Сатана р 36м – Р-36М — Википедия

Р-36 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Р-36
Общие сведения
Страна СССР СССР
Семейство Р-36
Код СНВ 8К67 (моноблочная ГЧ)
8К67П (разделяющаяся ГЧ)
Классификация НАТО SS-9 «Scarp»
Разработчик КБ «Южное»
Основные характеристики
Количество ступеней 2
Длина (с ГЧ) 32,2 м (с головной частью тяжёлого типа)
Диаметр 3 м
Стартовая масса 183,4 т (с разделяющейся ГЧ)
183,9 т (с моноблочной ГЧ тяжёлого класса)
182,0 т (с моноблочной ГЧ лёгкого класса)
средства преодоления ПРО:
401 кг (с разделяющейся ГЧ)
272 кг (с моноблочной ГЧ))
Забрасываемый вес 5440 кг (с разделяющейся ГЧ)
5825 кг (с моноблочной ГЧ тяжёлого класса)
3950 кг (с моноблочной ГЧ лёгкого класса)
Вид топлива НДМГ+АТ
Максимальная дальность 15200 км (для боеголовки лёгкого класса)
10200 км (для боеголовки тяжёлого класса)
Количество боевых блоков 3 боевых блока без индивидуального наведения или моноблочная ГЧ
Мощность заряда 3 х 2.3 Мт
20 Мт
8 Мт
Система управления инерциальная
Способ базирования шахтное
История запусков
Состояние эксплуатация завершена
Принята на вооружение 1967
Снята с вооружения 1979
Первая ступень
Маршевый двигатель РД-251
Рулевой двигатель РД-68М
Вторая ступень
Маршевый двигатель РД-252
Рулевой двигатель РД-69М
 Р-36 на Викискладе

Р-36 (индекс 8К67, по классификации НАТО — SS-9 «Scarp») — стратегический ракетный комплекс с ракетой тяжёлого класса, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО. Главный конструктор — М. К. Янгель.

ru.wikipedia.org

Р-36М — Вікіпедія

Р-36М

Запуск конверсійної ракети-носія «Дніпро» на базі МБР 15А18 комплексу 15П018
Розробник/ ДКБ «Південне»
Виробник/ ДП ВО «Південмаш»
Роки виробництваз 1970
Основні експлуатанти СРСР/ Росія
 Білорусь до 1996[1]

uk.wikipedia.org

Р-36М

Р-36М (SS-18 mod 1,2 «Satan», РС-20А)

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищенности 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки полученные при создании предыдущего комплекса — Р-36.

Примененные при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36:

  • по точности стрельбы — в 3 раза.
  • по боеготовности — в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты — в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации — в 1,4 раза.
  • по защищенности пусковой установки — в 15-30 раз.
  • по степени использования объема пусковой установки — в 2,4 раза.


Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объема из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенного переходника второй ступени. Примененные конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырех однокамерных двигателей 15Д117 работающих по замкнутой схеме разработаных КБЭМ (главный конструктор — В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка состоящая из основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) работающего по замкнутой схеме и четырехкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230) работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя — тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением сжатых газов с борта ракеты, удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Система управления ракеты — автономная, инерциальная. Её работу обеспечивал бортовой цифровой вычислительный комплекс. Все основные элементы вычислительного комплекса имели резервирование. Применение БЦВК позволило добиться высокой точности стрельбы — круговое вероятное отклонение боевых блоков составило 430 м.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трех вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полета 16000 км.
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт с дальностью полета 11200км.
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью 1 Мт.

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение минометного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера. Впервые в мировой практике была разработана и внедрена минометная схема для тяжелой жидкостной МБР. При старте давление создаваемое пороховми аккумуляторами давления выталкивало ракету в из шахты и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая в транспортно-пусковой контейнер, устанавливалась в шахтную пусковую установку в заправленном состоянии и могла находиться на боевом дежурстве длительное время. Подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующей команды. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.


Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы минометного старта начались в январе 1970 года, лётные испытания проводились с 21 февраля 1973. Из 43-х испытательных запусков 36 прошли успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М был принят на вооружение 20 ноября 1978. Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979. Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974.

В 1980 ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 г. МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Р-36М УТТХ (SS-18 mod 3,4 «Satan», РС-20Б)

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой

15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км2, в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

  • Повышения точности стрельбы в 2-3 раза.
  • Увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов.
  • Увеличения района разведения ББ.
  • Применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта.
  • Повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты

15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени — четырехкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени — газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновьразработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения — четырехкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Еще одна конструктивная особенность этого двигателя — два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводият камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объем памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку в заправленном состоянии и находится на боевом дежурстве в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 года на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 — успешных.

18 сентября 1979 года три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 год было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2 оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надежность комплекса подтверждена 159 успешными пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракето-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

Р-36М2 (SS-18 mod 5 «Satan», РС-20В)

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны. Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.

Ракетный комплекс четвертого поколения Р-36М2 «Воевода» (15П018М) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добится улучшения многих характеристик:

  • повышения точности в 1,3 раза;
  • увеличения в 3 раза длительности автономности;
  • уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
  • увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
  • применения зарядов повышенной мощности;
  • возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • Повышение защищенности и живучести ШПУ и КП.
  • Обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса.
  • Увеличение автономности комплекса.
  • Увеличение гарантийного срока эксплуатации.
  • Обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов.
  • Расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению — в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве..

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают ее успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненый по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырехкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ и полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ с «тяжелым» и «легким» ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0.8Мт;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырех управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.


Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвертого поколения Р-36М2 (15А18М — «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установок с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2 оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

См. также

  • Р-36 (SS-9 «Scarp») — МБР тяжелого класса, предшественник Р-36М
  • Днепр — ракета-носитель легкого класса созданная на базе ракеты Р-36М

Ссылки

mediaknowledge.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *