Сухой Су-22. Фото. Характеристики. История
Су-22 – российский истребитель, выпущенный в средине 70-х годов, широко поставляемый на экспорт в различные «горячие точки» мира. На то время имел неплохие летно-технические и боевые характеристики.
История создания Су-22
Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководству СССР нужно было найти ему на замену альтернативный вариант. В 1975 году указанием П.В. Дементьева на прототипе Су-22, который имел обозначение С-32М2, установили турбореактивные двигатели Р-29БС-300, имеющие тягу 11 500 кгс на форсаже и 8300 кгс – на «максимале». В начале 1975-го начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешного их завершения истребитель стали поставлять на экспорт под серийным названием Су-22.
Выпуск данной модификации способствовал процессу стандартизации военного авиационного парка СССР, в который входили фронтовые самолеты с зарубежными двигателями. К истребителям, которые в своей конструкции комплектовались импортной силовой установкой, относился также МиГ-23. Выделяющими особенностями этих двух моделей стали: сравнительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и габариты воздухозаборников, которые охлаждают агрегаты ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя из-за поднятия киля.
Аналогично предыдущим модернизациям (Су-17М3 и Су-17М) данная модель тоже направлялась на экспорт. В апреле 1977 года программа госиспытаний на учебно-боевом С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Комплектовался самолет двигателем Р29БС-300, модернизированным приемоответчиком системы госопознавания и радиостанцией Р-802Б. С 1984 года путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 около сотни машин были проданы в одиннадцать государств мира.
Усовершенствование оборудования Су-17М4 и применение на нем разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства данный истребитель в суммарном количестве более 350 единиц получили ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 был на вооружении в советских ВВС, откуда снят был лишь в середине 90-х годов.
Особенности конструкции и эксплуатации
Су-22 удалось сконструировать максимально приближенным к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в составе конструкции турбореактивного двигателя Р-29БС-300, разработанного С.К. Тумановским и поставлявшегося в то время из-за границы союзниками СССР. Большие габариты двигателя обусловили расширение хвостовой части фюзеляжа. Вооружение на истребителе представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был сложен в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.
Для продажи в то время активно производили еще один ударный самолет – Су-20. За период с 1973 по 1990 г. были созданы около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского самолетостроения можно насчитать целых 18 мировых государств. К ним в частности относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.
Путем перепродажи в 90-х годах от Египта Су-22 получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г.) и Ливане (1982 г.). Су-20 вместе с Су-22 активно принимали участие в афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители были задействованы в ирано-иракской войне. В Йемене в период гражданского противостояния модификацию Су-22М имели на вооружении обе стороны конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов ВВС Перу атаковали эквадорские позиции на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до иностранных заказчиков, вели военную службу в советских военно-воздушных силах.
Модификации Су-22
С-32М2Д – первый прототип Су-22.
Су-22 – экспортная модификация Су-17М2. От базовой модели отличается двигателем Р-29Б-300. Впервые поднят в воздух в январе 1975 г. Серийно производили в 1976-1980 годах.
Су-22М – экспортная версия Су-17М3, в отличие от которого был оснащен двигателем Р-29БС-300, комплектом вооружения и упрощенным бортовым оборудованием. Серийный выпуск датируется 1977-1981 годами. Покупателями стали Ирак, Афганистан, Перу, Ливия, Йемен и Сирия.
Су-22М3 – доработанный вариант Су-22М, в который установлен полный комплект БРЭО Су-17М3. Двенадцать самолетов были изготовлены в 1981-1982 гг. и проданы в Венгрию.
Су-22М3Р – разведывательный вариант, построен на базе Су-22М3.
Су-22М4 – экспортная модификация Су-17М4. В составе силовой установки имел двигатель АЛ-21Ф-3. Время производства – 1984 – 1990 гг.
Су-22Р – разведчик, сконструирован на основе Су-22.
Су-22М4Р – разведывательная версия самолета Су-22М4.
Су-22УМ – учебно-боевая версия истребителя, совершившая первый полет в конце 1979 года. Производился с 1979 по 1982 годы.
Су-22УМ3 – учебный самолет, аналог Су-22УМ, который поставлялся за границу. Всего были выпущены 4 машины для Венгрии в 1981-1982 гг.
Су-22УМ3К – усовершенствованный Су-22УМ, который имел в оснащении двигатель АЛ-21Ф-3 и производился в 1983-1985 годах.
Истребитель-бомбардировщик Су-22, созданный коллективом КБ П. О. Сухого, в 1970-1980 гг. стоял на вооружении Советских ВВС.
В годы его эксплуатации он отвечал всем требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса: большая скорость полета, совершенное бортовое оборудование, мощное вооружение.
Силовая установка: АЛ-21Ф-3 тягой 76,5 кН без включения форсажа, 110 кН — с форсажем.
Самолет был вооружен двумя пушками НР-30 калибра 30 мм. Масса ракетной и бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Самолет имел изменяемую геометрию крыла.
Тактико-технические характеристики Су-22
Размах крыла, м 10,00-14,00
Длина, м 17,00
Высота, м 4,70
Площадь крыла, м2 34,45
Масса пустого самолета, кг 10 800
Стартовая масса, кг 16300
Стартовая масса, max., кг 20 000
Скорость полета у земли, км/ч … 1350
Скорость полета на высоте, км/ч 2300
Потолок, м 17000
Дальность полета, км 2500
Экипаж, чел 1
Военная авиация
Avia.pro
avia.pro
Истребитель-бомбардировщик Су-22. — Российская авиация
Истребитель-бомбардировщик Су-22 (С-32М2К).
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.
Нехватка двигателей АЛ-21Ф-3, для истребителей-бомбардировщиков Су-20, вынуждала искать альтернативный вариант. Уже в 1975 году на серийный самолет по указанию П.В.Дементьева установили ТРД Р-29БС-300 тягой 8300 кгс на «максимале» и 11500 кгс — на форсаже. Заводские испытания С-32М2 с этим ТРД, получившем заводское обозначение С-32М2Д (Д — двигатель), начались в январе 1975 года. После завершения испытаний машина поставлялась на экспорт в 1976-1980 годах под названием Су-22 (серийное заводское обозначение С-32М2К). Эта модификация способствовала стандартизации парка фронтовых самолетов, поставляемых из СССР зарубежным потребителям (двигатели Р-29Б-300 устанавливались на модификациях МиГ-23). Самолеты с этим двигателем имели более короткую и «полную» хвостовую часть фюзеляжа, начиная с 28-го шпангоута (от начала форкиля) и другое расположение и размеры воздухозаборников для охлаждения агрегатов ТРД, чем на Су-17М2. Изменение диаметра хвостовой части фюзеляжа привело к увеличению размаха стабилизатора и высоты самолета из-за подъема киля.
По аналогии с предыдущими этапами модернизации у Су-17М3 и Су-17М имелись экспортные модификации. В апреле 1977 года завершились заводские испытания учебно-боевого С-52УК. После госиспытаний, проходивших с сентября 1977 года по март 1978 года, под обозначением Су-22У более 50 самолетов поставили в Ирак, Ливию, Сирию, Вьетнам, Афганистан, Анголу, Йемен, Перу и Румынию. Су-22У комплектовался двигателем Р-29БС-300, радиостанцией Р-802Б, экспортным вариантом приемоответчика системы госопознавания. С 1984 года без малого сотню Су-17УМ3 с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К продали в одиннадцать стран мира.
Отработанная конструкция Су-17М4 и разнообразное вооружение, позволили заинтересовать экспортной модификацией, названной Су-22М4, традиционных потребителей советского оружия. За семь лет производства свыше 350 Су-22М4 поставили в одиннадцать стран. Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х.
Модификации:
С-32М2Д — прототип Су-22.
Су-22 (С-32М2К) — экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
Су-22М (С-52К) — экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
Су-22М3 (С-52М3К) — доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для ВВС Венгрии.
Су-22М3Р — разведчик на базе Су-22М3.
Су-22М4 (С-54К) — экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.
Су-22М4Р — разведчик на базе Су-22М4.
Су-22Р — разведчик на базе Су-22.
Су-22УМ (С-52УК) — учебно-боевой. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) — экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.
Су-22УМ3К — учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.
ЛТХ:
Модификация: Су-22
Размах крыла, м
-при мин. стреловидности: 13,68
-при макс. стреловидности: 10,025
Длина самолета, м: 18,86
Высота самолета, м: 4,86
Площадь крыла, м2
-при мин. стреловидности: 38,49
-при макс. стреловидности: 34,45
Масса, кг
-пустого: 10445
-максимальная взлётная: 18820
-топлива: 3770
Двигатели: 1 х ТРДФ Р-29Б-300
Тяга, кгс
-максимальная: 1 х 8000
-на форсаже: 1 х 11500
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1350
-на высоте: 2230
Практическая дальность, км: 2500
Боевой радиус действия, км: 590
Потолок высоты, м: 14000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку)
Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески:
-до 8 УР «воздух-воздух» Р-60,
УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МП
НУР С-5, С-8, С-13, С-24,
-корректируемые авиабомбы КАБ-500;
-бомбы свободного падения калибром до 500 кг;
-кассетные бомбы;
-баки с зажигательной смесью;
-подвесные пушечные установки.
Истребитель-бомбардировщик Су-22 ВВС Перу.
Су-22УМ ВВС Перу.
Су-22М ВВС Ливии. Триполи, 2009 г.
Су-22М2 ВВС Перу.
Су-22М3 ВВС Ливии. 2009 год.
Су-22М4 ВВС Польши.
Группа Су-22М4 ВВС Польши.
Су-22М4 ВВС Польши после посадки.
Су-22М4 ВВС ЧССР в полете.
Су-22М4 ВВС ЧССР на взлете.
Кабина пилота Су-22М4 до модернизации.
Кабина пилота Су-22М4 после модернизации.
Су-22М ВВС Ливии. Рисунок.
Су-22М4 ВВС Ирака. Рисунок.
Су-22М4 ВВС Анголы. Рисунок.
Компоновочная схема Су-22М4.
Су-22М4. Схема.
.
.
Список источников:
В.Е.Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики.
Авиация и Космонавтика. Н.Васильев. Истребители-бомбардировщики.
Авиация и Космонавтика. Е.Лаврентьев. Истребители-бомбардировщики.
Крылья Родины. Николай Сойко. Полет сквозь годы.
М-Хобби. Виктор Марковский. Афганские «стрижи».
Крылья Родины. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17.
В.Ю.Марковский, И.Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17.
Вестник авиации и космонавтики. Истребитель-бомбардировщик Су-17.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Су-22 краткий обзор самолета (характеристики истребителя бобмадировщика)
Су-22 являясь экспортным вариантом Су-17, в основе схемы которого взята разработка Су-7, мог благодаря крылу изменяемой стреловидности совершать полёты с аэродромов, посадочная полоса которых была вдвое меньше чем у предшественника. После 40 лет эксплуатации это детище советских конструкторов в ряде стран мира остаётся на вооружении их военно-воздушных сил.
История создания СУ-22
су-7В середине 60-х годов был принят на вооружение Су-7Б и перед конструкторами поставили новую задачу — найти способы сокращения взлётной и посадочной дистанции для этого типа самолёта. Пытались решить эту проблему с помощью стартовых ускорителей и тормозных парашютов, но вскоре пришли к выводу, что необходимо крыло с изменяемой геометрией. Сделав поворотной лишь внешнюю секцию и тем самым сохранив минимальные смещения центров давления и тяжести при изменении геометрии, разработчики оставили почти не тронутой конструкцию крыла Су-7Б.
Первый в истории советского авиастроения самолёт с изменяемой геометрией крыла получил обозначение С-22И и впервые поднялся в воздух 2 августа 1966 года. Позже начались государственные испытания и после их завершения в ноябре 1967 года машину рекомендовали запустить в серию.
Серийное производство Су-17 (такое обозначение получил самолёт) наладилось только в 1969 году. Самой массовой серией пошёл вариант Су-17М с двигателем АД-21Ф-3. В 1975 году машину оснастили новейшим оборудованием управления вооружением с лазерным дальномером и системой навигации КН-23, которая решала задачу полёта к цели и обратно в автоматическом режиме.
Видео: Экспортный вариант Су-17
Машина Су-22 (экспортный вариант Су-17М2) была оснащена ещё и доплеровской системой ДИСС-2. На Су-22 несколько расширили концевую часть корпуса для установки двигателя Р-29Б-300, чтобы на экспортном самолёте разместить двигатели, заменяемыми с МиГ-23БН/27.
Конструкция самолёта
Конструкция Су-22, Су-17Аэродинамическая компоновка Су-22 традиционна — это моноплан с крылом среднего расположения и хвостовым оперением, состоящим из киля с рулём направления и стабилизатора. Крыло с изменяемой геометрией от 300 до 630 оснащено щелевыми закрылками, установленными в неподвижной части. В консолях крыла смонтированы герметичные топливные баки, в сопряжении крыла с фюзеляжем с обеих сторон размещена пушка НР-30.
В хвостовой части находятся стабилизатор и киль, четыре воздушных тормоза и отсек тормозного парашюта. Сверху фюзеляжа от кабины и до киля идёт гаргрот. Шасси истребителя-бомбардировщика трёхопорное, передняя стойка убирается вперёд против потока, а основные опоры в неподвижную часть крыла перпендикулярно потоку.
В герметичном отсеке носовой части размещена кабина пилота со стеклянным фонарём с переплётами, лобовая часть выполнена из бронестекла. Откидываемая часть фонаря открывается вверх и назад на угол 500. Пилот сидит в катапультном кресле К-36Д. Приборная доска имеет аналоговые указатели, информирующие пилота о пространственном положении самолёта и работе оборудования и двигателя.
Су-22М-4 оборудован новым АРК-15, РСБН-2С заменён на РСБН-5, установлен новый прицельно-навигационный комплекс с лазерным дальномером и телевизионной системой.
Тактико-технические данные
- Длина самолёта — 18,86 м.
- Высота самолёта — 4,86 м.
- Вес пустого самолёта — 10445 кг.
- Максимальный взлётный вес — 18820 кг.
- Запас топлива — 3770 кг.
- Силовая установка — 1 ТРДФ Р-29Б-300.
- Максимальная скорость у земли — 1350 км/час.
- Максимальная скорость на высоте — 2230 км/час.
- Практический потолок — 14 тыс. м.
- Дальность — 2500 км .
- Боевой радиус — 590 км.
- Вооружение — 2 х 30-мм НР-30 с запасом по 300 снарядов на каждую.
- Боевая нагрузка — 3800 кг на 8 точках подвески, 8 УР «воздух — воздух» Р-60, К-13; УР «воздух — поверхность» Х-25МР, Х-25МП, Х-29П, Х-29Т; неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13, С-24; корректируемые бомбы КАБ-500, КАБ-1500; бомбы свободного падения калибром до 500 кг.
Эксплуатанты
В Афганистане стоят на вооружении 42 боевых самолёта и 8 спарок Су-22М3. В Болгарии поступили в начале 1984 года на вооружение 18 Су-22М4 и три Су-22М3, ресурс этих самолётов заканчивается.
Вооружённые силы Словакии эксплуатируют 17 Су-22М4 и 3 Су-22УМ3, пять машин из них используются в качестве тренажёров и в воздух больше не поднимаются. После разделения Чехословакии в Чехии остались 34 Су-22М4 и 5 Су-22УМ3, но эти машины в настоящее время не эксплуатируются.
Неизвестна судьба иранских Су-22, но вряд ли, что они могут совершать полёты. В Ливии находятся не менее 35 боевых Су-22 и 4 учебных спарки. На американском континенте Су-22 стоят на вооружении только в Перу и то одиннадцать полученных самолётов стоят в резерве. Сирийским ВС в 1984 году и после поступило на вооружение около 50 Су-22М и Су-22М4 и не менее шести учебных Су-22У.
Видео: Су-22 в Сирии уходит от ракеты ПЗРК
Объединённый Йемен эксплуатирует 30 боевых Су-22 и Су-22М и не менее восьми учебных Су-22УМ. Вьетнам получил для своей армии Су-22М-4П с новейшим бортовым РЭО, в Анголе эксплуатируются машины из восточной Европы с кабинами, оборудованными модернизированными приборами.
The following two tabs change content below.Рекомендуем к просмотру
comments powered by HyperCommentsaviarf.ru
Самолет Су-17- советский истребитель-бомбардировщик
Тип | Истребитель-бомбардировщик |
Максимальная скорость | 1400 км/ч |
Практический потолок | 14,2 км |
Боевой радиус | 590 км |
Су-17 (изделие «С32», НАТО: Fitter)
Советский истребитель-бомбардировщик, созданный в первой половине 1960-х годов.
Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.
История создания
В начале 1960-х годов перед ОКБ П. О. Сухого была поставлена задача глубокой модернизации недавно поступившего на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7. Модернизация была направлена на улучшение бортового радиоэлектронного оборудования, а также взлётно-посадочных характеристик самолёта. Было использовано набиравшее популярность в то время техническое решение — крыло изменяемой геометрии. Главным конструктором по новой машине был Николай Григорьевич Зырин.
Первый прототип будущего самолёта имел обозначение Су-7ИГ (внутреннее обозначение в ОКБ — С-22И) и представлял собой серийный Су-7БМ с новым крылом и несколько изменённой конструкцией фюзеляжа. Первый испытательный полёт он совершил 2 августа 1966 года (лётчик-испытатель В. Ильюшин). В июле 1967 года самолёт был впервые показан общественности на воздушном параде в Домодедово. Испытания выявили улучшение взлётно-посадочных характеристик, а так же увеличение дальности и продолжительности полёта. В ноябре 1967 года вышло совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о запуске серийного производства самолёта в 1969 году. В конструкцию был внесён целый ряд изменений. Предсерийный самолёт получил обозначение С-32.
Серийный выпуск Су-17 стартовал на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Первой строевой частью, укомплектованной новыми самолётами, стал 523-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Дальневосточного военного округа в октябре 1970 года. Производство Су-17 продолжалось вплоть до 1990 года, всего построено 2867 самолётов всех модификаций. Последней строевой частью в ВВС России, эксплуатировавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я ОМШАЭ Черноморского Флота, базирующаяся на аэродроме Гвардейское в Крыму.
Модификации
Базовые варианты
-Су-17 (изделие «С32», Fitter-B по классификации НАТО) — первый серийный вариант.
-Су-17М (изделие «С32М»Fitter-C) — первый вариант, выпускавшийся в большом количестве. Оснащён новым двигателем АЛ-21Ф-3, имел увеличенный запас топлива, улучшенное БРЭО. Первый испытательный полёт — 28 декабря 1971 года.
-Су-17М2 (изделие «С32М2» (С42), Fitter-D) — имел несколько удлинённую носовую часть фюзеляжа, предоставлявшую пилоту улучшенные обзор, новое БРЭО и более широкий спектр управляемого вооружения. Первый полёт состоялся — 20 декабря 1973 года.
-Су-17УМ (изделие «С52У», Fitter-E) — первый двухместный учебно-боевой вариант. Первый полёт состоялся — 15 августа 1975 года.
-Су-17М3 (изделие «С52», Fitter-H) — сконструирован на базе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора размещён отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Оснащён новым прицельно-пилотажным оборудованием и двумя дополнительными точками подвески для ракет класса «воздух—воздух». Первый полёт произошёл— 30 июня 1976 года. На 1985 год самолёты обладали высшей наработкой на отказ в 145 часов.
-Су-17УМ3 (изделие «С52УМ3», Fitter-G) — двухместный учебно-боевой вариант, оборудование которого унифицировано с Су-17М3. Это была единственная модификация Су-17, способная развивать скорость в два раза выше скорости звука. Первый полёт состоялся— 21 сентября 1978 года.
-Су-17М4 (изделие «С54», Fitter-K) — последний серийный вариант. Значительно изменён состав БРЭО, воздухозаборник сделан нерегулируемым, в основании киля установлен характерный дополнительный воздухозаборник. Первый полёт — 19 июня 1980 года.
Экспортные варианты
-Су-17К — экспортный вариант первой серийной модификации. Поставлялся только в Египет.
-Су-20 (изделие С32МК) — экспортный Су-17М. Оборудован упрощённым БРЭО и меньшей номенклатурой вооружения. Первый полёт — 15 декабря 1972 года.
-Су-22 (изделие С32М2К, Fitter-F) — экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Эта модификация (Су-17М2Д) имела унифицированный с МиГ-23 двигатель.
-Су-22У (изделие С52УК) — экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полёт состоялся— 22 декабря 1976 года.
-Су-22М (изделие С52К, Fitter-J) — экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и упрощённым БРЭО, соответствующем варианту Су-17М2. Первый полёт произошёл— 24 мая 1977 года.
-Су-22УМ3 (изделие С52УМ3К) — экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300. Позднее поставлялся за рубеж с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К.
-Су-22М3 (изделие С52М3К) — экспортный Су-17М3 с оригинальным БРЭО.
-Су-22М4 (изделие С54К) — экспортный Су-17М4.
Боевое применение
Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, практически никогда не использовался в качестве истребителя.
«Боевое крещение» Су-17 состоялось довольно рано — в 1973 году. В составе ВВС Сирии к моменту начала Октябрьской арабо-израильской войны имелись 15 новейших Су-20, использовавшихся наравне с Су-7. Сирийские самолёты понесли в этой войне тяжёлые потери — было сбито 8 Су-20, то есть половина имевшихся на вооружении самолётов. Египет также использовал Су-20. Потери у египтян составили 4 самолёта.
Второй раз сирийские Су-17 (теперь в модификации Су-22М) использовались в боевых действиях в июне 1982 года во время вторжения Израиля в Ливан. Обстоятельства их применения достаточно противоречивы; известно, что они выполнили всего один групповой боевой вылет (10 самолётов), причём потери оказались весьма катастрофическими (7 самолётов). Согласно информации В. Марковского, этот вылет был совершён 11 июня с целью уничтожения израильского командного пункта; несмотря на большие потери, авиаудар был успешным, в результате него погиб израильский генерал Иегуда Адам. Эта информация, однако, противоречит официальным данным о гибели командующего Западным направлением генерала Иекутиэля (не Иегуды) Адама, согласно которым он был убит 9 июня во время столкновения с палестинскими боевиками возле Дамура.
Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979—1989 годов от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны использовались ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты использовались очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовиками Су-25. Потери, поначалу очень небольшие, но после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» они заметно выросли. Точное число потерянных в Афганистане Су-17 неизвестно, но предполагается, что их было не менее 30 самолётов, то есть около четверти от общих потерь ВВС СССР. Кроме того, Су-17 в экспортных модификациях был одним из двух главных боевых самолётов ВВС Афганистана (наряду с МиГ-21). 19 марта 1986 года несколько волн афганских Су-22 уничтожили пакистанские посты на границе. В районе афгано-пакистанской границы пакистанскими истребителями F-16 были уничтожены 7 афганских Су-22. Есть информация, что в августе 1987 года во время попытки атаковать афганскую президентскую резиденцию советские МиГ-29 сбили четыре афганских Су-22. В 1989 году афганский лётчик совершил угон самолёта Су-22 в Пакистан.
После свержения правительства Наджибуллы в 1992 году характер гражданской войны в Афганистане значительно поменялся. В условиях фактического отсутствия централизованной власти самолёты национальных ВВС приходили в негодность и запустение из-за нехватки запчастей и очень низкого уровня техобслуживания. Однако занявшее Кабул в 1996 году движение Талибан всё же получило некоторое число боеспособных самолётов, включая Су-22. Они применялись для бомбардировок позиций Северного Альянса вплоть до 2001 года. В ходе воздушных боёв между авиацией противоборствующих сторон Су-20/22 сбили не менее одного МиГ-21 при потере пяти самолётов. Все самолёты были уничтожены на аэродромах американской авиацией в ходе операции «Enduring Freedom».
Иракские Су-20 и Су-22 использовались в войне против Ирана (1980—1988). По некоторым данным, 2 октября 1980 года иракский Су-20 сбил иранский истребитель F-4 (по другой версии, уничтоженный F-4 стал жертвой огня ПВО). Однако собственные потери в воздушных боях были немалыми; например, только за один день 19 декабря 1980 года жертвами иранских «Фантомов» стали три самолёта Су-20. Зафиксирован один случай, когда Су-20 был уничтожен иранским боевым вертолётом AH-1 «Кобра». Всего за время конфликта в воздушных боях иранцами было сбито примерно 34 иракских Су-20/22, а общие потери Су-20/22 составляют не менее 64 единиц. «Сухие» в войну являлись основным иракским ударным самолётом и применялись в наиболее насыщеных средствами ПВО районах. По другим данным, к концу войны боеспозобными оставалось менее половины из 160 полученных Ираком Су-20/22. По иронии судьбы, 44 иракских самолёта этого типа были перегнаны в Иран во время войны в Персидском заливе (1991) для сохранения от налётов американской авиации; после окончания войны Иран не вернул эти самолёты их законному обладателю. Американские истребители F-15 сбили четыре «Сухих» во время перелёта и ещё два — в марте 1991 года после окончания боевых действий, когда ВВС Ирака принимали участие в подавлении шиитского восстания на юге страны.
ВВС Анголы применяли Су-22 против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. Два перуанских Су-22М были уничтожены во время короткой пограничной войны с Эквадором в 1995 году. Ливийские «Сухие» громили позиции проправительственных сил во время гражданской войны в Чаде в 1980-е годы. 19 августа 1981 года два ливийских Су-22 были подбиты американскими перехватчиками F-14 во время облёта кораблей 6-го флота США. ВВС Ливии применяли свои Су-22 для нанесения авиаударов по позициям революционеров в начале гражданской войны в Ливии (февраль 2011). Экипаж одного из самолётов отказался бомбить демонстрантов в Бенгази и катапультировался, чтобы не выполнять поставленную боевую задачу, а неуправляемый самолёт разбился. Известно, что самолёты из состава ВВС Йемена совершали боевые вылеты в ходе гражданской войны 1994 года; также отмечены вылеты и потери в 2009 году во время конфликта с шиитскими боевиками.
24 апреля 1992 года перуанский Су-22 перехватил американский C-130, нарушивший воздушное пространство. Перуанский пилот дал очередь из пушки, одного из американских пилотов сдуло ветром из пробитой кабины. Тяжело повреждённый американский самолёт был вынужден совершить посадку.
Сирийские Су-22 применяются в гражданской войне для нанесения ударов по укреплениям антиправительственных повстанцев. По состоянию на весну 2014 года уничтожено как минимум 5 самолётов этого типа.
19 февраля 2013 года самолёт Су-22 ВВС Йемена рухнул на жилой дом в столице Йемена. Пилот смог катапультироваться, но позже всё же скончался. В результате катастрофы погибло 15 человек. Сообщалось, что самолёт выполнял учебный полет.
26 апреля 2014 года самолёт Су-22 ВВС Сирии разбился при обстреле города Алеппо.
Характеристики
Су-17 | Су-17М | Су-17М2 | Су-17М3 | Су-17М4 | |
Размах крыла, м.. При стреловидности 30 градусов | 13,68 | 13,68 | 13,68 | 13,68 | 13,68 |
Размах крыла, м.. При стреловидности 63 градуса | 10,025 | 10,025 | 10,025 | 10,025 | 10,025 |
Площадь крыла, кв. м.. При стреловидности 30 градусов | 38,49 | 38,49 | 38,49 | 38,49 | 38,49 |
Площадь крыла, кв.м.. При стреловидности 63 градуса | 34,45 | 34,45 | 34,45 | 34,45 | 34,45 |
Длина самолёта с ПВД, м. | 18,097 | 18,726 | 18,868 | 19,026 | 19,026 |
Длина фюзеляжа, м. | 15,315 | 15,347 | 15,547 | 15,572 | 15,572 |
Высота самолёта, м. | 4,962 | 4,857 | 4,857 | 5,129 | 5,129 |
Вес пустого самолёта, т. | 9,950 | 9,880 | 10,445 | 11,550 | 12,161 |
Вес взлётный максимальный, т. | 16,27 | 18,12 | 18,82 | 19,63 | 19,70 |
Вес нагрузки максимальный, т. | 2,50 | 4,00 | 4,00 | 4,00 | 4,07 |
Вес топлива максимальный без ПТБ, т. | 2,79 | 3,63 | 3,77 | 4,00 | 3,77 |
Скорость максимальная у земли, км/ч | 1350 | 1350 | 1350 | 1350 | 1350 |
Скорость максимальная на высоте, число Маха (один из критериев подобия в механике жидкости и газа. Представляет собой отношение скорости течения в данной точке газового потока к местной скорости распространения звука в движущейся среде — назван по имени австрийского учёного Эрнста Маха) | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 1,7 |
Скорость взлётная при максимальном взлётном весе, км/ч | 350 | 390 | 390 | 380 | 360 |
Скорость посадочная при максимальном посадочном весе, км/ч | 275 | 290 | 290 | 280 | 285 |
Скороподъёмность у земли максимальная, м/с | 210 | 220 | 220 | 220 | 230 |
Потолок практический, км | 16,35 | 15,20 | 15,40 | 14,00 | 15,20 |
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км | 1930 | 2500 | 2500 | 2500 | 2550 |
Разбег при максимальном взлётном весе, км | 1,25 | 1,50 | 1,50 | 1,60 | 1,50 |
Пробег с использованием тормозного парашюта, км | 0,70 | 0,85 | 0,85 | 0,90 | 1,10 |
Характеристики варианта Су-22М4
-Экипаж: 1 человек
-Длина: 19,02 м
-Размах крыла: 10,02/13,68 м
-Высота: 5,12 м
-Площадь крыла: 34,5/38,5 кв.м
-Масса пустого: 12 160 кг
-Нормальная взлётная масса: 16 400 кг
-Максимальная взлётная масса: 19 430 кг
-Масса топлива: 3770 кг
-Двигатель: Люлька АЛ-21Ф-3 (1х7800/11200 кгс)
-Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
-Максимальное число Маха без подвесок: 1,7
-Скороподъёмность: 230 м/с
-Практический потолок: 14 200 м
-Максимальная дальность полёта у земли: 1380 км
-Максимальная дальность полёта на высоте: 2300 км
-Ресурс самолёта: 2000 лётных часов или 20 лет
Вооружение:
-2 авиапушки НР-30 (по 80 снарядов на ствол)
-2 ракеты «воздух-воздух» К-13, Р-60, Р-73
-подвесные пушечные контейнеры
-свободнопадающие бомбы, кассетные бомбы
-НАР от 57 до 330 мм
-управляемые ракеты «воздух-земля» Х-23, Х-25, Х-29, Х-58
На вооружении
На экспорт до 1991 года было поставлено 1165 самолётов Су-17 и их модификаций в 15 стран мира
Состоит на вооружении
-Ангола — 11 Су-22, по состоянию на 2012 год
-Вьетнам — 53 Су-22, по состоянию на 2012 год
-Йемен — небольшое количество, по состоянию на 2012 год
-КНДР — 17 Су-20, по состоянию на 2012 год
-Ливия — 40 Су-20, по состоянию на 2012 год
-Польша — 26 Су-22М4К и 6 Су-22 УМ3К, по состоянию на 2014 год. В 1984—1988 годах было поставлено 90 Су-22М4К и 20 Су-22УМ3К. В 2014 году было принято решение провести капитальный ремонт и модернизировать 18 Су-22. Стоимость работ для каждого самолёта оценивается в 2,6 миллиона долларов. Модернизированные Су-22 останутся на вооружении до 2024-2026 годов.
-Туркмения — 270
-Сирия — 60 Су-20, по состоянию на 2012 год
-Узбекистан — 24 Су-17, по состоянию на 2012 год
Состоял на вооружении
-Россия — сняты с вооружения в 1998 году
-Украина — 30 Су-17, по состоянию на 1992 год. Сняты с вооружения в 1990-х гг. По состоянию на 2013 год один Су-17УМ3 (б/н 77, с/н 62918) продолжает использоваться для поддержания лётных навыков лётчиков Запорожского АРЗ.
-Белоруссия
-Азербайджан
-Армения
-Туркмения
-ГДР: Су-22М4
-Чехословакия: Су-22М4. После распада Чехословакии поделены между ВВС Чехии и Словакии. В Чехии полностью сняты с вооружения в 2002 году.
-Алжир: Су-20, Су-22У
-Афганистан: Су-20, Су-22М, Су-22У, Су-22М4
-Болгария: Су-22М4, Су-22У
-Венгрия: Су-22М. Сняты с вооружения в 1997 году.
-Египет: Су-17К, Су-20. Два самолёта были переданы ФРГ в 1985 году.
-Ирак: Су-20, Су-22, Су-22У, Су-22М, Су-22М4
-Иран: Су-20, Су-22. В 1991 году 44 самолёта получено из Ирака.
-Перу: Су-22, Су-22У, Су-22М
wartools.ru
Су-20 и Су-22 — истребители-бомбардировщики Военные новости России и зарубежных стран
ОКБ им. Сухого Су-20
Обозначение НАТО: FITTER-С
Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика Су-17 начались в 1972 году, когда несколько самолётов были направлены в Египет. В феврале 1972-го вышло правительственное постановление, которым задавалась модернизация бортового оборудования Су-17М и разработка его экспортной модификации С-32МК. На экспортном С-32МКИ с сокращенными вооружением и бортовым оборудованием в декабря 1972-го летчик-испытатель А.Н.Исаков совершил первый полет, а в январе 1973-го самолет предъявили на госиспытания.
Одновременно для поставки странам «третьего мира» разрабатывался еще один экспортный вариант с обозначением С-32МК — «гибрид» фюзеляжа Су-17М и крыла Су-7БМК. Машину испытывал в 1973-м летчик-испытатель В.А.Кречетов, но дальнейшего развития «гибрид» не получил. Су-7БМК не производился с 1971-го и изготовление еще одной модификации на перегруженном ДМЗ им.Ю.А.Гагарина признали нецелесообразным, тем более, что за год до этого египетские ВВС получили эскадрилью Су-17. Госиспытания С-32МКИ успешно завершились в декабре 1973-го. Под обозначением Су-20 он поставлялся на экспорт, а серийный заводской шифр изменили на С-32МК. Первые 15 самолётов поступили на вооружение ВВС Сирии. Свыше 140 Су-20 поставили в Польшу, Египет, Ирак, Сирию. Экспортные Су-20 серий 62-66 и 74-76 от Су-17М и между собой отличались многими деталями. Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования. УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК «Квант», а аппаратуру линии наведения ракет Х-23 применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22 заменены неподвижными установками УПК-23. Кроме того арсенал вооружения, включал НАР С-24, С-8, С-5 и С-3К, многозамковые держатели МБДЗ-У6-68, для обычных бомб массой до 250 кг. На держателях БДЗ-57М самолет мог нести до шести бомб калибра 500 кг.
С-32МК серий 74-76 имели централизованную систему заправки и новые подвесные баки ПТБ-800 и ПТБ-1150 вместо 600-литровых. На приборной доске в кабине появились новые приборы, например, указатель углов атаки и перегрузки УУАП-72-1. Кроме того, мог подвешиваться контейнер комплексной разведки (ККР). Самолеты до 66-й серии несли только фотоаппарат АФА-39. На всех Су-17М и Су-20 кабина освещалась красным светом, направленным так, чтобы обеспечить нормальное наблюдение приборов и быструю адаптацию зрения.
ОКБ им. Сухого Су-22
Обозначение НАТО: FITTER-F
Нехватка АЛ-21Ф3 вынуждала искать альтернативный вариант. Уже в 1975-м на серийный самолет по указанию П.В.Дементьева установили ТРД Р-29БС-300 тягой 8300 кгс на «Максимале» и 11500 кгс — на форсаже. Заводские испытания С-32М2 с этим ТРД, получившем заводское обозначение С-32М2Д (Д — двигатель), начались в январе 1975-го. После завершения испытаний машина поставлялась на экспорт в 1976-1980 годах под названием Су-22 (серийное заводское обозначение С-32М2К). Эта модификация способствовала стандартизации парка фронтовых самолетов, поставляемых из СССР зарубежным потребителям (двигатели Р-29Б-300 устанавливались на модификациях МиГ-23). Самолеты с этим двигателем имели более короткую и «полную» хвостовую часть фюзеляжа, начиная с 28-го шпангоута (от начала форкиля) и другое расположение и размеры воздухозаборников для охлаждения агрегатов ТРД, чем на Су-17М2. Изменение диаметра хвостовой части фюзеляжа привело к увеличению размаха стабилизатора и высоты самолета из-за подъема киля.
По аналогии с предыдущими этапами модернизации у Су-17М3 и Су-17М имелись экспортные модификации. В апреле 1977-го завершились заводские испытания учебно-боевого С-52УК. После госиспытаний, проходивших с сентября 1977-го по март 1978-го, под обозначением Су-22У более 50 самолетов поставили в Ирак, Ливию, Сирию, Вьетнам, Афганистан, Анголу, Йемен, Перу и Румынию. Су-22У комплектовался двигателем Р29БС-300., радиостанцией Р-802Б, экспортным вариантом приемоответчика системы госопознавания. С 1984-го без малого сотню Су-17УМ3 с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К продали в одиннадцать стран мира.
Отработанная конструкция Су-17М4 и разнообразное вооружение, позволили заинтересовать экспортной модификацией, названной Су-22М4, традиционных потребителей советского оружия. За семь лет производства свыше 350 Су-22М4 поставили в одиннадцать стран. Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х.
Тактико-технические характеристики Су-20:
Год принятия на вооружение — 1972
Размах крыла, м
— при мин. стреловидности — 13,68
— при макс. стреловидности — 10,025
Длина самолета — 19,02 м
Высота самолета — 5,129 м
Площадь крыла, кв.м
— при мин. стреловидности — 38,49
— при макс. стреловидности — 34,85
Масса, кг
— пустого — 10500
— максимальная взлётная — 19500
Двигатели — 1 ТРД АЛ-21Ф-3
Тяга — 11500 кгс
Максимальная скорость, км/ч
— у земли — 1185
— на высоте — 1850
Дальность полета — 2200 км
Боевой радиус действия — 590 км
Потолок высоты — 16500 м
Экипаж — 1 чел
Вооружение:
Встроенное: 2 30-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку) 300 снар.
Подвесное: Боевая нагрузка — 3800 кг на 8 узлах подвески: 8 УР «воздух-воздух» Р-60,К-13; УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т; НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-1500,КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; Баки с зажигательной смесью; Подвесные пушечные установки.
rosoboronpostavka.ru
Что представляет собой истребитель Су-22, который был сбит в Сирии? | Справка | Вопрос-Ответ
Во вторник, 5 апреля, в южной части Алеппо террористы сбили истребитель Су-22, который принадлежал ВВС Сирии. Пилот, как сообщают СМИ, попал в плен боевиков запрещенной в России экстремистской организации «Джебхат ан-Нусра». Официальный Дамаск сообщения о крушении Су-22 пока не комментирует.
Су-22 является экспортной версией разработанного ОКБ «Сухой» истребителя бомбардировщика Су-17, принятого на вооружение советской армии еще в 1970 году. До начала гражданской войны в Сирии на вооружении ВВС этой страны стояли 50 таких самолетов.
Самолет Су-22 сирийских ВВС на базе Военно-воздушных сил Сирии в провинции Хомс. Фото: РИА Новости/ Илья ПиталевЧто представляет собой Су-22?
Су-22 — советский истребитель, выпущенный в средине 70-х годов, широко поставляемый на экспорт в различные «горячие точки» мира. С 1970 года по 1980 год стоял на вооружении Советских ВВС. Самолет был вооружен двумя пушками НР-30 калибра 30 мм. Масса ракетной и бомбовой нагрузки составляла 4000 кг.
Истребитель предназначен для поражения управляемыми ракетами и неуправляемым бомбовым, ракетным и пушечным вооружением неподвижных и подвижных наземных (надводных) целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Конструкция самолета максимально приближена к МиГ-27 и МиГ-23БН.
Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу. Среди других покупателей — Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.
Модификации Су-22
С-32М2Д — первый прототип Су-22.
Су-22 — экспортная модификация Су-17М2. От базовой модели отличается двигателем Р-29Б-300. Впервые поднят в воздух в январе 1975 г. Серийно производили в 1976-1980 годах.
Су-22М — экспортная версия Су-17М3, в отличие от которого был оснащен двигателем Р-29БС-300, комплектом вооружения и упрощенным бортовым оборудованием. Серийный выпуск датируется 1977-1981 годами. Покупателями стали Ирак, Афганистан, Перу, Ливия, Йемен и Сирия.
Су-22М3 — доработанный вариант Су-22М, в который установлен полный комплект БРЭО Су-17М3. Двенадцать самолетов были изготовлены в 1981-1982 гг. и проданы в Венгрию.
Су-22М3Р — разведывательный вариант, построен на базе Су-22М3.
Су-22М4 — экспортная модификация Су-17М4. В составе силовой установки имел двигатель АЛ-21Ф-3. Время производства — 1984-1990 гг.
Су-22Р — разведчик, сконструирован на основе Су-22.
Су-22М4Р — разведывательная версия самолета Су-22М4.
Су-22УМ — учебно-боевая версия истребителя, совершившая первый полет в конце 1979 года. Производился с 1979 по 1982 годы.
Су-22УМ3 — учебный самолет, аналог Су-22УМ, который поставлялся за границу. Всего были выпущены 4 машины для Венгрии в 1981-1982 гг.
Су-22УМ3К — усовершенствованный Су-22УМ, который имел в оснащении двигатель АЛ-21Ф-3 и производился в 1983-1985 годах.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м при мин. стреловидности при макс. стреловидности |
13.68 10.025 |
Длина самолета, м |
18.86 |
Высота самолета, м |
4.86 |
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности при макс. стреловидности
|
38.49 34.45 |
Масса, кг пустого максимальная взлётная с топливом
|
10445 18820 3770 |
Двигатели |
1 ТРДФ Р-29Б-300 |
Максимальная скорость, км/ч у земли на высоте |
1350 2230 |
Практическая дальность, км |
2500
|
Боевой радиус действия, км |
590 |
Потолок высоты, м |
14000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение:
Боевая нагрузка
Корректируемые авиабомбы Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; Баки с зажигательной смесью; Подвесные пушечные установки. |
230-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку)
300 снарядов — 3800 кг на 8 узлах подвески: 8 УР «воздух-воздух» Р-60,К-13; УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т; НУР С-5,С-8, С-13, С-24; КАБ-1500,КАБ-500;
|
www.aif.ru
CombatAvia — все о военной авиации России.Истребитель-бомбардировщик Су-22, описание, тактико-технические характеристики, вооружение, модификации боевого самолета Су-22
Описание самолета
Су-22 «Fitter-F»: экспортный вариант самолета Су-17 »Fitter-D» c турбореактивным двигателем Туманского Р-29Б тягой на форсаже 112,8 кН; имел возможность размещения ракет класса «воздух-воздух» К-13А с инфракрасным самонаведением; с надфюзеляжным форкилем.
Су-17УМ-3 «Fitter-G»: усовершенствованный вариант самолета «Fitter-Е», сохранивший его боевую мощь; с большим надфюзеляжным гаргротом, увеличенным запасом топлива, более высоким килем с квадратным концом и иногда с маленьким (съемным) подфюзеляжным килем.
Су-17М-1 «Fitter-H»: одноместный вариант самолета «Fitter-С», включающий усовершенствования, введенные на модели «Fitter-G», с улучшенным авиационным электронным оборудованием, включая совместимость с противорадарными ракетами; некоторые машины, оснащенные большой наружной гондолой с мультичувствительными элементами; используются как самолеты-разведчики.
Су-17М-3 «Fitter-H»: внешне почти идентичный самолету Су-17М-1; имеет новые специальные подкрыльные пилоны для ракет класса «воздух-воздух»; оснащен значительно усовершенствованным авиационным электронным оборудованием.
Су-22М-3K «Fitter-J»: в основном похожий на вариант «Fitter-H», но с турбореактивным двигателем Туманского Р-29Б и оборудованием для размещения ракет К-13А «Аттол».
Су-17М-4 «Fitter-K»: последний вариант, объединяющий передовое авиационное электронное оборудование с более мощной системой охлаждения, которая дает внешнюю отличительную особенность этого типа — воздухозаборник на переднем крае корневой части киля; самолет совместим с такой же гондолой с чувствительными элементами для осуществления разведки и противорадарным оружием, что и вариант «Fitter-H».
Тактико-технические характеристики
Выпускался с 1976 года
Размах крыла, м
— при мин. стреловидности — 13,68
— при макс. стреловидности — 10,025
Длина самолета — 19,02 м
Высота самолета — 5,129 м
Площадь крыла, кв.м
— при мин. стреловидности — 38,49
— при макс. стреловидности — 34,85
Масса, кг
— пустого — 10500
— максимальная взлётная — 19500
Двигатели — 1 ТРД АЛ-21Ф-3
Тяга — 11500 кгс
Максимальная скорость, км/ч
— у земли — 1185
— на высоте — 1850
Дальность полета — 2200 км
Боевой радиус действия — 590 км
Потолок высоты — 16500 м
Экипаж — 1 чел
Вооружение
2 30-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку) 300 снар. Боевая нагрузка — 3800 кг на 8 узлах подвески: 8 УР «воздух-воздух» Р-60,К-13; УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т; НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-1500,КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; Баки с зажигательной смесью; Подвесные пушечные установки.
Модификации
см.Описание
В начало !!!
www.combatavia.info