Сколько стоит авианосец… И то, что может его уничтожить…
100 000 тонн демократии могут испортить день любой стране. Тем не менее, чем глубже я изучаю авианесущие корабли и палубную авиацию, тем чаще встречаю все новые и новые забавные детали об этом виде морского оружия. Сегодня я предлагаю читателям взглянуть на эту тему немного под непривычным углом – сравнить стоимость авианосцев со стоимостью их единственных достойных оппонентов — российских ракетно-космических систем, разработанных еще в Советском Союзе. Боевые возможности авианосцев обсуждать не будем – слишком много слов уже было сказано на эту тему. Несомненно лишь одно – авианосцы и авианосные ударные группировки являются опасным соперником, обладающим огромным наступательным и оборонительным потенциалом.
Я не имею доступа к государственным секретам Российской Федерации, равно как не являюсь сотрудником верфей Newport News. Мой расчет стоимости основан на данных из открытых источников, по возможности я стараюсь найти действительные цифры и не использую аппроксимацию. В случае если это невозможно, я нахожу стоимость аналогичных систем, и, с учетом здравого смысла, проецирую цифры на исходный объект, всегда округляя их в пользу России.
Бизнес-план…
Что ж, уважаемые читатели, предлагаю Вам вместе со мной сделать невероятное – посчитать стоимость авианосной ударной группировки ВМС США, с учетом постройки и эксплуатации всех, входящих в АУГ, кораблей и самолетов палубной авиации. Разумеется, состав группировки может меняется в зависимости от поставленных задач, но я не стал включать стоимость различные амфибийные группы или специальное оборудование, т.к. аналогичные задачи может выполнять российский ВМФ без помощи палубной авиации. Сразу отмечу, что расчетов будет два: для уже существующих сегодня систем и для перспективных систем ближайшего будущего.
В стандартный состав АУГ входит собственно сам авианосец, его палубное авиакрыло (60 летательных аппаратов – обычно больше не бывает, иначе возникнут сложности с размещением, обслуживанием и транспортировкой самолетов), 4…5 ракетных эсминцев охранения, двух многоцелевых АПЛ и корабля комплексного снабжения для своевременного обеспечения АУГ топливом, провиантом и расходными материалами.
Зачем авианосцу необходим такой многочисленный эскорт? Все-таки плавучий аэродром всегда является лакомой целью, тем более для многих военных флотов мира противодействие АУГ является основной задачей и для ее обеспечения выделяются значительные силы и средства. Грех авианосцу не выделить пол-дюжины кораблей охранения. С другой стороны, безопасность всей АУГ в значительной степени обеспечивается палубным авиакрылом (силы эскорта прикрывают только ближнюю зону), поэтому в случае утраты авианосца, АУГ превращается в заурядную немногочисленную эскадру.
Итак, отсюда стандартный состав АУГ:
— 1 атомный авианосец класса «Нимиц». Стоимость постройки – около 5 млрд. долларов. Стоимость эксплуатации самого корабля (без учета авиакрыла) – 10 миллионов долларов в месяц. 6000 американских моряков кушают в месяц гамбургеров на 1 млн. долларов. Впечатляет. Также необходимо учесть, что все американские авианосцы один раз в 20 лет проходят капитальный ремонт и модернизацию, стоимостью порядка 1-2 млрд. долларов.
— 5 Иджис-сминцев типа «Орли Берк» (или, их предшественников – ракетных крейсеров «Тайкондерога», почти идентичных «Беркам» по размерам, вооружению и стоимости). Официальная стоимость каждого корабля – 1,2 млрд. долл.
Весьма дорого для эсминца, пусть даже он является эталоном в своем классе… Но все познается в сравнении: стоимость постройки современного российского корвета пр. 22350 «Стерегущий» составляет 250 миллионов долларов.
Водоизмещение Иджис-эсминца – 10 000 тонн, водоизмещение корвета – 2000 тонн. Помимо в 5 раз большего водоизмещения, Иджис-эсминец может поражать цели на воде, на суше, в воздухе и космосе, а наш корвет (несмотря на то, что он тоже лучший в своем классе) имеет куда более скромные возможности по обнаружению и поражению целей, на то он и корвет. Тем не менее, стоимость обоих кораблей может вызвать удивление у обывателя.
— 2 многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес». Стоимость постройки – более 1,5 млрд. долларов за единицу. Эксплуатация – 25 миллионов в год.
— Палубная авиация. Самый интересный аспект!
Состав палубного авиакрыла меняется в зависимости от стоящих перед АУГ задач, тем не менее количество летательных аппаратов на палубах «Нимицов» редко превышает 60 единиц: 2 эскадрильи ВМС и 1 эскадрилья Корпуса Морской Пехоты: итого 35…40 истребителей-бомбардировщиков F/А-18 «Хорнет». Зачем на авианосце эскадрилья КМП, спросите вы. Традиция-с. От авиации ВМС самолеты КМП отличаются лишь раскраской (цифровой камуфляж, стандартный для морпехов). Также, по официальным сведениям, в составе стандартного авиакрыла 4 самолета ДРЛО E-2 «Хоукай», 6 самолетов РЭБ EA-6 «Мародер» и 10 вертолетов (противолодочные MH-60 «Sea Hawk» и поисково-спасательные HH-60 «Pave Hawk»). Из частых гостей на палубе – транспортные самолеты C-2 «Greyhound» (одна из версий «Хоукая») , тяжелые транспортные вертолеты «Си Стэльен», «Си Кинг»; «Кобры» Корпуса Морской Пехоты. Я не стану скурпулезно подсчитывать стоимость последних, все-таки это сухопутная авиация, лишь от случая к случаю прилетающая на палубу авианосца.
В расчет примем и стоимость самой продвинутой версии «Хорнета» — «Супер Хорнет». Цена истребителя – 55 миллионов долл. за штуку. Столько же стоят специализированные самолеты РЭБ «Мародер». Самые дорогие – воздушные командные пункты и самолеты ДРЛО: стоимость современных версий «Хоукая» достигла 80 миллионов долларов. Цена вертолетов «Сикорский» колеблется в пределах 20 миллионов долларов за летательный аппарат. Общая стоимость палубного авиакрыла составляет порядка 3 миллиардов долларов!В дискуссиях о стоимости эксплуатации палубных самолетов сломано немало копий. Хотя цифры лежат на поверхности, главное уметь их находить. Стоимость складывается из нескольких параметров, основные из которых – количество самолето-вылетов и стоимость часа полета летательного аппарата.
В 2009 году авианосец «Энтерпрайз» отмечал круглую дату – 150 000 взлетов с его катапульт за 50 лет службы. Элементарная арифметика подсказывает, что в год с корабля выполняется 3000 самолето-вылетов. Разумеется, плотность вылетов колеблется во времени (во время нахождения в доке авиация не работает, во время боевых действий плотность вылетов, наоборот, максимальная). Тем не менее, будем исходить из средней цифры – 3000 вылетов в год.
Стоимость часа полета зависит от типа самолета. Вот лишь несколько примеров:
F – 16 Block 52 — 7100 долл./час
Для интереса приведу данные о Ту-160 — 30 000 долл./час
А вот еще любопытная цифра: F-22 — 44 000 долл. за 1 час нахождения в воздухе!
Стоимость часа полета ЕА-6 «Мародер» и Е-2 «Хоукай» примем равной часу полета сверхзвукового реактивного F/А-18. Чему равна средняя продолжительность вылета? Думаю, многие читатели согласятся, что ее можно принять в 2,5 часа (помимо многочасовых вылетов боевых воздушных патрулей, есть и 30-ти минутные учебно-боевые полеты).
Отсюда средняя стоимость эксплуатации авиакрыла: 3000 вылетов х 2,5 часа х $12 800 = 96 миллионов долларов в год!
Во время боевых действий в стоимость вылетов должна быть включена стоимость используемых боеприпасов. Одна 500 –фунтовая управляемая бомба GBU-12 Paveway стоит $19 000. Более мощная 907 кг GBU-24 стоит еще дороже – $55 000. Другое дело, что «Бури в пустыне» случаются нечасто. Также в подсчет стоимости эксплуатации обязательно должны быть включены плановые и внеплановые ремонты. В итоге смело увеличиваем 96 млн. в 2 раза и округляем до 200 миллионов долларов. Вот она – средняя стоимость годовой эксплуатации палубной авиации.
Общая стоимость создания рассмотренной АУГ – 16 миллиардов долларов. Средняя стоимость эксплуатации кораблей – 270 миллионов долларов в год + 200 миллионов в год обходится эксплуатация авиакрыла, состоящего из 60 машин. Колоссально!
Разумеется, было не совсем корректно учитывать здесь цену ракетных эсминцев и подводных лодок – эти типы кораблей в большой степени являются независимым морским оружием, выполняющим задачи вне зависимости от их включения в состав АУГ, и необходимость наличия этих кораблей в составе ВМФ никто никогда не пытался оспорить. Создавать их придется в любом случае, даже при отсутствии авианесущего корабля.
Что ждет американцев в перспективе? Ничего хорошего – создание новых АУГ потребует еще больших расходов (хотя, и возможности у них будут куда шире – вплоть до стрельбы по объектам на околоземной орбите и использованию электромагнитных катапульт для палубной авиации). Расчетная стоимость проектирования и постройки атомного авианосца нового типа – «Джеральд Форд» перешагнула 14 миллиардов долларов. Стоимость новых Иджис-эсминцев «Орли Берк» подсерии IIA достигла 2 млрд. долл. Строительство многоцелевых АПЛ нового типа «Вирджиния» требует 2,8 млрд. долл. за каждую единицу. Я уже не говорю про одиозную программу F-35!
Что касается палубной авиации, мне встречалось следующие мнение: жестко критикуя палубное авиакрыло за его высокую стоимость, эксперты не придают значение тому факту, что сухопутная авиация требует куда более значительного финансирования. Никто не возражает против заказов сотен (тысяч) самолетов для сухопутных ВВС, как и тот факт, что летчики должны регулярно тренироваться. В то же время, предложение выделить 60 летательных аппаратов для размещения на палубе корабля вызывает резкое отторжение, хотя, это многократно усиливает мощь отечественного ВМФ. Только палубное авиакрыло способно обеспечить надежное ПВО эскадры в открытом океане. Да, палубные самолеты несколько дороже в обслуживании, имеют специфические системы и конструкцию, а также меньший ресурс ввиду особых условий работы. Но в масштабах всего ВМФ эта разница в цене почти не ощутима. Тем более, требуется всего 60 (пусть даже 100 с учетом учебных и резервных) летающих машин для оснащения одного авианосца. Для сравнения – Су-27 всех модификаций было выпущено 600 ед., МиГ-29 – 1600 ед., Ф-15 — 1500 ед., Ф-16 — 4400 ед.
По поводу стоимости, я хотел бы добавить еще один абзац. Цена одного экземпляра крылатой ракеты «Томагавк» составляет около 1,5 миллионов долларов. Сравните это со стоимостью вылета палубного штурмовика и вы поймете, что никакие корабли-арсеналы не способны заменить по эффективности авианосец. Более того, в отличие от глуповатого «Топора», авиация выполнит работу более быстро и качественно.Держим курс на Запад!…
Для перехода ко второй части статьи, необходимо сделать небольшую ремарку и поговорить о способах наведения на цель крылатых ракет типа «поверхность – поверхность» (или, как вариант «воздух – поверхность»). Всего их три:
1. Наведение с помощью инерциальной системы и головки самонаведения (ГСН), т.н. метод «наползания». Выпущенная ракета следует в заданном направлении на некоторой высоте, система гироскопов и высотомеров удерживает ее на курсе, ГСН сканирует пространство. Как только ГСН захватывает цель – ракета бросается в атаку, не теряя цель из вида. Способ вполне подходит для легких противокорабельных ракет. Примеры — «Боинг – Гарпун» или отечественный 3М-54КЭ «Клаб».
2. Сканирование подстилающего рельефа и сравнение полученных данных с цифровой фотографией, заложенной в память ЭВМ крылатой ракеты. Это позволяет на маршевом участке следовать на предельно малой высоте, оставаясь невидимой для средств обнаружения. В последний момент, при подходе к цели, включается ГСН и ракета «накрывает» цель. Единственный минус способа – невозможность использования для ПКР (вода везде одинаковая, сверяться не с чем). Пример – «Томагавк».
3. Наведение со спутника. Самый крутой и весьма дорогой способ. Вот о нем и поговорим подробнее.
Внеземная Форма Смерти…
Подробнее о Морской космической системе разведки и целеуказания «Легенда» я говорил в своей прошлой статье http://topwar.ru/12554-morskaya-kosmicheskaya-razvedka-celey.html Сейчас отмечу лишь вкратце: уникальная система, созданная в еще 70-е годы, долгое время обеспечивала наших моряков качественной развединформацией, позволяя оперативно отслеживать любые изменения в Мировом Океане. Разведывательных систем, подобных МКРЦ было создано немало ( к примеру, современная секретная система радиотехнической разведки «Лиана»). Единственное, что делало МКРЦ действительно уникальной техникой, были ее спутники УС-А (индекс ГРАУ 17Ф16), до сих пор не имеющие аналогов в мире.«Управляемый Спутник – Активный», оснащенный двусторонним радиолокатором бокового обзора, позволял в любое время, в любую погоду, отслеживать все перемещения авианосных ударных группировок ВМС США и прямо с орбиты выдавать целеуказание ракетному оружию.
Реализация столько сложного принципа работы спутников типа УС-А ставила перед его разработчиками ряд сложных, подчас противоречивых проблем. Во-первых, для корректной работы РЛС, требовалось обеспечить как можно более низкую высоту орбиты (перигей/апогей 230-250 км). Во-вторых, радар потреблял значительно количество энергии. Установить на космическом аппарате солнечные батареи большой площади не представлялось возможным – на низкой орбите становилось заметным влияние атмосферы Земли, космический аппарат с большим сопротивлением быстро терял скорость и сгорал на в верхних слоях атмосферы. Более того, солнечные панели не могли работать на теневой стороне Земли.
Выход был только один – установить на борту спутника ядерный реактор. В состав ядерной энергетической установки БЭС-5 «Бук» входил реактор на быстрых нейтронах БР-5А, тепловой мощностью 100 кВт. Электрическая мощность на выходе – 3 кВт. Расчетное время работы – 1080 часов. Масса реактора -1250 кг. Масса космического аппарата – 4300 кг. Длина КА -10 метров. Диаметр – 1,3 метра. После выработки установленного времени, реакторный блок отделялся и переводился разгонным блоком на «орбиту захоронения» на высоте 700 км, остальная часть спутника сгорала в атмосфере.
Для полноценной работы МКРЦ «Легенда» требовалась одновременная работа на околоземной орбите двух спутников типа УС-А. Кроме того, в состав комплекса МКРЦ входили спутники пассивной радиотехнической разедки УС-П (средняя высота орбиты – 400 км) и наземные пункты приема информации.
Вот мы и подошли к очень интересному моменту – стоимости советской космической системы «Легенда». Как мы уже отметили, время работы 1 спутника УС-А составляла 1080 часов (45 суток). Для функционирования системы требовалось два спутника этого типа на околоземной орбите. В результате, требуется осуществить в год 16 запусков в космос. В идеале. В реальности из 39 запусков спутников типа УС-А (включая испытательные), 12 закончились аварией. Такой уровень аварийности объясняется высокой сложностью космического аппарата с ядерным реактором на борту. Иногда полет чуть не кончался катастрофой: дважды радиоактивные обломки падали в океан, но в 1978 году «звезда смерти» упала на Канаду.
Запуск УС-А осуществлялся ракетоносителем «Циклон-2» — гражданской версии тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты Р-36-орб. Предельно надежная ракетно-космическая система. Стартовая масса – 176 тонн. Цена одного запуска РН серии «Циклон» на 2010 год – 20 миллионов долларов (без учета стоимости самого космического аппарата и его доставки на космодром).
Стоимость спутника УС-А определить сложно – данные до сих пор засекречены. Но сам по себе факт наличия на борту ядерного реактора, мощной радиолокационной станции и значительной массы космического аппарата (более 4-х тонн) указывает на запредельную стоимость данной космической системы. А через 45 суток столь сложный и дорогостоящий аппарат безвозвратно утрачивался!
В качестве примера, стоимость на порядок более простых спутников системы «Глонасс» (масса КА – 1400 кг, источник энергии – обычные солнечные панели) составляет, по разным данным, 10…15 миллионов долларов. Принимая цену спутников серии УС-А, равной хотя бы 15 млн. долларов, мы получаем совершенно паранормальное значение. Стоимость эксплуатации МКРЦ «Легенда» составляет 16 запусков х (20 млн. + 15 млн.) = 560 миллионов долларов в год! Вот такой ассиметричный ответ на угрозу.
И это только стоимость системы целеуказания! Сколько же будет стоить само оружие? Самое удивительное – последний запуск спутника УС-А системы МКРЦ «Легенда» состоялся 14 марта 1988 года. Расчетное время работы спутника – 45 суток. УС-А – ключевой элемент всей этой морской ракетно-космической системы. Без космического аппарата УС-А МКРЦ не способна выполнять свою Главную задачу – обеспечивать работу комплекса П-700 «Гранит». Соответственно, моряки остаются без надежной системы загоризонтного целеуказания.
Вывод…
Моя цель была не в том, чтобы упрекнуть военных в чрезмерном расходе средств. Нет, я говорил совсем о другом. Неизбежно грядет новая Гонка вооружений и победит в ней тот, кто будет вкладывать средства в наиболее эффективные виды оружия…
Олег Капцов
http://topwar.ru/military-archive/army/
www.discred.ru
Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия
100 000 тонн демократии могут испортить день любой стране. Тем не менее, чем глубже я изучаю авианесущие корабли и палубную авиацию, тем чаще встречаю все новые и новые забавные детали об этом виде морского оружия. Сегодня я предлагаю читателям взглянуть на эту тему немного под непривычным углом – сравнить стоимость авианосцев со стоимостью их единственных достойных оппонентов — российских ракетно-космических систем, разработанных еще в Советском Союзе. Боевые возможности авианосцев обсуждать не будем – слишком много слов уже было сказано на эту тему. Несомненно лишь одно – авианосцы и авианосные многоцелевые группы являются опасным соперником, обладающим огромным боевым потенциалом.
Я не имею доступа к государственным секретам Российской Федерации, равно как не являюсь сотрудником верфей Newport News. Мой расчет стоимости основан на данных из открытых источников, по возможности я стараюсь найти действительные цифры и не использую аппроксимацию. В случае если это невозможно, я нахожу стоимость аналогичных систем, и, с учетом здравого смысла, проецирую цифры на исходный объект, всегда округляя их в пользу России.
Бизнес-план
Что ж, уважаемые читатели, предлагаю Вам вместе со мной сделать невероятное – посчитать стоимость авианосной многоцелевой группы ВМС США, с учетом постройки и эксплуатации всех, входящих в АМГ, кораблей и самолетов палубной авиации. Разумеется, состав группы может меняться в зависимости от поставленных задач, но я не стал включать в стоимость различные амфибийные группы или специальное оборудование, т.к. аналогичные задачи может выполнять российский ВМФ без помощи палубной авиации. Сразу отмечу, что расчетов будет два: для уже существующих сегодня систем и для перспективных систем ближайшего будущего.
В стандартный состав АМГ входит собственно сам авианосец, его палубное авиакрыло (60 летательных аппаратов – обычно больше не бывает, иначе возникнут сложности с размещением, обслуживанием и транспортировкой самолетов), 4…5 ракетных эсминцев охранения, двух многоцелевых ПЛА и универсального транспорта снабжения для своевременного обеспечения АМГ топливом, провиантом и расходными материалами.
Зачем авианосцу необходим такой многочисленный эскорт? Все-таки плавучий аэродром всегда является лакомой целью, тем более для многих военных флотов мира противодействие АМГ является основной задачей и для ее обеспечения выделяются значительные силы и средства. Грех авианосцу не выделить пол-дюжины кораблей охранения. С другой стороны, безопасность всей АМГ в значительной степени обеспечивается палубным авиакрылом (силы эскорта прикрывают только ближнюю зону), поэтому в случае утраты авианосца, АМГ превращается в заурядную КУГ.
Итак, отсюда стандартный состав АМГ:
— 1 атомный авианосец типа «Нимитц». Стоимость постройки – около 5 млрд. долларов. Стоимость эксплуатации самого корабля (без учета авиакрыла) – 10 миллионов долларов в месяц. 6000 американских моряков кушают в месяц гамбургеров на 1 млн. долларов. Впечатляет. Также необходимо учесть, что все американские авианосцы один раз в 20 лет проходят капитальный ремонт и модернизацию, стоимостью порядка 1-2 млрд. долларов.
— 5 Иджис-эсминцев типа «Орли Берк» (или, их предшественников – ракетных крейсеров «Тикондерога», почти идентичных «Беркам» по размерам, вооружению и стоимости). Официальная стоимость каждого корабля – 1,2 млрд. долл.
Весьма дорого для эсминца, пусть даже он является эталоном в своем классе… Но все познается в сравнении: стоимость постройки современного российского СКР пр. 22350 «Стерегущий» составляет 250 миллионов долларов.
Водоизмещение Иджис-эсминца – 10 000 тонн, водоизмещение СКР – 2000 тонн. Помимо в 5 раз большего водоизмещения, Иджис-эсминец может поражать цели на воде, на суше, в воздухе и космосе, а наш сторожевик (несмотря на то, что он тоже лучший в своем классе) имеет куда более скромные возможности по обнаружению и поражению целей, на то он и СКР. Тем не менее, стоимость обоих кораблей может вызвать удивление у обывателя.
Официальная стоимость эксплуатации Иджис-эсминцев составляет 20 млн. долларов в год ( в принципе, это согласуется со стоимостью эксплуатации авианосца — «Орли Берк» имеет в 10 раз меньшее водоизмещение и в 15 раз меньший экипаж).
— 2 многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес». Стоимость постройки – более 1,5 млрд. долларов за единицу. Эксплуатация – 25 миллионов в год.
— Палубная авиация. Самый интересный аспект!
Состав палубного авиакрыла меняется в зависимости от стоящих перед АМГ задач, тем не менее количество летательных аппаратов на палубах «Нимитцов» редко превышает 60 единиц: 2 эскадрильи ВМС и 1 эскадрилья Корпуса Морской Пехоты: итого 35…40 истребителей-бомбардировщиков F/А-18 «Хорнет». Зачем на авианосце эскадрилья КМП, спросите вы. Традиция-с. От авиации ВМС самолеты КМП отличаются лишь раскраской (цифровой камуфляж, стандартный для КМП). Также, по официальным сведениям, в составе стандартного авиакрыла 4 самолета ДРЛО E-2 «Хокай», 6 самолетов РЭБ EA-6 «Проулер» и 10 вертолетов (противолодочные MH-60 «Sea Hawk» и поисково-спасательные HH-60 «Pave Hawk»). Из частых гостей на палубе – транспортные самолеты C-2 «Greyhound» (одна из версий «Хокая») , тяжелые транспортные вертолеты «Си Стэльен», «Си Кинг»; «Кобры» Корпуса Морской Пехоты. Я не стану скурпулезно подсчитывать стоимость последних, все-таки это сухопутная авиация, лишь от случая к случаю прилетающая на палубу авианосца.
В расчет примем и стоимость самой продвинутой версии «Хорнета» — «Супер Хорнет». Цена истребителя – 55 миллионов долл. за машину. Столько же стоят специализированные самолеты РЭБ «Проулер». Самые дорогие – воздушные командные пункты и самолеты ДРЛО: стоимость современных версий «Хокая» достигла 80 миллионов долларов. Цена вертолетов «Сикорский» колеблется в пределах 20 миллионов долларов за летательный аппарат. Общая стоимость палубного авиакрыла составляет порядка 3 миллиардов долларов!
В дискуссиях о стоимости эксплуатации палубных самолетов сломано немало копий. Хотя цифры лежат на поверхности, главное уметь их находить. Стоимость складывается из нескольких параметров, основные из которых – количество самолето-вылетов и стоимость часа полета летательного аппарата.
В 2009 году авианосец «Энтерпрайз» отмечал круглую дату – 150 000 взлетов с его катапульт за 50 лет службы. Элементарная арифметика подсказывает, что в год с корабля выполняется 3000 самолето-вылетов. Разумеется, напряжённость вылетов колеблется во времени (во время нахождения в доке авиация не работает, во время боевых действий напряжённость вылетов, наоборот, максимальная). Тем не менее, будем исходить из средней цифры – 3000 вылетов в год.
Стоимость часа полета зависит от типа самолета. Вот лишь несколько примеров:
F – 16 Block 52 — 7100 долл./час
F/А – 18E — 12 800 долл./час
Для интереса приведу данные о Ту-160 — 30 000 долл./час
А вот еще любопытная цифра: F-22 — 44 000 долл. за 1 час нахождения в воздухе!
Стоимость часа полета ЕА-6 «Проулер» и Е-2 «Хокай» примем равной часу полета сверхзвукового F/А-18. Чему равна средняя продолжительность вылета? Думаю, многие читатели согласятся, что ее можно принять за 2,5 часа (помимо многочасовых вылетов боевых воздушных патрулей, есть и 30-ти минутные учебно-боевые полеты).
Отсюда средняя стоимость эксплуатации авиакрыла: 3000 вылетов х 2,5 часа х $12 800 = 96 миллионов долларов в год!
Во время боевых действий в стоимость вылетов должна быть включена стоимость используемых боеприпасов. Одна 500 –фунтовая управляемая бомба GBU-12 Paveway стоит $19 000. Более мощная 907-кг GBU-24 стоит еще дороже – $55 000. Другое дело, что «Бури в пустыне» случаются нечасто. Также в подсчет стоимости эксплуатации обязательно должны быть включены плановые и внеплановые ремонты. В итоге смело увеличиваем 96 млн. в 2 раза и округляем до 200 миллионов долларов. Вот она – средняя стоимость годовой эксплуатации палубной авиации.
Общая стоимость создания рассмотренной АМГ – 16 миллиардов долларов. Средняя стоимость эксплуатации кораблей – 270 миллионов долларов в год + 200 миллионов в год обходится эксплуатация авиакрыла, состоящего из 60 машин. Колоссально!
Разумеется, было не совсем корректно учитывать здесь цену ракетных эсминцев и подводных лодок – эти типы кораблей в большой степени являются независимым морским оружием, выполняющим задачи вне зависимости от их включения в состав АМГ, и необходимость наличия этих кораблей в составе ВМФ никто никогда не пытался оспорить. Создавать их придется в любом случае, даже при отсутствии авианесущего корабля.
Что ждет американцев в перспективе? Ничего хорошего – создание новых АМГ потребует еще больших расходов (хотя, и возможности у них будут куда шире – вплоть до стрельбы по объектам на околоземной орбите и использованию электромагнитных катапульт для палубной авиации). Расчетная стоимость проектирования и постройки атомного авианосца нового типа – «Джеральд Форд» перешагнула 14 миллиардов долларов. Стоимость новых Иджис-эсминцев «Орли Берк» подсерии IIA достигла 2 млрд. долл. Строительство многоцелевых ПЛА типа «Вирджиния» требует 2,8 млрд. долл. за каждую единицу. Я уже не говорю про одиозную программу F-35!
Что касается палубной авиации, мне встречалось следующие мнение: жестко критикуя палубное авиакрыло за его высокую стоимость, эксперты не придают значение тому факту, что сухопутная авиация требует куда более значительного финансирования. Никто не возражает против заказов сотен (тысяч) самолетов для сухопутных ВВС, как и тот факт, что летчики должны регулярно тренироваться. В то же время, предложение выделить 60 летательных аппаратов для размещения на палубе корабля вызывает резкое отторжение, хотя, это многократно усиливает мощь отечественного ВМФ. Только палубное авиакрыло способно обеспечить надежную ПВО эскадры в открытом океане. Да, палубные самолеты несколько дороже в обслуживании, имеют специфические системы и конструкцию, а также меньший ресурс ввиду особых условий работы. Но в масштабах всего ВМФ эта разница в цене почти не ощутима. Тем более, требуется всего 60 (пусть даже 100 с учетом учебных и резервных) летающих машин для оснащения одного авианосца. Для сравнения – Су-27 всех модификаций было выпущено 600 ед., МиГ-29 – 1600 ед., F-15 — 1500 ед., F-16 — 4400 ед.
Боевой воздушный патруль
По поводу стоимости, я хотел бы добавить еще один абзац. Цена одного экземпляра крылатой ракеты «Томагавк» составляет около 1,5 миллионов долларов. Сравните это со стоимостью вылета палубного штурмовика и вы поймете, что никакие корабли-арсеналы не способны заменить по эффективности авианосец. Более того, в отличие от глуповатого «Топора», авиация выполнит работу более быстро и качественно.
Держим курс на Запад!
Для перехода ко второй части статьи, необходимо сделать небольшую ремарку и поговорить о способах наведения на цель крылатых ракет класса «поверхность – поверхность» (или, как вариант «воздух – поверхность»). Всего их три:
1. Наведение с помощью инерциальной системы и головки самонаведения (ГСН), т.н. метод «наползания». Выпущенная ракета следует в заданном направлении на некоторой высоте, система гироскопов и высотомеров удерживает ее на курсе, ГСН сканирует пространство. Как только ГСН захватывает цель – ракета бросается в атаку, не теряя цель из вида. Способ вполне подходит для легких противокорабельных ракет. Примеры — «Боинг – Гарпун» или отечественный 3М-54КЭ «Клаб».
2. Сканирование подстилающего рельефа и сравнение полученных данных с цифровой фотографией, заложенной в память ЭВМ крылатой ракеты. Это позволяет на маршевом участке следовать на предельно малой высоте, оставаясь невидимой для средств обнаружения. В последний момент, при подходе к цели, включается ГСН и ракета «накрывает» цель. Единственный минус способа – невозможность использования для ПКР (вода везде одинаковая, сверяться не с чем). Пример – «Томагавк».
3. Наведение со спутника. Самый крутой и весьма дорогой способ. Вот о нем и поговорим подробнее.
Внеземная Форма Смерти
Подробнее о Морской космической системе разведки и целеуказания «Легенда» я говорил в своей прошлой статье http://topwar.ru/12554-morskaya-kosmicheskaya-razvedka-celey.html Сейчас отмечу лишь вкратце: уникальная система, созданная еще в 70-е годы, долгое время обеспечивала наших моряков качественной развединформацией, позволяя оперативно отслеживать любые изменения в Мировом Океане. Разведывательных систем, подобных МКРЦ было создано немало ( к примеру, современная секретная система радиотехнической разведки «Лиана»). Единственное, что делало МКРЦ действительно уникальной техникой, были ее спутники УС-А (индекс ГРАУ 17Ф16), до сих пор не имеющие аналогов в мире.
«Управляемый Спутник – Активный», оснащенный двусторонним радиолокатором бокового обзора, позволял в любое время, в любую погоду, отслеживать все перемещения авианосных многоцелевых групп ВМС США и прямо с орбиты выдавать целеуказание ракетному оружию.
Реализация столь сложного принципа работы спутников типа УС-А ставила перед его разработчиками ряд сложных, подчас противоречивых проблем. Во-первых, для корректной работы РЛС, требовалось обеспечить как можно более низкую высоту орбиты (перигей/апогей 230-250 км). Во-вторых, радар потреблял значительно количество энергии. Установить на космическом аппарате солнечные батареи большой площади не представлялось возможным – на низкой орбите становилось заметным влияние атмосферы Земли, космический аппарат с большим сопротивлением быстро терял скорость и сгорал в верхних слоях атмосферы. Более того, солнечные панели не могли работать на теневой стороне Земли.
Выход был только один – установить на борту спутника ядерный реактор. В состав ядерной энергетической установки БЭС-5 «Бук» входил реактор на быстрых нейтронах БР-5А, тепловой мощностью 100 кВт. Электрическая мощность на выходе – 3 кВт. Расчетное время работы – 1080 часов. Масса реактора -1250 кг. Масса космического аппарата – 4300 кг. Длина КА -10 метров. Диаметр – 1,3 метра. После выработки установленного времени, реакторный блок отделялся и переводился разгонным блоком на «орбиту захоронения» на высоте 700 км, остальная часть спутника сгорала в атмосфере.
Для полноценной работы МКРЦ «Легенда» требовалась одновременная работа на околоземной орбите двух спутников типа УС-А. Кроме того, в состав комплекса МКРЦ входили спутники пассивной радиотехнической разедки УС-П (средняя высота орбиты – 400 км) и наземные пункты приема информации.
Вот мы и подошли к очень интересному моменту – стоимости советской космической системы «Легенда». Как мы уже отметили, время работы 1 спутника УС-А составляла 1080 часов (45 суток). Для функционирования системы требовалось два спутника этого типа на околоземной орбите. В результате, требуется осуществить в год 16 запусков в космос. В идеале. В реальности из 39 запусков спутников типа УС-А (включая испытательные), 12 закончились аварией. Такой уровень аварийности объясняется высокой сложностью космического аппарата с ядерным реактором на борту. Иногда полет чуть не кончался катастрофой: дважды радиоактивные обломки падали в океан, но в 1978 году «звезда смерти» упала на Канаду.
Запуск УС-А осуществлялся ракетой-носителем «Циклон-2» — гражданской версии тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты Р-36-орб. Предельно надежная ракетно-космическая система. Стартовая масса – 176 тонн. Цена одного запуска РН серии «Циклон» на 2010 год – 20 миллионов долларов (без учета стоимости самого космического аппарата и его доставки на космодром).
Стоимость спутника УС-А определить сложно – данные до сих пор засекречены. Но сам по себе факт наличия на борту ядерного реактора, мощной радиолокационной станции и значительной массы космического аппарата (более 4-х тонн) указывает на запредельную стоимость данной космической системы. А через 45 суток столь сложный и дорогостоящий аппарат безвозвратно утрачивался!
В качестве примера, стоимость на порядок более простых спутников системы «Глонасс» (масса КА – 1400 кг, источник энергии – обычные солнечные панели) составляет, по разным данным, 10…15 миллионов долларов. Принимая цену спутников серии УС-А, равной хотя бы 15 млн. долларов, мы получаем совершенно паранормальное значение. Стоимость эксплуатации МКРЦ «Легенда» составляет 16 запусков х (20 млн. + 15 млн.) = 560 миллионов долларов в год! Вот такой ассиметричный ответ на угрозу.
И это только стоимость системы целеуказания! Сколько же будет стоить само оружие? Самое удивительное – последний запуск спутника УС-А системы МКРЦ «Легенда» состоялся 14 марта 1988 года. Расчетное время работы спутника – 45 суток. УС-А – ключевой элемент всей этой морской ракетно-космической системы. Без космического аппарата УС-А МКРЦ не способна выполнять свою Главную задачу – обеспечивать работу комплекса П-700 «Гранит». Соответственно, моряки остаются без надежной системы загоризонтного целеуказания.
Вывод
Моя цель была не в том, чтобы упрекнуть военных в чрезмерном расходе средств. Нет, я говорил совсем о другом. Неизбежно грядет новая Гонка вооружений и победит в ней тот, кто будет вкладывать средства в наиболее эффективные виды оружия.
topwar.ru
Содержание одного ненужного авианосца будет стоить 10 млн долларов в месяц
В конце июня на V Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко сделал громкое заявление. По его словам, первый российский атомный авианосец будет построен в 2023 году. Корпорация начнёт его проектирование через пять лет, а с 2018 года приступит к строительству. Однако уже спустя несколько дней слова кораблестроителя опроверг министр обороны Анатолий Сердюков, заявив, что у военных нет планов строительства кораблей этого класса даже в отдалённой перспективе. Насколько необходимы и, самое главное, по карману ли России авианосцы, разбирался корреспондент «Нашей Версии».
Информация о начале строительства авианосцев в России появляется регулярно. В 2009 году руководитель направления гособоронзаказа ОСК вице-адмирал Анатолий Шлёмов уже рассказывал о возможности построить корабль с атомной энергетической установкой и водоизмещением 60 тыс. тонн. Его предполагалось оснастить авиагруппой из самолётов пятого поколения с горизонтальными взлётом и посадкой, вертолётами и беспилотниками. Чуть позже главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что Российский флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы, которые будут включать в себя «космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях».
Мечты об авианосцах появились гораздо раньше – ещё в 1945 году в Советском Союзе задумались об их строительстве. В десятилетнюю программу развития советского флота было заложено строительство 15 кораблей этого типа. Однако в дальнейшем от этих планов отказались, в результате проектирование авианосца началось только в 1953 году. А всё потому, что в СССР у авианесущих кораблей было много противников: считалось, что они не вписываются в военную доктрину и их применение возможно только как средства империалистической агрессии.
Тем не менее в советское время были построены пять авианесущих тяжёлых крейсеров. Хотя, по оценкам специалистов, все эти корабли лишь с большой натяжкой можно было назвать авианосцами. Вместо ядерной энергетической установки – паровые турбины, которые не обеспечивали необходимую скорость и запас хода. Кроме того, российские корабли не были оснащены взлётной катапультой, которая позволяет взлетать самолётам большого веса. В результате в авиагруппах не было самолётов с системами дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и противолодочной обороны, а без них авианосец не может считаться успешной боевой единицей. По оценкам экспертов, у России и сегодня отсутствуют некоторые технологии, которые используются при постройке новых американских авианосцев, к примеру, электромагнитной катапульты.
Самым близким по техническим характеристикам к классическому авианосцу должен был стать тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск», который планировалось сделать флагманом ВМФ. На корабле водоизмещением около 74 тыс. тонн планировалось разместить до 70 самолётов и вертолётов, в том числе самолёт радиолокационного дозора Як-44, взлёт и посадку которых обеспечивали бы две катапульты, трамплин и аэрофинишёр. Атомная энергетическая установка должна была обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. В 1988 году «Ульяновск» уже был включён в списки кораблей ВМФ и заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года. К концу 1991 года была сформирована большая часть корпуса атомного авианосца, однако в результате прекращения финансирования строительство было остановлено и готовый почти на треть корабль был разрезан на стапеле и отправлен на переплавку.
Как рассказал «Нашей Версии» бывший начальник Главного штаба ВМФ (в 1992–1996 годах) адмирал Валентин Селиванов, заявления о строительстве новых авианосцев – это попытка получить финансирование под какие-то невыполнимые и бесполезные проекты.
По теме
957
Бывший футболист сборной Аргентины Диего Марадона готов заплатить 300 тысяч песо ($10 тыс.) за информацию о человеке, распространившем слух о его смерти.
«Российский ВМФ сегодня не может полноценно обслуживать единственный оставшийся на вооружении тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», с трудом обеспечиваются его выходы в море. Сорван международный заказ на модернизацию тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» для ВМФ Индии. Постоянно переносятся сроки принятия на вооружение трёх многоцелевых атомных подводных лодок и боевого надводного корабля. Сегодня для Министерства обороны на первом месте должны стоять более реалистичные задачи – создание боеспособного флота, который смог бы выполнять боевые задачи после того, как будут списаны по старости корабли советской постройки, а их сейчас в строю подавляющее большинство. Поэтому в первую очередь необходимо строить корабли класса корвет, фрегат, атомные и дизельные подводные лодки, собственные десантные корабли», – негодует адмирал.
Но и это не всё. Случись всё же построить авианосец – его будет элементарно негде пришвартовать.
По оценкам экспертов, отсутствие в России современных причалов создаёт серьёзную проблему для эксплуатации больших кораблей и приводит к их раннему выходу из строя. И действительно, сегодня даже «Адмирал Кузнецов», самый важный корабль российского ВМФ, приписанный к самому боеспособному Северному флоту, базируется на судоремонтном заводе.
Ещё хуже ситуация с авианосной инфраструктурой на Тихоокеанском флоте, там крейсеры «Минск» и «Новороссийск», которые эксплуатировались с 1970 по 1990 год, все 20 лет провели в море. Даже находясь в порту, они стояли на рейде, поэтому были вынуждены всё время жечь топливо и бессмысленно расходовать моторесурс. Нужно отметить, что за следующие 20 лет во Владивостоке так и не появились новые причалы. Где будут базироваться новые авианосцы – непонятно, ведь если раньше строили авианесущие крейсеры водоизмещением до 50 тыс. тонн, то современные в 1,5–2 раза больше.
Впрочем, также неясно, против кого российский ВМФ будет использовать авианосцы. Действительно, корабли этого класса универсальны – помимо палубной авиации они оснащены ракетным и пушечным вооружением. Авианосцы могут создавать противовоздушную оборону, противолодочную оборону морских соединений, воздушную поддержку Сухопутных войск в прибрежной зоне; способны обеспечить завоевание превосходства в воздухе, уничтожать корабли противника. США также рассматривает авианосцы как одну из главных составляющих в составе систем ядерного сдерживания и ракетной безопасности, планирует их использовать в ходе конфликтов с применением ядерных вооружений.
Однако за последние годы тактика использования авианосцев претерпела значительные изменения. В последнее время корабли этого класса ограниченно используют свои боевые возможности – в основном они становятся плавучими штабами или аэродромами, координируют действия по поддержке наземных войск и завоёвывают превосходство в воздухе в зоне конфликта с помощью палубной авиации. Потому Также с трудом верится, что в ближайшие десятилетия российские авианосцы составят серьёзную конкуренцию американскому флоту, поэтому в открытом океане они станут лёгкой добычей.
Считается, что в политическом отношении авианосцы являются самым впечатляющим средством демонстрации силы, когда богатой и технически развитой стране нужно подкрепить свои политические или экономические претензии. Но в то же самое время авианосцы – самые дорогие боевые единицы. Стоимость постройки такого корабля с ядерной двигательной установкой достигает 4–6 млрд долларов. Месячные расходы по его содержанию составят свыше 10 млн долларов. Кроме того, при выходе в море авианосцам необходим солидный эскорт, иначе этот большой корабль превращается в медленную и уязвимую мишень для противника. Поэтому охранение и обеспечение авианосца всегда весьма значительное: порядка 10–15 кораблей – это до пяти кораблей класса крейсер – эсминец, многоцелевые АПЛ, несколько универсальных транспортов снабжения и танкеров. Так что даже самый обыкновенный выход авианосца в море превращается в высокобюджетное мероприятие.
Чтобы тратить такие деньги, нужны веские причины. На сегодняшний день такую роскошь могут позволить себе только самые богатые страны, к которым Россию можно отнести с большой натяжкой. В настоящее время только девять держав имеют на вооружении авианосцы и ещё три – потенциальные авианосцы (формально – универсальные десантные корабли-вертолётоносцы). Кроме того, по оценкам, представленным в докладе Пентагона, Китай ведёт строительство первого собственного авианосца, которое планирует завершить до 2015 года.
versia.ru
Авианосцы. И авианосцы для российского флота. — Флот
С момента нападения японцев на Перл-Харбор в 1941 г. и по настоящий момент авианосцы являются основной ударной силой флота.Авианосец США Джон Кеннеди
Сегодня авианосец представляет из себя мощную ударную силу, несущую на себе до 100 самолетов и вертолетов. На вооружении США состоит 11 таких кораблей. Почему так много? Большинство государств располагает одним, ну максимум двумя авианосцами. Ответ на этот вопрос заключается уязвимости США с моря и наличии обширных экономических интересов практически во всех регионах мира. Жизненно важным регионом для США является регион Персидского залива. Здесь добывается нефть для всего мира и для США в частности. А сухопутного доступа в этот регион США не имеют. Авианосцы же позволяют оперативно перебрасывать в любой регион мира большую ударную силу и мгновенно изменять расклад сил в свою пользу.
Авианосец США Гарри Трумен
Спойлер
[Еще фото гордости и мощи американского флота]
Авианосец США Энтерпрайз. Самый старый из состоящих на службе в US NAVY, планируется списать в 2013 г.
Авианосец США Джон Стеннис
Авианосец США Дуайт Эйзенхауэр
Авианосное соединение.
Сегодня Россия обладает одним авианосцем на безъядерной силовой установке.
Адмирал флота Советского союза Кузнецов
По проекту может нести до 50 самолетов и вертолетов, по факту его авиационная группа состоит из 10 * СУ-33 и 2 * СУ-25УТГ. Американский авианосец типа Нимиц несет на себе 90 самолетов и вертолетов, по факту.
Я думаю, всем знакомым с историей морских сражений ясно, чем закончится боестолкновение данных кораблей, к тому же различных классов.
Как, все-таки Россия сможет использовать свой единственный авианосец?
В отдаленных, от российских границ, регионах попытка применения авианосца в военном конфликте скорее всего будет означать его потопление, т.к. в современных морских сражениях, жизненно важно, первым обнаружить местоположение соединений противника. Авианосец «Адмирал Кузнецов» такой возможности не имеет, поскольку не располагает корабельными самолетами ДРЛО (самолет дальнего радиолокационного обнаружения). У России попросту нет проекта такого самолета.
[А вот американский красавец.]
Последовательность действий, при наличии самолета ДРЛО, авианесущей группы проста:
1. Капитан авианосца отдает приказ о поднятии в воздух самолета ДРЛО, ставит ему задачу обнаружения противника.
2. Самолет ДРЛО обнаруживает противника на расстоянии 500 км. (+ 300 км. до материнского корабля), сообщает данные командованию соединения.
3. Командование авианесущего соединения отдает приказ авиагруппе об уничтожении обнаруженного противника в заданном районе.
4. Авиагруппа наносит удар по вражескому соединению, при этом противник не может нанести ответный удар т.к. не обладает информацией о местонахождении авианесущего соединения.
Отличный пример такого безнаказанного уничтожения врага на море — Битва за Мидуэй, ну разве что самолетов ДРЛО тогда не было.
Соединенные Штаты используют авианосцы для поддержания баланса сил в жизненно важных регионах мира. Есть у России такие регионы? За пределами границ страны их очень мало: это Калининград, Абхазия, Курилы, Русский север.
В Балтийское море запускать авианосец нет смысла, он там не развернется, тут нужно использовать корабли другого класса.
Черное море? Оно имеет статус закрытого для размещения авианосцев, турки просто его не пропустят через проливы, к тому же это бессмысленно — весь Кавказ отлично накрывается авиацией с континентальных аэродромов.
Курилы. Возможно. Опять же, где его базировать? Во Владивостоке? Но в случае конфликта с Японией, он просто не прошмыгнет незамеченным из Японского моря. А других крупных, незамерзающих портов, подходящих для размещения Кузнецова на Дальнем Востоке нет.
Сейчас авианосец Адмирал Кузнецов базируется в Североморске, что на Русском севере. Это вполне разумно, учитывая возрастающую важность региона. Здесь и северный морской путь, грузооборот которого увеличится каждый год, и залежи углеводородов на шельфе.
Спойлер
[Авианосец Викрамадитья]
Легкий авианосец, сооружен на основе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», После достройки станет флагманом ВМС Индии.
navy-rus.livejournal.com
Опрос Праздники России Русский вопрос Еженедельная авторская телепрограмма К. Затулина Читайте также Реклама Видеооко Включай и смотри Партнёры |
Боевые возможности авианосцев обсуждать не будем – слишком много слов уже было сказано на эту тему. Несомненно лишь одно – авианосцы и авианосные ударные группировки являются опасным соперником, обладающим огромным наступательным и оборонительным потенциалом. Я не имею доступа к государственным секретам Российской Федерации, равно как не являюсь сотрудником верфей Newport News. Мой расчет стоимости основан на данных из открытых источников, по возможности я стараюсь найти действительные цифры и не использую аппроксимацию. В случае если это невозможно, я нахожу стоимость аналогичных систем, и, с учетом здравого смысла, проецирую цифры на исходный объект, всегда округляя их в пользу России. Бизнес-план Что ж, уважаемые читатели, предлагаю Вам вместе со мной сделать невероятное – посчитать стоимость авианосной ударной группировки ВМС США, с учетом постройки и эксплуатации всех, входящих в АУГ, кораблей и самолетов палубной авиации. Разумеется, состав группировки может меняется в зависимости от поставленных задач, но я не стал включать стоимость различные амфибийные группы или специальное оборудование, т.к. аналогичные задачи может выполнять российский ВМФ без помощи палубной авиации. Сразу отмечу, что расчетов будет два: для уже существующих сегодня систем и для перспективных систем ближайшего будущего. В стандартный состав АУГ входит собственно сам авианосец, его палубное авиакрыло (60 летательных аппаратов – обычно больше не бывает, иначе возникнут сложности с размещением, обслуживанием и транспортировкой самолетов), 4…5 ракетных эсминцев охранения, двух многоцелевых АПЛ и корабля комплексного снабжения для своевременного обеспечения АУГ топливом, провиантом и расходными материалами. Зачем авианосцу необходим такой многочисленный эскорт? Все-таки плавучий аэродром всегда является лакомой целью, тем более для многих военных флотов мира противодействие АУГ является основной задачей и для ее обеспечения выделяются значительные силы и средства. Грех авианосцу не выделить пол-дюжины кораблей охранения. С другой стороны, безопасность всей АУГ в значительной степени обеспечивается палубным авиакрылом (силы эскорта прикрывают только ближнюю зону), поэтому в случае утраты авианосца, АУГ превращается в заурядную немногочисленную эскадру. Итак, отсюда стандартный состав АУГ: — 1 атомный авианосец класса «Нимиц». Стоимость постройки – около 5 млрд. долларов. Стоимость эксплуатации самого корабля (без учета авиакрыла) – 10 миллионов долларов в месяц. 6000 американских моряков кушают в месяц гамбургеров на 1 млн. долларов. Впечатляет. Также необходимо учесть, что все американские авианосцы один раз в 20 лет проходят капитальный ремонт и модернизацию, стоимостью порядка 1-2 млрд. долларов. — 5 Иджис-сминцев типа «Орли Берк» (или, их предшественников – ракетных крейсеров «Тайкондерога», почти идентичных «Беркам» по размерам, вооружению и стоимости). Официальная стоимость каждого корабля – 1,2 млрд. долл. — 2 многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес». Стоимость постройки – более 1,5 млрд. долларов за единицу. Эксплуатация – 25 миллионов в год. — Палубная авиация. Самый интересный аспект! В расчет примем и стоимость самой продвинутой версии «Хорнета» — «Супер Хорнет». Цена истребителя – 55 миллионов долл. за штуку. Столько же стоят специализированные самолеты РЭБ «Мародер». Самые дорогие – воздушные командные пункты и самолеты ДРЛО: стоимость современных версий «Хоукая» достигла 80 миллионов долларов. Цена вертолетов «Сикорский» колеблется в пределах 20 миллионов долларов за летательный аппарат. Общая стоимость палубного авиакрыла составляет порядка 3 миллиардов долларов! В дискуссиях о стоимости эксплуатации палубных самолетов сломано немало копий. Хотя цифры лежат на поверхности, главное уметь их находить. Стоимость складывается из нескольких параметров, основные из которых – количество самолето-вылетов и стоимость часа полета летательного аппарата. В 2009 году авианосец «Энтерпрайз» отмечал круглую дату – 150 000 взлетов с его катапульт за 50 лет службы. Элементарная арифметика подсказывает, что в год с корабля выполняется 3000 самолето-вылетов. Разумеется, плотность вылетов колеблется во времени (во время нахождения в доке авиация не работает, во время боевых действий плотность вылетов, наоборот, максимальная). Тем не менее, будем исходить из средней цифры – 3000 вылетов в год. Стоимость часа полета зависит от типа самолета. Вот лишь несколько примеров: Стоимость часа полета ЕА-6 «Мародер» и Е-2 «Хоукай» примем равной часу полета сверхзвукового реактивного F/А-18. Чему равна средняя продолжительность вылета? Думаю, многие читатели согласятся, что ее можно принять в 2,5 часа (помимо многочасовых вылетов боевых воздушных патрулей, есть и 30-ти минутные учебно-боевые полеты). Общая стоимость создания рассмотренной АУГ – 16 миллиардов долларов. Средняя стоимость эксплуатации кораблей – 270 миллионов долларов в год + 200 миллионов в год обходится эксплуатация авиакрыла, состоящего из 60 машин. Колоссально! Что ждет американцев в перспективе? Ничего хорошего – создание новых АУГ потребует еще больших расходов (хотя, и возможности у них будут куда шире – вплоть до стрельбы по объектам на околоземной орбите и использованию электромагнитных катапульт для палубной авиации). Расчетная стоимость проектирования и постройки атомного авианосца нового типа – «Джеральд Форд» перешагнула 14 миллиардов долларов. Стоимость новых Иджис-эсминцев «Орли Берк» подсерии IIA достигла 2 млрд. долл. Строительство многоцелевых АПЛ нового типа «Вирджиния» требует 2,8 млрд. долл. за каждую единицу. Я уже не говорю про одиозную программу F-35! Что касается палубной авиации, мне встречалось следующие мнение: жестко критикуя палубное авиакрыло за его высокую стоимость, эксперты не придают значение тому факту, что сухопутная авиация требует куда более значительного финансирования. Никто не возражает против заказов сотен (тысяч) самолетов для сухопутных ВВС, как и тот факт, что летчики должны регулярно тренироваться. В то же время, предложение выделить 60 летательных аппаратов для размещения на палубе корабля вызывает резкое отторжение, хотя, это многократно усиливает мощь отечественного ВМФ. Только палубное авиакрыло способно обеспечить надежное ПВО эскадры в открытом океане. Да, палубные самолеты несколько дороже в обслуживании, имеют специфические системы и конструкцию, а также меньший ресурс ввиду особых условий работы. Но в масштабах всего ВМФ эта разница в цене почти не ощутима. Тем более, требуется всего 60 (пусть даже 100 с учетом учебных и резервных) летающих машин для оснащения одного авианосца. Для сравнения – Су-27 всех модификаций было выпущено 600 ед., МиГ-29 – 1600 ед., Ф-15 — 1500 ед., Ф-16 — 4400 ед. По поводу стоимости, я хотел бы добавить еще один абзац. Цена одного экземпляра крылатой ракеты «Томагавк» составляет около 1,5 миллионов долларов. Сравните это со стоимостью вылета палубного штурмовика и вы поймете, что никакие корабли-арсеналы не способны заменить по эффективности авианосец. Более того, в отличие от глуповатого «Топора», авиация выполнит работу более быстро и качественно. Держим курс на Запад! Для перехода ко второй части статьи, необходимо сделать небольшую ремарку и поговорить о способах наведения на цель крылатых ракет типа «поверхность – поверхность» (или, как вариант «воздух – поверхность»). Всего их три: 1. Наведение с помощью инерциальной системы и головки самонаведения (ГСН), т.н. метод «наползания». Выпущенная ракета следует в заданном направлении на некоторой высоте, система гироскопов и высотомеров удерживает ее на курсе, ГСН сканирует пространство. Как только ГСН захватывает цель – ракета бросается в атаку, не теряя цель из вида. Способ вполне подходит для легких противокорабельных ракет. Примеры — «Боинг – Гарпун» или отечественный 3М-54КЭ «Клаб». 2. Сканирование подстилающего рельефа и сравнение полученных данных с цифровой фотографией, заложенной в память ЭВМ крылатой ракеты. Это позволяет на маршевом участке следовать на предельно малой высоте, оставаясь невидимой для средств обнаружения. В последний момент, при подходе к цели, включается ГСН и ракета «накрывает» цель. Единственный минус способа – невозможность использования для ПКР (вода везде одинаковая, сверяться не с чем). Пример – «Томагавк». 3. Наведение со спутника. Самый крутой и весьма дорогой способ. Вот о нем и поговорим подробнее. Внеземная Форма Смерти Подробнее о Морской космической системе разведки и целеуказания «Легенда» я говорил в своей прошлой статье http://topwar.ru/12554-morskaya-kosmicheskaya-razvedka-celey.html Сейчас отмечу лишь вкратце: уникальная система, созданная в еще 70-е годы, долгое время обеспечивала наших моряков качественной развединформацией, позволяя оперативно отслеживать любые изменения в Мировом Океане. Разведывательных систем, подобных МКРЦ было создано немало ( к примеру, современная секретная система радиотехнической разведки «Лиана»). Единственное, что делало МКРЦ действительно уникальной техникой, были ее спутники УС-А (индекс ГРАУ 17Ф16), до сих пор не имеющие аналогов в мире. «Управляемый Спутник – Активный», оснащенный двусторонним радиолокатором бокового обзора, позволял в любое время, в любую погоду, отслеживать все перемещения авианосных ударных группировок ВМС США и прямо с орбиты выдавать целеуказание ракетному оружию. Выход был только один – установить на борту спутника ядерный реактор. В состав ядерной энергетической установки БЭС-5 «Бук» входил реактор на быстрых нейтронах БР-5А, тепловой мощностью 100 кВт. Электрическая мощность на выходе – 3 кВт. Расчетное время работы – 1080 часов. Масса реактора -1250 кг. Масса космического аппарата – 4300 кг. Длина КА -10 метров. Диаметр – 1,3 метра. После выработки установленного времени, реакторный блок отделялся и переводился разгонным блоком на «орбиту захоронения» на высоте 700 км, остальная часть спутника сгорала в атмосфере. Вот мы и подошли к очень интересному моменту – стоимости советской космической системы «Легенда». Как мы уже отметили, время работы 1 спутника УС-А составляла 1080 часов (45 суток). Для функционирования системы требовалось два спутника этого типа на околоземной орбите. В результате, требуется осуществить в год 16 запусков в космос. В идеале. В реальности из 39 запусков спутников типа УС-А (включая испытательные), 12 закончились аварией. Такой уровень аварийности объясняется высокой сложностью космического аппарата с ядерным реактором на борту. Иногда полет чуть не кончался катастрофой: дважды радиоактивные обломки падали в океан, но в 1978 году «звезда смерти» упала на Канаду. Запуск УС-А осуществлялся ракетоносителем «Циклон-2» — гражданской версии тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты Р-36-орб. Предельно надежная ракетно-космическая система. Стартовая масса – 176 тонн. Цена одного запуска РН серии «Циклон» на 2010 год – 20 миллионов долларов (без учета стоимости самого космического аппарата и его доставки на космодром). И это только стоимость системы целеуказания! Сколько же будет стоить само оружие? Самое удивительное – последний запуск спутника УС-А системы МКРЦ «Легенда» состоялся 14 марта 1988 года. Расчетное время работы спутника – 45 суток. УС-А – ключевой элемент всей этой морской ракетно-космической системы. Без космического аппарата УС-А МКРЦ не способна выполнять свою Главную задачу – обеспечивать работу комплекса П-700 «Гранит». Соответственно, моряки остаются без надежной системы загоризонтного целеуказания. Вывод Моя цель была не в том, чтобы упрекнуть военных в чрезмерном расходе средств. Нет, я говорил совсем о другом. Неизбежно грядет новая Гонка вооружений и победит в ней тот, кто будет вкладывать средства в наиболее эффективные виды оружия.
Просмотреть все комментарии к новости
|
19 ноября — День ракетных войск и артиллерии в России. Праздник отмечается в ознаменование заслуг артиллерии в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом, первый этап которого начался с контрнаступления советских войск 19 ноября 1942 года Ежегодно в нашей стране отмечается памятный день Вооруженных Сил России День ракетных войск и артиллерии, согласно Указу Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах РФ. Отражение (новый выпуск!) 18 ноября в Севастополе состоялся крестный ход в память событий 1920 года — Исхода Русской армии и кораблей Черноморского флота. Православные праздники Сегодня церковный праздник: Святителя Павла исповедника, Патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. Святителя Германа, архиепископа Казанского… Завтра праздник: Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита. Мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Преподобного Лазаря Галисийского. Преподобного Кирилла Новоезерского, Новгородского… Ожидаются праздники: 21.11.2018 — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила… 22.11.2018 — Мучеников Онисифора и Порфирия. Преподобной Матроны. Преподобной Феоктисты… 23.11.2018 — Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия. Мученика Ореста врача… 24.11.2018 — Мучеников Виктора и Стефаниды. Великомученика Мины. Мученика Викентия. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Великомученика Стефана Дечанского, короля Сербского. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского, чудотворца. Преподобного Мартирия Зеленецкого, Великолукского… 25.11.2018 — Преподобного Нила постника. Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского… Газета ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ Свежий выпуск |
blackseafleet-21.com
Самый дорогой авианосец США не страшен российским ракетам
Противокорабельные системы РФ в состоянии бороться с любой авианесущей ударной группировкой
02.06.2017 в 21:00, просмотров: 39020Американцы приняли на вооружение новейший авианосец Gerald R.Ford, стоимостью около 13 млрд долларов. На сегодняшний день этот корабль является самым дорогим в мире. По заверениям военно-морских сил США авианосец напичкан самым современным оборудованием и создан с применением технологий «Стелс», что делает его малозаметным для радаров противника. «МК» поинтересовался у военного эксперта, на что способен этот «авианосец будущего» и какие проблемы он может представлять для вероятного противника и есть ли смысл в российскому флоту идти по пути США.
фото: en.wikipedia.org
Строительство этой махины началось в 2009 году. Авианосец больше напоминает небольшой город его длина 337 метров, ширина — 78 метров, а высота -76 метров. На корабле 25 палуб, два атомных реактора, его обслуживает около 5000 человек команды (2500—2700 человек экипажа, около 2480 человек авиагруппы и около 70 человек штаба), а цена соответствует внешнему долгу Белоруссии. Планировалось, что Gerald R. Ford будет спущен на воду в сентябре 2014 года, однако из-за многочисленных недоделок эти сроки переносились несколько раз.
Даже сейчас этот корабль-город до конца не готов к боевой работе. До 2020 года он пройдет техническую обкатку — совершит несколько выходов в море, чтобы отладить системы жизнеобеспечения.
Как рассказал МК военный эксперт Виктор Мураховский,. Это первый корабль из новой серии авианосцев Gerald R.Ford. Всего планируется построить четыре таких «корабля будущего», которые идут на смену авианосцам проекта Nimitz.
— Стоимость корабля конечно чудовищная, тут еще нужно учитывать стоимость его эксплуатации, а по подсчетам американских экспертов это еще 22 млрд долларов, приплюсовать к этому стоимость авиакрыла, которое будет на нем базироваться… Корабль получается даже не золотым, а не знаю, бриллиантовым наверное, — говорит Мураховский.
По его словам, базироваться на самолете будут палубные истребители пятого поколения F-35, палубные беспилотники и вертолеты.
По хорошему, этот проект нельзя назвать прорывом в создании авианосцев. Принципиально он ничего нового не внес. Там конечно есть технические новинки, в частности использование электромагнитных катапульт вместо паровых, аэрофинишеры с электротормозом, стелс-технологии опять же. Уменьшилось число подъемников, но повторюсь, принципиально он ничем не превосходит существующие классы, — отметил эксперт.
По его словам, на нем можно разместить до 100 летательных аппаратов, благодаря новейшим техническим решениям удалось увеличить интенсивность боевых вылетов до 160, однако на авианосцах которые эксплуатирует ВМС США интенсивность боевой нагрузки порядка 120-150 самолетовылетов в сутки и принципиальной разницы в этом увеличении нет.
Они получили чудовищно дорогой корабль, который ненамного повысил свои боевые возможности по сравнению с предшественниками. А стоимость возросла в два раза.
В целом, говоря о возможностях авианосцев, эксперт заметил, что корабли такого класса ни разу не были проверенные в реальных боевых конфликтах даже средней интенсивности.
-Грубо говоря, США использовали авианосцы в конфликтах со странами третьего мира, которые не имели эффективной авиации и флота, — говорит Мураховский. — Под большим сомнением их реальная боеспособность в случае крупномасштабного конфликта. Даже не с Индией, Китаем или Россией, а с тем же Ираном. У Ирана есть противокорабльные ракеты, которые вполне могут использоваться против авианосцев, там есть авиация, которая тоже может ударить, есть опыт нанесения морских ударов.
Эксперт отметил, что если говорить про российские противокорабельные ракеты, то они вполне могут уничтожать любые авианосцы. Проблема заключалась только в целеуказании из космоса.
— Сейчас на орбиту выведены спутники, и никуда эта громадина, пусть и использующая стелс-технологии не спрячется от взгляда из космоса. Как только у ракет будет цель — шансов выжить у авианосца я не вижу, — убежден Мураховский
Эксперт пояснил, что подобные корабли США создает потому что, военной доктрине прописано завоевание господства в мировом океане. Кроме того, через Тихий океан и Атлантику до тех стран, которые США считают своими врагами нужно еще добраться и авианосные ударные группы — это необходимый инструмент.
Говоря о необходимости кораблей такого типа для России эксперт отметил, что планы по авианосцам конечно существуют, но нужны ли они нашему ВМФ ,вопрос спорный.
— Для наших флотов и наших морей корабли такого класса не нужны, возможно нужны вертолетоносцы, особенно на Дальнем Востоке и пожалуй все. Имея наземные базы в той же Сирии эффективность применения авиации будет намного лучше, а затраты соответственно в разы меньше, — резюмировал Мураховский.
www.mk.ru
Самый дорогой авианосец в истории — ЭкспертРУ
В феврале 2016 года флот армии США получит самый дорогой корабль в истории, сообщает CNN. Стоимость нового авианосца Джеральд Форд (Gerald Ford) составляет, по некоторым данным, 13 миллиардов долларов.
Корабль также является самым большим в мире. Его длина – 333 метра, вес – 100.000 тонн. На его борту может разместиться 4.400 человек и 75 единиц авиатехники. Планируется, что он станет взлётно-посадочной площадкой для истребителей F-35.
Новый авианосец должен снять нагрузку с 10 несущих дежурство кораблей. С его борта сможет подниматься существенно больше самолетов за определенный отрезок времени (по расчетам — на 25%).
USS Gerald R. Ford — серия многоцелевых атомных авианосцев США, строительство которых идет с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа Nimitz и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и меньшими эксплуатационными расходами.
Головной корабль, названный в честь 38-го президента США Джеральда Форда, заложен 14 ноября 2009 года. Второй корабль серии будет называться John F. Kennedy, третий — Enterprise. Всего планируется построить 10 кораблей типа Gerald R. Ford, по мере принятия на вооружение они будут заменять авианосцы Nimitz.
Специально для Gerald R. Ford разработаны ядерные реакторы A1B, мощность которых по сравнению с предшественниками, установленными на Nimitz, увеличена на 25 процентов, а трудоёмкость обслуживания сокращена вдвое. Как утверждают в ВМС США, энергетическая установка с двумя реакторами A1B сможет работать без замены топливных стержней всё время службы авианосца (в течение 50 лет).
Корабль планируется оснастить оружием будущего: рельсовыми пушками, ракетами-перехватчиками, а также электромагнитными системами запуска воздушных судов (EMALS).
EMALS сейчас проходят испытания. Они легче, надежнее, компактнее и проще в обслуживании имеющихся сейчас катапульт и должны резко, на треть увеличить интенсивность полетов авиации до 160 вылетов в сутки на Gerald Ford со 120 на Nimitz.
У электромагнитных систем, созданных компанией General Atomics, немало и других преимуществ перед паровыми. Например, они более плавно разгоняют самолеты, обеспечивают более высокую управляемость, существенно расширяют диапазон скоростей и направлений ветра при взлете.
На июньских испытаниях EMALS тележка, заменяющая самолет, разогналась на палубе корабля до почти 260 км/час, отсоединилась от катапульты и после полета по воздуху упала в воду. Во время майских испытаний тележку удавалось разогнать до 330 км/час. Кроме этого, были проведены и успешные наземные испытания.
Вместе с тем, в США ряд экспертов подвергают серьезной критике проект USS Gerald R. Ford. Как пишет в National Review капитан ВМС США в отставке Джерри Хендрикс, еще не построенные авианосцы будут бесполезны в будущих войнах. Они будут настолько дороги, что потеря хотя бы одного такого корабля станет сильнейшим ударом по ВМФ США.
На этих плавучих военных базах есть все, что необходимо для автономного существования в течение долгих месяцев. Современные авианосцы все больше превращаются в плавучие города с населением несколько тысяч человек. Потери в живой силе в результате уничтожения одного корабля класса Gerald Ford будут вдвое больше потерь американских войск за всю войну в Афганистане.
Столь высокая ценность таких кораблей как в финансовом, так и во всех других смыслах заставит противника охотиться на них. Стремительно растущая военная мощь Китая делает из него наиболее вероятного противника Америки в Тихоокеанском регионе. Китайские ученые и инженеры разрабатывают высокоэффективные крылатые противокорабельные ракеты (ASCMs), запускаемые с подводных лодок. Американские противоракетные системы Aegis защитить авианосцы класса Gerald Ford от них не смогут.
Уязвимость перед китайскими ракетами заставит командование или держать авианосцы как можно дальше от Китая, что позволит китайцам доминировать в Тихоокеанском регионе, или рисковать тысячами жизней американских солдат и матросов, с чем никогда не согласятся простые американцы.
expert.ru