Японские крейсера второй мировой – Японские суперкрейсеры Второй мировой | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Японские суперкрейсеры Второй мировой | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Вскоре после начала второй мировой войны в Японии стало известно о ведущемся в США проектировании сверхтяжелых, «больших» крейсеров типа «Аляска» с 305-мм орудиями и скоростью свыше 30 узлов, ответом на которые стали «суперкрейсера класса А», как они официально именовались в японском императорском флоте.

Другой причиной появления этого проекта было желание флота получить новые мощные и быстроходные артиллерийские корабли для замены уже устаревших, несмотря на все модернизации линкоров типа «Конго», которые находились в строю уже более 25 лет.

Задачи японского суперкрейсера

Старым линкорам оперативными планами морского генерального штаба, впрочем, также отводилась важная роль. Согласно этим планам 3-я дивизия линкоров (корабли типа «Конго») представляла собой ядро 2-го флота, так называемое «Соединения ночного боя». В ночь перед генеральным сражением — это соединение должно было атаковать главные силы противника.
3-я дивизия линкоров и 4-я дивизия крейсеров (тяжелые крейсера типа «Такао») должны были прорвать внешнее кольцо охранения линкоров противника, состоящее из тяжелых «вашингтонских» крейсеров, после чего в дело вступали 5-я и 7-я дивизии крейсеров (тяжелые крейсера типов «Миоко» и «Могами»), дивизия торпедных крейсеров и эскадры эсминцев 16-корабельного состава.

Быстроходные линкоры типа «Конго» в целом соответствовали возложенным на них задачам: они имели мощную артиллерию и высокую скорость хода, ненамного уступая по этому показателю крейсерам и эсминцам противника. Однако их бронирование было явно недостаточным, например, вертикальное бронирование оставалось неизменным с момента ввода кораблей в строй, и на реальных дистанциях боя могло противостоять лишь обстрелу с тяжелых крейсеров. Поэтому работы над большими крейсерами в США требовали незамедлительного ответа японской стороны.

Проектирование суперкрейсеров В-64

Проектирование новых крейсеров началось летом 1940 года. Тогда же первые два корабля включили в «Пятую программу пополнения флота 1942-43 г.г.» под строительными номерами 795 и 796, а с августа они появились в плановом составе 2-го флота вместо линкоров типа «Конго».

Предварительная схема базового проекта B-64 была закончена в сентябре 1940 года. (Проекты линейных кораблей обозначались буквой «A», линейных крейсеров – «B», тяжелых крейсеров – «C» и т.д., а цифра указывала номер разработки.) Новые корабли имели много общего с линкорами типа «Ямато»: формы корпуса, общее расположение, система бронирования, противоторпедная защита, надстройка, которая делала похожими даже их силуэты.

Cуперкрейсер проекта B-64 звали «облегченным Ямато». Сходство с этим линкором угадывается даже в очертаниях.

Обводы гладкопалубного корпуса соответствовали принятым морским техническим отделом, которые были предложены в 1930 году капитаном 1 ранга Фудзимото при проектировании договорных линкоров.

Наибольшей ширины корпус достигал несколько в корму от середины корабля. Высота надводного борта в носовой части определялась требованиями высокой мореходности, в средней части — необходимым запасом плавучести и остойчивости, в корме — наименее возможная в целях экономии веса. Основными конструктивными элементами, обеспечивавшими продольную прочность, были три палубы, из которых средняя — броневая, три платформы в оконечностях и броневой пояс, включенный в силовую структуру корпуса.

На протяжении котельных и машинных отделений нижняя платформа переходила в тройное дно, чего не было на линкорах типа «Ямато» и что отличало в лучшую сторону крейсера проекта B-64. Для уменьшения сопротивления воды носовая часть получила особую, закругленную форму.

Бронирование и вооружение крейсеров B-64

Согласно первоначальным требованиям система бронирования должна была противостоять обстрелу из 305-мм орудий с дистанции 20000 — 30000 м, а также выдерживать попадания 800-кг (позднее 1000-кг) бомб, сброшенных с пикирования.

Ее общая схема во многом соответствовала принятой на линкорах типа «Ямато». Броневой пояс толщиной 190 мм, установленный с наклоном наружу 20°, что значительно увеличивало его эффективную толщину, прикрывал 59% длины корабля по ватерлинии (от носовой до кормовой башни главного калибра). В оконечностях он завершался броневыми траверзами, которые возможно также были установлены под наклоном. На верхнюю кромку пояса опиралась броневая палуба толщиной 125 мм. Барбеты башен главного калибра выше уровня броневой палубы должны были иметь толщину 250 мм, лобовые плиты башен — 200 мм, боковые — 150 мм. Толщина стенок боевой рубки определялась в 200 мм. Кроме этого в корме находились два хорошо забронированных помещения основной и вспомогательной рулевых машин.

Противоторпедная защита должна была выдерживать контактный взрыв 400-кг заряда тринитротолуола, что было стандартным требованием при проектировании крупных кораблей в японском императорском флоте, а также подводные попадания 305-мм снарядов.

Основу противоторпедной защиты, как и на «Ямато», составляла единственная мощная броневая противоторпедная переборка, являвшаяся продолжением главного броневого пояса. Однако иное по сравнению с «Ямато» размещение котельных и машинных отделений в более длинном и узком корпусе (четыре машинных отделения в два ряда по два отделения вдоль диаметральной плоскости и восемь котельных отделений в два ряда по четыре отделения также вдоль ДП) позволило установить на протяжении носовых погребов главного калибра, котельных и машинных отделений еще одну водонепроницаемую переборку, что являлось важным улучшением. Она предотвратила бы фильтрацию воды через пробитую основную переборку в случае повреждения ПТЗ и затопление машинных и котельных отделений, что наблюдалось на «Ямато» и «Мусаси».

В качестве основного вооружения на линейных крейсерах проекта B-64 планировалось установить новые 310-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров. Особенностью этого орудия было использование очень тяжелого (561 кг) бронебойного снаряда, который смог бы эффективно пробивать как вертикальное, так и горизонтальное бронирование на различных боевых дистанциях. Максимальная дальность стрельбы составляла 32 920 м при угле возвышения 45°, скорострельность 3 выстрела в минуту. Общий запас снарядов (540 штук, по 60 на орудие) вполне соответствовал принятым в японском флоте нормам.

Учитывая специфику планировавшегося применения этих кораблей, для скоротечного ночного боя такого количества боеприпасов вполне хватало. Система управления огнем включала в себя два 10-метровых дальномера на носовой и кормовой надстройках и еще три дальномера в каждой из башен главного калибра, два директора тип 98 в закрытых башенках над установленными на надстройках дальномерами и вычислительное устройство с прибором слежения за целью.

Вспомогательный калибр состоял из восьми двух-орудийных башенных установок новых 100-мм универсальных орудий «тип 98». Это орудие было прекрасным средством ПВО, и по баллистическим характеристикам (начальная скорость 1000 м/с, дальность стрельбы 19500 м) и скорострельности (15-20 выстр./мин) оно превосходило универсальное 127-мм орудие «тип 89», которое тогда обеспечивало дальнюю ПВО практически всех кораблей японского флота.

Для управления огнем универсальных орудий служили четыре стабилизированных поста наводки тип 94 с 4,5-метровыми дальномерами тип 89 и прибор управления зенитным огнем тип 94. Ближнюю зону ПВО прикрывали четыре спаренных, позднее строенных, 25-мм автомата с двумя прицельными визирами тип 95 и два спаренных 13-мм пулемета.

Дополнялось вооружение крейсеров двумя палубными четырехтрубными 610-мм торпедными аппаратами, а также тремя бортовыми гидросамолетами и одной катапультой.

Силовая установка крейсера

Силовая установка должна была состоять из восьми котлов и четырех турбозубчатых агрегатов (все — типа «Канпон»), что при общей мощности на валах в 170000 л.с. позволило бы достичь требуемой скорости в 33-34 узла. Как уже отмечалось выше, в соответствии с японской практикой все котлы и турбоагрегаты располагались отдельно, каждый в своем отделении. Рулевое управление включало два руля, вспомогательный впереди основного, и две рулевые машины в отдельных расположенных достаточно далеко друг от друга отсеках.

Развитие проекта крейсера B-64

Когда в конце 1941 года в Японии стали известны основные характеристики крейсеров типа «Аляска», в техническом отделе флота был подготовлен проект B-65 с шестью 356-мм орудиями в двухорудийных башнях и усиленной защитой, которая могла бы противостоять обстрелу из 356-мм орудий. Однако из-за роста водоизмещения и ухудшения ходовых качеств от усиления защиты пришлось отказаться.

В связи с началом войны на Тихом океане все работы над проектом B-64/65 были прекращены, а заказы на строительство суперкрейсеров так и не были выданы. В 1941 году командованием японского флота было проводилось обсуждение «Шестой программы пополнения флота». По результатам этого обсуждения было предложено построить в рамках Программы четыре линейных крейсера, близких по техническим данным к проекту B-65, но этот вопрос находился лишь на этапе исследований и дальнейшего развития не получил.

В целом, проект B-64/65 в пределах заданных спецификаций был достаточно хорош и в сравнении с другими проектами подобных кораблей неплохо сбалансирован. В нем сочетались значительная наступательная мощь, высокая скорость и неплохая ПТЗ, значительно превосходившая то, что имели американские крейсера «Аляска».

Броневая защита позволяла без особых осложнений иметь дело с тяжелыми крейсерами и равноценными кораблями противника. Будь эти корабли построены, их место в боевом расписании флота скорее всего изменилось бы, причиной тому стали бы многие факторы: возрастающая роль авиации, появление в составе флота противника быстроходных линкоров, обладавших сравнимой с новыми линейными крейсерами скоростью и др. Наиболее вероятно, что они бы заняли место полудивизии линкоров типа «Конго» в составе эскорта авианосного ударного соединения. Здесь нашли бы применение высокая скорость и многочисленная зенитная артиллерия этих кораблей, а мощные орудия главного калибра служили бы надежной защитой в случае столкновения с противником.

armedman.ru

Иероглиф «верность». Тяжелые крейсеры Императорского флота Японии

Бушует морской простор!
Далеко до острова Саво,

Стелется Млечный путь.

…В ночь на 9 августа 1942 года группа самураев обошла остров Саво против часовой стрелки, убивая каждого, кто встречался им на пути. Жертвами безумного ночного боя стали крейсера «Астория», «Канберра», «Винсеннес», «Куинси», тяжелые повреждения получил «Чикаго» и еще два эсминца. Безвозвратные потери американцев и их союзников составили 1077 человек, у японцев были умеренно повреждены три крейсера и убито 58 моряков. Уничтожив все американское соединение, самураи растворились в ночной мгле.

Погром у острова Саво вошел в американскую историю, как «второй Перл-Харбор» — настолько велика была тяжесть потерь и сильно разочарование действиями военных моряков. Так и осталось невыясненным, каким образом янки не заметили на расстоянии 20 миль грохот и вспышки морского боя, мечущиеся по небу лучи прожекторов и гроздья осветительных бомб. Нет! Вахтенные на крейсерах Северного соединения безмятежно дремали под громовые раскаты 203 мм орудий — до тех пор, пока японцы, окончательно истребив Южное соединение, не переместились к Северу и не напали на вторую группу американских кораблей.

Впечатляющая японская победа у острова Саво – заслуга тяжелых крейсеров «Тёкай», «Аоба», «Како», «Кунугаса» и «Фурутака». Крейсерские силы Императорского флота стали одним из главных аргументов в той войне – на счету кораблей этого класса записано немало громких побед: ночной бой у острова Саво, разгром эскадры союзников в Яванском море, бой в Зондском проливе, рейды в Индийский океан… — именно те события, что прославили японский флот.

Даже когда на американских кораблях появились радары, а море и воздух загудели от техники ВМС США, японские крейсеры продолжали сражаться, зачастую добиваясь эпизодических побед. Высокая защищенность позволяла им относительно успешно действовать в условиях численного превосходства противника и выдерживать многочисленные попадания бомб, артиллерийского и торпедного оружия.

Как показала практика, боевая устойчивость этих кораблей была исключительно высока. Единственное, что могло погубить бронированных монстров — обширные повреждения в подводной части корпуса. Лишь после этого, истерзанные американской взрывчаткой, они в изнеможении ложились на морское дно.

Всего их было 18. Восемнадцать самураев, каждый со своей неповторимой версией рождения, историей службы и трагической гибели. До конца войны не дожил никто.

Кубок конструкторов

Японские тяжелые крейсеры, построенные в межвоенный период, были, пожалуй, наиболее удачными кораблями в своем классе – мощнейшее наступательное вооружение, солидное бронирование (японцы сделали все, что было возможно в условиях международных ограничений), удачная противоторпедная защита и эффективные схемы контрзатопления, высокая скорость и автономность, достаточная для действий в любом районе Тихого океана.


Визитной карточкой японцев стали «лонг лэнсы» — кислородные супер-торпеды калибра 610 мм, самые мощные в мире образцы подводного оружия (для сравнения – их главный оппонент – крейсеры ВМС США были полностью лишены торпедного оружия). Оборотной стороной стала большая уязвимость японских крейсеров – попадание шального снаряда в торпедный аппарат на верхней палубе могло стать фатальным для корабля. Детонация нескольких «лонг лэнсов» полностью выводило корабль из строя.

Как и все крейсеры «вашингтонского периода», самураи жестоко страдали от перегрузки. Никакой блеф и подлог с заявленным водоизмещением выправить положение не мог – инженерам приходилось изворачиваться самым удивительным образом, чтобы, по образному выражению американцев, тоже страдавших от условий международного Договора об ограничении морских вооружений, «влить кварту жидкости в емкость, объемом в пинту».

Приходилось на чем-то экономить: главный удар был нанесен по обитаемости корабля и условиям размещения личного состава (в пределах 1,5 кв. метров на человека). Впрочем, маленькие японцы быстро привыкли к тесноте – главное, чтобы качественно работала вентиляция.

Стремление насильно ужать крейсер в заветные «10 тысяч тонн» дало необычные результаты. Неудержимая фантазия инженеров, «маскарад» с главным калибром — согласно секретным расчетам, на некоторых крейсерах была предусмотрена возможность быстрой замены 6-дюймовых орудий на мощные 8-дюймовые стволы, а также, некоторые традиционные решения японской школы кораблестроения (к примеру, форма носовой оконечности) – все это привело к созданию удивительных образцов морского оружия, что принесли немало побед Стране Восходящего солнца.

Японские крейсеры были хороши во всем, за исключением одного – их было слишком мало: 18 отчаянных самураев могли справиться с американскими крейсерами предвоенной постройки, но за каждый потерянный корабль американцы тут же «доставали из рукава» пять новых. Всего промышленность США в период с 1941 по 1945 гг. построила порядка 40 крейсеров. Япония – 5 легких крейсеров, 0 тяжелых.

На эффективности применения крейсерских сил немало сказалось научно-техническое отставание Японии. Благодаря наличию торпед и качественной подготовке к ведению ночных артиллерийских дуэлей, японские крейсеры имели приоритет на начальном этапе войны, но с появлением радаров их преимущество сошло на нет.
Вообще вся история о японских тяжелых крейсерах – жестокий эксперимент на тему: как долго сможет продержаться бронированное чудовище под непрерывными атаками с морской поверхности, с воздуха и из-под воды. В условиях многократно превосходящих сил противника и отсутствия хоть сколь-нибудь призрачного шанса на спасение.

Предлагаю уважаемым читателям познакомиться с некоторыми из этих левиафанов. Каковы были их сильные и слабые стороны? Смогли ли японские крейсеры оправдать ожидания своих создателей? Как погибали отважные корабли?

Тяжелые крейсеры типа «Фурутака»

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1922 – 1926 гг.
Полное водоизмещение – 11 300 тонн
Экипаж – 630 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 6 х 203 мм

Первые японские крейсеры межвоенного периода проектировались еще до вступления в силу вашингтонских ограничений. В целом, оказались весьма близки стандартам «вашингтонского крейсера», т.к. изначально планировались как крейсера-скауты в корпусе с минимально возможным водоизмещением.

Интересная схема размещения орудий главного калибра в шести одноорудийных башнях (впоследствии – заменены на три двухорудийные). Типичный для японцев волнообразный силуэт корпуса со «вздернутой» носовой оконечностью и максимально низким бортом в районе кормы. Малая высота дымовых труб, впоследствии признанная крайне неудачным решением. Интегрированный в конструкцию корпуса броневой пояс. Плохие условия для размещения личного состава – «Фурутака», в этом смысле, был худшим из японских крейсеров.

Ввиду низкой высоты борта, было запрещено пользоваться иллюминаторами во время переходов морем, что, вкупе с недостаточной вентиляцией, делало службу в тропиках крайне изнурительным мероприятием.

История гибели:

«Фурутака» — 11.10.1942 года в ходе боя у мыса Эсперанс крейсер получил жестокие повреждения от 152 и 203 мм снарядов американских крейсеров. Произошедшая следом детонация торпедного боекомплекта, усугубленная потерей хода, предрешила судьбу крейсера: спустя 2 часа пылающий «Фурутака» затонул.

«Како» — на следующий день после погрома у острова Саво, крейсер был торпедирован подводной лодкой S-44. Получив три торпеды, «Како» опрокинулся и затонул. ВМС США получили свой «утешительный приз».

Тяжелые крейсеры типа «Аоба»

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1924 – 1927 гг.
Полное водоизмещение – 11 700 тонн
Экипаж – 650 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 6 х 203 мм

Являются модификацией более ранних крейсеров типа «Фурутака». В отличие от предшественников, «Аоба» изначально получили двухорудийные башни. Подверглась изменению надстройка и системы управления огнем. В результате всех изменений «Аоба» оказался на 900 тонн тяжелее исходного проекта: главным недостатком крейсеров стала критически малая остойчивость.

«Аоба», лежащий на дне гавани Куре, 1945 год


История гибели:

«Аоба» — покрытый ранами крейсер смог дожить до лета 1945 года. Окончательно добит авиацией ВМС США в ходе регулярных бомбардировок военно-морской базы Куре в июле 1945 г.

«Кунугаса» — потоплен торпедоносцами с авианосца «Энтерпрайз» в ходе битвы за Гуандалканал, 14.11.1942 г.

Тяжелые крейсеры типа «Миоко» (иногда встречается «Мёко»)

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1924 – 1929 гг.
Полное водоизмещение – 16 000 тонн
Экипаж – 900 чел.
Толщина бронепояса – 102 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм

Первые «вашингтонские крейсеры» страны Восходящего солнца, со всеми своими достоинствами, недостатками и оригинальными конструкторскими решениями.

Пять башен главного калибра, три из которых размещены в носовой части корабля по схеме «пирамида» — десять орудий калибра 203 мм. Схема бронирования — в целом, аналогична принятой на крейсере «Фурутака», с усилением отдельных элементов: толщина пояса доведена до 102 мм, толщина броневой палубы над машинными отделениями достигла 70…89 мм, общий вес брони увеличился до 2052 тонн. Толщина противоторпедной защиты равнялась 2,5 метрам.

Резкий рост водоизмещения (стандартное – 11 тыс. тонн, полное могло превышать 15 тысяч тонн) потребовал значительного увеличения мощности ГЭУ. Котлы крейсеров «Миоко» изначально рассчитывались под нефтяное отопление, мощность на валах гребных винтов составила 130 000 л.с.

История гибели:

«Миоко» — в ходе лютого побоища у острова Самар был поврежден торпедой палубного торпедоносца. Несмотря на повреждения, смог доковылять до Сингапура. Во время экстренного ремонта попал под удар Б-29. Спустя месяц, 13 декабря 1944 года, был вновь торпедирован подводной лодкой USS Bergall — на этот раз восстановить боеспособность «Миоко» не удалось. Крейсер был затоплен на мелководье в гавани Сингапура и в дальнейшем использовался в качестве неподвижной артиллерийской батареи. Все то, что осталось от «Миоко», было захвачено англичанами в августе 1945 года.

«Нати» — в ноябре 1944 года в Манильской бухте подвергся массированным атакам палубной авиации ВМС США, получил попадания 10 торпед и 21 авиабомбы, разломился на три части и затонул.

«Хагуро» — потоплен британскими эсминцами в бою у Пенанга, 16 мая 1945 года.

«Асигара» — потоплен британской субмариной HMS Trenchant в проливе Бангка (Яванское море), 16 июня 1945 года.

Тяжелые крейсеры типа «Такао»

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1927 – 1932 гг.
Полное водоизмещение – 15200 — 15900 тонн
Экипаж – 900-920 чел.
Толщина бронепояса – 102 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм

Являются закономерной эволюцией крейсеров типа «Миоко». Признаны наиболее удачным и сбалансированным проектом среди всех японских тяжелых крейсеров.

Внешне отличались массивной, бронированной надстройкой, что придавало крейсерам сходство с линкорами. Угол возвышения орудий главного калибра увеличился до 70°, что позволяло вести огонь главным калибром по воздушным целям. Неподвижные торпедные аппараты были заменены на поворотные – залп из 8 «лонг-лэнсов» на каждый борт был способен прикончить любого противника. Усилилось бронирование погребов боезапаса. Состав авиационного вооружения был расширен до двух катапульт и трех гидросамолетов. В конструкции корпуса нашла широкое применение сталь повышенной прочности марки «Дюколь» и электросварка.

История гибели:

«Такао» — попал под удар американской подлодки «Дартер» на подходе к заливу Лейте. С трудом добрался до Сингапура, где был превращен в мощную плавучую батарею. 31 июля 1945 года крейсер был окончательно уничтожен британской карликовой субмариной XE-3.

«Атаго» — 23 октября 1944 года был потоплен в море Сибуян американской субмариной «Дартер».

«Тёкай» — смертельно ранен в бою у острова Самар, в результате попадания снаряда в торпедный аппарат. Через несколько минут пылающая коробка крейсера была разбомблена палубными самолетами. Ввиду полной потери хода и боеспособности, экипаж был снят, крейсер добит эсминцем эскорта.

«Майя» — 23 октября 1944 года был потоплен в море Сибуян американской субмариной «Дейс».

Тяжелые крейсеры типа «Могами»

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1931 – 1937 гг.
Полное водоизмещение – около 15 000 тонн
Экипаж – 900 чел.
Толщина броневого пояса – 100…140 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм

Ознакомившись с добытыми разведкой сведениями о новом японском крейсере «Могами», Главный конструктор флота Её Величества лишь присвистнул: «Они что, строят корабль из картона»?

Пятнадцать 155 мм орудий в пяти башнях ГК, универсальная артиллерия калибра 127 мм, «лонг лэнсы», 2 катапульты, 3 гидросамолета, толщина броневого пояса — до 140 мм, массивная бронированная надстройка, ГЭУ мощностью 152 тысячи л.с. … и все это поместилось в корпусе стандартным водоизмещением 8500 тонн? Японцы лгут!

«Могами» с оторванной носовой частью — результат столкновения с крейсером «Микума»


В реальности все оказалось гораздо хуже – помимо подлога с водоизмещения (стандартное в/и по секретным расчетам достигало 9500 тонн, впоследствии оно возросло до 12 000 тонн), японцы совершили ловкий фокус с артиллерией главного калибра – с началом боевых действий «бутафорские» 155 мм стволы были демонтированы и на их место встали десять грозных 203 мм орудий. «Могами» превратился в настоящий тяжелый крейсер.

Вместе с тем, крейсера типа «Могами» были чудовищно перегружены, имели плохую мореходность и критически малую остойчивость, что, в свою очередь, сказалось на их устойчивости и точности артиллерийского огня. Ввиду указанных недостатков, головной крейсер проекта — «Могами» в период с 1942 по 1943 гг. прошел модернизацию и был превращен в авианесущий крейсер – вместо кормовой группы артиллерии корабль получил ангар на 11 гидросамолетов.

Авианесущий крейсер «Могами»

История гибели:

«Могами» — поврежден артиллерийским огнем в проливе Суригао в ночь на 25 октября 1944 года, на следующий день был атакован палубной авиацией, столкнулся с крейсером «Нати» и затонул.

«Микума» — первый крейсер японского флота, потерянный во Второй мировой войне. Был атакован палубной авиацией в бою у атолла Мидуэй, 7 июня 1942 года. Детонация торпедного боекомплекта не оставила шансов на спасение: оставленный экипажем остов крейсера дрейфовал на протяжении суток, пока не скрылся под водой.

«Микума» после детонации собственных торпед. На крыше четвертой башни заметны обломки сбитого американского самолета (подобно подвигу Гастелло)


«Судзуя» — потоплен палубной авиацией в заливе Лейте, 25 октября 1944 года. Примечательно, что крейсер был назван в честь реки Сусуя на о. Сахалин.

«Кумано» — потерял носовую оконечность в стычке с американскими эсминцами в заливе Лейте, на следующей день был поврежден палубной авиацией. Через неделю, во время перехода на ремонт в Японию, был торпедирован подлодкой «Рэй», но все-таки сумел добраться до Лусона. 26 ноября 1944 года был окончательно добит палубной авиацией в гавани Санта-Крус: в крейсер попало 5 торпед, полностью разрушивших корпус «Кумано». Ох, и живучий был зверь!

Тяжелые крейсеры типа «Тонэ»

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1934 – 1939 гг.
Полное водоизмещение – 15 200 тонн
Экипаж – 870 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 8 х 203 мм
Особенностью «Тонэ» было развитое авиационное вооружение – до 8 гидросамолетов (в реальности не более 4).

«Тонэ» на пути к Мидуэю


Крейсер-легенда. Фантастическая боевая машина с четырьмя башнями главного калибра, сосредоточенными в носовой части корпуса.

Причудливый облик «Тонэ» был продиктован серьезным расчетом –такое расположение башен ГК позволяло уменьшить длину броневой цитадели, сэкономив несколько сотен тонн водоизмещения. За счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю была увеличена прочность корпуса и улучшена мореходность, уменьшился разброс залпов ГК, улучшилось поведение корабля, как артиллерийской платформы. Освобожденная кормовая часть крейсера стала базой для размещения авиации – теперь гидросамолеты не повергались риску воздействия пороховых газов, кроме того, это позволяло увеличить авиагруппу и упросить эксплуатацию авиатехники.

Однако, за всей кажущейся гениальности такого решения, размещение всех башен ГК в носовой части имело важный недостаток: появилась мертвая зона на кормовых углах – проблему частично решили, развернув пару башен ГК стволами назад. Кроме того, одно единственное попадание грозило вывести из строя весь главный калибр крейсера.

В общем, несмотря на ряд существенных и несущественных недостатков, корабли получились достойными и потрепали немало нервов своим противникам.

История гибели:

«Тонэ» — поврежденный крейсер смог ускользнуть из залива Лейте и добраться до родных берегов. Был восстановлен, но больше никогда не участвовал в боевых действиях на море. 24 июля 1945 года был потоплен американской авиацией в ходе налета на ВМБ Куре. 28 июля остов крейсера был повторно разбомблен самолетами ВМС США.

«Тикума» (также встречается «Чикума») – потоплен палубной авиацией в заливе Лейте, 25 октября 1944 года.

Тяжелый крейсер «Тикума»

Выражаю благодарность всем читателям за то, что смогли прочесть до конца весь этот список причудливых японских названий!

По материалам:
http://www.warfleet.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://www.wunderwaffe.narod.ru/
http://hisofweapons.ucoz.ru/

topwar.ru

Крейсера — Всё о Второй мировой

Крейсер – класс многоцелевых больших быстроходных надводных артиллерийских кораблей, способных выполнять различные задачи обороны и нападения, как самостоятельно так и в составе соединений кораблей. Разнообразность задач, выполняемых крейсерами, породила целый ряд подклассов — специализированных кораблей. Так во время войны различали: линейные крейсера, тяжелые и легкие, броненосные и бронепалубные, минные и противовоздушные, авианосные и учебные. Меньше трети крейсеров всех видов было построено в период войны, треть были довоенной постройки, а остальные принимали участие еще в Первой мировой войне.

Ориентировочное количество крейсеров, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей (без трофейных и переданных/полученных)

Страны

Виды крейсеров (всего/погибло)Всего
ЛинейныеТяжелыеБрон. 1)Легкие

Прочие

Аргентина2417
Бразилия2/12/1
Великобритания3/218/680/267/3108/37
Германия6/56/512/10
Греция11/12/1
Испания156
Италия11/11113/425/15
Нидерланды5/45/4
Перу22
Польша2/12/1
СССР9/21/110/3
США230/652/384/9
Турция123
Франция7/410/52/119/10
Чили33
Швеция44
Югославия1/11/1
Япония4/418/174/322/213/251/47
ИТОГО10/693/4916/4210/7317/7346/138

1) Броненосные и бронепалубные

В дополнение к приведенным данным следует учесть, что 3 легких крейсера Великобританией проданы Австралии, 1 – передан Канаде.

Под приведенной выше классификацией крейсеров следует понимать такое.

Линейный крейсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Они появились как развитие броненосных крейсеров и должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Фактически линейные крейсера занимали промежуточное положение между линкорами и тяжёлыми крейсерами. На них возлагались следующие задачи: разведка боем; поддержка и содействие меньшим крейсерам-разведчикам; самостоятельные экспедиции с целью окружить вражеские рейдеры; преследование отступающего флота врага и по возможности постановка его в безвыходное положение путём сосредоточения огня на отставших кораблях; быстрое окружение противника в ходе боевых действий. Все корабли были довоенной постройки, являлись несбалансированными по ТТХ и в силу своего промежуточного положения между классами, стали ненужными флотам. В итоге, «вымирающие» корабли в период войны каких либо существенных результатов не достигли.

Тяжёлый крейсер  — боевой надводный корабль, подкласса тяжеловооруженных артиллерийских скоростных крейсеров, предназначенных для действий на дальних расстояниях с целью нарушения морских коммуникаций, ведения морского боя в составе соединений, защите своих морских путей, обеспечения высадки морских десантов, постановке минных заграждений и других задач. В системе морских вооружений он занимал промежуточное место между лёгким и линейным крейсером. Корабль имел развитую бронированную защиту, рассчитанную на противодействие артиллерии крейсера противника. Водоизмещение крейсеров находилось в пределах 10 -28 тыс. т, вооружение состояло из 6 — 9 орудий 203 — 305-мм калибра, 8 — 12 орудий среднего калибра (100-127-мм), 80 — 90 зенитных автоматов и пулеметов.

К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество тяжёлых крейсеров: по 18 в Англии, США и Японии, по 7 в Италии и Франции, 5 — в Германии.

Будучи важной силой всех крупных флотов, тяжёлые крейсера использовались очень интенсивно, однако результаты их деятельности оказались неоднозначными. Британские крейсера хорошо проявили себя в роли защитников коммуникаций. Их автономность обеспечивала длительные операции на океанских просторах и позволила нанести серьёзный ущерб вражескому судоходству и перехватить ряд рейдеров. Весьма полезны оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Однако при столкновении с адекватным противником, слабая защиты и примитивная система управления огнём крайне ограничивали их боевые возможности. Также крайне уязвимыми они были для атак с воздуха ввиду слабой системы ПВО.

Американские крейсера понесли тяжёлые потери от японских одноклассников и эсминцев. Наиболее полезными они оказались в качестве кораблей огневой поддержки десантных операций, а новейшие крейсера и как корабли ПВО.

Высокоскоростные итальянские тяжелые крейсера оказались неспособны добиться успеха в бою на больших дистанциях, а идти на сближение опасались из-за слабого бронирования. Они редко выходили в море, в том числе и из-за нехватки топлива, и никаких успехов не достигли. При этом они серьёзно пострадали от авиации и подлодок противника, а также британских человеко-торпед.

Немецкие тяжёлые крейсера тоже не лучшим образом выступили на поле боя. Карманные линкоры использовались по своему рейдерскому назначению лишь в первый период войны, когда каждый из них совершил по одному океанскому походу. В дальнейшем их результативность была низкой, а гибель пришла от британской авиации. Более тяжёлые крейсера Германии также не оправдали затраты на свое строительство.

Японские тяжёлые крейсера превосходно показали себя на первом этапе войны, легко расправляясь с сопоставимым противником. За всё время войны японцы потеряли от артиллерийского огня лишь один тяжёлый крейсер, и то устаревший. В дальнейшем их главными противниками стали авиация и подводные лодки, противостоять которым они не смогли. В целом японские тяжелые крейсера потопили 6 тяжелых и 3 легких крейсера, эскортный авианосец, 8 эсминцев и два десятка вспомогательных судов и транспортов союзников.

Бронепалубный крейсер — корабль, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой. Броненосный крейсер — корабль оснащенный броневым поясом по ватерлинии. Корабли этих подклассов представляли собой устаревшие суда Первой мировой войны. Их остатки применялись во Второй мировой войне в качестве вспомогательных кораблей.

Лёгкий крейсер  — боевой надводный артиллерийский корабль с развитой броневой защитой, водоизмещением до 15 тыс. т. и вооруженный артиллерией среднего калибра (до 152-мм). К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество легких крейсеров: Великобритания имела 47 кораблей, Япония — 20, США — 19, Италия — 13, Франция — 12, СССР — 7, Германия — 6 и Нидерланды — 4. Массовое строительство крейсеров в годы войны смогли позволить себе только США (38) и Великобритания (13). Незначительное количество кораблей этого класса было построено в Италии (3), СССР (2) и Японии (4).

Легкие крейсера разных стран в период войны принимали участие практически во всех операциях, однако их эффективность оказалась разной. Немецкие лёгкие крейсера показали крайне низкую мореходность и командование было вынуждено перевести их на Балтику, где они без особых успехов действовали до конца войны.

Итальянские лёгкие крейсера не смогли использовать на практике свою высокую скорость, броневая защита была явно недостаточной, а артиллерия — несовершенной. В итоге, после первых поражений итальянские крейсера действовали крайне осторожно, но даже в этих случаях несли потери, причём опасными для них оказались и британские эсминцы.

Общая устарелость большинства японских лёгких крейсеров не позволяла им рассчитывать на успех в открытом бою с однотипными американскими кораблями. Однако, действуя в составе соединений с более крупными кораблями, они достигли успеха. Часто лёгкие крейсера применялись для эскортирования отрядов десантных кораблей и транспортов. Основные потери японские корабли этого класса понесли от атак подводных лодок и авиации.

Лёгкие крейсера Великобритании успешно сражались даже с более сильным противником. Более того, эти корабли доказали, что в определённых обстоятельствах могут быть опасны даже для кораблей формально более мощного класса. По мнению ряда авторов, британские корабли типа «Фиджи» могут считаться идеальным лёгким крейсером Второй мировой по критерию «стоимость/эффективность». Основные потери в ходе войны британские корабли этого класса понесли от действий авиации.

Новейшие лёгкие крейсера США с 12-15 орудиями 152-мм вступали в ночные артиллерийские дуэли с тяжелыми японскими крейсерами и нередко выходили победителями за счет огневой производительности.

Высокой эффективности достигали легкие крейсер и в качестве судов ПВО.

Советские лёгкие крейсера в ходе войны использовались отнюдь не в том ключе, какой предполагался при их строительстве. Крейсера Балтийского флота практически всю войну провели в качестве плавучих батарей, поддерживавших защитников Ленинграда. Черноморские крейсера активно применялись для решения самых разнообразных задач, включая даже непосредственную высадку десантов. Основной угрозой для них стала немецкая авиация, и с 1943 года крупные корабли Черноморского флота не участвовали в боевых операциях, опасаясь потерь.

Во флотах Великобритании и Франции получил некоторое развитие класс крейсеров — минных заградителей. Например, британские корабли были вооружены лишь универсальной артиллерией, но брали на борт до 156 мин и отличались необычной для британских кораблей ставкой на максимально возможную скорость — более 39 узлов. Легкобронированный французский корабль, способный принять до 200 мин, имел полноценное вооружение крейсера из девяти 152-мм орудий и развивал на испытаниях скорость более 30 узлов. Флоты других стран специализированных крейсеров-минных заградителей не строили, но нередко предусматривали возможность размещения мин на кораблях обычных типов.

В 1930-х годах в ряде флотов появились специализированные крейсера, впоследствии именовавшиеся крейсерами ПВО. Они строились на базе небольших, но бронированных крейсеров с универсальной артиллерией главного калибра, способных и бороться с воздушным противником и выступать в качестве лидеров эсминцев. В британском флоте такими кораблями были крейсера типа «Дидо». Американский флот пополнился крейсерами типа «Атланта». Однако в целом новый класс себя не оправдал. Слишком слабые для морского боя с серьёзным надводным противником, эти крейсера, вместе с тем, не показали себя и как оплот флотской ПВО. Британским крейсерам не хватало огневой мощи и скоростей наводки, американские имели проблемы с количеством систем управления.

ТТХ основных видов крейсеров в разрезе стран изложено ниже.

wwii.space

Тяжелые крейсера? Нет карманные линейные корабли по-японски.

Задумывал тему, как «Япония очень заинтересовалась немецкими крейсерами типа «Дойчланд» (карманными линкорами), и решила строить собственные карманные линкоры.» Поэтому родоначальником «малых японских линкоров» должен был стать крейсер «Такао». Но увлекся рисованием, и уже «Миоко» получился как «карманный линкор» — а ведь не удалять же его обратно.

В конце концов почему бы Японии не самостоятельно придти к сходному с Германией решению?

***

Будучи участницей Вашингтонского морского соглашения, Япония согласилась на ограничение суммарного тоннажа своих тяжелых крейсеров 108 400 тоннами. Стремясь “втиснуть” в эту величину максимальную огневую мощь, японские конструкторы поначалу попытались создать предельно легкие корабли с максимальным артиллерийским вооружением.

Первыми подобными кораблями стали крейсера типов «Фуратака» и «Аоба» при водоизмещении менее 10 т.т., они были вооружены 6 203-мм орудиями.

Поняв, что стремление к максимальному облегчению кораблей ведет к снижению их боевых качеств, Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров решил полностью использовать лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на каждый корабль — 10 тыс. т. Но не успели просохнуть чернила на проекте «Миоко», Хирага осознал что 10 орудий пусть и в 203-мм будет недостаточно. Проблема в том, что флот отказался от проекта с 12-ю 203-мм орудиями.

И тогда Хирага выдвинул интересное предложение — поставить 6 254-мм орудий.

Такой калибр делал японские крейсера типа «Миоко» вдвое сильнее любого «вашингтонского» крейсера. Противостоять «Миоко» в бою было не возможно. Быстрый крейсер, и самое главное — с мощным вооружением мог безнаказанно обстреливать (точнее расстреливать) вражеские корабли. А если европейские и американские корабли начнут сближаться, чтобы эффективно использовать собственные пушки, то здесь их ожидает неприятный сюрприз в виде торпед.

Примерно так было в теории, но не все было гладко даже на бумаге.

А на бумаге Вашингтонского договора черным по белому было прописано, что тяжелые крейсера можно вооружать орудиями калибром не более 203-мм. Можно было пойти на хитрость, и поставить орудия в 210-мм — ну сами по судите, такая мелочь эти несчастные 7-мм. Тем более что на «Нагато» с его 410-мм против разрешенных 406-мм лишние миллиметры прокатили. Однако было крайне маловероятно что США и Европа пропустят эти жалкие 51-мм, которые «слегка» выше нормы.

Отсюда вывод орудия надо замаскировать!

И тут было принято очень не обычное решение, которое позволяло Японии в дальнейшем еще и предстать в облике миротворца!!!

На место 3-х орудийных башен были поставлены 4-х орудийные башни со 152-мм орудиями. Таким образом тяжелый крейсер стал крейсером легким!

Необходимо отметить, что 4-х орудийная башня со 152-мм орудиями специально разрабатывалась как «маскировочная». Япония официально призналась, что новая башня на крейсерах неудачная: она была тяжелая и большой. А раз башня тяжелая, значит и палубу надо соответственно укрепить — догадаться что надо сделать другую башню, японцы к удивлению европейцев не догадались.

А зачем делать другую башню, если японские конструктора специально добились умышленного утяжеления легкой башни. Придет время, и башни со 152-мм орудиями будут сняты и заменены на башни с 254-мм орудиями. И тут и погон уже соответствующий (как раз по проекту «войны») и палуба уже укреплена.

Все бы хорошо, но была еще одна  оказия. 254-мм орудия конечно мощнее (и в 2 раза тяжелее) чем 203-мм, однако скорострельность (в 2 раза меньше) и количество (6 против 10) играет не последнюю роль. Конечно немцы обошлись (в данной альтернативе — обойдутся) то же 6 орудиями, но ведь «Дойчланды» предназначались больше для рейдерства, а японцы строили корабли для боя. В общем вооружение 6 254-мм орудий было признано не достаточным для японских кораблей. Решение было найдено в установке дополнительной третьей башни.

Теперь с 9-ю 254-мм орудиями, тяжелый крейсер превращался в «малый линкор», или точнее «малый линейный крейсер».

Естественно, подобные «минилинкоры» должны были плавать в маскировочном виде с 12 (3*4) 152-мм орудиями.

Такое вооружение (12 6″ орудий) позволяло Японии утверждать, что Страна Восходящего Солнца за мир — вот вместо тяжелых крейсеров, легкие крейсера строим. А это не только плюс к тому что Япония воевать не хочет, но и то что Япония не израсходовала лимит тяжелых крейсеров. И может еще парочку тяжелых крейсеров построить, точнее опять легких крейсеров. Ведь под видом легких крейсеров, строятся тяжелые, точнее легкие линейные крейсера.

Следом за «Миоко» последовала (в 1927 году) серия «Тако» — так же с официальным легким вооружение в виде 12 152-мм орудий, но в последствии (в конце 30-х годов) получившим 9 254-мм орудий.

В начале 1930 года Япония приняла участие в Лондонской конференции, по итогам которой была вынуждена подписать Лондонский морской договор 1930 года.  Согласно этому документу, число тяжёлых крейсеров японского флота ограничивалось 12 единицами. К тому времени в строю уже находились по два тяжёлых крейсера типов «Фурутака» и «Аоба». Так же имелись четыре типа «Миоко» и находились в достройке четыре единицы типа «Такао», формально  являвшимися легкими крейсерами. Вот только тяжелые «Фурутаки» и «Аобы» с 203-мм орудиями, уступали в водоизмещении «Миоко» с «Такао» со 152-мм орудиями. Однако раз буква Договора соблюдена, то надо ее выполнять — ведь американские и европейские «вашингтонцы» то же не совсем укладывались в лимит. Причем в лимит не укладывались не легкие крейсера со 152-мм орудиями, а как раз тяжелые крейсера с 203-мм артиллерий. Таким образом, пусть Япония и нарушила правила (т.е. водоизмещение), но ее «тяжесть» была меньше по сравнению с нарушившими правилами (все то же — водоизмещение) Великобританией и США

Однако, и «корабли мира» (как окрестили «Миоко» и «Такао») все же не устраивали «белую расу». Ведь «Миоко» и «Такао» можно было считать неким реанимированным проектом крейсером «Кент» начала 20 века — по вооружению средние, по водоизмещению — тяжелые.

В результате, американо-европейские политики разрывающимися между «формально можно» и «возможно опасно» представили компромиссное решение: Япония может достроить еще 6 тяжелых крейсеров (вместо 8). Японцы, криво усмехнувшись, согласилась на такой вариант.

Так появился новый крейсер, созданный по типу усовершенствованный «Такао» — «Могами».

Официально заложенный как тяжелый крейсер, «Могами» в годы войны стал линейным крейсером (хотя и слабо вооруженным).

Сначала встал вопрос о вооружении крейсера — 12 152-мм (3*4), 16 152-мм (4*4), 9 203-мм (3*3), 12 203-мм (3*4), 16 203-мм (4*4) орудий. Пусть вас не смущает разброс в  152-203-мм орудиях. Япония четко знала — «Могами» (придет время) будут вооружены 254-мм орудиями. Вопросы были лишь в том, сколько можно 254-мм орудий поставить на крейсер, под что их замаскировать? Варианты были разнообразными: «стандартная» 9 (3*3), 12 (схема 3*4), или даже экзотические 12 (4*3), и наконец 16 (4*4).

Первым делом отказались от 9 254-мм — как «от слишком слабой»!, потом от 16 254-мм — не потому что «слишком сильно», а потому что вес большой. Потом началась ожесточенная борьба проекта с 4 башнями, который так же был брошен в корзину. Расчеты показали, что вес 12 254-мм орудий в 4-х башнях будет слишком велик что бы его можно было скрыть. Нет, скрывать будут естественно 152-мм — что тяжело?, тогда 127-мм, опять тяжело?  может 120-мм орудия или есть примерно 100-мм орудия? Вот только американцы и европейцы заинтересуются почему разрешенный Японии тяжелый крейсер получил на 8-12 203-мм а 8-12 120-мм орудий. Где здесь подвох? И если Япония так упорно строит легкие крейсера, при этом с усиленной палубой, то не водит ли Япония за нос европейцев?

В итоге подошли к схеме из трех четырехорудийных башен. Такой вариант позволял разместить вооружение в пределах лиммита водоизмещения, и не проигрывать в огневой мощи. Что касается орудия маскировки то здесь было решено перейти все же к разрешенным 203-мм орудиям. Хотя в японских архивах найден проект «Могами» с 3 6-ю орудийными 152-мм орудийными башнями! Однако подобный вариант с 18 152-мм орудиями так и остался на уровне рисунка.

Что касается башни с 8″ орудиями, то здесь Япония пошла по старому пути «маскировочной башни со 152-мм орудиями». То есть башня получилась большой и тяжелой; а чего вы хотите, нет у Японии опыта проектирования трехорудийных башен под 203-мм орудия. А если говорить об оружии — на себя посмотрите, кто делает крейсера с 12 203-мм орудиями?

 

Последним «карманным линкором по-японски» стали крейсера типа «Тонэ». Оба крейсера («Тоне» и его систер-шип «Чикума») были спроектированы как «усовершенствованный Могами». При проектировании этих крейсеров «маска мира»  была сброшена — вместо 9 203-мм оба крейсера сразу вооружались 12 254-мм орудиями. Главным отличием крейсеров типа «Тоне» от других японских крейсеров стало размещение артиллерии — все три четырехорудийные башни были размещены в «пирамидой» носовой части. В задней части находилось три башни со спаренными 127-мм универсальными орудиями. Таким образом на крейсерах типа «Тоне» был реализован или реанимирован проект линкора «Издумо».

К началу войны, Япония имела 14 «карманных линкора» со 144 254-мм орудиями. Информация о перевооружении Японией строго скрывалась. Официально Японские крейсера были перевооружены на 203-мм орудия.

Что касается оценки, то не все так однозначно.

В 1941-1942 годах, «карманные линкоры по-японски» были поистине универсальными кораблями. Борьба с вражескими кораблями (преимущественно крейсерами), поддержка десанта, обстрелы вражеской территории. И все это с блестящим успехом.

И все было замечательно. 254-мм артиллерия позволяла вести довольно-таки эффективный огонь (по сравнению с 203-мм) на дальних дистанциях. Как и немецкие 283-мм орудия, японские 254-мм прекрасно справлялись с броней всех «вашингтонцев» и других тяжелых крейсеров. Крейсера Великобритании, США, Австралии, Голландии были беззащитны против таких снарядов (особенно на средних дистанциях где пытались вести бой)- что не редко приводило к их гибели. Да что там крейсера! Ведь на долю «карманных линкоров» приходятся и классические линкоры.

В 1944-1945 годах, ситуация была иной. Волна успехов спала, а вот надежды на крейсера возлагались все больше и больше — раз они хорошо проявили пару лет назад, значит и сейчас себя покажут.  Но «карманные линкоры» не стали линкорами, ведь сами «карманные линкоры по-японски» все же являлись тяжелыми крейсерами — но никак не линкорами. Попытки использования Японией своих крейсеров в линии приводили к закономерному результату. К этому моменту, было потеряно преимущество и над крейсерам. В ближних боях японским кораблям не всегда хватало скорострельности, а на дальних дистанциях преимущество имела централизованная стрельба и наведение по радару (речь идет о стрельбе днем, ночью эти преимущества возрастали).

 Да и если быть точными, то японские «карманные линкоры» никогда не топили в артиллерийском бою линкоры противника. Те случаи, когда японские сверхкрейсера топили или тяжело повреждали американские и английские линкоры были скорее «миноносными». Бой (в основном случайный) начинался на близких дистанциях, после чего японцы активно применяли свои Лонг Лэнды — сверхмощные торпеды калибром 610-мм. Другими словами основная причина гибели линкоров — торпеды. 

С другой стороны, не стоит забывать о «моральном факторе» и о том, что «ожидание пытки хуже самой пытки».

После получения достоверной информации о том что японские тяжелые крейсера имеют 254-мм орудия, США и Великобритания испытали настоящий шок. Примерно в это же время был узнан калибр японской торпеды — 610-мм.

В результате, союзники ударились в крайность защиты и противодействия.

Так авианосцы типа «Мидуэй» получили необычайно мощную защиту.  Помня о гибели английского «Глориеса», американцы старались обеспечить надежную защиту от 254-мм снарядов, поскольку встреча с японскими «легкими линкорами» считалась вполне вероятной. Так на корабле появился 229-мм (в РИ 193-мм) бронепояс — самый толстый из когда-либо применявшийся на авианосцах. Правда он был установлен лишь по левому борту, справа же в целях компенсации веса плавучего острова, толщину плит уменьшили до 210 мм (что так же являлось рекордом защиты)

В попытке ликвидировать угрозу «восточных карманников», США заложили 10 линейных крейсеров типа «Аляска». Однако боевого успеха практически не имели (сбили несколько самолетов), и после войны были поставлены на консервацию. Строительство оставшихся было прекращено в 1945 году. Другими словами, большие деньги были использованы не рационально.

Надо сказать, что СССР то же получил плюс от японских кораблей (и не только в виде единой Кореи). В 1946-1947 годах было ясно, что страны Запада уже имеют в принципе адекватный ответ на только проектируемый крейсер «Сталинград». В результате линейные крейсера так и не были заложены, а высвободившиеся деньги потратили на постройку крейсеров проекта 68-К.

П.С.

В качестве «первоидеи» вот эта тема http://fai.org.ru/forum/topic/23860-kreysera-prevrashhayutsya-v-karmannyie-linkoryi/

Благодарность коллегам с ФАИ sanitareugen Mamay

alternathistory.com

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии — Альтернативная История

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии.

В некотором роде перезапуск материала «карманные линкоры? крейсера ПВО!».

Японский дракон пробудился! Сначала немножко покусал своего извечного врага — Китай. Затем, произошло то что действительно можно было назвать «рождением» или «пробуждением» дракона. В ходе двухлетней войны 1904-1905 годов, между Японией и Россией, победа досталась Японии. Японский дракон торжествовал — в то время как Российский медведь убрался в берлогу залечивать раны.

К сожалению, медведь, применив по успешному только один прием — захват, сильно сдавил дракона. И не будь помощи от американского «орла» и английского «льва» (как до начала схватки, так и во время нее), медвежьи объятия легко стали бы смертельными для молодого дракона.

Но, судьба благосклонна к Дракону (хотя и пришлось потратиться на лечение)! Вот уже европейцы сцепились в ожесточенной схватке, не замечая, что Дракон набирает силу. Вот только Великая Война в Европе закончилась все же слишком быстро. Как раз во время когда Япония подошла к обеденному столу, но слишком рано, что бы можно было забрать пирог (а за одно крошки, тарелку, блюдо….., да и стол то же ничего).

Вопреки всем ожиданиям, но «лев» не стал затевать схватку с «орлом», а в одиночку лезть на «орла» «дракон» не спешил.

И как оказалось — ошибся. Затей схватку сразу можно было рассчитывать на поддержку Великобритании….. А теперь ситуация изменилась к худшему. Североамериканский Орел и английский Лев решили бороться с японским Драконом. Шансов на победу — даже по отдельности было не много.

Но они были!

Надо только ударить по сильнее!

Ведь противник слаб! Он неизбежно прекратит драку и уступит Японии…..

Вот только как ударить по сильнее?

Главная сила флота — линкоры были ограничены в количествах. Ничего, возьмем всесокрушающим качеством!

Может сделать ставку на новые корабли — авианосцы? Если только в качестве вспомогательного.

Крейсера…..

Первоначальный вариант тяжелого крейсера с 8 203-мм орудиями, натолкнулся на маленькое противодействие со стороны «потенциальных противников» заложивших (или планирующие заложить) крейсера с 9-ю 203-мм орудиями. В ответ было решено так же пойти по принципу «+1» или «что не говори, а у меня на один больше» (прекрасный ответ — я тебе должен 100500 д.е., соответственно ты мне — 100501), а именно строить крейсера с 10 (2*5) 203-мм орудиями.

Вот только предварительные расчеты показывали, что 10 орудий против 9 орудий не слишком достаточно. Нет, конечно крейсер с 10-ю орудиями имеет преимущество в бою с крейсером у которого 8 или 9-ь орудий, но преимущество не большое.

Более того, преимущество нивелировалось тем, что у «белых» и кораблей было больше — что у «короля много», что у «президента много». И уж совсем возмутительно было то, что ни англо-американцы, ни французы с голландцами, не собирались воевать в равенстве сил или в меньшинстве. Ярость Страны Восходящего Солнца была столь велика, что она как-то подзабыла, что во времена последних войн (с русскими и немцами), японские корабли предпочитали атаковать уступающие им по силам русские корабли. Да и какое дело до этого Японии — самурай должен не считать врагов, а рубить их! И если врагов меньше, то это не повод отказываться от битвы. А что думаю враги по этому поводу, т.е. оказавшись в меньшинстве — знать не интересно. Хотя все упирается в три варианта: будут достойно сражаться — так восхитимся их мужеством, будут сражаться не достойно — не будем восхищаться, поднимут белый флаг — позор им!

Было ясно, что артиллерийские бои будут складываться не в пользу Японии (разменивать свой корабль на два вражеских, Япония не могла). Значит надо было сделать так, что бы складывались в пользу (размен 1 к 5 или лучше к 10)! Увеличить число орудий до 12… 14….16… 20!? Или лучше вести бой в темное время суток?

И вообще стоит ли делать ставку на артиллерийский бой? Может стоит сделать ставку на удар торпед?!

Решено — ночной бой. Японские эсминцы атакуют торпедами корабли противника, а тяжелые крейсера прикрывают эсминцы. А раз будет ночной бой, то можно оставить 8 орудий в 203-мм, но дополнить их 4-я зенитными установками со 120-127-мм орудиями. И не плохой вариант усиления ПВО, и самое главное позволяет ночью выпустить массу снарядов по ослаблению корабля противника.

***

Конструктор Ю.Хирага тут же быстро представил два варианта такого крейсера.

В первом варианте 3 башни (схема «пирамида») располагались в носовой части, четвертая башня и две зенитные установки располагались в кормовой части. Такой вариант концентрировал артиллерийскую мощь в передней полусфере, а задняя полусфера прикрывалась зенитными установками — и служила хорошим ПВО.

Второй вариант был «равномерным»: по две башни ГК и по одной зенитной установке располагались в носовой и кормовой части.

При этом Хирага считал оба варианта не удачными — лучше поставить 5 башен с 203-мм орудиями, да и торпедные аппараты следует убрать. Но у флота были свои пожелания.

Ведь, если

—  бой будет преимущественно на ближней дистанции, то требуется увеличить число зенитных / универсальных установок;

— и артиллерийский бой  не главное, ставку делаем на торпеды…..

…. то может сократим (точнее оставим как есть — если брать вариант «Аоба» и «Фурутака») число башен ГК до 3-х (6 орудий), зато поставим не 4, а 6 торпедных аппаратов!

Хирага был против…. но раз воин собирается воевать, то он сам выбирает себе оружие (или заказывает его), и не дело кузнеца указывать самураю на то какое оружие лучше использовать.

Так родились крейсера которые в некотором роде можно было назвать универсальными — они хорошо (по японским меркам) выступили как крейсера ПВО, прекрасно зарекомендовали себя в торпедных атаках (по оценкам и противников Японии), но артиллерийская мощь была все же слабой. Не то что другие тяжелые крейсера Великобритании, США, Италии, Германии имели преимущество, но даже легкие советские «Кировы» — и те превосходили в огневой мощи японские тяжелые крейсера.

Но — это в бою на дальней дистанции.

Ночь и близкая дистанция выводили японские крейсера на первое место по боевой эффективности.

Дать отпор на дальней дистанции или продержаться до ночи используя 203-мм орудия, затем использовать перевес в универсальной артиллерии, буквально засыпать врага 5-дюймовыми снарядами… А на последок — самое вкусное угостить его сверхмощными 610-мм кислородными торпедами.

В 1928 году в строй вступили крейсера типа «Миоко».  ГК 6 (2*3) 203-мм, 16 (2*8) 120-мм орудий (в последствии 127-мм), 18 (6*3) 610-мм ТА.

В 1932 году в строй вступили крейсера типа «Такао», на которых (при таком же вооружении) были учтены некоторые недостатки предыдущего типа — «Миоко».

В 1935 года в строй вступили крейсера типа «Могами». Здесь японцы сначала хотели расширить для себя квоту — «вот у нас тяжелые крейсера слабее чем у вас, поэтому давайте мы еще четверку построим». Но опасаясь размышлений «а почему это у вас (Японии) крейсера тяжелые такие слабые? Может вы их собираетесь установить парочку дополнительных башен или что-то иное приготовили?» решили не рисковать. В итоге «Могами», заложенные как легкие крейсера (9 152-мм орудий), перед войной внезапно стали тяжелыми — (6 203-мм орудий).  Вот только ответных «пулеметов», что английских  типа «Белфаст» и «Саутгемптон», что североамериканских «Бруклинов» на них не было.

В 1938 году в строй вступили крейсера типа «Тоне», да и было тех крейсеров 2 штуки («Тоне» и «Тикума») которые можно было назвать порождением «утреннего японского гения». Слабое артиллерийское (все те же 6 203-мм орудий) и зенитное вооружение (10 127-мм) — хотя европейские и американские корабли имели ПВО послабее —  при этом тяжелое минное вооружение — 4 4-х трубных торпедных аппарата и 9 гидросамолетов.

***

Японский Дракон наступал используя тяжелые крейсера (а так же линкоры, авианосцы, легкие крейсера эсминцы, подлодки, транспорты и т.п.), и

— с одной стороны залп теперь 9 вместо 6 торпед, т.е. больше возможностей куда-то попасть. Если в РИ выпущенные 6-12-18-24 торпеды не угодили в цель (например сражение в Яванском море), то теперь 9-15-21-27 торпед, и в цель может что-то попасть. Это приводит к попаданиям (а и возможным потоплениям) тех кораблей которые в РИ торпеды не получили или получили позднее. Опять же те корабли, которые получили 1-2 попадания, но остались на плаву (вроде крейсеров «Нью-Орлеан» и «Миннеаполис»), теперь получат 2-4 попадания и уже утонут ( т.е. экипаж спасшийся в РИ, теперь погибает).

— с другой стороны, торпедных аппаратов с одной стороны не 2 а 3 (а всего их на крейсере не 4 а 6), и этот дополнительный торпедный аппарат занимает некое место. И если во время РИ-боя, в это «место» попал вражеский снаряд или бомба и ничего существенного не произошло, то теперь вражеский боеприпас попадает в торпедный аппарат

а) не заряженный (выпустили торпеды)

б) заряженный (не выпустили торпеды)

разница между двумя подобными торпедными аппаратами в основном выражается в красочных пиротехнических шоу.

Так что потери противников Японии возрастут, но и крейсера Японии будут быстрее покидать бренный мир……

П.С. Нижнее фото (куда еще рисунки вставлять). Официально — крейсер «Могами», и даже есть чертежи

вот только, на самом деле «Могами» выглядел по другому….

 

 

alternathistory.com

Японские крейсеры в World of Warships

Японские кораблестроители придерживались довольно оригинальных взглядов на класс крейсеров. В отличие от американских «одноклассников», практически каждый корабль ветки в дополнение к артиллерийским орудиям оснащался и торпедными аппаратами. Хотя чаще всего они играли роль вспомогательного вооружения, в схватках на ближних дистанциях торпеды могут стать сильным козырем.

Одна из самых уязвимых точек корпуса японских крейсеров старших уровней — орудийные башни главного калибра. Не в силах обеспечить установкам надёжную защиту от крупнокалиберной артиллерии, кораблестроители решили ограничиться лишь лёгким противоосколочным бронированием. В итоге игрокам следует проявлять осторожность: на ближних дистанциях башни главного калибра японских крейсеров пробиваются даже средними по мощи орудиями.

Ещё один общий недостаток практически всех кораблей ветки — относительно слабая ПВО. Лишь на поздних этапах Второй мировой войны японским инженерам удалось скопировать зенитные автоматы Bofors и начать промышленное производство их аналога.

Благодаря этому крейсеры старших уровней могут похвастать уже относительно неплохим зенитным вооружением, хотя до уровня американских крейсеров и линкоров им по-прежнему далеко.

Эволюция крейсера

Ветка развития крейсеров японского флота начинается со второго уровня:

II уровень — Chikuma

Chikuma — первый японский крейсер, оснащённый паротурбинной установкой и броневым поясом. Единственный представитель ветки, который не несёт на борту торпедных аппаратов. Отчасти это компенсируется внушительной для своего уровня огневой мощью: на нём установлены восемь 152-мм орудий, а максимальный бортовой залп составляли пять из них.

III уровень — Tatsuta

По первоначальным планам Tatsuta проектировался в качестве лидеров эскадренных миноносцев, а потому может похвастать хорошей скоростью хода и отличным для своего уровня торпедным вооружением — двумя трёхтрубными аппаратами калибром 533 мм. Вместе с тем по сравнению с предшественником Tatsuta потерял в огневой мощи: на его борту были установлены лишь четыре 140-мм орудия.

IV уровень — Kuma

По сравнению с предшественником, крейсером Tatsuta, число артиллерийских орудий корабля увеличилось до семи. Благодаря высокой скорострельности и неплохой манёвренности Kuma станет прекрасным охотником на эсминцы, а возросшее до четырёх число торпедных аппаратов позволит дать отпор и тяжёлым кораблям противника.

V уровень — Furutaka

Благодаря вооружению из шести артиллерийских орудий калибром 203 мм Furutaka может успешно противостоять не только вражеским эсминцам, но и большинству «одноклассников». Интересна схема расположения орудий крейсера: полубашни установлены в виде двух пирамидок на борту и корме корабля. Подобное расположение установок позволяло экономить пространство палубы, но сокращало число орудий, способных вести огонь с носа или кормы, до двух.

VI уровень — Aoba

Крейсер Aoba стал первым кораблём ветки, уже при постройке получившим башенные двухорудийные установки главного калибра. Две из них располагались в носу корабля, и одна находилась на корме. Хотя максимальный бортовой залп остался на прежнем уровне, с носа Aoba может вести огонь сразу из четырёх орудий, что заметно помогает в уничтожении отступающих эсминцев. Кроме того, крейсер оборудован двумя четырёхтрубными торпедными аппаратами. Установки располагаются в кормовой части корабля, что немного затрудняет прицеливание во время торпедной атаки.

VII уровень — Mogami

Крейсер Mogami может похвастать довольно мощным торпедным вооружением: четыре трёхтрубных торпедных аппарата калибром 610 мм, установленных побортно, представляют серьёзную угрозу для тяжёлых кораблей противника. Не отстаёт и артиллерия. На борту корабля находится 15 скорострельных орудий калибром 155 мм, которые позволяют крейсеру успешно поражать даже самые манёвренные и быстрые эсминцы.

В ходе прокачки игрок сможет ещё больше усилить вооружение корабля, заменив первоначальные установки главного калибра на десять 203-мм орудий. Крейсер при этом потеряет в скорострельности, но взамен серьёзно увеличится урон от каждого залпа.

VIII уровень — Myōkō

Проект тяжёлого крейсера, водоизмещение которого вплотную приблизилось к лимитам Вашингтонского договора — 10 тысячам тонн. По сравнению с предшественниками крейсер весьма неплохо защищён.

Заметно возросла забронированная площадь корпуса, а толщина основного броневого пояса корабля достигла 100 мм. Артиллерия корабля расположена в пяти двухорудийных башнях и состоит из десяти орудий калибром 203 мм.

IX уровень — Ibuki

Крейсер Ibuki стал логичным продолжением своих предшественников по ветке по принципу «Быстрее, выше, сильнее!». Вооружение его составляют четыре побортных торпедных аппарата, оборудованных знаменитыми кислородными торпедами Long Lance, а также десять орудий калибром 203 мм, уверенно поражающих эсминцы и большинство «одноклассников».

X уровень — Senjo (Рабочее название)

Нереализованный проект тяжёлого крейсера 1941 года, вооружение которого возросло уже до 12 орудий. Четыре установки главного калибра по три ствола в каждой установлены поровну на носу и корме корабля.

Помимо этого, крейсер обладает относительно неплохим ПВО. Двенадцать 100-мм зенитных орудий надёжно защищают от ударных эскадрилий и позволяют активно действовать против вражеских авианосцев. В отличие от артиллерии, торпедное вооружение не усиливалось по сравнению с предшественниками, поскольку оно и без того находилось на весьма высоком уровне.

Читайте также

tankistador.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *