Военные новые самолеты – Самые опасные боевые самолеты России

Особо опасные военные самолеты, которыми гордится Китай

Chengdu J-10

Это Чэнду J-10 – всепогодный многоцелевой истребитель и «рабочая лошадка» военно-воздушных сил Китая. Все 400 ныне действующих «Стремительных драконов» были произведены компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) в Китае при участии российских специалистов и с использованием узлов российского же производства. Этот J-10 пилотирует экипаж из двух человек, но есть и одноместный вариант под названием J-10A.

Китайский истребитель Чэнду J-10. Фото via cnet.com

На J-10 есть 11 фиксированных точек подвески: шесть под крыльями и пять под фюзеляжем. К ним могут крепиться ракеты класса «воздух-воздух» и «земля-воздух» или наружные топливные баки для увеличения дальности полёта. Самолёты J-10 также вооружены управляемыми со спутника бомбами с лазерным наведением. Прообразом двухствольной 23-миллиметровой пушки, установленной на J-10, является ГШ-23, которая впервые была разработана в Советском Союзе в 1965 году Грязевым и Шипуновым.

Практический потолок J-10 составляет 18 тыс. метров, его максимальная скорость – 2,2 Маха (свыше 2700 км/ч), что ставит его в один ряд с самыми быстрыми истребителями, кроме самолётов ВВС США.

Юй Сюй – первая китайская женщина-пилот J-10

В июле 2012 года командир лётного эскадрона Юй Сюй прославилась на всю страну как первая женщина-пилот самолёта J-10. Ещё более знаменита она стала как член демонстрационной команды «1 августа» – «китайского ответа» авиационной группе высшего пилотажа «Голубые ангелы» ВВС США.

Юй Сюй – первая китаянка-пилот истребителя J-10. Фото via cnet.com

Гибель Юй Сюй стала национальной трагедией. Это случилось 12 ноября 2016 года в результате аварии на тренировке, когда пилотируемый ею J-10 столкнулся с другим самолётом. Местные СМИ провозгласили её китайской героиней.

Истребитель четвёртого поколения Shenyang J-11

Шэньян J-11B – это китайский истребитель четвёртого поколения, который был продемонстрирован на проходящем раз в два года авиашоу в Чанчуне. Он рассматривается как конкурент самолётов F-15 и F-16, которые находятся на вооружении ВВС США. Для военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) было построено 253 этих самолёта.

Несмотря на то, что США и Китай никогда не находились в состоянии войны, у американских военных лётчиков происходил ряд стычек с этими военными самолётами. Так, в августе 2014 года реактивные J-11 перехватили самолёт-разведчик P-8 ВМС США над Южно-Китайским морем. По данным военных докладов, летательные машины прошли очень близко друг от друга, и «китаец» показал своё днище. Американское министерство обороны интерпретировали манёвр как демонстрацию вооружения самолёта.

На этом снимке J-11 стреляет ракетой класса «земля-воздух» по условной наземной цели над Южно-Китайским морем во время учений в июле 2016 года. Фото via cnet.com

J-11 несёт грозный арсенал китайского и российского оружия. У него есть основная 30-миллиметровая пушка Грязева-Шипунова (ГШ-30-1) и 10 фиксированных точек для переноса ракет. Самолёт также может сбрасывать кассетные бомбы.

Первый палубный истребитель Китая

Это Шэньян J-15 – первая попытка Китая построить палубный истребитель. Самолёт совершил свой пробный вылет в мае 2010 года. Его длина составляет 22 метра, размах крыльев – 14,7 метров (7,4 метра в сложенном состоянии, как на фото ниже).

Китайские СМИ буквально лопаются от гордости за новые J-15, но международные военные аналитики не разделяют этого энтузиазма. Самолёт может взлететь с помощью трамплина, как, например, на первом в истории китайском авианосце «Ляонин» (CV-16).

Палубный истребитель Шэньян J-15. Фото via cnet.com

Ограничения по весу на взлёте сокращают количество и размер оружия, которое может нести машина, в сравнении с конкурирующими самолётами. А мощность двигателей, скопированных с российского прототипа, ниже, чем у американских F-35s.

Первый китайский авианосец

305-метровый боеспособный «Ляонин» берёт на борт 24 многоцелевых истребителя J-15 – менее половины того количества, которое переносят американские авианосцы. Отсутствие стартовой катапульты, как у американцев, вынуждает использовать палубный трамплин. При этом самолётам требуется больше топлива на взлёте, а их максимальный вес ограничен.

Кроме того, быстроходность «Ляонина» ниже, чем у американских авианосцев типа «Нимиц». По сообщениям Центра стратегических и международных исследований, максимальная скорость корабля – всего около 20 узлов (37 километров в час) из-за «плохой конструкции и технической оснащённости» его силовой установки советского производства.

Китайский авианосец «Ляонин» совершает тренировочный выход в море. Фото AP Photo / Xinhua, Li Tang

J-15: дешёвая подделка?

Китайский J-15 – на самом деле не очень качественная копия российского палубного истребителя Су-33. Военно-воздушные силы Китая вели переговоры о покупке в России самолётов Су-33, но планы сорвались в 2006 году, когда выяснилось, что китайский J-11 скопирован с машины Су-27, которую Россия продала стране ранее.

J-20: первый стелс-истребитель Китая

Чэнду J-20 – новейший китайский военный стелс-истребитель пятого поколения, возможно, один из самых впечатляющих в этой стране. Он был введён в эксплуатацию 12 декабря 2016 года, что вывело Китай на третье место в мире как страну, производящую собственные истребители стелс (первые две – Россия и США). Как написал главный редактор китайского журнала «Мировые военные вопросы», самолёт способен атаковать большие надводные корабли, например, авианосцы.

Фото с 11-й Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставки в Чжухае демонстрирует днище нового истребителя J-20. Фото via cnet.com

Конструкция стелс значительно снижает вероятность обнаружения радарами. Передняя часть J-20 снабжена маленькими крыльями в форме утиных, что помогает пилоту сохранять контроль и улучшает сверхзвуковые характеристики. Максимальная скорость самолёта – 1,7 Маха (2100 км/час). Предполагаемая стоимость постройки каждой машины – 110 млн долларов США.

Есть множество предположений, что для создания собственного стелс-истребителя Китай использовал информацию, украденную у США.

J-31 – следующий стелс-истребитель Китая

J-20 не единственный стелс-истребитель производства КНР. Корпорация авиационной промышленности создаёт многоцелевой истребитель J-31, который рекламируется как прямой конкурент американского F-35 Lightning II.

Этот самолёт, который прозвали «Соколом», будет в основном продаваться в страны, которым запрещено приобретать F-35. При этом собственные военно-воздушные силы Китая ещё не решили, будут ли покупать эти машины. Это породило слухи о том, что качество истребителя хуже ожидаемого.

Китайский многоцелевой стелс-истребитель нового поколения J-31. Фото via cnet.com

Тем не менее, J-31 – возможно, самый передовой китайский самолёт. Первые полёты запланированы на 2019 год. Он будет оборудован нашлемными прицелами, голографическими экранами в кабинах и высокотехнологичным покрытием стелс. Самолёт способен развивать скорость 1,8 Маха или 2200 километров в час.

JH-7: «Летучая камбала»

Сиань JH-7, который в НАТО называют «Камбалой», – построенный в Китае двухместный истребитель-бомбардировщик. Пожалуй, один из самых испытанных военных самолётов в стране. Его максимальная скорость – 1,75 Маха (1806 километров в час) и боевой радиус около 1770 километров.

JH-7 был введён в эксплуатацию в середине 1990-х годов. JH-7A, переработанный вариант с более лёгкой и укреплённой авиационной конструкцией, вышел в 2004 году. Сейчас разработана версия JH-7B с новой системой авионики и более современным вооружением.

На этом фото одна из женщин-пилотов НОАК управляет бомбардировщиком JH-7 во время тренировочного полёта над Китаем. Фото via cnet.com

JH-7 снабжён 23-миллиметровой автопушкой с двойным стволом ГШ-23L, заряженной 300 патронами, и девятью фиксированными точками подвески. Они способны нести ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», противокорабельные и антирадиационные ракеты. И его статус истребителя-бомбардировщика подразумевает вооружение бомбами с лазерным наведением, управляемыми со спутника.

H-6K – зловещий новый бомбардировщик Китая

Никакой рассказ о новых китайских военных самолётах не был бы полным без упоминания бомбардировщиков Н-6К. Это сильно модифицированная версия старшей китайской машины H-6, которая в свою очередь является лицензированным вариантом советского Ту-16. Самолёт поступил на вооружение в октябре 2009 года, что сделало Китай четвертой страной со стратегическими бомбардировщиками собственного производства.

Этот скриншот 2015 года с китайского ТВ показывает президента Си Цзиньпина в кабине H-6K. У самолёта стеклянная кабина, по меньшей мере пять многофункциональных дисплеев и катапультируемые места для экипажа из четырёх человек. Фото via cnet.com

Этот самолёт несёт много бомб! H-6K загружается среди прочего и противокорабельными ракетами, но его главная задача – сбрасывание бомб. Каждый бомбардировщик способен нести свыше 9 тысяч килограммов оружия свободного падения. Кроме того, он способен нанести ядерный удар. Именно H-6 использовался для испытания ядерного оружия на территории Лобнор в Китае.

Секреты большинства новых самолётов Китай тщательно охраняет, показывая лишь небольшую часть во время авиашоу.

KJ-2000 – ключевой китайский радарный щит

Этот странный летательный аппарат – KJ-2000, авиационный комплекс радиообнаружения и наведения. Самолёт, которому НАТО дал кодовое имя Mainring, оснащён мощными 360-градусными радиолокационными системами, способными отслеживать корабли и другие самолёты на большом расстоянии (около 470 километров). KJ-2000 может «видеть» 100 целей одновременно.

KJ-2000 ночью. Фото via cnet.com

Комплексы KJ-2000 наряду с некоторыми другими самолётами ВВС НОАК недавно участвовали в плановых учениях «Красный меч 2016», цель которых – повышение боеспособности войск. Максимальная скорость самолёта – 850 км/ч, а дальность полёта – 5470 км. В настоящее время на вооружении китайских ВВС насчитывается пять машин.

Адаптированный перевод. Источник

laowai.ru

Новейшие военные самолеты России 2018 - Это интересно - Шняги.Нет

С первого применения самолетов на поле боя их роль в военных конфликтах постоянно растет. Особенно значимой стала роль авиации за последние тридцать-пятьдесят лет. Боевые самолеты год от года получают все более совершенную электронику, все более мощные средства ведения боя, увеличивается их скорость, снижается их заметность на экранах радаров. В настоящее время авиация даже в одиночку может сыграть ключевую роль в современном региональном конфликте. Такого в военной истории человечества еще никогда не было.1

Во время агрессии в Югославии авиация стран НАТО практически без сопротивления наземных сил решила ход конфликта. Тоже самое можно сказать и о первой американской компании в Ираке. Именно авиация сыграла тогда решающую роль в разгроме многочисленной армии Саддама Хусейна. ВВС США и их союзников безнаказанно охотились за бронетехникой иракцев, предварительно уничтожив боевые самолеты Ирака.

Есть важный нюанс. Современные самолеты стоят настолько дорого (стоимость американского самолета пятого поколения F-22 составляет около 350 миллионов долларов), что их постройку или покупку могут себе позволить только очень богатые страны. Остальным остается надеяться на чудо или готовится к партизанской войне.

2
С появлением новых высокоточных боеприпасов, систем связи и спутниковой навигации и целеуказания роль и мощь военно-воздушных сил многократно возросла. Современные и перспективные самолеты также стремительно изменяются. Применение современных материалов, двигателей новых конструкций, сложнейшей электроники – делает современный боевой самолет венцом научно-технического прогресса.

В настоящее время ведущие авиационные державы занимаются созданием истребителя пятого поколения. США уже имеют на вооружении такие истребители — F-22 «Raptor» и F-35 «Lightning». Эти самолеты давно прошли этап испытаний, запущены в серию и приняты на вооружение. ВВС России, Китай и Япония на практике пока отстают в этом отношении.

Загрузка...

3
В конце 20 века СССР мог на равных противостоять США в небе за счет отличных машин четвертого поколения Миг-29 и Су-27. Они примерно соответствовали по своим ТТХ американским самолетам F-15, F/A-18 и F-16. Но после развала Советского Союза разработка новых машин в России на несколько лет была приостановлена. Работы практически не финансировались, а новые разработки часто создавались по инициативе самих авиастроителей и не находили поддержки у государства. США тем временем не теряли времени даром: в 90-х годах активно велась разработка самолета пятого поколения, и в 1997 году был испытан опытный образец, в будущем получивший обозначение F-22 «Raptor».4

США – пока единственная страна, имеющая на вооружении самолет пятого поколения. Причем F-22 запрещено продавать даже союзникам. Для поставок за рубеж американцы создали другой самолет F-35 «Lightning» (Молния) — но он, по мнению специалистов, имеет более слабые характеристики, чем F-22. А что же Россия? Каковы планы российского авиапрома? Есть ли перспективные разработки, которые в будущем заменят самолеты четвертого поколения?

«Наш ответ Чемберлену» — новейшие военные самолеты России

Если посмотреть на, что сейчас российский авиапром может предложить отечественным военно-воздушным силам, то мы в основном увидим модификации самолетов четвертого поколения Су-27 и Миг-29. Для них даже придумали новую классификацию, Миг-35 и Су-35 относят к поколению 4++, указывая тем самым, что это почти пятое поколение. Спору нет, и Миг-29 и Су-27 – это действительно прекрасные машины, которые были одними из лучших в мире. Но это было в конце восьмидесятых. Последние варианты этих машин, конечно, серьезно модифицированы, улучшены двигатели, поставлена новая электроника и навигационные комплексы, но смогут ли они противостоять в бою «Раптору»?

В России уже создан самолет нового поколения — это ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), он же Т-50. Своей футуристической формой новый российский самолет очень напоминает F-22. Самолет впервые поднялся в воздух в 2010 году, а в 2011 был впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС. Мы имеем очень мало достоверной информации об этой новейшей машине. В настоящее время самолет дорабатывается, но в уже в ближайшее время он должен пойти в серию.


Для того чтобы попытаться сравнить ПАК-ФА с его американским аналогом F-22, нужно четко понимать, что такое самолет пятого поколения и в чем его отличие от предыдущих машин. Военные выдвигают к машине нового поколения четкие требования. Такой самолет должен обладать низкой заметностью во всех диапазонах волн, прежде всего в радиолокационном и инфракрасном, он должен быть многофункциональным, чрезвычайно маневренным, поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость (уходить на сверхзвуковую скорость без форсажа), иметь возможность вести всеракурсный ближний бой и осуществлять многоканальную стрельбу ракетами на большой дальности. Самолет пятого поколения обязан иметь «продвинутую» электронику, которая бы значительно облегчала работу пилота.

Специалисты уже сравнивают F-22 и ПАК-ФА, оперируя той скудной информацией, которая доступна на сегодняшний день. Российский новейший самолет имеет большие габариты, в том числе размах крыльев и поэтому, скорее всего, он будет более маневренным, чем его американский аналог. ПАК-ФА имеет немного больше максимальную скорость, но проигрывает «американцу» в крейсерской. Российский самолет имеет большую практическую дальность и меньшую взлетную массу. Однако ПАК-ФА проигрывает F-22 в малозаметности.

Непросто сравнивать эти два самолета, и прежде всего из-за недостатка информации. Есть еще один нюанс: современные самолеты – это не только аэродинамика и вооружение, а в первую очередь электроника, управляющая всеми системами самолета. СССР всегда отставал в этой сфере, аналогично пока обстоят дела у России. РЛС российского самолета не уступает лучшим мировым аналогам — а вот бортовое оборудование оставляет желать лучшего.

В 2014 году началось мелкосерийное производство ПАК-ФА, начало серийного производства самолета запланировано на 2018 год.

Вот сравнительная характеристика двух самолетов.

5
Полет «Беркута»

Еще одной очень интересной машиной, созданной в ОКБ имени Сухого, является Су-47. Жаль, что до сих пор она остается на стадии прототипа. Этот самолет имеет крыло обратной стреловидности, что обеспечивает машине небывалые маневренность и скороподъемность. В Су-47 широко использовались композиционные материалы, был значительно улучшен интерфейс управления в кабине пилота.

6
Су-47 также создавался как прототип самолета пятого поколения. Но до требований, выдвигаемых к таким машинам, он пока не дотягивает. «Беркут» не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. В дальнейшем самолет планируют оснастить новым двигателем с изменяемым вектором тяги, который позволил бы Су-47 преодолевать сверхзвуковой барьер без форсажа.

Свой первый полет «Беркут» совершил в 1997 году, построен только один такой самолет. В настоящее время он используется как испытательный.

7
Вот характеристики самолета Су-47 «Беркут».

shnyagi.net

Перспективы боевых самолётов шестого поколения

Деление боевых самолётов на поколения — достаточно условно. При создании истребителей следующего поколения, как правило, происходит наращивание уже существующих боевых возможностей и появляется ряд новых качеств, являющихся принципиальными отличиями нового поколения. Однако пока нет полной определенности, в том, чем истребители шестого поколения будут отличаться от уже эксплуатируемых и пока только испытываемых боевых машин поколения «номер пять».

В этом году Пентагон планирует начать бюджетное финансирование программы разработки истребителя шестого поколения X-plane, который придет на смену F‑22 и F‑35 примерно к 2030 году. Программы разработки истребителей шестого поколения в ВВС США получили обозначение F-X, в ВМС США — F/A-XX. Начальный этап создания истребителя будет вестись в рамках программы, получившей обозначение «авиакосмической инновационной инициативы» — AII (Aerospace Innovation Initiative), которая должна гарантировать превосходство ВВС США в воздухе после 2030 года, несмотря на разработку боевых самолётов пятого поколения Россией и Китаем.

Проект истребителя F-X компании Lockheed
Martin. 2011 год.

Примерно к 2018 году в США планируется завершить отработку ключевых технологий для создания общих систем самолёта, вооружения, авионики, двигателя и компонентов.

Затем до 2030 года должны быть созданы прототипы истребителей шестого поколения.

В программе X-plane решено не повторять негативный опыт проекта F‑35 и не создавать один истребитель сразу для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП). Эта причина среди прочих привела к задержке серийного производства F‑35 на восемь лет, а стоимость разработки выросла на 65% от ранее запланированной.

Корпорация RAND сравнила четыре последних совместных программы (F‑35 для ВВС, ВМС и КМП; Т‑6А Texan II для ВВС и ВМС; E‑8 для ВВС и Армии; V‑22 Osprey для ВВС и КМП) и четыре программы в интересах одного вида вооруженных сил (C‑17 Globemaster III для ВВС; F/A‑18E/F Super Hornet для ВМС; F‑22 Raptor для ВВС; Т‑45 для ВМС). Исследования показали, что рост расходов при создании образцов авиационной техники в рамках совместных программ составил порядка 65%, а в интересах одного вида вооруженных сил — 24%.

Различные мнения

В России также задумываются о том, каким должен быть истребитель следующего поколения. Еще в августе 2013 года бывший главнокомандующий ВВС России, генерал армии Пётр Дейнекин заявил: «В России началась разработка истребителя шестого поколения». По его словам, новый самолёт будет беспилотным. Подробности перспективного проекта Дейнекин не раскрыл. При этом бывший главком ВВС отметил, что «прыгать через поколения у нас вряд ли получится», поэтому пока Россия занимается испытаниями истребителя пятого поколения Т‑50.

2 марта 2016 года в КБ Сухого на совещании по боевому применению ВКС России в Сирии первый вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркивал, что уже сейчас необходимо заглядывать далеко вперёд для того, чтобы перейти к новому качеству российской авиации. Для сохранения позиций, по его словам, необходимо омолаживать кадры, консолидировать отрасль, заниматься её технологическим перевооружением и сотрудничать со всеми, от кого зависит успех кооперации. В первую очередь, это — новые радиоэлектронные технологии и новые вооружения. Главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев на том же совещании отметил, что самолёт разрабатывается как  в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

Прорисовки российского истребителя будущего

«Несмотря на то, что перспективные самолёты будут беспилотными, пилотируемая авиация ещё будет жить долго», — считает заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой России, шеф-пилот компании «Сухой» Сергей Богдан. По его мнению, истребитель шестого поколения появится не ранее чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но всё равно от истребителя четвёртого поколения до поколения пятого прошло 35 лет», — пояснил свою оценку Богдан.

С ним согласен Андрей Чиж, специалист по авиационной документации компании Eagle Dynamics, занимающейся разработкой военных авиасимуляторов. «С окончанием холодной войны скорость смены поколений самолётов сильно замедлилась, — рассказывает Чиж. — Если в середине XX века смена поколения проходила за 10–15 лет, то четвёртое поколение истребителей отслужило 30–40 лет. Пятое поколение, по некоторым прогнозам, прослужит более 50 лет. За это время технологии боевого искусственного интеллекта продвинутся далеко вперёд, что позволит создавать беспилотные аппараты более эффективными, чем пилотируемые. Уже сегодня проходят испытания перспективных БПЛА, которые предназначены для разведывательно-ударных операций без участия человека.

Их, с определенными оговорками, можно считать первыми ласточками нового поколения. Первые прототипы таких истребителей, вероятно, появятся в 2020–2030-х годах».

«Нас ждёт увеличение интеллекта и функций беспилотных летательных аппаратов, наделение беспилотников полным набором функций, присущих пилотируемой авиации, — считает начальник 2-го центра Научного центра проблем военного строительства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат технических наук, капитан 1-го ранга Алексей Бытьев. — Это ведение воздушных и противовоздушных боёв, задачи ПВО и ПРО, задачи несения стратегического оружия, в том числе и ядерного. Всё это ждёт нас в ближайшие 10 или 15 лет». Системам вооружений следующего поколения, в том числе и авиационным, был посвящен специальный доклад Бытьева на Международном военно-техническом форуме «Армия‑2015», прошедшем в июне 2015 года в подмосковной Кубинке. По мнению эксперта, широкое развитие получат миниатюрные дроны — беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые будут заниматься разведкой и даже обладать ударными функциями. «Боевые пилотируемые самолёты также будут совершенствоваться, и уже идут работы по созданию истребителей шестого поколения», — заявил Алексей Бытьев.

В конце октября 2015 года генеральный директор Российской самолётостроительной корпорации (РСК)«МиГ» Сергей Коротков выступил с лекцией-форсайтом о развитии боевых авиационных комплексов на 10-м Фестивале науки в МГУ.

Авиаконструктор рассказал о том, как современные военно-политические тенденции влияют на развитие авиационной техники и какие задачи способны выполнять отечественные авиастроительные предприятия в перспективе. «Сегодня основную роль в победе играет не численность, а эффективность тех комплексов, которые участвуют в концепции сетецентрической войны, — рассказал Коротков. — Мировое сообщество ушло от этапа «свободной охоты», когда самолёт не всегда чётко представлял координаты и оснащённость своей цели. Мы вступили в новую эру стратегии, сильно отличающейся от стратегии XX века. И сегодня технологическое превосходство авиационных комплексов является важнейшим критерием боеспособности воздушно-космических сил государства».

Перспективное оружие

Эксперты отмечают, что при создании истребителя шестого поколения произойдёт дальнейшее развитие основных возможностей машин пятого поколения:

  • малозаметность за счёт использования новых конструктивно-аэродинамических схем планера, использование новых радиопоглощающих материалов;
  • достижение высокой боевой эффективности при всеракурсном поражении как воздушных, так и наземных/надводных целей гиперзвуковыми ракетами;
  • дальнейшее развитие круговой информационной системы;
  • расширение возможностей интеграции и взаимодействия в рамках единой информационно-командной системы.

Появятся на самолётах шестого поколения и ряд новых принципиальных качеств:

  • оснащение системами вооружения направленной энергии;
  • создание нового двигателя, обеспечивающего существенное увеличение тяги, сокращение расхода топлива и в перспективе - выход на достижение гиперзвуковых скоростей;
  • реализация концепции опционно-пилотируемого самолёта или изготовление как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

В ноябре 2013 года исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force Research Laboratory, AFRL) выпустила запрос о предоставлении информации для создания лазерного оружия для истребителей шестого поколения в 2030-х годах. ВВС США проявляют интерес к разработке трёх категорий лазеров: малой мощности для подсвета, сопровождения и целеуказания наземных целей; средней мощности для подавления оптико-электронных систем самолётов и инфракрасных головок самонаведения управляемых ракет; большой мощности для поражения ракет противника после их пуска, летательных аппаратов и наземных целей.

«Пока прогресс достигнут лишь в разработке лазеров малой мощности, — говорит руководитель направления Дирекции программ военной авиации ОАК Сергей Моисеев. — Среди разработок лазеров средней мощности, являющихся основой комплексов оборонительного лазерного вооружения, следует отметить систему защиты больших самолётов от переносных зенитных ракетных комплексов с инфракрасными головками самонаведения компании Northrop Grumman AN/AAQ‑24(V) LAIRCM (Large Aircraft Infrared Countermeasure), которыми оснащены военно-транспортные самолёты типа С‑5, С‑17, С‑130, Е‑3А, а также тяжёлые вертолёты. Большинство разработок лазеров высокой мощности до сих пор не могут обеспечить требуемые характеристики по мощности, имеют большой вес и габариты. Они могут быть размещены только на больших самолётах, кораблях, большегрузных тягачах».

Примером может служить химический лазер мегаваттного класса YAL‑1A, устанавливавшийся на самолёте Boeing 747. Ещё одна лазерная система — LaWS (Laser Weapon System), разрабатываемая с 2007 года компанией Raytheon в интересах ВМС США. Она создана на основе волоконного твёрдотельного лазера мощностью более 30 киловатт. Прототип LaWS был установлен и продемонстрирован на борту большого десантного корабля Ponce (LPD‑15). В 2014 году были достигнуты положительные результаты по поражению элементов конструкции и оборудования лёгких катеров и уничтожению малых беспилотных летательных аппаратов на дальности до 2 000 м. В перспективе планируется создание лазера мощностью в несколько сотен киловатт, который может быть установлен на истребителях и будет способен поражать пилотируемые самолёты и крылатые ракеты.

Компания Lockheed Martin на базе созданного в интересах армии США лазера мощностью 30 киловатт по программе ATHENA планирует разработать и интегрировать на истребителях F‑35 модульный волоконно-оптический лазер мощностью 60–120 киловатт. Прототип установки может быть создан к 2021 году. General Atomics также планирует разместить 150-киловаттный лазер, разработанный по программе HELLADS, на своем беспилотнике Avenger.


Джейсон Эллис (Jason D. Ellis) из Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) сообщил результаты опроса американских специалистов в оборонной сфере, проведённого в 2014 году и посвящённого перспективам использования боевых лазерных систем большой мощности: лишь 20% оценивают реальность ввода в строй систем лазерного оружия в ближайшие 6–10 лет, 30% — до 20 лет, почти 50% отодвигают эти временные рамки за 20-летнюю перспективу!

Адаптивные двигатели

Многие эксперты отмечают, что создание гиперзвуковых истребителей шестого поколения преждевременно по причине больших технологических рисков и стоимости НИОКР, но такие технологии будут развиваться в области создания перспективных гиперзвуковых ракет.

ВВС и ВМС США придерживаются разных подходов к разработке истребителей шестого поколения, но имеют общую программу по разработке двигателей. В 2006 году General Electric и Rolls-Royce North America выиграли контракт AFRL на разработку прототипа двигателя нового поколения в рамках программы ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology — технология универсального адаптивного двигателя). Компания Pratt & Whitney участвовала в конкурсе, но проиграла, однако продолжила работу за счёт собственных средств.

Перспективные двигатели будут иметь три контура.

Важнейшим их компонентом станет адаптивный вентилятор, который будет регулировать проход воздуха через третий контур. Возможность изменения объема воздуха и степени двухконтурности позволит устанавливать для каждой точки диапазона высот и скоростей своё оптимальное значение и сократить расход топлива на 25%.

Опционно-пилотируемые

Многими специалистами подвергаются сомнению и концептуальные подходы компании Boeing по разработке истребителей шестого поколения. Фирма ведёт разработку сразу двух вариантов летательного аппарата — пилотируемого и беспилотного.

Создание беспилотной версии потребует большого скачка в технологиях искусственного интеллекта. Однако динамика развития в этой области намного меньше ожиданий.

Уже существующие беспилотные системы типа MQ‑1 Predator и MQ‑9 Reaper, способные поражать наземные цели, являются всё-таки не полностью автономными, а дистанционно-пилотируемыми. Такой вид управления требует надёжных систем телекоммуникации между БПЛА и пунктом управления. Для массового применения БПЛА необходимо значительное количество радиоканалов с большой пропускной способностью. Это может стать существенным фактором, сдерживающим массовое использование такого рода аппаратов. Дефицит радиоканалов впервые проявился при использовании БПЛА во время боевых действий в Югославии.

«Наиболее предпочтительным вариантом является опционно-пилотируемый самолёт, способный выполнять полёт как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах, — считает Сергей Моисеев. — В беспилотном режиме он будет использоваться в операциях повышенного риска для сохранения жизни лётчика и выполнения задач радиоэлектронного и огневого подавления средств ПВО, поражения наземных целей с достоверно известными координатами в глубине обороны противника, а также в отдаленной перспективе — поражения воздушных целей».

По материалам журнала ОАК "Горизонты" №4 2015 г.

* * *

Дополнено 14 июня 2016 г.:
Российский боевой самолёт шестого поколения будет гиперзвуковым, его опытный образец совершит первый полёт до 2025 года, заявил ТАСС в четверг 9 июня глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов.

«Опытный образец самолёта шестого поколения совершит первый полёт раньше 2025 года. Он поднимется в воздух, как мы планируем, не позднее чем через два — три года после 2020-го», — сказал собеседник агентства.

Загрузка...

aviation21.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *