РТ-23 УТТХ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2017; проверки требуют 26 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2017; проверки требуют 26 правок. Перейти к навигации Перейти к поискуРТ-23 УТТХ | |
---|---|
Секции БЖРК 15П961 в железнодорожном музее на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге | |
Общие сведения | |
Страна | СССР СССР |
Семейство | РТ-23 |
Код СНВ | РС-22Б |
Классификация НАТО | SS-24 mod.3,2 Scalpel |
Назначение | МБР |
Разработчик | КБ «Южное» |
Изготовитель | ПО «Южмаш» |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 3 |
Длина (с ГЧ) | 23 м |
Длина (без ГЧ) | 20 м |
Диаметр | 2,4 м |
Стартовая масса | 105 т |
Забрасываемый вес | 4050 кг |
Вид топлива | твёрдое смесевое |
Максимальная дальность | 10 450 км |
Точность, КВО |
ru.wikipedia.org
РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — железнодорожный ракетный комплекс
Создание комплекса РТ-23УТТХ «Молодец» стало результатом многолетних попыток создать БРК с твердотопливной МБР универсального базирования. Приказ Министерства общего машиностроения «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан еще 13 января 1969 г. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586 (КБ «Южное»). Сложности, с которыми столкнулось КБ при создании железнодорожного варианта комплекса привели к тому, что задача была изменена и 23 июля 1976 г. КБ «Южное» было поручено создать ракетный комплекс РТ-23 с шахтной пусковой установкой.
Ракетный комплекс РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — видео
Эскизный проект ракеты РТ-23 шахтного базирования, получившей индекс 15Ж44, был завершен в марте 1977 г. Он, однако, был признан неудовлетворительным и к декабрю 1979 г. был разработан другой эскизный проект, предусматривавший использование усовершенствованной двигательной установки и новой головной части.
Летно-конструкторские испытания РТ-23 в шахтном варианте (15Ж44) начались 26 октября 1982 г., но ввиду большого количества аварий в ходе испытаний Совет обороны СССР 10 февраля 1983 г. принял решение не принимать ракету 15Ж44 на вооружение. Испытания комплекса РТ-23 железнодорожного базирования (15Ж52) были завершены в апреле 1985 г. Этот комплекс в ноябре 1987 г. был принят в опытную эксплуатацию.
9 августа 1983 г. было принято решение о создании ракетного комплекса РТ-23УТТХ, получившего название «Молодец», с единой ракетой и тремя видами базирования — шахтным, железнодорожным и автомобильным.8 От последнего варианта впоследствии отказались и ракета была создана только в двух вариантах.
РТ-23УТТХ представляет собой трехступенчатую ракету на твердом топливе с поперечным делением ступеней и разделяющейся головной частью. В варианте шахтного базирования, получившем индекс 15Ж60, на первой ступени используется поворотное сопло, в железнодорожном варианте (индекс 15Ж61) сопло двигателя первой ступени неподвижно. Двигатели второй и третьей ступеней снабжены выдвижными сопловыми насадками, позволяющими увеличить степень расширения сопла и соответственно удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты. Для управления по крену на участке полета 1 и 2 ступеней используются 4 аэродинамических руля, установленных на внешней поверхности головного обтекателя.
В состав головной части входят 10 боевых блоков, размещенных в один ярус, и блок разведения с системой управления и двигательной установкой. Система управления обеспечивает предельное отклонение 0.5 км, что при мощности блоков 550 кт позволяет использовать их для поражения защищенных точечных целей. Ракета размещается в транспортно-пусковом контейнере и запускается методом минометного старта.
В состав БЖРК входит три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны с системами, обеспечивающими поддержание боеготовности и пуск ракет, а также жизнедеятельность состава дежурной смены. Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной электросети. Запуск ракет может осуществляться как с заранее намеченных стоянок, так и с любой точки маршрута.
Испытания РТ-23УТТХ в железнодорожном варианте (15Ж61) начались 27 февраля 1985 г. и завершились в декабре 1987 г., испытания БРК в шахтном варианте (15Ж60) проходили с 31 июля 1986 г. по ноябрь 1988 г. Оба варианта ракетного комплекса были приняты на вооружение 28 ноября 1989 г.
Первый полк с БЖРК был поставлен на боевое дежурство 20 октября 1987 г., а первый полк с комплексом шахтного базирования—19 августа 1988 г. Всего было развернуто 56 МБР РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 — железнодорожного. В настоящее время 46 ракет РТ-23УТТХ шахтного базирования, размещенных на Украине, сняты с вооружения и ликвидируются в рамках Договора СНВ-1. Ядерные боезаряды этих ракет были вывезены на территорию России.
Тактико-технические характеристики ракеты РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61)
Постановка на боевое дежурство | 20 октября 1987 г. |
Принята на вооружение | 28 ноября 1989 г. |
Количество ступеней | 3 |
Топливо |
смесевое твердое |
Тип пусковой установки |
мобильная железнодорожная ПУ с минометным стартом |
Количество и мощность боевых блоков | РГЧ ИН 10×550 кт |
Масса головной части/ забрасываемый вес | 4050 кг |
Максимальная дальность | 10100 км |
Система управления | автономная инерциапьная |
Точность | ПО 500 м |
Длина | 22.6 м (в сборе с контейнером) |
Максимальный диаметр | 2.4 м |
Стартовая масса | 104.5 т |
Тяга ду (ур. моря/вакуум) | 210 тс (первая ступень), 107 тс (вторая ступень), 21 тс (третья ступень) |
Фото ракетного комплекса РТ-23УТТХ «Молодец» в музее
Добавить комментарий
oruzhie.info
РТ-23 УТТХ — это… Что такое РТ-23 УТТХ?
РТ-23 УТТХ «Мо́лодец» (Индекс ГРАУ — 15П961 и 15П060, код СНВ — РС-22Б и РС-22В, по классификации МО США и НАТО — SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel, англ. Скальпель (PL-4 — в период испытаний на полигоне)) — стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, мобильного железнодорожного[1] и стационарного шахтного базирования, соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23.
Головной разработчик — Конструкторское бюро «Южное». Приняты на вооружение в 1987 году[1].
Ракетные комплексы
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768—247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что разработка единой ракеты должна учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки — сначала мобильные комплексы, затем — стационарный.
- Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») осуществлял МИТ. Для транспортировки ракеты был разработан проект и изготовлены опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.
- Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на основе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была разработана модификация ракеты Р-23 УТТХ
- Стационарный шахтный комплекс также разрабатывался на основе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 создавались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После распада СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для использования ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».[3]
В 2006 году Минобороны США согласилось выплачивать Украине согласованную стоимость за каждый пустой корпус двигателя. При этом НКАУ возьмёт на себя расходы на извлечение топлива из имеющихся 163 ракетных двигателей.[4]
Конструкция ракеты
РТ-23 УТТХ выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «MX». Конструкция ракет 15Ж60 и 15Ж61 несколько различается. Ниже рассмотрена конструкция ракеты 15Ж61 (для БЖРК).
Конструкция первой ступени
Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряжённой ступени составляет 53,7 т. Длина ступени 9,7 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально размещённым неподвижным соплом.
Конструкция второй ступени
Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. Корпус РДТТ — коконной конструкции.
Конструкция третьей ступени
Третья ступень включает маршевый двигатель, по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.
Головная часть
Ракета оснащается РГЧ ИН с десятью ББ, размещёнными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает ДУ и систему управления.
ГЧ прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся[5]). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона.
На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.
Тактико-технические характеристики
Максимальная дальность, км | 10000 |
Стартовая масса, т | 104,5 |
Забрасываемый вес, кг | 4050 |
Масса топлива, т | |
Длина ракеты в сборе с ТПК, м | 22,6 |
Максимальный диаметр (диаметр Миделя), м | 2,4 |
Тип ГЧ | Разделяющаяся ГЧ ИН |
nб.б. × qб.б., число × Мт | 10 х 0,4 |
Тип системы управления | Автономная, инерциальная |
Точность стрельбы, предельное отклонение, км | 0,5 |
Топливо | Смесевое твердое |
Тяга двигателя 1 ступени, кН | 283/311 |
Удельный импульс тяги, м/с: | |
Органы управления 1-й, 2-й, 3-й ступени | клапаны вдува газа в закритическую часть сопла |
Коэффициент энерговесового совершенства | 0,031 |
Полётная надежность | 0,98 |
Сохранившиеся экземпляры
Примечания
Ссылки
dikc.academic.ru
боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)
5:00 / 21.06.16
РВСН: боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)
Головной разработчик — Конструкторское бюро «Южное». Приняты на вооружение в 1987 году.
Ракетные комплексы
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768—247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что разработка единой ракеты должна учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки — сначала мобильные комплексы, затем — стационарный.
- Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») осуществлял МИТ. Для транспортировки ракеты был разработан проект и изготовлены опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.
- Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на основе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была разработана модификация ракеты Р-23 УТТХ 15Ж61 (обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4), СНВ-1: РС-22В), а сам комплекс получил индекс 15П961. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1987 года. На протяжении 2003—2007 годов все комплексы были сняты с вооружения и утилизированы.
- Стационарный шахтный комплекс также разрабатывался на основе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 создавались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После распада СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для использования ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».
()
Впервые заговорили о необходимости создания железнодорожного старта еще в начале 60-х годов. В 1966—67гг. в ОКБ-586( КБ «Южное») были проведены проектные изыскания по разработке на основе Р-12 боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Проект предусматривал создание специального состава из 20 вагонов,шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет.
Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Но работы тогда не вышли из проектной стадии. По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ—21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное». Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 60-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК РТ—22, который также не был завершен.[2]
Необходимо отметить, комплекс «Молодец» был первым в мире серийным представителем своего класса. Сама идея перевозки и запуска ракет со специально оборудованных поездов появилась еще в конце пятидесятых годов. Более того, идея БЖРК была не только сформирована, но и отрабатывалась в рамках экспериментов. Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I.
Американская железнодорожная система с ракетой Minuteman I / Фото: topwar.ru
Первый испытательный запуск межконтинентальной ракеты LGM-30A Minuteman I состоялся 1 февраля 1961 года. Примерно за два года до этого события специалисты Стратегического командования ВВС США, компании Boeing и ряда других смежных организаций начали исследования по теме живучести стратегических ракет. Уже в середине пятидесятых годов стало ясно, что шахтные пусковые установки в случае начала ядерной войны станут целью для первого удара, в результате чего часть ракет будет выведена из строя. Потерю части «сухопутных» ракет можно было компенсировать при помощи вооружения подлодок. Тем не менее, требовалось обеспечить и гарантированное сохранение максимально возможной части ракет наземного базирования.
Макет комплекса Mobile Minuteman в конфигурации с 5 пусковыми установками / Фото: topwar.ru
В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны.
Выбор ракеты для перспективного комплекса не занял много времени. На тот момент продолжалась разработка ракеты LGM-30A, которая имела приемлемые габариты и вес. Полная длина этого изделия составляла 16,4 м, стартовый вес – 29,7 т. При таких параметрах ракета с пусковым устройством могла перевозиться в специальном железнодорожном вагоне. Несмотря на сравнительно малые габариты, ракета должна была иметь достаточно высокие характеристики дальности. Три ступени с твердотопливными двигателями обещали дальность до 9000-9200 км. Боевое оснащение ракеты предлагалось выполнить в виде термоядерного заряда. Для использования с мобильной железнодорожной платформой ракете требовалась новая система наведения, которую предполагалось разработать в ближайшем будущем.
Фото макета БЖРК Mobile Minuteman в прессе / Фото topwar.ru
12 февраля 1959 года состоялся официальный старт проекта, получившего название Mobile Minuteman (мобильный «Минитмен»). Военные, учитывая геополитическую обстановку, требовали провести все работы в кратчайшие сроки. Новый «ракетный поезд» должен был войти в строй не позднее января 1963 года. Таким образом, менее чем за три года требовалось провести весь комплекс исследований, разработать агрегаты пусковой установки и поезда в целом, а затем испытать новую систему вооружения и наладить ее производство.
По имеющимся данным, в состав БЖРК Mobile Minuteman должны были входить 10 вагонов, половина из которых отдавалась под жилые помещения и рабочие места расчета. К примеру, командный пункт комплекса должен был оснащаться двумя рабочими местами офицеров, отвечающих за пуск ракет. Из соображений безопасности места расчета предлагалось разделить бронестеклом. В остальных вагонах должны были размещаться три пусковые установки с ракетами и специальное оборудование.
Подготовка к запуску / Изображение: газета Prescott Evening Courier
13 декабря 1960 года компания Boeing завершила сборку полноразмерного макета перспективного «ракетного поезда». Макет предполагалось показать военным и получить одобрение на строительство полноценного прототипа со всеми необходимыми системами. Таким образом, уже в 1961 году проект Mobile Minuteman мог перейти в стадию полноценных ходовых испытаний и тестовых запусков. Технический облик перспективного БЖРК к этому времени претерпел некоторые изменения в сравнении с ранними версиями, однако в его основе лежали прежние идеи, касавшиеся общей архитектуры комплекса, вооружения и методик применения.
Однако уже 14 декабря поступил приказ приостановить все работы. В ходе испытаний стало ясно, что в предлагаемом виде новый ракетный комплекс имеет как плюсы, так и минусы. Кроме того, активное развитие ракетной техники и ядерных сил в целом сказывались на ходе перспективных проектов. Официально причиной остановки проекта была объявлена его высокая стоимость. За почти два года проект Mobile Minuteman «съел» несколько десятков миллионов долларов, а дальнейшие работы должны были привести к дополнительным тратам. В итоге проект сочли слишком дорогим и остановили.
Вторым ударом по разработке американского БЖРК стал приказ президента США Джона Ф. Кеннеди от 28 марта 1961 года. В соответствии с этим документом стратегические ядерные силы требовалось усилить не новым крылом, вооруженным «ракетными поездами», а подразделением с ракетами шахтного базирования.
Последним документом в судьбе проекта «Мобильный Minuteman» стал приказ министра обороны Роберта Макнамары. 7 декабря 1961 года глава военного ведомства распорядился окончательно прекратить все работы по боевому железнодорожному ракетному комплексу со специальной версией ракеты LGM-30A Minuteman I. В дальнейшем это оружие использовалось только с шахтными пусковыми установками.
Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США.
Тем не менее, хватало и минусов. Главный – высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта. [3]
Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию. [4]
После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию / Фото: bastion-opk.ru
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин).
Владимир Уткин / Фото: people.su
В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ — специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).
Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.
В 1987-1991 годах были построены 12 комплексов.
Макет БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) / Фото: bastion-opk.ru
В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124-100. Дальнейшего развития этот проект не получил. В настоящее время комплекс снят с вооружения.
На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4).
Наименование по СНВ-1 — РС-22В, классификация по СНВ-1 — собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А).
