побед России, при спуске на воду кораблей, иногда в дни орденских праздников. Однажды на балу у графа Петра Румянцева Екатерина появилась «не в маскарадном костюме, но в женском кирасирском мундире». Словом, поводов надеть мундирное платье у императрицы было достаточно, и она носила их на протяжении всего своего царствования. Екатерина Великая была первой, кто их надел, но не последней. Она заложила новую традицию.

XIX век: мундиры за пределами императорского дворца

Александра Федоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского Её Величества полка. Фотография: ruspekh.ru

Ольга Романова и Николай II. Фотография: e-reading.club

Мария Федоровна в одеянии с элементами мужского мундира. Фотография: ruspole.info

Следующий век был эпохой правителей-мужчин, поэтому мундирные платья носили супруги царей, их дочери и сестры. Остальные представительницы обширной императорской семьи, даже если были шефами полков, обычно обходились без них — за редчайшими исключениями.

Во времена Александра I, так называемую эпоху Наполеоновских войн, женская мода настолько подверглась влиянию военной тематики, что интерес к мундиру захватил множество дам и за пределами императорского дворца. Они носили шляпки в виде киверов, отделывали верхнюю одежду бранденбурами — двойными петлями из шнура или позумента, позаимствованных из гусарской формы, — и изобретали другие модные новинки в том же духе. В это время зарождался стиль милитари, который, видоизменяясь, сохранился и до наших дней.

Военные мундиры, а не просто дамскую вариацию на военную тему женщины семьи Романовых вновь стали носить при Николае I. Этот император высоко ценил форму — и военную, и гражданскую. При нем было утверждено Положение о гражданских мундирах. Даже придворным дамам было предписано в праздничные дни носить особенный костюм, все детали которого были четко регламентированы, вплоть до вышивки. Дамские мундиры идеально вписались в жизненный уклад императорской семьи.

Дочь Николая, Ольга, в своих мемуарах вспоминала, как императрица Александра Федоровна во время парада 1835 года вела кавалергардов «в парадной форме и с белой фуражкой на голове». Самой Ольге довелось надеть форму, когда в 1845 году она была назначена шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка: «Потом дядя Михаил провел передо мной моих гусар в их чудесной белой форме, с белым ментиком. Папа непременно хотел нарядить меня так же, включая расшитые чакчиры генерала. Я же протестовала против брюк, Папа настаивал на этом, и впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец, был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась. Папа представил меня разным лицам в форме моего полка и заказал для полка мой портрет в форме елисаветградских гусар». Речь шла уже не столько о платье, как во времена Екатерины, сколько о мундире, сшитом на женскую фигуру, с юбкой вместо брюк.

Вернулась к идее мундирного платья Мария Федоровна, супруга Александра III. Она носила модные костюмы, украшенные военными элементами: галунной обшивкой, гербовыми пуговицами, высоким воротником-стойкой и манжетами — все в цветах подшефного полка.

Эта традиция была продолжена и при последнем императоре, Николае II. Его супруга, Александра Федоровна, хотя и была шефом нескольких полков, надевала мундирные платья редко. Зато подрастало новое поколение — четыре дочери. Первыми мундирные платья надели старшие великие княжны, Татьяна и Ольга. Однако шефами своих полков они стали в 1909 году, а форму надели лишь несколько лет спустя, когда повзрослели.

Автор: Марьяна Скуратовская

www.culture.ru

Мундирные платья императриц

По традиции, зародившейся в XVIII веке, монархи регулярно надевали военную форму. Однако большую часть того же века российский престол занимали женщины. И при императорском дворе возникло такое специфическое явление, как дамские мундиры. Екатерине II, которая их и ввела, подобные платья помогли создать образ не просто императрицы, но и командующей войсками. Вспоминаем, как женщины царской семьи носили мундирные платья в XVIII–ХХ веках.

XVIII век: мужской костюм стал женским

В то время существовало четкое разграничение между женским и мужским костюмом. Нарушение этих границ общество не одобряло. Правда, европейские дамы все чаще заимствовали элементы мужской одежды. Она была более удобной, чем женская, особенно в путешествии и на охоте. Так сформировался женский охотничий костюм, состоявший из кафтана и камзола. От мужского он отличался наличием юбки и тем, что плотнее облегал фигуру. Носили его и в России.

Иногда на маскарадах дамы появлялись в полных мужских нарядах, включая и короткие штаны-кюлоты. Особенно популярными стали такие переодевания при императрице Елизавете. Она была неравнодушна к мужскому костюму вообще и к мундирам в частности. Обладая пышными формами, Елизавета тем не менее отлично выглядела в узких обтягивающих штанах и часто демонстрировала стройные ноги. Однако любовь императрицы к мундирам объяснялась не только желанием покрасоваться. Военная форма была способом поддержать ту популярность, которой она пользовалась среди гвардейцев, выразить им свою благосклонность.

Екатерина тоже стремилась получить поддержку у армии. Во время совершения государственного переворота она была в мундире Семеновского полка. Подруга императрицы княгиня Екатерина Дашкова вспоминала: «Императрица позаимствовала мундир у капитана Талызина, а я взяла для себя у поручика Пушкина — оба эти офицера-гвардейца были приблизительно одного с нами роста». В таком виде Екатерина, возглавив войска, и отправилась в Петергоф — брать власть. В первые годы царствования императрица часто носила мужской костюм, например для прогулок верхом. Однако нужно было соблюдать приличия. Женские мундирные платья стали компромиссом между необходимостью — или желанием — надеть военную форму и не нарушить правила.

До наших дней сохранилось шесть экземпляров мундирных платьев Екатерины, однако, возможно, их было больше. Самый старый из них был создан по форме Преображенского полка и относится, вероятно, к 1763 году. Последний — 1796 года — по форме Морского флота. Судя по дворцовым записям, называли их просто «мундирами» или «длинными мундирами». Каждый соответствовал определенному полку. При всем разнообразии, эти наряды объединяют несколько признаков. Во-первых, цвет — такой же, как у обычного мундира соответствующего воинского подразделения. Во-вторых, крой рукавов, спинки и воротника напоминал мужской. Хотя они и представляли собой распашные платья, под которые надевались либо комбинация из лифа и юбки, либо нижнее платье. Отделка была в военном стиле — форменное шитье и пуговицы.

С годами Екатерина отказалась от кроя, который подчеркивал талию. Под верхнее платье, ставшее более свободным, она надевала нижнее, напоминающее сарафан. С одной стороны, такой фасон помогал скрыть полноту, с другой, Екатерина, немка по происхождению, пользовалась возможностью подчеркнуть свою приверженность русским традициям.

В 1783 году она писала Григорию Потемкину: «По-моему, нет одеяния почетнее и дороже мундира». Она носила мундиры в дни полковых праздников, на военных смотрах, в дни праздника Крещения Господня и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (день павших защитников отечества), в годовщины военных побед России, при спуске на воду кораблей, иногда в дни орденских праздников. Однажды на балу у графа Петра Румянцева Екатерина появилась «не в маскарадном костюме, но в женском кирасирском мундире». Словом, поводов надеть мундирное платье у императрицы было достаточно, и она носила их на протяжении всего своего царствования. Екатерина Великая была первой, кто их надел, но не последней. Она заложила новую традицию.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2

aeslib.ru

Наряды Дома Романовых | Блогер Encore на сайте SPLETNIK.RU 22 марта 2014

Коронационное платье императрицы Екатерины I. Оружейная палата.

Камзол императора Петра II

Коронационный камзол императора Петра II

Коронационное платье императрицы Анны Иоанновны

Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны

Платье императрицы Елизаветы Петровны

Перчатка императрицы Елизаветы Петровны

Подвенечное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны

Подвенечное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны.
(Талия — 43 сантиметра)

Коронационное платье императрица Екатерины II

Мундирное платье императрицы Екатерины II

Мундирное платье императрицы Екатерины II

Офицерское платье Екатерины II (по форме Кирасирского полка)

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1820 г

Мундир императора Павла I

Прусский мундир императора Павла

Платье императрицы Марии Федоровны

Мундир Александра I. Первая четверть XIX века

Коронационное платье императрицы Александры Федоровны

Коронационный мундир императора Николая I

Мундир Лейб-гвардии Егерского полка, принадлежал ЕИВ Государю Николаю Павловичу

Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, ок. 1830 г.

Платье императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I

Мундир общегенеральский императора Александра II. Россия, до 1872 г

Коронационное платье императрицы Марии Александровны

Придворное платье в.кн. Марии Федоровны, 1860-е гг.

Визитное платье в.кн. Марии Федоровны. Ч-Ф. Ворт, 1880 г

Коронационная мантия императрицы Марии Федоровны

Визитное платье Великой княгини Марии Федоровны, 1880 г.

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.

Платье императрицы Марии Федоровны, 1880-е гг. 

Платье императрицы Марии Федоровны, модельер Ч. Ворт

Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, Morin Blassier

Платье императрицы Марии Федоровны 1890-е. Мастерская Ч. Ворта.

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны

Вечерние платья от Ворта императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.

Платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.

Дорожное платье императрицы Марии Федоровны. Чарльз Ворт,1880-е.

Платье императрицы Марии Федоровны, мастерская А. Бризака.

Мундирное платье императрицы Марии Фёдоровны, шефа Лейб-Гвардии Кирасирского полка.

Туфли императрицы Марии Федоровны

Платье императрицы Марии Федоровны. Мастерская Чарльза Ворта, Франция, 1892 г.

Платье императрицы Марии Федоровны

Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, дом Fromont

Платье парадное придворное Великой княгини Ксении Александровны. 
Россия, С-Петербург, мастерская О. Бульбенковой. 1894 год.

Придворные платья Великой княгини Ксении Александровны

Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1880-е гг.

Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1890-е гг.

Мундир императора Николая II по форме офицера Лейб-гвардии стрелкового императорской фамилии полка.

Мундир полковника лейб-гвардии Гусарского полка, в котором венчался император Николай II.

Парадная форма полковника Лейб-гвардии Гренадерского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II

Парадная форма полковника Лейб-гвардии Финляндского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II

Подвенечное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О.Н. Бульбенковой, 1894 г

Коронационная мантия императрицы Александры Федоровны, 1896 г

Коронационное платье императрицы Александры Федоровны, 1896 г

Туфли императрицы Александры Федоровны к коронационному платью, 1896 г

Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны 
Мастерская О.Н. Бульбенковой

Маскарадный костюм императора Николая II, 1903 г

Костюм маскарадный императрицы Александры Федоровны (парадная одежда русской царицы XVII в.), 1903 г

Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны, 1903 г

Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская Н. Ламановой

Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой

Платье парадное придворное из розового муара императрицы Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой

Парадное платье императрицы Александры Федоровны

Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Мастерская А.Т. Ивановой, Санкт-Петербург, середина 1890-х гг.

Вечернее платье императрицы Александры Федоровны. Франция.

Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.

Визитное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.

Платья императрицы Александры Федоровны

Платья дочерей императора Николая II

Ночная рубашка одной из дочерей императора Николая II

Придворные платья Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Придворное платье одной из дочерей императора Николая II

Придворные платье Великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны

Платье, принадлежавшее одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II, мастерская А. Бризак, 1910-е гг. 

Мундирное платье шефское офицерское 3-го гусарского Елизаветградского полка Её Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны

 

Мягкие туфельки, принадлежавшие дочерям императора Николая II. Изготовлены в Польше в 1896-1902 гг.

Туфли, принадлежавшие одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II

Мундирное платье Великой княжны Татьяны Николаевны, шефа 8-го Вознесенского Уланского полка

 мундир 9-ого Казанского драгунского Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны полка 

Халат цесаревича Алексея Николаевича

Костюм цесаревича Алексея Николаевича, 1909 г

Комплект обмундирования подпоручика лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка: мундир, эполеты, погоны, рубашка-косоворотка, пояс, шаровары, шапка, сапоги. Россия, 1911. Принадлежал наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу

Мундирный комплект подпоручика 12-го Восточно-Сибирскаго стрелковаго Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича полка.

Шинель цесаревича Алексея Николаевича

по материалам группы ДОМ РОМАНОВЫХ

www.spletnik.ru

Мундирное платье — Хроники заката цивилизации

Посмотрел на фото принцесс в мундирном платье у kalte_winter и подумал вот о чем: не написать ли мне пост про мундирное платье?

Взял и написал:)

Распространение мундирные платьев в России связано с эпохой правления императрицы Екатерины II. Причина возникновения мундирного платься была довольно проста и очевидна — при Екатерине II произошла определенного рода институционализация русского государства, которое до этого жило в режиме заданном еще Петром I и сформированным в экстренной ситуации для решения военных задач. Подобное положение не оказывало на государство благотворного влияния и поэтому государственная деятельность Екатерины II была в значительной мере связана с тем, чтобы придать Российской империи свойства регулярного европейского государства (отметим, что императрице не все в этом процессе удалось, и основную работу доделывал уже ее сын Павел I).

В числе необходимых мер были действия напрвленные на связь династии и лейб-гвардии. Император (императрица) в XVIII веке по традиции идущей еще с Петра I был полковником и шефом гвардейских полков. Это вызывало определенные обязательства которые монарх должен был перед гвардией выплонять, хотя бы они и носили преимущественно символически-церемониальный характер. Если монарху мужчине выполнять обязанность шефа было просто — так как мундиры изначально были расчитаны на мужчин, то для женщин существовали определенные затруднения, из которых Елизавета и Екатерина II (в молодости) выходили одевая мужской мундир.


Портрет Екатерины II в мундире Л-Гв. Преображенского полка.

Но ношение мужской одежды было не очень удобно для женщины, тем более, что функции шефа гврадии имели еще и международное значение и поэтому необходимо было использовать более соответствующую этикету одежду, вместо обычного полкового мундира, ношение которого женщиной все же имело некоторый оттенок каранавализма. Выходом из положения нашелся — стали использовать так называемые мундирные платья — это обычные женские платья сшитые с учетом большиства требований моды этого времени, но при этом цветом соответсвующие цвету мундира того или иного полка гвардии. Кроме цвета в мундирном платье использовались также и элементы покроя и отделки военной формы. Первое мундирное платье Екатерины II появилось уже в 1763 г., вскоре после восшествия на престол.


Мундирное платье Л-Гв. Преображенского полка.

В этом своеобразном костюме, который состоит из верхнего платья имитирующего гвардейский мундир и юбки из зеленого шелка с выкладкой золотым галуном, черты военной формы сочетаются с господствовавшей в России того времени французской модой и элементами русского национального костюма. Цвета полностью соответствуют цветам офицерского мундира гвардии еще с петровских времен. Впоследствие были изготовлены мундирные платья по форме Конного полка, Кавалергардского корпуса и последнее мундирное платье Екатерины II – по форме Морского флота в 1896 г. Таким образом, коллекция мундирных платьев Екатерины II охватывает весь период царствования и насчитывает шесть единиц.

Мундирное платье Кавалергардов (хотя у меня есть сильное подозрение, что это все же Л-Гв Конный полк).

Следует особо отметить, что традиция ношения мундирных платьев никогда не выходила за рамки собственно императорской семьи. В мундирных платьях императрицы и великие княжны появлялись на парадах, полковых праздниках, принимали во дворце военачальников. Цвет платья и его форменное шитье полностью соответствовали цветовому решению и декору формы того полка, шефом которого являлись женщины императорской фамилии. При этом шефы воинских подразделений из числа великих княгинь тоже бывали, но мундирных платьев не носили. Мундирные платья были исторической прерогативой только женской части семьи правящего императора.

Жена Павла I Императрица Мария Федоровна не была шефом Л-Гв. Гусарского полка, но ежегодно делала пожертвования в кассу полковой артели, посещала казармы офицеров и рядовых. Так что сшитое ей платье со шнурами на груди выбраны не случайно: они придают платью сходство с парадной формой гвардейских гусар. В этом платье вдовствующая императрица присутствовала на смотре Польских войск в Варшаве в 1818 году.

В семье Николая I право носить мундирное платье ценилось весьма высоко и было большой честью. Так, 1 января 1845 г. великая княжна Ольга Николаевна получила приказ по военному ведомству, из которого узнала, что она стала шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Это был новогодний подарок отца, и радости ему не было предела. Спустя годы Ольга Николаевна вспоминала: «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чачкиры генерала. Я же протестовала против брюк, Папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась». Хочу отметить, что про гусарские чакчиры для дочери Николай I просто пошутил. Император отличался весьма неплохим, хотя и своеобразным чувством юмора. Конечно же заставить принцессу в первой половине XIX века носить гусарские штаны не мог даже император.

Одевала военный мундир и жена Николая I императрица Александра Федоровна. Как вспоминала ее дочь великая княгиня Ольга Николаевна, в 1835 г. во время встречи трех императоров в Калише на одном из парадов Александра Федоровна «вела кавалергардов в таком блестящем порядке, что привела в восторг Дедушку. Она была в парадной форме и с белой фуражкой на голове».

Императрица Мария Федоровна, жена Александра III была шефом Л-Гв. Кирасирского Ее величества полка. В этом качестве у нее также было мундирное платье, в котором она представлена на фотографии:

Получили шефство и старшие дочери Николая II, великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны. Произошло это в 1909 г., когда девочкам было 14 и 12 лет, соответственно. Но мундирные платья по форме «своих» полков они получили только летом 1913 г., когда им было 18 и 16 лет.

В мундирном платье могли ездить на лошади, как например великая княжна Ольга Николаевна на этой фотографии. При ношении мундирного платья женщины сидели на особом женском седле, а покрой юбки был очень близок к амазонке.


diunov.livejournal.com

Мундирные платья российских императорских семей

Военную форму царствующие особы в России стали носить еще со времен Петра I. Многие из них становились командующими войсками или шефами гвардейских полков с правом ношения формы подшефных полков.

Но, начиная с правления Екатерины II, наряду с мужскими военными мундирами появились и дамские мундирные платья, надевать которые имели право лишь женщины из семьи правящего монарха. Посмотрим, как же выглядели эти платья на российских императрицах и великих княжнах….


Правление Екатерины II

Впервые такие платья появились во времена правления Екатерины Великой. Правящая до неё Елизавета Петровна прекрасно обходилась без них, время от времени запросто и с удовольствием надевая мужской мундир, который, несмотря на ее полноту, смотрелся на ней прекрасно.


Императрица Елизавета Петровна с арапчонком. Л.К. Пфанцельфельд. 1757 г.

Да и на самой Екатерине во время захвата власти был надет офицерский мундир. Носила она военный мундир и в первые годы своего правления, что отражено на ее портретах той поры, изображающих императрицу, сидящей верхом на коне и в мужском военном мундире.


Виргилиус Эриксен.
Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте. 1762. Большой Петергофский дворец

Но, прекрасно понимая, кому она обязана своим восхождением на российский престол, и взяв шефство над несколькими полками, императрица уже не могла появляться на торжественных мероприятиях в мужской одежде – в те годы это считалось неприличным. Именно тогда в качестве женского варианта военной формы и появились мундирные платья.
И хотя по своему покрою они были мало похожи на мужские костюмы, их цвета и декор в точности совпадали с офицерскими мундирами подшефных полков.


Мундирное платье Преображенского полка 1763 год

Это ее первое мундирное платье темно-зеленого цвета действительно напоминает офицерский мундир с золотыми галунами и форменными пуговицами. Но при этом ряд других деталей — широкая юбка, небольшой шлейф, рукава с маленьким крылышком у локтя – придают ему женственность.


Мундирное платье Кирасирского полка


Мундирное платье Екатерины Великой. Лейб-Гвардии Конный полк

Если в молодости Екатерина носила приталенные платья, то с возрастом они стали более свободными и широкими. Для сравнения – два мундирных платья одного и того же полка, но сшитые в разные годы:


Мундирные платья Екатерины II по форме лейб-гвардии Преображенского полка, сшитые в 1763 году и после 1785 года


Императрица Екатерина II в морском мундирном платье. Художник С. В. Пен

Свои мундирные платья императрица надевала по особо торжественным поводам – на военные смотры и парады, в дни национальных военных праздников, либо на встречи с офицерами из подшефных полков…
Именно Екатерина заложила традицию носить мундирные платья, которую в дальнейшем охотно подхватили дамы других императорских семей, пронеся эту традицию вплоть до свержения монархии в России.

Правление Александра I

На время правления Александра I пришлась война с Наполеоном, в те годы военная тематика, будучи очень популярной, проникла во все сферы. Не стала исключением и мода – очень популярным стал стиль милитари. И мундирные платья стали представлять собой стилизацию под военную форму. В качестве их украшений стали использовать яркие детали, заимствованные из красивой военной формы гусар.

Правление Николая I

При Николае I, правившем три десятилетия, сначала вновь вошли в моду классические мундирные платья, но к сороковым годам эта традиция опять была утрачена. Тем не менее, право носить мундирное платье считалось очень почетным.


Императрица Александра Федоровна. Шеф Кавалергардского лейб-гвардии полка (с 1826 по 1860 гг.)

В канун 1845 года этого права удостоилась и великая княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I, которая была назначена шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Однако по этому поводу у нее с отцом случилась небольшая ссора. «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась».


Великая княжна Ольга Николаевна. Шеф Елисаветградского 3-го Гусарского полка (с 1845 по 1892 гг.)

Таким образом, в этом споре княжне тогда удалось отстоять «женский крой» военной формы. И хотя форма все равно была больше похожа на военный мундир, сшитый по фигуре, чем на платье времен Екатерины II, все-таки вместо брюк оставили юбку.

Правление Александра II

При Александре II стиль милитари вышел из моды, мундирные платья дамы тоже почти перестали носить.


Дочь Александра II, Мария, в мундирном платье 14 Ямбургского уланского полка

Правление Александра III

Во время его правления военная форма возвращается, а, благодаря его супруге Марии Федоровне, возродились и мундирные платья. Обладая прекрасной фигурой, она отдавала предпочтение приталенным силуэтам ранней екатерининской поры. Ее платья с высокими воротниками и широкими манжетами украшались шитьем и гербовыми пуговицами, подобными тем, что сверкали на офицерских мундирах.


Императрица Мария Фёдоровна в мундирном платье лейб-гвардии Кирасирского Е. И. В. собственного имени полка. 1890-е.


Мундирное платье лейб-гвардии Кирасирского Е. И. В. государыни императрицы Марии Федоровны полка. Конец XIX века

Правление Николая II

В этот период в приоритете у дам по-прежнему оставались классические мундирные платья. Супругу Николая II редко можно было увидеть в таком платье.


Николай II и Александра Федоровна

Но в семье подрастали четыре дочери, которые по мере взросления, принимая по традиции шефство над полками, с удовольствием надевали свои мундирные платья.


Великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь императора Николая II


Великая княжна Татьяна Николаевна, вторая дочь императора Николая II
Шеф 8-го уланского Вознесенского полка (с 1911 по 1917 гг)


Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны в форме подшефных полков. Царское село, 1910 г.
Ольга Николаевна — в форме 3-го гусарского Елисаветградского полка.
Татьяна Николаевна — в форме 8-го уланского Вознесенского полка.


Ольга и Татьяна


Николай II с дочерьми, Ольгой и Татьяной, на параде. Фото из журнала Нива, № 33 за 1913 год


Николай II и княжна Ольга Николаевна с гусарами подшефного полка


Татьяна с подшефным полком


Великая княжна Мария Николаевна, третья дочь императора Николая II Шеф 9-го драгунского Казанского полка (с 1912 по 1917 гг)

Выбирая подшефные полки для своих дам, императоры зачастую отдавали предпочтения тем полкам, у которых была самая яркая и красивая форма — гусарские, кавалергардские, уланские…

via

astori-18.livejournal.com

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (4). Петр III и Екатерина II, или Костюм как оружие: anna_y

В принципе у нас знают историю с плохим концом, как Петр III не удержался на троне, а Екатерина II, напротив, трон заняла и удержала надолго. А вот какую роль сыграл в этой истории костюм, мало кто понимает. То есть много народу, во всяком случае, питерские, видели знаменитый портрет Екатерины на ее любимом жеребце Бриллианте, царица там молода, хороша, сияет, на потоке, в мундире, а Бриллиант так вообще сверхновая звезда. (Кто не видел, ищите в гугле Эриксен Конный портрет Екатерины II.) Я думаю, нормальные люди даже сумеют удовлетворительно ответить на вопрос, зачем Екатерине вообще понадобился в данной ситуации мундир. Но практически всегда пропускают момент — какой именно мундир Екатерине понадобился.

А было так. Про гвардию у нас тоже традиционно знают, и что гвардейскими стали петровские потешные полки — Преображенский и Семеновский (изначально по мужицкому контингенту, набранному из соответствующих деревень). Менее известно, что «в 1720 году были изданы новые армейские Штаты и появился новый мундирный регламент, установивший расцветку предметов обмундирования по родам войск. В соответствии с ним офицеры обоих гвардейских полков получили одинаковые темно-зеленые мундиры, обшитые золотым галуном по борту, воротнику, обшлагам и карманным клапанам».

Как выглядел мундир в царствование Елизаветы, то есть непосредственно перед кратким воцарением Петра III, можно посмотреть на выставке — там в витрине «Форма офицерская Лейб-Гвардии Семеновского полка, принадлежала императору Петру III. Россия, 1741-61». Я, правда, не думаю, что уж прямо так 1741 — Петр Федорович должен был сначала приехать из Голштинии, потом малость подрасти и заматереть, а там уж на него сшили данный мундир. Но в общем не суть. Красивый традиционный мундир, доказывающий, что у Петра I (ну мы же не думаем, что мундирный регламент без его ведома писали?) был все-таки вкус, причем строгий и, как бы это сказать, мужской. Хорошее сукно, грамотный четкий контраст с галуном, все качественное и никаких женоподобных заморочек.

Но вот какое дело. Придя к власти, Петр III, бурный фоннат Фридриха Великого с младых ногтей, «принялся приводить русскую армию в соответствие со своими идеалами. Одним из его нововведений стала реформа обмундирования, начатая в 1762 г., но ее откровенно прусская ориентация после Семилетней войны, покрывшей славой русское оружие, превратила новые мундиры чуть ли не в символ национального позора». Мы, значит, сначала их Берлин взяли, а теперь нас в их одежду переодевают? Непорядок, как ни кинь.

Екатерина, в отличие от своего мужа, понимала силу правильного имиджа. Вообще умных, грамотных имиджмейкеров среди Романовых было, на мой взгляд, только трое, да и то первый из них, он же Петр № 1, создал себе совершенно гениальный имидж вне России, но внутри нее особо не напрягался. Екатерина его ошибок не повторила и всю жизнь совершенно сознательно и, как правильно, крайне удачно пиарила себя и за границами, и внутри границ Российской империи. Не будем удивляться тому, что с точки зрения имиджа само взятие ею власти было построено замечательно. «Отправляясь в поход против своего мужа, Екатерина специально облачилась в офицерский гвардейский мундир старого петровского образца, что произвело на ее сподвижников должное впечатление». Не меньшее впечатление, кстати, произвело то, что Екатерина торжественно возложила на себя голубую «ленту первого в государстве ордена» (Андрея Первозванного, само собою), «который сложил с себя муж ее, чтобы вместо него носить всегда прусский».

Вот так. Хорошо, когда правитель — профессионал и понимает, что дьявол кроется в мелочах, а одежда правителя не только служит нарядом, но еще и имеет знаковое содержание.

Тот самый мундир, одолженный Екатериной у «молодого офицера такого же роста», не сохранился, но на выставке представлены два других мундира Екатерины, довольно неожиданных на самом деле. Ибо они представляют собой т.н. мундирные платья. Или, если хотите, мундирные костюмы. Потому что они вроде как и платья, но одновременно самые настоящие мундиры — все в соответствии с тем самым мундирным регламентом, который святое и традиция. И тогда получается очень элегантный выход из сложной ситуации: император/императрица шефствует над гвардейскими (армейскими, кстати, тоже) частями и должен/должна в день полкового праздника надеть в знак уважения к полку его форму. У императоров 19 века будут отдельные люди в гардеробе, которые отслеживали, когда день какого полка и в каком мундире когда царь должен показываться. При Екатерине, правда, полков было поменьше, но она, возведенная, между прочим, гвардией на престол, традицию свято соблюдала. Например, «2 декабря, в праздник Семеновского полка, императрица, считавшаяся его командиром, угощала офицеров обычным парадным обедом. На императрице был Семеновский мундир — зеленый, отороченный золотым кружевом и сшитый на фасон амазонки».

Вот он, «Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме Лейб-Гвардии Семеновского полка».

А вот «Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-Гвардии Конного полка».

Мундирные костюмы Екатерины II сшиты, конечно, не из сукна, а из шелка, но в остальном все по форме. Скроены они частью как мужские (рукава и спинка), частью как женские (все остальное, но мужское на фоне женского очень заметно). Далее, платьев в мундирном костюме два, нижнее и верхнее, и в них причудливо соединяются не только мужское и женское, но и французское и русское. А именно: распашное платье на фижмах очень типично для французской моды, в то время как платье свободной формы с длинными откидными рукавами — это уже явно старинная русская одежда. Екатерина вообще настойчиво вводила в моду элементы русского национального костюма (я же говорю, она была куда более гармоничный и всеохватный имиджмейкер, нежели Петруччо). Русское придворное платье с этого времени устойчиво держится при дворе до самого конца Романовых, а в некоторые царствования (о которых, впрочем, позже) становится даже формой парадной одежды, имеющей свой мундирный регламент.

При этом Екатерина к мужеподобию нисколько не стремилась и была очень женщиной. Когда она была помоложе, ее мундирные костюмы выглядели несколько иначе, потому что именно в них она как следует выглядела. Вот «Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме Лейб-Гвардии Преображенского полка», на выставке не представленный. Это год 1763, Екатерина еще молода и знает, что ей идет.

А теперь посмотрим то, что на выставке, и найдем главное отличие. И оценим разумный вкус Екатерины: это 1770-80-е гг, причем детали помечены точнее — нижнее платье семеновского костюма 1779 г., верхнее платье конногвардейского костюма — 1786 г. Проще говоря, матушка царица за 10-15-20-23 года потихоньку и конкретно набирала вес не только политический, но умела нигде ни разу не выглядеть смешной, а лишь адекватной.

Напоследок обращаю ваше внимание на то, как изменился при Екатерине зеленый преображенско-семеновский цвет. Мужчины до Екатерины типа ее мужа и после Екатерины типа ее потомков предпочитали темно-зеленые цвета. Николай I любил такой темно-зеленый, чтобы почти черный. А Екатерина любила такой зеленый, чтобы он был светлый, легкий и поднимающий настроение. Очень для нее характерно. И наверняка было очень ей к лицу.

Какая женщина, однако.

anna-y.livejournal.com

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (12). Николай I как любитель дам в мундирах: anna_y

Николай был мужчина, технарь и военный со всеми осложнениями последствиями. Он любил женщин, армию и инженерное дело. Что можно видеть по предоставленному собственноручному рисунку императора — на нем любимая жена в любимом мундире, изображенная с инженерной точностью. (Тут я бы еще добавила секс и любимый музей, поскольку правый рисунок явно не только с жены, но и с очень известной скульптуры, но кто сказал, что мужчина, инженер и военный не может любить эротику и свою коллекцию марок императорское собрание шедевров?)

Естественно, мужчина, технарь и военный не может не попытаться навести порядок и среди придворных дам. Куда менее естественно и более странно — что Николаю это практически удалось.

Ну, во всяком случае, на какое-то время.

«Вместе с «Положением о гражданских мундирах» было утверждено «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору». Высший свет с нетерпением ждал появления этих костюмов. Как отмечал в 1833 г. в своих дневниках П.А.Дивов, «Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана».

Офранцуженный сарафан, он же т.н. «русское платье», придумали, правда, задолго до Николая. В моду при дворе их ввела в 1770-е (когда Николая еще и в проекте не было) все та же Екатерина, хорошо понимавшая, как помним, как костюм соотносится с такими вещами, как национальная гордость, национальная самодостаточность и мнение народных масс о правителе. А также с собственной небезупречной, но уютной и вполне себе русской фигурой. «При необыкновенных случаях, как-то: царских свадьбах, окончаниях войны, при наступлении нового года… дамы съезжались на все собрания в русских платьях, которые Екатерина… ввела в употребление при Дворе, и сама иного праздничного наряда не имела».

«Русские платья» времени Екатерины не сохранились — за исключением, правда, мундирных платьев самой Екатерины (см. предыдущие серии). Ну и, конечно, изображений и описаний современников. Прежнее бурное многоцветие вышло из моды вместе с дорогой парчой, императрица «являлась на торжествах одетая в длинное белое платье, в маленькой короне». Понятно, что придворные дамы не могли не иметь сходных с начальством вкусов.

Впрочем, вклад Николая в вопрос все равно велик. Во-первых, он установил, так сказать, точную форму мундира. «В царствование Николая I официальный дамский придворный костюм, получивший название «русское» платье, состоял из двух предметов. Верхнее бархатное распашное платье со шлейфом, длинными откидными рукавами с открытой проймой надевалось на нижнее, называвшееся «сарафаном» и состоявшее из корсажа с коротким рукавом-фонариком и широкой юбки из белого атласа. По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных муниров придворных чинов». Аналогичное шитье полагалось «вокруг и на переди юбки». Во-вторых, Николай в отличие от бабушки не желал видеть все в белом цвете, а хотел яркости, как на параде. И добился своего. Мундиры различались по чинам: статс-дамы и камер-фрейлины должны были носить зеленый бархат, гофмейстерины — малиновый. Фрейлины императрицы носили алый бархат с золотым шитьем, фрейлины великих княгинь — алый бархат с серебряным шитьем. Фрейлинам великих княжон полагалось светло-синее.

Ну а чтобы все было уж совсем понятно, придворные дамы получили погоны особые знаки отличия. «Фрейлины носили слева на корсаже бриллиантовые шифры (вензели императрицы или великих княгинь, при которых фрейлины состояли) на банте из голубой Андреевской ленты Так называемых портретных дам — гофмейстерин, статс-дам и камер-фрейлин — отличали миниатюрные портреты императрицы в бриллиантовой оправе, крепившиеся на правой стороне корсажа. Если на прием приглашали дам, не имевших придворных чинов, им надлежало быть в «русских» платьях того же фасона, «различных цветов, с различным шитьем, кроме, однако же, узора шитья, назначенного для придворных дам». Шиковать шикуй, а мундир не трожь.

Фрейлинский шифр императрицы Александры Федоровны в виде буквы «А» под короной. (Между прочим, сразу после смерти Александра I, когда императриц было целых три — вдова Александра Елизавета, вдова Павла Мария и жена Николая Александра, — шифр состоял из букв АМЕ. После смерти Елизаветы вензель стал выглядеть как АМ. Ну а когда скончалась М, осталось одно А.)
Россия, Санкт-Петребург. 1828-55. Золото, серебро, алмазы, стекла; штамповка, гравировка и огранка камней, укрепление камней, монтировка.

Правда, мундир мундиром, но дамы тоже дамами — и «мода могла вносить в покрой «русского» платья небольшие изменения, не влиявшие существенно на его облик… Пример парадного дамского костюма, исполненного в первые годы после издания указа, — платье из алого бархата и белого атласа. Его широкий рукав с «густыми» сборками у плеча — явная дань моде 1830-х гг.».

Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, 1830-е. Бархат, шелк; металлическая нить, бить; золотое шитье.

Надо признать, что Николай в плане вкуса и мундира доверял дамам больше, нежели мужчинам, пусть даже и военным. «Указ 1834 г. регламентировал силуэт дамских придворных нарядов лишь в общих чертах». Силуэт-то регламентировался, но мода разных лет диктовала смену как декора и элементов, так и цветовой гаммы дамского мундира.

Вот два придворных парадных платья конца XIX века. Оба петербургской работы, оба из положенных тканей: верхнее бархатное, нижнее атласное. Есть и золотое шитье, как без него. Однако платье слева лиловое — как помним, этого цвета среди предписанных Николаем не было. Платье справа еще интереснее. Оно статс-дамское, поэтому бархат, как предписано регламентом, зеленый. Тем не менее различий между ним и платьем 1830-х гг. множество.

Вот платье придворное парадное фрейлины императрицы (алый бархат, золотое шитье — неизменные опознавательные знаки, да?) Оно немного старше статс-дамского, но выполнено в той же мастерской — у Г-жи ОльгА, произносится с ударением на последнем слоге. Была такая знаменитая Ольга Николаевна Бульбенкова (1835-1918), урожденная Суворова, славная поставщица императорского дворца. Родилась она в Нижнем Новгороде в семье священника. С девяти лет жила в Петербурге в семье тетки — купчихи Бутаковой, владелицы галантерейного магазина на Невском. Обучалась шитью у мадам Уат, содержавшей в Петербурге портновскую мастерскую. Когда мадам решила уехать из России, ее дело перешло к О.Н.Бульбенковой, сумевшей создать безусловно элитное заведение: мастерскую по изготолвению дамских придворных парадных костюмов для членов императорской семьи и придворных дам. С 1910 г. 75-летнюю г-жу ОльгА фактически заменила ее племянница, Ариадна Константиновна Виллим.

Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки; золотое шитье.

Это что касается придворных. На вопрос, какие цвета парадных платьев выбирали императрицы, следует отвечать так: какие хотели, такие и выбирали.

Вот еще одно парадное платье работы мастерской г-жи Ольга, замечательное и само по себе, и — особенно — фантастической вышивкой. Золотошвеи на Руси всегда были невероятные. Традиционно этим занимались в женских монастырях, хотя были и, так сказать, светские золотошвейные мастерские — например, мастерская И.Л.Васильева на Екатерининском канале (Бульбенкова часто пользовалась ее услугами). Однако золотое шитье именно данного платья, похоже, монастырского происхождения. «Костюм украшает мастерски выполненное золотое шитье в виде цветочных гирлянд, перевязанных лентами, особо роскошное на «хвосте» шлейфа, эффектно сверкающее на фоне бархата интенсивного синего цвета…Многообразие материалов, применяемых в вышивке, и использование различных швов для закрепления металлических нитей, введение в узоры блесток, золотых и серебряных пластинок разной формы, блестящих и матовых, позволяло достичь богатства фактуры вышитых поверхностей. Работы русских золотошвей пользовались заслуженной славой и с успехом экспонировались на выставках, как в России, так и за рубежом. В 1893 г. в Чикаго на Всемирной выставке внимание публики привлекли два парадных придворных платья с золотым шитьем, исполненным монастырскими мастерицами».

Уж не знаю, это платье было в Чикаго или нет, но если было это, чикагская публика точно пройти мимо не смогла бы. А синий цвет в данном случае ничего не означает — кроме того, что Аликс то ли захотела в данном случае данный цвет, то ли ее заставили думать, что именно этот цвет пойдет сюда особенно хорошо.

Платье придворное парадное императрицы Александры Федоровны.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, золотое шитье. Длина шлейфа 354 см.

Особая история — парадные платья великой модницы и женщины с прекрасным вкусом — Марии Федоровны-второй, жены Александра III.

(продолжение следует, если, конечно, вслед за фотофайлом не упадут и яндекс-фотки)

anna-y.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *