T 35 – T-35 — немецкий миноносец серии из 15 кораблей

Содержание

35 — это… Что такое T-35?

Танк Т-35А на параде в Москве, 1 мая 1934 года.
Т-35А (обр. 1936 г.)
Классификациятяжёлый танк
Боевая масса, т50
Компоновочная схемапятибашенная, классическая
Экипаж, чел.10
История
Год(ы) производства1932—1939
Год(ы) эксплуатации1932—1941
Количество выпущенных, шт
61+2 прототипа
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм9720
Ширина корпуса, мм3200
Высота, мм3430
Клиренс, мм530
Бронирование
Тип броникатаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.50
Лоб корпуса (середина), мм/град.20
Лоб корпуса (низ), мм/град.20
Борт корпуса (верх), мм/град.20
Борт корпуса (низ), мм/град.
20+10
Корма корпуса, мм/град.20
Днище, мм10—20
Крыша корпуса, мм10
Лоб башни, мм/град.20
Борт башни, мм/град.20
Корма башни, мм/град.20
Крыша башни, мм10—15
Вооружение
Калибр и марка пушки76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 гг.;
2 × 45-мм 20К
Тип пушкинарезная
Длина ствола, калибров16,5 для 76-мм;
46 для 45-мм
Боекомплект пушки96 × 76,2-мм;
226 × 45-мм
Углы ВН, град.−5…+25 для 76-мм;
−6…+22 для 45-мм
Углы ГН, град.360 для КТ-28; 215 для 20К
Пулемёт(ы)5—7 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателяV-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л
Мощность двигателя, л.с.500 на 1445 об./мин.
Скорость по шоссе, км/ч28,9
Скорость по пересеченной местности, км/ч14
Запас хода по шоссе, км 100
Запас хода по пересеченной местности, км80—90
Удельная мощность, л.с./т10
Тип подвескисблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Ширина гусеницы, мм526
Удельное давление на грунт, кг/см20,78
Преодолеваемый подъём, град.20
Преодолеваемая стенка, м1,2
Ширина преодолеваемого рва, м3,5
Преодолеваемый брод, м1

Т-35 — советский тяжёлый танк 1930-х годов. Единственный в мире пятибашенный танк, выпускавшийся серийно (в 1933—1939 гг. была выпущена 61 серийная машина). Самый мощный танк Красной армии 1930—1940-х годов. До 1941 года в боях не участвовал, но часто использовался в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны, однако очень быстро были потеряны, причём в основном из-за неисправностей.

Разработка и серийное производство

Работы по созданию тяжёлого танка начались в СССР ещё в конце 1920-х годов, однако отсутствие у советских конструкторов необходимого опыта в области танкостроения не позволяло создать полноценную боевую машину. Выходом из ситуации стало приглашение немецких инженеров конструкторов во главе с Эдвардом Гротте, которые в 1930 году приехали в СССР и совместно с молодыми советскими инженерами занялись проектированием тяжёлого танка. И хотя созданный под руководством Гротте танк ТГ не пошёл в серию, советские конструкторы получили поистине бесценный опыт, который позволил приступить к проектированию собственных тяжёлых боевых машин.

После прекращения работ над ТГ конструкторское бюро, в состав которого входили возглавляемые Н. В. Барыковым советские инженеры, работавшие с Гротте, занялось разработкой собственного тяжёлого танка. В задании от Управления механизации и моторизации (УММ) РККА говорилось: «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». При проектировании Т-35 конструкторы опирались на полуторалетний опыт работы над ТГ, а также результаты испытаний немецких танков «Гросстрактор» на полигоне под Казанью и материалы комиссии по закупке перспективной бронетехники в Великобритании.

Сборка первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, была окончена 20 августа 1932 года и уже 1 сентября танк был показан представителям УММ РККА. Масса танка составляла 42 т, броня — 30—40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки (на Т-35-1 вместо 76-мм пушки стоял макет), а также три пулемёта; экипаж — 10—11 человек. Длина 9,72 м. Ширина 3,20 м. Высота 3,43 м. Запас хода по шоссе 150 км. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см

2. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки на борт. Верх главной башни — округлой формы.

На испытаниях осенью 1932 года Т-35-1 показал неплохие результаты и в принципе удовлетворял военных, но был отмечен ряд недостатков в силовой установке машины. Кроме того, конструкция трансмиссии и пневматических приводов управления была слишком сложной и дорогой для массового производства танка. Конструкторам было предложено доработать проект по указанным направлениям, усилить вооружение и провести унификацию ряда деталей (в частности, главных башен) со средним танком Т-28.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, а КБ Барыкова переформировано в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся доработкой Т-35-1.

Второй образец, обозначенный как Т-35-2, собрали в апреле 1933 года, а 1 мая он уже участвовал в параде на площади Урицкого (бывшей Дворцовой) в Ленинграде. От Т-35-1 танк отличался, помимо главной башни, установкой другого двигателя, изменённой формой фальшборта и рядом других мелких отличий.

Параллельно в том же КБ велась разработка чертежей танка Т-35А для серийного производства. Т-35А значительно отличался и от Т-35-2, и от Т-35-1. Он имел удлинённую на одну тележку ходовую часть, малые пулемётные башни другой конструкции, средние башни увеличенной формы с 45-мм пушками 20К, изменённую форму корпуса и т. д. Всё это вызвало ряд трудностей при изготовлении, так как Т-35А являлся, по существу, совершенно новой машиной.

Серийное изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. Работа по улучшению танка начата в 1932 году под руководством Н. В. Цейца, 11 августа 1933 года Т-35 принят на вооружение и с 1934 начал поступать в армию.

В 1933 году были выпущены 2 серийных образца, а в 1934 приступили к мелкосерийному производству. Выпуск по годам:

  • 1933 — 2 шт.
  • 1934 — 10 шт.
  • 1935 — 7 шт.
  • 1936 — 15 шт.
  • 1937 — 10 шт.
  • 1938 — 11 шт.
  • 1939 — 6 шт.

Всего за период 1933—1939 гг. выпущена 61 серийная машина и 2 прототипа.

В процессе производства в конструкцию танка неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, брони кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л. с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938—1939 годах, имела башни конической формы, изменённую конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески.

Конструкция танка

Т-35 представлял собой тяжёлый танк классической компоновки, пятибашенный, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противопульным бронированием.

Корпус

Корпус танка — коробчатой формы, сложной конфигурации, сварной и частично клёпаный, из броневых листов толщиной 20 и 40 мм (в более поздних моделях — толще).

Вооружение

Вооружение танка Т-35 располагалось в пяти башнях, расположенных в два яруса. В центральной башне устанавливалась 76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927/1932 годов (планировалась ПС-3), представлявшая собой танковый вариант полковой пушки образца 1927 года. Длина ствола — 16,5 калибра, начальная скорость снаряда — 381 м/с. Прицельные приспособления — танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Справа от пушки в независимой шаровой установке имелся пулемёт ДТ. В нише башни имелась щель для бугельной установки ещё одного пулемёта ДТ, закрываемая бронезаслонкой (на ряде танков кормовой пулемёт устанавливался в стандартной шаровой установке). Кроме того, на круглом люке башни при помощи турельной установки мог устанавливаться ещё один пулемёт ДТ, предназначенный для стрельбы по воздушным целям.

Две 45-мм пушки 20К образца 1932 года, обеспечивающие начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с, устанавливались в двух малых пушечных башнях, расположенных по диагонали (впереди-справа и сзади-слева). Пушки были закреплены в подвижных бронировках на цапфах и имели спаренные пулемёты ДТ. По одному пулемёту ДТ устанавливалось в пулемётных башнях, также расположенных по диагонали (впереди-слева и сзади-справа).

Боекомплект: 96 выстрелов к 76-мм пушке, 220 — к 45-мм пушкам и 10 000 патронов к пулемётам.

Таким образом, вооружение Т-35 было примерно эквивалентно одному среднему танку Т-28 и двум лёгким танкам Т-26.

Двигатель и трансмиссия

Карбюраторный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель М-17 жидкостного охлаждения, установленный в задней части корпуса, развивал мощность 500 л. с. при 1450 об./мин. и позволял танку двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч, а на местности — порядка 12 км/ч. Топливные баки ёмкостью 910 л обеспечивали запас хода по шоссе до 150 км. Двигатель соединялся через главный фрикцион с механической пятискоростной коробкой передач. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами.

Ходовая часть

Подвеска

Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждую сторону) обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющих колёс с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих задних колёс со съёмными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов. Между направляющими колёсами и передними опорными катками были установлены натяжные ролики, предотвращавшие прогибы передних ветвей гусениц при преодолении вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрыта 10-мм броневыми экранами. Танк преодолевал подъёмы крутизной до 36°, рвы шириной до 3,5 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, брод глубиной 1,2 м. Удельное давление на грунт составляло 0,78 кг/см2. В то же время большое значение отношения длины танка к его ширине (больше 3) неблагоприятно сказывалось на его маневренности.

Электрооборудование

На танке имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг главной башни, телефонное переговорное устройство на семь абонентов и система дымопуска. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, напряжение сети — 12 В.

Размещение экипажа

В процессе производства танка Т-35 число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек, в зависимости от конструкции конкретной серии. Чаще всего размещение экипажа выглядело следующим образом. В главной — верхней — башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулемётчик, и сзади — радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа — наводчик и пулемётчик, в пулемётных башнях — по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой. В передней части корпуса между гусеницами находилось отделение управления — там размещался механик-водитель (из-за сильно выступающих вперёд ветвей гусениц он имел очень ограниченный обзор, и зачастую машину приходилось вести едва ли не вслепую).

Техника, созданная на базе Т-35

СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

База Т-35 была использована при создании экспериментальной тяжёлой самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-14. Вместо башен на танк устанавливалась смещённая к корме танка просторная рубка, в которой размещалось 152-мм или 203-мм орудие. Обе самоходки были построены в единственном экземпляре и не были приняты на вооружение. Во время битвы за Москву зимой 1941 года, вместе с Т-100-У эти машины были сведены в отдельную тяжёлую роту самоходных артиллерийских установок и отправлены на фронт. Данные о боевом применении САУ не обнаружены, но, так или иначе, СУ-14 сохранилась до наших дней и экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке.

Служба и боевое применение

В начальный период производства Т-35 соответствовал оперативно-техническим требованиям, предъявляемым к тяжёлым танкам Красной армии. Кроме того, по своей огневой мощи Т-35 был самым сильным танком мира. Три пушки и пять пулемётов, расположенные в пяти вращающихся башнях, обеспечивали массированный круговой огонь одновременно во всех направлениях, что для борьбы с пехотой в глубине обороны противника давало (в теории) определённые преимущества. Однако это потребовало увеличения экипажа, привело к усложнению конструкции. Тягово-динамические качества машины были явно недостаточны, особенно при повороте. Всё это не позволяло выполнять в полной мере задачи, стоящие перед тяжёлым танком. Наличие большого количества башен привело к тому, что командир не мог эффективно управлять огнём. Слабое бронирование делало танк уязвимым для артиллерии, а из-за огромных размеров и низкой подвижности танк представлял собой прекрасную мишень.

Было ясно, что требуется новая концепция тяжёлого танка. В рамках этой новой концепции были созданы экспериментальные танки СМК, Т-100 и КВ. Последний стал родоначальником первой в СССР удачной серии тяжёлых танков.

Т-35, брошенный экипажем из-за неисправности. Западная Украина, июль 1941 г.

Таким образом, к 1941 году Т-35 полностью морально устарели, однако с вооружения сняты не были. На 22 июня 1941 года в РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и испытательных полигонов. Все Т-35, имевшиеся в распоряжении 34-й тд, к началу войны находились в районе Равы-Русской и были потеряны в первые дни боёв. При этом лишь 7 машин были потеряны непосредственно в бою, 6 на момент начала войны были в ремонте, а другие 35 выбыли из строя в результате неисправностей, сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами. Последнее применение танков Т-35 (2 машины) отмечено во время битвы под Москвой. Интересно, что сохранилось множество фотографий брошенных Т-35, сделанных немцами — танкисты панцерваффе и простые солдаты обожали фотографироваться на фоне «чуда враждебной техники».

В первые недели войны один Т-35, полностью исправный и оставленный, видимо, из-за нехватки топлива, был отправлен немецким командованием на танковый полигон в Куммерсдорфе, где был тщательно изучен немецкими инженерами. При этом немцы отмечали, что с транспортировкой машины возникли проблемы — танк не вписывался в железнодорожный габарит, а переключение рычагов было невероятно тяжёлым и изнурительным делом. Дальнейшая судьба этого танка неизвестна. Красивая легенда о том, что в апреле 1945 года он использовался немцами при обороне Зееловских высот и погиб в бою, не имеет подтверждений.

Т-35 как символ мощи РККА

Агитплакат РККА, 1937 год. На переднем плане — тяжёлый танк Т-35

Как уже говорилось, вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 не принимали участия в боевых действиях. Периодически Т-35 использовались в войсковых маневрах, однако главным «полем боя» этих машин стали площади Москвы и Киева. Танки Т-35 воистину стали зримым воплощением силы РККА. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. Правда, число танков, принимавших участие в параде, было достаточно невелико. Например, 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).

Кроме того, танки Т-35 изображены на ряде агитационных плакатов. Интересно, что изображение Т-35 присутствует даже на плакате 1943 года. В это время в войсках уже давно не осталось ни одного Т-35, однако ощетинившийся пушками «сухопутный броненосец» продолжал выполнять свою пропагандистскую функцию, по-прежнему олицетворяя собой мощь Красной армии.

Кроме того, упрощённое изображение Т-35 было использовано в оформлении медали «За отвагу»

Оценка машины

Несомненно, с момента своего создания и вплоть до Великой Отечественной войны по огневой мощи танк Т-35 превосходил все мировые танки. Комбинация из трёх орудий и пяти-семи стрелявших во все стороны пулемётов позволяла создать вокруг машины настоящее море огня. Но вместе с тем многобашенная компоновка, апогеем которой стал Т-35, делала танк малопригодным к ведению реальных боевых действий.

Командир физически не мог управлять огнём пяти башен, и в бою танк действовал неэффективно. Громоздкая конструкция боевого отделения повлекла за собой увеличение габаритов танка, сделав его прекрасной мишенью и одновременно лишив какого бы то ни было запаса на усиление бронирования. Но даже с противопульной бронёй «сухопутный линкор» весил полсотни тонн, заставляя двигатель работать на пределе своих возможностей, и даже на этом пределе М-17Т не мог разогнать машину до приемлемой скорости: скорость перемещения танка в бою обычно не превышала 8—10 км/ч. В комбинации с огромными размерами и слабой бронёй это ещё больше повышало уязвимость танка.

Впрочем, частям Вермахта практически не довелось испытать на себе огневую мощь Т-35 — вместо немецких танков главным врагом «тридцать пятых» были их же технические дефекты и общая ненадёжность — результат всех перечисленных выше недостатков. Длительный марш, который пришлось совершить 34-й танковой дивизии, был для Т-35 смертелен.

Оправданием может служить тот факт, что ни разу за всё время своего существования танки Т-35 не использовались по их прямому назначению — поддержке пехоты при прорыве укреплённых линий противника. Возможно, в такой обстановке Т-35 был бы более эффективен, но летом 1941 года 34-й дивизии до каких-либо штурмов было слишком далеко. А до окружения и гибели — слишком близко.

Сохранившиеся экземпляры

Единственный сохранившийся экземпляр Т-35 в танковом музее в Кубинке

Один экземпляр танка Т-35, находившийся в Казанском танковом училище и не принимавший участия в боевых действиях, сохранился до наших дней и экспонируется сейчас в бронетанковом музее в Кубинке.

Т-35 в сувенирной и игровой индустрии

Сборные пластиковые модели-копии танка Т-35 в масштабе 1:35 в разное время выпускались фирмами «ICM» (Украина) и «Alanger» (Россия), однако на сегодняшний день модели не производятся. Модели обеих фирм изготовлялись по одним и тем же пресс-формам и в целом отличались высоким качеством (вплоть до проработки, хотя и частичной, интерьера машин). Вместе с тем, они имели и ряд неточностей (к примеру, не существовавшая шаровая установка пулемёта в корме главной башни, местами неточное расположение ЗИП).

Модели танков Т-35 в масштабе 1:72 выпускались в уже собранном виде предприятием «Звезда» в середине 1990-х годов.

В игровой индустрии танк Т-35 хотя и нечасто, но встречается. В частности, танк присутствует в игре «Блицкриг II». Малая подвижность и высокая огневая мощь танков в этих играх показаны достаточно реалистично, а вот показатели бронирования машин явно завышены, особенно в сравнении с другой техникой. Как и в случае с Т-28, общим недочётом является слишком большое количество этих танков в игре, особенно в главе «Битва за Москву», в то время, как в реальности к осени 1941 года практически все танки Т-35 были потеряны — в Московской битве участвовали два последних экземпляра. С этой точки зрения присутствие Т-35 в главе «Оборона Севастополя» является уже абсолютным историческим нонсенсом.

Аналоги танка Т-35

Концепция многобашенных тяжёлых танков в целом была изначально тупиковой. Тем не менее ею долгие годы увлекались конструкторы многих стран, хотя результат был примерно одинаковым у всех: мелкосерийный выпуск стальных «динозавров» и неудачное их применение в бою.

Родоначальником «сухопутных дредноутов» можно считать французский тяжёлый танк 2C. Разработка его началась в 1917 году, и уже в 1919 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако в связи с окончанием военных действий производство было резко свёрнуто. В результате до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2C. Вооружение состояло из 75-мм орудия и нескольких пулемётов и размещалось в двух башнях (орудийной спереди и пулемётной сзади) и бортовых амбразурах. Будучи по меркам 1917 года достаточно прогрессивной машиной, к началу тридцатых танк уже полностью устарел как морально, так и технически. Здесь и неудачное расположение двух башен в одном ярусе, исключавшее круговой обстрел, и огромные размеры машины, и низкие проходимость и надёжность. Принять участие в боевых действиях Второй мировой они не успели — Франция капитулировала, когда танки ещё двигались на фронт по железной дороге, где их через несколько часов и уничтожила немецкая авиация.

A1E1 «Independent» — «Независимый».

Существует мнение, что немалое влияние на разработку танка Т-35 оказало знакомство советских инженеров с английским проектом тяжёлого танка A1E1 «Independent» — «Независимый». Эта машина была создана в 1926 году с оглядкой на опыт французского 2C, но благодаря более рациональной компоновке избежала ряда недостатков последнего. Вооружение располагалось в пяти башнях. Размещение всех пулемётов в четырёх однотипных башенках, сгруппированных вокруг главной башни кругового обстрела с 47-мм пушкой, значительно увеличивало гибкость огня и позволяло нацелить на один объект как минимум два пулемёта и орудие. Применение подобной схемы размещения вооружения в конструкции Т-35 подкрепляет изложенную выше версию. Но так или иначе, A1E1 «Independent» не был принят на вооружение и не пошёл в серию, что сохраняет за Т-35 лавры единственного в мире серийного пятибашенного танка.

В середине 1930-х годов в Германии фирмы «Рейнметалл» и «Крупп» построили небольшую партию тяжёлых трёхбашенных танков

Английская и немецкая конструкции оказали влияние на японский тяжёлый танк «92», созданный в 1932 году. Машина имела мощное вооружение: 75-мм пушку в главной башне и 47-мм в башне меньшего размера, установленной спереди слева. Характерной особенностью «92» была пулемётная башенка в кормовой части позади силового отделения.

Однако все эти машины не были удачными и лишний раз доказывали тупиковость многобашенной компоновки. Единственным относительно удачным образцом применения такой компоновочной схемы можно считать советский трёхбашенный средний танк Т-28.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Танк Т-35

T-35, Heavy tank

Танк Т-35 был принят на вооружение в 1933 году, серийное производство его осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе с 1933 по 1939 год. Танки этого типа состояли на вооружении бригады тяжелых машин резерва Главного командования. Машина имела классическую компоновку: отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое — в средней, двигатель и трансмиссия — в корме. Вооружение было размещено в два яруса в пяти башнях. В центральной башне кругового вращения были смонтированы 76,2-мм пушка и 7,62-мм пулемет ДТ.

Две 45-мм танковые пушки образца 1932 года были установлены в диагонально расположенных башнях нижнего яруса и могли вести огонь вперед-вправо и назад-влево. Рядом с пушечными башнями нижнего яруса располагались пулеметные башни. Карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-12Т располагался в корме. Подрессоренные спиральными пружинами опорные катки прикрывались броневыми экранами. Все танки снабжались радиостанциями 71-ТК-1 с поручневыми антеннами. Танки последнего выпуска с коническими башнями и новыми бортовыми экранами имели массу 55 тонн и сокращенный до 9 человек экипаж. Всего было выпущено около 60 танков Т-35.

История создания тяжёлого танка Т-35

Стимулом для начала разработки тяжелых танков, предназначенных для действий в качестве танков НПП (непосредственной поддержки пехоты) и ДПП (дальней поддержки пехоты), стала быстрая индустриализация Советского Союза, начатая в соответствии с первым пятилетним планом в 1929 году. В результате реализации должны были появиться предприятия, способные создавать современное вооружение, необходимое для выполнения принятой советским руководством доктрины «глубокого боя». От первых проектов тяжелых танков пришлось отказаться из-за технических проблем.

Первый проект тяжелого танка был заказан в декабре 1930 года Управлением механизации и моторизации и Главным конструкторским бюро артиллерийского управления. Проект получил обозначение Т-30 и стал отражением проблем, с которыми сталкивается страна, взявшая курс на быструю индустриализацию при отсутствии необходимого технического опыта. В соответствии с первоначальными планами предполагалось построить плавающий танк массой 50,8 т, оснащенный 76,2-мм пушкой и пятью пулеметами. Хотя в 1932 году был построен опытный образец, от дальнейшей реализации проекта было решено отказаться из-за проблем с ходовой частью.

На ленинградском заводе «Большевик» конструкторы ОКМО с помощью немецких инженеров разработали ТГ-1 (или Т-22), иногда называемый «танк Гротте» по имени руководителя проекта. ТГ массой 30,4 т опережал уровень мирового танкостроения. Конструкторы применили индивидуальную подвеску катков с пневмоамортизаторами. Вооружение составляли 76,2-мм пушка и два 7,62-мм пулемета. Толщина брони составила 35-мм. Конструкторы во главе с Гротте работали и над проектами многобашенных машин. Модель ТГ-З/Т-29 массой 30,4 т была вооружена одной 76,2-мм пушкой, двумя 35-мм пушками и двумя пулеметами.

Самым амбициозным проектом стала разработка ТГ-5/Т-42 массой 101,6 т, вооруженного 107-мм пушкой и целым рядом других видов вооружения, размещенных в нескольких башнях. Однако ни один из этих проектов не был принят к производству из-за их либо чрезмерной сложности, либо абсолютной непрактичности (это касается ТГ-5). Спорным является утверждение, что такие сверхамбициозные, но нереализуемые проекты давали возможность советским инженерам набраться больше опыта, чем разработка конструкций, годных для производства машин. Свобода творчества при разработке вооружений была характерной чертой советского режима с его тотальным контролем.

В то же самое время еще одна конструкторская бригада ОКМО во главе с Н. Цейцем разработала более удачный проект — тяжелый танк Т-35. Два опытных образца были построены в 1932 и 1933 гг. Первый (Т-35-1) массой 50,8 т имел пять башен. В основной башне находилась 76,2-мм пушка ПС-3, разработанная на базе гаубицы 27/32. В двух дополнительных башнях находились 37-мм пушки, в двух оставшихся — пулеметы. Машину обслуживал экипаж в 10 человек. Проектировщики использовали идеи, появившиеся при разработке ТГ — в особенности трансмиссии, бензиновый двигатель М-6, коробку передач и сцепление.

Тем не менее при испытаниях появились проблемы. Из-за сложности некоторых частей Т-35-1 не подходил для серийного производства. Второй опытный образец — Т-35-2 имел более мощный двигатель М-17 с блокированной подвеской, меньше башен и, соответственно, меньший экипаж — 7 человек. Бронирование стало более мощным. Толщина лобовой брони возросла до 35-мм, боковой — до 25-мм. Этого было достаточно для защиты от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. 11 августа 1933 года правительство решило начать серийное производство тяжелого танка Т-35А с учетом опыта, полученного при работе над прототипами. Производство было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу. Туда были переданы все чертежи и документация с завода «Большевик».

В период между 1933 и 1939 годами в базовую конструкцию Т-35 были внесены многочисленные изменения. Модель 1935 года стала длиннее, получила новую башню, разработанную для Т-28 с 76,2-мм пушкой Л-10. Две 45-мм пушки, разработанные для танков Т-26 и БТ-5, были установлены вместо 37-мм пушек в передней и задней пушечных башнях. В 1938 году на последних шести танках были установлены башни с наклонной броней в связи с возросшей мощностью противотанковой артиллерии.

Западные и российские историки имеют разные мнения относительно того, что послужило толчком для разработки проекта Т-35. Ранее утверждалось, что танк был скопирован с британской машины «Виккерс А-6 Индепендент», но российские специалисты это отвергают. Правду узнать невозможно, но существуют серьезные свидетельства в пользу западной точки зрения, не в последнюю очередь из-за провалившихся советских попыток купить А-6. Одновременно нельзя недооценивать влияние немецких инженеров, занимавшихся разработкой подобных образцов в конце 20-х годов на своей базе «Кама» в Советском Союзе. Ясно то, что заимствование военных технологий и идей в других странах было обычным делом для большинства армий в период между двумя мировыми войнами.

Несмотря на намерение начать серийное производство, в 1933-1939 гг. был построен всего 61 танк Т-35. Задержки были вызваны теми же проблемами, которые имели место при производстве «быстроходного танка» БТ и Т-26: плохое качество сборки и управления, плохое качеств обработки деталей. Эффективность Т-35 также была не на высоте. Из-за больших размеров и плохой управляемости танк плохо маневрировал и преодолевал препятствия. Внутреннее пространство машины было очень тесным, и, пока танк находился в движении, было трудно вести точный огонь из пушек и пулеметов. Один Т-35 имел такую же массу, как девять БТ, поэтому СССР вполне разумно сконцентрировал ресурсы на разработке и строительстве более подвижных моделей.

Производство танков Т-35

Год выпуска

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

Количество

2

10

7

15

10

11

6



pro-tank.ru

T-35 — немецкий миноносец серии из 15 кораблей

Служба


Германия

Исторические данные

20 апреля 1943 Заложен
12 декабря 1943 Спущен на воду
7 октября 1944 Выход на испытания
3 октября 1952 Сдан на слом

Общие данные

1318 / 1776 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
102,5 / 10 / 3,25 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

2 ТЗА, 4 ПК / 32000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
один турбогенератор, два дизель-генератора / 160 кВт, 2х80 кВт Вспомогательная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
31 / 19 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
765 / 2085 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
393 т. Запас топлива

1

2 ТЗА, 4 ПК / 32000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
один турбогенератор, два дизель-генератора / 160 кВт, 2х80 кВт Вспомогательная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
34,5 / 19 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 2400 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
393 т. Запас топлива

Экипаж

206 чел. Общая численность
8 чел. Офицеры
198 чел. Матросы

Вооружение

4×1 105-мм орудий С/32, 2×2 37-мм С/30, 2×1 37-мм автомата 43M, 1×4 20-мм Zwilling и 2×2 20-мм автомата LM/44, 2×3 — 533-мм ТА, 50 мин типа EMG, 4 бомбомета и 2 бомбосбрасывателя, 32 глубинных бомбы.

Однотипные корабли

T-22, T-23, T-24, T-25, T-26, T-27, T-28, T-29, T-30, T-31, T-32, T-33, T-34, T-36

Общие сведения

Флотские миноносцы 1939 года (проект «Флотский миноносец 1939») — тип миноносцев, состоявший на вооружении ВМС Германии (кригсмарине) в годы Второй мировой войны. Всего верфью F. Schichau в Эльбинге было построено 15 единиц данного типа.

История создания

После завершения работ над проектом эскадренного миноносца типа 38B, немецкие конструкторы приступили к созданию нового проекта корабля, призванного стать «прислугой на все» («Прислуга на все», или «Черные подмастерья» («Schwarze Gesellen») — прозвище мореходных миноносцев, укоренившееся у моряков германского флота еще в годы Первой мировой войны).

Основные работы по проектированию сводились к усилению вооружения, повышению мореходности и надежности силовых установок. Первоначально планировалось вооружить будущие миноносцы тремя-четырьмя 127-мм орудиями, однако, они не могли вести зенитный огонь, а флот настаивал на универсальном главном калибре. Поэтому пришлось вернуться к уже испытанным 105-мм орудиям. 13 сентября 1939 года было подписано техническое задание, включавшее в себя следующее:

1) основные задачи — противолодочная, противовоздушная и противоминная оборона крупных надводных кораблей;

2) второстепенные задачи — траление, разведка, поиск подводных лодок, сопровождение конвоев, дозорная служба;

3) операционная зона — Балтийское и Северное моря;

4) артиллерийское вооружение — четыре 105-мм орудия С/32, два спаренных 37-мм автомата С/30;

5) торпедное вооружение — как на типе 1937;

6) силовая установка — эшелонная, скорость — 35 узлов, дальность плавания 2400 миль 19-узловым ходом.

В отличие от миноносцев типов 1935 и 1937, задумывавшихся как своего рода торпедные катера дальнего действия, новые корабли создавались для действий в составе флота и были выделены в особый подкласс флотских миноносцев. Союзники условно назвали их тип Elbing (позже это название перекочевало в военно-историческую литературу).

Полное водоизмещение по проекту на февраль 1940 года составляло 1668 тонн, а с грузом из 50 мин на борту оно возрастало до 1733 тонн. Прочность корпуса рассчитывалась исходя из водоизмещения в 1750 тонн — подразумевалось, что это значение не будет превышено. Для улучшения мореходности высоту борта довели до британского стандарта — теперь она составляла 1/20 длины корабля. Корпус, как и на ранних типах, сохранил продольную схему набора, но был усилен путем деления водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Конструкция корпуса кораблей второй группы (начиная с T-31) имела некоторые отличия, вызванные обстоятельствами военного времени. Внешне это проявилось в отсутствии излома в носовой части.

К июлю 1941 года в проект внесли некоторые изменения, учитывавшие опыт войны. Был усилен корпус, численность экипажа со 154 человек доведена до 166 (в конечном итоге численность экипажа была доведена до 208 человек) а также запас топлива был увеличен с 300 до 393 тонн. Полное водоизмещение выросло до 1776 тонн и до 1841 тонн с минами на борту.

Отличные характеристики проекта произвели впечатление на командование флота, и оно намеревалось заказать серию из 39 единиц, отменив строительство миноносцев предыдущей серии. 10 ноября 1939 года первые девять кораблей, получившие строительные номера S 1481 – S 1489, были заказаны фирме F. Schichau. Заказ на T-31 — T-48 собирались передать концерну DeSchiMAG, а на T-49 — T-52 — фирме Germaniawerft. Подрядчик для T-53 — T-60 на начальном этапе не оговаривался.

Но война нарушила эти планы. Уже 6 октября 1939 года T-37 — T-60 из программы были исключены. Вследствие загруженности верфей, недостатка материалов, а также квалифицированных рабочих, заказ на T-31 — T-36 был задержан до 20 января 1941 года, причем его передали F. Schichau. До конца 1942 года в строй вошло всего четыре флотских миноносца, еще пять построили в 1943 году и шесть — в 1944 году. Последний корабль сдали всего за полгода до поражения Германии.

Постройка и испытания

Заказан 20 января 1941 года фирме F. Schichau, Эльбинг, заложен 20 апреля 1943 года под заводским номером S 1517, спущен на воду 12 декабря 1943 года, окончательно построен 7 октября 1944 года. До марта 1945 года проходил испытания и курс боевой подготовки.

Описание конструкции

В целом, миноносцы проекта 1939 года оказались очень удачными кораблями. По сравнению с предшественниками, их водоизмещение выросло на 65%, а огневая мощь увеличилась в 4 раза. По мнению Морского Генерального штаба, их можно было использовать в зоне, где возможны вражеские авиационные налеты.

Но были у этих кораблей и свои недостатки, малая скорость в боевых условиях (до 30 узлов) и отсутствие системы управления зенитным огнем. Планировалось строительство большой серии кораблей на нескольких заводах. Но вскоре от этих планов отказались.

Корпус

Размерения: длина 102,5 метров, ширина 10 метров, осадка 3,25 метров.

Бронирование

Отсутствовало.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основным нововведением проекта стало эшелонное размещение силовой установки, никогда ранее не применявшееся на немецких миноносцах. Две группы машинно-котельных отделений занимали V — VI и VIII — IX отсеки, между ними в VII отсеке располагались артиллерийский и торпедный погреба, помещение вспомогательного котла и торпедного компрессора. Такая схема существенно повышала живучесть корабля.

Сама энергетическая установка практически не претерпела изменений, по сравнению с предшественниками, и включала в себя четыре высоконапорных котла Вагнера и два турбозубчатых агрегата. Удельная масса силовой установки составляла 11,765 кг/л.с., удельный расход топлива — 0,57 кг/л.с. в час.

Сохранение мощности на том же уровне, что и на меньшем по размерам типе 1937 года, при росте водоизмещения привело к снижению скорости на два узла. При 1450 тонном конструктивном водоизмещении (корабль полностью укомплектован, но с 1/3 запаса топлива и без котельной воды) максимальная скорость должна была составлять 34,5 узлов при 32 000 л.с. В ходе службы выяснилось, что вспомогательные механизмы, особенно скоростные турбонагнетатели, отбирают на себя большое количество пара из основной магистрали, чем при проектировании. Котельные отделения не могли обеспечить турбинам необходимое количество пара высокого давления, поэтому на практике максимальный ход не превышал 31 узел, а в течение продолжительного времени и вовсе 28,5 узлов.

Для достижения экономической скорости требовалась мощность машин 4300 л.с., вместо ожидавшихся 3940 л.с. Результатом стало некоторое снижение дальности плавания, составившей на практике 2085 миль при крейсерской скорости в 19 узлов и 765 миль на полном ходу.

Вспомогательное оборудование

Электроэнергию вырабатывали турбогенератор мощностью 160 кВт, находившийся в носовом машинном отделении, и два (по три устанавливали до T-31) дизель-генератора по 80 кВт каждый, занимавшие отдельное помещение позади кормового моторного отделения.

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля составлял 206 человек, из них – 8 офицеров.

Вооружение

Благодаря значительно усиленному артиллерийскому вооружению, флотские миноносцы типа 1939 превратились в универсальные корабли.

Система управления огнем оставалась преимущественно такой же, как на эскадренных миноносцах. На верхнем мостике находился трехметровый дальномер, связанный с приборами управления артиллерийским огнем, расположенными в X отсеке на платформе по левому борту. Основными недостатками системы была невозможность отдельного управления зенитным огнем, а также отсутствие второго дальномера для кормовой группы орудий.

Что касается противолодочного вооружения, то оно было довольно слабым и включало гидроакустическую станцию, четыре бомбомета и два кормовых бомбосбрасывателя с небольшим запасом глубинных бомб. Так как корабли начали вступать в строй в 1942 году, их изначально оснащали радиолокационными станциями FuMO 21 (размер антенны 2×4 м, рабочая частота 368 МГц, длина волны излучения 81,5 см, эффективная дальность обнаружения — до 10 миль) и гидроакустическими навигационными системами NHG.

Главный калибр

Главным калибром миноносцев являлось 105-мм орудие SK С/32 с длиной ствола 45 калибров, установленные в одинарных установка. К числу несомненных достоинств этого орудия можно отнести высокую техническую надежность, простоту в обслуживании и удивительную живучесть ствола, превышавшую 4000 выстрелов. С другой стороны, по весу снаряда, дальности стрельбы и скорострельности орудие проигрывало британской 102-мм пушке Mk.XVI, которой вооружались эскортные миноносцы.

Флотские миноносцы типа 1939 получили новые установки MPL C/32gE, в которых угол вертикального наведения был увеличен до 70° (на миноносцах типов 1935 и 1937 орудия стояли в установках MPL С/32, имевших углы вертикальной наводки от -10 до +50° и лишь ограниченно пригодных для зенитной стрельбы). Вес системы при этом возрос с 6485 до 6750 кг. Обе установки имели коробчатый броневой щит из WOTAN HARTE, весивший 1670 кг. Толщина передней стенки 12 мм, верхней, нижней и боковых — 4 мм.

Одно орудие располагалось в носу корабля, два — в корме, четвертое — в средней части. Последнее имело ограниченный сектор стрельбы, что послужило одним из немногих поводов для критики проекта.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Из-за ограниченной возможности ведения зенитного огня орудиями главного калибра основными средствами противовоздушной обороной миноносцев являлись автоматы. Первой 37-мм зенитной пушкой, поступившей на вооружение немецкого флота, стала С/30 фирмы Rheinmetall-Borsig AG. Орудие было полуавтоматическим, где каждый снаряд заряжался вручную. Это ограничивало практическую скорострельность 40 выстрелами в минуту. Зато благодаря чрезвычайно длинному стволу снаряд обладал высокими начальной скоростью, дальностью стрельбы и досягаемостью по высоте.

На флотских миноносцах, 37-мм зенитные орудия располагались по бортам у второй трубы и устанавливались в спаренных LC/30 установках, обеспечивавших вертикальное наведение в пределах-10°…+85°. Их важнейшей особенностью была стабилизация в трех плоскостях с помощью гироскопов. Из-за этого масса установки составила 3670 кг, из которых 630 кг приходилось на силовой привод, причем эффективность системы оставляла желать лучшего. Слабые гироскопы не всегда успевали компенсировать быстрые рывки корабля, а воздействие воды приводило к частым замыканиям электрических цепей.

20-мм автоматами С/30 в годы войны вооружались практически все корабли. Хотя их часто называют Oerlikon, но это не соответствует действительности. По своим характеристикам автомат превосходил все образцы легкого зенитного вооружения, имевшиеся к началу войны у союзников, и практически не уступал знаменитому автомату фирмы Oerlikon Contraves AG ни в чем, кроме скорострельности. Последняя на практике ограничивалась в 120 выстрелов в минуту из-за неудачной конструкции затвора и магазина, рассчитанного на 20 патронов, что заставляло делать частые паузы в стрельбе. В дальнейшем была разработана облегченная (56 кг) и улучшенная модель С/38, магазин которой вмещал 40 патронов, а практическую скорострельность удалось довести до 220 выстрелов в минуту.

Оба автомата монтировались в одинарных установках L/30, имевших коническое основание, к которому крепилась телескопическая труба, позволявшая регулировать высоту подъема ствола. На миноносцах они устанавливались на крыльях мостика. В отличие от Oerlikon, имевшего свободно качающийся ствол и управлявшегося плечами наводчика, в немецких автоматах вертикальное и горизонтальное наведение осуществлялось вращающимися рукоятками, что требовало расчета из пяти человек вместо двух.

Наиболее удачной 20-мм установкой стала L/38 Zwilling (Flak 35), разработанная фирмой Mauser и объединявшая четыре автомата С/38. При весе 2150 кг Zwilling развивал скорострельность до 880 выстрелов в минуту и наводился в пределах -10°…+90° по вертикали. На ближних дистанциях это было чрезвычайно эффективное и грозное оружие. Установка располагалась на специальной площадке позади второго кормового орудия и имела почти круговой обстрел.

Минно-торпедное вооружение

Немецкие миноносцы имели по два трехтрубных торпедных аппарата, размещавшихся в средней части корабля. Аппараты приводились в действие вручную или дистанционно с мостика при помощи силового привода от электрического или гидравлического двигателей. Трубы аппаратов — без растворения, изготавливались из легких алюминиевых сплавов. Средняя труба была смещена назад относительно крайних, что предотвращало опасность повреждения хрупких стабилизаторов торпеды при залпе. Выстрел мог производиться сжатым воздухом или пороховым зарядом. Возможность перезарядки торпед не предусматривалась.

Пост торпедного наводчика оснащался механическим указателем угла поворота и оптическим прицелом. Миноносцы получили развитую систему управления торпедной стрельбой, аналогичную устанавливавшейся на эсминцах. На мостике находился два торпедных директора типа TZA-2 (по одному устанавливалось до T-26) со стабилизированной оптикой, выдававший курсовой угол и скорость цели, расстояние до которой определялось по дальномеру. Информация по¬ступала на так называемую «торпедную решающую станцию» (Torpedorechtenstelle) фирмы Zeiss, включавшую в себя планшет и электромеханический калькулятор для решения торпедного треугольника, а также на автомат залповой стрельбы.

На немецких надводных кораблях использовали только парогазовые торпеды типа G7a, а электрические G7e не применялись, поскольку открытые торпедные трубы не обеспечивали необходимой герметичности гальванических батарей. G7a, принятая на вооружение в 1938 году, являлась мощным оружием — ее боевая часть включала 320 кг тринитротолуола или гексанита. Общая масса торпеды составляла 1528 кг, длина — 7,186 м. Существовало три режима хода: 6000 метров на 44 узлах, 8000 метров на 40 узлах и 14 000 метров на 30 узлах. Глубина хода варьировалась в широком диапазоне — от 1 до 52 метров с шагом в 1 метр. Торпеда могла снабжаться контактным или магнитным взрывателем, однако в начале войны оба работали крайне ненадежно.

Так же миноносцы имели оборудование для минных постановок и могли принимать до 50 мин типа ЕМС. Выход в море с минами на борту допускался при волнении моря не выше четырех баллов, при этом в цистернах должно было находиться не менее 50% топлива и кормовое орудие не могло использоваться.

Противолодочное и противоминное вооружение

На вооружении немецких миноносцев находились глубинные бомбы двух типов — WBF и WBG. Они имели одинаковый заряд в 60 кг, но различались по общей массе, скорости и глубине погружения. В начале войны стандартная нагрузка составляла 18 глубинных бомб, из которых шесть хранились на двух кормовых скатах, а остальные — в погребе. Позднее на миноносцы стали монтировать по четыре бомбомета и по два бомбосбрасывателя, а запас глубинных бомб был увеличен до 32 штук.

Для обнаружения подводных лодок имелись пассивные системы GHG и гидроакустические станции S-Gerat активного действия. Тем не менее, в роли противолодочных кораблей миноносцы себя не проявили. На их боевом счету лишь две успешные атаки, причем обе производились «в упор», без использования гидроакустики, поэтому нет реальных характеристик возможностей средств противолодочного обнаружения.

Модернизации и переоборудование

Военные модернизации флотских миноносцев типа 1939 были направлены на усиление зенитного вооружения и усовершенствование радиолокационных средств.

В конце войны на вооружение начали поступать новые 37-мм автоматические орудия M/42 и 43M фирмы Rheinmetall-Borsig AG (в спаренной и одинарной установках соответственно), обладавшие существенно лучшей скорострельностью. Несмотря на близкие баллистические характеристики, оба образца различались конструктивно и, если верить большинству источников, не совпадали по типу боеприпасов.

M/42 — морская версия армейского зенитного орудия Flak 36 с удлиненным стволом. Автоматика орудия работала по принципу отдачи затвора, благодаря чему техническая скорострельность достигала 250 выстрелов в минуту, но на практике она была ниже. Стандартная обойма вмещала пять снарядов. Спаренная установка весила 1,35 тонн и впервые в немецком флоте снабжалась щитом.

Автомат 43M, разрабатывавшийся одновременно для армии и флота, являлся модификацией авиационной 37-мм пушки MK103. В его автоматике использовался принцип отвода пороховых газов, обойма вмещала восемь патронов, вес установки составлял 1,4 тонн. Кроме того, с 1944 года на миноносцы устанавливались, хотя и в незначительном количестве, шведские 40-мм автоматы Bofors (немецкое обозначение — Flak 28).

Была разработана программа модернизации Barbara, по которой флотским миноносцам предполагалось нести следующее зенитное вооружение:

— 2 спаренных 20-мм автомата LM/44 по бортам перед носовой надстройкой;

— 2 одинарных 37-мм автомата 43M на крыльях мостика;

— 2 спаренных 37-мм автомата M/42 вместо кормовой установки Zwilling;

— 2 спаренных 37-мм автомата M/42 вместо прежних С/30;

— 2 спаренных 20-мм автомата LM/44 по бортам на минных рельсах.

К тому времени в строю оставались лишь пять миноносцев (T-23, T-28, T-33, T-35 и T-36) и маловероятно, что какой-либо из них прошел модернизацию в полном объеме. Например, T-35 получил два 37-мм автомата на верхний мостик и два спаренных 20-мм автомата на нижний, а T-36 — только два спаренных 20-мм автомата перед носовой надстройкой.

История службы

В конце января 1945 года он вместе с T-33 выходил в море для охраны крейсера Prinz Eugen.

Последней успешной операцией, осуществленной немецким флотом на Балтике, стала эвакуация войск и беженцев с полуострова Хель. Несмотря на немалый риск, миноносцы совершили два рейса к блокированному полуострову, вывезя 43 тысячи человек. В походе 7 — 8 мая участвовал T-23 (принял на борт 700 человек), 8 — 9 мая — T-17, T-19, T-23, T-28 и T-35. 10 мая на всех боевых кораблях были спущены германские флаги.

К моменту капитуляции Германии ее надводный флот лежал в руинах. Из 36 миноносцев типа T войну пережили всего 12 (T-4, T-11, T-12, T-14, T-17, T-19, T-20, T-21, T-23, T-28, T-33, T-35). Летом 1945 года все уцелевшие корабли были сконцентрированы в Вильгельмсхафене под британским контролем. Их судьба решалась на заседаниях трехсторонней комиссии по разделу германского флота. Согласно жеребьевке, T-12, T-17, T-33 достались Советскому Союзу; T-11, T-20, T-23, T-28 — Великобритании, T-4, T-14, T-19, T-21, T-35 — США. Великобритания все свои миноносцы вместе с большей частью эсминцев передала Франции. 4 февраля 1946 года в Шербуре в присутствии морского министра М. Мишеле и вице-адмирала Лемонье на них торжественно подняли французские флаги. T-23 был переименован в L’Alsacien, бортовой номер T07, T-28 — в Lorrain (T08), T-11 — в Bir Hakeim (T10), T-20 — в Baccarat (T11). 24 октября 1947 года из Бремерхафена в Шербур прибыл переданный Соединенными Штатами T-14, получивший название «Dompaire» и бортовой номер T09.

Почти вся американская часть трофеев не покидала европейских вод. Из-за плохого технического состояния T-21 был загружен химическими боеприпасами и 16 декабря 1946 года затоплен в проливе Скагеррак своим же собратом — T-19. T-14, до передачи Франции, использовался для наблюдения за затоплением остатков вражеского флота. Еще два миноносца — T-19 и T-4 — 25 ноября 1947 года и 16 апреля 1948 года продали Дании, и следующие три года они провели у причальных стенок Копенгагена. В 1950 году появился проект их переоборудования в лидеры флотилий торпедных катеров, но из-за физического износа и низкой технической надежности, в 1951 году оба миноносца исключили из списков и в феврале следующего года продали на разборку.

Наиболее тщательно американцами изучался T-35, включенный в состав флота под обозначением DD-935. В конце июля 1946 года вместе с эсминцем DD-939 (бывший Z-39) он вышел из Портсмута, пересек Атлантику и прибыл в Ньюфаундленд. На переходе вахту у механизмов продолжали нести немецкие моряки, поскольку американские механики не смогли справиться с капризными высоконапорными котлами. Только в сентябре последний немецкий матрос покинул борт корабля. По прибытии в Бостон трофеи были выставлены для всеобщего обозрения, а затем изучались специалистами и принимали участие в серии сравнительных испытаний. Они были завершены в ноябре 1947 года. Затем бывший T-35 передали Франции, но в состав флота он не входил, а использовался как резерв запасных частей для однотипных кораблей. 3 октября 1952 года был продан на слом.

Галерея изображений

Литература

Морская коллекция №6 2006 год: С.В. Патянин — Миноносцы Кригсмарине типа 1935/37/39

С.Б. Трубицин — Миноносцы и эскортные корабли Германии (1926-1945)

Ссылки

https://ru.wikipedia.org/wiki/Миноносцы_типа_1939

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Flottentorpedoboot_1939?uselang=ru

http://www.destroyers.kriegsmarine.ru/1939_type.php

Эту статью требуется викифицировать!

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

  • Наполнить статью внутренними ссылками

wiki.wargaming.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *