Самолет шторьх – Fieseler Fi 156 Storch — Самолёты Германии — Самолёты по странам — Каталог статей

Физелер Fi-156 «Шторх» («Аист») | Красные соколы нашей Родины

Фото Физелер Fi-156 Шторьх

Физелер Фи-156 «Шторьх» — легкий одномоторный самолет связи с коротким взлетом и посадкой. Разрабатывался под руководством Г. Физелера, Р. Мевеса и Э. Бахема с 1935 г. и изначально предназначался для гражданского применения, но в ходе разработки был трансформирован в военный вариант. Представлял собой трехместный подкосный высокоплан смешанной конструкции (металлический трубчатый набор фюзеляжа с тканевой обшивкой, деревянное крыло) с неубирающимся шасси, снабженным мощной амортизацией. Крыло имело развитую механизацию, гарантировавшую отличные взлетно-посадочные характеристики — разбег составлял всего 50 м, а при встречном ветре был ещё меньше. Для посадки же хватало 20 м! Остекление кабины обеспечивало прекрасный обзор. В целях уменьшения габаритов при хранении и транспортировке наземным транспортом консоли крыла выполнили складывающимися назад. В качестве силовой установки выбрали 8-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Аргус» As-10С.

Прототип Fi-156V1 был облетан 10 мая 1936 г. За ним последовали ещё две опытные машины, причем Fi-156V3 получил военное оборудование и рассматривался как прототип армейского связного самолета.

Машина привлекла внимание рейхсминистерства авиации, объявившего конкурс на новую машину такого класса. Требования предусматривали создание самолета короткого взлета и посадки с хорошим обзором из кабины экипажа — а этим критериям как нельзя лучше соответствовал «Шторх». Из его конкурентов два (Bf 163 и Si 201) сильно отстали по срокам создания, выйдя на испытания тогда, когда Fi-156 уже строился серийно, третий же — автожир FW 186 — вообще был отвергнут из-за присущих конструкции недостатков. «Физелер» же планомерно вел работы по внедрению «Шторха» в серию. В начале 1937 г. построили ещё 2 прототипа, весной за ними последовала пред-серийная партия, а летом начались поставки серийных самолетов.

В общей сложности для люфтваффе до марта 1945 г. выпущено около 2900 серийных машин. Из них 1908 изготовила фирма «Физелер», 784 — завод «Моран» в Пюто (Франция), 78 — «Мраз» в Чозене (Чехия) и 73 — LBB в Чешских Будейовицах.

Основные модификации Физелер Fi-156 «Шторх»:

Fi-156А — двигатель «Аргус» As 10С-3 (240 л.с). Базовый вариант для люфтваффе — самолет связи. Выпущена предсерийная партия — 10 Fi-156А-0, серийно строились и Fi-156А-1.

Fi-156В — вариант, предлагавшийся для гражданского применения и отличавшийся наличием предкрылков. Выпущено 50 самолетов (14 Fi-156В-0 и 36 Fi-156В-1), попавших в люфтваффе.

Fi-156С — выпускался с 1938 г. и стал основным вариантом для люфтваффе. Модификация Fi-156С-1 представляла собой трехместный связной самолет (286 единиц), Fi-156С-2 — двухместный ближний разведчик с 7,92-мм пулеметом MG 15 в верхней линзовой установке (239 машин).

Вариант Fi-156С-3 был унифицированным — способным использоваться как в связном, так и в разведывательном варианте (выпущено 1755 самолетов), a

Fi-156С-5 имел подфюзеляжную подвеску для 200-л топливного бака либо контейнера с АФА (354 машины). Большинство Fi-156С-3 и все Fi-156С-5 комплектовались двигателями As 10P (270 л.с).

Модификация Физелер Fi-157C-3 Storch, который использовался в Африканском корпусе в марте-мае 1941 года

Помимо производства в Германии и на оккупированных территориях вариант Fi-156Са-3 выпускался по лицензии в Румынии. На заводе ICAR в Брашове изготовили 80 самолетов, из них 10 с октября 1943 г. до начала 1944 г., а остальные — уже после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, с конца 1944 г. по ноябрь 1946 г.

Санитарный вариант Физелер Фи-157 Шторх

Fi-156D — санитарно-эвакуационный вариант, выпускавшийся с конца 1941 г. Изготовлено 117 Fi-156D-1 и 56 Fi-156D-2.

Fi-156Е — вариант с гусеничным шасси. Изготовлена лишь предсерийная партия (10 Fi-156Е-0).

ОКА-38 «Аист» — советская копия Fi-156А, разработанная под руководством O.K. Антонова. Двигатель -6-цилиндровый МВ-6 (240 л.с). Прототип испытывался осенью 1940 г., весной 1941 г. велась подготовка к серийному выпуску на заводе № 465 в Каунасе, но из-за начала войны ни одну машину изготовить так и не успели.

«Мраз» К-65 «Чап» — вариант, выпускавшийся в Чехословакии после войны («Чап» означает «Аист» по-чешски). Соответствовал поздним Fi-156С. В 1946-1949 гг. выпущено 138 машин.

«Моран-Солнье» MS.500/502 «Крике» — самолеты послевоенного французского производства. MS.500 комплектовался мотором As 10Р, MS.502 — 9-цилиндровым звездообразным двигателем «Сальмсон» 9Аb (235 л.с). Изготовлено 925 самолетов, в т.ч. 347 MS.500.

Летно-технические характеристики самолета Fi-156С-2

  • Двигатель: «Аргус» As 10С-3
  • мощность, л.с.: 240
  • Размах крыла, м.: 14,25
  • Длина самолета, м.: 9,90
  • Высота самолета, м.: 3,05
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,20
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 930
  • взлетная: 1325
  • Скорость, км/ч:
  • максимальная: 175
  • крейсерская: 150
  • Скороподъемность, м/с: 4,65
  • Практический потолок, м.: 4600
  • Дальность полета, км.: 385

Использование Fieseler Fi-156 «Storch» в годы войны

Серийные «Шторхи» начали поступать в люфтваффе зимой 1937/38 г. четыре (по другим данным — 6) самолета Fi-156А-1 отправили в Испанию, где их использовали в качестве связных в штабном отряде легиона «Кондор».

К началу Второй мировой войны люфтваффе располагали около 300 «Шторхов». По 1-2 такие машины придавалось каждой группе боевой авиации, имелись они и в отрядах взаимодействия с армией. В Польской кампании приняло участие около 40 Физелер Fi-156, большинство из которых обеспечивало связью штабы корпусов и дивизий.

Основной связной самолёт Люфтваффе Физелер Fi-156C на аэродроме

10 мая 1940 г., в первый день блицкрига на Западе, более 100 Fi-156 использовалось для проведения посадочных воздушных десантов в Бельгии и Люксембурге. Потери оказались весьма значительными – 21 самолет (для сравнения: за всю кампанию в Польше люфтваффе лишились семи «Шторхов»). Помимо этого, Fi-156 вели разведку, доставляли донесения и курьеров, эвакуировали раненых, спасали сбитых летчиков. Подобные же задачи решали экипажи «Шторхов» во время Балканской кампании и в ходе боев в Северной Африке.

В ходе войны против СССР «Шторхи» решали в основном те же задачи, что и в предыдущих кампаниях. Помимо этого, их применяли для прокладки проводных линий связи (главным образом, в равнинных районах Украины), а в тылу — для борьбы с партизанами. Хорошие взлетно-посадочные качества Fi-156 делали их незаменимыми при проведении различных спецопераций, наиболее известной из которых стало спасение Муссолини в сентябре 1943 г. — когда высокогорный отель, где он содержался под стражей, был захвачен десантниками, доставленными на планерах, на крохотную площадку у отеля приземлился «Шторх», вывезший самого дуче и командовавшего операцией О. Скорцени. Довольно часто Fi-156 применялись в качестве личных самолетов высокопоставленных немецких военачальников — Э. Роммеля, А. Кессельринга и других.

Самолет Физелер Fi-156 «Шторьх» на котором Отто Скорцени вывез итальянского диктатора Бенито Муссолини

Вплоть до последних дней войны «Шторхи» люфтваффе выполняли связные полеты в окруженные немецкие гарнизоны (например, в Будапешт и Бреслау). Весной 1945 г. Fi-156 в качестве разведчиков включались в противотанковые отряды.

«Шторхи» довольно широко экспортировались в другие страны накануне Второй мировой войны. Так, Испания получила несколько Fi-156А-1, оставшихся после вывода легиона «Кондор», а впоследствии купила ещё 7 Fi-156С-1. Они эксплуатировались как в метрополии, так и в Марокко, прослужив до 1956 г.

В декабре 1938 г. один Fi-156 был передан Италии, где использовался в качестве персонального самолета маршала И. Бальбо. На рубеже 1940-1941 гг. поступило ещё 12 Fi-156С. Часть из них попала в Ливию, где служила в 1-й группе колониальной авиации, часть применялась в ходе кампании ВВС Италии на Балканах. В конце 1942 г. было приобретено 12 Fi-156С-3 а в 1943 г. — ещё 3 такие машины. Самолеты, остававшиеся в строю на момент перемирия, впоследствии эксплуатировались как в ВВС Итальянской социальной республики, так и в итальянских ВВС на стороне союзников.

Финляндия получила в 1939 г. 2 Fi-156С-1 (экспортированных под обозначением Fi-156К-1). Один из них разбился в октябре 1944 г., а второй прослужил в ВВС до января 1940 г.

Некоторое количество самолетов Fi-156С и D получила Болгария (встречаются цифры 6, 8, 12 и даже 19 единиц). Самолеты, получившие местное название «Дрозд», использовались как связные и санитарные, обеспечивая действия болгарских оккупационных войск в Югославии. Последние из них прослужили до 1947 г.

В Румынии первый «Шторх» модификации Fieseler Fi-156С-1 появился в ноябре 1940 г. — Гитлер подарил его местному диктатору Антонеску. В 1941-1944 гг. ВВС Румынии получили 41 такой самолет — главным образом, модификаций С-1, С-2 и С-3, а также несколько машин Fi-156D. С конца 1943 г. начали поступать и лицензионные Fi-156Са-3. Самолеты использовались на советско-германском фронте, а после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции — для обеспечения войск, воевавших против вермахта.

9 Fi-156С с ноября 1942 г. немцы передали Словакии. В том же году начались поставки Венгрии, получившей в общей сложности более 30 самолетов (встречается цифра 37 единиц). В этой стране «Шторхи» именовались «Голья» — тот же «Аист», только по-венгерски.

Прототип Fi-156V2 в начале 1941 г. отправили для нужд авиации Японии. Там «по мотивам» «Шторха» спроектировали собственный самолет аналогичного назначения — «Кокусай» Ки 76, серийно строившийся с весны 1943 г.

Одной из первых обратила внимание на «Шторх» Швеция, купившая 2 Fi-156А-1 в 1938 г. Впоследствии было приобретено 6 Fi-156С-2, а в 1943 г, — ещё 6 Fi-156С-3. Пополнялись ВВС Швеции и за счет интернированных на её территории самолетов люфтваффе. В итоге, в стране эксплуатировалось в общей сложности 22 «Шторха». К началу 1960 г. в строю оставалось ещё 16 машин, но к концу года все они были списаны. В ВВС Швеции Fi-156 обозначались S14.

Один Fi-156 в сентябре 1939 г. был куплен швейцарской фирмой. В 1943 г. его конфисковали ВВС, тогда же пополнившиеся двумя интернированными на территории страны самолетами люфтваффе. В ВВС Швейцарии «Шторхи» служили до 1950 г.

Буквально накануне германского вторжения, в начале 1941 г., 24 (по другим данным, 36) самолетов Fi-156С-2 получила Югославия. Большинство из них было уничтожено, но две машины впоследствии эксплуатировались ВВС Хорватии.

Странами-победительницами довольно широко использовались трофейные «Шторхи» — только Великобритании досталось 145 таких самолетов (64 из них передали Франции, 17 — Норвегии, по 1 — Бельгии и Нидерландам). Несколько самолетов эксплуатировалось в Европе и американскими войсками — в частности, один из них был личным самолетом Д. Эйзенхауэра. 7 Fi-156 служило в ВВС и морской авиации Польши, ещё несколько эксплуатировались гражданскими структурами этой страны. Эксплуатировались «Шторхи» и в СССР — как в ВВС, так и в гражданской авиации.

В Чехословакии самолеты К-65 служили как в ВВС, так и в корпусе национальной безопасности, эксплуатировались в аэроклубах.

ВВС Франции ещё в ходе войны начали собирать трофейные Fi-156 в состав группы «Периге», успевшей принять участие в уничтожении последних немецких гарнизонов на Атлантическом побережье страны. Самолеты MS.500/502 широко применялись как в метрополии, так и в колониях, прежде всего, в Индокитае. Помимо связи, их активно использовали в качестве самолетов передовых авианаводчиков, для сопровождения речных судов и других целей. После вывода французских войск 5 MS.500 получил Южный Вьетнам, 10 (по другим данным, 15) — Лаос и 7 — Камбоджа. Французские «Крике» участвовали также в боевых действиях в Алжире и были окончательно сняты с вооружения в 1965 г.

Физелер Fi-156 «Шторьх», вероятно, можно считать одним из наиболее удачных самолетов, созданных в Третьем рейхе. Помимо отличных взлетно-посадочных характеристик, он отличался феноменальной маневренностью, неприхотливостью в эксплуатации и независимостью от аэродромной инфраструктуры. Недаром он стал образцом для подражания во многих странах.

www.airaces.ru

Fi-156, Связной самолет, Storch — Люфтваффе

Связной самолет

Fieseler

Одним из наиболее удачных немецких самолетов времен Второй Мировой войны был «Шторьх» («Аист»). Герхард Физелер спроектировал эту машину как самолет укороченного взлета/посадки и снабдил ее крылом большой подъемной силы. Разбег «Шторьха» составлял всего 65 метров, а пробег после посадки — 22 метра; при встречном ветре 40 км/ч машина могла «зависать» в воздухе без потери управляемости. Созданный по спецификации 1935 года на легкий связной и разведывательный самолет, Fi-156 впервые поднялся в воздух весной 1936 года и был принят на вооружение в 1937 году.

Лёгкий фюзеляж прямоугольного сечения имел каркас из стальных труб с полотняной обшивкой. Двухлонжерное деревянное крыло было обтянуто полотном, а хвостовое оперение имело обшивку из фанеры. Вдоль всей передней кромки крыла шел алюминиевый предкрылок. Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация — внутренняя панель представляла собой щелевой закрылок, а внешняя — статически сбалансированный щелевой элерон.

«Шторьх» получил своё название за характерные стойки шасси со свечными стальными пружинами и масляными демпферами. Верхние концы стоек крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бортам фюзеляжа. На самолёте использовалась хвостовая опора, хотя на некоторые «Шторьхи» в конце войны устанавливали хвостовое колесо.

Трехместная кабина обеспечивала отличный обзор — боковые панели остекления из плексигласа выступали над фюзеляжем под большим углом. Верхняя центральная часть крыла, составлявшая потолок кабины, также была покрыта плексигласом, так что по круговому обзору «Шторьх» не имел себе равных.

Физелер Fi 156 был оснащён 8-цилиндровым (перевёрнутое V) мотором воздушного охлаждения Аргус As 10C взлётной мощностью 240 л.с при 2000 об/мин и 200 л.с. при 1800 об/мин, вращавшим деревянный винт Шварц диаметром 2,60 м с металлической передней кромкой лопастей. Сухой вес мотора составлял 213 кг.

Максимальная скорость самолёта составляла 175 км/ч над уровнем моря, крейсерская — 150 км/ч на высоте 1000 м. Запас топлива в 150 литров, размещавшийся в двух баках в центроплане, обеспечивал дальность полёта 400 км на крейсерской скорости.

Проведённые испытания показали, что небольшой маневренный самолёт может великолепно противостоять истребителям. Последние, вооруженные фотокино-пулемётами, не смогли сделать ни одного кадра «Шторьха», летевшего со скоростью 54,7 км/ч.

Темпы выпуска Fi 156 составляли 227 самолётов в 1939 году, 216 — в 1940 году, в а 1941 году почти удвоились — 430 машин. Всего Люфтваффе получила 2871 «Шторьх», небольшое количество этих самолётов было передано союзникам Германии — Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии — все они воевали на Восточном фронте.

Что удивительно, но «Шторьх» никогда не использовался на Восточном фронте для ночных атак, подобно советскому биплану По-2.

Экипаж 3 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 14,25
Длина самолета, м 9,9
Высота самолета, м 3,05
Двигатели.
8-ми цилиндровый рядный инвертированный As-10C-3 240 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 930
Максимальная взлетная 1320
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 175
Время набора высоты 1000м, мин 4
Практический потолок, м 4600
Дальность полета, км 385
Вооружение
7,92-мм пулемет в задней части кабины 1

Модификации Fi-156

  • Fi 156А-0 — партия в 10 самолетов, изготовленная в 1937 году для проведения оценочных испытаний
  • Fi 156А-1 — первая серийная модификация, выпускавшаяся с 1937 года с двигателем Аргус As-10c.
  • Fi 156В — усовершенствованный вариант с подвижными предкрылками, серийно не выпускался.
  • Fi 156С-0 — предсерийный вариант модификации С, предназначенный в основном для поставок Люфтваффе. От А-1 отличался измененной формой остекления задней части кабины, где мог быть установлен 7,92-мм пулемет MG-15 для защиты от атак истребителей с задней полусферы.
  • Fi 156С-1 — невооруженный трехместный самолет связи.
  • Fi 156C-2 — двухместный разведывательный самолет с аэрофотоаппаратом. Вооружение — 1 х 7,92-мм пулемет MG-15.
  • Fi 156C-3 — самолет связи и легкий транспортный самолет, часть самолетов этого варианта имела двигатели Аргус As-10P, имелось также тропическое исполнение Fi-156C-3/Trop с дополнительными воздушными фильтрами на двигателе.
  • Fi 156C-5 — многоцелевой самолет с двигателем Аргус-10Р, оборудован подфюзеляжным держателем для дополнительного топливного бака или сбрасываемого контейнера с аэрофотоаппаратом. Имелся тропический вариант Fi-156C-5/Trop.
  • Fi-156D — модификация с большим боковым грузовьи люком и двигателем Аргус As-10Р, имелись варианты:
  • Fi-156D-0 — предсерийная партия санитарных самолетов, предназначенных для перевозки одного носилочного раненого.
  • FM56D-1 — серийный вариант Fi-156D-0.
  • Fi-156E-1 — опытный самолет с гусеничным шасси.
  • Fi-156F-0 — опытный самолет для борьбы с партизанами. Был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами.
  • Fi-156U — опытный противолодочный самолет с одной глубинной бомбой или тремя 50-кг бомбами.
  • Fi-256 — опытный пятиместный самолет, разработанный в 1944 году французской фирмой «Моран-Сольнье».

Подробно

Источники

  • «Авиация Люфтваффе» /В.Н. Шунков/
  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • Война в воздухе № 125 Fieseler Storch

www.airpages.ru

Легкий многоцелевой самолет физелер Fi 156 Шторх

К середине 1930-х годов в военной авиации помимо боевых все большее распространение получали различные вспомогательные самолеты — в частности, самолеты связи. Такие машины должны были доставлять не столько собственно приказы, сколько давать возможность рекогносцировки и быстрого перемещения для командиров высшего звена. Помимо этого, не менее важными функциями подобного самолета была эвакуация раненых, корректировка огня, разведка и наблюдение. Во многих случаях эти задачи требовали посадки, а затем и взлета на совершенно неподготовленные лужайки или поля минимального размера. Особую пользу такие качества могли сослужить в горной или другой местности, где создание длинной ВПП было невозможно.

РЕКОРДСМЕН МАЛЫХ СКОРОСТЕЙ

Техническое задание Министерства авиации Германии на легкий многоцелевой самолет с хорошими взлетно-посадочными характеристиками было опубликовано в 1935 году. Созданием самолета руководили конструкторы Райнхольд Мевес и Эрих бахем; первый прототип был готов всего год спустя, и 24 мая 1936 года совершил первый полет.

Хотя для уменьшения взлетной и посадочной скорости во многих странах использовали схему биплана, немцы решили, что нижнее крыло сильно ограничит столь необходимый корректировщику или разведчику обзор, и сделали свой самолет подкосным высокопланом. Радикально улучшить несущие свойства крыла на малых скоростях помогла мощнейшая механизация крыла — весь размах по передней кромке был занят щелевыми предкрылками, а почти всю заднюю кромку занимал (опять-таки щелевой) закрылок.

Для простоты обслуживания был выбран двигатель воздушного охлаждения (однако V-образный). Прекрасный обзор во все стороны обеспечивало огромное остекление кабины. Посадка на неподготовленные поверхности не вызывала проблем — ход амортизаторов превышал 40 см, и Fi 156 мог использовать даже свежевспаханное поле. Свое прозвище «Шторх» (аист) самолет заслужил благодаря внешнему виду с огромным размахом крыла и длинными, свисающими вниз тонкими стойками шасси. Посадочная скорость не превышала 50 км/ч, а даже при небольшом ветре (3-4 м/с) разбег и пробег составляли менее 15 м.

В середине 1937 года люфтваффе получило первые серийные Fi 156А. Их было выпущено немного, и в 1939 году со сборочной линии начали выходить машины самой массовой модификации Fi 156С. Вариант С-1 представлял собой 3-местный (пилот и два пассажира) самолет связи, а С-2 — 2-местный (пилот и наблюдатель-стрелок) вариант для прифронтовой полосы, получивший минимальное оборонительное вооружение — заднюю полусферу прикрывал 7,92-мм пулемет в «линзовой» установке. Следующий, С-3, получил «универсальную» кабину, позволявшую использовать его и для перевозки раненых на носилках без каких бы то ни было переделок. Этот вариант стал самым массовым, почти 2/3 всех «Шторхов» выпустили именно как С-3 — производство продолжалось до начала 1945 года. Немного позже появился Fi 156С-5 — на нем появилась возможность подвешивать три 50-кг бомбы либо внешний топливный бак, с которым дальность достигала 1010 км. Последующие варианты, D-1 и D-2, представляли специализированные санитарные машины — для упрощения погрузки и разгрузки носилок в борту самолета сделали большой люк.

В СССР его решили попросту скопировать, правда, заменив немецкий двигатель французским 6-цилиндровым «Рено», выпускавшимся у нас по лицензии. Работы возглавил О. К. Антонов, и самолет получил обозначение ОКА-38. Для выпуска выбрали авиазавод в Каунасе (Литва), и первые машины были почти готовы как раз к моменту захвата города немецкими частями. С апреля 1942 года выпуск «Шторхов» начали во Франции (завод «Моран-Солнье» в Пюто), а спустя год — в чешском городе Хоцень. Еще 16 машин успели построить на заводе ICAR в Бухаресте — сначала этому помешали бомбежки, а затем Румыния сменила сторону фронта. Всего до капитуляции Германии построили 2867 «Шторхов» всех вариантов, из них 2634 экземпляра модификации Fi 156С

ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ ФРОНТА

Первые машины успели попасть в «Легион Кондор» и повоевать в Испании. После начала Второй мировой войны самолет стал широко использоваться практически на всех театрах военных действий, где ступала нога немецкого солдата. В заснеженной Финляндии и на Восточном фронте «Шторхи» летали на лыжах, в песках Египта, Ливии и Туниса их приходилось оснащать специальными пылевыми фильтрами. Легкие самолеты стали лучшими друзьями сбитых летчиков — много раз им удавалось спасти от плена (или гибели) неудачливых авиаторов, садясь на самых малопригодных площадках, какие только можно представить. Однако самым блестящим эпизодом в биографии Fi 156 стало эффектное спасение из плена недавнего лидера Италии Бенито Муссолини.

12 сентября 1943 года отряд немецких парашютистов высадился на планерах вокруг высокогорного отеля, где содержался под арестом Муссолини; туда же на крошечную площадку сумел сесть «Шторх». Когда Муссолини был освобожден, пилот «Аиста» сумел взлететь с этого пятачка, имея на борту не только Муссолини, но и руководителя операции эсэсовца Отто Скорцени. Вошел в историю и полет «Шторха» в осажденный Берлин 26 апреля 1945 года. Выдающаяся немецкая летчица Ханна Райч, сумев пробиться сквозь все преграды, посадила самолет прямо в городском парке недалеко от Бранденбургских ворот. За годы войны самолет заслужил столь блестящую репутацию, что во всех трех странах, выпускавших его во время войны, производство возобновилось или продолжилось после ее завершения. Румыны строили их до 1946-го, чехи — под обозначением К-65 «Чап» — до 1949 года, но подлинное второе рождение «Шторьх» обрел во Франции. Завод «Моран-Солнье» выпускал целое семейство самолетов уже под своим обозначением MS.500/501/502/504/505/506 вплоть до 1965 года. Основными отличиями одной модели от другой были двигатели — оригинальные немецкие, потом французские, а позже и американские. Эти самолеты повевали в Индокитае, а затем и в Алжире.