F-22 Raptor — многоцелевой истребитель США
F-22 Raptor — многоцелевой истребитель США.
Приведены характеристики для модификации F-22A. Назначение:
F-22 Raptor — реактивный многоцелевой истребитель производства США. На сегодня это единственный принятый на вооружение и находящийся в боевой эксплуатации истребитель пятого поколения. Вместе с тем F-22 Raptor является и самым дорогим боевым самолетом в мире, его цена составляет более 150 млн долларов. Стоимость программы разработки истребителя F-22 Raptor превысила 67 млрд долларов. Основная задача F-22 Raptor — завоевание превосходства в воздухе, в связи с чем запрещена продажа данных истребителей за рубеж. Кроме этого, F-22 способен эффективно уничтожать наземные и надводные цели с помощью высокоточного оружия, вести разведку, радиопомехами подавлять системы управления, связи и разведки противника, а также выполнять ряд других задач.
Особенности
F-22 Raptor представляет новое поколение боевых самолетов, качественно превосходящих своих предшественников. В числе основных требований к истребителям пятого поколения значатся: Многофункциональность. Помимо выполнения своей непосредственной задачи — уничтожения самолетов и прочих летательных аппаратов противника — истребители пятого поколения должны эффективно бороться с наземной, надводной и подводной техникой, вести разведку, радиоэлектронную войну и т.д.
— Невидимость, точнее, максимальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.
— Наличие современной информационно-управляюшей системы (единого цифрового вычислительного комплекса для систем навигации и вооружения).
— Скорость — возможность преодоления сверхзвукового порога без использования форсажа.
— Сверхманевренность. В ходе работы над истребителем F-22 показателями сверхманевренности было решено пренебречь в пользу малозаметности самолета.
— Огневая мошь, а именно способность вести всеракурсный обстрел целей в ближнем маневренном бою и многоканальность в ракетном бою на средних и больших дистанциях.
Конструкция
Истребитель F-22 Raptor построен по нормальной (классической) аэродинамической схеме со среднерасположенным ромбовидным крылом и разнесенным хвостовым оперением. В ходе работ над конструкцией F-22 во главу угла был поставлен принцип «First look — first kill» (с англ. — «Первый обнаружил — первый поразил»). В связи с этим основное внимание при разработке конструкции самолета уделялось мероприятиям по уменьшению заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, часто в ущерб его маневренным характеристикам.
Так, обтекаемость углов планера и относительно небольшой размах крыла делают самолет менее заметным для РЛС, но в то же время ухудшают его маневренность. Применение в конструкции самолета большого количества (40 %) полимерных композиционных материалов также положительно сказывается на малозаметности истребителя, но отрицательно отражается на его запасе прочности, особенно при учете возможности маневрирования с большими перегрузками. Среди прочих мероприятий по уменьшению заметности самолета можно отметить: применение специального радиопоглощающего покрытия, размещение штатного вооружения во внутренних отсеках (в случае необходимости могут быть установлены и внешние крепления для подвесных топливных баков или для ракет, но это негативно скажется на малозаметности самолета, к тому же возможны проблемы с аэродинамикой) и т. д.
Силовая установка истребителя F-22 Raptor состоит из двух турбореактивных двигателей с форсажной камерой и управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги Pratt & Whitney F119. Благодаря тому, что бесфорсажная тяга данных моторов превышает 11 000 кгс, F-22 способен преодолевать звуковой барьер при нефорсированном режиме работы двигателей, что является одним из основных требований к истребителям пятого поколения. Максимальная же тяга двигателя Pratt & Whitney F119 на форсаже равна 15 876 кгс. Интересно, что принцип «First look — first kill» был учтен и при конструировании силовой установки F-22. Так, плоская форма сопел благодаря эффективному снижению температуры выбрасываемых газов способствует понижению заметности истребителя F-22 в инфракрасном диапазоне, а композитный материал, из которого изготовлены сопла, уменьшает его радиолокационную заметность.
Оснащен F-22 и вспомогательной газотурбинной силовой установкой, которая обеспечивает самолет электроэнергией до запуска двигателей, благодаря чему упрощается процедура технического обслуживания, а также подготовка истребителя к вылету. Бортовое радиоэлектронное оборудование планера F-22, как, впрочем, и других боевых машин производства США, отличается высоким уровнем надежности и функциональности. В основе всего бортового оборудования истребителя F-22 лежат две электронновычислительные машины CIP (Common Integrated Processor), особенность которых состоит в том, что при нормальном функционировании обеих ЭВМ задачи между ними делятся поровну. Но в случае отказа одной из них вторая вычислительная машина сможет полностью обеспечить все потребности бортового радиоэлектронного оборудования в вычислительной мощности.
Бортовая РЛС представлена американской авиационной многофункциональной радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77. Основным ее преимуществом является возможность электронного управления главным лепестком диаграммы направленности, благодаря чему пропадает необходимость в механическом сканировании, что, в свою очередь, положительно сказывается на надежности устройства. Однако максимальная дальность обнаружения крупной воздушной цели данной РЛС составляет 210 км (по другим данным — 300 км), что значительно меньше, чем у радиолокационной станции российского производства Н035 «Ирбис».
Так как истребитель F-22 Raptor должен иметь возможность длительного патрулирования, немало сил при создании самолета было потрачено, чтобы уменьшить нагрузку на пилота. С этой целью максимальное количество задач было переложено на БРЭО. FHanpnMep, при подготовке к атаке пилоту F-22 достаточно выбрать цель, после чего электроника самолета сама выполнит все необходимые расчеты, подберет подходящий тип боеприпаса, а пилоту останется только произвести его запуск. В ходе патрулирования пилот, отдав все необходимые команды, может расслабиться и отдохнуть, что позволит сохранить его силы для выполнения тактических задач, с которыми электроника самолета не сможет справиться самостоятельно.
Немаловажным является и обеспечение процесса нормальной жизнедеятельности пилота в условиях большой высоты, сильных перегрузок и т. д. Главным инструментом для решения данной задачи стал комплекс OBOGS (Onboard oxygen generating system) фирмы Normalair Garrett. В отличие от прочих систем обеспечения жизнедеятельности пилотов комплекс не берет кислород из заранее заправленных баллонов, а генерирует его самостоятельно. Такое решение позволяет обеспечить экипаж необходимым количеством воздуха на значительно более длительный период. Также комплекс OBOGS обладает меньшими массогабаритными характеристиками, чем другие системы обеспечения жизнедеятельности, и защищает пилота от перегрузок. Кроме данного комплекса на страже жизнеобеспечения экипажа истребителя F-22 стоит и комбинированный костюм Combat Eagle, совмещающий в себе противоперегрузочные, высотнокомпенсирующие и теплозащитные свойства.
Вооружение
На вооружении истребителя F-22 Raptor состоит 20-мм скорострельная шестиствольная авиационная пушка M61A2 Vulcan. Ракетное вооружение представлено крылатыми ракетами класса «воздух — воздух»: AIM-120C средней дальности действия — 6 штук и AIM-9 для ближнего боя — 2 штуки, а также корректируемыми бомбами JDAM и управляемыми высокоточными бомбами SDB GBU-39. Одно из преимуществ истребителя F-22 Raptor заключается в возможности пуска ракет и сброса бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
Наверняка у вас появлялось желание открыть свой блог или полноценный портал на просторах всемирной паутины интернета. В таком случае одним из важных моментов является выбор качественного хостинга, который должен соответствовать таким критериям как: 1) аптайм, 2) высокая нагрузка, 3) адекватная техподдержка, и 4) конечно же разумная цена. Именно такой хостинг купить стоит для своих онлайн проектов.
Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:
rus-guns.com
Пошукайте Lockheed martin f-22 raptor на одному з братніх проектів Вікіпедії:
|
uk.wikipedia.org
F-22 Raptor истребитель пятого поколения
F-22 Raptor истребитель пятого поколения основные предназначения самолёта, схожи с нашей разработкой Истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА).
T-50 PAK-FA и F 22 RAPTOR
Видео: F-22 Raptor истребитель пятого поколения
Как всегда лучшие моменты с участием истребителя пятого поколения F-22 Raptor, фигуры высшего пилотажа, показательные выступления, стрельба.
Необходимо отметить Т-50 (ПАК-ФА) в 2013 году будет поставлена установочная партия или мелкосерийное производство самолётов это типа для испытания вооружений, в то время как F-22 Raptor уже снят с производства в 2011 году , и ведутся работы для разработки нового многоцелевого истребителя F-35. Пока так же покрыто тайной характеристики китайского J 20 (черный орел) относящегося к пятому поколению.
За время производства с 1997 года по 2012 год было выпущено 195 машин, из них 187 истребителей переданы ВВС США. Военно-воздушные силы изначально хотели получить 750
многоцелевой истребитель f 22 raptor
Слова летчика подполковника Раймонда» Buzz » произнесённые после тестовых испытаний F-22 Raptor «Мы уже продемонстрировали способность самолета действовать практически безнаказанно в воздушной сфере, так же успешно самолёт атакует наземные цели, на такой скорости, высоты и дальности ,что Raptorы готовы к бою против любого врага». На самом деле так и происходит: как не модернизируй СУ И МИГ, их время безвозвратно уходит, да и с вооружением новейшего Т-50 (ПАК-ФА) тоже не всё ясно, самолёт почти готов, а про вооружение пока ничего неслышно. А F-22 Raptor готовый комплекс, который хоть сейчас может приступить к выполнению боевых задач.
f 22 raptor единственный представитель, стоящий на вооружении, мы еще пока выпустили предсерийные образцы
Общие характеристики F-22 Raptor
Основное предназначение : многоцелевой истребитель, завоевание превосходства в воздухе.
Исполнитель: Lockheed-Martin, Boeing. Части и подсистемы обеспечивают около 1000 поставщиков в 42 государствах.
Силовые установки : два Pratt & Whitney F119-PW-100 турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги . Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.
истребитель пятого поколения f 22 raptor
- Размах крыльев: 44 футов 6 дюймов (13,6 м)
- Длина: 62 футов 1 дюйм (18,9 м)
- Высота: 16 футов 8 дюймов (5.1 метра)
- Вес: 43340 фунтов (19700 кг)
- Максимальный взлетный вес: 83500 фунтов (38000 кг)
- Запас топлива: Внутренний: 18000 фунтов (8200 килограммов), 2 внешних топливных бака: 26000 фунтов (11900 кг)
- Максимальная скорость: 2100 км/ч (2,0 Маха) ,по другим данным 2600 км/ч
- Максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч (1,78 М)
- Крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М)
- Дальность: без ПТБ, боевая: 1900 км без ПТБ, нормальная: 2500 км
- Боевой радиус: 760—1100 км
- Практический потолок: ~20000 м
- Максимальная эксп. перегрузка: 9,5 G
- Потребная длина взлётной полосы: 915 м
- Расчётный ресурс самолёта: 8000 ч
кокпит F-22A Raptor
- Вооружение: один M61A2 20-мм пушки с 480 выстрелов
- внутренний отсек: двух ракет AIM-9 инфракрасного (теплового поиска) воздух-воздух и шести AIM-120 радиолокационного наведения воздух -воздух, или две в 1000 фунтов GBU-32 JDAMs и две AIM-120 радиолокационного наведения ракеты (воздух-земля)
- Экипаж: Один
- Стоимость: $ 143 млн , тем не менее F-22 не является самым дорогим самолётом
- пальма первенства у малозаметного бомбардировщика B-2 Spirit, каждый из них стоит 1,157 млрд долларов
- Начало поставок: декабрь 2005
- Общее количество, 195
Описание F-22 Raptor
F-22 Raptor является новейшим истребителем ВВС США. Сочетание малозаметности, используются стелс-технологии., маневренности и интегрированной авионики, в сочетании с улучшением возможностей поддержки, представляет собой скачок в повышении боевых возможностей F-22 Raptor. Raptor позволяет уничтожать цели класса как воздух-воздух так и воздух-земля.
F-22 Raptor предназначен для завоевания воздушного господства, быстро и на больших расстояниях поражать различные объекты. Сочетание датчиков, встроенный авионики, имеет дополнительные возможности, которые включают штурмовые, радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, это позволяет быть в курсе развивающейся ситуации и позволяет первыми применить оружие и избежать возможных угроз. F-22 Raptor позволяет пилоту отслеживать, выявлять, стрелять и уничтожать, прежде чем быть обнаруженным самому.
Сочетание аэродинамического дизайна и повышенная тяга позволяет F-22 Raptor летать на сверхзвуковых скоростях полета (более чем в 1,5 Маха) без использования форсажа, в отличии например от нашего истребителя Су-27 который тоже может летать на сверхзвуке с включением форсажа но непродолжительное время.
mnogotselevoi istrebitel pyatogo pokoleniya f 22 raptor
Сложный аэродизайн F-22 Raptor, расширенные возможности управления полетом, изменяемым вектором тяги, а также высокий показатель соотношения тяги к весу обеспечивает возможность переиграть всех текущих и прогнозируемых самолетов. F-22 характеристики обеспечивают синергетический эффект обеспечение F-22 невидимость от всех современных средств воздушного нападения. Сочетание невидимости, интегрированной авионики, резко уменьшают заметность для зенитно-ракетных комплексов, и сводит к минимуму возможности врага, чтобы отслеживать и атаковать F-22. Сочетание снижения наблюдаемости подчеркивает преимущество внезапности в тактической обстановке. Для примера самолёты четвертого поколения — российские Су-27 или американский F-15 — имеют коэффициент отражённой поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолёта, в пределах 12 м². У самолёта F-22 Raptor — 0,3-0,4 м², судить об этом сложно, так как F-22 Raptor ещё не принимал участие в боевых действиях. Для российских разработчиков поставлена та же задача по снижению заметности.
Сочетание невидимости, интегрированной авионики, резко уменьшают заметность для зенитно-ракетных комплексов
F-22 имеет более высокую надежность и ремонтопригодность, чем любой истребитель в истории по крайней мере так декларировалось. Налёт на одно лётное происшествие в строевых частях составляет примерно 33 000 часов.
toparmy.ru
F-22 «Raptor». История создания. | Армия и вооружение
Знаменательной датой в истории мировой авиации стало 15 декабри 2005 г. В этот день на авиабазе Лэнгли (шт. Вирджиния) состоялась официальная церемония, посвященная принятию не вооружение ВВС США многоцелевого истребители Локхид Мартин F/A-22A «Раптор» — первого в мире истребителя пятого поколения. Командующий боевым авиационным командованием ВВС генерал Рональд Кис заявил, что с этого дня истребитель достиг состояния начальной оперативной готовности и приступает к выполнению боевых заданий. Первые боеготовые истребители вошли в состав 27-й эскадрильи 1-го истребительного авиакрыла, дислоцирующегося на авиабазе Лэнгпи. К началу декабри 2005 г. фирма «Локхид Мартин» построила 66 истребителей, из которых 53 переданы ВВС.
Самолет F/A 22А «Раптор» является самым современным и дорогим из всех когда-либо созданных истребителей: цена одной машины в настоящее время достигла $120 млн (без учета стоимости программы НИОКР). Он играет важную роль для военно-промышленного комплекса США, где полагают, что на рынке истребителей пятого поколения достойного соперника у него нет.
Хотя «Раптор» сейчас классифицируется как многоцелевой истребитель, первоначально он рассматривался как усовершенствованный тактический истребитель ATF завоевания превосходства в воздухе. Аббревиатура ATF впервые появилась в 1971 г., когда существовавшее тогда тактическое авиационное командование ВВС США (ТАС) предложило идею создания нового самолета, предназначенного для замены истребителей F 16 и штурмовиков А-10 «Тандерболт». Появление в Советском Союзе высокоманевренных истребителей нового поколения МиГ-29 и Су-27 поколебало веру американцев в то, что в перспективе самолеты F-15 и F-16 смогут отвести угрозу воздушного нападения. Hо вот в начале 1980-х годов в США начались проработки первых вариантов истребителя ATF. Одновременно оценивались возможности совмещения требований ведения воздушного боя и нанесения ударов по наземным целям в одном самолете, а также пытались определить, какую из этих боевых задач считать приоритетной.
Ведущие авиационные фирмы США получили предварительные требования, на которые им следовало дать свои предложения. Ответы были получены от фирм «Боинг», «Дженерал Дайнэмикс», «Грумман», «Локхид», «Макдоннелл-Дуглас», «Нортроп» и «Рокуэлл». Фирмы «Фэрчайлд» и «Воут» ответили отказом. Представленные проекты сильно отличались друг от друга размерами и внешним обликом: например, «Нортроп» предложила проект самого легкого истребителя, а «Локхид» представила проект «летающего монстра» взлетным весом почти 54.4 т и обладающего сверхзвуковой скоростью, соответствующей числу М=2,8.
К 1982 г американские ВВС стали отдавать предпочтение самолету для ведения маневренного воздушного боя. В это время еще не задумывались, что потребуется замена тяжелому истребителю бомбардировщику Дженерал Даинэмикс F-111, а сверхсекретный малозаметный ударный истребитель Локхид F-117A «Найтхоук» еще не поступил на вооружение
Командование ВВС решило создавать тяжелый истребитель, предназначенный для замены самолетов F-15 и способный уничтожать противника, где бы он ни находился. В результате пересмотрели требования к летным характеристикам, размерам и весовым параметрам истребителя ATF. Были также выработаны некоторые дополнительные специфические требования, в частности, использование сверхскоростных интегрированных каналов обработки информации (VHSIC), крыла с активной системой управления круткой, гидравлической системы с повышенным рабочим давлением и невоспламеняющейся жидкостью, конформных антенн и датчиков и объединенной системы управления самолетом и силовой установкой.
Предлагалось также использовать речевую систему управления некоторым бортовым оборудованием и двигатели с системой управления вектором тяги для обеспечения короткого разбега и улучшения маневренности в полете. Но все это было отклонено.
В ответ на новые требования перечисленные выше фирмы дали свои доработанные предложения, после чего им были выданы контракты на предварительные исследования. Начался этап эскизного проектирования, по итогам которого планировалось выбрать две фирмы для постройки опытных машин и проведения их сравнительных летных испытаний. Лидирующие строительные фирмы «Дженерал Даинэмикс» и «Пратт-Уитни» получили средства на конкурсную разработку двигателей по программе JAFE. Результатом их деятельности было создание соответственно опытных ТРДДФ YF120 и YF119.
В 1986 году в программах ATF произошло существенное изменение – руководство ВМС США объявило о желании получить палубный истребитель NATF для замены самолета Грумман F-14. В соответствии с новыми планами предусматривалось построить для ВВС 750 истребителей ATF, а для ВМС – 546 самолетов NATF. Через некоторое время изменилась структура программы. Фирмы-участники, оценив финансовые возможности, решили образовать совместные группы. При этом они договорились, что фирма, проект которой окажется победителем, станет главным подрядчиком. В одну группу вошли «Локхид», «Боинг», и «Дженерал Даинэмикс», а во вторую – «Макдоннелл-Дуглас» и «Нортроп». Фирмы «Грумман» и «Рокуэлл» продолжили работы самостоятельно.
31 октября 1986 года победителем были признаны проекты фирм «Локхид» и «Нортроп». Обе фирмы получили контракты на разработку и постройку по паре опытных самолётов, причём один с ТРДДФ Пратт-Уитни YF119, а другой с двигателями Дженерал Электрик YF120.
Опытные истребители не предназначались для эксплуатационных испытаний, на них предстояло отработать наиболее важные технологии. С целью обеспечения большой продолжительности испытаний было решено не покрыватьвесь планер панелями из РПМ, а разместить их только в некоторых местах. В противном случае пришлось бы часто прерывать полёты для осмотра обшивки из РПМ.
Первым на летные испытания поступил опытный истребитель Нортроп – Макдонелл-Дуглас YF-23 с двигателями YF119, поднявшийся в воздух 27 августа 1990 года. Опытный Локхид YF-22, оснащенный двигателями YF120, взлетел 29 сентября того же года. Самолет YF-23 номер 2 совершил первый полет 26 октября 1990 года, на нем стояли ТРДДФ YF120. Наконец, 30 октября взлетел второй истребитель YF-22 с двигателями YF119. Известно, что самолет YF-23 неофициально назывался «Блэк Уидоу» в честь истребителя Второй мировой войны Нортроп Р-62. Истребитель YF-22 также носил неофициальное название: в память о другом известном истребителе военного периода Локхид Р-38 ему присвоили имя «Лайтнинг».
Истребители YF-22 (снизу) и YF-23 (сверху)
Программа летных испытаний опытных истребителей YF-22 завершилась 28 декабря 1990 года. Они совершили 74 полета и налетали 91, 6 часов. Во время испытаний была получена максимальная скорость, соответствующая числу М>2. Выполнялись длительные полеты на сверхзвуковом режиме без использования форсажа., максимальное число М в этих полетах равнялось 1,58. Осуществлялись пуски УР класса «воздух-воздух» AIM-9 и AIM-120 (AMRAAM), размещенных во внутренних отсеках. Были выполнены полеты с углами атаки 60 град.
Самолеты Нортроп YF-23 налетали 65 часов. Пуски ракет и полеты на больших углах атаки не осуществлялись. Однако в сверхзвуковом крейсерском полете самолеты превышали число М=1,6. Знамение достигнутой максимальной скорости до сих пор засекречено. По мнению специалистов, истребитель YF-23 обещал превзойти своего конкурента по скорости, кроме того, он имел меньшую ЭПР. Испытания моделей в аэродинамических трубах показали, что YF-23 не имеет ограничений по углам атаки, обладая при этом чрезвычайно высокой маневренностью. Фирма «Нортроп» задумала создать скоростной и малозаметный истребитель, который должен всегда первым уничтожать самолет противника прежде, чем тот сможет выйти на рубеж атаки, «Локхид», в свою очередь, предпочла отдать приоритет высокой маневренности при умеренных углах атаки.
Самолеты Нортроп YF-23
В апреле 1991 года «Локхид» стала победителем программы ATF. Этой победе во многом способствовало ее разрекламированное намерение создать палубный истребитель NATF с двухместной кабиной экипажа и крылом с изменяемым углом стреловидности. По иронии судьбы, проект NATF был через несколько месяцев аннулирован. В качестве силовой установки было решено использовать ТРДДФ Пратт Уитни YF119, который по конструкции был более консервативен, чем конкурент YF120, который оказался сложнее, так как относился к двигателям с изменяемым рабочим циклом, что повышало технический риск.
Серийный истребитель Локхид Мартин
F/A-22A заметно отличается от опытного YF-22. Прежде всего, он несколько больше по размерам. Кабина экипажа сдвинута вперед с целью улучшение переднего обзора, а воздухозаборники двигателей смещены назад, что улучшило летчику обзор вбок и вниз. Площадь вертикальных килей уменьшена почти на 20-30%, а угол стреловидности крыла по носку стал меньше на 6 град. Направление носков и задних кромок крыла и горизонтального оперения выбрано таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить малую ЭПР. У F-22 изменена форма обтекателя РЛС для лучшей производительности станции.
YF-22 (слева) и F/A-22A (справа)
Первый опытный YF-22 с двигателями YF120 стал впоследствии использоваться в качестве макета для отработки различных новых инженерных решений. Второй самолет продолжал летные испытания до тех пор, пока 25 апреля 1992 г. в результате сильного бафтинга горизонтального оперения не потерпел аварию. К этому времени машина 113 раз поднималась в воздух, общий ее на лет составил 153,2 ч. После аварии планер восстановили, установив на него крыло и оперение серийного истребителя, и стали использовать для наземных испытаний БРЛС и определения ЭПР.
Первоначально по контракту на разработку и летные испытания предсерийных истребителей (этап ЕМD), выданному в августе 1991 г., намечали построить 11 самолетов: девять одноместных F-22А и два двухместных F-22В, а также двух планеров для статических и усталостных испытаний. Предполагалось, что летные испытания первого предсерийного истребителя начнутся в середине 1996 г., первого серийного — не позже середины 1999 г. Первую эскадрилье планировалось поставить на боевое дежурство к 2003 г.
Однако финансовые проблемы разрушили все планы. Лишь 9 апреля 1997 г. состоялась официальная презентации первого предсерийного истребителя F-22А (91-4001), во время которой он получил название «Раптор («Хищник»). На его борту вывели надпись – «Спирит оф Америка». Первый полет машина совершила 7 сентября 1997 года с авиабазы Доббинс (шт. Джорджия). Но между этими двумя датами произошло важное событие: в июле отменили постройку двухместного самолета F-22B.
В это же время начались полёты летающих лабораторий, на которых отрабатывались различные системы будущего истребителя. В частности, на летающей лаборатории F-16D VISTA проходило проверку программное обеспечение системы управления, а на летающей лаборатории Боинг 757-200FTB испытывались полностью оснащенный макет кабины экипажа и авионика. На полигоне в районе г. Форт-Уэрт (шт. Текас) был построен стенд с полноразмерной носовой частью фюзеляжа самолета F-22A и секциями крыла с конформными антеннами для испытаний радиоволнового и навигационного оборудования, а также системы опознования.
После заводских испытаний предсерийные F-22A по очереди прибывали на авиабазу Эдвардс (шт. Калифорния), где раполагалась объединенная испытательная группа. В состав этой группы входили летно-испытательный центр ВВС, центр войсковых и оценочных испытаний, воздушное боевое командование, управление программной разработкой истребителя F-22 (F-22SPO), фирма «Пратт-Уитни» и отделение авиационных тактических систем фирмы «Локхид Мартин». Самолет F-22A (91-4001) был доставлен на авиабазу 5 февраля 1998 года в разобранном виде на борту тяжелого военно-транспортного самолета Локхид С-5B «Гелакси», а машина 91-4002 прилетела сюда сама 26 августа того же года. Третий предсерийный
F-22A (91-4003) выполнил первый полёт 6 марта 200 года, а 15 марта его встречали на авиабазе Эдвардс.
Задержи в поставах предсерийных машин существенно тормозили всю программу. Из 9 самолетов, строившихся в рамках этапа EMD, только машина под номером 91-4002 полетела точно по графику (29 июня 1997 года). Остальные запаздывали на год и более. В политических кругах росло недовольство ходом выполнения программы, и в июле 1999 года палата представителей конгресса США неприятно удивила Пентагон и разработчиков решением не выделять на 2000 финансовый год ассигнований в размере 1,8 млрд.$ на
серийное производство истребителей F-22A. Это нанесло болезненный удар по программе, так как финансирование в полном объеме восстановить позднее не удалось, хотя кое-какие средства добавили для начала серийного выпуска по программе LRIP, предусматривавшей постройу истребителей небольшими партиями.
Стоит упомянуть ещё кое-какие сведения о модернизации раптора. В мае 1993 года командование ВВС решило, что F-22A должен вести не только воздушный бой, но и уничтожать наземные цели с помощью высокоточного оружия. Поэтому были сделаны соответствующие доработки в конструкции внутренних отсеков вооружения для размещения КАБ GBU-32 калибром 454 кг, оснащенных комплектом наведения JDAM. Таким образом, самолет постепенно превратился в многоцелевой, что позднее отразилось на его обозначении – в сентябре 2002 года он получил индекс
F/A-22A.
Во время летных испытаний предсерийных машин отрабатывалась версия программного обеспечения «Блок 3.0.», выполнялись пуски УР AIM-9 «Сайдундер» и AIM-120 (AMRAAM), определялись характеристики БРЛС и величина ЭПР. В целом, работы шли удовлетворительно, набирала обороты программа LRIP. Однако ВВС США решили продлить сроки летных испытаний. Ыа доработана программа первоначальных эксплуатационных и оценочных испытаний (DIOT&E). Сначала её хотели начать в августе 2002 года, но из-за задержек в поставке серийных самолетов, строящихся по программе LRIP, к ней приступили только в конце сентября 2003 года.
В сего по этапу EMD было построено 9 самолетов с номерами 91-4001 до 91-4009. Последний полетел 31 марта 2003 года. Судьба у этих самолетов оказалась разной. Самолет 91-4001 закончил карьеру в ноябре 2000 года. Он был передан на авиабазу Райт-Петерсон (шт. Огайо), где его обстреливали пушками и ракетами с целью оценки боевой живучести. С истребителя 91-4002, первоначально предназначавшегося для испытаний конструкции планера, выполнялись пуски ракет. Он также использовался для испытания на штопор и был оснащен противоштопорным парашютом. Такую же роль самолет 91-4003. Истребитель 91-4004 первым получил БРЛС AN/APG-77, на нём также определялись характеристики радиолокационной и тепловой заметности. Самолеты 91-4005 — 91-4009 предназначались для отработки авионики и её программного обеспечения.
F-22A (номер 91-4004) Военно-воздушная база в Эдвордсе, (Калифорния). Находится в климатической лаборатории МкКинлей для тестов. Рассматривается выносливость F-22 к осадкам и различным погодным условиям.
F-22 (номер 91-4006)в безэховой камере антенного полигона Бенефилд (авиабаза ВВС Эдвардс, Калифорния). С помощью безэховой камеры исследуются такие параметры, как эффективная отражательная/поглотительная поверхность и точные характеристики антенных устройств объектов, испытывается бортовое радиоэлектронное оборудование, включая радиостанции, системы управления оружием и контейнеры средств радиоэлектронного противодействия.
————
источник:
http://users.bart.nl/users/wbergmns/info/f22.htm
http://www.aerospaceweb.org/question/planes/q0021a.shtml
Мел Уильямс «Супер истребители» илл.энциклопедия.
warinform.ru
Боевое применение истребителя F-22 — ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство
Lockheed/Boeing F-22 Raptor
F-22 «Рэптор» (англ. F-22 Raptor) — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения.
Фото: ru.wikipedia.org
Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным. В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения.
В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов — YF-22 и YF-23.
Фото: ru.wikipedia.org
На разработку самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов.23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.
8 июня 2002 года, авиабаза Эглин. Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.
Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.
Рисунок: ru.wikipedia.org
В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках.F-22 имеет и внешние подвески, но установка на них боекомплекта ухудшает малозаметность. Целью данного конструкторского решения было повышение универсальности самолёта.
В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 % (по другим данным 60 %), из них не менее 30 % приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы (РПМ).
F-22 сопровождает российский разведчик Ту-95, пролетающий вблизи Аляски / Фото: ru.wikipedia.org
В частности, РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов — класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости.
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника.
Крыло — ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы. Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.
Рисунок: ru.wikipedia.org
Тактико-технические показатели
Технические характеристики |
|
Размах крыла, м
| 13,56 |
Длина самолёта, м
| 18,90 |
Высота самолёта, м
| 5,09 |
Площадь крыла, м²
| 78,04 |
Площадь В. О., м²
| 16,54 |
Площадь Г. О., м²
| 12,63 |
Масса, кг: | БРЭО — 858
пустого — 19700 нормальная взлётная(100 % топлива) — 29200 максимальная — 38000 |
Нагрузка, кг:
| нормальная (6+2 УР) — 1116
максимальная 10370 топливо (с двумя ПТБ) — 8200 ( 11900) |
Нагрузка на крыло кг/м²:
| при максимальной взлётной массе — 487
при нормальной взлётной массе — 374 |
Процентный состав материалов в конструкции планера, % :
| алюминиевые сплавы — 16
титановые сплавы — 39 композиты — 24 |
ЭПР, м² | от 0,0001 до 0,3—0,4 |
Двигатель, кол-во х тип двигателя
| 2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 |
Статическая форсированная тяга, кгс
| 15876 |
Тяговооружённость:
| при нормальной взлётной массе — 1,087
при максимальной взлётной массе — 0,83 |
Лётные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч :
| 2700 — максимальная
2410 — максимальная безфорсажная |
Бесфорсажная сверхзвуковая крейсерская скорость, км/ч (M)
| 1826 (1,72) |
Дозвуковая крейсерская скорость, км/ч (M)
| 850 (0.8) |
Максимальная скорость у земли, км/ч (M)
| 1490 (1.22) |
Дальность, км:
| с двумя ПТБ — 2900
перегоночная — 3219 |
Боевой радиус, км
| 760 |
Практический потолок, м
| ~19812 |
Максимальная эксп. перегрузка, g | 9.5
|
Длина разбега, м
| 250 — 450 |
Обслуживание, чел-час на час полёта
| 13 |
Скорость крена, рад/с
| 3,49 |
Расчётный ресурс самолёта, ч
| 6000 |
Рабочее давление гидросистемы, кг/см²
| 560 |
www.arms-expo.ru
Что представляет собой американский истребитель F-22? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ
США начали самую масштабную переброску истребителей F-22 в Румынию через Чёрное море для поддержки союзников в Восточной Европе. Истребитель был разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics и является первым и пока единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения.
F-22 «Раптор» (англ. raptor — хищная птица) — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный для замены американского всепогодного истребителя четвёртого поколения F-15 Eagle (англ. eagle — орёл). На сегодняшний день F-22 является самым дорогим истребителем в мире, в зависимости от оснащения, стоимость одной боевой машины может доходить до $150 млн.
Кроме современной авионики, на истребителе установлены новые двигатели с цифровым управлением.Серийное производство F-22 началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада.
К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт.
В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.
В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, но в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного истребителя и сделать упор на F-35.
В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.
13 декабря 2011 года в сборочном цеху корпорации Lockheed Martin был выпущен последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195.Всего с 1997 года было выпущено 195 таких истребителей.
В чём уникальность F-22?
В основу истребителя положен принцип обеспечения повышенной выживаемости «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого использованы стелс-технологии. Кроме этого, для снижения заметности самолёта его вооружение размещено во внутренних отсеках. Для снижения массы истребителя применён титан, который составляет 41% массы планера.
За счёт своей малой заметности и дальнего радара F-22 обеспечивает перехват воздушных целей на приемлемых дистанциях, не требуя ввязывания в воздушный бой.
Технические характеристики
- Длина самолёта: 18,90 м
- Высота самолёта: 5,09 м
- Площадь крыла: 78,04 м²
- Площадь В. О.: 16,54 м²
- Площадь Г. О.: 12,63 м²
- Экипаж: 1 человек
- Масса пустого: 19 700 кг
- Нормальная взлётная: 29 200 кг (100% топлива)
- Максимальная: 38 000 кг
- Нагрузка:
- Нормальная: 1116 кг
- Максимальная: 10 370 кг
- Состав материалов в конструкции планера:
- Алюминиевые сплавы: 16%
- Титановые сплавы: 39%
- Композиты: 24%
- Двигатель: 2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100
- Максимальная скорость: 2410 км/ч — максимальная
- Максимальная скорость без использования форсажа: 1960 км/ч
- Крейсерская скорость: 850 км/ч
- Дальность полёта: 3220 км
- Боевой радиус: 760 км
- Практический потолок: 20 000 м
Вооружение:
- Вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядов, ракетами класса «воздух-воздух»: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder.
- F-22 также совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39 и SDB-53/B.
- Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
Смотрите также:
www.aif.ru
F-22 Raptor. Всякое случается (9 фото)
«Раптор» (F-22 Raptor) — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения в мире.
Характеризуя этот самолёт, заслуженно используют определение «Самый», самый современный, самый дорогой, самый «невидимый», самый, самый, самый…
Однако, даже самая-самая техника не застрахована от неполадок, приводящих как к трагическим последствиям, так и к нелепым и даже анекдотическим ситуациям.
До сих пор не решена серьёзнейшая проблема с кислородным оборудованием самолёта, приведшая уже к трагическим последствиям с гибелью пилота.Известен случай, когда группа самолётов не смогла долететь из США до Японии, как оказалось, в программном обеспечении не учтена была линия смены дат, и вся группа, потеряв ориентировку, вынуждена была возвратиться назад, следуя визуально за самолётом-заправщиком.
А ещё случается и такое…
Пилот не мог открыть фонарь кабины и просидел в кабине ПЯТЬ ЧАСОВ!
Чтобы освободить пилота, не оставалось ничего другого, как разрезать фонарь кабины! Скотчем размечаем место будущего разреза…
Экипировка спасателей должна соответствовать важности момента, ведь не лифт какой-нибудь открывают, самый современный истребитель! Работа закипела, пилы вгрызаются в поликарбонатный беспереплётный цельнотянутый фонарь, покрытый специальным напылением, долженствующим исключить отражение сигнала РЛС от оборудования кабины.
Высокотехнологичный деревянный клин предохраняет пилу от заклинивания.
Это сладкое слово «Свобода»! Гип-гип ура!
Элементарная неисправность позволительна, наверное, продукции ВАЗа, но не такой дорогой штуковине как «Раптор». Вся процедура, с ремонтом, обошлась в 180 000 долларов. Признавайтесь, кто еще искал на этой фотке лужу? :
Причина неисправности неизвестна. Самолет принадлежит 27 авиакрылу авиабазы Ленгли.
зато теперь у них есть F-22 Кабриолет…
fishki.net