Зенитно ракетный комплекс тор – Тор (зенитный ракетный комплекс) — Википедия

Содержание

ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото,

ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото, качественный технологический рост средств воздушного нападения — включая новые тактические истребители, боевые вертолеты, высокоточное оружие, цифровые автоматизированные системы управления — дал мотивацию и возможность также и для развития средств защиты.
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.
ЗРК (ЗРС) 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий. Полк включал командный пункт и четыре зенитные батареи, каждая в составе четырех боевых машин и батарейного командного пункта. Батареи должны были работать автономно либо под централизованным управлением начальника ПВО дивизии или командира зенитного ракетного полка.

ЗРК «Тор» принят на вооружение в 1986 году, комплексу получил индекс 9К330, зенитная управляемая ракета — 9М330, индекс 9А330 соответствовал боевой машине, шасси было унифицировано с ЗПРК «Тунгуска»

Рождение ТОРа зрк зенитно-ракетного комплекса малой дальности фото
Разработка «ТОР» началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го — НПО «Антей»), главным конструктором комплекса — В. П. Ефремов, боевой машины — И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты — В. В. Коляскин.

«Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило

  • комплексу индекс 9К330
  • ЗУР — 9М330
  • боевой машине — 9А330.

Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт-съезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 «Латная рукавица» Gauntlet.
Состав и устройство ТОР зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото.
Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) — обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, — ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердотопливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспортно-пусковом контейнере. Старт ракеты — вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем включается маршевый двигатель. Детальное видео ночных стрельб зенитными управляемыми ракетами, ходовые испытания, полигон Капустин Яр, стрельба по беспилотному летательному аппарату БПЛа ночью смотрим на видео.


СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею самолета типа F-15 — 25-27 км, зависшего вертолета — 13-20 км, что важно засечка беспилотника БПЛА — до 15 км.

пусковой контейнер ЗРК с зенитными управляемыми ракетами 9М330, масса модуля чуть более 1 тонны

СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя — в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.
Одновременно с принятием ЗРК (ЗРС) «Тор» на вооружение было выдано задание на его модернизацию.
Модернизации ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности
Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте — декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991-м.

Модернизированный 9К331 «Тор-М1» принят на вооружение в 1991 г

Среди его существенных отличий:

  • — ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
  • — сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
  • — боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского М3;
  • — двухпроцессорная вычислительная система;
  • — возможность одновременного обстрела двух целей;
  • — новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
  • — автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
  • — наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).

Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».

ЗРК «Тор-М2», принятый на вооружение в 120-й зенитно-ракетной бригаде в городе Барановичи в Белоруссии, во время смотра. 2011 год.

Рабочие места зенитно-ракетного комплекса малой дальности ТОР-М2

ЗРК «Тор-М2У» во время генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы. Красная площадь, Москва, 2014 год

комплекс ЗРК 9К332 «Тор-М2 фото

Стрельбы ЗРК «Тор-М2У», производства завода из Ижевска «Купол»

Модификации «Тор» поставлялись в Азербайджан, Белоруссию, Венесуэлу, Грецию, Египет, Иран, КНР.

ТОР 2МЭ одна из модификаций ЗРК с повышенной эффективностью (относительно тора м1) предназначена для поставок на экспорт

На текущий момент завод «Купол» входящий в концерн «Алмаз-Антей», ведет работы по созданию морской версии ЗРК малой дальности типа «Тор-М2У» не путать с «Кинжалом». Предполагается что комплекс сможет размещаться на кораблях различного водоизмещения.

Один из предполагаемых вариантов расположения ЗРК «Тор» на корабле

Необходимо отметить, всего за время производства изготовлено около 240 ЗРК ТОР зенитно-ракетных комплексов малой дальности фото,

  • более 120 единиц находится на вооружении Российской армии,
  • следующей по насыщенности идет народная армия Китая около 60 единиц (количество нелицензионных копий, получивших наименование «Хунци-17», наверное не знает никто), что интересно, Китай выиграл тендер на создание системы ПРО Турции, догадайтесь на чьих разработках будет строится эта система.
  • 30 комплексами ЗРК обладает ИРАН и 21 Греция. Ирану же принадлежит и печальный опыт применения ТОРа, по собственному самолету, сбитому после того как тот залетел в запретную 20 километровую зону вокруг АЭС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИИ ЗРК (ЗРС) «ТОР»
Модификация «Тор» «Тор-М1» «Тор-М2»
Дальность поражения целей, м:
— максимальная 12 000 12 000 12 000
-минимальная 1500 1500 1000-1500
Высота поражения целей, м:
— максимальная 6000 6000 10 000
— минимальная 10 10 10
Максимальная скорость цели, м/с 700 700 700-900
Канальность по цели 1 2 4
Система наведения радиокомандная
Количество ЗУР на одной машине 8 8 8
Тип ЗУР 9М330 9М331 9М331
Стартовая масса ЗУР, кг 165 165 165
Масса боевой части, кг 14,8 14,8 14,8
Тип боевой части осколочно-фугасная
Тип двигателя двухрежимный РДТТ
Длина ЗУР, мм 2898 2898 2898
Диаметр корпуса ЗУР, мм 235 235 235
Размах крыла, мм 650 650 650
Скорость полета ЗУР, м/с 700-800 700-850 700-850
Количество ЗУР на пусковой установке 8 8 8
Боевой расчет, чел. 4 4 3
Время реакции, с
  • (с позиции)
  • (с короткой остановки)
7,4 (с позиции) 9,7 (с короткой остановки) 4-8
Способ перезаряжения боевой машины ОДИНОЧНЫМИЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР
Время перезаряжания, мин 30 20 18

toparmy.ru

ЗРК 9К331 Тор-М1 Фото. Видео. ТТХ. Устройство

Работы по созданию нового ЗРК малой дальности 9К331 «Тор-М1» в СССР были завершены в 1983 году, испытания комплекса проходили в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на вооружение Советской Армии. В состав ЗРК входят: боевая машина (БМ) 9АЗЗО, зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9МЗЗО, транспортно-заряжающая машина, транспортная машина и ремонтные средства. БМ 9АЗЗО представляет собой гусеничную легко бронированную машину ГМ-355 Минского транспортного завода с вращающейся башней большого размера, в которой размещено радиоэлектронное оборудование и 8 ЗУР.

ЗРК Тор-М1 — видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства — до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

— Разработчик: Алмаз-Антей
— Годы разработки: с 1972 по 1983
— Годы производства: с 1983
— Годы эксплуатации: с 1986

— Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

— Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

— База, мм: 5055
— Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

— 8 х ЗУР 9М330

Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)
— Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)
— Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700
— Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)

Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— а) истребителя — до 0,8;
— б) вертолета-0,5-0,88;
— в) беспилотного аппарата — 0,89-0,9

Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1

— Мощность двигателя, л. с.: 840

Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1

— Скорость по шоссе, км/ч: 65
— Запас хода по шоссе, км: 500

— Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8
— Преодолеваемый подъём, град.: 35
— Преодолеваемый ров, м: 2,0
— Преодолеваемый брод, м: 1,0

 

Фото ЗРК 9К331 Тор-М1

Добавить комментарий

oruzhie.info

Зенитно-ракетный комплекс «Тор»

Подробности
Категория: Системы и орудия ПВО
Опубликовано: 07.09.2016

ЗРК «Тор» — современный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия, способный одновременно вести огонь по 4 воздушным целям.

  1. Общее описание
  2. История создания
  3. Устройство
  4. Технические характеристики
  5. Модификации

В современных условиях ведения боевых действий акцент главенствующего фактора угроз повышается и в прямом и в переносном смысле – от земли, пехотных частей к небу, военно-воздушным силам. Роль авиации существенно возросла, ее действия, направленные на массовое уничтожение живой силы, техники противника, командных пунктов, фортификационных сооружений решают судьбу сражений. Этому подтверждение действие российских воздушно-космических сил в Сирии. Соответственно возрастает роль противоборствующей стороны – системы противовоздушной обороны и конкретно, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных быстро обнаружить и уничтожить «крылатого» противника. Помимо ликвидации пилотируемой авиации им предписывается противоборство крылатым ракетам противника различного типа, планирующим авиабомбам, беспилотным устройствам. Также поменялась манера ведения обороны. Более актуальной, чем преодоление водных преград, стала проблема увеличения маневренности, скоростных качеств и проходимости передвижных ЗРК для поддержки своих подразделений. Для этого требовался переход с колесной базы передвижных устройств на гусеничные.

Странички истории

Система ПВО Советского Союза, а затем России всегда занимала лидирующую позицию среди зарубежных аналогов. Разработанный в семидесятых годах ЗРК 9К37 «Бук» не утратил своей значимости и в наше время. Однако этого было не достаточно. Постановление Совета Министров страны потребовало разработки более совершенной системы. В 1975 году в НИЭМИ МРП началась работа по созданию такого зенитно-ракетного комплекса, отвечающего современным реалиям. Руководство по разработке системы в целом возложили на конструктора Ефремова В. Создание боевой машины поручили отделу под руководством Дризе И. Также был задействован МКБ «Факел» МАП, под руководством Грушина П. для создания ракеты для нового комплекса. В 1986 году началась эксплуатация нового зенитно-ракетного комплекса в подразделениях ПВО РФ.

Устройство ЗРК Тор

Новая система получившая название Тор состоит из нескольких составляющих.

  • СОЦ – станция обнаружения целей. Состоит из систем стабилизации и получении информации о стране обнаруженного объекта. Обзор пространства производится тремя лучами, каждый из которых имеет ширину 4 градуса углового диапазона и 1,5 градуса по азимуту и может перекрывать сегмент пространства в 32 градуса. Система позволяет обнаружить самолет типа F15 на расстоянии около 26 км, высоте от 30 м до 6 км с вероятностью в 80%.
  • СН – система наведения, которая координирует каналы зенитных ракет комплекса и канал обнаруженной цели.
  • ЭВМ – в обязанности которой входит обработка всей полученной информации и проведении оперативных вычислений на предмет получения данных для установки верных навигационных показателей необходимых для уничтожения обнаруженной цели.
  • Устройство поочередного запуска восьми управляемых ракет комплекса.
  • ЗРК Тор также оборудован и другими важнейшими устройствами для обеспечения своей жизнедеятельности: контрольная система определения функциональности ЗРК, самописца записи работы, устройство автономного питания и другие.
  • Вся техническая надстройка установлена на шасси с гусеницами «Объект 355», произведенном на Минском тракторном заводе, которое унифицировано с шасси 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине установлен комплекс ЗУР 9М330 с восемью ракетами. В данном устройстве впервые в мире была применена вертикальная система запуска.

Технические характеристики

Тор имеет следующие характеристики своих составляющих.

Боевая машина 9А330

  • Вес – 32 тонны.
  • Мощность мотора – 800 л. с.
  • Скорость по асфальтовому покрытию – 65 км/час.
  • Крутизна преодолимого подъема – 35 градусов.
  • Допустимый брод и ров, соответственно – 1 м и 2 м.
  • Клиренс – 450 мм.
  • Экипаж состоит из четырех человек.

Зенитная установка обладает такими данными.

  • ЗУР 9М330
  • Вес – 165 кг.
  • Длина – 2890 мм.
  • Диаметр – 230 мм.
  • Длина размаха крыла ракеты – 650 мм.
  • Возможная дистанция стрельб – 0,5 м — 12 км.
  • Скорость при полете ракеты – 2520 км/час.

При помощи боевой установки возможно поразить цель, находящейся в диапазоне от 0,5 до 12 км, находящейся на высоте от 10 м до 6000 м и летящей со скоростью 700 м/сек. ЗРК Тор занимает боевую позицию при переходе из походного в боевое положение в течении трех минут. Ракета в момент старта при помощи катапульты выкидывается из контейнера, после чего происходит расклад крыльев. Необходимый угол полета к установленной цели устанавливается газогенератором, который при получении информации перекрывает требуемые газоотводные каналы. После двадцати метров полета происходит запуск двигателя. Запущенная ракета набирает скорость 800 м/сек на полуторакилометровой высоте. Система навигационного устройства, направленную на поражаемую цель начинает свою работу пройдя дистанцию 250 метров. Взрыватель срабатывает при обработке полученных данных по мере сближения с уничтожаемым объектом.

class=»eliadunit»>

Модификации

«Кинжал» 3К95 — Морской вариант сухопутного аналога, вооруженный ракетой 9М330-2. 

9К331 «Тор-М1»

Не успел ЗРК Тор встать на вооружение в армейские части РФ, как его уже подвергли модернизации. Технический прогресс, в том числе и в военно-воздушных силах развивается настолько стремительно, что приходится принимать ответные шаги, чтобы дать требуемый отпор противнику.

В результате этих работ, проходивших в течении двух лет, модернизированный комплекс был поставлен в воинские подразделения в 1991 году. Изменения произошли следующие.

  • Появился второй целевой канал.
  • Увеличилась зона поражения целей, летящей на маленькой высоте.
  • Возможное соединение с командным пунктом типа 9С737 «Ранжир».
  • Уменьшился состав экипажа – три человека.
  • Бортовой компьютер снабжен новой двухпроцессорной системой, действующей намного эффективнее.
  • Применение новых ракет 9М331, способные выдержать большие перегрузки.

Тор-М1ТА — Размещение нового ЗУР на шасси «Урал»-5323 с колесной базой.

«Тор-М1Б» — Ведомый вариант перемещения на полуприцепных устройствах.

ЗРК «Тор-М2», отличительной особенностью которого является поддержка огнем ЗУР своих частей на ходу.

Существует еще несколько модификаций ЗРК Тор, но их объединяет одно предназначение – защищать небо Родины от врагов.

 

 

class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

Тор (зенитный ракетный комплекс) — это… Что такое Тор (зенитный ракетный комплекс)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тор.
Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве
БМ 9А331-1 ЗРК 9К331 «Тор-М1»
Классификация Зенитный ракетный комплекс
Боевая масса, т 32
Экипаж, чел. 4 (9А330)
3 (9А331)
История
Производитель
Годы разработки с 1972 по 1983
Годы производства с 1983
Годы эксплуатации с 1986
Количество выпущенных, шт. 245[сн 1]
Основные операторы
Размеры
База, мм 5055
Клиренс, мм 450
Вооружение
Дальность стрельбы, км 1..12
Другое вооружение 8 х ЗУР 3М330
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0
Дополнительно
Изображения на Викискладе? Тор (зенитный ракетный комплекс)

«Тор» (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и НАТО — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс». Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в НИЭМИ с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — Вениамин Павлович Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года[1].

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.[2]

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка, и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов.[3]

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Станция оборудована системой опознавания «свой-чужой». Работает в сантиметровом диапазоне волн с частным управлением по углу места лучом. Одновременно может производиться обзор угла места сразу тремя лучами, очерёдность устанавливается с помощью ЭВМ. Каждый луч имеет ширину 4° по углу места и 1,5° по азимуту. Один луч способен перекрыть сектор в 32° по углу места. В основном режиме темп просмотра зоны обнаружения составляет три секунды, при этом нижняя часть зоны сканируется два раза. Дополнительно, имеется режим обзора тремя лучами с темпом в 1 секунду. Отметки с координатами обнаруженных целей завязываются в трассы. Всего станция обнаружения целей может завязать 10 трасс по 24 обнаруженным целям.[4]

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5—2° по азимуту, 4° — по углу места и 200 метров — по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25—27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6—7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40—70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13—20 км — 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км — не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет.[5]

Станция наведения (СН)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция предназначена для обнаружения и автосопровождения одной цели по трём координатам с помощью моноимпульсного метода, и наведения одной или двух ракет на цель после запуска. Работает в сантиметровом диапазоне волн. Конструкция РЛС представляет собой малоэлементную фазированную антенную решётку, способную формировать луч шириной 1° по углу места и азимуту. Станция наведения обеспечивает электронное сканирование и поиск цели с секторе 3° по азимуту и 7° по углу места. Через единый передатчик антенной решётки осуществляется передача на борт команд наведения, кроме того, осуществляется одновременное определение координат цели и наводимых на неё ракет. Среднеквадратическая ошибка при сопровождении ЗУР не превышает 2,5 метров, при автосопровождении истребителей — не более 7 метров по дальности и 30 м/с по скорости. Разрешающая способность: не хуже 1° по азимуту и углу места, 100 метров — по дальности.[6]

ЗУР 9М330

9М330
Основные характеристики
Назначение Зенитная управляемая ракета
Разработчик МКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг 165
Диаметр, мм 230
Длина, мм 2890
Размах крыла, мм 650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 12,0
Скорость полёта цели, км/ч 2520
Скорость полёта, М 2,11..2,41
Боевая часть 14,8 кг
Наведение радиокомандное
Взрыватель радиовзрыватель
Носители 9А330, ЗК95
Модификации 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16—21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700—800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель.[7]

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО — SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир». Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 с во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.[8]

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.[9]

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.[10]

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955, производства Мытищинского машиностроительного завода.[11]

«Тор-М1-ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе 4МЗАП8335.[11]

«Тор-М1-Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.[11]

«Тор-М1-ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.[11]

«Тор-М1-2У»

Модернизация комплекса 9К331 «Тор-М1».

9К332 «Тор-М2»

  • Тор-М2 (9К332) — видна новая антенна обнаружителя

  • ЗРК Тор-М2Э (9К332МК) на МАКС-2009, новое шасси

  • Макет ЗРК Тор-М2Э на МАКС-2009, хорошо видны открытые ракетные шахты

ЗРК «Тор-М2» в настоящее время производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Является представителем нового поколения боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

В 2008—2009 гг активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2».[12]

Существует колесный вариант боевой машины ЗРК «Тор-М2Э» — 9К332МК на базе шасси, разработанного белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей».[13]

ТТХ
  • Зона поражения:
    • по дальности: от 1 до 12 км
    • по высоте: от 0,01 до 10 км
    • по параметру: 8 км
  • Время реакции, с: 4,8
  • Макс. скорость поражаемых целей 700 м/с
  • Максимальная перегрузка ракеты: 30 g
  • Скорость полета ЗУР 700..800 м/с
  • Минимальная ЭПР цели 0,05 м²[14]
  • Система наведения помехозащищенная радиокомандная
  • Число целевых каналов 4 канала
  • Число ЗУР на боевой машине 8 ракет
  • Год разработки 2008
  • Экипаж 3 чел
  • Запас хода 500 км[15]

«Хунци-17»

Китайская нелицензионная копия. Создана на базе купленных ЗРК «Тор-М1» после отказа в получении лицензии на производство от Министерства обороны России[16].

Операторы

См. также

Примечания

  1. По состоянию на 2010 год 120 комплексов «Тор» состояло на вооружении России, 60 — у Китая, 31 — у Греции и Кипра, 29 — у Ирана, 4 — у Венесуэлы, 1 — у Белоруссии. Итого 245 комплексов.
Источники
  1. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  2. Василий, Гуринович, 2001, с. 198
  3. Василий, Гуринович, 2001, с. 198-199
  4. Василий, Гуринович, 2001, с. 199-200
  5. Василий, Гуринович, 2001, с. 200
  6. Василий, Гуринович, 2001, с. 200-201
  7. Василий, Гуринович, 2001, с. 201-203
  8. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-205
  9. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-207, 210
  10. Василий, Гуринович, 2001, с. 206-208
  11. 1 2 3 4 Василий, Гуринович, 2001, с. 211
  12. Новейшие комплексы ПВО «Тор-М2» и «Бук-М3» будут приняты на вооружение ВС РФ в 2008—2009 годах на сайте Роспрома, ИТАР-ТАСС, 21 сентября 2007
  13. Год ПВО. Итоги 2007 года на сайте «Вестник ПВО»
  14. МАКС-2007 — 0005.htm
  15. Система ПВО малой дальности «Тор-М2Э»
  16. Еще один факт оружейного пиратства: китайцы скопировали российский зенитный ракетный комплекс «Тор»  (рус.). Вестник Мордовии. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 19 сентября 2012.
  17. The Military Balance 2010. — P. 223.
  18. 1 2 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  19. BelArmy: Беларусь купила у России 14 комплексов Тор-м2э, передача их состоялась 28 декабря 2011.
  20. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 99.
  21. The Military Balance 2010. — P. 138.
  22. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 139.
  23. The Military Balance 2010. — P. 181.
  24. Греция заменит на Кипре С-300 на ЗРК «Тор-М1» и САУ «Сюзанна». — ВОЙНА и МИР
  25. The Military Balance 2010. — P. 253.
  26. Россия начала поставки в Иран комплексов ПВО «Тор-М1» — АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС»

Литература

  • Василий Н. Я., Гуринович А. Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. — Справочное издание. — Минск: Белорусский дом печати, 2001. — С. 244,247. — 461 с. — 11 000 экз.

Ссылки

  Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК
Комплексы ПРО

А-35 «Алдан» • А-135 «Амур» • А-235

ЗУ ВВС и ПВО
Ближнего действия (до 10 км)
Малой дальности (от 10 до 50 км)

С-25 «Беркут» • С-75 «Двина» • С-125 «Нева»/«Печора»

Средней дальности (от 50 до 200 км)
Дальнего действия (> 200 км)
ЗУ
сухопутных
войск РФ
Ближнего действия (до 15 км)
Малой дальности (от 15 до 30 км)
Средней дальности (от 30 до 100 км)
Дальнего действия (> 100 км)
ЗУ ВМФ РФ
Командные пункты,
средства управления,
разное
Войск ПВО

5Н83С (Командный пункт ЗРК)

Сухопутных войск
Военно-морского Флота
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

dvc.academic.ru

Тор (зенитный ракетный комплекс) — это… Что такое Тор (зенитный ракетный комплекс)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тор.
Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве
БМ 9А331-1 ЗРК 9К331 «Тор-М1»
Классификация Зенитный ракетный комплекс
Боевая масса, т 32
Экипаж, чел. 4 (9А330)
3 (9А331)
История
Производитель
Годы разработки с 1972 по 1983
Годы производства с 1983
Годы эксплуатации с 1986
Количество выпущенных, шт. 245[сн 1]
Основные операторы
Размеры
База, мм 5055
Клиренс, мм 450
Вооружение
Дальность стрельбы, км 1..12
Другое вооружение 8 х ЗУР 3М330
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0
Дополнительно
Изображения на Викискладе? Тор (зенитный ракетный комплекс)

«Тор» (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и НАТО — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс». Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в НИЭМИ с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — Вениамин Павлович Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года[1].

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.[2]

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка, и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов.[3]

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Станция оборудована системой опознавания «свой-чужой». Работает в сантиметровом диапазоне волн с частным управлением по углу места лучом. Одновременно может производиться обзор угла места сразу тремя лучами, очерёдность устанавливается с помощью ЭВМ. Каждый луч имеет ширину 4° по углу места и 1,5° по азимуту. Один луч способен перекрыть сектор в 32° по углу места. В основном режиме темп просмотра зоны обнаружения составляет три секунды, при этом нижняя часть зоны сканируется два раза. Дополнительно, имеется режим обзора тремя лучами с темпом в 1 секунду. Отметки с координатами обнаруженных целей завязываются в трассы. Всего станция обнаружения целей может завязать 10 трасс по 24 обнаруженным целям.[4]

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5—2° по азимуту, 4° — по углу места и 200 метров — по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25—27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6—7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40—70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13—20 км — 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км — не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет.[5]

Станция наведения (СН)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция предназначена для обнаружения и автосопровождения одной цели по трём координатам с помощью моноимпульсного метода, и наведения одной или двух ракет на цель после запуска. Работает в сантиметровом диапазоне волн. Конструкция РЛС представляет собой малоэлементную фазированную антенную решётку, способную формировать луч шириной 1° по углу места и азимуту. Станция наведения обеспечивает электронное сканирование и поиск цели с секторе 3° по азимуту и 7° по углу места. Через единый передатчик антенной решётки осуществляется передача на борт команд наведения, кроме того, осуществляется одновременное определение координат цели и наводимых на неё ракет. Среднеквадратическая ошибка при сопровождении ЗУР не превышает 2,5 метров, при автосопровождении истребителей — не более 7 метров по дальности и 30 м/с по скорости. Разрешающая способность: не хуже 1° по азимуту и углу места, 100 метров — по дальности.[6]

ЗУР 9М330

9М330
Основные характеристики
Назначение Зенитная управляемая ракета
Разработчик МКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг 165
Диаметр, мм 230
Длина, мм 2890
Размах крыла, мм 650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 12,0
Скорость полёта цели, км/ч 2520
Скорость полёта, М 2,11..2,41
Боевая часть 14,8 кг
Наведение радиокомандное
Взрыватель радиовзрыватель
Носители 9А330, ЗК95
Модификации 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16—21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700—800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель.[7]

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО — SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир». Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 с во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.[8]

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.[9]

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.[10]

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955, производства Мытищинского машиностроительного завода.[11]

«Тор-М1-ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе 4МЗАП8335.[11]

«Тор-М1-Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.[11]

«Тор-М1-ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.[11]

«Тор-М1-2У»

Модернизация комплекса 9К331 «Тор-М1».

9К332 «Тор-М2»

  • Тор-М2 (9К332) — видна новая антенна обнаружителя

  • ЗРК Тор-М2Э (9К332МК) на МАКС-2009, новое шасси

  • Макет ЗРК Тор-М2Э на МАКС-2009, хорошо видны открытые ракетные шахты

ЗРК «Тор-М2» в настоящее время производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Является представителем нового поколения боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

В 2008—2009 гг активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2».[12]

Существует колесный вариант боевой машины ЗРК «Тор-М2Э» — 9К332МК на базе шасси, разработанного белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей».[13]

ТТХ
  • Зона поражения:
    • по дальности: от 1 до 12 км
    • по высоте: от 0,01 до 10 км
    • по параметру: 8 км
  • Время реакции, с: 4,8
  • Макс. скорость поражаемых целей 700 м/с
  • Максимальная перегрузка ракеты: 30 g
  • Скорость полета ЗУР 700..800 м/с
  • Минимальная ЭПР цели 0,05 м²[14]
  • Система наведения помехозащищенная радиокомандная
  • Число целевых каналов 4 канала
  • Число ЗУР на боевой машине 8 ракет
  • Год разработки 2008
  • Экипаж 3 чел
  • Запас хода 500 км[15]

«Хунци-17»

Китайская нелицензионная копия. Создана на базе купленных ЗРК «Тор-М1» после отказа в получении лицензии на производство от Министерства обороны России[16].

Операторы

См. также

Примечания

  1. По состоянию на 2010 год 120 комплексов «Тор» состояло на вооружении России, 60 — у Китая, 31 — у Греции и Кипра, 29 — у Ирана, 4 — у Венесуэлы, 1 — у Белоруссии. Итого 245 комплексов.
Источники
  1. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  2. Василий, Гуринович, 2001, с. 198
  3. Василий, Гуринович, 2001, с. 198-199
  4. Василий, Гуринович, 2001, с. 199-200
  5. Василий, Гуринович, 2001, с. 200
  6. Василий, Гуринович, 2001, с. 200-201
  7. Василий, Гуринович, 2001, с. 201-203
  8. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-205
  9. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-207, 210
  10. Василий, Гуринович, 2001, с. 206-208
  11. 1 2 3 4 Василий, Гуринович, 2001, с. 211
  12. Новейшие комплексы ПВО «Тор-М2» и «Бук-М3» будут приняты на вооружение ВС РФ в 2008—2009 годах на сайте Роспрома, ИТАР-ТАСС, 21 сентября 2007
  13. Год ПВО. Итоги 2007 года на сайте «Вестник ПВО»
  14. МАКС-2007 — 0005.htm
  15. Система ПВО малой дальности «Тор-М2Э»
  16. Еще один факт оружейного пиратства: китайцы скопировали российский зенитный ракетный комплекс «Тор»  (рус.). Вестник Мордовии. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 19 сентября 2012.
  17. The Military Balance 2010. — P. 223.
  18. 1 2 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  19. BelArmy: Беларусь купила у России 14 комплексов Тор-м2э, передача их состоялась 28 декабря 2011.
  20. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 99.
  21. The Military Balance 2010. — P. 138.
  22. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 139.
  23. The Military Balance 2010. — P. 181.
  24. Греция заменит на Кипре С-300 на ЗРК «Тор-М1» и САУ «Сюзанна». — ВОЙНА и МИР
  25. The Military Balance 2010. — P. 253.
  26. Россия начала поставки в Иран комплексов ПВО «Тор-М1» — АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС»

Литература

  • Василий Н. Я., Гуринович А. Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. — Справочное издание. — Минск: Белорусский дом печати, 2001. — С. 244,247. — 461 с. — 11 000 экз.

Ссылки

  Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК
Комплексы ПРО

А-35 «Алдан» • А-135 «Амур» • А-235

ЗУ ВВС и ПВО
Ближнего действия (до 10 км)
Малой дальности (от 10 до 50 км)

С-25 «Беркут» • С-75 «Двина» • С-125 «Нева»/«Печора»

Средней дальности (от 50 до 200 км)
Дальнего действия (> 200 км)
ЗУ
сухопутных
войск РФ
Ближнего действия (до 15 км)
Малой дальности (от 15 до 30 км)
Средней дальности (от 30 до 100 км)
Дальнего действия (> 100 км)
ЗУ ВМФ РФ
Командные пункты,
средства управления,
разное
Войск ПВО

5Н83С (Командный пункт ЗРК)

Сухопутных войск
Военно-морского Флота
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

biograf.academic.ru

Тор (зенитный ракетный комплекс) — это… Что такое Тор (зенитный ракетный комплекс)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тор.
Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве
БМ 9А331-1 ЗРК 9К331 «Тор-М1»
Классификация Зенитный ракетный комплекс
Боевая масса, т 32
Экипаж, чел. 4 (9А330)
3 (9А331)
История
Производитель
Годы разработки с 1972 по 1983
Годы производства с 1983
Годы эксплуатации с 1986
Количество выпущенных, шт. 245[сн 1]
Основные операторы
Размеры
База, мм 5055
Клиренс, мм 450
Вооружение
Дальность стрельбы, км 1..12
Другое вооружение 8 х ЗУР 3М330
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0
Дополнительно
Изображения на Викискладе? Тор (зенитный ракетный комплекс)

«Тор» (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и НАТО — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс». Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в НИЭМИ с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — Вениамин Павлович Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года[1].

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.[2]

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка, и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов.[3]

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Станция оборудована системой опознавания «свой-чужой». Работает в сантиметровом диапазоне волн с частным управлением по углу места лучом. Одновременно может производиться обзор угла места сразу тремя лучами, очерёдность устанавливается с помощью ЭВМ. Каждый луч имеет ширину 4° по углу места и 1,5° по азимуту. Один луч способен перекрыть сектор в 32° по углу места. В основном режиме темп просмотра зоны обнаружения составляет три секунды, при этом нижняя часть зоны сканируется два раза. Дополнительно, имеется режим обзора тремя лучами с темпом в 1 секунду. Отметки с координатами обнаруженных целей завязываются в трассы. Всего станция обнаружения целей может завязать 10 трасс по 24 обнаруженным целям.[4]

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5—2° по азимуту, 4° — по углу места и 200 метров — по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25—27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6—7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40—70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13—20 км — 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км — не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет.[5]

Станция наведения (СН)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция предназначена для обнаружения и автосопровождения одной цели по трём координатам с помощью моноимпульсного метода, и наведения одной или двух ракет на цель после запуска. Работает в сантиметровом диапазоне волн. Конструкция РЛС представляет собой малоэлементную фазированную антенную решётку, способную формировать луч шириной 1° по углу места и азимуту. Станция наведения обеспечивает электронное сканирование и поиск цели с секторе 3° по азимуту и 7° по углу места. Через единый передатчик антенной решётки осуществляется передача на борт команд наведения, кроме того, осуществляется одновременное определение координат цели и наводимых на неё ракет. Среднеквадратическая ошибка при сопровождении ЗУР не превышает 2,5 метров, при автосопровождении истребителей — не более 7 метров по дальности и 30 м/с по скорости. Разрешающая способность: не хуже 1° по азимуту и углу места, 100 метров — по дальности.[6]

ЗУР 9М330

9М330
Основные характеристики
Назначение Зенитная управляемая ракета
Разработчик МКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг 165
Диаметр, мм 230
Длина, мм 2890
Размах крыла, мм 650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 12,0
Скорость полёта цели, км/ч 2520
Скорость полёта, М 2,11..2,41
Боевая часть 14,8 кг
Наведение радиокомандное
Взрыватель радиовзрыватель
Носители 9А330, ЗК95
Модификации 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16—21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700—800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель.[7]

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО — SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир». Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 с во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.[8]

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.[9]

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.[10]

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955, производства Мытищинского машиностроительного завода.[11]

«Тор-М1-ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе 4МЗАП8335.[11]

«Тор-М1-Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.[11]

«Тор-М1-ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.[11]

«Тор-М1-2У»

Модернизация комплекса 9К331 «Тор-М1».

9К332 «Тор-М2»

  • Тор-М2 (9К332) — видна новая антенна обнаружителя

  • ЗРК Тор-М2Э (9К332МК) на МАКС-2009, новое шасси

  • Макет ЗРК Тор-М2Э на МАКС-2009, хорошо видны открытые ракетные шахты

ЗРК «Тор-М2» в настоящее время производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Является представителем нового поколения боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

В 2008—2009 гг активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2».[12]

Существует колесный вариант боевой машины ЗРК «Тор-М2Э» — 9К332МК на базе шасси, разработанного белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей».[13]

ТТХ
  • Зона поражения:
    • по дальности: от 1 до 12 км
    • по высоте: от 0,01 до 10 км
    • по параметру: 8 км
  • Время реакции, с: 4,8
  • Макс. скорость поражаемых целей 700 м/с
  • Максимальная перегрузка ракеты: 30 g
  • Скорость полета ЗУР 700..800 м/с
  • Минимальная ЭПР цели 0,05 м²[14]
  • Система наведения помехозащищенная радиокомандная
  • Число целевых каналов 4 канала
  • Число ЗУР на боевой машине 8 ракет
  • Год разработки 2008
  • Экипаж 3 чел
  • Запас хода 500 км[15]

«Хунци-17»

Китайская нелицензионная копия. Создана на базе купленных ЗРК «Тор-М1» после отказа в получении лицензии на производство от Министерства обороны России[16].

Операторы

См. также

Примечания

  1. По состоянию на 2010 год 120 комплексов «Тор» состояло на вооружении России, 60 — у Китая, 31 — у Греции и Кипра, 29 — у Ирана, 4 — у Венесуэлы, 1 — у Белоруссии. Итого 245 комплексов.
Источники
  1. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  2. Василий, Гуринович, 2001, с. 198
  3. Василий, Гуринович, 2001, с. 198-199
  4. Василий, Гуринович, 2001, с. 199-200
  5. Василий, Гуринович, 2001, с. 200
  6. Василий, Гуринович, 2001, с. 200-201
  7. Василий, Гуринович, 2001, с. 201-203
  8. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-205
  9. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-207, 210
  10. Василий, Гуринович, 2001, с. 206-208
  11. 1 2 3 4 Василий, Гуринович, 2001, с. 211
  12. Новейшие комплексы ПВО «Тор-М2» и «Бук-М3» будут приняты на вооружение ВС РФ в 2008—2009 годах на сайте Роспрома, ИТАР-ТАСС, 21 сентября 2007
  13. Год ПВО. Итоги 2007 года на сайте «Вестник ПВО»
  14. МАКС-2007 — 0005.htm
  15. Система ПВО малой дальности «Тор-М2Э»
  16. Еще один факт оружейного пиратства: китайцы скопировали российский зенитный ракетный комплекс «Тор»  (рус.). Вестник Мордовии. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 19 сентября 2012.
  17. The Military Balance 2010. — P. 223.
  18. 1 2 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  19. BelArmy: Беларусь купила у России 14 комплексов Тор-м2э, передача их состоялась 28 декабря 2011.
  20. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 99.
  21. The Military Balance 2010. — P. 138.
  22. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 139.
  23. The Military Balance 2010. — P. 181.
  24. Греция заменит на Кипре С-300 на ЗРК «Тор-М1» и САУ «Сюзанна». — ВОЙНА и МИР
  25. The Military Balance 2010. — P. 253.
  26. Россия начала поставки в Иран комплексов ПВО «Тор-М1» — АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС»

Литература

  • Василий Н. Я., Гуринович А. Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. — Справочное издание. — Минск: Белорусский дом печати, 2001. — С. 244,247. — 461 с. — 11 000 экз.

Ссылки

  Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК
Комплексы ПРО

А-35 «Алдан» • А-135 «Амур» • А-235

ЗУ ВВС и ПВО
Ближнего действия (до 10 км)
Малой дальности (от 10 до 50 км)

С-25 «Беркут» • С-75 «Двина» • С-125 «Нева»/«Печора»

Средней дальности (от 50 до 200 км)
Дальнего действия (> 200 км)
ЗУ
сухопутных
войск РФ
Ближнего действия (до 15 км)
Малой дальности (от 15 до 30 км)
Средней дальности (от 30 до 100 км)
Дальнего действия (> 100 км)
ЗУ ВМФ РФ
Командные пункты,
средства управления,
разное
Войск ПВО

5Н83С (Командный пункт ЗРК)

Сухопутных войск
Военно-морского Флота
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

veter.academic.ru

ЗРК (ЗРС) «Тор» | Военное оружие и армии Мира

На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.

РОЖДЕНИЕ «ТОРА»

Разработка ЗРК (ЗРС) «Тор» началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го — НПО «Антей»), главным конструктором комплекса — В. П. Ефремов, боевой машины — И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты — В. В. Коляскин. «Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило комплексу индекс 9К330, ЗУР — 9М330, боевой машине — 9А330. Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 Gauntlet.

СОСТАВ И УСТРОЙСТВО

Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) — обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, — ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердо-топливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспорт-но-пусковом контейнере. Старт ракеты — вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем
включается маршевый двигатель.

СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею самолета типа F-15 — 25-27 км, зависшего вертолета — 13-20 км, БПЛА — до 15 км. СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя — в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте — декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991 -м. Среди его существенных отличий:

— ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
— сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
— боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского МЗ;
— двухпроцессорная вычислительная система;
— возможность одновременного обстрела двух целей;
— новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
— автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
— наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).

Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».