Сообразительный корвет проекта 20380 – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Содержание

Многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Сообразительный»

 

На ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», в городе Санкт-Петербург 31 марта 31 марта 2010 года был произведен спуск на воду первого серийного корвета проекта 20380 «Сообразительный». Проект разработан в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». В создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 научно-исследовательских и промышленных предприятий Российской Федерации.


Проект полностью отвечает современным тенденциям мирового кораблестроения и является оптимальным сочетанием высокой степени вооруженности корабля при минимальном водоизмещении и высоких динамических качествах. Назначением корвета является в военное время борьба с надводными кораблями, подводными лодками, средствами воздушного нападения противника, артиллерийская поддержка высадки при действии морского десанта. В мирное время охрана государственной границы и экономической зоны.

 

многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Стерегущий»

 

 

 

 

 

корвет «Стерегущий» на праздновании Дня ВМФ РФ в Санкт-Петербурге


Основой функционирования любого корабля является информационная система. На корвете проекта 20380 установлены комплексы обеспечивающие освещение надводной, воздушной и подводной обстановки. В состав комплекса освещения воздушной обстановки входит РЛС «Фуркэ-2» с дальностью обнаружения до 110 км. В состав комплекса освещения надводной обстановки входят радиолокационные станции целеуказаний «

Монумент-А», обеспечивающие получение информации по надводным целям в активном режиме при нормальной радиолокационной наблюдаемости до 45 км, при повышенной до 90 км. При наличии эффекта сверхдефракции до 250 км. В пассивном режиме станция позволяет определять работу работающих передающих устройств надводных кораблей в зависимости от диапазона частот и потенциала радиоэлектронных средств от 50 до 500 км.


В состав комплекса освещения подводной обстановки корвета «Сообразительный» входят гидроакустическая станция (ГАС) «Заря-2» расположенная в носовом бульбовом обтекателе с энергетической дальностью обнаружения подводных лодок до 19 км, ГАС «Виньетка-М» с гибко-буксируемой антенной, работающая в пассивном режиме по обнаружению подводных лодок с дальностью до 20 км, в активном режиме до 60 км, поисковая гидроакустическая станция «

Анапа-М» и радиоакустические буи вертолета, который входит в состав авиакрыла корвета проекта 20380, и позволяют обнаружить цели в подводной среде с применением противолодочного оружия.


Важнейшей системой корвета «Сообразительный» является интегрированный ГКП сформированный на базе автоматизированной системы управления «Сигма-20830», которая обеспечивает сбор, обработку информации во всех видах обстановки, как от собственных источников информации, так и от взаимодействующих сил; оценку обстановки и выработку решений на ведение боевых действий как одиночного корабля так и тактической группы; обеспечение тактического и информационного взаимодействия с другими силами; обеспечение применения оружия одиночно и в составе группы; тактическое маневрирование и безопасность плавания.


Основой боевой мощи корвета «Сообразительный» является его оружие. К вооружению корабля относятся комплексы сбалансированы источниками целеуказаний и представлена в составе:


-противокорабельный ракетный комплекс — «Уран» с дальностью стрельбы 130 км и боезапасом 8 единиц;
-зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М» с дальностью действия ракет 1500-8000 м, и скорострельностью до 3000 выстрелов;
-зенитная артиллерийская установка АК-630М калибром 30 мм и зоной поражения до 4000 м;
-автоматическая артиллерийская установка А-190 калибром 100 мм и дальностью стрельбы до 21,3 км;
-противолодочное вооружение торпедные аппараты 324 мм и вертолет КА-27ПЛ;
-борьба с ПДСС;


Как показывает опыт войн и конфликтов без наличия на корабле средств радиоэлектронного подавления не возможно эффективно организовать противоздушную оборону, поэтому на корвете проекта 20380 предусмотрен комплекс радиоэлектронного подавления «ТК-25-2», обеспечивающий обнаружение работающих корабельных средств и самолетных РЛС и головок для создания активных помех. Для ухода ракет на ложную цель на

боевом корабле предусмотрен комплекс выстреливаемых помех ближнего рубежа «ПК-10», состоящий из четырех пусковых установок боекомплектом 89 снарядов. Особенностью данного проекта является обеспечение базирование противолодочного вертолета КА-27ПЛ.


Проект корвета «Стерегущий» разрабатывался с применением самых современных проектных технологий с использованием технологии «стелс». Радиолокационная заметность корабля снижена за счет применения в качестве материала надстройки трудно-горючих стеклопластиков со свойствами радио-поглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки, размещения основных антенных постов внутри радиопрозрачных мачт.
К конструктивным особенностям новых кораблей можно отнести измененную конструкцию подводной части корпуса, что дало возможность применить менее мощную и в то же время более легкую силовую установку и как результат привело к снижению водоизмещения
корабля
до 15 процентов. Также инженерам удалось максимально снизить уровень шума механизмов ГЭУ на основе применяемых технологий и принципов при строительстве подводных лодок проекта 677 класса «Лада».
Боевой корабль прекрасно сочетает мощное вооружение и уменьшенное водоизмещение без ущерба его ходовым и мореходным характеристикам. Боевой корабль имеет ряд новых технических решений позволяющих ему качественно выделиться в ряду однотипных кораблей


Головной корабль этого проекта «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», в октябре 2008 года вошел в боевой состав Балтийского флота ВМФ РФ. Позже на стапелях этой верфи были заложены три однотипных корабля «Сообразительный» 20 мая 2003 года и стал первым серийным кораблем проекта 20380, корвет «Бойкий

» 27 июля 2005 года и корвет «Стойкий» 10 ноября 2006 года, а корвет «Совершенный» был заложен на стапеле Амурского судостроительного завода 30 июня 2006 года в Комсомольск-на-Амуре.


Новые корветы должны стать основой ВМФ РФ в ближней морской зоне. Командование ВМФ РФ оценивает потребность флота в кораблях класса «корвет» в 20 единиц.


Эти корабли надежно обеспечат защиту и территориальную неприкосновенность любой морской державы.

 


Технические характеристики корвета «Сообразительный» проекта 20380:
Длина — 104,5 м;
Ширина — 13 м;
Осадка — 3,7 м;
Водоизмещение — 2220 тонн;
Силовая установка — дизельная типа «16Д49»;
Мощность — 23320 л. с.;
Скорость хода — 27 узлов;
Дальность плавания — 4000 миль;
Автономность — 15 суток;

Экипаж — 99 человек;
Вооружение:
Противокорабельный ракетный комплекс — «Уран» — 8 единиц;
Зенитное ракетный комплекс «Кортик-М» — 1;
Зенитно-артиллерийская установка АК-630М 30 мм — 2;
Автоматическая артиллерийская установка А-190 100 мм — 1;
Торпедные аппараты 324 мм — 2;
Вертолет КА-27ПЛ — 1;

korabley.net

Корвет «Сообразительный» проекта 20380. Инфографика

Корветы проекта 20380 — проект многоцелевых боевых надводных кораблей 2-го ранга ближней морской зоны (корветов), разработанный для Военно-Морского Флота России. На 1 апреля 2016 года в боевом составе ВМФ России находятся четыре корабля проекта — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий», все — в составе Балтийского флота; ещё восемь корветов строятся.

/По материалам info-step.ru/

army-news.ru

Корветы проекта 20380 Википедия

Корветы проекта 20380

Головной корабль проекта «Стерегущий». День ВМФ в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010.
Проект
Страна
  • Россия Россия
Изготовители
  • Северная верфь
    Амурский судостроительный завод
Операторы
  • Военно-Морской Флот Российской Федерации
Годы постройки 2001 — наст. в.
Годы в строю 2008 — наст. в.
Запланировано 23-25
Построено 5
Строится 8 (20380 — 5; 20385 — 2; 20386 — 1)
В строю 5
Основные характеристики
Водоизмещение 1800 т (стандартное)
2220 т (полное)
Длина 90 м (по КВЛ)
104,5 м (наибольшая)
Ширина 11,1 м (по КВЛ)
13 м (наибольшая)
Осадка 3,7 м (средняя)
7,95 м (наибольшая с бульбом)
Двигатели 4 дизеля 16Д49
2 вала
2 пятилопастных гребных винта
Мощность 23 320 л. с. (17 140 кВт)
Скорость хода 27 узлов (полная)
14 узлов (экономичная)
Дальность плавания 3500 миль на 14 узлах[1]
Автономность плавания 15 суток (по запасам провизии)
Экипаж 99 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения Фуркэ-2
РЛС целеуказания УРО «Монумент-А»
НРЛС 2 × МР-231
НРЛС 1 × «Пал-Н»
Внутрикилевая ГАС «Заря-2»
Буксируемая ГАС «Минотавр-М»
Опускаемая ГАС «Анапа-М»
Система спутниковой навигации CH-3101
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Сигма-20830»
СУО 5П-10-02 «Пума»
системы РЭП: 4×10×122-мм ПУ ПК-10 «Смелый»
средства РЭБ: ТК-25-2
Тактическое ударное вооружение На проекте 20385 1×8 УКСК Калибр
Артиллерия 1×1×100-мм АУ А-190 (332 выстрела)
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов)
Ракетное вооружение 2×4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35)
Головной корабль: 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов)
Первый и последующие серийные: 12 ячеек (3 модуля по 4 ячейки) ЗРК «Редут» (12 ЗУР 9М96М, 9М96Е или 48 ЗУР 9М100)
Противолодочное вооружение 2×4×330-мм ТА «Пакет-НК» (8 торпед)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный

ru-wiki.ru

Корвет «Стойкий» проекта 20380 ВМС России

Корвет «Стойкий» (бортовой номер 545) является четвертым в серии из четырех кораблей проекта 20380, построенных ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» для ВМС России. Головным является «Стерегущий» (введен в эксплуатацию 20 ноября 2007 года), вторым — «Сообразительный» (введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года), третьим — «Бойкий» (введен в эксплуатацию 16 мая 2013 года).

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Стойкий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта.

Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Стойкий» был заложен 10 ноября 2006 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1004. Спущен на воду 30 мая 2012 года. Корвет носит имя, унаследованное от своих знаменитых предшественников: первого гвардейского эсминца Балтийского флота проекта 7У, защищавшего Ленинград и Таллин в годы Великой Отечественной войны, первого серийного эскадренного миноносца проекта 30 бис и шестого серийного проекта 956, которые ранее были построены на верфи и верно служили России в разные периоды ее истории.

14 ноября 2013 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» проходит швартовые испытания. 10 декабря проходит в акватории предприятия процесс размагничивания. 20 декабря экипаж успешно сдал курсовую задачу СК-1 по подготовке корабля к проведению заводских ходовых испытаний в море. 25 декабря впервые вышел в Финский залив, где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ он будет проходить первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ).

15 января 2014 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» вышел из Кронштадта в Финский залив, где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы продолжит первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 21 января завершил первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ) в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. 24 января корвет проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева зашел в главную базу Балтийского флота — Балтийск — после совершения межбазового перехода из Кронштадта. 06 февраля экипаж новейшего корвета проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева вышел в море для проведения второго этапа заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 13 февраля экипаж под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева успешно отработал взаимодействие с экипажами противолодочных вертолетов Ка-27 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 морской авиации Балтийского флота. 18 февраля экипаж успешно провел в морских полигонах Балтийского флота испытания гидроакустических систем. 14 марта экипаж приступил к морской части государственных ходовых испытаний в Балтийском море. 26 марта экипаж вывел корабль в море для продолжения проведения морской части государственных ходовых испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота после вынужденного перерыва, связанного с бушевавшим в Калининградской области ураганом. 02 апреля вышел в морские полигоны Балтийского флота для проведения артиллерийских стрельб главным корабельным комплексом. 08 апреля экипаж в ходе проведения государственных испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота успешно выполнил ракетные и артиллерийские стрельбы. 14 апреля экипаж успешно завершил проведение морской части государственных испытаний корабля в полигонах боевой подготовки Балтийского флота.

Передан флоту 18 июля 2014 года.

04 мая 2015 года зашел в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По сообщению от 22 мая во время выхода в морской полигон, расположенный в акватории Балтийского моря, экипаж выполнил комплекс артиллерийских стрельб по большому и малому морским щитам, имитирующим боевые корабли условного противника. По сообщению от 26 мая в ходе планового выхода в море экипажи корветов «Стойкий» и «Бойкий» в морских полигонах Балтийского флота выполнили ряд учебно-боевых задач. Во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ моряки отработали совместные противолодочные действия — провели учение по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки с условным применением противолодочного вооружения. Роль субмарины условного противника выполняла дизель-электрическая подводная лодка Балтийского флота «Выборг» класса «Варшавянка» — одна из самых бесшумных подводных лодок. По сообщению от 29 мая в ходе планового выхода в море в морских полигонах Балтийского флота успешно выполнил артиллерийские стрельбы по морским надводным целям из корабельных комплексов АК-630 и А-190 в ходе розыгрыша боя с надводными кораблями условного противника. Принял участие в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. По сообщению от 10 июля экипаж корабля выполнил ряд учебно-боевых задач в море. По сообщению от 16 сентября в рамках совместного российско-белорусского оперативного учения «Щит Союза-2015» впервые выполнил одновременную ракетную стрельбу по сложным мишеням, имитирующим корабль условного противника.

05 июля 2016 года вернулся в Балтийск после выполнения задач в Северном море. По сообщению от 15 сентября успешно отработал в море элементы второй курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб по мишеням, имитирующим боевой корабль и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 11 ноября экипаж корабля в морских полигонах отработал действия по поиску и обнаружению подводной лодки условного противника с применением новейшего противолодочного вооружения. По сообщению от 14 ноября экипажем корабля проведено тактическое учение с боевыми пусками противокорабельных и зенитных ракет в полигонах Балтийского моря.

По сообщению от 15 июня 2017 года в составе корабельной ударной группы Балтийского флота нанес артиллерийский удар по отряду кораблей условного противника. По сообщению от 26 июня провел ракетную дуэль с отрядом кораблей условного противника. По сообщению от 28 июня прибыл в Санкт-Петербург для участия в «Международном Военно-Морском Салоне» (МВМС-2017). Принял участие в работе VIII Международного военно-морского салона (MBMC-2017), который проходил с 28 июня по 02 июля в Санкт-Петербурге. 19 июля в рамках подготовки к Главному Военно-Морскому параду прибыл в Санкт-Петербург. По сообщению от 17 сентября в рамках совместного стратегического учения «Запад-2017» в акватории Балтийского моря успешно отработал задачи по отражению атак средств воздушного нападения условного противника и нанесли артиллерийский удар по морским и береговым целям. По сообщению от 24 октября выполнил ряд учебно-боевых задач с применением вооружения корабля в море.

По сообщению от 28 февраля 2018 года отработал в море элементы специальной курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб. По сообщению от 18 июня в составе отряда кораблей Балтийского флота вышел в Северную Атлантику для выполнения плановых задач дальнего похода. По сообщению от 22 октября вышел в дальний поход для выполнения плановых в Северной Атлантике. 13 ноября вернулся из дальнего похода в Балтийск.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Корвет (проект 20380) — это… Что такое Корвет (проект 20380)?

Разработка

Проект нового российского многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны (корвет проекта 20380) был разработан для ВМФ России в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в городе Санкт-Петербурге. Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет[1], во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный еще в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь» в своё время так и не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и др.)[2].

Строительство

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля — «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня (по другим данным 1 июля) 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре[2].

Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). На 16 мая 2009 года 1 (головной) корвет уже сдан и ещё 3 должны быть сданы флоту до 2015 года[2].

Головной корабль серии — «Стерегущий» — впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр»[2].

Корабли проекта

Назначение

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. для патрулирования зоны ответственности с целью блокады[2].

Особенности конструкции

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ Российской Федерации противолодочных кораблей корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем[2].

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля[2].

Корпус и надстройка

Корпус корвета — стальной гладкопапубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла[2].

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс»[2].

В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него[2].

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух пар двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током мощностью 380 В (50 Гц). За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения[2].

При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99/100 человек[2].

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Корветы проекта 20380 — это… Что такое Корветы проекта 20380?

Корветы проекта 20380 — проект многоцелевых боевых надводных кораблей 2-го ранга ближней морской зоны (корветов)[5], разработанный для Военно-Морского Флота России. На конец 2011 года в боевом составе ВМФ России находится два корабля проекта — «Стерегущий» и «Сообразительный», ещё пять кораблей строятся.

История разработки

Проект нового российского многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны проекта 20380 (проектный шифр «Корвет-1»[6]) был разработан для ВМФ России в Санкт-Петербурге во ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет по международной классификации[7], во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный ещё в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь» в своё время так и не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведённого конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и др.)[8]. Разработка технического проекта была завершена в начале 2001 года[6].

Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников «Северной верфи» была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 «Стерегущий»[9]. Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и шестеро получили почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Назначение

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. для патрулирования зоны ответственности с целью блокады[8].

История строительства

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля — «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня (по другим данным 1 июля) 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре[8]. Общий объём заказа составит семь корветов. Это станет возможным, если первый корабль, построенный в Комсомольске-на-Амуре, успешно пройдет тестирование ВМФ. Срок выполнения заказа будет ограничен 2017 годом.[10]. 31 марта 2010 года первый серийный корвет из данной серии, «Сообразительный», был спущен на воду на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“»[11].

Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). На сентябрь 2012 года 2 корвета (головной и первый серийный) уже сданы и ещё 5 должны быть сданы флоту до 2015 года[8].

Головной корабль серии — «Стерегущий» — впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр»[8].

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство 11 (по другим данным девяти[12]) корветов проекта 20385 (модификации проекта 20380 с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением). Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года[13][12]. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена корвета 20380 составляет 10 млрд руб[12]. Шесть корветов предполагается построить до 2020 года[14].

30 июня на военно-морском салоне в Петербурге Алжир заявил о переговорах по возможному строительству 3 корветов в варианте 20382 «Тигр» для своих ВМС[15]

Возможно строительство серии для ВМФ Росиии или на экспорт на Средне-Невском судостроительном заводе.[16]

Особенности конструкции

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ Российской Федерации противолодочных кораблей корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем[8].

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля[8].

Корпус и надстройка

Корпус корвета — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла[8].

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»)[8].

В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него[8].

Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля»[17].

  • Вид 3/4 на корму.

  • В акватории Невы.

  • На параде в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010.

  • Артиллерия «Стерегущего».

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных специалистами Коломенского завода по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата. ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы[18]. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 В (50 Гц)[8].

За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения[8].

При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99/100 человек[8].

Вооружение

Противокорабельный комплекс

Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 и дальностью стрельбы 130 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса[8].

Зенитный ракетный комплекс
ЗРАК «Кортик-М»

Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км[8]. На серийных корветах вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ[19].

Артиллерия

Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке[8].

Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение

Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330-мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ[8].

В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на корветах проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5-мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64[8].

Радиотехническое вооружение
РЛС «Фуркэ»

Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый»[8] (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190.

Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380[8].

Мореходность

Улучшенная мореходность корветов проекта «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов[8].

Боевая живучесть

Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»[8]. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1 коэффициента. На корветах типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника)[8].

Модификации

  • 20382 — кроме проекта 20380, предназначенного для Военно-Морского Флота России, ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший проектный номер 20382 и шифр «Тигр». Основное отличие проекта от базового — наличие на нём упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика[8]. В базовом составе вооружения предлагаются — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27.
  • 20385[20][21][22] — Модернизация 20380. Боекомплект ЗРК «Редут» увеличен до 16 ячеек. Замена 8 ПКР Х-35 «Уран» на 8 ракет Калибр-НК.[23]

Модернизация

Начиная со 2-го корабля в проект внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с 5-го планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП[8].

Представители

В рамках ГПВ-2020 ВМФ должен получить 18 корветов проекта 20380 и 20385, из них 11 проекта 20385,[24]от ОАО Судостроительный завод Северная верфь.[25]И 3-7 корветов проекта 20380 и 20385 от ОАО Амурский судостроительный завод.[26]

Представители проекта 20380

Представители проекта 20385

Оценка проекта

Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения, что во многом объясняется задержкой с разработкой перспективного ЗРК «Полимент»[6]. Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности[52]. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.

См. также

Примечания

  1. ФГУП ЦМКБ «Алмаз»
  2. Сайт «АТРИНА» • Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр.20380 типа «Стерегущий»
  3. «Стерегущий» («Тигр»), многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  4. 1 2 YouTube — Корвет проекта 20382 «Стерегущий»
  5. «Северная верфь» в мае спустит на воду третий серийный корвет проекта 20380 «Стойкий»
  6. 1 2 3 Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1
  7. Центральное морское конструкторское бюро Алмаз. Флоту отечества / Шляхтенко А. В.. — ЛеКо, 2005. — С. 174, 175. — 2034 экз. — ISBN 5-91001-001-8
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) типа «Стерегущий». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 16 мая 2009.
  9. Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) типа «Стерегущий». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 18 февраля 2010.
  10. ЛизингInfo
  11. 1 2 Первый серийный корвет «Сообразительный» спущен на воду РиаНовости.
  12. 1 2 3 Минобороны повышает цену «Северной верфи». Предприятие получило новый крупный контракт
  13. «Северная верфь» построит для ВМФ России 17 боевых кораблей
  14. «Северная верфь» построит для ВМФ РФ 17 кораблей, сообщил источник
  15. Алжир намерен приобрести три российских корвета проекта 20382 «Тигр» — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  16. Средне-Невский судостроительный завод расширяет возможности
  17. «Северная верфь» спустила на воду первый серийный корвет «Сообразительный»
  18. Коломенский завод отправил на верфь дизель-дизельный агрегат для корвета «Бойкий»
  19. Третье поколение «Сообразительных». Зачем России корветы.
  20. Годовой отчет ОАО ЦМКБ «Алмаз» за период 01.11.2008 — 31.12.2009
  21. «Северная верфь» признана единственным поставщиком фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20385
  22. Годовой отчет ОАО НПО «Сатурн» за 2009 год
  23. 01.02.12 На «Северной верфи» заложен «Гремящий» — головной корвет проекта 20385
  24. «Северная верфь» построит для ВМФ России 10 корветов типа «Гремящий»
  25. Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями»
  26. Амурский судостроительный завод взялся за корвет
  27. Яндекс. Фотки
  28. Lenta.ru: Оружие: ВМФ России приняли на вооружение новый корвет
  29. Корвет Балтийского флота «Сообразительный» стал гвардейским
  30. Корвет «Бойкий» проекта 20380 вышел на ходовые испытания
  31. Закладка корвета «Бойкий»
  32. Корвет «Бойкий» проекта 20380 вышел на ходовые испытания
  33. Чествование «Совершенного»
  34. 21.04.12 На Амурском судостроительном заводе заложен второй корвет для ТОФ — Военный паритет
  35. Надстройка для корвета «Совершенный» доставлена в Комсомольск-на-Амуре
  36. Завершена перевозка крупногабаритных неметаллических конструкций корвета «Совершенный»
  37. В Петербурге спущен на воду корвет «Стойкий»
  38. ВМФ начинает масштабное перевооружение, первое со времен СССР
  39. В Петербурге спущен на воду корвет «Стойкий»
  40. Закладка корвета «Громкий»
  41. Началось строительство корвета «Громкий»
  42. Закладка корвета «Громкий»
  43. Закладка корвета Гремящий
  44. «Гремящий» войдет в состав ВМФ в 2015-м | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
  45. Фрегат «Адмирал Головко» торжественно заложен на «Северной верфи»
  46. ЧП на Балтике: «Сообразительный» остался без…
  47. «Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра»
  48. «Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра»
  49. «Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра»
  50. Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями»
  51. Амурский судостроительный завод взялся за корвет
  52. Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 148.

Литература

  • Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1

Ссылки

dis.academic.ru

Реферат Корветы проекта 20380

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 История разработки
  • 2 Назначение
  • 3 История строительства
  • 4 Особенности конструкции
    • 4.1 Корпус и надстройка
    • 4.2 Главная энергетическая установка
    • 4.3 Вооружение
      • 4.3.1 Противокорабельный комплекс
      • 4.3.2 Зенитный ракетный комплекс
      • 4.3.3 Артиллерия
      • 4.3.4 Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение
      • 4.3.5 Радиотехническое вооружение
    • 4.4 Мореходность
    • 4.5 Боевая живучесть
  • 5 Модификации
  • 6 Модернизация
  • 7 Представители проекта
  • 8 Оценка проекта
  • Примечания

Введение

Корветы проекта 20380 — проект многоцелевых корветов (кораблей ближней морской зоны), разработанный для Военно-Морского Флота России. На начало 2011 года в боевом составе ВМФ России находится головной корабль проекта — «Стерегущий», ещё четыре корабля строятся, но строительство одного из них («Совершенный») фактически законсервировано.


1. История разработки

Проект нового российского многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны (корвет проекта 20380) был разработан для ВМФ России в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в городе Санкт-Петербурге. Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет[5], во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный еще в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь» в своё время так и не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и др.)[6].

Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников «Северной верфи» была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 «Стерегущий»[7]. Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и шестеро получили почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».


2. Назначение

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. для патрулирования зоны ответственности с целью блокады[6].

3. История строительства

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля — «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня (по другим данным 1 июля) 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре[6]. 31 марта 2010 года первый серийный корвет из данной серии, «Сообразительный», был спущен на воду на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“»[8].

Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). На 16 мая 2009 года 1 (головной) корвет уже сдан и ещё 3 должны быть сданы флоту до 2015 года[6].

Головной корабль серии — «Стерегущий» — впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр»[6].

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство 11 (по другим данным девяти[9]) корветов проекта 20385 (модификации проекта 20380 с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением). Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года[10][9]. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена корвета 20380 составляет 10 млрд руб[9]. Шесть корветов предполагается построить до 2020 года[11].

30 июня на военно-морском салоне в Петербурге Алжир заявил о переговорах по возможному строительству 3 корветов в варианте 20382 «Тигр» для своих ВМС[12]


4. Особенности конструкции

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ Российской Федерации противолодочных кораблей корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем[6].

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля[6].


4.1. Корпус и надстройка

Корпус корвета — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла[6].

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс»[6].

В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него[6].

Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля»[13].

  • Вид 3/4 на корму.

  • В акватории Невы.

  • На параде в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010.

  • Артиллерия «Стерегущего».


4.2. Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных специалистами Коломенского завода по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата. ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы[14]. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 В (50 Гц)[6].

За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения[6].

При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99/100 человек[6].


4.3. Вооружение

4.3.1. Противокорабельный комплекс

Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 и дальностью стрельбы 130 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса[6].


4.3.2. Зенитный ракетный комплекс

ЗРАК «Кортик-М»

Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км[6]. На серийных корветах вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ [15].


4.3.3. Артиллерия

Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке[6].


4.3.4. Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение

Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330-мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ[6].

В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на корветах проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5-мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64[6].


4.3.5. Радиотехническое вооружение

Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый»[6] (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190.

Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380[6].


4.4. Мореходность

Улучшенная мореходность корветов проекта «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов[6].

4.5. Боевая живучесть

Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»[6]. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1 коэффициента. На корветах типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника)[6].


5. Модификации

  • 20381[16] — Модернизация 20380 с установкой ударного ракетного комплекса Х-35У «Уран-У» с дальностью до 260 км и установкой ЗРК «Редут» с 12 вертикальными пусковыми ячейками с боекомплектом от 12 до 48 ракет с дальностью до 150 км в различных комбинациях.[17]
  • 20382 — кроме проекта 20380, предназначенного для Военно-Морского Флота России, ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший проектный номер 20382 и шифр «Тигр». Основное отличие проекта от базового — наличие на нём упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика[6]. В базовой составе вооружения предлагаются — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27.
  • 20385[18][19][20] — Модернизация 20381.Боекомплект ЗРК «Редут» увеличен до 16 ячеек. Замена 8 ПКР Х-35 «Уран» на 8 УКСК.[]

6. Модернизация

Начиная со 2-го корабля в проект будут внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с 5-го провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП[6].

7. Представители проекта

НазваниеПроектБортовой №ИзготовительЗаводской №Дата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
«Стерегущий»20380530Северная верфь (Санкт-Петербург)100121 декабря 200116 мая 200628 февраля 2008Балтийский флотСлужба в составе соединения надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота
«Сообразительный»20381531Северная верфь (Санкт-Петербург)100220 мая 200331 марта 2010[8]31 Июля 2011[21]Балтийский флотВвод в строй планируется ко дню ВМФ. Проходит ходовые испытания[22].
«Бойкий»20381[23]Северная верфь (Санкт-Петербург)100327 мая 2005 [24]15 апреля 20112011[25][26]Балтийский флотДостраивается на плаву.
«Совершенный»20380Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре)210130 июня 2006 [27]20122012[25]Тихоокеанский флотЗаложен
«Стойкий»20381Северная верфь (Санкт-Петербург)100410 ноября 20062012[26]Балтийский флотЗавершение формирование корпуса[25].
«Проворный»20385Северная верфь (Санкт-Петербург)100526 мая 2011[22][28]Черноморский флотЗаложен.[22]
«Способный»[нет в источнике]20385Северная верфь (Санкт-Петербург)100627 ноября[когда?][нет в источнике][22][29]Черноморский флотПлан.[22]
«Резвый»[нет в источнике]20385Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре)210230 декабря 2013 [30][нет в источнике]2015[нет в источнике]2015[25]Тихоокеанский флотПлан

8. Оценка проекта

Примечания

  1. ФГУП ЦМКБ «Алмаз» — www.almaz.info/20382.htm
  2. Сайт «АТРИНА» • Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр.20380 типа «Стерегущий» — www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/06_skr_20380/0_20380.htm
  3. «Стерегущий» («Тигр»), многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники — www.arms-expo.ru/site.xp/049050054057124049052055056.html
  4. 12 YouTube — Корвет проекта 20382 «Стерегущий» — www.youtube.com/watch?v=JBz4cnjhzi8
  5. Ранее в ВМФ СССР такого класса не существовало, а аналогичные корабли классифицировались как СКР (сторожевые корабли)
  6. 12345678910111213141516171819202122232425Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) типа «Стерегущий» — www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/06_skr_20380/0_20380.htm.
  7. Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) типа «Стерегущий» — www.nordsy.spb.ru/sv2/news.php?id=89&lev1=1.
  8. 12 Первый серийный корвет «Сообразительный» спущен на воду — www.rian.ru/defense_safety/20100331/217402966.html РиаНовости.
  9. 123 Минобороны повышает цену «Северной верфи». Предприятие получило новый крупный контракт — www.vpk.ru/cgi-bin/uis/w3.cgi/CMS/Item/crt655498f058f7da6f2c28bea02970656154f0fb68e7c16d2d23c3ff5c597b3a36d8ad16eacf6c2c25e5d84d4d471920e5bc1cf8e25d0b19d6e040447c232b90bb24a5ec5f2a72dcdd7e1d541805e1a026fba944111be5da70634b1a0efdfd1ff8c45d0f23fbfc407d7c3e2dc2b966dbce7c2f05e6d3204c636959a2c064f4961d722befa72d1301615091ac61f19114742bedf12c19066c5dcbac61f0
  10. «Северная верфь» построит для ВМФ России 17 боевых кораблей — flotprom.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=65497
  11. «Северная верфь» построит для ВМФ РФ 17 кораблей, сообщил источник — www.rian.ru/defense_safety/20110318/355430341.html
  12. Алжир намерен приобрести три российских корвета проекта 20382 «Тигр» — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники — www.arms-expo.ru/049056050057124050052048051049.html
  13. «Северная верфь» спустила на воду первый серийный корвет «Сообразительный» — www.nordsy.spb.ru/sv2/news.php?id=92&lev1=1
  14. Коломенский завод отправил на верфь дизель-дизельный агрегат для корвета «Бойкий» — www.navy.ru/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=44505
  15. Третье поколение «Сообразительных». Зачем России корветы. — www.rian.ru/analytics/20100331/217431581.html
  16. http://www.npo-saturn.ru/upload/editifr/77_0_greport_2008.pdf — www.npo-saturn.ru/upload/editifr/77_0_greport_2008.pdf
  17. Версия для печати: Новые корабли для военного флота — www.argumenti.ru/print/talks/n285/103335
  18. http://almaz-kb.ru/docs%5C%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%202009.pdf — almaz-kb.ru/docs\годовой отчет 2009.pdf
  19. http://shipbuilding.ru/rus/news/russian/2011/03/18/Severnaia_freg_180311/ — shipbuilding.ru/rus/news/russian/2011/03/18/Severnaia_freg_180311/
  20. http://www.npo-saturn.ru/upload/editifr/77_0_greport_2009.pdf — www.npo-saturn.ru/upload/editifr/77_0_greport_2009.pdf
  21. Новый корвет для российского ВМФ — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники — www.arms-expo.ru/site.xp/049051124050049049057052.html
  22. 12345 ЦАМТО / Новости / Начались ходовые испытания корвета «Сообразительный» проекта 20380 — armstrade.org/includes/periodics/news/2011/0526/16058324/detail.shtml
  23. 15 апреля на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге на воду был спущен корвет «Бойкий» — Аргументы Недели — www.argumenti.ru/talks/n285/103335
  24. Закладка корвета «Бойкий» — www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.95.articles.chronicle_03
  25. 1234 Корвет «Сообразительный» готов к заселению экипаж — www.navy.ru/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=56253
  26. 12 ОАО «Северная верфь» планирует передать ВМФ России корвет «Сообразительный» в 2010 году — www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/4514/
  27. Чествование «Совершенного» — www.vpk-news.ru/print.asp?pr_sign=archive.2006.142.articles.defence_02
  28. ОАО «Концерн «Гранит-Электрон». Новости. Российские новости — www.granit-electron.com/news/russia/05_2011/26/new5.shtml
  29. ОАО «Концерн «Гранит-Электрон». Новости. Российские новости — www.granit-electron.com/news/russia/05_2011/26/new5.shtml
  30. Чествование «Совершенного» — www.vpk-news.ru/print.asp?pr_sign=archive.2006.142.articles.defence_02

wreferat.baza-referat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *