Система питания газ 66 – 2.4.5. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Определение технического состояния и ремонт отдельных деталей и узлов двигателя. Система питания — «ВАЖНО ВСЕМ»

1.4. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-66 — «ВАЖНО ВСЕМ»

№ позиции на рис.5 Наименование узла Кол-во точек Наименование смазок Периодичность Рекомендации по смазке
ЕО ТО-1 ТО-2
1 Направляющие ролики троса лебёдки (см. эскиз 21) 2 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнки
2 Редуктор лебёдки (см.эскиз 22) 1 Масло МТ-16п (ГОСТ 6360 — 58)     + Проверить и при необходимости долить до уровня контрольной пробки
++ Заменить масло
3 Шлицы вала барабана лебёдки (см. эскиз 23)   Масло для двигателя   + + Смазать из маслёнки
4 Карданы валов привода лебёдки
(см. эскиз 24)
4 Летом масло ТАп-15, зимой ТАп-10 (ГОСТ 8412 -57)   + + Смазать через пресс-маслёнку до выдавливания смазки из клапана
5 Подшипник водяного насоса (см. эскиз 25) 1 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631 — 61)   + + Смазать через пресс-маслёнку до выдавливания свежей смазки из контрольного отверстия
6 Валик вилка включения компрессора, подшипник шкива компрессора (см.эскиз 26) 2 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)     + Смазать через пресс-маслёнки
7 Подшипник ступицы передних колёс (см. эскиз 27) 2 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631 — 61)     + Промыть подшипники и ступицы керосином и заложить в каждую ступицу по 500г смазки
  Шарниры поворотных цапф (см. эскиз 28) 2 Смесь 70% солидола УС-2 (ГОСТ 1033 — 51) и 30% масла ТАп-15 (ГОСТ 8412 — 57)  
 
+ Добавить по 200г смазки в каждый шарнир
++ Промыть шарниры в заложить по 500г смазки
8 Шарниры поперечной рулевой тяги (см. эскиз 29) 2 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнки
9 Картер двигателя (см. эскиз 4 п.»1.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-53А» ) 1 Масло АС-8 (ГОСТ 10541 — 63) + +
 
Проверить уровень масла и при необходимости долить
    + Заменить масло
10 Воздушный фильтр карбюратора (см. эскиз 5 п.»1.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-53А» ) 1 Масло применяемое для двигателя (можно работавшее, но отстоявшееся)     + Промыть фильтрующий элемент и корпус фильтра керосином. Смочить фильтрующий элемент маслом и дать ему стечь. Залить в ванну чистое масло. При работе в условия сильной запылённости промывать фильтр и заменять масло через день
11 Прерыватель-распределитель
(см.
эскиз 6 п.»1.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-53А» )
валик привода 1 Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 — 59)     + Повернуть крышку колпачковой маслёнки на один оборот
ось рычага контактов 1 Масло применяемое для двигателя     + Закапать 1 — 2 капли
втулка кулачка 1     + Закапать 3 — 4 капли
фильц кулачка 1     + Закапать 1 — 2 капли
12 Воздушный фильтр гидровакуумного усилителя тормозов (см. эскиз 30) 1 Масло для двигателя     + Фильтрующий элемент промыть в керосине и, дав керосину стечь, окунуть в чистое масло
13 Подшипник муфты выключения сцепления (см. эскиз 7 п.»1.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-53А» )  1 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)   +
+
Выдавить полную заправку маслёнки и заполнить её свежей смазкой 
14 Игольчатые подшипники карданов (см. эскиз 12 п.»1.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-53А» ) 6 Масло для коробки передач   + + Смазать через пресс-маслёнку до выхода масла из клапана
15 Шлицы карданных валов (см. эскиз 31) 3 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)     +++ Вынуть шлицевую вилку, удалить старую смазку и заложить свежую
16 Блоки сальников уплотнительного устройства1(см. эскиз 32) 4 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)      ++ Промыть полость около манжет и между ними и заложить свежую смазку
17 Картер переднего и заднего мостов 2 Масло для гипоидных передач грузовых автомобилей ТС-14,5 с присадкой хлорэф-40 ( ТУ ТНЗ 123 — 68)   + + Проверить уровень масла и если требуется долить2 . Слить отработанное масло и залить свежее2
18
Стержень буксирного устройства
1  Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнки при работе автомобиля с прицепом
+ Смазать через пресс-маслёнки при работе автомобиля без прицепа
19 Подшипники ступицы задних колёс2 (см. эскиз 33) 2 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)     ++ Промыть подшипники и ступицы керосином и заложить в каждую по 250 г смазки
20
Разжимной механизм ручного тормоза (см. эскиз 34)
1 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)     ++ Разобрать рабочий механизм и смазать рабочие детали тонким слоем
21 Картер раздаточной коробки (см. эскиз 35) 1 Летом масло ТАп-15, зимой ТАп-10 (ГОСТ 8412 — 57)   + + Проверить масло и если потребуется долить до уровня контрольной пробки
  ++ Слить отработавшее масло и залить новое до уровня контрольной пробки
22 Картер коробки передач 1 Летом масло ТАп-15, зимой ТАп-10 (ГОСТ 8412 — 57)    + + Проверить масло и если потребуется долить до уровня контрольной пробки  
  ++ Слить отработавшее масло и залить новое до уровня контрольной пробки
23 Аккумуляторная батарея 1 Вазелин технический (ГОСТ 782 — 59)       Два раза в год клеммы аккумуляторной батареи очищают от окислов и смазывают неконтактные поверхности и межэлементные перемычки
24 Валик рычагом управления раздаточной коробкой (см. эскиз 36) 1 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнку
25 Шарнир силового цилиндра гидроусилителя рулевого управления (см. эскиз 37) 1 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнку
26 Насос гидроусилителя рулевого управления (см. эскиз 38) 1 Летом турбинное масло 22 (ГОСТ 32 — 53), зимой — веретённое масло АУ ( ГОСТ 1642 — 50 или ВТУ — 1061)    + + Проверить уровень масла в бачке и при необходимости долить. Заменить смазку два раза в год  (осень и весной)
27 Шарнир продольной рулевой тяги (см. эскиз 39) 2 Смазка 1 — 13 жировая (ГОСТ 1631 — 61)   + + Смазать через пресс-маслёнку
28 Шкворни поворотных цапф 2 Смесь 70% солидола УС-2 (ГОСТ 1033 — 51) и 30% масла ТАп-15 (ГОСТ 8412 — 57)   +   Смазка через пресс-маслёнка
  ++ Промыть подшипники и заложить свежую смазку
29 Карданы рулевого вала (см. эскиз 40) 2 Масло для коробки передач       Смазывать два раза в год (весной и осенью)
30 Картер рулевого механизма (см. эскиз 41) 1 Масло ТАп-10 (ГОСТ 8512 — 57)     + Проверить уровень и при необходимости долить. Один раз в год сменить смазку
31 Главный цилиндр гидравлического привода тормозов и сцепления (см. эскиз 42) 1 Жидкость для тормозов ГТЖ-22 (ТУ МХП 3959 — 53)   +   Проверить уровень жидкости, он должен быть на 20мм ниже кромки наливного отверстия. При необходимости долить
  + Заменить тормозную жидкость
32 Датчик пневмоцентробежного ограничителя числа оборотов коленчатого вала (см. эскиз 43) 1 Масло для двигателя   + + Залить в трубку 25 — 30 капель
33 Вал барабанной лебёдки (см. эскиз 44) 2 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнку
  Петли дверей кабины 4 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)       Смазать через пресс-маслёнку два раза в год
  Шарнирное соединение привода стеклоочистителя   Масло для двигателя     + После смазки муфту рычага повернуть несколько раз относительно держателя рычага
  Гибкий вал спидометра   Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 — 59) или ГОИ-54П (ГОСТ 3276 — 63)      +++  

vajnovsem.ru

11.4. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Система регулирования давления в шинах. Тех.обслуживание и неисправности — «ВАЖНО ВСЕМ»

рис. 116. Схема системы регулирования давления в шинах:
1— компрессор; 2 — разгрузочный цилиндр; 3 — регулятор давления; 4  — воздушный баллон; 5 — предохранительный клапан; 6 — манометр; 7 — кран управления; 8 — рукоятка крана управления.

Система регулирования позволяет изменять давление воздуха в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу автомобиля, контролировать давление в шинах, а также продолжать движение автомобиля при небольших повреждениях шины. Система регулирования давления в шинах (рис. 116) состоит из компрессора 1, воздушного баллона 4, крана управления 7, регулятора давления 3, предохранительного клапана 5,
запорных воздушных кранов колёс, блоков уплотнителей, установленных в цапфах мостов (рис. 117), манометра, трубопроводов и шлангов.

 

 

рис. 117. Схема подвода воздуха к шине колеса:
1— шланг подвода воздуха к блоку сальников; 2 — воздушный канал в наружной полуоси шарнира; 3 — трубка подвода воздуха к колёсному крану; 4  — колёсный кран.

 

Компрессор автомобилей с системой регулирования давления в шинах в отличие от компрессора автомобилей без этой системы имеет разгрузочный цилиндр, ввернутый в резьбовое отверстие головки компрессора над впускным клапаном. При увеличении давления в системе до 5 — 5,5 кГ/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с воздушным баллоном, в результате чего воздух под давлением поступает в разгрузочный цилиндр и перемещает поршень 6 (см. рис. 115) вниз.
Шток поршня, переместившись вниз, открывает клапан 12 и соединяет, таким образом, полость цилиндра с воздушным фильтром двигателя, вследствие чего при ходе поршня компрессора вверх (ход сжатия) воздух вытесняется обратно в воздушный фильтр, а не в систему, т. е. компрессор работает без нагрузки.
При падении давления в системе до 4 — 4,5 кГ/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой, поршень 6 со штоком поднимается под действием пружины 7 вверх, впускной клапан освобождается, а компрессор снова начинает нагнетать воздух в систему.

 

 

рис. 118. Регулятор давления:
1— кожух; 2 — регулировочный колпак; 3 — шарик; 4  — стержень клапана; 5 — контгайка регулировочного колпака; 6 — седло регулятора; 7 — регулировочные прокладки; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — крышка фильтра; 11 — фильтр; 12 — корпус; а, б, в — отверстия.

 

Регулятор давления (рис. 118) совместно с разгрузочным цилиндром автоматически поддерживает давление в системе в пределах от 4 — 4,5 до 5 — 5,5 кГ/см2.
При повышении давления в системе до 5 — 5,5 кГ/см2 клапан 9 под действием этого давления, преодолевая усилие пружины 13, поднимается вверх до тех пор, пока клапан 8 не прижмётся к седлу 6, при этом сжатый воздух из системы через отверстие а, фильтр 11 и отверстие б поступает в разгрузочный цилиндр, в результате чего нагнетание воздуха в систему прекращается.
При падении давления в системе до 4 — 4,5 кГ/см2 пружина 13 регулятора преодолевает силу давления сжатого воздуха и опускает шарики вниз, вследствие чего разгрузочный цилиндр отсоединяется от системы и соединяется через отверстия б и в с атмосферой, впускной клапан компрессора освобождается и компрессор начинает нагнетать воздух в систему.
Предохранительный клапан (рис. 119) установлен на случай отказа в работе регулятора давления, поэтому он отрегулирован на большее давление (6 кГ/см2), чем регулятор давления.

 

рис. 119. Воздушный баллон с предохранительным клапанов в сборе:
1 — седло; 2 — корпус; 3 — шарик; 4  — сухарь направляющего стержня; 5 — направляющий стержень пружины; 6 — пружина; 7 — контргайка регулировочного винта; 8 — регулировочный винт.

 

Кран управления (рис. 120), позволяет соединять камеры колёс с компрессором (при накачке шин воздухом), с атмосферой (при снижении давления в шинах) или запирать их (если нужно сохранить имеющееся давление в шинах). Перемещаясь относительно корпуса 1 в ту или иную сторону от среднего положения, золотник 8 может соединять полость Б, сообщающуюся с камерами колёс, с полостями А или В, сообщающимися соответственно с компрессором и атмосферой.
Золотник крана управления тягой соединён с рукояткой крана, закреплённой на неподвижном полике кабины. Для переключения крана рукоятку поднять вверх и повернуть в нужное положение; таблица с указанием положения рукоятки находится на панели приборов. Нейтральное положение крана управления фиксируется рукояткой в кронштейне, а положения «увеличение давления» и «снижение давления» — упором соответственно замочного кольца 6 в опорную шайбу 5 и в гайку 7.

 

 

рис. 120. Кран управления:
1— корпус крана; 2 — распорное кольцо сальника; 3 — втулка; 4  — сальник; 5 — опорная шайба; 6 — замочное кольцо; 7 — гайка; 8 — золотник; А, Б, В — полости.

 

Воздушный баллон (см. рис. 119) предназначен для отстоя конденсата водяных паров и масла, попадающих в систему из компрессора вместе со сжатым воздухом.

vajnovsem.ru

Система регулирования давления в шинах автомобиля ГАЗ-66

Система регулирования давления в шинах автомобиля ГАЗ-66

Система регулирования позволяет изменять давление воздуха в шинах с места водителя, как на стоянке, так и на ходу автомобиля, контролировать давление в шинах, а также продолжать движение автомобиля при небольших повреждениях шины. Система регулирования давления в шинах (рис. 1) состоит из компрессора 1. воздушного баллона 4, крана управления 7, регулятора давления 3, предохранительного клапана 5, запорных воздушных кранов колес, блоков уплотнителей, установленных в цапфах мостов (рис. 2), манометра, трубопроводов и шлангов.

Компрессор автомобилей с системой регулирования давления в шинах, в отличие от компрессора автомобилей без этой системы имеет разгрузочный цилиндр, ввернутый в резьбовое отверстие головки компрессора над впускным клапаном. При увеличении давления в системе до 5—5,5 кг/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с воздушным баллоном, в результате чего воздух под давлением поступает в разгрузочный цилиндр и перемещает поршень 6 (см. рис. 3) вниз. Шток поршня, переместившись вниз, открывает клапан 12 и соединяет, таким образом, полость цилиндра с воздушным фильтром двигателя, вследствие чего при ходе поршня компрессора вверх (ход сжатия) воздух вытесняется обратно в воздушный фильтр, а не в систему. т. е. компрессор работает без нагрузки.

При падении давления в системе до 4—4,5 кГ/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой, поршень 6 со штоком поднимается под действием пружины 7 вверх, впускной клапан освобождается, а компрессор снова начинает нагнетать воздух в систему.

Регулятор давления (рис. 4) совместно с разгрузочным цилиндром автоматически поддерживает давление в системе в пределах от 4—4,5 до 5—5,5 кГ/см2.

При повышении давления в системе до 5—5,5 кГ/см2 клапан 9 под действием этого давления, преодолевая усилие пружины 13, поднимается вверх до тех пор, пока клапан 8 не прижмется к седлу 6, при этом сжатый воздух из системы через отверстие «а», фильтр 11 и отверстие «б» поступает в разгрузочный цилиндр, в результате чего нагнетание воздуха в систему прекращается. При падении давления в системе до 4—4,5 кГ/см2 пружина 13 регулятора преодолевает силу давления сжатого воздуха и опускает шарики вниз, вследствие чего разгрузочный цилиндр отсоединяется от системы и соединяется через отверстия «б» и «в» с атмосферой, впускной клапан компрессора освобождается, и компрессор начинает нагнетать воздух в систему.

Предохранительный клапан (рис. 5) установлен на случай отказа в работе регулятора давления, поэтому он отрегулирован на большее давление (6 кГ/см2), чем регулятор давления.

Кран управления (рис. 6), позволяет соединять камеры колес с компрессором (при накачке шин воздухом), с атмосферой (при снижении давления в шинах) или запирать их (если нужно сохранить имеющееся давление в шинах). Перемещаясь относительно корпуса 1 в ту или иную сторону от среднего положения, золотник 8 может соединять полость «Б», сообщающуюся с камерами колес, с полостями «А» или «В», сообщающимися соответственно с компрессором и атмосферой.

Золотник крана управления тягой соединен с рукояткой крана, закрепленной на неподвижном полике кабины. Для переключения крана рукоятку поднять вверх и повернуть в нужное положение; таблица с указанием положения рукоятки находится на панели приборов. Нейтральное положение крана управления фиксируется рукояткой в кронштейне, а положения увеличение давления и снижение давления — упором соответственно замочного кольца 6 в опорную шайбу 5 и в гайку 7.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                    Рис. 3. Головка компрессора

 

Воздушный баллон (см. рис. 5) предназначен для отстоя конденсата водяных паров я масла, попадающих в систему из компрессора вместе со сжатым воздухом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремонт системы регулирования давления в шинах

Разборка, осмотр и сборка узлов системы регулирования давления в шинах. Перед снятием для разборки узлов системы выпустить сжатый воздух из воздушного баллона.

 

Регулятор давления (см. рис. 4) необходимо разбирать в следующем порядке.

Снять кожух 1 регулятора.

Ослабить контргайку 5, отвернуть регулировочный колпак 2 и вынуть стержень 4 клапана, пружину 13 и опорные шарики 3.

Отвернуть седло б регулятора, вынуть регулировочные прокладки 7 и шариковые клапаны 8 и 9.

Отвернув крышку 10 фильтра, вынуть фильтр 11.

При обнаружении повреждения поверхностей шариковых клапанов или их гнезд детали или регулятор необходимо целиком заменить.

Перед сборкой все детали регулятора тщательно промыть в бензине.

Собирают регулятор в последовательности, обратной разборке.

После сборки проверить работу регулятора. Он должен отключать компрессор при давлении 5—5,5 кГ/см2 и включать его в работу при давлении 4-4,5 кГ/см2.

Если регулятор не обеспечивает отключение и включение компрессора при указанных давлениях, его необходимо отрегулировать.

Регулируют регулятор следующим образом:

— вращением колпака 2 добиться включения компрессора в работу при давлении 4—4,5 кГ/см2. При завертывании колпака давление увеличивается, при отвертывании — уменьшается. Колпак законтрить гайкой 5;

— изменением количества регулировочных прокладок 7 получить давление 5—5,5 кГ/см2, при котором компрессор отключается. С увеличением количества прокладок давление уменьшается, с уменьшением увеличивается.

Предохранительный клапан (см. рис. 5). Для разборки клапана вывернуть из корпуса 2 седло 1, вынуть шарик З клапана и направляющий стержень 5 с пружиной 6, ослабить контргайку 7 и вывернуть регулировочный винт 8.

При обнаружении повреждения шарикового клапана или его гнезда в седле шарик, седло или клапан в сборе необходимо заменить.

Перед сборкой детали предохранительного клапана тщательно промыть в бензине. После сборки клапан отрегулировать на давление 6 кГ/см2 винтом 8.

 

Кран управления (см. рис. 7). Для разборки крана управления отвернуть стопорный винт гайки 7, а затем гайку 7, вынуть золотник 8, сальники 4, распорные кольца 2, втулки З и опорные шайбы 5. Поврежденные сальники крана управления заменить.

Перед сборкой детали крана управления промыть, смазать смазкой ЦИАТИМ-201. Натяжение сальников отрегулировать гайкой 7. После регулировки золотник должен передвигаться без заеданий, а сам кран должен быть герметичен.

 

 

 

Блоки сальников подвода воздуха к колесам. Из узлов системы регулирования давления в шинах

блоки сальников наиболее часто отказывают в работе. Неисправный блок можно определить, ввернув вместо сапуна на корпусе поворотной цапфы переднего моста и на фланце заднего моста резиновые трубки и опустив их в воду; со стороны неисправных блоков появятся пузырьки воздуха.

Определив неисправный блок сальников, снять поворотную цапфу и вынуть его. При износе сальников блок разобрать, пользуясь оправкой (рис. 7), и заменить сальники.

Вновь собранный блок проверить на герметичность при давлении З кг/см2, использовав при этом оправку диаметром 45-0,1мм.

При постановке блока сальников в поворотную цапфу моста в полость между манжетами заложить по всей поверхности 10г. смазки, шейку полуоси под сальники смазать, а свободные полости в поворотной цапфе снаружи блока заполнить смазкой (смазка 1-13 жировая ГОСТ 1631—61).

После устранения неисправностей проверить систему регулирования давления в шинах на герметичность. При открытых колесных краниках и нейтральном положении рукоятки крана управления падение давления воздуха в шинах должно быть не более чем 1 кГ/см2 за 12 ч. При этом следует иметь в виду, что герметичность необходимо проверять после охлаждения шин до температуры окружающей среды.

 

 

 

gaz66avto.ru

Особенности системы питания ГАЗ-2705

В системе питания двигателя с впрыском топлива давление составляет 30 МПа (3,3 кгс/см2). Поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление в системе питания. Через 2—3 минуты после остановки двигателя давление в системе падает практически до нуля.

Принципиальной особенностью системы питания двигателя ЗМЗ—4062 является отсутствие в ней карбюратора, совмещающего функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. В системе распределенного впрыска, установленной на данном двигателе, эти функции разделены — форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а подача необходимого в каждый момент работы двигателя воздуха осуществляется системой, состоящей из дросселя и регулятора холостого хода.
Управление системой впрыска топлива и системой зажигания осуществляется электронным блоком управления двигателем, непрерывно контролирующим с помощью соответствующих датчиков величину нагрузки двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя и окр9кающей среды, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов.
Схема системы впрыска топлива показана на рисунке.

Топливный бак 10 сварной штампованный, закреплен двумя стальными хомутами через прокладки под полом багажного отделения. В верхней части топливного бака установлен топливозаборник и датчик уровня топлива. Рядом с топливным баком под полом кузова находится электрический топливный насос, соединенный топливопроводом с топливным баком. для уменьшения вибрации кронштейн насоса крепится к полу через резиновые подушки. Из насоса топливо подается в топливный фильтр, установленный в моторном отсеке, и оттуда поступает в топливопровод двигателя, закрепленный на впускной трубе двигателя. Из топливопровода двигателя топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу. Излишки топлива через редукционный клапан, установленный на заднем конце топливопровода двигателя, сливаются в топливный бак.
Кроме показанной на схеме системы питания элементов, в нее входят воздушный фильтр, установленный в моторном отсеке, соединенный резиновым шлангом с датчиком массового расхода воздуха, который в свою очередь соединен с дросселем, установленным на воздушном ресивере, а также регулятор холостого хода, установленный тоже на воздушном ресивере.
Форсунка представляет собой электромеханический клапан, в котором игла запорного клапана прижата к седлу пружиной. При подаче электрического импульса от блока управления на обмотку электромагнита игла поднимается и открывает отверстие распылителя, через которое топливо подается во впускную трубу двигателя. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса.
Редукционный клапан представляет собой емкость, разделенную диафрагмой, на которой закреплен клапан, закрывающий под действием пружины отверстие слива топлива. Редукционный клапан поддерживает постоянное давление в системе питания около 0,3 МПа. Верхняя часть редукционного клапана соединена с ресивером вакуумным шлангом. При перепаде давления в ресивере не выше 0,3 МПа клапан закрыт и давление в системе питания поднимается. Когда давление топлива достигает величины более 0,3 МПа, мембрана прогибается, открывая отверстие, и излишки топлива сливаются в топливный бак. Как только давление топлива опускается до 0,3 МПа, мембрана возвращается в исходное положение и перекрывает отверстие слива топлива.
Датчик массового расхода воздуха служит для определения количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Сигналы с датчика поступают в блок управления двигателем и являются одним из параметров, определяющих длительность впрыска топлива форсунками — количество топлива зависит от количества воздуха в каждый определенный момент. Основным элементом датчика является платиновая нить, разогреваемая во время работы до 150 °С. При прохождении через корпус датчика всасываемого двигателем воздуха нить охлаждается, а электронная схема датчика постоянно стремится поддерживать температуру нити 150 °С. Электрическая мощность, затрачиваемая на поддержание температуры нити, является параметром, по которому блок управления двигателем определяет длительность электрического импульса, подаваемого на форсунки. Степень охлаждения платиновой нити зависит не только от количества, но и от температуры проходящего воздуха, определяемой термокомпенсационным резистором, соответственно корректирующим сигнал, подаваемый датчиком в блок управления.
Для обеспечения возможности регулировки количества окиси углерода в отработавших газах на режиме холостого хода в электронном модуле имеется переменный резистор, винтом которого можно вручную изменить величину сигнала, подаваемого датчиком в электронный блок управления, изменив тем самым длительность импульса, подаваемого на форсунки, а следовательно, и количество впрыскиваемого топлива.
Для очистки платиновой нити от загрязнений электронный модуль периодически подает на нее повышенное напряжение, вызывающее нагрев до 1000 °С. При этом все отложения сгорают.
При выходе из строя датчика блок управления двигателем включает резервную программу, обеспечивающую работу двигателя с несколько другими, но приемлемыми мощностными и расходными характеристиками. При этом в комбинации приборов загорается контрольная лампа.
Регулятор холостого хода служит для поддержания неизменными заданной частоты вращения холостого хода двигателя при его запуске, прогреве и изменении нагрузки, вызванных включением вспомогательного оборудования. Регулятор представляет собой золотниковый клапан с электромагнитным управлением и служит для подачи дополнительного воздуха во впускную трубу, минуя дроссельную заслонку. При выходе из строя регулятора холостого хода или отсутствии контакта в штекерной колодке нарушается стабильность частоты вращения холостого хода (обороты «плавают»). При этом загорается контрольная лампа в комбинации приборов. Если частота вращения холостого хода нестабильна, а контрольная лампа не загорелась, необходимо проверить герметичность присоединения соединительных шлангов.
Датчик положения дроссельной заслонки, представляющий собой сдвоенный переменный полупроводниковый резистор, установлен на дросселе на одной оси с дроссельной заслонкой. По сигналу датчика блок управления двигателем определяет положение дроссельной заслонки с целью расчета длительности электрического импульса, подаваемого на форсунки, и оптимального угла опережения зажигания. Определяющим сигналом является величина падения напряжения на переменном резисторе датчика, которая изменяется в зависимости от положения дроссельной заслонки (полностью закрыта, частично открыта, полностью открыта). При выходе из строя датчика блок управления двигателем работает по заложенной в ((память)) резервной программе, используя данные других датчиков. При этом в комбинации приборов загорается контрольная лампа.
Датчик частоты вращения и синхронизации расположен в передней части двигателя с правой стороны. По сигналу датчика блок управления двигателем определяет угловое положение коленчатого вала и частоту его вращения. По частоте сигналов, формируемых датчиком при вращении диска синхронизации, закрепленного на шкиве коленчатого вала, блок управления определяет число оборотов коленвала двигателя, синхронизируя подачу топлива форсунками и момент зажигания с рабочим процессом двигателя. При выходе из строя датчика положения коленчатого вала двигатель не заведется, так как блок управления, не получив сигнала с датчика, не включит системы впрыска и зажигания.
Датчик детонации расположен в верхней части блока цилиндров двигателя с правой стороны и закреплен гайкой с пружинной шайбой. Он служит для определения момента возникновения детонации при работе двигателя на бензине с меньшим, чем требуется, октановым числом при перегреве двигателя, неправильном выборе водителем режима движения автомобиля. В основу работы датчика детонации положен принцип пьезоэффекта. При механическом воздействии на пьезоэлемент, изготовленный из металлокерамики, в нем возникает электрический ток. Механическое воздействие осуществляется инерционной шайбой, которая воспринимает ударную волну, возникающую в камере сгорания и цилиндре двигателя при детонационном сгорании топливной смеси. При этом в датчике возникает импульс напряжения, который он передает в блок управления со штекера. По этому сигналу блок управления корректирует угол опережения зажигания до прекращения детонации. Выход из строя датчика или наличие неисправности в его электрической цепи приведет к отсутствию оптимального изменения угла опережения зажигания при наличии детонации. При этом в комбинации приборов загорится контрольная лампа.
Датчик фазы расположен в задней части головки блока цилиндров с левой стороны.

Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. При прохождении мимо торца сердечника датчика металлической пластины, закрепленной на распределительном валу, формируется импульс, позволяющий блоку управления определить момент нахождения поршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке при такте сжатия и подать сигнал впрыска на форсунку именно этого цилиндра. Дальнейшая подача импульсов осуществляется блоком управления в соответствии с заложенным в его программу порядком работы цилиндров. При выходе из строя датчика фазы блок управления переключается в резервный режим с подачей топлива одновременно во все цилиндры. При этом сохраняется работоспособность двигателя, но существенно повышается расход топлива. О неисправности датчика сигнализирует контрольная лампа в комбинации приборов.
Воздушный фильтр с сухим сменным фильтрующим элементом, изготовленным из гофрированного фильтрующего картона, расположен в правой передней части моторного отсека. Фильтрующий элемент закреплен на крышке фильтра гайкой-барашком, а крышка закреплена на корпусе тремя пружинными зажимами.
Электрический топливный насос роторного типа с приводом от электродвигателя постоянного тока расположен непосредственно в корпусе насоса и работает в топливе. В связи с этим какие-либо уплотнения подвижных деталей в насосе отсутствуют, а смазка трущихся поверхностей осуществляется протекающим топливом. Обратный клапан, установленный в насосе, предотвращает стекание топлива из топливопровода высокого давления в бак после выключения зажигания. Электрический топливный насос — неразборной конструкции и при выходе из строя подлежит замене.
Топливный фильтр установлен в моторном отсеке над вакуумным усилителем тормоза. Замена штатного фильтра каким-либо другим, например унифицированным, в пластмассовом корпусе, категорически запрещена из-за высокого давления топлива в системе.
Система вентиляции картера двигателя закрытого типа принудительная, действующая за счет разрежения во впускном трубопроводе.
При работе двигателя на холостом ходу и с малыми нагрузками, когда дроссельная заслонка прикрыта, картерные газы засасываются через шланг малой ветви системы непосредственно во впускной трубопровод двигателя и затем в цилиндры. На остальных режимах отсос картерных газов осуществляется через шланг основной ветви системы в дроссель и оттуда во впускной трубопровод. При эксплуатации необходимо следить за герметичностью присоединения и чистотой трубопроводов, так как при неработающей системе вентиляции картера происходит быстрое окисление и старение масла в двигателе. Засорение трубопроводов системы приводит к течи масла через сальники и уплотнения двигателя из-за чрезмерного повышения давления картерных газов.

autoruk.ru

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — «ВАЖНО ВСЕМ»

Число цилиндров и их расположение. 8, V-образное 
Диаметр цилиндра, мм 92 
Ход поршня, мм 80 
Рабочий объём цилиндров, л 4,25 
Степень сжатия (среднее значение) 6,7 
Максимальная мощность (ограничена регулятором) при 3200 об/мин, л.с 115
Максимальный крутящий момент при 2200-2500 об/мин, кГм 29 
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-8
Блок цилиндров Отлит из алюминиевого сплава заодно с верхней частью картера, снабжён мокрыми легкосъёмными гильзами, которые в верней части имеют вставку из антикоррозийного чугуна
Головки цилиндров Съёмные из алюминиевого сплава, общие для четырёх цилиндров каждого ряда  
Поршни Из алюминиевого сплава, лужёные, с плоским днищем  
Поршневые кольца  Чугунные, два компрессионных в одно маслосъёмное; верхнее компрессионное кольцо хромированное, остальные лужёные 
Поршневые пальцы  Плавающего типа, стальные, пустотелые  
Шатуны Стальные, кованные, двутаврового сечения, с втулкой в верхней головке и стальными вкладышами, с антифрикционным слоем в нижней   
Коленчатый вал Литой из высокопрочного чугуна, четырёхколенный. В шатунных шейках имеются грязеуловители 
Коренные подшипники Тонкостенные, триметаллические вкладыши, одинаковые для каждой из пяти опор  
Распределительный вал  Стальной, кованый, на пяти опорах, снабжённых свёртными втулками с антифрикционым слоем 
Привод распределительного вала  Пара шестерен с винтовым зубом 
Клапаны Расположены в головке цилиндров в ряд. Выпускные клапаны имеют натриевое охлаждение  
Привод клапанов Толкатели, штанги и коромысла 

Фазы газораспреде-

ления (при зазоре между клапанами в коромыслами 0,З5 мм)

впускные клапаны; открытие 24° до В. М. Т
закрытие 64° после Н. М. Т 
выпускные клапаны; открытие 50° до Н. М. Т
закрытие 22° после В. М. Т
Впускные и выпускные трубопроводы Впускной трубопровод отлит из алюминиевого сплава с жидкостным подогревом смеси; выпускные трубопроводы (правый и левый) — литые чугунные
Система смазки Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием   
Масляный насос Шестерёнчатого типа, двухсекционный. Из верхней секции масло поступает для смазки двигателя, нижняя секция подаёт масло в фильтр центробежной очистки масла   
Масляный фильтр Центробежный  
Вентиляция картера Открытого типа 
Охлаждение двигателя Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат, установленный в выпускном патрубке
Вентилятор Шестилопастный, приводится в вращение клиновидным ремнём от коленчатого вала
Топливный насос Диафрагменный, с дополнительным ручным приводом
Топливный фильтр Керамический или сетчатый 
Карбюратор К-126Б, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком
Ограничитель числа оборотов Пневмоцентробежного типа 
Воздушный фильтр Инерционно-масляный с контактным фильтрующим элементом

vajnovsem.ru

2.4.5. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Определение технического состояния и ремонт отдельных деталей и узлов двигателя. Система питания — «ВАЖНО ВСЕМ»

Разборку топливного насоса выполняют в следующем порядке:

  • Снять головку насоса в сборе.
  • Выпрессовать ось рычага привода топливного насоса и снять рычаг с пружиной.
  • Снять диафрагму в сборе и пружину диафрагмы.
  • Снять крышку головки вместе с прокладкой.
  • Снять сетку фильтра.
  • При помощи цилиндрического бородка диаметром 3 мм выпрессовать обоймы клапанов и свять клапаны с пружинами. При выпрессовке обойм клапанов усилие прикладывать к торцу стержня обоймы клапана.
  • Разобрать диафрагму, для этого зажать толкатель диафрагмы в тиски и отвернуть гайку.

После разборки все детали топливного насоса промыть в керосине.
Сборка насоса. Собрать диафрагму, для чего зажать толкатель диафрагмы в тисках и надеть на него последовательно шайбу толкателя, нижнюю шайбу диафрагмы вогнутой стороной вниз, диск диафрагмы (четыре листа) шайбу диафрагмы верхнюю вогнутой стороной вверх, пружинную шайбу. Совместить все отверстия листов диафрагмы и вставитьть в некоторые из них винты крепления головки насоса для предохранения от проворачивания во время сборки диафрагмы. Затянуть гайку диафрагмы до упора и вынуть из отверстий дисков винты.

После сборки поместить диафрагму в бензин на 12 — 20 ч для размягчения листов диска.

Головку насоса собирают в такой последовательности.

  • Установить на место диск одного из клапанов. На обойму клапана надеть пружину клапана и установить обойму в её гнездо на головке насоса.
  • При помощи ограничительной оправки запрессовать обойму в головку.

Аналогичным способом установить остальные клапаны.

Установить в головку сетку фильтра.
При сборке корпуса насоса с диафрагмой и рычагом следует:

  • установить в корпус пружину диафрагмы;
  • уложить на пружину диафрагму в сборе с толкателем;
  • установить на выступ корпуса насоса пружину рычага и ввести рычаг в корпус так, чтобы он своим вырезом попал на толкатель диафрагмы. Диафрагму в это время вдавить в корпус насоса. При установке рычага обратить внимание на то, чтобы прокладка упорной шайбы находилась под рычагом;
  • закрепить рычаг в корпусе, запрессовав его ось в бобышки корпуса.

При сборке головки с крышкой установить головку на корпус насоса, совместив отверстия диафрагмы с отверстиями корпуса и головки насоса. Перед затяжкой винтов головки диафрагму отвести в крайнее нижнее положение во избежание её повреждения при работе насоса.

Карбюратор К-126Б — двухкамерный, с подающим потоком смеси и балансированной поплавковой камерой.

Основные данные карбюратора
Пропускная способность главного топливного жиклёра, см³/мин 330±4,5
Диаметр главного воздушного жиклёра, мм 0,08+0,03
Пропускная способность топливного жиклёра холостого хода, см³/мин 110±4
Диаметр воздушного жиклера холостого хода, мм 1,5+0,03
Диаметр распылителя экономайзера, мм 0,7+0,06
Пропускная способность воздушного жиклёра диафрагменного механизма, см³/мин 78±3
Пропускная способность вакуумного жиклёра диафрагменного механизма, см³/мин 310±7
Диаметры эмульсионных отверстий в смесительной камере, мм; верхние 1,0+0,06
нижние 1,3+0,06

Указанные параметры карбюратора проверяют при ТО-2 при переходе от зимы к весне и от лета к осени. В это же
время проверяют следующие параметры узлов карбюратора, имеющих индивидуальную подгонку:

  • зазоры воздушной заслонки;
  • зазоры и углы поворота дросселей;
  • герметичность и ход топливного клапана;
  • герметичность и вес поплавка;
  • герметичность и ход клапана экономайзера.

vajnovsem.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *