Эволюция ПАК ФА. Как менялся российский истребитель пятого поколения
18:0608.08.2017
(обновлено: 17:13 11.08.2017)
5208528717
МОСКВА, 8 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Новый прототип российского истребителя ПАК ФА Т-50-11 с бортовым номером 511 впервые поднялся в небо. Об этом сообщает ряд СМИ со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли. Обновленная машина стала девятым по счету истребителем тестовой серии, задействованным в летных испытаниях. Всего же было построено 13 опытных Т-50, включая образцы для наземных статических испытаний.
Минобороны может получить в первой партии 12 истребителей ПАК ФАПредполагается, что Т-50-11 и более ранний Т-50-10, об испытаниях которого пока ничего не известно, внешне полностью соответствуют серийному истребителю. В то же время комплекс бортового оборудования новой машине достанется в наследство от Т-50-9, впервые поднявшегося в воздух 24 апреля 2017 года. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщал, что установочная партия, состоящая из 12 новейших самолетов, начнет поставляться в Воздушно-космические силы России в 2019 году. Таким образом, от первого полета до серийного производства российского истребителя пятого поколения пройдет девять лет. Для машины такого уровня — небольшой срок.Первые испытания
Истребитель СУ-47 «Беркут»
Финансирование программы ПАК ФА началось в 2005 году. А 8 августа 2007 года главком российских ВВС Александр Зелин сообщил журналистам, что разработка новой машины завершена. За два года планировалось построить три летных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА на земле на двух первых опытных образцах — Т-50-0 и Т-50-КНС (комплексно-натурный стенд). Впрочем, из-за ряда технических сложностей впервые поднять истребитель в воздух удалось чуть позже — 29 января 2010 года. Опытный, еще не окрашенный борт Т-50-1 пилотировал лучший российский летчик-испытатель Сергей Богдан. Полет длился около 45 минут, в ходе которого самолет на дозвуковой скорости выполнил ряд несложных маневров с выпущенными шасси под присмотром истребителя Су-27 сопровождения.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
Второй летный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 марта 2011 года и уже 14 марта впервые преодолел звуковой барьер. К этому дню «единица» и «двойка» совершили 40 испытательных полетов. Тесты проходили в штатном режиме, но в августе 2011 года на авиасалоне МАКС Т-50-2 неожиданно взбрыкнул. Сергей Богдан должен был выполнить показательный полет, но во время разбега по ВПП из сопла правого двигателя вырвалось пламя. Пилот был вынужден прервать взлет. Причиной инцидента был назван помпаж двигателя — потеря устойчивого течения воздушного потока через турбину. Ремонт поврежденного самолета удалось провести в короткие сроки, и он вернулся к программе испытаний.
Второй этап
Су-35С вылечили от «детских болезней», а для ПАК ФА создали новый двигательОпытные машины Т-50-6 (первый полет — 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 ноября 2016 года) и Т-50-9 (24 апреля 2017 года) представляли собой так называемые прототипы второго этапа. Их главное отличие от старших собратьев — конструктивные особенности, позволяющие установить на самолеты новую силовую установку. В настоящий момент все воплощенные в железе ПАК ФА оснащены модернизированными двигателями АЛ-41Ф1, схожими с движками на серийных Су-35С. Двигатель второго этапа, известный под обозначением «Изделие 30», получит новые вентилятор и систему управления, будет более экономно расходовать топливо и обладать повышенным ресурсом. Ожидается, что опытный ПАК ФА с этим двигателем впервые поднимется в воздух в четвертом квартале 2017 года. Кроме того, по оценкам авиационных специалистов, «шестерка», «восьмерка» и «девятка» получили значительно усиленный фюзеляж, немного увеличенный размах крыла, а также более широкое использование композитных материалов в конструкции. Вероятно, на одной из этих машин испытывался и штатный комплекс бортового вооружения ПАК ФА.Готовность к серии
В июле текущего года на авиасалоне в Жуковском Бондарев сообщил, что в рамках МАКС было подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов. Таким образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать предсерийными машинами. Уже сейчас самолет вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты.
Истребители Т-50 выполняют демонстрационные полеты на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017
«Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного аппарата, — подчеркнул Виктор Бондарев. — Конструкторы работают над тем, чтобы машина делала максимум за пилота».
В России разработали «нервную систему» для самолетов будущегоВо многом такого высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолета от разных производителей. В частности, российский Фонд перспективных исследований впервые представил на МАКС-2017 «нервную систему» этой машины — интерфейс, который контролирует состояние конструкции самолета. Для демонстрации его возможностей фонд представил макет ПАК ФА, изготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким образом, что при его деформировании (например, при попытке согнуть крыло) все внешние воздействия отображаются на мониторе, позволяя оценить характер дефектов. Не исключено, что это и многие другие технические новшества сейчас и испытывает пилот одиннадцатого — пока последнего — летного прототипа.Т-50 ПАК ФА — истребитель пятого поколения
Фото http://www.sukhoi.org/
Т-50 ПАК ФА — российский многоцелевой истребитель пятого поколения.
Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВКС. В 2002 году начались работы по проекту. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005-м началось финансирование разработки.
Большая часть информации о ПАК ФА является засекреченной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Т-50 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится к тяжёлому классу истребителей, аналогично Су-27. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащён передовой электроникой, многофункциональный.
Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряжённым с фюзеляжем. Почти половину размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Масса планера снижена за счёт широкого применения композиционных материалов. По массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %. Также, по сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоёмкость и сократить время изготовления, что выливается в снижение цены машины.
На правой стороне носовой части самолёта установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе. На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, установлены двигатели первого этапа — «АЛ-41Ф1» или Изделие 117. Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. Плазменная система зажигания, установленная на Т-50 — новинка российского двигателестроения. От двигателя для Су-35С его отличает повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, полностью цифровая система управления, новая турбина и улучшенные расходные характеристики. Двигатель второго этапа будет разработан в течение 10-12 лет с даты начала тендера Минобороны РФ.
Кабина Т-50 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолёта. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Имеется генератор кислорода. Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15 дюймов, одним МФИ меньшего размера, одним резервным индикатором для отображения текущей полётной информации, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.
На ПАК ФА будет установлено катапультное кресло пятого поколения. Новое кресло по ряду параметров превосходит предыдущие кресла, стоящие на самолётах ВВС России. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа, крена, угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика.Радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку».
Истребитель оснащён 30-мм авиапушкой 9-А1-4071К, впервые испытанной в 2014 году. Пушка разработана специалистами тульского КБ приборостроения. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1, производимой с 1980-х гг..Во внутренних бомбоотсеках будут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД, средней дальности РВВ-СД (Изделие 180) и большой дальности РВВ-БД (Изделие 180-БД). Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности, чувствительности, помехозащищённости и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полёта, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы.Серийные поставки самолёта в войска запланированы на 2017 год, а первые укомплектованные им авиационные части появятся в России к 2020 году.
В рамках проекта ПАК ФА можно наблюдать, как технологическая инновационность соседствует с инновационностью организационной. Истребитель не просто предлагается на рынок как товар, Россия создала с Индией промышленное партнерство по совместной разработке, производству и маркетингу истребителя пятого поколения на основе российского Т-50. И, наконец, последнее по счету, но не по важности. Программа ПАК ФА дала всей авиационной и смежной с ней промышленности России мощнейший инновационный импульс. Вообще всякий раз создание истребителя нового поколения влекло за собой переход создающих новые самолеты отраслей промышленности на качественно более высокий уровень.
Создаются новые технологии, новые материалы, новые компетенции, растут новые кадры. Это и есть модернизация страны, проведение которой обозначено президентом Владимиром Путиным как важнейшая национальная задача.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
xn--b1aecn3adibka9mra.xn--p1ai
подрастающее поколение российской военной авиации
США разработали и поставили на вооружение свой первый ATF («перспективный тактический истребитель») еще в 90-е. В попытках угнаться за ними ОКБ им. Сухого в 1999 году запустило в работу проект Т-50, он же ПАК-ФА («перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации»). Поскольку копирование лежит в основе почти любого российского продукта, за исключением зеленки и березового сока, ПАК-ФА получился неприлично похожим на F-22 Raptor, построенный в рамках программы ATF.
Оба самолета обладают свойствами истребителей пятого поколения: они многофункциональны, могут похвастаться низкой радиолокационной, визуальной, тепловой и электромагнитной заметностью и имеют сверхзвуковые крейсерские скорости полета без применения форсажа. То есть могут оперативно удрать или, наоборот, быстро появиться в нужном месте, не перерасходовав при этом топливо и ресурс двигателей. И ПАК-ФА, и F-22 могут в ближнем воздушном бою обстреливать цели в любом направлении, причем наш орел при этом умеет еще маневрировать на малых скоростях. Иными словами, он может не полагаться на электронику глупой ракеты, а развернуться в полете и встретить противника лоб в лоб (клюв в клюв?).
Увы, это не единственное и не главное отличие. Главное: F-22 давно уже состоит на вооружении авиации США. И даже его младший брат F-35A вовсю проходит летные испытания. А вот ПАК-ФА пока лишь пополнил коллекцию прототипов, в которой пылится и Су-47, и к принятию на вооружение планируется лишь в 2016 году.
Конкуренты
F/A-22A (США)Размах крыла, м: 13,56
Длина, м: 18,90
Высота, м: 5,08
Масса пустого самолета, кг: 19 700
Макс. взлетная масса, кг: 38 000
Тип двигателя: 2 ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100
Тяга нефорсированная, кгс: 2 х 10 500
Макс. скорость, км/ч: 2410 (М = 2,25)
Крейсерская скорость, км/ч: 1963 (М = 1,82)
Практическая дальность, км: 2960
Практический потолок, м: 19 812
Вооружение: 20-мм пушка М61А2 Vulcan, ракеты или бомбы на 12 точках подвески
Chengdu J-20 (Китай)
Размах крыла, м: 12,2
Длина, м: 19,8
Высота, м: 4,5
Масса пустого самолета, кг: Неизвестна
Макс. взлетная масса, кг: 35 000–40 000
Тип двигателя: 2 АЛ-31ФН
Тяга нефорсированная, кгс: 2 х 7870
Макс. скорость, км/ч: Тщательно скрывается
Крейсерская скорость, км/ч: Окутана тайной
Практическая дальность, км: Предмет загадки
Практический потолок, м: Большой секрет
Вооружение: Не разглашается
F-35А (США)
Размах крыла, м: 10,7
Длина, м: 15,7
Высота, м: 4,33
Масса пустого самолета, кг: 14 200
Макс. взлетная масса, кг: 31 800
Тип двигателя: Pratt & Whitney F135-100
Тяга нефорсированная, кгс: 1 х 12 460
Макс. скорость, км/ч: 1700 (М = 1,6)
Крейсерская скорость, км/ч: 850 (М = 0,8)
Практическая дальность, км: 2200
Практический потолок, м: 18 200
Вооружение: 20-мм пушка М61А2 Vulcan, ракеты или бомбы на 10 точках подвески
www.maximonline.ru
Бой ПАК ФА Т-50 на МАКС-2017 (видео) и Ф-22 «Раптор»: mikle1
Одним из главных событий летной программы первого дня МАКС-2017 стал показательный воздушный бой двух истребителей пятого поколения ПАК ФА Т‑50 — с имитацией пуска ракет, условным поражением противника и попыткой последнего уйти от атаки (видео ниже). Истребителями управляли летчик-испытатель первого класса Сергей Чернышев и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. Во время показательного боя пилотами были также выполнены фигуры высшего пилотажа, в том числе «кобра Пугачева». Перспективный авиационный комплекс пятого поколения (ПАК ФА) Т-50 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. Совпадение проекций с Ф-22 «Раптор» неизбежно вызывает сравнение двух машин.При этом надо признать прежде всего тот факт, что в данном случае перед нами просто выведенный в процессе аэродинамических продувок и компьютерного моделирования оптимальный вид летательного аппарата, обязанного (пусть и вразных пропорциях) сочетать в себе маневренность, малозаметность, высокую скорость и при этом еще нести боевую нагрузку. В итоге, внешний вид и этих двух машин, и Ф-35, и их собратьев из других стран (КНР и Японии), практически идентичен.
Если учесть, что с начала разработки Ф-22 прошло около 40 лет, сам внешний вид, обводы и пропорции, повторенные в более поздних машинах, следует считать оптимальными при текущем уровне технического развития. Сравнивать сегодня боевые возможности Т-50 и Ф-22 в принципе бессмысленно по двум причинам — наша машина пока еще дорабатывается и судить о её возможностях можно лишь после обкатки в войсках, а американская банально снята с производства.
Задумайтесь на секунду — на разработку машгины потратили 70 миллиардов долларов и 20 лет до первого полета в 1997 году. Эксплуатировать начали с 2005 года, а в 2011 прекратили производство, выпустив всего лишь 187 штук вместо 1200! 150 млн долл. за экземпляр в старых и более полновесных долларах. При том, что Т-50 обошелся в опытных экземплярах (и ценах доллар по 30-ть) в полтора раза дешевле. В серии цена будет вдвое ниже.
А вот Ф-22 будут неизхбежно дорожать, потому что требуют переоснащения и в программном обеспечении, и той же системе рециркуляции воздуха, сбои в которой привели к гибели нескольких машин и пилотов (и запрету летать выше 5 км). Многие из систем, которые есть на Т-50, появятся для постановки на Ф-22 у янки лишь после 2020 года. Главным же является именно прекращение производства машины, слишком дорогой, слишком болезненной и не удовлетворившей заказчика.
Каким пойдет в серию ПАК ФА вообще говорить рано. Из точно известного можно сказать лишь то, что наши традиционно отдали боевой нагрузке, дальности, скорости и маневреннсти большее предпочтение. Янки же сделали упор на малозаметность, при этом стараясь впихнуть невпихуемое — созранить скорость, мощь и маневр. Не срослось — свыше двух Махов слетает отражающее покрытие, маневр дюз осуществляется лишь в вертикальной плоскости, на запуск ракет после отдачи команды уходит около секунды (на скорости 1500 км/час самолет за это время пролетает 500 метров, что при лобовом схождении противников «съедает» километр.
Вообще, разработка суперистребителя — история захватывающая. В ней и бескомпромиссность заказчика, желавшего идеальный самолет, и виртуозное решение антагонистических проблем исполнителем, и бурные дебаты в Конгрессе, и неоднократное вмешательство президента, и загадочные смерти пилотов, и ограничение высотных режимов полета, и экстренная доработка машин, находящихся на боевом дежурстве… И серьезная нагрузка на национальный бюджет — одна лишь разработка F-22 обошлась налогоплательщику в 70 млрд. долларов.
Командование ВВС США, выдавая в 1981 году техническое задание выигравшей тендер компании Lockheed Martin, не рассчитывало на создание машины в ХХ веке. Потому что торопиться было некуда — только что начали поступать на вооружение истребители F-15, которые должны были обеспечить ударную мощь ВВС на долгие годы. Поэтому и потребовали, чтобы истребитель принципиально отличался по своим характеристикам от лучших машин такого класса, как американских, так и французских, и советских. Он должен быть выше всех на голову и в воздушном бою, и в работе по наземным целям. Именно что машина нового поколения.
Перестройка на марше
Самые высокие требования — к электронмике. От бортового компьютера требовалась фантастическая для 80-х годов производительность в 10 гигафлопс и оперативная память в один гигабайт (тогда это что-то за гранью). И разработчикам удалось решить столь сложную задачу на допотопном интелевском микропроцессоре i486. Однако в 1996 году, незадолго до первого полета первого опытного образца, Intel объявила о прекращении выпуска этого процессора. Это была первая мина, не устраненная и по сей день.
ВВС и ВМФ США должны были получить порядка 1200 истребителей, с 80-ю процессорами в каждом. Lockheed Martin попыталась убедить чипсовую компанию продолжить выпуск процессора малыми сериями. Однако натолкнулась на непреклонный отказ. Обсуждение конфликта в парламенте ни к чему не привело.
Пришлось переделывать компьютер под новый процессор, а также писать новое программное обеспечение. Это повлекло за собой переделку целого ряда приборных систем. Миллиарды долларов и годы задержки. Такова оказалась цена «неограниченного лимита времени», отпущенного на разработку истребителя. И это была не единственная переделка, связанная с появлением новых технологий и комплектующих и отказом от устаревших.
Посчитали — прослезились
Начиная финансирование проекта, заказчик намеревался получить машину, «приятную во всех отношениях», которая стоила бы не дороже 40 млн. долларов. Потребность в ней, как уже было сказано, составляла 1200 единиц. Когда же по мере повышения стоимости технических решений возрастала и цена продукта, объем заказа периодически сокращался. В итоге, когда к концу 2011 года было построено 187 самолетов и прекращено их производство, каждый F-22 стоил уже почти 150 млн.
При этом машина получилась «несбалансированной». То есть в воздушном бою она не знает себе равных (теоретически, поскольку F-22 пока еще ни с кем не сражались). С точки зрения незаметности для радиолокаторов и прочих средств обнаружения цели самолет не сильно отличается от других машин, построенных с использованием стелс-технологий. Ну, а в качестве штурмовика, наносящего удары по наземным объектам, он свою непомерную стоимость не слишком оправдывает.
Все эти диспропорции и неоднозначности характеристик возникли отнюдь не от низкого профессионализма конструкторов. Просто создание принципиально новой машины требовало громадных финансовых затрат. И для получения намеченных в начале 80-х годов результатов необходимо было потратить существенно больше, чем 70 миллиардов.
Тропой компромиссов
Возникали компромиссы и технического характера. Ради малозаметности отказались от внешних подвесок ракет и бомб. А потому и невелик ударный потенциал. Из четырех внутренних отсеков в двух лишь по одной ракете, в двух — по четыре. При этом незыблемое требование заказчика заключалось в том, что запускаться они должны на всех полетных режимах — как по перегрузкам, так и по скорости. Как результат, запуск идет в два этапа. Вначале пневматика со скоростью 8 м/c выводит ракету из отсека, пробивая пограничный слой воздуха. Затем гидравлика отцепляет боеприпас и уводит его в сторону от самолета. На это уходит 0,9 сек.
В итоге было создали иерархию приоритетов. Во главу угла были поставлены летные качества истребителя. Высокая маневренность за счет геометрии планера двигателя с изменяющимся вектором тяги. Правда, изменения выполняются лишь в вертикальной плоскости, в отличие даже от Су-35, у которого тяга меняется еще и в горизонтальной плоскости.
Неизбежно больший ЭПР. Не стали придавать F-22 форму утюга, прозрачного для радаров. Добились 0,3 кв.м. Но больше снижать не стали, хотя и могли.
Поиски компромисса между малозаметностью и эффективностью бомбовых ударов также не удалось решить оптимальным образом. Хоть на поиски приемлемого решения и были истрачены значительные средства. И даже был создан новый тип бомб — с GPS-наведением. Дело в том, что в бомболюки «Раптора» не умещались бомбы с активной радиолокационной головкой. В случае же использования более компактных бомб с пассивной головкой необходимо «подсвечивать» цель. А это ставило бы крест на приемлемой малозаметности самолета. В результате F-22 вооружили бомбами с GPS-наведением.
За счет установленных на бомбе рулей она может маневрировать, изменять направление полета и «приземляться» на расстоянии до 30 километров от места сброса при максимальном отклонении от цели в 11 метров. При этом, строго говоря, бомба привязывается не к цели, а к точке земной поверхности с определенными координатами. Поэтому работа по маневрирующим целям у этого типа оружия малоэффективна. Есть и еще один минус. Самолет должен подходить к цели, которая, как правило, находится в зоне действия сил ПВО, на близкое расстояние. В связи с чем F-22 в качестве нагрузки при решении бомбардировочных задач имеет на борту ракеты, предназначенные для противостояния ПВО противника.
Главное, чтобы костюмчик сидел
При всей противоречивости машины на ней был реализован целый ряд прорывных технических решений. Сложных, дорогостоящих и при отладке весьма капризных. Наиболее характерный пример — система жизнеобеспечения пилота. Костюм пилота, имеющий противоперегрузочную, высотно-компенсационную и теплозащитную функции подключен не к баллону с кислородом, а к системе регенерации выдыхаемого воздуха. Система сложна и управляется компьютером. На случай ее отказа имеется традиционная система с кислородным баллоном, которую пилот должен включать вручную. (Сейчас переключение выполняется автоматически).
Однако когда истребитель уже эксплуатировался в строевых частях, несколько пилотов подали рапорт с просьбой освободить их от полетов на суперистребителе. Поскольку они испытывали острое удушье при выходе из маневров со значительной перегрузкой. Этому не придали большого значения. Тревогу забили лишь в 2010 году, когда погиб пилот, потеряв сознание при полете на Аляске.
Выяснилось, что при разработке не были учтены особенности работы клапана, стравливающего из костюма воздух. При выходе из маневра с перегрузкой давление подаваемого в костюм воздуха понижалось, но стравливание избыточного воздуха происходило с большим запаздыванием. В результате происходило спадание альвеол легких, пилот ощущал удушье со всеми вытекающими неприятными последствиями вплоть до потери сознания.
Систему экстренно доработали. И начали переоборудовать полторы сотни находившихся в строю машин. При этом более года F-22 было строго запрещено подниматься выше 5 тыс. метров (при потолке в 20 тыс.!). И был наложен запрет на ряд маневров.
В настоящий момент машина как бы доведена до ума. Но Пентагон до сих пор мучает вопрос: стоило ли тратить столь громадные деньги на ее разработку и производство? Ведь 185 «идеальных» в воздушном бою F-22 не заменят тысячи машин поколения 4++.
Урок был усвоен. В следующей разработке — F-35 — был избран принцип главного приоритета. Им стала малозаметность. Заказчик решил, что если самолет будет невидимкой, все остальное для него вторично. Что снова стало ошибкой. И ошибкой катастрофической. Дело в том, что максимальной малозаметностью и минимальной ценой для всех целей, кроме завоевания превосходства в воздухе, сегодня уверенно становятся беспилотники. Без расходов на помещение в ЛА пилота и рисков для него, БПЛА успешно справятся в войнах грядущего как с разведкой, РЭБ и с нанесением бомбо-штурмовых ударов.
А вот для завоевания превосходства в кубатуре пространства пилоты необходимы. И для этой цели приоритетами является не малый ЭПР машины, а скорость, маневр и мощь вооружения. Именно те характеристики, которым отдают предпочтение наши конструкторы.
ЛТХ F-22
Длина — 18,9 м
Высота — 5,09 м
Размах крыла — 13,56 м
Площадь крыла — 78,04 м
Масса пустого самолета — 19700 кг
Максимальная взлетная масса — 38000 кг
Эффективная поверхность рассеяния — 0,3−0,4 кв.м.
Тяга двигателей на форсаже — 2×15876 кгс
Максимальная скорость — 2700 км/ч
Максимальная бесфорсажная скорость — 2410 км/ч
Максимальная скорость у земли — 1490 км/ч
Боевой радиус — 760 км
Практический потолок — 20000 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9g
Вооружение — 20-мм пушка; 8 ракет «воздух-воздух» или 6 авиабомб во внутренних отсеках
Начало эксплуатации — 2005 год
Произведено 187 истребителей, потеряно 5.
http://svpressa.ru/post/article/97478/
http://inosmi.ru/world/20150910/230200794.html
https://topwar.ru/112674-amerikanskie-smi-sravnili-t-50-i-f-22-raptor.html
http://inosmi.ru/video/20170720/239856769.html
mikle1.livejournal.com
Появились первые фото нового ПАК ФА — Naked Science
Каждый новый прототип ПАК ФА приближает окончание программы разработки самолета. Поэтому к Т-50-9, как, впрочем, и к его предшественникам, приковано особое внимание авиалюбителей всего мира. Свой первый полет машина совершила в Комсомольске-на-Амуре 24 апреля 2017 года, однако тогда не последовало ни официальных сообщений об этом событии, ни качественных фото- или видеоматериалов. С 10 по 12 мая новый ПАК ФА совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре на аэродром института им. М. М. Громова в подмосковном Жуковском с целью продолжения испытаний. В это время и были получены фото самолета.
Т-50-9 / ©Yurust
Т-50-9 / ©Jetphotos
Первое, что бросается в глаза, – оригинальная «полупиксельная» окраска. Ранее ничего похожего на ПАК ФА не использовали, хотя самолет много раз менял свой окрас. Первые прототипы имели «ломаный» серо-белый камуфляж, а последующие машины были сине-белыми (синий верх, белый низ). Последнюю схему прозвали «акулой», и нынешняя окраска является в каком-то смысле ее развитием. Стоит сказать, что, скорее всего, серийные машины будут иметь совсем другой окрас, который будет ближе к камуфляжу самолетов-истребителей ВКС России, уже состоящих на вооружении.
Больше внешнего вида специалистов интересует «начинка» Т-50-9. Ранее появились сведения, что серийная машина получит комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, как на недавно взлетевшем самолете. Но, согласно новым данным, планы создателя машины – ПАО «Компания «Сухой»» – изменились. Как бы там ни было, Т-50-9 – это самый «напичканный» прототип истребителя, и он ближе к серийной версии, чем другие ПАК ФА.
Т-50-9 – восьмой летный прототип. Он относится к т. н. «прототипам второго этапа». Также построены три ПАК ФА для наземных испытаний. Крайним прототипом должен стать Т-50-11, после которого будут выпускать предсерийные/серийные машины.
Отметим, что сроки принятия самолета на вооружение уже много раз переносили, а программа все чаще подвергается критике. Не так давно недовольные ее ходом индийцы потребовали от РФ передать технологии FGFA – совместного российско-индийского проекта истребителя пятого поколения, разрабатываемого на базе ПАК ФА. В противном случае Индия может вообще выйти из программы разработки.
naked-science.ru
О перспективах многоцелевого истребителя пятого поколения PAK-FA Т-50
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения PAK-FA Т-50 будет проверен в реальном деле на многочисленных мероприятиях боевой подготовки в 2016 году, когда будет введён в боевой состав Воздушно-космических сил Российской Федерации. Об этом сообщил в пятницу журналистам командующий ВКС России генерал-полковник В. Бондарев.Самолёт, а точнее перспективный комплекс фронтовой авиации, разрабатывался для замены парка самолётов Су-27.
Испытания этого комплекса идут с конца января 2010 года.
Дабы читатель не обвинял авторов в предвзятых комментариях о достоинствах и недостатках Т-50, ниже приведена сравнительная таблица с подробными характеристиками основных самолётов 5-го поколения разных стран.
Человеку грамотному не составит труда разобраться с плюсами и минусами конкретной модели.
Ранее источниками в Министерстве обороны России и газетой «Коммерсант» сообщалось, что по Государственной программе вооружения до 2020 года в состав ВКС России должно было поступить 52 самолёта Т-50 (в 2016-2018 годах — по 08 единиц, в 2019-2020 годах – по 14 единиц). Но в связи с возникшими трудностями в финансировании проекта, пока рассматривается вопрос о поставке партии численностью до 12 единиц.
Заместитель Министра обороны России Юрий Борисов также подтвердил планы по сокращению количества закупаемых самолётов Т-50: «В новых экономических условиях первоначальные планы по закупке Т-50 могут быть скорректированы. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+ (и 4++ тоже – прим. ред.)», сказал он.
Кризисы и состояние недофинансирования рано или поздно проходят, поэтому эту прекрасную машину войска увидят, и в массовом количестве.
Эволюция создания и развития реактивных истребителей после 1945 года прошлого века приведена на диаграмме ниже.
topwar.ru
Самолет-невидимка Т-50 ПАК ФА: vlad_burtsev
Фото: fonstola.ru
Всего в России пока изготовлено пять таких машин. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, многофункциональный. Именно высокую маневренность ставят Т-50 в особую заслугу. Он может выполнять все известные на сегодня фигуры высшего пилотажа.
Эта машина способна «останавливаться» в полете до нулевой скорости, сваливаясь, а затем вновь набирая высоту и скорость. Заместитель начальника летной службы компании «Сухой», заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой Российской Федерации Сергей Богдан, испытавший более полусотни различных видов боевых самолетов, утверждает: у Т-50 управляемость на порядок выше других машин.
«Выше у него и устойчивость, — подчеркивает пилот. — В перспективе он будет выполнять принципиально новые фигуры пилотажа».
Сергей Богдан лично проверил во время перелета из Комсомольска-на-Амуре в подмосковный Жуковский (6 тысяч километров), как Т-50 способен держаться ровно в небе даже тогда, когда летчик бросает ручку управления.
«Сопло двигателя отклоняется таким образом, что самолет стабилизирует свое положение. Опасных разворачивающихся моментов не возникает, и это очень здорово», — говорит испытатель.
Именно полковник запаса Богдан поднял в воздух первый прототип ПАК ФА. Было это 29 января 2010 года на заводском аэродроме в Комсомольске-на-Амуре. Впоследствии Сергей Леонидович совершал полеты на других экземплярах этого истребителя, доводя их до ума, выявляя слабые и сильные стороны.
И истребитель, и бомбардировщик
Фото:hotvesti.ru
Нынешняя линейка боевых машин, состоящих на вооружении в российских ВВС, — это самолеты четвертого поколения. Су-27, Су-30,Миг-29. К истребителю пятого поколения ближе всего подобрался Су-35. Многое из того, что стоит на Т-50, проверено именно на этом самолете. Так, двигатель на ПАК ФА установлен, как и у 35-й модели, с управляемым вектором тяги. Правда, сопла могут отклоняться здесь не только вверх-вниз, как у Су-35, но и влево-вправо.
На Су-35 был также увеличен объем топливных баков и уменьшен общий расход топлива. На своих 11,5 тоннах самолет может находиться в воздухе до 5 часов. Так вот. Т-50 изготовлен из полимерных материалов, то есть он легче Су-35, и от этого возможности нового самолета даже с аналогичным запасом топлива сразу же увеличиваются.
От другой машины семейства «Сухого», Су-34, к Т-50 перешли функции нанесения ударов по наземным целям. Здесь установлен прицел, позволяющий видеть объекты на земле. Как уточняют эксперты, поставленный на ПАК ФА так называемый коллимоторный авиационный индикатор дает возможность летчику визуально отрабатывать наземные цели. При этом на самолете имеются и иные виды современных прицельных устройств, в том числе телевизионные.
А вот своей оригинальной формой ПАК ФА не сравнится ни с кем. Здесь нет ни одной параллельной линии, нет острых углов. Только округлые формы. Такая конструкция, плюс материал обшивки делают Т-50 самолетом-невидимкой. Детали здесь изготавливают из углепластика, в результате обшивка Т-50 скрывает самолет от радаров. Зато сам ПАК ФА видит все.
На его борту установлено оборудование, которое делает наш истребитель одним из самых дальнозорких в мире. Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой позволяет летчику «видеть» на расстоянии до… 400 километров! В любом направлении, на все 360 градусов.
«Причем она не просто видит – она классифицирует объекты, находящиеся как на земле, так и в космосе, определяет тип объектов, степень угроз, вырабатывает рекомендации для летчика», — говорит представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. Сам Т-50 защищен от лишних глаз комплексом бортовой обороны «Гималаи». Он обеспечивает радиоэлектронную защиту от атакующей авиации и зенитно-ракетных ударов.
Инновации «ставят на крыло»
Фото: survingcity.ru
ПАК ФА — это летающий компьютер. Самый мощный, самый навороченный. А по словам первого заместителя начальника НТЦ информационно-управляемых систем «ОКБ Сухого» Сергея Гусева, система управления машины здесь еще и многократно дублирована.
Сегодня Т-50 ставится на крыло. Так говорят у авиаторов, когда речь идет о вводе в строй новой модели самолета, об обкатке в воздухе его оборудования. Подтверждаются заложенные в машине характеристики, эксплуатация самолета делается более удобной, безопасной для летчика. Пока новый прототип Т-50 обкатывают в режиме легких нагрузок. Поэтому испытатели работают в обычной летной форме. А между тем на научно-производственном объединении «Звезда» для пилотов ПАК ФА уже подготовлен костюм специального назначения. Здесь все приспособлено, чтобы летчику было комфортно летать на сверхзвуковых скоростях. К примеру, через шланг противоперегрузочного устройства подается воздух для наполнения камер костюма воздухом.
Шлем летчика — вообще отдельная история. Он полностью компьютеризирован, связан со всеми фото- и видеокамерами на борту и передает пилоту информацию на защитный щиток в виде картинок. Как утверждает директор и главный конструктор Научного конструкторского центра видео-компьютерных технологий Государственного Рязанского приборного завода (АО «ГРПЗ») Леонид Костяшкин, положение картинки меняется в зависимости от положения головы. Эти достоинства особенно ярко раскрываются в бою: увидел слева вражеский самолет, шлем уловил это движение зрачка, и тут же на самолет наводит перекрестье. Летчику остается только принять решение на применение оружия.
Для Т-50 разработано и новейшее катапультируемое кресло. По словам конструкторов, это одно из самых технически сложных устройств на борту самолета. К примеру, через кресло проходит система шлангов, которая подает кислород в маску. Здесь же — автомат для сохранения заданного давления в костюме. Под сиденьем размещен носимый аварийный запас — аптечка, ракетница с патронами, радиомаяк, нож типа «Мачете» в специальных ножнах, фляжка с водой, антенна, сигнальное зеркало.
Интересно, что при необходимости упаковку можно превратить в лодку, с помощью которой можно будет какое-то время продержаться на воде. Это важно в том случае, если пилоту после катапультирования придется приводняться.
Новое — значит лучшее
Фото: weaponry-news.ru
Как заявил весной этого года заместитель Министра обороны России Юрий Борисов, серийное производство истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) начнется в 2016 году. Пока только одна страна в мире имеет на вооружении истребители пятого поколения — США с самолетами F-22 и F-35. Т-50 уже превосходит их по ряду критериев. К примеру, для нашего истребителя разработан и не имеющий аналогов в мире двигатель. Как сообщил управляющий директор НПО «Сатурн», руководитель программ для ПАК ФА Объединенной двигателестроительной корпорации Илья Федоров, это именно новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35.
По сравнению с двигателем для Су-35 его отличает повышенная сила тяги, а также новая система автоматизации, которая заложила в самолет улучшенные качества, в том числе сверхманевренность.
Большинство характеристик Т-50 сейчас засекречены. Но известно, например, что боевая нагрузка машины может составить до 10 (!) тонн. Есть информация, что самолет оснастят новыми ракетами, которые будут отличаться повышенной дальностью, чувствительностью, помехозащищенностью, а также возможностью обнаружения и захвата цели во время автономного полета, что упрощает запуск из внутренних отсеков самолета.
Всего, по некоторым данным, для нового истребителя разрабатывается 14 типов вооружения, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы. На Т-50 может быть установлена и модернизированная скорострельная авиационная пушка 9А1-4071К, позволяющая вести огонь в любых режимах.
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото:videoteka.su
vlad-burtsev.livejournal.com