БТР-80 — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. БТР. БТР-80 на Параде Победы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БТР-80 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Бронетранспортёр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 13,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | с 1984 — настоящее время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1986 — настоящее время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 7650 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 2900 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2350..2460 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4400 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2410 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 475 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 7..9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма рубки, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −4..+60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | 1..2 (КПВТ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | 1ПЗ-2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 14,5-мм КПВТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя | КамАЗ 7403
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 260 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 80[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20..40 по грунту | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 200..500 по грунтовым дорогам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 8 × 8 / 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БТР-80 на Викискладе? |
БТР-80 — советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты
История создания и производства
Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что, несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем [4][5]. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины[6]. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами[7].
Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса
Описание конструкции
БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного — в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трёх человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; помимо них, бронетранспортёр может перевозить семь человек десанта внутри, в десантном отделении, и ещё столько же снаружи, на броне.
Броневой корпус и башня
БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышающую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.
В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше
На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу[12]. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.
Вооружение
| ||
Прицел 1ПЗ-7 на БТР-80 |
Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ — до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях осуществляют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях или при движении ночью, наблюдение за местностью они вели через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков располагал тремя перископическими смотровыми приборами ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса[13]. В ночных условиях, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, либо за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36°, по вертикали — 33°, а дальность видения при нормальных условиях — 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10−3лк[14].
Основным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имел увеличение в 5× для дневного и 4,2× для ночного канала, при поле зрения в 10° и 8°, соответственно. Установка прибора позволяла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах −13 — +33° в вертикальной плоскости. С прибором был соединён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, служивший для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 составляла 300—400 метров[14]. Помимо ТКН-3, командир располагает тремя приборами ТНПО-115 — двумя для обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.
Для башенного стрелка, основным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, кроме этого у него имеются перископические смотровые приборы: ТНП-205, расположенный в левом борту башни и ТНПТ-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант располагал двумя перископическими смотровыми приборами ТНП-165А, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемётчиков, а также четырьмя приборами ТНПО-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей[11].
Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков заменённая более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оснащён танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов — командира, механика-водителя и башенного стрелка[15].
Двигатель и трансмиссия
На БТР-80 используется двигатель КамАЗ-7403 с турбокомпрессором, установленном в развале двигателя. БТР-80 с двигателем ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М.
Ходовая часть
Водомётный движитель
Модификации
Советские и российские
- БТР-80 — базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ
- БТР-80К — командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием
- БТР-80А — модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты
- БТР-80С — вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки
- БТР-80М — вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л.с.) и шинами КИ-126 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.[16].
Венгерские
- В Венгрии предприятием CURRUS на базе БТР-80 было разработано семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудования, с учётом требований НАТО:
- BTR-80 SKJ — бронированная медицинская машина
- BTR-80 VSF — машина радио- био- химической разведки
- BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
- BTR-80 MPAEJ — машина техобслуживания и ремонта
- BTR-80 MPFJ — инженерная машина
Украинские
- БТР-80-КБА-2 — украинская модернизация БТР-80 (башня БТР-80 демонтирована, вместо неё установлен боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой КБА-2 и устройством для отстрела дымовых гранат)[17]
- БТР-80УМ — украинская модернизация БТР-80. Установлены украинский двигатель производства токмакского завода «Юждизельмаш» мощностью 300 лошадиных сил и новая башня с пулемётно-пушечным вооружением (23-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемёт). Первый демонстрационный образец БТР-80УМ был представлен на учениях в сентябре 1998 года[18]
- БТР-80УП — украинско-польская модернизация БТР-80, разработанная для Ирака. Усилена защита, установлен новые дизельные двигатели мощностью 300 л. с., новые шины и новые электрические и пневматические системы, снята водомётная установка. Помимо линейного бронетранспортёра, разработаны 7 специализированных модификаций[19]
Машины на базе БТР-80
Советские и российские
- 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
- 2С23 «Нона-СВК» — 120-мм самоходное артиллерийское орудие
- БРВМ-К — бронированная ремонтно-восстановительная машина
- БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина
- БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
- ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
- БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина, создана в 1990-е годы на базе БТР-80[20]
- БПДМ «Тайфун-М» — боевая противодиверсионная машина, создана в 2007—2012 годах на базе БТР-82[20][21][22]
- ГАЗ-59402 «Пурга» — бронированная пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу
- УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси для создания специальных колёсных машин, предназначенных для монтажа аппаратуры связи, средств разведки, медицинской помощи и других возможных средств специального назначения. Внешне отличается увеличенной высотой средней части корпуса и дополнительно смонтированными люками. Изготавливается в двух вариантах: УНШ-10 — с колпаком и УНШ-12 — без колпака.
- РХМ-4 — бронированная машина для химической и радиационной разведки
- РХМ-6 — бронированная машина для химической и радиационной разведки
- РПМ-2 — бронированная машина для разведывательно-поисковой деятельности (предназначена для поиска, обнаружения и определения места локальных и радиоактивных и химически опасных аномалий)
- ЗС-88,ЗС-96 — звуковещательные станции
Украинские
- БРЭМ-2000К — украинская бронированная ремонтно-эвакуационная машина производства Киевского ремонто-механического завода
- ASGLA («ASRAD — IGLA») — зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия, разработанный европейской компанией MBDA при участии украинской фирмы «Арсенал». Представляет собой вариант немецкого зенитно-ракетного комплекса ASRAD (использующий для стрельбы ракеты «Игла») на базе БТР-80, ранее состоявших на вооружении армии ГДР[23]
Операторы
- Абхазия Абхазия — 86 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2007 год[24][неавторитетный источник? 961 день]
- Азербайджан Азербайджан:
- Алжир Алжир — 150 БТР-80, по состоянию на 2016 год[28]
- Ангола Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2016 год[29]
- Армения Армения — 4 БТР-80, по состоянию на 2016 год[30]
- Афганистан Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год[31]
- Бангладеш Бангладеш — 155 БТР-80А, по состоянию на 2016 год[32]
- Белоруссия Белоруссия — 153 БТР-80, по состоянию на 2016 год[33]
- Бурунди Бурунди — 10 БТР-80, по состоянию на 2016 год,[34], поставлены с Украины в 2001 году.[35]
- Венгрия Венгрия:
- Венесуэла
wiki-org.ru
БТР-90 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требуют 22 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. БТР.БТР-90 | |||||
---|---|---|---|---|---|
БТР-90 | |||||
Боевая масса, т | 22[1] | ||||
Экипаж, чел. | 3+7 десант | ||||
Размеры | |||||
Длина корпуса, мм | 8200 | ||||
Ширина, мм | 3100 | ||||
Высота, мм | 3000 | ||||
Клиренс, мм | 510 | ||||
Вооружение | |||||
Калибр и марка пушки | 30-мм 2А42 | ||||
Пулемёты | 7,62-мм ПКТ | ||||
Другое вооружение | гранатомёт АГС-17, ПТРК «Конкурс-М» | ||||
Подвижность | |||||
Тип двигателя |
|
ru.wikipedia.org
80 | Армия и вооружение
В начале 80-х годов КБ Горьковского автозавода под управлением главного конструктора Масягиного А. приступило к созданию уникального советского бронетранспортера ГАЗ-5903, который явился дальнейшим развитием серии БТР-60 и 70. Данная боевая машина поступила на вооружение в 1986 году. Производимые на Арзамасском машиностроительном заводе бронетранспортеры получили наименование БТР-80.
Бронетранспортер-80 имеет подобное его предшественникам компоновочное решение. В задней части располагается двигатель и десантное отделение, а в передней части машины находится кабина управления.
Корпус БТР-80 выполнен из сваренных катаных стальных бронепластин, которые располагаются под углом к нормали. Лобовые бронелисты герметичного корпуса машины предохраняют членов экипажа от пуль калибра 12,7 мм, в то время как боковая и задняя проекции обеспечивают защиту лишь от пуль калибра 7,62-мм.
Десантное отделение вмещает 6 солдат, которые находятся лицом к борту на 2-х сиденьях, установленных вдоль продольной оси машины. Осуществление огня из
БТР-80 возможно, благодаря наличию 7 амбразур, две из которых выполнены под стрельбу из пулемета. Амбразуры имеют шаровые опоры, дающие возможность производить стрельбу без разгерметизации машинного отделения на местности. В механизме поддержания чистоты среды
БТР задействована фильтровентиляционная система, производящая внутри корпуса противодавление. Помимо озвученных бойниц, в люках крыши десантного отсека имеются по 1 амбразуре.
Высадка и загрузка десантников осуществляется через двустворчатые двери по обеим сторонам БТР-80. Верхняя створка двери откидывается вверх, а нижняя, являясь своеобразной лестницей, опускается вниз.
БТР-80 с новой башней и пушкой 2А72
В переднем отделе бронетранспортера находится кабина управления, где справа размещается командир машины, а слева механик-водитель. Они имеют возможность обозревать местность при помощи командирского устройства наблюдения ТКН-3 и перископического устройства наблюдения ТНП-Б. Позади отделения управления располагается сиденье стрелка башенного отделения и одно сиденье десантника.
Среди устройств БТР-80 можно выделить танковое переговорное устройство Р-124 (на бронетранспортерах более позднего выпуска установлен прибор Р-174), радиостанция Р-123М, средства защиты от оружия массового поражения (прибор радиационной разведки ДП-3Б, фильтровентиляционная установка и устройство химической разведки ВПХР), лебёдка для самовытаскивания и автоматическая противопожарная система.
Вооружение БТР-80 включает 14,5-мм пулемет КПВТ и совмещенный с ним 7,62-мм ПКТ. Основное оружие размещается в башне и имеет углы склонения в диапазоне от -4° до +60°. Кроме того, на башне установлен осветитель ОУ-3ГА2М и гранатомёты с дымовыми гранатами 3Д6.
Платформа БТР-80 выполнена довольно стереотипно в сравнении с его предыдущими сериями. Колесная формула 8х8 характеризуется передними четырьмя управляемыми колесами. В сравнении с БТР-70 бронетранспортер 80-ой серии имеет один двигатель, однако из-за использования универсальной раздаточной коробки, узлы и агрегаты
военной машины не сильно изменились.
Бронетранспортер 80А с 30-мм автоматической пушкой 2А72
Замена карбюраторных двигателей V-образным 8-мицилиндрового дизелем КамАЗ-7403 с жидкостным охлаждением и турбокомпрессорным наддувом значительно понизило пожароопасность машины. Максимальная мощность при 2600 об./мин. составляет 260 л.с..
Стоит отметить, что с 93-го года на бронетранспортер устанавливается 240-сильный дизель ЯМЗ-238М2, изготовленный в виде одного агрегата со коробкой передач и сцеплением и находящимся в моторно-трансмиссионном отделении в задней части машины.
БТР-80 добирается вплавь
Скоростные свойства БТР-80 характеризуются 80-90 км/час по шоссе и 10 км/ч вплавь. Благодаря центральному устройству управления давлением в шинах и бескамерным шинам сверхнизкого давления, бронетранспортер характеризуется проходимостью гусеничной техники и несравненно более высокой скоростью. Кроме всего прочего, разработаны специальные устойчивые к повреждениям шины КИ-126 и КИ-80, которые сохраняют свои ходовые качества на несколько десятков километров даже будучи прострелянными.
————-
источники: armor.kiev.ua; army.lv
warinform.ru
Бронетранспортер БТР-80
Работы над новым бронетранспортером были начаты в первой половине 1980-х годов в конструкторском бюро Горьковского автозавода. Новая машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903.Бронетранспортер БТР-80 ранних выпусков
В 1986 г. после успешных заводских и государственных испытаний бронетранспортер ГАЗ-5903 был принят под обозначением БТР-80 на вооружение Советской Армии. Предприятием-производителем был определен АМЗ — Арзамасский машиностроительный завод.БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант БТР-70. Компоновка машины такая же, что и у его предшественников: в передней части корпуса находится отделение управления, за ним десантное отделение и в кормовой части — моторно-трансмиссионное отделение. Герметичный, полностью закрытый корпус сваривался из катаных стальных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. Он защищал экипаж и десантников от пуль ручного стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов, а лобовая броня — и от пуль калибра 12,7 мм.
В отделении управления оборудованы места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью ведется через смотровые люки, закрываемые бронированными крышками, и перископические приборы наблюдения. Тут же установлены щиток контрольно-измерительных приборов, органы управления, радиостанция и переговорное устройство. В правой части лобового листа установлена амбразура с шаровой опорой для стрельбы из автомата. Доступ в отделение управления осуществляется через два люка в крыше корпуса.
Бронетранспортер БТР-80 поздних выпусков
В средней части корпуса и башне бронетранспортера находится боевое отделение. Здесь сразу за местами командира и механика-водителя установлены два одноместных сиденья для одного из пехотинцев десанта и стрелка башенной пулеметной установки. Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, в которой установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям — 2000 м, из ПКТ — 1500 м, по воздушным из КПВТ — 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патр., а ПКТ — из 2000 патр. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали — 360°. Механизмы наведения — ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Для ведения стрельбы наводчик занимает место на подвесном сидение, установленном в башне. На бронетранспортерах поздних выпусков для освещения целей при стрельбе ночью на консоли пулеметной установки устанавливался осветитель ОУ-3ГА2М. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок 3Д6 системы 902В «Туча» для запуска 81-мм дымовых гранат. Кроме того, внутри БТР-80 в укладках перевозятся 2 автомата Калашникова, 2 переносных ЗРК 9К34М «Стрела-2», гранатомет РПГ-7 и 5 выстрелов к нему.Бронетранспортер БТР-80А
Основная часть десанта — 6 полностью экипированных пехотинцев — располагается лицом к борту на двух сиденьях, смонтированных в десантном отделении вдоль продольной оси корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах корпуса имеется 7 амбразур и еще одна в лобовом листе, которые снабжены шаровыми опорами и приборами наблюдения. Кроме того, имеется по одной амбразуре для стрельбы по высокорасположенным целям в бронированных люках крыши десантного отделения. Кроме двух люков в крыше корпуса для посадки и спешивания десанта используются двустворчатые двери на обоих бортах бронетранспортера. Одна створка двери откидывается вверх, а другая опускается вниз и образует подножку.Силовое отделение находится в задней части корпуса размещены двигатель, обслуживающие его системы и агрегаты трансмиссии. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин. Для облегчения запуска двигателя в холодное время на нем установлены электрофакельное устройство, позволяющее запускать двигатель при температуре до -20°С, и предпусковой подогреватель. Размещение одного двигателя повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й — 3-й и на 2-й — 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку.
120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»
Ходовая часть БТР-80 по колесно формуле 8х8. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Машина может продолжать движение при полном выходе из строя одного и даже двух колес. Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия. Колеса 1-й и 2-й осей — управляемые.Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе — 600 км.
Движение по воде обеспечивается одноступенчатым водометным движителем с рабочим колесом диаметром 425 мм. Максимальная скорость на плаву — не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 — 2200 об./мин.) — 12 ч. Для удаления забортной воды, попавшей в корпус при движении по воде, машина оборудована эжекционной системой водоотлива и одним центробежным насосом с электроприводом.
В апреле 1993 г. была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с.
Командирский бронетранспортер БТР-80К
(ГАЗ-59031)
В ходе производства в конструкцию БТР-80 вносились некоторые изменения. Так ранние БТР-80 имели короткие десантные поручни на бортах, позднее их существенно удлинили. Вокруг люка механика-водителя сначала имелось только три прибора наблюдения, затем слева был добавлен еще один. Менялись конфигурации передних и задних бамперов. На ранних БТР-80 передние демпферы имели округлую форму, а на поздних они стали прямоугольными. В задних бамперах первоначально имелись крупные отверстия овальной формы, позднее все отверстия стали круглыми т.д.
В 1994 г. был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ. Основное отличие новой модификации от БТР-80 — башенная пушечно-пулеметная установка.
Бронированная медицинская машина БММ-80
(ГАЗ-59039) «Симфония»
Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С — вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен 14,5-мм пулемет КПВТ. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патр., пулемета ПКТ — 2000 патр. Углы наведения в горизонтальной плоскости 360°, в вертикальной от -5° до +70°.
Командно-штабная машина БТР-80КШ (ГАЗ-59032)
С 1990 г. в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 «Нона-СВК». В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность — 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ВОФ54 — 8700 м, осколочно-фугасной миной — 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-3А, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В «Туча».Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033)
На базе БТР-80 создавались различные боевые машины.Командирский бронетранспортер БТР-80К (ГАЗ-59031) предназначен для командира мотострелкового батальона. Боевой расчет состоит из 6 чел.: экипаж 3 чел. и 3 офицера. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.
Бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) «Симфония». Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 — на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).
На шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР-80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП «Кушетка-Б», станция спутниковой связи и звуковещательная станция, машина управления артиллерией 1В118.
Машина радиационной и химической разведки
РХМ-4-01
Разведывательно-дозорная машина БРДМ-3 создана на базе БТР-80А. Боевой расчет машины 6 чел. Вооружение идентично БТР-80А. Для ведения разведки машина оборудована радиологической станцией наземной разведки, ночными биноклями, миноискателем, навигационной аппаратурой ТНА-4-6, дополнительные средства связи.
На базе БТР-80 были разработаны гражданские модификации на рубеже восьмидесятых — девяностых годов.
Бронированное унифицированное шасси
К1Ш1 УНШ-10
Еще одна спецмашина ГАЗ-59038 — это плавающий автомобиль с гидроподъемником, который предназначен для обслуживания линий электропередач и выполнения различных высотных работ в труднопроходимой местности. Подъемник обеспечивает работу на высоте до 18 м, имеет грузоподъемность 250 кг и люльку на 2 чел.
Интересен автомобиль на комбинированном ходу ГАЗ-5903Ж, который способен передвигаться и по обычной дороге, и по бездорожью, и по железнодорожным путям, и предназначен для ремонта контактных сетей электрофицированных железнодорожных путей. Он оснащен гидравлической вышкой грузоподъемностью 500 кг с высотой подъема 8 м. Салон машины расчитан на экипаж из 8 чел. Автомобиль может ехать по железной дороге со скоростью до 50 км/ч.
В Румынии выпускалась копия БТР-80 под названием Zimbru, имевшая незначительные отличия от своего советского прототипа.
БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии, Венгрии, Турции, Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш и Сьерра-Леоне.
sermonak.narod.ru