Вертолеты
Гражданские Военные Готовые к поставке
Ка-226Т
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ка-226Т
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ансат
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ансат
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ka-62
Транспортно-пассажирский вертолёт
Ka-62
Транспортно-пассажирский вертолёт
Ka-32A11BC
Средний многоцелевой вертолёт
Ka-32A11BC
Ми-8/17
Средние многоцелевые вертолёты
Ми-8/17
Средние многоцелевые вертолёты
Ми-171А2
Транспортно-пассажирский вертолёт
Ми-171А2
Транспортно-пассажирский вертолёт
Ми-38
Транспортно-пассажирский вертолёт
Ми-38
Транспортно-пассажирский вертолёт
Ми-26Т
Тяжёлый транспортный вертолёт
Ми-26ТТяжёлый транспортный вертолёт
VRT500
Лёгкий многоцелевой вертолёт
VRT500
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ka-226T
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ka-226T
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ми-28Н «Ночной охотник»
Ударный боевой вертолёт
Ми-28Н «Ночной охотник»
Ударный боевой вертолёт
Ка-52 «Аллигатор»
Разведывательно-ударный вертолет
Разведывательно-ударный вертолет
Ми-35М
Многоцелевой ударный вертолёт
Ми-35М
Многоцелевой ударный вертолёт
Ка-27
Корабельный многоцелевой вертолёт
Ка-27
Корабельный многоцелевой вертолёт
Ка-31
Вертолёт радиолокационного дозора
Ка-31
Вертолёт радиолокационного дозора
Ми-8/17
Средние многоцелевые вертолёты
Ми-8/17
Средние многоцелевые вертолёты
Ми-26
Военно-транспортный вертолёт
Ми-26
Военно-транспортный вертолёт
Ансат
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ансат
Лёгкий многоцелевой вертолёт
Ми-8/17
Средние многоцелевые вертолёты
Ми-8/17
Средние многоцелевые вертолёты
www.russianhelicopters.aero
О холдинге
О холдинге
«Вертолеты России» – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, а также одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов. Холдинг «Вертолеты России» входит в структуру Госкорпорации Ростех.
География «Вертолетов России» охватывает всю страну. В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами. Головной офис «Вертолетов России» расположен в Москве.
Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.
«Вертолеты России» в цифрах
По данным холдинга, более 8000 вертолетов российского производства эксплуатируется в более чем 100 странах мира. «Вертолеты России» занимают 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%.
Предприятия «Вертолетов России» выпустили 22% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет 49% среди тяжелых вертолетов и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).
Ключевые факты
«Вертолеты России» лидируют в самых перспективных сегментах мирового рынка:
- Производитель номер один в России и СНГ.
- Производитель номер один в мире в сегментах среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов.
- Производитель номер один в мире в сегменте ударных вертолетов.
Предприятия холдинга являются разработчиками уникальных технологий, которые воплотились в мировых бестселлерах и рекордсменах:
- Ми-8/17 — самый популярный в мире вертолет за всю историю отрасли, выпускается на двух заводах в различных современных модификациях;
- Ми-26(Т) — самый грузоподъемный в мире вертолет, способен перевозить груз весом до 20 тонн;
- Ка-32A11BC — многоцелевой вертолет соосной схемы несущих винтов, эффективно применяющийся в пожаротушении и спасательных операциях.
Конструкторские бюро холдинга «Вертолеты России» разрабатывают новые модели вертолетов, которые призваны сохранить и укрепить положение холдинга на мировом рынке.
- Ми-38 — средне-тяжелый транспортно-пассажирский вертолет, отвечающий самым последним требованиям рынка. Ми-38 создается для решения задач транспортного обеспечения промышленных и промысловых предприятий, а также для решения проблем транспортной доступности населения удаленных районов со слабо развитой инфраструктурой;
- Ка-62 — средний многоцелевой вертолет, в котором использованы новейшие композиционные материалы, технологии и разработки. Ка-62 отвечает российским и международным нормам летной годности, эксплуатационным правилам выполнения офшорных операций, международным стандартам по надежности, ресурсу, безопасности полетов.
- ПСКВ (RACHEL) — перспективный коммерческий вертолет в среднем весовом сегменте. Реализация программы ПСКВ призвана устранить дефицит в продуктовой линейке холдинга и обеспечить требуемый уровень продаж гражданских средних вертолетов на мировом рынке, как в среднесрочной, так и в дальней перспективе.
Серийные модели холдинга «Вертолеты России» планомерно модернизируются, на основе опыта их применения в различных регионах мира создаются новые модификации. Эта работа способствует формированию высококонкурентоспособной вертолетостроительной отрасли мирового уровня и обеспечивает «Вертолетам России» устойчивую позицию среди мировых лидеров вертолетостроения.
- Ка-226Т – легкий многоцелевой вертолет, разработанный на основе Ка-226. Отличается превосходной маневренностью как в городе, так и в горной местности, способен садиться на небольшие площадки:
- Ми-171А2 – одна из самых ожидаемых новинок холдинга. Вертолет представляет собой дальнейшее развитие семейства Ми-8/17 со значительными изменениями в конструкции и составе бортового оборудования, позволяющими повысить летно-технические характеристики машины и снизить затраты на ее эксплуатацию;
- Ми-26Т2 – модернизированная версия вертолета-рекордсмена Ми-26Т. Ми-26Т2 обеспечивает работу вертолета в любой точке мира и позволит выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами. Применение современной авионики также позволило уменьшить количество экипажа вертолета с 5 до 2 человек, к которым при работе с внешней подвеской присоединяется бортоператор.
«Вертолеты России» имеют сильные позиции на стремительно растущих рынках Индии и Китая, активно расширяют присутствие в Южной и Центральной Америке, на Ближнем Востоке и Африканском континенте.
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа
«Вертолеты России» обладают мощной научно-исследовательской базой. В состав холдинга входят две вертолетостроительные школы, авторитет которых признают во всем мире, — Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля и «Камов». Их история связана с работой основателей российского вертолетостроения Михаила Миля и Николая Камова. Николай Камов придумал само слово «вертолет», в 1920-х годах участвовал в создании предшественника вертолета – автожира. Под руководством Михаила Миля был создан первый российский серийный вертолет.
Наше производство
Основные производственные предприятия холдинга «Вертолеты России» — Казанский вертолетный завод, «Роствертол», Улан-Удэнский авиационный завод, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», Кумертауское авиационное производственное предприятие, а также производители комплектующих – Ступинское машиностроительное производственное предприятие и «Редуктор-ПМ».
Сервисное обслуживание
Сервисная политика холдинга «Вертолеты России» направлена на создание максимально комфортных условий для операторов при обслуживании и ремонте вертолетов российского производства на протяжении полного жизненного цикла техники. Высококвалифицированное сервисное и послепродажное обслуживание вертолетов является одним из ключевых элементов стратегии холдинга «Вертолеты России».
В странах мира, где применяется техника производства «Вертолетов России», холдинг занимается послепродажным сервисным обслуживанием вертолетов через глобальную систему собственных и партнерских сервисных центров.
В 2014 году в состав «Вертолетов России» вошли пять авиаремонтных предприятий, ранее находившихся в ведении Министерства обороны России. Эти предприятия обладают уникальной компетенцией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и существенно усилят систему послепродажного обслуживания гражданских и военных вертолетов российского производства.
Холдинг «Вертолеты России» оперативно решает текущие задачи по повышению эффективности сервисной системы и планирует увеличение доли выручки от послепродажного обслуживания вертолетов до 35%
В настоящее время система ППО «Вертолетов России» вышла на новый этап развития в связи с получением холдингом лицензии ФСВТС России на осуществление внешнеторговой деятельности в части ППО в отношении продукции военного назначения.
www.russianhelicopters.aero
Военные вертолёты России
УАвиаК
Реферат по истории авиастроения
На тему: «Военные вертолёты России».
Выполнил: группа 12с-1зб
Студент: Шалаев А.П.
Проверил: БайкинаВ.В.
Введение
Идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и поступательное движение обеспечиваются несущим винтом, принадлежит Леонардо да Винчи. С конца ХV века, когда была сформулирована эта идея, до начала 40-х годов ХХ века предпринимались многочисленные попытки реализовать эту идею на практике. Так, в 1754г. М. Ломоносов построил первую летающую модель такого аппарата.
К концу 30-х годов ХХ века вертолетостроение достигло больших успехов. Особенно ощутимые результаты были достигнуты в Германии. Демонстрация управляемости вертолета ошеломила даже скептиков: известная германская летчица Хана Райч летала на вертолете относительно небольшого выставочного павильона.
Ненамного от немецких инженеров отставали
и американцы: эмигрировавший в годы
революции в США русский
Во время второй мировой войны вертолеты стали использовать в военных целях. Германские вертолеты Fi 282 применялись для обеспечения связи, корректировки артиллерийского огня, а также при проводке конвоев в Средиземном и Эгейском морях.
Вооруженные силы США и Великобритании использовали вертолеты для борьбы с подводными лодками, использовать их как разведчиков, корректировать огонь артиллерии и т.д.
В СССР работы по созданию аналогичных летательных аппаратов были свернуты из-за начала Великой отечественной войны.
К началу 50-х годов отставание СССР от США в области вертолетостроения было велико, чтобы ликвидировать это отставание 23 сентября 1951г. в Кремле в кабинете Сталина было проведено совещание, на котором присутствовали известные советские авиаконструкторы А. Яковлев, А. Туполев и С. Ильюшин, а также конструкторы, занимавшиеся вертолетной тематикой М. Миль, Н. Камов и И. Братухин.
На следующий день после совещания Яковлеву и Милю вручили проект соответствующего постановления правительства, из которого они с изумлением узнали, что на проектирование, постройку и испытание двух вертолетов был установлен срок всего в один год. В те годы правительственные задания выполнялись, поэтому уже 30 апреля 1952г. специалисты ОКБ М. Миля приступили к летным испытаниям разработанного ими вертолета В-12 (Ми-4), а 1 июля того же года впервые поднялся в воздух Як-24 А. Яковлева. После доводки эти вертолеты строились серийно, составив наряду с Ми-1 основу первоначального вооружения советских вертолетных частей.
Глава 1. Боевые вертолеты
1.1 Транспортно-боевой вертолет МИ-24
Война во Вьетнаме стала революционным поводом в вертолетостроении. Американская фирма «Белл» по заказу армии США создала ударную модификацию многоцелевого вертолета UH-1 «Чероки» отлично зарекомендовавшую себя в боевых действиях. По горячим следам та же фирма выпустила новый вертолет АН-1 «Хью Кобра», максимально унифицированный с «Чероки». Этот опыт привел американское командование США к выводу: поддержка пехоты и транспортировка – совершенно разные задачи, их должны выполнять разные машины.
В то время в министерстве обороны СССР возобладала противоположная точка зрения. Министр обороны маршал А. А. Гречко поддержал идею создания максимально унифицированного вертолета, предназначенного для непосредственной поддержки пехоты на поле боя, так и для проведения десантно-транспортных операций.
В 1968 году были разработаны тактико-
1. плохая обзорность.
2. обледенение фонаря кабины.
3. неудачное расположение
Первоначальная модификация Ми-
— поддержка наземных войск;
— борьба с танками;
— высадка десанта с поддержкой десантируемых;
— сопровождение десантно-
— транспортировка грузов в
— транспортировка раненых;
— борьба с вертолетами
Последний пункт заслуживает особого внимания, т.к. функцией борьбы с себе подобными Ми-24 был наделен впервые в истории вертолетостроения.
1.2 Тактико-технические
Крейсерская скорость полета
Статический потолок 3000 м
Экипаж 2 – 3 чел
Дальность полета перегоночная 1000 км
Дальность полета практическая 416 км
Варианты вооружения вертолета
Пушка (боекомплект 450 – 470 патронов) 2х23мм
Управляемые противотанковые ракеты До 16
Управляемые ракеты класса «воздух – воздух» До 2
Блоки НАР С – 8, калибром 80мм 4х20
Блоки НАР С – 13, калибром 122мм 4х5
Блоки НАР С – 24б, калибром 240мм 2х1
Блоки НАР С – 5, калибром 57мм 4х32
Подвесной пушечный контейнер с 23-мм двуствольной авиапушкой ГШ – 23
2 Авиабомбы, баки с зажигательной смесью От 2 до 4
Ми-24
Сравниваемый параметр
АН – 1 «Кобра»
4450 Силовая установка, л/с. 1800
260 Скорость полета, км/ч. 227
12,5 Скороподъемность, м/с. 8,22
3000 Статический потолок, м. 3720
416 Дальность полета, км 500
1.2. Боевой вертолет Ми – 28Н
В 1995 г. министерство обороны Швеции
провело сравнительные
Эту ситуацию призван изменить вертолет Ми – 28Н созданный на базе Ми – 28А. Ми – 28Н – ударный всепогодный вертолет огневой поддержки сухопутных войск, созданный для замены в строю почетного ветерана Ми – 24. Новая машина создана инженерами КБ Миля в инициативном порядке в 1996г. программу создания ночной модификации возглавил заместитель главного конструктора КБ Миля В. А. Щербина.
При создании этой машины использовались космические технологии, Х – образный рулевой винт с углами между лопастями 45 и 135? делают его бесшумным, а втулка несущего винта не нуждается в смазке, металлокерамическая броня выдерживает попадание снарядов калибром 23мм, в случае ранения летчика автоматика позволяет вернуть вертолет обратно на базу.
Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет вертолету вести боевые действия днем и ночью, в сложных погодных условиях, на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности в автоматизированном режиме. Аппаратура комплекса позволяет осуществлять поиск, обнаружение – распознавание целей, ведение групповых боевых действий с автоматическим перераспределением целей между вертолетами и наземными и воздушными командными пунктами.
Важным компонентом этого
Для обнаружения и распознавания целей и наведения на них управляемых ракет и пушки используется обзорно-прицельная система нового поколения, имеющая оптический, телевизионный тепловизионный и лазерный каналы. Вертолет Ми – 28Н способен своим противотанковым комплексом 9м120 «Атака» поражать цели на расстоянии до 8 км и пробивать броню толщиной более 800 мм за динамической защитой.
Тактико-технические
Крейсерская скорость полета 270 км/ч
Максимальная скорость полета 320 км/ч
Статический потолок 3600 м
Дальность полета перегоночная 1000 км
Дальность полета практическая 500 км
Экипаж 2 чел
Варианты вооружения вертолета
Пушка (боекомплект 250 патронов) 1х30 мм
Управляемая противотанковая ракета «Штурм» или «Атака» До 16
Пусковая установка неуправляемых ракет калибром 57, 80, 122мм До 4
Подвесной пушечный контейнер с 23-мм двуствольной авиапушкой ГШ – 23
2 Авиабомбы, баки с зажигательной смесью
Ми – 28Н
Сравниваемый параметр
АН – 64 «Апач»
4440 Силовая установка, л/с. 3390
320 Скорость полета, км/ч. 296
16 Скороподъемность, м/с. 9
3600 Статический потолок, м. 3415
500 Дальность полета, км 435
12 июня 2000 года силы ПВО
Швеции получили приказ сбить
нарушителя воздушного
1.3. Боевой вертолет Ка-50
10 июля 1984г. Торжок, совершенно секретно. По данным ОКГБ Калининской области на трассе Москва – Ленинград, в районе города Торжок неоднократно отмечалось – остановка автомобиля принадлежавших дипломатическим представительствам США, Англии и Канады. Предположительно ведется наблюдение за летными испытаниями новой авиационной техники, осуществляемые в центре армейской авиации сухопутных войск.
О российских разработках кое, что знали, в западной прессе даже появлялись нечеткие фотографии какого – то вертолета. Ну, что интересно, разные источники давали разную информацию.
«Черная акула», «Вервольф», каких только названий не получал этот вертолет за свои фантастические качества, по классификации принятой в НАТО он получил название «Hokum» – обманщик. В одной из английских газет, статья о Ка – 50 называлась как фильм ужасов – «Черный призрак»
В 1977г. «камовцы» выдвинули
. Совершенно секретно
Из отчета компании «Сикорский» командованию армейской авиации США.
Проведенные исследования показали, что при современном уровне развития пилотажной автоматики, работы по пилотированию и управлению бортовым вооружением вертолета не может быть выполнена в полном объеме только одним летчиком.
В 1982г. были готовы опытные образцы обоих вертолетов, называвшиеся Ми – 28 и В – 80. Через два года состоялся тендер на разработку боевой машины поддержки пехоты. Предпочтение хотели отдать машине Ми – 28, но неожиданно машину с одним летчиком (В – 80) поддержали, маршал авиации Кутахов и министр авиационной промышленности Силаев. Так КБ им. Камова получило карт-бланш на создание ударного вертолета.
stud24.ru
Лучшие боевые вертолеты России и США
Сегодня в состав вооруженных сил ведущих держав входит множество самых разных типов боевых вертолетов. Но наибольший интерес у любителей авиации вызывают именно ударные машины. Ведь они обладают не только впечатляющей эстетикой, но и невероятной огневой мощью. Мы представим Вам самых ярких представителей боевой вертолетной индустрии и расскажем о ее перспективах.
«Кобры» и «Апачи». «Шайтан арба» дядюшки Сэма
Родоначальниками концепции ударного вертолета стали американцы. Всему виной – война во Вьетнаме, которая и породила необходимость создания специализированного боевого вертолета. Им стал Bell AH-1 Cobra. Впрочем, славу «Кобры» затмил легендарный многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois («Хьюи»), ставший символом вьетнамской войны. В отличие от «Кобры», «Хьюи» был способен не только атаковать наземные цели, но и осуществлять доставку грузов и десанта. Именно такая машина оказалась наиболее востребованной в период вьетнамской кампании. Однако, проанализировав опыт применения AH-1, американцы пришли к выводу, что концепция ударного вертолета имеет право на существование.
Второе рождение она получила в 1972-м году, когда армия США начала программу создания нового боевого вертолета. Нужно было бороться с советскими танками. Так появился на свет AH-64– знаменитый «Апач», разработанный компанией Hughes Helicopters. Доказать свою эффективность в борьбе с новейшей советской бронетехникой ему по понятным причинам было не суждено. Но AH-64 Apache показал себя с положительной стороны во время многочисленных локальных конфликтов, а боевое крещение получил во время американского вторжения в Панаму в 1989-м году. Но настоящим испытательным полигоном для нового вертолета стала операция «Буря в пустыне» в 1991-м году. Именно AH-64, действуя в составе международной коалиции, разгромили армию Саддама Хусейна. С тех пор «Апач» – неотъемлемая часть любого военного конфликта американцев.
AH-64 Apache / ©Getty
А вот первая крупносерийная модификация вертолета – AH-64A. Экипаж машины – два человека. Неплохое бронирование кабины и жизненно важных систем давали возможность выживать при обстреле с земли. В первую очередь, броня защищала машину от пуль и малокалиберной зенитной артиллерии. Поскольку основной задачей вертолета была борьба с бронетехникой противника, вооружение было соответствующим. Его основой были противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) AGM-114 Hellfire c полуактивным лазерным наведением. «Апач» мог брать на борт до шестнадцати таких ПТУРов. Помимо управляемых ракет, в номенклатуру вооружения AH-64 вошли пушка калибра 30 мм и неуправляемые ракеты.
В 1995-м году на вооружение армии США была принята новая модификация AH-64– AH-64D. Новому «Апачу» на долгие годы было суждено стать основой ударной авиации Сухопутных Сил США. AH-64D превратился во всепогодный боевой вертолет, способный с одинаковой эффективностью выполнять боевые задачи днем и ночью, в любых метеоусловиях. Американцы модернизировали многие узлы бортовой электроники вертолета, сделав из него настоящий летающий компьютер. Главное нововведение этой машины – радиолокационная станция (РЛС) миллиметрового диапазона. Она размещалась в специальном контейнере, установленном над несущим винтом. РЛС APG-78 позволила «Апачу» обнаруживать и распознавать наземные цели на дальности до 8 км. В наше цыя4 время, когда боевому вертолету приходится иметь дело с продвинутыми зенитно-ракетными комплексами, использование такой РЛС может спасти сам вертолет и жизни его экипажа. Оператор AH-64D может наводить на цель управляемое и неуправляемое вооружение с помощью электронно-оптической системы TADS. Она позволяет эффективно обнаруживать наземные цели в телевизионном, а также инфракрасном диапазонах. Одна из главных особенностей вертолета – возможность информационного взаимодействия с другими армейскими частями. Значимым отличием AH-64D Apache Longbow от первой серийной модификации стало то, что новый вертолет получил усовершенствованный комплекс Hellfire – AGM-114L c радиолокационной системой наведения. Такой комплекс позволил вертолету пускать ПТУРы без предварительного визуального контакта с целью. Обнаружение цели и наведение на нее управляемого вооружения стало прерогативой бортовой электроники, а экипаж получил возможность действовать из укрытия. С установкой РЛС отпала нужда подсвечивать цель лазером до момента попадания в нее ракеты. Теперь летчик и оператор могли работать по принципу «пустил – забыл». Новые российские вертолеты Ми-28Н и Ка-52 вскоре должны научиться этому.
«Шайтан арба» (в переводе с араб. «дьявольская колесница») – именно так прозвали афганские моджахеды вертолет Ми-24. Советские «Крокодилы» могли почти беспрепятственно наносить удары по позициям душманов вплоть до появления у последних переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Применение моджахедами ПЗРК вынудило советских летчиков изменить тактику. Теперь они летали на предельно малой высоте, маневрируя между возвышенностями.
Пока AH-64D – основной ударный вертолет США. И он, похоже, полностью устраивает военное командование Штатов, впрочем, когда речь идет о вооружениях, американцы не любят стоять на месте. Уже готова новая модификация «Апача» – AH-64E. Видимо, именно этой машине в недалеком будущем суждено забрать титул основного ударного вертолета США. Это и понятно, ведь AH-64E вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Номенклатура вооружения нового вертолета практически идентична AH-64D. А вот что появилось: большие возможности электронного взаимодействия, усовершенствованная бортовая электроника, более широкое применение композитных материалов в конструкции, увеличенная мощность двигателя, увеличенная скорость полета. Не так давно корпорация Boeing передала армии США первые 28 AH-64E. Всего же для американских военных выпустят 634 вертолета этой модификации.
Один из самых амбициозных проектов в истории вертолетостроения – американский разведывательно-ударный вертолет Sikorsky RAH-66 Comanche. «Команч» стал первым в мире вертолетом, построенным с использованием технологии «стелс». Но, потратив без малого 8 (!) млрд. долл., США свернули программу в 2004 году. Главной причиной такого решения стал иракский боевой опыт, продемонстрировавший возможности беспилотников.
Не забыли американцы и о прародителе всех ударных вертолетов – AH-1 Cobra. В наше время различные модификации AH-1 находятся на вооружении авиации Корпуса морской пехоты (КМП) США. Конечно, со времен войны во Вьетнаме AH-1 неоднократно модернизировался. В 1986-м году морпехи начали эксплуатацию AH-1W Super Cobra. Машина оказалась удачной. «Суперкобра» и по сей день является основным ударным вертолетом КМП США. Более того, на ее базе был разработан новый ударный вертолет– AH-1Z Viper. Будучи, по сути, глубокой модернизацией AH-1 Cobra, «Вайпер» превратился в высокотехнологичное оружие XXI века. В конструкции AH-1Z нашли широкое применение новые композитные материалы. Вместо двухлопастного несущего винта был установлен четырехлопастный, значительно увеличилась живучесть машины. Ударный вертолет получил усовершенствованную электронику: новая прицельная система NTS (Night Targeting System) позволила ему эффективно поражать цели в любое время суток, при любых метеоусловиях.
Bell AH-1Z Viper / ©carpatys.com
Как это часто бывает, за увеличенные боевые возможности пришлось заплатить значительно возросшей массой летательного аппарата. Пустой «Вайпер» тяжелее своего предшественника «Суперкобры» больше, чем на полтонны. Выросла и цена. Если AH-1W Super Cobra стоил порядка 10 млн. долларов, то новый вертолет– 27 млн. При этом вооружение «Вайпера» не слишком отличается от номенклатуры средств поражения «Суперкобры». В состав управляемого вооружения вошли ПТУР BGM-71 TOW, а так же AGM-114 Hellfire. И тех, и других «Вайпер» может брать на борт до шестнадцати штук. Разумеется, AH-1Z имеет пушку и может использовать неуправляемые ракеты. Как и «Суперкобра», новый вертолет способен применять ракеты воздух-воздух малой дальности AIM-9L Sidewinder. Впрочем, это лишь опциональная возможность. Для поражения воздушных целей вертолет будет использоваться в последнюю очередь.
AH-1W Super Cobra / ©Alamy
Едва ли не самый примечательный эпизод второй иракской кампании – якобы поражение иракским крестьянином американского ударного вертолета AH-64 Apache. Сразу после обнаружения вертолета власти Ирака объявили о том, что «Апач» был сбит из охотничьего ружья. На самом деле, никто вертолет не сбивал. Покинутый экипажем AH-64 был обнаружен иракскими крестьянами совершенно случайно.
Россия: «Ночной охотник» и «Аллигатор»
Всемирно известный «Крокодил»– Ми-24 задумывался как многофункциональная машина, способная и атаковать наземные цели, и перевозить грузы и десант. Реалии афганской войны заставили советское военное командование пересмотреть эту концепцию. Ми-24 прекрасно себя зарекомендовал именно в роли ударного вертолета. А функции военно-транспортного вертолета взял на себя Ми-8.
В конце 80-х годов советские военные изобретать велосипед не стали и пошли по проверенному американскому пути. Так появились первые отечественные специализированные ударные вертолеты. Но судьба оказалась не слишком благосклонной к первенцам. Ни Ми-28А, ни даже легендарной «Черной акуле» (Ка-50 «Черная акула») не суждено было пойти в серию.
Ми-28 / ©daler.ru
Ситуация стала меняться во второй половине 2000-х годов. Именно тогда был подписан первый контракт на поставку в Военно-Воздушные Силы России крупной партии ударных вертолетов. Министерство обороны отдало предпочтение концепции двухместного вертолета ОКБ Миля. От одноместного Ка-50 отказались окончательно. До сих пор не утихают споры о том, было ли это решение верным. Во всяком случае, выбор Ми-28 в качестве основного ударного вертолета можно считать целесообразным. «Тандемная» концепция ударного вертолета, когда экипаж в кабине располагается друг за другом, неоднократно доказывала свою эффективность. По этому пути пошли американцы, и российские военные учли их боевой опыт.
Ставка была сделана на ночной всепогодный вертолет Ми-28Н. Именно «Ночной охотник», как его окрестили, в будущем, наравне с Ка-52, станет основным ударным вертолетом России. Чем же примечательна новая машина? В отличие от своих предшественников, Ми-28Н сможет выполнять поставленные задачи днем и ночью, в плохих погодных условиях. Прицельная система позволяет вертолету находить и распознавать цели на дальности до 10 км. Основа его вооружения – противотанковый комплекс «Атака-В». Дальность пуска ракет составляет 10 км. Ми-28Н заметно тяжелее, чем его прямой заокеанский аналог – «Апач». Вес пустого вертолета превышает восемь тонн против пяти тонн у модернизированного АН-64. Но и двигатели у отечественной машины на порядок мощнее. На чрезвычайном режиме их совокупная мощность составляет 2700 л. с., в то время как максимальная мощность двигателей новейшего AH-64E равна 2000 л. с. Ми-28Н имеет лучшую бронезащиту. Кабина его экипажа способна выдерживать прямое попадание пуль калибра 12 мм и снарядов легкой зенитной артиллерии. Как заявляют сами военные, Ми-28Н устойчив даже к попаданию снарядов калибра 30 мм. Впрочем, в реальных боевых условиях лучше не проверять дорогостоящую боевую машину на живучесть. Самый действенный способ избежать повреждений – работать вне зоны поражения противником. Этому могла бы поспособствовать РЛС, подобная той, которая используется на вертолетах Apache Longbow. Миллиметровая радиолокационная станция для Ми-28Н получила название Н025. Как и ее американский аналог, она может обнаруживать и классифицировать возможные угрозы. Пока что разработка новой радиолокационной станции не завершена, и никто не может с уверенностью назвать точные сроки ее ввода в эксплуатацию. Оборудованный РЛС вертолет получит индекс Ми-28НМ. Скорее всего, мы не скоро увидим радиолокационную станцию на серийных машинах. Как известно, испытание новых комплексов авиационной электроники – процесс долгий и крайне затратный.
Ка-52 / ©goodfon.ru
А вот с радиолокационной станцией для нового российского вертолета Ка-52 ситуация более или менее ясная. По словам генерального конструктора ОАО «Корпорация Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, радиолокационный комплекс FH01 для вертолета Ка-52 к настоящему времени уже прошел все необходимые испытания и находится в серийном производстве. На сегодняшний день ОАО поставило заводу-изготовителю более четырех десятков таких комплексов, и ими укомплектованы все Ка-52, поступающие на вооружение ВВС России.
Ка-52 представляет собой двухместную модификацию Ка-50. Причем экипаж машины располагается не «тандемно», а бок о бок. От своего прародителя Ка-50 новый вертолет унаследовал сложную соосную схему несущих винтов. «Аллигатор», как прозвали вертолет в России, разрабатывался в качестве командирской машины, способной осуществлять наведение и целеуказание для Ка-50. Но от последнего Минобороны отказалось. Возможно, в будущем Ка-52 будут работать в связке с Ми-28Н, передавая им тактическую информацию в режиме реального времени. В таком случае РЛС «Ночным охотникам» может не понадобиться вовсе. Примечательно, что такую же схему реализовали американцы, оборудовав радиолокационными станциями лишь часть новых вертолетов «Апач».
Помимо продвинутой электроники, Ка-52 может похвастаться прекрасными летно-техническими характеристиками, высоким уровнем защиты и системой катапультирования (которая на других ударных вертолетах отсутствует в принципе). Номенклатура вооружения «Аллигатора» сравнима с Ми-28Н. Ее основа – ПТУР «Атака-В» с лазерной системой наведения. От некогда перспективного противотанкового комплекса «Вихрь» решили отказаться. Можно сказать, что вооружение – ахиллесова пята российских вертолетов. В будущем Ка-52 предполагают оснастить ракетным комплексом нового поколения «Гермес-А». Это должно придать винтокрылой машине принципиально новые боевые возможности. Дальность применения «Гермес-А» – 15-20 км, что почти в два раза больше максимальной дальности пуска ПТУР «Атака-В».
Сложно сказать, какой из всех вышеперечисленных ударных вертолетов более совершенен. Боевая эффективность современного летательного аппарата определяется, прежде всего, уровнем бортовой электроники. Естественно, почти все данные по БРЭО засекречены. Сопоставление же «сухих» летно-технических характеристик едва ли может дать развернутую картину. Одно можно сказать с уверенностью – каждый из этих вертолетов имеет свои достоинства и недостатки.
Перспективы
Скорее всего, те функции, которые в наше время выполняют ударные вертолеты, в будущем возьмут на себя беспилотные аппараты. Но полностью списывать со счетов винтокрылые машины рано. В 2010-м году компания Sikorsky направила командованию Армии США свои предложения по проекту нового боевого винтокрыла. Проектируемый скоростной винтокрыл получил название S-97 Raider. Основой для его создания послужил экспериментальный вертолет Sikorsky X2.
S-97 Raider / ©goodfon.ru
Аппарат построен по соосной схеме (наподобие той, которая применяется в конструкции вертолетов Камова). Помимо несущего винта, винтокрыл оснащен толкающим винтом самолетного типа и крыльями малой площади. По мнению разработчиков, это позволит S-97 развивать скорость до 460 км/ч. Ни один современный военный вертолет не способен на такую скорость. Безусловным достоинством конструкции S-97 является то, что в отличие от обыкновенных вертолетов он сможет осуществлять полет даже в высокогорных условиях.
Предполагается, что будет создано две модификации винтокрыла: транспортно-боевой и разведывательно-ударный. В первом варианте машина будет вмещать до шести десантников. В ударном варианте свободное пространство позади кабины пилотов будет вмещать отсек вооружения и дополнительные топливные баки. Но, скорее всего, S-97 никогда не станет полноценной заменой для AH-64 или AH-1. Отсутствие необходимого бронирования делает его не самым подходящим аппаратом для выполнения ударных задач. С другой стороны, он мог бы стать подходящей альтернативой устаревшим разведывательно-ударным вертолетам MH-6 Little Bird и OH-58 Kiowa.
В 1993-м году был снят российский художественный фильм, главным героем которого стал вертолет Ка-50 «Черная акула». Сюжет фильма был развернут вокруг испытания нового вертолета в Афганистане. Ка-50 действительно испытывался в боевых условиях, но не в Афганистане, а на территории Чечни. Кстати, несмотря на свои достоинства, соосная схема несущих винтов вертолета не получила широкого распространения. В настоящее время существует лишь один серийный ударный вертолет, выполненный по этой схеме, – Ка-52.
Не сидят сложа руки и российские конструкторы. В 2010-м году исполнительный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов заявил, что отечественные специалисты прорабатывают концепцию «ударного вертолета пятого поколения». Правда, каким именно должен быть вертолет нового поколения, похоже, не знают ни в самой России, ни за ее пределами. В отличие от истребителей, в мировой практике вертолеты вообще не принято делить на поколения.
Ка-58 в представлении художника / ©rotatingcomposites.com
Как считают отечественные разработчики, основой для нового боевого вертолета может послужить один из перспективных проектов. Сейчас в России разрабатывается три типа скоростных вертолетов: Ка-90, Ка-92 и Ми-1X. Максимальная скорость Ка-90 должна будет превысить 800 км/ч. Конструкторы планируют достичь таких показателей за счет установки реактивного двигателя.
Долгое время в интернете фигурировала информация о таинственном российском ударном вертолете, выполненном по технологии «стелс». Он получил обозначение Ка-58 «Черный призрак». Сейчас никто не может сказать с уверенностью, откуда именно появилась эта информация. Скорее всего, «Черный призрак» был всего-навсего порождением фантазии авиамоделистов.
Ударный вертолет будущего в представлении художника / ©new-wall.com
Каким бы ни был вертолет будущего, очевидно лишь то, что полноценная замена для Ми-28 и Ка-52 потребуется еще очень нескоро. А значит, военные не будут вкладывать большие средства в разработку принципиально новых ударных вертолетов. По крайней мере, сейчас.
aeronavtika.com
Вертолеты России
Холдинг «Вертолеты России» является единственным разработчиком и производителем вертолетов в России, а также одной из немногих компаний в мире, обладающих возможностями для проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов. Генеральный директор холдинга – Андрей Иванович Богинский.
История холдинга
«Вертолеты России» образованы в 2007 году, входят в структуру Госкорпорации Ростех. Холдинг объединил активы всех вертолетостроительных заводов России, предприятий по производству комплектующих изделий, компаний, обеспечивающих послепродажное сопровождение вертолетной техники в РФ и за ее пределами. Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа холдинга ведется в двух крупнейших школах вертолетостроения мирового уровня: Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля и ОКБ им. Камова. Численность сотрудников холдинга составляет около 40 тыс. человек.
Причиной для создания холдинга стала необходимость консолидации отрасли, выработки единых технологических процессов и принятия унифицированных решений для изделий гражданского и военного назначения.
К 2011 году под руководством Госкорпорации Ростех процесс объединения активов был завершен. За это время «Вертолеты России» укрепили сотрудничество с иностранными партнерами, увеличив количество техники, поставляемой за рубеж. Кроме того, холдинг получил возможность обмениваться лучшими инновационными разработками.
«Вертолеты России» сегодня
Компания входит в число мировых лидеров в самых перспективных и динамично развивающихся направлениях, в том числе в сегментах среднетяжелых, сверхтяжелых, а также атакующих вертолетов.
На предприятиях «Вертолетов России» произведено около 35% мирового парка боевых вертолетов и около 17% мирового парка сверхтяжелых вертолетов (максимальная взлетная масса более 20 тонн), а также 56% мирового парка среднетяжелых вертолетов (максимальная взлетная масса от 8 до 15 тонн).
Компания успешно конкурирует с ведущими мировыми производителями, а также расширяет свое присутствие на стремительно растущих рынках Индии, Китая, в странах Южной и Центральной Америки, Ближнего Востока и Африки.
Продукция «Вертолетов России»
Модельный ряд выпускаемой «Вертолетами России» продукции преимущественно включает в себя машины среднего и тяжелого класса гражданского и военного назначения. В ближайшей перспективе холдинг планирует увеличить объемы выпуска моделей легкого класса, что должно способствовать расширению присутствия на международном рынке. В частности, речь идет о таких моделях, как «Ансат», Ка-226Т. Новинками среднего класса являются Ка-62, Ми-171А2, Ми-38. На текущий момент в серийном производстве находятся следующие модели: Ка-226, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32А11ВС, Ка-52 «Аллигатор», «Ансат»/«Ансат-У», различные модификации Ми-8/17, Ми-26(Т), Ми-35М, Ми-28Н «Ночной охотник».
Разработки и инновации
«Вертолеты России» проводят активное техническое перевооружение и модернизацию своих предприятий, работают над рядом перспективных проектов. Ключевые направления развития: безопасность, эффективность, экологичность, интеллектуальная составляющая и выработка базовых технологий, которые будут востребованы при создании новых вертолётов.
Холдинг разрабатывает многоцелевой перспективный вертолет нового поколения в среднем классе. Помимо этого, «Вертолеты России» приступили к реализации инновационной программы «Беспилотные комплексы», которая предусматривает создание модельного ряда конкурентоспособных беспилотных вертолетных комплексов гражданского и военного (специального) назначения средней и большой дальности.
Большое внимание уделяется формированию инновационной инфраструктуры «Вертолетов России», в связи с чем в подмосковном Томилино на базе двух именитых конструкторских школ Миля и Камова был создан Национальный центр вертолетостроения, где уже сегодня функционируют экспериментально-исследовательский, опытно-производственный и летно-испытательный центры.
Партнерские отношения
Одним из приоритетов деятельности холдинга является развитие международного сотрудничества.
В 2011 году «Вертолетами России» и итальянским вертолетостроительным концерном AgustaWestland была учреждена компания HeliVert, которая занимается сборочным производством двухдвигательного многоцелевого вертолета AW139 в России.
В 2011 году «Вертолеты России» подписали контракт с французской компанией Turbomeca, входящей в группу Safran, на поставку двигателей Ardiden 3G. Двигателями планируется оснащать средний многофункциональный вертолет Ka-62.
Кроме того, важной частью стратегии холдинга стало создание глобальной сервисной системы на основе сертифицированных центров и совместных предприятий обслуживания вертолетов по всему миру. В рамках этой программы «Вертолеты России» создали ряд компаний по техническому сопровождению продукции в разных регионах планеты.
В частности, Helitechco – представительство холдинга во Вьетнаме – и Integrated Helicopter Services Private Ltd., – совместное предприятие «Вертолетов России» и индийской компании Vectra Group – занимаются поддержкой вертолетов российского производства на всех этапах, от поставки заказчику до утилизации.
В состав холдинга входят:
АО «Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля»
АО «Камов»
АО «Улан-Удэнский авиационный завод»
ПАО «Казанский вертолетный завод»
ПАО «Роствертол»
АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие»
ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина»
АО «Авиационные редуктора и трансмиссии — Пермские моторы»
АО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие»
АО «Вертолетная сервисная компания»
АО «Новосибирский авиаремонтный завод»
АО «356 авиационный ремонтный завод»
АО «419 авиационный ремонтный завод»
АО «810 авиационный ремонтный завод»
АО «150 авиационный ремонтный завод»
АО «12 авиационный ремонтный завод»
АО «99 завод авиационного технологического оборудования»
ООО «ВР-Технологии»
ООО «Центр закупок и логистики вертолётостроительной индустрии»
АО «ХелиВерт»
Сайт: http://www.russianhelicopters.aero
rostec.ru
Военные вертолёты в России — Documentation
Материал из Documentation.
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24 Опытный образец тяжёлого военно-транспортного вертолёта Ми-26Т2ВРоссия является одним из крупнейших в мире эксплуатантов, производителей и экспортёров военных вертолётов.
Основным производителем военных вертолётов в России является холдинг «Вертолёты России».
По итогам 2013 года по линии «Рособоронэкспорта» было поставлено более 140 вертолётов типа Ми-17 и Ми-35М. Среди заказчиков российских вертолётов Индия, Китай, Мьянма, США, Шри-Ланка, а также Казахстан и другие страны СНГ.[1]
[править] 2016 год
12 октября 2016 года состоялся первый полноценный полёт первого опытного образца ОП-1 модернизированного боевого вертолета Ми-28НМ («Изделие 296», ОКР «Авангард-3»).[2]
В октябре 2016 года Россия и Индия договорились создать совместное предприятие, которое должно локализовать в Бангалоре производство лёгких многоцелевых вертолетов Ка-226Т. Сначала СП, контроль в котором получит индийская Hindustan Aeronautics Limited, закупит 60 машин у «Вертолетов России», затем еще 140 Ка-226Т будет собрано в Индии по лицензии.[3]
[править] 2015 год
Поставки вертолётов по гособоронзаказу России в 2015 году:[4]
В августе 2015 года было сообщено о завершении Государственных испытаний и официальном принятии вертолета Ка-35 на вооружение.[5]
Прототип ОП-1 боевого вертолета Ми-28НМ был построен в 2015 году на АО «Роствертол».[6]
[править] 2014 год
Поставки вертолётов по гособоронзаказу России в 2014 году:[7]
В 2014 году «Рособоронэкспорт» поставил за рубеж более 100 вертолётов.
[править] 2013 год
Поставки вертолётов по гособоронзаказу России в 2013 году:[8]
По итогам 2013 года «Рособоронэкспорт» поставил более 140 военно-транспортных вертолетов типа Ми-17 и транспортно-боевых Ми-35М.
В 2013 году «Рособоронэкспорт» и правительство США согласовали и подписали договор на партию из 30 вертолётов для Афганистана с поставкой в 2014 году.
[править] 2012 год
Поставки вертолётов по гособоронзаказу России в 2012 году:[9]
[править] 2011 год
В 2011 году «Рособоронэкспорт» поставил за границу 99 российских вертолетов общей стоимостью свыше 2,5 миллиарда долларов.
В мае 2011 года «Рособоронэкспорт» и Пентагон заключили контракт на поставку в Афганистан 21 военно-транспортного вертолета Ми-17В5 на сумму $367,5 миллиона.
[править] 2008 год
В 2008 году «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку в Индию 80 Ми-17В-5 и имущества к ним.
В 2008 году «Рособоронэкспорт» победил в тендере ВВС Бразилии на закупку 12 ударных вертолетов Ми-35М.
В ноябре 2008 года сухопутные войска Таиланда направили предложение правительству страны о закупке трех вертолётов Ми-17В-5 российского производства.[10]
В 2008 году Министерство обороны России подписало с ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» контракт на изготовление двух вертолётов 23Д2 опытной партии.[11]
[править] 1999 год
В 1999 году Казанский вертолётный завод поставил Малайзии два многоцелевых вертолёта Ми-17-1В.[12]
[править] 1996 год
1996 год — Первый показ вертолёта Ка-52 на авиашоу Aero India.[13]
- ↑ Рособоронэкспорт: «К 2018 году поставим на экспорт более 300 вертолетов». 21 мая 2014
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
- ↑ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЛАСТЯХ
- ↑ [5]
- ↑ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЛАСТЯХ
- ↑ ОАО «Климов» — 1990—1999 // Klimov.ru
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
Блага в России | |
---|---|
История | Древнерусское государство • Российская империя • СССР • 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020) |
ЦФО | Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва |
СЗФО | Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург |
ЮФО | Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь |
СКФО | Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край |
ПФО | Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский край • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область |
УФО | Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область |
СФО | Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область |
ДФО | Якутия • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ |
Автомобили | Автобусы • Грузовые автомобили • Коммерческие автомобили • Легковые автомобили • Лёгкие коммерческие автомобили • Пассажирские автомобили • Тяжёлые грузовые автомобили • Электромобили |
Бензин | Авиационный бензин • Автомобильный бензин • Моторный бензин |
Боеприпасы | Авиационные бомбы • Артиллерийские боеприпасы • Боеприпасы для миномётов • Корректируемые авиабомбы • Малокалиберные боеприпасы • Патроны • Снайперские патроны • Танковые боеприпасы • Термоядерные бомбы • Управляемые корректируемые бомбы • Ядерные боеприпасы |
БПЛА | Военные • Ударные |
Вагоны | Вагоны метро • Вагоны электропоездов • Вагоны-зерновозы • Грузовые вагоны • Грузовые магистральные вагоны • Железнодорожные вагоны • Пассажирские вагоны • Полувагоны |
Вертолёты | Боевые вертолёты • Вертолёты огневой поддержки • Вертолёты радиолокационного дозора • Вертолёты-амфибии • Военные вертолёты • Военные и многофункциональные вертолёты • Гражданские вертолёты • Лёгкие вертолёты • Пассажирские вертолёты • Сверхтяжёлые вертолёты • Соосные вертолёты • Среднетяжёлые вертолёты • Средние вертолёты • Транспортные вертолёты • Тяжёлые вертолёты • Ударные вертолёты |
Двигатели | Авиационные двигатели • Автомобильные двигатели • Вертолётные двигатели • Вспомогательные газотурбинные двигатели • Газовые дизельные двигатели • Газотурбинные двигатели • Газотурбинные двигатели-энергоузлы • Двигатели беспилотников • Двигатели крылатых ракет • Двигатели противокорабельных ракет • Двигатели ракет-носителей • Дизельные двигатели • Жидкостные ракетные двигатели • Комбайновые двигатели • Лифтовые двигатели • Плазменные двигатели • Ракетные двигатели • Реактивные двигатели • Самолётные двигатели • Судовые двигатели • Судовые дизели • Танковые двигатели • Твердотопливные ракетные двигатели • Тепловозные двигатели • Тракторные двигатели • Турбовальные двигатели • Турбовентиляторные двигатели • Турбовинтовые двигатели • Турбореактивные двигатели • Электровозные двигатели • Электродвигатели |
Зерно | Гречиха • Кормовая кукуруза • Кукуруза • Овёс • Просо • Пшеница • Рис • Рожь • Сорго • Тритикале • Фуражное зерно • Ячмень |
Комбайны | Зерноуборочные комбайны • Картофелеуборочные комбайны • Кормоуборочные комбайны • Кукурузоуборочные комбайны • Льноуборочные комбайны • Сельскохозяйственные комбайны • Силосоуборочные комбайны • Силосоуборочные самоходные комбайны |
Компьютеры | Домашние компьютеры • Настольные домашние компьютеры • Ноутбуки • Планшетные компьютеры • Суперкомпьютеры |
Космические аппараты | Военные космические аппараты • Военные спутники • Пилотируемые космические корабли • Спутники • Спутники предупреждения о ракетном нападении |
Краны | Мостовые краны на неподвижных опорах • Портальные краны |
Масличные культуры | Горчица • Подсолнечник • Рапс • Соя |
Металлический прокат | Готовый прокат чёрных металлов • Листовой горячекатаный прокат чёрных металлов • Листовой нелегированный горячекатаный прокат • Листовой прокат • Листовой прокат с покрытием • Листовой холоднокатаный прокат чёрных металлов • Плоский горячекатаный прокат из нелегированной стали • Плоский оцинкованный прокат • Плоский прокат • Плоский прокат из легированной стали • Плоский прокат из нелегированной стали • Плоский прокат с покрытиями • Плоский холоднокатаный прокат из нелегированной стали • Прокат из нелегированной стали • Сортовой прокат чёрных металлов • Стальной прокат • Холоднокатаный прокат |
Металлы | Алюминий • Драгоценные металлы • Золото • Кальций • Кобальт • Магний • Медь • Металлический губчатый титан • Металлы платиновой группы • Никель • Палладий • Платина • Рафинированная медь • Свинец • Серебро • Титан • Уран • Цинк • Чёрные металлы |
Молоко | Коровье молоко • Обработанное жидкое молоко • Питьевое молоко • Сгущённое молоко • Сухое молоко • Сухое цельное молоко |
Мясо | Баранина • Говядина • Индюшатина • Крольчатина • Курятина • Мраморное мясо • Мясо птицы • Охлаждённая курятина • Свинина |
Напитки | Алкоголь • Безалкогольные напитки • Белое вино • Вино • Виноградное вино • Водка • Квас • Коньяк • Крепкий алкоголь • Напитки живого брожения • Пиво • Плодово-ягодное вино • Сок • Тихое вино • Шампанское |
Насосы | Автобетононасосы • Топливные насосы • Циркуляционные насосы |
Обувь | Кожаная обувь • Мужская обувь |
Овощи | Горох • Кабачки • Капуста • Картофель • Лук • Морковь • Натуральные консервированные овощи • Огурцы • Помидоры • Репа • Сахарная свёкла • Тыква • Чеснок |
Одежда | Верхняя детская одежда • Детская одежда • Женская верхняя одежда • Спецодежда |
Прицелы | Дневные прицелы • Лазерные прицелы • Ночные прицелы • Тепловизионные прицелы |
Рыба | Мороженая рыба • Осетровые рыбы • Свежая рыба |
Ракетные комплексы | Береговые ракетные комплексы • БЖРК • Зенитно-ракетные комплексы • Зенитные ракетно-артиллерийские комплексы морского базирования • ЗПРК • ЗРК ближнего действия • ЗРПК • Мобильные береговые ракетные комплексы • ОТРК • ПЗРК • Противокорабельные ракетные комплексы • Противолодочные ракетные комплексы • ПТРК • Ракетные комплексы с крылатыми ракетами • Ракетные комплексы стратегического назначения • Стратегические ракетные комплексы шахтного базирования |
Ракеты | Авиационные крылатые ракеты • Авиационные противокорабельные ракеты • Авиационные противолодочные ракеты • Авиационные ракеты • Баллистические ракеты • Баллистические ракеты подводных лодок • Военные ракеты • Гиперзвуковые ракеты • Зенитные ракеты • Зенитные управляемые ракеты • Крылатые ракеты • Крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» • Крылатые ракеты наземного базирования • Межконтинентальные баллистические ракеты • Межконтинентальные баллистические ракеты мобильного базирования • Межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования • Морские баллистические ракеты • Морские крылатые ракеты • Неуправляемые авиационные ракеты • Оперативно-тактические ракеты • Подводные ракеты • Противокорабельные крылатые ракеты • Противокорабельные противорадиолокационные ракеты • Противокорабельные ракеты • Противорадиолокационные ракеты • Противотанковые управляемые ракеты • Ракеты класса «воздух-воздух» • Ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности • Ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности • Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности • Ракеты класса «воздух-поверхность» • Ракеты класса «земля-воздух» • Ракеты-носители • Стратегические ракеты • Управляемые ракеты |
Растительное масло | Лавандовое масло • Подсолнечное масло • Подсолнечное нерафинированное масло • Соевое масло • Сырое подсолнечное масло |
Руда | Железная руда • Марганцевая руда • Медная руда • Товарная железная руда • Урановая руда |
Самолёты | Боевые самолёты • Бомбардировщики • Военно-транспортные самолёты • Военные самолёты • Гидросамолёты • Гражданские самолёты • Дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты • Истребители • Лёгкие транспортные самолёты • Палубные истребители • Пассажирские самолёты • Противолодочные самолёты • Реактивные военно-транспортные самолёты • Реактивные самолёты • Региональные турбовинтовые самолёты • Самолёты дальней радиолокационной разведки • Самолёты ДРЛО • Самолёты-амфибии • Самолёты-заправщики • Сверхлёгкие транспортные самолёты • Сверхтяжёлые транспортные самолёты • Среднемагистральные пассажирские самолёты • Средние военно-транспортные самолёты • Средние транспортные самолёты • Стратегические бомбардировщики • Транспортные самолёты • Турбореактивные пассажирские самолёты • Турбореактивные самолёты • Тяжёлые военно-транспортные самолёты • Тяжёлые транспортные самолёты • Учебно-боевые самолёты • Учебно-тренировочные самолёты • Учебные самолёты • Фронтовые бомбардировщики • Широкофюзеляжные дальнемагистральные пассажирские самолёты • Штурмовики |
Системы управления | Радиоэлектронные управляющие системы • Системы автоматизированного управления • Системы автоматического управления • Системы управления боеприпасами • Системы управления вооружением • Системы управления двигателями • Системы управления кораблей • Системы управления механизацией крыла • Системы управления огнём • Системы управления ракет • Системы управления ракет-носителей • Системы управления электровозов • Системы управления ядерных ракет • Топливные системы автоматического управления |
Сахар | Белый кристаллический сахар • Белый сахар • Сахар-сырец • Свекловичный белый кристаллический сахар • Свекловичный сахар • Тростниковый сахар |
Сталь | Нержавеющая сталь • Трансформаторная сталь |
Станки | Деревообрабатывающие станки • Металлорежущие станки |
Суда | Авианесущие крейсеры • Авианосцы • Артиллерийские катера • Атомные ледоколы • Атомные подводные лодки • Боевые катера • Буксиры • Гидрографические суда • Десантные катера • Десантные корабли • Дизельные ледоколы • Дизельные подводные лодки • Дизель-электрические ледоколы • Дизель-электрические подводные лодки • Дноуглубительные суда • Кабельные суда • Катера • Катера-торпедоловы • Корабли • Корветы • Крейсеры • Круизные суда • Ледоколы • Морские буксиры • Морские танкеры • Пассажирские суда • Патрульные десантные катера • ПЛАРБ • ПЛАРК • Подводные лодки • Противодиверсионные катера • Ракетные катера • Ракетные корабли • Рейдовые буксиры • РПЛСН • Самоходные плавучие краны • Сторожевые катера • Сторожевые корабли • Суда на воздушной подушке • Суда обеспечения • Суда снабжения • Танкеры • Тральщики • Фрегаты • Эсминцы |
Ткани | Ткани из натуральных волокон • Хлопчатобумажные ткани • Шерстяные ткани |
Топливо | Автомобильное топливо • Биодизельное топливо • Биотопливо • Дизельное топливо • Ракетное топливо • Твёрдое ракетное топливо • Твёрдое топливо • Ядерное топливо |
Трактора | Беспилотные трактора • Колёсные трактора • Сельскохозяйственные колёсные трактора • Сельскохозяйственные трактора • Трактора для сельского и лесного хозяйства |
Трубы | Бесшовные стальные трубы • Горячекатаные стальные трубы • Насосно-компрессорные трубы • Обсадные трубы • Пластмассовые трубы • Полиэтиленовые трубы • Сварные стальные трубы • Сварные трубы строительного сортамента • Стальные трубы • Стальные трубы для строительства и ЖКХ • Стальные трубы нефтегазового сортамента • Титановые трубы • Трубы большого диаметра • Трубы из нержавеющей стали • Трубы из чёрных металлов • Трубы нефтегазового сортамента • Центробежнолитые стальные трубы • Электросварные прямошовные стальные трубы • Электросварные стальные трубы |
Турбины | Газовые турбины • Гидротурбины • Паровые турбины • Теплофикационные турбины • Тихоходные паровые турбины |
Уголь | Каменный уголь • Коксующийся уголь • Энергетический уголь |
Удобрения | Азотные удобрения • Калийные удобрения • Комплексные фосфорсодержащие удобрения • Минеральные удобрения • Смешанные удобрения • Фосфорные удобрения |
Электровозы | Грузовые электровозы • Магистральные электровозы • Пассажирские электровозы • Промышленные электровозы |
Прочие блага | Абрикосы • АБС • Авиационная техника • Авиационное оружие • Авиационные пулемёты • Авиационный керосин • Авионика • Автоматические пушки • Автоматические стиральные машины • Автоматы • Автоматы перекоса • Автомобильные дороги • Аграрная продукция • Агрегаты плазменного воспламенения • Аккумуляторные батареи • Акрилонитрил • Алмазы • Алюминиевые радиаторы • Аммиак • Антенные системы • Антибиотики • Аппаратура радиотехнической разведки • Аппараты воздушного охлаждения • Артиллерийские орудия • Артиллерийские системы большого калибра • Артиллерийский порох • Асбест • Асфальт • АЭС • Балычные изделия • Бананы • Банковские карты • Бахчевые культуры • Безводный аммиак • Белый шоколад • Бентонит • Бескамерные шины • Бесконтактные платёжные карты • Бетонный раствор • Бижутерия • Биопестициды • Биоэтанол • Битумные смеси • Блоки регулирования двигателей • Блоки управления для ЗРК • БМП • Боевые бронированные машины • Бороны • Бортовое оборудование • Бриллианты • Бронежилеты • Бронетехника • Бронетранспортёры • Бульдозеры • Бумага • Бумага и картон • Бутилированная вода • Бутилированная питьевая вода • Бытовая техника • Бытовые холодильники • Вакцины • Валенки • Валки к прокатным станам • Валковые жатки • Вездеходы • Велосипеды • Вентилляционная автоматика • Вентилляционное оборудование • Вертолётные редукторы • Вертолётные трансмиссии • Взрыватели • Взрывобезопасные кресла • Видеокамеры • Видеомагнитофоны • Винные изделия • Виноград • Винодельческая продукция • Виноматериалы • Винтовки • Винторулевые колонки • Висмут • Внедорожники • Внутритурбинные трубопроводы • Военно-транспортная авиация • Военные воздушные суда • Воздушно-газовые стартеры • Воздушные стартеры • Волоконные лазеры • Вооружения • Вспомогательные силовые установки • Вычислительная техника • Газгольдеры • Газетная бумага • Газовый конденсат • Газойль • Газомоторная техника • Газопроводы • Галстуки • Гвозди • Генераторы • Герконы • Гиперзвуковые боеголовки • Глинозём • Головки самонаведения • Гофропродукция • Гранатомёты • Гречневая крупа • Грибы • Грузовые понтоны • Грузовые транспортные средства • Гусеничные траки • ГХФУ • ГЭС • Деревянные кровати • Деревянный щитовой паркет • Детские сухие смеси • Дисковые бороны • Дождевальные и поливальные машины и установки • Дождевальные машины • Дозирующие устройства • Доильные установки и агрегаты • Домашние кинотеатры • Дорожная техника • Драгоценные камни • Драгоценные металлы и камни • Древесина • Древесина и изделия из древесины • Древесина и целлюлозно-бумажные изделия • Древесная целлюлоза • Древесно-стружечные плиты • Древесные плиты • Ёлочные игрушки • Ёлочные электрические ламповые гирлянды • Железнодорожные колёса • Железнорудный концентрат • Железные дороги • Железорудное сырьё • Железорудные окатыши • Животное масло • Животные белки • Жильё • Жирный сыр • Загоризонтные РЛС • Запорно-предохранительная арматура • Земляника • Зерновые и зернобобовые культуры • Зерносушилки • Игрушки • Известь • Измерительные приборы • Изолированные обмоточные провода • Изопреновый каучук • Икра • Иммунные сыворотки • Инерциальные навигационные системы • Интегральные микросхемы • Интернет • Кабели • Кабельно-проводниковая продукция • Какао-бобы • Какаосодержащие продукты • Кальцинированная сода • Карабины • Карбамид • Каркасы солнечных батарей • Картон • Картофельные чипсы • Картофельный крахмал • |
newsruss.ru