Суннит шиит – Шииты и сунниты: кто такие, в чем различие, сколько течений в Исламе, разница с алавитами, мусульмане и христиане

Сунниты и шииты — в чем разница и в чем противостояние ветвей ислама

Фото: MilitaryArms.ru

На протяжении веков шииты и сунниты периодически сталкиваются друг с другом, эти течения являются самыми многочисленными в исламе. Всего в мире около миллиарда суннитов и примерно 170,1 миллион шиитов. Всего же ислам исповедуют около 1,188 миллиарда человек, а это 19,6 % населения всей Земли. Есть еще многочисленное течение хариджитов, их около 1,6 миллионов человек.

Если говорить о противостоянии шиитов и суннитов, то корни этих разногласий можно найти в событиях после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Арабы стали спорить о праве на власть — кто будет управлять Арабсиким Халифатом. Важную роль в противостоянии сыграл двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. Когда он ушел из жизни верующие разделились на два лагеря. Первые считали, что лишь потомки Али достойны стать наследными халифами. Это объяснялось родством с самим Мухаммедом. Вторые твердили о выборе халифов путем голосования, так они и поступили. Так вот, те самые предки Али и их сторонники называются шиитами, а выборные халифы стали суннитами. В переводе «сунниты» — следующие «суннам». Именно сунниты долгое время являлись сильнейшими на арабском Востоке, суннитами являлись такие государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Вот так разногласия шиитов и суннитов имели место вплоть до конца 20 века, но никаких трагедий не порождали.

Что касается тех самых различий, первое — религиозное право. Так, различны у шиитов и суннитов нормы поведения, проведение праздников, отношение к другим религиям. Еще один важный момент, помимо Корана, сунниты возносят на особый уровень сунны, в которых описывается жизнь пророка Мухаммеда. Именно следование правилам жизни пророка, по мнению суннитов, является истинным исламом. Например, афганские талибы четко соблюдают описанный в суннах внешний вид. Они даже контролируют размер бороды.

В случае шиитов, сунны не играют важной роли, шииты считают сунны опасным порождением ваххабизма и других радикальных течений ислама. Интересно, что сунниты осуждают традицию шиитов называть аятолла посланником Аллаха. Сунниты не верят в непогрешимость человека, а шииты отдают такой статус своим имамам. Что же касается главных праздников мусульман, Ураза-байрам и Курбан-байрам проходят одинаково у двух течений. Различие можно увидеть лишь в день Ашура, в это время шииты вспоминают мученическую смерть Хусейна, внука Мухаммеда. Даже сегодня можно наблюдать как некоторые шииты отмечают эту дату с песнями и даже наносят друг другу кровоточащие раны. Сунниты же в этот день проводят обычный траурный день.

Есть еще одно расхождение — брак. Сунниты говорят, что пророк разрешил временный брак, но сам же отменил его. А вот шииты в своем аяте утверждают, что временный брак — это нормально, они не ограничивают их возможное количество.

Поворотным моментов в отношениях суннитов и шиитов стала революция 1979 года в Иране. До этого, в 50-60-ые годы течения сближались, их представители даже заключали браки. Иранские события втянули арабов в вооруженное противостояние, национальное и религиозное самосознание шиитов возрастало в период революции. Тогда шииты стали усиливать свое влияние в Ливане, Ираке и Бахрейне. Сунниты Саудовской Аравии были крайне недовольны, они стали противостоять Ирану. Получается, халифата уже нет, но противостояние продолжается и даже обострилось. В результате все переросло в большую политику. «Война персов и арабов» не осталась без внимания, США решили прийти на помощь к шиитам. Режим Саддама Хусейна вроде как ущемлял меньшинство. В результате все это противостояние обернулось терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии. Со стороны все это в 21 веке кажется глупым, ведь как сказал имам Хомейн: «Вражда между суннитами и шиитами — это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого — тот не суннит и не шиит».

Еще по теме:

Пути ислама: сунниты и шииты

Шииты и сунниты — заклятые единоверцы

Ашура — день радости или скорби?

Шииты Ливана как предмет торга

 

Не потеряйте «Главную тему» в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках…

www.glavtema.ru

Шииты и сунниты: кто такие, в чем различие, сколько течений в Исламе, разница с алавитами, мусульмане и христиане

Шииты и Сунниты

Большинство религий зарождаются как единые концепции, которые под влиянием исторических событий и развития изначальных представлений могут разветвляться на несколько течений. Так произошло и в одной из самых молодых мировых религий мира —

Исламе. Например, мусульмане шииты и сунниты, разница между их вероучений создана искусственно, с целью заложить мину замедленного действия между народами, исповедующих заветы Пророка.

Да, самым популярным направлением в нём является суннизм, но существуют и такие течения, как шиизм, суфизм, хариджизм, ваххабизм и др. Попробуем рассказать сколько течений в Исламе, и какие принципиальные разногласия существуют между суннитами и шиитами.

Различие между суннитами и шиитами

Главное различие между суннитами и шиитами состоит в том, что проповедование Ислама пророк Мухаммед начал в 610 году и за 22 года обратил в веру столько сторонников, что после его смерти они создали Праведный халифат. И уже на столь раннем этапе истории, происходят брожения в среде мусульман.

Ключевой причиной для спора стал вопрос верховной власти в новом государстве — следует ли передать власть зятю Мухаммеда Али ибн Абу Талибу или же халифов следует избрать.

Сторонники Али, котор

soldats.club

разница. Расхождение течений в исламе :: SYL.ru

Слушая сводки новостей из Ближнего Востока, мы постоянно узнаём о враждующих суннитах и шиитах. То одни подорвали мечеть, то другие захватили заложников. Почему между ними продолжается противостояние? Кто такие шииты и почему они недолюбливают суннитов? Давайте разбираться.

Раскол

Сунниты – мусульмане, которые исповедуют ислам. Кто такие шииты? Они приверженцы той же религии, вот только, по мнению суннитов, их верование не является истинным. Раскол между мусульманами произошёл очень давно – приблизительно 13 веков назад. Причиной возникновения двух лагерей стало не принципиальное расхождение взглядов на религию, а банальное распределение политического влияния и борьба за власть. Когда срок правления последнего из четырёх халифов Али подошёл к концу, возник вопрос: кто займёт его почётное место? И тут понеслось…

Одни считали, что во главе халифата обязан стать только прямой потомок Пророка. Он будет не только достойным руководителем, но и лидером, что обладает высокими моральными и духовными качествами, чтит традиции ислама и является последователем своих уважаемых предков. Их назвали шиитами – с арабского это переводится как «власть Али». Другие же отрицали кровное родство правителя с Пророком и считали, что руководить халифатом сможет любой достойный мусульманин из общины. Их позиция опиралась на тезисы из книги – сунны. Именно поэтому их назвали суннитами.

Распространение

Суннизм и шиизм – наиболее многочисленные ответвления ислама. Первых в мире насчитывается больше миллиарда, вторых – около ста миллионов, а это всего лишь десятая часть представителей мирового исламизма. Среди суннитов можно встретить верующих практически из всех мусульманских стран: это арабы, катары, турки, татары. Шииты же в основном проживают в Азербайджане, Ливане, Иране и Ираке. Конечно, это всего лишь условное распределение, так как представители двух верований могут сосуществовать в одной стране, несмотря на многочисленные конфликты.

Как бы там ни было, но серьёзных противостояний между ними никогда не было. И в этом их позитивное отличие от христиан, которые, расколовшись, умудрились в XVII веке затеять войну, что длилась целых 30 лет. И эту тенденцию объяснить легко. Включая в общину представителей разных стран, среди которых не только жители Ближнего Востока, но и крымские татары, сунниты являются многочисленным направлением ислама. Шииты, зная о численном преимуществе противника, стараются избегать конфликтов.

Паломничество

Хадж – то, чем отличаются сунниты от шиитов. Они совершают священный ход абсолютно к разным местам. Шииты приезжают помолиться в Ирак – в Эн-Наджаф и Кербелу, где, по их преданию, обрели вечный покой Али и его сын Хусейн. В первом городе находится шикарный мавзолей халифа. Здание декорировано цитатами из Корана, тут расположена огромная библиотека с собранием религиозных текстов и писаний. Ежегодно в Эн-Наджаф приезжают десятки тысяч паломников. Тут проживают все духовные лидеры шиитов, здесь также расположен их университет и религиозные школы. Что касается Кербелы, то она находится в 80 км от Эн-Наджафа: в этом городе похоронен имам Хусейн – сын Али и внук пророка Мухаммеда.

Сунниты местами паломничества считают Мекку и Медину. В первом городе родился великий пророк Мухаммед, во втором он был похоронен. Для паломников тут созданы все условия: мечети регулярно обустраиваются и поддаются реконструкции. Например, в Большой мечети можно увидеть эскалаторы и современные аппараты для кондиционирования воздуха, а в Мечети Мухаммеда – автоматическую систему зонтиков, создающих тень для молящихся людей.

Отношения к сунне

Представители двух течений исповедуют Коран, который является их священной книгой. Они соблюдают пост во время Рамадана и следуют другим основным постулатам религии. Поэтому можно сделать вывод: много общего имеют сунниты и шииты. Разница лишь в их отношении к некоторым деталям, среди которых тексты сунны. Сунниты этой книге уделяют особое внимание, свято чтя описанные в ней учения. Они признают не только тексты членов семьи Мухаммеда, но и те, которые написаны его сподвижниками. В то же время шииты согласны лишь с писаниями кровных родственников Пророка. Другие постулаты они полностью игнорируют.

Есть и другие предпочтения, которыми существенно отличаются сунниты и шииты: разница, например, в их религиозных титулах. Шииты считают своих аятолла посланниками Аллаха на земле. Из-за этого сунниты называют их отступниками, обвиняют в ереси. Шииты, наоборот, осуждают чрезмерный догматизм сунны, говоря, что это приводит к появлению экстремистских движений – ваххабизма и других террористических группировок.

Культ имама

Чем отличаются сунниты от шиитов? Именно своими убеждениями, которые касаются спасения мира. Очень далеко в этом вопросе зашли шииты. По их представлению, имам является не только духовным лидером, но и прямым потомком Мухаммеда. Они верят в легенду, согласно которой двенадцатый по счёту халиф ещё в юном возрасте пропал без вести. Тело его так и не нашли, да и живым мальчугана больше никто не видел. Шииты считают, что он до сих пор находится среди людей и просто выжидает нужного часа, чтоб предстать перед верующими. Когда настанет его время, он станет лидером – мусульманским Мессией, – который спасёт мир и человечество, установив на грешной земле Царство Божье. При этом он поведёт за собой не только представителей ислама, но и христиан, буддистов и т. д.

Сунниты убеждены, что Спасителем может стать любой человек, а не только прямой потомок Пророка. Главное, чтоб будущий лидер обладал нужными качествами – сильным духом, железной волей, умением организовать толпу, убедить её действовать. Он обязан свято чтить догмы религии и учить массы основным постулатам священного ислама.

Обряды

Их проводят сунниты и шииты. Разница проявляется во многих аспектах – всего выделяют семнадцать основных отличий. Одно из основных – ритуал во время чтения молитвы. Шииты, обращаясь к Аллаху и произнося слова покаяния, кладут на специальный коврик небольшой кусок глиняной плиты. Он символ их преклонения перед всем тем, что создал Бог, а не человек. Глина – часть земли, которая является продуктом деятельности Аллаха. Именно планета и всё живое – главное для шиитов. Интересно, но иногда вера представителей этого направления бывает фанатичной. Например, во время траурной церемонии в день смерти сына Али, Хусейна, они наносят себе порезы и другие раны, почитая таким образом его светлую память.

Другое основное отличие содержится в тексте азана, что призывает верующих на обязательную молитву. Сунниты провозглашают его в первозданном виде, шииты же добавляют слова: суть этих фраз в признании халифов преемниками Аллаха, с чем категорически несогласны их оппоненты. Несмотря на существующие особенности, и те и другие – мусульмане. Сунниты и шииты должны объединяться, а не искать различия между собой, – считают многие представители исламской религий.

Выводы

И напоследок давайте подытожим основные аспекты, которыми существенно отличаются сунниты и шииты – разница представлена в следующих пунктах:

  • Сунниты – более многочисленная община. Шиитов в несколько раз меньше.
  • Сунниты наделяют духовной властью любого достойного представителя рода человеческого. Шииты – исключительно кровных потомков Мухаммеда.
  • Сунниты не верят в пришествие Мессии. Шииты – свято ждут Спасителя.
  • Сунниты почитают предание о Пророке – сунну. Шииты – абхар, что является вестью о Мухаммеде.

Эти принципиально разные взгляды существенно влияют на государственные законы мусульманских стран, особенно на те положения, которые регулируют жизнь семьи и общества. Отношения между общинами часто напряжённые. Противостояние началось ещё в 680 году, когда сунниты убили Хусейна – сына Али. С тех пор конфликты вспыхивают регулярно. Но, к счастью, не приводят к кровопролитной войне. И те, и другие – мусульмане, братья по крови и религии. Поэтому просто обязаны жить в мире и согласии.

www.syl.ru

Кто такие салафиты? Сунниты, шииты, ваххабиты :: SYL.ru

Религия ислама породила большое количество религиозных течений, каждое из которых имеет свое особое зрение на то, как должна выглядеть истинная вера. Для мусульман религия – это совсем не формальность, поэтому на ее почве у разных представителей этих течений часто возникают достаточно серьезные конфликты из-за несостыковок в понимании единой веры. Нрав этого народа часто приводит к тому, что подобное недопонимание приводит к кровопролитию. По мнению аналитиков, количество конфликтов внутри этого сообщества значительно превышает число разногласий с представителями иных религий. Но понять, в чем именно заключается исламский конфликт, нужно подробнее изучить характер и взгляды представителей разных течений. Одними из самых конфликтных организаций в исламе являются салафиты и сунниты, именно они, устраивая кровавые войны за свою религию часто приводят к резонансу в мировом сообществе.

Как возник конфликт

Для понимания, кем являются представители идеологии, нужно сразу понять, на фоне чего возник их конфликт. Пророк Мухаммед умер в 632 году нашей эры, после чего последователи его учения принялись за решение, кто же станет его преемником. В те времена ислам еще не был разделен на различные направления и первыми отделились сунниты и шииты. Главные разногласия между ними заключались в вопросе, кто же истинный преемник пророка. Для суннитов имамом являлся человек, которого избрали в халифате. На тот момент их мнение было привилегированным и таких последователей было большинство. В то время как малая группа шиитов склонялась к мнению, что приемник должен наследовать пост по праву крови, выбрав своим лидером двоюродного брата Мухаммеда, которого звали Али. Именно поэтому в те времена название этого направления было Шиит Али. Таким образом, даже сейчас, после раздела на две группировки — приверженцев старой веры и почитателей новых правил, — появляются страшные конфликты, где салафиты против салафитов выступают в кровавых схватках за свои религии.

Обострение конфликта

Страсти накалились в 680 году, именно тогда Хусейна, сына Али, убили, и все указывало на то, что лишили жизни юношу именно сунниты. Этот момент истории по сей день влияет на развитие исламского народа, оказывая свое влияние не только на общество, но и на законы государств, институт семьи и прочие сферы жизнедеятельности. Беспокойства в исламском мире частично длится из-за притеснения правящих элит представителей противоположных взглядов на веру.

Разногласия взглядов в современном обществе

Ислам – вторая по своей величине религия в современном мире, из-за чего появилось множество сект и направлений, которые имеют свое мнение на суть верований этого народа. Стоит отметить, что салафиты и сунниты возникли в разное время, и первое из этих течений появилось гораздо позже, вытекая, по своей сути, из второго, но при этом являясь более кардинальным и экстремистским. По мнению большинства религиоведов, представители салафитов и ваххабитов зарекомендовали себя не с лучшей стороны, и относить их к исламской вере можно с трудом, хотя сходства в мнениях все же есть. На данный момент кровавые конфликты на Востоке возникают именно из-за деятельности сектантских организаций подобного масштаба. Данным структурам оказывается большая финансовая поддержка, позволяющая им организовывать революции и становиться лидерами, господствуя на землях ислама. На первый взгляд разница между этими течениями достаточно большая, но если глубже вникнуть в изучение принципов этих течений, то можно заметить неоспоримое сходство между этими религиозными организациями.

Убеждения суннитов

Представителями этого течения является большинство мусульман, если быть точным, то примерно 90 процентов всего религиозного сообщества ислама. Их путь – путь пророка, а его великая миссия признана и неоспорима. Второй важной книгой религиозного направления после Корана для представителей этого течения является Сунна. Первоначально содержание этой книги люди получали в устном виде, но через какое-то время его оформили в хадисы. Приверженцы этой веры относятся к Корану и Сунне с трепетом, но если в них нет ответов на вопросы, интересующие их, то они действуют на основании собственных суждений. В отличии от салафитов и ваххабитов, а также других течений, представители суннитов по-особенному подходят к трактовке хадисов. Часть верующих воспринимали предписания как прямые указания относительно того, как быть праведным. Доходило до того, что даже длина бороды или одежда мужчин должны были полностью соответствовать примерам, указанным в Сунне. Все эти религиозные направления смотрят на связь с Аллахом по-своему. По мнению большинства мусульман, связь с Богом можно обрести лишь через посредника. В связи с этим они выбирают себе власть.

Шииты

А вот по мнению представителей этого религиозного течения, сила Бога может попасть только истинному наследнику Пророка. В связи с чем ими признается возможность толковать предписания наследника. Причем осуществлять трактовку информации может лишь человек, обладающий особым правом. Суннитов в мире намного меньше, чем шиитов. В свою очередь толкование веры салафитами полностью противоположно тому, что признают шиитские течения. Так, шииты признают право наследования, их лидеры – прямые наследники Пророка, и только они, имамы, могут быть посредниками между верующими и Аллахом. По мнению суннитов и салафитов, шииты позволили себе слишком вольно относиться к вере и ввели в нее непозволительные новшества, оскорбляющие Сунну. В связи с этим и возникла противоположность во взглядах этих двух религиозных направлений.

На данный момент множество сект и других сообществ, основанных на вере, выбрали базой для своей религии именно шиитский взгляд на нее. К ним можно отнести алавитов, исмаилитов, зейдитов, друзытов, шейхитов и множество других. Основное их отличие – драматизм. Когда наступает Ашура, у них принято проводить траурные действия, которые не приемлют салафиты Суфии. Сам ритуал достаточно тяжелый и влечет за собой много негативных эмоций, участникам нужно бить себя цепями и мечами до крови. Практически каждое направление веры имеет много отдельных групп и направлений, каждое из которых формирует собой отдельные религии. Даже при изучении каждого течения мусульманской веры очень сложно вникнуть в ее суть и понять все нюансы.

Алавиты

В вопросе, кто такие салафиты и алавиты, нужно отметить в первую очередь, что эти религиозные течения являются более новыми. Рассматривая конкретные моменты этих религий, можно считать, что множество их принципов соответствуют ортодоксальным направлениям. Но при этом множество теологов утверждает, что эта религия напрямую относится к шиитским учениям и является их продолжением. Но есть ряд нюансов, благодаря которым это направление и стало отдельной религией. Главное сходство между шиитами и алавитами в том, что они довольно вольно трактуют главные религиозные писания. Главное отличие этой религии – такыйя, дающая последователям этого направления право на выполнение обрядов противоположных верований, если их истинная вера сохранена в душе алавита. Сама группа закрытая, и внутри нее умещается множество различных направлений религиозных верований. При этом сунниты, шииты, салафиты Казахстана и алавиты находятся в состоянии противостояния друг другу. Радикальные направления считают алавитов многобожниками, и это, несомненно, должно негативно отражаться на общине мусульман, причем масштаб этого вреда намного больше, чем могут нанести обычные «неверные». Стоит отметить, что система алавитов объединила в себе не только мусульманские, но и христианские верования. Несмотря на их веру в Али, Мухаммеда и Сальмана аль-Фарси, они проводят другие обряды, противоречащие мусульманству — празднование Пасхи, Рождества, почитание Христа и его апостолов, во время богослужений представители этого религиозного течения могут начать читать Евангелие. При этом мирно с ними могут сосуществовать сунниты, но вот ваххабиты и прочие агрессивные течения конфликтуют с алавитами.

Салафиты

Самые разные представители мусульманской веры и даже целые религиозные группы объединены в одно сообщество суннитов. Поэтому при выяснении, кто такие салафиты, стоит учитывать, что это организация, относящаяся к данному религиозному течению. Основные взгляды этой ветви веры были сформированы на протяжении 9-14 веков. Основной принцип их веры заключается в том, что праведники обязаны следовать образу жизни их предков, поскольку они вели праведное существование. Представители этого направления есть во всем мире, и всего их около пятидесяти миллионов. Стоит отметить, что их вера консервативна, и любые нововведения трактовки их религии неприемлема. В связи с этим часто салафитов называют фундаментальными мусульманами.

Они веруют в единого Бога, критикуя при этом другие мусульманские религиозные течения, которые осмеливаются по-своему трактовать Сунну и Коран. Салафиты считают, что в священных святынях есть места, недоступные разумению человека, и на них следует обращать особое внимание и принимать прямо, а не стараться расшифровать. Есть салафиты и в России, их число превышает двадцать миллионов человек, но раскиданы они по всей стране и это небольшие общины. Христианство особо не задевает их, больший гнев этих праведных верующих вызывают «неверные», мусульмане, осмелившиеся по-своему трактовать святые писания.

Ваххабиты

Это одно из самых новых и радикальных направлений исламской веры. При поверхностном изучении эта религия очень похожа на верования салафитов, поскольку они также верят в единого Бога и отрицают любые изменения учений. Для них неприемлемо любое вмешательство в первоначальный ислам. В этом схожи салафиты и ваххабиты, отличие же данных религиозных направлений в том, что вторые более агрессивны, и понимание веры у них все же свое, особое. Они возникли в восемнадцатом веке и основаны на проповедях Абдель Ваххаба. Они стали одним из главных поборнических движений. Главной целью этого проповедника Наджада Мухаммада было желание очистить веру и весь ислам от нововведений. Именно под его началом организовалось настоящие восстание, которое захватывало земли и дошло до оазиса Аль-Катиф. Но уже в девятнадцатом веке это движение разгромила Османская империя. Через полтора века Аль Саудов Абдельазииз смог возродить идеологию ваххабитов. А в 1932 году, когда на картах мира появилась Саудовская Аравия, клан ваххабитов начал получать огромное финансирование от Америки, пока та разрабатывала нефтяные месторождения. Именно там проводится намаз салафитов радикальных направлений. Во время войны в Афганистане ваххабитами были созданы салафитские школы, основным направлением которых было внушить молодому поколению радикальные взгляды на ислам. Именно так появились моджахеды — бойцы школ, организованных ваххабитами. Именно это движение стало ассоциироваться во всем мире с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Для лучшего понимания того, кто такие салафиты и ваххабиты, нужно в первую очередь уяснить, какая у них идеология и основные принципы. По мнению исследователей и теологов, смысл веры этих направлений практически идентичен. На данный момент данные религиозные течения радикально не готовы принимать любые нововведения в вере. Но их радикальность влияет на веру так, что теряются основные фундаментальные концепции этой религии. Поэтому даже отнесение этого клана к мусульманской вере очень нереалистично. Единственная оставшаяся ниточка, ведущая эту группировку к исламу, является признание слов Аллаха, прописанных в Коране. Все остальные религиозные принципы и верования ваххабитов полностью отличны от того, во что верят суфисты и салафиты. Стоит отметить, что истинные салафиты принадлежат к течению суннитов, поэтому их не стоит относить к радикальным сектам. При этом все они по-разному видят суть религии. К сожалению, на данный момент многие незнающие люди, считают, что эти направления похожи. Но на самом деле ваххабиты по собственному решению приняли в качестве собственных фундаментальных принципов те, которые никак не относятся к исламу и даже противоречат ему. Кроме того, они отрицают накль, то есть все знания и информацию, которые передается между мусульманами еще с древних веков.

Салафиты и сунниты, разница между которыми заключается исключительно в части взглядов на веру, совершенно противоположны направлению ваххабитов. Главное их отличие во взглядах на юриспруденцию. Если смотреть в суть вопроса, то ваххабиты во время создания шарихада, территории подвластной религии, полностью изменили и исковеркали все фундаментальные принципы ислама. Стоит отметить, что у представителей этой секты нет никакого уважения к памятникам или древним могилам. Кроме того, по их мнению, Пророк – это обычный человек, который выступил посредником между Богом и его последователями, в то время, как другие мусульманские течения испытывают к нему благоговейные чувства. Существуют исламские принципы, которые указывают на то, что джихад не объявляется по воле людей. По религии же ваххабитов, можно всю жизнь прожить неправедно, но попасть к Аллаху, если твоя смерть будет праведной. Это мы наблюдаем по всему миру, когда люди взрывают себя с целью уничтожить «неверных». В то время как все остальные исламские течение признают самоубийство страшным грехом, не достойным прощения.

Люди, не знающие, кто такие салафиты в исламе, ошибочно приписывают это радикальное религиозное направление к ваххабитам. Хотя по своей сути они все же являются частью суннитского направления. Реалии же современности привели к тому, что под салафитами часто имеют в виду ваххабитов-такфиритов. Принимая эти группировки неверно, можно заметить четкие отличия. Так, радикальные салафиты отказываются от истинной сути и, разделяя агрессивные и радикальные религиозные взгляды, считают всех прочих не только отступниками, но и людьми, заслужившими реального наказания. В то же время, истинные мусульмане-салафиты смотрят на это совершенно противоположно, и даже иудеев и христиан считают людьми Писания, которые просто исповедуют более ранее верования. Поэтому этот народ спокойно сосуществует с людьми, чья вера исповедует другие взгляды. Главное отличие между старыми и новыми течениями в том, что первые не приемлют изменений трактовок веры, а вторые полностью ее изменили под свои нужды. И выходит, что первые следуют древним источникам воли Аллаха, а вторые коверкают основные принципы, чтобы оправдать свои действия.

Радикальные группировки созданы для того, чтобы можно было управлять людьми и с их помощью добиваться все большей власти в мире. Радикальные салафиты в Казахстане и других странах не являются последователями ислама. Ведь они не принимают главных принципов, реликвий и ценностей веры, полностью их отменив, растоптав и признав их ложными и неправильными. А вместо истинных нюансов веры людям внушают понятия, которые выгодны властвующей элите, и навязывают искусственно созданные для них модели поведения, совершенно противоположные истинным мусульманским ценностям. Их можно сравнить с разрушительной силой, ведь для радикально настроенных течений убийство стариков, детей и женщин считается приемлемым действом.

Преодоление вражды

Если углубленно изучать вопрос, кто такие салафиты, можно смело делать вывод, что кровавые конфликты между течениями ислама возникают на фоне использования идеологии элитой в своих целях. Именно с их помощью меняется власть, но стоит помнить, что никакая вера не должна принуждать людей к братоубийству. Судя по опыту и истории Востока, представители радикальных исламских течений способны жить совместно, не причиняя вреда друг другу. Но возможно это лишь тогда, когда власть разных государств не настроена категорично против религии других общин. Для любого человека должна быть возможность исповедовать ту веру, которая ближе ему по духу, и при этом приверженцы другой веры не должны становиться врагами и отступниками. К сожалению, на данный момент в большинстве случаев в сводках новостей о конфликтах и кровопролитиях можно увидеть фото салафитов, что и порождает ложные суждения об исламской вере в целом. Террористы – это представители различных радикальных сект, но они не несут в себе пример целого народа и религии, это всего лишь марионетки элиты, которым с детства внушают ложные понятия мира и праведности.

www.syl.ru

сунниты и шииты — заклятые единоверцы

Раскол мусульман на шиитов и суннитов произошел не вчера. Уже тринадцать веков существует это разделение в одной из самых распространенных мировых религий — исламе.
Причиной возникновения двух мусульманских лагерей стали, как это ни прозаично, не различия в веровании, а политические мотивы, а именно борьба за власть.

http://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/22-08-2010/1045019-shiit-0/
В чем же суть суннитско-шиитских противоречий?

— Она состоит в том, что, в отличие от суннитов, шииты считают равнозначными пророка Мухаммеда и его зятя (одновременно двоюродного брата) Али. За это сунниты считают их еретиками, называли и подчас продолжают называть «язычниками» и «отщепенцами».

Это обусловлено предыдущим ходом истории.


После смерти пророка Мухаммеда в 632 году среди его последователей начались распри относительно того, кто станет преемником. Меньшинство хотело видеть в этом качестве его родственников. И избрало имамом двоюродного брата Мухаммеда — Али.
Этих людей стали называть «Шиит Али» или «сторонники имама Али».
Однако большинство считало, что лидера — халифа — следует избирать всей общиной.

Ещё в 680 году в Кербеле в Ираке сунниты убили сына имама Али — Хуссейна, что еще больше обострило суннитско-шиитские противоречия. С тех пор отношения между двумя общинами напряженные.

см: http://thedifference.ru/otlichie-shiitov-ot-sunnitov/:
Итак,
Всё дело в том, что после окончания правления последнего из четырех халифов Али, возник вопрос, кто займет его место.
Одни считали, что во главе халифата может стать только прямой потомок Пророка, который примет в наследство не только власть, но и все его духовные качества, будет чтить традиции и станет достойным последователем своих предков.

Их назвали шиитами, что в переводе с арабского означает «власть Али».

Другие были не согласны с исключительной привилегированностью кровных последователей Пророка.
По их мнению, во главе халифата должен быть избранный большинством член мусульманской общины.
Свою позицию они объясняли выдержками из Сунны, книги, содержащей в себе слова Пророка, а также его последователей.
Именно эта их обращенность к сунне стала причиной возникновения названия «сунниты».

Власть каждого из основных течений ислама в странах этого региона часто создавала проблемы, влияющие на исламский закон. Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его стороной мужа.
В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

Там, где правят шииты, сунниты нередко притесняются и наоборот.
Противоречия между представителями этих общин зачастую настолько остры, что не дают объединиться перед лицом даже общего врага. В том же Ираке суннитские отряды уничтожают шиитов, те отвечают им террором. Если первые устраивают взрывы в шиитских кварталах, то вторые просто режут религиозных соперников по углам.

Что касается толерантности, то нетерпимы друг к другу и те, и другие. Но представителей других религий (прежде всего, христиан) сурово подавляют и суннитские, и шиитские руководители.

Распространение

Суннизм и шиизм являются самыми многочисленными ответвлениями ислама.
Причем суннитов в мире примерно миллиард и сто миллионов, в то время как шиитов только 110 миллионов, что составляет всего десять процентов мирового исламизма.

Больше всего шиитов в Азербайджане, Ираке, Иране, Ливане.
Суннизм распространен в большинстве мусульманских стран.

Места паломничества

Существует предание, что халиф Али со своим сыном Хусейном нашли покой в Иракских Эн-Наджафе и Кербале. Именно сюда чаще всего приезжают помолиться шииты.
Местами паломничества суннитов стали Мекка и Медина, которые находятся в Саудовской Аравии.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Различия между шиитским и суннитским исламом видны по всем аспектам мусульманского права.
Они влияют на государственные законы, особенно те из них, что касаются семьи и общества.

http://rus.azattyq.org/content/sunnis_shiites_differences_/1875969.html
Разногласия между шиитским и суннитским Исламом отражаются на всех аспектах Исламского закона.
В странах со значительным и влиятельным мусульманским населением эти различия влияют на государственные законы, особенно касающиеся семьи и общества.

Это приводит не только к дискуссиям, но во многих случаях ведет к репрессиям со стороны правящих элит, которые стремятся сохранить власть и доминировать в их религиозных предпочтениях.

ГЛАВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Исламский свод законов, безотносительно практики суннитов или шиитов, базируется на Коране, суннах (обычаях пророка Магомета), соотносясь с хадитами (высказываниями Пророка и его сторонников), джияс (подобиями, аналогами) и понятием «ижтихад» (личными умозаключениями).

Именно от них произрастает Исламский закон (шариа), который не систематизируется, но подвергается истолкованию советом компетентных личностей (улема). Источники истолкования Исламского закона (Шариа) не устанавливают различия между Исламом шиитов и суннитов.
Но различия между двумя течениями возникают как следствие интерпретации хадитов (высказываний Пророка и его сподвижников).
В случае шиитов в истолкование включены высказывания имамов.

Вопросы брака

Различия в интерпретации суннитами и шиитами исламского закона — шариата — стали еще более разительными. Как отмечает британский журнал «Джейн», в Южной Азии и на Ближнем Востоке это часто приводило и продолжает приводить к насилию.

Культ имама

Для шиитов характерен культ имама, духовного лидера, являющегося прямым потомком Пророка Мухаммеда.
Существует легенда, что двенадцатый по счету имам Мухаммад ещё в отрочестве пропал при необъяснимых обстоятельствах. Его с тех пор никто не видел как живым, так и мертвым.
Шииты считают его живым и находящимся среди людей.
Именно он в один момент станет мусульманским лидером, мессией, который сможет установить на грешной земле Божие Царство и поведет за собой не только мусульман, но и христиан.

Кроме того, в отличие от суннитов, у шиитов имам — не просто ведущий молитвы, а сакральная каноническая фигура.
И ещё: они ожидают прихода скрытого имама, провозвестника скорого конца света, последнего преемника Пророка Мухаммеда, своего рода мессию (махди).
И здесь ещё одно их отличие от суннитского большинства.

Отношение к Сунне

Существует мнение, что шииты отличаются от суннитов тем, что первые не признают сунну.
Однако это мнение ошибочно: Шииты считаются с текстами сунны, но только с той её частью, которая исходит от членов семьи Пророка. Сунниты признают также и тексты сподвижников Мухаммеда.

Исполнение обрядов

Всего в исполнении обрядов между суннитами и шиитами существует семнадцать отличий, основные из которых следующие:

— во время чтения молитвы на специальный коврик шииты кладут кусок глиняной плиты,
что символизирует их преклонение перед тем, что создано не человеком, а Богом…

— второе отличие содержится в тексте азана.
Шииты при призыве на молитву добавляют к положенному тексту некоторые фразы, суть которых заключается в признании халифов как приемников Бога.

Таким образом Согласно одному источнику:
* Суннизм — наиболее многочисленное ответвление ислама, распространенное в большинстве мусульманских стран.
* Шииты считают, что истина принадлежит только прямым потомкам Пророка Мухамеда.
* Шииты ждут мессию, который предстанет в лице «скрытого имама».
* Помимо Корана сунниты признают сунну (предания о Пророке), а шииты — ахбар (весть о Пророке).

В то же время ВИКИ предлагает такую таблицу:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Исламские_течения

Краткая характеристика разницы между шиитами и суннитами
СуннитыШииты
*…..Передача власти халифа…..*
Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых трёх праведных халифовШииты считают, что власть в Халифате должна передаваться
только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы. Шииты не признают законность правления первых трёх праведных халифов
*…..Праздники…..*
Сунниты как и шииты отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.
В день Ашура (10 мухаррама) сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона.
День Ашура (Шахсей-вахсей) связан с мученической смертью внука пророка Мухаммеда Хусейна ибн Али.
Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения. В некоторых регионах (Пакистан, Ирак) среди шиитов получила распространение практика нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями, однако эта практика вызывает критику как со стороны суннитов, так и самих шиитов.
*…..Временный брак (мута)…..*
Запрещен.
Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён.
Аят, на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма (махр)
Разрешен.
Шииты утверждают, что временный брак был разрешён
в аяте «…А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чём вы согласитесь между собой после установления.» (Коран, 4:24), и не был отменен никаким другим аятом, поэтому практикуют его и по сей день.
Количество временных браков у шиитов не ограничено
*…..Мазхабы…..*
Сунниты придерживаются четырьмя общепризнанными мазхабами: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитскийУ шиитов распространён джафаритский мазхаб.
Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада», а также непризнание иджмы в качестве доказательств
*…..Непогрешимость имамов…..*
Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди (кроме пророков) имеют грехиШииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере
*…..Места поломничества ( зияраты )…..*
Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной Мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-АксыШииты помимо трёх мечетей (Запретная Мечеть, Мечеть Пророка и Аль-Акса) совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна, для совершения обряд поминовения имама Хусейна
*…..Скрытый имам. Махди……*


Но так или иначе, Сунниты и Шииты поклоняются единственному Богу — Аллаху и чтут одну книгу — Коран.

arabian-persian.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *