Техничное название ракеты – Российские противотанковые управляемые ракетные комплексы (ПТРК-ПТУР) — эволюция развития

Содержание

виды, технические характеристики. Первые космические ракеты и космонавты :: SYL.ru

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость — восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль — это разные вещи. Ракета — средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно — космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне («Катюши»). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету — «Фау-2».

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу — исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

«Спутник» и «Луна»

В 1957 году первая космическая ракета — та самая Р-7 — вывела на орбиту искусственный «Спутник-1». США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте — даже в прямом эфире. «Авангард» был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 — к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой — была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли — Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция «Луна-1», которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник — случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела «Луна-2», выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц «Луна-3» доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась «Луна-9», и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года — день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле «Восток». Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. «Восток» вообще имел множество модификаций — более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии «Бион» — это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

«Восток»

Для космонавтов на всех кораблях «Восток» было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях «Восток-3» и «Восток-4». В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной — Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта — он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль «Восход», США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

«Венера»

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль «Венера-3» совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м «Венере-9» удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А «Венера-13» сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели — на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. «Венера-1» — первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

«Венера-4» помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера — девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. «Венера-5» и «Венера-6» многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. «Венера-7» уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток «Венера-8» мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное — была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного — как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А «Венера-9» и «Венера-10» смогли показать нам «соседку» по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали «Венера-15» и «Венера-16», которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали «Вега-1» и «Вега-2», которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например «Союз-2.1А». Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом «Союза-У», который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит — геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО «Энергомаш» имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ «Химавтоматики». Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее — керосин. Длина ракеты — 46,3 метра, масса на старте — 311,7 тонн, а без головной части — 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя — 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания «Союза-2.1А» начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт — вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат «Метоп».

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель «Рокот», например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты — до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот «Протон» — тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную — 6,15, а на геостационарную — 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется «Роскосмос»: Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

www.syl.ru

Межконтинентальные баллистические ракеты: названия, характеристики

Сегодня развитыми государствами разработана линейка управляемых на расстоянии снарядов – зенитных, корабельных, сухопутных и даже запускаемых с подводной лодки. Предназначены они для выполнения различных задач. В качестве основного средства ядерного сдерживания многими странами используются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР).

Подобное вооружение имеется в России, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции и Китае. Обладает ли баллистическими сверхдальнобойными снарядами Израиль – неизвестно. Однако, как утверждают эксперты, в государстве имеются все возможности для того, чтобы создавать данный тип ракет.

Информация о том, какие баллистические ракеты состоят на вооружении стран мира, их описание и тактико-технические характеристики содержатся в статье.

Знакомство

МБР – это управляемые межконтинентальные баллистические ракеты класса «земля – земля». Для подобного вооружения предусмотрены ядерные боевые части, с помощью которых уничтожаются стратегически важные объекты противника, расположенные на других континентах. Минимальная дальность – не менее 5500 тыс. метров.

Для МБР предусмотрен вертикальный взлет. После старта и преодоления плотных атмосферных слоев баллистическая ракета плавно поворачивается и ложится на заданный курс. Таким снарядом можно поразить цель, находящуюся на дистанции не менее 6 тыс. км.

Свое название «баллистические» ракеты получили потому, что возможность управления ими доступна лишь на начальной стадии полета. Это расстояние составляет 400 тыс. м. Пройдя этот небольшой участок, МБР летят как стандартные артснаряды. К цели движется со скоростью 16 тыс. км/ч.

Начало проектирования МБР

В СССР работы по созданию первых баллистических ракет велись с 1930-х годов. Советскими учеными для изучения космоса планировалось разработать ракету, использующую жидкое топливо. Однако в те годы выполнить эту задачу было технически невозможно. Ситуация усугубилась еще тем, что ведущие специалисты-ракетчики подвергались репрессиям.

Аналогичные работы велись и в Германии. До прихода к власти Гитлера немецкими учеными разрабатывались ракеты на жидком топливе. С 1929 года исследования приобрели сугубо военный характер. В 1933-м немецкие ученые собрали первую МБР, которая в технической документации значится как «Агрегат-1» или А-1. Нацистами для усовершенствования и испытаний МБР были созданы несколько засекреченных армейских ракетных полигонов.

К 1938 году немцам удалось завершить конструирование жидкотопливной ракеты А-3 и осуществить ее запуск. Позже ее схема была использована для работ по совершенствованию ракеты, которая значится как А-4. На летные испытания она поступила в 1942 году. Первый запуск оказался неудачным. В ходе второго тестирования А-4 взорвалась. Летные испытания ракета прошла лишь с третьей попытки, после чего она была переименована в ФАУ-2 и принята на вооружение вермахта.

О ФАУ-2

Для данной МБР была характерна одноступенчатая конструкция, а именно она содержала одну-единственную ракету. Для системы был предусмотрен реактивный двигатель, в котором использовался этиловый спирт и жидкий кислород. Корпус ракеты представлял собой обшитый снаружи каркас, внутри которого располагались баки с горючим и окислителем.

МБР оборудовали специальным трубопроводом, по которому при помощи турбонасосного агрегата топливо подавалось в камеру сгорания. Воспламенение осуществлялось специальным пусковым топливом. У камеры сгорания располагались специальные трубки, по которым с целью охладить двигатель пропускали спирт.

В ФАУ-2 использовалась автономная программная гироскопическая система наведения, состоящая из гирогоризонта, гировертиканта, усилительно-преобразовательных блоков и рулевых машинок, связанных с ракетными рулями. Управленческая система состояла из четырех графитовых газовых рулей и четырех воздушных. Они отвечали за стабилизацию корпуса ракеты во время ее обратного входа в слои атмосферы. В МБР содержалась неотделяемая головная часть. Масса взрывчатого вещества составляла 910 кг.

О боевом применении А-4

Вскоре немецкой промышленностью было налажено серийное производство ракет ФАУ-2. По причине несовершенной гироскопической управленческой системы МБР не могла реагировать на параллельный снос. Кроме того, интегратор – прибор, который определяет, в какой момент выключается двигатель, работал с погрешностями. В результате немецкая МБР обладала невысокой точностью попадания. Поэтому для боевого испытания ракет конструкторами Германии был выбран Лондон как крупная площадная цель.

По городу было выпущено 4320 баллистических единиц. Цели достигли только 1050 штук. Остальные взорвались в полете или упали за чертой города. Тем не менее стало ясно, МБР – это новое и очень мощное оружие. По убеждению экспертов, если бы немецкие ракеты обладали достаточной технической надежностью, то Лондон был бы полностью уничтожен.

О Р-36М

СС-18 «Сатана» (она же «Воевода») — это одна из самых мощных межконтинентальных баллистических ракет России. Дальность ее действия составляет 16 тыс. км. Работы по данной МБР были начаты в 1986 году. Первый запуск едва не закончился трагедией. Тогда ракета, покинув шахту, упала в ствол.

Спустя несколько лет после конструкторских доработок ракету приняли на вооружение. Дальнейшие испытания осуществлялись с различным боевым оснащением. В ракете применены разделяемые и моноблочные боеголовки. С целью защитить МБР от средств ПРО противника, конструкторами была предусмотрена возможность выброса ложных целей.

Данная баллистическая модель считается многоступенчатой. Для ее работы используются топливные высококипящие компоненты. Ракета многоцелевая. В устройстве имеется автоматический комплекс управления. В отличие от других баллистических ракет, запуск «Воеводы» с шахты может осуществляться при помощи минометного старта. Всего было совершено 43 запуска «Сатаны». Из них успешными оказались только 36.

Тем не менее, как утверждают специалисты, «Воевода» — это одна из самых надежных МБР в мире. Эксперты предполагают, что данная МБР будет состоять на вооружении России до 2022 года, после чего ее место займет более современная ракета «Сармат».

О тактико-технических характеристиках

  • Баллистическая ракета «Воевода» относится к классу тяжелых МБР.
  • Масса — 183 т.
  • Мощность суммарного залпа, выполненного ракетной дивизией, соответствует 13 тыс. атомных бомб.
  • Показатель точности попадания составляет 1300 м.
  • Скорость баллистической ракеты 7,9 км/сек.
  • С боевой головкой весом 4 т МБР способна преодолеть дистанцию 16 тыс. м. Если масса составит 6 т, то высота полета баллистической ракеты будет ограничена и составит 10200 м.

О Р-29РМУ2 «Синева»

Данная баллистическая ракета России третьего поколения по классификации НАТО известна как SS-N-23 Skiff. Местом базирования данной МБР стала подводная лодка.

«Синева» является трехступенчатой ракетой с жидкостными реактивными двигателями. При поражении цели отмечена высокая точность. Ракета комплектуется десятью боевыми головками. Управление осуществляется при помощи российской системы ГЛОНАСС. Показатель максимальной дальности ракеты не превышает 11550 м. На вооружении состоит с 2007 года. Предположительно «Синеву» заменят в 2030-м.

«Тополь-М»

Считается первой российской баллистической ракетой, разработанной сотрудниками Московского института теплотехники после развала Советского Союза. 1994-й стал годом, когда были произведены первые испытания. С 2000 года состоит на вооружении российских ракетных войск стратегического назначения. Рассчитана на дальность полета до 11 тыс. км. Представляет усовершенствованную версию российской баллистической ракеты «Тополь». Для МБР предусмотрено шахтное базирование. Также может содержаться на специальных мобильных пусковых установках. Весит 47,2 т. Ракету изготавливают работники Воткинского машиностроительного завода. Как утверждают специалисты, мощная радиация, высокоэнергетические лазеры, электромагнитные импульсы и даже ядерный взрыв не в состоянии оказать влияние на функционирование данной ракеты.

