Ракетный корабль татарстан – «Ракетный корабль «Татарстан» встал на модернизацию» в блоге «Судостроение и судоходство »

Содержание

Ракетный корабль «Татарстан» вышел на стрельбы в Каспийское море

Флагман Каспийской флотилии ракетный корабль «Татарстан» вышел из Махачкалы в открытое море. В акватории морских полигонов корабль с номером 691 произведет артиллерийские и зенитные стрельбы по различным целям. Об этом сообщает пресс-служба Южного военного округа.

В ходе маневров экипажу корабля, вооруженного крылатыми ракетами «Уран» и «Калибр», предстоит подтвердить готовность к выполнению задач по предназначению. Во время учебно-боевых тренировок будут отработаны вопросы управления кораблем, а также тактические приемы и способы применения корабельного оружия с выполнением стрельб зенитными ракетами по воздушным целям и артиллерийских стрельб по морским и береговым мишеням.

Отметим, что недавно экипажи кораблей Каспийской флотилии и боевые расчеты загоризонтной радиолокационной станции «Подсолнух» провели совместные учения по обнаружению надводных и воздушных целей. В маневрах были задействованы пункты управления ракетных кораблей «Дагестан» и «Татарстан», а также корветов: «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг».

Одной из главных особенностей РЛС «Подсолнух» является обзор, позволяющий обнаруживать морские надводные и воздушные объекты на разных высотах как в пределах прямой видимости, так и за линией горизонта. Одновременно расчеты РЛС могут обнаружить, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных объектов.

Справка «РГ»

Торжественный подъем Андреевского флага и ввод корабля «Татарстан» в состав ВМФ России состоялся 31 августа 2003 года. В 2016 году корабль прошел капитальную модернизацию, в результате чего были улучшены показатели всех общекорабельных систем и автоматизированы энергетические установки. Установлена новая радиолокационная станция «Галс» и системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы. Корабль оснащен мощным артиллерийским, ракетным, зенитным и противолодочным вооружением. Водоизмещение около 2000 тонн, длина более 102 метров, осадка — 4,5 метра. Максимальная скорость хода 28 узлов. Экипаж — около 100 человек, автономность плавания — до 20 суток.

rg.ru

Ракетный сторожевой корабль Дагестан (проект 11661). Ттх, фото

Ракетный сторожевой корабль, получивший название «Дагестан» (по классификации НАТО — тип корветов «Gepard») был заложен на стапелях судостроительного завода имени А. М. Горького (город Зеленодольск). Судно стало дальнейшим развитием модельной линии российских боевых кораблей проекта 11661К, первенцем которой был аналогичный по классу сторожевой корабль «Татарстан» — флагман Каспийской флотилии. Сегодня оба судна введены в действие и успешно несут службу. Кроме этих российских боевых судов проекта 11661К на заводе в 2007…2010 годах были построены и переданы заказчику (Социалистическая Республика Вьетнам) два ракетных корвета «Динь Тьен Хоанг» и «Ли Тхай То».

«Дагестан» спущен на воду в апреле 2011 году. Изначально сдать проект предполагалось осенью того же года, однако приемо-сдаточные испытания пришлось перенести на 2012 год. Неприятная ситуация приключилась с «Дагестаном» во время швартовочных испытаний у Новороссийска. Из-за внезапно возникшего шторма корабль был серьезно поврежден. Однако проведенные в очень сжатые сроки ремонтно-восстановительные работы вернули его к жизни.

Характеристики

Благодаря проведенной переработке проекта ракетный корабль «Дагестан» имеет некоторые отличия от своего предшественника — «Татарстана». Согласно тактико-техническим характеристикам (ТТХ) судно имеет водоизмещение 1805 тонн, его длина составляет 102, а ширина (на уровне палубы) – 13,2 метра.

Привод двух гребных винтов производится от газотурбинной установки «CODOG» мощностью 29 тысяч лошадиных сил, что позволяет кораблю развить скорость до 28 узлов. В крейсерских режимах движение обеспечивается среднеоборотным дизельным двигателем, мощность которого составляет 8 тысяч лошадиных сил. В экономичном режиме, при скорости 14 миль в час, дальность плавания сторожевого корабля «Дагестан» достигает 3,8 тысяч миль. Офицерский экипаж корвета – 15 человек при общей численности экипажа 120 человек.

Обводы корпусной архитектуры судна соответствуют современным требованиям малозаметности. При строительстве «Дагестана» палубные надстройки и дымовая труба строились с использованием «стэлс»-технологий.

Оснащение

Комплекс вооружений корабля «Дагестан» существенно отличается от флагмана каспийской флотилии – «Татарстана». В носовой части нового сторожевика побортно установлены восемь пусковых установок, обеспечивающих запуск крылатых ракет оружейного комплекса «Калибр-НК». Дальность нанесения ракетного удара по наземным и морским целям (в зависимости от типа ракеты) может достигать 300 километров. Именно этими ракетами в октябре этого года был успешно нанесен удар из зоны Каспийского моря по позициям террористов Исламского государства в Сирийской Республике.

Артиллерийские системы сторожевого корабля «Дагестан» включают носовую установку калибром 76 миллиметра и две автоматические, скорострельные пушки калибром 30 миллиметров.

Зенитное вооружение корабля «Дагестан» представлено новейшим зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш», состоящим из двух многоствольных пушек, калибром 30 миллиметров и зенитных ракет малой дальности.

К дополнительному вооружению для отражения атак пиратов и террористов относятся два пулемета калибром 14,5 миллиметров.

Радиотехническое вооружение «Дагестана» состоит из специализированного радиолокационного комплекса «Минерал-М» и модифицированной радиолокационной станции общего обнаружения «Позитив». Для отслеживания подводных целей корабль оснащен гидроакустическим комплексом «МГК-335» и боевой информационно-управляющей системой «Сигма».

www.techcult.ru

Ракетные корабли проекта 11661 — WiKi

История разработки

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю. А. Никольским, а затем В. Н. Кашкиным.

Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолётной площадки.

Строительство

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена[1]. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК»

[3]. Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Поставки на экспорт

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»)[4]. Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн.

«Lý Thái Tổ») поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году[5].

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии[6]. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013[7], потом на июль 2013[8], отложено на сентябрь 2013[9]. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года[10][11][12].

На начало 2016 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина перестала поставлять судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы

[13].

Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени[14].

Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.

Конструкция

Корпус и надстройка

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Вооружение

Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км

[3].

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.

Радиотехническое вооружение

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М»[1]. Для управления стрельбой РБУ на кораблях проектов 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях проекта 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли проекта 11661Э оснащены аналогичным, установленным на РК «Дагестан», оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по характеристикам.

В ходе модернизации на РК «Татарстан» установлена новая радиолокационная станция «Галс», которая позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. Кроме того, на этом корабле заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, системы постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы[15].

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л.с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Модификации

  • Проект 11660 — первоначальный вариант СКР прибрежной зоны. Заложен головной корабль, позже разобран[1].
  • Проект 11661 — развитие пр. 11660 с изменённым составом вооружения и радиотехнического оборудования. Постройка единственного корабля остановлена.
    • Проект 11661К — скорректированный проект для ВМФ России на базе пр. 11661. Построено два корабля. Отличаются (в том числе между собой) конструкцией, составом вооружения и радиотехнического оборудования. Переклассифицированы в ракетные корабли[1].
    • Проект 11661Э — экспортный проект сторожевого корабля на базе позднего пр. 11661К. Отличаются конструкцией, составом вооружения и радиотехническим оборудованием в экспортном исполнении, имеют возможность размещения палубного вертолёта типа Ка-27[1].
  • Проект 11612[1]
  • Проект 11613 — планировавшаяся модификация, с СЭУ полностью российского производства[1].

История службы

Представители проекта

Всего на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького было заложено восемь кораблей. Первый и единственный заложенный по проекту 11660 достроен не был, после распада СССР корабль был разобран в 1993 году. Для ВМС России построены два корабля по скорректированному проекту 11661К: «Татарстан» и «Дагестан», сейчас оба корабля входят в состав Каспийской флотилии ВМФ России. Строительство корабля (зав. № 953), заложенного по проекту 11661 остановлено в 1995 году, корпус законсервирован. На экспорт корабли предлагаются в противолодочной комплектации по проекту 11661Э. В частности, с ВМС Вьетнама были заключены два контракта (в 2006 году и в 2011 году) на 4 корабля, получившие общее обозначение «Гепард 3.9»[18].

Цвета таблицы:

  • Зелёный  — действующий в составе ВМФ РФ
  • Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС
  • Красный  — списан, утилизирован или потерян

Проект 11660/11661

Названиеб/нЗав. №ЗаложенСпущенВ строюФлотСостояниеПримечания
«Ястреб»[1]9011990ОтмененРазобран на стапеле в 1993 году[1]
«Буревестник»[19]9531990ОтмененРазобран на стапеле в 2012 году

Проект 11661К

Проект 11661Э

21 декабря 2017 Россия успешно поставила во Вьетнам четыре фрегата проекта 11661 «Гепард-3.9».

См. также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Проект 11661 Гепард — сторожевые корабли «Татарстан» и «Дагестан»

Сторожевые корабли проекта 11661 предназначаются для исполнения комплексных задач по поиску и ликвидации подводных, надводных и воздушных целей, по несению боевой службы, по конвоированию, а также по охране морских экономических зон. Они оснащены артиллерийскими, противокорабельными, зенитными и противолодочными вооружениями.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

В том же году, вслед за изменениями претензий со стороны Военно-Морского Флота к проекту, второму проекту присвоили номер 11660 (а экспортном варианте — 11660Э) и переклассифицировали в сторожевой корабль. Аналитика исследований в проектах показывала, что сдавать «сторожевика» в экспортном варианте можно было уже в 1990 году, тогда как сдавать советскую версию можно было бы не ранее чем через два года.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

Затем поставили задачу унифицировать проекты 11660 и 11661. При использовании концепции «Базовой платформы» Зеленодольское Проектное Конструкторское Бюро начало выпускать рабочую конструкторскую документацию по проекту 11661, а также разрабатывать техпроекты проекта 11660.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

Однако в периоды 1995-1998 годов Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро разработало экспортные проекты «Гепард» и «Гепард-3.9» для иностранного заказчика.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Правопредшественники «Гепардов»

Предшественниками «Гепардов» были «Альбатросы», которые оказались малыми противолодочными кораблями по проекту 1124 с кодовым натовским обозначением — «Grisha class corvette». Они строились в 1970-1980 годах для советских Военно-Морских Сил, в составе которых две основные серии проектов 1124 и 1124М.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Участие в стрельбах на дистанции в сто морских миль были проведены благополучно. Сторожевому кораблю «Дагестану» пришлось еще поучаствовать в параде на День российского Военно-Морского Флота в городе Астрахань. Осенью того же года его задействовали в маневрах «Кавказ-2012», в морской их части.

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2018 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Корпусы

Корпусы кораблей – это водонепроницаемые отсеки в количестве десяти единиц. Материалом для их исполнения послужила низколегированная сталь, а для блоков надстройки — стойкий к морским средам алюминиево-магниевый сплав. В случае затопления двух сопредельных отсеков корабль останется на плаву, имея ход с сохранением боеспособности.

Энергоустановка и ходовые свойства

Главной энергетической установкой является двухвальный CODOG. Со среднеоборотным дизелем  61Д при мощности 8000 лошадиных сил при помощи сложного редуктора обеспечивается всеми крейсерскими режимами, а с помощью двух газовых турбин при суммарной мощности 29000 лошадиных сил обеспечивается полноходность кораблю до 28 узлов. Электроустановка — это дизель-генераторы в количестве трех единиц по 600 кВт от каждого.

Экипаж корабля

Экипаж сторожевого корабля составляет 121 военнослужащих, из  которых 15 – это офицерский состав.

Вооружение кораблей «Татарстан» и «Дагестан»

У кораблей по проекту 11661 имеются мощные ракетные, зенитно-ракетные и артиллерийские вооружения. Основным оружием «Татарстана» является «Уран». Это ударный комплекс, имеющий противокорабельные крылатые ракеты Х-35, с дальностью стрельбы до ста тридцати километров.

У «Дагестана» на вооружении универсальный ракетный комплекс — «Калибр-НК», в котором могут использоваться высокоточные крылатые ракеты нескольких типов. Они поражают надводные и береговые цели с дальностью до трехсот километров. Из артиллерийского вооружения — 76,2-мм арткомплекс АК-176М и 30-мм автоматизированная спаренная артиллерийская установка АК-630М, которые обеспечивают поражение морских, наземных и низколетящих воздушных целей.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан»  — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток. Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях.

«Гепарды-3.9» являются многоцелевыми кораблями, предназначенными для патрулирования в территориальных водах и исключительных экономических зонах, нанесения ударов по надводным целям неприятеля, огневой поддержки десантирующихся подразделений, для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны в мероприятиях по конвоированию.

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно  также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют  большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Гепарды-5.3 — фрегаты на базе сторожевых кораблей проекта 11661

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

В периоды мирного времени корабли укомплектовываются поисково-спасательными вариантами вертолетов Ка-28, либо Ка-31, а в периоды военного времени противолодочными вариантами.

Энергоустановка

Главной энергетической установкой является дизельный двухвальный агрегат, имеющий гребные винты регулируемых шагов, исполненный по схемам CODAD. Главная энергоустановка включает четыре дизеля с мощностью 4700 лошадиных сил, но может иметь два дизеля мощностью 6494 лошадиных сил и двумя дизелями мощностью 2425 3298 лошадиных сил, два редуктора и локальную систему защиты и управления.

militaryarms.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *