Танк булат – Т-64БМ — Википедия

Танк Булат — характеристики

Украинский основной боевой танк Т-64БМ Булат появился в результате желания обновить устаревшую технику ВСУ и обеспечить армию современными машинами. Новые БМ Оплот полностью подходили практически по всем параметрам за исключением высокой стоимости. Поэтому было принято решение в очередной раз модернизировать советский Т-64, создав таким образом дешёвый, но способный удовлетворить потребности армии, танк.

Впервые широкая публика увидела Булаты 24 августа 1999 года, когда 6 Т-64БМ проехало по Киеву на параде в честь дня независимости. В 2001 году была уже целая рота, а в 2005 году появилось официальное заявление о том, что на вооружение украинской армии принятые первые Т-64БМ Булат.

Танк Булат

Модернизация проводилась таким образом, чтобы затронуть все ключевые характеристики танка.

Танк Булат

В момент своего выхода Т-64 обладал отличной защитой, поскольку получил комбинированную броню, но на сегодняшний день она не способна противостоять большинству противотанковых средств. Поэтому на Булат установили как пассивную дополнительную броню, так и активную.

Первая представляет из себя дополнительные накладные бронелисты, установленные на лоб и борта башни, повышающие таким образом общую толщину защиты.

Вторая состоит из традиционных контейнеров встроенной динамической защиты (ВДЗ) Нож, установленных на лбу, бортах корпуса и крыше башни. Это ДЗ третьего поколения, обеспечивающая лёгкий монтаж и обслуживание, при этом представляющаяся некоторыми источниками как значительно превосходящая Контакт-5, Реликт и Blazer в защите и надёжности срабатывания. Её масса составляет около 3,5 тонн, а монтаж требует примерно 6 часов.

Установленная броня повысила защищённость Булата по сравнению Т-64Б в 1,9 раза от кинетических поражающих средств и в 2,2 раза от кумулятивных.

Дополнительно на танк установили быстродействующую систему пожаротушения.

Танк Булат

Пушка КБА-3 по совместительству является пусковой установкой для управляемых ракет Комбат, работающих в полуавтоматическом режиме и поражающих цели на дистанциях до 5 километров. Механизм заряжания остался прежним, боекомплект танка составляет 36 выстрелов раздельного заряжания.

Вспомогательное вооружение состоит из дистанционно управляемого зенитного 12,7 мм пулемёта КТ с боекомплектом 300 патронов и спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта КТ с боекомплектом 1250 патронов.

Большое внимание было уделено системе управления огнём, в результате чего на танк БМ Булат была установлена СУО Иртыш, значительно повысившая точность и поднявшая дальность стрельбы до 2500 метров при хорошем освещении и до 1500 метров ночью.

Кроме того, электрический привод башни модернизировали, увеличив скорость вращения в 2 раза, до 40 градусов в секунду.

Танк Булат

Для увеличения подвижности на танк установили дизельный двигатель 5ТДФМ, развивающий мощность до 850 л.с. Поскольку он требует большего расхода воздуха, то переделка влечёт за собой замену воздухоочистителя на более производительный и доработку выпускной системы.

В украинской армии имелось около 85 Булатов вместо изначально запланированных 400. Однако гражданская война внесла свои коррективы и большое количество танков оказалось уничтожено и захвачено.

Танк Булат

Стало очевидно, что ранее рекламируемая броня БМ Булата как минимум не соответствует заявлениям, а сам танк не отличается совершенством. Впрочем, при цене модернизации старого Т-64 всего в 900000$ , заявления о том, что он способен конкурировать с лучшими ОБТ в мире, всегда выглядели предвзятыми и оторванными от реальности. Чудес не бывает.

У харьковских инженеров получился танк, уступающий лучшим образцам современной бронетехники, но при этом отличающийся крайне низкой ценой и давно налаженным производством комплектующих вместе с запчастями. Однако даже этого не оказалось достаточным для его принятия на вооружение в достаточном количестве.

Т-64БМ Булат сохранил преимущества в виде управляемого вооружения, высокой скорострельности, простоты в обслуживании и дешевизны, получив при этом современную систему управления огнём, новый двигатель и лучшую защиту. Но никуда не пропали и недостатки в виде механизма заряжания, обрекающего мехвода на смерть в случае невозможности открытия своего люка, капризности ходовой и недостаточной для защиты от современных противотанковых средств брони.

tanksdb.ru

Т-64БМ «Булат» — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Булат.

Танк Т-64БМ під час параду з нагоди Дня Незалежності

Т-64БМ

Загальні дані

класифікаціяосновний бойовий танк

Виробництво та застосування

країна-виробник Україна
роки виробництваз 2005
кількість виробів, од.близько 100[1]
війниВійна на сході України

Основні параметри

екіпаж, осіб3
довжина, мм9295
ширина, мм3560
висота, мм2184

Броня

динамічний захист«Ніж»

Озброєння

основне озброєння125-мм КБА-3
кулемети7,62-мм КТ-7,62;
12,7-мм КТ-12,7
боєкомплект36 снарядів і ПТКР
додаткове озброєннякеровані ракети «Комбат»

Силова установка, маневреність та мобільність

тип, марка двигуна
запас ход

uk.wikipedia.org

технические характеристики, вооружение. Украинские танки. Т-64БМ «Булат» :: SYL.ru

«Булат» – украинский боевой танк, представляющий собой глубокую модернизацию последних модификаций советской машины Т-64. Он был разработан Харьковским КБ им. А. А. Морозова. Работами по модернизации занимается завод им. Малышева. Кроме него, в программе модернизации в разной степени задействованы более двух десятков украинских военно-промышленных предприятий. По сравнению с предыдущими версиями, «Булат» обладает большей огневой мощью, увеличенным уровнем защиты и большей маневренностью. В данной статье будут рассмотрены тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-64 «Булат», а также история его создания и производства.

Предпосылки для создания

После распада СССР, с 1991 по 1999 год, Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ) разработало несколько проектов модернизации танка. Целью работ было повышение тактико-технических характеристик машины до уровня модели Т-84У посредством установки унифицированной системы управления огнем (СУО) «Иртыш», динамической защиты (ДЗ) «Нож» и ряда других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде, посвященном Дню независимости Украины, был показан первый прототип танка «Булат». Он получил рабочее название «Объект 447АМ-1». В конце 2003 года правительство Украины выделило 40 млн гривен на модернизацию старых танков Т-64. Завод им. Малышева сразу же взялся за решение поставленной задачи. Изначально проект модернизации предполагал доработку 400 моделей Т-64Б/БВ.

Начало работ

В 2004 году Т-64БМ приняли на вооружение, и Минобороны Украины заказало 85 таких танков. На изготовление первой серийной модели ушло порядка восьми месяцев и 500 тысяч долларов. В том же году завод имени Малышева начал исполнять первый контракт на модернизацию 17 танков, суммарная стоимость которых составляла 8 млн долларов. До конца 2008 года было выпущено еще две партии. В результате к началу 2009 года было произведено 56 единиц танка «Булат».

В 2009 году был подписан контракт на модернизацию еще 29 машин. Первые 10 из них были готовы к октябрю 2010 года и предназначались для учебного центра «Десна». Все 10 машин поставлялись без динамической защиты. Следующие 10 экземпляров были изготовлены к декабрю 2011 года. В конце того же месяца они были переданы первой отдельной танковой бригаде. Эта десятка танков также не имела комплекта активной защиты. И, наконец, последние 9 машин были отправлены первой танковой бригаде лишь в марте 2014 года. При этом комплекты динамической защиты для этих машин были заказаны лишь в июле того же года. На тот момент стоимость модернизированного танка «Булат» составляла порядка 15 млн гривен.

Ремонт танков

Танки Украины: «Булат», «Оплот», Т-72 и другие — сильно пострадали во время проведения АТО. Несколько машин было уничтожено, и около десяти получили повреждения. В декабре 2014 года на Чугуевском полигоне отремонтированные танки были переданы вооруженным силам Украины. В общей сложности к июню 2017 года харьковский завод им. Малышева отремонтировал и вернул в строй 50 машин Т-64БМ, поврежденных в ходе сражений на востоке страны. В разработке, модернизации и ремонте описываемого танка поучаствовало множество украинских предприятий. Важнейшим из них стал Харьковский бронетанковый завод (ХБТЗ). Военная продукция, и в частности танки, которые прошли модернизацию на харьковских предприятиях, получила увеличенный на 15 лет срок эксплуатации. Кроме того, ресурс увеличился на 11 тысяч километров. Пришло время приступить к описанию конструкции танка «Булат».

Система управления огнем и приборы для прицеливания

СУО «Булата» в значительной степени увеличивает точность огня по сравнению с аналогичной системой танка Т-64Б. Достигается это путем стабилизации поля зрения, а также автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Кроме того, в разы сократилось время, необходимое на прицеливание в темное время суток. Эффективная дальность стрельбы танка «Булат», по сравнению с советским вариантом, также возросла: с 2 до 2,5 км днем и с 0,6 до 1,5 км ночью.

СУО «Иртыш», устанавливаемая на данный танк, включает в себя:

  1. Прицельный комплекс 1А43У «Рось». Предназначается для прицеливания пушки, в том числе спаренного пулемета и ПТУР (противотанковых управляемых ракет). Состоит из дневного прицела наводчика «Промінь» и баллистического танкового вычислителя модели 1В528-1. Кратность прицела «Промінь» составляет 2,7-12х. Он оснащается независимой стабилизацией по двум плоскостям, лазерным дальномером, а также каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат».
  2. Ночной комплекс наведения «Буран-Е». Позволяет вдвое увеличить эффективность огня и в 2-3 раза сократить время подготовки к выстрелу. Это достигается благодаря замене механической связи между головным зеркалом и пушкой на электрическую, введению стабилизации поля зрения, а также автоматическому вводу углов прицеливания и упреждения. Конструкция предусматривает возможность установки на него тепловизора модели «Буран-Катрин», однако в стандартное оснащение тепловизор не входит из финансовых соображений.
  3. Стабилизатор основного вооружения модели 2Э42М. Позволяет увеличить точность прицеливания в два раза. Стабилизатор разработан сотрудниками киевского научно-исследовательского института «Квант». Производство налажено на харьковском машиностроительном заводе «ФЭД».
  4. Прицельно-наблюдательный комплекс «Агат». Благодаря вертикальной стабилизации, обеспечивает дублирование огня из пушки и пулемета, спаренного с ней, днем и ночью.
  5. Прицел и привод наведения зенитной установки.
  6. Комплекс управляемого вооружения модели ТАКО-621. Позволяет вести стрельбу из ПТУР «Комбат» с расстояния до 5 километров.

В будущем планируется произвести замену прицельного комплекса «Агат» на более современный «Агат-СМ», в состав которого входит лазерный дальномер и прибор ввода бокового упреждения. Прицелы, которыми оснащается танк, представляют собой модернизированные варианты советских комплексов и приборов «Буран», «Агат» и «Иртыш», отличающиеся новыми комплектующими, в значительной степени повышающими возможности устройств. Все приборы и прицелы серийно выпускаются на двух украинских предприятиях: Черкасском научно-производственном комплексе «Фотоприбор», а также Изюмском приборостроительном заводе.

Вооружение

Основным вооружением боевой машины является гладкоствольная пушка модели КБАЗ или же 2А46М-1, калибром 125 миллиметров. Она оснащается быстросъемным стволом, который без проблем можно заменить в полевых условиях, не прибегая к демонтажу башни танка. Башня оснащается электрическим приводом, а пушка – гидравлическим. Модернизированная башня поворачивается в два раза быстрее – на 40 градусов за секунду. На случай внештатных ситуаций пушка и башня оснащаются резервными механическими приводами.

Боекомплект пушки включает в себя 36 снарядов раздельно-гильзового заряжения, 28 из которых размещаются непосредственно в механизме заряжения. Танк «Булат» может вести огонь кумулятивными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат», с системой управления по лазерному лучу.

За минуту танк способен произвести из основного орудия 8 выстрелов. На заряжение одного выстрела уходит от 7 до 12,5 секунд. Такая скорость достигается за счет автоматического заряжения и тандемного досылания в один цикл. Стреляный патрон удаляется с помощью системы автоматического улавливания и укладки в лоток.

Управляемое вооружение

Одной из примечательных характеристик танка «Булат» стало наличие комплекса управляемого вооружения (КУВ), который позволяет использовать управляемые ракеты с лазерным наведением. Старый КУВ «Кобра» был заменен на новый «Комбат», благодаря чему максимальная дальность стрельбы возросла с 4 до 4,5 километров, а бронепробиваемость – с 600-700 до 750 мм. ПТУРы устанавливаются в автомат заряжения так же, как и другие снаряды.

Вспомогательное вооружение

Вспомогательное вооружение танка «Булат» состоит из:

  1. Дистанционной управляемой зенитной установки, построенной на основе пулемета КТ-12,7 с боекомплектом в 300 патронов.
  2. Пулемета КТ-7,62, спаренного с пушкой, с боекомплектом 1250 патронов.

Защита

Благодаря установке дополнительного бронирования корпуса и днища конструкторам удалось значительно повысить уровень защиты танка «Булат». Дополнительная защита (ДЗ) позволила повысить уровень защищенности танка от современных бронебойных и кумулятивных подкалиберных снарядов при минимальном увеличении массы машины. В комплект ДЗ вошла пассивная (накладная) броневая защита и встроенная динамическая (ВДЗ). В состав ВДЗ входит носовой модуль и бортовые экраны, установленные на корпусе танка, модульные секции, расположенные по всему периметру бортовых и лобовых участков башни, а также контейнеры, установленные на крыше башни.

В общей сложности комплект дополнительной защиты весит 3,5 т. Экипаж может установить на свой танк комплект ДЗ за 6 часов. В процессе эксплуатации машины элементы ДЗ не нуждаются в специальном обслуживании.

ВДЗ модели «Нож», в отличие от моделей «Реликт» и «Дуплет», не защищает танк от тандемных кумулятивных снарядов. Она ослабляет уровень пробития подкалиберных бронебойных боеприпасов на 20%, а кумулятивных – на 40%. Принцип действия системы «Нож» заключается в том, что она разрезает боеприпас на несколько частей кумулятивными струями. Однако на практике многие украинские танки «Булат» оснащены предшествующей советской системой «Контакт-1», которая не может влиять на подкалиберные бронебойные снаряды, но лучше противостоит кумулятивным боеприпасам, снижая на 50-80% их уровень пробития. Многие модули системы «Контакт-1» могут не сработать в нужный момент, ввиду того что их срок службы давно уже истек.

Для защиты танкистов в случае возгорания внутри боевого отделения и моторного отсека установлена быстродействующая противопожарная система, которая обеспечивает автоматическое тушение пожара в течение 150 мс.

Мотор

Танк оснащается 5-цилиндровым дизельным двигателем 5ТДФМ, объем которого составляет 13,6 литра, а мощность – 850 лошадиных сил. Двухтактный мотор является многотопливным, то есть, помимо дизельного топлива, он может работать на керосине, бензине или же их смеси в любой пропорции. Силовая установка оборудуется наддувом, непосредственным впрыском горючего и прямоточной продувкой. Цилиндры располагаются горизонтально. По сравнению со старым мотором 5ТДФ, которым оборудовался танк Т-64, новый имеет на 21,4 % больше мощности, при таких же габаритах (1413/955/581 мм) и массе (1,04 т).

Модернизированный мотор был разработан Харьковским конструкторским бюро по двигателестроению. Он не только мощнее, но и надежнее, чем предшественник. Чтобы установить новый мотор на танк «Булат», конструкторам пришлось заменить штатный воздухоочиститель и доработать выпускную систему. Также они предусмотрели перспективу установки на танк еще более мощного мотора модели 6ТД-1 (1000 л. с.). Запас топлива составляет 1270 литров, 730 из которых приходятся на внутренние баки и 540 – на наружные. Дополнительные бочки вмещают в себя еще 370 литров.

Ходовая часть

Модернизированный украинский танк «Булат» сохранил мягкую и энергоемкую подвеску предшественника, которая обеспечивает точную стрельбу на ходу и комфорт экипажа. Для гусениц «Булата» были разработаны асфальтоходные башмаки, которые не требуют доработки деталей гусениц. Башмаки и крепления поставляются отдельно от танка.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что танк Т-64БМ является украинской модернизированной версией советского танка. Работы по модернизации были нацелены на увеличение тактико-технических характеристик машины и продление ее срока службы. Полученный танк стал одной из основных боевых машин украинской армии и полностью оправдал ожидания.

www.syl.ru

Украинский танк «Булат» опасно недооценивают » Военное обозрение

Украину сотрясает очередной танковый скандал, который с радостью подхватили российские СМИ. Местные эксперты заявляют, что танки Т-64БМ «Булат» после модернизации на заводе не пригодны для боевых действий. Но если разобрать претензии к «Булату» подробно, то станет очевидным, что хоронить украинский танкопром пока еще рано.

Директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак буквально рыдает: все испорченные Т-64БМ «Булат» срочно отправили в резерв на догнивание, потому как техника «не тянет». Народные деньги бездумно растрачены.

Виной всему – всегдашняя расхлябанность наследников советской «оборонки» и отсутствие должного контроля: Укроборонпром следит не за качеством украинской бронетехники, а за своими расходами и количеством выпущенных машин, то есть берет количеством.

Для российских наблюдателей подобные новости – повод не для печали, а для злорадства. Но на сей раз стоит задуматься над тем, какие конкретные факторы непригодности «Булата» для боевых действий привел эксперт Валентин Бадрак и его неназванные коллеги.

Одна из главных – отсутствие «сертификационной базы» у Укроборонпрома. Это действительно важно – и это объективный провал украинской «оборонки». Но если эксперту Бадраку ударить по спине сперва лопатой, у которой есть «сертификационная база», а потом лопатой без сертификата, то разницы он не почувствует.

Нельзя не заметить, что эксперты оперируют в основном эмоциями, а не фактами. Что вообще означает это выражение – «не пригодны для боя»? Для боя с кем? Для танкового боя или для танкового блицкрига? Не пригодны в чем – не могут стрелять или не могут ездить? Профессиональные лгуны знают: чем меньше подробностей, тем неуязвимее ложь. Если бы Бадрак назвал негодной танковую пушку или танковый двигатель, военные показали бы ему на его сломанных пальцах, как он сильно ошибается. А так – что доказывать?

Переходим к остальным претензиям. Часть «Булатов» потеряна в боях. И что? На войне даже убить могут. Претензия к танку в том, что его подбили? Любую технику на войне рано или поздно подбивают. Неубиваемых машин вообще не существует.

Батрак говорит, что десятки машин простаивают на заводе в Харькове без ремонта и находятся в учебных центрах. В совокупности это привело к неспособности сформировать из них даже один батальон – 31 танк. Военные якобы отказываются от «Булатов» из-за их большой массы и слабого двигателя, предпочитая линейные Т-64 и модификации Т-72 и Т-80.

Допустим, у танка действительно большая масса и слабый двигатель, поверим «экспертам». Однако тем, кто был на войне, хорошо известно: лучше прятаться от пуль за большим танком со слабым двигателем, чем за диванными экспертами с чугунным лбом. Пусть тебя прикрывает даже слабый танк со 125-мм пушкой, чем представители неравнодушной общественности со своими лайками и перепостами.

Теперь серьезно. Т-64 – детище советской «оборонки». Даже Т-34, простояв на постаментах долгие годы, после небольшой профилактики заводятся и едут куда нужно, что было доказано в том числе в Донбассе. А Т-64 стояли не на постаментах, а на базах хранения.

Танки «Булат» – это глубокая модернизация советских танков Т-64А/Б/БВ. Принят на вооружение как основной танк Украины в 2004 году. Через десять лет эти машины попали на войну – и для подобной войны танки «Булат» вполне пригодны. Им не нужно участвовать в танковых клиньях, прорывах обороны и в длительных маршах на сотни километров. Они используются в основном как средство поддержки пехоты, подавления отдельных огневых точек и контроля за территорией. Для этих целей годится даже пушка на колесиках. Но танк – намного лучше.

Боевая масса танка – 45 тонн. Экипаж – три человека. У «Булата» многослойная комбинированная броня. Активная защита КОЕП «Варта». Встроенная динамическая защита и динамическая защита «Нож». Калибр орудия – 125 мм, боекомплект – 40 снарядов, из них 28 – в автомате заряжания. Дальность стрельбы – два с половиной километра БОПС и кумулятивными снарядами, 10 километров фугасными снарядами и пять километров управляемой ракетой. Также у «Булата» есть 12,7-мм зенитный пулемет и 7,62-мм пулемет.

Машина использует многотопливный дизельный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил. Скорость по шоссе – 70 километров в час, запас хода – почти 400 километров. Танк легко преодолевает метровую стенку и ров шириной три метра. Какие могут быть претензии к такому танку?


Советский Т-64 создавался в те годы, когда еще существовали планы большой танковой войны. Его удел – крушить и подавлять, но задел для модернизации у него огромный.

«Булат» превосходит даже некоторые наиболее совершенные танки Восточной Европы – такие как румынский Т-55 «Бизон», польский Twardy Т-72М, чешские и словацкие Т-72М2 и Т-72СZ. Он может конкурировать с российскими танками Т-80 и Т-90 и даже с западными «Леопард-2А5» и М1А2 «Абрамс».

Конечно, у «Булата» есть недостатки и уязвимость перед более современными машинами, но, как говаривал один старый танкист, «мне бы мой экипаж, и я на своей 64-ке любой «Абрамс» впечатаю в землю». Оружие – это прежде всего люди. Слаженный экипаж на старенькой технике уничтожит молодых и неопытных даже на самой совершенной машине.

Сегодня Украина имеет пять танковых бригад и четыре отдельных танковых батальона. На бывших базах хранения трех советских танковых дивизий стоит еще много всякой техники. Более того, после развала СССР украинцы не сидели сложа руки, а принялись создавать собственное танкостроение. За прошедшие годы местным оружейникам удалось многое сделать в области новой танковой защиты, управления огнем, связи и так далее. В итоге по своим характеристикам танк «Булат» вырос до мирового уровня танкостроения.

В 2005 году Вооруженные силы Украины получили первые 17 танков «Булат». В 2012 году их количество увеличилось до 80. Сроки эксплуатации были продлены на 15 лет, а моторесурс вырос до 11 тысяч километров. Как у новеньких машин.

Последним доказательством «никчемности» танка «Булат» стал факт его постановки в оборонный резерв. Но на самом деле это показатель отличного оружия. На войне (тем более такой, какая идет на востоке Украины) целесообразнее использовать то, что похуже. Российские военные обе кампании гнали в Чечню самую плохую технику. В республике побывали подразделения от Калининграда до Камчатки, и все они везли наиболее старые и раздолбанные танки, БМП и БТР. Многое из этого впоследствии спалили боевики. А вот новенькие машины командование приберегло на будущее. Зачем сжигать дорогостоящие машины раньше времени?

Танки существуют самые разные: «Леопарды», «Абрамсы», Т-80, Тип 90, но РПГ-7 сделал их всех равными. Все они одинаково хорошо горят от копеечного ручного гранатомета.

Что же произошло с «Булатом» на самом деле? Судя по всему, это обычные разборки внутри украинской «оборонки». Сторонники танка Т-84 «Оплот» путем клеветы и наветов попытались похоронить Т-64 «Булат», который модернизируется на том же заводе. Их мотив – деньги. Танк Т-84 «Оплот» стоит в четыре раза дороже, чем модернизация Т-64 «Булат», и в украинский гособоронзаказ в прошлом году включен не был. По своим основным характеристикам – огневой мощи, защите и подвижности – эти танки друг от друга почти не отличаются. Однако заводу выгоднее делать новые дорогие танки, чем по дешевке модернизировать старые. Вот и была придумана байка про плохой «Булат».

Кто-то может негодовать, но модернизация танков – это на сегодня основное направление мирового танкопрома. Модернизируют все и все: немцы – «Леопард-2», россияне – Т-72Б и Т-80, американцы – «Абрамс», израильтяне – «Меркаву».

Поэтому сбрасывать со счетов бронетанковые войска Украины – большая ошибка. Не стоит путать заклинания лоббистов с приговором промышленности – есть риск потерять бдительность в самый неподходящий момент.

topwar.ru

Целью модернизации было доведение боевых и технических характеристик танка до современного уровня.

Модернизация проводится по трем основным направлениям:

В результате вышеприведенного комплекса мероприятий защищенность машины поднята до уровня, обеспечивающего непоражаемость   лобовой проекции носимыми ПТС, ПТУР второго поколения и большинством существующих БПС.

Комплект дополнительной защиты предназначен для значительного повышения уровня защиты танка от кумулятивных и кинетических (БПС) поражающих средств при минимально возможном увеличении массы танка.

Комплект дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и встроенной динамической защиты (ВДЗ). ВДЗ состоит из носового модуля и бортовых экранов, установленных на корпусе танка, а также модульных секций, размещённых по внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни и контейнеров, установленных на крыше башни. Внутри каждой секции ВДЗ, а также в контейнерах на крыше башни установлены элементы динамической защиты (ЭДЗ). Масса комплекта дополнительной защиты с установочными и крепёжными деталями, а также с элементами динамической защиты составляет 3500 килограммов. Время установки комплекта элементов динамической защиты на одном танке силами экипажа составляет 5,5 … 6 часов

Особое внимание при модернизации было уделено защите. Основана она на применении модулей (БЦКТ «Микротек»). Кроме устройств динамического типа устанавливается и пассивное бронирование, в результате уровень защищенности танка от бронебойных подкалиберных и кумулятивных противотанковых средств возрастает в два раза (1,9 по БПС, 2,2 по КС). Это является рекордным показателем, достигнутым при модернизации бронезащиты (например, установка на Т-80Б комплекса ДЗ «Реликт» увеличивает защиту в 1,3 и 2, 1 раза соответственно).
«Нож» обеспечивает защиту танков или других боевых машин от бронебойно-подкалиберных снарядов, кумулятивных средств поражения и ударно-кумулятивных боеприпасов типа «ударное ядро».


Причем в отличие от комплекса «Контакт-5», который устанавливается на Т-72БА, Т-90А, Т-90С комплекс «Нож» надежно инициируется всеми современными БПС (с мерами преодоления ДЗ) во всем диапазоне скоростей удара сердечника. Применение современной ДЗ «Нож» на основе обеспечивает «Булату» защиту превосходящую защиту вновь изготавливаемых танков Т-90А с устаревшей ДЗ «Контакт-5». Площадь перекрытия башни и корпуса БМ «Булат» значительно превосходит Т-90А. В недавние годы устройства ХСЧКВ были модернизированы с целью снижения массы и стоимости.

    

Для повышения подвижности, в мотороно-трансмиссионном отделении устанавливается силовая установка большей мощности. В качестве новой силовой установки использован двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с., являющийся форсированной модификацией двигателя 5ТДФ с проведенными мероприятиями по увеличению мощности.Установка двигателя 5ТДФМ требует замены штатного воздухоочистителя на новый и доработки выпускной системы.

   

    

«Булат» имеет перспективы последующей модернизации за счет установки более мощной силовой установки с двигателем серии 6ТД. Танки Т-64БМ с двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. успешно прошли Государственные Испытания  на 12 000 км и были приняты на вооружение СССР (приказ Министра обороны ССС1 21.12.83 №0262), но в связи с началом производства танка Т-80УД эта модификация не получила массового распространения.

Двигатели 6ТД-1 отработали в модернизированных танках по 500 ч в различных климатических зонах без замечаний, подтвердив высокий уровень надежности.

Это полностью опровергает домыслы, распространяемые в книгах серии «боевые машины УВЗ» и книгах Ю.П. Костенко, о том, что якобы Т-64 не имел потенциала по модернизации по массе и по мощности двигателя. Так масса танка БМ Булат с 5ТДФМ составляет 45 тонн (45,5 тонн с 6ТД).

   

После модернизации комплекс управления огнем (КУО) танка БМ БУЛАТ превышает по своим характеристикиам КУО танка Т-80У. Повышение тактико-технических характеристик обеспечивается путем установки следующих приборов, комплексов и систем:

  • прицела наводчика 1Г46М
  • ночного комплекса наводчика ТО1-КО1ЭR
  • танкового баллистического вычислителя 1В528-1
  • отдельных приборов и блоков стабилизатора основного вооружения 2Э42М
  • прицельно-наблюдательного комплекса ПНК-4СR
  • прицела зенитной установки ПЗУ-7
  • системы управления ЗУ 1ЭЦ29М
  • комплекса управляемого вооружения ТАКО-621

   

    

   

   

   

 

Это достигнуто благодаря применению усовершенствованного стабилизатора вооружения (средняя ошибка стабилизации по вертикали 0,3 и 0,4 мрад горизонтали), обеспечивающего большую точность по сравнению с применявшимися на Т-64Б, Т-80У, Т-90 (средняя ошибка 0,4…0,6 мрад). Башня БМ Булат поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек, у Т-90С – 16-24 град./с.).

Усовершенствованный прицел наводчика 1Г46М обеспечивает повышенную точность стабилизации и автоматическую компенсацию увода линии визирования. Баллистический вычислитель 1В528-1 (Тиус-В) обеспечивает расчет углов прицеливания и упреждения с учетом данных датчиков входной информации.

При использовании ночного комплекса наводчика ТО1-КО1ЭР за счет стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упреждения — вдвое увеличена эффективность стрельбы и в 2-3 раза сокращено время на подготовку выстрела. Дальность распознавания цели типа “танк” ночью — 1400 м.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4СР стабилизирован в вертикальной плоскости и обеспечивает ведения стрельбы из танковой пушки и спаренного с ней пулемета, зенитной установки в дневных и ночных условиях.

Для повышения живучести танка при возгорании внутри боевого отделения  и МТО, устанавливается быстродействующая система пожаротушения , которая сокращает время срабатывания системы в обитаемом отделении до 150 мсек, что уменьшает безвозвратные потери на 20%.

   

   

Выводы (С. Березуцкий)

БМ Булат, как и любой образец вооружения, представляет собой компромиссное решение между конструкторскими пожеланиями и возможностями МО Украины (МОУ) их оплатить. К примеру: мощность двигателя ограниченна  производительностью систем охлаждения и воздухоочистки, дальнейшее наращивание мощности требует увеличения размеров радиаторов и воздухоочистителя, что потребует создания новой крыши моторно-трансмиссионного отделения,  по финансовым причинам пришлось отказаться от использования современного тепловизионного прицела ПТТ-М, значительно повышающего возможности СУО.

          Следует отметить, что за более чем десять лет, прошедших с момента окончания разработки Булата, его конструкция,  особенно в части, касающейся СУО, в значительной степени устарела. На сегодняшний день ОБТ не может считаться современным, не имея панорамного прицельно-наблюдательного комплекса командира, автомата сопровождения цели, тепловизионных ветвей на матрицах высокого разрешения в прицелах командира и наводчика, тепловизионного прибора ночного видения и камеры заднего обзора механика-водителя.

          В настоящее время, несмотря на кампанию поддержки национальной армии, платёжная способность МОУ  ниже, чем во времена, когда проектировалась БМ Булат. Стоимость модернизации на 2010год поданным рекламного издания «Укрспецэкспорта»: «Оружие Украины. Боевой арсенал 2010» составляла  7 млн. грн. (0,9 млн. долл на 2010 год), т.е. по нынешнему курсу цена машины уверенно шагнёт за десятимилионную гривневую цену.

          Более того, кампании имеют свойство заканчиваться, в то время, как необходимость модернизации части парка украинских Т-64 до уровня Булата — перманентная и насущная необходимость украинской армии. Следствием данного противоречия   есть риск того, что дальнейшие работы по этой теме будут свёрнуты, и на вооружении ВСУ останутся лишь 85 машин изготовленных ранее, т. е.   — оснащение армии современными машинами будет носить декларативный и декоративный характер, основной парк ОБТ по прежднему останется оснащённым машинами выпуска 70-80-х годов.

          Выходом из сложившейся ситуации был бы пересмотр конструкции Булата с целью выработки ряда решений, позволяющих прииспользовании усовершенствованного варианта модернизации сохранить её стоимость в разумных пределах. В качестве примера — вместо нового двигателя  5ТДФМ можно использовать  5ТДФМА, который при той же мощности и моторесурсе имеет в несколько раз меньшую стоимость, за счёт того, что представляет собой модернизированный серийный 5ТДФ, находящиеся на хранении запасы которых с лихвой покрывают потребности армии в Булатах.

          Проект  БМ Булат должен быть не раз и навсегда застывшей догмой, а живым и развивающимся комплексом модернизационных мероприятий, позволяющих парку украинских шестьдесятчетвёрок соответствовать сегодняшним требованиям к современному танку.

btvt.info

Т-64БМ Булат – безотказный, надежный танк

Why Ukrainian main battle tank T-64BM Bulat superior Russian tank T-90A?


Танк Т-64БМ БУЛАТ принят на вооружение Вооруженных сил Украины Приказом Министра обороны Украины №626 от 20.12.2004 года «О принятии на вооружение модернизированного танка Т-64 с присвоением индекса БМ «БУЛАТ».
Т-64БМ БУЛАТ представляет под собой прошедший капитальный ремонт танк Т-64БВ с ресурсом нового, модернизированный к уровню танка Т-80УД Береза.
БМ БУЛАТ оснащен современным комплексом управления вооружением, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром с высокой долей вероятности попадания с первого выстрела.
В БМ БУЛАТ используется усовершенствованный стабилизатор вооружения,  средняя ошибка стабилизации не превышает 0,3 мрад по вертикали и до 0,4 мрад по горизонтали. Использование усовершенствованного стабилизатора обеспечило БМ БУЛАТ большую точность прицеливания по сравнению с применяющимся стабилизатором на Т-90С, где средняя ошибка стабилизации по вертикали составляет  до 0,4 мрад, а по горизонтали до 0,6 мрад.
Башня БМ БУЛАТ поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд. Скорость вращения башни БМ БУЛАТ относительно корпуса составляет до 40 градусов/секунду, у Т-90С скорость вращения башни относительно корпуса от 16 до 24 градусов/секунду.
Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ вмещает в себя 28 выстрелов, а вместимость автомата заряжания танка Т-90С состоит всего 22 выстрела. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ может регулироваться, а автомат заряжания танка Т-90С не имеет такой конструктивной возможности. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при правильной регулировке надёжный и безотказный, как автомат Калашникова.
Проблема эксплуатации автомата заряжания танков Т-90 заключается в том, что снаряд в автомате заряжания танка Т-90С может перемещаться с ускорением 45,5 м/с2 в горизонтальной плоскости и перемещение со скоростью 27,4 м/с2 в вертикальной плоскости происходит в механизме заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ. Такая огромная скорость перемещения выстрелов при движении танка Т-90С во время многокилометровых маршей приводит к деформациям обтюрирующих поясков, натираниям на поверхности снарядов и даже к разрушению пороховых зарядов в танках Т-90С. Возникновение микротрещин в трубках и зёрнах порохового заряда танка Т-90С приводит к увеличению площади горения и, как результат, к более быстрому сгоранию порохового заряда. Как итог нарушается расчётное давление в зарядной каморе пушки и начальная скорость снаряда танка Т-90С падает.
На заряжание механизма заряжания БМ БУЛАТ уходит намного меньше времени, чем на заряжание автомата заряжания танка Т-90С. Для загрузки боекомплекта в механизм заряжания танка БМ БУЛАТ емкостью 28 выстрелов, по времени затрачивается от 17 до 22 минут, а на загрузку боекомплекта в автомат заряжания танка Т-90С емкостью 22 выстрела уходит от 20 до 26 минут.
В танков Т-90С вентиляция боевого отделения при интенсивной стрельбе хуже, чем у танков Т-64БМ БУЛАТ. В танков Т-90С отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка, но до момента выброса из башни, недогоревшая гильза внутри башни проходит до лючка-экстрактора, испуская по пути зловонный, едкий, токсичный и вредный для экипажа танка дым, тем самым усложняя работу экипажа, влияя на самочувствие экипажа и понижая возможность экипажу танка Т-90 адекватно и быстро реагировать в боевой обстановке.
На наружной поверхности лба башни танка Т-64БМ БУЛАТ в пределах курсового угла +35° установлены цельные V–образные блоки встроенной динамической защиты «Нож».
Комплекс встроенной динамической защиты «НОЖ» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры российских оперенных бронебойных подкалиберных снарядов калибра 125 мм, а также современных израильских и французских 120 мм боеприпасов, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.
Украинская встроенная динамическая защита нового поколения «Нож» обеспечивает гарантированную защиту танку Т-64БМ БУЛАТ, обеспечивая непробитие брони, выдерживает обстрел с дистанции в 500 метров всеми видами современных боеприпасов в зоне наиболее вероятных курсовых углов обстрела.
Главной особенностью устройств «ХСЧКВ-34» входящих в состав украинской динамической защиты «Нож», примененной на БМ Булате, является использование принципа воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струй и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов, так называемых «кумулятивных ножей».
«Кумулятивные ножи» разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. В результате удалось добиться значительного роста эффективности по сравнению с существующими типами защитных устройств типа 4С20, 4С22 и 4С23 с плосконаправленной схемой, входящих в состав морально устаревших российских динамических защит «Контакт-5» и «Реликт» танков Т-90С и Т-90СМ Тагил.
В лобовой проекции встроенная динамическая защита «Нож» с дистанции не меньше 500 метров обеспечивает эффективную защиту танка Т-64БМ БУЛАТ от современных 120 мм израильских бронебойных подкалиберных снарядов. Встроенная динамическая защита «Нож» танка Т-64БМ БУЛАТ на испытаниях снимала не менее 50% бронепробиваемости современных 120 мм израильских бронебойно-подкалиберных снарядов. На дистанции не менее 100 метров Т-64БМ БУЛАТ защищенный встроенной динамической защитой «Нож» держит самые мощные российские 125 мм бронебойно-подкалиберные снаряды 3БM-42 из сердечником из вольфрамового сплава.
Динамическая защита «НОЖ» принята на вооружение Вооружённых сил Украины приказом Министра обороны Украины №223 от 19.07.2003 года.

Т-64БМ БУЛАТ на данный момент комплектуются КОЭП «Варта», являющейся аналогом «Штора-1», но действует против всего спектра современных лазерных систем наведения. КАЗ (Комплекс Активной Защиты) «Заслон» может быть установлена на любую бронетехнику от БТР до танка и на сегодня является единственной КАЗ в мире, дающая защиту от БОПС (Бронебойный оперённый подкалиберный снаряд).


Скорость заряжания механизма заряжания Т-64БМ БУЛАТ составляет 8 выстрелов за минуту в режиме «Серия». В режиме «Серия» пушка Т-64БМ БУЛАТ после выстрела сразу приводится на угол заряжания и автоматически происходит следующее заряжание пушки без нажатия на кнопку «МЗ» на прицеле-дальномере-приборе слежения. Максимальная скорость заряжания автомата заряжания танка Т-90С составляет всего 6 выстрелов в минуту. Меньшая скорострельность танка Т-90С обеспечивается за счет досылания снаряда и заряда в два этапа.
Танк Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущество над танком Т-90С и при ручном заряжании боеприпасов. Так скорострельность механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при ручном заряжании составляет 0,8 – 0,7 выстрелов/минуту, а скорострельность автомата заряжания танка Т-90С при ручном заряжании 0,7 – 0,5 выстрелов/минуту.
Трудоемкость изготовления механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 1700 нормочасов, а трудоемкость изготовления автомата заряжания танка Т-90С равна 2600 нормо-часам.
Эргономика танка Т-64БМ БУЛАТ получше чем в танка Т-90С. В танке Т-64БМ БУЛАТ всё под рукой, не надо поворачиваться и изворачиваться, как в танке Т-90, особенно при работе в аварийном режиме механизма заряжания и автомата заряжания.
Недовольны российские танкисты и автоматом заряжания танка Т-90С. Когда случается отказ автомата заряжания танка Т-90С, то не понятно в чём причина поломки. А в механизме заряжания танка Т-64 БМ БУЛАТ всё сразу понятно, так как стоят датчики каждого этапа зарядки боекомплекта.
Механизм заряжания танка БМ БУЛАТ регулируется без проблем как минимум подготовленным командиром танка, максимум – офицером. Автомат заряжания танка Т-90С не регулируется в войсковых условиях. Поэтому когда в Т-90С преждевременно ломается автомат заряжания, машину без исправлений на месте сдают в капитальный ремонт. В войсковых условиях механизм заряжания можно перебирать и не один раз до сдачи машины в капремонт.
Противоминная стойкость танка Т-64БМ БУЛАТ оказывает существенное влияние на работу механизма заряжания. При подрыве танка Т-64БМ БУЛАТ на фугасе обеспечивается работа механизма заряжания при деформации днища танка до 55 мм. Российский танк Т-90С по сравнению с танком Т-64БМ БУЛАТ обладает плохой противоминной стойкостью. При подрыве на фугасе работа автомат заряжания обеспечивается при деформации днища танка Т-90С всего до 8 мм.
Автомат заряжания танка Т-90С не обеспечивает большую безопасность экипажу, не устойчив к воздействию минного подрыва и ударной волны ядерного взрыва. Выстрелы танка Т-90С, не размещенные в автомате заряжания, заряжать на порядок более длительно, при этом не размещенные в автомате заряжания выстрелы раскиданы по всему боевому отделению. Это делает танки Т-90С более  опасными для экипажа и менее эффективным из за низкой емкости автомата заряжания. Доказательство преимуществ вертикального механизма заряжания танков Т-64БМ БУЛАТ является применение данного варианта (с вертикальным размещением снаряда и заряда) на перспективном танке Т-14 Армата, НПО «Уралвагонзавод».
Удельный расход топлива в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 160 г/л.с.ч, а в танка Т-90С из двигателем В-92С2 удельный расход топлива составляет 185  г/л.с.ч. Расход масла в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 3,3 кг/ч, а в танка Т-90С расход масла доходит до 5 кг/ч.
При работе на препятствиях двигатели танков Т-90С изрядно дымят, по причине несовершенства конструкции турбонагнетателя. В танках БМ БУЛАТ при работе на препятствиях, двигатели 5ТДФМ меньше дымят, чем двигатели танков Т-90С, за счет использования компаундного привода нагнетателя. Применённая в двигателе 5ТДФМ компаундная схема привода нагнетателя приводит к уменьшению турбо ямы.
Т-64БМ БУЛАТ единственная машина, которая преодолевает водное препятствие фактически без подготовки. Конструкция Т-64БМ БУЛАТ позволяет преодолевать водные рубежи глубиною до 5 метров. По длине преодолеваемого участка танк БМ БУЛАТ ограничений не имеет. В моторно-трансмиссионном отделении БМ БУЛАТ внедрена система «Брод» — оборудование для преодоления танком брода глубиной до 1,8 м без подготовки. Система «Брод» отсутствует в танках Т-90С. Для преодоления водного препятствия Т-90С необходимо готовиться более часа.
Родной харьковский танковый двигатель 5ТДФМ применяемый на Т-64БМ БУЛАТ, придает боевой машине большую удельную мощность, что дает танку Т-64БМ БУЛАТ в бою  возможность ускоряться и маневрировать на большой скорости. Двигатели серии В-84МС и В-92С2Ф2 устанавливаемые на танки Т-90С, не обеспечивают высокую удельную мощность, что приводит к малой маневренности и недостаточной подвижности танков Т-90С на поле боя. Благодаря досконально продуманной, простой конструкции моторно-трансмиссионного отделения, двигатель 5ТДФМ на танке Т-64БМ БУЛАТ отдаёт всю свою мощность сразу на бортовых коробках передач, а двигатели установленные на танках Т-90С серии В-84МС/В-92С2 благодаря архаичной конструкции трансмиссии танков Т-90 вынуждены свою мощность тратить: на гитару, около 12 % мощности, на бортовые коробки передач и на генератор, установленный на гитаре.
Украинский танковый двигатель 5ТДФМ установленный на танке Т-64БМ БУЛАТ в жарком климате на песчаной местности в моторно-трансмиссионом отделении начисто высасывает всю пыль, не загрязняя и не забивая моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ песком, как это постоянно происходит на танках серии Т-90.
Применяемые на украинском основном боевом танке Т-64БМ БУЛАТ двигатели серии 5ТД имеют самый «холодный» выхлоп в мире, благодаря конструктивным особенностям МТО танка Т-64. Например танки серии Т-72 и Т-90 из двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза заметнее на поле боя, чем танки Т-64БМ БУЛАТ.
Ремонтопригодность танка Т-64БМ БУЛАТ (замена единого силового блока с трансмиссией) намного выше, чем ремонтопригодность танков Т-90С. Замена двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ в полевых условиях занимает от 2,5 до 6 часов максимум. Замена двигателя на танках Т-90С по времени занимает целые сутки!
Система охлаждения двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущества перед системой охлаждения танка Т-90С. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ не нуждается в тепловой защите, так как температура смеси воздуха и отработавших газов не превышает +150…+200° C. В вентиляторной системе охлаждения танка Т-90С температура отработавших газов доходит до +600…+700° C и нуждается в тепловой защите, которая на танке Т-90С отсутствует.
Основной причиной отказа эжекционной системы охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ может быть только повреждение соплового ресивера. Повреждение соплового ресивера не выводит танк Т-64БМ БУЛАТ из строя, всего лишь может несколько ограничить подвижность танка.
В танке Т-90С основной причиной отказа вентиляторной системы охлаждения может быть разрушение вентилятора, что приводит к полному выходу танка Т-90С из строя!
Меньшая температура отработавших газов в эжекционной системе охлаждения снижает ее пожароопасность. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ технологичнее благодаря простой конструкции эжектора, в который наиболее трудоемкой частью является сопловой ресивер. В отличие от эжекционной системы танка Т-64БМ БУЛАТ для вентиляторной системы охлаждения танка Т-90С должны с заданной точностью изготавливаться рабочие колеса, входные устройства, детали привода, что повышает трудоемкость её изготовления.
Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-64БМ БУЛАТ составляет 1000 км. Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-90С составляет только 300 км!
Объем моторно-трансмиссионного отделения танка Т-90С 3,1 м3, больше чем в танке Т-64БМ БУЛАТ 2,6 м3, из-за отведения в моторно-трансмиссионном отделении танка Т-90С большего места под установку двигателя В-92С2. Двигатель В-92С2 танка Т-90С обладает серьезным недостатком, его нельзя компактно разместить между бортовыми коробками передач, подобно двигателю 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. По этом двигатель В-92С2 танка Т-90С сдвинут вперед и соединен с бортовыми коробками передач и входным редуктором. То есть в танке Т-90С утрачено главное преимущество компоновки украинского танка Т-64БМ БУЛАТ — моторно-трансмиссионное отделение танка с планетарными бортовыми коробками передач и двигателем 5ТДФМ расположенным между ними. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ отличается минимально возможным объемом, что на ряду с другими мерами по минимизации агрегатов и систем, позволило существенно сократить массу шасси танка и использовать полученную разницу для усиления защиты.
По результатам эксплуатации танка Т-90С из 4-х тактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-92С2 мощностью 1000 л.с. в моторно-трансмссионном отделении танка Т-90С штатная вентиляторная система охлаждения не обеспечивает необходимого рассеивания тепла и накладывает ограничение на потребляемую мощность двигателя при температурах окружающего воздуха выше +30 °С. Данный недостаток значительно ухудшил параметры подвижности танка Т-90С при эксплуатации в странах с жарким климатом.
2-х тактный 5 цилиндровый многотопливный дизельный двигатель 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ с эжекционной системой, обеспечивает эксплуатацию танка БМ БУЛАТ без ограничений по скоростному и нагрузочному режимам при температуре окружающего воздуха до +55 °С!
Гарантийный моторесурс двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ равен 500 мото-часам, а эксплуатационный составляет 800 мото-часов. Эксплуатационный ресурс двигателей В-92С2 танков Т-90С в странах с жарким климатом не превышает 200 часов!
Холодный пуск в условиях отрицательной температуры является основным способом пуска двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. Для обеспечения холодного пуска двигателя 5ТДФМ требуется раскрутка коленчатого вала до пусковой частоты вращения, а также надежное воспламенение и эффективное сгорание топлива в цилиндрах.
В двигателе 5ТДФМ задействована система автономного факельного подогрева основным элементом которой является подогреватель установленный на впускном патрубке верхнего ресивера. Подогреватель включает в себя топливо- и воздуходозирующие элементы, а также электроискровую свечу. Для обеспечения работы системы автономного факельного подогрева используется топливо и сжатый воздух из соответствующих систем танка Т-64БМ БУЛАТ.

Применение системы автономного факельного подогрева с использованием маловязкого масла М8В2С, двойного впрыска масла в цилиндры перед пуском и наличие аккумуляторных батарей типа 12СТ-85Р способствуют холодному пуску двигателя 5ТДФМ при температуре — 30° C, не ниже — 40° C. Общие затраты времени на подготовку к движению танка Т-64БМ БУЛАТ не превышают 10 минут.
В танке Т-90С для холодного пуска двигателя по сравнению из танком Т-64БМ БУЛАТ затраты значительно больше и диапазон температур меньше. Для холодного пуска двигателя В-92С2 танка Т-90С применяется система подогрева впускного воздуха. Особенность конструкции подогревателя заключается в том, что в его корпусе объединены фактически два подогревателя, каждый из которых подогревает воздух в своем впускном коллекторе.
При использовании масел М12В2РК и МТЗ-10П холодный впуск осуществляется с помощью системы подогрева впускного воздуха при температуре не ниже — 20° C. В итоге затраты времени на подготовку к движению превышают 12 минут.
Возможна модернизация танка Т-64БМ БУЛАТ без коренных переделок, например увеличение мощности силовой установки с 850 лошадиных сил до 1050 л.с. без изменения объема моторно-трансмиссионного отделения, что подтверждает перспективность танка Т-64БМ БУЛАТ.

Система обогрева экипажа танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает нормальное тепловое состояние танкистов и сохранение их работоспособности в течение 48 часов в танке Т-64БМ БУЛАТ при температуре наружного воздуха не ниже — 10° C.
Для обеспечения преодоления танком Т-64БМ БУЛАТ водной преграды, при подводном хождении, отсутствует необходимость проведения специальных мер по подготовке эжекционной системы охлаждения танка БМ БУЛАТ.
 В танке Т-90С, чтоб подготовить танк к  подводному хождению нужно провести специальные меры, которые обеспечат эксплуатацию танка под водой. Для этого нужно предварительно в танке Т-90С отключить вентилятор перед подводным хождением!
Ходовая часть Т-64БМ Булата обладает большей надежностью по сравнению с ходовой танка Т-90С, более высоким коэффициентом полезного действия и имеет значительно лучшую ремонтопригодность.
Танк Т-64 БМ Булат может двигаться на грунтах с низкой несущей способностью даже тогда, когда его днище лежит на поверхности грунта. Преодолеваемый подъем и угол крена составляют 30 градусов. В БМ Булата обеспечена достаточно высокая опорная проходимость, при удельном давлении на грунт 0,9 кг/см2, и клиренсе 500 мм.
Вести огонь с ходу на Т-64БМ намного проще, чем на Т-90С из-за меньших поперечных колебаний корпуса вследствие параллельного расположения катков и меньшей жёсткости ходовой БМ БУЛАТ. Но есть один минус — на БМ Булате труднее гасить резонансные колебания на пересечённой местности, чем на Т-90С.
На местности гусеничный движитель танка Т-64БМ Булат практически не издает шума, что действительно удивляет. В Т-90С с обрезиненными катками, плавность хода ниже из-за более жестких торсионов. Плавность хода в Т-64БМ Булата обеспечивается очень мягкими торсионами и удачной конструкцией гидроамортизаторов. Технология изготовления торсионов танка Т-64БМ Булат позволяет достичь допускаемые касательные напряжения 1500 МПа, на Т-90С допустимое касательное напряжение только 1300 МПа, а на Leopard-2A4 – 1050 МПа.
Как показывает опыт эксплуатации Т-64БМ Булата, на глиноземных грунтах его гусеницы имеют лучшее сцепление, чем гусеницы, танка Т-90С. Когда в распутицу необходимо преодолеть крутой подъем, гусеницы Т-90С на нем пробуксовывают, то БМ Булат медленно, но уверенно выползает на  верх. Это объясняется конструкцией трака. У Т-90С траки в этих условиях забиваются грязью и скользят по поверхности, у Т-64БМ Булата в траках есть по два отверстия, в которые грязь продавливается и за счет этого повышается сцепление с грунтом.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ обладают повышенной надежностью по сравнению с обрезиненными катками танка Т-90С, обеспечивают высокую проходимость и имеют более низкую стоимость.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ могут изготавливаться практически на любом предприятии с обычным парком металлорежущих станков.
Катки танка Т-90С делаются из дорогостоящего алюминиевого сплава с использованием примесей марганца и титана. Изготовление катков танка Т-90С очень трудоёмкий и затратный процесс, требующий использования, сложного и редкого дорогостоящего оборудования, одним словом — «овчинка выделки не стоит». Катки Т-90С штампуют на четырех гидропрессах, объединённых в производственную линию. Нагретые до температуры 480°С  заготовки катков Т-90С последовательно перемещаются от пресса к прессу, а затем подвергаются термообработке. Каждый гидропресс имеет свою собственную пресс-форму. Самый мощный из гидропрессов деформирует заготовку усилием в 20 тысяч тонн!
Ходовая танка Т-64БМ БУЛАТ отличается от ходовой танка Т-90С тем, что резиновая амортизационная часть катка зашита в металл. Такой каток танка Т-64БМ БУЛАТ не горит ни от перегрева на ходу, ни от напалма. Чего не скажешь о ходовой части танка Т-90С.
Высокие сцепные качества гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ обусловлены формой опорной поверхности и конструкцией опорного катка.
Маленький  стальной (жесткий) опорный каток танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает высокие контактные давления на стальную беговую дорожку трака. Под их воздействием гибкий с параллельным шарниром трак, лежащий на податливом несущем основании, деформируется с переменным радиусом кривизны.
Максимальные давления в системе «гусеница-грунт» возникают в центре трака, в зоне башмака, а там полость, которая забивается грунтом и удерживает его шпорами. Именно она обеспечивает высокий коэффициент трения в системе «гусеница-грунт» и  высокие тягово-сцепные качества гусеничного движителя. 25% тяговых (сцепных)  качеств гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ реализуется башмаком.
Форма опорной поверхности звена и отверстия в нем не только уменьшают вес (снижают холостые потери на перематывание), повышают очищаемость гусеницы, но и повышают ее сцепные свойства: работают внутренние связи (усилия) между частицами грунта, находящимися под и над гусеницей. За счет этого реализуется еще 15% тягового усилия. Остальные 60% реализуются грунтозацепами (шпорами) трака.
Динамический ход опорных катков Т-64БМ Булата составляет 320 мм, благодаря чему Т-64БМ БУЛАТ обладает высокой плавностью хода, так как он может проходить неровности из высотой до 0,2 м.
В российского танка Т-90С плавность хода хуже. Динамический ход опорных катков Т-90С не превышает 260 мм, что позволяет плавно проходить неровности поверхности из высотой только до 0,15 м.
Ходовая часть БМ БУЛАТ в сравнении с ходовой Т-90С дает выигрыш веса почти в 2 тонны и экономию дефицитной резины. Масса цветного металла использованного в ходовой части танка Т-64БМ Булат составляет всего 152 кг, а в Т-90С целых 1110 кг.
В условиях сильной запыленности пустынной и гористой местности, ходовая часть танка Т-64БМ БУЛАТ намного лучше, чем ходовая танка Т-90С, так как в таких условиях в ходовой танка Т-90С происходит интенсивный абразивный износ резиновых бандажей опорных катков.

Выводы:
Российский основной боевой танк Т-90А уступает украинскому танку Т-64БМ БУЛАТ по огневой мощи, в эффективной дальности и точности стрельбы, проходимости и манёвренности, эргономике, легкости эксплуатации и ремонтопригодности.
Государственное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова» совместно с Государственным предприятием «Завод имени В.А. Малышева» и Государственным предприятием «ХКБД» реализует обширную программу модернизации танков Т-64БМ БУЛАТ, в результате которой боевые качества танка Т-64БМ БУЛАТ должны возрасти. Резервы для такой модернизации заложены в конструкции самого танка Т-64БМ БУЛАТ.

Источник

Танковый бой с российскими оккупантами под Логвиново


Во время Российско-украинской войны 2014 – 2015 годов танки Т-64БМ Булат показали полное превосходство над российскими модернизированными танками Т-72Б3.
Танковой роте капитана Александра Мороза 1 отдельной танковой бригады Вооруженных сил Украины, 12 февраля 2015 года в 8 часов утра поступила команда атаковать населенный пункт Логвиново занятый российскими оккупационными войсками.
Для атаки была выделена только одна танковая рота капитана Александра Мороза в составе 5 танков Т-64БМ Булат, так как на то время танковый батальон первой отдельной танковой бригады и сама бригада были разбросаны в двух секторах. На момент получения приказа, из пяти машин, по различным причинам в атаку смогли пойти только три танка. Это был экипаж Александра Мороза в составе — наводчика Федора Матюши, механика-водителя Артема Богуславского.
Также в атаке на Логвиново участвовали экипаж в составе командира танка старшего сержанта Владимира Костенко, наводчика солдата Михаила Крыщенко, мехвода солдата Дмитрия Дмитренко, и экипаж сержанта Геннадия Ковальского, наводчика-оператора  Алексея Понамарчука и механика-водителя Василия Пустовойта.
Все три экипажа танков Т-64БМ Булат имели уже большой боевой опыт — принимали участие в боях с российскими танками еще под Луганском, все экипажи состояли из контрактников, имеющих хороший уровень боевой подготовки. Экипаж Костенко горел в танке под Луганском, но спасся и не покинул фронт, продолжая защищать Родину.
Три украинских танка Т-64БМ Булат шли от Луганского и получили задачу прикрыть атаку на Логвиново подразделения 30 отдельной механизированной бригады.
Задачей танковой роты капитана Александра Мороза  было — не входить в само Логвиново, а прикрыть левый фланг атаки подразделения 30 отдельной механизированной бригады, на открытой местности.
Утром 12 февраля 2015 года под Логвиново была прекрасная видимость. Украинские танки Т-64БМ Булат развернулись в боевое построение фронт. Танк Т-64БМ Булат капитана Александра Мороза шел посередине.
Подразделение 30-й отдельной механизированной бригады шло прямо на Логвиново, а три танка Т-64БМ Булат прикрывали атаку левее населеного пункта. Предварительных данных о позициях противника не было. Каждый контролировал свой сектор. Вблизи Логвиново левее села капитан Александр Мороз заметил, как вражеский танк Т-72 внезапно открыл огонь по украинским пехотинцам. Командир танка Т-64БМ Булат Александр Мороз дал команду, и с дистанции в 900 метров, наводчик Федор Матюша уничтожил российский танк Т-72 с одного выстрела. В российского танка Т-72 начался пожар, экипаж выпрыгнул из танка, танк взорвался.
И тут сразу правофланговый танк Т-64БМ Булат русские накрыли. Вначале Мороз увидел недолет по украинскому  танку справа. А затем прямое попадание в башню танка Костенко! Слава Богу, на украинском танке Т-64БМ Булат сработала надежная встроенная динамическая защита Нож. Танк Т-64БМ Булат не просто уцелел, но он сохранил боеспособность и немедленно продолжил бой. Обстреляли танк и Александра Мороза. Один снаряд пролетел совсем близко от танка – Александр почувствовал ударную волну. После этого Мороз увидел танк, который стрелял по украинским танкам. Он был недалеко от первого. Танк Т-64БМ Булат Александра вместе с танком Костенко открыли огонь по этому российскому танку Т-72. Российский танк начал отползать, появился огонь, вероятно, была пробита башня, и Крыщенко добил его осколочно-фугасным. Российский танк Т-72 не взорвался, но начал гореть. Расстояние между подбитыми танками противника было небольшим. На этом же рубеже вскоре себя обнаружил и третий российский танк Т-72 — он тоже вышел на украинские танки.
В этом бою российские танкисты использовали тактический прием «Карусель». Это такой тактический метод боевой стрельбы из танка. Три или четыре танка выезжают на рубеж открытия огня, стреляют, а когда  у них заканчиваются боеприпасы, им на замену отправляются также три или четыре танка, а те тем временем отходят  и пополняют боекомплект.  Так и меняются.
Украинские танкисты на танках Т-64БМ Булат остановились и ожидали контратаку противника. Поэтому третий показавшийся российский танк Т-72 быстро был уничтожен экипажем Ковальского. Бой под Логвиново занял не более 20 минут.
Всего в боях в районе населенного пункта Дебальцево в январе-феврале 2015 года танковая рота капитана Александра Мороза на танках Т-64БМ Булат уничтожила 6 танков и 1 боевую машину пехоты российских оккупантов.

Источник

67viktor.livejournal.com

Танк Т-64БМ «Булат». Счет потерям открыт » Военное обозрение

По сообщениям украинских и российских средств массовой информации, вечером 13 июля вооруженные силы Украины предприняли попытку обойти г. Луганск и прорваться к войскам, окруженным в луганском аэропорту. В бой была брошена 1-я отдельная танковая бригада, на вооружении которой имеется бронетехника нескольких типов. Среди прочих машин это соединение эксплуатирует основные танки Т-64БМ «Булат», являющиеся новейшей модификацией семейства. Бой 13 июля стал не только одним из первых случаев боевого применения «Булатов», но и открыл счет их потерям. По некоторым данным, в этот день было уничтожено три украинских танка, один из которых – Т-64БМ. Кроме того, украинские войска потеряли несколько бронетранспортеров и автомобилей.

Вскоре после боев 13 июля были опубликованы первые фотографии с их результатами. На одной из них был запечатлен сгоревший танк с рядом характерных признаков, позволяющих определить его как Т-64БМ «Булат». Этой машине пришлось не просто принять участие в боевых действиях, но и стать первым уничтоженным танком своей модели. Украинский танк был подбит и сгорел вблизи города Лутугино на территории непризнанной Луганской народной республики.




фото http://andrei-bt.livejournal.com

Интересна реакция некоторых СМИ на уничтожение украинского танка. Так, уже 14 июля изображение сгоревшей машины появилось в фотоподборке интернет-издания «Сегодня.ua». При подготовке этого материала украинский танк «превратился» в боевую машину луганских ополченцев, уничтоженную ВВС Украины.

Известны как минимум две фотографии первого уничтоженного танка «Булат». На них хорошо видны повреждения внешних элементов боевой машины, которые позволяют строить свои предположения. При этом нельзя говорить о чем-либо с уверенностью, поскольку точные и подтвержденные данные о ходе боя и способе уничтожения машины до сих пор отсутствуют.

При рассмотрении имеющихся фотографий сгоревшего Т-64БМ первыми в глаза бросаются многочисленные повреждения внешних агрегатов танка, а также многочисленные следы горения. Бортовые экраны, дополнительная защита башни и другие элементы машины заметно деформированы, дымовые гранатометы помяты или сорваны со своих мест. Кроме того, корпус покрыт сажей. Лучше всего следы горения заметны на бревне, закрепленном на корме машины. Вероятно, во время боя машина потеряла ход, после чего была расстреляна противником. В пользу этой версии говорит порванная левая гусеница.

Внутренние повреждения танка неизвестны, однако некоторые вещи могут говорить о серьезном повреждении некоторых агрегатов. На фото видно, что танк почти опустился днищем на грунт, настолько просела торсионная подвеска. Несмотря на все повреждения танка, его экипаж мог остаться в живых или, как минимум, покинуть подбитую машину. Люки экипажа были открыты и, по-видимому, уже после этого покрылись копотью.

Способ уничтожения танка остался неизвестным. Вероятно, снаряд или ракета попала в левый борт и поэтому пробоина отсутствует на опубликованных фотографиях. За попаданием мог последовать пожар, вследствие чего внешняя поверхность машины получила характерные повреждения, а торсионы не справились с термическими нагрузками и «сели». Тем не менее, возгорание не привело к детонации боекомплекта, и этот факт может опровергать версию о пробитии левого борта боевого отделения.

В качестве альтернативной версии, учитывающей сильное обгорание и прочие повреждения уничтоженного танка, можно рассмотреть использование реактивной артиллерии. Наконец, украинские СМИ могли не ошибиться, и танк действительно был уничтожен ракетно-бомбовым ударом с воздуха. Однако в таком случае возникают соответствующие не вполне приятные вопросы к летчикам украинских ВВС.

Некоторые вопросы может вызывать буксирный трос, закрепленный на одном из кормовых крюков сгоревшей машины. Этот нюанс может служить основанием для еще одной версии: танк был подбит и потерял возможность продолжать бой. После этого его попытались эвакуировать, однако по неким причинам бросили. Возможно, причиной этого стало начало обстрела, уничтожившего танк.

Так или иначе, инцидент с танком Т-64БМ «Булат» под Луганском подтверждает очевидный факт: любая бронемашина может быть повреждена или уничтожена. Однако некоторые особенности проекта Т-64БМ, а также «пиар-кампания», в свое время развернувшаяся вокруг него, придает ситуации неоднозначный вид. Проект «Булат» создавался с целью доведения характеристик серийных танков семейства Т-64 до уровня танка Т-84У. Для этого в ходе ремонта и модернизации техника получала новые двигатели, новую систему управления огнем и прицельные приспособления, динамическую защиту «Нож» а также набор прочей аппаратуры.

В многочисленных и не всегда объективных сравнениях с другими танками машина Т-64БМ регулярно получала хорошие оценки. Особых похвал удостаивались системы защиты, в частности динамическая защита «Нож». Серийное переоборудование имеющихся танков в соответствии с новым проектом стартовало в 2004 году. Ранее министерство обороны Украины планировало модернизировать до 400 танков Т-64, однако ограниченные финансовые возможности заставили серьезно сократить заказ. В 2004 году был подписан контракт на обновление 85 серийных танков Т-64. Первая партия из 56 «Булатов» была передана войскам в 2008 году. К 2012 году количество этих танков достигло 76.

С начала июля начали появляться сообщения об использовании танков Т-64БМ в боях с луганскими и донецкими «террористами». Уже 13 июля была уничтожена первая из машин этого типа. Активное участие в боях 1-й отдельной танковой бригады, вооруженной «Булатами», может говорить о том, что потери техники этого типа продолжатся. Дальнейшая эксплуатация техники этого типа в условиях реального конфликта позволит понять ее настоящий потенциал и эффективность. Тем не менее, уже сейчас понятно, что эффективность применения танков всех моделей будет прямо связана с уровнем подготовки экипажей и командования, а он оставляет желать лучшего.

По материалам сайтов:
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/
http://armor.kiev.ua/
http://segodnya.ua/

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *