«Черчилль» в России » Военное обозрение
Об использовании бронетанковой техники, полученной в годы войны, в литературе встречаются достаточно противоречивые сведения. Наш сегодняшний рассказ о единственном тяжелом танке союзников, который использовала Красная Армия в 1942–1944 годах.Работы над «Черчиллем» начались в сентябре 1939 года на фирме «Гарланд энд Вульф» в Белфасте. Первые 14 серийных танков были изготовлены в июне 1941 года. Эти танки выпускались с 2-фунтовыми (40 мм) пушками в башне и 3-дюймовыми (76 мм) гаубицами СS в передней части корпуса рядом с местом механика-водителя.
В марте 1942 года началось изготовление 6-фунтовых (57 мм) пушек Mk.III 43 калибра. По английским данным, бронебойный снаряд пушки пробивал 81-мм броню на дистанции 500 ярдов (457 м) при угле 30° к нормали. Подкалиберный снаряд к 6-фунтовой пушке был создан в Англии лишь в 1944 году и в СССР не поставлялся. Танк «Черчилль» с 6-фунтовой пушкой получил индекс Mk.III.
В конце 1941 – начале 1942 года англичане продемонстрировали танк «Черчилль» члену Военной миссии СССР в Англии инженер-подполковнику Ковалеву. По его докладу в марте 1942 года Советское правительство изъявило согласие на поставку 50 единиц танков «Черчилль» в счет поставок английского танка «Матильда». Кроме того, сами англичане предложили еще 25 танков «Черчилль» для испытаний с условием предоставления им результатов этих испытаний.
19 мая этого же года вышло специальное постановление Главлита: «Запретить в печати опубликовывать какие бы то ни было данные и сведения об английских танках «Черчилль».
По состоянию на 9 ноября 1942 года в СССР прибыло 84 танка «Черчилль». Всего в 1942–1943 годах Англия поставила в Советский Союз 301 танк Mk.III и Mk.IV. Еще несколько десятков танков погибло по пути в Россию. Так, на знаменитом конвое PQ-17 на судне «Эмпастр Байрон» шло 30 танков «Черчилль». Однако 4 июля 1942 года судно было потоплено подводной лодкой U-703, а капитан инженерных войск Джон Раймингтон, который сопровождал танки и должен был обучить русские экипажи, был поднят со спасательной шлюпки на борт U-703.
Английский тяжелый танк Mk.IV обладает недостаточной надежностью в работе отдельных агрегатов и является недоведенной до конца машиной как в конструктивном, так и в производственном отношении.
Танк Mk.IV плохо преодолевает косогоры при движении с креном по причине сбрасывания гусениц. Расходы горючего являются вполне нормальными во всех дорожных условиях.
Тут стоит сделать несколько дополнительных замечаний. Металлические гусеницы цевочного закрепления на танке «Черчилль» давали пробуксовки в распутицу и гололед. Поэтому отечественные умельцы вставили в них специальные стальные «шпоры», что затрудняло проскальзывание гусениц.
Внутри «Черчилля» было намного просторнее, чем в советских танках, что существенно облегчало работу экипажа.
В свое время Уинстон Черчилль заявил журналистам: «У танка «Черчилль» недостатков больше, чем у меня самого». Но это был обычный политический пиар. Машина в общем и целом для пехотного танка была неплохой.
Дело в том, что в 1942–1943 годах по целому ряду причин в СССР были перебои в производстве тяжелых танков, хотя всего за эти два года их выпустили около 5 тысяч единиц.
Тяжелые танки были буквально на вес золота. Если перед войной наши КВ и Т-35 россыпью отправляли по механизированным корпусам, то к октябрю 1942 года все тяжелые танки были сведены в отдельные тяжелые танковые полки прорыва (ОТТПП), находившиеся в резерве Верховного командования. Их направляли исключительно на самые опасные участки фронта.
В октябре 1942 года Сталин приказал из танков «Черчилль» создать четыре ОТТПП в составе 21 танка и присвоить им наименование гвардейских. Экипажи танков «Черчилль», как, впрочем, и КВ, по специальному указанию Сталина в 1942 году комплектовались исключительно офицерами. В конце 1942 года два полка, оснащенные танками «Черчилль», были отправлены на фронт на юг и на север, чтобы испытать танки в разных климатических условиях.
48-й тяжелый танковый полк прорыва в составе 21-й армии с 21 января по 2 февраля 1943 года действовал в районе поселка Гумрак северо-западнее Сталинграда. В составе полка был 21 танк «Черчилль».
За время от конца формирования полка до момента выхода его из боев (20 марта) танки проработали в среднем по 480 часов (1000 км пробега).
Техническое состояние танков на 20 февраля было следующим: на ходу – 4 танка; поражены артогнем: в ходовую часть – 6 танков, в корпус – 3 танка; неисправен гидравлический привод управления – у 8 танков.
50-й тяжелый танковый полк прорыва (21 танк «Черчилль») был направлен на войсковые испытания на Волховский фронт, где он с 17 марта 1943 года сражался в оперативном подчинении 8-й армии. Здесь этой части во взаимодействии с другими подразделениями предстояло действовать в соответствии с тактическим предназначением – прорывать многоэшелонированную долговременную полосу обороны противника.
К операции в 8-й армии готовились вроде бы тщательно: была произведена рекогносцировка местности и созданы колонные пути для продвижения к траншеям противника, так как наступать должны были сквозь кустарник высотой 35–40 см. Но в 50-м полку прорыва, прибывшем всего за сутки до наступления, сделать этого не успели. 19 марта танки пошли в атаку на участке урочище Пушечная гора, взаимодействуя с частями 374-й стрелковой дивизии. Из 21 танка, участвовавшего в атаке, 12 застряли в болоте и подорвались на минах, а два были подбиты артогнем. Семь оставшихся машин ворвались на немецкие позиции, но пехота атаку не поддержала, и танки, расстреляв боезапас, вернулись в исходное положение.
22 марта пять танков «Черчилль» под командованием гвардии капитана Белогуба, согласно приказу штаба 374-й стрелковой дивизии, атаковали противника в направлении развилки дорог 400 м восточнее озера Белое. Приказом штаба атака назначалась на 8.30. Сигналом для атаки пехоты должно было стать начало движения танков через ее боевые порядки. В назначенное время «Черчилли» двинулись в атаку, но пехота вперед не пошла, так как командование 374-й стрелковой дивизии операцию отменило, но танкисты об этом извещены не были. Танки ворвались на немецкие позиции, где четыре машины были подбиты артиллерией, и лишь один вернулся на исходную позицию.
С 11 часов 22 марта по 25 марта 1943 года танки находились в этом районе – экипажи сидели в танках и вели огонь с места. Каждую ночь автоматчики 50-го танкового полка прорыва доставляли танкистам боеприпасы и продовольствие, а перед рассветом уходили.
За это время «Черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад с боеприпасами и до двух взводов пехоты. Танк гвардии капитана Белогуба держал под обстрелом 105-мм батарею противника и не давал переместить ее в другое место.
Несмотря на неоднократные просьбы командира 50-го танкового полка прорыва, штаб 374-й стрелковой дивизии пехоту на рубеж, занятый танками, не продвигал. Немцы неоднократно предлагали экипажам танков сдаться в плен, на что танкисты отвечали огнем. В связи с тем, что связь по радио между танкистами и пехотой велась открытым текстом, немцам стало известно о том, что группой танков командует гвардии капитан Белогуб. 25 марта они предложили ему бросить танки и отойти к своим. Белогуб ответил отказом. Тогда перед его танком был выставлен белый крест – знак того, что немецкие солдаты похоронят советского командира.
После этого по танкам был открыт сильный артиллерийский огонь, затем в атаку пошла пехота. Танкисты отбивались несколько часов. Когда кончились снаряды и патроны, они отбивались гранатами, выбрасывая их через левый бортовой люк. Гвардии капитан Белогуб вызвал огонь на свои танки, чтобы смести наседающую пехоту противника, но даже этого артиллерия 374-й стрелковой дивизии сделать не смогла – вовремя не подвезли снаряды! В это время на помощь танкистам пришли два «Черчилля», отремонтированных силами 50-го полка прорыва, и взвод пехоты 374-й стрелковой дивизии. Им удалось зацепить трактором танк Белогуба и эвакуировать его в тыл (экипажи трех других подбитых танков отошли с пехотой).
Не оценивая тактическую грамотность боя, можно сказать, что жизнь танкистам (а экипажи, просидевшие в танках три дня, не потеряли ни одного человека убитым) спасла именно броня «Черчилля», которую за трое суток так и не смогла пробить немецкая артиллерия.
3 августа глава британской военной миссии в СССР генерал-лейтенант Мартель запросил советскую сторону об опыте применения танков «Черчилль». Ему была отправлена справка начальника штаба бронетанковых и механизированных войск Красной Армии полковника Заева: «При прорыве сильных укреплений немцев тяжелые танки КВ и «Черчилль» с ролью танков прорыва вполне справились и как танки прорыва, усиливающие атакующую пехоту, вполне себя оправдали».
Заев подготовил также некоторые рекомендации с учетом увеличения калибров и начальной скорости у противотанковой, самоходной и танковой артиллерии противника, применяемой для борьбы с наступающими танками, броня танков прорыва должна быть усилена до 100–120 мм. Танк «Черчилль» к роли танков прорыва, на усиление пехоты в целом подходит, но опыт еще раз подтвердил слабость его пушечного вооружения. Бензиновое топливо танка значительно увеличивает опасность пожара в сравнении с дизельными танками КВ. Основным врагом танков в этих операциях являлась противотанковая самоходная артиллерия и танки. Минные поля приносили значительно меньший вред. Что касается безвозвратных потерь, то они на минных полях совершенно незначительны, так как большинство танков, оставшихся на минных полях, имеют повреждения только в ходовой части и быстро восстанавливаются…
Танковая пушка на тяжелом танке должна быть калибром от 75 до 100 мм и с большой начальной скоростью снаряда, тогда этот танк будет и танком прорыва, и мощным средством противотанковой обороны (как немецкий танк «тигр»)…
Следует заметить, что и другие танки ленд-лиза, как-то «Валентайн», «Матильда», М.3 «Стюарт», имели слабое артиллерийское вооружение. В связи с этим ОКБ-92 в Горьком в 1941 году получило заказ на их перевооружение. В декабре 1941 года были испытаны танк «Валентайн» с установкой ЗИС-95–45-мм танковой пушкой 20 К и спаренным пулеметом ДТ и «Матильда» с установкой ЗИС-96–76-мм танковой пушкой Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ.
Обе установки приняли на вооружение, и был выдан заказ на первую партию в 100 установок ЗИС-95. Однако из-за острой нужды в 45-мм танковых пушках для танков Т-70 и 76-мм пушках для танков Т-34 и КВ в серию установки ЗИС-95 и ЗИС-96 так и не пошли.
Главное бронетанковое управление думало частично решить проблему за счет принятия на вооружение к 2-фунтовой (40-мм) британской пушке нашего выстрела с осколочной гранатой сталистого чугуна. Такая граната была испытана на заводе № 179 в марте 1942 года. В том же году в Англии были закуплены танки «Матильда» CS с 76-мм пушкой.
И в американских легких танках М3 «Стюарт» было решено заменить штатную 37-мм пушку М5 на отечественную 45-мм танковую пушку. В середине октября 1943 года танк «Стюарт» с 45-мм пушкой был испытан на полигоне в Кубинке. Однако до массового перевооружения танков М3 дело так и не дошло.
С начала апреля 1943 года на Ленинградском фронте успешно действовал 49-й ОТТПП, в составе которого были 21 танк «Черчилль» и 3 английских гусеничных бронетранспортера «Универсал».
На Курской дуге в составе 5-го гвардейского танкового корпуса были 21 танк «Черчилль», 106 танков Т-34 и 86 легких танков, а во 2-м гвардейском танковом корпусе – 17 танков «Черчилль», 90 танков Т-34 и 59 легких танков.
Любопытно, что в бою под Прохоровкой «Черчилль» из состава 15-го танкового полка прорыва совершил лобовой таран «тигра». При этом весь экипаж танка, которым командовал лейтенант Смирнов, а механиком-водителем был лейтенант А. Ф. Логинов, не получил ранений. После сражения под Прохоровкой лейтенант Логинов стал командиром танка «Черчилль» и участвовал в боях за Киев. Танк Логинова подбил «тигр», добившись попадания бронебойного снаряда между броней башни и корпуса. Логинов был удостоен звания Героя Советского Союза.
В июне 1944 года танки «Черчилль» из 21-го ОТТПП активно участвовали в уличных боях за город Выборг.
Судя по всему, последний раз «Черчилли» были применены на Восточном фронте в сентябре 1944 года в составе 8-й армии Ленинградского фронта при освобождении Таллина и Северной Эстонии. Там успешно действовал 82-й ОТТПП, в составе которого было 10 «Черчиллей» и 11 танков КВ-1 С.
Главный вывод из применения танков «Черчилль» в России очевиден: танк, имеющий конструктивные недостатки, в руках опытных и мужественных людей да еще при грамотном тактическом применении может нанести серьезный урон врагу.
Остается добавить, что в британской армии «Черчилли» применяли ограниченно, хотя в 1942–1944 годах их было изготовлено 5460 единиц. Первый дебют «Черчиллей» состоялся 19 августа 1942 года в ходе рейда на Дьепп. Из 30 танков в операции было потеряно 27. По одной бригаде танков «Черчилль» англичане использовали в Северной Африке и Италии в 1942–1943 годах. Две бригады воевали во Франции и Германии в 1944–1945 годах. Последнее боевое применение «Черчиллей» англичанами произошло в Корее в 1951–1953 годах. В течение следующих трех лет «Черчилли» были сняты с вооружения британской армии.
topwar.ru
Черчилль (танк) — это… Что такое Черчилль (танк)?
Churchill VII | |
Infantry Tank Mk IV, Churchill I | |
---|---|
Классификация | пехотный танк |
Боевая масса, т | 37,9 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Годы разработки | 1940—1941 |
Годы производства | 1941—1945 |
Годы эксплуатации | 1941—1969 |
Количество выпущенных, шт. | 5640 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7442 |
Ширина корпуса, мм | 3251 |
Высота, мм | 2450 |
Клиренс, мм | 530 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 102 / 0° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 57 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 102 |
Борт корпуса, мм/град. | 76 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 64 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 19 |
Днище, мм | 19 |
Крыша корпуса, мм | 16—19 |
Лоб башни, мм/град. | 88 / 0° |
Борт башни, мм/град. | 76 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 76 / 0° |
Крыша башни, мм | 20 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | в разных модификациях встречались: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I в ранних версиях, а в более поздних версиях встречались такие варианты: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF 75 mm |
Тип пушки | нарезная или нарезная гаубица |
Длина ствола, калибров | 52 для 40-мм |
Боекомплект пушки | 150 × 40-мм, 58 × 76-мм |
Прицелы | телескопический № 24B Mk.I |
Пулемёты | 2 × 7,92 BESA, на части машин 1 × 7,7-мм Bren |
Подвижность | |
Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 350 |
Скорость по шоссе, км/ч | 25 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 17 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 170 |
Удельная мощность, л. с./т | 8,85 |
Тип подвески | индивидуальная, на вертикальных пружинах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,93 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,75 |
Преодолеваемый ров, м | 3,65 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
Пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22) (англ. Infantry Tank Mk IV, Churchill (A22)) — пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как и другие английские пехотные танки, «Черчилль» отличался устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня (101 мм, позднее доведена до 152 мм) позволила ему относительно успешно воевать до самого 1945 года. После окончания Второй мировой, «Черчилль» вскоре был снят с вооружения к концу 1940-х годов, но некоторое количество огнемётного варианта этих танков ещё приняло участие в Корейской войне.
История создания
Танк был спроектирован англичанами с целью создать машину, способную противостоять 50 мм пушке немцев. Конструкция танка была чрезвычайно старомодной.
Серийное производство
Модификации
- Infantry Tank Mk IV, Churchill I — базовая модификация, с 40-мм пушкой QF 2 pounder Mk IX в башне, 76-мм гаубицей в лобовом листе корпуса и 7,92-мм пулемётом BESA.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill II — 2 фунтовая (40 мм) пушка и два 7,92-мм пулемёта BESA.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill II CS — версия «непосредственной поддержки» (англ. Close Support) с 76-мм гаубицей в башне и 40-мм пушкой в лобовом листе корпуса.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill III — модификация с новой сварной башней увеличенного размера с 6 фунтовой (57-мм) пушкой QF 6 pounder Mk III и с 7,92-мм пулемётом на месте гаубицы.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill IV — модификация с литой башней аналогичной Churchill III конструкции, с 57-мм пушкой QF 6 pounder Mk III или Mk V.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill IV NA 75 — переоборудованные в Северной Африке «Черчилли» с установкой американской 75-мм пушки M3 вместе с установкой с танка «Шерман», вместо штатной 57-мм.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill V — вариант Churchill IV с 95-мм гаубицей вместо пушки.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill VI — модификация с 75-мм пушкой OQF 75 mm и дополнительной навесной защитой бортов и нижней лобовой части корпуса.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill VII (A22F) — модификация с усиленным до 152 мм лобовым и до 95 мм бортовым бронированием, усиленной ходовой частью и новой командирской башенкой.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill VIII — вариант Churchill VII с 95-мм гаубицей вместо пушки.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill IX — Churchill III и Churchill IV, модернизированные по уровню броневой защиты путём навески дополнительных бронеплит на корпус и установки новой башни до уровня Churchill VII, но с сохранением 57-мм пушки.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill IX LT — Churchill III и Churchill IV, модернизированные аналогично Churchill IX, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret — «лёгкая башня»).
- Infantry Tank Mk IV, Churchill X — Churchill VI, модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VII путём навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VII.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill X LT — Churchill VI, модернизированные аналогично Churchill X, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret — «лёгкая башня»).
- Infantry Tank Mk IV, Churchill XI — Churchill V, модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VIII путём навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VIII.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill XI LT — Churchill V, модернизированные аналогично Churchill XI, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret — «лёгкая башня»).
Описание конструкции
«Черчилль» являлся танком классической компоновки. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка, боевое отделение находилось в средней части, а отделение управления — в лобовой. Экипаж танка состоял из пяти человек: командира танка, наводчика и заряжающего, находившихся в башне и механика-водителя с пулемётчиком, на танках модификации Mk I выполнявшим функции наводчика и заряжающего гаубицы, располагавшихся в отделении управления.
Броневой корпус и башня
Башня «Черчилля» — трёхместная, шестигранной, близкой к прямоугольной в плане, формы. Конструкция башни менялась в ходе производства танка: на «Черчиллях» модификаций Mk I, Mk II, Mk IV, Mk V, Mk VI — цельнолитая; Mk III — сварная из катаных броневых плит; Mk VII и Mk VIII — смешанная, с цельнолитыми вертикальными стенками, к которым приваривалась крыша из катанных бронелистов. Башни танков модификаций Mk III и последующих отличались от Mk I и Mk II увеличенным размером, но их форма и компоновка оставались неизменными.
Лоб, борта и корма башни — вертикальные. Лоб башни имел толщину в 102 мм на танках модификаций Mk I — Mk VI и в 152 мм на Mk VII и Mk VIII. Борта и корма башни имели в толщину соответственно: 76 и 95 мм. Крыша башни на танках всех модификаций имела толщину в 20 мм. Башня установлена на подбашенной коробке на шариковой опоре, вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода, энергия для которого поступала от приводимого главным двигателем генератора. При неработающем двигателе, поворот башни мог осуществляться вручную при помощи винтового механизма. Башня имела вращающийся полик, подвешенный к ней. Для посадки и высадки экипажа служили два двухстворчатых люка в крыше башни, отдельный для заряжающего на правой стороне башни и для командира и наводчика — на левой стороне. Также в бортах в кормовой части танка имелись порты для стрельбы из личного оружия.
Вооружение
В башне «Черчиллей» модификации Mk I и в лобовой части корпуса модификации Mk II устанавливалась 40-мм танковая пушка QF 2 pounder Mk IX. Длина ствола пушки составляла 52 калибра / 2080 мм, начальная скорость снарядов различных типов — от 790 до 850 м/с. Орудие размещалось на цапфах в спаренной с пулемётом установке и имело углы вертикального наведения от −15 до +20°. Вертикальная наводка осуществлялась вручную, качанием орудия при помощи плечевого упора, а горизонтальная — поворотом башни. Для наведения орудия использовался прицел № 30, имевший увеличение 1,9× и поле зрения 21°.
Боекомплект 40-мм пушки составлял 150 унитарных выстрелов, укладка для боекомплекта размещалась по углам боевого отделения. «Черчилли», как с 40-мм, так и с 57-мм пушкой снабжались, как правило, исключительно бронебойными снарядами, осколочные снаряды к этим орудиям выпускались с 1942 года, однако информации о комплектовании ими боекомплектов танков обнаружить не удалось. В некоторых источниках упоминается, что 40-мм осколочные снаряды практически не использовались экипажами из-за крайне малого заряда взрывчатого вещества и, как следствие, очень низкой эффективности[1]. В СССР со второй половины 1942 года выпускались осколочные снаряды собственной разработки к QF 2 pounder (по техпроцессу 37-мм зенитных снарядов), также известно об использовании в СССР с того же периода 57-мм осколочных снарядов.
Боеприпасы 40-мм пушки QF 2 pounder[2] | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с |
бронебойный остроголовый сплошной с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий | APCBC/T Mk I Shot | 2,22 | 1,22 | — | 850 |
бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий, высокоскоростной | APHV/T Shot | 2,04 | 1,08 | — | 853 |
бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий | AP/T Mk I Shot | 2,04 | 1,08 | — | 792/853 (нормальный / усиленный заряды) |
бронебойный остроголовый, трассирующий | AP/T Mk I Shell | 2,04 | 1,08 | 19,5 (лиддит) | 792/853 (нормальный / усиленный заряды) |
учебный сплошной остроголовый | Practice Shot, Pointed | 2,04 | 1,08 | — | 792/594 (нормальный / уменьшенный заряды) |
учебный сплошной тупоголовый | Practice Shot, flatheaded | 2,04 | 1,08 | — | 594 |
осколочный, трассирующий | Mk II T | ? | 1,34 | 71 (тротил) | 687 |
Таблица бронепробиваемости для QF 2 pounder | ||||
Снаряд \ Расстояние, м | 228 | 457 | 683 | 914 |
AP/T Mk I Shot | ||||
угол встречи 30°, гомогенная броня | 58 | 52 | 46 | 40 |
APHV/T Shot | ||||
угол встречи 30°, гомогенная броня | 64 | 57 | 51 | 45 |
Основным вооружением «Черчиллей» модификаций Mk III и Mk IV являлась 57-мм танковая пушка QF 6 pounder, модификации Mk III или Mk V. Пушка модификации Mk III имела длину ствола 43 калибра / 2451 мм, а модификация Mk V имела длину ствола 50 калибров / 2850 мм и оборудовалась дульным тормозом. Пушка размещалась на цапфах и наводилась в вертикальной плоскости при помощи винтового механизма. Углы вертикального наведения составляли от −12,5 до +20°. Для наведения орудия использовался прицел № 39 Mk IIS (увеличение 1,9×, поле зрения 21°) с пушкой модификации Mk III и прицел № 39 Mk IV (увеличение 3×, поле зрения 13°) с пушкой модификации Mk V. Боекомплект 57-мм пушки на модификациях составлял 84 унитарных выстрела, как правило только с бронебойными снарядами. Боекомплект размещался в стеллажных укладках, находившихся в лобовых углах боевого отделения.
Боеприпасы 57-мм пушки QF 6 pounder[3][4] | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с (Mk III / Mk V) |
бронебойный остроголовый сплошной с защитным и баллистическим наконечником, трассирующий (с 1943 г.) | APCBC/T Shot Mk 9T | 6,29 | 3,29 | — | 790 / 825 |
бронебойный остроголовый сплошной с защитным наконечником, трассирующий (c 1943 г.) | APC Shot Mk 8T | ? | 2,86 | — | 846 / 884 |
бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий | AP/T Shot | 5,85 | 2,88 | — | 815 / 892 |
осколочный | HE Shot Mk 10T | ? | 3 | ? | ? / 820 |
учебный сплошной остроголовый | Shot, Practice | ? | 2,867 | — | 815 / ? |
учебный сплошной тупоголовый | Practice Shot, flatheaded | ? | 2,867 | — | 602 / ? |
Таблица бронепробиваемости для QF 6 pounder Mk V | ||||
Снаряд \ Расстояние, м | 457 | 914 | 1371 | 1828 |
Shot Mk 9T | ||||
угол встречи 30°, гомогенная броня | 81 | 74 | 63 | 56 |
угол встречи 30°, поверхностно закалённая броня | 76 | 74 | 68 | 63 |
«Черчилли» модификаций Mk VI и Mk VII в качестве основного вооружения получили 75-мм пушку OQF 75 mm, имевшую длину ствола 36,5 калибров / 2737 мм. Баллистически, орудие было идентично американскому орудию M3 и использовало тот же ассортимент боеприпасов. Орудие размещалось в аналогичной QF 6 pounder установке. Наведение орудия осуществлялось при помощи прицела № 50 × 3, имевшего увеличение 3× и поле зрения 13°. Боекомплект 75-мм пушки составляли 84 унитарных бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, укладка боекомплекта располагалась аналогично танкам с 57-мм пушкой.
Боеприпасы 75-мм пушки OQF 75 mm[5] | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с |
бронебойный тупоголовый трассирующий с баллистическим наконечником | APC/T Shot M61 | 8,77 | 6,79 | 60 | 620 |
бронебойный остроголовый сплошной трассирующий | APC/T Shot M72 | 8,52 | 6,23 | — | 620 |
осколочно-фугасный | M48 | 8,47 | 6,75 | 670 | 625 |
Таблица бронепробиваемости для OQF 75 mm | ||||
Снаряд \ Расстояние, м | 457 | 914 | 1371 | 1828 |
M61 Projectile | ||||
угол встречи 30°, гомогенная броня | 66 | 60 | 55 | 50 |
угол встречи 30°, поверхностно закалённая броня | 74 | 67 | 60 | 54 |
M72 Shot | ||||
угол встречи 30°, гомогенная броня | 76 | 63 | 51 | 43 |
угол встречи 30°, поверхностно закалённая броня | 66 | 53 | 41 | 33 |
Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за полем боя, «Черчилль» оборудовался перископическими смотровыми приборами «Виккерс» Mk IV, обеспечивавшими круговой обзор. Двумя из них располагал механик-водитель, ещё одним — стрелок из курсового пулемёта/гаубицы. Три этих перископа располагались в лобовой части подбашенного листа. Ещё четыре размещались в крыше башни, по одному перископу имели наводчик и заряжающий, а ещё два находились в командирской башенке. Механик-водитель также имел в своём распоряжении круглый смотровой люк в верхней лобовой бронеплите, закрывавшийся броневой крышкой.
Для внешней связи, танк оснащался симплексной КВ/УКВ-радиостанцией модели № 19, обеспечивавшей дальность связи в КВ-диапазоне до 15 км в телефонном и до 32 км — в телеграфном режиме и в УКВ-диапазоне — до 1 км в телефонном режиме. Радиостанция размещалась в кормовой нише башни, обслуживание её осуществлял заряжающий. Для внутренней связи служило встроенное в радиостанцию телефонное переговорное устройство на всех пятерых членов экипажа.
Двигатель и трансмиссия
На всех модификациях «Черчилля» устанавливался горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель водяного охлаждения модели «Бедфорд» Twin-Six. Имея рабочий объём в 21 237 см³, этот двигатель развивал максимальную мощность в 350 л. с. при 2200 об/мин. Двигатель устанавливался в моторном отделении вдоль продольной оси танка. Из топливных баков, общей ёмкостью в 828 литров, шесть устанавливались в моторном отделении по обеим сторонам двигателя, а ещё один, съёмный, располагался снаружи, вне броневого корпуса. Два радиатора системы охлаждения двигателя располагались по обеим его сторонам. Из-за плотной компоновки моторного отделения, воздушные фильтры двигателя были вынесены в боевое отделение.
Трансмиссия «Черчилля» также не претерпела изменений в ходе производства танка. В её состав входили:
- однодисковый главный фрикцион сухого трения производства Borg & Beck, установленный на двигателе;
- четырёхскоростная механическая коробка передач Merrit-Brown h51, объединённая в общем корпусе с механизмом поворота;
- механизм поворота, состоявший из дифференциала, двух планетарных механизмов и барабанных тормозов;
- барабанные главные тормоза;
- планетарные бортовые передачи, располагавшиеся внутри ведущих колёс.
Управление фрикционом, механизмом поворота и тормозами осуществлялось при помощи гидравлических сервоприводов.
Ходовая часть
Ходовая часть являлась одной из характерных особенностей «Черчилля», на котором гусеничная лента, для повышения проходимости, была сделана охватывающей весь корпус танка. С каждого борта ходовая часть состояла из одиннадцати сдвоенных опорных катков диаметром 254 мм, ведущего колеса и ленивца. Подвеска опорных катков — индивидуальная, пружинная. Ось каждого катка крепилась на балансире, одним своим концом шарнирно крепившимся к кронштейну на корпусе танка, а другим упиравшимся в закреплённую на кронштейне пружину. Первый и последний катки каждого борта были подняты с грунта и работали лишь при преодолении танком препятствий, а 2-й, 9-й и 10-й опорные катки имели укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка на мягком грунте. Поддерживающие катки отсутствовали, вместо них верхняя ветвь гусеницы скользила по специальным направляющим.
Гусеничные ленты — литые, безгребневые, цевочного зацепления, шириной 356 мм. На «Черчилле» применялись гусеницы двух типов — из 70 траков с шагом в 211 мм или из 72 траков с шагом в 202 мм. Роль направляющих, на танковых гусеницах обычно выполняемую их гребнем, здесь выполняли края гусеницы, по которым опорные катки катились, как по рельсам.
Использовался
Боевое применение
Курская битва
К началу Курской битвы 2-й гвардейский танковый корпус (Тацинский танковый корпус) находился в резерве командующего Воронежским фронтом, его войска располагались в районе г. Короча. Это было полностью укомплектованное и хорошо подготовленное соединение. На утро 5 июля в его составе числилось 227 танков трёх типов: Т-34, Т-70 и Churchill IV, в том числе 217 в строю и 10 в текущем ремонте. В составе 2-го гв. Ттк ударным был 47-й гв. отпп (отдельный танковый полк прорыва), располагавший 21 тяжёлым танком Churchill IV.
5 июля в 17.30 командир корпуса — полковник A. C. Бурдейный получил приказ № 005/оп от командующего фронтом — Н. Ф. Ватутина, об участии танкового корпуса во фронтовом контрударе.
Документ гласил:
Противник к 14.30 5.07.43 г. овладел Гремучий и силою до двух танковых дивизий стремится выйти на шоссе Белгород — Обоянь для дальнейшего наступления на Курск.
Приказываю:
1. Командиру 2-го гв. Тацинского танкового корпуса к 24.00 5.07.43 г. выдвинуться в район: МТС, Сажное, Лозы, Сажное, Штакор — Сажное.
Задача:
Прочно оборонять вышеуказанный район. Не допустить распространения противника на север и северо-восток. Быть готовым с рассвета 6.07.43 г. во взаимодействии с 5-м гв. тк перейти в контратаку в направлении: Крюково, Крапивенские Дворы и далее на Гремучий, Белгород.
Через час командир корпуса направил командирам частей распоряжение № 029 о выдвижении и занятии обороны. Согласно ему 47-й гв. отпп должен был совершить ночной марш и сосредоточиться к 23.00 5 июля в лесу (1 км северо-восточнее Крюкова) и быть готовым контратаковать в направлении на Каменский.
Из отчёта командира 47-го гв. отпп, подполковника М. Т. Шевченко, о ходе выдвижения полка в указанный район сосредоточения:
Времени на совершение марша с 19.00 до 23.00 5.7.43 г. было недостаточно. Тяжелые танки «Черчилль», трудноуправляемые в ночное время, из-за ограничения видимости, при большом напряжении в составе полка двигались со скоростью не более 7—10 км/час. Совершение марша ночью, большое расстояние марша для тяжелых танков и ограниченная видимость привели к тому, что к указанному времени — 23.00 5.7.43 г. полк в Клюково не сосредоточился, а подошел только к 4.00 6.7.43 г. в количестве 7 танков «Черчилль». Остальные танки в количестве 14 штук отстали по техническим причинам (частично заваленные в кювете из-за плохой видимости) и сосредоточились в с. Крюково до 15.00 6.7.43 г. К этому времени было боеспособных 17 танков, 4 — по техническим причинам находились еще на марше, ожидая помощи.
Оперативная обстановка стала резко меняться во второй половине 6 июля, после выхода ударной группы 2-го тк СС на прохоровское направление. В 15.30 штаб 2-го гв. Ттк ставит следующие задачи командирам бригад и полков.
Из боевого приказа № 31:
1. Противник, танковая группа, отбросив части 23-го гв. ск на участке Лучи, Яковлево, продолжает развивать успех в северо-западном направлении.
2. Корпус имеет задачу решительными действиями совместно с 5-м гв. Стк форсировать р. Липовый Донец и ударом во фланг уничтожить противника в районе Крапивенские Дворы, клх «Смело к труду», отрезав северную группировку противника.
3. Справа наступает 5-й гв. Стк с задачей выйти на рубеж: Яковлево, Лучки.
4. Я решил в первой линии иметь две танковые бригады. Тяжелый танковый полк перед правым флангом. Мото-стрелковой бригадой прикрыться с юга. Одну танковую бригаду иметь слева. Начало наступления 16.30 6.7.43.
5. 26-я гв. тбр переправиться через р. Липовый Донец в районе Новые Лозы и к 18.00 6.7.43 г. выйти на рубеж междулесье, что 2 км восточнее клх «Смело к труду», в дальнейшем овладеть клх «Смело к труду» с задачей заблокировать подход противника с юга.
6. 47-му гв. оттпп переправиться за 26-й гв. тбр через р. Липовый Донец и к 18.00 6.7.43 г. выйти на рубеж: Смородина — Каменский. Своим движением содействуя 25-й гв. тбр выходу на этот рубеж. С выходом в район Смородино одновременно танковую роту подчинить командиру 25-й гв. тбр. В дальнейшем движением на Глушинский. Содействовать выходу 26-й гв. тбр на рубеж междулесье и на Белгородское шоссе.
Главной целью на первом этапе командование корпуса считало овладение с. Смородино. Из двух бригад, выдвинутых в первую линию, на его захват нацелили одну танковую бригаду, усилив её удар полком тяжёлых танков Мк IV «Черчилль».
Из отчёта танкового полка, о ходе проведения контрудара против левого фланга дивизии «Мёртвая голова» и правого фланга дивизии «Дас Райх», 2-го тк СС:
Согласно приказу корпуса, на 47 гв. отпп возлагалась задача: действуя впереди 25-й гв. тбр при ее непосредственной поддержке, овладеть Крапивенские Дворы, оседлать дорогу на Белгород, выйти в район Шопино, не дав возможности танкам и артиллерии противника нанести урон частям корпуса ударом в лоб или правый фланг, приняв на себя всю силу огня и подавив сопротивление противника. Началом перехода в наступление и атаки был установлен сигнал по радио — 444.
В связи с тем, что противник к 6.00 6.7.43 г. овладел Смородино, а соседи корпуса справа и слева не перешли в наступление, атака корпуса перенесена на 16.30 6.7.43 г. В 15.00 6.7.43 г. командир полка был вызван к комкору в Сажное, где получил устный приказ, из которого исходило следующее.
47-й гв. отпп совместно с другими частями корпуса, переходит в наступление в 16.30 6.7.43 г. Задача — полк переправляется через р. Липовый Донец в Нов. Лозы и действиями в первом эшелоне, впереди 25-й гв. тбр, к 18.00 6.7.43 г. овладеть Смородино, Каменский. По выходе на рубеж Смородино, Каменский и овладении ими обеспечить выход на этот рубеж 25-й гв. тбр. С выполнением этой задачи одну танковую роту подчинить командиру 25-й гв. тбр, а остальными ротами полка, наступать в направлении Глушинский, содействовать выходу 25-й гв. тбр на рубеж Междулесье, клх «Смело к труду», Белгородское шоссе.
Состояние полка к началу наступления:
Боеспособных танков — 17, 4 танка не прибыли на исходный рубеж по техническим неисправностям и находились по маршруту Песчаное к Крюково. Личный состав после отдыха, уяснив приказ, был готов выполнять задачу.
В 16.30 полк в количестве 17 танков в колонне сосредоточился у переправы Новые Лозы через р. Липовый Донец. В связи с несвоевременной явкой частей корпуса на переправу, согласно приказу комкора, полк переправился только к 18.30 и, выполняя поставленную задачу, через Непхаево колонной двигался к дороге на Смородино.
При подходе к мельнице, по направлению Смородино, полк развернулся в боевой порядок — «линию рот», в наступление пошли 14 танков, так как 3 танка при преодолении подъема из Непхаево остановились из-за обрыва гусениц.
25-я гв. тбр, которая, согласно приказу командира 2-го гв. Ттк, должна была наступать во 2-м эшелоне за 47-м гв. отпп, увидев сильное сопротивление противника и неравную, тяжелую борьбу 47-го гв. отпп с танками и артиллерией противника, в бой не вступила, а остановилась в полуразвернутом порядке сразу же при выходе из Непхаево. Несмотря на отсутствие какой-либо поддержки со стороны артиллерии, танков, пехоты, полк, выполняя задачу, повел наступление на Смородино, уничтожая на своем пути танки и артиллерию противника.
Независимо от того, что отсутствовала поддержка со стороны 25-й гв. тбр, полк левым флангом ворвался в деревню Смородино, но, встретив сопротивление большого количества танков и артиллерии, потеряв при этом 6 танков сгоревшими, 3 подбитыми, 5 человек убитыми и 13 ранеными, отошел на 500—700 м от деревни, ведя огонь с места в ожидании помощи со стороны 25-й гв. тбр.
25-я гв. тбр так и не пошла в наступление, а полк, не имея возможности продвинуться вперед, вел огонь с места на достигнутом рубеже. За это же время нанесен следующий урон противнику: сожжены 3 Т-4, подавлены 4 88-мм пушки; уничтожено до 50 солдат и офицеров.
Английские танки Мk IV «Черчилль» 47-го гв. оттпп, имели более толстую броневую защиту, чем у «тридцатьчетверки», но из-за отсутствия танковой, артиллерийской и пехотной поддержки от 25-й гв. тбр или со стороны корпуса, понесли такие неоправданно большие потери в технике и личном составе.
Интересные факты
В целом танк считался неудачным, и сам Уинстон Черчилль говорил:
«Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»
У советских танкистов этот танк вызвал отрицательное отношение, поэтому ему было присвоено название БМ-5 (Братская Могила на пятерых)
Танк Черчилль в компьютерных играх
Танк Черчилль можно увидеть в следующих видео играх:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.
См. также
Примечания
- ↑ D. Fletcher. The Great Tank Scandal. British Armour in the Second World War. — издание 1993. — London: HMSO, 1989. — Vol. 1. — P. 7. — 141 p. — ISBN 0-11290-460-2
- ↑ Краткие таблицы стрельбы 40-мм английских противотанковых пушек марки IX и X на лафетах марки I и II и 40-мм танковой пушки, установленной на танках MKII «Матильда», MKIII «Валентин» и MKIV «Черчилль». — М.: ГАУ, Воениздат НКО, 1943
- ↑ Краткие таблицы стрельбы английской 57-мм противотанковой пушки марки II и III и 57-мм танковой пушки, установленной на танке MKIV «Черчилль». — М.: ГАУ, Воениздат НКО, 1943
- ↑ British Guns 57mm calibre (англ.). Архивировано из первоисточника 31 января 2011. (недоступная ссылка)
- ↑ B. Perrett. Churchill Infantry Tank 1941—51. — издание 2002. — London: Osprey Publishing, 1993. — P. 69—70. — 48 p. — ISBN 1-85532-297-8
- ↑ М. Барятинский. Пехотный танк «Черчилль». — М.: Моделист-конструктор, 2003. — С. 28. — 32 с. — (Бронеколлекция № 6 (51) / 2003). — 3500 экз.
- ↑ B. Perrett. Churchill Infantry Tank 1941—51. — издание 2002. — London: Osprey Publishing, 1993. — P. 39. — 48 p. — ISBN 1-85532-297-8
Литература
- М. Барятинский. Пехотный танк «Черчилль». — М.: Моделист-конструктор, 2003. — 32 с. — (Бронеколлекция № 6 (51) / 2003). — 3500 экз.
- B. Perrett. Churchill Infantry Tank 1941—51. — издание 2002. — London: Osprey Publishing, 1993. — 48 p. — ISBN 1-85532-297-8
- D. Fletcher. The Great Tank Scandal. British Armour in the Second World War. — издание 1993. — London: HMSO, 1989. — Vol. 1. — 141 p. — ISBN 0-11290-460-2
Ссылки
dic.academic.ru
Толстокожий зверь (английский пехотный танк «Черчиль»)
История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20. Им предполагалось заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине возникла, по-видимому, по весьма простой причине. Началась Вторая мировая война, британские войска отправились на континент и перед ними вновь возникли ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять: страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.
Итак, предполагалось, что новая боевая машина должна была иметь лобовую ^рроню не менее 60 мм, что обеспечивало ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение— две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa — планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для лучшего преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины.
Что же получалось в результате? Да просто танк периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком техническом уровне (все-таки 20 лет прошло)! Справедливости ради надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели только в установке одного орудия в башне, а другого—в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка B1dis).
В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов был заключен в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктор Х.Е.Меррита не нашлось. Прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Первые же поездки по полигону не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, они не имели никаких перспектив, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т вместо 32 по техзаданию.
И тут, как нельзя кстати, подсуетилась фирма Vauxhall Motors, предложив для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.е., представлявший собой, по сути, спаренные и хорошо отработанные в производстве и эксплуатации одноименные шестицилиндровые автомобильные моторы. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с доски. Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш.
Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца 1940 года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новая боевая машина получила название «Черчилль», поскольку, как и премьер-министр Великобритании, была «толстокожим зверем».
Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая производственная группа, в которую вошли 10 английских фирм, выпускавших «черчилли» вплоть до декабря 1945 года. За это время было изготовлено 5640 боевых машин этого типа.
Конструктивно танк первой серий ной модификации Mk IV «Черчилль I» представлял собой весьма оригинальную машину. Корпус танка был выполнен в виде прямоугольной сварной коробки. За счет охвата гусеницами корпуса английским конструкторам удалось сделать его равным ширине танка. Это обеспечило достаточно свободную компоновку узлов и агрегатов внутри машины и комфортные условия работы экипажа. Максимальная толщина брони корпуса составляла 101 мм, башни — 89 мм.
Вооружение танка, на первый взгляд, было довольно мощным. Не имея в 1941 году никакой другой танковой пушки, кроме 2-фунтовой, англичане разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, казалось мало, и в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, установили 3-дюймовую гаубицу. Огневые возможности последней, впрочем, были сильно ограничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30—32°. Боекомплект орудий состоял из 150 выстрелов для пушки и 58 —для гаубицы.
Двенадцатицилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Bedford «Twin-Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин позволял машине развивать скорость до 27 км/ч. Большего от танка сопровождения пехоты и не требовалось.
Трансмиссия включала в себя одно-дисковый главный фрикцион сухого трения Borg and Beck, механическую четы-рехскоростную коробку передач Merrit-Brown Н4, объединенную в один агрегат с дифференциальным механизмом поворота, и бортовые передачи.
Механизм поворота обеспечивал разворот на месте, легкость управления при движении и высокую для тяжелого танка маневренность. Управление машиной облегчалось за счет применения сервомеханизмов с гидроприводом.
Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого специальной броневой перегородкой, что существенно понижало потери экипажа при пожаре двигателя и, с другой стороны, сохраняло целыми двигатель и трансмиссию при взрыве боекомплекта.
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из 11 необрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса. Поддерживающие колеса отсутствовали, их функции, как и на танках Первой мировой войны, выполняли специальные направляющие. Подвеска — индивидуальная балансирная на цилиндрических пружинных рессорах.
Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения, которые, правда, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Так, на модификации «Черчилль II» вместо гаубицы в лобовом листе корпуса установили второй пулемет Besa. У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль ICS» и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы, у «Черчилль IICS» такая гаубица была установлена в башне, а 2-фунтовая пушка— в корпусе. С февраля 1942 года начался выпуск модификации «Черчилль III», вооруженной 6-фунтовой пушкой Mk III в сварной башне увеличенного размера. «Черчилль IV» отличался от предыдущей модели способом изготовления башни — она была литой. На большинстве этих машин установили 6-фунто-вую пушку Mk V с более длинным стволом
Применяемые на «черчиллях» британские 2- и 6-фунтовые пушки имели существенный недостаток— в их боекомплектах не было осколочно-фугасных снарядов. Последнее обстоятельство заметно снижало эффективность применения танков поддержки пехоты. В ходе боев в Северной Африке на 120 «Черчиллей IV» 21-й танковой бригады вместо штатных 6-фунтовых установили американские 75-мм пушки МЗ, спаренные с пулеметами Browning, в маск-ус-гановках, позаимствованных у танков «Шерман». Дабы унифицировать боекомплект, в корпусе вместо пулеметов Besa также установили Browning. Эти машины получили обозначение NA 75 (NA- North Africa)
Говоря о перевооружении, следует отметить, что до конца 1942 года все танки ранних моделей получили башни с 6-фунтовыми пушками. При этом вместо орудий в корпусе устанавливались пулеметы Besa.
В боекомплектах линейных танков отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Этот их недостаток призваны были компенсировать танки поддержки «Черчилль V», представлявшие собой «Черчилли IV», вооруженные 95-мм гаубицей с боекомплектом 47 выстрелов.
Модификация «Черчилль VI», наконец-то получившая новую английскую 75-мм пушку Mk V, появилась лишь в конце /943 года. Впрочем, пушка эта имела весьма посредственные баллистические характеристики и уступала немецким танковым орудиям аналогичного калибра. Не имея возможности увеличить мощь вооружения, англичане пошли по пути усиления броневой защиты. Так появилась модификация «Черчилль VII», у которой лобовую броню корпуса довели до 152 мм, башни -до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной: борта выполнялись из катаных листков, крыша была литой. Масса машины возросла до 41т, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части—подвеску и гусеницы. Вариант такого танка с 95-мм гаубицей получил название «Черчилль VIII».
Это были последние производственные модели ганка «Черчилль». Последующие варианты, вплоть до «Черчилль XI», представляли собой более ранние модели, в той или иной степени доведенные до их уровня.
Первой боевой операцией с участием «черчиллей» стал рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 боевых машин модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка. Только шесть танков смогли вступить в бой (остальные затонули вместе с десантными судами или были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня погибли.
Несколько танков «Черчилль III» в составе 1 -й танковой дивизии были опробованы в боях у Эль-Аламейна, причем одну машину немцы подбили из 88-мм зенитной пушки. Впоследствии «Черчилли» во все возрастающих количествах поступали в Северную Африку и начиная с февраля 1943 года в составе 25-й армейской танковой бригады принимали участие в боях в Тунисе.
Танки «Черчилль IV»(NA 75)состояли на вооружении лишь одного соединения— 21-й армейской танковой бригады и в ее составе прошли всю итальянскую кампанию.
Во вторжении на Европейский континент летом 1944 года участвовали две бригады, вооруженные танками «Черчилль VII» и VIII — 43-я армейская и 6-я гвардейская армейская танковые. Обе бригады вступили в бой в середине июля. Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.
«Черчилли» 9-го Королевского танкового полка и 147-го Хэмпширского полка Королевского танкового корпуса поддерживали британскую пехоту при прорыве «Линии Зигфрида» в феврале 1945 года.
Единственной иностранной армией, получившей во время Второй мировой войны танки этого типа, стала Красная Армия. В Советский Союз в рамках программы ленд-лиза были отправлены 344 боевых машины модификаций III и IV, из которых до места назначения добрались только 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. «Черчилли» так же, как и тяжелые танки советского производства, поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. В каждом полку по штату полагалось иметь 21 танк.
Боевой дебют «черчиллей» на советско-германском фронте состоялся в ходе Сталинградской битвы. В разгроме окруженной немецкой группировки участвовали 47-й и 48-й отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Применялись «черчилли» и в Курской битве. В частности, в составе 5-й гвардейской танковой армии в боях под Прохоровкой имелись 15-й и 36-й гвардейские полки прорыва. 5 августа 1943 года «черчилли» 34-го отдельного гвардейского танкового полка первыми ворвались в Орел. Танки этого типа воевали на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождали Киев и Выборг. Последние бои на советско-германском фронте «черчилли» провели в составе 82-го танкового полка. В сентябре 1944 года полк освобождал Таллин и острова Моонзундского архипелага.
Советские танкисты оценивали английскую машину довольно сдержанно. По броневой защите «Черчилль» превосходил советский тяжелый танк KB, но уступал ему по огневой мощи. По запасу хода и средней скорости движения они были равноценны. Вместе с тем отмечались низкая проходимость (удельное давление — 0,94 кг/см2) и плохая обзорность, особенно у механика-водителя. Существенным недостатком была конструкция ходовой части. Охват гусеницей корпуса привел к резкому повышению поражаемости лобовой ветви гусениц. Почти все подбитые танки имели попадания в лобовые ветви. Кроме того, набивание снега на салазки верхней ветви зимой вызывало поднятие гусеницы выше погона башни и заклинивание последней. Опорные катки своими ребордами в распор прилегали к тракам, отчего и катки, и гусеницы быстро изнашивались. В целом ходовая часть для 40-тонной машины не отличалась недостаточной прочностью. Вместе с тем положительно оценивалась кость управления машиной.
В Великобритании на базе танка «Черчилль» строилось большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков. Основная масса этих машин вплоть до конца войны была сосредоточена в 79-й танковой дивизии и активно применялась в боевых действиях.
В 1944 году предпринималась попьп ка оснастить «Черчилль» «длинной рукой» — в башню танка модификации VII установили 17-фунтовую пушку. Поскольку масса машины возросла до 50 т, пришлось вновь усилить подвеску и гусеницы. Скорость снизилась до 16 км/ч. Работа над танком, получившим обозначение А.43 «Черный принц» (иногда его еще называют «Супер Черчилль»), началась в январе 1944 года. Первые же шесть прототипов поступили на войсковые испытания в мае 1945 года. Серийное производство этой машины, у которой мощь вооружения соответствовала броневой защите, так и не началось. Война в Европе кончилась, а кроме того, предпочтение было отдано танку А.41 «Центурион», рассматривавшемуся военным руководством Британии в качестве основной боевой машины на перспективу.
С вооружения английской армии «черчилли» были сняты в конце 40-х годов. В боевых действиях в Корее в 1951 году участвовали огнеметные танки «Черчилль-крокодил», а саперные «Черчилль AVRE» послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года.
М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 11’2000
techno-story.ru
Танк «Черчилль» | Военное оружие и армии Мира
Предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню толщиной не менее 60 мм, что обеспечит ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение: две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы BESA планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для лучшего преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины. Что же получается в результате? Да просто танк периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком (все-таки 20 лет прошло} техническом уровне! Справедливости ради надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели только в установке одного орудия в башне, а другого — в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка В1 bis).
СОЗДАНИЕ
В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов был заключен в декабре 1939 года с «Вулвичским Королевским арсеналом» и фирмой «Харленд энд Волф» из Белфаста. Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Но вот беда — двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т, вместо 32 по техзаданию. И тут фирма «Воксхолл Моторс» предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель «Бэдфорд» мощностью 350 л. с, представлявший собой по сути два хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных шестицилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на «Воксхолл» вместе с двумя полу-готовыми прототипами А. 20. Работа над новым прототипом, получившим индекс А. 22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с доски. Новая боевая машина получила название Mk IV «Черчилль», поскольку, как и премьер-министр Великобритании, была «толстокожим зверем».
МОДИФИКАЦИИ
Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Так, на модификации «Черчилль» II вместо гаубицы в лобовом листе корпуса установили второй пулемет BESA. У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль» ICS и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы.
В «Черчилль» IICS 3-дюймовая гаубица была установлена в башне, а 2-фунтовая пушка — в корпусе. С февраля 1942 года начался выпуск модификации «Черчилль» III, вооруженной 6-фунтовой пушкой Mk III в сварной башне увеличенного размера. Кроме того, на этих машинах гусеницы закрыли крыльями. «Черчилль» IV ничем не отличался от предыдущей модели, за исключением способа изготовления башни: она была литой. На большинстве этих машин устанавливали 6-фунтовую пушку Mk V с более длинным стволом. Модификация «Черчилль» VI, наконец-то получившая новую английскую 75-мм пушку MkV, появилась лишь в конце 1943 года. Впрочем, пушка эта имела весьма посредственные баллистические характеристики и уступала немецким танковым орудиям аналогичного калибра. Не имея возможности увеличить мощь вооружения, англичане пошли по пути усиления броневой защиты.
Так появилась модификация «Черчилль» VII, у которой лобовую броню корпуса довели до 152 мм, башни — до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной: борта выполнялись из катаных листов, крыша была литой. Масса машины возросла до 41 т, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части: подвеску и гусеницы. Вариант этого танка с 95-мм гаубицей получил название «Черчилль» VIII. Это были последние производственные модели танка «Черчилль». Последующие варианты вплоть до «Черчилль» XI представляли собой более ранние модели в той или иной степени доведенные до нового уровня.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
6522warfor.me
Британский танк Churchill ‘Черчилль’ боевое применение
Часто говорят, что война представляет собой долгие периоды скуки и короткие — дикого страха. Начиная с 1943 г., танковые дивизии действовали в специфических операциях на относительно небольшую глубину; в то же время танковые бригады, хотя порой и выводились в тыл на несколько месяцев, принимали участие в боях в течение более длительного периода. Алан Гилмор, механик-водитель 48-го королевского танкового полка, так резюмировал свой опыт в письме, написанном во время боев за линию Готов: «Неделю сменяет неделя, накал битвы нарастает, отвратительные ночи чередуются с ужасными днями. Мы потеряли людей, мы потеряли танки, наконец, мы потеряли надежду выжить».«Черчилль» Mk.III эскадрона «С» калгарского полка 1-й танковой бригады канадской армии, Дьепп, 19 августа 1942 г. Танки подразделений, принимавших участие в рейде на Дьепп, были щедро украшены различными значками и надписями, как и «Черчилль», изображенный на данном рисунке. После изучения многочисленных цветных фотографий и кинофильмов, снятых на пляже Дьеппа, было решено изобразить танк МкIII «Чита»; известно, что этот танк сумел перебраться через дамбу и уничтожить по крайней мере одно немецкое орудие, которое обстреливало корабли с десантом. Танк целикам покрашен средней бронзово-зеленой краской; на бортах перед аварийными люками нанесены красно-бело-красные флажки, между люками и воздухозаборниками белой краской -серийный номер Т68177, над воздухозаборником, тоже белым цветом, собственное имя танка — «Чита». На башне изображен значок эскадрона «С» (круг цвета французский зеленый с черным ободом), внутри круга — белой краской номер взвода — «13». Над изображением танка, вверху слева, показан лобовой бронелист, на нем слева направо нанесены двухцветный прямоугольник (темнозеленый/охра) с полковым номером «175»; серийный номер танка; маркировка эскадрона/взвода аналогична изображенной на башне; символ 1-й танковой бригады канадской армии — черный баран на фоне желтого кленового листа, вписанного в черный квадрат и название танка. Справа вверху показан кормовой бронелист. Выхлопные трубы для передвижения по дну водных преград были окрашены в черный цвет, краска обгорела.После дневной боевой работы — серии столкновений с противником — главным ообразом, немецкими танками и противотанковыми пушками, «Черчилли» в сумерках отводились в тыл. В течение нескольких ночных часов проводилось техобслуживание боевых машин, устранение незначительных повреждений, заправка горючим и пополнение боекомплекта. Для сна оставалось совсем немного времени, а сам сон прерывался частыми разрывами шальных снарядов. С первыми лучами восходящего солнца танки начинали движение в сторону передовой, чтобы вместе с пехотой принять участие в новых атаках на вражескую оборону.«Черчилль» Mk.III, «Кингфорс» Эль-Аламейн, октябрь 1942 г. Изображена машина, которой командовал второй лейтенант Ховард, этот танк получил тяжелые повреждения в бою 3-го ноября. Поверх краски пе-сочно-желтого цвета нанесены серо-голубые пятна, вероятно, «серый N 45». Серийный номер T31950R изображен сзади аварийного люка, на башне и на лобовом бронелисте. «Гроздь винограда», нарисованная на правом крыле, не поддается какой-либо идентификации, однако известно», что такие изображения были, по крайней мере, на двух «Черчиллях» «Кингфорс». Группе «Кингфорс» был присвоен тактический номер «510»; на данном танке номер написан черной краской на картонке, привязанной к левому крылу. Между гусеницами натянут фартук.Длительное нахождение внутри замкнутого пространства в условиях постоянных вибраций изматывало экипажи физически и морально, особенно страдали командиры рот и взводов. У них практически не оставалось времени на сон и прием пищи, поскольку за ночь предстояло еще ознакомиться с изменениями в обстановке, получить боевую задачу на следующий день, и в соответствии с ней спланировать действия своего подразделения. Нередко, чтобы лучше оценивать ситуацию в бою, командиры покидали танки и шли в боевых порядках пехоты.И все же моральный дух в танковых бригадах оставался высоким, танкисты заслужили благодарность от пехоты, вместе с которой они воевали. Тем не менее, ветеран боев за Беда-Фомм, Сиди-Резег и Импалу. командир 7-й танковой бригады так вспоминал войну: «Это была работа, которую мы ненавидели».В отношении оценки сильных и слабых сторон своих танков экипажи «Черчиллей» сходились. Танкистам нравились толстая броня, удобно расположенные в бортах аварийные люки, способность танка взбираться на крутые холмы и преодолевать глубокую грязь, большой внутренний объем корпуса, позволявшие хранить внутри, а не снаружи танка самое разнообразное имущество. Они же отмечали слабое вооружение, особенно в сравнении с вооружением немецких танков. Техобслуживание «Черчиля» отнимало много сил и времени, чего стоил один осмотр 22 опорных катков и их подвески, осмотр, который чаще всего проводился ночью уставшим после боя экипажем.К серьезным недостаткам относились также плохой обзор с места механика-водителя, сектор обзора сильно ограничивался выступающими далеко вперед корпуса гусеницами; загазованность боевого отделения пороховыми газами после выстрела из орудия — вентиляция не успевала их удалять; очень высокий уровень шума и вибраций на всех местах членов экипажа; при движении по пустынной местности в танк набивался песок, зато в дождливую погоду, из-за отсутствия дренажа на танках ранних выпусков в корпусе скапливалась вода; крайне нервировала экипажи способность «Черчилля» с заведенным двигателем трогаться с места «по собственному желанию» при отказе гидросистемы. Зная все недостатки «Черчилля», тем не менее танкисты любили свою «лошадь»; они считали, что «Черчилль» может воевать там, где «Шерман» выжить не сумеет, поскольку американские танки чаще, чем английские, загорались при попадании снарядов.militaryarticle.ru
Travel and history: Огнемётный танк «Черчилль-крокодил» (Churchill-Crocodile)
Из семейства разнообразной специальной техники, созданной на базе «Черчилля», прежде всего следует отметит модификацию «Черчилль-крокодил» (Churchill-Crocodile) — без сомнения, самый известный в мире огнеметный танк.
Его разработали в 1942 году. Запас огнесмеси на основе азота находился в одноосном бронированном прицепе. буксировавшемся танком. Смесь
подавалась к огнемету по гибкому трубопроводу, пропущенному под днищем корпуса танка.
Огнемет был установлен в отделении управления вместо пулемета Besa. Дальность стрельбы из огнемета составляла 120 м.
В начале 1943 года были изготовлены шесть прототипов на базе танка «Черчилль IV». У этих машин толщину бронелистов прицепа довели до 14 мм. В серию же в 1944-м пошел вариант на шасси модификации «Черчилль VII». Всего выпустили 250 огнеметных машин.
«Крокодилы» считались страшным оружием — одно их появление на поле боя заставляло гарнизоны немецких опорных пунктов складывать оружие.
Однако они были и весьма уязвимы: один меткий выстрел противотанковой пушки по прицепу приводил к его взрыву, а пламя часто перекидывалось на танк. Если экипаж и успевал покинуть машину, то это еще не означало спасения. Плен танкистам не «светил» — во время Второй мировой войны солдаты всех армий расстреливали огнеметчиков на месте.
Правда, после израсходования огне-смеси имелась возможность отсоединить прицеп, и танк мог вести бой как обычный. Основным недостатком «Крокодила» было быстрое падение давления газа, вытеснявшего огнесмесь из прицепа, поэтому экипажам приходилось закачивать газ непосредственно перед боем.
Фото танка «Черчилль-крокодил» (Churchill-Crocodile) в действии.
Схема подключения тележки с огнесмесью к танку «Черчилль-крокодил» (Churchill-Crocodile) :
panzer-travelandhistory.blogspot.com
Черчилль (танк) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2017; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2017; проверки требуют 14 правок. Перейти к навигации Перейти к поискуЧерчилль | |
---|---|
Churchill VII | |
Infantry Tank Mk IV, Churchill I | |
Классификация | Тяжёлый пехотный танк |
Боевая масса, т | 37,9 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Разработчик | Harland and Wolff |
Производитель | General Motors |
Годы разработки | 1940—1941 |
Годы производства | 1941—1945 |
Годы эксплуатации | 1941—1969 |
Количество выпущенных, шт. | 5640 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7442 |
Ширина, мм | 3251 |
Высота, мм | 2450 |
Клиренс, мм | 530 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 102 / 0° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 57 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 102 |
Борт корпуса, мм/град. | 76 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 64 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 19 |
Днище, мм | 19 |
Крыша корпуса, мм | 16—19 |
Лоб башни, мм/град. | 88 / 0° |
Борт башни, мм/град. | 76 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 76 / 0° |
Крыша башни, мм | 20 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | в разных модификациях встречались: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I в ранних версиях, а в более поздних версиях встречались такие варианты: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF Mk V |
Тип пушки | нарезная или нарезная гаубица |
Длина ствола, калибров | 50 для 57-мм QF 6 pounder Mk V |
Боекомплект пушки | 150 × 40-мм, 58 × 76-мм |
Прицелы | телескопический № 24B Mk.I |
Пулемёты | 2 × 7,92 BESA, на части машин 1 × 7,7-мм Bren |
Подвижность | |
Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 12‑ |
encyclopaedia.bid