Благодаря наличию в конструкции дополнительных двигателей «Тополь-М» способен успешно маневрировать. МБР оснащена трехступенчатыми ракетными двигателями, работающими на твердом топливе. Показатель максимальной скорости «Тополь-М» составляет 73200 м/сек.

О российской ракете четвертого поколения

С 1975 года на вооружении РВСН состоит межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н. В классификации НАТО данная модель значится как SS-19 Stiletto. Дальность действия данной МБР составляет 10 тыс. км. Комплектуется шестью боеголовками. Наведение на цель осуществляется при помощи специальной инерциальной системы. УР-100Н является двухступенчатой шахтного базирования.

Силовой агрегат работает на жидком ракетном топливе. Предположительно, данная МБР будет использоваться российскими РВСН до 2030-го.

О РСМ-56

Данную модель российской баллистической ракеты еще называют «Булавой». В странах НАТО МБР известна под кодовым обозначением SS-NX-32. Является новой межконтинентальной ракетой, для которой предусмотрено базирование на подводной лодке класса «Борей». Показатель максимальной дальности составляет 10 тыс. км. Одна ракета комплектуется десятью отделяемыми ядерными боеголовками.

Весит 1150 кг. МБР является трехступенчатой. Работает на жидком (1-я и 2-я ступень) и твердом (3-я) топливе. Службу в российском военно-морском флоте несет с 2013 года.

О китайских образцах

С 1983 года на вооружении Китая состоит межконтинентальная баллистическая ракета DF-5A (Dong Feng). В классификации НАТО данная МБР значится как CSS-4. Показатель дальности полета составляет 13 тыс. км. Создана для «работы» исключительно на континенте США.

Ракета оснащается шестью боеголовками весом по 600 кг. Наведение на цель осуществляется при помощи специальной инерциальной системы и бортовых компьютеров. МБР оборудована двухступенчатыми двигателями, которые работают на жидком топливе.

В 2006 году китайскими инженерами-атомщиками была создана новая модель трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты DF-31A. Дальность ее действия не превышает 11200 км. По классификации НАТО значится как CSS-9 Mod-2. Может базироваться как на подводных лодках, так и на специальных пусковых установках. Ракета обладает стартовым весом 42 т. Использует твердотопливные двигатели.

Об МБР американского производства

С 1990 года военно-морскими силами США используется UGM-133A Trident II. Данная модель является межконтинентальной баллистической ракетой, способной преодолевать расстояния 11300 км. В ней используются три твердотопливных ракетных двигателя. Местом базирования стали подводные лодки. Впервые тестирование состоялось в 1987 году. За весь период ракету запускали 156 раз. Четыре старта закончились неудачно. Одна баллистическая единица может нести восемь боеголовок. Предположительно ракета прослужит до 2042 года.

В Соединенных Штатах с 1970 года несет службу МБР LGM-30G Minuteman III, расчетная дальность которой варьируется в пределах от 6 до 10 тыс. км. Это самая старая межконтинентальная баллистическая ракета. Впервые она стартовала в 1961 году. Позже американскими конструкторами была создана модификация ракеты, которую запустили в 1964 году. В 1968-м стартовала третья модификация LGM-30G. Базирование и запуск осуществляется из шахты. Масса МБР 34 473 кг. В ракете имеется три твердотопливных двигателя. К цели баллистическая единица движется со скоростью 24140 км/ч.

О французской М51

Данная модель межконтинентальной баллистической ракеты эксплуатируется французским военно-морским флотом с 2010 года. Базирование и запуск МБР может осуществляться также и с подводной лодки. М51 была создана с целью заменить устаревшую модель М45. Дальность действия новой ракеты варьируется в пределах от 8 до 10 тыс. км. Масса М51 составляет 50 т.

Оборудована твердотопливным ракетным двигателем. Одна межконтинентальная баллистическая единица оснащается шестью боеголовками.

fb.ru

Ракета — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2016; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2016; проверки требуют 20 правок. Ракета-носитель «Союз-2.1А»

Раке́та (от итал. rocchetta — маленькое веретено, через нем. Rakete или нидерл. raket) — летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, возникающей только вследствие отброса части собственной массы (рабочего тела) аппарата и без использования вещества из окружающей среды. Поскольку полёт ракеты не требует обязательного наличия окружающей воздушной или газовой среды, то он возможен не только в атмосфере, но и в вакууме. Словом ракета обозначают широкий спектр летающих устройств от праздничной петарды до космической ракеты-носителя.

В военной терминологии слово ракета обозначает класс, как правило, беспилотных летательных аппаратов, применяемых для поражения удалённых

ru.wikipedia.org

Сармат, Воевода и другие: как придумывают названия ракет

В традициях отечественного ракетостроения — давать название создаваемым образцам вооружения, причем некоторые имена ракет на первый взгляд слабо ассоциируются с их внешним видом и предназначением. В чем тут дело?

Выберите сами

В своем недавнем выступлении перед Федеральным собранием президент России Владимир Путин предложил зрителям помочь Министерству обороны и придумать названия для некоторых новейших систем вооружения, которые находятся на этапе испытаний. Речь шла о трех видах разрабатываемого стратегического оружия — ракете глобальной дальности с ядерной энергоустановкой, беспилотном подводном аппарате, а также о лазерном комплексе, детали которого не раскрываются. Предложения, по словам главы государства, можно оставлять на сайте Минобороны.

Не успел Владимир Владимирович окончить свою речь, как посыпались варианты названий. Так помощник президента Владислав Сурков заявил, что новейшее российское оружие могло бы носить имена героев войны на Донбассе, к примеру, «Гиви» (позывной легендарного командира батальона ДНР «Сомали» Михаила Толстых).

Были предложения давать имена оружию в честь героев детских сказок: боевую лазерную установку назвать «Искорка», гиперзвуковой ракетный комплекс с системой наведения — «Цокотуха», а беспилотную подводную платформу — «Золотая рыбка». Встречались и говорящие для русского слуха названия, как «Песец» или «Кузькина теща».

Чтоб не догадались

Неужели такая практика давать названия комплексам вооружения всей страной существовала и раньше? Разумеется, нет. Следует сразу заметить, что речь идет не названии как таковом, а о шифре разработки, который далеко не всегда отражал специфику создаваемого оружия. Обязательные условия для шифра — звучность, удобство при передачи голосом (что важно в условиях плохой связи) и легкая запоминаемость. Соответственно усматривать в шифрах (названиях) логику совсем не обязательно, хотя ассоциативность иногда имеет место.

Генерал-полковник Виктор Есин, высказываясь по этому поводу, отметил, что общественность пытается такие имена как «Тополь» или «Ярс» к чему-то привязать, в то время как это всего лишь названия опытно-конструкторских работ (ОКР). Шифр нужен прежде всего для сокрытия смысла разработки, при этом заводское название уже совсем другое. «Все ОКР, которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, продолжает Есин, сведены в единый реестр, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и потом оно утверждается».

Нередко название разработки снабжено дополнительной буквой, обозначающей ее версию, например, «Э». В случае ракетного комплекса «Искандер-Э» последняя буква означает, что этот вариант идет на экспорт, а для «Тополя-Э» справедливо утверждение, что это экспериментальная ракета. Буква «К» на примере «Искандера-К» будет означать, что это крылатая ракета.

«Шквал»

Тем не менее, многие названия отечественных ракет имеют ассоциативную природу, как в случае оперативно-тактической ракеты Р-11 с ядерной боеголовкой. Впервые название «Шквал» появилось в классификации НАТО под шифром SS-1c Scud A (c англ. — «шквал»). Возможно давая такое имя, американцы ориентировались на расширение мест базирования комплекса Р-11, который мог размещаться не только на суше, но и в море. В народе ракета Р-11 получила прозвище «керосинка», так как при ее запуске использовались высококипящие компоненты топлива — керосин и азотная кислота.

«Малютка»

Такое безобидное название было дано реактивному управляемому противотанковому снаряду 9К11 длиной всего 86 см и массой 10,9 кг, разработанному в КБ машиностроения Коломны в 1960 году. Тем временем ракета-малютка могла поражать как наземные, так и надводные цели на расстоянии до 3 километров.

«Тополь»

У ракетного комплекса стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» не прижилось американское название (по классификации НАТО — SS-27 Sickle B, с англ. — «серп»). С натовским шифром все ясно — траектория полета этой баллистической ракеты действительно имеет серповидную форму. А вот название «Тополь», по мнению некоторых экспертов, связано с габаритами ракеты — диметр 1,81 м, высота 22,7 м, добавим сюда и вертикальный взлет, что ассоциируется с произрастающими в южных регионах России пирамидальными тополями. Но возможно здесь имеет место и случайный выбор названия, о чем говорил генерал Есин. Буква «М» свидетельствует о том, что запуск этой версии ракеты производится не из шахты, а с мобильной установки.

«Воевода»

О появлении названия стратегического ракетного комплекса Р-36М2 «Воевода» можно только гадать. Не исключено, что оно отражает статусность ракет: ведь воеводы — это общее наименование военных начальников и представителей государственной власти на Руси. В классификации НАТО ракета получила обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan — «Сатана».

Последнее название прижилось наравне с «Воеводой» и видимо символизировало тот ужас, который возникал при упоминании этого страшного оружия. А бояться было чего. К середине 70-х — началу 80-х это действительно было самое мощное средство доставки ядерного боеприпаса, способное поражать цели на расстоянии свыше 11 тысяч километров. В головной части «Сатаны» размещался ядерный заряд мощностью в 400 Хиросим!

Более того, модернизированный «Воевода» мог «сыпать» на головы противника десятки высокоманевренных и фактически неуязвимых для средств ПВО боеголовок. По расчетам экспертов, ударом 10 ракет «Сатана» мог уничтожить до 80% промышленного потенциала США и значительную часть населения страны.

«Искандер»

Ракетный комплекс 9К720 получил свое имя в честь Александра Македонского, которого на Востоке прозвали «Искандером». Иконография рисовала Македонского-Искандера в двурогом шлеме — не случайно и сам комплекс носил две ракеты. Как и великий полководец «Искандер» фактически неуязвим для противника: он маневрирует с огромными перегрузками, практически недосягаемыми для ракеты-перехватчика, а низкая высота полета (до 6 метров) делает это оружие незаметным для стандартных радиолокационных средств.

«Солнцепек»

В 2001 году российский оборонный комплекс выпустил тяжелую огнеметную систему залпового огня ТОС-1А «Солнцепек», ставшую модификацией советской установки «Буратино». Еще одно говорящее название. Принцип действия «Солнцепека» заключается в доставке реактивным снарядом в зону поражения взрывоопасной смеси, которая при подрыве превращается в горящее облако, буквально выжигающее все живое в радиусе нескольких десятков метров. Учитывая, что в зоне взрыва такого заряда давление примерно на 160 мм ртутного столба ниже атмосферного, выжить противнику там не представляется возможным.

«Сармат»

Эта тяжелая 35-метровая ракета с дальность полета до 16 тысяч км, созданная на базе «Воеводы», на данный момент — апогей отечественной конструкторской мысли и гарант возмездия. Западные эксперты уже окрестили ее «Сатана-2». Ракета пугает НАТО двумя характеристиками — способностью проходить любые рубежи ПРО и огромной разрушительной силой. Есть еще одна особенность: ракета может атаковать противника как через Северный, так и через Южный полюс, что ассоциируется с масштабностью миграционных потоков древнего кочевого народа сарматов, в честь которого она и была названа.

источник

Сармат, Воевода и другие: как придумывают названия ракет

Rate this post

Другие интересные статьи

Самые необычные музеи Пекина

Приколы нашего городка! Смешные фотографии отечественного пр…

Русские классики, которых почитают в воровском мире…

intofact.ru

3.3. Принцип действия, состав и общее устройство ракеты 9м113 «Конкурс»

3.3.1.Принцип действия ракеты 9м113

Управляемая ракета 9М113 (или же управляемый ракетный выстрел 9М113) состоит из собственно управляемой ракеты, контейнера и вышибной двигательной установки.

Контейнер служит как герметичной укупоркой, так и одновременно-пусковой трубой для управляемой ракеты.

В момент старта вышибная двигательная установка выбрасывает управляемую ракету из контейнера сообщая ей начальную скорость не менее 64 м/с.

После выброса управляемой ракеты из контейнера на удалении 10-15 м от места старта автоматически запускается разгонно-маршевая двигательная установка ракеты, обеспечивающая её дальнейший разгон и полёт на маршевом участке траектории.

Управляемая ракета, выполняемая по аэродинамической схеме «утка» (в которой аэродинамические органы управления размещены впереди центра тяжести летательного аппарата).

Управляющая сила, обеспечивающая тот или иной маневр ракеты, создается за счет подъёмной силы крыльев, корпуса и рулей.

Стабилизирующий момент крена в схеме «утка» может быть создан только элеронами, расположение которых на складывающихся крыльях вызвало бы много конструктивных сложностей. Поэтому в данной ракете система автоматической стабилизации по каналу крена отсутствует.

Вращение ракеты с произвольной скоростью может привести к совпадению частот вращения и продольных колебаний, что вызовет нежелательный резонанс. Для его исключения ракета вводиться в принудительное вращение относительно продольной оси с частотой 5….7 Гц (частота продольных колебаний 2….3 Гц).

Вращение ракеты в полёте обеспечивается крыльями и соплами, установленными под углами соответственно 2

0 и 90 к продольной оси ракеты.

Система управления ракетой в полёте полуавтоматическая с передачей команд по проводам.

Принцип полуавтоматического управления заключается в том, что старший оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживает перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом ракета автоматически удерживается на линии визирования цели.

3.3.2. Состав и общее устройство снаряда 9м113

Снаряд 9М113 состоит из следующих основных частей (рис. 1):

— контейнера 1;

— ракеты 2.

— вышибной двигательной установки 3.

Контейнер служит герметичной укупоркой и пусковой трубой для ракеты.

Ракета стоит из следующих основных частей:

— блока рулевого привода;

— боевой части 9Н131;

— разгонно-маршевой двигательной установки;

— аппаратурного отсека.

Рис. 2. ПТУР 9М113 «Конкурс»:

1 — контактный взрыватель; 2 — кольцо; 3 — руль; 4 — электровоспламенитель БРП; 5 — кумулятивная воронка; 6 — заряд ВВ; 7 — линза; 8 — компенсатор; 9 — ПДМ; 10 — бронировка; 11 — заряд ТТ; 12 — ТЗП; 13 — электровоспламенитель; 14 — воспламенитель; 15 — сопловая бобышка; 16 — координатор; 17 — лопасть; 18 — батарея; 19 — блок управления; 20 — катушка; 21 — кожух; 22 — лампа-фара.

Блок рулевого привода, входящий в состав бортовой аппаратуры управления ракетой, предназначен для управления ракетой в полёте по курсу и тангажу и представляет собой двухканальный электромагнитный механизм, приводящий в движение аэродинамические рули 7 (рис.3).

Рис. 3. Блок рулевого привода:

1 — электромагнит; 2 — винт; 3 — регулятор; 4 — ползунок; 5 — рамка; 6 — подшипник качения; 7 — руль; 8 — пружина; 9 — цапфа; 10 — якорь; 11 — торсион; 12 — полуось; 13 — стакан; 14 — колодка; 15 — контакт; 16 — кронштейн; 17 — жгут; 18 — колпак; 19 — бортовой и контрольный разъемы.

БРП (рис. 3) состоит из рамки, 4-х пар электромагнитов, 4-х якорей, каждый из которого жёстко связан с полуосью и цапфой руля. Якорь соединён с торсионом, который обеспечивает возвращение якоря в исходное (нулевое) положение при отсутствии команды управления.

При выходе снаряда из контейнера рули раскрываются с помощью пружины 8. Фиксация рулей в раскрытом положении осуществляется стопорами, на которые действует пружина 8.

Колпак 18 и контакт 15, соприкасаясь в момент встречи снаряда с целью, обеспечивают замыкание электрической цепи электродетонатора предохранительно-детонирующего механизма (ПДМ), что вызывает подрыв БЧ. БРП соединяется с БЧ стаканом 13.

Боевая часть крепиться в разгонно-маршевой двигательной установке четырьмя винтами.

Разгонно-маршевая двигательная установка предназначена для обеспечения заданной скорости полёта ракеты и представляет собой однокамерный, двухрежимный реактивный двигатель, работающий на твёрдом топливе. Разгонно-маршевая двигательная установка состоит из следующих основных узлов: камеры, порохового заряда и электровоспламенителя.

Пороховой заряд представляет собой цилиндрическую бесканальную шашку с глухим центральным отверстием в заднем её торце, бронированную по большей части боковой поверхности и переднему торцу.

Такая конструкция заряда обеспечивает два режима работы двигательной установки: разгонный и маршевый.

Аппаратурный отсек представляет собой корпус цилиндрической формы с укреплёнными на нем четырьмя крыльями.

В аппаратурном отсеке размещены следующие узлы бортовой аппаратуры: координатор, блок управления, катушка, лампа-фара и бортовой источник питания.

Крылья при расположении ракеты в контейнере находиться в сложенном положении и удерживаются полухомутами.

После вылета ракеты из контейнера полухомуты расцепляются и отбрасываются раскрывающимися крыльями.

Аппаратурный отсек крепится к разгонно-маршевой двигательной установке четырьмя винтами. Трос катушки проводной линии связи уложен вдоль снаряда от катушки до носовой его части в пазах лирок, прикреплен к обтекателю и корпусу ракеты, и закреплён колодкой на внутренней стороне передней крышки контейнера.

Электрическая связь аппаратурного отсека с боком рулевого привода осуществлена с помощью кабеля, закрытого обтекателем.

Вышибная двигательная установка предназначена для сообщения ракете начальной скорости полёта и представляет собой однокамерный, однорежимный реактивный двигатель, работающий на твёрдом топливе. Вышибная двигательная установка расположена в контейнере между ракетой 2 (рис. 1) и задней крышкой контейнера, состоит из камеры 10 (рис. 4), стоек 27, порохового заряда 5, порохового состава 12 и электровоспламенителя 15. Вышибная двигательная установка имеет шесть передних «в» и пятнадцать задних «а» сопел.

Пороховой заряд представляет собой набор цилиндрических одноканальных трубок. От продольного перемещения в камере заряд фиксируется передней 3 и задней 7 решётками.

studfiles.net

Названия ракет на русском, английском и немецком

Таблица соответствия (перевод) русских названий ракет и торпед (перевод НД) английским и немецким названиям.

РусскийEnglishGerman
Ракета «Москит»Mosquito MissileMoskito-Rakete
Ракета «Оса»Wasp MissileWespe-Rakete
Ракета «Стрекоза»Dragonfly MissileLibelle-Rakete
Ракета «Шелкопряд»Silkworm MissileHummel-Rakete
Ракета «Шершень»Hornet MissileHornisse-Rakete
Дезинтегрирующая ракетаDisruptor MissileDisruptorrakete
ЖалоStingStachel-Rakete
ИглаNeedleNadel-Rakete
Ракета «Колючка»ThornDorn-Rakete
Ракета «Светлячок»Firefly MissileFeuerfalter-Rakete
Ракета «Молния»Thunderbolt MissileDonnerschlag-Rakete
Ракета «Буря»Tempest MissileGewittersturm-Rakete
Ракета «Ураган»Hurricane MissileHurrikan-Rakete
Ракета «Циклон»Cyclone MissileZyklon-Rakete
Ракета «Торнадо»Tornado MissileTornado-Rakete
Ракета «Тайфун»Typhoon MissileTaifun-Rakete
Торпеда «Огненная буря»Firestorm TorpedoFeuersturm-Torpedo
Ракета «Аврора»Aurora MissileAurora-Rakete
Боеголовка с дистанционным управлениемRemote Guided WarheadFerngelenkter Gefechtskopf
Ракета «Белуга»Beluga MissileBaluga-Rakete
Ракета «Рыба-молот»Hammerhead MissileHammerhai-Rakete
Ракета «Рапира»Rapier MissileRapier-Rakete
Ракета «Огненное копьё»Firelance MissileFlammenschwert-Rakete
Ракета «Греческий огонь»Wildfire MissileMantis-Rakete
Ракета «Солнечный ветер»Windstalker MissileSturmbringer-Rakete
Ракета «Бэнши»Banshee MissileBanshee-Rakete
Ракета «Призрак»Wraith MissileGeist-Rakete
Ракета «Полтергейст»Poltergeist MissilePoltergeist-Rakete
Ракета «Привидение»Spectre MissileGespenst-Rakete
Тяжелая ракета «Томагавк»Tomahawk Heavy MissileTomahawk-Rakete
Тяжелая торпеда «Молот»Hammer Heavy TorpedoStreithammer-Torpedo
Заградительная ракета «Булава»Flail Barrage MissileMorgenstern-Rakete
Ракета «Фантом»Phantom MissilePhantom-Rakete
Ракета «Тень»Shadow MissileSchatten-Rakete
Ракета «Вурдалак»Ghoul MissileGhul-Rakete
Абордажная капсулаBoarding PodEnterkapsel

 
Информация из игры версии 3.1.

x3tc.allnetic.com

Из чего состоят ракеты и как они появились

В одном из прошлых материалов мы разбирали важнейший компонент полета в глубокий космос – гравитационный маневр. Но в силу своей сложности такой проект, как космический полет, всегда можно разложить на большой ряд технологий и изобретений, которые делают его возможным. Таблица Менделеева, линейная алгебра, расчеты Циолковского, сопромат и еще целые области науки внесли свою лепту в первый, да и все последующие полеты человека в космос. В сегодняшней статье мы расскажем, как и кому пришла в голову идея космической ракеты, из чего она состоит и как из чертежей и расчетов ракеты превратились в средство доставки людей и грузов в космос.


 

Краткая история ракет

Общий принцип реактивного полета, который лег в основу всех ракет, прост — от тела отделяется какая-то часть, приводящая все остальное в движение.

Кто первым реализовал этот принцип – неизвестно, но различные догадки и домыслы доводят генеалогию ракетостроения аж до Архимеда. Доподлинно о первых подобных изобретениях известно, что ими активно пользовались китайцы, которые заряжали их порохом и за счет взрыва запускали в небо. Таким образом они создали первые твердотопливные ракеты. Большой интерес к ракетам появился у европейских правительств в начале

Второй ракетный бум

Ракеты ждали своего часа и дождались: в 1920-х годах начался второй ракетный бум, и связан он в первую очередь с двумя именами.

Константин Эдуардович Циолковский — ученый-самоучка из Рязанской губернии,  невзирая на трудности и препятствия, сам дошел до многих открытий, без которых невозможно было бы даже говорить о космосе. Идея использования жидкого топлива, формула Циолковского, которая рассчитывает необходимую для полета скорость, исходя из соотношения конечной и начальной масс, многоступенчатая ракета — все это его заслуга. Во многом под влиянием его трудов создавалось и оформлялось отечественное ракетостроение. В Советском Союзе начали стихийно возникать общества и кружки по изучению реактивного движения, в числе которых ГИРД — группа изучения реактивного движения, а в 1933 году под патронажем властей появился Реактивный институт.

Константин Эдуардович Циолковский.
Источник: Wikimedia.org

Второй герой ракетной гонки — немецкий физик Вернер фон Браун. Браун имел отличное образование и живой ум, а после знакомства с другим светилом мирового ракетостроения, Генрихом Обертом, он решил приложить все свои силы к созданию и усовершенствованию ракет. В годы Второй Мировой фон Браун фактически стал отцом «оружия возмездия» Рейха — ракеты «Фау-2», которую немцы начали применять на поле боя в 1944 году. «Крылатый ужас», как называли её в прессе, принес разрушение многим английским городам, но, к счастью, на тот момент крах нацизма был уже делом времени. Вернер фон Браун вместе со своим братом решил сдаться в плен к американцам, и, как показала история, это был счастливый билет не только и не столько для ученых, сколько для самих американцев. С 1955 года Браун работает на американское правительство, и его изобретения ложатся в основу космической программы США.

Но вернемся в 1930-е. Советское правительство по достоинству оценило рвение энтузиастов на пути к космосу и решило употребить его в своих интересах. В годы войны себя отлично показала «Катюша» — система залпового огня, которая стреляла реактивными ракетами. Это было во многом инновационное оружие: «Катюша» на базе легкого грузовика «Студебеккер» приезжала, разворачивалась, обстреливала сектор и уезжала, не давая немцам опомниться.

Окончание войны подкинуло нашему руководству новую задачу: американцы продемонстрировали миру всю мощь ядерной бомбы, и стало совершенно очевидно, что на статус сверхдержавы может претендовать только тот, у кого есть нечто похожее. Но здесь была проблема. Дело в том, что, помимо самой бомбы, нам нужны были средства доставки, которые бы смогли обойти ПВО США. Самолеты для этого не годились. И СССР решил сделать ставку на ракеты.

Константин Эдуардович Циолковский умер в 1935 году, но ему на смену пришло целое поколение молодых ученых, которое и отправило человека в космос. Среди этих ученых был Сергей Павлович Королев, которому суждено было стать «козырем» Советов в космической гонке.

СССР принялся за создание своей межконтинентальной ракеты со всем усердием: были организованы институты, собраны лучшие ученые, в подмосковных Подлипках создается НИИ по ракетному вооружению, и работа кипит вовсю.

Только колоссальное напряжение сил, средств и умов позволило Советскому Союзу в кратчайшие сроки построить свою ракету, которую назвали Р-7. Именно её модификации вывели в космос «Спутник» и Юрия Гагарина, именно Сергей Королев и его соратники дали старт космической эре человечества. Но из чего состоит космическая ракета?

Конструкция ракеты

Схема двухступенчатой ракеты.
Источник: Wikimedia.org

Любая конструкция, которую мы запускаем в космос, состоит условно из двух частей: космического корабля и ракеты-носителя. Из-за земного притяжения, сопротивления воздуха и плотности атмосферы основная масса конструкции заключается как раз в ракете-носителе, которая должна вытягивать полезную нагрузку на орбиту.

С самого начала освоения космоса люди поняли, что нужно делать многоступенчатые ракеты. Таким образом, как только у одной ступени заканчивалось топливо, она отделялась от всей конструкции и облегчала дальнейший полет. Схем расположения ступеней много: есть продольные, поперечные, смешанные. Есть также разгонные ступени, которые включаются на последнем этапе, уже в космосе, и выводят на орбиту космический аппарат.

Каждая ступень представляет из себя двигатель с топливным баком и необходимые для крепления, защиты и безопасности устройства.

В топливных баках содержатся два компонента — жидкость и окислитель, если мы говорим о жидкостных двигателях. С помощью насоса топливо и окислитель поступают в камеру сгорания, там смешиваются, поджигаются и через сопло выбрасывают реактивную струю. Смесь топлива и окислителя в таком случае становится рабочим телом системы — расходуя его, система движется в противоположном направлении от реактивной струи. Все по законам Ньютона.

На ракетных двигателях РД-107, РД-108 и РД-109 в качестве топлива использовался керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород. К примеру, на современном «Протоне» для тех же нужд используют гептил и N2O4.

Технология многоступенчатых ракет на жидком топливе оказалась настолько надежной и универсальной, что с их помощью летают в космос до сих пор. Более того, этот способ оказался универсальным — ничего другого мы пока не придумали. Первый искусственный спутник Земли летал на двухступенчатой ракете на керосине, Falcon9 Илона Маска, хоть они и научились возвращать ступени, идут все по тому же, известному пути — две ступени и керосин.

Очевидно, что в ближайшие годы нам не стоит ожидать отказа от ракет, как основного способа космических путешествий. Квантовые телепорты, антигравитация и прочее — пока только хорошие названия для глав фантастической книги, страницы которой придется писать нашим потомкам. А пока заправляем ракеты и летим в небо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sciencepop.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *