легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция
Штурмовая авиация – неоспоримый вид комплексной поддержки наземных войсковых сил с воздуха. В её задачу входит ликвидация бронетехники, артиллерии, оборонительных пунктов и живой силы неприятеля, а также участие в воздушных боях. По окончании Второй Мировой войны, штурмовые авиаполки расформировывали последующие 10 лет.
Новая концепция военных действий подразумевала применение ядерного оружия, и для доставки атомной бомбы нужны были совершенно другие самолёты. К 1960 году, «Хрущевская оттепель» заставила опять изменить военную концепцию и вернуться к приоритету использования наземных войск. Следовательно, возникла необходимость создания специализированных самолётов штурмовиков в качестве поддержки сухопутных сил. Так началась разработка проекта самолёта СУ25 с прозвищем «грач» или «летающий танк».
Содержание статьи
история создания
Очередным подтверждением в необходимости специализированных военных самолётов стали крупномасштабные войсковые учения «Днепр» проводимые в 1967 году. Роль поддержки сухопутных войск была возложена на реактивные сверхзвуковые истребители Су-7Б и МиГ-21. Результат показал непрактичность воздушной защиты из-за слишком высоких скоростей самолётов.
Лётчики не успевали обнаружить цель, что вынуждало заходить на второй круг атаки. В быстроменяющейся боевой обстановке повторный заход на цель означает потерю времени и как следствие невыполнение задания. К тому же средства ПВО успевают взять под контроль сектор атаки самолётов.
Прошедшие войсковые учения заставили многих военных специалистов задуматься. Было очевидно, армии нужен специализированный самолёт-штурмовик. При обсуждении результатов образовалась группа единомышленников, которая нащупала плодотворную дебютную идею и взялись за её реализацию на добровольных началах.
Энтузиастами идеи стали: полковник Иван Васильевич Савченко, инженер «ОКБ Сухого» Дмитрий Николаевич Горбачёв, заместитель начальника бригады «ОКБ Сухой» Олег Сергеевич Самуйлович.
Для более детальной проработки штурмовика был приглашён конструктор «ОКБ Сухой» Юрий Викторович Ивашечкин.
В начале 1968 года была разработана предварительная система боевого самолёта, она включала в себя необходимые пункты:
- надёжная защита экипажа и основных узлов и агрегатов от бронебойных пуль и осколков ракет;
- размещение на аэродромах с грунтовой ВПП;
- непринуждённость механизмов и деталей корпуса с применением доступных материалов;
- короткое время для подготовки к боевому вылету;
- простота в управлении для пилотирования лётным составом средней квалификации.
Прежде чем приступит к разработке проекта, молодые конструкторы внимательно ознакомились с чертежами, описанием и техническими характеристиками штурмовых самолётов времён Великой Отечественной войны. Их интересовал вопрос, что же было создано?
Изучение чертежей дало пищу для способов бронирования и на что обращать внимание в первую очередь.
В мае 1968 года Павлу Сухому впервые представили предварительный проект штурмовика. Генеральный конструктор с интересом отнёсся к проекту и дал указание продолжать разработку и строить полноразмерный макет. Прототип приобрёл артикул СПБ — самолёт поля боя.
Павел Осипович Сухой информировал о существовании проекта министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, который без энтузиазма встретил идею молодых конструкторов. Однако информация была принята к сведению и передана для ознакомления министру обороны СССР Андрею Антоновичу Гречко. Узнав о столь интересном факте А.А.
Гречко попросил П.В. Дементьева организовать конкурс, в котором бы могли принять участие не только ОКБ «Сухого» но и «Ильюшин», «Яковлев», «Микоян».
Рассмотрение проектов состоялось в июне 1969 года. Военная комиссия внимательно ознакомилась со всеми предоставленными материалами. Единогласным решением министерской коллегии был признан победитель в лице ОКБ «Сухой», как самый перспективный проект.
К тому же, помимо проекта был представлен полноразмерный обзорный макет самолёта СУ-25.
Несмотря на положительное решение комиссии, создание самолёта растянулось на несколько лет. Между военными и конструкторами возник спор о скоростных качествах штурмовика. Первые требовали, чтобы самолёт мог развивать скорость до 1200км/ч, что равнялось отметке скорости звука у земли. Аргумент основывался на необходимости быстрого вызова штурмовика сухопутными войсками.
Конструкторы считали достаточной скорость 900км/ч для хорошей манёвренности на небольших высотах. Компромисс был достигнут на отметке 1000 км/ч.
22 Февраля 1975 года опытный самолёт, индексированный Т-8, впервые взлетел в небо, пилотируемый лётчиком испытателем Владимиром Илюшиным. Это прообраз будущего штурмовика СУ-25. Полёт продолжался 30 минут и закончился благополучно.
Конструкция узлы и агрегаты
Боевую лётную машину продолжили испытывать и дорабатывать, создав ещё два лётных прототипа.
Они получили следующий облик:
- самолёт исполнен по стандартному плану аэродинамики;
- передняя часть размещает различную аппаратуру и лазерный дальномер;
- гермокабина лётчика представляет собой бронекапсулу из титана;
- средняя часть фюзеляжа оборудована топливными баками;
- авиадвигатели находятся в мотоотсеках по обе стороны корпуса самолёта.
Планер
Аэродинамика самолёта позволяет получить наилучшие характеристики во время полёта на дозвуковой скорости. Форма крыла трапециевидная с площадью 30,1 кв/м, оно расположено под углом 2,5 градуса к горизонту.
Геометрическая крутка крыла обеспечивает хорошее развитие срыва воздушного потока на больших углах атаки, препятствуя штурмовику попасть в закритические зоны на пикировании.
Задача характеристик крыла обеспечить минимальную турбулентность при полёте у земли близко к максимальным скоростям.
Фонарь кабины плавно переходит в гаргрот. Хвостовая балка оборудована контейнером с парашютом для остановки при посадке ПТУ.
Безопасность пилота и сохранность важнейших органов управления была приоритетной в конструировании модели.
В целом аэродинамическая конструкция самолёта СУ-25 позволяет получить следующие результаты:
- Превосходные аэродинамические показатели при крейсерском полёте, взлёте, посадке и маневрировании;
- Осевая стабильность и подконтрольность в любом режиме полёта;
- Отличная маневренность в режиме пикирования под углом 25-35 градусов на скорости 650-750 км/ч;
- Самолёт имеет возможность вернуться на аэродром имея существенные повреждения, благодаря аэродинамическим качествам.
Двигатели
Силовые установки Су-25 располагаются по обе стороны фюзеляжа в индивидуальных мотоотсеках в месте соединения крыла и корпуса воздушного судна. Аэродвигатели оснащены воздухоприёмником и неподвижным разгонным соплом. Моторесурс налёта 450-550 часов.
Первые прототипы самолёта оснащались безфорсажными турбореактивными аэродвигателями Р-95Ш. Они имели средние показатели расхода топлива 1,30 кгс/час и обладали автономным пуском.
Смена устаревших силовых установок пришлась новыми авиадвигателями Р-195, они имели значительно мощнее тягу. Производство Р-195 держалось в секрете, например, в 1989 году для авиасалона, проходящего в Париже, на Су-25 установили авиадвигатели старого образца Р-95Ш.
Попадание 23мм снаряда в двигатель не могло нанести ему существенный урон, он продолжал работать в штатном режиме. Чтобы избежать обнаружение вражескими ПВО с головками самонаведения, было максимально занижено инфракрасное излучение. По признанию конструкторов, аэродвигатели Р-95 и Р-195 являются самыми надёжными среди аналогов.
Мотоотсеки позволяют автономно работать каждому из двигателей, тем самым увеличивая шансы доставить самолёт с повреждённой силовой установкой на аэродром. Основным топливом является керосин, однако аэродвигатели способны сжигать дизельное топливо.
Это было заложено в конструкционную особенность, так как подразумевалось заимствование топлива у сухопутных моторизированных частей в нештатной ситуации.
Система жизнеобеспечения и спасения
К самолёту СУ-25 не зря прикрепилось прозвище «летающий танк». Он является одним из высокозащищённых штурмовиков своего класса. Средства жизнеспособности судна занимают 7,2% от общего значения и весят в общей сложности 1050кг. Каждая из таких систем дублируется на случай экстренной ситуации.
Тыльная часть кресла пилота защищена стальным листом 6мм. Остекление кабины из пуленепробиваемого стекла корпуленцией 55мм. Лётчик защищён от попадания снарядов различного калибра, начиная с 12,7 мм до 30 мм включительно.
Для необходимости экстренно покинуть аварийный самолёт в воздухе, установлено катапультное кресло К-36Л. Привести его в действие можно, одновременно потянув рычаги обеими руками.
Навигационное и вспомогательное оборудование
Модернизированные модели СУ-25 комплектуются комплексом индивидуальной защиты БКО «Талисман». Он служит в качестве экранирования от управляемых ракет противника с самонаводящимися головками.
Принцип действия комплекса основан на ретрансляции вражеских сигналов РЛС. Таким способ искажается волна излучения, давая системе РЛС противника неверные показатели о местонахождении и скорости самолёта. Система размещается в подвешенных контейнерах, которые крепятся под крылом.
Штурмовик СУ-25 оснащён навигационным комплексом КН-23-1 совмещённый с аппаратурой курсовой вертикали ИКВ-1 и измерителя путевой скорости ДИСС-7, а также радиотехнической системой ближней навигации и посадки РСБН-6С обеспечивающей основные навигационные режимы:
- Первый режим отвечает за маршрут и используется на протяжении всего полёта согласно заданному плану;
- Второй режим служит для возвращения самолёта на аэродром, согласно полётному плану;
- Третий режим обеспечивает заход на ВПП и сопровождает посадку самолёта по глиссаде.
Отказ от применения на штурмовике СУ-25 более сложного комплексного радиоэлектронного оборудования усложняет эксплуатацию самолёта в сложных метеорологических условиях и в ночное время.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены самые значимые характеристики самолёта СУ-25
Тип лётной машины | Су-25 |
Размах крыла, м | 14,30 |
L корпуса машины, м | 15,50 |
H корпуса машины, м | 4,80 |
S крыла | 33,70 |
Масса самолёта, кг | |
Без нагрузки | 9500 |
Средняя допустимая к взлёту | 14600 |
Максимальная для взлёта | 17600 |
Горючее, кг | 5000 |
Авиадвигатель | ТРД Р-195 или Р95Ш/2 |
Сила тяги, кН | 2 х 44,13 (40,2) |
Наибольшая скорость у поверхности земли км/ч | 951 |
Наибольшая скорость на высоте, 1мах=1 198.801км/ч | М=0,82 |
Максимальная дальность полёта, км | 515 |
Радиус действия в бою, км | |
на высоте | 1260 |
у земли | 755 |
Максимальная высота, м | 8000 |
Боевое применение при максимальной высоте, м | 6000 |
Перегрузка, g | 6,5 |
Численность экипажа, человек | 1 |
Вооружение летающего танка
Боевая оснастка штурмовика предусматривает установку – авиапушек, авиабомб, ракет «воздух-земля» с головками наведения и без, ракет «воздух-воздух» с датчиками наведения.
Общий ассортимент возможного вооружения насчитывает 32 единицы, установка того или иного средства атаки зависит от поставленной боевой задачи и делится на четыре категории:
- артиллерийское оснащение;
- бомбардировочное обеспечение;
- неподконтрольное ракетное;
- подконтрольное ракетное.
В конструкции планера есть десять точек для подвеса боезапаса. Они распределены под крыльями и под фюзеляжем, по пять штук. Авиабомбы крепятся к пилонам БДЗ-25, а самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух» крепятся к пусковым системам АПУ-60.
Штурмовики комплектуются стационарными авиаустановками ВПУ-17А или двуствольными пушками ГШ-30-2 калибром 30 мм, с боезапасом 250 снарядов и скорострельностью 3000 в/м. Первая из них подверглась замене на пушечную установку ННПУ-8М с переносом из подкабинного форпика под центр фюзеляжа.
При необходимости увеличения артиллерийского вооружения на подвесные пилоны крепятся два контейнера с двуствольными авиапушками калибром 23мм.
Более широкую номенклатуру представляет бомбардировочное вооружение. Сюда входят авиабомба различного действия, калибра: 100 кг, 250 кг или 500 кг. Помимо этого, самолёт может нести мины и авиабомбы малых калибров не имеющих подвесных систем. Располагаются такие боеприпасы в специальных контейнерах, имеющих маркировку КМГУ (контейнер малогабаритных грузов унифицированный).
При необходимости, на штурмовик можно подвесить восемь разовых бомбовых кассет калибра 250 или 500 кг (ФАБ-250, ФАБ-500). Особенность данного оружия – большая площадь поражения.
Не менее широким спектром на самолёте представлена и неуправляемое ракетное вооружение. На пилоны подвешиваются блоки, в которых находятся реактивные снаряды различного действия, например, блок Б-83. В нём размещается 20 ракет типа С-8. Одновременно на СУ-25 можно разместить восемь таких блоков, что является грозным наступательным вооружением.
Для уничтожения техники и пехотных войск неприятеля на СУ-25 нашли применение и более мощные неуправляемые авиационные ракеты типа С-24 и С-25. Управляемое ракетное оснащение на самолёте представлено тремя типами ракет.
Первые два типа Х-25, Х-29 выполняют задачу поражения наземных целей.
Третий тип, ракета Р-73 предназначена для ведения воздушного боя, она заменила устаревший тип Р-60.
При таком количестве вооружения возникает вполне логичный вопрос – кто принимает решение, чем оснастить самолёт для боевого вылета? Задачу ставит вышестоящее командование, а решение принимает командир полка, руководствуясь данными разведки.
Боевое крещение и применение
В 1980 году самолёты СУ-25 завершили первичный цикл испытаний и перешли ко второму этапу. Причём министерство обороны решило проверить новые штурмовики в реальных боевых условиях. В то время ограниченный военный контингент активно воевал в Афганистане, поэтому над местом особо не задумывались. Операция по испытанию получила кодовое название «РОВ». В апреле 1980 года прилетели два самолёта на Афганский аэродром Шинданд. Практически сразу они стали выполнять боевые вылеты.
Уже первые полёты в горах показали высокие маневренные возможности штурмовиков. Они атаковали противника в таких районах, где для другого самолёта выполнение боевой задачи было бы затруднительно. Среди маневренных качеств СУ-25 отдельно стоит отметить возможность быстро уменьшить скорость и точно выдерживать её при атаке на цель. Этому качеству способствовали тормозные щитки на концах крыльев.
Именно в Афганистане испытуемый самолёт получит своё первое прозвище «Грач», так звучал радиопозывной первых машин. В дальнейшем военные, оценившие боевую мощь СУ-25, назвали его «Огнедышащий грач». Также его называют «Гребешок» «Расчёска» из-за количества пилонов. А легкость в управлении добавила прозвище «Велосипед».
Но в основном военные называли их «грачи» и «летающий танк».
Боевые полёты серийных штурмовиков продолжались 50 дней, и в июне 1980 года самолёты покинули Афганистан. По результатам боевых испытаний СУ-25 был утверждён к принятию на вооружение Советской Армии. В феврале 1981 года началось формирование отдельной штурмовой авиаэскадрильи, после чего она была отправлена в Афганистан для продолжения боевого крещения.
Несмотря на хорошие лётные качества, боевая служба в Афганистане выявила недостатки в конструкции самолёта. Касались они в основном боевой живучести. Конструкторы разработали целый ряд мер по улучшению характеристик машины. В частности, для защиты двигателей на капоте установили дополнительную титановую броню. Но для облегчения установка была сделана на один двигатель, так как с одной исправной силовой установкой самолёт способен вернутся в пункт предписания.
В 1987 году на вооружении моджахедов появились переносные зенитно-ракетные комплексы «Stinger». Потери Советских самолётов в Афганистане резко возросли. Изначально для противодействия ракетам с инфракрасным наведением на СУ-25ТМ было установлено 128 тепловых ловушек. Лётчик сам мог выбрать интервал их отстрела.
Но в реальных боевых условиях всё внимание пилота оказалось сосредоточенным на управлении на пилотировании самолёта, выборе оружия и своевременном сбросе авиабомб или пуске ракет. Часто лётчик не успевал или попросту забывал производить отстрел ловушек. Конструкторами было принято решение оснастить самолёт автоматическим отстрелом ловушек при одновременной атаке. Серия сброса ловушек продолжалась пока самолёт не покинет опасную зону.
Боевые действия где принимал участие СУ-25:
- Ирано-иракский военный конфликт 1980/1988
- Боевые действия в Персидском заливе 1991
- Гражданская вражда в Таджикистане 1992/1997
- Абхазский военный конфликт 1992/1993
- Карабахский военный конфликт 1991/1994
- Чеченская компания 1994/1996
- Чеченская компания 1999/2000
- Военные действия в Конго 1997/2002
- Эфиопо-эритрейская война 1998/2000
- Военные действия в Македонии 2001
- Французско-Ивуарская компания 2004
- Компания в Южной Осетии 2008
- Дарфурский военный конфликт с 2003
- Гражданская война на востоке Украины (с 2014)
- Вооружённое столкновение на севере Ирака 2014
- Вооружённая компания России в Сирии с 2015
Модификации на базе Су 25
Постоянная модернизация СУ-25 на протяжении всего времени существования самолёта разделила его вид на модификации:
- Су-25УБ — учебно-боевая двухместная машина
- Су-25К, версия экспортного исполнения. Всего было построено 180 коммерческих штурмовиков с 1984 по 1989 годы.
- Су-25ТМ, вариант созданный на базе двухместного СУ-25УБ для борьбы с танками. Место второго пилота оснащено под установку радиоэлектронного оборудования с усилением центральной части гаргротта. Кабина обладает улучшенными свойствами герметизации. Передняя часть самолёта изменена для установки прицельного комплекса И-251 «Шквал», расположен ИЛС.
- Су-28, самолёт для учебно-тренировочных полётов.
- Су-25УТГ, модель модернизирована для морских частей и авианосцев. Кабина двухместная, для проведения учебных режимов взлёт/посадка с палубы авианосца. Буква «Г» на конце аббревиатуры означает гак, которым самолёт цепляется за трос при посадке на палубу авианосца. Схемы, чертеж 25УТГ немногим отличаются от базовой модели.
- Су-39, более современная версия противотанкового штурмовика Су-25ТМ. Корпус оснащён подвесным контейнером с радиолокационной станцией «Уопьё-25».
- Су-25КМ, Израильская версия модификации штурмовика Грузинских ВВС. Доработки проведены в соответствии с классификацией боевого оснащения НАТО.
- Су-25СМ, реконструкция базовой модели Су-25ТМ с применением: БРЭО, АО, АВ, ИЛС, МФИ.
- Су-25БМ — Модифицированный двухместный самолёт на базе Су-25СМ и Су-39. Штурмовик предполагает использование в качестве учебного аппарата и возможность использования в качестве боевой единицы.
- Су-25М1, модель модернизирована украинскими конструкторами для нужд собственной армии. Работы выполняет авиаремонтное предприятие «МиГремонт».
- Су-25СМ3 – Модифицированный одноместный штурмовик. Добавлено новое навигационное оборудование ГЛОНАСС (GPS) с более точной установкой ориентирования, что позволяет эксплуатацию в любых условиях.
Происшествия
Не обходилось и без происшествий, в одном из испытательных полётов СУ-25ТМ отрабатывался сброс подвесных топливных баков.
В момент сброса на одном из пилонов не сработал замок подвески и бак остался болтаться на крыле.
В этом полёте всё обошлось благополучно, и лётчик успешно посадил штурмовик. По результатам этого инцидента были доработаны узлы подвески.
Заключение
Жизненный путь штурмовика складывался нелегко.
Рождённый на голом энтузиазме молодых авиаконструкторов, он смог доказать право на своё существование.
Пройдя непростой путь «огнедышащий грач» завоевал своё место в поднебесье.
В любой момент это самолёт готов к взлёту, чтобы на поле боя переломить исход противостояния в свою пользу.
Видео
warbook.club
технические характеристики, габариты, описание. История создания
В советской и российской авиации есть немало легендарных самолетов, названия которых знает каждый человек, в той или иной степени интересующийся военной техникой. К таковым относится и «Грач» — штурмовик СУ-25. Технические характеристики этой машины настолько хороши, что она не только и по сей день активно используется в вооруженных конфликтах по всему миру, но и постоянно проходит модернизацию.
Общие сведения
Как уже упоминалось, это штурмовик. Скорость полета – дозвуковая; имеет неплохое бронирование. Машина предназначена для прикрытия наступающих войск или самостоятельных действий в составе авиационных подразделений, может наносить удары по скоплениям живой силы врага и бронетехнике, летает в любое время суток и практически во всех метеорологических условиях. Какое можно еще привести для СУ-25 описание? Тактико-технические характеристики этого самолета столь разносторонни, что им можно посвятить целую книгу! Впрочем, попробуем обойтись довольно краткой статьей.
Первый полет осуществлен в конце февраля 1975 года. Машина интенсивно используется с 1981 года, самолеты были задействованы во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР, и не только. Последний эпизод применения – война в Осетии 2008 года. Сегодня известно, что штурмовики этой серии будут стоять на вооружении нашей армии как минимум до 2020 года, но — при условии наличия современных модификаций и Государственного заказа на продолжение их выпуска — срок этот явно сдвигается на неопределенное время. На данный момент Россия имеет порядка 200 СУ-25. Технические характеристики стоящих на боевом дежурстве машин поддерживаются путем постоянной их модернизации до современных реалий.
Предпосылки возникновения
Приблизительно в середине 60-х годов военные приоритеты СССР и США претерпели кардинальные перемены. В то время стало окончательно понятно, что лелеемая до той поры идея о сокрушении врага посредством ядерного оружия – бессмысленное самоубийство в масштабах всей планеты. Все пришли к выводу, что следует сосредоточиться на использовании обычных видов вооружений. А потому военные обеих супердержав вновь обратили самое пристальное внимание на развитие фронтовой авиации как главной ударной силы во всех конфликтах последних лет.
В те годы на вооружении СССР стояли: МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, а также Як-28. Машины эти были очень хороши, но для работы непосредственно над полем боя совершенно не годились. Они имели слишком высокую скорость полета, а потому физически не могли маневрировать и поражать небольшие цели. Кроме того, крест на их штурмовых качествах ставило полное отсутствие бронирования: при штурмовке наземных целей для этих самолетов смертельную опасность мог представлять любой пулемет. Именно тогда были заложены предпосылки появления СУ-25. Технические характеристики новой машины должны были в чем-то повторять таковые для легендарных Ил-2: броня, маневренность, небольшая скорость полета и вооружение.
Краткие сведения о разработке
Таким образом, войска срочно нуждались в специализированном самолете. ОКБ Сухого вскоре предоставило проект Т-8, который был разработан инженерами в инициативном порядке. Кроме него, в 1969 году на конкурсе присутствовал Ил-102, но будущий «Грач» выгодно отличался от него небольшими габаритами, броней и маневренностью. Именно поэтому «кухонной» разработке был дан зеленый свет, и новый штурмовик с честью прошел все испытания. Во многом это было связано с тем, что конструкторы применили при его создании принцип максимальной живучести боевой машины во всех возможных условиях.
Особенно много внимания было уделено способности штурмовика сопротивляться действию ПЗРК, которые в то время начали массово появляться в войсках потенциального противника. Именно американские «Стингеры» стали настоящей головной болью наших вертолетчиков в Афганистане, а потому все предпринятые меры были не лишними.
«Танковый» вариант
Несколько иначе создавался самолет СУ-25Т. История, характеристики его вооружения напрямую связаны с развитием бронетанковой техники того периода. НАТО сделало окончательную ставку на тяжелые и прекрасно защищенные танки, а потому требовался особый «подвид» штурмовика, который бы мог вести штурмовку на еще более низких скоростях, обеспечивая лучшее поражение целей.
Принята была эта модификация на вооружение в 1993 году. Отличия от стандартного «Грача» невелики, но они есть. Общая унификация с «родительским» самолетом – 85 %. Основным отличием является более совершенная прицельная аппаратура и комплекс противотанковых ракет «Вихрь». К сожалению, при развале Союза из 12 построенных машин только 8 попали в Россию. Дальнейшего выпуска и модернизации этих самолетов не производилось. Печально, но СУ-25Т, летно-технические характеристики которого позволяли уверенно поражать все западные танки, больше не летают и помещены на вечную стоянку в Липецком центре.
Основные конструктивные особенности
Проектирование велось с использованием хорошо зарекомендовавшей себя нормальной аэродинамической схемы с высоким расположением несущего крыла. В отличие от истребителей, за счет такого решения штурмовик получает максимальную степень маневренности на дозвуковых скоростях.
Долгое время специалисты бились над оптимальной аэродинамической компоновкой машины, но потраченные усилия не канули втуне: налицо высокие коэффициенты подъемной силы во всех видах боевого маневрирования, отличная полетная аэродинамика, прекрасная маневренность при заходе на штурмовку наземных целей. За счет особой аэродинамики СУ-25, технические характеристики которого рассматриваются в статье, имеет возможность заходить в атаку на критических углах, сохраняя при этом высокую полетную безопасность. Кроме того, самолет может пикировать со скоростью до 700 км/ч, имея при этом наклон до 30 градусов.
Все это, а также прекрасный комплекс бронирования, не раз позволяло летчикам возвращаться на базу на одном только двигателе, с фюзеляжем, насквозь пробитом и развороченном взрывами ракет ПЗРК и пулями крупнокалиберных пулеметов.
Защищенность машины
Все летно-технические характеристики штурмовика СУ-25 стоили бы немного, если бы не степень защищенности машины. А степень эта высока. Взлетная масса «Грача» более чем на 7 % состоит из элементов бронирования и прочих защитных систем. Вес этого добра составляет более тонны! Все жизненно важные полетные системы не только максимально защищены, но и продублированы. Но основное внимание разработчики из ОКБ Сухого уделили защите топливной системы и кабины пилота.
Вся ее капсула сделана из титанового сплава АБВТ-20. Толщина брони составляет (в разных местах) от 10 до 24 мм. Даже лобовое остекление представляет собой монолитный блок ТСК-137 толщиной в 65 мм, который предоставляет летчику защиту от пуль, в том числе и очень крупного калибра. Толщина бронеспинки пилота – 10 мм. Голову защищает 6-миллиметровая пластина. Неплохо, не так ли? Но ведь и это еще не все.
По всем направлениям пилот надежно защищен от обстрела из оружия калибром до 12.7 мм включительно, а лобовая проекция предотвращает его поражение из ствольного оружия, калибр которого составляет до 30 мм включительно. Словом, самолет СУ-25, технические характеристики которого выше всяких похвал, способен постоять не только за себя, но и за жизнь летчика, который им управляет.
О возможностях эвакуации
В экстренных случаях за спасение пилота отвечает катапультирующееся кресло К-36Л. Оно может быть использовано во всех полетных режимах, при любых скоростях и метеорологических условиях. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается за счет использования пиропатронов. Выброс кресла осуществляется вручную, для этого летчику нужно одновременно потянуть за две рукояти.
Вооружение штурмовика
Конечно же, СУ-25 «Грач», тактико-технические характеристики которого рассматриваются на страницах этой статьи, просто не может быть плохо вооружен. Он оснащается авиационными пушками, на внешнюю подвеску могут навешиваться управляемые и неуправляемые бомбы, НУРСЫ, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Всего конструкторы предусматривали возможность несения не менее 32 видов различного вооружения. Основное штатное — 30-мм пушка ГШ-30-2.
Заметим, что все это описание самолета СУ-25К 8-й производственной серии, которая сейчас стоит на вооружении ВВС РФ. Есть и другие модификации (как СУ-25Т), но этих машин настолько мало, что какой-то особой роли они не играют. Впрочем, вернемся к раскрытию характеристик «Грача».
Прочее оружие – навесное, устанавливается в зависимости от характеристик тех задач, которые во время боя должен будет решать пилот штурмовика. Под каждым крылом имеется по пять точек подвеса для различных видов вооружения. Управляемые ракеты крепятся на пусковые установки модели АПУ-60, для прочих бомб, ракет и НУРСов служат пилоны типа БДЗ-25. Максимальный вес средств поражения, которые может нести на себе штурмовик, составляет 4 400 кг.
Основные ТТХ
Чтобы вы лучше себе представляли, на что способен штурмовик СУ-25, технические характеристики последнего лучше привести в виде списка:
- Полный размах крыла — 14.36 м.
- Общая длина самолета — 15.36 м.
- Высота корпуса — 4.80 м.
- Общая площадь крыла — 33.70 м.
- Вес пустого самолета – 9500 кг.
- Стандартная взлетная масса – 14600 кг.
- Максимальная взлетная масса – 17600 кг.
- Тип двигателя — 2хТРД Р-195 (на первых самолетах — Р95Ш).
- Максимальная скорость у земли – 975 км/ч.
- Максимальная дальность полета (с подвесными баками) – 1850 км.
- Радиус применения на максимальной высоте – 1250 км.
- Предел полета над землей, в боевых условиях – 750 км.
- Потолок полета – 10 км.
- Эффективная высота боевого применения (макс.) – 5 км.
- Максимальная перегрузка в боевом режиме — 6.5 G.
- Экипаж – один пилот.
А вы знаете, где впервые себя зарекомендовал самолет-штурмовик СУ-25, технические характеристики которого мы только что рассмотрели?
Афганистан
В марте 1980 года партия машин, несмотря на яростные протесты инженеров, не успевавших довести их до нужной «кондиции», была отправлена в Афганистан. Летчики не имели должного опыта войны в горах, сам аэродром располагался значительно выше уровня моря. Оттого первые недели летные группы постоянно совершенствовали тактику и выявляли «детские болезни» самолетов, которые особенно ярко проявлялись в сложных условиях гор.
Уже на второй неделе новая техника была задействована в провинции Фаракх. И сразу же стало понятно, что СССР получил прекрасные штурмовики. Несмотря на то что инженеры не рекомендовали на первых порах перегружать «Грачей» боекомплектом с весом выше четырех тонн, такая необходимость возникла очень скоро. В отличие от Су-17, которые могли взять максимум 1,5 тонны бомб, новый штурмовик поднимал в небо по восемь тяжелых пятисоткилограммовых снарядов, что позволяло навечно запечатывать ДОТы и пещеры, в которых скрывались моджахеды. Уже тогда военные стали горячо ратовать за скорейшее принятие машины на вооружение.
Борьба с ПЗРК
Стараниями американцев и китайцев у афганцев быстро появились современные ПЗРК. Для борьбы с ними использовались подвесные комплексы АСО-2, в каждой кассете которого имелось по 32 ИК-ловушки. На каждый самолет можно было навесить по восемь таких комплексов. Это позволяло пилоту с минимальным риском совершать до девяти штурмовок при каждом боевом вылете.
fb.ru
технические характеристики штурмовика, вооружение, максимальная высота полета
Су-25, который во время испытаний, получил название “Грач”. Это дозвуковой военный самолет. Он участвовал во многих боевых действиях. Его прямое назначение — поддержка с воздуха сухопутных войск в любых условиях и уничтожение целей по заданным координатам. Впервые он поднялся в воздух зимой 1975 года.
Штурмовик была разработан в ОКБ Сухого. Самолет Су 25 «Грач» будет оставаться на вооружении вплоть до 2020 года. У него есть несколько модификаций. Разработки нового военного самолета начались в 70х годах. Он был необходим армии, так как у советской ВВС не было как таковых штурмовиков.
Краткий исторический обзор
В 1969 году провели конкурс на создание нового штурмовика. В нем участвовали четыре конструкторских бюро. Выиграл его ОКБ Сухой. Его инженеры предложили прототип штурмовика Су-25.
Перед конструкторами стояла очень непростая задача. Требовалось создать манёвренный и простой в создании самолет. Он не должен был занимать много сил и времени на обслуживание и мог бы садиться на любом аэродроме.
Штурмовик Су-25.
В 1978 году новый штурмовик отправили на испытания, но они были прерваны. Недоработанный самолет отправили в Афганистан с началом войны там. В тяжелых условиях он показал себя великолепно. Почти сразу была создана отдельная авиаэскадрилья.
Самолет был значительно улучшен, так как этого требовали военные нужды. Он участвовал в более, чем 60 тыс. вылетах в Афганистане. Кроме этого военного конфликта, штурмовики успели принять участие в войнах в самых разных странах.
В 1992 году его закончили выпускать, но все еще эксплуатируются в России и ряде других стран.
Характеристики и особенности
По техническим характеристикам Су-25 превосходил все предыдущие похожие модели. Он хорошо работает на малых скоростях. В полете Су-25 на малой высоте достигает 10 тысяч метров.
По своей конструкции он имеет стандартную форму. Он обладает высокой маневренностью и надежностью. За все войны было потеряно минимальное количество машин.В точке соединения крыла и фюзеляжа установлена пара двигателей. Они выполнены таким образом, что одновременно оба не могут выйти из строя. Хвостовое оперение — однокилевое. У него есть тормозной парашют. Четыре встроенных бака позволяют брать топлива на 5 000 кг. При необходимости можно устанавливать дополнительные баки.
Схема самолета Су-25.
Особое внимание было уделено кабине Су-25. Все самые важные системы были продублированы, а обшивка выполнена из титановой брони. Это позволяет чувствовать летчику полную безопасность внутри. Сверху кабина выполнена из бронированного стекла.
У этого штурмовика есть несколько точек подвески. Это позволяет брать
Шасси с тремя опорами дают штурмовику возможность садиться и взлетать с самых различных аэродромов. На самых последних модификациях были установлены новые устройства.
Максимальная высота полета Су-25 — до 7 000 — 10 000 м. Размах крыла — 14,36 м., длина — 15,36 м., а высота — 4,80 м. Вес пустого самолета — 9 500 кг., а максимальная взлетная — 17 600 кг. Он может развивать скорость до 975 км/ч. у земли. Летать способен на расстояния до 1850 км. В экипаж входит один пилот.
Заключение
Су-25 “Грач” — штурмовик, разработанный в 70х годах в ОКБ Сухого. Он должен был обеспечивать поддержку сухопутных войск, а также уничтожать цели по заранее заданным координатам. Это очень манёвренный самолет, который способен выполнять разные действия на малой высоте. Его перестали выпускать, но все еще эксплуатируют.
Похожие публикации
nasamoletah.ru
Су-25 – «Грачи» прилетели » Военное обозрение
Су-25 (изделие «Т-8», согласно кодификации НАТО: Frogfoot) – советский, а затем и российский дозвуковой бронированный штурмовик, который предназначен для поддержки боевых действий сухопутных войск в любое время суток при прямой видимости целей или же уничтожения объектов с известными координатами круглосуточно в любых метеорологических условиях. Впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Штурмовики данного типа применяются с 1981 года и успели принять участие в большом количестве военных конфликтов, в том числе во время боевых действий в августе 2008 года на территории Южной Осетии. Данные самолеты получили в российской армии прозвище «Грач». Они будут находиться на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года. Всего на вооружении ВВС России находится до 200 самолетов Су-25 различных модификаций.Находящиеся в то время на вооружении советских ВВС машины МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, а также Як-28 не удовлетворяли требованиям, которые предъявлялись к самолетам, работающим непосредственно над полем боя. Из-за плохой маневренности и больших рабочих скоростей полета эти самолеты не могли эффективно поражать малоразмерные наземные цели. Нe имея бронирования ответственных агрегатов и кабины пилотов, они были очень уязвимы от огня малокалиберной артиллерии и крупнокалиберного стрелкового оружия.
Советская авиация остро нуждалась в специализированном самолете. В итоге ОКБ Сухого представило военным свой абсолютно новый проект Т-8, который разрабатывался ОКБ в инициативном порядке. Конкурентом Сухого был самолет Ил-102, но благодаря меньшим по сравнению с Ил-102 габаритам и массе и наличию более совершенного прицельного комплекса проекту Т-8 было отдано предпочтение, и осенью 1969 года он одержал победу в объявленном конкурсе. На штурмовике Т-8 был реализован принцип системного проектирования с учетом требований боевой живучести машины. На всех этапах создания нового самолета велись экспериментальные и опытно-конструкторские работы, благодаря которым удалось создать достаточно эффективный комплекс живучести, который гарантировал самолету необходимую работоспособность в условиях активного огневого противодействия со стороны ПЗРК и ствольных систем противника.
Штурмовик Су-25 был спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом, что позволяло машине получить оптимальные летные характеристики полета на дозвуковых скоростях. Аэродинамическая компоновка штурмовика обеспечивала машине: большие коэффициенты подъемной силы при посадке, взлете и маневрировании; высокое аэродинамические качества в полете; высокую маневренность при штурмовке наземных целей; повышенную безопасность полета во время совершения штурмовки на больших, закритических углах атаки; возможность пикирования на цель с углом 30 градусов на скорости 700 км/ч. Высокий уровень аэродинамических качеств и несущих свойств штурмовика обеспечили ему высокий уровень живучести и возможности возвращения на аэродром базирования даже с большим количеством повреждений.
Защита самолета
Штурмовик Су-25 – это достаточно высокозащищенный самолет. На системы обеспечения боевой живучести машины приходится 7,2 % ее нормальной взлетной массы, что составляет ни много ни мало 1050 кг. При этом жизненно важные системы самолета экранируются менее важными системами и дублируются. Особое внимание при разработке было уделено защите критически важных элементов и узлов самолета – кабине пилота и топливной системе.
Кабина летчика производится сварной из специальной авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщина бронеплит, которыми защищен пилот, составляет от 10 до 24 мм. Лобовое остекление кабины обеспечивает летчику противопульную защиту и представляет собой специальный стеклоблок ТСК-137 толщиной в 65 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной в 10 мм и бронезаголовником толщиной в 6 мм. Летчик практически полностью защищен от обстрела из любого стрелкового оружия, обладающего калибром до 12,7 мм, по наиболее опасным направлениям от ствольного оружия калибром до 30 мм.
Вооружение
Штурмовик Су-25 оснащается достаточно мощным комплексом управляемого и неуправляемого вооружения – авиационными пушками, бомбами разного калибра и назначения, неуправляемыми и управляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего штурмовик Су-25 может нести на себе 32 различных вида вооружений. Штурмовик оснащается встроенной двуствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, все остальное вооружение устанавливается на штурмовик в зависимости от решаемых им задач. Су-25 обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения, а также грузов (по 5 точек подвески под каждым крылом). Для подвеса УР «воздух-воздух» используются авиационные пусковые устройства АПУ-60, а для вооружений «воздух-поверхность» пилоны типа БДЗ-25. Максимальная боевая нагрузка штурмовика составляет 4 400 кг.
Афганский экзамен
Правильность изначально заложенной в самолет концепции была подтверждена успешным боевым действиями с участием штурмовиков Су-25 в составе «ограниченного контингента советских войск» в Афганистане. В начале марта 1980 года военные выступили с предложением по проведению части испытаний нового штурмовика «в условиях, которые бы были максимально приближены к боевым». Доводы конструкторов Су-25 о том, что машина еще достаточно сырая и пока что прошла лишь этап «А» серии государственных испытаний на тогдашнего главнокомандующего ВВС маршала авиации П. С. Кутахова не произвели особого впечатления. В итоге была создана рабочая группа, которую возглавил заместитель начальника НИИ ВВС В. Алферов, группе было придано 6 самолетов: 2 Су-25 и 4 Як-38, последние привлекли военных возможностью эксплуатации с рассредоточенных посадок. Испытания новых самолетов Су-24 и Як-38 проходили в рамках операции, получившей специальный шифр «Ромб».
Уже 16 апреля 1980 года созданная группа прибыла на советскую авиабазу Шинданд, расположенную на западе Афганистана. При этом новое место базирования машин значительно отличалось от полигонов на территории СССР: аэродром находился на высоте 1140 метров над уровнем моря, в течение суток здесь фиксировались существенные колебания температуры атмосферного воздуха. Негативно сказывался и тот факт, что летчики не имели достаточного опыта для полетов в горах. Первоначально самолеты использовались для испытаний по применению вооружения, штурмовка целей выполнялась на бывшем танковом полигоне афганской армии, расположенном в 9 км. от авиабазы. Перед авиагруппой не было задач по непосредственному участию в боевых операциях, хотя командир расположенной рядом 5-й механизированной дивизии генерал Ю. Шаталин имел право в случае необходимости использовать данные самолеты для проведения ударных операций.
На второй неделе своего пребывания в Афганистане группа начала получать задания по осуществлению оперативной поддержки сухопутных войск, которые в то время вели достаточно тяжелые бои с моджахедами в провинции Фаракх. В отличие от достаточно скоростных истребителей МиГ-21, МиГ-23, а также Су-17, штурмовики Су-25 работали в горах на малых высотах и скоростях, что значительно увеличивало эффективность их использования. При этом, если до этого вылеты с бомбовой нагрузкой в 4000 кг. не осуществлялись, то в боевых условиях такая необходимость возникла: испытуемый самолет Т-8-1Д брал 8 бомб массой по 500 кг., а Т-8-3 – 8 многозамковых держателей МБД-2 – по четыре 100 кг. бомбы на каждом. В то же время бомбовая нагрузка Су-17 не превышала 1 500 кг. Во время операции «Ромб-1», которая продлилась 50 дней, штурмовики Су-25 совершили 100 полетов, 30 из которых были зачтены в госиспытания машины. Уже тогда военные высоко оценили новый самолет и рекомендовали его для принятия на вооружение.
Сразу же по завершении госиспытаний самолета, 4 февраля 1981 года специально для отправки в Афганистан была создана 200-я отдельная штурмовая эскадрилья, вооруженная новейшими штурмовиками Су-25. Ее командиром стал А. Афанасьев. 18-19 июня 1981 года данная часть перелетела в Шинданд и вскоре приступила к выполнению боевых заданий. Именно в это время за самолетом закрепилось прозвище «Грач», а рисунок птицы стал украшать нос самолета.
По мере совершенствования средств ПВО, имеющихся на вооружении моджахедов, самолет дорабатывался. Так для борьбы с ракетами, оснащенными инфракрасными головками самонаведения, стали использоваться специальные кассеты АСО-2, каждая из которых содержала по 32 ИК-ловушки. На штурмовиках первых серий в хвостовом обтекателе монтировали 4 кассеты АСО-2, позже к ним добавили еще 4 кассеты на мотогондолах. Использование 8 кассет АСО-2 обеспечивали штурмовику Су-25 до 8 заходов на цель в рамках одного боевого вылета.
В октябре 1986 года у моджахедов появились новые ПЗРК «Стингер». Ракета данного комплекса обладала мощным боеприпасом (масса БЧ ракеты около 1 кг., заряда ВВ – 0,4 кг) и большой кинетической энергией удара, при этом подрыв заряда происходил после внедрения в конструкцию самолета, что существенно усиливало фугасный эффект. ПЗРК «Стингер» был оснащен комбинированной системой наведения на цель повышенной точности. Надежных способов защиты от ракет данного класса в СССР найти не смогли, поэтому было принято решение усилить средства боевой живучести штурмовика Су-25.
Так в зонах возможного поражения ракетами была повышена прочность топливопроводов и изменена их прокладка, алюминиевые тяги управления были заменены на стальные. В хвостовой части фюзеляжа расположили систему пожаротушения. Между двигателями и фюзеляжем установили специальные стальные экраны толщиной 5 мм. и длинной в 1,2 м. Такие защитные мероприятия были протестированы на наземном комплексе, который имитировал атаку ракеты. Всего было выполнено 15 испытательных подрывов боевых частей ракет «Стингер», в ходе которых все жизненно важные системы Су-25 продолжали в должной мере сохранять свою работоспособность.
За 8 лет активного применения в Афганистане самолет смог подтвердить свою высокую боевую эффективность. За время афганской войны Су-25 совершили 60 000 боевых вылетов. При этом было потеряно 23 штурмовика. В среднем каждый из потерянных самолетов налетал 2800 часов в боевых условиях. Обычно на сбитый Су-25 приходилось до 80-90 повреждений (хотя известны случаи, когда самолет возвращался домой со 150 пробоинами). Также данный штурмовик часто возвращался на базу с пробитыми топливными баками и тягами управления, на одном двигателе, с поврежденными лонжеронами крыльев. За все время конфликта не было зафиксировано случаев взрыва топливных баков и потери самолета по причине гибели летчика.
Источники информации:
-http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiVOut/Su25/Su25001.htm
-http://www.airwar.ru/enc/attack/su25.html
-http://www.arms-expo.ru/049049056053124049054052056.html
-http://ru.wikipedia.org
topwar.ru
Самолет Су-25 Грач: технические характеристики, фото, вооружение
Су-25 – бронированный дозвуковой военный самолет. Этот самолет прекрасно справляется со своей задачей, а именно с поражением наземных целей. Самолет Су-25 способен функционировать на небольшой высоте. Максимальная высота полета равна 10 000 м.
Самолет сконструирован по стандартной схеме. Особенности конструкции можно увидеть на фото крупным планом ниже. У него высоко расположены крылья, выполненные в форме трапеции. Каждое крыло оснащено механизацией в виде пред- и закрылков, тормозных щитков (расположенных на концах крыльев). Благодаря такой механизации данный штурмовик характеризуется прекрасной маневренностью. У авиалайнера два двигателя, которые расположены под крыльями, в зоне присоединения крыла к фюзеляжу. У него однокилевое хвостовое оперение. Штурмовик Су-25 имеет надежные двигатели.
Самолет Су-25
Первые модели были оснащены Р-95Ш. Но впоследствии разработчики провели модернизацию. На более современные модели устанавливали Р-195 с улучшенными техническими характеристиками. Новые двигатели были способны выдерживать более мощные снаряды. Кроме того, они характеризовались меньшей видимостью в инфракрасном диапазоне. Двигатель имеет специфическую конструкцию, которая разработана с целью снижения к минимуму вероятность выведения его из строя. А поскольку у данной модели самолета два двигателя, вероятность выхода из строя обоих сразу минимальна. У данной модели авиалайнера четыре бака. Разработчики сделали все возможное, чтобы обеспечить им максимальную безопасность. Также разработчики предусмотрели возможность подвешивать больше топливных баков.
В процессе разработки авиалайнера грач Су-25 особое внимание уделялось обеспечению максимальной защищенности летчика и авиалайнера. Разработчики стремились сделать самолет максимально живучим и устойчивым к разного рода воздействиям. Для этих целей каждую важную систему продублировали. Также особое внимание уделили кабине пилота. В этом авиалайнере летчика защищает титановая броня, толщина которой составляет 30 мм. Сверху в качестве защиты использовано бронированное стекло. Это стекло обеспечивает летчику защиту от обстрелов из оружия калибром 12 мм. В кабине есть кресло с функцией катапульты. Оно способно обеспечить спасение пилота даже при высокой скорости движения штурмовика.
Нельзя не отметить вооружение, которое представлено мощным комплексом. Оно состоит из:
- авиационных пушек;
- управляемых ракет;
- неуправляемых ракет;
- авиабомб.
Российский штурмовик Су 25 «Грач»
Разработчики предусмотрели возможность устанавливать на самолет до 32-х видов вооружений. Самолет имеет установленную пушку (30 мм). Все остальные бомбы, пушки и ракеты можно устанавливать на штурмовик исходя из конкретного боевого применения. Под каждым крылом расположено по 5 точек подвесок. Предусмотрена возможность использовать 10 и более авиабомб (неуправляемых), которые весят до 500 кг. Также можно устанавливать ракеты и 3 разных вида неуправляемых ракет. Чтобы летчик мог управлять всем этим вооружением, штурмовик оснащен лазерным целеуказателем. Летчик может использовать этот указатель, чтобы подсвечивать цель до тех пор, пока она не будет поражена. Такое вооружение Су-25 обеспечивает хорошую поддержку войскам.
Эта модель штурмовика имеет 3-опорное шасси, благодаря которому удается осуществлять взлет и посадку на плохо оборудованных аэродромах. После применения этого самолета в Афганистане стало понятно, что необходимо модернизировать навигационное оборудование. Визуальная навигация оказалась недостаточной в условиях современной военной ситуации. Поэтому на последние модели установили радиоэлектронное оборудование. Модернизированные штурмовики стали «рабочей лошадкой» ВКС России в Сирии.
Технические характеристики Су-25
Длина этого штурмовика 15,36 м. Высота составляет 4,8 м. Размах крыльев – 14,36 м. Площадь одного крыла равна 33,7 м. Весит такой штурмовик 9500 кг. Нормальная взлетная масса составляет 14 600 кг, а максимальная взлетная масса равна 17 600 кг. Эта модель самолета способна развивать скорость до 975 км/ч. На небольшой высоте радиус действия равен 750 км, а на большой высоте – 1250 км. Максимальная высота, на которой возможно боевое применение Су-25, составляет 5000 м. Самолет рассчитан на 1 человека (пилота).
История создания
Во второй половине XX века у Советской армии не было надежного маневренного штурмовика, который предназначался для поддержки войск. После проведения масштабных учений в 70-х годах необходимость создания штурмовика стала очевидной. Имеющиеся на то время самолеты не обладали надежной защитой и не были устойчивыми к действиям зенитной артиллерии. Требовалось создать модель, аналогичную Ил-2, но новый штурмовик должен был быть выполнен на новом технологическом уровне. Был создан штурмовик, который впервые взлетел в 1975 году. Он принимал участие в военных действиях в Афганистане. Здесь штурмовик прекрасно показал себя даже в тяжелых условиях.
Постепенно этот штурмовик совершенствовали и модернизировали. В 1984 году были установлены дополнительные кассеты с ИК-ловушками. Спустя 2 года в ответ на появление у противника самолетов ПЗРК с новейшей системой навигации разработчики Су-25 взялись за увеличение живучести штурмовика. Изменили систему прокладки трубопроводов, усилили их защиту. В хвостовой части установили систему пожаротушения. На протяжении восьми лет эти самолеты принимали участие в военных действиях в Афганистане. Было совершено 60000 вылетов. В результате было потеряно 23 самолета. Самолеты демонстрировали живучесть, приземляясь на аэродроме со 150 и более пробоинами. Ни один из этих штурмовиков не был потерян вследствие гибели пилота или взрыва баков.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
samoleting.ru
какие «Грачи» прилетели в Сирию
Название «Грач» к этому самолету «прилипло» еще со времен войны в Афганистане, где новейший на тот момент штурмовик Су-25 получил первое активное боевое применение еще с 1981 года, хотя в состав ВВС официально вошел лишь в 1986 году. Сходство с одноименной птицей было подмечено – из-за горбинки на «холке» за кабиной пилота. Еще эти штурмовики, как и пернатые грачи, предпочитали работать большей частью в паре, а лучше группой – эффективность боевого применения повышалась. И, как их птичьи тезки червяков, легко «вытаскивали» из земли огневые точки моджахедов – из горных пещер, ДОТов, маневрирующих караванов.
Этот штурмовик, начиная с Афганистана, участвовал во многих войнах и вооруженных конфликтах. И везде получил репутацию эффективного «летающего танка», способного поддерживать действия сухопутных сил своей мощной бомбовой, ракетной и пушечной поддержкой. Неслучайно этот самолет сейчас включен в состав российской воздушной группировки, которая действует в Сирии против боевиков ИГ – более надежного самолета поля боя (СПБ) не существует во всем мире.
«Нынешний Су-25 существенно отличается от своих предшественников, – говорит экс-замглавкома ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин. – У него гораздо больший арсенал вооружения и, что немаловажно, большая прицельная дальность, позволяющая поражать наземные цели не входя в зону противовоздушной обороны противника. Впрочем, и «старички» вполне эффективны. Для работы со средних высот для поддержки войск – это великолепный самолет».
Он и правда великолепен и является, пожалуй, лучшим штурмовиком в своем классе – недаром Су-25 прозвали «летающим танком». «Грач» успешно решает три поставленные перед ним задачи. Первая – уничтожение танков, БТР, БМП и САУ (самоходные артиллерийские установки) противника на поле боя, на марше и местах их скопления. Вторая – уничтожение морских целей различных классов: десантные баржи, катера и более крупные цели — фрегаты и эсминцы. Третья — уничтожение авиации сухопутных войск, тяжелых и ударных военно-транспортных самолетов как на земле, так и в воздухе.
Что же представляет собой в боевом плане «Грач»? Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационная 30-мм пушка (единственное штатное вооружение), а также управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.
Самолет может использовать более десяти видов неуправляемых авиабомб, весом до 500 килограммов, неуправляемые авиационные ракеты и три вида управляемых ракет. Для использования этого вооружения самолет оснащен лазерным дальномером-целеуказателем. Впрочем, у каждой из его модификаций, а из основных – это модернизированный Су-25СМ и глубоко модернизированный Су-25ТМ (Су-39), появились свои совершенные системы вооружений и навигации.
Из основных ТТХ, которые практически не отличаются от «первоисточника», известно, что этот дозвуковой самолет развивает максимальную скорость в 950 км/ч на высоте в 3 000 метров, при этом его практический потолок — 7 000 метров (без герметического оборудования). Су-25 может взлетать с грунтового аэродрома при длине разбега в 500 метров и садиться на подобный – с длиной пробега (с парашютом) в 600 метров. Дальность полета при перелете — около двух тысяч километров, при боевом применении — чуть менее 500 километров.
Штурмовик имеет большое количество титановых сплавов в основе своей конструкции, что позволило снизить общую массу и при этом предоставить прочность и отличную броневую защиту. Кабина пилота является цельносварной, что повышает безопасность летчика при обстреле. Для повышения живучести машины конструкторами также была продумана система баков, которые не взорвутся даже при попадании в них пуль и осколков. Кроме этого, все системы самолета полностью дублированы, что позволяет продолжать полет даже при отказе одной из них.
Су-25 оснащен силовой установкой, которая состоит из двух двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа и защищенных броней, что в свою очередь закрывает и топливные баки. Кроме пассивной защиты, самолет имеет целый комплекс активной защиты, к которой относится система радиоэлектронного противодействия, дипольные отражатели, а также система тепловых ловушек.
Первые машины Су-25 имели силовую установку, которая была представлена двумя турбореактивными двигателями типа Р-25, позволяющими достичь тяги в 4100 кгс. Но вскоре эти двигатели были заменены на более новые и мощные. Двигатель нового класса имел маркировку Р-195 и давал самолету тягу в 4500 кгс. Новые двигатели давали не только больше мощности, но и были менее заметны в инфракрасном спектре, что позволяло лучше укрыть его от радаров противника.
Если сравнивать «Грача» с «Бородавочником», как сами американцы прозвали свой аналогичный штурмовик А-10 «Тандерболт» II, то Су-25 явно превосходит конкурента по многим показателям. Хотя бы вот такой факт – наш штурмовик сейчас находится на вооружении 20 стран, а американский так никто и не приобрел, хотя к нему присматривалась в свое время Турция. И если «Тандерболту», похоже, уже не претендовать на господство в воздухе, то Су-25 в модификациях СМ и ТМ (Су-39), предстоит активная работа в составе фронтовой авиации России еще как минимум до 2020 года.
Су-25, конечно, не сравнить по мировой популярности с автоматом Калашникова, но этот штурмовик хорошо известен и за пределами России – из-за своей огневой мощи в поддержке сухопутных войск при проведении наземных операций и из-за своей чрезвычайной живучести. Авиационный ас Герой Советского Союза Николай Тимофеевич Антошкин справедливо сравнивает его с легендарным штурмовиком Великой Отечественной войны Ил-2, который прославился именно такими же качествами.
«Су-25 стал достойным преемником «летающего танка» штурмовика Ил-2, который немцы прозвали «черной смертью», – не без гордости за современную авиацию говорит Николай Антошкин. – Его нынешнее боевое применение как самолета поля боя в Сирии будет весьма эффективным. Модифицированные самолеты этого класса смогут выполнить те задачи, которые не доступны как истребителям и бомбардировщикам с одной стороны – высотной, так и вертолетам – в непосредственной близости к земле. Здесь штурмовик будет универсальным оружием».
Если вспомнить применение Су-25 в Афганистане, то за восемь лет «Грачи» подтвердили высокую боевую эффективность и высокую живучесть. Тогда было выполнено около 60 тысяч боевых вылетов. Потери составили 23 самолета, при среднем налете на каждый по 2 800 часов. Сбитый штурмовик имел в среднем по 80-90 боевых повреждений. Случалось, что самолеты возвращались на базу со 150 пробоинами в фюзеляже. По этим показателям «Грач» значительно превосходил все другие самолеты, в том числе и американские, применявшиеся во время войны во Вьетнаме.
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Министерство обороны РФ
tvzvezda.ru
какие «Грачи» прилетели в Сирию
Название «Грач» к этому самолету «прилипло» еще со времен войны в Афганистане, где новейший на тот момент штурмовик Су-25 получил первое активное боевое применение еще с 1981 года, хотя в состав ВВС официально вошел лишь в 1986 году. Сходство с одноименной птицей было – из-за горбинки на «холке» за кабиной пилота.
Еще эти штурмовики, как и пернатые грачи, предпочитали работать большей частью в паре, а лучше группой – эффективность боевого применения повышалась. И, как их птичьи тезки червяков, легко «вытаскивали» из земли огневые точки моджахедов – из горных пещер, ДОТов, маневрирующих караванов.
Этот штурмовик, начиная с Афганистана, участвовал во многих войнах и вооруженных конфликтах. И везде получил репутацию эффективного «летающего танка», способного поддерживать действия сухопутных сил своей мощной бомбовой, ракетной и пушечной поддержкой. Не случайно этот самолет сейчас включен в состав российской воздушной группировки, которая действует в Сирии против боевиков ИГ – более надежного самолета поля боя (СПБ) не существует во всем мире.
«Нынешний Су-25 существенно отличается от своих предшественников, – говорит экс-замглавкома ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин. – У него гораздо больший арсенал вооружения и, что немаловажно, большая прицельная дальность, позволяющая поражать наземные цели не входя в зону противовоздушной обороны противника. Впрочем, и «старички» вполне эффективны. Для работы со средних высот для поддержки войск – это великолепный самолет».
Он и правда великолепен и является, пожалуй, лучшим штурмовиком в своем классе – недаром Су-25 прозвали «летающим танком». «Грач» успешно решает три поставленные перед ним задачи. Первая – уничтожение танков, БТР, БМП и САУ (самоходные артиллерийские установки) противника на поле боя, на марше и местах их скопления. Вторая – уничтожение морских целей различных классов: десантные баржи, катера и более крупные цели — фрегаты и эсминцы. Третья — уничтожение авиации сухопутных войск, тяжелых и ударных военно-транспортных самолетов как на земле, так и в воздухе.
Что же представляет собой в боевом плане «Грач»? Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационная 30-мм пушка (единственное штатное вооружение), а также управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.
Самолет может использовать более десяти видов неуправляемых авиабомб, весом до 500 килограммов, неуправляемые авиационные ракеты и три вида управляемых ракет. Для использования этого вооружения самолет оснащен лазерным дальномером-целеуказателем. Впрочем, у каждой из его модификаций, а из основных – этомодернизированный Су-25СМ и глубоко модернизированный Су-25ТМ (Су-29), появились свои совершенные системы вооружений и навигации.
Из основных ТТХ, которые практически не отличаются от «первоисточника», известно, что этот дозвуковой самолет развивает максимальную скорость в 950 км/ч на высоте в 3 000 метров, при этом его практический потолок — 7 000 метров (без герметического оборудования). Су-25 может взлетать с грунтового аэродрома при длине разбега в 500 метров и садиться на подобный – с длиной пробега (с парашютом) в 600 метров. Дальность полета при перелете — около двух тысяч километров, при боевом применении — чуть менее 500 километров.
Штурмовик имеет большое количество титановых сплавов в основе своей конструкции, что позволило снизить общую массу и при этом предоставить прочность и отличную броневую защиту. Кабина пилота является цельносварной, что повышает безопасность летчика при обстреле. Для повышения живучести машины конструкторами также была продумана система баков, которые не взорвутся даже при попадании в них пуль и осколков. Кроме этого, все системы самолета полностью дублированы, что позволяет продолжать полет даже при отказе одной из них.
Су-25 оснащен силовой установкой, которая состоит из двух двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа и защищенных броней, что в свою очередь закрывает и топливные баки. Кроме пассивной защиты, самолет имеет целый комплекс активной защиты, к которой относится система радиоэлектронного противодействия, дипольные отражатели, а также система тепловых ловушек.
Первые машины Су-25 имели силовую установку, которая была представлена двумя турбореактивными двигателями типа Р-25, позволяющими достичь тяги в 4100 кгс. Но вскоре эти двигатели были заменены на более новые и мощные. Двигатель нового класса имел маркировку Р-195 и давал самолету тягу в 4500 кгс. Новые двигатели давали не только больше мощности, но и были менее заметны в инфракрасном спектре, что позволяло лучше укрыть его от радаров противника.
Если сравнивать «Грача» с «Бородавчиком», как сами американцы прозвали свой аналогичный штурмовик А-10 «Тандерболт» II, то Су-25 явно превосходит конкурента по многим показателям. Хотя бы вот такой факт – наш штурмовик сейчас находится на вооружении 20 стран, а американский так никто и не приобрел, хотя к нему присматривалась в свое время Турция. И если «Тандерболту», похоже, уже не претендовать на господство в воздухе, то Су-25 в модификациях СМ и ТМ (Су-29), предстоит активная работа в составе фронтовой авиации России еще как минимум до 2020 года.
Су-25, конечно, не сравнить по мировой популярности с автоматом Калашникова, но этот штурмовик хорошо известен и за пределами России – из-за своей огневой мощи в поддержке сухопутных войск при проведении наземных операций и из-за своей чрезвычайной живучести. Авиационный ас Герой Советского Союза Николай Тимофеевич Антошкин справедливо сравнивает его с легендарным штурмовиком Великой Отечественной войны Ил-2, который прославился именно такими же качествами.
«Су-25 стал достойным преемником «летающего танка» штурмовика Ил-2, который немцы прозвали «черной смертью», – не без гордости за современную авиацию говорит Николай Антошкин. — Его нынешнее боевое применение как самолета поля боя в Сирии будет весьма эффективным. Модифицированные самолеты этого класса смогут выполнить те задачи, которые не доступны как истребителям и бомбардировщикам с одной стороны – высотной, так и вертолетам – в непосредственной близости к земле. Здесь штурмовик будет универсальным оружием».
Если вспомнить применение Су-25 в Афганистане, то за восемь лет «Грачи» подтвердили высокую боевую эффективность и высокую живучесть. Тогда было выполнено около 60 тысяч боевых вылетов. Потери составили 23 самолета, при среднем налете на каждый по 2 800 часов. Сбитый штурмовик имел в среднем по 80-90 боевых повреждений. Случалось, что самолеты возвращались на базу со 150 пробоинами в фюзеляже. По этим показателям «Грач» значительно превосходил все другие самолеты, в том числе и американские, применявшиеся во время войны во Вьетнаме.
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Министерство обороны РФ
Источник.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
zagopod.com