Российская ракета ПРО 53Т6М. Характеристики и перспективы — Новосибирский сайт
Войти Регистрация- Новости
- Блоги
- Про Н-ск
- Проблемы города
- Места отдыха
- Куда пойти?
- Объявления
- Группы
- Ещё
- Фото
- Активность
- Комментарии
- Люди
- Статьи
- Кругозор — интересные факты со всего мира
- Наука и технологии. Последние новинки техники
- Путешествия по Сибири
- Туристу на заметку. Рассказы о путешествиях
- Женский онлайн журнал
- Авторынок. Обзор автомобилей
- Стройка и ремонт
- Новости партнеров
- Войти
- Регистрация
- Войти
- Регистрация
tvoi54.ru
Противоракетная оборона — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2018; проверки требуют 89 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2018; проверки требуют 89 правок. Успешный перехват баллистической ракеты, 20 ноября 2012 Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого или какого-либо иного характера (аэростатная противоракетная защита, и т. д.), предназначенный для защиты (обороны) охраняемых объектов от ракетного оружия. Противоракетная оборона очень тесно связана с противовоздушной обороной и часто осуществляется одними и теми же комплексами.Понятие «противоракетная оборона» включает в себя защиту от ракетной угрозы любого плана и все средства, это осуществляющие (включая активную защиту танков, средства
ru.wikipedia.org
Ракеты ПРО США могут оснащаться ядерными зарядами и превращаться в ударные ракеты земля-земля.: bulochnikov
Про «ПРО»
31 октября 2013 года президент России упразднил оставшуюся не у дел рабочую группу по взаимодействию с NATO в области ПРО.
Россия по теме ПРО «пережёвывает» информацию в том формате, как её подаёт американская сторона. Осмысленного представления о конкретной опасности ПРО нет, а есть лишь некое интуитивное ощущение угрозы в виде «шестого чувства в пятой точке». Но на переговорах это — не аргумент. Нужна кропотливая проработка вопросов и выработка убедительных аргументов, а не только уверенность в правоте своих ощущений.
И ведь уже имевшаяся ранее практика наглядно всем показала: наши реальные аргументы по третьему позиционному району ПРО с противоракетами GBI в Польше американцы не смогли проигнорировать.
В «противоракеты» GBI изначально были заложены ударные функции, что практически невозможно отрицать. Как в своё время наша ракета средней дальности «Пионер» была создана на основе межконтинентальной ракеты, так и основой «противоракеты» GBI стала межконтинентальная ракета «Минитмен». По сути это ракета средней дальности, на которую были также возложены задачи по перехвату ракет. Даже от шахтных пусковых установок американцы не отказались. Размещённая в Польше «противоракета» GBI была бы способна достать даже до Новосибирска. На это в 2008 году через СМИ обратил внимание полковник Владимир Васильев. Он также особо отметил, что в информации по американской ПРО в Европе нет даже упоминания самого главного элемента системы — парных пунктов радиоуправления и радиосвязи ракет-перехватчиков GBI и их головок самонаведения, входящих в систему IFICS (In-Flight Interceptor Communications System). Хотя без системы IFICS ни одно из всех остальных средств ПРО не имеет технической возможности для точного наведения ракет-перехватчиков на баллистическую цель. Поэтому шахтные пусковые установки с ракетами GBI в Польше никак не могут решать задачу ПРО.
Следовательно, они предназначены для других целей, сделал вывод полковник Васильев.
Также, в частности, 25 мая 2009 года В.В. Жириновскому его помощником был подготовлен материал на тему ударной направленности американской ПРО в Европе против России и некоторых возможных контрмер с целью предотвращения реализации планов США (в духе идей академика Сахарова, предлагавшего бороться с мировым носителем «демократии» силой создаваемых ядерными зарядами искусственных цунами). 28 мая 2009 года вопрос был доведён до Д.А. Медведева и был с интересом воспринят. После визита 6-8 июля 2009 года президента США Обамы в Москву, американцы, исходя из доводов российской стороны, были вынуждены отказаться от третьего позиционного района ПРО c тяжёлыми «перехватчиками» GBI.
Однако уже 17 сентября 2009 года Обама заявил, что теперь основная ставка делается на мобильную систему ПРО, разворачиваемую в Средиземном, Балтийском и Чёрном морях и на территории ряда европейских государств.
Рисунок 1
И всё было бы хорошо, если бы не стало ещё хуже. Дистанции до Москвы ещё больше сократились — подлётное время ракет SM-3 мобильной системы ПРО ещё меньше, чем у «перехватчиков» GBI. «Противоракета» SM-3 — это мини-«Першинг-2» у самых границ России. Если ракета «Першинг-2» из Западной Германии должна была пролететь почти 1.800 км, то расстояние от Москвы до Чёрного моря чуть более 1.000 км. Балтийское море ещё ближе — 700-800 км. До стран Прибалтики — менее 600 км — в 3 раза меньше, чем до Западной Германии.
С передовых позиций у границ России американские «противоракеты» могут выполнять стратегические задачи несравненно лучше межконтинентальных ракет. Критически минимальное подлётное время американских ракет (5-6 минут) делает российский ответно-встречный удар почти невозможным. Время принятия решения на ответный удар составляет не менее 4 минут. Массированный удар по центрам принятия решения, пунктам управления и точкам базирования наших ракет практически гарантированно выведет из строя их критически значимую большую часть.
По данным председателя комитета по обороне Госдумы адмирала Комоедова, «группа американских учёных подготовила доклад о том, что всю Россию бомбить необязательно: есть 12 основных целей, по которым нужно нанести удар, и государство будет повержено». Американская мобильная система ПРО — это тщательно скрываемое средство неотвратимого уничтожения России. Ситуация хуже, чем в 41-м: тогда у руководства страны хоть было время, а сейчас и руководства не останется.
Рисунок 2
И у нас, увы, не оказались никого, способного в этом разобраться. А ведь, по сути, произошла всего лишь замена одной «противоракеты» на другую «противоракету».
В результате начала развёртывания «ПРО» у наших границ Россия вступает в третий и самый опасный для неё ракетный кризис, даже не осознавая этого.
Для первого удара лучше всего подходят средства с малым подлётным временем. Поэтому США в 1961 году начали размещение около турецкого Измира ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер». Москва оказалась под ударом. Для достижения паритета мы пошли на ответный шаг и поставили ракеты средней дальности на Кубу. Вашингтон оказался под ударом. Американцам впервые в ответ показали «козу» — и они впервые испугались. Карибский кризис завершился взаимным выводом этих ракет средней дальности и впервые достижением некоторого паритета, хотя у США и было в двадцать раз больше ядерных зарядов — 6.000 против 300 наших.
К середине 1970-х ядерный паритет с США был достигнут. США это почему-то не устроило. 12 декабря 1979 года было приняло решение развернуть в Европе ракеты «Першинг-2». Подлётное время ракет средней дальности «Першинг-2» из Западной Германии до объектов в центре Европейской части СССР составляло всего 8-10 минут, что делало их очень опасным оружием первого удара. Для поражения высокозащищённых точечных объектов (основных целей для этих ракет) был разработан проникающий в глубь земли на 50-70 м термоядерный заряд с изменяемым тротиловым эквивалентом: 0,3; 2; 10; 80 кт. Мир опять оказался на волосок от ядерной катастрофы. Мировое сообщество с такой ситуацией согласиться не могло. Очередной ракетный кризис разрешился подписанием договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
С окончанием холодной войны формально американцы могли бы и успокоиться, но для этого весь мир должен был бы под них лечь. Так, опущенная «реформаторами» Россия должна была и дальше деградировать и разваливаться. Тогда бы ничто не помешало бы США взять под полный контроль российские ресурсы. Был бы реализован озвученный Тэтчер план, по которому для всего бывшего СССР достаточно 15 миллионов человек. И золотой миллиард не знал бы проблем. Не случилось.
Для США опять возникла задача с малым подлётным временем. И не важно, что Кремль давно перестал быть носителем коммунистической идеологии. Главное, что кроме золотого миллиарда во главе с США, никакие аборигены не имеют права распоряжаться российскими ресурсами, которые должны принадлежать всему «цивилизованному» миру. С русскими надо разобраться раз и навсегда. Иначе на что жить «избранным»? Вопрос только в том, как всё исполнить, как приблизиться к России на «пистолетный выстрел». Причём так, чтобы никто ничего не понял!
США и Россия — вроде бы партнёры и для кого-то даже друзья. Поэтому американцам понадобился какой-нибудь враг для оправдания размещения средств с малым подлётным временем. Изучив возможные траектории полёта ракет, США спланировали разместить третий позиционный район ПРО в Польше. Польша к России существенно ближе, чем Западная Германия с ракетами «Першинг-2». Врагом же был назначен Иран. Страна-изгой — лучше не придумаешь. Поднимается истерия, нагнетается психоз. 13 июня 2002 года США выходят из Договора об ограничении систем ПРО от 26 мая 1972 года, согласно которому американцы могли размещать противоракеты только на своей территории, как и все средства для прицеливания и наведения оружия ПРО. И вот США с системой «ПРО» — уже в Европе…
У мирового сообщества нет адекватного понимания угроз, которые таит в себе американское противоракетное оружие. А между тем разрабатываемая американцами система ПРО не оборонительная, а наступательная, предназначенная для первого сокрушающего удара. Разрабатывая противоракетные системы, США скрывают от союзников, что эти системы являются ещё и ударными. Союзники используются «в тёмную». Нагнетая психоз, США запугивают Европу надуманными угрозами и под видом «зонтика» протаскивают ударную систему, которая должна быть максимально приближена к целям на территории России.
На сарае можно написать что угодно, а там на самом деле совершенно иное хранится… То же и здесь. Вооружения, используемые американцами в системе ПРО, имеют и иные возможности, чем это принято считать.
За последние десятилетия произошёл качественный прорыв в ракетных и других технологиях. Тактические ракеты трансформировались в стратегические, способные поражать цели как в космосе, так и на больших дальностях на земле.
История семейства Standard Missile (SM) берёт начало от зенитной ракеты «Тартар». Работы по ракете RIM-66/RIM-67 SM-1 («Стандарт-1») начались в 1963 году. При этом изначально все модификации SM-1 могли использоваться и для стрельбы по надводным целям в пределах радиогоризонта корабля. Также специально были разработаны модификации ракеты SM-1 для применения по наземным или надводным объектам за горизонтом.
Так, например, 18 апреля 1988 года в ходе операции «Богомол» ВМС США в Персидском заливе фрегат «Симпсон» двумя зенитными ракетами SM-1MR (RIM-66E) и крейсер «Вэйнрайт» одной зенитной ракетой SM-1ER (RIM-67) атаковали иранский корвет и полностью вывели его из строя.
На базе зенитной ракеты SM-1 была создана и противорадиолокационная ракета AGM-78 Standard ARM (ARM — anti-radiation missile) класса «воздух-РЛС».
Рисунок 3
Следующая ракета, SM-2, также могла применяться по целям на поверхности. Однако в то время предпочтение было отдано дозвуковой ракете «Гарпун» с большей дальностью стрельбы. Но в 1998 году США на базе ракеты «Стандарт-2» (SM-2 Block II/III) начали разработку ракеты RGM-165 SM-4 для ударов по наземным целям (Land Attack Standard Missile — LASM) с целью принять её к 2004 году на вооружение.
Рисунок 4
По замыслу разработчиков, такая ракета класса «корабль-земля» могла бы сыграть новую роль при атаках с моря на глубину до 200 морских миль (370 км), обеспечивая гибкую точечную огневую поддержку морской пехоты США.
Рисунок 5
Система наведения ракеты — инерциальная в сочетании со спутниковой навигационной — GAINS (GPS-Aided Inertial Navigation System). Помимо штатной осколочно-фугасной боевой части, ракета оснащается и боевой частью проникающего типа. Испытания ракеты LASM полностью подтвердили способность ракеты выполнять поставленные боевые задачи.
ВМС США должны были получить до 1.200 ракет LASM. Достичь начальной эксплуатационной готовности планировалось к 2003 году. Но в 2003 году программу остановили — якобы из-за отсутствия финансирования. И это — в такие «тучные» для Пентагона годы?.. Испытания LASM прошли успешно. Почему же Пентагон не хвастается успехом? И только иногда проскальзывает информация о том, что, оказывается, уже не один год как ракеты SM-2 (индекс SM-2 менять на SM-4 просто не стали) могут уничтожать цели на поверхности моря и земли на дальности 500 км. Получается, задача была даже перевыполнена! И — такая «скромность»? Но это не скромность, это скрытность… В процессе разработки ракеты LASM США увидели новые, уже стратегические возможности такого рода ракет.
Используя задел по ракете LASM, США решили пойти существенно дальше. Являясь развитием ракеты SM-2 (LASM), семейство ракет SM-3, помимо декларируемых противоракетных функций, предназначено и для высокоточного поражения наземных целей уже на кратно больших дальностях.
Рисунок 6
Наземные цели могут быть поражены ракетой LASM на дальности, в 3-4 раза превосходящей дальность перехвата воздушных целей общей с ней зенитной ракетой SM-2. 21 февраля 2008 года на высоте 245 км и удалении 450 км ракета SM-3 Block IA поразила прямым попаданием («hit-to-kill» — «пуля в пулю») вышедший из строя американский военный спутник USA-193. Возможности ракеты SM-3 Block IB — 320 км по высоте на дальности до 800 км. А ракета SM-3 Block II будет иметь ещё более высокие данные: сможет перехватывать цели на высоте 1.000 км на дальности 1.500 км. Это уже на порядок (в 10 раз) дальше, чем бьёт SM-2 Block II/III, из которой сделали ракету LASM.
По своим возможностям «противоракета» SM-3 Block II будет на уровне «противоракеты» GBI.
Отработанные при создании ракеты LASM технологии пригодны и для новой роли нового семейства существенно более совершенных ракет SM-3. Вся европейская часть России (и даже дальше) — под прицелом. Договор по ракетам средней и меньшей дальности на деле уже давно нарушен США. 28 октября 2013 года это стало фактом и де-юре.
При высокоточном поражении целей достаточно небольших ядерных зарядов для оснащения боевых частей проникающего типа. Реализованная (не нами) в Москве система спутникового позиционирования обеспечивает точность навигации в 20-30 см по горизонтали и 50 см по вертикали. Боевая часть проникающего типа была разработана ещё для ракеты SM-2 (LASM). Боевые части ракет «Першинг-2» могли проникать в глубь земли на 50-70 м. При подрыве ядерного заряда на глубине сейсмическая волна разрушит бункеры в радиусе десятков метров. Никуда не спрячешься.
Рисунок 7
Само количество основных целей (12) говорит о том, что война может начаться в любой удобный момент, когда сложится ситуация, при которой можно гарантированно вывести первых лиц из игры, чтобы не получить ответный удар с неприемлемым для США ущербом. Михаил Полторанин в своей книге «Власть в тротиловом эквиваленте» приводит такую информацию: «Всего за 34,5 тысячи долларов получил Пентагон технические расчёты наших оборонщиков на предмет уничтожения московского метрополитена. Американское управление по специальным видам вооружений заказало российской стороне многовариантное моделирование с помощью ЭВМ последствий взрывов над разными участками метро зарядов мощностью в один, десять и пятьдесят килотонн тротилового эквивалента. Интересовали, конечно, подъездные сети подземки к резервным командным пунктам, оборудованным на случай войны — а исполнители использовали секретные данные о «болевых точках» метро. …заокеанские наставники «царя Бориса» выведали строжайшие тайны нашей страны. Им раскрыли организационную структуру группировки ракетных войск стратегического назначения, местоположение хранилищ ядерных запасов, рассчитали эффективность высотных атомных взрывов на новые телекоммуникационные сети и проч. и проч.». Все старые тайны «плохиши» выдали, а новое уже не утаишь…
Наиболее опасен для России вариант размещения «ПРО» на суше. Крейсеру или эсминцу непросто незаметно приблизиться к границам России. А вот «противоракеты» в таких же, как и на кораблях, универсальных вертикальных пусковых установках Mk 41 (VLS — Vertical Launching System) с территории европейских стран будут постоянно нацелены на нас. Более того, пусковые установки могут быть смонтированы, например, в стандартном 40-футовом морском контейнере. А такие «контейнеры» могут оказаться где угодно, например, в Прибалтике. Контейнер проконтролировать невозможно. Суда перевозят несметное их количество. Любой товарный поезд может быть носителем ракет. Морские контейнеры перевозятся и автомобилями. Такие «контейнеры» могут быть размещены в любом транспортном терминале или просто на складе. Вариантов не счесть. Более того, транспортные самолёты в считанные часы могут доставить «контейнеры» на любую американской авиабазу, например, на базу «Манас» в Киргизии, давно перешагнувшую свою первоначально заявленную целевую функцию. А это уже за Уралом.
Уже сейчас при размещении на базе «Манас» (Бишкек) «противоракетам» SM-3 Block IB доступны: Магнитогорск (цель 4 — 1.639 км), Пермь (цель 5 — 2.111 км), Екатеринбург (цель 11 — 1.841 км), Омск (цель 1 — 1.348 км), Уренгой (цель 7 — 2.578 км), Ханты-Мансийск (цель 12 — 2.050 км), Новокузнецк (цель 9 — 1.518 км), Анджеро-Судженск (цель 10 — 1.679 км), Братск (цель 8 — 2.418 км), Иркутск (цель 2 — 2.440 км).
Рисунок 8
И это направление Россия сегодня совершенно не контролирует.
Рисунок 9
База «Манас» была открыта в 2001 году и насчитывала свыше 1 тысячи солдат и офицеров, 200 гражданских лиц и подрядчиков министерства обороны. 22 июня 2009 года авиабаза «Манас» была лишь «перепрофилирована» в Центр транзитных перевозок (ЦТП).
В мае 2013 года президенту Киргизии предложили расширить его личный турецкий бизнес, если он выполнит требования США, Великобритании и Турции по «Манасу». Опять речь идёт о «перепрофилировании», теперь формально в «транспортный хаб».
На территории ЦТП «Манас» идёт новое строительство со сроками окончания в 2015-2020 годах. Возводимый аэронавигационный комплекс станет центром управления формируемого США в Киргизии единого радиолокационного пространства.
Власти Киргизии не имеют допуска к проверке ввозимого на территорию страны из США. Всё функционирует под посольским статусом. Есть и право стрелять на поражение.
В американском посольстве работает не менее 500 человек. Тогда как, например, в посольствах Германии или Ирана — всего от 20 до 30 сотрудников, включая техперсонал.
Заканчивается (официально) строительство новой территории посольства США в Бишкеке. Комплекс зданий в основном расположен под землёй (до 28 м). Туда переместят часть электронной аппаратуры из ЦТП и её включат в систему глобального слежения «Эшелон». Там будут работать около 200 офицеров из ЦТП, которые официально уже не являются военными, а получили дипломатический статус и зачислены в штат посольства.
Эксперты говорят, что в Киргизии появится объект новой, южной ПРО NATO…
США своей «ПРО» обкладывают Россию со всех сторон.
Если США смогут вернуться в Иран, то «ПРО» окажется под Астраханью.
В 2008 году США втравили Грузию в войну с одной целью — под шумок обеспечить свободный доступ своим кораблям «ПРО» в Чёрное море. Хорошо, Турция оказалась на высоте и не позволила США нарушить Конвенцию Монтрё 1936 года по проливам.
Для доступа в Чёрное море подходит и «обеспечение безопасности» «Сочи 2014».
А на суше кошмар для России: Украина в NATO — 450 км до Москвы.
Наши новые ракеты быстрее разгоняются для снижения возможности их перехвата. Совершенствуются боеголовки ракет для гарантированного прорыва ПРО… Но чтобы что-то прорвать, надо сначала взлететь.
Американцы говорят «правду и только правду», когда заявляют, что не собираются сбивать наши ракеты. США подошли к проблеме радикально: ударом на опережение не дать нашим ракетам вообще взлететь, включая и командные ракеты системы «Периметр».
Сила и одновременно слабость американцев в том, что они проворачивают всё это в одиночку — никто, кроме конкретно посвящённых лиц в США, не знает всех возможностей «ПРО». Новоявленные союзники ни в коем случае ничего не должны знать. Возможно, это скрывают даже от первых лиц NATO. Нагнетая психоз по поводу «русской угрозы», и в первую очередь среди восточных членов NATO, США используют союзников «в тёмную». США пока полностью удался план информационного прикрытия. У всех перед глазами «русский медведь». Американская ПРО за кадром. И никто не задумывается об иных возможностях «ПРО». Американский «фокусник» сделал всех, скрыв главное. Истинные намерения агрессор всегда тщательно скрывает — без этого невозможно нанести внезапный сокрушающий первый и безответный удар.
Однако однажды американцы уже было решили, что их цели по «ПРО» раскрыты. 17-18 июня 2013 года на саммите G8 Россию должны были растереть так, чтобы осталось только G7. Об этом заявил на весь мир канадец. И вдруг — тишина. Не тронули даже Сирию.
Похоже, США могло так «смутить» заявление президента России, подобное сделанному им 19 июня 2013 года после саммита, что «возможен первый так называемый обезоруживающий, обезглавливающий удар, причём даже против ядерных держав».
Но так как ничего конкретного именно по «ПРО» от России не последовало, то США успокоились и даже обнаглели.
И к саммиту G20 американцы решили «обезглавливающим ударом» преподнести всем, и в первую очередь России, подарок — «тушку» Асада.
3 сентября 2013 года в 10:16 по московскому времени система предупреждения о ракетном нападении в Армавире засекла две цели, классифицированные как ракеты.
Рисунок 10
Спустя одиннадцать минут РЛС в Армавире зафиксировала падение ракет в море.
Пуски баллистических ракет из района Средиземного моря примерно в 200 км северо-западнее ливийского Бенгази были произведены в направлении Сирии.
«Военные США … поспешили заверить: ни один из американских кораблей или самолётов ракеты в Средиземном море не запускал», — отметили в программе «Вести».
Рисунок 11
Так как район пусков находился под контролем российских кораблей во главе с большим противолодочным кораблём «Североморск», американцы за этими совершенно правдивыми заверениями постарались по умолчанию скрыть самую «интересную» часть правды — как бы забыли про свои подводные лодки.
А ведь эти «ракеты взлетели словно из ниоткуда», — особо подчеркнули «Вести».
Рисунок 12
США имеют четыре модернизированные атомные подводные лодки типа «Огайо».
В ракетных шахтах эти лодки несут модули на семь установок вертикального пуска. Если эсминец управляемого ракетного оружия (УРО) типа «Арли Бёрк» имеет до 96 универсальных установок вертикального пуска Mk 41 (из них 74 для ракет «Стандарт»), а крейсер УРО типа «Тикондерога» — 122 установки Mk 41 (80 ракет «Стандарт»), то лодка типа «Огайо» несёт уже 154 установки вертикального пуска.
Официально лодка типа «Огайо» является носителем крылатых ракет «Томагавк», однако ничто не мешает ей нести и ракеты семейства «Стандарт» — SM-3 Block IB, которые по дальности уже не уступают «Томагавкам». А на подходе ракета SM-3 Block II.
И если зенитные ракеты «Огайо» не нужны, то для ударных ракет она и создана.
Взлетевшие «словно из ниоткуда» ракеты типа SM-3 Block IB предназначались для «злого» Асада. Но что-то у американцев в этой операции не заладилось, и они приняли решение ракеты затопить — не дать им упасть на территории Сирии.
Попытка США совершить акт международного терроризма по убийству законного главы суверенного государства раскрыла истинные задачи американской «ПРО», сорвав маскировку с ударных «противоракет» SM-3. «ПРО» уже работает! Осталось это заметить.
Кроме того, 3 сентября 2013 года Россией запротоколировано утаивавшееся США нарушение Договора о РСМД, по которому стороны отказались от баллистических ракет с дальностью стрельбы от 500 до 5.500 км, — ракеты пролетели 1.227 км и 1.255 км.
И уже сегодня 616 таких внедоговорных ракет средней дальности четырёх лодок типа «Огайо» могут вдруг «всплыть», например, в Рижском или Нарвском заливах.
Однако эта смертельная угроза остаётся вне понимания ответственных лиц России. Россия почему-то «повелась» на придуманную к концу того дня версию об испытаниях Израилем собственной ПРО. США смогли «убедить» Израиль взять ответственность на себя. Министр обороны Израиля объяснил, что ракета-мишень была выпущена с самолёта.
Вместо «ниоткуда» вдруг возникает «самолёт», аж способный запустить ракету средней дальности. Да и ракета не одна. А ведь контролировавший район пусков наш «Североморск» просто не мог пропустить воздушную цель такого «формата».
И 5 сентября 2013 года заместитель министра обороны Анатолий Антонов, курирующий международные связи, пригласил к себе военных атташе США и Израиля и заявил им о недопустимости испытания ракетных систем в акватории Средиземного моря.
Опять Россия не разглядела своих козырей и дала карт-бланш США.
Вот 28 октября 2013 года США и начали спокойно развёртывать наземную «ПРО».
Можно бесконечно твердить нашим «партнёрам», что «программы ПРО в Европе развиваются, наши озабоченности не учитываются», что «нам не хватает предсказуемости в отношении планов по ПРО», что «NATO нечем будет объяснить необходимость создания ЕвроПРО, если решится иранская проблема», что… Только такого рода инфантильность и романтическая созерцательность никак не могли воздействовать на США и не дать им приступить к официальному развёртыванию «ПРО».
Такое упорное проталкивание американцами «ПРО» не может не сопровождаться и неофициальным действиям США. Так, на закрытые («чёрные») программы Пентагон расходует практически пятую часть бюджета без уведомления обеих палат Конгресса.
Достижение соглашения по ядерной программе с Ираном выявило «несоответствие декларируемых задач ПРО и реальной обстановки». Это наконец-то заметили.
16 декабря 2013 года по итогам первой видеоконференции глав оборонных ведомств России и США в Пентагоне заявили: «Хейгел информировал, что США и NATO будут и далее реализовывать свои планы по ПРО».
Только незачем было ждать 16 декабря 2013 года, а нужно было сразу поверить спецпредставителю США по вопросам стратегической стабильности и противоракетной обороне Элен Тошер, которая ещё 3 мая 2012 года признала намерение США не отказываться от размещения ПРО даже в случае отсутствия угрозы со стороны Ирана.
Признание Тошер следовало бы более чем заметить и как следует раскрутить.
Но раскрыть агрессивные цели «партнёров» ни смелости, ни ума не хватило.
Чтобы лишить американцев силы, нужно самим на всех уровнях детально всё осознать и предельно ясно довести информацию по «ПРО» до всего мира. Тогда ни страны Прибалтики, ни Польша, ни Румыния не захотят во имя США сгореть первыми в ядерном пожаре. Осознание странами NATO, что США их так грязно «использовали», поставит вопрос об опасности членства в NATO. США играют в тёмную? Включаем свет!
Всем своим соседям, явно или тайно причастным к «ПРО», Россия должна публично и предельно однозначно дать понять, что в случае Третьей мировой именно они в первую очередь будут полностью стёрты с лица земли. И чтобы такая ситуация не возникла, этим должны заниматься и этого не допускать сами эти страны. Они должны знать, что их судьба — в их головах. А всё мировое сообщество поможет им сообразить.
bulochnikov.livejournal.com
Проведены испытания ракеты-перехватчика 53Т6 » Военное обозрение
Состоялись очередные испытания одного из элементов отечественной системы противоракетной обороны. На полигоне Сары-Шаган в Казахстане проведен новый пуск противоракеты 53Т6 / ПРС-1. Целью запуска была проверка изделия на предмет соответствия заявленным характеристикам. Регулярное проведение подобных проверок позволяет определять реальные перспективы состоящих на вооружении ракет, а также корректировать планы, касающиеся эксплуатации подобного вооружения.Целью тестового запуска 21 июня являлась проверка работы систем ракеты для подтверждения тактико-технических характеристик изделий 53Т6, состоящих на вооружении войск противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил. Успешное выполнение поставленной учебно-боевой задачи подтвердило характеристики противоракеты, а также позволяет продолжать эксплуатацию подобных изделий в существующей системе ПРО.
Запуск ракеты 53Т6, состоявшийся 21 июня. Кадр из видео
На данный момент ракеты 53Т6 или ПРС-1 являются основным средством борьбы с целями, используемым системой противоракетной обороны Москвы. Ракета входит в состав комплекса ПРО А-135 «Амур» и эксплуатируется совместно с массой других систем и изделий. Ранее вместе с ракетами ПРС-1 эксплуатировались и другие противоракеты, но в дальнейшем было принято решение о сокращении номенклатуры вооружений противоракетной обороны.
Комплекс А-135 разрабатывался с начала семидесятых годов в ходе совместной работы ряда научно-исследовательских и производственных организаций. В состав перспективной системы ПРО планировалось включить многофункциональную радиолокационную станцию, способную следить за обстановкой и обеспечивать работу противоракет, командно-вычислительный пункт, а также стрельбовые комплексы с ракетами двух типов. Изначально разрабатывался двухэшелонный вариант защиты с ракетами большой дальности 51Т6 и высокоскоростными 53Т6, отличающимися меньшей дальностью стрельбы.
Испытания противоракеты 53Т6 стартовали в середине 1979 года. Впоследствии доводки и совершенствование конструкции элементов комплекса А-135 позволили продолжить испытания, а также перейти к перехвату реальных баллистических целей. Так, в течение первой половины восьмидесятых годов системой А-135 были выполнены несколько учебно-боевых перехватов баллистических ракет, состоявших на вооружении РВСН и военно-морского флота. В 1984 году ракета 53Т6 завершила прохождение государственных испытаний, после чего была рекомендована к принятию на вооружение.
К концу восьмидесятых годов в Подмосковье завершилось строительство основных объектов системы ПРО А-135. Кроме того, аналогичный комплекс, имевший некоторые отличия, для проведения испытаний был развернут на полигоне Сары-Шаган. Государственные испытания полигонного комплекса, получившего обозначение «Амур-П», завершились в декабре 1989 года. Вскоре завершились все необходимые проверки боевого комплекса противоракетной обороны, предназначенного для защиты Москвы и центрального промышленного района.
По имеющимся данным, в 1990 году промышленность начала полномасштабное серийное производство новых противоракет, в том числе ПРС-1 / 53Т6. В декабре того же года комплекс А-135 и все его элементы ввели в опытную эксплуатацию. Кроме того, в то же время был снят с вооружения полигонный комплекс «Амур-П». На нем уже были выполнены все необходимые работы, после чего дальнейшую эксплуатацию систем сочли нецелесообразной. За время работы комплекса на полигоне Сары-Шаган было выполнено 37 пусков ракет 53Т6 и 19 стрельб с использованием изделий 51Т6.
В 1996 году комплекс А-135 был официально принят на вооружение войск противовоздушной обороны. На тот момент в составе комплекса имелось две позиции для ракет 51Т6 по 16 пусковых установок на каждой, а также пять позиций для 53Т6. В общей сложности было развернуто 68 ракет ПРС-1 на позициях с 12 и 16 пусковыми установками. За счет такого состава стрельбового комплекса планировалось обеспечить надежную защиту района от баллистических ракет противника с их уничтожением в достаточно широком диапазоне дальностей и высот.
Параллельная эксплуатация противоракет двух типов продолжалась до 2006 года, когда было принято решение о снятии с вооружения изделий 51Т6. После реализации такого решения в составе комплекса «Амур» остался только один тип ракет-перехватчиков – 53Т6 / ПРС-1. Вскоре появились сообщения о возможном проведении модернизации этого оружия со значительным повышением его характеристик. Сообщалось, что еще в ходе испытаний был установлен потенциал ракеты с точки зрения обновления. Теми или иными средствами можно было повысить дальность стрельбы в 2,5 раза, высоту перехвата – в 3 раза.
Старт противоракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru
Изначально ракеты 53Т6 имели гарантийные сроки на уровне 10 лет. Таким образом, ракеты первых серий, остающиеся на пусковых позициях или на складах, должны были отправиться на утилизацию не позднее начала двухтысячных годов. Тем не менее, было начато изучение перспективы ракет с точки зрения продления ресурса. В рамках проекта с условным обозначением «Приозерск» удалось повысить гарантийный срок противоракет до 15-20 лет. Кроме того, осуществлялись другие опытно-конструкторские работы. С целью проверки тех или иных идей, а также для подтверждения характеристик в течение девяностых и двухтысячных годов было выполнено 8 запусков. Площадкой для этих испытаний стал объект «Этилен» на полигоне Сары-Шаган.
Имеются некоторые сведения относительно конструкции противоракеты 53Т6. Изделие получает конический несущий корпус с отделяемой боевой частью. Согласно разным источникам, корпус ракеты изготавливается из композиционных материалов с применением некоторых деталей из высокопрочных металлических сплавов. Также возможно применение керамических элементов на частях корпуса, подвергающихся наиболее высоким тепловым нагрузкам. Ввиду высокой скорости полета ракеты должны быть приняты меры, направленные на защиту внутренних агрегатов от механических и тепловых нагрузок.
Ракета оснащается твердотопливным стартово-маршевым двигателем типа 5С73. В двигателе используется заряд твердого топлива с высоким удельным импульсом, обеспечивающего быстрый разгон ракеты до требуемых скоростей для сокращения времени выхода в заданный район. Управление ракетой в полете осуществляется газодинамическим способом, при помощи впрыска отбираемых газов двигателя в соответствующий участок сопла. Также имеются сведения об использовании газодинамических рулей, применяемых на конечном участке полета.
Ракета 53Т6 оснащается радиокомандной системой управления. Наземные элементы комплекса А-135 в виде многофункциональной радиолокационной станции «Дон-2Н» осуществляют слежение за целью и противоракетой, а также вырабатывают и передают команды для последней. Бортовая аппаратура ракеты принимает команды от РЛС, которые обрабатываются автопилотом и используются для корректировки курса. Важнейшей особенностью систем управления ракеты ПРС-1 / 53Т6 является исполнение всех агрегатов, входящих в их состав. Во избежание повреждений во время полета вся электроника смонтирована с «заливкой» полимерным материалом, а также имеет некоторые другие характерные особенности. Все это позволяет аппаратуре выдерживать перегрузку до 100 единиц. Также имеются средства повышения устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва.
В базовой конфигурации противоракета 53Т6 несет отделяемую головную часть со специальным боезарядом. За счет применения ядерной боевой части обеспечивается значительное увеличение радиуса поражения в сравнении с обычными боезарядами. Кроме того, большой радиус поражения в определенной мере компенсирует возможное отклонение при наведении ракеты на цель. Мощность боевой части противоракеты неизвестна. В разных источниках упоминаются заряды от 5 до 15 кт. Также в рамках проекта «Самолет-М» разрабатывался вариант неядерной боевой части, однако такая система не была доведена до принятия на вооружение.
Изделие 53Т6 после завершения сборки помещается в герметичный транспортно-пусковой контейнер. Последний имеет цилиндрическую форму и оснащается набором разъемов, используемых при хранении и эксплуатации изделий. Так, имеются средства поддержания внутри ТПК оптимальных климатических параметров. Также контейнер имеет разъемы систем управления пуском, крепления для транспортировки и удержания в пусковой установке и т.д.
Музейный образец транспортно-заряжающей машины с ТПК ракеты 53Т6. Фото Saidpvo.livejournal.com
Запуск противоракет осуществляется из шахтных пусковых установок, в которые предварительно помещаются ТПК с ракетами. Установка защищается сдвижной крышкой, которая отводится непосредственно перед запуском ракеты. Запуск осуществляется прямо из контейнера с использованием стартово-маршевого двигателя. При этом происходит прорыв обеих торцевых крышек ТПК головной частью и реактивными газами.
Для транспортировки контейнеров с ракетами, а также для их загрузки в пусковые установки были разработаны соответствующие вспомогательные машины. Так, транспортная машина 5Т93 имеет крепления для перевозки ТПК ракеты 53Т6, а также оснащается средствами термостатирования. Загрузка контейнера в шахту осуществляется транспортно-заряжающей машиной 5Т92. Она имеет подъемную стрелу и системы перемещения ракеты, однако не оснащается средствами поддержания микроклимата. Оба варианта вспомогательных машин основывались на четырехосном специальном шасси МАЗ-543. Интересно, что ТЗМ 5Т92 с транспортно-пусковым контейнером для ракеты ПРС-1 не так давно стала новым экспонатом музея военной техники в парке «Патриот».
По имеющимся данным, ракета 53Т6 / ПРС-1 имеет длину не более 12 м и максимальный диаметр порядка 1,7 м. Стартовая масса достигает 10 т, из которых порядка 700 кг приходится на головную часть. Использованный твердотопливный двигатель с уникально высоким удельным импульсом дает ракете соответствующие летные характеристики. Так, на выход из шахты ракете требуется лишь 0,4 с, а разгон до максимальной скорости занимает всего 4 с. В полете ракета разгоняется до 5,5 км/с. Высота поражения целей находится в пределах от 5 до 30 км, дальность – до 100 км. Таким образом, десятитонная противоракета выполняет перехват баллистической цели за считанные секунды после старта, что позволяет уничтожить опасный объект на значительном расстоянии от прикрываемого района.
Комплекс противоракетной обороны А-135 «Амур» до сих пор остается на дежурстве и обеспечивает защиту центрального промышленного района и Москвы. В рамках поддержания боеспособности регулярно проводятся различные учения и испытания. Среди прочего, время от времени специалистами вооруженных сил производятся тестовые запуски имеющихся ракет. С помощью последних выполняется оценка работы систем, которая позволяет сделать необходимые выводы и, в том числе, продлить сроки эксплуатации вооружений.
Последний на данный момент испытательный запуск ракеты 53Т6 состоялся 21 июня. По заявлениям представителей военного ведомства, пуск завершился успешным поражением условной цели. Вероятно, этот пуск позволит продлить гарантийные сроки имеющихся противоракет, что поможет сохранить имеющиеся системы защиты. Таким образом, комплекс А-135 «Амур» сможет оставаться на вооружении в течение нескольких следующих лет, пока промышленность будет завершать создание новой системы аналогичного назначения А-235, разработка которой идет в настоящее время.
По материалам сайтов:
http://function.mil.ru/
https://russian.rt.com/
http://tass.ru/
http://utro.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
topwar.ru
на что способна новая российская противоракета — РТ на русском
Воздушно-космические силы РФ испытали модернизированную противоракету, которая должна поступить на вооружение системы ПРО А-235. По словам экспертов, речь идёт о 53Т6М ближнего перехвата. Она отличается от предыдущих моделей более совершенными материалами, двигателем и бортовой аппаратурой. Разработка 53Т6М — лишь часть комплексной модернизации системы ПРО, покрывающей Москву и Центральный промышленный район. Как новая противоракета усилит возможности ВКС по отражению ядерного удара, выяснял RT.
В Казахстане на полигоне Сары-Шаган (площадка №35) прошло успешное испытание модернизированной противоракеты системы ПРО. Как сообщил командующий объединением ПВО-ПРО Воздушно-космических сил России полковник Андрей Приходько, боеприпас поразил «условную цель с заданной точностью». Предыдущее испытание противоракеты состоялось 23 ноября 2017 года на том же полигоне, предназначенном для испытания новейшей техники.
Основатель портала Military Russia, специалист по ракетной технике Дмитрий Корнев сообщил RT, что в Сары-Шаган традиционно проходят испытания ракеты ближнего перехвата семейства 53Т6. По его подсчётам, российские военные провели в Казахстане 54-й пуск данного вида противоракет. С декабря 2011 года на площадке №35 проходят испытания 53Т6М — модернизированной версии советской противоракеты, созданной исключительно российскими предприятиями.
Нынешняя противоракета конструктивно не отличается от предшественницы. Однако на ней установлены новый двигатель и бортовая электроника, а при сборке предприятия используют современные конструкционные материалы.
Создателям 53Т6М удалось несколько увеличить её скоростные характеристики. В первые секунды после запуска противоракета может развивать скорость до 4 км/с. Ранее офицеры, несущие службу на подмосковной системе ПРО, сообщили RT, что все стоящие на вооружении ракеты-перехватчики являются гиперзвуковыми (свыше 2 км/с).
Одновременно со скоростными характеристиками конструкторам удалось улучшить показатель перегрузки 53Т6М с 200 до 300 g (современные зенитные управляемые ракеты выдерживают перегрузку не более 30 g). Таким образом, несмотря на невероятную скорость полёта, бортовая аппаратура модернизированной ракеты-перехватчика будет работать в штатном режиме.
Как предполагает Корнев, в настоящее время противоракеты А-135 оснащены только ядерными боеголовками (примерная мощность каждой около 10 килотонн). Однако на 53Т6М будут стоять обычные (скорее всего, осколочные) боевые части, которые считаются более безопасными в эксплуатации и при перехвате баллистической цели.
По сообщениям российских СМИ, дальность и высота перехвата 53Т6М увеличится в 1,5 раза. Дальность поражения превысит 100 км, а высота составит от 30 до 50 км. Корнев считает, что даже советский вариант 53Т6 способен перехватить любую баллистическую цель в пределах атмосферы.
- Транспортно-заряжающий агрегат шахтной пусковой установки
- © Алексей Заквасин / RT
Комбинированный арсенал
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что Минобороны стремится обновить противоракетный арсенал, состоящий из советских боеприпасов. По его словам, модернизированная противоракета должна быть более точной и обеспечивать максимально возможный уровень безопасности при перехвате.
«Создание эффективной ракеты-перехватчика — крайне сложная задача. Учёным приходится просчитывать немыслимое количество факторов. Информации о результатах работы по 53Т6М практически нет, но главная цель модернизации, на мой взгляд, заключается в том, чтобы зона поражения располагалась как можно дальше», — сказал в беседе с RT Козюлин.
Как пояснил эксперт, взрыв над Москвой ядерной боеголовки баллистической ракеты и ядерной боевой части ракеты-перехватчика спасёт город от неминуемого уничтожения, но полностью безопасным тоже не будет. По этой причине 53Т6М будет оснащена обычной боеголовкой.
«Ни одна система ПРО не гарантирует стопроцентный результат. Кроме того, перехват баллистической цели на высоте в десятки километров чреват серьёзными последствиями, и небоевая часть ракеты-перехватчика их может минимизировать. В то же время мы ничего не знаем о мощности неядерного боезаряда. Скорее всего, арсенал системы А-135 будет комбинированным, то есть состоять из противоракет с ядерными и обычными боевыми частями», — подытожил Козюлин.
От А-135 к А-235
Система ПРО Москвы была создана в рамках Договора по противоракетной обороне 1972 года между СССР и США (Вашингтон не соблюдает соглашение с 2002 года). Противоракетный зонтик распространяется на Московскую область и Центральный промышленный район.
Работы по созданию системы А-135 «Амур» вблизи подмосковного посёлка Софрино-1 были завершены в первой половине 1990-х годов. Система состоит из многофункциональной радиолокационной станции (РЛС) «Дон-2Н», командно-вычислительного пункта и пусковых установок. Огневые средства дислоцированы предположительно в семи локациях (Лыткарино, Сходня, Королёв, Внуково, Софрино, Наро-Фоминск, Сергиев Посад).
- Офицер в командном пункте многофункциональной радиолокационной станции (РЛС) «Дон-2Н», расположенной возле поселка Софрино, Московской области.
- © Кирилл Каллиников / РИА Новости
В 2000-е годы стартовала модернизация А-135 до А-235. В её рамках происходит замена аппаратуры (в частности, автоматизированных систем управления — на аналоги нового поколения) и улучшение характеристик ракет-перехватчиков. В настоящее время процесс модернизации системы находится на завершающей стадии.
На сегодняшний день, как утверждают военные, возможности подмосковной системы ПРО чрезвычайно велики. А-135 работает полностью в автоматическом режиме, обнаруживая баллистические цели (в пределах 120 единиц) на расстоянии 1,5—2 тыс. км. Примерную дальность перехвата боевых блоков баллистических ракет эксперты оценивают в 40—120 км.
russian.rt.com
Система противоракетной обороны Москвы А-135 «Амур»
Действующая система защиты Московского промышленного района от ограниченной атаки баллистическими ракетами.
Двухэшелонная система ПРО Москвы, пришедшая на смену системе А-35/А-35М. Система не предназначена для отражения массированного ракетно-ядерного удара, ее задача — прикрыть район от ограниченного удара межконтинентальных ракет и последствий случайных пусков.
Создание системы начато в 1971 году, головной разработчик НПО «Вымпел», главный конструктор — Анатолий Басистов. Полигонный образец системы А-135«Амур-П» в казахстанском Сары-Шагане начат постройкой в 1976 году. Строительство объектов системы А-135 вокруг Москвы велось с 1980 по 1983 год.
Подготовка к установке ТПК в пусковую шахту, транспортно-заряжающая машина 5Т92. Сары-Шаган, 2007 год. Фото: Роман Белозерский
Государственные испытания системы начаты лишь в 1989 году после длительной доработки для противодействия ракетам средней дальности, стартующим из Европы. Официально поставлена на боевое дежурство с 1 января 1995 года.
Система А-135 состоит из многофункциональной РЛС «Дон-2Н», командно-вычислительного центра с системой «Эльбрус», а также двух типов противоракет.
По договору о противоракетной обороне 1972 года США и СССР имели право развернуть не более чем по 100 противоракет, обладающих способностью перехватывать боевые блоки межконтинентальных ракет.
СССР установил все разрешенные по договору ракеты на защиту Московского промышленного района. РЛС «Дон-2Н» находится в подмосковном Софрино, командный центр — в Пушкино. Противоракеты разнесены по нескольким площадкам под Наро-Фоминском, под Сергиевым Посадом, в районах Лыткарино, Королева, Внуково, Софрино и у Сходни.
Позиции противоракет 53Т6 около пос. Сходня, 16 ПУ, защитное устройство одной из шахт открыто. Фото: militaryrussia.ru
Двухэшелонная схема перехвата выглядит так: дальние (заатмосферные) ракеты с ядерными боевыми частями расчищают ордеры ложных целей еще в безвоздушном пространстве, а ближние (внутриатмосферные) скоростные перехватчики атакуют боевые блоки уже на конечном участке их траектории.
Дальняя заатмосферная ракета 51Т6 — двухступенчатая комбинированная (первая ступень твердотопливная, вторая — с жидкостным реактивным двигателем). Длина по разным данным около 19−22 метров. Масса 45 тонн. Рабочая дальность действия 350 км, максимальная до 600 км. Зона поражения по высоте от 70 до 670 км. Боевая часть ядерная.
В проекте системы развертывалось 32 ракеты 51Т6, сейчас, по некоторым данным, они сняты с боевого дежурства.
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 системы ПРО А-135. Установлена в качестве памятника в пос. Софрино-1 под Москвой. Фото: Хосе Йеро
Ближняя скоростная ракета 53Т6 — твердотопливная, выполненная по схеме несущего конуса. Стартово-маршевый двигатель фактически представляет собой «заряд направленного взрыва», мгновенно разгоняющий ракету до огромных скоростей (4−5 км/с по различным данным). Отстрел крышки шахты занимает 0,4 сек, ракета проходит оголовок шахты уже со сверхзвуковой скоростью. Длина ракеты около 12 метров, масса около 10 тонн. Дальность действия до 100 км, зона поражения по высоте от 5 до 30 км. Боевая часть ядерная или осколочная направленного действия.
В проекте системы предусматривалось 68 ракет 53Т6, все они находятся на боевом дежурстве.
В данный момент ведутся испытания следующей модернизации — системы А-235, в которой, по ряду сведений, будет применяться уже трехэшелонный перехват. Для системы предполагается новая ракета большой дальности и, возможно, еще одна ракета малой дальности. Расширяются зоны поражения по дальности и высоте, совершенствуется боевое оснащение ракет 53Т6. Работы ведутся в рамках ОКР «Самолет-М», завершение планируется после 2015 года.
defendingrussia.ru
Про современные ракеты-носители .
Запуск космических аппаратов на околоземные орбиты и осуществление полетов к Луне, планетам и другим телам Солнечной системы стало возможно после создания необходимых для этого многоступенчатых космических ракет – ракет-носителей (РН).
Ракета (от итальянского rocchetta – веретено) – летательный аппарат, использующий принцип реактивного движения и способный летать не только в атмосфере, но и в вакууме. Большинство современных ракет-носителей оснащаются химическими ракетными двигателями, которые используют твердое, жидкое или гибридное ракетное топливо. Основные компоненты топлива – жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее), кроме того, применяются четырехокись азота и несимметричный диметилгидразин, жидкие кислород и водород. Масса топлива составляет 85 – 90% от стартовой массы ракеты. Химическая реакция между горючим и окислителем проходит в камере сгорания двигателя, в результате получаются горячие газы, которые выбрасываются, создавая тягу, она и заставляет ракету двигаться. Основной энергетический показатель работы каждого ракетного двигателя – удельный импульс тяги (отношение тяги к расходу топлива в секунду). Например, один из мощных современных ракетных двигателей РД-701 (Россия) тягой 4 МН (408 тс) и удельным импульсом в вакууме 462 с расходует топливо со скоростью 491 кг/с. Стартующие с Земли РН позволяют запускать полезные нагрузки (ПН) со скоростью равной или выше первой космической – 7.9 км/с, то есть достаточной для выведения ИСЗ на низкие орбиты. Обычно ракета при выведении ПН на низкую околоземную орбиту движется на активном участке, то есть с работающими двигателями, примерно 10–15 мин. Если необходимо выведение ПН на более высокие орбиты или траектории полета к Луне и за пределы тяготения Земли, то еще раз включаются двигатели последней (верхней) ступени РН или разгонный блок после пассивного участка, длительность движения на котором зависит от выбранной траектории полета. КА переводится либо на геостационарную орбиту (высотой 36 тыс. км), либо на высокоэллиптические орбиты, либо на траекторию полета к Луне и планетам. Вторая космическая скорость в поле тяготения Земли (11.19 км/с) необходима для запуска АМС к планетам и другим телам Солнечной системы. Третья космическая скорость (16.7 км/с) достаточна, чтобы КА улетел за пределы Солнечной системы.Современная многоступенчатая космическая ракета представляет собой сложное сооружение, состоящее из тысяч деталей и устройств. Разрабатываемые в настоящее время ракеты-носители соответствуют высочайшим критериям современной науки и техники, при их создании используются передовые технологии и вычислительная техника. Космические технологии оказывают значительное влияние на нашу жизнь, помогая внедрить новые материалы и сплавы, средства коммуникации, компьютерную технику и т.д. Ступени ракет-носителей содержат топливные баки с горючим и окислителем, двигательную установку (маршевые и рулевые двигатели). Полет ракеты регулируется бортовой системой управления движением. Схема расположения ступеней на РН различна. При продольном разделении ступени размещаются одна над другой и работают последовательно друг за другом, включаясь только после отделения предыдущей ступени. Такая, весьма распространенная, схема применяется, например, на российских РН «Днепр» и «Протон-М», китайских «CZ-3/3A» и «CZ-4С», израильской «Shavit». Верхние ступени, доставляющие ПН на заданные орбиты, сейчас заменили разгонными блоками, например, российские ДМ, «Бриз-М» (РН «Протон») и «Фрегат» (РН «Союз-ФГ»). В отличие от продольной, в поперечной схеме («пакетная») несколько блоков первой ступени симметрично располагаются вокруг корпуса второй ступени. Таких РН немного и они бывают двухступенчатыми, например, советская «Спутник» (1957 – 1958) и американские «Atlas-B/D» (1958 – 1963). Широко используется комбинированная схема – продольно-поперечная, позволяющая совместить преимущества обеих схем. К ним относятся отечественные ракеты-носители «Восток», «Союз» и «Энергия», американские «Titan-3/4» и «Delta-4Н», европейская «Ariane-5», японские «H-II/IIA», индийская «GSLV». По особой схеме устроена американская многоразовая транспортная космическая система «Спейс Шаттл», первая ступень которой – два твердотопливных ускорителя, а вторая ступень – пилотируемый космический корабль с внешним сбрасываемым топливным баком.
Маршевая двигательная установка корабля расходует топливо из внешнего бака; когда оно исчерпано, бак сбрасывается. Далее работают другие двигатели корабля (маневрирования и ориентации), они же используются для маневров в космосе и торможения во время посадки. Современные ракеты-носители, как правило, имеют не более четырех ступеней. Чтобы улучшить энергетические характеристики РН, применяются стартовые ускорители, работающие, в основном, на твердом топливе. На участке полета в плотных слоях атмосферы ПН и разгонный блок, как правило, закрыты головным обтекателем, который сбрасывается в разреженных слоях атмосферы. В зависимости от энергетических характеристик и способности выводить на низкую околоземную орбиту ПН определенной массы ракеты-носители условно разделяются на классы: легкие (масса ПН до 4 т), средние (до 20 т), тяжелые (20 – 30 т) и сверхтяжелые (более 30 т). К основным характеристикам РН относятся: внешние габариты (максимальные высота и диаметр), используемый на ступенях тип топлива, число ступеней, разгонных блоков и стартовых ускорителей, стартовая масса, тяга двигательных установок на уровне моря (стартовая), максимальная масса ПН на низкой околоземной орбите. Стартовая тяга двигательной установки РН обычно выражается в меганьютонах (1 МН = 102 тс). Например, у гагаринского носителя «Восток» суммарная тяга достигала 3.4 МН = 347 тс (мощность двигательной установки – 15 х 106 кВт, или 2 х 107 л.с.).
В начале космической эры ракеты-носители были только у СССР и США. В настоящее время собственными РН обладают шесть стран (Россия, США, Китай, Япония, Индия и Израиль) и две международные корпорации – «Arianespace» (ESA) и «Морской старт». Первые спутники с помощью собственных ракет-носителей запустили в 1957 – 1958 гг. СССР и США, в 1970 г. к ним присоединились КНР и Япония, в 1979 – 1980 гг. — ESA и Индия, в 1988 г. – Израиль. В 1999 г. впервые стартовала РН «Зенит-3SL» с морской платформы «Одиссей» по программе «Морской старт».
Россия
К числу современных наиболее мощных отечественных ракет-носителей относятся «Союз-2», «Днепр» и «Протон-М».
Носитель среднего класса «Союз-2» (высота 50.7 м, диаметр 10.3 м, топливо – керосин + жидкий кислород, три ступени и разгонный блок «Фрегат», стартовые масса – 308.6 т и тяга – 3.8 МН, ПН – до 9 т) заменит старые РН «Союз» и «Молния», будет запускать КА на различные орбиты, пилотируемые и грузовые корабли на МКС. На ней используется новая цифровая система управления, модифицированные ЖРД и большой головной обтекатель (диаметр 4.1 м и длина 11.4 м). Запуски РН производятся с 2004 г. 19 октября 2006 г. она запустила с космодрома Байконур метеорологический ИСЗ «Metop-А» европейской организации «Eumetsat» (масса 4 т), через два месяца оттуда же она стартовала с французской космической обсерваторией «Corot», а с Плесецка вывела новый российский спутник связи «Меридиан» (масса 2 т).
РН «Днепр» (высота 34.3 м, диаметр 3.0 м, топливо – азотный тетроксид + несимметричный диметилгидразин, три ступени, стартовые масса – 207 – 211 т и тяга – 2.8 МН, ПН – до 4 т) создана в КБ «Южное» (Украина) на базе МБР Р-36М (РС-20А). Она обладает высокими энергетическими возможностями, точностью выведения и надежностью в полете. Программа реализуется международной компанией «Космотрас» (Россия и Украина). Стартует РН из шахтного транспортно-пускового контейнера, двигательная установка первой ступени запускается после покидания шахты. Первый запуск осуществлен 21 апреля 1999 г. с космодрома Байконур (английский научный спутник «UoSAT-12»). 17 апреля 2007 г. она запустила сразу 14 микроспутников разных стран.
На модифицированной РН «Протон-М» (высота 52 – 58.2 м, диаметр 7.4 м, топливо – азотный тетроксид + несимметричный диметилгидразин, три ступени и разгонный блок «Бриз-М», стартовые масса – 700 – 710 т и тяга – 11.8 МН, ПН – до 24 т) используются новые агрегаты и системы. Большие головные обтекатели (диаметр 5 м) позволяют более чем вдвое увеличить объем для размещения ПН и конкурировать с зарубежными носителями, например с РН «Ariane-5», а также использовать ряд перспективных разгонных блоков. При первом старте 7 апреля 2001 г. с космодрома Байконур «Протон-М» вывела геостационарный спутник связи «Экран М-4», созданный в НПО ПМ. 11 февраля 2008 г. она вывела на геостационарную орбиту норвежский ИСЗ связи «Thor-5» (масса 2 т), а 15 марта – американский «АМС-14» (масса 4.1 т) того же назначения. С помощью «Протона-М» запускаются спутники «Глонасс М» отечественной навигационной системы.
В настоящее время создается семейство ракет-носителей «Ангара». За основу нового поколения носителей взят универсальный ракетный модуль с кислородно-керосиновыми двигателями. В серию «Ангара» войдут носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 1.5 т до 28 т. Перспективную РН тяжелого класса «Ангара-5А» (длина 54.3 – 63.9 м, диаметр 10.6 м, топливо – керосин + жидкий кислород, три ступени и разгонный блок «Бриз-М» или КВРБ, стартовые масса – 773 – 790 т и тяга – 12.2 МН, ПН – 24.5 – 28 т) планируют запускать с 2015 г. с космодрома Байконур.
США
Многоразовая транспортная система «Спейс Шаттл» (высота 56.3 м, диаметр 16.6 м, топливо – жидкий водород + жидкий кислород, одна ступень и стартовые ускорители, стартовые масса – до 2063 т и тяга – 28.6 МН, КК – до 122 т, в том числе ПН – до 22 т) эксплуатируется с апреля 1981 г. Изготовлено шесть кораблей («Интерпрайз», «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Индевор»), из них два потерпели катастрофу: «Челленджер» (28 января 1986 г.) и «Колумбия» (1 февраля 2003 г.). Всего совершено 123 полета, в том числе 26 в рамках строительства МКС. С помощью кораблей «Спейс Шаттл» запущены различные ИСЗ, АМС «Магеллан», «Галилео» и «Улисс», космический телескоп им. Хаббла (КТХ), лабораторные блоки «Спейслэб». На орбите ремонтировался КТХ, возвращались КА на Землю, производились стыковки с ОК «Мир»; на МКС доставлялись модули, грузы и экипажи.
Новая РН среднего класса «Atlas-5» (высота 58 – 59.4 м, диаметр 5.1 м, топливо – керосин + жидкий кислород, две ступени и стартовые ускорители, стартовые масса – 435 т и тяга – 6.8 МН, ПН – до 20 т) создана на базе «Atlas-II» компанией «Lockheed Martin Asronautic» в связи с увеличением массы коммерческих КА. На первой ступени установлен российский РД-180 – один из самых мощных маршевых ЖРД в мире (тяга в вакууме 4.1 МН). С 2002 г. «Atlas-5» запускает с космодрома Канаверал в основном геостационарные связные и военные спутники. 19 января 2006 г. с ее помощью АМС «Новые горизонты» стартовала к Плутону и развила пока наибольшую в мире скорость 17.62 км/с.
Самая большая по грузоподъемности американская одноразовая РН «Delta-4 Heavy» (высота 68.1 – 71.6 м, диаметр 15.3 м, топливо – керосин + жидкий кислород, две ступени и стартовые ускорители, стартовые масса – 725.6 т и тяга – 9.2 МН, ПН – до 25.8 т) создана компанией «Boeing». Она запускается с декабря 2004 г. с космодрома Канаверал. 11 ноября 2007 г. она вывела военный спутник (масса 3.4 т) на геостационарную орбиту. С 2010 г. ее старты планируются с космодрома Ванденберг (шт. Калифорния).
В настоящее время NASA проектирует еще более мощные ракеты-носители — «Ares-1» (высота 54 – 67 м, диаметр 5.6 м, топливо – жидкий водород + жидкий кислород, две ступени, стартовые масса – 530 – 780 т и тяга – 8.7 МН, ПН – до 26 т) и «Ares-5» (высота 116 м, диаметр 15.3 м, топливо – жидкий водород + жидкий кислород, две ступени и стартовые ускорители, стартовые масса – 2500 – 2780 т и тяга – 33.7 МН, ПН – до 137 т). Эти РН должны стать частью эффективной транспортной инфраструктуры, которая разрабатывается NASA в рамках программы «Constellation» («Созвездие»). «Ares-1» – основное средство выведения на околоземную орбиту полезных грузов и нового пилотируемого КК «Орион». «Ares-5» способен запускать к Луне ПН массой до 71 т: посадочный модуль с экипажем, крупногабаритные конструкции, жилые блоки и расходуемые материалы для строительства постоянной лунной базы. Летные испытания РН «Ares-1» запланированы на 2012 г., первый полет экипажа на МКС – 2014 г. «Ares-1» и «Ares-5» будут применяться для лунных (начиная с 2020 г.) и марсианских экспедиций (намечена на 2030 г.).
«Арианспейс» (ЕSА)
Наиболее мощный носитель Европейского космического агентства РН тяжелого класса «Ariane-5» (высота 54.5 м, диаметр 10.3 м, топливо – жидкий водород + жидкий кислород, две ступени и стартовые ускорители, стартовые масса – 718 т и тяга – 11.8 МН, ПН – до 21 т). На ракете применяется самый крупный головной обтекатель диаметром 5.4 м и длиной 17 м. Первый старт с космодрома Куру состоялся 4 июня 1996 г. и оказался неудачным. Второй экспериментальный пуск 30 октября 1997 г. прошел успешно (запущены три ИСЗ). РН выводит в основном телекоммуникационные ИСЗ (общей массой до 8 т) на геостационарную орбиту. 9 марта 2008 г. РН «Ариан-5ES» вывела на орбиту первый грузовой корабль (ATV) «Жюль Верн» массой 9.7 т, позднее состыковавшийся с МКС.
«Морской старт»
По международной программе «Морской старт» («Sea Launch») для запусков КА с морской платформы из района экватора в Тихом океане применяется российско-украинская РН «Зенит-3SL», созданная на базе носителя «Зенит-2» и разгонного блока «ДМ». Ее характеристики: высота 59.6 м, диаметр 4.2 м, топливо – керосин + жидкий кислород, три ступени, стартовые масса – 470.8 т и тяга – 7.4 МН, ПН – до 13.8 т. С помощью этого носителя запускаются с 1999 г. коммерческие спутники связи.
Китай
Китай использует для запусков ПН ракеты-носители серии «Chang Zheng» («Великий поход»). РН среднего класса «CZ-3В» (высота 54.8 м, диаметр 11.8 м, топливо – азотный тетроксид + несимметричный диметилгидразин, три ступени и стартовые ускорители, стартовые масса – 426 т и тяга – 8.1 МН, ПН – 13.6 т) используется в настоящее время для запусков с космодрома Сичан китайских телекоммуникационных ИСЗ и спутников других стран на геостационарную орбиту.
Самая мощная китайская РН тяжелого класса «CZ-4С» (высота 53.2 м, диаметр 4.1 м, топливо – жидкий водород + жидкий кислород, три ступени, стартовые масса – 440 т и тяга – 9.3 МН, ПН – до 21 т) с космодрома Тайюань запускает с 1999 г. метеорологические и океанографические спутники, а также военные КА.
Япония
Наиболее мощный носитель среднего класса «Н-II» был создан компанией «Rocket System Corporation» в рамках реализации космической программы Японии. Первые три пробных пуска в 1994 – 1995 гг. прошли успешно. На ее основе разработана РН «Н-IIА» с жидкостными стартовыми ускорителями (длина 52.5 м, диаметр 8.2 м, топливо – жидкий водород + жидкий кислород, три ступени и стартовые ускорители, стартовые масса – 410 т и тяга – 8.3 МН, ПН – до 15 т). Она запускается с 2001 г. с космодрома Йосинобу вблизи космического центра Танегасима. ПН представляют собой геостационарные телекоммуникационные и военные спутники массой до 4.8 т. 14 сентября 2007 г. с ее помощью к Луне запущена АМС «Кагуя».
Индия
С 1986 г. фирмой «Hindustan Aeronautics» под руководством индийского космического агентства ISRO разрабатывалась РН среднего класса «GSLV» (Geosynchronous Satellite Vehicle – носитель для выведения спутников на геостационарную орбиту; высота 50.9 м, диаметр 8.6 м, топливо – жидкий водород + жидкий кислород, две ступени и стартовые ускорители, стартовые масса – 402 – 414 т и тяга – 6.8 МН, ПН – до 13 т). 18 апреля 2001 г. с космодрома Шрикарикота осуществлен первый запуск на геостационарную орбиту спутника связи «G-SAT-1» (Индия).
Израиль
Разработку и производство единственной израильской РН «Shavit» («Метеор») осуществляет компания «Israel Aircraft Industries Ltd». Это прототип твердотопливной баллистической ракеты «Jericho-2» с добавленной третьей ступенью, созданной в Израиле в начале 1980-х гг. РН «Shavit» легкого класса (длина 18.2 м, диаметр 1.4 м, топливо – твердое, три – четыре ступени, стартовые масса – 22 т и тяга – 0.5 МН, ПН – до 0.3 т) запускает с 1988 г. с космодрома Пальмачим в основном национальные разведывательные спутники «Ofeg» (горизонт). 10 июня 2007 г. выведен очередной ИСЗ («Ofeg-7») массой 300 кг.
По материалам Роскосмос, РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, «ЦСКБ – Прогресс», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, NASA, ESA, CASC, JAXA, ISRO и IAI.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
cosmos.mirtesen.ru