МБР «Тополь-М»: конструкторы, история испытаний и ттх
РТ-2ПМ2 «Тополь-М» — это ракетный комплекс стратегического назначения, работы над созданием которого начались еще в советский период, но доводка и серийное производство было осуществлено уже российскими предприятиями. «Тополь-М» — это первый образец подобного оружия, созданный уже после распада СССР. Сегодня на вооружении российской армии стоят ракетные комплексы шахтного (15П165) и мобильного (15П155) базирования.
«Тополь-М» — это результат модернизации советского стратегического ракетного комплекса «Тополь», который превосходит его практически по всем основным характеристикам. В настоящее время «Тополь-М» составляет основу российских РВСН. Его разработкой занимались конструкторы Московского института теплотехники (МИТ).
С 2011 года российское Министерство обороны прекратило закупку новых комплексов «Тополь-М», ресурсы были направлены на создание и развертывание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Ярс» РС-24.
С самого начала создателям ракетного комплекса «Тополь-М» были поставлены довольно серьезные ограничения, касающиеся, в первую очередь, габаритных характеристик ракеты. Поэтому основной акцент при ее разработке был сделан на повышение живучести комплекса в условиях нанесения противником ядерных ударов и на способность боевых блоков проходить вражескую систему ПРО. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 11 тыс. км.
По мнению многих экспертов, ракетный комплекс «Тополь-М» не является идеальным вариантом для российских РВСН. Его пришлось создавать по причине отсутствия других альтернатив. Недостатки МБР во многом связаны с характеристиками комплекса «Тополь», на базе которого он был создан. И, хотя, конструкторам удалось улучшить многие параметры, но совершить чудо они, конечно же, не могли.

История создания
Работы над созданием новой межконтинентальной баллистической ракеты с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Этим проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетного комплекса. Единственным отличием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.
В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в данных разработках и доведение «Тополя» полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.
Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, с высокой точностью, дальностью полета, способной преодолеть систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:
- количеством ступеней;
- видом топлива хотя бы одной из ступеней;
- длиной ракеты или длиной первой ступени;
- диаметром первой ступени;
- массой, которую ракета могла забрасывать;
- стартовой массой.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской системы ПРО.
Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами противника. Система наведения ракеты гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания начались в 1994 году. Был произведен запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Он был успешен. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.
Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году, в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2015 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.
В 2005 году состоялся запуск ракеты «Тополь-М» с маневрирующей боевой частью. Он стал частью программы российских РВСН по созданию средств для преодоления американской системы ПРО. Также проводились испытания боевой части с прямоточным гиперзвуковым двигателем.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.
В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.
Описание комплекса
Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.
Ракета имеет три ступени и ступень разведения боевых блоков, все они оснащены твердотопливными двигателями. Каждая ступень имеет цельный корпус из композитных материалов (типа «кокон»). Сопла ракетных двигателей также изготовлены из композитных материалов на основе углерода, с их помощью происходит управление полетом ракеты. В отличие от своих предшественников, МБР «Тополь-М2» не имеет решетчатых рулей и стабилизаторов.

Ракета для обоих комплексов оснащена минометным стартом. Стартовая масса ракеты составляет 47 тонн.
МБР несет моноблочную термоядерную боевую часть, с мощностью 0,55 Мт. Боевая часть ракеты имеет лучший коэффициент использования делящихся материалов, чем ее предшественники. Возможно оснащение ракеты и разделяющимися боевыми блоками, унифицированными с ББ МБР «Булава». В этом случае количество боевых блоков составляет от трех до шести штук. Также на ракету возможна установка маневрирующей головной части.
Ракета оснащена совершенной системой преодоления системы противоракетной обороны, что значительно снижает вероятность поражения боевых блоков. Она может запускать ложные цели, которые невозможно отличить от настоящих боеголовок во всех спектрах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, инфракрасном и радиолокационном). Ложные цели способны полностью повторять характеристики настоящих боеголовок на всех этапах их полета. Более того, ложные цели, которые используются на МБР «Тополь-М» способны противостоять факторам ядерного взрыва и сверхмощному лазерному облучению.
Боеголовки ракеты имеют специальное покрытие, снижающее их заметность на экранах радаров, оснащены генераторами ракет, а также могут выпускать специальные аэрозоли – источники инфракрасного излучения. Новые маршевые двигатели ракеты позволяют значительно уменьшить активный участок полета, на котором она наиболее уязвима. Кроме того, на этом участке полета ракета может маневрировать, что делает ее уничтожение еще более проблематичным.
Высокий уровень стойкости ракеты и боевых блоков против поражающих факторов ядерного взрыва были достигнуты за счет целого комплекса мероприятий:
- покрытие корпуса ракеты специальным составом;
- применение при создании системы управления элементарной базы, более защищенной к электромагнитному импульсу;
- аппаратура системы управления вынесена в отдельный герметичный отсек, покрытый специальным составом из редкоземельных элементов;
- кабельная сеть ракеты надежно экранирована и имеет специальное размещение;
- при похождении облака ядерного взрыва ракета делает так называемый программный маневр.
Мощность твердотопливных зарядов всех двигателей ракеты значительно выше, чем у ее предшественников, что позволяет ей значительно быстрее набирать скорость.

Вероятность преодоления американской системы ПРО для боевых блоков МБР «Тополь-М» 60-65%, идут работы над повышением этого значения до 80%.
Система управления ракетой – инерциальная, на основе цифровой ЭВМ и гиростабилизированной платформы. «Тополь-М» может успешно стартовать и выполнить свое задание, даже в случае нанесения блокирующих высотных ядерных ударов по району дислокации комплекса.
Следует отметить, что МБР «Тополь-М» создавалась с использованием наработок и технологий, полученных при изготовлении МБР «Тополь», это значительно сократило время создания ракеты, а также уменьшило стоимость проекта.

Перевооружение частей РВСН шло с использованием уже существующей инфраструктуры, что также позволило значительно сократить экономические издержки. Это было особенно важно для конца 90-х годов, когда российская экономика переживала не самые лучшие времена.
Для установки ракет «Тополь-М» шахтного базирования использовались шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства. Под «Тополь» переоборудовали шахтные установки советских тяжелых МБР. При этом в основание шахты заливали дополнительные пять метров бетона, также проводили некоторые дополнительные преобразования. Однако при этом большая часть шахтного оборудования использовалась повторно, что существенно сокращало затраты на развертывание комплекса, а также ускоряло работы.
Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и один командный пункт повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.
«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с восьмью осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу радиус поворота восемнадцать градусов.
Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика. Именно это и обеспечивает его высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем с мощностью 800 л. с. Мобильная пусковая установка может преодолевать брод с глубиной 1,1 метр.
При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт разработки и создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

Система вывешивания комплекса позволяет производить запуск даже с мягких грунтов. Запуск может быть произведен из любой точки района дислокации комплекса, он обладает средствами маскировки против различных средств обнаружения (оптических, инфракрасных, радиолокационных).
Серийное производство пусковых установок налажено на волгоградском заводе «Баррикады».
В 2013 году ракетные части, на вооружении которых стоит мобильная установка «Тополь-М» получила тринадцать специальных машин маскировки и инженерного обеспечения. Их основной задачей является уничтожение следов ракетных комплексов, находящихся на дежурстве, а также создания ложных позиций, которые были бы хорошо заметны средствам разведки вероятного противника.
Тактико-технические характеристики
Ниже указаны тактико-технические характеристики (ТТХ) ракетного комплекса «Тополь-М».
| Максимальная дальность стрельбы,км | 11000 |
| Количество ступеней | 3 |
| Стартовая масса, т | 47,1 (47,2) |
| Забрасываемая масса, т | 1,2 |
| Длина ракеты без головной части, м | 17,5 (17,9) |
| Длина ракеты, м | 22,7 |
| Максимальный диаметр корпуса, м | 1,86 |
| Тип головной части | моноблочная, ядерная |
| Эквивалент боезаряда, мт | 0,55 |
| Круговое вероятное отклонение, м | 200 |
| Диаметр ТПК (без выступающих частей), м | 1,95 (для 15П165 – 2,05) |
| МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) | |
| Колесная формула | 16×16 |
| Радиус поворота, м | 18 |
| Дорожный просвет, мм | 475 |
| Масса в снаряженном состоянии (без боевого оснащения), т | 40 |
| Грузоподъемность, т | 80 |
| Максимальная скорость, км/ч | 45 |
| Запас хода, км | 500 |
Видео о ракетном комплексе
big-army.ru
Ракета Тополь-М

| Артикул | РН0900302 |
| Количество ракет в наборе, шт | 3 |
| Тарная фасовка | 12/3 |
| Производитель | УралСалют |
| Описание эффектов | Набор из трех ракет. Серебряная пальма с красным, золотая пальма с зеленым, золотая ива с белым мерцанием, трещащая ива с синим. |
| Инструкция | прочитать |
| Калибр | 0.9 дюйм |
| Калибр | 0,9 |
Отзывы
Посмотрите 1 отзыв о Ракета Тополь-М;www.fejerverki-chelyabinsk.ru
Ракетный комплекс Тополь-М — ядерное оружие России

Безопасность граждан – самая приоритетная задача для всех стран, особенно в предполагаемой Третьей мировой войне. И обеспечить ее можно лишь сверхмощным оружием. Именно таким является передвижной комплекс Тополь-М. Разрабатываемый более двух десятилетий и совершенствуемый по сей день, комплекс ядерного оружия России Тополь-М является единственным в мире смертоносным оружием на мобильной платформе, способным поразить цель на расстоянии в 11000 км, а также имеющим возможность запуска из шахты.
Передвижной комплекс Тополь-М базируется на тягаче с двигателем ЯМЗ с 12 цилиндрами и турбонаддувом. Мотор имеет мощность в 800 л.с., запас хода в 500 км и потребляет дизельное топливо.
Боевые характеристики ракетного комплекса Тополь-М
Тополь-М по праву считается грозой ПРО всех держав. Ниже приведем характеристики ракеты.
-
Ракета Тополь-М имеет 3 ступени.
-
Максимальная дальность поражения цели 11000 км.
-
Моноблочный тип корпуса.
Ракета Тополь-М базируется на тягловой платформе МАЗ-7922. В настоящее время приоритетным считается запуск с мобильной платформы, нежели из статично шахты. Атомное оружие Тополь-М имеет маневрирующую боевую составляющую, что позволяет проводить корректировку курса ракеты в полете. В настоящее время ракета Тополь-М может переоснащаться в зависимости от поставленной задачи. Изменяются типы боеголовки, остальная комплектация остается прежней, как и характеристики дальности.
История создания ядерного оружия Тополь-М
Разработка межконтинентальной баллистической ракеты началась в 80-х годах Московским институтом и КБ «Южное». Первоначальные варианты атомного оружия отклонялись ввиду их низких параметров дальности. Основной целью было создать межконтинентальную баллистическую ракету, которая могла бы запускаться как из шахты, так и с платформы-тягача. Топливом во всех двух типах служил ПРОНИТ.
В 1992 году работа над шахтным типом Тополь-М была практически завершена, и конструкторы сосредоточились над разработкой шасси для межконтинентальной баллистической ракеты.
Первые испытания атомного оружия были проведены на космодроме Плесецк и прошли успешно. В 2000 году В.В. Путиным был подписан указ об испытаниях нового шасси, базирующегося на 8-ми осевой колесной системе, в комплексе с ракетой Тополь-М.
Благодаря результатам Тополь-М завоевал статус новейшего ядерного оружия России, которое не имеет аналогов.
Многие аналитики считают, что Третья мировая война не началась тогда благодаря разработкам такого типа, так как ПРО стран Европы не смогут справиться с массированным ударом систем Тополь-М в случае взаимного удара.
Ядерное оружие России, включая Тополь-М, ЯРС и Тополь является единственно силой, которая останавливает глобальный конфликт сверхдержав, который может перерасти в Третью мировую войну.
Резюме
Проводя параллели между странами, борющимися в гонке вооружений, Россия по праву занимает первое место благодаря межконтинентальным баллистическим ракетам наземного, водного и воздушного типа. Ядерное оружие Тополь-М – разработка, которую не удалось превзойти ни одной стране. Сделать это пытались как страны запада, так и отделения бывшего СССР. США прекратили разработки в 90-х годах, остановившись на нескольких видах боеголовок, значительно уступающих параметрам комплекса Тополь-М.
www.3world-war.su
|
|
Мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» с МБР РТ-2ПМ(15Ж58, SS-25 «Sickle» по классификации НАТО).
Разработка, испытания и развертывание
В 1975г. Московским институтом теплотехники (МИТ) под руководством главного
конструктора А.Д.Надирадзе (после его смерти институт возглавил Лагутин) была
начата разработка твердотопливной МБР, для мобильного грунтового ракетного комп-
лекса (МГРК). Постановление правительства о разработке такого комплекса на базе
ракеты РТ-2П, получившего наименование «Тополь» (ракета РТ-2ПМ обозначение по дого-
вору ОСВ– РС-12М), вышло 19 июля 1977г. По сути это была новая ракета, а «легенда»
о модернизации РТ-2П нужна была для того чтобы обойти ограничения наложенные Дого-
вором ОСВ-2 (если она и была модернизацией какой-то ракеты то скореее 15Ж42 комп-
лекса "Темп-2С"). К концу осени 1983г. опытная серия ракет РТ- 2ПМ была построена.
8 февраля 1983г. (по другим сведениям 23 декабря) на полигоне Плесецк начались
летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только
один пуск. Одновременно там же проводились испытания и боевых агрегатов всего
МГРК. В декабре 1984г. основная серия испытаний была завершена. Однако произошла
задержка в разработке некоторых элементов комплекса. В 1984г. началось строитель-
ство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патру-
лирования МГРК «Тополь». Объекты строительства размещались в позиционных районах
снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, а затем и подвижных комплексов «Пионер».
Первый ракетный полк вооруженный «Тополями» был развернут у г. Йошкар-Ола, не
ожидая полного завершения испытаний и 23 июля 1985г. заступил на боевое дежурство.
28 апреля 1987г. на боевое дежурство под Н. Тагилом заступил полк, вооруженный
комплексами "Тополь" с подвижным командным пунктом (ПКП) "Барьер. Программа испыта-
ний была успешно завершена в декабре 1988г. Новый МГРК был официально принят на
вооружение РВСН и началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплек-
сом «Тополь» одновременно с боевого дежурства снимались устаревшие МБР. Производ-
ство ракет РТ-2ПМ было развернуто в Воткинске. 27 мая 1988г. на боевое дежурcтво
под Иркутском заступил первый полк МБР "Тополь" с усовершенствованным ПКП "Гранит"
и автоматизированной системой управления. К середине 1991г. было развернуто 288
ракет этого типа. В 1999г. на вооружении РВСН находилось 360 комплексов «Тополь».
Они несли дежурство в десяти позиционных районах. В каждом районе базируется по 4-
-5 полков. На вооружении каждого полка - девять пусковых установок и один ПКП.
Дивизии «Тополей» были дислоцированы вблизи г. Барнаул, Верхняя Салда (Н. Тагил),
Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а
также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 ПУ) были развернуты
в Белоруссии - под г. Лида, Мозырь и Поставы.
После распада СССР «Тополь» оказался единственным из всех ракетных комп-
лексов, производство которого продолжилось в России. Часть «Тополей» оставшаяся на
территории Белоруссии в 1993-1996г. была возвращена в Россию.
Конструкция ракеты.
Для ракеты РТ-2ПМ было применено новое, более энергоемкое смесевое топливо,
разработанное в Люберецком НПО «Союз», корпуса верхних ступеней впервые были
выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме «кокон». На всех трёх
ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом.
На корпусе первой ступени размещены раскладные решетчатые аэродинамические
рули и стабилизаторы. Для упраления полётом совместно с аэродинамическими исполь-
зуются газоструйные рули.
Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого
РДТТ.
Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части.
Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей
ступени путем «вскрытия» детонирующими удлиненным зарядом (ДУЗ) восьми "окон" с
реверсивными раструбами на верхнем днище.
Система управления, разработаня в НПО автоматики и приборостроения под руко-
водством В. Лапыгина, имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности
стрельбы. КВО при стрельбе на максимальную дальность составляет 400м. (по неко-
торым западным источникам - 150 - 200м.). СУ обеспечивает управление полетом
ракеты, проведение регламентных работ на ракете и ПУ, предстартовую подготовку и
пуск ракеты без разворота пусковой установки. Все операции предстартовой подго-
товки и проведения пуска полностью автоматизированы.
Состав комплекса и его эксплуатация
В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере
(ТПК), установленном на мобильной ПУ. Пусковая установка разработана в Волгоград-
ском ЦКБ "Титан" под руководством В.Соболева и В.Шурыгина шасси семиосного больше-
грузного автомобиля МАЗ-7310. При весьма солидных размерах и весе обладает хорошей
подвижностью и проходимостью.
Пуск ракеты возможен как из укрытия гаражного типа в месте постоянной дисло-
кации, так и с необорудованной позиции. Для этого ПУ вывешивается на домкратах.
Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккуму-
лятора давления, размещенного в ТПК. Боеготовность с момента получения приказа
до пуска ракеты была доведена до двух минут.
Площадь района боевого патрулирования комплекса 125000км2. Для новых комплек-
сов были разработаны стационарный и подвижный командные пункты (ПКП дивизионного
звена – «Зенит», полкового звена – «Гранит», размещавшиеся на шасси четырехосного
автомобиля МАЗ-543М). Для управления огнём применялись и ПКП «Барьер», оснащённые
ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки. После запуска ракеты ее передатчик
дает команду на пуск МБР.
Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет.
Позже гарантийный срок продлен до 15 лет. Ежегодно производится по одному контроль-
ному пуску ракеты. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время
его испытаний и эксплуатации было произведено около 50-и контрольно-испытательных
пусков ракет. Все они прошли безотказно
|
rocketpolk44.narod.ru
Тополь М Скорость Полета До Сша. Военные технологии. informatik-m.ru
тополь м скорость полета до сшаНовая безымянная ракета заменит «Ярс» и грунтовый «Тополь-М»
В России испытали баллистическую ракету на новом топливе
Ракетные войска стратегического назначения испытали в среду твердотопливную баллистическую ракету Московского института теплотехники (МИТ), в разработке которой использовались элементы новейшего ракетного комплекса PC-24 «Ярс» (создан на базе ракеты «Тополь-М» РС-12М2).
Как сообщил «Известиям» источник в оборонно-промышленном комплексе, со временем новый ракетный комплекс может заменить «Ярсы» и «Тополи», хотя конструктивные отличия от них у него значительные.
— Ракета другая, она больше «Ярса», и разницу видно невооруженным взглядом. У нее другой диаметр, другая масса. При этом какие-то элементы и системы были позаимствованы с «Ярса», — пояснил собеседник «Известий», подчеркнув, что параметры ракеты, включая название, засекречены как минимум на ближайшие полгода.
По словам представителя ОПК, специально для новой ракеты в Белоруссии было разработано новое колесное шасси. Оно отличается от шасси МЗКТ-79221, на котором базируется «Ярс» и «Тополь-М», хотя тоже выпущего на Минском заводе колесных тягачей. В чем отличия источник не уточнил, ссылаясь на закрытость данных.
— По количеству осей или размеру колес можно вычислить вес ракеты, а зная вес — ее характеристики, — пояснил собеседник «Известий» причину такой скрытности.
Но главные отличия внутри. В ракете используется новое топливо, которое более эффективно, чем смесовое топливо «Ярсов» и «Тополей». В Федеральном центре двойных технологий «Союз», где произвели топливо для новой ракеты, «Известиям» пояснили, что речь идет не о принципиально ином составе веществ, а повышении их качества.
— Улучшения параметров были достигнуты благодаря модернизации технологии производства компонентов топлива и повышению их качества. К сожалению, ничего прорывного в этом направлении сейчас достичь нельзя, как это было в начале создания твердого топлива, поэтому улучшаем то, что есть, — пояснил представитель «Союза», также отказавшись уточнять прибавку в мощности.
Сейчас большинство твердотопливных ракет используют в качестве горючего металл (алюминий, магний и др.), который горит в окислителе (перхлорад аммония, динитрамид аммония и др.).
Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения РФ (РВСН) генерал-полковник Виктор Есин пояснил «Известиям», что за счет нового топлива активный участок полета ракеты будет короче, за счет этого она сможет более эффективно преодолевать ПРО США и НАТО и может рассматриваться в качестве ответа России на создание глобальной системы ПРО.
— Чем меньше работает двигатель, тем сложнее засечь ракету, — пояснил Есин.
При этом он добавил, что, судя по опубликованным данным, новая ракета не является прорывной.
— Это не прорыв, но безусловно, шаг вперед, — пояснил Есин.
При этом Владимир Дворкин выразил уверенность, что новый комплекс не станет «убийцей «Ярсов» и «Тополей».
— Ни о какой замене «Тополя» и «Ярса» не может быть и речи. Это делать бесмысленно, потому что Тополь, Ярс, — новые ракеты, и разрабатывать им замену — абсурд. Никто не будет менять ракеты, у которых очень большой срок службы, — выразил уверенность Дворкин.
При этом он добавил, что что-нибудь конкретное об этой ракете можно будет сказать только тогда, когда будут известны ее основные характеристики. Дворкин заметил, что параметры пуска Россия должна был передать в США в рамках договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Другой представитель ОПК сообщил Известиям , что по массо-габаритным характеристикам новая ракета практически идентична Тополю и Ярсу .
— Для запуска в Плесецке использовалась немного модернезированная пусковая установка от Ярса . В принципе, новая ракета, видимо, будет совместима со старыми установками, хотя, конечно, решения по электронике, системам управления и другим системам будут меняться, и, возможно, пусковую установку придется существенно переделывать, — пояснил собеседник Известий .
В Московском институте теплотехники (МИТ), где спроектировали ракету, Известиям сообщили, что разработка грифована и они не могут о ней говорить, пока гриф Секретно не будет снят. То же самое ответили и на Воткинском машиностроительном заводе, где построили саму ракету.
— У этой ракеты засекречено даже название. Его нельзя произносить. Но это не Ярс и не Авангард , — заметил представитель одного из предприятий.
Ранее министр обороны Анатолий Сердюков назвал перспективную ракету, которую разрабатывает МИТ, Авангард . По мнению экспертов она является развитием проекта Ярс , который, в свою очередь, — прямой потомок знаменитых Тополей — ракетных комплексов РС-12М Тополь и РС-12М2 Тополь-М . По похожей технологии выпускается и морская ракета Булава , которая разрабатывалась на базе Тополя .
По данным РВСН, ракета стартовала в среду утром с космодрома Плесец и менее чем через полчаса муляж боевого блока упал в заданный район полигона Кура на Камчатке.
— Учебный боевой блок прибыл в заданный район на полигоне «Кура» на полуострове Камчатка. Поставленные цели пуска достигнуты, — сообщили Известиям в пресс-службе РВСН сразу после пуска.
По данным РВСН, сновными целями и задачами пуска являлись получение экспериментальных данных по подтверждению правильности принятых при разработке МБР научно-технических и технологических решений , а также проверка работоспособности и определение технических характеристик систем и агрегатов ракеты.
Что это за данные, о каких характеристиках и системах идет речь, в РВСН уточнить отказались. В то же время, там отметили, что новая ракета создается с максимальным использованием и развитием уже имеющихся новых заделов и технологических решений, полученных при разработке ракетных комплексов 5-го поколения , что подтверждает данные источников об унификации новой ракеты с Ярсом , Тополем и Булавой .
Для ракеты Тополь-М что есть система ПРО, что нет
13:42 13.02.2006 (обновлено: 02:41 07.06.2008 ) 257
19 января начальник управления ПРО министерства обороны США генерал-лейтенант Генри Оберинг объявил об успешном завершении первого испытания одного из двигателей перспективной ракеты-перехватчика на основе кинетической энергии. Пе-рехватчик, который планируют принять на вооружение в начале следующего десятиле-тия, станет ключевым элементом американской системы ПРО.
Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
19 января начальник управления ПРО министерства обороны США генерал-лейтенант Генри Оберинг объявил об успешном завершении первого испытания одного из двигателей перспективной ракеты-перехватчика на основе кинетической энергии. Пе-рехватчик, который планируют принять на вооружение в начале следующего десятиле-тия, станет ключевым элементом американской системы ПРО.
Сегодня в этой системе уже задействовано 10 противоракет, дислоциро-ванных на Аляске. При этом корпорация Боинг , головная по аляскинским пе-рехватчикам, обязуется в текущем году построить еще несколько таких ракет, произвести серию испытаний противоракетных систем. Кроме того, патриарх американской аэрокосмической индустрии намерен весь год активно интегри-ровать в национальную систему ПРО радиолокационного комплекса SBX и ла-зера воздушного базирования, серию испытаний которого Корпорация успешно завершила в начале декабря на полигоне базы ВВС Эдвардз , что в Калифор-нии.
Когда Владимира Путина спросили о новых российский ракетных ком-плексах, он косвенно дал оценку и американской системе ПРО.
Это очень серьезные комплексы, которые, как бы помягче сказать не являются ответом на системы противоракетной обороны. Для них, что есть сис-тема ПРО, что нет. Потому что они, как я уже говорил, работают на гиперзвуке. Меняют траекторию по курсу и высоте. А система ПРО рассчитана на балли-стические ракеты, которые наносят, могут наносить удар, двигаясь по балли-стической траектории, — сообщил президент на кремлевской пресс-конференции.
Что он имел в виду? На этот вопрос у экспертов один ответ — новейший межконтинентальный ракетный комплекс Тополь-М , созданный в Москов-ском институте теплотехники (МИТ).
Его разработка началась на конкурсной основе в конце 1980-х годов. Планировалось создание межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) двойного применения — шахтного и для мобильной пусковой установки. Шахт-ным вариантом занялось КБ Южное в Днепропетровске (Украина). В МИТе, традиционно ориентированным на грунтовые ракетные комплексы, стали раз-рабатывать мобильный вариант. Но в 1991 г. все работы были полностью пере-ведены в российский институт, и речь стала идти, фактически, не о создании нового комплекса, а о глубокой модернизации стоящего на вооружении Ракет-ных войск стратегического назначения (РВСН) комплекса Тополь .
По классификации NATO комплекс Тополь-М получил индекс SS-X-27 Topol-M2. В отличие от своего мобильного предшественника изначально он все-таки планировался для шахтного базирования. Первые две серийные ракеты были поставлены на боевое дежурство в Татищево (Саратовская обл.) в декабре 1997 г. В настоящее время уже пять полков РВСН вооружены ракетами То-поль-М .
В 2004-2005 гг. завершились летные испытания мобильной пусковой ус-тановки Тополь-М . Перевооружение РВСН на новый подвижный грунтовой ракетный комплекс начнется с 2006 г. По заявлению Министра обороны РФ Сергея Иванова в этом году планируется закупить 7 ракет с мобильными пус-ковыми установками.
Грунтовой вариант обеспечивает скрытность действий, маневренность, высокую живучесть пусковых установок, а также автономность функциониро-вания в течение длительного срока. У Тополя-М значительно улучшилась точность стрельбы по сравнению с Тополем . Повысилась стойкость двигателя и других элементов ракеты в полете к воздействию различных поражающих факторов, включая ядерное оружие.
США в настоящее время предпринимают практические шаги по разме-щению радиолокационных станций и средств перехвата вблизи границ России с тем, чтобы фиксировать старт и уничтожать ракеты на активном, наиболее уязвимом для них участке траектории, еще до отделения боевого блока.
Три маршевых твердотопливных двигателя Тополя-М позволяют ему набирать скорость гораздо быстрее предыдущих образцов межконтиненталь-ных баллистических ракет, что резко снижает его уязвимость. Кроме того де-сятки вспомогательных двигателей и современная цифровая система управле-ния позволяют Тополю-М совершать маневр, как в вертикальной, так и в го-ризонтальной плоскостях, что делает его полет непредсказуемым буквально с момента старта.
И, наконец, последняя фишка — гиперзвуковой, маневрирующий ядер-ный блок. По сути — это крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, разгоняющим ее до сверхзвуковых скоростей. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский полет при скоро-сти, в 4-5 раз превышающий скорость звука.
В США в свое время посчитали создание таких ракет слишком дорогим и ограничились дозвуковыми машинами. В России по официальным данным, ра-боты по созданию сверхскоростных ракет были прекращены в 1992 г. Но, как выяснилось позднее, ненадолго.
Еще в июле 2001 г. в прессе широко обсуждался запуск ракеты Тополь , в ходе которого отмечалось несбыточное для баллистики поведение боеголов-ки. Было высказано предположение, что она снабжена двигателями, которые позволяют ей маневрировать в атмосфере на высоких скоростях.
Настоящей же сенсацией стали учения Безопасность-2004 , в ходе ко-торых была запущена МБР РС-18, на которой стоял некий экспериментальный аппарат. Он, то выходил в космос, то снова входил в атмосферу Земли. Маневр, казалось бы немыслимый для современной техники. В момент вхождения ядерной боеголовки в плотные слои атмосферы ее скорость равна 5000 м/с, но она имеет специальную защиту от перегрузок и перегрева. У испытываемого аппарата скорость была не меньше, но он не только с легкостью менял направ-ление полета, но при этом не разрушился.
Крайне высокая маневренность не позволяет противнику предугадать траекторию полета такого аппарата с точностью, необходимой для его унич-тожения. По словам начальника российского Генерального штаба генерал-полковника Юрия Балуевского: Аппарат может обходить средства контроля и решать задачи по преодолению систем ПРО, в том числе и перспективных. В отличие от обычных баллистических боеголовок это устройство может в са-мый последний момент как самостоятельно изменить траекторию полета — по заранее заданной программе, так и быть перенацелено уже над территорией противника . Проще говоря, боеголовка, созданная на основе этого экспери-ментального образца, способна преодолевать любые системы противоракетной обороны, в том числе и будущую американскую национальную ПРО.
Заметим также, что моноблочная боеголовка Тополя-М в отличие от других стратегических МБР может быть в короткий срок переоснащена на раз-деляющуюся головную часть, несущую до трех зарядов с индивидуальным на-ведением, способных поразить цели на удалении 100 км от точки разделения. При этом разделение боеголовок будет происходить с изменением движения головной части через каждые 30-40 секунд. За это время никакие информаци-онно-разведывательные системы просто не успеют зафиксировать ни момент разделения, ни сами боевые блоки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источники: http://sdelanounas.ru/blogs/17747/, http://ria.ru/society/20060213/43508366.html
Комментариев пока нет!
informatik-m.ru