Состав
Железнодорожный состав стандартной для БЖРК конфигурации / Фото: s011.radikal.ru
В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:
- три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ
- командный модуль в составе 7 вагонов
- вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов
- два тепловоза ДМ-62
Вагонный пусковой модуль с МБР РТ-23УТТХ / Фото: kollektsiya.ru
Вагон командного модуля / Фото: defendingrussia.ru
Штабной вагон / Фото: www.istpravda.ru
Тепловоз ДМ-62 / Фото: moskva.all.biz
В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.
Проекция ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) / Изображение: bastion-opk.ru
Ракета РТ-23УТТХ имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала.
Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э.
Твердотопливный двигатель 15Д206 первой ступени / Фото: coollib.com
Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло — центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65. () Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй — отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.
Головная часть — разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками (ББ) мощностью 0.43Мт, размещенными в один ярус.
РГЧ оснащается десятью высокоскоростными ББ 15Ф174 повышенного класса мощности не менее 0,8 Мт каждый / Фото: militaryrussia.ru
Боевая ступень (БС) оснащалась многофункциональным жидкостным ракетным двигателем 15Д264 (РД-866), работающим на тетраоксиде диазота и несимметричном диметилгидразине (НДМГ+АТ).
Многофункциональным жидкостным ракетным двигателем 15Д264 (РД-866) / Фото: www.yuzhnoye.com
Многофункциональный без дожигания генераторного газа двигатель 15Д264 (РД-866) содержит однокамерный ЖРД большой тяги (ЖРД БТ), шестнадцать ЖРД малой тяги (ЖРД МТ), а также централизованный источник питания, состоящий из двух турбонасосных агрегатов с газогенераторами и двух питателей. РД-866 обеспечивает многократное включение и регулирование тяги ЖРД БТ и ЖРД МТ. Двигатель работает по комбинированной схеме (вытеснительная и насосная подачи компонентов топлива) и обеспечивает питание компонентами топлива потребителей в широком диапазоне изменения расходов и давлений. Максимальное суммарное время работы ЖРД БТ — 330с, ЖРД МТ — 1200с. Максимальное количество включений ЖРД БТ — 14, ЖРД МТ — 10000.
Двигатель РД-866 предназначен для выполнения следующих задач:
- создания управляющих усилий по крену в полете боевой ступени
- создания (на участке разведения ) тяги и управляющих усилий, различных по величине и направлению, при многократных включениях ЖРД БТ и ЖРД МТ
- питания горючим гидроприводов качания камеры двигателя большой тяги на участке разведения
После отделения боевого блока ЖРД МТ отводили БС в сторону и разворачивали ступень платформой назад для запуска ЖРД БТ, который выводил БС в точку отделения следующего ББ. Процедура повторялась для каждого боевого блока.
Таким образом применялась сложная комбинированная модель разведения с использованием и тянущей и толкающей схем. Выбор точек разведения (предположительно) выполнялся не по жёсткой программе (с 1 по 10), а по вероятностной, чтобы противнику невозможно было бы просчитать схему разведения.
На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.
Отработка раскладки наконечника обтекателя гч ракеты / Фото: nevskii-bastion.ru
Ракета имеет оригинальный обтекатель головной части с изменяемой геометрией. Металическая гофрированная вставка под действием внутреннего давления, создаваемого специальным аккумулятором давления, в полёте распрямлялась, приобретая вид конуса вращения. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.
Система управления — инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.
Владимир Лапыгин / Фото: mapsssr.ru
Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:
- восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске
- реализация принципов терминального наведения
- использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень)
- сопряжение с системой боевого управления «Сигнал-А»
Пусковая установка / Фото: bastion-opk.ru
Пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн.
Алексей Уткин / Фото: rv-ryazan.ru
Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД’а. Вагон — пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается с помощью ЗОКС отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение.
С помощью ЗОКС отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение / Фото: defendingrussia.ru
После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.
Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.
БЖРК 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) / Фото: defendingrussia.ru
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы,км | 10100 |
Точность стрельбы (предельное отклонение), км | 0.2-0.5 |
Стартовый вес , т | 104.50 |
Полетная надежность | 0.98 |
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс | 31 |
Длина ракеты, м
— полная — без головной части — в ТПК |
23.3 19.0 22.6 |
Первая ступень
— длина,м — диаметр,м — вес,т — тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс |
9.7 2.4 53.7 218/241 |
Вторая ступень
— длина,м — диаметр,м — тяга ДУ,тс |
4.8 2.4 149 |
Третья ступень
— длина,м — диаметр,м — тяга ДУ,тс |
3.6 2.4 44 |
Вес полезной нагрузки, кг | 4050 |
Мощность заряда, Мт | 10 х 0.43 |
Жидкостный ракетный двигатель РД-866 (боевая ступень) | |
Тяга двигателя в пустоте, кгс | от -94.4 до +513.5 |
Удельный среднеинтегральный импульс тяги ЖРД БТ в пустоте, кгс·с/кг | 305.5 |
Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг
— камеры ЖРД БТ — ЖРД МТ в непрерывном режиме — ЖРД МТ в импульсном режиме с частотой 10 Гц |
323.1 245 176 |
— масса двигателя, кг | 125.4 |
Абсолютное давление газов в камере сгорания, кгс/см2:
— ЖРД БТ — ЖРД МТ |
41.5 5.67 |
Абсолютное давление газов на срезе сопла камеры, кгс/см2:
— ЖРД БТ — ЖРД МТ |
0.024 0.007 |
Массовое среднеинтегральное соотношение компонентов топлива при работе:
— ЖРД БТ — камеры ЖРД БТ — ЖРД МТ |
2.03 2.3 1.85 |
Отклонение тяги от номинального значения, кгс
— для ЖРД БТ — для ЖРД МТ при работе в непрерывном режиме |
±41 ±0,65 |
Минимальное абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель, кгс/см2:
— окислителя (при температуре 45°С) — горючего (при температуре 65°С) |
6.0 3.5 |
Минимальное абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель при температуре +35°С, кгс/см2:
— окислителя — горючего |
4.5 1.45 |
Максимальное суммарное время работы, с:
— ЖРД БТ — ЖРД МТ |
330 1200 |
Максимальное количество включений:
— ЖРД БТ — ЖРД МТ |
14 10000 |
Пусковая установка | |
Габариты, м:
— длина — ширина — высота |
23.6 3.2 5.0 |
Скорость движения, км/час | 80 |
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2
— в продольном направлении — в поперечном направлении |
0.3 0.2 |
Испытания и эксплуатация
Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.
Проведение испытаний БЖРК / Фото: rbase.new-factoria.ru
В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.
()
Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Звездный под г.Пермь и пос.Кедровый в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находились на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.
При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.
При написании материала использовались открытые интернет источники:
1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.
2. Материалы сайта 44 ракетного полка в/ч 89503 «Ветераны всех полков объединяйтесь».
3. Материалы сайта «Военное обозрение», статья Кирила Рябова «Проект Mobile Minuteman: БЖРК по-американски».
4. Материалы сайта ИНС «Ракетная техника».
www.arms-expo.ru
Баллистические ракеты для железнодорожных ракетных комплексов
Баллистические ракеты для железнодорожных ракетных комплексов
Решение Правительства СССР о разработке нового ракетного комплекса железнодорожного базирования с МБР РТ-23 вышло 6 июля 1979 года.
Ракеты РТ-23 и РТ-23УТТХ (15Ж52 и 15Ж61)
Ракета РТ-23 (15Ж52) была создана коллективом под руководством главного конструктора В.Ф. Уткина. Система управления была разработана в НИИАиП. Производство ракет было налажено на Павловском механическом заводе в Днепропетровске, производство ПУ — на Юргинском машиностроительном заводе. В октябре 1987 года боевой железнодорожный комплекс с ракетой 15Ж52 заступил на опытно-боевое дежурство в районе города Костромы. Выяснившиеся в последствии недостатки ракетного комплекса с МБР РТ-23 (15Ж52) не позволили начать массовое производство и постановку на боевое дежурство.
28 ноября 1987 года была принята на вооружение другая модификация этой ракеты — 15Ж61. БЖРК с ракетой 15Ж61 состоит из трех вагонов с пусковыми установками, вагона с командным пунктом, трех тепловозов и вагонов с системами жизнеобеспечения и личным составом. Комплекс имел возможность длительное время автономно находится на маршруте боевого патрулирования и при необходимости производить пуски ракет как с маршрута боевого патрулирования, так и пункта постоянной дислокации. Состав с ракетами 15Ж61 внешне неотличим от аналогичного обычного грузового состава, следовательно, идентификация и уничтожение такого комплекса противником маловероятны. Основным преимуществом такого комплекса перед его ближайшим «конкурентом» МГРК «Тополь», является тот факт, что протяженность железных дорог в СССР намного больше, чем протяженность автодорог, пригодных для эксплуатации ПГРК.
МБР 15Ж61 разрабатывалась в начале 80-х годов кооперацией предприятий, головным из которых было конструкторское бюро «Южное» под руководством В. Ф. Уткина. Она была заявлена как новая МБР (по Договору ОСВ-2 каждая из сторон могла принять на вооружение по одной новой МБР) и проектировалась для универсального применения в составе стационарного и разных вариантов мобильных комплексов. Это поставило разработчиков в рамки жестких ограничений по массовогабаритным характеристикам, поскольку по своим боевым возможностям ракета не должна была уступать новой МБР США — ракете «МХ» и в то же время не потерять мобильных свойств. После серьезных проработок было решено, что ракета должна иметь два варианта базирования: стационарный (в ШПУ) и мобильный железнодорожный (БЖРК). В связи с этим в конструкции и характерис-тиках РТ-23УТТХ разного базирования имеется ряд отличий.
МБР РТ-23УТТХ - трехступенчатая твердотопливная ракета с разделяющейся головной частью типа MIRV.
Основные характеристики ракеты:
Максимальная дальность полета | 10 000 км |
Стартовая масса | 104,5 т |
Забрасываемый вес | 4,05 т |
Длина ракеты (в сборе с ТПК): | |
вариант ШПУ | 22,4 м |
вариант БЖРК | 22,6 м |
Диаметр ракеты | 2,4 м |
Мощность ядерного боезаряда одного боевого блока | 0,55 Мт |
Точность стрельбы (предельное отклонение) | 0,5 км |
Ракета РТ-23УТТХ выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «МХ».
Рис. 29. БЖРК с ракетами 15Ж61 на марше.
Рис. 30. БЖРК 15Ж61 перед запуском ракеты.
Первая ступень МБР РТ-23УТТХ включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряженной ступени составляет 52,5 т (для шахтной ПУ) и 53,7 т (для железнодорожной мобильной ПУ). Длина соответственно 9,5 м и 9,7 м, диаметр 2,4 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально размещенным соплом. Для МБР шахтного базирования на первой ступени используется поворотное управляющее сопло, сопло же РДТТ ракеты РС-23, предназначенной для железнодорожной ПУ, неподвижно.
Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. Корпус РДТТ — коконной конструкции.
Третья ступень МБР РТ-23УТТХ включает маршевый РДТТ, по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходной отсек, состоящий из двух секций.
Ракета оснащается разделяющейся головной частью типа MIRV с десятью боевыми блоками, размещенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает двигательную установку и систему управления. Головная часть прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии. Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона, для варианта мобильного базирования МБР РТ-23УТТХ. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается. На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступе-ней.
Старт ракеты минометный из транспортно-пускового контейнера.
Шахтная пусковая установка для стационарного базирования МБР РТ-23УТТХ традиционного типа.
Железнодорожный комплекс с ракетой 15Ж61 был первым образцом такого вида вооружения. Его создание требовало решения многих сложных проблем, связанных с конструкцией пусковых установок (пусковых вагонов), обеспечением старта ракет из таких ПУ, вопросами боевого управления, энергоснабжения, обеспечением точности наведения в условиях нахождения на маршрутах боевого патрулирования и др. Все эти проблемы были успешно решены.
В состав железнодорожного комплекса входят три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны, в которых размещаются системы, обеспечивающие поддержание в готовности к боевому применению и пуск ракет, а также жизнедеятельность личного состава дежурной смены на заданный срок автономного патрулирования. Перемещение БЖРК по маршрутам боевого патрулирования обеспечивается тремя тепловозами.
Вагон, где размещается ракета (пусковой вагон), оборудован распашной крышей и специальным устройством отвода контактной электросети перед пуском МБР.
Габаритные характеристики железнодорожной ПУ:
Длина | 23,6 м |
Ширина | 3,2 м |
Высота | 5,0 м |
Пуск ракеты осуществляется из вертикального положения.
Боевое дежурство БЖРК несут либо на основной позиции, либо на маршрутах боевого патрулирования. На основной позиции для комплекса оборудуется специальное сооружение. Оно имеет следующие габариты: длина — 462,0 м, высота — 10,4 м, ширина — 9,2 м.
Организационно МБР РТ-23УТТХ объединены в полки. Каждый полк включает шесть или десять ракет при стационарном базировании и три ракеты (поезд) при железнодорожном.
Всего в СССР было развернуто 56 МБР РТ-23УТТХ стационарного и 36 железнодорожного базирования.
Следует отметить, что комплекс с ракетой РТ-23УТТХ, так же как и комплекс с ракетой РС-12М, характеризуется повышенными боеготовностью и живучестью, возможностью оперативного переприцеливания ракет, высокой автономностью.
[Содержание | К началу страницы | Следующая глава]
chast-93764.narod.ru
Создание боевого железнодорожного ракетного комплекса РТ-23УТТХ (15П961 «Молодец») с ракетой 15Ж61
Создание боевого железнодорожного ракетного комплекса РТ-23УТТХ (15П961 «Молодец») с ракетой 15Ж61
Необходимость дальнейшего повышения характеристик уже была ясна на этапе разработки комплексов РТ-23. Желаемые характеристики, особенно по стойкости ракет, для стационарного старта выполнялись не в полной мере. Не была достигнута полная штатность и в оборудовании БЖРК. РВСН настоятельно требовали повышения характеристик комплекса.
Задача параллельной разработки комплексов РТ-23 с работами по ракете РТ-23 с улучшенными характеристиками и комплексов на ее основе была поставлена еще на раннем этапе работ по программе, в постановлении правительства от 01.06.79 №514-175. Этим же документом были определены головные разработчики комплексов: по стационарному шахтному и подвижному железнодорожному — КБ «Южное», по подвижному грунтовому — МИТ. На этом этапе в очередной раз возникла идея, чтобы ракета была единой для всех видов комплексов.
Для повышения характеристик комплекса нужно было сделать многое. В Минобщемаше СССР и КБ «Южное» был разработан подробный план необходимых работ. Причем все работы нужно было выполнить в очень сжатые сроки. Они касались деятельности многих организаций различных министерств. Планом предусматривалось, в частности:
• проведение дальнейших исследований по органам управления ракетой, в том числе управляющим поворотным соплам маршевых двигателей,
• применение новых перспективных топлив,
• повышение удельной прочности органопластиков, применяемых для намотки корпусов двигателей,
• разработка элементов конструкции из углерод — углеродных материалов,
• улучшение характеристик системы управления и повышение ее стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва.
Считалось, что повышение стойкости ракеты было вообще крайне важным. Она должна была выдерживать воздействия поражающих факторов ядерного взрыва на всех участках полета. Естественно, это влекло за собой повышение массы ракеты, что вступало в противоречие с требованиями увеличения дальности.
Согласование этого плана с исполнителями потребовало много сил. Но серьезно помогало осознание специалистами и руководителями особой важности работ. Им иногда приходилось принимать нелегкие решения.
Разработанный план был согласован на Совете главных конструкторов, а затем был оформлен в виде решения ВПК от 27.12.79 № 339. В нем содержались «двадцать пять проблемных вопросов». Этим же решением был установлен срок выпуска эскизного проекта комплекса с улучшенными характеристиками (УТТХ) — 4-й квартал 1982 года, начало летных испытаний — 4-й квартал 1984 года.
Вслед за этим РВСН выдало новые ТТТ на разработку комплекса УТТХ с тремя видами стартов. Согласование этих ТТТ потребовало большого объема обсуждений между специалистами промышленности и офицерами управлений РВСН. Надо сказать, что в то время в управлениях ГУРВО и ГУЭРВ служили опытнейшие генералы и офицеры, которым помогали специалисты 4-го ЦНИИ МО. Соревноваться с ними при согласовании положений ТТТ было трудно, но интересно. Эмоций было много, но в целом был конструктивный, позитивный настрой всех сторон, участвовавших в согласовании.
Однако ситуация была очень сложной. Совет главных конструкторов, оценивая результаты работ 1980-1982 гг., был вынужден констатировать, что полное выполнение предъявленных требований возможно только при значительном увеличении энергетики базовой ракеты. Но реализация необходимых для этого мероприятий, параллельно с работой кооперации предприятий по двигателям 3Д65, ракетам 15Ж44 и 15Ж52 может сдвинуть сроки работ по ракете РТ-23 УТТХ на несколько лет.
Обеспечение заданного срока готовности к выходу на летные испытания в заданные сроки было возможным только путем последовательного наращивания уровня характеристик, в первую очередь стойкости ракеты, при сохранении уже внедренных в ракете РТ-23 решений, улучшения массовых характеристик узлов и элементов ракеты, применения новых топлив. Ситуацию несколько облегчало то, что для подвижных комплексов можно было иметь несколько меньшую стойкость, так как считалось, что вероятность прямого поражения этих комплексов меньше, чем у стационарных шахтных комплексов, координаты которых были известны.
Решение об этапности повышения характеристик ракеты было очень нелегким и для генерального конструктора В.Ф. Уткина, и для руководителей государственных органов. Предложение о принятии на вооружение ракеты РТ-23 с последующим доведением ее характеристик до требуемых встретило негативную реакцию заказчика. Практически предлагалось признать, что по некоторым характеристикам ракеты РТ-23 будут некоторое время уступать американским МХ. И только на РТ-23УТТХ характеристики достигнут необходимого уровня. Заместитель министра общего машиностроения СССР А.И. Дунаев, который готовил со мной письмо по этому поводу, вспоминал, что министр С.А. Афанасьев вернулся со встречи с министром обороны СССР Д.Ф. Устиновым весьма расстроенным. Член Политбюро ЦК КПСС, министр обороны СССР был требовательным человеком, не прощавшим ошибок и невыполнения его указаний. Да и личные отношения между ними оставляли желать лучшего. Тем не менее другого реального пути создания комплекса с требуемыми характеристиками в заданные сроки не было.
Эскизный проект по ракете РТ-23УТТХ был выпущен в ноябре 1982 года. К этому времени уже были проведены два пуска ракеты РТ-23 (15Ж44), и это предопределило, что ее схема будет положена в основу новой «единой» ракеты.
В соответствии с принятым порядком заказчик, рассмотрев материалы эскизного проекта, приняв их, выдавал установленным порядком свои замечания. Подготовка их осуществлялась Главными управлениями РВСН.
Надо сказать, что это была очень объёмная работа. Сам по себе эскизный проект, как правило, представлял собой стопку книг и альбомов с чертежами высотой около метра. И все это надо было изучить, проанализировать и выдать свое заключение. Естественно, в обозримые сроки это было бы невозможным, если бы специалисты РВСН ждали бы поступления материалов, а затем изучали бы их. Но работа конструкторов и заказчиков велась с самого начала в тесном взаимодействии. Особых неожиданностей для участников работы не было.
Тем не менее по каждому эскизному проекту составлялся перечень замечаний. Для его реализации составлялся специальный план реализации замечаний (ПРЗ), который согласовывался промышленностью и заказчиком. За ходом его выполнения устанавливался постоянный контроль и отчетность.
Наряду с замечаниями, имевшими крайне важное значение, в ПРЗ включали и более мелкие вопросы. А иногда, чтобы не разводить долгих дебатов, включали вопросы, не имевшие явного решения, типа благих пожелании. Я помню, один офицер в ГУРВО долго носился с идеей применения в БЖРК локомотивов с ядерными двигателями, мол, это даст необыкновенный эффект. Никаких других мнений он не слышал. А нам помимо всего прочего не хватало еще «атомного паровоза». Ну, мы взяли и включили его в ПРЗ, а потом при очередном уточнении «потеряли» этот пункт. И никто о нем больше не вспоминал.
После эскизного проекта началась тяжелейшая гонка с разработкой и согласованием нового проекта постановления правительства. Контроль шел постоянный и на всех уровнях.
Все уже «поумнели», получили дополнительный опыт, и снова пошли разногласия: по показателям надежности, времени боеготовности, характеристикам боевых блоков и т.д. С участием специалистов КБ «Южное», а иногда и в одиночку приходилось сражаться с РВСН и министерствами-соисполнителями. У каждого соисполнителя было много проблем, своих сложностей. Каждый мог упереться и встать. Но все понимали, что это недопустимо. По части вопросов удалось сразу договориться, по части решили достигать необходимого уровня в ходе испытаний комплекса, а по самым сложным — принять решение по результатам летных испытаний.
Запомнился один из эпизодов согласования. Одному из основных министерств было необходимо обеспечить крайне высокие характеристики важнейшего комплектующего изделия. Гриф секретности документа, которым задавалось требование, был самым высоким. Я мог показывать его руководителям уровня не ниже заместителя министра. Приехал в это министерство, сижу в приемной, жду. У заместителя министра идет совещание. В перерыве буквально врываюсь в кабинет, показываю документ только заместителю министра. Он, понимая, что я принес, заносит ручку для подписи. В этот момент начальники Главных управлений, присутствующие в кабинете и в общих чертах понимающие, о чем речь, буквально взрываются: «Подождите, нужно посмотреть, проработать!» На что получили четкий ответ от руководителя: «Что тут смотреть. Надо сделать!» (Слова, правда, были немного другими, с учетом широких возможностей русского языка.) В этом был принципиальный подход. Надо!
Другой уже трагикомический эпизод, и снова там же. Я сижу в приемной того же заместителя министра, о котором я вспоминал выше, мне нужно получить его очередную подпись. Поздний вечер. Секретари, помощники уже ушли. Слышу, в кабинете идет разговор по телефонам. Понимаю, занят. Нужно ждать. Вдруг в кабинете раздается грохот. Я без размышлений врываюсь туда. У своего стола стоит совершенно обалдевший хозяин кабинета и держит перед собой портрет В.И. Ленина в здоровенной раме. А в стене над ним дырка. Крюк, на котором висел портрет, вывалился. Хозяин кабинета, обращаясь ко мне: «Вот видишь, до чего мы с вами доработались! Ильич чуть не убил!»
Много было разных эпизодов при согласовании ТТТ и проекта постановления. Во время согласования таких документов сроки были очень сжаты. Это вызывало иногда весьма острые ситуации. Нужно было срочно получить «живую» подпись Главнокомандующего РВСН В.Ф. Толубко. Звоню ему по спецсвязи, чтобы договориться о времени моего прибытия для подписи. А он в ответ, я, мол, сейчас улетаю. Что делать? Ждать невозможно. Но он тут же вошел в ситуацию. Говорит: выходи из здания министерства, я сейчас подъеду и подпишу в машине. Легко сказать — выходи! Я не имел права вынести этот документ не только из здания министерства, но из первого отдела своего Главного управления. Но взял грех на душу, вынес, стою с папкой на улице, дрожу. Вдруг кто увидит.
Жду. Подъезжает «Чайка» Главкома, я собираюсь туда залезть. Толубко меня останавливает, давай расстилай документ на капоте. Я и разложил страницы, ветерок ими шевелит. Он бегло посмотрел и тут же на капоте подписал. Военный шик! Не хватало только, чтобы это был капот джипа, а не представительской «Чайки».
С подписью главнокомандующего был и другой эпизод. Ко мне внезапно прибывают два возбужденных хорошо знакомых генерала-лейтенанта РВСН: «Спаси, родной! Не дай погибнуть!». В чем дело — непонятно. Они умоляют, дай последний лист первого экземпляра проекта постановления. Пошли посмотреть на него в первый отдел. И тут уже я чуть не упал. И смех и грех. Куча «живых» подписей министров, там же стоит подпись Главнокомандующего. Но в его титуле пропущена вторая буква. Генералам стало совсем плохо. Умоляют, дай хотя бы на полчаса. По требованиям режима абсолютно исключено! Да и как править, исправления и подчистки в оригинале первого экземпляра не допускались. Если лист перепечатать, нужно было все у всех министров подписывать заново. Но выручать надо. Еще раз взял грех на душу, дал. Это были «веселые» полчаса. Привезли они лист обратно, все было исправлено и даже следов не осталось. Молодцы! Любые задачи им были по плечу.
Надо сказать, что эти «гусарские шалости» с режимом были исключениями. У всех работников, на всех уровнях практически на генетическом уровне было заложено соблюдение требований режима. Постоянно! Иногда трудновыполнимых, неприятных, но необходимых. Конечно, нас в министерстве и на предприятиях плотно опекали специалисты, отвечающие за обеспечение режима. Мы с ними хорошо работали, так как уважали труд друг друга. Присматривали за нами и соответствующие службы центральных органов госбезопасности. Там работали весьма грамотные специалисты, которые, как правило, вели себя ненавязчиво. Конечно, они проконтролировать все не могли, и их важнейшим достижением было то, что требования режима стали неотъемлемой и естественной стороной повседневной работы ракетчиков.
Немного отклоняясь от темы. В каждой работе есть профессионалы, способные искать и внедрять новые решения. Когда мы спустя годы занимались превращением тяжелых стратегических ракет РС-20 в ракеты-носители «Днепр», в основном на них запускались иностранные космические аппараты. Естественно, в пусковой компании участвовали иностранные специалисты. Допустить их к «чувствительной» информации о ракете и комплексу было нельзя. В свою очередь режимные службы стран владельцев космических аппаратов, как правило, полностью исключали ознакомление наших специалистов с конструкцией аппаратов. Мог в разрешенных пределах обсуждаться только интерфейс «ракета — космический аппарат». Казалось бы тупик, неразрешимая ситуация. Но специалисты, отвечавшие за подготовку запусков и режим, нашли технические и организационные решения, обеспечивающие выполнение всех требований по сохранению информации. Высший пилотаж в жанре обеспечения режима.
Возвращаясь к РТ-23УТТХ. В результате бурных обсуждений проект постановления правительства удалось согласовать, и 9 августа 1983 года вышло постановление правительства № 768-247 о создании комплекса РТ-23УТТХ с единой ракетой и с тремя видами базирования: железнодорожным, грунтовым и стационарным. Тема получила условное наименование «Молодец».
В ноябре того же года вышло совместное решение Минобороны, Минобщемаша, Миноборонпрома и Минмаша, в котором были уточнены сроки работ по единой ракете.
В соответствии с постановлением БЖРК должен быть не единственным подвижным комплексом с ракетами РТ-23УТТХ. Все с уважением относились к работам Московского института теплотехники (МИТ) в области подвижных грунтовых комплексов. Но неожиданно для нас при согласовании проекта постановления у заказчика возникли серьезные возражения против создания грунтового подвижного комплекса.
Созданием вездеходного колесного шасси для подвижного грунтового комплекса («Целина») занимался Минский автомобильный завод, традиционный поставщик тяжелой вездеходной техники для ракетных комплексов. С начала 80-х годов там велись работы по шасси для монтажа пусковой установки комплекса РТ-23УТТХ. Это был гигантский шестиосный автомобиль МАЗ-7904 с грузоподъёмностью около 220 т. По своей компоновке он напоминал обычные ракетные шасси МАЗ, но намного большего размера. Его 12 колес имели диаметр 2,8 м. После изготовления и заводских испытаний единственный образец автомобиля МАЗ-7904 в январе 1984 г. на специальном железнодорожном транспортере был доставлен на Байконур. Однако в ходе испытаний выяснилась ограниченная проходимость из-за высокой нагрузки на каждое колесо, доходящей до 30 т. Самое главное, явные следы, оставляемые машиной на грунте, в корне противоречили идее скрытности. Разведывательные космические аппараты хорошо могли видеть эти следы. Работы по МАЗ-7904 были прекращены. Единственная изготовленная машина осталась на Байконуре, где ее заброшенную, покрытую пылью спустя много лет видел автор в одном из дальних монтажно-испытательных корпусов.
Следующей машиной того же назначения стало восьмиосное шасси МАЗ-7906, во многом оно походило на МАЗ-7904, но было меньше по размерам и грузоподъёмности. Одновременно велись испытания наиболее оригинального транспортного средства МАЗ7907. Оно имело 24 ведущих колеса, газотурбинный двигатель и электрическую трансмиссию. Работы по обеим машинам велись в рамках темы «Целина-2».
Из-за очень высокой нагрузки на ось и соответственно проблем с проходимостью и оставлением следов на грунте работы по этим машинам были признаны бесперспективными и прекращены. Ракета РТ-23УТТХ для грунтового комплекса была слишком велика.
Но взаимодействие КБ «Южное» с МИТом на этапе работ по комплексу РТ-23УТТХ было существенно более широким, чем грунтовый вариант комплекса. Подключение МИТ к работам по комплексам РТ-23 началось, когда двигатель первой ступени, разработки КБ «Южное» 15Д206 доставлял своей системой «вдува» много проблем. Специалисты МИТ, имевшие к этому времени опыт работ по твердотопливным комплексам, имели свое мнение по оптимальному облику ракеты. Они считали возможным применить маршевые двигатели всех ступеней с поворотными управляющими соплами и твердотопливную двигательную установку разведения. Кроме того, они считали необходимым увеличить массу заряда первой ступени, то есть уйти от размерности определенной унификацией с двигателем 3Д65. Практически речь шла о создании совершенно другой, новой ракеты.
При разработке эскизного проекта сравнению вариантов КБ «Южное» и МИТ было уделено большое внимание. Между сотрудниками этих соперничающих организаций было установлено плодотворное дружественное сотрудничество, что не часто встречалось в те годы. В ходе работы происходил обмен опытом, материалами, техническими решениями.
Варианты сравнивались досконально. По каждому давалась оценка, что это может дать по улучшению характеристик. В результате генеральными конструкторами В.Ф. Уткиным и А.Д. Надирадзе был подписан головной том эскизного проекта РТ-23УТТХ. В этом томе было сделано заключение, что выигрыш для ракеты с поворотными соплами на всех ступенях крайне незначителен, около 50 кг полезного груза, а твердотопливная установка ступени разведения снижает массу полезного груза примерно на 400 кг, что совершенно недопустимо с точки зрения боевой эффективности.
К этому времени ракета 15Ж44 с управлением отклонением головным отсеком и жидкостной двигательной установкой ступени разведения уже летала. И схема ракеты, применительно к ракете РТ-23УТТХ со стационарным стартом (15Ж60) претерпела принципиальное изменение только в части управления полетом на участке работы двигателя первой ступени, вместо системы «вдува» на двигателе первой ступени в ракете было применено поворотное управляемое сопло, которое самостоятельно разработало КБ «Южное». Кроме того, при помощи специальных конструктивных мер была существенно повышена стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва. Улучшены были и другие характеристики ракеты.
Фото 37. Ракета РТ-23 УТТХ в музее РВСН
В ракете, предназначенной для БЖРК, для которой стойкость после старта не была столь критичной, оставили схему со «вдувом». Но для этого пришлось провести с заказчиком большую работу по разъяснению, что отличия в условиях эксплуатации и применения ракет с различными видами стартов позволяют применение вариантов единой ракеты с различной стойкостью и соответственно схемноконструктивными решениями.
Для ракеты 15Ж61, предназначенной для БЖРК, это означало, что главным является выполнение заданных сроков. В силу этого в ней использовались основные решения, отработанные на ракете 15Ж52. В свою очередь, ракета 15Ж60 для стационарного старта должна была иметь высший уровень стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Для нее нужна была более глубокая модернизация и, соответственно, большие сроки.
В то же время для повышения энергетических возможностей в обоих вариантах ракеты в двигателях было применены высокоэффективные топлива.
Серьезные усовершенствования в систему управления внесли специалисты НИИАП. Разработанная ими аппаратура позволяла проведение пусков ракет с любой точки маршрута БЖРК.
В части боевого стартового комплекса произошли изменения, существенно повысившие боевую эффективность комплекса. Были применены системы, установить которые на БЖРК РТ-23 не успели. Комплекс был доукомплектован оборудованием каналов радиоуправления и космической связи, системы навигации, закорачивания и отведения контактной сети для обеспечения пусков на электрифицированных участках дорог. Обеспечивался пуск с любой разрешенной точки маршрута, расчет полетного задания для произвольной точки маршрута. Были установлены системы приема и передачи информации по различным каналам связи. Была обеспечена возможность расформирования БЖРК на отдельные боевые модули.
В апреле 1984 года Минобороны СССР выдало уточненные ТТТ на ракеты РТ-23УТТХ, в которых уже однозначно было определено, что единая ракета разрабатывается с учетом особенностей эксплуатации и применения вариантов комплекса.
К этому времени КБ «Южное» закончило выпуск конструктор — ской документации на ракету и провело работу по переводу двигателей на новое топливо. В ноябре 1984 года был выпущен итоговый отчет о готовности к летным испытаниям.
Первый пуск ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) из БЖРК, проведенный 27 февраля 1985 года, был успешным. Он состоялся еще до завершения пусков предшествующей ракеты РТ-23 с железнодорожного старта.
Но во втором пуске 25 апреля 1985 года произошла авария из-за разрушения двигателя первой ступени 15Д289. Это было очень болезненным ударом. Ведь двигатель 15Д289 был допущен к летным испытаниям после восьми успешных огневых стендовых испытаний. Для устранения причин аварии было необходимо провести большой объём дополнительных исследований и огневых стендовых испытаний. Для этого нужно было время. А его не было. В этих условиях в КБ «Южное» было принято решение вернуться к отработанному двигателю 15Д206, применённое ранее в ракетах 15Ж44 и 15Ж52. Но этот двигатель имел несколько меньшие энергетические характеристики.
Фото 38. Ракета РТ-23УТТХв транспортно-пусковом контейнере на нештатной железнодорожной платформе.
На ракете вместо головной части установлена технологическая крышка. (Фото из материалов договора об СНВ)
Для компенсации потерь в энергетике ракеты все разработчики систем и агрегатов ракеты срочно провели большой объём работ по повышению энергетики двигателей и снижению массы агрегатов. Все подошли крайне сознательно, были выбраны все резервы. В результате энергетика ракеты была восстановлена.
После пятимесячной паузы следующий пуск состоялся 26 сентября 1985 года. Он был успешным. Последующие пуски все были успешными. Всего в ходе государственных летных испытаний было проведено 16 пусков. Было запущено 10 ракет из предусмотренных для летных испытаний и 6 ракет из числа серийных, дополнительно выделенных для подтверждения характеристик комплекса и качества серийного изготовления. Летные испытания ракет 15Ж61 завершились в декабре 1987 г. Во всех, за исключением аварийного второго пуска, задачи были выполнены. В ходе испытаний одна ракета 15Ж61 пускалась на максимальную дальность в район «Акватория».
«Акватория» — это обычный район океана, в котором завершается полет элементов ракеты при пусках на максимальную дальность. Он находится в районе Гавайских островов. По этому району давалось перед пуском уведомление о временном закрытии для морских и воздушных судов. Такая же общепринятая практика применяется и для районов падения отделяемых частей ракетносителей и сходящих с орбиты космических аппаратов.
Позднее, в 1998 и 1999 годах, были проведены еще два проверочных пуска. Они тоже были успешными.
Помимо летных испытаний с участием многих организаций был проведен большой объём экспериментальных работ по подтверждению заданных требований. Среди них были испытания на воздействие проникающей радиации и рентгеновского излучения, на воздействие электромагнитного импульса, на ударное воздействие крупных частиц грунта, на механическое и тепловое воздействие воздушной ударной волны. Проводились также крупномасштабные комплексные испытания на воздействие поражающих факторов ядерного взрыва на ступень разведения с работающей системой управления, маршевых двигателей, пусковой установки и многое другое.
В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электромагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»).
О масштабе проведенных опытов говорит подготовка опыта «Сдвиг». На космодроме Плесецк была проведена имитация воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на пусковую железнодорожную установку. Для этого было подорвано около 1000 тонн взрывчатки. Объекты испытаний располагались: один (пусковая установка с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также командный пункт) — на расстоянии 850 м от центра взрыва, другой (вторая пусковая установка) — на расстоянии 450 м торцом к центру взрыва Опыт состоялся 27 февраля 1991 года. В результате образовалась воронка диаметром 100 м и глубиной 10 м. От воздействия ударной волны пусковая установка снялась с готовности, которая была вскоре восстановлена, и был проведен «сухой пуск».
Особое место в истории БЖРК занимали транспортные испытания. В ходе испытаний было осуществлено 18 выходов железнодорожных составов на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых было пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах, от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке. Для реальной оценки работоспособности и эксплуатационных характеристик комплекса было создано четыре испытательных состава:
• П-150 для проверки возможности эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры комплекса в условиях ударно-вибрационных нагрузок при реальном движении по путям МПС. Он состоял из двух специальных вагонов.
• П-250 для проведения транспортных испытаний опытного образца БЖСК 15П252 (РТ-23).
• П-400 для проведения транспортных испытаний БЖСК 15П261 (РТ-23УТТХ).
• П-450 для проведения ресурсных, климатических испытаний и оценки распознаваемости комплекса 15П261 (РТ-23УТТХ).
Одна из ракет после прохождения в составе пускового модуля 50 тыс. км была запущена. Замечаний при пуске не было.
Для подтверждения несущей способности железнодорожного полотна при старте ракеты, параметра крайне важного для БЖРК, КБСМ применялись стенды состоящие из четырехосной тележки, на которой были установлены РДТТ, прикладывающие тягу сверху вниз.
Успешное проведение большого количества успешных пусков ракеты 15Ж61 в сжатые сроки стало возможным в результате самоотверженной работы специалистов КБ «Южное» и полигона Плесецк. Особо следует отметить заместителя технического руководителя испытаний Л.А. Грибачева, внесшего значительный личный вклад в разработку ракет РТ-23 и РТ-23УТТХ, проведение их испытаний. Вообще следует сказать, что испытатели КБ «Южное», вне зависимости от того, шли пуски ракет из Плесецка, Байконура, Ясного, неизменно показывали высочайший класс работы.
На вооружение комплекс БЖРК РТ-23УТТХ с ракетой 15Ж61 был принят в ноябре 1989 года. К этому времени часть комплексов уже была поставлена на боевое дежурство. Был создан высокоэффективный ракетный комплекс, способный обеспечить необходимую для ответного удара живучесть. Создание и постановка на боевое дежурство этого комплекса было большой победой огромного коллектива специалистов. Кто знает, по какому пути могла бы пойти история в бурные девяностые — двухтысячные годы, если его бы не было. Никто ни до этого, ни после такого комплекса не создал. Пока не создал.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
РТ-23УТТХ Молодец (15Ж61) — железнодорожный ракетный комплекс
Создание комплекса РТ-23УТТХ «Молодец» стало результатом многолетних попыток создать БРК с твердотопливной МБР универсального базирования. Приказ Министерства общего машиностроения «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан еще 13 января 1969 г. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586 (КБ «Южное»). Сложности, с которыми столкнулось КБ при создании железнодорожного варианта комплекса привели к тому, что задача была изменена и 23 июля 1976 г. КБ «Южное» было поручено создать ракетный комплекс РТ-23 с шахтной пусковой установкой.
Ракетный комплекс РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — видео
Эскизный проект ракеты РТ-23 шахтного базирования, получившей индекс 15Ж44, был завершен в марте 1977 г. Он, однако, был признан неудовлетворительным и к декабрю 1979 г. был разработан другой эскизный проект, предусматривавший использование усовершенствованной двигательной установки и новой головной части.
В новом эскизном проекте предполагалось использовать разделяющуюся ГЧ 15Ф143, которой оснащались ракеты Р-36М (15А14). Одновременно шли работы по проектированию комплекса железнодорожного базирования с ракетой РТ-23, получившего индекс 15Ж52. Проект этого комплекса был завершен в июне 1980 г.
Летно-конструкторские испытания РТ-23 в шахтном варианте (15Ж44) начались 26 октября 1982 г., но ввиду большого количества аварий в ходе испытаний Совет обороны СССР 10 февраля 1983 г. принял решение не принимать ракету 15Ж44 на вооружение. Испытания комплекса РТ-23 железнодорожного базирования (15Ж52) были завершены в апреле 1985 г. Этот комплекс в ноябре 1987 г. был принят в опытную эксплуатацию.
9 августа 1983 г. было принято решение о создании ракетного комплекса РТ-23УТТХ, получившего название «Молодец», с единой ракетой и тремя видами базирования — шахтным, железнодорожным и автомобильным.8 От последнего варианта впоследствии отказались и ракета была создана только в двух вариантах.
РТ-23УТТХ представляет собой трехступенчатую ракету на твердом топливе с поперечным делением ступеней и разделяющейся головной частью. В варианте шахтного базирования, получившем индекс 15Ж60, на первой ступени используется поворотное сопло, в железнодорожном варианте (индекс 15Ж61) сопло двигателя первой ступени неподвижно. Двигатели второй и третьей ступеней снабжены выдвижными сопловыми насадками, позволяющими увеличить степень расширения сопла и соответственно удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты. Для управления по крену на участке полета 1 и 2 ступеней используются 4 аэродинамических руля, установленных на внешней поверхности головного обтекателя.
В состав головной части входят 10 боевых блоков, размещенных в один ярус, и блок разведения с системой управления и двигательной установкой. Система управления обеспечивает предельное отклонение 0.5 км, что при мощности блоков 550 кт позволяет использовать их для поражения защищенных точечных целей. Ракета размещается в транспортно-пусковом контейнере и запускается методом минометного старта.
В варианте шахтного базирования ракеты размещаются в шахтах, ранее использовавшихся для размещения УР-100НУТТХ. В варианте БЖРК ракета в контейнере размещается внутри железнодорожного вагона. При осуществлении пуска крыша вагона открывается, специальное устройство отводит в сторону контактную электрическую сеть, контейнер поднимается в вертикальное положение и ракета выстреливается из него с помощью порохового аккумулятора давления. В обоих случаях габариты (шахты или железнодорожного вагона) ограничивают длину ракеты во время хранения. В связи с этим на ракете шахтного базирования используется складной обтекатель, створки которого закрываются после выхода ракеты из контейнера, а на ракете железнодорожного базирования-обтекатель с изменяемой геометрией («надувной”).
В состав БЖРК входит три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны с системами, обеспечивающими поддержание боеготовности и пуск ракет, а также жизнедеятельность состава дежурной смены. Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной электросети. Запуск ракет может осуществляться как с заранее намеченных стоянок, так и с любой точки маршрута.
Испытания РТ-23УТТХ в железнодорожном варианте (15Ж61) начались 27 февраля 1985 г. и завершились в декабре 1987 г., испытания БРК в шахтном варианте (15Ж60) проходили с 31 июля 1986 г. по ноябрь 1988 г. Оба варианта ракетного комплекса были приняты на вооружение 28 ноября 1989 г.
Первый полк с БЖРК был поставлен на боевое дежурство 20 октября 1987 г., а первый полк с комплексом шахтного базирования—19 августа 1988 г. Всего было развернуто 56 МБР РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 — железнодорожного. В настоящее время 46 ракет РТ-23УТТХ шахтного базирования, размещенных на Украине, сняты с вооружения и ликвидируются в рамках Договора СНВ-1. Ядерные боезаряды этих ракет были вывезены на территорию России.
По состоянию на 1 апреля 1997 г. на территории России находилось 10 ракетных комплексов РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 —железнодорожного базирования. В случае ратификации Россией Договора СНВ-2 все ракетные комплексы РТ-23УТТХ подлежат ликвидации.
Тактико-технические характеристики ракеты РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61)
Постановка на боевое дежурство | 20 октября 1987 г. |
Принята на вооружение | 28 ноября 1989 г. |
Количество ступеней | 3 |
Топливо | смесевое твердое |
Тип пусковой установки | мобильная железнодорожная ПУ с минометным стартом |
Количество и мощность боевых блоков | РГЧ ИН 10×550 кт |
Масса головной части/ забрасываемый вес | 4050 кг |
Максимальная дальность | 10100 км |
Система управления | автономная инерциапьная |
Точность | ПО 500 м |
Длина | 22.6 м (в сборе с контейнером) |
Максимальный диаметр | 2.4 м |
Стартовая масса | 104.5 т |
Тяга ду (ур. моря/вакуум) | 210 тс (первая ступень), 107 тс (вторая ступень), 21 тс (третья ступень) |
Фото ракетного комплекса РТ-23УТТХ «Молодец» в музее
militaryarticle.ru