Stug ausf iii b – StuG III Ausf. B: обзор, характеристики, сравнение параметров

Содержание

StuG III Ausf.B

Представляю на ваш суд очередную мою модель. Собирался самоход очень хорошо: все таки, тамия — есть тамия. Шпаклевка понадобилась только в 2 местах. Наборы травления абер тоже понравились: много мелочей и ажурных деталей, собирать его сложно, но, как ни странно, поставил собственный рекорд по сборке травленке именно на нем. 2 набора травления собрал где то за 3,5 недели, на крыльях были изображены повреждения, которые очень хорошо смотреться на готовой модели. Траки взял из драгоновского набора мэйджик трак. Так же из доработок были высверлены патрубки глушителей до масштабной толщены , добавлено стекло на смотровой прибор механика водителя. Проведена проводка к клаксону, фаре нотек .Декаль использовалась сухая, при фотографировании модели декаль дала яркий отблеск наверно слишком близко была лампа отчего появился эффект чистой декали, в живую она запылена и не выбивается из общей картины. В наборе дан ствол с нарезами, который добавляет реализма. От сборки модели остались приятные впечатления.

Окраска . модель окрашена краской тамия XF-24 интерьер окрашен в цвет слоновой кости, затем нанесены 2 фильтра SIN industries для серой немецкой техники .Смывка была сделана готовыми смывками от фирмы MIG. Затем было имитировано выгорание краски капельками масляной краски 502 Abteilung с последующей растушёвкой. Использовалась сухая декаль производства Micro world . Сколы были нарисованы тонкой кистью красками Vallejo. Загрязнение ходовой было выполнено с помощью пигментов производства фирмы МИГ .Пыль и грязь имитирована пигментам основа MIG Industrial City Dirt, а так же Dark Mud , Rublel Dust , Dry Mud . Ржавчина на глушителе выполнена так же пигментами ,натертости до метала имитированы пигментами MIG и электродом для спектрального анализа .Потеки ГСМ выполнены масляной краской 502 Abteilung.
Работа над моделью заняла около 1,5 месяцев

Используемые наборы :
Tamiya 35281 – модель

Aber 35197 – фтд основной набор
Aber 35198 – крылья
Dragon – траки

Воробьев Роман

ost-front.ru

StuG III — главная немецкая САУ Второй мировой

StuG III – это немецкая средняя по массе САУ класса штурмовых орудий. Была построена на базе танка PzKpfw III и активно применялась во Вторую мировую войну. Была самым массовым представителем бронетехники Германии, выпускалась во множестве модификаций в течение всей войны.

История создания

История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.

В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.

«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.

StuG III ausf A, первая модификация

ТТХ

Общая информация
  • Классификация – штурмовое орудие;
  • Боевая масса – 23,4 тонны;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1937;
  • Годы производства – 1940-1945;
  • Годы эксплуатации – 1940-1950;
  • Всего выпущено – 10500 машин.
Размеры
  • Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
  • Ширина корпуса – 2950 м;
  • Высота – 2950 мм;
  • Клиренс – 385 мм.
Бронирование
  • Тип брони – литая и стальная катаная;
  • Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
  • Борт корпуса – 30 мм;
  • Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
  • Днище – 19 мм;
  • Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
  • Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
  • Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
  • Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
  • Крыша рубки — 10 / 78—90° мм/градус.
Вооружение
  • Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 24 калибра;
  • Боекомплект пушки – 54 снаряда;
  • Углы ВН — −10…+20° градусов;
  • Углы ГН – 12 градусов;
  • Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
  • Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.
Подвижность
  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
  • Запас хода – 155 км;
  • Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
  • Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,8 м.

Модификации

StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.

  • Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
  • Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
  • Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
  • Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство. Построено 150 машин, некоторые переделаны в командирские;
  • Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
  • Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
  • Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
  • Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
  • StuH 42  — САУ с гаубицей 105-мм;
  • StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf.G.
StuG III Ausf.G

Машины на базе Stug III

  • Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
  • В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.
СУ-76И

Боевое применение

Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.

Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.

К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.

После 1941 года

В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.

Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.

Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.

StuG III Ausf E, захваченный Советской армией

Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.

Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.

В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.

В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.

Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.

Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.

Разрушенный StuG III

Танк в культуре

Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».

Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России компанией «Звезда».

Модель StuG III фирмы Звезда

Память о танке

До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.

StuG III Ausf.G в Кубинке

Фото и видео

StuG III Ausf.BStuG III Ausf. CStuG III Ausf.DStuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1)StuG III Ausf.F/8StuG III Ausf.ЕStuG III StuG (Fl), огнементыйStuH 42StuG III в разрезе

 

tanki-tut.ru

STURMGESCHÜTZ III (AUSF. A-E) — За нашу советскую Родину!

Эта САУ стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта. Как по мне — добротный  середнячок, который не утратил своих позиций и после сентября 1942 года с выходом StuG III Ausf. F и более поздних модификаций.


StuG III Ausf.B. Франция, 1940г.


StuG III Ausf.A после западной кампании, 1940г.


StuG III Ausf.B. Балканская кампания, весна 1941г.


StuG III Ausf.B. Балканы, март-апрель 1941г.


StuG III Ausf. A. Мост. Балканы, 1941г.



StuG III Ausf.B из StuG.Abt.210. Восточный фронт, 1941г.


StuG III Ausf.A, Восточный фронт, лето 1941г.


StuG III Ausf.B из 2.StuG.Abt.185. 1941г.


StuG III Ausf.C-D. Группа армий «Юг», 11-я армия, Украина, 1941г.


Stug III Ausf.A и stug III Ausf.C-D из Stug-abteilung Leibstandarte SS Adolf Hitler, Украина 1941г.


StuG III Ausf.B из StuG.Abt.243. Восточный фронт, 1941г.


StuG III Ausf.B, форсирование р. Коростынь. Август 1941г.


StuG III Ausf.B из StuG.Abt.203. Восточный фронт, 1941г.


StuG III Ausf.B или С


StuG III Ausf.B на марше. Группа Армий «Центр», лето 1941г.


StuG III Ausf.B. Восточный фронт, 1941г.


StuG III Ausf C, Россия 1941г.


StuG III Ausf.C на улицах Харькова, 6-я армия группы армий «Юг», 24.10.1941г.


StuG III Ausf.C на улицах Харькова, 6-я армия группы армий «Юг», 24.10.1941г.


StuG III Ausf A, Россия осень 1941г.


StuG III Ausf.B из 2.-StuG.Abt.226. Группа Армий «Центр», 1941г.


StuG III Ausf E


StuG III Ausf.B из 1.-StuG.Abt.185


StuG III Ausf.B из StuG.Abt.184. Восточный фронт, г.Холм, зима 1942г.


StuG III Ausf.B из 1.-StuG.Abt.185


StuG III Ausf.B под Сталинградом, лето-осень 1942г.


StuG III Ausf.D, захваченный англичанами в Северной Африке


StuG III Ausf.E во дворе казармы. 1942г.


StuG III Ausf.C-D. Ремонт орудия

(Продолжение следует…)

skaramanga-1972.livejournal.com

Гайд по StuG III Ausf. B. от Vlad_St — WOTaFAQ

Привет, панцерваффе. С вами 40_штуг.
И сегодня у нас гайдец по новой ( относительно ) ПТшке StuG III Ausf. B. 
Данный танк расположился на IV уровне в немецком дереве развития. Ну что ж, поехали!
Ах да, забыл сказать в данном гайде мы будем рассматривать танк с орудием «фугасница». Ибо именно в этом орудии «фишка» штуга.

Немного истории:
StuG III Ausf. A — первый серийный вариант самоходки.
StuG III Ausf. B — Основное отличие этой модификации от предыдущей состояло в введении более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звёздочки и опорных катков, а также новой 6-скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon.
Данная информация взята с Википедии.

Исследование, затраты: 
StuG III Ausf. B исследуется с Marder 38T за 3.250 опыта .
Стоимость покупки составляет 130.000 серебра.

Дерево исследования:
Вот так выглядит дерево исследования StuG III Ausf. B

Подробные ТТХ в топовой комплектации:
Прочность — 260 НР
Масса — 23.34 т
Мощность движка — 440 л.с.
Удельная мощность — 18.85 л.с./т
Макс. скорость вперёд — 40 км/ч
Макс. скорость назад — 10 км/ч
Скорость поворота шасси — 40 град/сек
Броня корпуса (лоб/борта/корма) — 50мм/30мм/30мм
УВН — -6º…+20º
Время сведения орудия — 2 сек
Средний урон — 350(ББ)/350(БП)/410(ОФ)
Пробитие — 64мм(ББ)/104мм(БП)/53мм(ОФ)
Разброс — 0.55 м/100м
Боезапас — 28 шт.
Обзор — 310 м
Дальность связи — 415 м

Плюсы и минусы:
+Хорошее орудие ( особенно альфастрайк. Многих можем заваншотить ).
+Подвижность ( Штуг — замена Хетзеру. Хетзер — медленный и бронированный, а Штуг наоборот ).
+Бронирование ( местами спасает. Но, например, против 6 лвл наша «броня» уже ничто ).
+Хорошая маскировка.

-Большой разброс, аж 0.55.
-Маленький боекомплект ( всего 28 штук. На затяжной бой может и не хватить ).
-Не самый высокий обзор.

Оборудование:
1). Досылатель ( Используется Досылатель среднего калибра. Цена — 200.000 серебра).
2). Усиленные приводы наводки ( Цена — 500.000 серебра ).
3). На выбор.
Можно поставить Вентиляцию ( Используется Улучшенная вентиляция Класс 2. Цена — 50.000 серебра).
Или же Стереотрубу ( Цена — 500.000 серебра).
Все зависит от Вашего стиля игры.

Расходники/снаряжение:
1). Малый ремкомплект ( Цена — 3.000 серебра).
2). Малая аптечка ( Цена — 3.000 серебра).
3). На выбор.
Можно поставить любой огнетушитель или Шоколад. Опять же, зависит от Вашеих предпочтений.

Экипаж:
Экипаж состоит из 4 человек.
1). Командир

2). Мехвод

3). Наводчик

4). Заряжающий, который еще и выполняет функцию Радиста.

Перки/умения:
Командир — Лампочка, Маскировка, ББ.
Мехвод — Маскировка, Виртуоз/Король бездорожья, ББ.
Наводчик — Маскировка, Плавный поворот башни, ББ.
Зарядающий, он же Радист — Маскировка, Радиоперехват, ББ.

Боекомплект:
8 ББ
14 КС
6 ОФ

Уровни боев:
Как и у всех не премтанков IV лвл.
4, 5, 6.

Боевая эффективность:
На данном аппарате не придется сидеть в кустах.
Т.к. мы имеем фугасное орудие, то идем в 1-2 рядах.
Не забывайте менять снаряды. На кого-то нужен КС… А вот другого КС не берет. Заряжаем ОФ и сносим по чуть-чуть.
Главное сильно не лезть вперед. Да, броня чуууууууть-чуть спасает, но не найдетесь на нее.
Будьте осторожны.

Итог:
Танк, как по мне, просто шикарен. Имба на своем уровне.
Если Вы познаете «дзен» этого чудоагрегата, уверяю, он доставит Вам много удовольствия.
Я лично оставил эту ПТшку у себя в ангаре. Считаю, что штуг будет получше хетзера.
Но это чисто моё ИМХО.

Вот и всё 🙂 Играйте и нагибайте. А с Вами был Vlad_St. Удачи!

Гайд составлен пользователем Vlad_St специально для сайта wotafaq.com
Копирование материалов, без указания первоисточника, запрещено и жестко карается тычкой на 488 с подпалом из Д-25Т.
Источники информации: Википедия, танковая википедия и собственные знания.

wotafaq.com

StuG III — это… Что такое StuG III?

У этого термина существуют и другие значения, см. StuG.
Макет StuG III на базе PZ III в ЦМ ВОВ, Москва
Sturmgeschütz III Ausf. A
Классификацияштурмовое орудие
Боевая масса, т20,7
Компоновочная схемамоторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
Экипаж, чел.4
История
Годы разработки1937
Годы производства1940—1945
Годы эксплуатации1940—1967
Количество выпущенных, шт.9346
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм5380
Ширина корпуса, мм2920
Высота, мм1950
Клиренс, мм390
Бронирование
Тип бронистальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град.25 / 85°
Лоб корпуса (середина), мм/град.50 / 21—52°
Лоб корпуса (низ), мм/град.30 / 75°
Борт корпуса, мм/град.30 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.30 / 30°
Корма корпуса (середина), мм/град.30 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град.30 / 65°
Днище, мм15
Крыша корпуса, мм16 / 78—87°
Лоб рубки, мм/град.50 / 9°
Маска орудия, мм/град.50 / 5°
Борт рубки, мм/град.30 / 0° + 8 / 30°
Корма рубки, мм/град.30 / 30°
Крыша рубки, мм/град.10 / 78—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки75-мм Stuk37/L24
Тип пушкинарезная
Длина ствола, калибров24
Боекомплект пушки44
Углы ВН, град.−10…+20°
Углы ГН, град.±12°
Прицелытелескопический Sfl.Z.F.
Подвижность
Тип двигателяV-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.265
Скорость по шоссе, км/ч40
Скорость по пересечённой местности, км/ч12—15
Запас хода по шоссе, км160
Запас хода по пересечённой местности, км100
Удельная мощность, л. с./т12,8
Тип подвескииндивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
Удельное давление на грунт, кг/см²0,95
Преодолеваемый подъём, град.30°
Преодолеваемая стенка, м0,6
Преодолеваемый ров, м2,3
Преодолеваемый брод, м1,0
StuG III Ausf F/8 StuG III Ausf. G в танковом музее в Пароле StuG III Ausf G. с бортовыми броневыми экранами видео 2008 г.

Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 самоходок с 75-мм орудиями).

StuG III — компоновка боевого отделения и размещение в нём экипажа

Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz 7,5 cm Kanone. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Артштурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника[1]. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в самоходки СУ-76и.

Предпосылки

В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 г. фирма «Даймлер-Бенц» получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, со свободой движения ствола в горизонтальной плоскости по крайней мере в 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от прямого огня неприятеля, а полная высота транспортного средства не должна была превышать высоту типичного солдата. Для разработки новой самоходки «Даймлер-Бенц» решил использовать шасси нового среднего танка PzKpfw III.

Первые пять прототипов были произведены в 1937 г. на шасси Панцеркампфваген III Аусф. Б. Они были вооружены короткоствольной 75-мм пушкой Штурмканоне 37 Л/24 (со стволом в 24 калибра) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать Штуг III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков. С весны 1942 г. стали использовать пушки 75-мм Штурмканоне 40 Л/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — Л/48.
Более поздние модели Штуга III также были оснащены пулемётом МГ-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).

Все машины из серии Штурмгешютц были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. Штуг III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как Панцеркампфваген III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Штуге, стоил 12 тыс. марок).

Всего до конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях.

История развития

Во время начальной фазы Второй мировой войны немецкое командование в 1939 году поставило вопрос о создании мобильной артиллерии, действующей в боевых порядках пехоты и расчищающей ей путь на поле боя путём уничтожения пулемётных гнёзд и буксируемых пушек врага огнём прямой наводкой. По сравнению с танками от боевой машины новой концепции не требовалось размещение вооружения во вращающейся башне, приоритетными направлениями были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Фирме «Даймлер-Бенц» удалось удачно воплотить все эти пожелания в реальность — её конструкторы разместили короткоствольное 75-мм орудие в броневой рубке на шасси танка PzKpfw III с усилением лобового бронирования до 50 мм (база имела только 30 мм). Получившаяся САУ StuG III стала самым массовым образцом немецкой бронетехники времён Второй мировой войны и хорошо себя зарекомендовала в боях. Серьёзной слабостью StuG III было отсутствие пулемёта и низкая начальная скорость снаряда. В результате самоходка была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием, поэтому самостоятельно StuG III применялись нечасто. Эти проблемы удалось решить к началу 1943 года, когда финальная версия StuG III Ausf G получила 75-мм длинноствольное орудие, пулемёт, 80-мм лобовое бронирование и бортовые экраны, защищающие от кумулятивных боеприпасов и пуль противотанковых ружей.

В дальнейшем немецкие конструкторы создали ряд массовых моделей штурмовых орудий на базе другого основного среднего танка PzKpfw IV и малую серию САУ «Штурмтигр» на базе тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf H «Тигр I».

Аналоги Штуга

Ко времени вторжения во Францию в опытную эксплуатацию в вермахт поступили так называемые «штурмовые орудия», их боевой дебют оказался весьма успешным, они прочно заняли своё место в вермахте. Этот успех не остался незамеченным в СССР, и в конце 1940 — начале 1941 года вновь был поднят вопрос о создании их аналога.[2] Однако на тот момент среди советских военных теоретиков ещё не было окончательно решено, какой вид должна иметь боевая машина непосредственной поддержки пехоты и танков — безбашенной САУ, как StuG III, или более привычного для СССР «артиллерийского танка» по типу серийных БТ-7А. Начало Великой Отечественной войны положило конец этим предварительным идеям. По результатам анализа первого полугодия боевых действий советскими специалистами вновь была отмечена эффективность немецких штурмовых орудий[3], 14—15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждался, в том числе, и вопрос о создании собственного безбашенного «штурмового танка». Но в гораздо большей степени на его развитие оказали влияние другие причины. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, а быстрое продвижение вермахта вглубь территории СССР привело к захвату части советских сырьевых баз и производственных мощностей. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развёртывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками ожидать быстрого увеличения выпуска танков не приходилось. А поскольку для них это было самым приоритетным требованием Государственного комитета обороны (ГКО), одним из важнейших путей его исполнения являлось упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. Именно по этой причине на УЗТМ после пленума конструкторы Н. В. Курин и Г. Ф. Ксюнин разработали проект безбашенного штурмового танка У-33 с полным сохранением ходовой части Т-34 и вооружением в виде 76-мм дивизионной пушки ЗиС-22 (вариант орудия Ф-22УСВ выпуска военного времени) на тумбовой установке. За счёт отказа от башни удалось на 27 % снизить трудоёмкость изготовления, а полученный резерв по массе порядка 1,8—2,1 тонны можно было использовать для усиления лобового бронирования до толщины 75 мм и более. Проект получил высокую оценку, но остался нереализованным в металле из-за большой занятости УЗТМ заданием по освоению серийного выпуска Т-34.[4]

Эвакуация танковых заводов и большая потребность Красной армии в танках не позволили сразу же выполнить это задание, однако в ноябре — декабре 1942 года в весьма сжатые сроки советские конструкторы разработали среднее штурмовое орудие СУ-122 и тяжёлое СУ-152. Эти машины сразу же хорошо зарекомендовали себя в боях, однако большая надобность в истребителях танков вынудила прекратить серийный выпуск и дальнейшее развитие средних штурмовых орудий. Тяжёлые штурмовые орудия показали себя незаменимыми при прорыве заранее укреплённой обороны противника и штурмах городов, поэтому с появлением нового танка ИС его базу сразу же использовали для создания тяжёлого штурмового орудия ИСУ-152. После устранения «детских болезней» конструкции эта технологичная, надёжная, неприхотливая, хорошо бронированная и мощно вооружённая машина стала лучшей в своём классе.

Хорошая эффективность StuG III сразу же стала предметом пристального внимания союзников и противников. Итальянские военные, недовольные боевыми характеристиками своих устаревших танков семейства M13/M14/M15, потребовали создать на их базе аналог StuG III. Фирма «Фиат-Ансальдо» успешно справилась с заданием, разработав САУ Semovente da 75/18 и впоследствии ещё более мощные штурмовые орудия. Эти машины стали самой боеспособной итальянской бронетехникой, нанёсшей серьёзные потери войскам Великобритании и США в боях в Северной Африке и в Италии.

Основные модификации

  • StuG III 0-serie (s.Pak) — ранний вариант самоходки (1937 г.). Самоходка выполнена на базе Pz III Ausf. B, c рубкой выполненной из не броневой стали. Вооружен короткоствольной 75-мм пушкой (длина ствола 24 калибра)Stuk37/L24. Известно, что выпущено не менее 5 штук. Считается, что эти экспериментальные машины из-за недостаточной брони рубки использовались в учебных целях, возможно позже были отправлены на фронт.
  • StuG III Ausf. A — первый серийный вариант самоходки (янв. 1940 г.). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра Stuk37/L24. Из — за проблем со своевременной поставкой шасси, 20 машин серии с номерами шасси 90401-90420 были выпущены на шасси серийных танков Pz III Ausf. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла лишь 30 мм, она была усилена дополнительным 20 мм листом, закрепленым болтами. Несмотря на то, что за частую в литературе эти машины относят к модификации Ausf. B, более корректно отнести их к модификации Ausf. A, поскольку они все так же были оснащены 10-скоростной коробкой передач Maybach SRG 328 145.
  • StuG III Ausf. B — (июнь 1940 г.). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Основное отличие этой модификации от предыдущей состояло в введении более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звездочки и опорных катков, а также новой 6 скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon.
  • StuG III Ausf. C — (май 1941 г.)Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Упрощена конструкция рубки. Введен новый перископический прицел орудия SflZF-1, что так же потребовало изменить конструкцию люка наводчика. В начале 1942 года многие машины перевооружены длинноствольными орудиями Stuk40/L43.
  • StuG III Ausf. D — (июнь 1941 г.)Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Единственное установленное отличие от предыдущей модификации — установка электро звонка у правого уха механика-водителя, для подачи сигналов командиром, а также впервые применена технология закалки лобовых деталей брони. В начале 1942 года многие машины перевооружены длинноствольными орудиями Stuk40/L43. Три самоходных орудия этого типа были отправлены в Африку и использовались немецким африканским корпусом.
  • StuG III Ausf. E — (сен. 1941 г.)Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Эта модификация была разработана как командирская машина, с улучшенной аппаратурой связи, что потребовало установки с обеих сторон рубки и увеличения бортовых ниш для установки радиоаппаратуры. Машина оснащена дополнительной радиостанцией и антенной.
  • StuG III Ausf. F — Первый крупносерийный вариант (сен.1942 г.). Увеличены противотанковые возможности машины, лобовое бронирование доведено до 80 мм. путем наваривания 30 мм дополнительных бронеплит. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L43 калибра 75 мм с длиной ствола 43 калибра. Установлен вентилятор на крыше рубки для уменьшения загазованности боевого отделения.
  • StuG III Ausf. F/8 — (окт. 1942 г.). Лобовое бронирование 80 мм. Дополнительные 30 мм бронеплиты крепились на болтах. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров.
  • StuG III Ausf. G — Самая массовая модификация (янв. 1943 г.) дальнейшее увеличение противотанковых возможностей путем установки броневых экранов по бортам и дистанционно управляемого пулемёта для борьбы с пехотой. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров.
Таблица модификаций
Модификация0-seriaAusf. AAusf. BAusf. C—DAusf. EAusf. F—F/8Ausf. G
Экипаж4444444
Боевая масса (кг)16 00019 60021 00022 00022 00023 40023 900
Длина (мм)566553805400550055006310—67706770
Ширина (мм)2810292029502950295029502950
Высота (мм)1920195019601960196021502160
Высота линии огня (мм)150015001500150015001550—15701570
Клиренс (мм)375385375385385390390
Ширина трака (мм)360360360—400380—400380—400400400
Удельное давление на грунт (кг/см²)0,930,930,930,930,930,940,94
Марка орудияStuK 37/L24StuK 37/L24StuK 37/L24StuK 37/L24StuK 37/L24StuK 40/L43—StuK 40/L48StuK 40/L48
Калибр (мм)75757575757575
Длина ствола (калибры)242424242443—4848
Боекомплект (выстрелов)444444445044—5454
ПулемётнетнетнетMG-34MG-34MG-34MG-34
Боекомплект (патронов)нетнетнет300600600600 (900)
Броня корпуса (мм)нет50/27/2750/27/2750/30/3050/30/3050+30/30/3080/30/30
Броня рубки (мм)сталь50/30/3050/30/3050/30/3050/30/3050+30/30/3080/30/30
Дно и крыша (мм)16/1116/1116/1116/1116/1116/1119/11
Скорость движения (км/ч)25304040404040
Запас топлива (л)300310310310300310310
Запас хода (по шоссе/просёлку)165/95160/100165/95165/95165/95165/95155/95
Выпущено (штук)530320150+100284364+250более 8100
Срок изготовления1937 г.январь-май 1940 г.Июнь 1940 г.-май 1941 г.Май-сентябрь 1941 г.Сентябрь 1941 г.-март 1942 г.Сентябрь 1942 г.-декабрь 1942 г.Декабрь 1942 г.-март 1945 г.
Серийные номера90216-9022090001-90030, 90401-9042090101-90350, 90501-9055090551-90600 / 90601-9075090751-9103491037-9140091401-91250

Производство

Производство Штурмгешютц III
194019411942194319441945
Январь13645130227391
Февраль33045140196189
Март6304197264235
Апрель10473622829448
Май104879260335
Июнь125670275341
Июль223460281377
Август205080291312
Сентябрь293870345356
Октябрь357184395325
Ноябрь3546100295361
Декабрь2946120174452
Всего21253279330113840863

Вооружение и бронезащита

Вооружение

Основным вооружением САУ являлась танковая пушка 7,5 cm KwK 40.

Боекомплект пушки — 44 снаряда, предпочтительное распределение: 12 % K.Gr.rot Pz. (бронебойно-трассирующий), 65 % Sprenggranaten (ОФ) и 23 % Nebelgranaten (дымовой).

Вид снарядаK.Gr.rot Pz.Gr.38 HL (кумулятивный)Gr.38 HL/A (кумулятивный)Gr.38 HL/B (кумулятивный)
Масса снаряда, кг6,84,54,44,57
Начальная скорость, м/с385452450450
Бронепробиваемость, мм
100 м41457075
500 м39457075
1000 м35457075
1500 м33457075

Бронезащита

Испытания бронезащиты StuG III в СССР

В 1942 году на научно-испытательном полигоне ГАБТУ КА был произведён обстрел трофейных немецких танков. По итогам данного обстрела был составлен «Отчёт по испытанию немецких танков обстрелом бронебойными и осколочными снарядами из танковых пушек». В ходе указанного обстрела был обстрелян в том числе и немецкий танк «Арт-Штурм» (именно под таким названием и именно как «танк» StuG III фигурирует в данном отчёте).

Обстрелу подверглась одна из ранних модификаций StuG III, вооружённая короткоствольной 75-мм пушкой. Согласно отчёту бортовая броня обстрелянного образца составляла 30 мм под углом 0°, лобовая — 50 мм под углом 15°. Были получены следующие результаты:

Обстрел 45-мм пушкой, установленной на танке Т-70

Обстрел лобовой проекции: «…45-мм бронебойный снаряд 50 мм лобовой брони не пробивает на любой дистанции…»

Обстрел боковой проекции: «…бортовую 30-мм броню 45-мм бронебойный снаряд пробивает с дистанции 850 метров…»

Обстрел 76-мм пушкой Ф-34, установленной на танке Т-34

Обстрел лобовой проекции: «…76-мм бронебойный снаряд, при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., пробивает лобовую броню с дистанции 800—1000 м. На дистанции больше 800 и 1000 м пробивная способность бронебойного снаряда не проверялась…»

Обстрел боковой проекции (осколочно-фугасным снарядом): «…76-мм осколочно-фугасный дальнобойный стальной снаряд при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., установленной в танке Т-34, при попадании по броневым листам немецкого танка „Арт-Штурм“ толщиной 30 мм, броневые листы разрушает, выламывает с дистанции 1000 метров, и осколками снаряда и кусками брони поражается экипаж и агрегаты танка…»

В целом было отмечено:

«…Броня корпуса немецкого танка „Арт-Штурм“ вязкая и имеет хорошую снарядостойкость и не колется…»

Общая оценка уровня защищённости. Ранние модификации (до 1942 г.)

Из отчёта видно, что по состоянию на 1941—1942 гг. StuG III обладал достаточным уровнем защищённости в условиях войны против СССР. Наиболее массовые 45-мм орудия, составлявшие основу противотанковой артиллерии СССР, которые находились на вооружении РККА в значительных количествах, а также были адаптированные для установки на танки (прежде всего БТ, Т-26, Т-70 и проч.) и бронеавтомобили, и которыми РККА также располагала в значительных количествах были практически бессильны против лобовой брони «Арт-Штурма», сохраняя способность поражать бортовую броню с больших дистанций при исключительно благоприятных условиях (под углом 90 град.-до 850 м.)

Со временем доля артсистем, которые уверенно поражали «Арт-Штурм» на дистанциях не менее 1 км (а в борт даже осколочно-фугасной гранатой с дистанции 1 км), в РККА росла, что вызвало модернизации «Арт-Штурма» в плане повышения уровня бронезащиты.

Общая оценка уровня защищённости. Поздние модификации (вторая половина 1942 г. до 1945 г.)

После появления модификации Ausf. F, лобовая броня увеличилась до 80 мм, что в купе с углом бронирования давало хорошую защиту. Теперь пушка Ф-34, установленная на танке Т-34 не могла пробивать лобовую броню StuG III на дальних и средних дистанциях, а вступить в ближний бой Т-34 не мог из-за большей вероятности быть подбитым прежде чем самому открыть огонь. То-же самое относится и к танку M4 Шерман. Все это свидетельствует о том что самоходка была надежно защищена (в лобовой проекции) от легких и средних танков союзников.

Экспорт

Финский StuG III Ausf. G. с ДТ-29

StuG III использовались в следующих странах:

Примечания

  1. Sturmgeschütz III/IV. «Achtung Panzer!».
  2. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 118. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24
  3. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 142. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24
  4. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 188, 189. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24

См. также

Ссылки

Сохранившиеся образцы

Видео

dik.academic.ru

2-й Гвардейский танковый корпус — StuG III

Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

«Sturmgeschütz» III (StuG III; «Штурмгешютц» III, «Штуг» III)

Штурмовое орудие создано фирмой «Даймлер-Бенц» на базе танка Pz-III (Т-III) и выпускалось с 1940 года как средство непосредственной поддержки пехоты. От танка оно отличалось отсутствием башни. 75-мм орудие с длиной ствола 24 калибра размещалось на специальном станке в просторной боевой рубке, смонтированной в передней части шасси, практически без изменений заимствованного у танка Т-III. На крыше рубки была установлена командирская башенка со смотровыми приборами. Штурмовое орудие оснащалось радиостанцией, танковым переговорным устройством и системой дымопуска. В ходе серийного производства штурмового орудия неоднократно производилась его модернизация как по вооружению, так и по броневой защите. Толщина лобовой брони была в конце концов увеличена с 15-мм до 80-мм. Для защиты бортов были использованы броневые экраны. Короткоствольное орудие было заменено орудием такого же калибра с длинной ствола 43 калибра, а затем и 48 калибров. База штурмового орудия использовалась также для установки 105-мм гаубицы с длиной ствола 28,3 калибра. Штурмовые орудия III поступали на вооружение бригад штурмовых орудий, танковых полков, а также истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий. Всего за время производства было выпущено около 10,5 тыс. штурмовых орудий III различных модификаций.

Sturmgeschütz Ausf.A
(StuG III Ausf.A)

«Heereswaffenat» заключило с фирмой «Даймлер-Бенц» контракт на постройку 30 шасси для штурмовых орудий.
Номера шасси 30 установок «Sturmgeschutz» Ausf.A — 90001-90030.
В качестве бызы было выбрано шасси 5./Z.W. танка PzKpfw III.

Работы по штурмовому орудию сдерживались возникшими проблемами с трансмиссией Z.W. Управление по вооружениям постановило решением от 23 мая 1939 г., что шасси должны комплектоваться трансмиссиями, оснащенными устройствами «Hochtrieber», известными также, как «ускоряющая шестеренка». С помощью устройства «Hochtrieber » число оборотов трансмиссии могло превышать число оборотов вала двигателя. Для установки «ускоряющих шестеренок» пришлось снимать и вновь ставить надстройки, задействованных в испытаниях танков PzKpfw III. Кроме того, испытания показали ненадежность трансмиссии, которая часто ломалась. Наконец, для новой ходовой части с независимой торсионной подвеской опорных катков совершенно необходима была установка амортизаторов, которые могли изготовить не ранее июля 1939 г.

Датированный 13 октября 1939 г. меморандум зафиксировал следующую ситуацию, сложившуюся с работами по боевой машине «Pz.Sfl.III (sPak)» (официальное название штурмового орудия до мая 1940 г.):

  1. Разработка машины Pz.Sfl. III (sPak) завершена, программа вступила в фазу подготовки массового производства;
  2. Изготовлено пять машин Pz.Sfl. III (sPak) со штатным вооружением, но рубкой из обычной стали;
  3. Выпуск первой серии из 30 машин Pz.Sfl. III (sPak) запланирован на декабрь 1939 г. — апрель 1940 г., выпуск 250 машин второй серии должен начаться в апреле 1940 г. с темпом изготовления 20 штурмовых орудий в месяц;
  4. Дальнейшие работы по установке Pz.Sfl. III (sPak) должны концентрироваться на интеграции в конструкцию машины 75-мм пушки с длиной ствола в 41 калибр и начальной скоростью снаряда 685 м/с. Изготовление опытного образца такой машины из обычной стали запланировано на май 1940 г.

На полигоне в Куммерсдорфе 12 декабря 1939 г. был проведен испытательный обстрел изготовленного из брони комплекта деталей штурмового орудия — рубки и орудийной маски. Для обстрела применялась 37-мм зенитная пушка, стрельбу вели снарядами массой 0,695 кг с начальной скоростью 750м/с на дистанции 100 метров.

Некоторые результаты контрольного обстрела:

  • После прямого попадания снаряда в орудийной маске образовалась трещина длиной примерно 300-мм, а установленные выше маски бронелисты корпуса сместились на 2-мм.
  • Еще два снаряда попало в верхний правый угол лобового щитка маски, а один — в самый верх маски. Эффект от этих попаданий проявился в полном разрушении сварного шва орудийной маски, болты, на которых крепится лобовой щиток маски сорваны с резьбы.

Военные проинформировали о результатах стрельб фирму «Крупп «и потребовали доработать маску.

Машины первой серии (Series I. Pz.Sfl III) собирались на заводе № 40 фирмы «Даймлер-Бенц» в Берлин-Мариенфельде:
первую собрали в декабре 1939 г.,
четыре — в январе 1940 г.,
одиннадцать — в феврале,
семь — в марте
семь — в апреле.
В соответствии с датированным январем 1940 г. меморандумом, задержки в выполнении контракта на поставку первой партии из 30 штурмовых орудий были связаны с несвоевременной поставкой первых серийных 75-мм пушек.

Планировавшееся окончание поставок первых 30 машин пришлось перенести с 1 апреля 1940 г. сначала на десятые числа того же месяца, а потом на 1 мая. На срыве сроков изготовления штурмовых орудий первой серии сказалась также Польская кампания, в ходе которой значительное количество танков PzKpfw III получили повреждения. На восстановление и ремонт танков уходили узлы и агрегаты, первоначально предназначавшиеся для штурмовых орудий. Кроме того, но ходу производства в конструкцию Pz.Sfl вносились изменения, в частности пришлось отказаться от открытого сверху боевого отделения и устанавливать крышу для защиты экипажа, множество изменений вносилось в чертежи рубки с целью улучшения обзора членов экипажа, в результате производитель бронелистов, фирма «Бранденбург Эйзенверке ГмбХ»,получила чертежи слишком поздно для своевременного выполнения заказа и, к тому же, не смогла выдержать качество брони согласно спецификации. Продолжались проблемы, связанные с трансмиссией, усовершенствованная модель которой (с ускоряющей шестеренкой) занимала больший объем, теперь в трансмиссию упиралась люлька орудия.


 

Sturmgeschütz Ausf.B
(StuG III Ausf.B)

Первоначально был подписан контракт на производство 250 штурмовых орудий Ausf.B с номерами шасси 90101-9040: позже последовал заказ на изготовление 50 дополнительных машин (номера шасси 90501-90550).

В конструкцию штурмового орудия, начиная с модификации Ausf.B, были внесены несколько важных изменений.

нажмите на рисунок «Sturmgeschütz» для увеличения

Двигатель «Майбах» HL120TR модернизировали путем установки новой системы смазки и магнето «Schnapper», новый вариант получило обозначение HL120TRM. Вместо доставлявшей постоянные проблемы трансмиссии «Вариорикс» поставили шестискоростную трансмиссию «Афон», разработанную и изготавливавшуюся фирмой «Захнрадфабрик Фридрихсхавн». Синхро-механическая трансмиссия «Афон» имела шесть скоростей и развивала крутящий момент 77 кг/м.

На машинах модели Ausf.B муфта сцепления LA120HD стала крепится непосредственно к фланцу двигателя. Рубка машины в основном осталась неизменной, несколько изменилась формы люка наводчика и бронезаслонки оптической головки прицела. Бронезаслонка стала несколько длиннее и крепилась на двух петлях; люк наводчика стал более узким, он крепился к крыше не на одной, а на двух петлях.

В ходе производства машин модели Ausf.B их конструкция изменялась:

  • первый поддерживающий каток с целью уменьшения провисания ветви гусеницы и уменьшения вероятности срыва траков гусеницы перенесен ближе к ведущему колесу;
  • в начале производства на самоходки этой модификации ставали траки шириной 380-мм, затем стали применяться гусеницы с траками шириной 400- мм, более широкие несъемные резиновые шины опорных катков (520x95x397), опорные катки с узкими и широкими шинами были взаимозаменямы;
  • введены литые ведущие колеса нового типа;
  • установлено съемное ограждение над муфтой сцепления перед противопожарной перегородкой боевого отделения (на машинах с номерами шасси 90321-90400 и 90501-90550).

На штурмовых орудиях с номерами шасси 90101-90320 ограждение муфты сцепления приваривалось к противопожарной перегородке.

Sturmgeschütz Ausf.C
(StuG III Ausf.C)

Пятьдесят штурмовых орудий модели Ausf.C было изготовлено начиная с апреля 1941 г. (номера шасси 90551-90600).

На состоявшемся 13 сентября 1940 г. совещании было принято решение об оснащении штурмовых орудий третьей серии новыми прицелами. Чтобы улучшить защищенность машины в лобовой части предстояло ликвидировать ослабленную вырезом под прицел зону в левой лобовой части рубки, а для установки нового прицела найти другое место. Фирма «Крупп» согласилась с требованиями заказчика и подписала контракт на производство машин с указанными выше конструкционными изменениями. Переговоры об установке прицела велись между фирмами «Крупп» и «Мерседес-Бенц» в конце сентября 1940 г.

Представитель фирмы «Крупп» в документе, направленном на «Мерседес-Бенц» 30 сентября 1940 г. писал:

— Мы изучили возможность установки прицела на штурмовое орудие и пришли к мнению, что его можно смонтировать в соответствующем отверстии в крыше рубки.

В марте 1941 г. основные конструкторские вопросы по варианту Ausf.C нашли свое решение. В связи с установкой новых прицелов (прямого видения и для стрельбы с закрытых позиций) пришлось перепроектировать крышу рубки. Небольшой двустворчатый люк наводчика был заменен на одностворчатый люк большой площади. Секция люка открывалась вправо независимо от основной створки, через открытую секцию поднималась оптическая головка прицела. Изменились накладные наклонные бронелисты на бортах рубки. Шасси, за исключением внедрения ленивцев новой конструкции и новых воздушных фильтров двигателя, изменений не претерпело. Уже в ходе выпуска штурмовых орудий Ausf.C изменили замки смотровых люков тормозных механизмов.

Sturmgeschütz Ausf.B
(StuG III Ausf.B)

В мае 1941 г. начался выпуск штурмовых орудий модели Ausf.D. всего их было построено 150 экземпляров (номера шасси 90601-90750). Машины модели Ausf.D не имели существенных внешних отличий от самоходок модификации Ausf.C. Единственными компонентами, по которым согласно инструкции по эксплуатации можно идентифицировать штурмовые орудия модели Ausf.D являются бронекорпус и установленный у механика-водителя электрозвонок, с помощью которого командир мог подавать сигналы водителю. Отличия корпуса заключались в том, что его лобовая часть изготавливалась из более прочной броневой стали. Остальные компоненты шасси не претерпели изменений по сравнению с шасси «Sturmgechutz» Ausf.C.

Штурмовые орудия, которые использовались в южной России, Греции и Северной Африке, «тропикализировались»: увеличивалась производительность вентиляторов, в крыше моторного отделения делали прикрытые сверху бронеколпаками вырезы для увеличения притока воздуха к двигателю.

Sturmgeschütz Ausf.E
(StuG III Ausf.E)

С сентября 1941 г. было изготовлено 284 штурмовых орудия модели Ausf.E (номера шасси с 90751 по 91034).

Изменения шасси модели «Sturmgechutz» Ausf.E коснулись уменьшения размеров петель смотровых люков тормозных механизмов и самих люков. Надгусеничные были доработаны под установку новых бортовых контейнеров. Остальные элементы шасси остались неизменными.

Наиболее заметным внешним отличием установки «Sturmgechutz» Ausf.E стал удлиненный левый бортовой бронированный контейнер и дополнительный бронеконтейнер, установленный с правой стороны корпуса машины. И правый, и левый контейнеры были длиннее, чем один контейнер, имевшийся по левому борту машин предшествующих модификаций. Необходимость доработки вызвали изменения в тактике использования штурмовой артиллерии.

Вместо полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.253 в качестве машин командиров взводов и батарей стали применяться непосредственно установки «Sturmgeschutz». Естественно, понадобились дополнительные заброневые объемы под монтаж дополнительного радиооборудования. На штурмовых орудиях, используемых в качестве командирских машин, в левом бронеконтейнере ставились ультракоротковолновые радиоприемники FuG15, в правом — приемопередающие радиостанции УКВ диапазона FuG16, за работу с рацией FuG16 отвечал заряжающий.

Свободное пространство левого бронеконтейнера, кроме того, использовалось для хранения шести дополнительных снарядов к орудию. С бортов рубки были убраны имевшиеся на предыдущих моделях штурмовых орудий наклонные 8-мм бронелисты. В дополнение к прицелам наводчика («Rundblickfernrohr» 32 и «Sfl.Zielfernrohr» 1) командир получил перископический наблюдательный стереоприбор SF142.

Углы наклона бронелистов StuG III Ausf.E

По ходу производства машин модели Ausf.E в их конструкцию вносились следующие изменения:

  • Приказ по армии № 101 от 20 декабря 1941 г. определял необходимость размещения на танке запасной гусеничной ленты из 11 траков. Для хранения ленты на лобовую часть корпуса наваривался специальный держатель;
  • Тем же приказом определялась необходимость установки металлических отражателей струи выхлопных газов и держателей на задних предкрылках для запасных опорных катков;
  • Приказом по армии № 23 от 21 февраля 1942 г. вводилась установка торсионных валов диаметром 55-мм на первых трех узлах подвески и валов диаметров 52-мм на трех задних опорных катках каждого борта, расстояние между центром опорного катка и днищем корпуса составляло 145-мм. Ранее применялась следующая комбинация торсионных валов: передний диаметром 55-мм, затем валы диаметром 52-мм, 44-мм. 44-мм, 52-мм и снова 55-мм (задний), расстояние между центрами 1-го, 2-го, 5-го и 6-го опорных катков и днищем было, в данном случае, 145-мм., а между центрами 3-го и 4-го опорных катков и днищем — 193-мм. Переход на два типа валов упрощал снабжение запасными частями. Все штурмовые орудия были доработаны под торсионные валы диаметров 52 -мм и 55-мм.
  • Приказом по армии № 38 от 7 апреля 1942 г. вводился обогрев боевого отделения за счет отвода горячего воздуха от двигателя.

Установка «Sturmgeschutz» Ausf.E стала последним штурмовым орудием, вооруженным 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра.


 

StuG III с более мощным вооружением

На совещании у Гитлера 10 и 12 августа 1942 г. было принято решение все штурмовые орудия перевооружить длинноствольными пушками. План поставки орудий, рассчитанный до сентября 1942 г. выполнить не удалось из-за задержек с поставками дульных тормозов, тем не менее часть штурмовых орудий моделей Ausf.F и Ausf.F/8 получили пушки с дульными тормозами шаровидной формы.

Сравнительные данные орудий, которыми вооружались штурмовые орудия StuG III

Тип орудия

длина
ствола, мм

длина гильзы
снаряда, мм

диаметр
гильзы, мм

длина
снаряда, мм

масса бронебойного
снаряда, кг

7,5cm Kan.L/24

1766.5

243

81.7

507

6,8

7,5cm StuK lg.L/40

3031

514

89

794

6,8

7,5cm StuK40 L/43

3281

495

102

748

6.8

7,5cm SiuK 40 L/48

3615

495

102

748

6,8

Боеприпасы штурмовых орудий и гаубиц:

нажмите на картинку для увеличения

Бронепробиваемость листов, установиенных под углом 30 гр к вертикали

Тип орудия

тип
снаряда

начальная
скорость, м/с

толщина пробиваемой брони (мм)
на дистанции (м)

100

500

1000

1500

2000

7,5cm Kan.L/24

K.Gr.Patr.rot.Pz

385

41

39

35

33

30

7,5cm StuK lg.L/40

K.Gr.Patr.rot.Pz

685

65

64

62

59

55

7,5cm StuK 40 L/43

Pzgr.Patr.39

740

98

91

82

72

63

7,5cm StuK 40 L/48

Pzgr.Patr.39

790

106

96

85

74

64

Sturmgeschütz Ausf.F
(StuG III Ausf.F)

Согласно данным, представленным фирмой «Даймлер-Бенц» 4 февраля 1942 г., штурмовое орудие модели Ausf.F являлось вариантом машины Ausf.E с усиленным вооружением. Изменение обозначения отражало замену 75-мм пушки с длиной стволa 24 калибра — 43-калиберным орудием «7,5cm Sturmkanone 40 L/43». С марта по сентябрь 1942 г. было построено 366 штурмовых орудий модели Ausf.F (номера шасси 91035-91400).

Машина марки Ausf.F проектировалась, как модификация самоходки «Sturmgeschutz » Ausf.E. Изменения в конструкции касались лобовой части рубки, были введены новые контейнеры под более длинные снаряды к новой пушке. Чтобы обеспечить сектор горизонтального наведения в 20 гр пришлось увеличить вырез в лобовой части рубки, крыша рубки не изменилась, за исключением установки в ее кормовой части вентилятора под бронеколпаком. Вентилятор предназначался для удаления пороховых газов из боевого отделения после выстрела.
Масса машины возросла с 22 т у Ausf.E до 23.2 т у Ausf.F.
Штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными пушками (как со стволами длиной 43, так и со стволами длиной 48 калибров) получили обозначение Sd.Kfz.142/1. Стоимость одной машины составляла 82 500 рейхсмарок.

Первым подразделением, получившим новые машины, стал батальон штурмовой артиллерии дивизии «Великая Германия», который получил 22 штурмовых орудия с пушками «7,5сm «Sturmkanone» 40 L/43″. Начиная с мая 1942 г., в кормовой части корпуса машин устанавливалась закрытая бронеколпаком дымопусковая система «Nebelkerzenabwurfvorrichtung».

75-mm StuK40 L/43

На совещании у Гитлера, проходившего 6 и 7 мая 1942 г., было решение увеличить, по возможности, толщину лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. В качестве промежуточной меры разрешалось усиливать бронезашиту путем наварки дополнительных накладных листов. Накладная броня увеличивала массу машины примерно на 450 кг. что могло негативно сказаться на ходовых качествах штурмовых орудий, особенно на величине максимальной скорости. Концепция боевого применения штурмовых орудий предусматривала их использование в составе взвода независимо от танков. Поскольку основной задачей машин являлась непосредственная поддержка пехоты, со снижением скорости можно было смириться.

4 июня Гитлер отдал указание всемерно ускорить работы по доведению лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. Ранее назначенный срок — середина июля 1942 г. — теперь считался слишком поздним. Гитлер также настаивал на увеличении производства штурмовых орудий в кратчайшие сроки до 100 машин в месяц.
23 июня 1942 г. Гитлер вновь декларировал, что увеличение лобовой брони штурмовых задачей является срочным делом. На совещании 28-29 июня 1942 г. было доложено, что усиленную броню получают все вновь построенные машины.

Согласно спецификации №8 от 20 июня 1940 г. штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, должны поставляться с установленной дополнительной 30-мм броней. Передача заказчику машин с накладной броней началась с 11 июня. Согласно рапорту от 6 августа 1942 г.. в июле 1942 г. было изготовлено 60 штурмовых орудий с лобовой броней толщиной 80-мм и ни одного — с лобовой броней толщиной 50-мм.

На последние 11 машин выпуска июня 1942 г. и все последующие штурмовые орудия наваривались 30-мм бронелисты на лобовую часть рубки и верхний и лобовой листы корпуса. В это же время, две передние фары заменили одной фарой «Нотек» (устанавливалась на верхнем лобовом листе корпуса по центру). С августа 1942 г. изменилась конфигурация наклонных лобовых листов рубки (над смотровым прибором механика-водителя и аналогичного листа справа от пушки), угол наклона листов был увеличен: штатный боекомплект увеличили до 54 снарядов за счет отказа от размещения снарядов в индивидуальных контейнерах.

Sturmgeschütz Ausf.F/8
(StuG III Ausf.F/8)

С сентября 1942 г. на сборочной линии штурмовые орудия марки Ausf.F сменили машины модели Ausf.F/8, их выпуск продолжался до декабря 1942 г. Всего было изготовлено 250 машин Ausf.F/8 (номера шасси 91401-91650).

Штурмовые орудия «Sturmgeschutz» Ausf.F/8 строились на базе шасси 8./Z.W. танков PzKpfw III AusfJ — Ausf.N. Рубка установки осталась практически неизменной по сравнению с рубкой машины Ausf.F. Размер отверстия в люке наводчика под оптическую головку прицела был уменьшен. А сверху предусмотрена возможность монтажа прополочного ограждения. Смотровые двустворчатые люки в верхнем лобовом листе корпуса заменены одностворчатыми, вместо буксировочных крюков, для зацепления тросов предусмотрены отверстия в удлиненных бортовых листах корпуса (аналогичные шасси 8./Z.W. танка PzKpfw III).

Начиная с машин модели Ausf.F/8 складные мачты радиоантенн заменили фиксированными. В крыше моторного отделения были сделаны прикрытые бронеколпаками отверстия, улучшившие охлаждение двищтеля. аналогичные изменения вносились и в конструкцию крыши моторного отделения танков PzKpfw III. Предкрылки надгусеничных крыльев стали более короткими. С ноября 1942 г. смотровые люки тормозных механизмов вновь стали выполняться двустворчатыми.

Начиная с октября 1942 г., накладную броню лобовой части корпуса стали не наваривать, а крепить к корпусу и рубке болтовыми соединениями, что позволило сократить трудозатраты на изготовление одной машины.

В декабре 1942 г. несколько штурмовых орудий получили экспериментальные пулеметные щитки, установленные па крыше рубке. Заряжающий, когда он вел огонь из пулемета, теперь получил некоторую защиту от пуль и осколков. Штатной установка щитка на машины «Sturmgeschutz» Ausf.F/8 стала, начиная с января 1943 г.

В мае 1943 г. штурмовые орудия стали комплектоваться стальными противокумулятивными экранами «Schurzen». Щитки и экраны ставились на ранее построенные машины модели Ausf.F/8, выпуск которых был прекращен в декабре 1942 г.

Согласно приказу №21 от 21 октября 1942 г. штурмовые орудия следовало оборудовать системой обмена горячей водой. Аналогичная система использовалась на танках PzKpfw III для запуска двигателей в холодную погоду; вода из радиаторов танка с работающем мотором поступала в радиаторы «холодной» машины и прогревала мотор.

На совещании у Гитлера 2 октября 1942 г. принимается решение оборудовать большую часть штурмовых орудий гусеницами с траками зимнего типа. В соответствии с принятым решением, до 1 января 1943 г. такие траки должны были получить 75% всех предназначенных к переоборудованию машин. Все штурмовые орудия с зимними гусеницами предназначались для подразделений Групп армий «Север» и «Центр».

Гитлер обратил внимание на неудачную конструкцию дульного тормоза, который при выстреле давал очень много дыма, ограничивающего видимость наводчику и дал указание немедленно принять меры к уменьшению дымообразования при выстреле.

Sturmgeschütz Ausf.G
(StuG III Ausf.G)

Выпуск последней модели штурмового орудия на шасси Z.W., Ausf.G. начался в декабре 1942 г. и продолжался вплоть до марта 1945 г. Машины, изготовленные фирмой «Алкетт » имели номера шасси 91651-94250., номера шасси машин второй серии, построенной на фирме «Алкетт», начинались с №105001 .Фирма «МIAG» начала выпуск штурмовых орудии с февраля 1943 г., номера шасси начинались с №9501.

Машины модели Ausf.G получили командирскую башенку, что привело к увеличению высоты установки до 2160-мм, были ликвидированы бортовые бронеконтейнеры спонсоны, бортовые листы рубки выполнялись наклонными. Задняя стенка боевого отделения — вертикальная. Бронеколпак вентилятора остался на прежнем месте — по центру задней части крыши боевого отделения. по его высота стала меньше: электромотор вентилятора крепился к крыше боевого изнутри и не выступал по высоте за пределы боевого отделения, над крышей возвышался лишь диск, прикрывающий сверху щель для выхода пороховых газов.

Несмотря на то, что на машинах Ausf.G несколько увеличили высоту боевого отделения в кормовой части, вентилятор все равно мешал работе заряжающего. В январе 1943 г. вентиляторы стали устанавливать не в крыше боевого отделения, а в середине кормовой стенки рубки.

За счет применения наклонных бортовых листов рубки удалось увеличить внутреннее пространство боевого отделения с обоих сторон орудия в районе рабочего места наводчика. Была улучшена баллистическая защита прицела наводчика. Толщина наклонного бронелиста над местом механика-водителя, так же как и аналогичного бронелиста с правой стороны от орудия, доведена до 30-мм.

На машинах, выпущенных до октября 1943 г. командирская башенка имела круговое вращение и монтировалась на шаровых опорах. Из-за нехватки шарикоподшипников, с сентября 1943 г. стали ставить неподвижные башенки; с августа 1944 г. и до конца войны самоходки вновь стали получать командирские башенки кругового вращения.


 
Поиск
Календарь

2gtk.clan.su

StuG III  (Sd.Kfz.142) немецкие САУ

StuG III

Gepanzerter Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5cm Kanone Ausf A-G (Sd.Kfz.142)

 

В ходе 2МВ Германия оказалась своеобразным лидером в области САУ. Именно в этой стране ещё до начала войны увидели всю важность штурмовых орудий и постоянно уделяли должное внимание их развитию. Исходя из опыта 1МВ начались разработки самоходного 77 мм орудия. В 1932 разработки остановились из-за необходимости создания других, более нужных машин.

В 1935 полковник Эрих фон Манштейн направил генералу Беку начальнику Генштаба памятную записку с обоснованием необходимости создания сопровождающих батальонов (Begleitbatterien). В записке, «крёстный отцец» Sturmgeschutze, Манштейна,  предложил создать штурмовую артиллерию, для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В записке говорилось:»Штурмовая артиллерия действует в качестве сопровождающей артиллерии в составе пехоты. Она не атакует как танк, не занимается прорывом, но она поддерживает продвижение пехоты уничтожая наиболее опасные цели посредствоп прямого огня. В отличие от танковых подразделений, она не действует большим количеством, а обычно применяется составе взвода. Взвод, или даже отдельное орудие, неожиданно появившись, расчищает путь пехоте, до того, как успеет стать мишенью для вражеской артиллерии. Орудие должно быть способно всего несколькими выстрелами выводить из строя вражеские пулемётные точки. Также, оно должно подбивать танки противника; в сравнении с которыми, орудие уступает в бронировании, но превосходит в обзоре и первом выстреле.»

Для этого предполагалось смонтировать орудия на самоходныедные гусеничные шасси. Приоритетными целями штурмовых орудий должны были стать главные враги пехотинцев: доты, полевые укрепления и полевые орудия, пулемётные гнёзда и хорошо окопавшаяся пехота.

Идея штурмовых орудий была восприята неоднозначно, поскольку предполагалось, что с этой задачей вполне смогут справить и танки. Например Pz-IV первоначально вооружался именно противопехотной пушкой.

Тем не менее 15 июня 1936 фирма Daimler-Benz получила указание разработать штуримоавое орудие высотой в средний рост человека и оснащённое  75-мм орудием. Поскольку стрелять предполагалось по окопавшемуся противнику, то фирма Krupp создало орудие с невысокой начальной скоростью снаряда и крутой траекторией — 75мм StuK 37 L/24. Баллистика пушки была аналогична орудию танка Pz-IV. Ради приземистости силуэта конструкторы вообще отказались от башни, установив пушку в закрытой бронированной рубке. StuK 37 устанавливалась с лёгким смещением вправо. Орудийный прицел выводился в небольшое отверстие в лобовой плите и прикрывался отражателями пуль и осколков.


StuG III нулевой серии. На нижней лобовой бронеплите видны 2 круглых люка.

Новое StuG III было реализовано на шасси лёгкого танка PzKfw III Ausf F. В 1937 изготовили пять прототипов с короткоствольной 75мм L/24 гаубицей. Прототипы серии «0» не годились для военных действий, т.к. были сделаны из мягкой стали. Серийное производство StuG III началось в 1940 и выдало 40 машин до начала кампании на западе.


Видно, как в одном цеху собирались StuG III и Pz III.

 

САУ относились к артиллерийским частям. Экипаж состоял из командира (Geschützführer), заряжающего, наводчика и водителя.  Форма экипажей САУ имела танкистский покрой, но серого цвета, а не чёрного. Их штандарты были красного — артиллерийского цвета.

Экипажи штурмовых орудий проходили более основательную подготовку, чем танкисты. Они обучались быстрее обнаруживать цель, прицеливаться и поражать её меньшим количеством снарядов.


StuG III Ausf А в Голландии, 1940.

Первое боевое применение штурмовых орудий произошло в 1940 во Франции и  Голландии. StuG III на практике доказало высокую эффективность.

Осенью 1940 появилось StuG III Ausf B: улучшили корпус, заменили двигатель и трансмиссию. Ведущие колёса и ленивцы обрели новую форму, а ширина гусеницы изменилась с 36 см до 40 см. Всего сделали 320 САУ Ausf B.

В начале 1941 вышла модификация Ausf C. Очередная модификация StuG III D отличалась внутренними переделками. Модификации C и D оснащались моно- или бинокулярным прицелом, который теперь разместили на крыше. Такое перемещение усилило лобовую бронезащиту. Изменили форму бортов и фронта рубки, крыши водительского места. Изготовили 50 штук StuG III Ausf С и 150 StuG III Ausf D.

В конце 1941 появилась модификация StuG III Ausf E — последняя оснащённая короткой пушкой. САУ опять обрело новую форму надстройки. Модификация Ausf E планировалась для использования в качестве командирской машины вместо наблюдателей-корректировщиков SdKfz 253,  которую вывели из состава подразделений StuG-ов. Наклонное бронирование стало более вертикальным. Вторая бронекорзина перенесена направо, а левую удлинили — в них находилось дополнительное радиооборудование и амуниция. Командирские машины легко определить по двум антенам сзади надстройки. Всего выпустили 272 StuG III Ausf E.

Модификации Ausf В, C, D, E оснащались одинаковой 75мм пушкой StuK 37 L/24.
 


StuG III Ausf В со ранним типом ведущих колёс и ленивцев.

 

StuG III Ausf D из 189 батальона. Хорошо видно, что над опорными катками нет бортовых аварийных люков, в отличие от базового шасси Pz III.

 

StuG III Ausf E с вертикальными бортами рубки — 80°, угол лобовой брони рубки — 90°.

 

С началом военной компании против СССР немецкие штурмовые орудия уже не могли успешно поддрерживать свою пехоту. Хорошая баллистика короткоствольной StuK 37 L/24 оказалась абсолютно бесполезной против советских танков Т-34 и КВ. Броня самоходки тоже не отвечала требованиям новой войны.  В сентябре 1941 Гитлер безапеляционно потребовал увеличить броню StuG и усилить огневую мощь. Под непосредственным влиянием фюрера сконструировали StuG III Ausf F. У нового штурмового орудия появилась длинноствольная 75-мм пуша StuK 40 L/43 с боекомплектом увеличенным до 54 выстрелов. Добавился пулемёт MG 34 заменённый впоследствии на MG 42. Пулемёт устанавливался в люк заряжающего и из него можно было стрелять только открыв люк. Задняя часть середины крыши приподнялась из-за электического вентилятора. Изменилось моторное отделение. Лобовая борня была усилена дополнительными 30-мм бронелистами. Вес StuG III Ausf F возрос до 21 600 кг. Однако переналадка производственных мощностей отсрочила начало серийного выпуска до марта 1942. Выпустив 120 штурмовых орудий с StuK 40 L/43, немецкая промышленносить в сентябре 1942 перешла на новую комплектацию с удлинённым орудием StuK 40 L/48. Эту версию StuG III F некоторые называют StuG III Ausf F/8, поскольку САУ делалось на базе корпуса PzKpfw III Ausf. J (8/ZW). Складывающуюся антену заменили нескладывающейся. Получив длинноствольную 75мм пушку, штурмовое орудие уже могло бороться с танками. С появлением StuG III Ausf F эта самоходка закончила свою эволюцию превращения из САУ поддержки пехоты в штурмовое орудие и наконец в противотанковое средство.

 

StuG III Ausf F/8 с однокамерным дульным тормозом на орудии длиной 48 калибров.

 

 После перехода на пушку 75мм L/48 с ярко выраженной противотанковой направленностью, немецкая пехота лишилась эффективной поддержки. Длинноствольная пушка имела настильную, а не крутую траекторию и не годилась для борьбы со скрытыми целями и окопавшимся противником. Для восполнения пробела решили выпустить StuG со 105 мм гаубицей F.H. 18. САУ назвали Sturmhaubitze (StuH 42). Первое боевое применение StuH 42 увидело в ноябре 1942 (по другим данным выпуск StuH 42 начался в марте 1943). Позднее StuH 42 выпкскалось на базе StuG III G и получило маску «свинное рыло», двухкамерный дульный тормоз. Противотанковых снарядов это орудие не имело. В батареях стремились к соотношению 3 StuH : 7 StuG, но такое не всегда удавалось. До конца войны выпустили более 1200 StuH.

Как бы там ни было, всего с марта по сентябрь 1942 изготовили 359 машин Ausf F.

 

105mm StuH 42 Ausf G (Sturmhaubitze).

 

В декабре 1942 появилась последняя и самая массовая серийная модификация StuG III G. САУ выпускалась заводами Alket и с марта 1943 MIAG.  Стоимость StuG III G была сравнительно невысокой — 82500 рейхсмарок, а боевые качества неплохими. Исходя из экономических причин немецкое командование опрометчиво сделало ставку на массовый выпуск штурмовых орудий в ущерб танкам.

 

StuG III Ausf G. Орудие имеет двухкамерный дульный тормоз, маску «свинное рыло». В качестве дополнительной защиты — навесные бронещиты по бортам и гусеничная лента на нижней лобовой бронеплите.

 

Главным отличием стала литая 80 мм маска орудия типа «свинное рыло» (Saukopf). Крышу надстройки наклонили с 12о до 15о. Боевую рубку расширили и уменьшили наклон бортов на 1о до 79о.Вентилятор сместили на в центр задней вертикальной стенки рубки боевого отделения.  Самоходные орудия Ausf F и G ещё называли StuG III (40) из-за орудия StuK 40. Командир получил свою башенку с 8-ю смотровыми приборами и лючёк для бинокля. Командирская башенка стала — ослабила бронезащищённость и её иногда усливали бгусеничными звеньями. На поздних вариантах StuG III G к командирской башенкие спереди приваривался наклонный пулеотражатель. Люк заряжающего на крыше стал открываться в стороны, а пулемёт установленный на крыше — получил дистанционное управление. Теперь для стрельбы из MG не обязательно было заряжающему открывать свой люк. Вес опять вырос, достигнув 23 900кг.

С декабря 1942 по март 1945 выпустили 7720 единиц 7.5cm Sturmgeschьtz 40 Ausf. G (SdKfz 142/1), ещё 173 САУ конвертировали из из повреждённых танков PzKpfw III. Из 7893 StuG III G берлинской фирмой Alket собрано MIAG.

 

StuG III Ausf G. САУ покрыта циммеритом. Над орудийной маской «Saukopf» виден люк-щиток заряжающего с бойницей для пулемёта. Циммерит нанесён «вафельным» рисунком.

 

StuG III серий А, В, C, D, E постепенно возвращались на завод и оснащались более мощьными орудиями, бронёй и деталями от поздних модификаций. К Курской битве летом 1943, практически все StuG III А-Е прошли модернизацию. С 1943 немецкую бронетехнику стали покрывать ферромагнитным составом «циммерит», на StuG III циммерит часто имел «вафельный» рисунок.

 

Михаэль Виттманн (слева) возле своего StuG III Ausf А. СССР, 12 июля 1941.

 

С 1943 Германские войска беспрерывно отступали и от САУ всё чаще требовалось бороться с советскими танками. Несмотря на постоянные модернизации StuG III не был абсолютной контрмерой советским танкам и немцы активно внедряли более мощные САУ.

vn-parabellum.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *