Российские пассажирские самолеты новые – Испытания, Презентация и Технические Характеристики Среднемагистрального Российского Авиалайнера, Демонстрация Выкатки, Какая Стоимость, Новый Двигатель

Содержание

Испытания, Презентация и Технические Характеристики Среднемагистрального Российского Авиалайнера, Демонстрация Выкатки, Какая Стоимость, Новый Двигатель

28 мая 2018 года произошло знаковое для отечественной авиационной отрасли событие: с аэродрома Иркутского авиационного завода в свой первый полет отправился новейший российский пассажирский лайнер МС-21. После успешного завершения испытаний президент ПАО «Корпорация Иркут» Олег Демченко назвал это событие историческим и поздравил коллектив предприятия. И подобное заявление не выглядит преувеличением: прекрасные летно-технические характеристики пассажирского самолета МС-21 дают надежду на то, что этот авиалайнер в будущем будет востребован как российскими, так и зарубежными авиакомпаниями.

Иркут МС-21 – это программа создания нового ближне- и среднемагистрального среднефюзеляжного пассажирского самолета, старт которой состоялся еще в начале нулевых годов. Хотя, на самом деле МС-21 – это не один самолет, а целое семейство пассажирских лайнеров, которые отличаются своей пассажировместимостью, комплектацией и дальностью полета. Пока испытания проходит МС-21-300, который будет способен принимать на борт 211 пассажиров. Однако вместе с ним разрабатывалась и другая модификация лайнера – МС-21-200 с максимальной пассажировместимостью  165 человек.

В настоящее время в этом проекте принимают участие ОКБ им. Яковлева и корпорация «Иркут». Первоначально в нем также было задействовано и ОКБ им. Ильюшина, но в 2008 году эта компания покинула проект. Планировалось, что новая машина получит обозначение Як-242, но позже от этой идеи отказались. Сборка авиалайнеров производится на Иркутском авиазаводе.

В будущем основным конкурентом магистрального самолета МС-21 станет китайский лайнер СОМАС С919, а также американский Boeing-737 MAX и европейский Airbus A320 neo.

При этом следует отметить, что стоимость нового российского самолета ниже, чем у его западных конкурентов. Она будет составлять от 72 до 85 млн долларов. Цена американских и европейских аналогов самолета МС-21 колеблется от 90 до 125 млн долларов. Правда, китайские авиалайнеры СОМАС С919 очевидно будут стоить дешевле российской машины.

Всего же на проект МС-21 было потрачено 4,54 млрд долларов.

Пока самолеты МС-21 оснащаются американскими двигателями PW-1400G, но в планах авиастроителей устанавливать на машину пермский ПД-14.

История создания самолета МС-21

Работы над созданием МС-21 началась еще в 2002 году. В середине прошлого десятилетия основным проектом российской авиастроительной отрасли был пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. Когда стало очевидным, что проект «Сухой Суперджет» будет успешно реализован, возникла идея создания более крупного авиалайнера, способного конкурировать с продукцией таких мировых гигантов, как Airbus и Boeing.

По замыслу создателей МС-21 должен заменить устаревшие самолеты Ту-154 и другие машины, разработанные еще в советский период. При этом новый лайнер не будет конкурировать с Sukhoi Superjet 100, а, наоборот, будет его дополнять. Считается, что в будущем эти два самолета составят около 80% пассажирского авиапарка нашей страны.

Изначально разработкой новой машины занимались конструкторские бюро Ильюшина и Яковлева, а непосредственное изготовление машин было поручено корпорации «Иркут», которую сегодня можно смело назвать одним из флагманов отечественного самолетостроения. «Иркут» производит боевые самолеты Су-30, учебно-тренировочные Як-130, а также изготавливает для компании Airbus некоторые узлы пассажирских машин. В 2008 году ОКБ им. Ильюшина вышло из проекта и его завершением занялись специалисты конструкторского бюро Яковлева. Нужно сказать, что в создании МС-21 участвовали многие другие российские предприятия, например, уникальное композитное крыло самолета было разработано концерном «Аэрокомпозит», а хвостовое оперение создавалось в ОКБ им. Бериева.

Можно добавить, что МС-21 имеет большее, по сравнению с «Суперджетом», количество российских комплектующих: 80% против 60%.

Авиастроители имели грандиозные планы, в 2009 году заявлялось, что новый самолет взлетит в 2013 году, а к 2018 году начнется его серийное производство. Однако из-за недофинансирования и сложностей, возникших на этапе проектирования, сроки пришлось перенести. В 2010 году в ЦАГИ была проведена продувка двигателей будущего самолета, и даны рекомендации по их дальнейшей эксплуатации.

В 2011 году в руководстве корпорации «Иркут» заявили, что приоритетом разработчиков является создание модификации самолета МС-21-300 с пассажировместимостью 211 посадочных мест, поскольку большинство потенциальных заказчиков интересуются именно этой машиной. Работы над модификацией МС-21-400 (более 200 посадочных мест) и вовсе решили отложить до лучших времен, чтобы вписаться в бюджет программы.

В 2012 году «Иркут» подписал договор о сотрудничестве с Pratt & Whitney – знаменитой американской компанией, занимающейся созданием двигателей для гражданских и военных самолетов. Согласно этому документу, МС-21 планировали комплектовать моторами PW1400G.

В 2012 году состоялась демонстрация проекта самолета с отечественными перспективными двигателями ПД-14. Эту машину планировали изготавливать для российских заказчиков, таких как Министерство обороны, МЧС, ФСБ и др.

В начале 2014 года на Иркутском авиационном заводе началась сборка опытных образцов авиалайнера. Летом того же года в ЦАГИ была проведены испытания крупномасштабной модели самолета.

Следует сказать, что за время реализации проекта МС-21 в России была практически с нуля создана новая стендовая база, на которой отдельные узлы и агрегаты будущей машины испытывались на прочность и усталость, также проводилась проверка их аэродинамических качеств. Можно добавить, что реализация этого проекта дала мощный толчок развитию предприятий, входящих в состав ОАК. Было проведено значительное переоснащение производственных мощностей, задействованных в выпуске самолета. Благодаря реализации проекта МС-21 в стране появились новые высокотехнологические компании.

Несколько месяцев позже вице-премьер Рогозин озвучил дату первого полета лайнера – апрель 2018 года. Однако и с этим сроком получилась промашка: 8 июня 2018 года состоялась только первая презентация лайнера – торжественная церемония выкатки самолета из заводского ангара, чтобы подготовить первый полет машины понадобился еще один год. Первые испытания самолета прошли штатно, летчики высоко оценили пилотажные качества новой машины.

На нынешний момент два самолета МС-21 уже изготовлены, еще восемь находятся в производстве.

Ранее озвучивались планы производителя выпускать по 72 самолета МС-21 в год. Проект начнет приносить прибыль только после продажи 350-го авиалайнера. Еще в 2018 году в «Иркуте» сообщали, что уже имеют твердый пакет заказов на 175 лайнеров, по части из которых уже получены предоплаты. Большинство потенциальных клиентов – это отечественные авиационные и лизинговые компании. Также сообщается об интересе со стороны иранских, индийских и индонезийских компаний. Всего же разработчики планируют реализовать 1 тыс. лайнеров за двадцать лет.

Описание конструкции самолета МС-21

Пассажирский самолет МС-21 выполнен по схеме, классической для машин подобного типа и назначения. Это двухмоторный низкоплан с крылом, которое имеет малую стреловидность и трехопорным шасси. Следует отметить, что проект МС-21 предполагал разработку сразу нескольких модификаций самолета, отличающихся своей пассажировместимостью и длиной фюзеляжа. Также изначально были планы создать в рамках этого проекта пассажирский лайнер с большей дальностью полета.

В конструкции планера МС-21 широко использованы композитные материалы. По объему их применения (около 40%) этот российский самолет находится на уровне лучших мировых аналогов и уступает только новейшим американским (Boeing 787 Dreamliner – 50%) и европейским машинам (Airbus A350 XWB – 53%). Крыло МС-21 полностью выполнено из карбона, что позволило существенно облегчить его.

МС-21 имеет фюзеляж значительного диаметра, как для самолетов своего класса (более 4 метров), что обеспечивает его пассажирам уровень комфорта, сравнимый с широкофюзеляжными лайнерами.  Он выполнен в основном из алюминиевых сплавов. В конструкцию самолета изначально была заложена возможность перекомпоновки салонов, в зависимости от потребностей конкретного авиаперевозчика.

МС-21 имеет классическое трехопорное шасси, состоящее из двух основных и передней стойки. Все три опоры имеют двухколесные тележки, на более тяжелой модификации МС-21-400 возможно будут установлены шасси с четырехколесными тележками.

Шасси для самолетов МС-21 изготавливает концерн «Гидромаш», в основном они выполнены из стальных и титановых сплавов.

Одной из главных «изюминок» авиалайнера МС-21 является его крыло, полностью изготовленное из композитных материалов. Благодаря этому удалось значительно уменьшить его массу, полностью сохранив прочностные и эксплуатационные характеристики. «Черное» крыло МС-21 было разработано и в настоящее время изготавливается концерном «Аэрокомпозит». Вероятно, что в ближайшие годы этот авиалайнер будет единственным в мире самолетом подобного класса с крылом такой конструкции. Также из композитных материалов выполнено хвостовое оперение лайнера.

Кабина МС-21 имеет пять широкоформатных дисплеев, на которые выводится информация о работе систем самолета и параметрах полета. Ранее подобные дисплеи в российской гражданской авиации не применялись.

Еще сравнительно недавно экипаж пассажирских самолетов состоял из четырех человек: двух пилотов, штурмана и бортинженера. Современными авиалайнерами обычно управляют два человека, остальные функции берет на себя электроника.

На МС-21 управление полетом осуществляется с помощью сайдстиков – специальных ручек управления. По желанию заказчика самолет может быть оснащен индикаторами на лобовом стекле кабины или синтетическим видением – специальной системой, которая отображает окружающее самолет пространство на электронных дисплеях. Такая система облегчает управление машиной в случае потери визуальной видимости из-за плохих погодных условий или же времени суток. Чтобы облегчить работу пилотов, для них разработаны специальные электронные планшеты.

Большая часть бортовой электроники МС-21 разработана и изготовлена в России в тесной кооперации с мировыми лидерами в данной области – компаниями Rockwell Collins и Thales.

Одной из общемировых тенденций самолетостроения является постоянное повышение уровня комфорта для пассажиров. МС-21 абсолютно следует данному тренду: значительная ширина фюзеляжа позволяет увеличить размеры салона и проходов между креслами, что существенно уменьшает время посадки и высадки пассажиров. Для авиалайнера были разработаны специальные пассажирские кресла, удобные для людей разной комплекции, предусмотрены специальные места для инвалидов. Салон МС-21 будет оснащен новейшими мультимедийными устройствами для просмотра фильмов и игр в компьютерные игры.

Пассажирский салон лайнера имеет большие иллюминаторы, которые обеспечивают его достаточное естественное освещение. Интенсивность искусственного освещения будет меняться в зависимости от времени суток, что позволит пассажирам легче переносить смену часовых поясов. Кроме того, большое внимание конструкторы уделили микроклимату в салоне: самолет оснащен специальной системой кондиционирования и увлажнения воздуха, он проходит через несколько биологических фильтров, регулируется температура.

В целом компоновка пассажирского салона МС-21 будет поддерживать два класса комфорта: эконом- и бизнес-класс. Исходя из пожеланий заказчиков, лайнер может иметь в салоне один или два класса.

Разработкой систем жизнеобеспечения пассажирского салона МС-21 занималась российская НПО Наука в тесном сотрудничестве с американской компанией Hamilton Sundstrand. Дизайн интерьера был создан французской фирмой C&D Zodiac.

Практически 20% объема фюзеляжа МС-21 занимают багажные отсеки. Самолет сможет перевозить грузы как в специальных контейнерах, так и навалом. При этом багажное отделение лайнера имеет автоматический погрузчик, использование которого значительно уменьшает время выгрузки или загрузки багажа.

Авиалайнер МС-21 может быть оснащен двумя видами двигателей: американским PW1400G, разработанным компанией Pratt & Whitney либо же отечественным ПД-14, работу над которым с 2008 года ведет ОАО «Авиадвигатель». Пока на самолеты будут устанавливать PW1400G, в настоящее время эти двигатели считаются одними из наиболее совершенных в мире, их используют на пассажирских лайнерах Airbus, Mitsubishi, Embraer и Bombardier.

Отечественный авиационный мотор ПД-14 сейчас проходит испытания, планируется, что его серийное производство начнется в следующем году.

Следует отметить, что все виды двигателей, которыми будут оснащаться разные модели МС-21, соответствуют международным экологическим нормам и стандартам.

Модификации самолета МС-21

Как уже было сказано выше, МС-21 – это целое семейство пассажирских самолетов. В его состав входит несколько модификаций, имеющих очень высокую степень унификации:

  • МС-21-200. Считается самой «младшей» версией самолета. Ее пассажировместимость составляет 165 пассажиров в одноклассной компоновке. Взлетная масса машины составляет 72,5 т, планируется, что она будет оснащена двигателями ПД-14А или PW1428G. Авиаперевозчики проявили к МС-21-200 меньший интерес, чем к базовой модификации, поэтому ее производство будет начато позже;
  • МС-21-300. Это базовая модификация самолета. Она имеет фюзеляж на 8,5 м длиннее, чем МС-21-200. Пассажировместимость данной модели может достигать 211 человек в одноклассной компоновке. Взлетная масса машины составляет 79,2 т, она оснащается двигателями PW1431G или ПД-14. Данная модификация самолета вызвала наибольший интерес среди потенциальных покупателей, поэтому серийное производство начнется именно с нее. Опытные образцы лайнера представлены модификацией МС-21-300;
  • МС-21-400. Увеличенная версия авиалайнера. Отличается от базовой модификации увеличенными размерами фюзеляжа и крыла, также, вероятно, будет иметь четырехколесную тележку шасси (по другим источникам еще и шасси с четырьмя стойками). Пассажировместимость МС-21-400 будет составлять 230 человек, взлетная масса самолета – 87,2 тонны. Лайнер планируется оснастить форсированным двигателем ПД-14М. Из-за довольно серьезных изменений, которые было необходимо внести в конструкцию МС-21-400 по сравнению с базовой моделью, разработка этого самолета была отложена.

В случае успешного старта нового проекта российские авиастроители планируют значительно расширить семейство МС-21, добавив в него самолеты с большей дальностью полета и пассажировместимостью. Будут ли они реализованы, покажет ближайшее будущее.

Перспективы МС-21

Российская авиационная отрасль возлагает на МС-21 огромные надежды. Большинство новых отечественных самолетов выпускаются в таких небольших количествах, что производители даже не могут «отбить» на них расходы, связанные с разработкой.

В разные годы советский, а затем и российский авиапром занимался разработкой множества проектов, которые так и остались на стадии конструкторских разработок или создания опытных моделей. Особенно часто это случалось с пассажирскими самолетами. Причем многие отечественные машины, так и не увидевшие небо, имели весьма неплохие летно-технические характеристики, а по некоторым параметрам даже превосходили иностранных конкурентов. Есть ли будущее у МС-21, учитывая высочайший уровень конкуренции, которая царит в этой области?

МС-21 – это среднемагистральный авиалайнер, то есть он принадлежит к самой многочисленной нише пассажирских самолетов. Сейчас подобные машины занимают 78% от общего числа коммерческих пассажирских лайнеров. Чтобы оценить размеры этого сегмента рынка, можно привести только одну цифру: в ближайшие двадцать лет в мире будет продано 30 тыс. среднемагистральных самолетов. То есть, потенциально МС-21 имеет прекрасные перспективы.

Однако и конкуренция среди авиапроизводителей необычайно высока. В настоящее время ниша среднемагистральных самолетов практически полностью закрыта Boeing 737 и Airbus A320. 7 мая 2018 года свой первый полет совершил китайский среднемагистральный пассажирский лайнер Comac C919, начало его эксплуатации планируется на 2020 год. По своим характеристикам он очень напоминает МС-21-300, однако практически не вызывает сомнения, что новый «китаец» будет стоить значительно дешевле не только своих западных аналогов, но и российского самолета. Сейчас называется цифра в 50 млн долларов. Китайский производитель уже заявляет, что на сегодняшний день он имеет пакет, состоящий из 517 твердых заказов на C919.

С другой стороны, можно констатировать тот факт, что российские авиастроители сумели создать действительно хорошую машину, ничем не уступающую западным аналогам.

Эта машина будет оснащена новейшим западным двигателем, экологичным и экономичным, что можно назвать несомненным плюсом проекта. Ибо задача уговорить иностранных заказчиков закупать пассажирский лайнер с российским двигателем невероятно сложна. С момента распада СССР отечественная авиадвигателестроительная отрасль не создала ни одного нового мотора для пассажирских лайнеров и заметно отстала от основных мировых производителей. Даже двигатель для «Сухого Суперджета» пришлось создавать в кооперации с французами. ПД-14 придется сначала обкатывать на внутрироссийских линиях, а уж только потом предлагать за рубеж.

Еще одним несомненным преимуществом является композитное крыло МС-21. Во-первых, оно имеет отличные аэродинамические характеристики, а, во-вторых, уменьшает массу самолета, что позволяет сэкономить топливо.

МС-21 имеет бортовую электронику с так называемой открытой архитектурой, что позволяет устанавливать на него оборудование любых производителей. Кабина пилотов и пассажирский салон выполнены по последним мировым стандартам.

Так как МС-21 – это новый самолет, то в его конструкции изначально был заложен большой объем багажного отделения, вместительные багажные полки, удобные и широкие кресла, а также значительные проходы между ними. Существующие и перспективные среднемагистральные самолеты Airbus и Boeing – это модификации старых моделей, унаследовавшие их фюзеляжи. Поэтому подобных удобств своим пассажирам они предложить не смогут.

Кроме вышеперечисленных преимуществ, МС-21 имеет вполне конкурентную цену по сравнению с западными аналогами. Однако дело в том, что цена самолета, указанная в каталоге, это только один из факторов, который определяет выбор той или иной модели лайнера покупателем.

Огромным минусом российских самолетов является практически полное отсутствие системы послепродажного обслуживания. Например, клиенты компании «Боинг» получают гарантию (обычно 3-4 года) на основные узлы самолета. Кроме того, покупатели лайнеров Airbus и Boeing знают, что в случае необходимости новая деталь будет доставлена в любую точку планеты в течение 12-14 часов. Также потенциальным клиентам, как правило, предлагают целый пакет финансовых опций (условия платежей, лизинг, кредиты на покупку). Европейские и американские производители за десятилетия сумели создать сложную систему привлечения заказчиков, и ни Китаю, ни России пока нечего противопоставить этому.

Впрочем, несмотря на довольно неясные коммерческие перспективы российского авиалайнера, МС-21 все равно уже можно считать прорывом для отечественного авиастроения. Неизвестно, окупятся ли миллиарды, которые государство вложили в создание новых производственных мощностей и постройку опытных машин, но в любом случае проект МС-21 – это значительный шаг на пути выхода России на международный авиационный рынок.

Технические характеристики МС-21

militaryarms.ru

Знакомьтесь: МС-21, новый российский авиалайнер

Мало кто теперь знает, что слово «самолет» ввел в обиход поэт-футурист Василий Каменский. Если бы не он, то мы и сейчас совершали воздушные путешествия, как все остальные жители планеты, на аэропланах, а вместе с тем, они давно ассоциируются у нас с «Ньюпорами» и «Фарманами» времен Первой мировой войны. Сегодня настало время вспомнить, что у России должно быть все свое, и слова, и дела. И пассажирские лайнеры тоже. 8 июня прошла презентация нового российского пассажирского самолета МС-21. В город Иркутск ради такого случая приехал премьер-министр.

Российское небо вчера и сегодня

Советские самолеты Гражданской авиации (не говоря уже о военных) ничем не уступали западным аналогам, что подтверждается их весомой долей на мировом авиационном рынке. Она могла бы быть и большей, если бы не политические обстоятельства. Впрочем, от этого и сегодня никуда не деться, а задача состоит в том, чтобы обеспечить отечественной техникой, по крайней мере, российские авиакомпании и некоторые зарубежные. В настоящее же время в небе чаще можно увидеть «Боинг», «Аэробус», «Фоккер» или какой-нибудь канадский «Бомбардир», чем машины конструкторских бюро Туполева или Ильюшина. Разумеется, для каждого маршрута нужны самолеты своего типа, соответственно пассажиропотоку и протяженности, но МС-21 находится в очень востребованной во всем мире нише среднемагистральных лайнеров, обеспечивающих практически во всех развитых странах основной пассажиропоток. К тому же этот тип пригоден и для транспортных модификаций. Именно ему, по всей видимости, предстоит потеснить зарубежных производителей на отечественном (и не только) рынке.

Характеристики и схема

За исключением высокой экономичности, обусловленной прекрасной аэродинамикой и примененными современнейшими технологиями, в том числе и материаловедческими, авиалайнер МС-21 соответствует главным современным и перспективным тенденциям мирового авиастроения. Он способен перемещаться с высокой дозвуковой скоростью, построен по классической схеме моноплана с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя двигателями, подвешенными на пилонах. Фюзеляж имеет круглое сечение, хвостовое оперение тоже обычное. Во внешнем облике самолета нет ничего революционного, компоновка похожа на ту, которая применялась многими фирмами ранее. Высота машины – 11,5 м, длина 42,3 м, максимальная дальность беспосадочного полета – 5,9-6 тыс. км. в зависимости от модификации

Модификации

Пока предусмотрена линейка моделей всего из двух типов. Самолет МС-21-200 вмещает от 135 до 176 пассажиров, окончательное решение по размещению кресел будет принимать заказчик, в зависимости от предпочтений в классности салона, который условно делится на зоны «бизнес» и «эконом». В любом случае комфорт обеспечен вполне приемлемый. Модификация МС-21-300 даже внешне отличается более габаритным фюзеляжем, в него поместится от 163 до 221 человек. Соответственно, продолжительность беспосадочного перелета у него на сто километров меньше. Все кресла очень удобны, а кроме того в спинки вмонтированы развлекательные центры, что сегодня является нормой. Модификации также отличаются бортовым радиоэлектронным, навигационным и прочим оборудованием.

Разработчик и производители

Лайнер разрабатывался в НПК «Иркут» в кооперации с КБ им. Яковлева, это второй в истории новой России проект (после Ту-204), полностью реализованный с 1991 года на уникальной основе, и первый в XXI веке. Что касается производственной базы, то она является продуктом плотной кооперации. Так, на Ульяновском авиазаводе после запуска в серию будет производиться интерьер салона, отделка и покраска машин и осуществляться непосредственная поставка заказчику. На заводе «Авиастар» планируется выпуск панелей обшивки фюзеляжа и сборочные операции. В общем цикле участвуют ООО «Васо», ЗАО «АэроКомпозит», ГНЦ НППП «Технология», ЗАО «Русавиаинтерьер» и другие отраслевые предприятия.

Производственные планы

Первый экземпляр машины, выкатка которой уже состоялась, полностью изготовлен на Иркутском авиационном заводе. Первый полет планируется на конец текущего года, серийное производство начнется в следующем, после чего начнутся поставки заказчикам. По заверению президента корпорации «Иркут» Олега Демченко, конкуренция МС-21 не страшна, у него слишком много явных преимуществ, как технических, так и ценовых. Заказы на самолет есть, на 175 экземпляров (по другим данным уже на 186), они уже заавансированы, а к 2020 году план составит 40 экземпляров в год. Инновационная машина привлекла внимание многих авиакомпаний, в том числе, конечно же, «Аэрофлота».

Кокпит

Кабина пилотов выполнена на современном уровне с использованием эргономичных дисплеев, обеспечивающих эффект «прозрачных стен», и с джойстиковым дублированным электродистанционным управлением. Экипаж состоит из двух человек, первого и второго пилота, не считая, конечно, бортпроводников, что повышает экономические эксплуатационные характеристики. Возможности навигационного оборудования весьма высоки, при этом большая часть приборной системы российского производства.

Двигатели

Изначально планер самолета разрабатывался с учетом возможности комплектовать силовую установку двигателями двух типов, американским «Пратт и Уитни» PW1000G или отечественным ПД-14 производства ОАО «Авиадвигатель», доводка которого завершается в настоящее время. Российский мотор должен обеспечить такую экономичность, что это само по себе станет достижением авиастроительной отрасли. Речь идет о начале производства целой линейки силовых агрегатов с последующим применением на других самолетах, в том числе на «Суперджетах-100» КБ Сухого, в настоящее время комплектующихся российско-французскими PowerJet SaM146. На первый экземпляр установлены американские двигатели. Универсальность подхода улучшает конкурентные условия самолета МС-21.

Конкуренция и преимущества

Теперь о главном, а именно о тех факторах, которые позволяют проявлять оптимизм руководителям «Иркута» в ближайшей исторической перспективе. Конкуренция на рынке авиационного производства в настоящее время велика, даже с учетом прогнозируемого роста вдвое потребности в ближайшее двадцатилетие сегмента узкофюзеляжных лайнеров с пассажировместимостью более ста человек. Свои разработки активно продвигают Bombardier (серия С), Airbus, Boeing и даже китайская фирма «Комак», хотя КНР никогда ранее не считалась ведущей самолетостроительной державой. К тому же «Иркут», по всей видимости, несколько опоздал со своей новинкой, дав возможность конкурентам несколько лет получать портфели заказов.

При продвижении на мировые рынки «Суперджета» российская сторона допустила ряд ошибок, и теперь самое время их грамотно проанализировать, чтобы не повторять. Итак, в первую очередь это цена, она будет менее $ 30 млн., что соответствует сегодняшнему минимальному уровню. Достигнут этот результат за счет того, что более половины комплектующих изделий производятся в России. Во-вторых, в отличие от предыдущих неудачных случаев, будет налажена четкая система технической послепродажной поддержки эксплуатантов. В-третьих, обслуживание и расход топлива обойдутся покупателю или арендатору на правах лизинга как минимум на 15 % дешевле, чем в случае работы с другими поставщиками. К тому же сам процесс финансирования будет пересмотрен, к нему привлекут коммерческие банки. Все это позволяет рассчитывать на успех нового российского самолета не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Остается пожелать МС-21 чистого неба, красивых взлетов и мягких посадок.

fb.ru

Россия выкатила миру самолет XXI века

В среду в Иркутске произошло реально эпохальное событие, «крутое», как выразился прилетевший сюда премьер Дмитрий Медведев. Здесь выкатили на общее обозрение новый российский самолет МС-21. Пассажирский, ближне-среднемагистральный — то есть самый востребованный и в России и в мире. Самолет, который должен стать лучшим в нашей стране! Самолет XXI века.

Сделали его на авиазаводе компании «Иркут», которая вообще-то делает военные машины — истребители Су-30СМ и Су-30МК, учебно-боевые Як-130. Но, как известно, именно в военной технике Россия остается передовой державой. А, значит, и гражданский лайнер, собранный тут, должен не посрамить марку «Сделано в РФ».

МС-21 создали на основе разработанного в 1993 году Як-252 (а он, в свою очередь, — модернизированная версия Як-42). Как утверждают разработчики, МС-21 изготовлен из самых современных материалов, а иллюминаторы в лайнере — панорамные!

Дмитрий Медведев в кабине нового российского лайнера. ФОТО Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Новый самолет должен заменить устаревшие Ту-154 и Ту-204 и составить конкуренцию Boeing 737MAX и Airbus A320NEO.

МС-21 будет выпускаться в двух модификациях: МС-21-200 (130-165 мест) и МС-21-300 (160-211 мест).

Первый полет МС-21 запланирован на начало следующего года, затем его запустят в серийное производство. В конце 2018 года начнутся поставки заказчикам.

Для церемонии выкатки самолета заводской ангар превратили в … концертный зал. Установили огромный экран и кресла. В центре рояль, за который сел Денис Мацуев. Девушки в униформе разносили шампанское и креветки на шпажках. Многие щипали себя за ухо — это наш Иркутск или Лондон- Париж? Занавес долой — на сцену выкатывают блестящий новехонький лайнер!

— Я уверен, это будет хорошая машина, надежная. Она станет гордостью российской гражданской авиации. Новые проекты в авиастроении — дело недешевое. А государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется «высшая лига». И мы ни в коем случае не должны из этой «высшей лиги» исчезнуть, — заявил на церемонии Медведев.

Премьер прошелся по цехам и поговорил с работниками авиазавода. Среди них были и специалисты, обслуживающие наши военные самолеты в Сирии.

Дмитрий Медведев на авиазаводе «Иркут» Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

— Я хочу поблагодарить всех, кто занимается созданием новых самолетов и обслуживанием тех, которые выполняют боевые задания, в том числе в Сирии. Это проверка на прочность всего того, что делалось в последние годы. И эту проверку мы выдерживаем, — сказал Медведев.

— А вы на Байкале не купались? — поинтересовались у Медведева сотрудники завода.

— Сейчас нет, но вообще было дело. Прекрасное место Байкал, в него приятно залезть после бани, — признался Медведев.

Глава корпорации «Иркут» Олег Демченко во время церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300 на авиационном заводе корпорации. ФОТО Марина Лысцева/ТАСС

— А соседи своими гидроэлектростанциями и проектами нам его не загубят?

— Это вы про Монголию? (планирует построить ряд ГЭС на одном из притоков Байкала — реке Селенге, — Ред.). Ну, будем с ними общаться. Они трудные собеседники. Надеюсь, что не загубят, — заметил Медведев.

Больше снимков смотрите в нашей фотогалерее!

КСТАТИ

ТТХ нового российского самолета МС-21

— Две модификации: на 130-165 и 160-211 мест

— Стоимость одного самолета: 72-85 миллиона долларов

— Максимальная дальность полета: 6000 километров

— Крейсерская скорость: 870 км/ч

— Длина самолёта: 36,8 и 42,3 метров ( в зависимости от числа мест)

— Размах крыла: 35,9 метров

— Ширина салона: 3,81 метра

— Серийное производство начнётся в 2017 году; выпуск на рынок — конец 2018 года.

Презентация нового самолета МС 21 — 300 в Иркутске.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Денис Мацуев в Иркутске: «Презентацию самолета МС-21 готовили режиссеры Олимпиады в Сочи»

Презентацию нового пассажирского самолета МС-21 в Иркутске запомнят надолго. Организаторы подготовили красочное шоу, изюминкой которого стало выступление пианиста Дениса Мацуева. Надо сказать, появление на сцене знаменитого артиста стало полной неожиданностью. Приятной! Ведь после концерта под открытым небом на 355-летии Иркутска маэстро должен был улететь во Францию на гастроли. «Комсомолка» дозвонилась до музыканта (подробности)

www.kp.ru

Авиалайнер XXI века: в чем секрет новейшего российского самолета МС-21 — Экономика и бизнес

Самолет МС-21 17 октября совершил первый дальний полет с аэродрома Иркутского авиазавода в аэропорт города Жуковский, сообщил Минпромторг РФ. Полет прошел в штатном режиме и длился более шести часов.

«Сегодня первый опытный экземпляр самолета МС-21-300 совершил перелет с площадки Иркутского авиационного завода на аэродром «Раменское» (г. Жуковский — прим. ТАСС), для продолжения программы летных испытаний, которая выполняется в соответствии с графиком», — заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Самый первый полет нового российского пассажирского самолета МС-21-300 («Магистральный самолет XXI века») состоялся 28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода. Эта машина — первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского задела, он является вторым после Sukhoi Superjet 100 (SSJ, ближнемагистральный самолет. — Прим. ТАСС) масштабным российским проектом в области гражданской авиации.

МС-21 — проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан на осуществление полетов на расстояния порядка 6 тыс. км и создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и другим.

МС-21 по своему технологическому уровню превосходит те гражданские суда, которые к настоящему времени летают. Уверен, что это будет хорошая машина, экономичная, надежная

Дмитрий Медведев

премьер-министр РФ

Создание лайнера

Разработка ведется ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут» (входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) на базе нереализованного проекта Як-242 конца 1980-х годов.

В 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 году было заявлено, что самолет не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего это было связано с продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с новым самолетом.

Рогозин неоднократно заявлял о максимальной концентрации усилий и слаженном взаимодействии ОАК и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) при созданию самолета МС-21. По его мнению, без этого невозможно создать конкурентный продукт, учитывая, что большинство комплектующих МС-21, включая его двигатель, принципиально новые разработки.

Рогозин подчеркивал, что, несмотря на наличие другого нового самолета SSJ-100 (первый полет был осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011-го. — Прим. ТАСС), на разработчиках МС-21 лежит огромная ответственность.

Здесь все новое и очень много отечественного, и, поскольку все новое, мы с вами прекрасно понимаем, как это все должно быть адаптировано друг к другу, начиная от черного композитного крыла, заканчивая авионикой

Дмитрий Рогозин

вице-премьер РФ

8 июня 2016 года на церемонии выкатки нового самолета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заверил, что Россия не исчезнет из «высшей лиги» мирового авиастроения.

Новые проекты в авиастроении, по понятным причинам, дело совсем не дешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется «высшая лига». И мы ни в коем случае не должны из этой «высшей лиги» исчезнуть

Дмитрий Медведев

премьер-министр РФ

Он подчеркнул, что Россия способна создавать самолеты, конкурирующие с иностранными производителями. «Нынешнее событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать, которые продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими самолетами», — сказал премьер.

Экономичный, технологичный, отечественный

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163–211 мест) и укороченный вариант — МС-21-200 (на 132–165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019–2020 годы.

‘ТАСС/Корпорация «Иркут»/Ruptly’

Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 — до 211 кресел.

На МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.

По данным журнала «Крылья Родины», у МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 — 25 дюймов,  Boeing 787 — только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того, сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).

Пассажирский салон МС-21 также получит новую систему кондиционирования, что должно благоприятно сказаться на самочувствии пассажиров. Также для удобства планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Первые экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt & Whitney, в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14.

Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9–18 тонн, предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро «Авиадвигатель», головной производитель — Пермский моторный завод.

Как отмечают эксперты, при сопоставимых с американским мотором характеристиках двигатель ПД-14 станет еще и родоначальником целой линейки моторов для самолетов. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 — на самолетах SSJ-100.

Еще одно достоинство. В конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы — их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) проектируется с учетом опыта создания МС-21.

Еще одним новшеством МС-21, по мнению специализированного издания по авиации «Крылья Родины», является и специальная система снижения нагрузок и управления ими. Ожидается, что за счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью можно будет сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Кабина пилотов МС-21 создана с учетом самых современных требований к ее эргономике, что должно упростить пилотирование машины и снизить нагрузку на экипаж.

Концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО МС-21, при этом активно использовался принцип модульной электроники. 

Первый опытный экземпляр

Сборка опытного экземпляра МС-21-300, оснащенного двигателями Pratt & Whitney, завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная презентация (первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.

Летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов МС-21-300 запланированы на конец 2018 года.

28 апреля первый летный экземпляр покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому полету. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода самолет МС-21-300-0001 выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолета, отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой установки. Как отметили в «Иркуте», вся подготовка прошла в соответствии с утвержденным графиком.

Заказы на лайнер

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что пакет проавансированных заказов на новый МС-21 составляет 185 машин. На данный момент портфель заказов составляет 285 самолетов.

Первым эксплуатантом станет «Аэрофлот». Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел он получит в IV квартале 2018 года. Всего же в парке авиакомпании будут эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания «Авиакапитал-сервис». Твердый контракт на поставки был заключен в 2011 году. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что поставки первых трех самолетов ожидаются в 2019 году.

В 2015–2016 годах Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке 10 самолетов (4 из них — опцион) с египетской Cairo Aviation. Каталожная стоимость МС-21 — от $85 млн.

В феврале газета «Ведомости» сообщила, что одним из крупнейших заказчиков самолета станет авиакомпания Red Wings. «У Red Wings есть предварительное соглашение с лизинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» о получении в лизинг 10 МС-21. Если эксплуатация МС-21 будет эффективной, то их количество может быть увеличено до 15–16″, — сообщил изданию глава лизинговой компании Александр Рубцов.

По его словам, когда в 2019 году начнут поступать МС-21, они постепенно заменят в парке авиакомпании Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолетов Ту-204 и Ту-214.

Время покажет, насколько все эти планы будут реализованы, но уже с уверенностью можно сказать, что для российского производителя авиатехники это знаковый и весомый заказ.


Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье» и авиационного журнала «Крылья Родины»

tass.ru

Новые самолеты России в 2016 году

Подробности
Категория: Обзоры
Опубликовано: 06.02.2017

Несмотря на все проблемы отрасли, в 2016 году в России появилось сразу несколько новых самолетов, не все из них конечно созданы абсолютно с нуля, многие из них это развитие и модернизация старых серий.

МС-21

О выкатке МС-21 не слышал наверно только ленивый. Эта новость тиражировалось везде где только можно в течении нескольких дней. И действительно, важность этого события трудно переоценить. При всем уважении к пассажирским самолетам Ту и Ил, они уже порядком устарели, и если в России еще могли как-то конкурировать за счет низкой цены самолетов и обслуживании, то на мировом рынке их доля стремилась к нулю. От ОКБ им. Яковлева требовалось создать не просто пассажирский самолет, а самолет, способный быть конкурентным на мировом рынке. О конкуренции в мировом масштабе еще совсем рано судить, так как ни один серийный МС-21 еще не взлетел, однако его заявленные характеристики впечатляют. По всем экономическим параметрам он превосходит всех своих конкурентов за счет отличных аэродинамических показателей и внедрению инновационых решений. 

Всего в линейке МС-21 планируется выпуск трех основных моделей, МС-21-200, МС-21-300 и МС-21-400, где последняя цифра это количество перевозимых пассажиров. Предзаказ уже составляет 72 машины, так же заключены соглашения о намерениях на покупку 250 машин, и если все заявленные характеристики подтвердятся, то производство будет загружено как минимум на 5 лет вперед..

Ил-76МД-М

Следующий самолет так широко не освещался, да и все-таки это модификация уже готового самолета. В первый полет Ил-76МД-М отправился в феврале 2016. По словам конструкторов, начинка была обновлена почти полностью по сравнению с исходной моделью, за счет чего возможности этого транспортника серьезно увеличились. Одной из важнейших новинок является новый комплекс обороны, который способен защитить транспортник практически от всех современных средств поражения. Так же трудно не заметить и изменившуюся кабину, на которой теперь установлена оптико-электронная визирная система, позволяющая наблюдать за площадками для десантирования. А вот замены двигателей придется подождать, так он находится еще на стадии разработки, и ждать придется года 3-4 как минимум.

 

Ил-22ПП «Порубщик»

Этот самолет так же является глубокой модернизацией старой модели семейства ИЛ-18. ИЛ-22ПП «Порубщик» одна из его последних версий, оснащенная самыми современными средствами РЭБ. Основное его назначение — противодействие самолетам дальнего радиолокационного обнаружения, а так же борьба с радиотехническими системами ПВО вероятного противника. Однако спектр выполняемых задач нового самолета не заканчивается на данных задачах. «Порубщик» способен вести радиоэлектронную разведку, а так же групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ.

Первые три подобные самолета Минобороны получило в ноябре 2016 года. Все три самолета были переделаны из ИЛ-22, служивших ранее командным пунктом управления. Несмотря на устаревшую конструкцию, самолеты данного типа очень востребованы у военных, так как обладают высокой надежностью и неприхотливостью, а так не требуют сложного обслуживания.

 

class=»eliadunit»>

Бе-200 ЧС

Несмотря на то, что БЕ-200 ЧС уже более 10 лет служит в МЧС России, серийное производство самолета началось только в 2016 году, а до этого было выпущено всего два экземпляра, переделанные под нужды заказчика из обычного БЕ-200. Причина как обычно очень проста — на закупку подобных самолетов просто не было денег. Разработкой самолета занимался ТАНТК имени Г. М. Бериева. Первый серийный самолет даже получил свое название — «Александр Разгонин», подполковник гвардии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Основное назначение самолета — тушение пожаров, а так же перевозка людей при черезвычайных ситуациях. 

A-100 «Премьер»

В 2016 году свой первый полет совершил А-100 премьер, самолет  дальнего радиолокационного обнаружения и управления, созданный на базе ИЛ-76МД.  Он создается для замены существующих ныне А—50 и А-50У, которые активно используются ВКС России и доказали необходимость эксплуатации подобного класса самолетов. По своим характеристикам он будет превосходит все существующие зарубежные аналоги и тем сам задаст высокую планку. Выпуск А-100 так же будет поручен ТАНТК имени Г. М. Бериева.

 

Учебно-тренировочный самолет Як-152

В сентябре 2016 года совершил свои первый полет учебно-тренировочный самолет ЯК-152. Основная его задача это первоначальная подготовка летчиков на ранней стадии обучения. Данный самолет полностью унифицирован с учебно-боевым ЯК-130, и именно поэтому именно он и принят в эксплуатацию министерством обороны, так как подобных обучающих комплексов в нашей стране ранее просто не создавалось.  Характеристики самолета не особо впечатляют, однако это именно то, что нужно для подготовки курсантов летных училищ, чтобы потом им было проще осваивать более сложную технику. 

 

МиГ-35

В начале 2017 года состоялось знаменательное событие, упомянуть о котором нужно обязательно, а именно выкатка новейшей модернизированной версии МиГ 29, получивший серийный номер МиГ-35 ОВТ. Внешне он почти не отличается от своего предшественника, однако по многим характеристикам он существенно превосходит базовую версию, а установленное на него самое современное оборудование, делают самолет одним из лучших в своем классе в мире. МиГ-35 относиться к поколению 4++, и именно поэтому это уже не просто модернизация 29-ой модели, а самостоятельная модель, которую давно ждали в ВВС России, ведь в последнее время у нас сложился довольно странный перекос в пользу тяжелых истребителей Сухого, хотя баланс всегда должен быть. 

МиГ 35 многоцелевой истребитель, поэтому на него возложен целый ряд задач от перехвата воздушных целей до завоевания господства в воздухе. Его планируется использовать в ВКС России вплоть до 2035-40 гг как недорогой и массовый легкий истребитель и в ближайшее время замены ему не предвидеться. 

 

class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

: Технологии и медиа :: РБК

В Иркутске совершил первый пробный полет новый российский пассажирский самолет МС-21. Это первый гражданский самолет такого типа, который будет производиться в России. Он должен заменить в авиапарке России Ту-154 и Ту-204, а также составить конкуренцию Airbus А320 и Boeing 737

Самолет МС-21 во время первого пробного полета на аэродроме Иркутского авиационного завода (Фото: Василий Доенин / ТАСС)

Ближне-среднемагистральный пассажирский самолет «Магистральный самолет XXI века» (Иркут МС-21) совершил первый пробный полет в Иркутске. Об этом сообщил вице-премьер России Дмитрий Рогозин в своем Twitter.

«Летаем», — написал он, приложив к своей публикации три фотографии, на которых запечатлен полет самолета и встреча экипажа.

По словам источника ТАСС на Иркутском авиационном заводе (входит в корпорацию «Иркут», конструктор лайнера), полет воздушного судна прошел без инцидентов.

«Полет прошел нормально, как планировалось», — сказал он.

Позже эту информацию официально подтвердили в пресс-службе корпорации «Иркут», изготовившей авиалайнер. Как следует из сообщения, опубликованного на официальном сайте компании, продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 м при скорости 300 км/ч. Лайнером управляли летчики-испытатели, герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев.

«Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено», — приводит пресс-служба слова Кононенко.

Местный информационный портал Irksib опубликовал на своем YouTube-канале видеозапись посадки МС-21. Кадры были опубликованы около 08:00 мск в воскресенье, 28 мая.

Региональное издание «Твой Иркутск» также приводит видеозаписи очевидцев, на которых, по их словам, запечатлен полет МС-21.

Первый летный экземпляр самолета покинул цех 4 мая, после чего началась его подготовка к пробному полету. Летные испытания МС-21 анонсировал в тот же день министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Он заявил, что первый полет — «это вопрос недель».

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) 15 мая рассказала о подготовке МС-21 к летным испытаниям: тогда лайнер произвел рулежку и пробежку на аэродроме. Кроме этого специалисты проверили работу маршевой и вспомогательной силовых установок воздушного судна.

Презентация российского пассажирского самолета МС-21. Фоторепортаж Еще 5 фото

МС-21 — российский ближне-среднемагистральный среднефюзеляжный самолет. Согласно расчетам конструкторов по дальности полета он будет превосходить ближнемагистральный Sukhoi SuperJet 100 почти на 2 тыс. км — 6400 км и 4578 км соответственно. Всего в разработке находятся самолеты МС-21-300, рассчитанные на 160–211 мест, и МС-21-200, в которых будет 130–176 мест. До первого публичного полета лайнер должен пройти несколько летных испытаний, дату их начала в компании-разработчике не называют.

К настоящему времени уже сформировался портфель заказов МС-21. Конструктор уже обязался построить 285 самолетов. Как отмечал ранее Рогозин, из этого числа на 185 машин заключены проавансированные контракты. Первым заказчиком стал «Аэрофлот», компания заказала 50 единиц МС-21. Поставки первых трех самолетов планируются на 2019 год.

www.rbc.ru

на чем летает Россия :: Общество :: РБК

Большинство летающих в России самолетов не старше аналогов, используемых за границей. Однако 17,7% авиапарка — старые машины, многие из которых исчерпали свой ресурс и имеют проблемы с деталями. Другой минус отечественного рынка — проблемы с сервисом и надзором, из-за чего почти весь российский флот зарегистрирован в третьих странах

Фото: Transport-Photo Images

Крушение Airbus 321 30 октября 2015 года стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. На следующий день после трагедии принадлежащего «Когалымавиа» (Metrojet) Airbus 321, в результате чего погибли 224 человека, российское следствие возбудило два уголовных дела по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним». Обыски прошли в офисе перевозчика, Домодедово, самарском аэропорту, где заправлялся борт. Депутаты Госдумы немедленно выступили за запрет эксплуатации самолетов старше 15 лет (Airbus «Когалымавиа» было 18 лет) и лишение лицензии компаний-перевозчиков с небольшим количеством самолетов. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что к авиакатастрофам приводит «рыночное отношение» к отрасли. Аналогичные инициативы депутаты выдвигали и после катастрофы 23-летнего Boeing 737 в Казани 17 октября 2013 года. Тогда, как и сейчас, общественность игнорировала заявления авиакомпаний и отраслевых экспертов, доказывавших, что самолет не машина и 20 лет эксплуатации для него — не такой большой срок.

Оба самолета — Boeing в Казани и Airbus над Синаем — по последним данным, были исправны. Казанская катастрофа, как решила комиссия по расследованию, произошла из-за человеческого фактора, египетская — спустя три недели признана терактом. Подозрения в плохом состоянии летающих в России самолетов, однако, не испарились. РБК проанализировал авиапарк российских компаний, выполняющих регулярные и чартерные пассажирские перевозки, и выяснил, насколько обоснованы подозрения в его износе.

Как мы считали

За основу был взят список действующих сертификатов летной годности Росавиации на 22 октября 2015 года (то есть самолетов, которым разрешено летать на территории России), данных официальных сайтов перевозчиков и интернет-ресурсов airfleets.com, russianplanes.net и flightradar24.com. Мы исключили из полного списка малую авиацию (частные самолеты), самолеты местных авиалиний (практическая дальность менее 1000 км, главным образом Ан-2), вертолеты, бизнес-джеты, а также все самолеты, не использующиеся для перевозок пассажиров — например, грузовые и сельскохозяйственные. В выборку не попали и самолеты, которые не используются для перевозки пассажиров в коммерческих целях: например, авиапарк ВВС, МЧС и спецотряда для перевозок первых лиц (СЛО «Россия»), а также самолеты, принадлежащие авиастроительным заводам. Полученные нами списки с детальной информацией о каждом борте были разосланы всем авиакомпаниям-эксплуатантам с просьбой подтвердить правильность собранных нами данных. Все ответы были учтены в результатах анализа.

В нашу статистику попали и самолеты второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро». Решение о ее банкротстве было принято 1 октября, а 26 октября компания лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность. Парк «Трансаэро» находится в процессе возвращения лизингодателям: несколько десятков машин может получить «Аэрофлот», которому досталась часть маршрутов авиакомпании, остальные будут проданы на рынке или списаны. Учитывая в выборке весь парк «Трансаэро» (по открытым данным на октябрь, это 122 самолета), мы руководствовались тем, что большая его часть может перейти другим российским эксплуатантам, а состав парка отражает экономическую модель крупнейшего частного российского перевозчика.

Что будет с огромным флотом «Трансаэро», второго после «Аэрофлота» перевозчика по количеству самолетов (один из них — на фото), пока неясно (Фото: ТАСС)

Какие модели выбирают

Самое популярное в России семейство — среднемагистральные Airbus 320 (A320, A319 и А321): в стране разрешено летать 249 таким самолетам. На втором месте с 203 бортами семейство среднемагистральных Boeing 737, полеты которых недавно просил приостановить Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Дальнемагистральных самолетов, согласно нашим данным, в России всего 130 штук, из них 76,6% — модели Boeing 747, 767 и 777.

Определения среднемагистрального самолета в российском законодательстве нет. В мире к этой категории принято относить машины с дальностью полета свыше 2,5 тыс. км. Дальнемагистральными в России считаются машины с дальностью полета больше 8 тыс. км.

Лидером среди самолетов, летающих по маршрутам средней протяженности, в России Airbus стал не так давно. Компании «большой четверки» — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» — в 2013 году поделились надвое в своих предпочтениях, объясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Первые две выбрали Airbus, вторые — Boeing. Теперь «Трансаэро» прекратила полеты, а UTair значительно сократила парк.

Два конкурирующих авиастроителя обеспечивают большую часть самолетных парков мира. По данным международной организации Centre for Aviation (CAPA, Австралия) за апрель 2013 года, из всех эксплуатируемых в мире судов 39,7% — это самолеты Boeing и 28,7% — Airbus. Россия не исключение. Самолеты двух компаний занимают 61,7% российского парка,14,3% — другие зарубежные самолеты (Embraer, Bombardier, De Havilland Canada, Let, ATR).

На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы — Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet — только 6,3%. Остальные 17,7% — старые модификации «Ан», «Ту» и «Як», большинство которых летали еще в СССР. «Но в объеме пассажирских перевозок доля этих машин менее 5%», — добавляет профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд.

По количеству среди современных российских моделей лидирует Sukhoi Superjet: таких бортов у отечественных авиакомпаний 39. «У Sukhoi Superjet есть ниша, но она очень узкая из-за его размеров (вместимость — до 100 мест. — РБК)», — говорит Фридлянд. По его словам, для местных и региональных маршрутов он велик, а на магистральных с хорошим пассажиропотоком уступает экономным машинам на 150–200 мест. «Его ниша — магистральные, но слабые по потокам направления», — считает собеседник.

Ан-24 не выпускается с 1979 года, но в авиапарке российских компаний еще 67 таких машин (Фото: Transport-Photo Images)

Из советских самолетов больше всего в парке авиакомпаний Ан-24 — 67 машин. Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности был разработан Конструкторским бюро (КБ) Антонова в конце 1950-х годов. Максимальная вместимость — до 52 пассажиров. Эксплуатируется в основном российскими региональными компаниями (РБК считает такими не совершающие дальнемагистральные полеты, полеты через столичный авиаузел и базирующиеся не в Москве и Санкт-Петербурге). «Ан-24 — единственный самолет в мире такого класса, который садится на грунт, на укатанный снег или на лед, — напоминает заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. — Он летал по всему воздушному пространству СССР и в нынешних условиях на Крайнем Севере практически незаменим».

Какие самолеты летают в России Еще 6 фото

Сейчас Ан-24 продолжают пользоваться базирующиеся на севере компании: «Полярные авиалинии», «Якутия», «Чукотавиа». Пока заменить его массово на иностранные модели невозможно. Во-первых, в самолетах иностранных марок, которые могли бы приземляться на аэродромах этих регионов, помещается меньше пассажиров, объясняет Крамаренко. Кроме того, техническая документация к ним — на английском языке, которым владеют не все пилоты и персонал Ан-24. Впрочем, «Якутия» в течение 2012–2013 годов взяла в лизинг пять самолетов Bombardier Dash 8 вместимостью от 70 до 80 мест. В «дочке» «Аэрофлота» дальневосточной авиакомпании «Аврора» кроме Bombardier летают канадские De Havilland Canada 6 Twin Otter. Скорее всего, в ближайшие годы все Ан-24 будут заменены иностранными машинами, «поскольку выработают свой ресурс и станет чрезвычайно сложно и дорого поддерживать их летную годность», прогнозирует партнер консультационной компании Concuros, бывший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрий Миргородский. Замены их отечественными аналогами нет.

Второй по популярности среди советских машин — Як-42: в парке российских авиакомпаний 33 таких самолета. Впрочем, несколько из них стоят на хранении: какие-то ждут замены деталей, какие-то в воздух уже не поднимутся. Машины входят в парки «Газпромавиа», «Грозный Авиа», «Ижавиа», «Саратовских авиалиний». Последняя компания два года назад стала летать и на бразильских Embraer 190.

Сколько лет самолетам в России​

Как показало исследование, в среднем в России возраст зарубежных моделей меньше их ресурса, наших самолетов — нередко больше. По словам Андрея Шарыпова, начальника отдела сертификации судов гражданской авиации ГосНИИ ГА, для зарубежных машин он составляет около 40–60 тыс. часов, то есть 30 лет. Для советских был меньше — порядка 20 лет. Производитель может продлить ресурс индивидуально для каждого судна.

Например, средний возраст поколения Boeing 737 Classic (модификации 300, 400, 500) в России — 20,2 года. Поколения Boeing 737 Next Generation (модификации 600, 700, 800, 900) — 9,1 года. Модификации Airbus 320 — 7,5 года, A319 — 11,9 года (см. инфографику). Эти цифры несильно отличаются от среднемирового показателя. У голландской авиакомпании KLM, согласно данным planespotters.net, Boeing New Generation в среднем летают в возрасте 9,3 года. У американского лоукостера Southwest Airlines, по данным USA Today и портала airfleets.net, в возрасте 9,7 года. Машинам Boeing 737 Classic (модификации 300, 400 и 500) этой авиакомпании в среднем больше 22 лет.

Что касается Airbus, то флоту А320 у немецкой Germanwings 23 года. У американской Delta, летающей вместе с «Аэрофлотом» в альянсе Skyteam, — 20,7 года. Самолетам А319 у Delta — 13,8 года.

Самая возрастная модель самолетов, летающих в России, — Ан-24. В среднем им 42,1 года. Средний возраст другого советского, еще эксплуатирующегося самолета Як-42 — 24,7 года.

У советских самолетов и современных российских (за исключением Sukhoi Superjet) в отличие от зарубежных есть проблемы с деталями. Массовое производство таких машин остановлено, поэтому приходится заказывать комплектующие поштучно, что стоит в разы дороже, говорит Сергей Коваль, замначальника отдела мониторинга и проверки аутентичности НИИ гражданской авиации. В итоге на советские машины иногда ставят детали с подделанными документами. По оценкам Коваля, на рынке сейчас до 8% нелегальных деталей, а с 2001 по 2015 год из-за проблем с деталями произошло 50 серьезных инцидентов (учтены инциденты с самолетами и вертолетами).

Что стало с советскими конструкторскими бюро

Саратовский авиационный завод, на котором производились самолеты «Як», обанкрочен и полностью ликвидирован. Конструкторские бюро, разрабатывавшие советские самолеты — КБ Туполева и КБ Яковлева (сейчас находящиеся в составе Объединенной авиастроительной корпорации,)  — продолжают существовать в основном за счет сопровождения оставшихся в эксплуатации судов, говорит Коваль. КБ Антонова (теперь государственное предприятие «Антонов») находится на Украине.

Возраст самолета, по мнению профессионалов, не отражается на его техническом состоянии и летной годности. «Я как командир корабля не спрашиваю: вы мне дадите старый самолет или я полечу на новом, — это абсолютно меня не интересует», — поясняет Смирнов. Главное, проходил ли вовремя на протяжении жизни самолет техническое обслуживание и ремонты. Кроме того, свои ресурсы имеет и каждая деталь самолета. К тому времени, говорит Смирнов, «как самолету исполняется 17 лет, эти детали могут быть заменены по несколько раз».

Исследование показало, что у 58,7% самолетов российского парка был всего один или два эксплуатанта. А более десяти сменивших друг друга авиаперевозчиков — в багаже только 3% бортов. Причем во многих случаях две одни и те же компании использовали самолеты по очереди. Так, например, было у самолета авиакомпании «Ижавиа» Як-42: согласно данным airfleets.net, если учитывать чередующихся одних и тех же перевозчиков, за 28 с половиной лет он сменил 20 эксплуатантов. По словам Смирнова, профессионалы с недоверием относятся к самолету, летавшему ранее «в странах с высокой влажностью, например в Африке». Впрочем, и такую машину лизингодатель и собственник обязаны привести в порядок. В этом плане для технического состояния самолета важен его лизингодатель, а не предыдущий эксплуатант, считает эксперт.

Как правило, перевозчики отказываются от самолетов по экономическим причинам, а не из-за конца его ресурса, говорится в исследовании лизинговой компании Avalon (офисы в США, Ирландии, Дубае, Сингапуре и Китае). В России зарубежные и новые отечественные модели самолетов перестают эксплуатироваться в 20–23 года, говорит научный сотрудник ВШЭ Крамаренко. Мировые показатели, согласно исследованию Avalon, аналогичны.

Возрастные предпочтения авиакомпаний

Российские авиакомпании с самым возрастным парком используют как раз советские самолеты. Среди перевозчиков с десятью и более бортами самый возрастной парк — 41,2 года — у компании «Турухан», входящей в группу UTair. В основном она выполняет заказные рейсы, в том числе для добывающих компаний. Но у «Турухана» есть и регулярные перевозки, поэтому его самолеты были включены в наше исследование.

Всего в России 16 компаний, эксплуатирующих для регулярных и чартерных перевозок самолеты старше 25 лет (см. таблицу).

Самый молодой парк — у «Победы», начавшей недавно работать «дочки» «Аэрофлота». Ее бортам всего год. У «Аэрофлота» же средний возраст парка, по расчетам РБК, — 4,6 года. Самолетам прекратившей полеты «Трансаэро»

www.rbc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *