StuG III Ausf.B
Представляю на ваш суд очередную мою модель. Собирался самоход очень хорошо: все таки, тамия — есть тамия. Шпаклевка понадобилась только в 2 местах. Наборы травления абер тоже понравились: много мелочей и ажурных деталей, собирать его сложно, но, как ни странно, поставил собственный рекорд по сборке травленке именно на нем. 2 набора травления собрал где то за 3,5 недели, на крыльях были изображены повреждения, которые очень хорошо смотреться на готовой модели. Траки взял из драгоновского набора мэйджик трак. Так же из доработок были высверлены патрубки глушителей до масштабной толщены , добавлено стекло на смотровой прибор механика водителя. Проведена проводка к клаксону, фаре нотек .Декаль использовалась сухая, при фотографировании модели декаль дала яркий отблеск наверно слишком близко была лампа отчего появился эффект чистой декали, в живую она запылена и не выбивается из общей картины. В наборе дан ствол с нарезами, который добавляет реализма. От сборки модели остались приятные впечатления.
Окраска . модель окрашена краской тамия XF-24 интерьер окрашен в цвет слоновой кости, затем нанесены 2 фильтра SIN industries для серой немецкой техники .Смывка была сделана готовыми смывками от фирмы MIG. Затем было имитировано выгорание краски капельками масляной краски 502 Abteilung с последующей растушёвкой. Использовалась сухая декаль производства Micro world . Сколы были нарисованы тонкой кистью красками Vallejo. Загрязнение ходовой было выполнено с помощью пигментов производства фирмы МИГ .Пыль и грязь имитирована пигментам основа MIG Industrial City Dirt, а так же Dark Mud , Rublel Dust , Dry Mud . Ржавчина на глушителе выполнена так же пигментами ,натертости до метала имитированы пигментами MIG и электродом для спектрального анализа .Потеки ГСМ выполнены масляной краской 502 Abteilung.
Работа над моделью заняла около 1,5 месяцев
Используемые наборы :
Tamiya 35281 – модель
Aber 35198 – крылья
Dragon – траки
Воробьев Роман
ost-front.ru
StuG III — главная немецкая САУ Второй мировой
StuG III – это немецкая средняя по массе САУ класса штурмовых орудий. Была построена на базе танка PzKpfw III и активно применялась во Вторую мировую войну. Была самым массовым представителем бронетехники Германии, выпускалась во множестве модификаций в течение всей войны.
История создания
История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.
В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.
«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.
StuG III ausf A, первая модификацияТТХ
Общая информация
- Классификация – штурмовое орудие;
- Боевая масса – 23,4 тонны;
- Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы разработки – 1937;
- Годы производства – 1940-1945;
- Годы эксплуатации – 1940-1950;
- Всего выпущено – 10500 машин.
Размеры
- Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
- Ширина корпуса – 2950 м;
- Высота – 2950 мм;
- Клиренс – 385 мм.
Бронирование
- Тип брони – литая и стальная катаная;
- Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
- Борт корпуса – 30 мм;
- Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
- Днище – 19 мм;
- Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
- Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
- Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
- Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
- Крыша рубки — 10 / 78—90° мм/градус.
Вооружение
- Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 24 калибра;
- Боекомплект пушки – 54 снаряда;
- Углы ВН — −10…+20° градусов;
- Углы ГН – 12 градусов;
- Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
- Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
- Запас хода – 155 км;
- Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
- Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
- Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
- Преодолеваемый ров – 2,3 м;
- Преодолеваемый брод – 0,8 м.
Модификации
StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.
- Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
- Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
- Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
- Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство. Построено 150 машин, некоторые переделаны в командирские;
- Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
- Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
- Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
- Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
- StuH 42 — САУ с гаубицей 105-мм;
- StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf.G.
Машины на базе Stug III
- Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
- В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.
Боевое применение
Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.
Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.
К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.
После 1941 года
В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.
Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.
Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.
StuG III Ausf E, захваченный Советской армиейОчень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.
Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.
В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.
В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.
Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.
Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.
Разрушенный StuG IIIТанк в культуре
Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».
Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России компанией «Звезда».
Модель StuG III фирмы ЗвездаПамять о танке
До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.
StuG III Ausf.G в КубинкеФото и видео
StuG III Ausf.BStuG III Ausf. CStuG III Ausf.DStuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1)StuG III Ausf.F/8StuG III Ausf.ЕStuG III StuG (Fl), огнементыйStuH 42StuG III в разрезе
tanki-tut.ru
STURMGESCHÜTZ III (AUSF. A-E) — За нашу советскую Родину!
Эта САУ стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта. Как по мне — добротный середнячок, который не утратил своих позиций и после сентября 1942 года с выходом StuG III Ausf. F и более поздних модификаций.
StuG III Ausf.B. Франция, 1940г.
StuG III Ausf.A после западной кампании, 1940г.
StuG III Ausf.B. Балканская кампания, весна 1941г.
StuG III Ausf.B. Балканы, март-апрель 1941г.
StuG III Ausf. A. Мост. Балканы, 1941г.
StuG III Ausf.B из StuG.Abt.210. Восточный фронт, 1941г.
StuG III Ausf.A, Восточный фронт, лето 1941г.
StuG III Ausf.B из 2.StuG.Abt.185. 1941г.
StuG III Ausf.C-D. Группа армий «Юг», 11-я армия, Украина, 1941г.
Stug III Ausf.A и stug III Ausf.C-D из Stug-abteilung Leibstandarte SS Adolf Hitler, Украина 1941г.
StuG III Ausf.B из StuG.Abt.243. Восточный фронт, 1941г.
StuG III Ausf.B, форсирование р. Коростынь. Август 1941г.
StuG III Ausf.B из StuG.Abt.203. Восточный фронт, 1941г.
StuG III Ausf.B или С
StuG III Ausf.B на марше. Группа Армий «Центр», лето 1941г.
StuG III Ausf.B. Восточный фронт, 1941г.
StuG III Ausf C, Россия 1941г.
StuG III Ausf.C на улицах Харькова, 6-я армия группы армий «Юг», 24.10.1941г.
StuG III Ausf.C на улицах Харькова, 6-я армия группы армий «Юг», 24.10.1941г.
StuG III Ausf A, Россия осень 1941г.
StuG III Ausf.B из 2.-StuG.Abt.226. Группа Армий «Центр», 1941г.
StuG III Ausf E
StuG III Ausf.B из 1.-StuG.Abt.185
StuG III Ausf.B из StuG.Abt.184. Восточный фронт, г.Холм, зима 1942г.
StuG III Ausf.B из 1.-StuG.Abt.185
StuG III Ausf.B под Сталинградом, лето-осень 1942г.
StuG III Ausf.D, захваченный англичанами в Северной Африке
StuG III Ausf.E во дворе казармы. 1942г.
StuG III Ausf.C-D. Ремонт орудия
(Продолжение следует…)
skaramanga-1972.livejournal.com
Гайд по StuG III Ausf. B. от Vlad_St — WOTaFAQ
Привет, панцерваффе. С вами 40_штуг.
И сегодня у нас гайдец по новой ( относительно ) ПТшке StuG III Ausf. B.
Данный танк расположился на IV уровне в немецком дереве развития. Ну что ж, поехали!
Ах да, забыл сказать в данном гайде мы будем рассматривать танк с орудием «фугасница». Ибо именно в этом орудии «фишка» штуга.
Немного истории:
StuG III Ausf. A — первый серийный вариант самоходки.
StuG III Ausf. B — Основное отличие этой модификации от предыдущей состояло в введении более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звёздочки и опорных катков, а также новой 6-скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon.
Данная информация взята с Википедии.
Исследование, затраты:
StuG III Ausf. B исследуется с Marder 38T за 3.250 опыта .
Стоимость покупки составляет 130.000 серебра.
Дерево исследования:
Вот так выглядит дерево исследования StuG III Ausf. B
Подробные ТТХ в топовой комплектации:
Прочность — 260 НР
Масса — 23.34 т
Мощность движка — 440 л.с.
Удельная мощность — 18.85 л.с./т
Макс. скорость вперёд — 40 км/ч
Макс. скорость назад — 10 км/ч
Скорость поворота шасси — 40 град/сек
Броня корпуса (лоб/борта/корма) — 50мм/30мм/30мм
УВН — -6º…+20º
Время сведения орудия — 2 сек
Средний урон — 350(ББ)/350(БП)/410(ОФ)
Пробитие — 64мм(ББ)/104мм(БП)/53мм(ОФ)
Разброс — 0.55 м/100м
Боезапас — 28 шт.
Обзор — 310 м
Дальность связи — 415 м
Плюсы и минусы:
+Хорошее орудие ( особенно альфастрайк. Многих можем заваншотить ).
+Подвижность ( Штуг — замена Хетзеру. Хетзер — медленный и бронированный, а Штуг наоборот ).
+Бронирование ( местами спасает. Но, например, против 6 лвл наша «броня» уже ничто ).
+Хорошая маскировка.
-Большой разброс, аж 0.55.
-Маленький боекомплект ( всего 28 штук. На затяжной бой может и не хватить ).
-Не самый высокий обзор.
Оборудование:
1). Досылатель ( Используется Досылатель среднего калибра. Цена — 200.000 серебра).
2). Усиленные приводы наводки ( Цена — 500.000 серебра ).
3). На выбор.
Можно поставить Вентиляцию ( Используется Улучшенная вентиляция Класс 2. Цена — 50.000 серебра).
Или же Стереотрубу ( Цена — 500.000 серебра).
Все зависит от Вашего стиля игры.
Расходники/снаряжение:
1). Малый ремкомплект ( Цена — 3.000 серебра).
2). Малая аптечка ( Цена — 3.000 серебра).
3). На выбор.
Можно поставить любой огнетушитель или Шоколад. Опять же, зависит от Вашеих предпочтений.
Экипаж:
Экипаж состоит из 4 человек.
1). Командир
2). Мехвод
3). Наводчик
4). Заряжающий, который еще и выполняет функцию Радиста.
Перки/умения:
Командир — Лампочка, Маскировка, ББ.
Мехвод — Маскировка, Виртуоз/Король бездорожья, ББ.
Наводчик — Маскировка, Плавный поворот башни, ББ.
Зарядающий, он же Радист — Маскировка, Радиоперехват, ББ.
Боекомплект:
8 ББ
14 КС
6 ОФ
Уровни боев:
Как и у всех не премтанков IV лвл.
4, 5, 6.
Боевая эффективность:
На данном аппарате не придется сидеть в кустах.
Т.к. мы имеем фугасное орудие, то идем в 1-2 рядах.
Не забывайте менять снаряды. На кого-то нужен КС… А вот другого КС не берет. Заряжаем ОФ и сносим по чуть-чуть.
Главное сильно не лезть вперед. Да, броня чуууууууть-чуть спасает, но не найдетесь на нее.
Будьте осторожны.
Итог:
Танк, как по мне, просто шикарен. Имба на своем уровне.
Если Вы познаете «дзен» этого чудоагрегата, уверяю, он доставит Вам много удовольствия.
Я лично оставил эту ПТшку у себя в ангаре. Считаю, что штуг будет получше хетзера.
Но это чисто моё ИМХО.
Вот и всё 🙂 Играйте и нагибайте. А с Вами был Vlad_St. Удачи!
Гайд составлен пользователем Vlad_St специально для сайта wotafaq.com
Копирование материалов, без указания первоисточника, запрещено и жестко карается тычкой на 488 с подпалом из Д-25Т.
Источники информации: Википедия, танковая википедия и собственные знания.
wotafaq.com
StuG III — это… Что такое StuG III?
У этого термина существуют и другие значения, см. StuG.Макет StuG III на базе PZ III в ЦМ ВОВ, Москва | |
Sturmgeschütz III Ausf. A | |
---|---|
Классификация | штурмовое орудие |
Боевая масса, т | 20,7 |
Компоновочная схема | моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы разработки | 1937 |
Годы производства | 1940—1945 |
Годы эксплуатации | 1940—1967 |
Количество выпущенных, шт. | 9346 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5380 |
Ширина корпуса, мм | 2920 |
Высота, мм | 1950 |
Клиренс, мм | 390 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 85° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 50 / 21—52° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 30 / 75° |
Борт корпуса, мм/град. | 30 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 30 / 30° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 30 / 10° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 30 / 65° |
Днище, мм | 15 |
Крыша корпуса, мм | 16 / 78—87° |
Лоб рубки, мм/град. | 50 / 9° |
Маска орудия, мм/град. | 50 / 5° |
Борт рубки, мм/град. | 30 / 0° + 8 / 30° |
Корма рубки, мм/град. | 30 / 30° |
Крыша рубки, мм/град. | 10 / 78—90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 75-мм Stuk37/L24 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 24 |
Боекомплект пушки | 44 |
Углы ВН, град. | −10…+20° |
Углы ГН, град. | ±12° |
Прицелы | телескопический Sfl.Z.F. |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 265 |
Скорость по шоссе, км/ч | 40 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 12—15 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 100 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,8 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,95 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,3 |
Преодолеваемый брод, м | 1,0 |
Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 самоходок с 75-мм орудиями).
StuG III — компоновка боевого отделения и размещение в нём экипажаПолное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz 7,5 cm Kanone. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Артштурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника[1]. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в самоходки СУ-76и.
Предпосылки
В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 г. фирма «Даймлер-Бенц» получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, со свободой движения ствола в горизонтальной плоскости по крайней мере в 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от прямого огня неприятеля, а полная высота транспортного средства не должна была превышать высоту типичного солдата. Для разработки новой самоходки «Даймлер-Бенц» решил использовать шасси нового среднего танка PzKpfw III.
Первые пять прототипов были произведены в 1937 г. на шасси Панцеркампфваген III Аусф. Б. Они были вооружены короткоствольной 75-мм пушкой Штурмканоне 37 Л/24 (со стволом в 24 калибра) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать Штуг III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков. С весны 1942 г. стали использовать пушки 75-мм Штурмканоне 40 Л/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — Л/48.
Более поздние модели Штуга III также были оснащены пулемётом МГ-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).
Все машины из серии Штурмгешютц были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. Штуг III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как Панцеркампфваген III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Штуге, стоил 12 тыс. марок).
Всего до конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях.
История развития
Во время начальной фазы Второй мировой войны немецкое командование в 1939 году поставило вопрос о создании мобильной артиллерии, действующей в боевых порядках пехоты и расчищающей ей путь на поле боя путём уничтожения пулемётных гнёзд и буксируемых пушек врага огнём прямой наводкой. По сравнению с танками от боевой машины новой концепции не требовалось размещение вооружения во вращающейся башне, приоритетными направлениями были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Фирме «Даймлер-Бенц» удалось удачно воплотить все эти пожелания в реальность — её конструкторы разместили короткоствольное 75-мм орудие в броневой рубке на шасси танка PzKpfw III с усилением лобового бронирования до 50 мм (база имела только 30 мм). Получившаяся САУ StuG III стала самым массовым образцом немецкой бронетехники времён Второй мировой войны и хорошо себя зарекомендовала в боях. Серьёзной слабостью StuG III было отсутствие пулемёта и низкая начальная скорость снаряда. В результате самоходка была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием, поэтому самостоятельно StuG III применялись нечасто. Эти проблемы удалось решить к началу 1943 года, когда финальная версия StuG III Ausf G получила 75-мм длинноствольное орудие, пулемёт, 80-мм лобовое бронирование и бортовые экраны, защищающие от кумулятивных боеприпасов и пуль противотанковых ружей.
В дальнейшем немецкие конструкторы создали ряд массовых моделей штурмовых орудий на базе другого основного среднего танка PzKpfw IV и малую серию САУ «Штурмтигр» на базе тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf H «Тигр I».
Аналоги Штуга
Ко времени вторжения во Францию в опытную эксплуатацию в вермахт поступили так называемые «штурмовые орудия», их боевой дебют оказался весьма успешным, они прочно заняли своё место в вермахте. Этот успех не остался незамеченным в СССР, и в конце 1940 — начале 1941 года вновь был поднят вопрос о создании их аналога.[2] Однако на тот момент среди советских военных теоретиков ещё не было окончательно решено, какой вид должна иметь боевая машина непосредственной поддержки пехоты и танков — безбашенной САУ, как StuG III, или более привычного для СССР «артиллерийского танка» по типу серийных БТ-7А. Начало Великой Отечественной войны положило конец этим предварительным идеям. По результатам анализа первого полугодия боевых действий советскими специалистами вновь была отмечена эффективность немецких штурмовых орудий[3], 14—15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждался, в том числе, и вопрос о создании собственного безбашенного «штурмового танка». Но в гораздо большей степени на его развитие оказали влияние другие причины. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, а быстрое продвижение вермахта вглубь территории СССР привело к захвату части советских сырьевых баз и производственных мощностей. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развёртывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками ожидать быстрого увеличения выпуска танков не приходилось. А поскольку для них это было самым приоритетным требованием Государственного комитета обороны (ГКО), одним из важнейших путей его исполнения являлось упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. Именно по этой причине на УЗТМ после пленума конструкторы Н. В. Курин и Г. Ф. Ксюнин разработали проект безбашенного штурмового танка У-33 с полным сохранением ходовой части Т-34 и вооружением в виде 76-мм дивизионной пушки ЗиС-22 (вариант орудия Ф-22УСВ выпуска военного времени) на тумбовой установке. За счёт отказа от башни удалось на 27 % снизить трудоёмкость изготовления, а полученный резерв по массе порядка 1,8—2,1 тонны можно было использовать для усиления лобового бронирования до толщины 75 мм и более. Проект получил высокую оценку, но остался нереализованным в металле из-за большой занятости УЗТМ заданием по освоению серийного выпуска Т-34.[4]
Эвакуация танковых заводов и большая потребность Красной армии в танках не позволили сразу же выполнить это задание, однако в ноябре — декабре 1942 года в весьма сжатые сроки советские конструкторы разработали среднее штурмовое орудие СУ-122 и тяжёлое СУ-152. Эти машины сразу же хорошо зарекомендовали себя в боях, однако большая надобность в истребителях танков вынудила прекратить серийный выпуск и дальнейшее развитие средних штурмовых орудий. Тяжёлые штурмовые орудия показали себя незаменимыми при прорыве заранее укреплённой обороны противника и штурмах городов, поэтому с появлением нового танка ИС его базу сразу же использовали для создания тяжёлого штурмового орудия ИСУ-152. После устранения «детских болезней» конструкции эта технологичная, надёжная, неприхотливая, хорошо бронированная и мощно вооружённая машина стала лучшей в своём классе.
Хорошая эффективность StuG III сразу же стала предметом пристального внимания союзников и противников. Итальянские военные, недовольные боевыми характеристиками своих устаревших танков семейства M13/M14/M15, потребовали создать на их базе аналог StuG III. Фирма «Фиат-Ансальдо» успешно справилась с заданием, разработав САУ Semovente da 75/18 и впоследствии ещё более мощные штурмовые орудия. Эти машины стали самой боеспособной итальянской бронетехникой, нанёсшей серьёзные потери войскам Великобритании и США в боях в Северной Африке и в Италии.
Основные модификации
- StuG III 0-serie (s.Pak) — ранний вариант самоходки (1937 г.). Самоходка выполнена на базе Pz III Ausf. B, c рубкой выполненной из не броневой стали. Вооружен короткоствольной 75-мм пушкой (длина ствола 24 калибра)Stuk37/L24. Известно, что выпущено не менее 5 штук. Считается, что эти экспериментальные машины из-за недостаточной брони рубки использовались в учебных целях, возможно позже были отправлены на фронт.
- StuG III Ausf. A — первый серийный вариант самоходки (янв. 1940 г.). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра Stuk37/L24. Из — за проблем со своевременной поставкой шасси, 20 машин серии с номерами шасси 90401-90420 были выпущены на шасси серийных танков Pz III Ausf. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла лишь 30 мм, она была усилена дополнительным 20 мм листом, закрепленым болтами. Несмотря на то, что за частую в литературе эти машины относят к модификации Ausf. B, более корректно отнести их к модификации Ausf. A, поскольку они все так же были оснащены 10-скоростной коробкой передач Maybach SRG 328 145.
- StuG III Ausf. B — (июнь 1940 г.). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Основное отличие этой модификации от предыдущей состояло в введении более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звездочки и опорных катков, а также новой 6 скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon.
- StuG III Ausf. C — (май 1941 г.)Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Упрощена конструкция рубки. Введен новый перископический прицел орудия SflZF-1, что так же потребовало изменить конструкцию люка наводчика. В начале 1942 года многие машины перевооружены длинноствольными орудиями Stuk40/L43.
- StuG III Ausf. D — (июнь 1941 г.)Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Единственное установленное отличие от предыдущей модификации — установка электро звонка у правого уха механика-водителя, для подачи сигналов командиром, а также впервые применена технология закалки лобовых деталей брони. В начале 1942 года многие машины перевооружены длинноствольными орудиями Stuk40/L43. Три самоходных орудия этого типа были отправлены в Африку и использовались немецким африканским корпусом.
- StuG III Ausf. E — (сен. 1941 г.)Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk37/L24. Эта модификация была разработана как командирская машина, с улучшенной аппаратурой связи, что потребовало установки с обеих сторон рубки и увеличения бортовых ниш для установки радиоаппаратуры. Машина оснащена дополнительной радиостанцией и антенной.
- StuG III Ausf. F — Первый крупносерийный вариант (сен.1942 г.). Увеличены противотанковые возможности машины, лобовое бронирование доведено до 80 мм. путем наваривания 30 мм дополнительных бронеплит. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L43 калибра 75 мм с длиной ствола 43 калибра. Установлен вентилятор на крыше рубки для уменьшения загазованности боевого отделения.
- StuG III Ausf. F/8 — (окт. 1942 г.). Лобовое бронирование 80 мм. Дополнительные 30 мм бронеплиты крепились на болтах. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров.
- StuG III Ausf. G — Самая массовая модификация (янв. 1943 г.) дальнейшее увеличение противотанковых возможностей путем установки броневых экранов по бортам и дистанционно управляемого пулемёта для борьбы с пехотой. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров.
Таблица модификаций | |||||||
Модификация | 0-seria | Ausf. A | Ausf. B | Ausf. C—D | Ausf. E | Ausf. F—F/8 | Ausf. G |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Боевая масса (кг) | 16 000 | 19 600 | 21 000 | 22 000 | 22 000 | 23 400 | 23 900 |
Длина (мм) | 5665 | 5380 | 5400 | 5500 | 5500 | 6310—6770 | 6770 |
Ширина (мм) | 2810 | 2920 | 2950 | 2950 | 2950 | 2950 | 2950 |
Высота (мм) | 1920 | 1950 | 1960 | 1960 | 1960 | 2150 | 2160 |
Высота линии огня (мм) | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1550—1570 | 1570 |
Клиренс (мм) | 375 | 385 | 375 | 385 | 385 | 390 | 390 |
Ширина трака (мм) | 360 | 360 | 360—400 | 380—400 | 380—400 | 400 | 400 |
Удельное давление на грунт (кг/см²) | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,94 | 0,94 |
Марка орудия | StuK 37/L24 | StuK 37/L24 | StuK 37/L24 | StuK 37/L24 | StuK 37/L24 | StuK 40/L43—StuK 40/L48 | StuK 40/L48 |
Калибр (мм) | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
Длина ствола (калибры) | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 43—48 | 48 |
Боекомплект (выстрелов) | 44 | 44 | 44 | 44 | 50 | 44—54 | 54 |
Пулемёт | нет | нет | нет | MG-34 | MG-34 | MG-34 | MG-34 |
Боекомплект (патронов) | нет | нет | нет | 300 | 600 | 600 | 600 (900) |
Броня корпуса (мм) | нет | 50/27/27 | 50/27/27 | 50/30/30 | 50/30/30 | 50+30/30/30 | 80/30/30 |
Броня рубки (мм) | сталь | 50/30/30 | 50/30/30 | 50/30/30 | 50/30/30 | 50+30/30/30 | 80/30/30 |
Дно и крыша (мм) | 16/11 | 16/11 | 16/11 | 16/11 | 16/11 | 16/11 | 19/11 |
Скорость движения (км/ч) | 25 | 30 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Запас топлива (л) | 300 | 310 | 310 | 310 | 300 | 310 | 310 |
Запас хода (по шоссе/просёлку) | 165/95 | 160/100 | 165/95 | 165/95 | 165/95 | 165/95 | 155/95 |
Выпущено (штук) | 5 | 30 | 320 | 150+100 | 284 | 364+250 | более 8100 |
Срок изготовления | 1937 г. | январь-май 1940 г. | Июнь 1940 г.-май 1941 г. | Май-сентябрь 1941 г. | Сентябрь 1941 г.-март 1942 г. | Сентябрь 1942 г.-декабрь 1942 г. | Декабрь 1942 г.-март 1945 г. |
Серийные номера | 90216-90220 | 90001-90030, 90401-90420 | 90101-90350, 90501-90550 | 90551-90600 / 90601-90750 | 90751-91034 | 91037-91400 | 91401-91250 |
Производство
1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Январь | 1 | 36 | 45 | 130 | 227 | 391 |
Февраль | 3 | 30 | 45 | 140 | 196 | 189 |
Март | 6 | 30 | 4 | 197 | 264 | 235 |
Апрель | 10 | 47 | 36 | 228 | 294 | 48 |
Май | 10 | 48 | 79 | 260 | 335 | |
Июнь | 12 | 56 | 70 | 275 | 341 | |
Июль | 22 | 34 | 60 | 281 | 377 | |
Август | 20 | 50 | 80 | 291 | 312 | |
Сентябрь | 29 | 38 | 70 | 345 | 356 | |
Октябрь | 35 | 71 | 84 | 395 | 325 | |
Ноябрь | 35 | 46 | 100 | 295 | 361 | |
Декабрь | 29 | 46 | 120 | 174 | 452 | |
Всего | 212 | 532 | 793 | 3011 | 3840 | 863 |
Вооружение и бронезащита
Вооружение
Основным вооружением САУ являлась танковая пушка 7,5 cm KwK 40.
Боекомплект пушки — 44 снаряда, предпочтительное распределение: 12 % K.Gr.rot Pz. (бронебойно-трассирующий), 65 % Sprenggranaten (ОФ) и 23 % Nebelgranaten (дымовой).
Вид снаряда | K.Gr.rot Pz. | Gr.38 HL (кумулятивный) | Gr.38 HL/A (кумулятивный) | Gr.38 HL/B (кумулятивный) |
---|---|---|---|---|
Масса снаряда, кг | 6,8 | 4,5 | 4,4 | 4,57 |
Начальная скорость, м/с | 385 | 452 | 450 | 450 |
Бронепробиваемость, мм | ||||
100 м | 41 | 45 | 70 | 75 |
500 м | 39 | 45 | 70 | 75 |
1000 м | 35 | 45 | 70 | 75 |
1500 м | 33 | 45 | 70 | 75 |
Бронезащита
Испытания бронезащиты StuG III в СССР
В 1942 году на научно-испытательном полигоне ГАБТУ КА был произведён обстрел трофейных немецких танков. По итогам данного обстрела был составлен «Отчёт по испытанию немецких танков обстрелом бронебойными и осколочными снарядами из танковых пушек». В ходе указанного обстрела был обстрелян в том числе и немецкий танк «Арт-Штурм» (именно под таким названием и именно как «танк» StuG III фигурирует в данном отчёте).
Обстрелу подверглась одна из ранних модификаций StuG III, вооружённая короткоствольной 75-мм пушкой. Согласно отчёту бортовая броня обстрелянного образца составляла 30 мм под углом 0°, лобовая — 50 мм под углом 15°. Были получены следующие результаты:
Обстрел 45-мм пушкой, установленной на танке Т-70
Обстрел лобовой проекции: «…45-мм бронебойный снаряд 50 мм лобовой брони не пробивает на любой дистанции…»
Обстрел боковой проекции: «…бортовую 30-мм броню 45-мм бронебойный снаряд пробивает с дистанции 850 метров…»
Обстрел 76-мм пушкой Ф-34, установленной на танке Т-34
Обстрел лобовой проекции: «…76-мм бронебойный снаряд, при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., пробивает лобовую броню с дистанции 800—1000 м. На дистанции больше 800 и 1000 м пробивная способность бронебойного снаряда не проверялась…»
Обстрел боковой проекции (осколочно-фугасным снарядом): «…76-мм осколочно-фугасный дальнобойный стальной снаряд при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., установленной в танке Т-34, при попадании по броневым листам немецкого танка „Арт-Штурм“ толщиной 30 мм, броневые листы разрушает, выламывает с дистанции 1000 метров, и осколками снаряда и кусками брони поражается экипаж и агрегаты танка…»
В целом было отмечено:
«…Броня корпуса немецкого танка „Арт-Штурм“ вязкая и имеет хорошую снарядостойкость и не колется…»
Общая оценка уровня защищённости. Ранние модификации (до 1942 г.)
Из отчёта видно, что по состоянию на 1941—1942 гг. StuG III обладал достаточным уровнем защищённости в условиях войны против СССР. Наиболее массовые 45-мм орудия, составлявшие основу противотанковой артиллерии СССР, которые находились на вооружении РККА в значительных количествах, а также были адаптированные для установки на танки (прежде всего БТ, Т-26, Т-70 и проч.) и бронеавтомобили, и которыми РККА также располагала в значительных количествах были практически бессильны против лобовой брони «Арт-Штурма», сохраняя способность поражать бортовую броню с больших дистанций при исключительно благоприятных условиях (под углом 90 град.-до 850 м.)
Со временем доля артсистем, которые уверенно поражали «Арт-Штурм» на дистанциях не менее 1 км (а в борт даже осколочно-фугасной гранатой с дистанции 1 км), в РККА росла, что вызвало модернизации «Арт-Штурма» в плане повышения уровня бронезащиты.
Общая оценка уровня защищённости. Поздние модификации (вторая половина 1942 г. до 1945 г.)
После появления модификации Ausf. F, лобовая броня увеличилась до 80 мм, что в купе с углом бронирования давало хорошую защиту. Теперь пушка Ф-34, установленная на танке Т-34 не могла пробивать лобовую броню StuG III на дальних и средних дистанциях, а вступить в ближний бой Т-34 не мог из-за большей вероятности быть подбитым прежде чем самому открыть огонь. То-же самое относится и к танку M4 Шерман. Все это свидетельствует о том что самоходка была надежно защищена (в лобовой проекции) от легких и средних танков союзников.
Экспорт
Финский StuG III Ausf. G. с ДТ-29StuG III использовались в следующих странах:
Примечания
- ↑ Sturmgeschütz III/IV. «Achtung Panzer!».
- ↑ Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 118. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24
- ↑ Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 142. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24
- ↑ Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 188, 189. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24
См. также
Ссылки
Сохранившиеся образцы
Видео
dik.academic.ru
|
|
|
2gtk.clan.su
StuG III (Sd.Kfz.142) немецкие САУ
StuG III
Gepanzerter Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5cm Kanone Ausf A-G (Sd.Kfz.142)
В ходе 2МВ Германия оказалась своеобразным лидером в области САУ. Именно в этой стране ещё до начала войны увидели всю важность штурмовых орудий и постоянно уделяли должное внимание их развитию. Исходя из опыта 1МВ начались разработки самоходного 77 мм орудия. В 1932 разработки остановились из-за необходимости создания других, более нужных машин.
В 1935 полковник Эрих фон Манштейн направил генералу Беку начальнику Генштаба памятную записку с обоснованием необходимости создания сопровождающих батальонов (Begleitbatterien). В записке, «крёстный отцец» Sturmgeschutze, Манштейна, предложил создать штурмовую артиллерию, для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В записке говорилось:»Штурмовая артиллерия действует в качестве сопровождающей артиллерии в составе пехоты. Она не атакует как танк, не занимается прорывом, но она поддерживает продвижение пехоты уничтожая наиболее опасные цели посредствоп прямого огня. В отличие от танковых подразделений, она не действует большим количеством, а обычно применяется составе взвода. Взвод, или даже отдельное орудие, неожиданно появившись, расчищает путь пехоте, до того, как успеет стать мишенью для вражеской артиллерии. Орудие должно быть способно всего несколькими выстрелами выводить из строя вражеские пулемётные точки. Также, оно должно подбивать танки противника; в сравнении с которыми, орудие уступает в бронировании, но превосходит в обзоре и первом выстреле.»
Для этого предполагалось смонтировать орудия на самоходныедные гусеничные шасси. Приоритетными целями штурмовых орудий должны были стать главные враги пехотинцев: доты, полевые укрепления и полевые орудия, пулемётные гнёзда и хорошо окопавшаяся пехота.
Идея штурмовых орудий была восприята неоднозначно, поскольку предполагалось, что с этой задачей вполне смогут справить и танки. Например Pz-IV первоначально вооружался именно противопехотной пушкой.
Тем не менее 15 июня 1936 фирма Daimler-Benz получила указание разработать штуримоавое орудие высотой в средний рост человека и оснащённое 75-мм орудием. Поскольку стрелять предполагалось по окопавшемуся противнику, то фирма Krupp создало орудие с невысокой начальной скоростью снаряда и крутой траекторией — 75мм StuK 37 L/24. Баллистика пушки была аналогична орудию танка Pz-IV. Ради приземистости силуэта конструкторы вообще отказались от башни, установив пушку в закрытой бронированной рубке. StuK 37 устанавливалась с лёгким смещением вправо. Орудийный прицел выводился в небольшое отверстие в лобовой плите и прикрывался отражателями пуль и осколков.
StuG III нулевой
серии. На нижней лобовой бронеплите видны 2
круглых люка.
Новое StuG III было реализовано на шасси лёгкого танка PzKfw III Ausf F. В 1937 изготовили пять прототипов с короткоствольной 75мм L/24 гаубицей. Прототипы серии «0» не годились для военных действий, т.к. были сделаны из мягкой стали. Серийное производство StuG III началось в 1940 и выдало 40 машин до начала кампании на западе.
Видно, как в одном цеху собирались StuG III и Pz III.
САУ относились к артиллерийским частям. Экипаж состоял из командира (Geschützführer), заряжающего, наводчика и водителя. Форма экипажей САУ имела танкистский покрой, но серого цвета, а не чёрного. Их штандарты были красного — артиллерийского цвета.
Экипажи штурмовых орудий проходили более основательную подготовку, чем танкисты. Они обучались быстрее обнаруживать цель, прицеливаться и поражать её меньшим количеством снарядов.
StuG III Ausf А в
Голландии, 1940.
Первое боевое применение штурмовых орудий произошло в 1940 во Франции и Голландии. StuG III на практике доказало высокую эффективность.
Осенью 1940 появилось StuG III Ausf B: улучшили корпус, заменили двигатель и трансмиссию. Ведущие колёса и ленивцы обрели новую форму, а ширина гусеницы изменилась с 36 см до 40 см. Всего сделали 320 САУ Ausf B.
В начале 1941 вышла модификация Ausf C. Очередная модификация StuG III D отличалась внутренними переделками. Модификации C и D оснащались моно- или бинокулярным прицелом, который теперь разместили на крыше. Такое перемещение усилило лобовую бронезащиту. Изменили форму бортов и фронта рубки, крыши водительского места. Изготовили 50 штук StuG III Ausf С и 150 StuG III Ausf D.
В конце 1941 появилась модификация StuG III Ausf E — последняя оснащённая короткой пушкой. САУ опять обрело новую форму надстройки. Модификация Ausf E планировалась для использования в качестве командирской машины вместо наблюдателей-корректировщиков SdKfz 253, которую вывели из состава подразделений StuG-ов. Наклонное бронирование стало более вертикальным. Вторая бронекорзина перенесена направо, а левую удлинили — в них находилось дополнительное радиооборудование и амуниция. Командирские машины легко определить по двум антенам сзади надстройки. Всего выпустили 272 StuG III Ausf E.
Модификации Ausf В, C, D, E оснащались одинаковой
75мм пушкой StuK 37 L/24.
StuG III Ausf В со ранним типом
ведущих колёс и ленивцев.
StuG III Ausf D из 189 батальона. Хорошо видно, что над опорными катками нет бортовых аварийных люков, в отличие от базового шасси Pz III.
StuG III Ausf E с вертикальными бортами рубки — 80°, угол лобовой брони рубки — 90°.
С началом военной компании против СССР немецкие штурмовые орудия уже не могли успешно поддрерживать свою пехоту. Хорошая баллистика короткоствольной StuK 37 L/24 оказалась абсолютно бесполезной против советских танков Т-34 и КВ. Броня самоходки тоже не отвечала требованиям новой войны. В сентябре 1941 Гитлер безапеляционно потребовал увеличить броню StuG и усилить огневую мощь. Под непосредственным влиянием фюрера сконструировали StuG III Ausf F. У нового штурмового орудия появилась длинноствольная 75-мм пуша StuK 40 L/43 с боекомплектом увеличенным до 54 выстрелов. Добавился пулемёт MG 34 заменённый впоследствии на MG 42. Пулемёт устанавливался в люк заряжающего и из него можно было стрелять только открыв люк. Задняя часть середины крыши приподнялась из-за электического вентилятора. Изменилось моторное отделение. Лобовая борня была усилена дополнительными 30-мм бронелистами. Вес StuG III Ausf F возрос до 21 600 кг. Однако переналадка производственных мощностей отсрочила начало серийного выпуска до марта 1942. Выпустив 120 штурмовых орудий с StuK 40 L/43, немецкая промышленносить в сентябре 1942 перешла на новую комплектацию с удлинённым орудием StuK 40 L/48. Эту версию StuG III F некоторые называют StuG III Ausf F/8, поскольку САУ делалось на базе корпуса PzKpfw III Ausf. J (8/ZW). Складывающуюся антену заменили нескладывающейся. Получив длинноствольную 75мм пушку, штурмовое орудие уже могло бороться с танками. С появлением StuG III Ausf F эта самоходка закончила свою эволюцию превращения из САУ поддержки пехоты в штурмовое орудие и наконец в противотанковое средство.
StuG III Ausf F/8 с однокамерным дульным тормозом на орудии длиной 48 калибров.
После перехода на пушку 75мм L/48 с ярко выраженной противотанковой направленностью, немецкая пехота лишилась эффективной поддержки. Длинноствольная пушка имела настильную, а не крутую траекторию и не годилась для борьбы со скрытыми целями и окопавшимся противником. Для восполнения пробела решили выпустить StuG со 105 мм гаубицей F.H. 18. САУ назвали Sturmhaubitze (StuH 42). Первое боевое применение StuH 42 увидело в ноябре 1942 (по другим данным выпуск StuH 42 начался в марте 1943). Позднее StuH 42 выпкскалось на базе StuG III G и получило маску «свинное рыло», двухкамерный дульный тормоз. Противотанковых снарядов это орудие не имело. В батареях стремились к соотношению 3 StuH : 7 StuG, но такое не всегда удавалось. До конца войны выпустили более 1200 StuH.
Как бы там ни было, всего с марта по сентябрь 1942 изготовили 359 машин Ausf F.
105mm StuH 42 Ausf G (Sturmhaubitze).
В декабре 1942 появилась последняя и самая массовая серийная модификация StuG III G. САУ выпускалась заводами Alket и с марта 1943 MIAG. Стоимость StuG III G была сравнительно невысокой — 82500 рейхсмарок, а боевые качества неплохими. Исходя из экономических причин немецкое командование опрометчиво сделало ставку на массовый выпуск штурмовых орудий в ущерб танкам.
StuG III Ausf G. Орудие имеет двухкамерный дульный тормоз, маску «свинное рыло». В качестве дополнительной защиты — навесные бронещиты по бортам и гусеничная лента на нижней лобовой бронеплите.
Главным отличием стала литая 80 мм маска орудия типа «свинное рыло» (Saukopf). Крышу надстройки наклонили с 12о до 15о. Боевую рубку расширили и уменьшили наклон бортов на 1о до 79о.Вентилятор сместили на в центр задней вертикальной стенки рубки боевого отделения. Самоходные орудия Ausf F и G ещё называли StuG III (40) из-за орудия StuK 40. Командир получил свою башенку с 8-ю смотровыми приборами и лючёк для бинокля. Командирская башенка стала — ослабила бронезащищённость и её иногда усливали бгусеничными звеньями. На поздних вариантах StuG III G к командирской башенкие спереди приваривался наклонный пулеотражатель. Люк заряжающего на крыше стал открываться в стороны, а пулемёт установленный на крыше — получил дистанционное управление. Теперь для стрельбы из MG не обязательно было заряжающему открывать свой люк. Вес опять вырос, достигнув 23 900кг.
С декабря 1942 по март 1945 выпустили 7720 единиц 7.5cm Sturmgeschьtz 40 Ausf. G (SdKfz 142/1), ещё 173 САУ конвертировали из из повреждённых танков PzKpfw III. Из 7893 StuG III G берлинской фирмой Alket собрано MIAG.
StuG III Ausf G. САУ покрыта циммеритом. Над орудийной маской «Saukopf» виден люк-щиток заряжающего с бойницей для пулемёта. Циммерит нанесён «вафельным» рисунком.
StuG III серий А, В, C, D, E постепенно возвращались на завод и оснащались более мощьными орудиями, бронёй и деталями от поздних модификаций. К Курской битве летом 1943, практически все StuG III А-Е прошли модернизацию. С 1943 немецкую бронетехнику стали покрывать ферромагнитным составом «циммерит», на StuG III циммерит часто имел «вафельный» рисунок.
Михаэль Виттманн (слева) возле своего StuG III Ausf А. СССР, 12 июля 1941.
С 1943 Германские войска беспрерывно отступали и от САУ всё чаще требовалось бороться с советскими танками. Несмотря на постоянные модернизации StuG III не был абсолютной контрмерой советским танкам и немцы активно внедряли более мощные САУ.
vn-parabellum.narod.ru